Расширенный поиск

Постановление Правительства Калужской области от 17.10.2013 № 551

 



                   ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 октября 2013 г.                                               N 551


О  Концепции  миграционной
политики Калужской области
на период до 2025 года
                              

     В целях выполнения решения Совета при  полномочном  представителе
Президента Российской Федерации в Центральном  федеральном  округе  от
14.12.2012 о разработке проектов региональных  концепций  миграционной
политики на период до 2025 года  с  учетом  региональных  особенностей
Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Одобрить прилагаемую Концепцию миграционной политики Калужской
области на период до 2025 года (далее - Концепция).
     2. Органам   исполнительной   власти   Калужской   области    при
планировании  и  осуществлении  мероприятий   в   области   управления
социально-экономическими процессами учитывать положения Концепции.
     3. Рекомендовать органам  местного  самоуправления  муниципальных
районов  и  городских  округов  Калужской  области  в   рамках   своей
компетенции разработать планы мероприятий по реализации Концепции.
     4. Рекомендовать  работодателям  и  заказчикам   работ   (услуг),
планирующим привлечение  и  использование  иностранной  рабочей  силы,
создавать  социально-бытовые  условия,  необходимые   для   проживания
иностранных   работников,   соответствующие    санитарно-гигиеническим
требованиям.
     5. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  с   момента   его
официального опубликования.


Губернатор Калужской области                             А.Д.Артамонов



                                                            Приложение
                                         к постановлению Правительства
                                                     Калужской области
                                                   от 17.10.2013 N 551
                                                                    
                                                                    
                              КОНЦЕПЦИЯ
          миграционной политики Калужской области на период
                             до 2025 года

     Концепция миграционной политики Калужской области  на  период  до
2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями
Концепции Государственной миграционной политики  Российской  Федерации
на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской  Федерации
13.06.2012,  Указом  Президента  Российской  Федерации  от  14.09.2012
N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию  содействия
добровольному переселению  в Российскую  Федерацию  соотечественников,
проживающих за рубежом" (в ред. Указа Президента Российской  Федерации
от 14.06.2013  N 565),  Стратегией  социально-экономического  развития
Калужской   области   до 2030   года,   утвержденной    постановлением
Правительства    Калужской     области     от     29.06.2009     N 250
(в ред. постановления Правительства Калужской  области  от  13.07.2012
N 353), Стратегией развития трудовых  ресурсов  Калужской  области  до
2020 года, утвержденной постановлением Правительства Калужской области
от 15.12.2008 N 487  (в  ред.  постановления  Правительства  Калужской
области от 06.03.2013 N 118).
     Концепция представляет собой систему принципов,  целей,  задач  и
приоритетных   направлений   деятельности    исполнительных    органов
государственной власти Калужской области по регулированию миграционных
процессов на территории Калужской области.

           I. Современное состояние и перспективы развития
               миграционных процессов Калужской области

     Калужская  область  имеет  выгодное   географическое   положение,
благоприятные экологические и климатические условия. Она расположена в
центре  европейской  части  России  к  юго-западу   от Москвы.   Через
территорию Калужской  области  проходят  важнейшие  железнодорожные  и
автомобильные  магистрали,  по  которым   осуществляются   местные   и
транзитные связи не только с регионами России, но и странами  ближнего
зарубежья.  Калужская  область   имеет   развитую   промышленность   и
транспортную инфраструктуру.
     В Калужской области проживает  более  1  млн.  жителей.  Трудовые
ресурсы составляют 60,6 процента от  общей  численности  населения.  С
2001 года  по  2012  год  в Калужской  области  наблюдалась  тенденция
сокращения населения (с 1060,3 до 1008,2 тыс. человек).
     С 2006  года  в  регионе  отмечаются  положительные  тенденции  в
процессах  воспроизводства  населения  (рост   рождаемости,   снижение
смертности,     сокращение     естественной     убыли),      ожидаемая
продолжительность жизни возросла с 66 до 69,5.
     Специфика миграционных процессов в Калужской  области  состоит  в
том,  что сальдо  миграции,  являясь  положительным,  не  обеспечивает
заметной компенсации убыли населения. В 2012 году  оно составило  1399
человек и лишь  на 34,6  процента  компенсировало  естественную  убыль
населения. Данные  об абсолютной  убыли  населения  Калужской  области
приведены в Таблице 1.

