Расширенный поиск

Указ губернатора Воронежской области от 05.08.2016 № 272-у

У К А З

ГУБЕРНАТОРА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

от 05 августа 2016 г.                                                                    № 272-у

 

г. Воронеж

 

 

 

 

О Стратегии Воронежской области

в сфере развития и защиты прав человека

на 2016-2025 годы

 

 

В целях улучшения качества жизни населения и социальной справедливости, достижения системности и эффективности государственных механизмов реализации и защиты конституционных прав и свобод человека, укрепляющих доверие к государственной власти, создания условий, обеспечивающих гражданам и их объединениям возможность реализации своих прав, достижения высокого уровня индекса человеческого развития, активизации институтов гражданского общества на территории Воронежской области

П О С Т А Н О В Л Я Ю:

 

 1. Утвердить прилагаемую Стратегию Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016-2025 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего указа оставляю за собой.

 

 

 

 Губернатор

Воронежской области                                                 А.В. Гордеев


Утверждена

указом губернатора

Воронежской области

от 05 августа 2016 г. № 272-у

 

Стратегия Воронежской области в сфере развития

и защиты  прав человека на 2016-2025 годы

 

1. Общие положения

1.1. Цели и задачи Стратегии

Стратегия Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016-2025 годы (далее - Стратегия) определяет цели и приоритетные направления дальнейшего совершенствования реализации конституционных прав и свобод человека и механизмов их защиты с учетом перспективы развития Воронежской области, а также способы достижения этих целей.

Стратегия направлена на обеспечение более полной реализации норм Конституции Российской Федерации и Устава Воронежской области, относящихся к правам и свободам человека и гражданина  (далее - ПЧ).

Цели Стратегии:

- повышение качества жизни населения и уровня социальной справедливости;

- достижение системности и эффективности государственных механизмов реализации  и защиты конституционных прав и свобод человека, укрепляющих доверие к государственной власти;

- создание условий, обеспечивающих гражданам и их объединениям возможность реализации своих прав;

-  достижение высокого уровня индекса человеческого развития;

- активизация институтов гражданского общества, участвующих в правозащитной деятельности на территории Воронежской области.

Приоритетные направления совершенствования  реализации  ПЧ и механизмов их защиты:

- совершенствование механизмов восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

- нормативное закрепление и контроль выполнения государственными органами  конституционного принципа приоритета прав и свобод человека как высшей ценности;

- повышение эффективности работы исполнительных органов государственной власти Воронежской области (далее - ИОГВ) и органов местного самоуправления Воронежской области (далее - ОМСУ) в интересах граждан;

- повышение прозрачности деятельности ИОГВ и ОМСУ для общества;

- гармонизация отношений государственных и общественных институтов;

- развитие системы общественного контроля;

- совершенствование механизмов правовой помощи и обучения.

Ключевыми принципами Стратегии являются конституционно закрепленные принципы реализации ПЧ:

- человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;

- все граждане имеют равные права;

- права и свободы человека являются непосредственно действующими и неотчуждаемыми;

- произвольное ограничение прав и свобод недопустимо;

- осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

Способы достижения целей:

- применение к деятельности ИОГВ и ОМСУ индикаторов эффективности;

- совершенствование межведомственной координации в вопросах реализации и защиты ПЧ, в том числе между уполномоченными по правам человека, ребенка, предпринимателей;

- контроль доступности получения достоверной и своевременной информации о деятельности ИОГВ и ОМСУ;

- поддержка общественных инициатив по защите ПЧ;

- инициирование общественных проверок и общественных экспертиз;

- организация различных форм правовой помощи и обучения среди молодежи и других категорий населения.

Предметом совершенствования в Стратегии являются общественные отношения в сфере реализации и защиты ПЧ.

Анализ состояния сферы ПЧ на территории Воронежской области и предлагаемые направления увеличения их защищенности, изложенные в Стратегии, базируются на:

- Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года, утвержденной Законом Воронежской области от 30.06.2010 №65-ОЗ (далее - ССЭР ВО 2020);

- государственных программах  Воронежской области;

- ежегодных докладах о соблюдении ПЧ в  Воронежской области.

Основные разделы Стратегии включают в себя:

- краткий анализ сложившейся ситуации (позитивные и негативные практики, тенденции);

-  задачи по улучшению защищенности ПЧ;

- ожидаемые результаты реализации Стратегии;

- пути и способы достижения результатов.

