Расширенный поиск

Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203

 



                               УКАЗ

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


           О Стратегии развития информационного общества
            в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы

     В целях обеспечения  условий  для  формирования  в  Российской
Федерации общества знаний п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить прилагаемую  Стратегию  развития  информационного
общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы.
     2. Правительству Российской Федерации утвердить  до  1 октября
2017 г.  перечень   показателей   реализации   Стратегии   развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы
(далее - Стратегия) и план ее реализации.
     3. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок:
     а) внести изменения в документы стратегического планирования в
соответствии со Стратегией;
     б) обеспечить внесение изменений в  документы  стратегического
планирования   федеральных   органов   исполнительной   власти    в
соответствии со Стратегией.
     4. Рекомендовать  органам  государственной  власти   субъектов
Российской  Федерации  и  органам  местного  самоуправления  внести
изменения в документы стратегического планирования  в  соответствии
со Стратегией.
     5. Признать утратившей силу Стратегию развития информационного
общества   в   Российской   Федерации,   утвержденную   Президентом
Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
     6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


     Президент Российской Федерации                         В.Путин

     Москва, Кремль
     9 мая 2017 года
     № 203
     _______________


                                                   УТВЕРЖДЕНА
                                               Указом Президента
                                              Российской Федерации
                                             от 9 мая 2017 г. № 203


                             СТРАТЕГИЯ
     развития информационного общества в Российской Федерации
                        на 2017 - 2030 годы

                        I. Общие положения

     1. Настоящая Стратегия  определяет  цели,  задачи  и  меры  по
реализации внутренней и внешней  политики  Российской  Федерации  в
сфере  применения  информационных  и  коммуникационных  технологий,
направленные на  развитие  информационного  общества,  формирование
национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов
и реализацию стратегических национальных приоритетов.
     2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют  Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ
"О стратегическом  планировании  в  Российской  Федерации",  другие
федеральные законы, Стратегия национальной безопасности  Российской
Федерации  и  Доктрина   информационной   безопасности   Российской
Федерации,  утвержденные  Президентом  Российской  Федерации,  иные
нормативные  правовые  акты  Российской   Федерации,   определяющие
направления применения информационных и коммуникационных технологий
в Российской Федерации.
     3. Основными принципами настоящей Стратегии являются:
     а) обеспечение прав граждан на доступ к информации;
     б) обеспечение свободы выбора  средств  получения  знаний  при
работе с информацией;
     в) сохранение традиционных и привычных для  граждан  (отличных
от цифровых) форм получения товаров и услуг;
     г) приоритет  традиционных   российских   духовно-нравственных
ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм  поведения
при использовании информационных и коммуникационных технологий;
     д) обеспечение законности и разумной достаточности при  сборе,
накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
     е) обеспечение  государственной  защиты  интересов  российских
граждан в информационной сфере.
     4. В  настоящей  Стратегии  используются  следующие   основные
понятия:
     а) безопасные программное обеспечение и  сервис -  программное
обеспечение и сервис, сертифицированные на соответствие требованиям
к информационной безопасности, устанавливаемым федеральным  органом
исполнительной  власти,  уполномоченным   в   области   обеспечения
безопасности,  или  федеральным  органом   исполнительной   власти,
уполномоченным в области противодействия  техническим  разведкам  и
технической защиты информации;
     б) индустриальный     интернет -     концепция      построения
информационных   и   коммуникационных   инфраструктур   на   основе
подключения к  информационно-телекоммуникационной  сети  "Интернет"
(далее - сеть  "Интернет")  промышленных  устройств,  оборудования,
датчиков, сенсоров, систем управления технологическими  процессами,
а также интеграции данных программно-аппаратных средств между собой
без участия человека;
     в) интернет вещей - концепция вычислительной сети, соединяющей
вещи (физические предметы), оснащенные встроенными  информационными
технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней  средой
без участия человека;
     г) информационное общество - общество, в котором информация  и
уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют  на
экономические и социокультурные условия жизни граждан;
     д) информационное пространство -  совокупность  информационных
ресурсов,  созданных  субъектами  информационной   сферы,   средств
взаимодействия  таких  субъектов,  их   информационных   систем   и
необходимой информационной инфраструктуры;
     е) инфраструктура  электронного  правительства -  совокупность
размещенных  на  территории  Российской  Федерации  государственных
информационных систем, программно-аппаратных средств и сетей связи,
обеспечивающих  при  оказании  услуг  и  осуществлении  функций   в
электронной форме  взаимодействие  органов  государственной  власти
Российской Федерации, органов местного  самоуправления,  граждан  и
юридических лиц;
     ж) критическая   информационная   инфраструктура    Российской
Федерации  (далее -  критическая  информационная  инфраструктура) -
совокупность объектов критической информационной инфраструктуры,  а
также   сетей   электросвязи,    используемых    для    организации
взаимодействия объектов критической  информационной  инфраструктуры
между собой;
     з) Национальная    электронная    библиотека -     федеральная
государственная  информационная   система,   представляющая   собой
совокупность документов и сведений  в  электронной  форме  (объекты
исторического, научного и культурного достояния народов  Российской
Федерации), доступ к которым предоставляется с использованием  сети
"Интернет";
     и) облачные вычисления - информационно-технологическая  модель
обеспечения повсеместного и удобного доступа с использованием  сети
"Интернет" к общему набору конфигурируемых вычислительных  ресурсов
("облаку"), устройствам хранения данных,  приложениям  и  сервисам,
которые  могут  быть  оперативно  предоставлены  и  освобождены  от
нагрузки с минимальными эксплуатационными затратами или практически
без участия провайдера;
     к) обработка больших объемов данных -  совокупность  подходов,
инструментов и методов автоматической обработки структурированной и
неструктурированной информации, поступающей из большого  количества
различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных,  источников
информации, в объемах, которые  невозможно  обработать  вручную  за
разумное время;
     л) общество  знаний -  общество,   в   котором   преобладающее
значение для развития гражданина,  экономики  и  государства  имеют
получение, сохранение, производство и  распространение  достоверной
информации  с  учетом   стратегических   национальных   приоритетов
Российской Федерации;
     м) объекты   критической    информационной    инфраструктуры -
информационные системы  и  информационно-телекоммуникационные  сети
государственных   органов,   а   также   информационные    системы,
информационно-телекоммуникационные   сети   и    автоматизированные
системы управления технологическими процессами,  функционирующие  в
оборонной  промышленности,  в  сфере  здравоохранения,  транспорта,
связи, в кредитно-финансовой сфере, энергетике, топливной, атомной,
ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической
промышленности;
     н) сети  связи  нового  поколения -  технологические  системы,
предназначенные для подключения к сети "Интернет" пятого  поколения
в   целях   использования   в   устройствах   интернета   вещей   и
индустриального интернета;
     о) технологически  независимые   программное   обеспечение   и
сервис - программное  обеспечение  и  сервис,  которые  могут  быть
использованы на всей территории  Российской  Федерации,  обеспечены
гарантийной и технической  поддержкой  российских  организаций,  не
имеют  принудительного  обновления  и  управления   из-за   рубежа,
модернизация которых осуществляется  российскими  организациями  на
территории  Российской  Федерации   и   которые   не   осуществляют
несанкционированную    передачу    информации,    в    том    числе
технологической;
     п) туманные вычисления - информационно-технологическая  модель
системного  уровня  для  расширения  облачных   функций   хранения,
вычисления и сетевого взаимодействия, в  которой  обработка  данных
осуществляется  на  конечном  оборудовании  (компьютеры,  мобильные
устройства, датчики, смарт-узлы и другое) в сети, а не в "облаке";
     р) цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в  которой
ключевым фактором производства являются  данные  в  цифровом  виде,
обработка  больших  объемов  и  использование  результатов  анализа
которых  по  сравнению  с  традиционными   формами   хозяйствования
позволяют  существенно  повысить  эффективность   различных   видов
производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки
товаров и услуг;
     с) экосистема цифровой  экономики -  партнерство  организаций,
обеспечивающее   постоянное   взаимодействие    принадлежащих    им
технологических     платформ,     прикладных     интернет-сервисов,
аналитических систем, информационных систем органов государственной
власти Российской Федерации, организаций и граждан.

