Расширенный поиск
Закон Калужской области от 26.09.2005 № 121-ОЗ ЗАКОН КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2010 ГОДЫ"
Принят Законодательным Собранием 15 сентября 2005 г.
(В редакции Закона Калужской области от 27.10.2006 № 249-ОЗ;
от 27.12.2007 № 388-ОЗ)
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Калужской области на 2005 - 2010 годы" (прилагается). Статья 2
Финансирование мероприятий данной программы, осуществляемое за счет средств областного бюджета, уточняется законом Калужской области
об областном бюджете на очередной финансовый год. Статья 3
Внести в Закон Калужской области от 4 июля 2002 года N 134-ОЗ (в редакции закона Калужской области от 03.11.2004 N 375-ОЗ) "О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Калужской области" следующее дополнение: абзацы 1 и 3 пункта 2 статьи
6 дополнить словами "и по иным основаниям, предусмотренным областными
целевыми программами развития инновационной деятельности". Статья 4
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Вице-губернатор
Калужской области В.Н.Логинов г. Калуга
26 сентября 2005 г.
N 121-ОЗ
Приложение к Закону Калужской области
от 26 сентября 2005 г. N 121-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2010 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2010 ГОДЫ"
----------------------T---------------------------------------------------------------------------------¬ ¦ Наименование ¦ Областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности ¦ ¦ ¦ в Калужской области на 2005 - 2010 годы" (далее - Программа) ¦ +---------------------+---------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Заказчик ¦ Министерство экономического развития Калужской области ¦ +---------------------+---------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Разработчик ¦ Министерство экономического развития Калужской области ¦ +---------------------+---------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Дата принятия ¦ Постановление Губернатора Калужской области от 14 сентября 2004 ¦ ¦ решения о ¦ года N 551 "О разработке областной целевой программы развития ¦ ¦ разработке ¦ инновационной деятельности в Калужской области на 2005 - 2010 годы" ¦ +---------------------+---------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Цель программы ¦ Цель: устойчивое экономическое развитие Калужской области с ¦ ¦ ¦ использованием инновационного потенциала ¦ +---------------------+---------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Задачи программы ¦ Главной задачей программы является реальное превращение научно-технического ¦ ¦ ¦ потенциала области в основной фактор, обеспечивающий ¦ ¦ ¦ переход производственно-социального комплекса на инновационный ¦ ¦ ¦ путь развития. ¦ ¦ ¦ Выполнение указанной задачи будет осуществляться посредством ¦ ¦ ¦ решения ряда взаимосвязанных задач, в число которых входят: ¦ ¦ ¦ - совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей ¦ ¦ ¦ правоотношения в инновационной сфере; ¦ ¦ ¦ - совершенствование механизмов формирования и реализации ¦ ¦ ¦ областных инновационных программ и проектов; ¦ ¦ ¦ - формирование территорий инновационного развития на базе ¦ ¦ ¦ имеющегося научного и промышленного потенциала; ¦ ¦ ¦ - развитие инфраструктуры инновационной сферы, включая подготовку ¦ ¦ ¦ кадров в области инновационного менеджмента; ¦ ¦ ¦ - использование возможностей международного научно-технического ¦ ¦ ¦ сотрудничества для развития научно-технического потенциала ¦ ¦ ¦ Калужской области; ¦ ¦ ¦ - организация взаимодействия органов государственной власти, ¦ ¦ ¦ власти, субъектов Российской Федерации и органов местного ¦ ¦ ¦ самоуправления в целях развития инновационной деятельности ¦ +---------------------+--------------------T-----------T--------T--------T-------T---------T------------+ ¦ Важнейшие целевые ¦ Показатель ¦ 2005 год ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ ¦ показатели ¦ ¦ (прогноз) ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ ¦ +--------------------+-----------+--------+--------+-------+---------+------------+
¦ ¦ Объем ¦ 3,0 ¦ 4,0 ¦ 5,0 ¦ 6,0¦ 8,0 ¦ 10,0 ¦ ¦ ¦ инновационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (млрд. рублей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+-----------+--------+--------+-------+---------+------------+
