Расширенный поиск

Постановление Правительства Калужской области от 26.07.2013 № 380

 

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

26 июля 2013 г. 

№ 380

 

 

Об утверждении государственной  программы Калужской области "Оказание содействия добровольному  переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом

 

(В редакции Постановления Правительства Калужской области

        от16.09.201г.№476;         от01.11.2013г.№590;

         от18.12.2013г.№701;       от31.12.2013г.№766;

         от13.03.2014г.№171;       от 05.11.2014 г. № 640;

          от 08.06.2015 г. № 299; от 21.01.2016 г. № 15)

 

 

В соответствии с Указом  Президента  Российской  Федерации от 14.09.2012 N 1289 "О реализации Государственной  программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую  Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 14.06.2013 N 565) Правительство Калужской области

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить государственную программу Калужской области "Оказание содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом" (прилагается). (В редакции Постановления Правительства Калужской области     от31.12.2013г.№766)

2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.

 

 

Губернатор Калужской области

А.Д.Артамонов

 

 

 

Приложение

к Постановлению

Правительства Калужской области

от 26 июля 2013 г. N 380

 

Государственная программа Калужской области "Оказание содействия

добровольному  переселению  в  Калужскую  область   соотечественников,

проживающих за рубежом

 

(В редакции Постановлений Правительства Калужской области     от16.09.2013г.№476;      от01.11.2013г.№590;

    от18.12.2013г.№701;     от31.12.2013г.№766;

от 05.11.2014 г. № 640; от 08.06.2015 г. № 299;

                   от 21.01.2016 г. № 15)

 


I. Паспорт государственной программы  Калужской  области  "Оказание

содействия   добровольному    переселению    в    Калужскую    область

соотечественников, проживающих за рубежом

 

N п/п

Наименование Программы

Государственная программа  Калужской  области  "Оказание содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников,  проживающих  за  рубежом  (далее   -   Программа)*

1

Заказчик-координатор Программы

Министерство труда и социальной защиты Калужской области (до 2015 года – министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области)

2

Заказчики Программы

Министерство труда и социальной защиты Калужской области (до 2015 года – министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области), министерство сельского хозяйства Калужской области, министерство образования и науки Калужской области, министерство культуры и туризма Калужской области, министерство здравоохранения Калужской области

3

Разработчик Программы

Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области

4

Дата принятия

решения о разработке

Распоряжение Губернатора Калужской области от 11.10.2012 N 106-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013-2015 годы)"

5

Дата согласования Правительством

Российской Федерации

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 N 1266-р

(В редакции Постановлений Правительства Калужской области     от16.09.2013г.№476)

6

Уполномоченный орган исполнительной власти Калужской области, ответственный за реализацию Программы

Министерство труда и социальной защиты Калужской области (до 2015 года – министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области) (далее – Уполномоченный орган)

7

Цель Программы

Стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Калужскую область <*>

8

Задачи Программы

1. Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом (увеличение миграционного притока населения Калужской области).

2. Регулирование миграционных потоков в целях обеспечения экономики Калужской области кадрами необходимых профессий и уровня образования, а также миграционного замещения естественной убыли населения; увеличение численности трудовых ресурсов Калужской области.

3. Оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных услуг участникам Программы и членам их семей

9

Целевые индикаторы и показатели (основные показатели эффективности Программы)

Наименование показателя

Значение по годам

2013

2014

2015

9.1

Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 10.03.2009 № 262, от 30.06.2009 № 716, от 12.01.2010 № 60, от 14.09.2012 № 1289, от 11.07.2013 № 621, от 04.04.2014 № 201, от 01.07.2014 № 483, от 25.07.2014 № 531, от 19.12.2014 № 792) (далее – Государственная программа), и членов их семей, прибывших в Калужскую область и зарегистрированных в Управлении Федеральной миграционной службы по Калужской области (далее – УФМС России по Калужской области) (человек)

5120

8500

8500

Из них:

по проекту переселения «Территория вселения – Калужская область»

4630

8420

8420

по проекту переселения «Сельское хозяйство»

200

15

15

по проекту переселения «Образование»

240

40

40

по проекту переселения «Объекты туриндустрии»

50

25

25

9.2

Доля расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий (%)

70

80

9.3

 

Миграционный прирост населения Калужской области, в том числе за счет прибывших соотечественников (тыс. человек)

1,6

1,9

1,5»

10

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство труда и социальной защиты Калужской области (до 2015 года – министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области), министерство сельского хозяйства Калужской области, министерство образования и науки Калужской области, министерство культуры и туризма Калужской области, министерство здравоохранения Калужской области

11

Этапы и сроки реализации Программы

Общий срок реализации Программы - 2013-2015 годы, в один этап

12

Перечень основных мероприятий Программы

1. Нормативное правовое обеспечение реализации Программы.