Реализация Стратегии осуществляется с учетом следующих положений:

- задачи и ожидаемые результаты Стратегии являются ориентирами, которых должны придерживаться все органы государственной власти Воронежской области и ОМСУ в конкретных сферах деятельности при планировании и  выполнении мероприятий;

- координирующим органом по реализации Стратегии является уполномоченный по правам человека в Воронежской области;

- направления и меры по реализации Стратегии, находящиеся в ведении Воронежской области, реализуются ИОГВ и ОМСУ;

- меры, находящиеся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении, реализуются путем вынесения соответствующих предложений на федеральный уровень;

- выполнение системы мер, предложенных в Стратегии, реализуется на основе ежегодного планирования;

- изложенные в Стратегии оценки ситуации в сфере ПЧ, а также конкретные задачи и способы их решения подлежат периодической корректировке по мере достижения определенных результатов и появления существенных изменений в политической и социально-экономической областях.

 

1.2. Общая характеристика состояния защищенности прав человека в Воронежской области

 

Оценка состояния сферы прав человека в Воронежской области в целом показывает, что при продолжающемся воздействии неблагоприятных факторов на международном и внутрироссийском уровнях, обострившихся с 2014 года, произошло дальнейшее снижение уровня защищенности прав граждан. В основе большинства нарушений прав человека лежат экономические и организационные проблемы.

Мониторинг состояния ПЧ на территории Воронежской области за 2011-2015 годы и практика работы по выполнению рекомендаций ежегодных докладов уполномоченного по правам человека показывают, что ИОГВ и ОМСУ недостаточно системно и эффективно проводят курс на защиту прав, свобод и интересов граждан.

В 2016 году ожидается дальнейшее осложнение политической и экономической обстановки в стране, что, несомненно, повлияет на сферу реализации основных прав жителей региона и потребует от всех ИОГВ и ОМСУ достижения нового качественного уровня эффективности их деятельности.

Реализация некоторых декларированных законодательством социальных прав в течение ряда лет остается практически «замороженной» по причине недостаточного финансирования. Это относится, в частности, к получению социального жилья, земельных участков, путевок на санаторно-курортное лечение, технических средств реабилитации инвалидов.

Исходя из докладов о соблюдении ПЧ, среди наиболее часто нарушаемых конституционных прав граждан отмечается устойчивое превалирование социальных и имущественных прав:

- на первом месте остается право на жилище, но доля обращений о его нарушениях с каждым годом  снижается;

- второе место с тенденцией устойчивого роста (более чем в 5 раз за 4 года) занимает право на государственную и судебную защиту прав и свобод,  что обусловлено, прежде всего, ростом неудовлетворенности граждан качеством работы правоохранительных и судебных органов;

- третье место по количеству нарушений занимают права собственности, доля которых остается стабильной на протяжении ряда лет, что отражает отсутствие продвижения в решении проблем в сфере предоставления земельных участков и регулирования земельных отношений;

- доля нарушений прав на социальное обеспечение, труд и благоприятную окружающую среду уменьшилась за 4 года более чем в 2 раза,  что отражает  позитивные сдвиги в работе ИОГВ в данных сферах;

- продолжается рост количества нарушений права на охрану здоровья и медицинскую помощь (с 4,5 до 7,1% за 4 года).

Анализ жалоб граждан на действия (бездействие) ИОГВ и ОМСУ позволяет утверждать, что в ряде случаев со  стороны этих органов не только отсутствует должный уровень обеспечения, но имеют место устойчиво повторяющиеся нарушения ПЧ. Неоднократные жалобы в различные инстанции демонстрируют несовершенство организационной и разъяснительной работы,  межведомственной и межотраслевой координации, снижают уровень доверия населения к власти.

Одним из факторов, определяющих социальный «климат» региона и влияющих на защищенность прав человека, является уровень развития гражданского общества.

В этой сфере происходили как положительные, так и отрицательные изменения. К положительным можно отнести усиление поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций со стороны ИОГВ,  активизацию работы  Общественной палаты Воронежской области и повышение внимания средств массовой информации к проблематике прав человека. К отрицательным - попытки политизации деятельности некоторых правозащитных некоммерческих организаций (далее - НКО) и недостаточное информирование о процессе государственной поддержки социально ориентированных НКО. 

