Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.02.2020 № 381-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 февраля 2020 г. № 381-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга. 2. Минфину России, ФНС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга.
Председатель Правительства
УТВЕРЖДЕНА
КОНЦЕПЦИЯ
I. Общие положения
1. Настоящая Концепция определяет основные направления развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга. 2. Настоящая Концепция направлена на повышение качества и эффективности налогового контроля на основе высокотехнологичных решений, упрощение и облегчение взаимодействия между налоговыми органами и организациями, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (далее - плательщики), повышение прозрачности деятельности плательщиков. 3. Основная цель настоящей Концепции - определение путей и способов цифровизации налогового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода, направленного на проверку высокорисковых операций плательщиков с учетом отраслевой специфики с последующей интеграцией функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы плательщиков, что позволит обеспечить добровольное, правильное и своевременное исчисление и уплату (перечисление) налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации, повышение эффективности налогового контроля и снижение административного бремени для плательщиков. Настоящая Концепция разработана с учетом положений следующих актов и документов: Налоговый кодекс Российской Федерации; Федеральный закон "Об электронной подписи"; Федеральный закон "О бухгалтерском учете"; Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"; постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"; Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., утвержденный Президентом Российской Федерации 26 февраля 2019 г. № Пр-294; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.; Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов; Паспорт приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 декабря 2016 г. № 12); Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 4 июня 2019 г. № 7). 4. Система налогового мониторинга состоит из следующих взаимосвязанных элементов: нормативная правовая база, регулирующая отношения в области налогового мониторинга; информационная система, включающая программы для электронных вычислительных машин, базы данных, сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иные объекты информационных технологий, содержащуюся в них информацию и исходные данные, программно-аппаратные комплексы и иное имущество, связанное с указанными объектами; информационные сервисы и форматы информационного взаимодействия; организационно-функциональная модель системы налогового мониторинга.
II. Предпосылки развития системы налогового мониторинга
5. Основными предпосылками развития системы налогового мониторинга являются: а) необходимость соблюдения баланса государственных интересов, связанных с обеспечением поступлений налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и интересов хозяйствующих субъектов, направленных на их собственное развитие; б) необходимость снижения административного бремени путем отказа от налоговых проверок, сокращения сроков проведения мероприятий налогового контроля; в) необходимость совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов с плательщиками на основе использования современных высокотехнологичных решений; г) необходимость своевременного выявления и анализа рисков с целью предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и оперативного урегулирования спорных вопросов правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов; д) необходимость глубокого понимания бизнес-моделей и отраслевой специфики деятельности плательщиков; е) необходимость сокращения сроков выявления нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью повышения профилактического эффекта и предупреждения указанных нарушений; ж) необходимость снижения эффекта "человеческого фактора" при проведении налогового контроля; з) необходимость дальнейшего снижения количества споров с плательщиками путем развития инструментов согласования налоговой базы, базы для исчисления страховых взносов, объектов обложения сборами; и) необходимость сокращения количества документов (информации), представляемых в налоговый орган на бумажном носителе, и стимулирования перехода плательщиков на электронный документооборот.
