Расширенный поиск

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.09.2017 № 1032-П

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

28 сентября 2017 г.                                                                            № 1032-П

г. Салехард

 

 

Об основных направлениях долговой политики

Ямало-Ненецкого автономного округа на 2018 – 2020 годы

 

 

В соответствии с пунктом 2.3 Положения о разработке проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июня 2016 года № 591-П, в целях эффективного управления государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2018 – 2020 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа.

 

 

Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа

 

 

Д.Н. Кобылкин

 

 

 


УТВЕРЖДЕНЫ

 

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 28 сентября 2017 года № 1032-П

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

долговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа

на 2018 – 2020 годы

 

I. Общие положения

 

Основные направления долговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2018  2020 годы (далее – основные направления долговой политики, долговая политика, автономный округ) разработаны в соответствии с пунктом 2.3 Положения о разработке проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 24 июня 2016 года № 591-П, и сформированы с учетом преемственности целей и задач, заложенных в Основных направлениях государственной долговой политики Российской Федерации, а также на основе приоритетов, определенных:

- пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения решений Президента Российской Федерации по вопросам эффективности принятия мер по сокращению дефицитов региональных бюджетов и уровня долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации от 04 января 2017 года № Пр-32;

постановлением Правительства автономного округа от 27 декабря 2012 года № 1174-П "Об утверждении долгосрочной бюджетной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года»;

постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1134-П "Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Управление государственными финансами Ямало-Ненецкого автономного округа и создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014  2018 годы».

Основные направления долговой политики содержат описание целей, задач и приоритетов долговой политики автономного округа с учетом необходимости поддержания объема государственного долга автономного округа на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения автономным округом обязательств по его погашению и обслуживанию и позволяющем при этом решать неотложные задачи социально-экономического развития региона, а также по достижению целей, поставленных в посланиях и указах Президента Российской Федерации.

 

II. Итоги реализации долговой политики автономного округа

 

В предшествующем периоде долговая политика автономного округа была ориентирована на поддержание умеренной долговой нагрузки на окружной бюджет с поступательным снижением объема долговых обязательств автономного округа, а также расходов на его обслуживание.

В 2016 году в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование долговой политики автономного округа, произведена диверсификация государственного долга, а именно: банковские кредиты замещены ценными бумагами. В результате доля коммерческих кредитов в объеме долга снизилась с 83% до 19%, составив 6,5 млрд рублей, а доля государственных ценных бумаг составила 59%, или 20 млрд рублей.

Также результатом диверсификации государственного долга стало сокращение расходов на обслуживание государственного долга на 38% от первоначальных назначений, или на 1,7 млрд рублей.

В 2016 году были заключены государственные контракты на оказание услуг по предоставлению кредитов в рамках возобновляемой кредитной линии на 3 года, что дает право неоднократно привлекать денежные средства в окружной бюджет в пределах установленного срока и лимита задолженности по ставке, установленной контрактом, без проведения дополнительных аукционов. При этом ни в 2016 году, ни в истекшем периоде текущего года банковские кредиты в окружной бюджет не привлекались.

Вместе с тем впервые в 2016 году был использован механизм привлечения краткосрочного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемого за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета, который был своевременно погашен.

В целях сдерживания роста общего объема государственного долга Правительство автономного округа проводит сдержанную политику в отношении предоставления государственных гарантий автономного округа. В 2016 году была предоставлена государственная гарантия в объеме до 5 000 млн рублей без права регрессного требования к принципалу, в текущем году предоставление государственных гарантий законом об окружном бюджете не предусмотрено.

В конце 2016 года автономным округом успешно размещен облигационный займ объемом 20 млрд рублей. Данный выпуск был размещен после длительного перерыва и стал вторым в практике автономного округа. При этом спрос на облигации превысил предложение в 2,5 раза, а размещение облигационного займа автономного округа было удостоено 1 места в номинации «Сделка 2016 года» на ежегодной церемонии награждения в области инвестиций Investor Awards 2017, организованной Издательским домом «Рынок ценных бумаг».

Таким образом, к концу 2016 года основную долю (59%) в структуре государственного долга автономного округа занимали ценные бумаги, 19% пришлось на банковские кредиты, а государственные гарантии автономного округа составили 22%.

Государственный долг автономного округа по состоянию на 01 января 2017 года по сравнению с началом 2016 года снизился на 5,6% и составил 33,7 млрд рублей, или 25,9% от доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.

В текущем году работа по сокращению государственного долга автономного округа продолжена. В целях снижения долговой нагрузки на окружной бюджет в I квартале текущего года произведено досрочное погашение банковских кредитов на сумму 6,5 млрд рублей. Кроме того, принципалом досрочно исполнены обязательства, обеспеченные государственной гарантией автономного округа, в объеме 2,5 млрд рублей, в результате чего государственный долг региона сократился на 27,3% и составил на сегодняшний день 24,5 млрд рублей или 17,7% от собственных доходов бюджета, находясь на экономически безопасном уровне. Как видно из таблицы, к концу 2016 года все основные показатели долговой устойчивости автономного округа также находились на безопасном уровне.

 

Таблица

п/п

Показатель

2014

2015

2016

Пороговое значение, установленное Бюджетным кодексом Российской Федерации

Пороговое значение, рекомендуемое Министерством финансов Российской Федерации

1

2

3

4

5

6

7

1.

Отношение объема государственного долга автономного округа к общему объему доходов окружного бюджета без учета безвозмездных поступлений

38%

31%

26%

не более 100%

не более 50%

2.

