Расширенный поиск
Постановление Правительства Челябинской области от 22.12.2017 № 710-П ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22.12.2017 г. N 710-П г. Челябинск О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 24.12.2015 г. N 688-П В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Внести в государственную программу Челябинской области "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 24.12.2015 г. N 688-П "О государственной программе Челябинской области "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2015, выпуск 4, часть II; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 26 мая 2016 г.; 16 сентября 2016 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2017, выпуск 1, часть I), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается). 2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию. Исполняющий обязанности председателя Правительства Челябинской области Е.В. Редин Утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 24.12.2015 г. N 688-П (в редакции постановления Правительства Челябинской области от 22.12.2017 г. N 710-П) Государственная программа Челябинской области "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы
Паспорт государственной программы Челябинской области "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы
Раздел I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СОЗДАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 1. В 2012 году Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее именуется - Конвенция о правах инвалидов), утвердившая принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. Согласно Конвенции о правах инвалидов государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами беспрепятственного доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, примерной программой субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 N 1949 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года". Устранение существующих барьеров для инвалидов во всех сферах их жизнедеятельности является важной социальной задачей. Отсутствие условий доступности является главным препятствием для всесторонней интеграции инвалидов в общество, а следовательно, не позволяет людям, имеющим ограничения в здоровье, быть равноправными членами гражданского общества и в полном объеме реализовывать свои конституционные права. Актуальность данной проблемы определяется большим количеством граждан с инвалидностью, приводящей к ограничению жизнедеятельности, что вызывает необходимость участия в процессе интеграции инвалидов многих органов исполнительной власти, специализированных учреждений и структур, деятельность которых направлена на формирование у инвалида максимальной самостоятельности и готовности к независимой жизни в обществе. 2. По статистическим данным, на территории Челябинской области на 1 ноября 2015 года проживает 244225 инвалидов, что составляет 6,9 процента от общей численности населения Челябинской области, в том числе 11611 детей-инвалидов, что составляет 0,3 процента от общей численности населения Челябинской области. Многие инвалиды испытывают затруднения в передвижении из-за отсутствия безбарьерной среды на улицах городов, на объектах социальной инфраструктуры, в связи с неприспособленностью общественного транспорта к их нуждам. Таким образом, большинство социально значимых объектов из-за отсутствия элементарных приспособлений недоступны для инвалидов, в связи с чем проблема создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и МГН остается актуальной на всей территории Челябинской области. Так, в муниципальных образованиях Челябинской области 40 процентов объектов не доступны для инвалидов и маломобильных групп населения. Полностью доступные объекты составляют лишь 10 процентов, остальные доступны условно либо доступны частично. Понятие "безбарьерная среда" очень часто ассоциируется только с инвалидами, и прежде всего с людьми, страдающими нарушениями двигательных функций. Однако доступная среда нужна также пожилым гражданам, лицам трудоспособного возраста в восстановительный период после травмы, заболеваний опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, беременным, женщинам с маленькими детьми на колясках. Сводом правил "СП 59.13330.2012" дано определение МГН - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К МГН здесь отнесены инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и другие. В рамках Программы в Челябинской области планируется адаптировать к 2020 году 73 социально значимых объекта, что составит 76 процентов доступных для инвалидов и МГН приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов, входящих в реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. В 2017 году количество объектов, адаптированных в рамках Программы, составляет 53. Также увеличится доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов до 55,2 процента. 3. Исходя из положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", одним из основных направлений государственной социальной политики, проводимой в Челябинской области в отношении инвалидов, является комплексная реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов с целью восстановления их социального статуса. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидам рекомендуется трудоустройство, однако условия труда не всегда доступны людям с ограниченными возможностями. Для трудоустройства зачастую необходимо образование, а в школах, средних специальных учебных учреждениях и организациях высшего образования практически отсутствует безбарьерная среда. Дети и подростки, ограниченные в движении, не должны быть оторваны от общества, для них должны быть созданы условия для обучения в обычных школах. Необходимо формировать толерантное отношение детского и взрослого населения к людям с ограниченными возможностями, развивать инфраструктуру территории, доступной для данной категории граждан. В связи с этим в качестве важнейшего условия, обеспечивающего комплексность реабилитационных мероприятий, рассматривается создание безбарьерной, доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, то есть среды, оборудованной с учетом потребностей инвалидов и позволяющей им вести независимый образ жизни. В целях реализации комплексного подхода к созданию безбарьерной среды для инвалидов и других МГН, обеспечения их беспрепятственного доступа к объектам и услугам наравне с другими учитываются потребности всех категорий инвалидов: инвалидов по зрению, по слуху, инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов с ментальными нарушениями. Руководствуясь приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, с возможностью учета региональной специфики", в целях объективной оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других МГН в Челябинской области в 2013 - 2014 годах обследованы административные здания, а также здания образовательных организаций, учреждений здравоохранения, социальной защиты, культуры и искусства, физической культуры и спорта. Проведенный мониторинг показал, что большинство зданий социальной инфраструктуры не отвечает всем требованиям доступности для инвалидов всех основных видов инвалидности по преимущественному ограничению жизнедеятельности: слепые и слабовидящие; глухие и слабослышащие; инвалиды, передвигающиеся на колясках; инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для решения проблемы доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других МГН в регионе проведена работа по формированию системы их паспортизации. Результат паспортизации - реестр приоритетных объектов и услуг с указанием требуемых работ и размещение информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН на карте доступности объектов Челябинской области (далее именуется - карта доступности), размещенной на сайте "Доступная среда" (www.zhit-vmeste.ru). 4. Меры, направленные на формирование доступной для инвалидов и других МГН среды жизнедеятельности, предпринимались в Челябинской области и ранее. Так, с 2007 года в Челябинской области реализовывались областные целевые программы: "Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области" на 2007 - 2010 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.10.2006 N 336 "О принятии областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области" на 2007 - 2010 годы"; "Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области" на 2012 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 15.12.2010 г. N 301-П "Об областной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области" на 2012 - 2015 годы" (далее именуются - областные целевые программы). В рамках вышеуказанных областных целевых программ приобретались технические средства для медико-социальной реабилитации инвалидов, спортинвентарь, оказывалась поддержка общественным объединениям инвалидов для осуществления социальной адаптации и реабилитации инвалидов, проводились областные мероприятия, конференции, соревнования, конкурсы, направленные на привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов, были дооборудованы звуковыми маяками светофоры для обеспечения безопасности передвижения инвалидов по зрению, 36 пунктов проката в муниципальных районах и городских округах Челябинской области были оснащены техническими средствами реабилитации, государственные учреждения системы социальной защиты населения были оборудованы пандусами, поручнями, был создан мобильный комплекс "Книга - всем". С 2014 года реализовывалась государственная программа Челябинской области "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 336-П "О государственной программе Челябинской области "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы", в рамках которой за счет средств областного и федерального бюджетов удалось адаптировать следующие социально значимые объекты: 2014 год: областное казенное учреждение Центр занятости населения города Миасса; областное казенное учреждение Центр занятости населения города Катав-Ивановска; муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва"; государственное казенное учреждение культуры "Челябинская областная специальная библиотека для слабовидящих и слепых"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 3"; специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад N 17 г. Челябинска; частично адаптировано государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 3", в здании поликлиники осуществлена замена лифтов (с системой голосового оповещения и пространственно-рельефными указателями); 2015 год: областное казенное учреждение Центр занятости населения города Аши; областное казенное учреждение Центр занятости населения города Трехгорный; областное казенное учреждение Центр занятости населения города Троицка; областное казенное учреждение Центр занятости населения города Снежинска; областное казенное учреждение Центр занятости населения Агаповского района; государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования техникум-интернат инвалидов имени И.