2. Предоставление участникам Государственной программы и членам их семей услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирования о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Содействие временному и постоянному жилищному обустройству участников Государственной программы.

4. Выплата единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Территория вселения - Калужская область", в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области.

5. Выплата единовременного пособия участникам Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Сельское хозяйство" и создавшим крестьянское (фермерское) хозяйство либо зарегистрировавшимся в качестве индивидуального предпринимателя, видом деятельности которого является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области.  (В редакции Постановления Правительства Калужской области от 05.11.2014 г. № 640)

6. Выплата единовременного пособия участникам Государственной программы и членам семей участников Государственной программы, прибывшим по проекту переселения "Образование", обучающимся в государственных профессиональных образовательных организациях или федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и их филиалах, расположенных на территории Калужской области, по востребованным специальностям (профессиям) и направлениям подготовки, в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области.  (В редакции Постановления Правительства Калужской области от 05.11.2014 г. № 640)

7. Выплата единовременного пособия участникам Государственной программы, трудоустроенным на объекты туристской индустрии, прибывшим по проекту переселения "Объекты туриндустрии", в размере, на условиях и в порядке, установленных Правительством Калужской области.

8. Информационное обеспечение реализации Программы.

9. Мониторинг и размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники", информации об уровне обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных территорий, возможности трудоустройства и получения профессионального образования, оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Государственной программы. Проведение социологических исследований среди соотечественников по вопросам реализации Программы.  (В редакции Постановления Правительства Калужской области от 05.11.2014 г. № 640)

10. Техническое обеспечение рабочих мест в Уполномоченном органе и центрах занятости населения городов и районов Калужской области для сопровождения Программы (обеспечение изготовления и приобретение информационных стендов, техники, оборудования, расходных материалов, канцелярских товаров).

11. Обеспечение оказания бесплатной плановой первичной медико-санитарной и специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи (далее - бесплатная плановая медицинская помощь) участникам Государственной программы и членам семей участников Государственной программы до получения ими разрешения на временное проживание.  (В редакции Постановления Правительства Калужской области от 05.11.2014 г. № 640)

13

Объемы и источники финансирования Программы

тыс. руб.

Источник финансирования

Всего

В том числе по годам:

2013

2014

2015

Областной бюджет <*>

15142,0

2732,5

5669,5

6740,0

Федеральный бюджет

40236,1

 

22538,4 <**>

17697,7 <***>

Итого

55378,1

2732,5

28207,9

24437,7

 

<*> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются при принятии закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

<**> В соответствии с соглашением от 18.06.2014 № 176 между Министерством регионального развития Российской Федерации и Правительством Калужской области о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету Калужской области на реализацию мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, включенной в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, по итогам реализации по состоянию на 1 января 2014 года региональной программы переселения из федерального бюджета бюджету Калужской области предоставлена субсидия в размере 22538,4 тыс. рублей.

<***> В соответствии с соглашением от 13.04.2015 № КР1/74116 между Федеральной миграционной службой и Правительством Калужской области о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Калужской области на реализацию мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, включенной в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, по итогам реализации по состоянию на 1 января 2015 года региональной программы переселения из федерального бюджета бюджету Калужской области предоставлена субсидия в размере 13207,9 тыс. рублей.

В соответствии с соглашением от 12.12.2014 № КР-1/14-19750 между Федеральной миграционной службой и Правительством Калужской области о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету Калужской области на реализацию мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, включенной в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в целях обеспечения приема и обустройства участников Государственной программы и членов их семей из числа лиц, вынужденно покинувших Украину и поставленных на учет в Калужской области, по состоянию на 15 октября 2014 года, в соответствии с изменениями региональных программ переселения, согласованными распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 № 1528-р, из федерального бюджета бюджету Калужской области предоставлена субсидия в размере 3022,3 тыс. рублей.

В соответствии с соглашением от 08.09.2015 № КР-1/7-11200 между Федеральной миграционной службой и Правительством Калужской области о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Калужской области на реализацию мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, включенной в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, по итогам реализации по состоянию на 1 января 2015 года региональной программы переселения из федерального бюджета бюджету Калужской области предоставлена субсидия в размере 1467,5 тыс. рублей.»