         II. Россия в современном информационном обществе

     5. Международные принципы создания информационного общества  и
подходы к его созданию определены  Окинавской  хартией  глобального
информационного   общества   (2000 год),   Декларацией    принципов
"Построение информационного общества - глобальная  задача  в  новом
тысячелетии" (2003 год), Планом действий  Тунисского  обязательства
(2005 год).
     6. Первым стратегическим документом, определившим  направления
развития  информационного  общества  в  России,   стала   Стратегия
развития   информационного   общества   в   Российской   Федерации,
утвержденная Президентом Российской Федерации. Она положила  начало
интенсивному   использованию   органами   государственной    власти
Российской  Федерации,  бизнесом  и  гражданами  информационных   и
коммуникационных технологий.
     7. Электронные средства  массовой  информации,  информационные
системы,  социальные  сети,  доступ  к  которым  осуществляется   с
использованием сети "Интернет",  стали  частью  повседневной  жизни
россиян. Пользователями  российского  сегмента  сети  "Интернет"  в
2016 году стали более 80 млн. человек.
     8. В России информационное  общество  характеризуется  широким
распространением и доступностью мобильных устройств (в  среднем  на
одного  россиянина  приходится  два  абонентских  номера  мобильной
связи), а  также  беспроводных  технологий,  сетей  связи.  Создана
система предоставления  государственных  и  муниципальных  услуг  в
электронной форме, к которой подключились  более  34  млн. россиян.
Граждане  имеют   возможность   направить   в   электронной   форме
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы  и
органы местного самоуправления.
     9. В России с 2014 года осуществляется подключение  населенных
пунктов с населением от 250 до 500 человек  к  сети  "Интернет",  в
результате чего 5 млн. граждан России, проживающих почти в 14  тыс.
таких малонаселенных пунктов, получат доступ к сети "Интернет".
     10. Информационные  и  коммуникационные  технологии  оказывают
существенное влияние на развитие традиционных  отраслей  экономики.
Объем реализации товаров и услуг россиянам  с  использованием  сети
"Интернет" в 2015 году достиг  эквивалента  2,3  процента  валового
внутреннего продукта и имеет тенденцию к росту.
     11. Информационные и коммуникационные технологии стали  частью
современных  управленческих  систем  во  всех  отраслях  экономики,
сферах государственного управления,  обороны  страны,  безопасности
государства и обеспечения правопорядка.
     12. В России наряду с задачей обеспечения всеобщего доступа  к
информационным и коммуникационным технологиям  актуальной  является
проблема интенсификации использования самих технологий. Технологии,
созданные  на  основе  передовых  знаний  (нано-  и  биотехнологии,
оптические  технологии,  искусственный  интеллект,   альтернативные
источники энергии), становятся доступными.
     13. Развитие технологий сбора и анализа  данных,  обмена  ими,
управления производственными процессами  осуществляется  на  основе
внедрения  когнитивных  технологий,  их  конвергенции  с  нано-   и
биотехнологиями. Значительное увеличение объема данных, источниками
и  средствами  распространения  которых  являются  промышленные   и
социальные объекты, различные электронные  устройства,  приводит  к
формированию  новых  технологий.  Повсеместное   применение   таких
технологий способствует развитию нового этапа экономики -  цифровой
экономики и образованию ее экосистемы.
     14. Главным  способом   обеспечения   эффективности   цифровой
экономики становится внедрение  технологии  обработки  данных,  что
позволит уменьшить затраты  при  производстве  товаров  и  оказании
услуг.
15. Конкурентным   преимуществом   на   мировом   рынке    обладают
государства, отрасли экономики которых основываются на  технологиях
анализа  больших   объемов   данных.   Такие   технологии   активно
используются в России, но они основаны на  зарубежных  разработках.
Отечественные аналоги в настоящее время  отсутствуют.  Повсеместное
внедрение иностранных информационных и коммуникационных технологий,
в том числе на объектах критической информационной  инфраструктуры,
усложняет решение задачи по обеспечению защиты интересов граждан  и
государства  в  информационной   сфере.   С   использованием   сети
"Интернет"   все   чаще   совершаются   компьютерные    атаки    на
государственные  и  частные  информационные  ресурсы,  на   объекты
критической информационной инфраструктуры.
     16. Темпы   развития   технологий,   создания,   обработки   и
распространения  информации   значительно   превысили   возможности
большинства людей в освоении и применении знаний. Смещение акцентов
в восприятии  окружающего  мира,  особенно  в  сети  "Интернет",  с
научного,       образовательного       и       культурного       на
развлекательно-справочный сформировало  новую  модель  восприятия -
так называемое клиповое мышление, характерной особенностью которого
является массовое поверхностное восприятие информации. Такая  форма
освоения информации упрощает  влияние  на  взгляды  и  предпочтения
людей, способствует формированию навязанных моделей поведения,  что
дает преимущество в достижении экономических и  политических  целей
тем государствам и  организациям,  которым  принадлежат  технологии
распространения информации.
     17. Международно-правовые  механизмы,  позволяющие  отстаивать
суверенное  право  государств  на   регулирование   информационного
пространства, в том числе в национальном сегменте сети  "Интернет",
не  установлены.  Большинство  государств   вынуждены   "на   ходу"
адаптировать  государственное  регулирование  сферы  информации   и
информационных технологий к новым обстоятельствам.
     18. Усилия  многих  государств  направлены   на   приоритетное
развитие  национальной  информационной   инфраструктуры   в   ущерб
формированию  и  распространению  знаний,  что  не  в  полной  мере
соответствует целям, продекларированным  на  Всемирной  встрече  на
высшем уровне по вопросам информационного общества,  проходившей  в
Женеве в 2003 году.
     19. Российское общество заинтересовано в получении информации,
соответствующей высокому  интеллектуальному  и  культурному  уровню
развития граждан России.