И. Шуба (далее именуется - Техникум-интернат инвалидов имени И.И. Шуба); государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Челябинский детский дом-интернат" (для глубоко умственно отсталых детей); государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Саткинский психоневрологический интернат"; государственное стационарное учреждение социального обслуживания "Челябинский психоневрологический интернат N 2"; государственное предприятие Челябинской области "Бассейн "Строитель"; областное бюджетное учреждение "Конноспортивный комплекс Рифей им. П.М. Латышева"; муниципальное бюджетное учреждение "Легкоатлетический комплекс им. Е. Елесиной" города Челябинска; продолжена работа по адаптации государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3". В рамках областных целевых программ областным государственным бюджетным учреждением культуры "Челябинский государственный центр народного творчества" (далее именуется - Центр народного творчества) ежегодно организовываются и проводятся: областной фестиваль творчества инвалидов "Смотри на меня как на равного"; гастрольный тур лауреатов фестивалей "Грани творчества"; областной фестиваль творчества детей-инвалидов "Искорки надежды". На постоянной основе в Центре народного творчества осуществляют свою деятельность 2 специалиста по работе с инвалидами. Важную роль в организации досуга и отдыха играет отношение общества к людям с ограниченными возможностями как равноправным участникам культурного процесса и жизни. В Челябинской области ежегодно проводятся такие фестивали, как Бажовский, Ильменский, "Уральские пельмени", в которых принимают участие инвалиды не только в качестве зрителей, но и в качестве участников, при этом используется интеграционный подход, объединяющий всех участников на основе общих интересов вне зависимости от их физических возможностей. Ежегодно в Челябинской области организуется субтитрирование информационных телепередач о событиях в Челябинской области, что позволяет инвалидам по слуху получать информацию и таким образом принимать активное участие в социальных и других общественных процессах. 5. В настоящее время улучшение качества и уровня жизни инвалидов, их социальная адаптация, реабилитация, создание благоприятной среды для жизнедеятельности МГН являются важнейшими направлениями социально-экономического развития Челябинской области. Создание доступной среды позволит инвалидам и другим МГН независимо от их состояния, физических возможностей и других ограничений иметь возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также свободно передвигаться по любому выбранному маршруту; таким образом, люди с инвалидностью и иные МГН смогут реализовать свое право на труд, образование, общественную жизнь и другие неотъемлемые сферы жизни современного человека. Проблема адаптации приоритетных объектов социальной инфраструктуры, путей следования к данным объектам, транспорта остается нерешенной на всей территории Челябинской области. Мероприятия по формированию доступной среды в данной сфере жизнедеятельности предусмотрены в рамках Программы. Реализация программных мероприятий позволит повысить уровень доступности транспорта, приоритетных объектов социальной инфраструктуры во всех сферах жизнедеятельности, информации и услуг для инвалидов и других МГН. Однако, несмотря на проводимую работу по решению проблем инвалидов и других МГН, в настоящее время в Челябинской области окончательно не сформирована система безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Большинство объектов социальной инфраструктуры по-прежнему остаются либо полностью, либо частично недоступными для инвалидов и МГН. В настоящее время нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий, среди которых: дискомфорт и ограничения жизнедеятельности инвалидов и других МГН; негативное отношение к инвалидам в массовом сознании общества, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний. 6. Кроме того, одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования (далее именуются - обычные образовательные организации), с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность специализированных образовательных организаций, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого-медико-педагогических комиссий, будет сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в обычных образовательных организациях. Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных организациях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2014 - 2015 учебном году в Челябинской области в системе общего образования обучается 5248 детей-инвалидов и 20229 детей с ограниченными возможностями здоровья (далее именуются - ОВЗ). Дети с ОВЗ и дети-инвалиды получают образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для обучающихся, а также в 50 образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В том числе обучение по основным общеобразовательным программам на дому организовано для 1630 детей-инвалидов, из них 1252 ребенка-инвалида обучаются по индивидуальным программам. С использованием дистанционных образовательных технологий обучаются 228 детей-инвалидов, обучающихся на дому, что составляет 99 процентов от общей потребности среди детей-инвалидов, которые не имеют медицинских противопоказаний и могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий. Функционирует 17 психолого-педагогических и медико-социальных центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В 39 муниципальных