Расширенный поиск
Постановление администрации городского округа город Воронеж от 02.07.2007 № 612Администрация Воронежской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 июля 2007 г. № 612 О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу В целях формирования системы стратегического управления, ориентированной на повышение конкурентоспособности области и качества жизни ее населения, в соответствии с распоряжениями администрации Воронежской области от 12.12.2005 № 2087-р "О разработке стратегии социально-экономического развития Воронежской области" и от 23.06.2006 № 1675-р "Об организации выполнения работ по разработке стратегии социально-экономического развития Воронежской области" администрация Воронежской области п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить стратегию социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу (далее - стратегия) согласно приложению. 2. Полномочному представителю губернатора Воронежской области (Шепелевич), Главному управлению экономического развития Воронежской области (Соболев), Центру региональных реформ Воронежской области (Воронина) разработать проекты законов Воронежской области "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" и "Об утверждении среднесрочной программы социально-экономического развития Воронежской области" для внесения в Воронежскую областную Думу на ближайшее заседание. 3. Исполнительным органам государственной власти и структурным подразделениям администрации Воронежской области, государственным учреждениям Воронежской области при разработке ведомственных программных документов стратегического характера, проектов областных целевых программ и прогнозов развития отраслей и секторов экономики и социальной сферы руководствоваться основными положениями стратегии. 4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области в соответствии с полномочиями по решению вопросов местного значения руководствоваться основными положениями стратегии при принятии и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. 5. Главному управлению экономического развития (Соболев) до 1 мая года, следующего за отчетным, осуществлять подготовку и представление в установленном порядке на рассмотрение Высшего совета регионального развития при губернаторе Воронежской области отчета о ходе реализации стратегии. 6. Государственному учреждению "Информационный портал Воронежской области" (Швецова) обеспечить размещение текста стратегии на официальном интернет-сайте органов государственной власти Воронежской области. 7. Управлению общественных связей администрации Воронежской области (Милова) обеспечить информирование населения через печатные и электронные средства массовой информации о стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу в целях обеспечения выражения мнения населения по ее содержанию. 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Воронежской области Селитренникова Л.И. Губернатор Воронежской области В.Г. Кулаков Приложение к постановлению администрации области от 02.07.2007 № 612 СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ Уважаемые воронежцы! Мы с вами, как и вся страна, подошли к очередному периоду своего развития. Пройден сложнейший начальный этап реформирования политической и экономической системы страны, вхождения ее в мировое сообщество на условиях экономически равноправного субъекта. Не все было гладко на пути становления нового общества, но иначе и не могло быть, - слишком масштабные задачи пришлось нам вместе решать. Главной стратегической задачей нового этапа развития является повышение конкурентоспособности нашей области и, как следствие, - повышение качества жизни и благосостояния населения на ее территории. Для решения этих задач придется много сделать. Прежде всего, следует уделить особое внимание развитию человеческого потенциала: благоприятной демографии, здоровья, высокого интеллекта и культуры населения области. Нам необходимо создать конкурентоспособную инфраструктуру инновационной деятельности, которая охватывает все сферы общественных отношений, в том числе является важным условием промышленного развития, стимулирует строительство новых предприятий. В соответствии с современными тенденциями мы будем проводить активную кластерную политику, будем создавать индустриальные площадки в Воронеже и крупных населенных пунктах (Нововоронеж, Лиски, Россошь, Борисоглебск). Особой задачей является повышение эффективности государственного и муниципального управления; необходимо подвергнуть серьезному анализу и пересмотреть деятельность власти, государственных учреждений по исполнению функций предоставления качественных государственных услуг населению на протяжении всего жизненного пути человека от рождения до обеспеченной старости, определить роль и место бизнеса в развитии человеческого капитала. Уважаемые воронежцы! Нам предстоит сложная напряженная работа. Чтобы превратить стратегические планы в реальность, потребуется консолидация всех, кому не безразлично будущее области, своего города или сельского поселения. Только совместными усилиями мы сможем добиться реальных результатов. Губернатор Воронежской области В.Г. Кулаков Введение В условиях открытого глобального общества обеспечить достаточный уровень безопасности государства и его граждан можно только через ускоренное социально-экономическое развитие страны, повышение конкурентоспособности и создание высокого качества жизни населения на ее территории. Именно поэтому разработка стратегии развития становится важнейшей политической задачей как на уровне государства, так и на уровне субъектов Федерации. Стратегия развития Воронежской области - это ориентиры и индикаторы качественных изменений экономической, социальной и общественной сферы, проектируемый образ будущего области в долгосрочной перспективе. Стратегия развития Воронежской области на долгосрочную перспективу предполагает создание самого текста стратегии; среднесрочной комплексной программы социально-экономического развития, направленной на реализацию стратегии; плана действий органов власти по реализации комплексной программы социально-экономического развития. Основой комплексной программы реализации стратегии социально-экономического