¦ ¦ По научно-производственному комплексу ¦ ¦ +--------------------T-----------T--------T--------T-------T---------T------------+ ¦ ¦ Заработная плата ¦ 7000 ¦ 7600 ¦ 8120 ¦ 8570 ¦ 8930 ¦ 9200 ¦ ¦ ¦ (руб.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+-----------+--------+--------+-------+---------+------------+
¦ ¦ Налог на прибыль ¦ 36000 ¦ 48000 ¦ 60000 ¦ 72000 ¦ 96000 ¦ 120000 ¦ ¦ ¦ (тыс. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+-----------+--------+--------+-------+---------+------------+
¦ ¦ Единый социальный ¦ 21060 ¦ 28173 ¦ 35774 ¦ 43796 ¦ 60513 ¦ 77735 ¦ ¦ ¦ налог (тыс. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+-----------+--------+--------+-------+---------+------------+
¦ ¦ НДФЛ (тыс. руб.) ¦ 10530 ¦ 14086 ¦ 17887 ¦ 21897 ¦ 30255 ¦ 38866 ¦ ¦ +--------------------+-----------+--------+--------+-------+---------+------------+
¦ ¦ Прочие налоги ¦ 1500 ¦ 3150 ¦ 4950 ¦ 6950 ¦ 10950 ¦ 15150 ¦ ¦ ¦ (имущество, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ земля, экология) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+--------------------+-----------+--------+--------+-------+---------+------------+ ¦ Сроки реализации ¦ 2005 - 2010 годы ¦ +---------------------+---------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Перечень основных ¦ 1. Развитие нормативной правовой базы. ¦ ¦ мероприятий ¦ 2. Развитие инновационной инфраструктуры. ¦ ¦ ¦ 3. Поддержка инновационных проектов. ¦ ¦ ¦ 4. Кадровое обеспечение инновационной деятельности ¦ +---------------------+---------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Исполнители ¦ Министерство экономического развития Калужской области, ¦ ¦ основных ¦ министерство образования, культуры и спорта Калужской области, ¦ ¦ мероприятий ¦ организации, привлекаемые к реализации мероприятий Программы ¦ ¦ ¦ на конкурсной основе в соответствии с законодательством ¦ +---------------------+---------------------T--------T--------T--------T-------T-------T-------T--------+ ¦ Объемы и источники ¦ ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ Итого ¦ ¦ финансирования ¦ ¦ <**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+--------+--------+--------+-------+-------+-------+--------+ ¦ ¦ Областной бюджет ¦ 18,36 ¦ 125,3 ¦ 45,8 ¦ 36,2 ¦ 68,3 ¦ 26,8 ¦ 302,4 ¦ ¦ +---------------------+--------+--------+--------+-------+-------+-------+--------+
¦ ¦ Внебюджетные ¦ 10,00 ¦ 21,1 ¦ 11,1 ¦ 1,1 ¦ 1,3 ¦ 1,3 ¦ 35,9 ¦ ¦ ¦ источники <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+--------+--------+--------+-------+-------+-------+--------+ ¦ ¦ Планируемые средства¦ ¦ 220,0 ¦ 13,0 ¦ 28,0 ¦ 328,0¦ 25,0 ¦ 614,0 ¦ ¦ ¦ из иных источников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+--------+--------+--------+-------+-------+-------+--------+
¦ ¦ Итого ¦ 28,36 ¦ 366,4 ¦ 69,9 ¦ 65,3 ¦ 397,6 ¦ 53,1 ¦ 952,3 ¦ ¦ +---------------------+--------+--------+--------+-------+-------+-------+--------+
¦ ¦ <*> Собственные средства организаций, привлекаемых к реализации ¦
¦ ¦ мероприятий программы на конкурсной основе, в соответствии с ¦ ¦ ¦ законодательством. ¦ ¦ ¦ <**> Финансирование мероприятий программы за счет средств ¦ ¦ ¦ областного бюджета в 2005 году осуществляется в соответствии с ¦ ¦ ¦ Законом Калужской области "Об областном бюджете на 2005 год". В ¦ ¦ ¦ столбце "Итого" объем финансирования 2005 г. не входит ¦ +---------------------+---------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Ожидаемые ¦ В результате реализации Программы будут достигнуты следующие ¦ ¦ результаты ¦ результаты: ¦ ¦ ¦ - создана нормативная правовая база, стимулирующая всех ¦ ¦ ¦ участников инновационного процесса на внедрение результатов ¦ ¦ ¦ научно-технической деятельности в различные сферы экономики; ¦ ¦ ¦ - создана единая система использования результатов ¦ ¦ ¦ научно-технической деятельности, обеспечивающая прохождение ¦ ¦ ¦ инноваций от стадии исследований до стадии коммерциализации ¦ ¦ ¦ инновационного продукта; ¦ ¦ ¦ - созданы развитая инновационная инфраструктура и рынок услуг; ¦ ¦ ¦ - расширены возможности для подготовки и повышения квалификации ¦ ¦ ¦ специалистов инновационной сферы; ¦ ¦ ¦ - накоплены опыт и знания в области коммерциализации научного ¦