образованиях Челябинской области организованы психолого-медико-педагогические комиссии. Также в 2014 - 2015 учебном году в Челябинской области в профессиональных образовательных организациях обучается 286 инвалидов и 800 лиц с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 2,2 процента от количества обучающихся дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования. Обучение инвалидов ведется в 37 организациях по 64 профессиям и 91 специальности среднего профессионального образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, из числа выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида, специальных (коррекционных) классов общеобразовательных организаций) получают профессиональную подготовку в 19 профессиональных образовательных организациях по 20 профессиям. В целях реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение профессионального образования в Челябинской области разработаны следующие нормативные документы: Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. N 515-ЗО "Об образовании в Челябинской области"; постановление Правительства Челябинской области от 25.12.2013 г. N 542-П "Об установлении размера и о Порядке назначения ежемесячной денежной выплаты обучающимся по очной форме обучения в областных государственных профессиональных образовательных организациях по программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих), не имеющим основного общего образования и не достигшим двадцати трех лет". В рамках данных нормативных документов в Челябинской области реализуется комплекс мер социальной поддержки обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а именно: обеспечение бесплатным горячим питанием за счет средств областного бюджета; обеспечение государственной социальной стипендией; бесплатное проживание в общежитии; полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Однако необходимо продлить реализацию мероприятий по созданию условий для инклюзивного профессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, по обеспечению равного доступа к качественному профессиональному образованию лиц данной категории в результате обеспечения совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. 7. Новой формой оказания услуг инвалидам по слуху является создание диспетчерских пунктов. В соответствии с государственной программой Челябинской области "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Челябинской области" на 2014 - 2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 337-П "О государственной программе Челябинской области "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Челябинской области" на 2014 - 2016 годы", Челябинской областной общественной организации "Всероссийское общество глухих" (далее именуется - ВОГ) в декабре 2015 года предоставлена субсидия на реализацию социально значимого проекта создания диспетчерского центра в размере 436832,0 рубля. В пределах выделенных средств для инвалидов по слуху, проживающих на территории Челябинской области, в 2016 году открыты диспетчерские центры на базе помещений Челябинского регионального отделения ВОГ в Челябинске, Златоусте и Магнитогорске. Мероприятие по предоставлению субсидии общественным организациям инвалидов по слуху на финансовое обеспечение затрат на осуществление деятельности диспетчерских пунктов для оказания услуг инвалидам по слуху включено в подпрограмму "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области" на 2017 - 2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.12.2016 г. N 674-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области" на 2017 - 2019 годы". Объем финансирования указанного мероприятия за счет средств областного бюджета в 2017 году составляет 612,0 тыс. рублей. 8. Таким образом, для формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Челябинской области в первую очередь необходимо точно и объективно оценить ситуацию, определить приоритеты, последовательность действий и объем финансовых ресурсов, необходимых для решения проблемы, консолидировать усилия не только органов государственной власти Челябинской области, но и органов местного самоуправления Челябинской области, общественных организаций, а также юридических лиц всех форм собственности. Учитывая потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние, а также активную деятельность общественных организаций инвалидов, формирование доступной среды создаст возможности для полной реализации инвалидами своих прав и свобод, а также будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни Челябинской области. Существует необходимость комплексного и системного подхода к решению проблем формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и МГН в Челябинской области программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации и интеграции инвалидов, а также необходимость привлечения для выполнения поставленных задач нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета. Привлечение средств федерального бюджета позволит проводить мероприятия по обеспечению доступности приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других МГН, координировать задачи по повышению социальной защищенности и соблюдению прав инвалидов, решаемые на федеральном и региональном уровнях. Раздел II. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 9. Целью Программы является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Челябинской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Реализация задачи позволит принять обоснованные решения по планированию мероприятий в целях создания доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Челябинской области; 2) формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта. Реализация вышеуказанной задачи будет способствовать созданию установленных Конвенцией о правах инвалидов условий для максимально возможного осуществления инвалидами независимого от посторонней помощи образа жизни и трудовой деятельности. Это позволит скоординировать деятельность органов государственной власти и общественных организаций инвалидов, организаций различных форм собственности при формировании общественного восприятия проблем инвалидности и МГН; 3) формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми. Реализация данной задачи будет способствовать созданию условий для интеграции инвалидов в общество. Для оценки результатов реализации Программы используются целевые показатели (индикаторы) результативности ее реализации. Доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры не включена в целевые индикаторы и показатели результативности реализации Программы в связи с тем, что в Челябинской области отсутствуют объекты транспортной инфраструктуры, относящиеся к государственной собственности. Адаптация приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в целях их использования инвалидами и представителями других МГН осуществляется за счет средств муниципальных бюджетов либо внебюджетных средств инвесторов. Система целевых показателей (индикаторов) Программы представлена в приложении 2 к настоящей Программе. Раздел III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 10. Реализация Программы будет осуществляться в течение 2016 - 2020 годов. Отдельные этапы реализации Программы не выделяются. Реализация мероприятий Программы будет направлена на достижение результатов, оцениваемых по целевым показателям (индикаторам), указанным в приложении 2 к Программе. Соблюдение установленных сроков реализации Программы обеспечивается системой мероприятий Программы. Раздел IV. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ 11. Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, интеграцию инвалидов в общество. Структура перечня мероприятий Программы состоит из 3 разделов: 1) оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Раздел предусматривает осуществление мероприятия по проведению мониторинга состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН Челябинской области; 2) формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта в Челябинской области. Раздел предусматривает осуществление мероприятий, направленных на адаптацию зданий областных бюджетных, казенных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования (дошкольного образования, дополнительного образования), центров занятости, учреждений культуры, социальной защиты населения, физической культуры и спорта для доступа различных категорий инвалидов, в том числе инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках, инвалидов с опорно-двигательной патологией, инвалидов по зрению, по слуху, с ментальными нарушениями. Реализация данной задачи будет способствовать созданию условий для интеграции инвалидов в общество. Планируется осуществление ряда мероприятий, направленных на обеспечение доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, в том числе модернизация (дооборудование) подвижного состава общественного транспорта для инвалидов по зрению, по слуху, для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кроме того, планируется организация субтитрирования государственных телевизионных программ Челябинской области. За счет средств, выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации, в муниципальных общеобразовательных организациях будут создаваться условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа в здания образовательных организаций и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом; 3) формирование условий для повышения уровня просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми. Предусматривается осуществление следующих мероприятий: обеспечение сурдоаппаратурой специальных коррекционных образовательных организаций I и II видов; обеспечение тифлоаппаратурой специальных (коррекционных) образовательных организаций III и IV видов; организация обучения инвалидов управлению транспортными средствами, в том числе с ручным управлением; проведение сборов с целью обучения инвалидов навыкам передвижения на колясках активного типа и прогулочных креслах-колясках, а также подготовка инструкторов по обучению инвалидов; организация повышения квалификации специалистов, оказывающих услуги населению. Перечень мероприятий Программы предусматривает проведение областных соревнований среди детей-инвалидов с умственной отсталостью в рамках Специальной Олимпиады России, участие в российских и в международных соревнованиях детей-инвалидов с умственной отсталостью в рамках международного движения "Special Olympics" (транспортные расходы, организация мероприятий сборной команды Челябинской области), проведение областных, российских и международных соревнований среди детей-инвалидов, проведение областного фестиваля творчества инвалидов "Смотри на меня как на равного", проведение гастрольного тура лауреатов фестивалей "Грани творчества", проведение областного фестиваля творчества детей-инвалидов "Искорки надежды". Система и перечень мероприятий государственной программы представлены в приложении 1 к настоящей Программе.