14

Ожидаемые конечные результаты

реализации Программы

В результате реализации Программы в 2013-2015 годах предполагается:

1. Обеспечить переселение на территорию Калужской области 22120 соотечественников, из них: 10974 участников Государственной программы и 11146 членов их семей, в том числе по годам: 2013 год – 5120 соотечественников (2900 участников Государственной программы и 2220 членов их семей); 2014 год – 8500 соотечественников (4037 участников Государственной программы и 4463 члена их семей); 2015 год – 8500 соотечественников (4037 участников Государственной программы и 4463 члена их семей).

2. Обеспечить трудовыми ресурсами организации Калужской области за счет привлечения на постоянное место жительства 21470 соотечественников по проекту переселения «Территория вселения – Калужская область», в том числе 10600 участников Государственной программы и 10870 членов их семей.

3. Содействовать развитию агропромышленного производства посредством привлечения в Калужскую область 230 соотечественников в рамках проекта переселения «Сельское хозяйство», в том числе 134 участников Государственной программы и 96 членов их семей.

4. Увеличить численность молодежи, в том числе обучающейся в государственных профессиональных образовательных организациях или федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и их филиалах, расположенных на  территории Калужской области, за счет привлечения в Калужскую область 320 соотечественников в рамках проекта переселения «Образование», в том числе 180 участников Государственной программы и 140 членов их семей.

5. Оказать содействие развитию туриндустрии Калужской области посредством привлечения в Калужскую область 100 соотечественников в рамках проекта переселения «Объекты туриндустрии», в том числе 60 участников Государственной программы и 40 членов их семей. (В редакции Постановления Правительства Калужской области от 05.11.2014 г. № 640;

В редакции Постановления Правительства Калужской области от 21.01.2016 г. № 15)

6. Создать предпосылки для улучшения демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства на территорию Калужской области.

7. Повысить имидж Калужской области и Российской Федерации среди соотечественников, проживающих за рубежом


 

--------------------------------

<*> Формат Программы утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2570-р "Об утверждении типовой программы субъекта Российской  Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.02.2013 N 33 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

 

II. Общая характеристика сферы реализации Программы

 

Общие положения

 

Необходимость разработки Программы обусловлена потребностью Калужской области в дополнительных трудовых ресурсах и нормализации демографической ситуации.

Программа разработана в развитие Государственной программы, Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, одобренной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 13.07.2012 N 353), Стратегии развития трудовых ресурсов Калужской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Калужской области от 15.12.2008 N 487 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 06.03.2013 N 118), и является продолжением региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы, утвержденной Законом Калужской области "О региональной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы" (далее - Региональная программа).

Особенностью Программы является то, что территорией вселения является вся Калужская область, что значительно расширяет возможности соотечественника в выборе места жительства и работы.

Участники Государственной программы и члены их семей при переселении на постоянное место жительства в Калужскую область имеют возможность:

а) осуществлять трудовую деятельность по специальностям, востребованным на региональном рынке труда;

б) получать начальное профессиональное, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование (далее - профессиональное образование разного уровня);

в) заниматься предпринимательской деятельностью, сельскохозяйственной деятельностью;

г) заниматься иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью.

В составе Программы выделены проекты переселения:

1. "Территория вселения - Калужская область".

2. "Сельское хозяйство".

3. "Образование".

4. "Объекты туриндустрии".

Описание проектов переселения приведено в приложении N 4 к Программе.

Основные компоненты, определяющие демографическую динамику: рождаемость, смертность, миграция - имеют многофакторный характер и взаимосвязаны между собой.

Низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности, наблюдаемые в Российской Федерации и в Калужской области, в частности, с начала 90-х годов обуславливают естественную убыль населения как в городах, так и в сельской местности. Естественная убыль населения является основной причиной сокращения его численности. На протяжении последних 10 лет в Калужской области наблюдается процесс депопуляции.

С 2001 по 2012 год в Калужской области наблюдалась тенденция сокращения численности населения (с 1054,9 до 1008,2 тыс. человек).

Сокращение численности населения приводит к деформации возрастной структуры населения, снижению численности экономически активного населения.

Возрастно-половая структура населения Калужской области характеризуется процессом демографического старения: в 2011 году доля лиц моложе трудоспособного возраста составила 14,3%, трудоспособное население - 60,6%, лица старше трудоспособного возраста составили 25,1% от всей численности населения области. Таким образом, численность жителей старше трудоспособного возраста превысила численность детей и подростков в 1,8 раза.

