Расширенный поиск
Постановление Правительства Сахалинской области от 22.01.2018 № 21 правительство сахалинской области постановление от 22 января 2018 г. № 21 г. Южно-Сахалинск О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 № 99 «О Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года» Правительство Сахалинской области постановляет: 1.Внести изменения в Стратегию социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 № 99 с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства Сахалинской области от 15.01.2014 № 10, от 25.04.2014 № 192 (далее - Стратегия), изложив ее в новой редакции согласно приложению № 1 к настоящему постановлению. 2. Внести изменения в приложения № 1, 2 к Стратегии, изложив их в новой редакции согласно приложениям № 2, 3 к настоящему постановлению. 3. Дополнить Стратегию приложениями №3, 4, изложив их в редакции согласно приложениям№4, 5 к настоящему постановлению. 4. Признать утратившими силу постановления Правительства Сахалинской области: - от 30.06.2016 № 333 «Об утверждении Инвестиционной стратегии Сахалинской области до 2025 года»; - от 25.08.2016 № 428 «О внесении изменений в Инвестиционную стратегию Сахалинской области до 2025 года, утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 30.06.2016 № 333». 5. Опубликовать настоящее постановление в газете «Губернские ведомости», на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на «Официальном интернет-портале правовой информации».
приложение № 1 к постановлению Правительства Сахалинской области
«УТВЕРЖДЕНА постановлением
Правительства
СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области до 2025 года (далее - Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сахалинской области на период до 2025 года. Стратегия разработана с учетом Указа Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 № 2094-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 № 1298-р, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203, отраслевых концепций развития. Цель разработки Стратегии - определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Сахалинской области и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (до 2025 года). Достижение цели Стратегии возможно только путем последовательного формирования в регионе рыночной и социально ориентированной экономики с четким и стабильным законодательством. Экономическое развитие должно основываться на максимальном использовании имеющегося в регионе потенциала, высвобождении частной инициативы с параллельным усилением роли органов власти в обеспечении благоприятных условий хозяйствования. Необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ. Достигнутые областью в последние годы отдельные положительные результаты могут рассматриваться как формирование условий для дальнейших позитивных изменений. В Перечне поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина по итогам рабочей поездки вДальневосточный федеральный округ (далее - ДФО) 05-08 сентября 2017 года № Пр-1968 (подпункт «к» пункта 1) поставлена задача принять меры пообеспечению к2025году роста показателей социального развития субъектов Российской Федерации, входящих всостав ДФО, доуровня выше средних значений поРоссийской Федерации. Стратегической целью развития Сахалинской области является обеспечение к 2025 году роста показателей социального развития Сахалинской области до уровня выше средних значений по Российской Федерации, достижение показателей экономического развития региона не ниже среднероссийского уровня. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, первоочередными из которых являются: - создание условий для развития перспективной экономической специализации Сахалинской области на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, областных целевых программ области и муниципальных образований; - снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории Сахалинской области с остальными регионами России и повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией путем формирования нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики; - формирование численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед областью, повышение качества человеческого капитала; - развитие кадрового потенциала Сахалинской области; - оптимизация системы управления на региональном уровне; - совершенствование бюджетного процесса и управления государственным имуществом; - повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления; - создание условий для безопасной жизнедеятельности населения Сахалинской области, обеспечение надежной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств; - сокращение инфраструктурных ограничений, препятствующих социально-экономическому развитию Сахалинской области; - диверсификация экономики и обеспечение ее конкурентоспособности; - изменение структуры и повышение реальных денежных доходов населения, создание условий для роста их покупательной способности; - обеспечение достойных и комфортных условий жизни населения на территории Сахалинской области, улучшение демографической ситуации в регионе. 1. ВВЕДЕНИЕ В состав Сахалинской области входят остров Сахалин и Курильские острова. Остров Сахалин - крупнейший в России (76,6 тыс. кв. км), вытянут по меридиану на 948 км, при наибольшей ширине 160 км и наименьшей - 26 км, от материка отделен Татарским проливом Японского моря, проливом Невельского (наименьшая ширина - 7,5 км), Амурским лиманом и Сахалинским заливом. На юге отделен от японского острова Хоккайдо проливом Лаперуза (наименьшая ширина - 41 км), с востока омывается Охотским морем. Курильские острова простираются от южной оконечности Камчатки в юго-западном направлении до острова Хоккайдо (Япония) и являются естественной границей между Охотским морем и Тихим океаном. Расстояние от областного центра г. Южно-Сахалинска до г. Москвы 10417 км, разница в часовых поясах между ними составляет 8 часов. Общая площадь территории Сахалинской области равна 87,1 тыс. кв. км. Основным климатообразующим фактором на Сахалине служат окружающие его Охотское и Японское моря. Их влияние выражается в смягчении зимних холодов, особенно в прибрежных районах, в обилии зимних осадков, делающих остров одним из наиболее многоснежных районов России, в муссонном характере ветров и очень высокой влажности воздуха. Запасы полезных ископаемых области разнообразны и по отдельным видам достаточно велики. Только на Сахалине насчитывается более 50 видов минерального сырья, из которых нефть, газ, каменный и бурый уголь, строительные материалы, торф, пресные подземные воды имеют промышленное значение и разрабатываются. Кроме того, имеются россыпи титаномагнетита, минеральные и термальные воды, проявления рудного золота, ртути, марганца, вольфрама, серебра, меди, свинца, цинка, хрома, никеля, кобальта, титана, стронция, талька, асбеста. Неметаллические полезные ископаемые представлены самородной серой, цементным сырьем и строительными материалами. Строительные материалы представлены различными породами камня, глин, песками, гравийно-галечниковыми отложениями, пемзой. В районах нефтяных месторождений встречаются асфальтовые озера. Широкое использование имеющихся в области земельных, водных, минеральных, биологических и рекреационных ресурсов позволяет обеспечивать основные потребности областной экономики и населения, поддерживать необходимый уровень экспорта в регионы России и государства Дальнего и Ближнего зарубежья. Численность населения области на 01 января 2010 года составила 501,4 тыс. человек, из которых 398,4 тыс. человек (79,5%) проживало в городской местности, 102,9 тыс. человек (20,5%) - в сельской. Плотность населения области - 5,9 чел./кв. км. Для сравнения: в среднем по России плотность населения составляет 8,6 чел./кв. км, в ДФО - 1,0 чел./кв. км. В южных районах острова, наиболее благоприятных для проживания и более удобных для освоения, составляющих 20% его общей территории, сконцентрировано около 65% населения. Средний возраст населения области превышает 38 лет, в том числе: женщин – 40,9 лет, мужчин – 36,1 лет. Численность населения трудоспособного возраста составляет 281,2 тыс. чел. (57,7% от общей численности населения). Моложе трудоспособного возраста – 93,4 тыс. чел. (19,2%), старше трудоспособного возраста – 112,7 тыс. чел. (23,1%). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в области проживало более 100 национальностей. Наиболее многочисленные национальности: 86,5% - русские, 5,3% - корейцы, 2,6% - украинцы. В национальном составе народностей Севера преобладают нивхи. В экономике области занято 284,4 тыс. человек, или около 98,9% трудоспособного населения. Как субъект Российской Федерации Сахалинская область входит в состав ДФО. В настоящее время территория Сахалинской области включает 18 муниципальных образований, наделенных статусом городского округа. 1.1. Конкурентные преимущества Сахалинской области Геополитическое положение: - непосредственная близость к крупнейшим рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона (далее -АТР),(Южная Корея, Тайвань и др.), контактная зона с Японией; - выгодное положение на пересечении морских и воздушных внутренних и международных путей. Природные условия и ресурсы: - наличие богатых природных запасов нефти, газа, газового конденсата, угля, торфа, строительного сырья, минеральных и термальных вод; - наличие крупных, уникального видового состава биологических ресурсов, нерестилищ тихоокеанских лососей, условий для создания хозяйств промышленной марикультуры; - наличие эксплуатационных запасов лесных ресурсов островной суши; - благоприятное сочетание ценных природных, бальнеологических (лечебные грязи, минеральные и термальные воды) и спортивно-оздоровительных факторов, создающее потенциальные возможности для развития инфраструктуры для отдыха и привлечения туристов; - благоприятные для эффективного ведения сельского хозяйства природно-климатические условия юга острова. Экономический потенциал: - многоотраслевая структура экономики с достаточно развитым производственным потенциалом; - доминирующее положение отраслей высокой потенциальной доходности (нефтегазодобывающая, рыбная); - значительный потенциал предприятий пищевой, рыбоперерабатывающей промышленности, позволяющий наращивать объемы выпуска конкурентоспособной продукции; - положительная динамика основных макроэкономических показателей; - близость Тихоокеанского побережья, позволяющая осуществлять крупномасштабные энергетические проекты международного значения; - накопленный на Сахалине богатый опыт внешнеэкономической деятельности; - большой природно-рекреационный потенциал, обеспечивающий возможности развития туризма. Социально-политическая, коммунально-бытовая и жилищная сфера: - стабильная политическая ситуация в регионе, отсутствие межнациональной конфликтности; - наличие родственных связей проживающих в области лиц корейской национальности с жителями стран АТР (Республики Корея, Японии). Инженерная инфраструктура, транспорт и связь: - наличие всех элементов транспортно-производственной инфраструктуры: воздушный, железнодорожный, морской (включая паромную переправу), автомобильный, трубопроводный транспорт; - наличие морских портов круглогодичного действия в г. Холмске и г.Корсакове, г. Невельске, резервов для портостроения на других участках побережья Сахалина и Курил; - высокая обеспеченность средствами индивидуального транспорта; - относительно развитая система связи и телекоммуникаций. Пространственная организация территории и акватории: - близость основных районов рыбного промысла к основным портам базирования флота, рыбообрабатывающих центров. 1.2. Вызовы и угрозы Главными проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Сахалинской области, являются ее экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков, дискомфортные условия проживания, неблагоприятные инженерно-строительные условия большей части территории, высокая капиталоемкость ведущих отраслей экономики. К числу сдерживающих развитие внутренних факторов также относятся высокая составляющая транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров, экстремальные природно-климатические условия, наличие изолированно работающих энергосистем и энергорайонов, затратность и неэффективность структуры энергоисточников. Неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура прямо или косвенно продолжает оставаться основным ограничителем осуществления любых видов деятельности в области, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг. В этой связи в составе основных мероприятий, реализация которых повысит конкурентоспособность любых видов деятельности, даст возможность развития эффективной экономики и создания комфортных условий проживания, необходимо рассматривать: - инвестиционные программы в сфере электроэнергетики Сахалинской области, направленные на повышение надежности электроснабжения, устранение «узких мест» в технологических цепочках, развитие электросетевого хозяйства, создание новых генерирующих мощностей, обновление потенциала децентрализованной энергетики и снижение затрат на производство электро- и теплоэнергии, снижение потерь электро- и теплоэнергии; - инвестиционные программы в сфере развития транспортной инфраструктуры, направленные на повышение транспортной доступности и пропускной способности. Невысокая степень диверсификации и инновационности региональной экономики, имеющей ярко выраженную ресурсную направленность при низкой степени переработки природных ресурсов, - еще один ключевой фактор, сдерживающий развитие Сахалинской области. При этом необходимо учитывать риски и ограничения экономического роста, связанные с опасностью загрязнения окружающей среды со стороны ресурсных секторов и разрушения природных экосистем в зонах повышенной концентрации экономической активности. 1.3. Цели и задачи Стратегии Стратегической целью развития Сахалинской области является обеспечение к 2025 году роста показателей социального развития Сахалинской области до уровня выше средних значений по Российской Федерации, достижение показателей экономического развития региона не ниже среднероссийского уровня. Достижение цели возможно только путем последовательного формирования в регионе рыночной и социально ориентированной экономики с четким и стабильным законодательством. Экономическое развитие основывается на максимальном использовании имеющегося в регионе потенциала, высвобождении частной инициативы с параллельным усилением роли органов власти в обеспечении благоприятных условий хозяйствования. В 2016 году в области Правительством Сахалинской области дан старт новой экономической политике. Основным содержанием ее стала концентрация усилий на развитие ненефтегазового сектора региональной экономики. Реализация новой последовательной и согласованной экономической политики позволит обеспечить стабильность основных макроэкономических параметров - валового регионального продукта (ВРП), промышленного производства, производства сельского хозяйства, инвестиций. Приоритетным