развития являются конкретные проекты и программы, которые решают задачи развития непосредственно на конкретной территории в конкретной среде. Формирование и реализация стратегии предполагает вовлечение значительного числа участников в подготовку и осуществление проектов и программ развития конкретной отрасли или территории. Стратегия тем успешнее, чем большее число заинтересованных лиц непосредственно участвует в ее реализации. Активизировать людей и сделать их реальной действующей силой развития можно только с помощью идеологии, дающей людям уверенность в том, что их активная деятельность сегодня, в ближайшей и длительной перспективе принесет реальное улучшение жизни для их семей, семей детей и внуков. Таким образом, создание идеологии стратегии развития области является одним из главных направлений стратегического действия. При этом роль региональной власти в идеологическом обеспечении стратегии состоит как в создании организационных условий выработки идеологии стратегии, так и в активном ее продвижении в общественное сознание путем разъяснительной, агитационной и пропагандистской работы, путем непрерывного диалога и взаимодействия с представителями бизнеса, общественных институтов, элитарно мыслящих людей. Идеологией развития Воронежской области является политика воздействия на общественное сознание через систему социально-политических идей и организационных мероприятий, направленных на консолидацию общества, власти и бизнеса для достижения стратегических целей развития. Реализация целей стратегии предполагает комплекс мер: 1) связанных с модернизацией системы государственного и муниципального управления, направленных на достижение максимальной эффективности действий власти, и в первую очередь направленных на обеспечение конкурентоспособности Воронежской области. Начало этому процессу положено в рамках реализации федеральной концепции и программы административной реформы и Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; 2) направленных на развитие человеческого потенциала, создание цивилизованной среды развития человеческого потенциала на всем пути - от рождения до обеспеченной старости. Комплекс мер, направленных на ликвидацию ментальных ограничений, созданных патерналистской политикой советской системы. С одной стороны, разрушение стереотипа всесилия и обязанности государства решать все проблемы каждого человека. С другой стороны, формирование полноценного члена гражданского общества, патриотически настроенного, активного, уверенного в справедливости действий власти и законов, защищающего интересы государства и уверенного в незыблемости своих конституционных прав; 3) направленных на создание инновационной инфраструктуры новой экономики, активизации бизнеса, и в первую очередь участия общественных бизнес-объединений в формировании цивилизованных правил развития бизнеса, отношений с властью и обществом. Формирование элитарного мышления и действий, направленных на капитализацию бизнеса в собственном регионе, участие в развитии человеческого потенциала, активизации деятельности, способствующей развитию социально-культурной сферы (массового спорта, туризма, искусства и т.д.); 4) направленных на разработку механизмов воспроизводства элиты во всех сферах. Создание условий для вхождения во властные структуры значительного числа элитарно мыслящих людей. Создание дискуссионных площадок для обсуждения стратегически важных направлений развития экономики и общества. 1. Анализ внешних факторов. Мировые и внутрироссийские тенденции, определяющие социально-экономическое развитие Воронежской области на долгосрочную перспективу Российская Федерация в настоящий момент переживает период длительного и интенсивного экономического роста: с 2002 года прирост ВВП находится в коридоре 4,7-7,3% в год, а инфляция снизилась с 15% в 2002 году до 10-12%, государственный внешний долг РФ сократился с 54% ВВП в 2000 году до 10,2% в 2005-м. Во многом это связано с удачно сложившейся конъюнктурой цен на основные товары российского экспорта на мировых рынках (с 2002 года по 2006 год металлы в среднем подорожали в 1,8 раза, нефть в 1,57 раза, наблюдается оживление на мировом рынке калийных удобрений, каменного угля, других сырьевых товаров). В то же время в последние три - пять лет усиливается вклад в данный рост фактора расширения внутреннего спроса и подъема производительности труда и капитала. Позитивный эффект для экономики имеет тот факт, что в стране проведена значительная часть структурных реформ, сформирована институциональная среда, адекватная развитию рыночных процессов, способствующая интеграции российского хозяйства в глобальный рынок. Большинство долгосрочных прогнозов в отношении экономики РФ исходит из того, что ее темпы роста будут опережать среднемировые показатели. К числу факторов, определяющих данный рост, относятся: 1. Сохранение длительного устойчивого спроса и высоких цен на российское сырье на мировых рынках, получившее название "сырьевого суперцикла". 2. Рост российского внутреннего рынка, превращение его в значимый сегмент мировой экономики. Речь идет как о рынке производственного потребления, росте государственных расходов, так и о рынке конечного потребления. 3. Продолжение интеграции российской экономики в глобальный рынок, в том числе открытие рынков для импорта, выравнивание цен на основные сырьевые товары вне и внутри страны, приведение деятельности российских предприятий в соответствие с международными правилами: стандартами качества, управления, технологическими стандартами. Данная интеграция будет сопровождаться обострением конкуренции для российских компаний не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. 