V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
12. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов. Бюджетные средства для реализации Программы предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Челябинской области об областном бюджете на указанные цели на соответствующий финансовый год и плановый период. Средства, привлекаемые из федерального бюджета для реализации Программы, соответствуют бюджетным ассигнованиям, предусмотренным в федеральном законе о федеральном бюджете на указанные цели на соответствующий финансовый год и плановый период, а также в соглашениях, заключаемых ежегодно между федеральными органами исполнительной власти и Правительством Челябинской области, о предоставлении субсидии из федерального бюджета. Ресурсное обеспечение, объемы и структура финансирования Программы представлены в приложении 3 к настоящей Программе. 13. Общий объем средств, необходимых для финансирования Программы на 2016 - 2020 годы, составляет 83010,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 29679,3 тыс. рублей; 2017 год - 17039,1 тыс. рублей; 2018 год - 16292,2 тыс. рублей; 2019 год - 10000,0 тыс. рублей; 2020 год - 10000,0 тыс. рублей. Всего за счет средств федерального бюджета планируется направить на реализацию Программы на 2016 - 2020 годы 32910,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 19679,3 тыс. рублей; 2017 год - 6939,1 тыс. рублей; 2018 год - 6292,2 тыс. рублей; 2019 год - 0 тыс. рублей; 2020 год - 0 тыс. рублей, из них объем средств федерального бюджета: выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2016 году, - 17313,3 тыс. рублей; выделяемых Министерством спорта Российской Федерации в 2016 году, - 0 тыс. рублей; выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации в 2016 году, - 2366,0 тыс. рублей; выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2017 году, - 4573,1 тыс. рублей; выделяемых Министерством спорта Российской Федерации в 2017 году, - 0 тыс. рублей; выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации в 2017 году, - 2366,0 тыс. рублей; выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2018 году, - 1969,4 тыс. рублей; выделяемых Министерством спорта Российской Федерации в 2018 году, - 0 тыс. рублей; выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации в 2018 году, - 4322,8 тыс. рублей. Всего за счет средств областного бюджета планируется направить на реализацию Программы 50000,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 10000 тыс. рублей; 2017 год - 10000 тыс. рублей; 2018 год - 10000 тыс. рублей; 2019 год - 10000 тыс. рублей; 2020 год - 10000 тыс. рублей. Всего за счет средств местных бюджетов планируется направить на реализацию Программы 100,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 100,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей. Средства федерального бюджета, выделяемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы", на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу, предоставляются в виде субсидий бюджету Челябинской области при условии использования Челябинской областью собственных средств. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации. В 2016 и 2017 годах софинансирование областного бюджета составляло не менее 30 процентов общего объема финансирования, в 2018 году - не менее 19 процентов общего объема финансирования. 14. Бюджетные ассигнования осуществляются в размере не менее 10 процентов и не более 20 процентов на одну приоритетную сферу жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспорт, образование) инвалидов и других МГН от общего объема финансирования. 15. Программа разработана исходя из размера средств, предусмотренных в бюджете Челябинской области на указанные цели, однако мероприятия в сфере развития информации и связи для инвалидов осуществляются за счет текущего финансирования бюджетных, казенных учреждений, организаций различных форм собственности, а также за счет привлечения внебюджетных источников. На основании изложенного обеспечение финансирования в сфере информации и связи составляет менее 10 процентов. С 2016 года в Челябинской области будет проведена оптимизация системы здравоохранения, в связи с чем муниципальные объекты данной сферы станут финансироваться за счет средств областного бюджета, таким образом потребность в адаптации объектов здравоохранения возрастет. На этом основании средства федерального и областного бюджетов, предусмотренные в 2016 году сфере здравоохранения, запланированы в размере 22 процентов. Раздел VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ 16. Реализация мероприятий, предусмотренных пунктами 1, 3, 6, 9 раздела 2, пунктами 4 (в 2016 году), 10, 11, 12 раздела 3 приложения 1 к настоящей Программе, будет осуществляться путем предоставления субсидий областным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели в порядке, установленном Правительством Челябинской области, в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 17. Реализация пунктов 10 раздела 2 и пунктов 2, 3, 4 (в 2017 - 2020 годах), 7, 8, 9 раздела 3 приложения 1 к настоящей Программе осуществляется путем заключения государственных (муниципальных) контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Челябинской области в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". 18. Реализация мероприятий, предусмотренных пунктами 4, 8, 8-1 раздела 2 и пунктом 5, 6 раздела 3 приложения 1 к настоящей Программе, осуществляется в соответствии со сметами расходов областных казенных учреждений, утвержденными Министерством социальных отношений Челябинской области, Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области, Министерства культуры Челябинской области. 