Доля объема расходов на обслуживание государственного долга автономного округа в общем объеме расходов окружного бюджета

1%

2%

2%

не более 15%

не более 5%

 

III. Цели и задачи долговой политики автономного округа

 

Основной целью долговой политики автономного округа в среднесрочной перспективе является эффективное управление государственным долгом автономного округа, ориентированное на обеспечение сбалансированности окружного бюджета при сохранении высокой степени долговой устойчивости, а также необходимость исполнения долговых обязательств, независимо от влияния любых макроэкономических явлений и возможного ухудшения конъюнктуры на финансовом рынке.

Для эффективной реализации долговой политики автономного округа также необходимо достижение следующих целей:

- сохранение объема государственного долга автономного округа на экономически безопасном уровне посредством контроля за объемом государственного долга и расходами на его обслуживание;

- своевременное исполнение долговых обязательств автономного округа, а также обязательств по обслуживанию государственного долга в срок и в полном объеме;

- недопущение необоснованных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с потребностями окружного бюджета в привлечении заемных средств.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение следующих задач:

- поддерживать умеренную долговую нагрузку на окружной бюджет;

- осуществлять оценку потенциальных рисков, возникающих при предоставлении государственных гарантий автономного округа, а также ограничивать объем их предоставления;

- совершенствовать структуру государственного долга путем развития рыночных долговых инструментов при минимизации стоимости его обслуживания;

- соблюдать показатели и индикаторы, установленные государственной программой автономного округа «Управление государственными финансами Ямало-Ненецкого автономного округа и создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов муниципальных образований Ямало-Ненецком автономном округе на 2014  2018 годы»;

- повышать прозрачность управления государственным долгом и доступность информации о государственном долге.

Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики в 2018  2020 годах, являются:

- состояние финансового (долгового) рынка;

- влияние рисков ухудшения экономической ситуации в Российской Федерации и сохранения неустойчивости восстановления мировой экономики в среднесрочной перспективе на возможность рыночных заимствований в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на приемлемых условиях;

- уровень государственного долга автономного округа.

 

IV. Основные направления долговой политики

 

Долговая политика автономного округа является производной от бюджетной политики автономного округа, формируемой для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы автономного округа, а также развития экономики и социальной стабильности.

В рамках реализации бюджетной политики автономного округа необходимо продолжать реализацию мероприятий по обеспечению возможно минимального уровня дефицита окружного бюджета. Соответственно, в целях обеспечения сбалансированности окружного бюджета в среднесрочном периоде планируется планомерно и последовательно реализовывать мероприятия, направленные на увеличение поступления доходов, оптимизацию расходов окружного бюджета и сокращение государственного долга автономного округа.

В 2018  2020 годах основным источником финансирования дефицита бюджета автономного округа будут являться государственные заимствования. Заемные средства планируется привлекать в виде эмиссии государственных ценных бумаг автономного округа и кредитов банков. В целях формирования структуры государственного долга с низким уровнем риска на постоянной основе будет осуществляться мониторинг состояния долгового рынка.

Приоритетным направлением в осуществлении государственных заимствований в планируемом периоде станет выпуск средне- и долгосрочных государственных ценных бумаг.

Также в 2018  2020 годах продолжится активное взаимодействие с Управлением Федерального казначейства по автономному округу по вопросам получения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации. Данный инструмент, несмотря на его краткосрочность, является хорошей альтернативой поддержания ликвидности окружного бюджета в случае возникновения временных кассовых разрывов в течение финансового года.

Недопущению роста расходов на обслуживание государственного долга также будет способствовать применение механизма привлечения временно свободных остатков средств государственных бюджетных и автономных учреждений автономного округа в соответствии с действующим законодательством.

Обязательства автономного округа по обслуживанию государственного долга автономного округа в 2018  2020 годах будут определяться на основании действующих долговых обязательств, прогнозного уровня доходности государственных облигаций автономного округа и прогнозной стоимости кредитных ресурсов.

В целях сдерживания роста общего объема государственного долга необходимо продолжать проведение консервативной политики в отношении предоставления государственных гарантий автономного округа. Временный мораторий на предоставление государственных гарантий автономного округа позволит минимизировать бюджетные риски, связанные с возможным отвлечением бюджетных средств от решения первостепенных социально-экономических задач автономного округа.

В среднесрочной перспективе необходимо пересмотреть систему показателей долговой устойчивости автономного округа, исходя из планируемых к принятию изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации.

 

V. Анализ рисков для окружного бюджета, возникающих

в процессе управления государственным долгом

автономного округа

 

Важное место в достижении целей долговой политики автономного округа занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации.

В автономном округе действует Порядок управления государственным долгом автономного округа, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 09 декабря 2010 года № 437-П. Подходы, заложенные в данном Порядке, позволяют минимизировать бюджетные риски на стадии планирования и привлечения новых заимствований путем выбора таких инструментов, для которых данные риски отсутствуют либо минимальны.

В настоящее время в процессе управления государственным долгом автономного округа возможно появление следующих рисков для окружного бюджета:

- риск процентной ставки – вероятность неблагоприятного для автономного округа изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;

- риск рефинансирования – вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств;

- риск ликвидности – отсутствие в окружном бюджете средств для полного исполнения обязательств в срок, в том числе недостаток денежных средств для своевременных долговых платежей;

- риск наступления гарантийного случая – неплатежи принципалов по обязательствам, которые были гарантированы Правительством автономного округа.


Информация по документу
Читайте также