 

1.3. Индикаторы эффективности реализации Стратегии

 

Индикаторы эффективности реализации Стратегии направлены прежде всего на оценку деятельности ИОГВ и ОМСУ по реализации целевых функций Стратегии. В их состав включены:

- индикаторы, использованные в ССЭР ВО 2020;

- индикаторы, используемые в ежегодных докладах о соблюдении ПЧ в Воронежской области.

Индикаторы разделены на:

- системные (комплексные, интегрированные) - для оценки основных результатов реализации Стратегии (таблица 1);

- локальные (специализированные) - для групп и видов ПЧ (таблица 2).

Таблица 1

Системные индикаторы

Интегральные

индекс человеческого развития

Экономические

социальные расходы областного бюджета

базовый индекс потребительских цен

реальные денежные доходы населения

доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

Демографические

рождаемость

смертность

средняя продолжительность жизни

 

Таблица 2

Локальные индикаторы

Право на труд

реальная заработная плата

количество зарегистрированных безработных

производственный травматизм

трудовая занятость инвалидов

Право на жилище

стоимость жилья

обеспеченность жильем на одного жителя

переселение из аварийного жилья

предоставление жилья детям-сиротам

Право на социальное обеспечение

предоставление мер социальной поддержки в денежной форме

улучшение условий жизнедеятельности граждан пожилого возраста

удовлетворение потребности в социальном обслуживании

доля доступных для инвалидов объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры

Право на образование

удельный вес детей  в возрасте 5 - 18 лет, охваченных образованием

доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет

доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования

количество бюджетных мест в высших учебных заведениях

Право на охрану здоровья

младенческая смертность

смертность от заболеваний системы кровообращения

обеспеченность инвалидов средствами реабилитации

доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом

Право на

благоприятную окружающую среду

доля особо охраняемых природных территорий

экологическая реабилитация водных объектов

доля объектов размещения отходов, соответствующих нормативным требованиям

выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

 

Почти все индикаторы Стратегии являются статистическим и отражают динамику (уровень и направление) изменения соответствующих показателей между соседними периодами (годами) Значения индикаторов за предыдущие периоды взяты из официальных статистических бюллетеней Росстата. Прогнозные значения индикаторов носят ориентирующий (желаемый) характер в контексте целей и задач Стратегии и вплоть до 2020 года взяты из ССЭР ВО 2020 и государственных программ Воронежской области.

Индекс человеческого развития (далее - ИЧР) является расчетным индикатором. При его расчете по методике Программы развития ООН учитываются 3 вида показателей:

- ожидаемая продолжительность жизни;

- уровень грамотности населения (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения;

- уровень жизни (валовой региональный продукт на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности)

Расчет ИЧР для регионов России осуществляется Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.

 

2. Совершенствование системных подходов в  сфере развития и защиты прав человека (Системные основы Стратегии)

 

2.1. Совершенствование нормативно-правового регулирования обеспечения и защиты прав и свобод человека.

 

Задачами Стратегии по совершенствованию нормативно-правового регулирования являются:

- оптимизация законодательства Воронежской области  с учетом критерия качества обеспечения и защиты ПЧ;

- содействие развитию федерального законодательства в направлении повышения защищенности ПЧ.

Ожидаемые результаты:

- устранение пробелов либо изменение отдельных положений в действующих  нормативных правовых актах, негативно влияющих на защиту ПЧ;

- внесение в действующие  нормативные правовые акты (либо принятие новых) положений, направленных на повышение  защищенности ПЧ в наиболее чувствительных для населения сферах;

- принятие законодательных инициатив для внесения в Государственную Думу Российской Федерации;

- повышение доступности и открытости для населения механизмов разработки проектов и принятия нормативных правовых актов, затрагивающих ПЧ;

- повышение роли общественных советов, создаваемых при органах государственной власти, в организации общественного обсуждения законопроектов.