    III. Цель настоящей Стратегии и стратегические национальные
           приоритеты Российской Федерации при развитии
                     информационного общества

     20. Целью настоящей Стратегии является  создание  условий  для
формирования в Российской Федерации общества знаний.
     21. Настоящая Стратегия  призвана  способствовать  обеспечению
следующих национальных интересов:
     а) развитие человеческого потенциала;
     б) обеспечение безопасности граждан и государства;
     в) повышение роли России в мировом гуманитарном  и  культурном
пространстве;
     г) развитие    свободного,    устойчивого    и     безопасного
взаимодействия  граждан  и  организаций,  органов   государственной
власти Российской Федерации, органов местного самоуправления;
     д) повышение   эффективности   государственного    управления,
развитие экономики и социальной сферы;
     е) формирование цифровой экономики.
     22. Обеспечение   национальных    интересов    при    развитии
информационного общества осуществляется путем реализации  следующих
приоритетов:
     а) формирование   информационного   пространства   с    учетом
потребностей  граждан  и  общества  в  получении   качественных   и
достоверных сведений;
     б) развитие информационной и  коммуникационной  инфраструктуры
Российской Федерации;
     в) создание   и   применение   российских   информационных   и
коммуникационных технологий, обеспечение  их  конкурентоспособности
на международном уровне;
     г) формирование  новой  технологической  основы  для  развития
экономики и социальной сферы;
     д) обеспечение  национальных  интересов  в  области   цифровой
экономики.
     23. В целях  развития  информационного  общества  государством
создаются  условия   для   формирования   пространства   знаний   и
предоставления  доступа  к   нему,   совершенствования   механизмов
распространения знаний,  их  применения  на  практике  в  интересах
личности, общества и государства.

        Формирование информационного пространства с учетом
            потребностей граждан и общества в получении
                качественных и достоверных сведений

     24. Целями    формирования    информационного    пространства,
основанного  на  знаниях   (далее -   информационное   пространство
знаний),  являются  обеспечение  прав   граждан   на   объективную,
достоверную,  безопасную  информацию   и   создание   условий   для
удовлетворения их потребностей  в  постоянном  развитии,  получении
качественных и достоверных сведений, новых компетенций,  расширении
кругозора.
     25. Формирование    информационного    пространства     знаний
осуществляется путем развития науки, реализации  образовательных  и
просветительских  проектов,  создания  для  граждан   общедоступной
системы  взаимоувязанных  знаний   и   представлений,   обеспечения
безопасной информационной среды  для  детей,  продвижения  русского
языка в мире,  поддержки  традиционных  (отличных  от  доступных  с
использованием сети "Интернет") форм распространения знаний.
     26. Для  формирования  информационного   пространства   знаний
необходимо:
     а) проводить  мероприятия  в   области   духовно-нравственного
воспитания граждан;
     б) реализовать  просветительские  проекты,   направленные   на
обеспечение доступа к  знаниям,  достижениям  современной  науки  и
культуры;
     в) проводить   мероприятия   по    сохранению    культуры    и
общероссийской идентичности народов Российской Федерации;
     г) сформировать  безопасную  информационную  среду  на  основе
популяризации     информационных      ресурсов,      способствующих
распространению   традиционных   российских    духовно-нравственных
ценностей;
     д) усовершенствовать механизмы обмена знаниями;
     е) обеспечить формирование Национальной электронной библиотеки
и иных государственных информационных  систем,  включающих  в  себя
объекты исторического,  научного  и  культурного  наследия  народов
Российской Федерации, а также доступ  к  ним  максимально  широкого
круга пользователей;
     ж) обеспечить  условия  для  научно-технического   творчества,
включая  создание  площадок   для   самореализации   представителей
образовательных и научных организаций;
     з) обеспечить  совершенствование  дополнительного  образования
для  привлечения  детей   к   занятиям   научными   изысканиями   и
творчеством, развития их способности решать нестандартные задачи;
     и) использовать   и   развивать   различные    образовательные
технологии, в том числе дистанционные,  электронное  обучение,  при
реализации образовательных программ;
     к) создать условия для популяризации русской культуры и  науки
за рубежом, в том числе для противодействия  попыткам  искажения  и
фальсификации исторических и других фактов;
     л) установить устойчивые культурные и образовательные связи  с
проживающими за рубежом соотечественниками, иностранными гражданами
и лицами без гражданства, являющимися носителями русского языка,  в
том числе на основе информационных и коммуникационных технологий;
     м) осуществлять разработку и реализацию  партнерских  программ
образовательных  организаций  высшего  образования   и   российских
высокотехнологичных   организаций,   в   том   числе   по   вопросу
совершенствования образовательных программ;
     н) формировать  и  развивать  правосознание   граждан   и   их
ответственное отношение к использованию информационных  технологий,
в том числе потребительскую и пользовательскую культуру;
     о) обеспечить создание и развитие систем  нормативно-правовой,
информационно-консультативной, технологической и технической помощи
в обнаружении, предупреждении,  предотвращении  и  отражении  угроз
информационной безопасности граждан  и  ликвидации  последствий  их
проявления;
     п) совершенствовать   механизмы    ограничения    доступа    к
информации,  распространение   которой   в   Российской   Федерации
запрещено федеральным законом, и ее удаления;
     р) совершенствовать механизмы  законодательного  регулирования
деятельности  средств  массовой   информации,   а   также   средств
обеспечения доступа к информации, которые по многим признакам могут
быть отнесены к  средствам  массовой  информации,  но  не  являются
таковыми (интернет-телевидение,  новостные  агрегаторы,  социальные
сети, сайты в сети "Интернет", мессенджеры);
     с) принять  меры  по  эффективному  использованию  современных
информационных   платформ   для   распространения   достоверной   и
качественной информации российского производства;
     т) обеспечить  насыщение  рынка  доступными,  качественными  и
легальными медиапродуктами и сервисами российского производства;
     у) принять меры поддержки традиционных средств распространения
информации  (радио-,  телевещание,   печатные   средства   массовой
информации, библиотеки).

     Развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры
                       Российской Федерации

     27. Целью   развития   информационной    и    коммуникационной
инфраструктуры   Российской   Федерации   (далее -   информационная
инфраструктура   Российской   Федерации)    является    обеспечение
свободного доступа граждан и организаций,  органов  государственной
власти Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправления  к
информации на всех этапах ее создания и распространения.
     28. Для   недопущения   подмены,   искажения,    блокирования,
удаления, снятия с каналов связи и иных манипуляций  с  информацией
развитие   информационной   инфраструктуры   Российской   Федерации
осуществляется:
     а) на   уровне   программного    обеспечения    и    сервисов,
предоставляемых с использованием сети "Интернет";
     б) на уровне информационных систем и центров обработки данных;
     в) на  уровне   сетей   связи   (линии   и   средства   связи,
инфраструктура    российского     сегмента     сети     "Интернет",
технологические  и  выделенные  сети  связи,  сети  и  оборудование
интернета вещей).
     29. Для    устойчивого     функционирования     информационной
инфраструктуры Российской Федерации необходимо:
     а) обеспечить   единство    государственного    регулирования,
централизованные   мониторинг   и   управление    функционированием
информационной  инфраструктуры  Российской  Федерации   на   уровне
информационных систем и центров обработки данных, а также на уровне
сетей связи;
     б) обеспечить  поэтапный  переход  государственных  органов  и
органов  местного  самоуправления  к  использованию  инфраструктуры
электронного    правительства,    входящей     в     информационную
инфраструктуру Российской Федерации;
     в) обеспечить  использование  российских  криптоалгоритмов   и
средств  шифрования  при  электронном  взаимодействии   федеральных
органов  исполнительной  власти,  органов  государственной   власти
субъектов  Российской   Федерации,   государственных   внебюджетных
фондов, органов местного самоуправления  между  собой,  а  также  с
гражданами и организациями;
     г) осуществить  скоординированные  действия,  направленные  на
подключение объектов  к  информационной  инфраструктуре  Российской
Федерации;
     д) заменить импортное оборудование, программное обеспечение  и
электронную компонентную  базу  российскими  аналогами,  обеспечить
технологическую и производственную независимость  и  информационную
безопасность;
     е) обеспечить комплексную защиту информационной инфраструктуры
Российской Федерации, в том числе с использованием  государственной
системы  обнаружения,  предупреждения  и   ликвидации   последствий
компьютерных атак на информационные ресурсы и  системы  критической
информационной инфраструктуры;
     ж) проводить   непрерывный   мониторинг   и   анализ    угроз,
возникающих в связи с внедрением новых  информационных  технологий,
для своевременного реагирования на них;
     з) обеспечить   единство   сетей    электросвязи    Российской
Федерации, в том числе  развитие  и  функционирование  сетей  связи
государственных органов и органов местного самоуправления, а  также
интегрированной сети связи для нужд  обороны  страны,  безопасности
государства и обеспечения правопорядка.
     30. Для предоставления безопасных и технологически независимых
программного обеспечения и сервисов необходимо:
     а) создать российское общесистемное и  прикладное  программное
обеспечение, телекоммуникационное оборудование  и  пользовательские
устройства  для  широкого  использования   гражданами,   субъектами
малого, среднего и крупного  предпринимательства,  государственными
органами и органами местного самоуправления, в том числе на  основе
обработки больших объемов данных, применения облачных технологий  и
интернета вещей;
     б) создать   встроенные   средства   защиты   информации   для
применения   в   российских   информационных   и   коммуникационных
технологиях;
     в) обеспечить  использование   российских   информационных   и
коммуникационных  технологий  в  органах   государственной   власти
Российской Федерации, компаниях с государственным участием, органах
местного самоуправления;
     г) создать справедливые  условия  ведения  предпринимательской
деятельности для российских разработчиков.
     31. Для защиты данных в Российской Федерации необходимо:
     а) совершенствовать нормативно-правовое регулирование в  сфере
обеспечения безопасной  обработки  информации  (включая  ее  поиск,
сбор,  анализ,  использование,  сохранение  и  распространение)   и
применения    новых    технологий,    уровень    которого    должен
соответствовать развитию этих технологий и интересам общества;
     б) обеспечить   баланс    между    своевременным    внедрением
современных технологий обработки данных  и  защитой  прав  граждан,
включая право на личную и семейную тайну;
     в) упорядочить алгоритмы обработки данных и  доступа  к  таким
данным;
     г) обеспечить обработку  данных  на  российских  серверах  при
электронном   взаимодействии   лиц,   находящихся   на   территории
Российской Федерации, а также передачу таких данных  на  территории
Российской  Федерации  с  использованием  сетей  связи   российских
операторов;
     д) обеспечить  государственное  регулирование  и   координацию
действий  при  создании  и  ведении   информационных   ресурсов   в
Российской  Федерации  в   целях   соблюдения   принципа   разумной
достаточности при обработке данных;
     е) проводить   мероприятия   по   противодействию   незаконным
обработке и сбору сведений о гражданах, в  том  числе  персональных
данных    граждан,    на    территории     Российской     Федерации
неуполномоченными и неустановленными лицами, а  также  используемым
ими техническим средствам.
     32. Для  эффективного  управления  сетями   связи   Российской
Федерации,  обеспечения  их  целостности,   единства,   устойчивого
функционирования и безопасности работы необходимо:
     а) создать централизованную систему мониторинга  и  управления
единой сетью электросвязи Российской Федерации;
     б) создать системы,  обеспечивающие  возможность  устойчивого,
безопасного и независимого  функционирования  российского  сегмента
сети "Интернет";
     в) обеспечить надежность и доступность услуг связи в России, в
том  числе  в  сельской  местности  и  труднодоступных   населенных
пунктах;
     г) проводить работу по созданию  государственными  органами  и
организациями условий для расширения использования  в  сетях  связи
телекоммуникационного  оборудования  и  программного   обеспечения,
исключающих возможность несанкционированного управления  ими  и  не
содержащих  составных  частей  и  элементов,  замена,  ремонт   или
производство  которых  в  течение  срока   службы   невозможны   на
территории Российской Федерации;
     д) поддерживать  инфраструктуру   традиционных   услуг   связи
(почтовая связь, электросвязь).
     33. Для обеспечения функционирования социальных, экономических
и управленческих систем с использованием российского сегмента  сети
"Интернет" необходимо:
     а) принять меры по  обеспечению  устойчивого  функционирования
российского сегмента сети "Интернет";
     б) реализовывать государственную политику в части,  касающейся
государственного управления  инфраструктурой  российского  сегмента
сети "Интернет";
     в) выработать   технические   и   законодательные   меры    по
предотвращению нарушений работы  сети  "Интернет"  и  отдельных  ее
ресурсов  на   территории   Российской   Федерации   в   результате
целенаправленных действий.
     34. Для   развития   сети    "Интернет"    и    информационной
инфраструктуры Российской Федерации необходимо проводить  следующие
мероприятия на международном уровне:
     а) отстаивать   суверенное   право   государства    определять
информационную,  технологическую   и   экономическую   политику   в
национальном сегменте сети "Интернет";
     б) вести  работу,  направленную  против   использования   сети
"Интернет" в военных целях;
     в) развивать гуманитарное значение сети "Интернет";
     г) разрабатывать нормы  международно-правового  регулирования,
касающиеся безопасного и устойчивого  функционирования  и  развития
сети "Интернет", включая вопросы юрисдикции и определения субъектов
правоотношений, на основе  равноправного  участия  членов  мирового
сообщества  в  управлении  глобальной  информационной  сетью  и  ее
ресурсами с учетом уникальности данной сферы;
     д) создать новые механизмы партнерства, призванные с  участием
всех  институтов  общества  выработать  систему  доверия   в   сети
"Интернет", гарантирующую конфиденциальность и личную  безопасность
пользователей,  конфиденциальность  их  информации  и   исключающую
анонимность,  безответственность  пользователей  и  безнаказанность
правонарушителей в сети "Интернет";
     е) осуществить  интеграцию  российских  стандартов   в   сфере
информационных  и  коммуникационных  технологий  в  соответствующие
международные   стандарты,   а   также   обеспечить    гармонизацию
межгосударственной и национальной систем стандартов в данной сфере.