¦ ¦ потенциала и продвижения инновационного продукта. ¦ ¦ ¦ Реализация Программы в течение 2005 - 2010 годов позволит: ¦ ¦ ¦ - обеспечить рост доли инновационной продукции в крупных ¦ ¦ ¦ организациях в общем объеме отгруженных товаров на 10 процентов ¦ ¦ ¦ ежегодно; ¦ ¦ ¦ - увеличить объемы выпускаемой инновационной продукции на малых ¦ ¦ ¦ предприятиях до 10 млрд. рублей, что приведет к увеличению ¦ ¦ ¦ налоговых поступлений в областной бюджет; ¦ ¦ ¦ - ежегодно создавать не менее 10 малых предприятий, ¦ ¦ ¦ осуществляющих инновационную деятельность; ¦ ¦ ¦ - ежегодно организовывать не менее 300 новых рабочих мест; ¦ ¦ ¦ - подготовить для Калужской области не менее 30 преподавателей и ¦ ¦ ¦ консультантов по вопросам технологического менеджмента и ¦ ¦ ¦ коммерциализации технологий, венчурного финансирования и другим ¦ ¦ ¦ вопросам в области инновационной деятельности; ¦ ¦ ¦ - ежегодно обучать инновационному менеджменту до 30 ¦ ¦ ¦ индивидуальных предпринимателей, руководителей малых ¦ ¦ ¦ инновационных предприятий; ¦ ¦ ¦ - ежегодно повышать квалификацию 35-40 инновационных менеджеров; ¦ ¦ ¦ - ежегодно повышать квалификацию 50-55 специалистов в области ¦ ¦ ¦ ядерной энергетики ¦ +---------------------+---------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Система организации ¦ Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии ¦ ¦ контроля за ¦ с п. 7.3-7.5 Положения о порядке разработки, рассмотрения и ¦ ¦ исполнением ¦ реализации областных целевых программ, утвержденного ¦ ¦ ¦ постановлением Губернатора Калужской области от 2 февраля 2005 ¦ ¦ ¦ года N 33 (далее - Положение) ¦ L---------------------+---------------------------------------------------------------------------------- 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ
Последние два десятилетия характеризуются ростом влияния науки на социально-экономическое развитие в регионах, интенсификацией процессов создания и распространения знаний, а также активизацией инновационной
деятельности. В этих условиях эффективность региональной научно-технической политики в значительной степени зависит от того, насколько правильно выбраны ориентиры развития, каковы механизмы выбора технологических приоритетов и какие инструменты используются для их реализации. Основная задача региональной научно-технической политики - обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Повышение эффективности региональной экономики с помощью инноваций в традиционных для Калужской области отраслях необходимо сделать одним из важнейших региональных приоритетов. Инновационная экономика должна стать условием для повышения конкурентоспособности всех ее отраслей. Одним из основных факторов, препятствующих инновационному развитию Калужской области, является отсутствие надежно работающей инновационной инфраструктуры. Мировой опыт показывает, что инфраструктура поддержки инновационного бизнеса является реальным инструментом позитивного влияния власти на региональное экономическое развитие. На сегодняшний день инновационная инфраструктура Калужской области характеризуется следующими проблемами: 1. Отсутствуют отдельные ключевые элементы инфраструктуры для поддержки инноваций. 2. Действующая инфраструктура поддержки инноваций не адаптирована
к потребностям целевых групп (существующие компании, использующие
инновации, и малые инновационные предприятия, научные организации) и работает недостаточно эффективно. 3. Различные организации, ориентированные на экономическое развитие Калужской области, не работают как интегрированная инфраструктура. 4. Недостаточно квалифицированных кадров для работы в области коммерциализации научных разработок и трансфера технологий, у руководителей и менеджеров научных и других организаций отсутствуют специальные знания и опыт в данной сфере. В настоящее время развитие инновационной инфраструктуры в Калужской области осуществляется бессистемно и недостаточными темпами. Отсутствие у власти, бизнес-структур и научного сообщества единой стратегии перевода региональной экономики на инновационный путь развития тормозит формирование нормативной правовой базы. Это, в свою очередь, приводит к тому, что развивающиеся инновационные структуры вынуждены подстраиваться под существующую нормативную правовую базу, недостаточно стимулирующую инновационные процессы.