Пути и способы достижения ожидаемых результатов:

1) проведение системного анализа действующей нормативной правовой базы, регулирующей деятельность ИОГВ и ОМСУ в сфере реализации ПЧ,  в том числе подзаконных актов, утверждающих административные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг, с целью устранения противоречий, коллизий, необоснованных административных барьеров и иных недостатков, создающих населению дополнительные сложности в реализации своих прав;

2) усиление ответственности должностных лиц за исполнение законодательства по реализации и защите ПЧ;

3) введение в практику работы комитетов Воронежской областной Думы и общественных советов при ИОГВ привлечения уполномоченного по правам человека в Воронежской области и его аппарата к общественным обсуждениям законодательных инициатив и законопроектов, затрагивающих ПЧ.

 

2.2. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления  по реализации прав граждан

 

Для вывода Воронежской области на передовые позиции в сфере ПЧ существует объективная необходимость корректировки приоритетов и повышения системности деятельности ИОГВ и ОМСУ. В условиях сложившихся  экономической реальности и политической ситуации одним из ключевых факторов и резервов улучшения защиты ПЧ должно стать повышение эффективности деятельности (рост результативности, снижение затратности, локализация коррупции и т.д.) ИОГВ и ОМСУ по следующим основным направлениям:

- повышение приоритетности ПЧ;

- совершенствование взаимодействия;

- повышение открытости для общества.

Результаты и эффективность усилий ИОГВ и ОМСУ в интересах граждан отражают системные индикаторы Стратегии, характеризующие качество жизни населения. Следующие диаграммы (рисунки 1-3) демонстрируют динамику системных индикаторов за период, предшествующий началу реализации Стратегии, которая наглядно доказывает необходимость ее принятия.

Рис. 1. Динамика индекса человеческого развития Воронежской области за 2011-2015 гг.

 

Рис. 2. Динамика экономических индикаторов Воронежской области за 2012-2015 гг.

 

Рис. 3. Динамика демографических индикаторов Воронежской области за 2012-2015 гг.

Вторая группа диаграмм (рисунки 4-6) отражает требуемую для реализации стратегического тренда на повышение качества жизни населения динамику системных индикаторов на период реализации Стратегии.

Рис. 4. Целевые значения индекса человеческого развития Воронежской области на 2016-2025 гг.

На всем интервале реализации Стратегии планируется плавное повышение  ИЧР до значения 0,875, что соответствует показателям регионов - лидеров по данному индикатору в 2013 году.

Рис. 5. Целевая динамика социально-экономических индикаторов Воронежской области на 2016-2025 гг.

Начиная с 2020 года рост реальных денежных доходов населения Воронежской области должен превысить рост базового индекса потребительских цен. Данный тренд должен быть сохранен до 2025 года. С учетом планируемого восстановления траектории экономического роста региона предполагается плавное повышение доли социальных расходов в областном бюджете на весь период действия Стратегии. Результатом должно также стать поэтапное снижение доли  населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

Рис. 6. Целевая динамика демографических индикаторов Воронежской области на 2016-2025 гг.

Ориентирами к 2025 году должны стать: увеличение средней продолжительности жизни до 75,5 лет; рост суммарного коэффициента рождаемости  до 1,7 рождения одной женщиной детородного возраста; преодоление убыли населения области.

 

2.2.1. Повышение приоритетности прав граждан в деятельности органов  государственной власти и местного самоуправления

 

Основные задачи:

- повышение результативности деятельности ИОГВ и ОМСУ в интересах граждан;

- повышение ответственности руководителей и сотрудников ИОГВ и ОМСУ за нарушение или неэффективную реализацию ПЧ.

Ожидаемые результаты:

- достижение планируемых значений системных индикаторов;

- существенное снижение обращений граждан в суды по обжалованию действий (бездействия) областных государственных органов

- снижение количества жалоб уполномоченному по правам человека на действия (бездействие) ИОГВ и ОМСУ.

Пути и способы достижения ожидаемых результатов:

 1) оптимизация организационных форм и методов деятельности ИОГВ и ОМСУ в направлении повышения доступности для людей и эффективности  реализации их прав;

2) выполнение мероприятий, предусмотренных ССЭР ВО 2020 и действующими государственными программами  Воронежской области;

3) увеличение количества предоставляемых в электронной форме услуг, повышение простоты и удобства  их получения;

4) изменение практики ИОГВ в плане направления граждан в суды для защиты своих прав вместо решения возникших проблем в пределах своей компетенции;

5) оценка деятельности руководителей ИОГВ с учетом достигнутых значений индикаторов Стратегии;

6) разработка учебных курсов по ПЧ и организация их преподавания государственным и муниципальным служащим в рамках существующих программ повышения квалификации и других форм их обучения;

7) включение вопросов по тематике ПЧ для кандидатов на должности государственной и муниципальной службы в рамках прохождения конкурсного отбора на замещение должностей.