Для изменения данной негативной тенденции наряду с мерами стимулирования естественного прироста населения необходимо активное и продуманное использование миграционного ресурса, что может качественно влиять на смягчение процессов депопуляции.

На протяжении последних лет Калужская область остается одной из наиболее миграционно привлекательных среди субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы переселения соотечественников. По состоянию на 31 декабря 2012 года в рамках Региональной программы в Калужскую область прибыло 16,6 тыс. соотечественников. В течение всего периода реализации Региональной программы наблюдалась положительная динамика. Численность соотечественников, прибывших в Калужскую область в 2007-2011 годах, составляет:

 

 

тыс. чел.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Всего

0,1

1,7

1,8

1,9

4,1

7,0

16,6

 

За период с ноября 2007 по 2012 год в Калужскую область переселилось 16,6 тыс. соотечественников.

Переселение в Калужскую область соотечественников способствует достижению положительного миграционного баланса в регионе. Миграционный прирост населения Калужской области составил:

 

тыс. чел.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2,8

2,7

2,5

0,6

3,6

1,4

 

В случае прекращения реализации в Калужской области Государственной программы будет наблюдаться снижение миграционного прироста в Калужской области.

Необходимость привлечения в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, обусловлена экономическими преобразованиями, происходящими в Калужской области. Это в первую очередь эффективная инвестиционная политика. Крупные инвестиционные потоки концентрируются прежде всего в создаваемых в Калужской области технологических и индустриальных парках, оборудованных необходимой инженерной инфраструктурой. Дальнейшая активная работа с иностранными и российскими инвесторами позволяет прогнозировать последующий рост инвестиций в основной капитал, потребность в трудовых ресурсах.

Ситуация на рынке труда Калужской области на протяжении ряда последних лет характеризуется тенденцией к снижению предложения рабочей силы при заметном повышении спроса, особенно на высококвалифицированных работников. Формирование новых рабочих мест в создаваемых организациях требует увеличения численности работающих.

По данным прогноза, в 2013-2017 годах Калужской области потребуется 82,2 тыс. рабочих и специалистов. Из них 23,5 тыс. человек - на вновь создаваемые рабочие места и 58,7 тыс. человек - на замену выбывающих работников.

Наиболее высокая потребность приходится на рабочие специальности - 67%. Потребность в специалистах со средним профессиональным образованием - 15%. Потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием составляет 18%.

Актуальной проблемой развития сельских территорий является стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе: мелкого и среднего предпринимательства, фермерского хозяйства.

Возможности привлечения рабочих и специалистов из других регионов Российской Федерации ограниченны в силу аналогичных социально-демографических причин.

Дефицит рабочей силы в условиях конкуренции на рынке труда с близлежащим экономическим мегаполисом (г. Москва) является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала Калужской области.

 

Анализ рынка труда Калужской области

 

Численность экономически активного населения Калужской области сложилась следующим образом: 2010 год - 553,6 тыс. человек, 2011 год - 549,3 тыс. человек, 2012 год - 550,6 тыс. человек.

Устойчивый тренд на снижение доли занятых (в методологии баланса затрат труда) фиксировался в организациях системы образования, здравоохранения, транспорта и связи, предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Наиболее значимо возросла доля занятых в строительстве. Рост деловой активности иностранных инвесторов определил положительную динамику численности работников, занятых в организациях иностранной, а также совместной (российской и иностранной) форм собственности.

По итогам 2011 года наиболее весомые доли занятого населения были сосредоточены в обрабатывающих производствах (23,8%), оптовой и розничной торговле, автосервисе, бытовом обслуживании (15,2%), строительстве (10%), аренде и предоставлении услуг (8%). В среднесрочной перспективе эта тенденция сохранится.

Рост региональной экономики определяет позитивную ситуацию на рынке труда. Уровень общей безработицы в 2010 году составлял 6,5%, в 2011 году - 5,6%, в 2012 году - 4,3%. Стабильно сокращается уровень регистрируемой безработицы (в 2010 году - 1,2%, в 2011 году - 0,9%, в 2012 году - 0,8%). Достигнутое значение заметно ниже показателей как среди большинства регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО), так и в целом по Российской Федерации. Среднегодовая численность безработных устойчиво сокращается (2010 год - 6,9 тыс. человек, 2011 год - 5,3 тыс. человек, 2012 год - 4,2 тыс. человек). Средняя продолжительность безработицы по итогам 2012 года не превысила 4,7 месяца (3-я позиция среди регионов ЦФО).