III. Основные направления развития системы налогового мониторинга
6. Настоящей Концепцией определяются следующие основные направления развития налогового мониторинга: а) создание новой системы обязательных требований для добровольного соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах посредством интеграции налогового контроля в организационно-информационную среду плательщиков с одновременным отказом от налоговых проверок, в том числе в целях реализации поручения по введению в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 26 февраля 2019 г. № Пр-294; б) развитие расширенного информационного взаимодействия путем организации доступа налоговых органов к информационным системам плательщиков в режиме реального времени и перехода на качественно новый уровень обработки документов (информации) с одновременным отказом от сплошной документальной проверки и истребования первичных документов плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, придание юридической значимости факту представления в налоговый орган документов (копий документов) посредством организации доступа налогового органа к информационным системам плательщика с целью организации взаимодействия в режиме реального времени и снижения расходов плательщиков, связанных с представлением документов по требованию налогового органа, в том числе в целях реализации подпункта "е" пункта 41 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 (далее - Стратегия развития информационного общества); в) развитие риск-ориентированного подхода на основе единых стандартов, применяемых для создания и развития систем управления рисками, в том числе переход к совместной оценке рисков на основе своевременного информирования плательщиков о выявленных рисках и получения обратной связи от плательщика для оценки эффективности функционирования системы управления рисками; г) разработка интерактивных сервисов, открытых программных интерфейсов и аналитических инструментов, обеспечивающих автоматизацию налогового контроля посредством удаленного запуска программы автоматического контроля в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе в целях реализации подпункта "е" пункта 40 Стратегии развития информационного общества; д) создание условий для повышения уровня доверия налоговых органов к информационным системам плательщиков, а также системам внутреннего контроля и управления рисками на основе проверки соответствия данных систем установленным требованиям, тестирования и оценки уровня их организации, в том числе в целях реализации подпункта "г" пункта 41 Стратегии развития информационного общества; е) дальнейшее развитие и совершенствование механизма согласования налоговыми органами налоговой базы, объектов обложения сборами, базы для исчисления страховых взносов плательщиков с целью повышения уровня прогнозируемости поступлений налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; ж) повышение эффективности процедур урегулирования спорных вопросов правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов с использованием мотивированных мнений налогового органа.
IV. Развитие технологии и архитектуры системы налогового мониторинга
7. Основными тенденциями развития технологии и архитектуры системы налогового мониторинга являются: а) сочетание децентрализованного и централизованного подхода к обработке данных плательщиков, в том числе с учетом стандартов обработки массивов больших данных, разработка которых предусмотрена в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Централизация обработки данных плательщиков должна осуществляться на уровне информационных потоков, влияющих на полноту, достоверность и неизменность обрабатываемых данных. Децентрализованная обработка данных плательщиков, в том числе информации об операциях (транзакциях), первичных документов, подтверждающих операции и иные факты хозяйственной жизни, хранящиеся в информационных системах плательщиков, должна осуществляться в информационных системах плательщиков; б) расширенное информационное взаимодействие на основе организации доступа налоговых органов к информационным системам плательщиков в режиме реального времени. При организации расширенного информационного взаимодействия должны учитываться ограничения, в том числе установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О государственной тайне", Федеральным законом "О коммерческой тайне", Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом "О персональных данных"; в) налоговые декларации, расчеты, отчеты, реестры документов и другие документы (информация) должны формироваться в информационных системах плательщиков и должны представляться в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота с использованием криптографической защиты информации. Налоговый орган должен осуществлять контроль за полнотой и достоверностью документов (информации), а также своевременностью их представления на основе сопоставления данных в информационных системах и ресурсах налоговых органов с данными, содержащимися в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам. 8. В информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе должны осуществляться следующие процедуры: контроль наличия данных бухгалтерского и налогового учетов, расшифровок показателей налоговых деклараций, расчетов, отчетов, сводных и аналитических регистров налогового учета, бухгалтерского учета, реестров документов и других документов (информации); автоматическое формирование показателей налоговых деклараций, расчетов, отчетов, сводных и аналитических регистров налогового учета и бухгалтерского учета, реестров документов, а также последовательный переход (расшифровка) данных показателей до операции (транзакции); контроль наличия ссылок на первичные учетные документы, в том числе договоры, с возможностью просмотра (визуализации) электронных документов и (или) электронных копий документов в целях документального подтверждения операций (транзакций); использование механизмов криптографической защиты информации и других стандартов и методов контроля и подтверждения достоверности данных в информационных системах для целей контроля подлинности, неизменности, полноты, целостности и хронологической последовательности хранимых и обрабатываемых данных; формирование стандартного файла налогового контроля, обеспечивающего автоматический запуск и выполнение всех необходимых контролей в режиме реального времени, а также использование других признанных и общепринятых методологий и подходов к подтверждению достоверности данных в информационных системах; контроль соответствия данных бухгалтерского учета и налогового учета, наличия первичных документов, на основании которых отражены операции и иные факты хозяйственной жизни, непрерывности и хронологической последовательности транзакций, уникальности, корректности, актуальности, ссылочной целостности и достоверности информации; совместная оценка и подтверждение налоговым органом уровня рисков, идентифицируемых в целях налогового мониторинга; совместная оценка доли превентивных, ключевых и автоматизированных контрольных процедур, используемых плательщиком в системе внутреннего контроля, а также достаточности используемых контрольных процедур для обслуживания рисков, идентифицируемых в целях налогового мониторинга; совместная оценка эффективности налогового мониторинга, уровня организации системы внутреннего контроля и управления рисками налогоплательщика; интеграция информационных систем плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, с личным кабинетом налогоплательщика - юридического лица, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Федеральной налоговой службы); публикация в личном кабинете налогоплательщика - юридического лица, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы, информации о результатах проведения налогового мониторинга, в том числе о выявленных налоговым органом рисках.