4. Сохранение, по крайней мере в среднесрочной перспективе, макроэкономической устойчивости, для которой характерны умеренные темпы инфляции, сохранение существующего или даже возможность повышения паритета покупательной способности рубля по отношению к основным мировым валютам, накопление масштабных золотовалютных резервов и сохранение стабилизационного фонда, укрепление бюджетной системы страны. Вышеназванные факторы развития российской экономики задают параметры последнего, характерные для "сырьевой модели": наличие задающего специализацию мощного сырьевого сектора, обеспечивающего устойчивый и масштабный приток средств в страну за счет экспорта природных ресурсов; модернизация основных фондов и рост технологического трансфера в основных отраслях экономики (нефтегазовом комплексе, металлургии, химии, транспорте, отдельных видах производств в машиностроении и металлообработке). В российской экономике будет идти переток средств из сырьевой сферы в несырьевую. "Сырьевая модель" развития российской экономики будет иметь ряд важных прогнозируемых последствий для пространственной организации страны: 1. Новая функционализация российских территорий. В долгосрочной перспективе ожидается перемещение основного "производственного цеха" страны в ее северные и восточные регионы, именно там предполагается реализация значительного пакета инвестиционных проектов, развертывание процессов так называемого "нового освоения". Прогнозируется развитие транспортных и торговых узлов, обеспечивающих интеграцию РФ в глобальную экономику (Ленинградская область, Владивосток, Краснодарский край, транспортные узлы Транссиба и Северного Урала). Предполагается ускоренное развитие крупных городских агломераций - "центров управления", в которых будут размещаться штаб-квартиры больших компаний, работающих на глобальном рынке, а также зоны инновационного развития. Центры агломераций - крупные города (прежде всего Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Самара) - будут стягивать на себя управленческие функции. Возможно осложнение ситуации в старопромышленных регионах РФ, в которых нет крупных сырьевых разработок и которые не являются центрами транспортно-логистического, сервисного обслуживания и технологического обеспечения сырьевых зон, а также находятся вне зоны основных международных транспортных коридоров (приложение 1 - не приводится). 2. Сохранение значительных различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. По оценкам МЭРТ РФ, в 2006 - 2009 годах больше половины добавленной стоимости будет производиться в 13 субъектах Российской Федерации с высоким уровнем социально-экономического развития. Почти 70% совокупного ВРП этой группы будет производиться в следующих регионах: г. Москва (36,8% от объема ВРП этой группы в 2007 году), Московская область (7,1%), г. Санкт-Петербург (6,3%) и Ханты-Мансийский автономный округ (19,5%). 3. Рост новых форм организации экономической и социальной активности на территории, направленных на привлечение инвестиций, миграционный приток, стимулирование инновационного развития. К активно развивающимся перспективным формам организации территорий можно отнести: формирование особых экономических зон (промышленных, технико-внедренческих, портовых и туристско-рекреационных), создание IT-парков и крупных технопарков федерального значения, создание новых "федеральных" университетов, развитие новых систем транспортных коммуникаций. В подготовленной МЭРТ РФ "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)" говорится, что систему рисков, с которыми будет сталкиваться дальнейшее развитие российской экономики, задают следующие вызовы: 1. Низкая эффективность государственного управления. 2. Отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала. 3. Низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора. 4. Неравномерное осуществление реформ на субфедеральном уровне. 5. Низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения. 6. Слабая диверсификация, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары. 7. Инфраструктурные ограничения роста, которые не могут быть преодолены за счет только институциональных реформ и требуют реализации крупных инвестиционных проектов. Кроме того, в пятнадцатилетней перспективе выделяются три основных "кризисных узла": 2007-2008 годы - снижение легитимности государственных институтов, повышение уровня социальной конфликтности (вследствие нарастания имущественной дифференциации населения), реализация неблагоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических факторов, а также снижение конкурентоспособности российских предприятий в связи с открытием внутренних рынков и укрепления рубля; 2011-2012 годы - нарастание ограничений, вызванных сложностями интеграции РФ в мировую финансовую систему, рост импорта при снижении эффективности сырьевого экспорта, что чревато бюджетным и финансовым кризисом, которые будут развиваться на фоне нарастающего дефицита трудовых ресурсов (на этот же период могут прийтись пики технологической модернизации в инфраструктурных отраслях, а также износа объектов жилищно-коммунального хозяйства); 2015-2017 годы - реализация долгосрочных стратегических угроз в сфере управления, демографии и здоровья населения, технологий и регионализации страны. В то же время ожидается исчерпание рентабельных эксплуатируемых запасов природных ресурсов - нефти и цветных металлов в стране. Серьезной проблемой может стать формирование территориального "пояса бедности", включая старопромышленные и сельскохозяйственные центральные регионы. Развитие российской экономики подвержено следующим рискам: 1. Циклические колебания цен на товары российского сырьевого сектора на мировом рынке, что создает угрозу периодического снижения доходов от внешнеэкономической деятельности. 2. Сокращение после 2015 года рентабельных запасов ископаемых ресурсов (запасов нефти и газа, месторождений рудных материалов). 3. Инфраструктурные ограничения роста. Появление в будущем дефицита энергетических мощностей связано, прежде всего, с ожидаемым увеличением выбытия мощностей, исчерпавших парковый ресурс. Прогнозируемый дефицит генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов в период после 2008-2010 годов оценивается в 8-10% мощностей даже при инерционном развитии. 4. Риск повышения конкурентоспособности импортных товаров и услуг на российском рынке (доля импорта в обороте розничной торговли стабилизировалась на уровне 40% с тенденцией к повышению). Отрасли импортозамещения, развернутые в ситуации резкого ослабления рубля по отношению к основным мировым валютам, по мере роста рынка и укрепления рубля будут находиться под все возрастающим давлением со стороны импорта (прежде всего, речь идет о легкой и мебельной промышленности, пищевой промышленности, отдельных видах машиностроения и пр.). 