 

2.2.2. Совершенствование взаимодействия органов  государственной власти и местного самоуправления

 

Основные задачи:

- совершенствование межведомственной координации в вопросах реализации и защиты прав человека, в том числе между уполномоченными по правам человека, ребенка, предпринимателей;

- оптимизация межведомственного информационного обмена в сфере оказания государственных и муниципальных услуг.

Ожидаемые результаты:

- создание межведомственной постоянно действующей комиссии по вопросам реализации Стратегии;

- создание системы взаимодействия всех уровней ИОГВ и ОМСУ на территории области по работе с обращениями граждан на основе интеграции информационных ресурсов;

- устранение существующих проблем межведомственного взаимодействия в сфере реализации ПЧ.

Пути и способы достижения ожидаемых результатов:

1) развитие системы электронного документооборота ИОГВ и ОМСУ в части учета работы с обращениями граждан;

2) мониторинг проблем межведомственного взаимодействия в сфере реализации ПЧ, организация экспертного обсуждения и планирование совместных мероприятий;

3) развитие механизмов, упрощающих межведомственное электронное взаимодействие в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг;

4) реализация положений Стратегии по совершенствованию межведомственного взаимодействия в процессе обеспечения конкретных видов конституционных прав граждан (раздел 3).

 

2.2.3. Повышение открытости органов государственной власти и местного самоуправления

 

Основные задачи:

- обеспечение максимальной доступности, достоверности, своевременности получения информации о деятельности ИОГВ и ОМСУ;

- развитие активных форм разъяснения направлений и результатов  деятельности органов публичной власти в  информационном пространстве;

- активизация информирования населения о формах и способах реализации ПЧ и изменениях в данной сфере.

Ожидаемый результат:

- максимально доступное и оперативное размещение на официальных интернет-ресурсах достоверной информации о деятельности органов публичной власти в Воронежской области.

Пути и способы достижения ожидаемого результата:

1) обеспечение постоянного внимания руководителей ИОГВ и ОМСУ к развитию своих официальных интернет-ресурсов, полноте и актуальности размещаемой на них информации;

2) повышение оперативности реагирования руководителей ИОГВ и ОМСУ на критические публикации в средствах массовой информации (далее - СМИ) в пределах своей компетенции;

3) создание рабочей группы по развитию государственной социальной рекламы в Воронежской области;

4) популяризация оказания получения услуг в электронной форме и проведение разъяснительной работы среди населения о преимуществах использования Портала государственных и муниципальных услуг;

5) организация периодических опросов общественного мнения по вопросам деятельности  органов публичной власти и публикация их результатов;

6) создание интерактивной правозащитной карты Воронежской области.

 

2.3. Развитие институтов гражданского общества

2.3.1. Совершенствование государственной поддержки правозащитных и социально ориентированных некоммерческих организаций и активизация взаимодействия с ними

Основные задачи:

- создание бренда Воронежской области как центра международного гражданского сотрудничества в сфере ПЧ;

- расширение возможностей экспертного участия представителей гражданского общества в процессе принятия решений, затрагивающих ПЧ;

- повышение организованности и активности институтов гражданского общества по отстаиванию интересов отдельных социальных групп  и общества в целом;

- расширение форм проявления гражданской активности;

- развитие сектора социально ориентированных некоммерческих организаций, повышение качества и эффективности их деятельности.

Ожидаемый результат:

- эффективная система государственной поддержки социально  ориентированных и правозащитных НКО.