                                                             Таблица 1
                                                             (человек)

-----------------------------------------------------------------
| Годы |  Естественная   |   Миграционный    | Абсолютная убыль |
|      | убыль населения | прирост населения |    населения     |
|------+-----------------+-------------------+------------------|
| 2011 |     - 4513      |       3551        |      - 962       |
|------+-----------------+-------------------+------------------|
| 2012 |     - 4043      |       1399        |      - 2644      |
-----------------------------------------------------------------

     На   фоне   продолжающегося   процесса    урбанизации    регионов
Центрального федерального округа в 2012  году  в  области  имел  место
механический прирост городского населения.  Сальдо  миграции  в города
составило 725 человек. Данная тенденция сохраняется и в 2013  году.  В
межрегиональном потоке в связи с близостью Москвы отмечается ежегодная
миграционная  убыль  в  размере  1,5-3  тыс.  человек.   Международный
миграционный прирост, в основном из ближнего зарубежья, составляет 3-6
тыс. человек в год. Данные о миграционном приросте  за 2011-2012  годы
указаны в Таблице 2.

                                                             Таблица 2
                                                             (человек)

---------------------------------------------------------------------------------------------------
|                     |              2011 год               |              2012 год               |
|---------------------+-------------------------------------+-------------------------------------|
| Миграционные потоки | Прибывшие | Выбывшие | Миграционный | Прибывшие | Выбывшие | Миграционный |
|                     |           |          |   прирост    |           |          |   прирост    |
|---------------------+-----------+----------+--------------+-----------+----------+--------------|
|        Всего        |   22842   |  19291   |     3551     |   27782   |  26383   |     1399     |
|---------------------+-----------+----------+--------------+-----------+----------+--------------|
| Внутрирегиональные  |   7123    |   7123   |      -       |   8970    |   8970   |      -       |
|---------------------+-----------+----------+--------------+-----------+----------+--------------|
|   Межрегиональные   |   9099    |  11713   |   - 2614     |   11816   |  14731   |   -  2915    |
|---------------------+-----------+----------+--------------+-----------+----------+--------------|
|    Международные    |   6620    |   455    |     6165     |   6996    |   2682   |     4314     |
|---------------------+-----------+----------+--------------+-----------+----------+--------------|
|   Со странами СНГ   |   6262    |   369    |     5893     |   6689    |   2531   |     4158     |
|---------------------+-----------+----------+--------------+-----------+----------+--------------|
|  Другие зарубежные  |    358    |    86    |     272      |    307    |    151   |      156     |
|       страны        |           |          |              |           |          |              |
---------------------------------------------------------------------------------------------------