5. Риск значительного снижения качества человеческого капитала (чрезвычайно высокая доля занятых, работающих на должностях, которые не соответствуют полученным квалификациям; высокая текучесть кадров на российских предприятиях и проч.) и ухудшение ситуации на рынке труда в связи с дефицитом рабочей силы (сокращение численности трудоспособного населения на 8-10% каждые пять лет после 2010 года). К тому же рабочая сила в России постепенно перестает быть дешевой (доля фонда заработной платы в ВВП страны, по оценке МЭРТ РФ, к 2009 году должна достичь 24%). Проблемы с реформированием системы профессионального образования приводят к тому, что система подготовки кадров не отвечает требованиям динамично развивающейся российской экономики. Квалифицированной и качественной рабочей силы хронически будет не хватать. Различные сектора экономики будут конкурировать между собой за работников, повышая их зарплату. 6. Риски, связанные с технологическим отставанием. Российские компании, стремясь сохранить свою технологическую и кадровую конкурентоспособность, уже прибегают к ускоренному импорту стандартных технологий, отдельных специалистов и менеджеров, передают подряды на технологически сложные работы западным компаниям, приобретают последние в расчете на получение современных ключевых компетенций. Для того чтобы Россия избежала негативных последствий реализации указанных рисков, необходимо изменить качество экономического роста, перейти от эксплуатации доступных ресурсов ("слабого рубля", дешевой рабочей силы, низких тарифов на услуги естественных монополий и цен на сырье, минимизации социальных обязательств бюджета и хозяйствующих субъектов, малых расходов на экономику и проч.) к конкуренции на основе роста производительности труда и капитала, а также к реализации программ и проектов повышения качества управления и развития человеческого потенциала. 2. Потенциал развития Воронежской области 2.1. Региональные особенности, определяющие социально- экономическое развитие области на долгосрочную перспективу На протяжении XX века Воронежская область выступала в роли одного из наиболее значительных индустриальных, аграрных, административных, транспортных, интеллектуальных и культурных центров России. Основы регионального хозяйства, системы расселения, производственной специализации сформировались в ходе индустриализации XX века. В настоящий момент Воронежская область - индустриально развитый регион. Для Воронежской области характерен относительно высокий уровень урбанизации. На 01.01.2005 численность населения Воронежской области составила 2334 тыс. чел. (1,6% численности населения России). Оно проживает в 15 городах, 2 поселках городского типа и в 19 рабочих поселках - 1457,6 тыс. чел. (городское население - 62,5%); в 1848 сельских населенных пунктах - 876,4 тыс. чел. (сельское население - 37,5%) (приложение 2). Демографическая ситуация (как и в целом по РФ) характеризуется высокими показателями убыли населения: смертность превышает рождаемость в 2,2 раза. По сравнению с регионами ЦФО динамика сокращения численности населения области гораздо ниже средних показателей (приложение 3). Безусловно, на это повлияла тенденция активного миграционного притока в область в 1990-е годы Табл. 1
Источник - Федеральная служба государственной статистики Анализируя административно-территориальное устройство области, следует отметить наличие значительного числа муниципальных образований с численностью менее 1000 человек (около 30%). Общее количество муниципальных образований на территории Воронежской области - более 500, в том числе 31 муниципальный район, 32 городских и 471 сельское поселение (приложение 4 - не приводится). Совмещение производственно-хозяйственных и административных функций Воронежа. Воронеж как один из наиболее крупных индустриальных центров Российской Федерации и зона развития аграрной индустрии в Центральном Черноземье на протяжении XX века выполнял функцию важнейшего опорного региона на юге Центральной России - являлся размещения наиболее сложных и трудоемких производств, центром развития образования и науки <1>, транспортным узлом и административным центром области. -------------------------------- <1> В свое время Минвузом СССР и Минвузом РСФСР Воронежскому университету наряду с другими ведущими университетами страны - Ленинградским, Горьковским, Новосибирским, Томским, Иркутским, Пермским, Ростовским, Саратовским и Уральским - было поручено выполнение роли базового вуза, ответственного за координацию научно-методической и исследовательской работы и подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации для вузов РСФСР. В структуре экономики Воронежской области преобладающую роль играет промышленность. На промышленных предприятиях работает около 18% всех занятых в народном хозяйстве, она дает свыше 25% ВРП области. Предприятия промышленности обеспечивают также основную часть собираемых в области налогов. Большая часть промышленных центров имеет четко выраженную производственную специализацию, за исключением, пожалуй, Воронежа (приложение 5). Табл. 2 Структура ВРП Воронежской области (2005 год)
Источник - Федеральная служба государственной статистики Для промышленности Воронежской области характерны: 1) значительная корпоративная концентрация производства в основных отраслях промышленности (около 460 крупных и средних предприятий из 3,6 тыс. промышленных предприятий производят около 90% всей промышленной продукции (данные 2004 года); 2) высокий уровень промышленной агломерации (концентрация промышленного производства по отдельным территориям). До 75% объема продукции промышленности области приходится на города Воронеж и Нововоронеж, а также Россошь; 3) в структуре промышленности доминируют традиционные индустриальные производства, использующие, как правило, стандартные технологии и в своем подавляющем большинстве сформировавшиеся еще в прошлом веке. Отсюда высокая степень физического износа основных фондов (до 60%) и малая доля инновационной продукции. Табл. 3 Производственная специализация Воронежской области (2004 год)