В условиях складывающейся демографической ситуации, наличия дисбаланса спроса и предложения на рынке труда вопросы обеспечения трудовыми ресурсами становятся для работодателей наиболее актуальными, т.к. удовлетворять потребность в кадрах за счет безработных, состоящих на регистрационном учете, достаточно проблематично, учитывая, что треть из них не имеет профессионального образования. В структуре региональной экономики значимая доля принадлежит инвестиционным организациям. С 2006 года заключено более 100 соглашений с инвесторами, а общий объем инвестиций превысил 330 млрд. рублей. Инвесторами создано более 16 тыс. рабочих мест из 30 тыс. запланированных.

Коэффициент напряженности на региональном рынке труда стабильно снижается: в 2010 году он составлял 0,9 ед., в 2011 году - 0,7 ед., в 2012 году - 0,5 ед. Суммарная потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест составляла: 2010 год - 63,9 тыс. единиц, 2011 год - 59,9 тыс. единиц, 2012 год - 65,9 тыс. единиц. На 1 ищущего работу стабильно приходится более двух вакансий, что свидетельствует о существенной потребности в кадрах.

Структура заявленной работодателями потребности в работниках претерпела некоторые изменения. Доля вакансий организаций обрабатывающих производств составила 31,3% (в 2011 году - 30,4%, в 2010 году - 25,1%), доля строительных организаций - 18,2% (в 2011 году - 12,2%, в 2010 году - 20,6%), доля сельскохозяйственных организаций - 7,2% (в 2011 году - 8,2%, в 2010 году - 6,8%), доля организаций, ведущих оптовую и розничную торговлю, занимающихся ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного использования, - 5,9% (в 2011 году - 7,6%, в 2010 году - 10,2%), доля организаций сферы государственного управления и обеспечения военной безопасности - 4,7% (в 2011 году - 4,7%, в 2010 году - 5,8%), доля организаций, предоставляющих прочие коммунальные, социальные и персональные услуги, - 3,2% (в 2011 году - 3,6%, в 2010 году - 2,7%), доля организаций, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды, - 1,8% (в 2011 году - 1,7%, в 2010 году - 1%), доля организаций сферы транспорта и связи - 4,2% (в 2011 году - 3,5%, в 2010 году - 2,8%), доля гостиниц и ресторанов - 2,1% (в 2011 году - 2%, в 2010 году - 1,6%), доля организаций, ведущих добычу полезных ископаемых, - 0,7% (в 2011 году - 0,5%, в 2010 году - 0,4%).

Структура потребности в рабочей силе в разрезе профессионально-квалификационных групп работников на начало 2013 года представлена в таблице:


 

Группа

Доля в общей потребности (%)

Руководители (представители органов исполнительной власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, и организаций)

4,6

Специалисты высшего уровня квалификации

12,7

Специалисты среднего уровня квалификации

8,0

Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием

0,3

Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности

4,5

Квалифицированные рабочие сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства

5,7

Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных организаций, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр

33,9

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики

17,0

Неквалифицированные рабочие

13,3


 

Перечень наиболее востребованных профессий и специальностей практически не меняется. Наибольшим спросом у работодателей пользуются подсобные рабочие, слесари, станочники, водители, монтажники, рабочие строительных специальностей, машинисты, швеи, сварщики, продавцы, техники, трактористы, инженеры, медицинские работники.

В 2012 году наибольшее количество вакансий в органы службы занятости населения Калужской области поступило (с учетом заявленных на начало года) от организаций г. Калуги (31,7% от общего числа вакансий), г. Обнинска (11,3%), Малоярославецкого (7,5%), Боровского (7,1%), Жуковского (6,3%), Думиничского (5,6%) районов.

Эффективность рынка труда зависит от сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, возможности перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с требованиями экономики. Хронический дисбаланс как в квалификационном, так и в территориальном аспектах усугубляется недостаточной трудовой мобильностью населения, отсутствием жесткой ориентации системы профессионального образования на потребности рынка труда. Министерством труда, занятости и кадровой политики Калужской области заключены соглашения о межрегиональном сотрудничестве в сфере занятости населения с органами службы занятости 31 субъекта Российской Федерации. Однако неблагоприятная демографическая ситуация, характерная для большинства субъектов Российской Федерации, не позволяет эффективно использовать имеющиеся договоренности.

В этих условиях привлечение на территорию Калужской области соотечественников окажет положительное влияние на региональную экономику, позволив в определенной степени компенсировать выбытие трудоспособного населения. В условиях общего роста промышленного производства и системной поддержки кластеров в 2013-2015 годах следует ожидать плавного увеличения среднегодовой численности граждан, занятых в экономике.