направлением деятельности Правительства Сахалинской области в ближайшие годы будет являться дальнейшее формирование и обеспечение эффективной деятельности новых институтов развития региональной экономики: АО «Корпорация развития Сахалинской области», АО «Сахалинское ипотечное агентство», ОГКУ «Сахалинское агентство по привлечению инвестиций», территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) - «Горный воздух», «Южная», «Курилы», распространение режима «Свободный порт Владивосток», промышленные кластеры, индустриальные и агропромышленные парки. Дополнительно к этому, новый импульс в работе получили «Сахалинский фонд развития предпринимательства» и областная компания «Сахалинлизингфлот». Применение указанных инструментов развития позволит решить задачи, связанные со снижением зависимости островного региона от импорта продукции и обеспечением продовольственной безопасности, обеспечить развитие внутреннего и въездного туризма, а также повысить качество и привлекательность жизни на островах. Продолжится решение основных задач, направленных на: - формирование благоприятного инвестиционного климата в Сахалинской области (реализация Положений Стандарта инвестиционной деятельности, внедренных в Сахалинской области, в том числе внедрение лучших региональных и муниципальных практик (приоритет - практика «Одно окно для инвестора»), формирование и продвижение привлекательного образа Сахалинской области (СМИ, интернет-пространство, выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность); - создание условий для повышения деловой активности субъектов малого и среднего бизнеса и развития предпринимательской инициативы жителей области (внедрение Стандарта развития конкуренции с учетом использования лучших практик российских регионов, повышение эффективности предоставления мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, расширение практики предоставления субъектам предпринимательской деятельности услуг в электронном виде, в том числе посредством многофункциональных центров, рост участия малого и среднего бизнеса в государственных и муниципальных закупках); - повышение эффективности использования международных и межрегиональных связей в интересах экономического развития Сахалинской области (продвижение товаров, работ и услуг, производимых в Сахалинской области на рынки стран АТР и внутрироссийский рынок, использование международных и межрегиональных связей для привлечения инвестиций в экономику Сахалинской области, в том числе - для технико-технологической модернизации приоритетных секторов). 1.4. Сценарий развития Сценарий развития Сахалинской области увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также с основными направлениями развития, определенными Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Концепцией демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, и опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики региона, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры. Предполагается снятие ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала отраслей промышленности, включая топливно-энергетический, рыбохозяйственный комплекс, электроэнергетику и транспорт. Развитие действующих и формирование новых производств, а также масштабное применение инновационных технологий будут способствовать качественным изменениям в структуре экономики. Реализация экономического потенциала зон опережающего роста и формирование комфортных условий жизни населения в значительной степени будут способствовать развитию Сахалинской области. Сценарий развития области предусматривает: - модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения; - модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление инфраструктурных ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов; - масштабное технологическое обновление и модернизацию производств; - развитие новых секторов экономики, обеспечивающих глубокую степень переработки сырья и максимальное использование преимуществ, связанных с географическим положением и природными ресурсами области; - развитие сектора современных рыночных услуг, внедрение современных стандартов обслуживания в более качественных платных услугах; - ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства; - повышение конкурентоспособности профессионального образования благодаря росту спроса на качественную рабочую силу; - формирование полноценного рынка жилья и существенный рост инвестиций населения в жилищное строительство. 1.5. Механизмы и инструменты реализации Стратегии Достижение стратегической цели развития Сахалинской области до 2025 года возможно при помощи механизмов и инструментов реализации Стратегии. Условием успешной реализации настоящей Стратегии является комплексное, системное и синхронное взаимодействие Правительства Сахалинской области и бизнеса на принципах государственно-частного партнерства в реализации ключевых инвестиционных проектов, в том числе на ТОСЭР. Реализацию Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года предполагается осуществлять путем включения целей, задач и мероприятий, призванных улучшить социально-экономическую ситуацию в регионе, в специальные разделы по опережающему развитию Дальнего Востока в рамках соответствующих государственных и федеральных целевых программ, а также в региональные программы. В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» разработаны нормативно-правовые акты: Бюджетный прогноз Сахалинской области на долгосрочный период 2017-2029 годов, утвержденный распоряжением Правительства Сахалинской области от 02.03.2017 № 123-р, Закон Сахалинской области от 17.11.2015 № 103-ЗО «О стратегическом планировании в Сахалинской области». Инструментами реализации настоящей Стратегии являются Комплексный план мероприятий социально-экономического развития Сахалинской области до 2025 года (далее - Комплексный план) и Схема территориального планирования Сахалинской области, прогноз социально-экономического развития области, бюджет региона, государственные и ведомственные целевые программы Сахалинской области. Комплексный план учитывает основные подходы региональной политики, изложенные в «Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» (Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13), документы стратегического планирования Российской Федерации и Сахалинской области, направленные на ускоренное развитие Дальнего Востока и Сахалинской области. В Комплексном плане определены пять центров экономического роста: 1. Центр экономического роста «Юг» (городской округ «Город Южно-Сахалинск», Корсаковский городской округ Сахалинской области, «Анивский городской округ», «Невельский городской округ» Сахалинской области Российской Федерации, «Холмский городской округ», городской округ «Долинский» Российской Федерации, «Макаровский городской округ» Сахалинской области). Основой развития центра являются обрабатывающие производства, рыбопереработка и рыбное хозяйство, сельское хозяйство, потребительский рынок (торговля и сфера услуг), туризм (в том числе средства размещения, бальнеология и т.д.), культура, физическая культура и спорт, транспортно-логистические услуги. Повышению деловой активности будут способствовать развитие ТОСЭР «Южная» и «Горный Воздух», а также реализация режима «Свободный порт Владивосток» на территории муниципального образования Корсаковский городской округ Сахалинской области. 