19. Реализация мероприятий, предусмотренных пунктом 7 раздела 2 приложения 1 к настоящей Программе, будет осуществляться путем предоставления субсидий местным бюджетам, условия предоставления и методика расчета которых установлены приложением 5 к настоящей Программе. 20. Реализация мероприятия, предусмотренного пунктом 14 раздела 2 приложения 1 к настоящей Программе, будет осуществляться путем предоставления субсидий местным бюджетам, условия предоставления и методика расчета которых установлены приложением 6 к настоящей Программе. 21. Реализация мероприятий, предусмотренных пунктом 2 раздела 2 приложения 1 к настоящей Программе, будет осуществляться путем предоставления субсидий местным бюджетам, условия предоставления и методика расчета которых установлены приложением 7 к настоящей Программе. 22. Реализация мероприятий, предусмотренных пунктом 5 раздела 2 приложения 1 к настоящей Программе, будет осуществляться путем предоставления субсидий местным бюджетам, условия предоставления и методика расчета которых установлены приложением 8 к настоящей Программе. 23. Предоставление субсидий органам местного самоуправления осуществляется на условиях софинансирования в соответствии с соглашением, заключаемым между исполнителями Программы и органом местного самоуправления. 24. Ответственным исполнителем Программы является Минсоцотношений. Минсоцотношений: 1) осуществляет текущее управление реализацией Программы; 2) ежегодно представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описание выполнения или информацию о невыполнении мероприятий; отчет об осуществлении расходов областного бюджета, местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета областному бюджету на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу; отчет о достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы; 3) ежегодно утверждает план реализации государственной программы на очередной финансовый год и на плановый период и направляет его в Министерство экономического развития Челябинской области; 4) подготавливает предложения с учетом сведений, полученных от соисполнителей Программы, по корректировке утвержденного плана реализации Программы и направляет их в Министерство экономического развития Челябинской области для получения заключения; 5) на постоянной основе, не реже одного раза в 10 рабочих дней, организует и осуществляет мониторинг исполнения плана реализации Программы; 6) ежеквартально (за исключением IV квартала), до 16 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в Министерство экономического развития Челябинской области информацию, необходимую для проведения мониторинга реализации Программы; 7) запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства экономического развития Челябинской области; 8) проводит оценку эффективности мероприятий, осуществляемых соисполнителями; 9) запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для подготовки отчетов; 10) подготавливает годовой отчет и представляет его в Министерство экономического развития Челябинской области до 1 марта года, следующего за отчетным; 11) организует размещение на своем официальном сайте в сети Интернет годового отчета. 25. Соисполнители Программы: 1) осуществляют реализацию мероприятий Программы, в отношении которых они являются соисполнителями; отвечают за качество их выполнения, эффективность расходования бюджетных средств, правильность предоставления отчетности о расходовании средств; 2) разрабатывают в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для реализации Программы; 3) получают и распределяют в установленном порядке федеральные, областные бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств; 4) осуществляют отбор исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по мероприятиям Программы в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; 5) несут ответственность за качественную и своевременную реализацию мероприятий Программы, обеспечивают эффективное использование средств федерального и областного бюджетов, выделяемых на их реализацию; 6) разрабатывают и корректируют плановые значения целевых индикаторов и показателей результативности для мониторинга и ежегодной оценки эффективности реализации Программы; 7) ежегодно в установленном порядке уточняют перечень мероприятий Программы на очередной финансовый год и расходы по мероприятиям Программы; 8) организуют размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы; 9) представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства экономического развития Челябинской области; 10) для подготовки отчетности в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляют ответственному исполнителю: ежеквартально, до 5 числа месяца (за исключением IV квартала), следующего за отчетным, информацию о ходе реализации Программы, использовании финансовых средств и достижении целевых показателей; ежегодно, до 10 января, доклад о ходе работ по выполнению Программы и отчеты по использованию финансовых средств и достижению целевых показателей; 11) для подготовки отчетности в Министерство экономического развития Челябинской области представляют ответственному исполнителю: ежеквартально, до 5 числа месяца (за исключением IV квартала), следующего за отчетным кварталом, информацию, необходимую для проведения мониторинга реализации Программы для представления отчета в Министерство экономического развития Челябинской области; ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, информацию, необходимую для подготовки годового отчета; 12) организуют размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы; 13) осуществляют иные полномочия. Организация исполнения мероприятий Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 26. Внесение изменений в перечень мероприятий Программы, сроки ее реализации, объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы осуществляется по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Реализация мероприятий Программы в муниципальных образованиях Челябинской области осуществляется за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных муниципальных программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов, в соответствии с соглашениями, заключенными между соисполнителями Программы и органом местного самоуправления, о предоставлении субсидий. Предоставление субсидий производится соисполнителями Программы исходя из сумм субсидий, предусмотренных в областном бюджете Челябинской области на соответствующий год на мероприятия Программы. 