V. Мероприятия по развитию системы налогового мониторинга
9. Настоящей Концепцией определяются следующие мероприятия по развитию системы налогового мониторинга: а) расширение перечня плательщиков, которые вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, за счет изменения условий, соблюдение которых плательщиком обязательно, в том числе: установление обязанности соответствия одному из условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 10526 Налогового кодекса Российской Федерации, и отмена обязательности одновременного соответствия плательщика таким условиям; отмена обязательности соответствия условиям, установленным пунктом 3 статьи 10526 Налогового кодекса Российской Федерации, для участников консолидированных групп налогоплательщиков; поэтапное снижение суммовых значений условий, установленных пунктом 3 статьи 10526 Налогового кодекса Российской Федерации, соблюдение которых обязательно для принятия решения о проведении налогового мониторинга, в том числе: снижение совокупной суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, до уровня не более 100 млн. рублей; включение сумм налога на доходы физических лиц и страховых взносов в совокупную сумму исчисленных налогов и страховых взносов; снижение суммарного объема полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, до уровня не более 1 млрд. рублей; снижение совокупной стоимости активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, до уровня не более 1 млрд. рублей; б) отказ от проведения налоговых проверок и сокращение сроков налогового контроля, в том числе: исключение оснований для проведения камеральной и выездной налоговых проверок при осуществлении в отношении плательщика налогового мониторинга в целях обеспечения непрерывности налогового контроля в форме налогового мониторинга, в том числе обеспечения возможности проведения мероприятий налогового контроля при проверке налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению, уточненной налоговой декларации непосредственно в рамках налогового мониторинга, с целью отказа от налоговых проверок и снижения издержек плательщиков по их сопровождению; включение возможности вынесения решений налогового органа непосредственно в рамках проведения налогового мониторинга, в том числе в целях обеспечения возмещения сумм налога на добавленную стоимость и акцизов непосредственно в рамках налогового мониторинга, а также вынесение решения налогового органа на основании мотивированного мнения налогового органа в рамках налогового мониторинга без проведения выездной налоговой проверки; включение возможности досудебного обжалования решений налогового органа, установленных статьями 138 и 140 Налогового кодекса Российской Федерации, непосредственно в рамках проведения налогового мониторинга, что позволит обеспечить оптимизацию отдельных издержек плательщиков, а также эффективное использование трудовых и финансовых ресурсов; в) развитие расширенного информационного взаимодействия путем организации доступа налоговым органам к информационным системам плательщиков в режиме реального времени и перехода на качественно новый уровень обработки документов (информации), в том числе: разработка и утверждение единых требований к порядку организации и предоставления доступа налоговым органам к информационным системам плательщиков; разработка и утверждение требований по идентификации участников информационного взаимодействия в рамках налогового мониторинга, в том числе с применением методов криптографической аутентификации и иных технологий идентификации, с учетом создания правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия в части расширения возможностей и способов идентификации, а также создания платформы идентификации, включая биометрическую идентификацию, облачную квалифицированную электронную подпись, цифровые профили гражданина и юридического лица, а также единое пространство доверия электронной подписи на базе единой системы идентификации и аутентификации, создание которой предусмотрено в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"; разработка и утверждение требований к информационным системам плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе с учетом методических рекомендаций по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием и обеспечения информационно-аналитического сопровождения и мониторинга реализации стратегий цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, разработка которых предусмотрена в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"; разработка и утверждение порядка подтверждения целостности, полноты, корректности и достоверности документов (информации), содержащихся в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам; разработка и утверждение форматов документов (информации), содержащихся в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе с учетом создания в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" правовых условий для формирования сферы электронного гражданского оборота в части процедур хранения электронных документов, создания, хранения и использования электронных дубликатов (электронных образов) бумажных документов; разработка структурированного машиночитаемого формата представления договора в электронной форме с целью последующей реализации возможности осуществления налогового контроля электронных договоров, смарт-контрактов с учетом создания в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" правовых условий для формирования сферы электронного гражданского оборота в части определения совершаемых в письменной (электронной) форме сделок, автоматизированных ("самоисполняемых") договоров; разработка и утверждение порядка применения и визуализации электронной подписи для документов (информации), содержащихся в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе с учетом создания в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия в части уточнения правового статуса удостоверяющих центров, установления унифицированных требований к универсальной (единой) усиленной квалифицированной электронной подписи; разработка и утверждение требований к модели оценки показателей качества и эффективности информационного взаимодействия налоговых органов и плательщиков; разработка и утверждение требований к порядку подтверждения соответствия информационных систем плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, требованиям, разработка и утверждение которых предусмотрены абзацем четвертым настоящего подпункта; г) развитие риск-ориентированного подхода в налоговом контроле, в том числе: разработка требований к формированию карты типовых рисков отрасли; разработка и утверждение порядка формирования и актуализации консолидированного перечня рисков; разработка и утверждение порядка выявления и оценки рисков плательщиков; разработка и утверждение порядка оценки налоговым органом рисков, идентифицируемых плательщиком; разработка форм и форматов документов (информации) по анализу и оценке рисков, идентифицируемых плательщиком в целях налогового мониторинга, контрольных процедур и результатов их выполнения; разработка и утверждение порядка информирования плательщика о выявленных рисках и мероприятиях по предотвращению и (или) устранению нарушений; д) дальнейшая интеграция налогового контроля в информационные системы плательщиков, в том числе: разработка и утверждение требований к формату, порядку формирования и контроля показателей налоговой и бухгалтерской (финансовой) отчетностей в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам; разработка и утверждение требований к формату стандартного файла налогового контроля, включающему структурированный перечень показателей налоговой и бухгалтерской (финансовой) отчетностей, взаимосвязи с другими показателями, порядок их расчета, вычисления контрольных и предельных значений; разработка требований к формированию и выполнению автоматизированной программы проведения налогового мониторинга в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе с использованием стандартного файла налогового контроля; разработка и утверждение требований к контролю хронологической последовательности и неизменности документов (информации), содержащихся в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе с использованием криптографической защиты информации и функции хеширования; разработка и утверждение требований к хранению результатов выполнения стандартного файла налогового контроля, порядку их представления в налоговые органы; е) подтверждение соответствия информационных систем плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, а также систем внутреннего контроля и управления рисками плательщиков установленным требованиям, в том числе: разработка и утверждение требований к информационным системам плательщиков, реализующим функции внутреннего контроля, мониторинга и оценки эффективности системы внутреннего контроля; разработка и утверждение требований к тестированию и оценке эффективности системы внутреннего контроля плательщиков; разработка форм и форматов документов (информации) по тестированию и оценке эффективности системы внутреннего контроля плательщиков; разработка и утверждение порядка подтверждения соответствия систем внутреннего контроля плательщиков установленным требованиям; ж) развитие института мотивированных мнений налоговых органов, в том числе: расширение требований к составлению мотивированных мнений налоговых органов; разработка и утверждение порядка публикации информации по результатам составления мотивированных мнений налоговых органов.