2. Центр экономического роста «Запад» (городской округ «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области, Углегорский городской округ, «Томаринский городской округ» Сахалинской области). Основой развития центра являются угледобыча и сервисные производства, сельское хозяйство, рыбопереработка и рыбное хозяйство, транспортно-логистические услуги. Повышению деловой активности будет способствовать реализация режима «Свободный порт Владивосток» на территории муниципального образования Углегорский городской округ. 3. Центр экономического роста «Восток» (Поронайский городской округ, «Тымовский городской округ», городской округ «Смирныховский» Сахалинской области). Основой развития центра являются добыча нефти и производство нефтепродуктов, добыча общераспространенных полезных ископаемых и производство стройматериалов, сельское хозяйство, транспортно-логистические услуги. 4. Центр экономического роста «Север» («Городской округ Ногликский», городской округ «Охинский» Сахалинской области). Основой роста деловой активности будет развитие нефтегазового комплекса за счет реализации морских проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2»,«Сахалин-3» и увеличения объемов добычи углеводородов на о. Сахалин. 5. Центр экономического роста «Курильский» («Южно-Курильский городской округ», «Курильский городской округ», Северо-Курильский городской округ). Основой развития центра являются рыбопереработка и рыбное хозяйство, марикультура и биофармацевтика, туризм и бальнеология, транспортно-логистические услуги. Повышению деловой активности будут способствовать развитие ТОСЭР «Курилы» и проекты в рамках совместной российско-японской хозяйственной деятельности на Южных Курилах. Важнейший инструмент решения региональных стратегических задач - государственные программы Российской Федерации и Сахалинской области. Всего в Сахалинской области реализуются 27 государственных и 4 ведомственных целевых программы Сахалинской области, 16 государственных программ Российской Федерации, в их числе 6 федеральных целевых программ Российской Федерации (по состоянию на 01.10.2017). Поскольку большинство действующих программ будут реализованы до 2020 года, необходима их корректировка и пролонгация или принятие новых программ на последующий этап планирования. Это позволит сформировать единый порядок их реализации на весь период реализации Стратегии. Инструментами экономической политики региона является использование особых правовых режимов предпринимательской деятельности (ТОСЭР и «Свободный порт Владивосток»), а также создание собственных институтов развития (АО «Корпорация развития Сахалинской области», АО «Сахалинское ипотечное агентство» и ОГКУ «Сахалинское агентство по привлечению инвестиций», «Сахалинский фонд развития предпринимательства», областная компания «Сахалинлизингфлот»). 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1. Демографическая политика Современная демографическая ситуация в Сахалинской области обусловлена социально-экономическими процессами, происходящими в регионе, реализацией федеральных и региональных проектов по его развитию, в том числе: - созданием ТОСЭР; - созданием свободного порта Владивосток; - внедрением уникального механизма поддержки инвестиционных проектов; - бесплатным предоставлением земельных участков на Дальнем Востоке гражданам Российской Федерации; - обеспечением комплексного социально-экономического развития региона путем реализации мероприятий специальных разделов по опережающему развитию Дальнего Востока в рамках государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ; - комплексным развитием Курильских островов Сахалинской области; - созданием институтов развития. Численность населения Сахалинской области на 01 января 2016 года составила 487,3 тыс. человек, или 0,3% численности населения Российской Федерации, 7,9% численности населения ДФО. Процесс заселения и освоения территории современной Сахалинской области имеет более чем двухсотлетнюю историю. Характерной его особенностью является пионерный характер расселения россиян на восток, формирования поселений в непосредственной связи с распространением православия, продвижением казачества, купечества, обеспечением нужд военного, торгового флота и воинских подразделений. Политика организованного завоза трудоспособного населения в качестве рабочей силы для активного освоения природных ресурсов северного Сахалина началась в середине 20-х годов XX века, активизировавшись и расширившись на юг Сахалина и Курильские острова после Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) и восстановления суверенитета Советского Союза над всей территорией области. Миграционный приток населения обеспечивался государственной политикой, подкрепленной значительными льготами и государственными гарантиями. В результате системного социально-экономического кризиса российского общества 90-х годов XX века, связанного со сменой общественной формации, разрушением социального единства общества и его ценностей, длительностью периода формирования и укрепления нового государственного устройства, происходило интенсивное сокращение численности населения Сахалинской области. В наиболее неблагоприятный 1994 год численность уменьшилась на 24,5 тыс. человек, после чего ежегодный отток населения приобрел тенденцию к уменьшению. В последние годы благодаря принятым на федеральном и региональном уровне мерам ситуация улучшилась. Начиная с 2014 года, впервые за 20 лет в Сахалинской области наблюдается естественный прирост населения, который за период 2014-2015 годов составил 471 человек (в ДФО естественный прирост - с 2012 года). Устойчиво снижается уровень миграционного оттока населения, что отражается на положительной демографической динамике. В 2010-2015 годах значение суммарного коэффициента рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной за свою жизнь) увеличилось с 1,561 до 2,019, превышая среднее значение этого коэффициента по Российской Федерации - 1,78 в 2015 году, но не достигло уровня, необходимого для воспроизводства населения. Смертность устойчиво снижается, но медленнее, чем в других субъектах Российской Федерации. В 2010-2015 годах уровень смертности в регионе сократился на 10,7% (до 13,3 случаев на 1 тыс. человек), в то время как в целом по России - на 7,8% (до 13,1 случаев на 1 тыс. человек). Профилактика заболеваемости и повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи наряду с другими мерами внесли свой вклад в снижение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Так, продолжительность жизни в 2010-2015 годах выросла на 3,1 года, достигнув 68 лет, но остается ниже общероссийского уровня на 3,4 года (71,4 года). Разрыв между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин в Сахалинской области составляет 11,7 года (мужчины - 62,4 года, женщины - 74,1 года), что связано с повышенной мужской смертностью в трудоспособном возрасте. Основными причинами смертности в ДФО, по данным за 2015 год, были болезни системы кровообращения - 47,4%, новообразования - 17,3%, внешние причины - 13,9%, болезни органов пищеварения - 8,9% и болезни органов дыхания - 6,3%. Стратегической целью демографической политики является продление возраста активной жизни, снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, и увеличение продолжительности жизни. Сохранение и рост численности населения Сахалинской области, ее трудового потенциала, замедление оттока молодежи за пределы области, масштабные инвестиции в человеческий капитал, создание социальной инфраструктуры и условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека, раскрытие и реализацию его творческого потенциала, формирование конкурентоспособного человеческого капитала, комфортного и безопасного проживания на островах, повышение качества жизни, приоритетное, опережающее развитие отраслей социальной сферы должны стать главными направлениями развития области на долгосрочную перспективу. Необходима протекционистская, социально ориентированная региональная политика, результаты которой станут мерилом эффективности работы всех ветвей государственной и муниципальной власти области. Стратегической целью демографической политики является продление возраста активной жизни, снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, и увеличение продолжительности жизни. 