 

Возможность трудоустройства участников Государственной

программы и членов их семей в Калужской области

 

Участники Государственной программы и члены их семей при переселении на постоянное место жительства в Калужскую область имеют право:

осуществлять трудовую деятельность по специальностям, востребованным на региональном рынке труда;

заниматься предпринимательской деятельностью, сельскохозяйственной деятельностью;

заниматься иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью.

Содействие трудоустройству и занятости участников Государственной программы и членов их семей осуществляется центрами занятости населения городов и районов.

Уполномоченный орган оказывает переселенцу информационное содействие по вопросам переезда, трудоустройства и обустройства на территории вселения.

Подбор варианта подходящей работы участникам Государственной программы и членам их семей осуществляется центрами занятости населения городов и районов в соответствии с законодательством о занятости населения.

В рамках государственной программы Калужской области «Развитие рынка труда в Калужской области», утвержденной постановлением Правительства Калужской области от20.12.2013№711 (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.01.2014 № 58, от 14.02.2014 № 104, от 30.04.2014 № 280, от 28.05.2014 № 318, от 27.06.2014 № 387, от 16.07.2014 № 415, от 09.10.2014 № 587), реализуется мероприятие по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации. (В редакции Постановления Правительства Калужской области от 05.11.2014 г. № 640)

Финансовая помощь при государственной регистрации предоставляется безработному гражданину в сумме 58800 рублей. Финансовая помощь на подготовку документов предоставляется в размере до 800 рублей (на основании представленных документов).

 

Возможность получения участниками Государственной программы

и членами их семей профессионального образования

в Калужской области

 

Система образования в Калужской области включает в себя:

22 образовательных организации высшего образования (разных форм собственности);

39 профессиональных образовательных организаций;

405 общеобразовательных организаций.

Возможности получения профессионального образования участниками Государственной программы и членами их семей реализуются посредством программных мероприятий в рамках проекта переселения «Образование».

Участникам Государственной программы и членам семей участников Государственной программы, прибывшим в Калужскую область по проекту переселения «Образование», обучающимся в государственных профессиональных образовательных организациях или федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и их филиалах, расположенных на территории Калужской области, по востребованным специальностям (профессиям) и направлениям подготовки, выплачивается единовременное пособие в размере, на условиях и в порядке, которые установлены Правительством Калужской области.

В рамках государственной программы Калужской области «Развитие рынка труда в Калужской области», утвержденной постановлением Правительства Калужской области   20.12.2013№711 (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.01.2014 № 58, от 14.02.2014 № 104, от 30.04.2014 № 280, от 28.05.2014 № 318, от 27.06.2014 № 387, от 16.07.2014 № 415, от 09.10.2014 № 587), предусмотрена возможность дополнительного профессионального образования соотечественников и членов их семей, прибывших в Калужскую область.

 

 

Обеспечение оказания бесплатной плановой медицинской помощи участникам Государственной программы и членам семей участников Государственной программы до получения ими разрешения на временное проживание

 

Бесплатная плановая медицинская помощь до получения участниками Программы разрешения на временное проживание оказывается им в  медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области, в пределах финансовых средств, предусмотренных Программой.  (В редакции Постановления Правительства Калужской области от 05.11.2014 г. № 640)

 

 

Возможность оказания социальной поддержки участникам

Государственной программы и членам их семей, их временное

и постоянное жилищное обустройство

 

Соотечественникам, прибывшим в Калужскую область, предлагается рассмотреть различные варианты жилищного обустройства в рамках действующего законодательства и принять решение в зависимости от уровня своей материальной обеспеченности.

В числе возможных вариантов: аренда (наем) жилого помещения, приобретение жилых помещений за счет собственных средств, покупка земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность у физического лица или организации, приобретение права аренды или собственности на земельный участок на аукционах на основании заявления о предоставлении земельного участка, переуступка прав аренды у физического лица или организаций.

В Калуге для соотечественников действует гостиница, стоимость проживания в которой ниже средней стоимости проживания в других гостиницах города (по состоянию на 1 июня 2012 года стоимость проживания в гостинице 1 человека составляла 250 рублей в сутки). Администрация гостиницы оказывает проживающим соотечественникам содействие в оформлении временной регистрации.

 

Аренда жилья

 

Большая часть сдаваемого жилья имеет средний уровень комфорта. Сдаваемые в аренду жилые помещения можно разделить на квартиры и комнаты.