Пути и способы достижения ожидаемого результата:

1) участие в программах сотрудничества Совета Европы, Конференции Международных неправительственных организаций, Европейского института омбудсмена и других международных организаций;

2) учреждение и ежегодное проведение международной конференции по вопросам укрепления взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества в решении значимых общественных проблем и защите ПЧ;

3) организация ежегодного гражданского форума Центрального Черноземья на основе модели и опыта Комитета гражданских инициатив;

4) присоединение Воронежа к международным глобальным инициативам «Города против расизма» ЮНЕСКО,  «Города, доброжелательные к детям» ЮНИСЕФ;

5) проведение совместных мероприятий с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;

6) создание Совета по правам человека при губернаторе Воронежской области как экспертной общественной площадки, содействующей решению социально значимых вопросов, а также усиливающей возможности для обратной связи и взаимопонимания между обществом и органами государственной власти;

7) выработка мер поддержки благотворительности и активизация участия в ней предпринимательского сообщества региона;

8) поддержка проведения фестивалей гражданских инициатив и прав человека («Город прав» и других мероприятий);

9) создание ресурсных центров по различным направлениям проявления активности НКО (ресурсного центра социальных инициатив на базе Дома прав человека - Воронеж, фонда поддержки правозащитных инициатив под эгидой областных уполномоченных по правами человека, ребенка, предпринимателей);

10) поддержка процесса становления территориального общественного самоуправления (далее - ТОС);

11) включение номинации «За успехи в защите прав человека» в воронежскую премию «Лидер года».

 

2.3.2. Развитие института общественного контроля

 

 Основные задачи:

- расширение субъектов и практик общественного контроля;

- совершенствование механизмов обратной связи между органами публичной власти и обществом.

Ожидаемые результаты:

- наличие работающих  субъектов общественного контроля во всех сферах жизнедеятельности и на всей территории Воронежской области;

- учет результатов мероприятий общественного контроля при оценке и планировании деятельности ИОГВ и ОМСУ.

Пути и способы достижения ожидаемых результатов:

1) разработка и закрепление в нормативных актах методической базы реализации установленных законом форм общественного контроля (мониторинг, проверка, экспертиза) - механизмов содействия ИОГВ и ОМСУ в осуществлении общественного контроля и детализированных требований к его процедурам;

2) создание информационного ресурса «Общественный контроль» для размещения информации об актуальных социально значимых проблемах и нарушениях ПЧ по различным направлениям и координации усилий субъектов общественного контроля в регионе;

3) повышение результативности существующих воронежских организаций, осуществляющих общественный контроль (Общественная наблюдательная комиссия, «ЖКХ контроль» и других),  за счет регулярной координации мероприятий с уполномоченным по правам человека;

4) содействие процессу расширения практики и круга субъектов общественного контроля в основных сферах, в том числе выделение в областном и местных бюджетах расходов на государственную поддержку общественного контроля;

5) выработка системы организации и учета результатов  при проведении общественных обсуждений и слушаний по вопросам, затрагивающим ПЧ.

 

2.4. Совершенстование системы правовой помощи и просвещения

 

Основные задачи:

- совершенствование механизмов правового просвещения и информирования населения о государственной системе бесплатной юридической помощи;

- внедрение современных технологий и стандартов качества в процесс оказания бесплатной юридической помощи;

- выработка стандартов качества для всех направлений оказания бесплатной юридической помощи.

Ожидаемые результаты:

- создание эффективной и разноплановой системы бесплатной правовой помощи населению;

- создание системы непрерывного правового просвещения и удобного для граждан информационно-методического пространства в сфере ПЧ.

Пути и способы достижения ожидаемых результатов:

1) организация оказания правовой помощи населению в рамках многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг,  в том числе сбора документов, подтверждающих право на получение бесплатной юридической помощи;

2) координация работы и поддержка деятельности общественных приемных, занимающихся прямой правовой помощью малоимущим и социально незащищенным категориям населения и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

3) координация деятельности юридических клиник Воронежского государственного университета, Центрального филиала Российского государственного университета правосудия, Воронежского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Воронежского института МВД России по оказанию правовой помощи населению с перспективой создания с их участием электронного интерактивного центра правовой помощи населению при уполномоченном по правам человека;

4) разработка порядка включения общественных и некоммерческих организаций в оказание социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан  в Российской Федерации»;

5) создание и общественное ведение структурированного информационного ресурса по правовым и методическим вопросам в сфере ПЧ (с ответами на часто задаваемые вопросы, образцами документов, заявлений, возможностью  поиска);

6) развитие магистерской программы по ПЧ в Воронежском государственном университете;

7) включение в образовательные программы общего и профессионального  образования правовых, социальных и гуманитарных тематик, связанных с ПЧ;

8) организация специальных курсов по тематике ПЧ для педагогических работников общеобразовательных организаций;