Для практической реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры необходима координация усилий органов государственной власти Калужской области, научно-исследовательских, промышленных организаций, бизнеса. Такой подход предусматривает развитие и широкое применение в Калужской области уже созданных и положительно зарекомендовавших себя объектов инфраструктуры, создание
и развитие недостающих звеньев и формирование нормативного и методического обеспечения функционирования объектов инновационной инфраструктуры. Это позволит выстроить целостную систему, обеспечивающую продвижение к рынку получаемых в научно-техническом секторе новых знаний и технологий, осуществляя их коммерциализацию.
Таким образом, к настоящему времени назрела острая необходимость в совершенствовании инновационной деятельности в Калужской области, адаптации известных, а при необходимости и в разработке новых принципов и механизмов комплексного развития экономики исходя из существующих внутренних и внешних условий. Областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Калужской области на 2005 - 2010 годы" предусматривает комплекс мер
по совершенствованию законодательной базы, созданию и развитию инновационной инфраструктуры, включающей производственно-технологическую, информационную, финансовую и кадровую составляющие. Скоординированные усилия органов государственной власти
Калужской области, научных, инновационных и финансовых структур по созданию условий и механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) позволят мобилизовать научно-технический потенциал области для построения высокоэффективной,
восприимчивой к нововведениям экономики и ускоренного перехода Калужской области на инновационный путь развития. Для того, чтобы решить эти проблемы и получить инфраструктуру, способную предоставить реальную и конкретную поддержку для бизнеса и научного сообщества, предлагается система программных мероприятий. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Стратегическая цель Программы заключается в устойчивом экономическом развитии Калужской области с использованием инновационного потенциала. Индикаторами успешности такого развития служат: - увеличение налоговых поступлений в областной бюджет;
- повышение уровня занятости населения;
- увеличение в Калужской области специалистов, занимающихся квалифицированным трудом и получающих, соответственно, более высокие доходы. В соответствии с этим главной задачей Программы является реальное превращение научно-технического потенциала области в основной фактор,
обеспечивающий переход производственно-социального комплекса на инновационный путь развития. Выполнение указанной задачи будет осуществляться посредством решения ряда взаимосвязанных задач, в число которых входят: - совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения в инновационной сфере; - совершенствование механизмов формирования и реализации областных инновационных проектов; - формирование территорий инновационного развития на базе имеющегося научного и промышленного потенциала; - развитие инфраструктуры инновационной сферы, включая подготовку
кадров в области инновационного менеджмента; - использование возможностей международного научно-технического сотрудничества для развития научно-технического потенциала Калужской области; - организация взаимодействия органов государственной власти Калужской области и органов местного самоуправления для развития инновационной деятельности. Реализация поставленных задач должна осуществляться на основе использования таких принципов, как: - концентрация материальных, финансовых, иных ресурсов и организационных усилий; - рациональное сочетание государственного регулирования с действием рыночных механизмов, прямых и косвенных методов поддержки инновационной деятельности. Программа направлена на создание условий для активного использования инноваций в самом широком спектре направлений - технологиях, менеджменте, маркетинге и др., а также повышения конкурентоспособности организаций, расположенных на территории Калужской области, расширения их возможностей для развития в Калужской области. 3. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 2005 - 2010 годы. 4. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ В Программе предусматривается реализация мероприятий по четырем основным направлениям. 1. Развитие нормативной правовой базы
В данном направлении необходимо осуществить решение основной задачи: разработка и принятие законодательных актов, регламентирующих
вопросы инновационной деятельности Калужской области. Развитие нормативной правовой базы инновационной инфраструктуры и
инновационной деятельности должно обеспечить: создание благоприятной среды для инноваций, способствующей коммерциализации результатов научно-технической деятельности, модернизации на этой базе промышленности Калужской области и увеличению доли наукоемкой продукции в объемах промышленного производства; для привлечения частных инвестиций к финансированию инновационной деятельности. 2. Развитие инновационной инфраструктуры
Основными задачами этого направления являются:
а) развитие положительно зарекомендовавших себя объектов инфраструктуры (центр трансфера технологий, бизнес-инкубатор,
технопарк и другие), создание недостающих звеньев и объектов инновационной инфраструктуры (достраивание "технологических
коридоров"), обеспечивающих быстрое продвижение инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску промышленной продукции и создание на этой основе технико-внедренческой зоны и (или) территории