         Создание и применение российских информационных и
            коммуникационных технологий, обеспечение их
           конкурентоспособности на международном уровне

     35. Создание  российских  информационных  и   коммуникационных
технологий  осуществляется  в  целях   получения   государством   и
гражданами  новых  технологических  преимуществ,  использования   и
обработки информации, доступа к ней, получения знаний, формирования
новых рынков и обеспечения лидерства на них.
     36. Основными направлениями развития российских информационных
и коммуникационных технологий, перечень которых может быть  изменен
по мере появления новых технологий, являются:
     а) конвергенция сетей связи  и  создание  сетей  связи  нового
поколения;
     б) обработка больших объемов данных;
     в) искусственный интеллект;
     г) доверенные   технологии   электронной    идентификации    и
аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере;
     д) облачные и туманные вычисления;
     е) интернет вещей и индустриальный интернет;
     ж) робототехника и биотехнологии;
     з) радиотехника и электронная компонентная база;
     и) информационная безопасность.
     37. Ключевыми  направлениями  повышения  конкурентоспособности
российских информационных и коммуникационных технологий являются:
     а) развитие науки, техники, технологий;
     б) подготовка квалифицированных кадров в сфере  информационных
и коммуникационных технологий;
     в) внедрение    отечественных    информационных    технологий,
формирование представления о внедрении инноваций как о приоритетном
пути технологического развития;
     г) стимулирование     создания     российских     организаций,
осуществляющих деятельность, направленную на развитие всего спектра
сервисов цифровой экономики, и способных лидировать на внутреннем и
внешнем рынках (экосистемы цифровой экономики);
     д) обеспечение трансфера иностранных технологий  и  применение
лучшего зарубежного опыта в сфере информационных технологий;
     е) сотрудничество российских и иностранных организаций в сфере
информационных и коммуникационных технологий на паритетных началах.
     38. При создании российских информационных и  коммуникационных
технологий необходимо:
     а) обеспечить      актуальность       научно-исследовательских
приоритетов  и  последовательное  развитие  прикладных  решений  на
основании передовых фундаментальных научных исследований;
     б) расширять  возможности  многостороннего   и   двустороннего
научно-технического  сотрудничества  в   сфере   информационных   и
коммуникационных технологий, укреплять исследовательский  потенциал
и информационный обмен между государствами;
     в) проводить   на   региональном   и   международном   уровнях
мероприятия,  направленные  на  продвижение  российских  товаров  и
услуг, в интересах российских организаций, развивающих и внедряющих
отечественные информационные и коммуникационные технологии;
     г) осуществлять стимулирование  фундаментальных  и  прикладных
научных исследований  в  сфере  информационных  и  коммуникационных
технологий, выполняемых  научно-исследовательскими организациями, а
также разработку инновационного высокотехнологичного оборудования в
указанной сфере;
     д) оказывать государственную  поддержку  в  части,  касающейся
защиты интеллектуальной собственности российских правообладателей и
совместного использования знаний, в том числе за рубежом;
     е) разрабатывать и продвигать российские подходы и  стандарты,
позволяющие    обеспечить    конкурентоспособность     приоритетных
отечественных технологий, подходов и  стандартов  на  международном
уровне;
     ж) обеспечивать   экспорт    российских    информационных    и
коммуникационных технологий;
     з) регулировать   импорт    иностранных    информационных    и
коммуникационных технологий  с  учетом  международных  обязательств
Российской Федерации;
     и) создать   условия   для    технологического    преимущества
бизнес-моделей  российских  организаций   в   глобальной   цифровой
экономике.