9) разработка и реализация программы комплексного правозащитного образования и правового просвещения среди различных групп граждан;

10) создание и развитие сети публичных центров правовой информации   на базе муниципальных библиотек с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

11) разработка порядка участия ОМСУ в проведении разъяснительной работы среди граждан об их правах, а также об ответственности за нарушение законодательства;

12) создание в СМИ рубрик, связанных с проблематикой прав и свобод человека;

13) издание и распространение информационных материалов по правам человека для малоимущих и социально незащищенных категорий населения;

14) создание и регулярное обновление  на официальных интернет-сайтах муниципальных образований разделов, содержащих информацию о правах граждан и их реализации ОМСУ.

 

3. Приоритетные направления Стратегии по группам конституционных прав

 

3.1. Гражданские права

3.1.1. Право на гражданство, свободное передвижение и выбор места жительства

Современная ситуация в Воронежской области в сфере иностранной миграции обусловлена значительным ростом миграционных потоков и масштабными изменениями федерального законодательства. Существенная часть  миграционных потоков на территорию области носит вынужденный характер. Так, обострение социально-экономической обстановки на Украине привело к многократному увеличению мигрантов в целом (в том числе заявивших о  предоставлении временного убежища). Происходит также рост трудовой и учебной миграции.

Оптимальным системным решением проблем оформления мигрантов стало создание в октябре 2015 года в городе Воронеже единого миграционного центра по приему и документированию иностранных граждан, в котором реализуются государственные функции и услуги, необходимые для их легализации.

К проблемным вопросам в данной сфере, касающимся лиц, не являющихся гражданами России, относятся:

- адаптация к происходящим изменениям подзаконных нормативных актов и правоприменительной  практики;

-  легализация  лиц с неурегулированным правовым статусом, долгое время проживающих на территории области;

- нарушение сроков содержания лиц, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специализированных учреждениях.

Основной проблемой для граждан России остается то, что несмотря на наличие в Законе Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» положения  «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации», фактически люди, не имеющие регистрации по месту жительства или по месту пребывания, не имеют возможности реализовать свои права - получить социальные выплаты, кредит в банке, записаться к врачу в поликлинике и т.д.

Основные задачи:

- снижение социальной напряженности, обусловленной миграционными процессами;

- повышение защищенности прав иностранных граждан на территории области;

- приведение правоприменительной практики ИОГВ в соответствие федеральному законодательству в части необходимости регистрации граждан России для реализации своих прав.

Ожидаемые результаты:

- эффективная региональная система мер по управлению ситуацией в миграционной сфере;

- отсутствие дискриминации граждан России по основанию отсутствия регистрации на территории области.

Пути и способы достижения ожидаемых результатов:

1) поддержка и развитие Единого миграционного центра Воронежской области;

2) заключение международных договоров Воронежской области с территориальными образованиями государств - доноров трудовых мигрантов  по созданию социально-экономических проектов на основе  смешанного финансирования при участии бизнеса и государственных структур и  развитию рекрутинговых компаний на территории стран исхода мигрантов;

3) развитие материально-технический базы и укрепление системы безопасности учебных заведений области, выступающих в качестве принимающей стороны для иностранных граждан, прибывающих в Воронежскую область с целью получения образования;

4) создание и функционирование на базе образовательных организаций  центров по обучению мигрантов основам российской культуры, действующего законодательства, поведенческим нормам страны пребывания;

5) разработка и внесение в Государственную Думу Российской Федерации законодательных инициатив:

- о внесении поправок в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

- о нормативном закреплении дифференцированного подхода территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН) при направлении представлений в Министерство юстиции Российской Федерации для принятия решений о нежелательности пребывания в Российской Федерации лиц без гражданства, учитывая такие обстоятельства, как отсутствие связей со страной исхода, наличие собственного жилья в России и близких родственников - граждан России;

- о внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», предусматривающих возможность регистрации граждан России по месту их пребывания в нежилых помещениях, в том числе по юридическим адресам работодателя или социальных служб;

6) создание ресурсных центров для информационной поддержки и социальной адаптации мигрантов с участием ОМСУ и НКО;

7) в рамках деятельности Научно-консультативного совета при Воронежском областном суде выработка методических рекомендаций по рассмотрению судами дел о помещении иностранных граждан и лиц без гражданства в специализированные учреждения до исполнения решения о выдворении.