Стоимость аренды жилого помещения зависит от количества комнат в квартире и числа жильцов. На стоимость аренды жилья также влияют район расположения дома, площадь квартиры, состояние ремонта и качество мебели. В последнее время практически нет предложений о сдаче внаем квартир или комнат без мебели и телефона. Все сдаваемые квартиры на рынке жилья - с удобствами.

В аренду предлагаются, как правило, однокомнатные или двухкомнатные квартиры. Сведения о средней стоимости аренды квартир в 2012 году приведены в таблице.

 

Количество комнат в квартире

Количество человек, проживающих в квартире, и стоимость проживания 1 человека (в месяц)

1 человек

2 человека

3 человека

Однокомнатная

10-12 тыс. руб.

4-6 тыс. руб.

3-4 тыс. руб.

Двухкомнатная

15-20 тыс. руб.

8-10 тыс. руб.

5-7 тыс. руб.

 

Спрос на комнаты сопоставим со спросом на квартиры, а предложений в несколько раз меньше. Этот фактор поднимает минимальную планку стоимости аренды комнаты практически до стоимости квартиры.

Сведения о средней стоимости проживания в коммунальных квартирах и в комнатах общежитий приведены в таблице.

 

Количество комнат в квартире

Количество человек, проживающих в комнате, и стоимость проживания на 1 человека (в месяц)

1 человек

2 человека

3 человека

Двухкомнатная

4-6 тыс. руб.

4-5 тыс. руб.

3-4 тыс. руб.

Трехкомнатная

4-6 тыс. руб.

4-5 тыс. руб.

3-4 тыс. руб.

 

На рынке аренды жилья есть предложения квартир с евроремонтом, меблированных дорогой мебелью и имеющих полный комплект бытовой техники. Стоимость аренды таких квартир: от 30 тыс. рублей - для однокомнатных, от 40 тыс. рублей - за две и более комнат. Кадровыми службами организаций при подборе квартир для иногороднего персонала используются услуги агентств недвижимости.

В Калуге поиском съемного жилья занимаются около 60 частных агентств недвижимости (список можно найти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет). В среднем за месяц одно агентство совершает 50 сделок аренды.

В случае предварительного заказа аренды жилья необходимо заключение договора между агентством недвижимости и заказчиком с указанием даты начала аренды, времени продолжительности аренды, требований к съемному жилью.

 

Приобретение жилья

 

Средняя стоимость 1 кв. метра вторичного жилья в Калуге и Обнинске - 55-65 тыс. рублей. Средняя стоимость жилья в новостройках - 35-45 тыс. рублей за 1 кв. метр (во вновь построенных домах отсутствуют внутренняя отделка, водо-, газо- и сантехническое оборудование). В районах области цены на недвижимость не намного дешевле. Ветхий дом с участком земли в 20-30 соток в дальних районах области стоит от 600 тыс. рублей.

 

Приобретение земельных участков

 

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность для строительства индивидуального жилого дома осуществляется исключительно через проведение аукциона.

Предоставление земельных участков в аренду для строительства индивидуального жилого дома осуществляется на основании заявления, которое подается гражданином в орган местного самоуправления.

 

Ипотечное кредитование

 

Условия выдачи жилищных ипотечных кредитов различны и определяются кредитным учреждением.

Информация о недвижимости в Калуге и Калужской области, актуальные объявления о продаже и аренде жилой и коммерческой недвижимости размещены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

 

Обеспечение доступным и комфортным жильем специалистов

промышленных организаций при реализации промышленной

и инвестиционной политики

 

Привлечение рабочей силы непосредственно связано с вопросом обеспечения жильем сотрудников организаций, расположенных на территории Калужской области. Закономерно, что в городах и поселках Калужской области, которые расположены близко к индустриальным зонам, стоимость аренды жилья у частных лиц существенно завышена. В Калужской области она варьируется в диапазоне от 15 до 80 тыс. рублей в месяц.

За 15 тыс. рублей (без учета коммунальных платежей) возможна аренда однокомнатной меблированной квартиры в старом доме с минимальным набором бытовой техники или однокомнатной квартиры без мебели и техники с косметическим ремонтом в новом доме на окраине Калуги.

За 80 тыс. рублей в месяц предлагаются комфортабельные коттеджи в черте города или ближайшем пригороде, полностью меблированные и оснащенные техникой, со всеми удобствами в доме. Заселение в гостиницу также экономически нецелесообразно, так как средний номер в Калуге стоит порядка 3300 рублей в сутки.