     Рост   положительного   сальдо   миграции   в   2011-2012   годах
свидетельствует о том, что рынок труда  Калужской  области  становится
все более привлекательным для иностранцев.
     В 2012  году  на  территории  Калужской  области  в  соответствии
с законодательством поставлены на  миграционный  учет  153963  (в 2011
году  -  136752)  иностранных   гражданина,   что   является   третьим
показателем в Центральном федеральном округе. На основании  разрешения
на  временное  проживание  проживало  12482  (в 2011 году   -   11697)
иностранных  граждан.  Квота   на   выдачу   разрешений   на временное
проживание  на  2013  год  составила  1500 разрешений  и   реализована
по состоянию на 27 сентября 2013 года на 97 процентов.
     С каждым годом увеличивается количество иностранных граждан и лиц
без гражданства, имеющих вид на жительство. По сравнению с 2012  годом
число иностранных граждан, постоянно проживающих в Калужской  области,
увеличилось на 1328 человек и составило 6567 человек.
     В 2012 году было выдано 10442 патента на  осуществление  трудовой
деятельности.
     Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в 2012
году составила 26386 человек и реализована на 100 процентов.
     Соотношение числа выданных иностранным  гражданам  разрешений  на
работу и полученных от работодателей уведомлений о заключении  с  ними
трудового договора  (гражданско-правового  договора)  увеличивается  с
каждым годом. Количество незаконно занятых в производстве  иностранных
граждан  колеблется  в  пределах  5 процентов  от  общей   численности
иностранных граждан, получивших разрешение на работу.
     Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие  сегодня
в регион, по сравнению с их предшественниками, обладают  более  низким
уровнем      образования,    знания       русского        языка      и
профессионально-квалификационной подготовки.
     Переселение мигрантов на постоянное место жительства в  Калужскую
область  становится  одним  из   источников   увеличения   численности
населения    региона,    а привлечение    востребованных    экономикой
высококвалифицированных    и квалифицированных     кадров     является
необходимостью для ее поступательного развития.
     Одной из мер восполнения численности населения Калужской  области
являлась региональная программа по оказанию  содействия  добровольному
переселению  в Калужскую  область  соотечественников,  проживающих  за
рубежом, на 2007 2012 годы,  утвержденная  Законом  Калужской  области
"О региональной   программе   по оказанию   содействия   добровольному
переселению в  Калужскую  область  соотечественников,  проживающих  за
рубежом, на 2007-2012 годы"  (в  ред.  законов  Калужской  области  от
01.12.2008 N 490-ОЗ, от 11.01.2011 N 97-ОЗ, от 24.02.2012 N 257-ОЗ, от
04.06.2012 N 291-ОЗ) (далее - Региональная программа).
     Реализация Региональной программы фактически  началась  с  ноября
2007 года. Особенность Региональной программы в том,  что  территорией
вселения является вся  Калужская  область.  За период  2007-2012  годы
планировалось  переселить   13822 соотечественника,   в   т. ч.   7960
участников Региональной программы  и 5862 члена  их  семей.  Из  19810
рассмотренных  анкет  соотечественников,  поступивших  из   Управления
Федеральной миграционной службы по Калужской области, было согласовано
13206   анкет.   Переехало   в   Калужскую   область   9168 участников
Региональной          программы         (с       учетом         членов
семей - 16589 соотечественников).
     Региональная программа способствовала  достижению  положительного
миграционного  баланса   в Калужской   области,   позволила   частично
компенсировать естественную убыль населения  на  территории  Калужской
области и частично компенсировать  дефицит  квалифицированных  кадров,
особенно в бюджетной сфере.
     Региональная  программа  по оказанию   содействия   добровольному
переселению  в Калужскую  область  соотечественников,  проживающих  за
рубежом, на 2013  2015 годы  согласована  распоряжением  Правительства
Российской   Федерации   от   20.07.2013   N 1266-р    и    утверждена
постановлением Правительства Калужской области от 26.07.2013 N 380.
     Прогноз   демографического   развития   миграционных    процессов
Калужской области на период до 2025 года показывает, что, несмотря  на
снижение  темпов  сокращения  численности  населения,  темпы  снижения
численности трудовых ресурсов  остаются  постоянными,  что  связано  с
процессом старения населения и увеличением его среднего возраста.
     В  данной  ситуации  остается  значимым  сохранение  и  некоторое
увеличение существующего миграционного прироста. Данные о коэффициенте
миграционного прироста указаны в Таблице 3.
                                                             Таблица 3

----------------------------------------------------------------------
|          Демографический показатель           |        Годы        |
|                                               |--------------------|
|                                               | 2012 | 2015 | 2025 |
|-----------------------------------------------+------+------+------|
| Коэффициент миграционного прироста на 10 тыс. |  14  |  20  |  20  |
| человек населения Калужской области           |      |      |      |
----------------------------------------------------------------------