инновационного развития; б) комплексное развитие инновационной инфраструктуры территорий с высокой концентрацией научного потенциала (г. Обнинск), а также распространение положительного опыта г. Обнинска как наукограда Российской Федерации на всю территорию Калужской области; в) создание и укрепление корпоративных вертикально и горизонтально интегрированных структур в научно-технической и производственно-технологической сферах;
г) формирование и ведение территориальной базы данных по законченным исследованиям, разработкам, технологиям и т.д., готовым к освоению в производстве, для использования их заинтересованными организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности,
в том числе на коммерческой основе, обеспечение регулярного межрегионального обмена информацией; д) аккумулирование сведений о потребностях в результатах исследований и разработок и оперативное информирование организаций, академического и отраслевого секторов науки, высших учебных заведений
и других организаций научно-технической сферы о спросе на инновационную продукцию; е) информационная поддержка взаимовыгодных экономических связей между заинтересованными организациями на областном и межрегиональном уровнях;
ж) развитие региональной информационной сети на базе современных телекоммуникационных технологий и обеспечение доступа к международным информационным ресурсам; з) создание единой региональной информационной системы продвижения инновационного продукта как части геосистемы Калужской области. Механизм создания и функционирования сети трансфера технологий
Одним из механизмов инновационного развития экономики, успешно зарекомендовавшим себя за рубежом, является трансфер и коммерциализация технологий. Для осуществления эффективного трансфера технологий, практического превращения научных разработок в конечный продукт необходима современная инфраструктура, способствующая: - научным организациям в продвижении собственных разработок на рынок, поиске заказчиков НИОКР, проведении маркетинговых (технологический маркетинг) и патентных исследований; - производственным компаниям и малым предприятиям в формировании запросов на технологии, проведении технологического аудита, выявлении
технологий, имеющих коммерческий потенциал. Ключевым элементом такой инфраструктуры должен стать центр трансфера технологий с двумя отделениями - в Калуге и Обнинске. В большинстве западных стран центры трансфера технологий являются
промежуточными структурами, обеспечивающими трансфер научно-технического продукта в производство, и занимают положение между производителями научно-технической продукции (центры
фундаментальных и прикладных исследований) и промышленностью (в основном, малыми предприятиями). Такое положение инновационных центров
дает им возможность играть интерактивную роль, а именно - поставлять новые технологии потенциальным пользователям и информировать исследовательские институты об их потребностях и запросах. Таким образом, стратегический курс центров основывается на их способности поддерживать инновационный процесс, ускоряя необходимый обмен технологиями и информацией между различными субъектами научной, научно-производственной и инновационной деятельности. Помимо этого, информационные центры играют важную роль в преодолении естественных
разногласий и барьеров, которые всегда будут существовать между исследователями и предпринимателями. Создание и дальнейшее функционирование центра трансфера технологий будет основываться на опыте реализации проектов "Российской сети трансфера технологий - RTTN" с учетом опыта функционирования международного сегмента RTTN - "Франко-российской технологической сети". Сеть RTTN обеспечивает обмен информацией между участниками процесса трансфера технологий (центрами трансфера технологий,
инновационными центрами и агентствами, научными и производственными организациями), поиск венчурных инвесторов, заказчиков и субподрядчиков на новые технологии по приоритетным направлениям инновационного развития науки и техники. Создание технопарка в области биотехнологий, фармацевтики и новых материалов
Создание в городе Обнинске специализированного технопарка в
области био- и нанотехнологий, фармацевтики и новых материалов станет
одним из ключевых элементов региональной инновационной системы.
Технопарк создаст эффективную, действующую систему поддержки и
продвижения наукоемких, инновационных проектов от момента зарождения
научной идеи до организации серийного выпуска продукции, обеспечит
успешное развитие и реализацию наукоемких инновационных проектов в
области биотехнологий, фармацевтики и нанотехнологий.
Основными целями создания технопарка в г. Обнинске являются:
эффективная реализация научно-технического потенциала первого
наукограда Российской Федерации и инновационной модели развития национальной экономики;
продвижение на российский и международный рынки новых разработок,
восстановление позиций отечественной наукоемкой продукции на
российском и зарубежном рынках; превращение важнейших инновационных проектов государственного
значения в области медицины, фармацевтики, био- и нанотехнологий,
ядерных и радиационных технологий в инвестиционные проекты;
объединение в единый комплекс развития науки, образования и
частных инвестиционных проектов;
привлечение крупных российских и иностранных инвесторов для
реализации проектов на территории технопарка.