Источник - Федеральная служба государственной статистики -------------------------------- <2> Коэффициент локализации фиксирует отношение производства отрасли на душу населения в регионе к производству на душу населения в России (эмпирически определенное минимальное значение, свидетельствующее о достигнутой специализации региона - 1,25). Воронежская область отличается высоким уровнем развития основных инженерных инфраструктур. Для региона характерна высокая плотность транспортного сообщения, развитие перевозок различными видами транспорта (приложение 6). В настоящее время железнодорожная сеть представлена магистралями: Ряжск-Грязи-Отрожка-Лиски-Миллерово; Грязи-Поворино-Волгоград; Валуйки-Лиски-Поворино-Балашов. Юго-Восточная железная дорога связывает центр Европейской части России с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной, востоком страны и странами ближнего зарубежья. Общая эксплуатационная длина железнодорожных путей в границах Воронежской области составляет 1197,2 км, в т.ч. 720 км электрифицировано. На территории области пересекаются важнейшие железнодорожные линии с севера на юг и с запада на восток через крупнейшие железнодорожные узлы: Лискинский, Воронежский и Поворинский. Сеть автомобильных дорог области представлена федеральными и территориальными автодорогами. Основу автодорожной сети составляют дороги: Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону; Тамбов-Воронеж-Курск-Белгород; Воронеж-Саратов. Общее протяжение автодорог общего пользования в области составляет 9,3 тыс. км, из них 0,8 тыс. км - федеральные. Почти все автодороги области имеют твердое покрытие проезжей части (97,9%). На территории области действует речной порт Лискинский, осуществляются грузовые перевозки по реке Дон. Судоходные внутренние пути составляют 573 км, имеется возможность обеспечивать судоходные связи по реке Дон с Азовским, Каспийским и Черным морями. В 1995 году воронежскому аэропорту постановлением Правительства Российской Федерации присвоен статус международного. Его аэровокзальный комплекс способен пропускать 400 пассажиров в час, авиационно-техническая база оснащена для обслуживания самолетов 4-2-го классов. По территории области проходят трассы магистральных трубопроводов: нефтепровод "Никольское-Вербиловка-Долгие Буды-Кременчуг-Одесса"; нефтепродуктопровод "Никольское-Воронеж", "Воронеж-Белгород", "Воронеж- Лиски"; аммиакопровод "Тольятти-Одесса". Общее протяжение магистральных нефтепродуктопроводов составляет порядка 250 км. Правда, область в настоящий момент все еще недостаточно газифицирована по сравнению с другими регионами ЦФО. Область относится к числу регионов, которые не являются энергодефицитными. Социальная сфера, сложившаяся в ходе индустриализации, рассчитана на предоставление всего комплекса социальных услуг по подготовке рабочей силы, здравоохранению и социальному обеспечению. Основу социальной сферы составляет сеть бюджетных учреждений, финансируемая из бюджетов разных уровней (приложение 7). По уровню развития бюджетной сети Воронежская область занимает среднее положение в рейтинге российских регионов: 1) в системе здравоохранения Воронежской области работают 12367 врачей в 137 больничных учреждениях на 22739 койко-мест, показатель обеспеченности больничными койками на 10 тыс. населения составляет 97,4. В 2005 году в стационарах пролечено более 583 тыс. пациентов; 2) по показателям обеспеченности детей дошкольными образовательными учреждениями Воронежская область занимает одно из последних мест по ЦФО, опережая по данному показателю лишь Курскую и Тамбовские области. Происходит постепенное увеличение доли охвата детей общественным дошкольным образованием (с 45% в 2001 году до почти 50% в 2005-м); 3) в последние несколько лет произошла оптимизация сети школ. С 2002 года началось формирование сети базовых сельских школ (БСШ) - на данный момент 116 по области; реструктуризация сети общеобразовательных учреждений; обеспечение БСШ школьными автобусами. К 2009 году планируется завершение реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. Но несмотря на это, в настоящий момент мощность общеобразовательных учреждений области составляет 428306 ученических мест, фактическая нагрузка - 236329 ученических мест (приложение 8); 4) в настоящее время в системе социальной защиты Воронежской области функционируют 38 домов-интернатов общего типа и психоневрологических интернатов, в которых проживают более 6 тыс. пенсионеров и инвалидов, 50 центров социального обслуживания населения, в т.ч. 22 с отделениями дневного пребывания и 27 центров (отделений) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В 2005 году в отделениях дневного пребывания обслужено 23172 человека, в отделениях временного проживания - 958 чел.; 5) Хотя по показателю количества средств, выделяемых на культуру, в расчете на одного жителя Воронежская область имеет более низкие показатели, чем в соседних регионах, данные расхождения не являются критическими, и по ряду показателей развития сферы культуры Воронежская область занимает лидирующие позиции в ЦФО (количество театров, число публичных библиотек, число профессиональных учебных заведений культуры, число культурно-досуговых заведений и проч.). В структуре поступления налоговых платежей в бюджетную систему области доминирует обрабатывающая промышленность. В частности, в 2006 году в областной бюджет 24,9% налоговых платежей поступило от предприятий обрабатывающих производств, в которых пищевая промышленность составила 9,2%, химическое производство - 3,7%, металлургическое производство - 2,4%, производство машин и оборудования - 2,1%. От предприятий оптовой и розничной торговли поступило 18,6% всех налоговых доходов, от транспорта и связи - 12,4%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 8,1%, от строительных организаций - 5,4%, от сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 2,3%, от добычи полезных ископаемых - 1,4%. На долю этих отраслей приходится свыше 73,0% общего объема налоговых доходов. Отсутствие конъюнктурного характера доходов консолидированного бюджета Воронежской области вызывает исключительно монотонный рост доходов. Практически отсутствует прирост налоговых доходов за счет конъюнктурных факторов, что не позволяет в будущем надеяться на возможный взрывной рост бюджетных доходов при сохранении существующей организации экономики. При этом расходная часть бюджета имеет социально-культурную направленность, столь характерную для индустриальных стран. Затраты областного бюджета на социально-культурные мероприятия на среднесрочную перспективу прогнозируются в размере 61 - 62%. 