               II. Цель, принципы, задачи и приоритеты
               миграционной политики Калужской области

     1. Основной целью регулирования миграционных процессов  Калужской
области является обеспечение  устойчивого  социально-экономического  и
демографического   развития   региона,   удовлетворение   потребностей
экономики в трудовых ресурсах, рациональное  размещение  населения  на
территории  Калужской  области,  использование   интеллектуального   и
трудового потенциала мигрантов.
     Индикаторами  достижения  цели  являются  показатели  численности
населения, дефицита трудовых ресурсов, доля нелегальной миграции.
     2. Основные принципы миграционной политики в Калужской области:
     а) исполнение  Конституции  Российской   Федерации,   федеральных
законов, иных нормативных правовых актов и международных  обязательств
в области миграции;
     б) защита  прав  и  свобод  человека  на  основе   законности   и
неуклонного соблюдения норм международного права;
     в) защита рынка труда Калужской области;
     г) обеспечение общественной безопасности на территории  Калужской
области;
     д) соблюдение  и  защита  прав   мигрантов,   недопустимость   их
дискриминации по признаку  расы,  языка,  происхождения,  отношения  к
религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям;
     е) дифференцированный  подход   к   решению   проблем   различных
категорий  мигрантов,  приоритетное  оказание  государственной  помощи
наиболее  нуждающимся  категориям   -   вынужденным   переселенцам   и
соотечественникам,  прибывшим  в Калужскую   область;   содействие   и
стимулирование    добровольного     переселения     соотечественников,
проживающих    за    рубежом;     создание     оптимальных     условий
для самообеспечения мигрантов;
     ж) взаимодействие  органов  государственной  власти   и   органов
местного самоуправления Калужской  области  с  различными  институтами
гражданского  общества,  национальными  объединениями.  Открытость   и
доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях
в рамках реализации государственной миграционной  политики  Российской
Федерации;
     з) развитие  сотрудничества  Калужской  области  с   республиками
бывшего СССР по регулированию миграционных процессов.
     3. Основные задачи миграционной политики в Калужской области:
     а) миграционное замещение естественной убыли коренного  населения
за счет привлечения на постоянное место жительства  соотечественников,
проживающих за рубежом;
     б) создание  условий  и  стимулов  для  переселения  в  Калужскую
область на постоянное место жительства соотечественников,  проживающих
за рубежом, эмигрантов;
     в) содействие  адаптации  и  интеграции  мигрантов   с   участием
национальных объединений, формированию конструктивного  взаимодействия
между мигрантами и принимающим сообществом;
     г) противодействие незаконной миграции;
     д) содействие развитию внутренней миграции;
     е) содействие   в   создании   эффективно   действующей   системы
иммиграционного   контроля   и   преодоление   возможных    негативных
последствий миграции.
     4. Приоритетные  направления  миграционной   политики   Калужской
области:
     а) в  сфере  улучшения  демографической  ситуации   в   Калужской
области:
     - создание оптимальных  условий  для  привлечения  и  закрепления
соотечественников,  проживающих  за  рубежом,  на   постоянное   место
жительства в Калужскую область;
     - обеспечение  гарантий  государственной  поддержки   вынужденным
переселенцам и соотечественникам, прибывшим в Калужскую область;
     - сокращение оттока населения в репродуктивном возрасте из села в
город, в другие субъекты Российской Федерации и  за  рубеж  на  основе
улучшения  уровня  жизни  населения  и   совершенствования   механизма
социального партнерства в Калужской области;
     - развитие системы государственной поддержки отдельных  категорий
граждан (в том числе молодых семей,  молодых  ученых  и  специалистов,
сельского населения) в обеспечении жильем и улучшении жилищных условий
путем  формирования  соответствующих   правовых,   организационных   и
финансово-кредитных условий;
     - необходимость учета демографической  и  миграционной  ситуаций,
конъюнктуры рынка труда трудонедостаточных  районов  при  формировании
областного и местного бюджета, межбюджетных отношений;
     - активизация  целевого  жилищного  строительства  на  территории
Калужской области на основе  расширения  источников  финансирования  и
увеличения доли внебюджетных средств и кредитных ресурсов, в том числе
с возможностью участия в действующих федеральных и областных  жилищных
программах, а также с использованием механизмов  ипотечного  жилищного
кредитования;
     - внедрение механизмов субсидирования частичной или полной оплаты
первоначального взноса по договорам  о  приобретении  жилья  отдельным
категориям жителей области, нуждающимся в улучшении  жилищных  условий
или строительстве жилья;
     б) в   сфере   обеспечения   социально-экономического   комплекса
Калужской области квалифицированными кадрами:
     - развитие   рынка   труда,    обеспечивающего    территориальную
мобильность рабочей силы и прогрессивные сдвиги в структуре  занятости
(молодежь, женщины, инвалиды), на основе создания  новых  и  повышения
эффективности существующих рабочих мест, улучшения  условий  и  оплаты
труда, развития малого предпринимательства;
     - повышение эффективности регулирования объемов внешней  трудовой