Основными задачами создания технопарка в г. Обнинске являются:
обеспечение благоприятных условий для разработки, внедрения в
производство и вывода на рынок наукоемкой продукции с высокой
добавленной стоимостью в области медицины, фармацевтики, био- и
нанотехнологий через: - создание интегрированного комплекса научной, инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур технопарка;
- создание необходимой инженерной инфраструктуры, позволяющей
последовательно развивать проекты на территории технопарка;
- создание бизнес-инкубатора;
- создание регионального выставочного комплекса наукоемкой
продукции;
- активизацию использования научного и инновационного потенциала
ведущих научно-исследовательских институтов и университетов города
Обнинска: медицинского радиологического научного центра Российской
академии медицинских наук, государственного научного центра
"Физико-энергетический институт им. А.И.Лейпунского", государственного
научного центра "Обнинское научно-производственное предприятие
"Технология", Обнинского государственного технического университета
атомной энергетики, филиала научно-исследовательского
физико-химического института им. Л.Я.Карпова и других;
- подготовку и переподготовку специалистов инновационной сферы,
содействие в создании команд для управления инновационными проектами;
- реализацию инновационных проектов на территории технопарка. (В
редакции Закона Калужской области от 27.12.2007 № 388-ОЗ)
3. Поддержка инновационных проектов
Поддержка инновационных проектов предусматривает обеспечение финансирования всех этапов инновационного процесса от стартовых вложений до венчурного и кредитного финансирования на завершающих стадиях, включая:
а) содействие в развитии и координации деятельности организаций, действующих в научно-технической сфере, для поддержки науки, прикладных исследований и разработок, выведения конкурентоспособной наукоемкой продукции на рынок и создания быстроразвивающихся высокотехнологичных компаний, способных стать привлекательным объектом инвестиций; б) формирование условий и механизма создания системы венчурного инвестирования путем привлечения внебюджетных источников через специально создаваемые инвестиционные институты, развитие фондового рынка для обеспечения ликвидности инвестиций; в) создание условий для стимулирования кредитования и предоставления долгосрочных займов высокотехнологичным компаниям, включая долгосрочное кредитование коммерческими кредитными организациями, предоставление гарантий Правительства Калужской области по привлеченным кредитам, а также возмещение части процентных ставок по привлеченным кредитам за счет средств областного бюджета. г) предоставление субсидий на реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию малого инновационного предпринимательства:
программы поддержки начинающих на создание собственного бизнеса,
развитие малого инновационного предпринимательства в промышленности и
научно-технической сфере и др. (В редакции Закона Калужской области от 27.12.2007 № 388-ОЗ)
Основными задачами в сфере разработки механизмов государственного содействия реализации инновационных проектов являются: - координация деятельности органов исполнительной власти Калужской области и органов местного самоуправления в сфере создания и развития инновационной инфраструктуры; - обеспечение участия малых высокотехнологичных предприятий в федеральных, региональных, межведомственных и отраслевых программах и конкурсах для реализации различных инновационных проектов;
- повышение привлекательности предпринимательской деятельности в сфере инновационного предпринимательства путем широкой пропаганды успехов и опыта работы в средствах массовой информации, включая сеть Интернет. Создание механизма венчурного финансирования
Венчурное финансирование - это своеобразный вид инвестирования средств в новые высокотехнологичные компании для обеспечения их становления, роста и развития с целью получения прибыли в случае успешной реализации проекта. Для предприятий малого инновационного бизнеса многие источники финансирования являются недоступными. Банки обычно очень осторожны и не рискуют выдавать кредиты малым предприятиям, особенно вновь созданным. Кредит таким предприятиям может быть предоставлен только при наличии первоклассных гарантий возврата кредитной суммы, получить
которые весьма проблематично. В последние годы все больше российских организаций открывают для себя такой канал мобилизации инвестиций, как создание венчурных (рисковых) компаний. Обычно речь идет о небольших инновационных группах, фирмах, занятых внедрением нововведений в производство.