2.2. Образование Реализация в Сахалинской области государственной политики в сфере образования за период с 2015 года по настоящее время позволила достичь следующих результатов: - построено 12 детских садов (на стадии завершения еще 4 детских сада), введено 2,5 тыс. детских мест; - обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей старше 3-х лет, 97% дошкольного образования - доступность для детей до 3-х лет; - ведется работа по строительству новых школ и реконструкции действующих образовательных учреждений; - приобретено современное учебное оборудование: 268 специализированных учебных кабинетов для школ (физика, химия, биология, математика и т.д.), 14 единиц учебной техники (тракторы, автомобили, погрузчики, краны), 10 комплектов лабораторного оборудования, 15 комплектов оборудования для мастерских по профессиям СПО, 8 обучающих тренажеров для учреждений профессионального образования; - в целях обеспечения доступности общего образования для детей, проживающих в отдаленных и изолированных территориях Сахалинской области, приобретено 19 автобусов. Весь автомобильный парк (111 автобусов), используемый для подвоза детей к месту учебы, соответствует требованиям безопасности; - все школы области на 100% обеспечены учебниками. В учреждениях дополнительного образования детей организовано 967 объединений различной направленности, в которых обучается около 16 тыс. детей. Открыто 24 новых направлений подготовки по программам среднего профессионального образования. В настоящее время на территории Сахалинской области осуществляют образовательную деятельность 430 федеральных, государственных и муниципальных образовательных учреждений различных типов и видов с контингентом обучающихся и воспитанников более 102 тыс. человек, из них учреждений дошкольного образования - 163 с контингентом 28,3 тыс. человек, общеобразовательных учреждений - 163 с контингентом 56,2 тыс. человек, учреждений профессионального образования - 21 с контингентом 18,2 тыс. человек, учреждений дополнительного образования - 83 с контингентом 35,5 тыс. человек. Основная стратегическая цель развития региональной системы образования - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего инновационному социально-экономическому развитию Сахалинской области и современным требованиям общества. Приоритетные направления государственной политики Сахалинской области в сфере образования: - обеспечение доступности образования в Сахалинской области; - повышение качества результатов образования на разных уровнях; - развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека; - модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность; - укрепление единства образовательного пространства области, что предполагает: выравнивание образовательных возможностей жителей острова независимо от района проживания, проведение единой политики в области содержания образования, оценки результатов образовательной деятельности, распространение лучших педагогических практик, моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования; - осуществление мер, способствующих развитию современной системы дополнительного образования: вариативных воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей, форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность. Обновление материальной и методической базы учреждений дополнительного образования детей, соответствующих современных потребностям общества и страны. Реализация государственной политики в сфере образования на территории Сахалинской области позволит: - обеспечить 100 процентную доступность дошкольных и общеобразовательных учреждений области для детей и подростков, независимо от их места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья, через проведение мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дошкольных и общеобразовательных учреждений Сахалинской области; - повысить качество дошкольного и общего образования, соответствующего современным требованиям, путем предоставления услуг в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами по образовательным программам, позволяющим разносторонне развивать ребенка с учетом его способностей, влиять на становление и формирование его личности с использованием индивидуального подхода; - обеспечить доступность и качество профессионального образования, соответствующего требованиям рынка труда Сахалинской области, через проведение мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту учреждений профессионального образования, современное материальное и методическое оснащение профессиональных организаций, разработку и реализацию программ, нацеленных на подготовку квалифицированных рабочих кадров, соответствующих потребностям рынка труда и экономики острова, востребованных на рынке труда и способных адаптироваться в динамично изменяющихся экономических и социальных условиях; - создать условия для развития системы воспитания и дополнительного образования детей, направленной на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей, обеспечивающей их адаптацию к жизни, социализацию в обществе и профессиональную ориентацию, способствующей выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности; - создать условия для эффективного и динамичного развития кадрового потенциала системы образования Сахалинской области, обеспечив целевое обучение, социальную поддержку, развитие системы аттестации и совершенствования системы оплаты труд, привлечения молодых специалистов. 2.3. Здравоохранение Анализ достижения показателей реализации Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области показал, что в сфере здравоохранения показатели в целом выполняются. Продолжительность жизни населения Сахалинской области за пять последних лет увеличилась на 2 года и составила в 2016 году 68,7 лет. В регионе принимаются меры по увеличению продолжительности жизни населения за счет снижения смертности от управляемых причин. Сахалинская область на протяжении последних лет относится к регионам с низкой младенческой смертностью. Продолжается работа в муниципальных образованиях по реализации демографической политики, одним из главных показателей эффективности их работы является снижение показателя смертности в муниципальном образовании. Приоритеты региональной политики в сфере здравоохранения и механизмы их достижения определены исходя из задач, поставленных в: - Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; - Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; - Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; - Федеральном законе от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и других федеральных нормативно-правовых актах. На территории Сахалинской области реализуется государственная программа Сахалинской области «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 № 281). Для решения проблем укрепления материально-технической базы здравоохранения необходимо завершить строительство онкологического диспансера, построить хирургический корпус для областной больницы, детскую больницу, перинатальный центр, психиатрическую больницу, фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, морги, инфекционную больницу в г. Южно-Сахалинск, станцию скорой медицинской помощи в г. Южно-Сахалинск, поликлиники в г. Южно-Сахалинск, инфекционные отделения в г. Корсаков и г. Поронайск, лечебный корпус городской больницы в г. Южно-Сахалинск, обновить медицинское оборудование и парк автотранспорта. Целью долгосрочной политики в области здравоохранения является повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение на этой основе показателей здоровья, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности населения. Укрепление здоровья населения должно сопровождаться консолидированной поддержкой гражданского общества, органов региональной власти, социальной защиты населения, образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежных организаций, политических партий. 2.4. Молодежная политика Сегодняшняя молодежь рассматривается в качестве полноправного субъекта молодежной политики, основного партнера всех уровней власти. Современная молодежная политика ориентирована на максимальное включение молодежи в социальную практику, на создание условий и возможностей для самостоятельного решения молодежным сообществом собственных проблем и полноценного участия молодежи в жизни общества. В 2011-2015 годах в целях поддержки талантливой молодежи в Сахалинской области реализовывались проекты: молодежный форум «Острова», «Сахалинский КВН», «Сахалинская студенческая весна», «Вовлечение молодежи в добровольческую деятельность», направленные на поддержку и развитие молодежных инициатив, студенческого самоуправления и другие. В период с 2013 по 2014 год на территории Сахалинской области проведено четыре Дальневосточных молодежных форума «Острова», в том числе 2 зимних. В работе форумов приняло участие более 2 тыс. человек из числа активной молодежи Сахалинской области и регионов ДФО. В 2015 году впервые на территории Сахалинской области был проведен Всероссийский молодежный форум «Острова» на о. Итуруп. В результате реализации мероприятий в сфере молодежной политики увеличился удельный вес численности молодежи, вовлеченной в реализуемые органами исполнительной власти проекты и программы в сфере поддержки молодежи, в общем количестве молодежи в возрасте от 14 до 30 лет с 12,5% в 2010 году до 21,5% в 2015 году. На начало 2016 года численность населения Сахалинской области составила 487,3 тыс. человек, из них молодежь (граждане от 15 до 29 лет) – 87,9 тыс. человек (или 18% от общей численности населения). За год численность молодых людей снизилась на 4,1 тыс. человек. Ежегодное снижение численности молодежи обусловлено, преимущественно, последствием спада рождаемости в 1990-х годах. В Сахалинской области правовую основу, цели, принципы, финансовые основы реализации государственной молодежной политики определяет Закон Сахалинской области «О государственной молодежной политике в Сахалинской области». В области реализуется подпрограмма «Повышение эффективности реализации молодежной политики» государственной программы «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области на 2017-2022 годы», целью которой является создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи и повышение степени ее участия в социально-экономическом, общественно-политическом и социокультурном развитии региона. В последние годы удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодежи в Сахалинской области. Уменьшилась смертность среди молодежи, усилилось стремление к ведению здорового образа жизни, снизился уровень молодежной безработицы и наметилось снижение преступности (в том числе среди несовершеннолетних). Многие представители молодежи входят в число победителей и призеров всероссийских и международных спортивных соревнований, творческих конкурсов и олимпиад. Вместе с тем существует тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера. Проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения, как показывает опыт других стран, могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе. Снижение численности молодежи вследствие демографических проблем прошлых лет и выезда за пределы региона может оказать системное влияние на социально-экономическое развитие Сахалинской области, привести к убыли населения, сокращению трудовых ресурсов. Целями государственной молодежной политики являются совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и закреплению молодежи на территории Сахалинской области. Для достижения целей государственной молодежной политики необходимо решить следующие приоритетные задачи: а) создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений; б) развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи; в) формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, а также повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи; г) создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта»; д) создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей; е) формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью, а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи. Главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать улучшение социально-экономического положения молодежи Сахалинской области и увеличение степени ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь региона. 2.5. Культура Культура играет основополагающую роль в социально-экономическом развитии Сахалинской области, формировании человеческого капитала, обеспечении достойного уровня и качества жизни населения. Государственная политика в сфере культуры Сахалинской области направлена на обеспечение конституционных прав граждан по созданию, сохранению и освоению культурных ценностей, реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества, обеспечение эффективного научно обоснованного управления культурными процессами, протекающими на территории области, с учетом интересов и запросов населения, анализа состояния отрасли и тенденций ее развития. Приоритет развития сферы культуры в Сахалинской области с 2012 года - преемственное продолжение комплексной модернизации отрасли через содержательное, инфраструктурное и технологическое обновление деятельности государственных и муниципальных учреждений. Региональная сеть учреждений культуры состоит из библиотек - 165 единиц, культурно-досуговых учреждений (домов культуры) - 113 единиц, образовательных учреждений - 34 единицы, музеев - 19 единиц, зооботанического парка- 1 единица, театров- 2 единицы, кинодосугового объединения - 1 единица, филармонии- 1 единица, Областного центра народного творчества - 1 единица, Сахалинского областного научно-методического центра по образованию в сфере культуры и искусства -1 единица. Из 338 структурных единиц с правом юридического лица - 121, из которых 105 - муниципальных, 16 - государственных. В целях развития культурного потенциала области, региональной сферы культуры разработана государственная программа «Развитие сферы культуры в Сахалинской области на 2014-2020 годы». Приоритетными направлениями развития культуры являются укрепление единого культурного пространства Сахалинской области, создание условий для обеспечения равного доступа различных социальных групп граждан к культурным