      Формирование новой технологической основы для развития
                   экономики и социальной сферы

     39. Целью создания новой технологической основы  для  развития
экономики и социальной  сферы  является  повышение  качества  жизни
граждан на основе широкого применения отечественных  информационных
и   коммуникационных   технологий,   направленных   на    повышение
производительности     труда,      эффективности      производства,
стимулирование  экономического  роста,  привлечение  инвестиций   в
производство       инновационных       технологий,        повышение
конкурентоспособности  Российской  Федерации  на  мировых   рынках,
обеспечение  ее  устойчивого  и   сбалансированного   долгосрочного
развития.
     40. Основными    задачами    применения    информационных    и
коммуникационных технологий для развития социальной сферы,  системы
государственного управления, взаимодействия граждан  и  государства
являются:
     а) реализация проектов по повышению  доступности  качественных
медицинских услуг и медицинских товаров;
     б) создание    различных    технологических    платформ    для
дистанционного обучения в целях повышения доступности  качественных
образовательных услуг;
     в) совершенствование  механизмов   предоставления   финансовых
услуг  в  электронной  форме  и   обеспечение   их   информационной
безопасности;
     г) стимулирование российских организаций в  целях  обеспечения
работникам условий для дистанционной занятости;
     д) развитие технологий  электронного  взаимодействия  граждан,
организаций,    государственных    органов,    органов     местного
самоуправления  наряду  с  сохранением  возможности  взаимодействия
граждан  с  указанными  организациями  и  органами  без  применения
информационных технологий;
     е) применение  в  органах  государственной  власти  Российской
Федерации  новых  технологий,  обеспечивающих  повышение   качества
государственного управления;
     ж) совершенствование механизмов электронной демократии;
     з) обеспечение  возможности  использования  информационных   и
коммуникационных  технологий  при  проведении  опросов  и  переписи
населения;
     и) создание основанных на  информационных  и  коммуникационных
технологиях  систем  управления  и  мониторинга  во   всех   сферах
общественной жизни.
     41. Основными задачами применения информационных технологий  в
сфере взаимодействия  государства  и  бизнеса,  формирования  новой
технологической основы в экономике являются:
     а) своевременное  распространение   достоверных   сведений   о
различных аспектах социально-экономического развития, в  том  числе
данных официального статистического учета;
     б) создание условий для развития  электронного  взаимодействия
участников  экономической  деятельности,  в  том  числе  финансовых
организаций и государственных органов;
     в) использование инфраструктуры электронного правительства для
оказания  государственных,  а   также   востребованных   гражданами
коммерческих и некоммерческих услуг;
     г) продвижение    проектов    по    внедрению     электронного
документооборота в организациях,  создание  условий  для  повышения
доверия к электронным документам, осуществление в электронной форме
идентификации и аутентификации участников правоотношений;
     д) обеспечение  доступности  электронных   форм   коммерческих
отношений для предприятий малого и среднего бизнеса;
     е) сокращение   административной    нагрузки    на    субъекты
хозяйственной деятельности вследствие использования  информационных
и коммуникационных  технологий  при  проведении  проверок  органами
государственного и муниципального контроля (надзора)  и  при  сборе
данных официального статистического учета;
     ж) создание  электронной  системы   представления   субъектами
хозяйственной  деятельности  отчетности  в  органы  государственной
власти Российской Федерации и  органы  местного  самоуправления,  а
также сохранение возможности представления документов  традиционным
способом;
     з) внедрение   систем   повышения   эффективности   труда    в
государственных и коммерческих организациях;
     и) разработка мер,  направленных  на  внедрение  в  российских
организациях, в  том  числе  в  организациях  жилищно-коммунального
хозяйства   и   сельскохозяйственных    организациях,    российских
информационных технологий,  включая  технологии  обработки  больших
объемов данных, облачных вычислений, интернета вещей;
     к) обеспечение дистанционного доступа к банковским услугам,  в
том  числе  внедрение  единых   подходов   к   проверке   сведений,
предоставляемых при банковском обслуживании, в электронной форме;
     л) развитие трансграничного информационного взаимодействия,  в
том  числе  обеспечение  трансграничного  пространства  доверия   к
электронной подписи.

           Обеспечение национальных интересов в области
                        цифровой экономики