2.2. Современные тренды социально-экономического развития Воронежской области В последние годы, когда российская экономика переживала период восстановительного роста, развивалось хозяйство Воронежской области, что отразилось на улучшении ее социальной сферы и росте бюджета. Валовой региональный продукт в 2005 году достиг 137214,7 млн. рублей (оценочно), что составило 0,63% от ВВП Российской Федерации. Наименьшие значения по сравнению с 1990 годом (100%) индекс физических объемов промышленного производства имел в 1998 году - чуть более 30%. Начиная с этого периода индекс физических объемов промышленного производства вырос почти в 1,5 раза (до 45,6% в 2005 году). Наибольшими темпами из крупных отраслей экономики росли лесная и деревообрабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, машиностроение и металлообработка. Низкие показатели роста имела электроэнергетика (рост индекса физического объема на 2,5%), но следует учитывать, что в электроэнергетике выпуск продукции сократился за 1990-е годы только на 17%, тогда как в химии - на 45%, пищевой промышленности - 48%, машиностроении и металлообработке - в 3,3 раза, промышленности строительных материалов - в 1,7 раза, легкой промышленности - в 7,7 раза. В последние годы в Воронежской области устойчиво росли доходы населения и повышался уровень жизни. Уровень оплаты труда стабильно рос и в 2005 году составил 5382,2 рубля в месяц. В структуре денежных доходов населения области постепенно уменьшается доля оплаты труда (например, в 2004 году по сравнению с предыдущим она уменьшилась с 39 до 36,4%, социальных выплат - с 20 до 19%; удельный вес доходов от собственности и предпринимательской деятельности увеличился на 3,7%; доля других доходов осталась практически на прежнем уровне). По показателю ожидаемой продолжительности жизни в ЦФО Воронежская область находится на третьем месте после Москвы и Белгородской области (общая продолжительность жизни - 66,13 года; мужчины - 59,37 года; женщины - 73,70 года), и выше среднего показателя по России <3>. По значению показателя индекса развития человеческого потенциала <4> область, по данным Независимого института социальной политики, занимает 27-е место среди регионов РФ (ИРЧП составил - 0,752). -------------------------------- <3> Тем не менее российские показатели существенно отличаются от показателей развитых стран: так, в Норвегии ожидаемая продолжительность жизни составляет 78,9 года в США - 77,1, во Франции - 79, в Японии - 81,6, в Дании - 76,6, в Германии - 78,3. <4> Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) разработан для сравнения стран и публикуется в ежегодных Докладах Программы развития ООН с 1990 года. Содержательный смысл показателя таков - чем он ближе к единице, тем выше возможности для реализации человеческого потенциала благодаря росту образования, долголетия и дохода. Диапазон значений ИРЧП в "Докладе о развитии человека за 2004 год" - от 0,956 в Норвегии до 0,273 в Сьерра-Леоне (данные за 2002 год). Порогом высокого уровня развития человеческого потенциала является значение 0,800. Рис. 1. Индексы социального развития Воронежской области (2005 год) Рисунок не приводится. Рис. 2. Социальные показатели развития области Рисунок не приводится. В ситуации интенсивного экономического развития Российской Федерации начался ускоренный рост рынков традиционной производственной специализации региона. При этом данные рынки все более и более открываются и глобализуются (приложение 9). 2.3. Риски (проблемы и диспропорции) развития региона Возможности развития Воронежской области могут реализоваться не в полной мере в силу наличия целого ряда рисков (проблем и диспропорций в развитии), характерных для всех старопромышленных регионов в ситуации идущей в мире реиндустриализации. 2.3.1. Сложности перестройки традиционной индустрии Риск утраты традиционных рынков производителями региона либо уменьшение занимаемой ими доли рынка (в том числе за счет расширения последнего, утраты протекционистской защиты со стороны государства). Основной угрозой для региона и его предприятий в этом случае выступают риски: 1) потеря "эффекта масштаба", сокращение до малозначительного (минорного) сектора рынка. Это чревато утратой инвестиций, возможности привлекать наиболее передовые кадры и разрабатывать новые технологии. Наиболее значимы данные риски для сектора машиностроения и приборостроения; 2) отставание скорости перестройки сложившейся в период первичной индустриализации структуры отраслей (производств) экономики области от динамики развития рынков (изменение предпочтений потребителей, переход на новые международные стандарты, доминирование известных брендов, изменение системы дистрибуции продукции, рост сложных интеллектуальных услуг, глобализация производства и торговли и проч.). Наиболее характерны данные риски для сельского хозяйства и пищевой промышленности, выпуска отдельных видов химической промышленности (например, производства шин); 3) риск роста стоимости основных видов сырья для производства. Прежде всего, данный риск актуален для ресурсоемких производств, в частности предприятий химической промышленности. Риск технологического отставания от лидеров рынка. Область в настоящий момент перестает производить новые технологии, предприятия региона утрачивают инновационный потенциал. Речь идет даже не об отдельных уникальных технологиях. Они, конечно же, создавались и будут создаваться в регионе. Технологическая отсталость проявляется в том, что в российском и так не очень масштабном инновационно-технологическом комплексе Воронежская область занимает весьма скромное место, а воронежские предприятия почти не располагают глобально конкурентоспособными технологиями (приложение 10). 