VI. Обеспечение мероприятий, предусмотренных Концепцией
10. Организационно-методологическое обеспечение мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, предусматривает в том числе: а) проведение научно-исследовательских работ и работ нормативно-методологического характера в области развития и совершенствования налогового контроля в форме налогового мониторинга на основе применения риск-ориентированного подхода, внедрения интегрированной системы управления рисками, применения технологии автоматизации, роботизации и подтверждения соответствия информационных систем плательщиков и налоговых органов устанавливаемым требованиям, в том числе на основе стандартного файла налогового контроля, организации доступа и интеграции с информационными системами плательщиков; б) участие в работе форума по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития и изучение международного опыта и лучших практик налоговых администраций иностранных государств по направлениям развития и совершенствования налогового контроля, применения риск-ориентированного подхода в налоговом контроле, совершенствования модели расширенного информационного взаимодействия с плательщиками, развития системы добровольного соблюдения требований законодательства Российской Федерации; в) изучение и оценку возможности внедрения подходов по использованию при проведении налогового мониторинга результатов независимой оценки, аудита и (или) подтверждение соответствия информационных систем организации установленным требованиям на основе международных стандартов и руководств; г) разработку методологии проведения налогового мониторинга с использованием риск-ориентированного подхода, в том числе: разработку и внедрение единой методологии и формата описания рисков, стандартизацию критериев и индикаторов рисков; разработку и внедрение стандартной методологии применения статистических и аналитических методов анализа информации для использования налоговым органом при проведении налогового мониторинга; разработку, тестирование и внедрение комплексного подхода к проверке правильности расчета налоговой базы, базы для исчисления страховых взносов, определения объектов обложения налогами, сборами, страховыми взносами; разработку методологических рекомендаций по определению объема выборки операций (документов), а также состава и объема контрольных процедур на основании результатов оценки эффективности системы внутреннего контроля плательщика; разработку алгоритмов определения объема выборки операций (документов), состава и объема контрольных процедур на основании результатов оценки эффективности системы внутреннего контроля плательщика; д) внедрение аудиторских подходов при проведении налогового мониторинга на основе использования предиктивной аналитики и статистических методов анализа данных плательщиков; е) взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при разработке и внедрении новых методик, регламентирующих документов и информационных ресурсов, обеспечивающих проведение налогового мониторинга. 11. Информационно-аналитическое обеспечение предусматривает создание и внедрение подсистемы "Налоговый мониторинг" автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (с рассмотрением возможности создания и внедрения отдельной автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы "Налоговый мониторинг"), обеспечивающей автоматизацию процессов налогового контроля в форме налогового мониторинга, в том числе: а) разработку прикладного программного обеспечения, реализующего функции планирования, проведения и оценки эффективности налогового мониторинга, в том числе: создание и ведение консолидированного перечня (реестра) плательщиков, в отношении которых проводится и (или) планируется проведение налогового мониторинга; создание, утверждение и доведение до плательщиков планов проведения налогового мониторинга; составление и ведение карты отраслевых рисков плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг; формирование риск-профиля плательщика; создание, хранение и анализ документов (информации) плательщиков о рисках, идентифицированных в целях налогового мониторинга, и контрольных процедурах, обеспечивающих минимизацию и (или) устранение данных рисков; создание и ведение консолидированного перечня (реестра) рисков, выявляемых налоговыми органами при проведении налогового мониторинга; автоматическое выявление рисков и формирование оповещений, содержащих оценку рисков; доведение до плательщиков информации о выявленных рисках в целях их минимизации и (или) устранения, публикацию указанной информации в личном кабинете налогоплательщика - юридического лица, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы; факторный анализ налоговой базы, базы для исчисления страховых взносов, объектов обложения налогами, сборами, страховыми взносами и оценку систем налогового планирования плательщиков; прогнозирование сумм налогов, сборов и страховых взносов, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, на основе методов предиктивного анализа; хранение