миграции  и  качества  ее структуры  в  соответствии  с  потребностями
социально-экономического     комплекса     Калужской     области     в
квалифицированных кадрах  и возможностями  их  обеспечения  на  основе
подготовки предложений  по совершенствованию  механизма  квотирования,
привлечения и использования иностранной  рабочей  силы.  Осуществление
мониторинга рынка труда иностранной рабочей силы;
     - разработка механизмов привлечения  мигрантов,  учитывая  страны
их происхождения,   профессиональные,    квалификационные    и    иные
характеристики отбора специалистов;
     - сотрудничество органов исполнительных власти Калужской  области
и органов местного самоуправления с переселенческими  и  общественными
организациями, в том числе по  осуществлению  совместных  проектов  по
созданию рабочих мест и строительству жилья;
     - обеспечение     взаимодействия     заинтересованных     органов
исполнительной  власти  Калужской  области  с  федеральными   органами
исполнительной власти  в решении  проблем  трудовой  миграции  в целях
усиления контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей
силы, защиты отечественного  рынка  труда,  обеспечения  приоритетного
права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест;
     - заключение  и  соблюдение   работодателями   условий   трудовых
договоров иностранных работников;
     - содействие в  проведении  территориальным  органом  Федеральной
миграционной службы в пределах своей компетенции комплексных  проверок
законности трудовой деятельности иностранных граждан;
     - совершенствование   информационно-аналитического    обеспечения
управления миграционными потоками за счет формирования  единого  банка
данных,  в  котором  отражается  информация   о   каждом   иностранном
гражданине;
     - содействие развитию внутренней трудовой миграции, в  том  числе
повышение информированности населения о  возможностях  трудоустройства
при   переезде   и переселении   в   другую   местность,   определение
приоритетных профессий (специальностей),  востребованных  на областном
рынке   труда,   с   целью   повышения    эффективности    организации
профессионального обучения  и  переподготовки  безработных  граждан  и
совершенствование  регионального  банка  вакансий,  в  том   числе   с
размещением информации о работодателях, предоставляющих жилье;
     - развитие  межрегионального  взаимодействия  в  целях  повышения
трудовой  мобильности  граждан  Российской  Федерации,  в  том   числе
заключение соглашений о сотрудничестве в сфере занятости населения,  а
также совершенствование  системы  обмена  информацией  о  возможностях
трудоустройства граждан Российской Федерации в другой местности;
     в) в сфере содействия адаптации и интеграции мигрантов:
     - содействие  развитию  в   обществе   культуры   межнациональных
и межрелигиозных отношений, формированию у  мигрантов  и  принимающего
сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии,
национальной и расовой нетерпимости;
     - противодействие   социальной    исключенности    мигрантов    и
формированию этнических анклавов;
     - создание инфраструктуры,  обеспечивающей  содействие  адаптации
и интеграции,  включая  центры  информационной  и  правовой  поддержки
мигрантов,  курсы  изучения  языка,  истории  и  культуры   Российской
Федерации;
     - разработка, внедрение и реализация комплексных  мероприятий  по
адаптации  и интеграции  мигрантов  и  членов  их  семей   на   основе
взаимодействия исполнительных органов государственной власти,  органов
местного самоуправления  Калужской  области,  институтов  гражданского
общества, национальных объединений и бизнеса;
     - совершенствование взаимодействия органов государственной власти
и местного самоуправления с социально ориентированными некоммерческими
организациями Калужской области, содействующими адаптации и интеграции
мигрантов;
     - учебно-методическое  обеспечение   реализации   государственной
миграционной политики на территории Калужской области;
     г) в сфере обеспечения контроля  за  миграционными  процессами  в
Калужской  области  и  преодоления  возможных  негативных  последствий
миграции:
     - обеспечение  мер  по  определению   квот   на   привлечение   и
использование    иностранных    работников,    а    также    повышение
ответственности органов  исполнительной  власти  Калужской  области  в
рамках своих полномочий;
     - оказание   содействия    в    совершенствовании    деятельности
территориальных органов  федеральных  органов  исполнительной  власти,
осуществляющих   иммиграционный   контроль   на территории   Калужской
области;
     - оказание  содействия  в  усилении   контроля   за   соблюдением
иностранными  работниками  и  лицами  без  гражданства  установленного
порядка въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации и принятие
в   рамках   своей   компетенции    мер    в отношении    нарушителей,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;
     - подготовка предложений по совершенствованию системы  выдворения
(депортации) иностранных работников и лиц без гражданства,  нарушивших
правила пребывания на  территории  Российской  Федерации,  обеспечение
деятельности  центра  временного  содержания  иностранных  работников,
подлежащих  административному   выдворению   за   пределы   Российской
Федерации;
     - расширение  обмена   информацией   правоохранительных   органов
с заинтересованными органами исполнительной власти  Калужской  области
по проблемам, связанным с незаконной миграцией.