2.3.2. Риск дисбалансов рынка труда В старопромышленных регионах всегда высок риск утраты возможности предприятиями традиционной индустрии создавать рабочие места, требующие современных ключевых компетенций. Это, в свою очередь, чревато потерей данными предприятиями наиболее квалифицированных, мобильных и амбициозных кадров. Таким образом, основными диспропорциями рынка труда Воронежской области, способными существенно повлиять на устойчивость ее развития, являются: 1. Риск формирования несоответствия системы профобразования запросам рынка труда. Молодежь реагирует на смену ключевых квалификаций быстрее, чем успевают перестроиться предприятия. Косвенно это подтверждается массовизацией высшего образования (численность студентов вузов в области увеличилась с 1995/96 годов по 2004/05 годы более чем в два раза) (приложение 11 - не приводится) и запаздыванием в создании для выпускников вузов соответствующих их квалификации рабочих мест. В свою очередь, высшее образование, реагируя на запрос со стороны учащихся и не имея точных квалификационных требований, характеризующих новые рабочие места, формирует неадекватную региональной экономике структуру специальностей, по которым ведется подготовка кадров. Выпускники вузов вынуждены либо после выпуска работать не по специальности, либо уезжать из региона, либо работать на должностях, не требующих высшего образования. При этом квалификационные диспропорции могли быть преодолены при помощи новых структур системы профобразования (учреждений начального и среднего профобразования, не только присваивающих выпускнику квалификации, но и обеспечивающих ему так называемое "первое место работы"; образовательных брокеров, обеспечивающих доступность всех возможных образовательных услуг без развертывания формальных и стационарных институтов; корпоративных университетов; современной бизнес-школы и проч.). 2. Угроза растущего дефицита кадров (в первую очередь на предприятиях традиционной индустрии и в традиционном сельском хозяйстве, но велика будет потребность в высококвалифицированных кадрах, обладающих современными ключевыми компетенциями, прежде всего современными управленцами и инженерно-техническими специалистами). По прогнозам Главного управления труда и социального развития области, численность населения Воронежской области в перспективе будет снижаться (приложение 12). Экономически активное население к 2010 году сократится по сравнению с 2005 годом на 25,8 тыс. человек, а к 2015 году еще на 30 тыс. человек. При этом в случае, если сохранится инерционное развитие старопромышленного региона, потери населения будут более значительными. Уже имеющиеся кадры будут стареть и приближаться к пенсионному возрасту, а возмещение выбывающих кадров молодыми работниками будет сталкиваться со значительными трудностями. Слишком сложно формировать мотивацию работы на предприятиях традиционной индустрии, использующих устаревающие технологии, иначе чем через наращивание оплаты труда. Однако именно в традиционной индустрии доля затрат на оплату труда чрезвычайно низка. Кадры из нее будут вымываться в другие сектора экономики, будут мигрировать в регионы с более высокой оплатой труда и переходить на более современные производства. Миграционные программы для области могут стать вполне актуальными уже в среднесрочной перспективе. Для ряда городов (в первую очередь Воронежа) такие программы потребуют специальных культурно-воспитательных проектов, направленных на повышение толерантности населения к мигрантам, а также решения новых жилищно-коммунальных и социальных проблем. 3. Старение населения, выбытие трудовых ресурсов и риски бюджета, связанные с нагрузкой по содержанию пожилого населения и пенсионеров. Сохранение нынешнего уровня рождаемости (при неизменной смертности и отсутствии миграционного прироста) может к 2015 году привести к ежегодной убыли населения в размере 1,0% и увеличению доли населения пенсионного возраста с 25,2% по переписи 2002 года до 30% при одновременном сокращении доли детей и подростков, населения трудоспособного возраста. Только начиная с 2001 года по 2006 год средний возраст занятых в экономике снизился на 0,3 года. Данная тенденция начнет усиливаться с 2008-2009 годов (начало активного выхода на рынок труда поколения 1990-х), а в 2015-м дойдет до своего пика. Таким образом, Воронежская область относится к числу быстро стареющих субъектов Российской Федерации. И по числу пенсионеров уже занимает одно из лидирующих положений в ЦФО. До последнего времени в области сохранялась положительная динамика - демографическая нагрузка на трудоспособное население снижалась. Но уже с 2009 года демографическая нагрузка начнет возрастать и к 2015 году может составить почти 900 человек на 1000 трудоспособных граждан <5>. -------------------------------- <5> Источник - Главное управление труда и социального развития области. 2.3.3. Риски для системы расселения в Воронежской области Особенность системы расселения заключается в том, что она обладает огромной инерционностью и не может оперативно реагировать на быстрые изменения рыночной ситуации. В результате в системе расселения копятся диспропорции экономического и социального развития, которые в конечном итоге создают значительные риски для последнего: 1. Риск понижения статуса региона в целом и его столицы - Воронежа - в региональной организации России. Не будучи центром развития ключевых для РФ секторов экономики и не являясь макрорегиональным административно-политическим центром страны, не относясь к числу крупных транспортно-логистических узлов, Воронеж и область не в полной мере могут выполнить функцию "полюса роста" в Центральном Черноземье. Для области возникает риск отставания от соседних регионов по темпам роста, по значению на глобальном рынке (косвенным подтверждением чего является низкий уровень прямых иностранных инвестиций, малый объем международных сообщений, слабое присутствие в регионе штаб-квартир и представительств трансрегиональных корпораций, плохая включенность в международный календарь событий и проч.), по объемам ВРП, характеризующим "вес" региона в стране, и т.