ценностям; совершенствование региональной правовой базы в сфере культуры, формирование кадрового потенциала в сфере культуры, формирование благоприятного и привлекательного имиджа Сахалинской области как одного из культурных центров Дальневосточного региона; сохранение и развитие материального, нематериального, аудиовизуального и историко-документального культурного наследия Сахалинской области, совершенствование материально-технической базы учреждений культуры. Развитие культуры и искусства, создание условий для приобщения к их ценностям детей и молодежи будет способствовать закреплению населения в области, повышению его культурного уровня, духовному обогащению и гармоничному развитию, приведет к повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы, выработке модели общественного развития Сахалинской области в контексте общегосударственных целей и задач, сделает жизнь на Сахалине и Курильских островах комфортной и привлекательной, усилит значение Сахалинской области как одного из центров российской культуры в АТР, будет способствовать развитию и укреплению международных и межрегиональных связей. 2.6. Социальная поддержка населения В 2011-2015 годах достижение основной стратегической цели в сфере «Социальная защита» осуществлялось через внедрение механизмов модернизации и совершенствования системы социальной защиты населения. Модернизация осуществлялась поэтапно, за счет повышения адресности при предоставлении мер социальной поддержки; введения действенного механизма контроля проверки нуждаемости в мерах социальной поддержки для вновь входящих в систему; поэтапной замены неэффективных с точки зрения социальной справедливости обязательств с единовременным введением новых форм помощи и поддержки. Реализация обозначенных направлений обеспечивалась за счет следующих механизмов модернизационных преобразований: внедрение процедур оценки нуждаемости для получателей денежных выплат; переход к преимущественной поддержке семьи (домохозяйства), а не индивида; унификация действующей системы предоставления мер социальной поддержки; внедрение технологии социального контракта; привлечение внебюджетных источников для расширения сферы предоставления социальных услуг. Первоочередное внимание было уделено исполнению майских Указов Президента Российской Федерации 2012 года, реализации государственных программ «Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014 - 2020 годы» и «Доступная среда в Сахалинской области на 2014 - 2020 годы». В области действует пакет мер, направленных, в первую очередь, на улучшение демографических показателей и повышение уровня социальной защищенности семей с детьми. Введены новые меры поддержки, не имевшие аналогов в других регионах (единовременная социальная выплата в размере 50% стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области, но не более 2 млн. рублей, при рождении третьего ребенка или последующих детей начиная с 01 января 2013 года; для семей, воспитывающих детей-инвалидов, предусмотрена единовременная адресная социальная помощь в размере до 100 тыс. рублей на лечение, консультацию, обследование и реабилитацию ребенка-инвалида в медучреждениях на территории Российской Федерации, не входящих в список бюджетных и работающих по государственному заданию; единовременная денежная выплата на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, семьям в случае рождения (усыновления, удочерения) начиная с 01 января 2013 года второго ребенка в размере 200 тыс. рублей на семью (сумма ежегодно индексируется); единовременная денежная выплата при усыновлении (удочерении) ребенка-инвалида в размере 1 млн. рублей; единовременная денежная выплата в размере 50 тыс. рублей при рождении первого ребенка). С 2014 года в области начала действовать программа пользования средствами областного материнского капитала, право на распоряжение которым возникает по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. За счет ежегодного обновления и расширения областного комплекса мер социальной поддержки обеспечен рост числа многодетных семей в 2,3 раза по сравнению с 2011 годом. В период 2011-2015 годов Правительством Сахалинской области принимались эффективные решения, направленные на повышение качества жизни и других категорий жителей Сахалинской области. За 2011-2015 годы на территории Сахалинской области была сформирована целостная система социального обслуживания населения, включающая в себя 25 государственных учреждений (по состоянию на 01.01.2015), которые оказывали 18 видов государственных услуг. В 2011-2015 годах проводилась планомерная работа по формированию целостной системы правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для осуществления своевременной и эффективной поддержки и помощи нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам, проживающим в Сахалинской области. Задачи, которые предстоит решить в предстоящие годы, являются прямым продолжением отраслевой политики последних лет. Преемственность направлений реализации поставленных задач создаст устойчивые механизмы роста и развития всех необходимых для стабильной работы отрасли элементов системы. 2.7. Рынок труда В 2011-2015 годах рынок труда Сахалинской области функционировал достаточно стабильно. Принятые Правительством Российской Федерации, Правительством Сахалинской области дополнительные меры, направленные на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности, а также реализация мероприятий федеральных и областных государственных программ позволили увеличить численность занятого населения, не допустить роста безработицы, массовых сокращений работников. Создавались условия и поддержка отдельных категорий населения: инвалидов, женщин, воспитывающих детей, молодежи, граждан, пенсионного возраста. Совершенствовались формы развития внешней и внутренней трудовой миграции. С целью повышения занятости инвалидов и их интеграции в общество для них оборудовались и субсидировались рабочие места. Уровень трудоустройства инвалидов увеличился до 58,2% против 44,8% в 2011 году. Для приобретения практического опыта и стажа работы предусмотрены дополнительные меры по квотированию рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий молодежи, в рамках которых ежегодно более 100 человек из числа молодежи получили работу на первом рабочем месте. Ежегодно более 150 безработных граждан зарегистрировали предпринимательскую деятельность при финансовой поддержке из средств областного бюджета. Правительством Сахалинской области оказывалась адресная помощь развитию занятости отдельных муниципальных образований, сельских населенных пунктов с уровнем безработицы, превышающем среднеобластной показатель. В результате проведенных мероприятий в области отмечается повышение занятости населения, снижение численности и уровня безработицы. Так, в 2015 году по сравнению с 2011 годом уровень занятости населения увеличился с 66,9% до 68,1%, общая численность безработных по МОТ снизилась на 22,3% и составила в среднем за год 17,8 тыс. человек, уровень безработицы по МОТ снизился на 1,6 процентных пункта до 6,3%. Сахалинская
область по-прежнему остается одним из регионов России с низким уровнем