 

3.2. Политические права

 

3.2.1. Право на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме

В Воронежской области ситуация в плане масштабов нарушений избирательного законодательства и соответствующих прав граждан является достаточно спокойной. В то же время доверие граждан к институту выборов и активность избирателей находятся на недостаточном  уровне.

Основные задачи:

- повышение уровня доверия граждан к институту выборов;

- повышение квалификации и правосознания организаторов выборов и референдумов.

Ожидаемый результат:

- эффективная система общественного и государственного контроля за соблюдением избирательного законодательства и прав граждан.

Пути и способы достижения ожидаемого результата:

1) создание системы методической, ресурсной и организационной поддержки  мероприятий по мониторингу соблюдения законодательства на всех этапах избирательной кампании;

2) выработка мер для усиления контроля за процессами, связанными с использованием открепительных удостоверений, досрочным голосованием и голосованием на дому;

3) организация системы подготовки независимых  наблюдателей.

 

3.2.2. Права на объединение, проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований

 

Для реализации прав на объединение, проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований в  Воронежской области:

- принят Закон Воронежской области от 17.12.2012 № 160-ОЗ  «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий»;

- постановлением правительства Воронежской области от 19.12.2012 № 1192 закреплены специально отведенные местах для проведения публичных мероприятий на территориях муниципальных районов и городских округов Воронежской области.

Однако, несмотря на уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, остается возможность не допустить проведение нежелательного публичного мероприятия, если организаторами не было согласовано с ИОГВ или ОМСУ изменение другого места и (или) времени проведения этого мероприятия.

Основные задачи:

- исключение ситуаций необоснованного ограничения проведения публичных акций на территории области;

- гармонизация интересов организаторов публичных акций и других граждан. 

Ожидаемый результат:

- бесконфликтная реализация права граждан на объединение, проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований.

Пути и способы достижения ожидаемого результата:

1) разработка регламентов согласительных процедур, которые должны запускаться при невозможности проведения заявленного публичного мероприятия в указанном в уведомлении месте и времени и необходимости согласования изменений, а также создание согласительных комиссий для рассмотрения  спорных ситуаций;

2) при реализации отдельными группами и гражданами права на объединение, проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований администрациям муниципальных образований Воронежской области обеспечение  соблюдения интересов и прав населения.

 

3.3. Социальные права

3.3.1. Право на жилище

Динамика индикаторов Стратегии, характеризующих уровень реализации права на жилище в Воронежской области за период 2012-2015 годы, приведена на диаграмме (рисунок 7).

Рис. 7.  Динамика индикаторов реализации права на жилище в  Воронежской области за 2012-2015 гг.

 

Реализация права на жилище и обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг остается наиболее проблемной темой для жителей области. Наиболее типичными проблемами и нарушениями в данной сфере являются:

- некачественное строительство новых домов для переселения жильцов аварийного жилищного фонда;

- приобретение (постройка) жилья переселяемым гражданам, как правило, в отдаленных районах с неразвитой инфраструктурой;

- нарушение права на внеочередное получение жилья, которое зачастую удается отстоять только в суде;

- многолетнее непредоставление жилых помещений нуждающимся по договорам социального найма ввиду практического отсутствия социального жилья   муниципальных образований;

- несоблюдение требований действующего законодательства по оформлению договорных отношений и невыполнение условий договоров управления по качеству предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

- предоставление недостоверной отчетности, информации о жилищно-коммунальных услугах, правилах и нормах эксплуатации жилищного фонда, нормативах качества услуг, размерах тарифов и т.п.;

- навязывание условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, ущемляющих права потребителей, необоснованное повышение платы по различным статьям;

- необоснованное завышение платы за общедомовые нужды (далее - ОДН);

- одностороннее повышение платы за содержание и ремонт жилья;

- недостаточный учет интересов и возможностей населения при  начислении платы в фонд капитального ремонта.

Основные задачи:

- повышение доступности жилья и качества жилищно-коммунального обеспечения населения;

- повышение информационной прозрачности в отраслях жилищного строительства и предоставления услуг ЖКХ, а также в сфере государственного и муниципального контроля за этими видами деятельности;

- активизация гражданского общества в вопросах отстаивания права на жилище.


Информация по документу
Читайте также