д. При этом Воронеж в силу удаленности и своей функциональной ограниченности не может в полной мере воспользоваться "эффектом соседства" по отношению к Москве и Санкт-Петербургу. Московская агломерация в ближайшие 5-10 лет будет развиваться, скорее, в северном, западном и юго-восточном направлениях, что связано с процессами трудовой миграции и реализацией согласованных инвестиционных стратегий, крупнейших транспортных проектов. Правда, с юга область граничит с одной из самых перспективных формирующихся в РФ агломераций "Ростов-на-Дону - южные порты". Но мощности данной агломерации пока недостаточно для того, чтобы определить развитие Воронежской области, хотя данная агломерация будет расти, наращивая свое влияние на Воронеж, в первую очередь в сфере транспорта и сельского хозяйства. Однако и в этом случае юг области, а также районы, имеющие специализацию в сельском хозяйстве на производстве зерна, а в будущем, возможно, и на производстве растительного масла, рискуют стать, скорее, полупериферией, чем самостоятельным центром во взаимоотношениях с южной агломерацией. Граница с Украиной также не обеспечивает быстрого роста. Регион, будучи пограничным, не является ключевым для России в организации взаимодействия с Украиной (Воронежская область граничит только с Луганской). Приграничное взаимодействие будет в целом стимулировать развитие воронежских территорий, но в локальных масштабах приграничных районов (приложение 1 - не приводится). 2. Риск отставания Воронежа и других областных городов в уровне развития современной городской среды от других российских областных центров и просто городских поселений в основных агломерациях (Московской, Петербургской, Ростовской). Воронеж - самый крупный город Центрального федерального округа, кроме Москвы. На долю Воронежа приходится около 60% объемов промышленного производства в области. Есть значительный производственный потенциал у Нововоронежа (около 7,5% промышленного производства в области) и Россоши (у Россошанского района - более 10%, в основном обеспечиваемые ОАО "Минудобрения"). Но Нововоронеж и Россошь, по сути дела, являются монопрофильными городами. Индустриальная специализация и пространственная организация, в целом незначительные размеры других (кроме Воронежа) городов создают риск того, что там не будет развиваться новая экономика. Данные города будут испытывать трудности с формированием современной урбанистической среды, являющейся, с одной стороны, результатом девелоперских усилий компаний, продвигающих современный образ жизни - инновационный бизнес, сферу современных услуг, новых форматов торговли, развлечений и проч., а с другой стороны, являющейся обязательным условием для развития постиндустриальных видов деятельности, размещения в городах инновационных центров, центров логистики и управления. В настоящий момент, по данным различных индексов, характеризующих качество деловой, информационной, городской среды, Воронеж не относится к городам-лидерам в РФ. 3. Для системы расселения, сформированной на предыдущем этапе развития области, в ситуации трансформации старопромышленного региона возникают риски снижения устойчивости (формирования депрессивных зон на территории области, оттока трудоспособного населения, снижения бюджетной обеспеченности отдельных муниципальных образований <6>; необходимость повышения затрат на поддержание инженерных инфраструктур на территориях, где сворачиваются поселения и производство, и т.п.). Эти риски, с одной стороны, связаны с монопрофильным характером экономики большинства городских поселений, высокой степенью бюджетной, экономической и социальной зависимости состояния данных поселений от производственно-финансовых показателей счетного количества их градообразующих предприятий. С другой стороны - с неустойчивостью сельских поселений, связанной с неопределенностью основных параметров развития сельского хозяйства и пищевой промышленности в области (будет ли продолжаться поглощение земельных участков мелких собственников и малых и средних сельхозпредприятий крупными агрохолдингами и концернами; произойдет ли коренная модернизация технологий сельхозпроизводства и повлечет ли это за собой массовое высвобождение занятых в сельском хозяйстве <7>; сохранятся ли в Воронежской области характерные для нее сельские усадьбы и проч.). Следует учитывать, что с 2001 по 2005 год в области сократилось почти 15 тыс. рабочих мест в сельском хозяйстве, а начиная с 1991 года - более чем 90 тыс. Таким образом, старая система расселения в области будет и дальше сталкиваться пусть и не с критическими, но очевидными рисками неустойчивости. При этом в самой данной системе автоматически не формируются новые ключевые звенья, обеспечивающие развитие региона в современных условиях - крупные городские агломерации, включенные в рынок туристско-рекреационных услуг, зоны инновационного развития, макрорегиональные транспортные узлы и инфраструктура границы (транспортно-коммуникационная инфраструктура, погранично-таможенные переходы, торговые и таможенные зоны, мощные в экономическом и культурном отношении города, способные создавать мотив для посещения у нерезидентов). -------------------------------- <6> Только 4 муниципалитета являются донорами: Нововоронеж, Воронеж, Россошанский район (является крупным железнодорожным узлом и имеет развитую химическую промышленность), Лискинский район (является крупным железнодорожным узлом и имеет высокие показатели в сельском хозяйстве). <7> По оценкам экспертов ООН, если безработица на селе составляет 10%, это уже критическая отметка для развития села. В сельской местности Воронежской области безработица превысила 11%. Социальный и экономический климат в сельских поселениях Воронежской области Проведенное в 2006 году Центром региональных реформ и ГУ "Институт регионального развития" социологическое исследование в Бобровском, Павловском, Борисоглебском районах выявило проблемную социально-экономическую и социально-психологическую ситуацию в сельских поселениях области. Было зафиксировано, что в отдельных поселениях до 80% семей едва сводят концы с концами, денег не хватает даже на нормальное питание. В среднем по районам этот показатель составляет 35%. Количество семей, у которых на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения, составляет 30%, а семей, у которых денег хватает на продукты и одежду, но покупка товаров длительного пользования является проблемой, составляет 33%. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|