В итоге одной из первых альтернатив местному рынку аренды стала частная инициатива - предложение арендного жилья в Олимпийской деревне, пригородном микрорайоне Обнинска. Здесь уже второй год сдаются в комплексную аренду таунхаусы, переустроенные в общежития. Каждый блок представляет собой квартиру с тремя-пятью комнатами-номерами, рассчитанными на проживание двоих или троих человек. Главными арендаторами жилья в Олимпийской деревне являются компании, которые строят предприятия в индустриальном парке "Ворсино" и технопарке "Обнинск".

В Калужской области реализуется долгосрочная целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 22.04.2011 N 226 (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 08.08.2011 N 424, от 05.12.2011 N 638, от 12.03.2012 N 115, от 03.08.2012 N 393, от 01.10.2012 N 496, от 01.11.2012 N 550).

В рамках указанной программы реализуются инвестиционные проекты, направленные на развитие жилищного строительства, в том числе жилья экономкласса: "Комплексная малоэтажная застройка в дер. Яглово г. Калуги"; "Малоэтажная застройка в дер. Желудовке сельского поселения "Поселок Детчино" Малоярославецкого района"; "Комплексная малоэтажная застройка в пос. Ферзиково Калужской области", мкрн. Воротынская роща, пос. Воротынск Бабынинского района, "Швейцарская деревня" г. Калуги, обустройство инженерной инфраструктуры для строительства жилых микрорайонов вблизи индустриальных парков "Грабцево", "Росва", "Ворсино".

Комплекс мероприятий по стимулированию рынка жилья пополнился новыми мерами государственной поддержки, которые заключаются в том, что сотрудникам организаций, работающих на территориях индустриальных парков, предоставляются социальные выплаты. Цель - финансовая поддержка сотрудников индустриальных парков при покупке или строительстве жилья, а также мотивация квалифицированных кадров на переселение и закрепление их семей на территории Калужской области.

Социальные выплаты предоставляются сотрудникам индустриальных парков за счет средств областного бюджета в виде возмещения части первоначального взноса по кредитам или займам на покупаемое или создаваемое (строящееся) жилье, в том числе по ипотечным жилищным кредитам. Размер социальной выплаты рассчитывается как стоимость 2,5 квадратного метра общей площади жилого помещения на каждого члена семьи сотрудника организации по ценам Министерства регионального развития Российской Федерации.

Условием предоставления государственной поддержки является участие организации, расположенной на территории индустриального парка, в компенсации работнику части процентной ставки по кредиту, но не менее 50% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, сотрудник организации получает двойную существенную финансовую поддержку при приобретении жилого помещения.

Большую поддержку Калужской области оказывает открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АИЖК). Калужская область участвует в пилотном проекте АИЖК "Арендное жилье", направленном на формирование арендного жилищного фонда. Застройщики реализуют проекты строительства жилья экономкласса с использованием финансирования в рамках проекта "Стимул". Проводится работа по внедрению в Калужской области совместного проекта АИЖК и ОАО "Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов" "Переезд". Эта программа позволяет облегчить проведение альтернативных сделок на рынке жилья, что особенно актуально для переселенцев в Калужскую область. Калужская область является одним из лидеров по аккредитованным территориям малоэтажной застройки.

 

Региональным законодательством предусмотрена возможность профессиональной переподготовки и повышения квалификации участников Государственной программы и членов семей участников Государственной программы, прибывших в Калужскую область, в рамках долгосрочной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Калужской области" (2011-2015 годы), утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 29.12.2010 N 552 (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 21.03.2011 N 144, от 06.06.2011 N 307, от 16.09.2011 N 499, от 19.03.2012 N 119, от 05.10.2012 N 505, от 14.03.2013 N 131).

При реализации мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут возникнуть определенные риски:

а) безработица среди участников Государственной программы;

б) жилищная необустроенность участников Государственной программы;

в) неготовность принимающего сообщества к приезду участников Государственной программы;

г) несоответствие реальной квалификации или деятельности участника Государственной программы квалификации или деятельности, указанным в заявлении об участии в Государственной программе;

д) выезд участников Государственной программы из территории вселения ранее чем через два года;

е) возрастание нагрузки на бюджетную систему в случае предоставления переселенцу дополнительных гарантий и мер социальной поддержки.

В целях минимизации рисков, которые могут возникнуть в процессе реализации Программы, предусматриваются:

- создание эффективной системы управления на основе распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Программы;

- мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и при необходимости ежегодная корректировка индикаторов и показателей, а также мероприятий Программы;

- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов решения тактических задач.

Показатели оценки готовности Калужской области к приему участников Государственной программы приведены в следующей таблице.

 


Информация по документу
Читайте также