             III. Информационно-аналитическое обеспечение
                   реализации миграционной политики
                          Калужской области

     Информационно-аналитическое обеспечение  реализации  миграционной
политики Калужской области предусматривает:
     а) расширение использования информационных технологий для анализа
миграционной ситуации;
     б) выступление  в  средствах  массовой  информации  руководителей
исполнительных  органов  государственной  власти  Калужской   области,
органов  местного   самоуправления   Калужской   области,   институтов
гражданского  общества,   общественных   объединений   и   религиозных
организаций  по   актуальным   вопросам,   связанным   с   реализацией
миграционной политики Калужской области;
     в) осуществление исполнительными органами государственной  власти
Калужской области и органами местного самоуправления Калужской области
с участием   институтов   гражданского   общества   и   журналистского
сообщества  мониторинга  публикаций  печатных  и  электронных  средств
массовой  информации  по  вопросам  реализации  миграционной  политики
Калужской области;
     г) проведение научно-исследовательских разработок для  анализа  и
прогноза миграционной ситуации,  мониторинга  и  оценки  эффективности
различных миграционных программ.

                  IV. Механизм реализации Концепции

     Механизм реализации Концепции предусматривает:
     а) объединение действий органов законодательной и  исполнительной
власти всех уровней,  государственных,  муниципальных  и  общественных
организаций,     направленных     на совершенствование      управления
миграционными процессами и улучшение миграционной ситуации;
     б) подготовку  предложений   по   совершенствованию   нормативных
правовых актов по вопросам миграции;
     в) содействие  включению  задач  и  мероприятий   по   реализации
миграционной политики Калужской области  в  государственные  программы
Российской Федерации и государственные программы Калужской области;
     г) реализацию Государственной программы  по  оказанию  содействия
добровольному переселению в  Российскую  Федерацию  соотечественников,
проживающих за рубежом;
     д) поддержку  исполнительными  органами  государственной   власти
Калужской  области  совместно  с  органами   местного   самоуправления
Калужской области деятельности хозяйствующих субъектов  малонаселенных
районов региона.

             V. Оценка эффективности реализации Концепции

     Реализация приоритетных направлений  Концепции  позволит  к  2025
году:
     1. Увеличить коэффициент миграционного прироста населения до 20.
     2. Привлечь на  постоянное  место  жительства  не  менее  70 тыс.
соотечественников, проживающих за рубежом.
     3. Не допустить долю нелегальной миграции выше 5 процентов.


Информация по документу
Читайте также