Реализация наукоемких проектов по разным причинам далеко не всегда завершается предполагаемым положительным результатом. Естественно, что финансирование таких проектов весьма рискованно, и немногие банковские структуры готовы пойти на столь высокий риск. Вместе с тем, как показывает мировой опыт, достигаемые при положительном результате дивиденды не идут ни в какое сравнение с традиционно получаемой прибылью, поэтому использование новых финансовых инструментов для вовлечения объектов интеллектуальной собственности и результатов НИОКР в инвестиционный процесс становится
сегодня актуальным. Необходимо создать условия, способствующие привлечению капитала в эту сферу бизнеса, в том числе разработать соответствующую нормативную правовую базу. Создание механизма венчурного финансирования позволит осуществлять коммерциализацию инновационных проектов, доводить научно-исследовательские разработки до опытных образцов и мелкосерийного производства. 4. Кадровое обеспечение инновационной деятельности
Создание рынка труда в сфере инновационной деятельности, развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной области, включая: а) поддержку в Калужской области новых научных школ, молодых ученых-исследователей, улучшение качественного состава специалистов высшей квалификации (докторов и кандидатов наук), т.е. обеспечение становления кадровой политики, необходимой для решения на современном уровне конкретных социально-экономических проблем территорий с опорой на науку, технику и технологии; б) создание в Калужской области системы кадровой поддержки инновационной деятельности, включающей в себя как обучение отдельных специалистов и предпринимателей малого наукоемкого бизнеса, так и подготовку целевых команд менеджеров для реализации крупных научно-технических проектов. Перечень программных мероприятий представлен в приложении к Программе. 5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы предполагает концентрацию средств областного
бюджета, привлечение внебюджетных средств. Кроме того, для реализации
системных мероприятий Программы даст возможность принять участие в реализации соответствующих федеральных целевых программ в порядке, установленном законодательством.
Бюджетные средства будут использоваться для преодоления так называемого инновационного разрыва, когда необходимо осуществить переход от лабораторного макета к промышленным образцам с отработанной
технологией и технической документацией. На этом этапе риски вложения
частных средств еще очень велики, производственники слабо заинтересованы в постановке производства продукции, которая не апробирована на рынке, а ученые не стремятся превращать научную разработку в коммерческий продукт. Успех инновационного проекта определяется тремя основными факторами: коммерческим потенциалом научной разработки, наличием взаимовыгодных отношений между разработчиками и производственниками и
квалификацией команды, реализующей проект. Бюджетные средства предоставляются на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством. После завершения стадии создания промышленных образцов начало производства должно обеспечиваться внебюджетными средствами. К внебюджетным средствам относятся: собственные средства организаций, заемные средства, прямые инвестиции, в том числе иностранные. -----------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T----------------¬ ¦ Годы ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ Итого ¦ Источники ¦ ¦ ¦ <**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ финансирования ¦ +----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------------+ ¦ Объем ¦ 18,36 ¦ 125,3 ¦ 45,8 ¦ 36,2 ¦ 68,3 ¦ 26,8 ¦ 302,4 ¦ областной ¦ ¦ финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ +----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------------+ ¦ (млн. рублей) ¦ 10,00 ¦ 21,1 ¦ 11,1 ¦ 1,1 ¦ 1,3 ¦ 1,3 ¦ 35,9 ¦ внебюджетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ источники ¦ +----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------------+ ¦ ¦ ¦ 220,0 ¦ 13,0 ¦ 28,0 ¦ 328,0 ¦ 25,0 ¦ 614,0 ¦ планируемые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иных источников¦ L----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------------- (В редакции Закона Калужской области от 27.12.2007 № 388-ОЗ)
-------------------------------
<**> Финансирование мероприятий программы за счет средств областного бюджета в 2005 году осуществляется в соответствии с Законом Калужской области "Об областном бюджете на 2005 год". В столбце "итого" объем финансирования 2005 г. не входит. 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется при условиях скоординированной деятельности
органов государственной власти Калужской области, заинтересованных организаций, представляющих различные сферы: промышленность, науку, образование, некоммерческий сектор и т.д. Министерством промышленности, науки и малого предпринимательства области объявляется конкурс на выполнение программных мероприятий, финансируемых за счет средств областного бюджета. Средства областного бюджета, привлекаемые для реализации мероприятий, используются в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки для государственных нужд", а также Законом Калужской области "О закупках и поставках продукции для
государственных нужд Калужской области".