27. Отчет об использовании субсидии представляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) соисполнителям Программы нарастающим итогом с начала финансового года ежемесячно, в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. 28. Ответственность за нецелевое использование средств субсидий, достоверность сведений, представляемых соисполнителями Программы, несоблюдение сроков представления отчетности возлагается на органы местного самоуправления. В случае нецелевого использования субсидий, несоблюдения сроков представления отчетности ответственный исполнитель Программы вправе приостановить заявку на предоставление субсидии до устранения нарушений. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется в установленном законодательством порядке. В случае если муниципальным образованием, имеющим право на получение субсидии, не выполнены условия предоставления субсидий, средства, предусмотренные муниципальному образованию в текущем финансовом году, перераспределяются пропорционально между муниципальными образованиями, выполнившими условия предоставления субсидий. Раздел VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
29. Программа направлена на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Челябинской области. Важнейшим результатом реализации Программы является повышение доступности и качества социальных услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в том числе реабилитационных, что будет способствовать повышению уровня здоровья, качества и продолжительности жизни этой категории граждан. 30. Совокупность программных мероприятий при их полной реализации будет способствовать повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Челябинской области, доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов, а также социальной интеграции, организации информационно-методического и кадрового обеспечения системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Челябинской области. Проведение информационных и просветительских мероприятий направлено на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения в обществе к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН. 31. Комплекс целевых показателей (индикаторов) Программы отражает результаты деятельности соисполнителей Программы. Система целевых показателей (индикаторов) Программы, применяемая для оценки результатов достижения поставленной цели и задач Программы, а также значения целевых показателей (индикаторов) Программы представлены в приложении 2 к настоящей Программе. Раздел VIII. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 32. Финансово-экономическое обоснование представлено в приложении 4 к настоящей Программе. Раздел IX. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ 33. Методика оценки эффективности подпрограммы определяет принципы обоснования результативности и эффективности подпрограммы. Оценка эффективности реализации подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правительством Челябинской области. Оценка социально-экономических результатов программных мероприятий осуществляется с применением количественного метода, который заключается в проведении сравнительного анализа достигнутых значений целевых показателей по отношению к запланированным, при этом принимается во внимание оценка эффективности расходования бюджетных средств. 34. Комплекс целевых показателей (индикаторов) Программы отражает результаты деятельности соисполнителей Программы. Система целевых показателей (индикаторов) Программы, применяемая для оценки результатов достижения поставленной цели и задач Программы, а также значения целевых показателей (индикаторов) Программы представлены в приложении 2 к настоящей Программе. 35. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с ее реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов. Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться соисполнителями Программы по годам в течение всего срока действия Программы путем использования целевых показателей (индикаторов) и планируемых результатов реализации Программы, а также с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию Программы. 36. В результате реализации Программы ожидаются позитивные изменения значений показателей социально-экономического развития Челябинской области, характеризующих положение инвалидов, уровень и качество их жизни, повышение мобильности, трудовой занятости инвалидов, а также повышение культурного уровня и толерантности в обществе. Социальная эффективность Программы будет выражаться в снижении социальной напряженности в обществе за счет: увеличения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления; преодоления социальной изоляции и включения инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе за счет повышения уровня и качества важнейших реабилитационных услуг с увеличением позитивных результатов реабилитации, проведения совместных с другими гражданами мероприятий (в том числе досуговых, культурных, спортивных); повышения уровня и качества услуг, предоставляемых населению. Методика расчета значений целевых показателей (индикаторов) непосредственных результатов Программы и источники получения информации о данных показателях представлены в таблице 1. Таблица 1
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|