     42. Национальными  интересами  в  области  цифровой  экономики
являются:
     а) формирование  новых  рынков,  основанных  на  использовании
информационных  и  коммуникационных   технологий,   и   обеспечение
лидерства на этих рынках за счет  эффективного  применения  знаний,
развития российской экосистемы цифровой экономики;
     б) укрепление  российской  экономики,  в  том  числе  тех   ее
отраслей,   в   которых   развитие   бизнеса    с    использованием
информационных   и    коммуникационных    технологий    предоставит
конкурентные  преимущества   российским   организациям,   обеспечит
эффективность производства и рост производительности труда;
     в) увеличение  за  счет  применения  новых  технологий  объема
несырьевого российского экспорта, в первую очередь товаров и услуг,
пользующихся спросом у иностранных потребителей;
     г) повышение         конкурентоспособности          российских
высокотехнологичных организаций на международном рынке;
     д) обеспечение технологической  независимости  и  безопасности
инфраструктуры, используемой для продажи товаров и  оказания  услуг
российским гражданам и организациям;
     е) защита граждан от контрафактной и некачественной продукции;
     ж) обеспечение правомерного использования персональных данных,
информации,  источником  которой  являются  объекты   промышленной,
транспортной инфраструктур, инфраструктуры связи, а  также  данных,
полученных из государственных информационных систем;
     з) защита  интересов  российских   граждан,   обеспечение   их
занятости (развитие цифровой экономики не должно ущемлять  интересы
граждан);
     и) сохранение существующих в традиционных  отраслях  экономики
технологий и способов производства товаров и оказания услуг;
     к) обеспечение  защиты   интересов   российских   организаций,
реализующих свою продукцию на традиционных (неэлектронных) рынках;
     л) совершенствование антимонопольного законодательства, в  том
числе при предоставлении программного обеспечения, товаров и  услуг
с использованием сети "Интернет" лицам, находящимся  на  территории
Российской Федерации;
     м) выполнение требований законодательства Российской Федерации
иностранными участниками российского рынка  наравне  с  российскими
организациями;
     н) развитие торговых и экономических связей со стратегическими
партнерами Российской Федерации, в том числе в рамках  Евразийского
экономического союза (ЕАЭС).
     43. В процессе реализации  национальных  интересов  в  области
цифровой экономики необходимо:
     а) создать условия для развития крупных российских организаций
в сфере информационных и  коммуникационных  технологий  (экосистемы
цифровой экономики);
     б) обеспечить создание кросс-отраслевых консорциумов  в  сфере
цифровой экономики на базе крупнейших российских интернет-компаний,
банков,  операторов  связи  (в  том  числе  почтовой),   операторов
платежных систем,  участников  финансового  рынка,  государственных
компаний и корпораций;
     в) обеспечить  поддержку  выхода  российских  организаций   на
зарубежные рынки товаров и услуг;
     г) обеспечить соблюдение антимонопольного законодательства при
ведении бизнеса российскими и иностранными  организациями  в  сфере
цифровой экономики, а также равные налоговые условия;
     д) создать условия для локализации иностранными  организациями
на  территории  Российской  Федерации  процессов   производства   и
использования продукции в сфере информационных  и  коммуникационных
технологий;
     е) установить правила недискриминационного доступа к товарам и
услугам, производимым или реализуемым российскими организациями;
     ж) вносить в законодательство Российской Федерации  изменения,
направленные  на  обеспечение  соответствия    нормативно-правового
регулирования  темпам  развития  цифровой  экономики  и  устранение
административных барьеров;
     з) обеспечить участие  российских  государственных  органов  и
организаций в разработке международных договоров и иных  документов
в сфере цифровой экономики;
     и) законодательно регламентировать доступ организаций к данным
о гражданах  и  юридических  лицах,  в  том  числе  содержащимся  в
государственных информационных системах, порядок обработки  данных,
а также порядок государственной защиты персональных данных  граждан
на территории Российской Федерации;
     к) обеспечить защиту  данных  путем  использования  российских
информационных  и  коммуникационных  технологий  в  области  защиты
информации;
     л) обеспечить   защиту   данных   от   несанкционированной   и
незаконной трансграничной передачи иностранным организациям;
     м) развивать центры обработки данных, технические средства  по
обработке данных  на  территории  Российской  Федерации  на  основе
российского программного обеспечения и оборудования;
     н) обеспечить   с   использованием   российской   национальной
платежной  системы  и   элементов   информационной   инфраструктуры
Российской Федерации  безопасность  проведения  в  сети  "Интернет"
финансовых   операций,   прозрачность    трансграничных    платежей
(идентификация плательщика, получателя, назначение платежа), в  том
числе  за  счет   применения   сертифицированных   средств   защиты
информации;
     о) обеспечить создание российской  платежной  и  логистической
инфраструктуры интернет-торговли;
     п) применять меры таможенного контроля  в  отношении  товаров,
заказанных с использованием сети "Интернет";
     р) обеспечить сертификацию и лицензирование товаров  и  услуг,
ввозимых в  Российскую  Федерацию,  в  том  числе  приобретаемых  с
использованием сети "Интернет";
     с) определить в рамках ЕАЭС правила доступа  товаров  и  услуг
иностранных организаций на  внутренние  рынки  государств -  членов
ЕАЭС,  обеспечить  интеграцию   российской   экономики   в   единое
пространство цифровой экономики ЕАЭС;
     т) принять  меры  по  ограничению   доступа   к   программному
обеспечению, товарам и услугам,  предоставляемым  с  использованием
сети "Интернет" на  территории  Российской  Федерации  иностранными
организациями, допустившими нарушение  законодательства  Российской
Федерации;
     у) обеспечить иностранным организациям, оказывающим услуги  на
территории  Российской  Федерации,   возможность   создания   своих
представительств  в  России,  а  также  совместных  предприятий   с
крупными российскими организациями на паритетных условиях;
     ф) проводить   мероприятия   по   защите    прав    российских
потребителей при продаже товаров с использованием сети "Интернет" и
дистанционном оказании услуг;
     х) обеспечить  создание  и  функционирование   на   территории
Российской Федерации представительств иностранных  организаций  для
работы с жалобами и обращениями  российских  граждан  и  исполнения
требований государственных органов.
     44. Сотрудничество  российских  организаций   с   иностранными
организациями  в  сфере  цифровой   экономики   осуществляется   на
следующих условиях и принципах:
     а) хранение   информации    об    осуществляемой    указанными
организациями  деятельности   и   обработка   данных   производятся
исключительно  на  серверах  и  в  базах  данных,  находящихся   на
территории Российской Федерации;
     б) защита  интересов  и  безопасности  российских   участников
электронной торговли осуществляется с учетом соблюдения  требований
идентификации,   подтверждения    достоверности    и    подлинности
используемых документов;
     в) обеспечение  режима  наибольшего   благоприятствования   (с
необходимыми изъятиями) для российских  поставщиков  и  покупателей
при доступе к информации о  товарах  и  услугах  и  при  реализации
товаров  и  услуг  в  режиме  электронной  торговли  на  территории
Российской Федерации, а также при продвижении товаров на территории
иностранных   государств   при   условии    соблюдения    интересов
национальных логистических операторов;
     г) осуществление  расчетов   между   участниками   электронной
торговли через российскую платежную систему.
     45. Сотрудничество  российских  и  иностранных  организаций  в
сфере цифровой экономики не  предполагает  оказание  на  территории
Российской Федерации финансовых услуг иностранными организациями.