регистрируемой безработицы - 0,7% на конец 2015 года Целью государственной политики в области развития рынка труда является создание условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность. Рынок труда Сахалинской области формируется под воздействием нарастающего дефицита квалифицированной рабочей силы в связи со снижением численности населения трудоспособного возраста. В период с 2010 по 2015 год среднегодовая численность занятых в экономике области снизилась на 10% до 288,7 тыс. человек. В перспективе в ходе реализации инвестиционных проектов, а также проектов в рамках ТОСЭР и свободного порта Владивосток планируется создание новых рабочих мест и увеличение общей численности занятого населения при одновременном снижении численности граждан, незанятых трудовой деятельностью. В условиях сокращения численности постоянного населения в трудоспособном возрасте, ключевое значение приобретает способность максимально эффективно использовать существующий человеческий потенциал, включая безработных граждан. В числе стратегических задач при решении проблемы дефицита рабочей силы должны стать меры по рациональному формированию и использованию трудовых ресурсов, вовлечению незанятого населения в активную трудовую деятельность, повышению их конкурентоспособности и мобильности. Приоритетными направлениями являются привлечение молодежи к освоению рабочих профессий, предотвращение потерь квалифицированных кадров и содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потенциала организаций, создание высокопроизводительных рабочих мест. По данным Росстата, в 2016 году число высокопроизводительных рабочих мест в области (далее – ВПРМ) к уровню 2015 года увеличилось на предприятиях обрабатывающих производств на 79,5% (на 1387 единиц); в сфере строительства – на 15,9% (на 996 единиц); торговли – на 11% (на 599 единиц); операций с недвижимым имуществом – на 5,7% (на 409 единиц); предприятиях, осуществляющих добычу полезных ископаемых - на 3% (на 195 единиц). Общее число ВПРМ во всех сферах экономической деятельности составило 58,9 тыс. единиц. В рамках государственной программы Сахалинской области «Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2017-2022 годы» (постановление Правительства Сахалинской области от 24.03.2017 № 133) постановлением Правительства Сахалинской области от 07.04.2017 № 161 утвержден Порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с реализаций инвестиционных проектов с использованием механизмов государственной поддержки. На 2017 год областным бюджетом предусмотрено 1,6 млрд. рублей. Число созданных ВПРМ в рамках приоритетных инвестиционных проектов в 2017 году оценивается в количестве 200 единиц. Для дальнейшего развития региона, реализации масштабных инвестиционных проектов необходим приток новых кадров, принятие дополнительных мер, направленных на привлечение и закрепление населения на Сахалине и Курильских островах. Основные цели дальнейшего развития рынка труда: - обеспечение роста занятости населения и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов; - создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, женщин, имеющих несовершеннолетних детей; - повышение качества рабочей силы с учетом приоритетов развития региональной экономики; - улучшение условий и охраны труда, снижение уровня производственного травматизма и заболеваемости. Развитие механизмов социального партнерства в целях содействия занятости населения, повышение качества рабочих мест и совершенствование систем оплаты труда будут способствовать эффективной занятости населения, росту уровня заработной платы, повышению уровня жизни населения. 2.8. Физическая культура и спорт В социальном развитии Сахалинской области физической культуре и спорту определена важная роль - создание условий для занятий физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры и повышение конкурентоспособности сахалинского спорта. Текущее состояние физической культуры и спорта в Сахалинской области характеризуется положительными тенденциями, связанными с возрождением лучших спортивных и физкультурных традиций, развитием спорта высших достижений и массового спорта, строительством и модернизацией спортивных сооружений. В 2011-2015 годах осуществлялось активное развитие спортивной инфраструктуры. Было введено в эксплуатацию 108 спортивных объектов, общее количество которых на конец 2015 года составило 1068 единиц. Развитие сети спортивных сооружений позволило достичь следующих результатов, характеризующих развитие физической культуры и спорта в Сахалинской области: - доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения увеличилась с 21,6% в 2010 году до 35,5% в 2015 году; - уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, увеличился с 23,9% в 2010 году до 27,5% в 2015 году. Стратегическая цель развития сферы физической культуры и спорта - создание в Сахалинской области условий, обеспечивающих возможность для населения области вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, обеспечение доступа к современной спортивной инфраструктуре и повышение конкурентоспособности спорта Сахалинской области, как части российского спорта. Основными направлениями реализации цели являются: 1. развитие физической культуры и массового спорта; 2. развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва; 3. создание спортивной инфраструктуры и материально-техническое обеспечение, обеспечение управления отраслью «Физическая культура и спорт». Основным механизмом реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Сахалинской области является государственная программа «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области на 2017 – 2022 годы» (постановление Правительства Сахалинской области от 10.03.2017 № 106). 2.9. Правопорядок и общественная безопасность Основной целью деятельности органов государственной власти Сахалинской области, органов местного самоуправления, а также правоохранительных органов является обеспечение конституционных прав граждан, создание условий для безопасной жизнедеятельности населения Сахалинской области, обеспечение надежной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Работа по указанному направлению осуществляется на основе взаимодействия с соответствующими федеральными органами власти. Приоритетными направлениями являются снижение уровня криминогенной обстановки, предупреждение и профилактика правонарушений. С целью совершенствования и повышения эффективности оперативно-служебной деятельности определены приоритетные направления территориальных органов федеральных органов исполнительной власти правоохранительной направленности: - усиление мер реагирования на изменения криминальной обстановки; - реализация первоочередных мер антикоррупционной политики государства; - повышение качества работы по раскрытию и расследованию преступлений небольшой и средней тяжести; - дальнейшее развитие единой информационно-технологической телекоммуникационной инфраструктуры для повышения эффективности охраны общественного порядка и общественной безопасности, по укреплению профилактики правонарушений и усилению борьбы с преступностью; - повышение уровня требований к критериям подбора кадров для прохождения службы в правоохранительных органах, совершенствование профессионально-нравственного и культурно-эстетического воспитания личного состава; - совершенствование форм и методов работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, сокращение более чем на 20% количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий по сравнению с 2012 годом; - сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них; -реализация системы мер по выявлению, побуждению к лечению, прохождению медицинской и социальной реабилитации лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача; - сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|