и доведение до плательщиков результатов выполнения контрольных процедур при проведении налогового мониторинга; оценку эффективности налогового мониторинга и доведение до плательщиков результатов оценки эффективности налогового мониторинга; построение произвольной аналитической отчетности для мониторинга показателей эффективности налогового мониторинга; б) разработку и внедрение технологии стандартного файла налогового контроля для автоматизации контрольных процедур, выполняемых при проведении налогового мониторинга, в том числе по налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых, транспортному налогу, налогу на имущество организаций, земельному налогу; в) разработку универсальных структурированных машиночитаемых форматов документов (информации) на основе открытых платформенно-независимых языков и стандартов, включая XML, XBRL, PDF/A, PDF/A-1, PDF/A-2, PDF/A-3 и другие, обеспечивающих автоматическое преобразование в "человекочитаемый" вид и визуализацию содержимого, в том числе визуализацию и автоматическую проверку сертификатов усиленной квалифицированной электронной подписи, используемых в документах; г) интеграцию с информационными системами плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам при проведении налогового мониторинга, путем: автоматического форматного и логического контроля, контроля целостности и уникальности справочной информации в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам; автоматической проверки полноты, неизменности, хронологической последовательности документов (информации) в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам; автоматической арифметической и логической сверки данных бухгалтерского и налогового учета, документов (информации) в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам; автоматического выполнения контрольных процедур, предусмотренных планами проведения налогового мониторинга, на основе технологии стандартного файла налогового контроля. 12. Кадровое обеспечение предусматривает в том числе: а) разработку, внедрение и реализацию программ повышения квалификации сотрудников налоговых органов, осуществляющих налоговый мониторинг, в том числе по следующим направлениям: общепринятые стандарты аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговой отчетности и их применение в рамках налогового мониторинга; современные информационные технологии, общепринятые стандарты аудита информационных систем плательщиков и их применение в рамках налогового мониторинга; общепринятые стандарты аудита систем внутреннего контроля и управления рисками плательщиков и их применение в рамках налогового мониторинга; б) укрепление кадрового состава налоговых органов за счет выстраивания системы карьерного роста для квалифицированных сотрудников с опытом аудита налоговой отчетности и бухгалтерской (финансовой) отчетности, информационных систем и систем внутреннего контроля и управления рисками организации. 13. Финансовое обеспечение мероприятий по развитию и функционированию системы налогового мониторинга осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.
VII. Ожидаемые результаты и их значимость
14. Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, позволит обеспечить: а) расширение перечня потенциальных участников налогового мониторинга: к 2022 году - до не менее 3879 плательщиков; к 2024 году - до не менее 7827 плательщиков; б) увеличение количества плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, на уровне не ниже 20 процентов в год; в) повышение доли плательщиков, которые предоставляют налоговым органам доступ к своим информационным системам, в общем количестве плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, на уровне не ниже 10 процентов в год; г) снижение доли рисков высокого и среднего уровней, не обеспеченных контрольными процедурами, в общем количестве рисков, выявляемых налоговым органом при проведении налогового мониторинга, на уровне не ниже 5 процентов в год; д) повышение доли автоматических и автоматизированных контрольных процедур, выполняемых в рамках налогового мониторинга, на уровне не ниже 20 процентов в год; е) снижение уровня неопределенности порядка налогообложения для плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, на уровне не ниже 5 процентов в год; ж) повышение доли мотивированных мнений налоговых органов, составленных по запросам плательщиков в отношении планируемых сделок (операций) и направленных плательщикам без продления срока, установленного пунктом 5 статьи 10530 Налогового кодекса Российской Федерации, в общем количестве мотивированных мнений налоговых органов, направленных по запросам плательщиков, на уровне не ниже 5 процентов в год; з) повышение доли электронных документов в общем количестве документов плательщиков, служащих основанием для отражения в учете фактов хозяйственной жизни и (или) для подтверждения правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, на уровне не ниже 10 процентов в год.
____________
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|