        IV. Приоритетный сценарий развития информационного
                         общества в России

     46. Государство создает благоприятные условия  для  применения
информационных  и  коммуникационных  технологий.   Совершенствуются
законодательство Российской Федерации,  административные  процедуры
(в том числе в электронной форме)  и  бизнес-процессы  коммерческих
организаций.
     47. Инвестиции  (в   том   числе   бюджетные   инвестиции   из
федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации,
местных бюджетов)  осуществляются  в  определенные  государством  и
обществом   приоритетные   направления   поддержки    и    развития
информационных и коммуникационных технологий.
     48. Привлекаются   частные   инвестиции    в    информационную
инфраструктуру Российской Федерации.
     49. Российские организации создают и совершенствуют  прорывные
информационные   и   коммуникационные   технологии.   Их   интересы
защищаются  государством.  Технологии,  произведенные   в   России,
востребованы за рубежом.
     50. Сформированы   национальные   технологические    платформы
онлайн-образования,    онлайн-медицины,    единая    инфраструктура
электронного правительства,  Национальная  электронная  библиотека.
Граждане  осведомлены   о   преимуществах   получения   информации,
приобретения  товаров  и  получения  услуг  с  использованием  сети
"Интернет", а также имеют возможность получать финансовые услуги  в
электронной  форме,  онлайн-образование,  услуги   онлайн-медицины,
электронных библиотек, государственные и муниципальные услуги.
     51. Цифровая экономика оказывает существенное влияние на темпы
роста валового внутреннего продукта Российской Федерации.

      V. Перечень показателей реализации настоящей Стратегии
                       и этапы ее реализации

     52. В целях  осуществления  мониторинга  реализации  настоящей
Стратегии Правительство Российской  Федерации  утверждает  перечень
показателей ее реализации и значения этих показателей, отражающие:
     а) оценку   развития   информационных    и    коммуникационных
технологий в Российской Федерации;
     б) оценку  развития  информационного  общества  в   Российской
Федерации;
     в) параметры  формирования  цифровой  экономики,   оценку   ее
влияния на темпы роста  валового  внутреннего  продукта  Российской
Федерации;
     г) состояние перехода к использованию организациями наукоемких
технологий.
     53. Этапы реализации настоящей Стратегии определяются в  плане
ее   реализации,    который    разрабатывается    и    утверждается
Правительством Российской Федерации.
     54. План  реализации  настоящей  Стратегии  включает  в   себя
следующие основные мероприятия:
     а) разработка  статистического   инструментария   для   оценки
реализации настоящей Стратегии и  мониторинга  достижения  значений
показателей ее реализации;
     б) принятие  законодательных  и   издание   иных   нормативных
правовых   актов   Российской   Федерации,   субъектов   Российской
Федерации, направленных на реализацию настоящей Стратегии;
     в) внесение изменений в государственные  программы  Российской
Федерации,   государственные   программы    субъектов    Российской
Федерации, планы деятельности  федеральных  органов  исполнительной
власти,  органов   исполнительной   власти   субъектов   Российской
Федерации, органов местного  самоуправления,  институтов  развития,
компаний с государственным участием.

     VI. Управление реализацией настоящей Стратегии. Источники
         и механизмы ресурсного обеспечения мероприятий по
     реализации настоящей Стратегии. Задачи, функции и порядок
     взаимодействия государственных органов, органов местного
            самоуправления и организаций при реализации
                        настоящей Стратегии

     55. Реализация     настоящей     Стратегии      обеспечивается
согласованными  действиями   следующих   государственных   органов,
органов местного самоуправления и организаций:
     а) Правительство Российской Федерации;
     б) Администрация Президента Российской Федерации;
     в) аппарат Совета Безопасности Российской Федерации;
     г) федеральные органы исполнительной власти;
     д) Центральный банк Российской Федерации;
     е) органы   исполнительной   власти    субъектов    Российской
Федерации;
     ж) органы местного самоуправления;
     з) государственные внебюджетные фонды;
     и) фонды  и  институты  развития  (в  соответствии  с   планом
реализации настоящей Стратегии);
     к) государственные  корпорации,  компании  с   государственным
участием и частные компании (в  соответствии  с  планом  реализации
настоящей Стратегии).
     56. Финансовое  обеспечение  реализации  настоящей   Стратегии
осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов,  средств
государственных  внебюджетных  фондов  и  внебюджетных  источников,
включая средства институтов развития,  компаний  с  государственным
участием, государственных корпораций.
     57. Согласованное  планирование  и   реализация   мероприятий,
предусмотренных  настоящей  Стратегией,  осуществляются  на  основе
документов стратегического планирования с использованием механизмов
координации мероприятий по обеспечению стратегического управления в
сфере  развития  информационного  общества,  реализуемых   органами
государственной власти и органами местного самоуправления.
     58. В рамках реализации настоящей Стратегии российские  фонды,
институты  развития,   государственные   корпорации,   компании   с
государственным участием и частные компании осуществляют инвестиции
в сферу информационных и коммуникационных технологий.
     59. Мероприятия по реализации настоящей Стратегии  учитываются
при   формировании   и   корректировке   государственных   программ
Российской  Федерации,  программ  институтов   развития,   программ
субъектов   Российской   Федерации   по   созданию    и    развитию
информационного общества.
     60. В соответствии с планом реализации настоящей  Стратегии  в
государственные программы вносятся необходимые изменения.
     61. План  реализации  настоящей   Стратегии,   кроме   перечня
основных мероприятий по ее реализации, включает  в  себя  задачи  и
порядок координации деятельности и  взаимодействия  государственных
органов,  органов  местного  самоуправления   и   организаций   при
реализации настоящей Стратегии.
     62. Федеральные органы исполнительной власти включают в  планы
своей деятельности мероприятия по реализации настоящей Стратегии.
     63. Органы   исполнительной   власти   субъектов    Российской
Федерации  вносят  в  планы  реализации   региональных   документов
стратегического планирования изменения в соответствии  с  настоящей
Стратегией.
     64. Оценка     эффективности     результатов      деятельности
руководителей федеральных органов исполнительной  власти  и  высших
должностных  лиц  (руководителей  высших   исполнительных   органов
государственной   власти)   субъектов   Российской   Федерации   по
реализации настоящей Стратегии проводится ежегодно.
     65. Положения  настоящей  Стратегии  и  план   ее   реализации
обязательны для выполнения всеми  органами  государственной  власти
Российской Федерации и органами местного самоуправления и  являются
основой   для   разработки    и    корректировки    соответствующих
государственных, ведомственных и региональных программ и планов.


                          _______________

Информация по документу
Читайте также