7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Заказчик Программы:
- подготавливает и представляет в министерство экономического развития области в установленном порядке бюджетную заявку на финансирование из средств областного бюджета мероприятий Программы на очередной финансовый год; - с учетом ежегодно выделяемых на реализацию Программы средств распределяет их по программным мероприятиям, уточняет потребности в финансировании на очередной финансовый год, механизм реализации Программы, состав исполнителей и в случае необходимости готовит для рассмотрения Правительством области предложения по внесению изменений
в закон Калужской области, в соответствии с которым реализуется Программа; - осуществляет на конкурсной основе отбор поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг по каждому программному мероприятию; - организует внедрение информационных технологий в целях управления Программой и контроля за ходом ее реализации;
- ежеквартально и ежегодно до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в министерство экономического развития области отчеты о ходе (итогах) выполнения Программы, в том числе о расходовании средств из всех источников финансирования и эффективности
их использования, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы; - по истечении срока реализации Программы в отчетном году подготавливает и представляет в Правительство Калужской области доклад о выполнении областной целевой программы. Проверка хода реализации Программы осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области, управлением по экономической безопасности Калужской области с участием министерства экономического развития, заинтересованных органов государственной власти Калужской области и заказчиком Программы в соответствии с п. 7.3-7.5 Положения. 8. ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате реализации Программы будут достигнуты следующие основные результаты: - создана нормативная правовая база, стимулирующая всех участников инновационного процесса к внедрению результатов научно-технической деятельности в различные сферы экономики; - создана единая система использования результатов научно-технической деятельности, обеспечивающая прохождение инноваций от стадии исследований до стадии коммерциализации инновационного продукта; - созданы развитая инновационная инфраструктура и рынок услуг; - расширены возможности для подготовки и повышения квалификации специалистов инновационной сферы; - накоплены опыт и знания в области коммерциализации научного потенциала и продвижения инновационного продукта. Реализация Программы в течение 2005 - 2010 годов позволит:
- обеспечить рост доли инновационной продукции в крупных организациях в общем объеме отгруженных товаров на 10 процентов ежегодно; - увеличить объемы выпускаемой инновационной продукции на малых предприятиях до 10 млрд. рублей, что приведет к увеличению налоговых поступлений в областной бюджет;
- ежегодно создавать не менее 10 малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;
- ежегодно организовывать не менее 300 новых рабочих мест;
- подготовить для Калужской области не менее 30 преподавателей и консультантов по вопросам технологического менеджмента и коммерциализации технологий, венчурного финансирования и другим вопросам в области инновационной деятельности; - ежегодно обучать инновационному менеджменту до 30 индивидуальных предпринимателей, руководителей малых инновационных предприятий; - ежегодно повышать квалификацию 35-40 инновационных менеджеров;
- ежегодно повышать квалификацию 50-55 специалистов в области ядерной энергетики. Таким образом, реализация Программы является начальным шагом к качественным изменениям в структуре экономики Калужской области, повышению ее стабильности, создания предпосылок для обеспечения высоких темпов развития, что в итоге приведет к повышению уровня жизни населения. Приложение
к областной целевой программе
"Развитие инновационной деятельности в Калужской области на 2005 - 2010 годы"
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
-----T----------------------------------------T---------------T----------------------------------------------------------T------------------T---------------------------¬ ¦ N ¦ Содержание мероприятия ¦ Срок ¦ Объемы финансирования по годам (млн. руб.) ¦ Источники ¦ Ответственные за ¦ ¦ ¦ ¦ исполнения +--------T-------T-------T-------T-------T-------T---------+ финансирования ¦ выполнение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ Всего ¦ ¦ ¦ +----+----------------------------------------+---------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------+------------------+---------------------------+ ¦ 1. Развитие нормативной правовой базы ¦ +----T----------------------------------------T---------------T--------T-------T-------T-------T-------T-------T---------T------------------T---------------------------+
¦ 1 ¦ Разработка проектов нормативных ¦ 2005 - 2007 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ финансирование ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ правовых актов, регламентирующих ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ не требуется ¦ экономического развития ¦ ¦ ¦ вопросы инновационной деятельности в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Калужской области ¦ ¦ ¦ Калужской области: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - закон Калужской области о порядке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ присвоения отдельной территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Калужской области статуса территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-технического развития; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - постановление Правительства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Калужской области об условиях и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядке предоставлении субсидий на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммерциализацию инновационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - постановление Правительства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Калужской области о субсидировании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ части затрат для экспорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационной продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------------------------+---------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------+------------------+---------------------------+ (В редакции Закона Калужской области от 27.12.2007 № 388-ОЗ)
¦ 2 ¦ Подготовка предложений по ¦ по мере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ финансирование ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ совершенствованию федеральных ¦ необходимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ не требуется ¦ экономического развития ¦ ¦ ¦ законодательных актов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Калужской области ¦ ¦ ¦ регламентирующих деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|