Расширенный поиск

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 № 1134-П

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

         25 декабря 2013 г.                                                                    № 1134-П

г. Салехард

 

 

Об утверждении государственной программы

Ямало-Ненецкого автономного округа «Управление государственными финансами Ямало-Ненецкого автономного округа и создание условий

для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе

 на 2014 – 2016 годы»

 

 

В целях реализации исполнения расходных обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа на основе долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ямало-Ненецкого автономного округа, оптимального уровня налоговой и долговой нагрузки, создания финансовых резервов, повышения качества управления муниципальными финансами в Ямало-Ненецком автономном округе, повышения эффективности использования бюджетных средств Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа «Управление государственными финансами Ямало-Ненецкого автономного округа и создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014 – 2016 годы».

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.

 

 

Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа                                         Д.Н. Кобылкин

 

 

 


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 25 декабря 2013 года № 1134-П

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Ямало-Ненецкого автономного округа «Управление государственными финансами Ямало-Ненецкого автономного округа и создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов муниципальных образований

в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014 – 2016 годы»

 

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Ответственный исполнитель Государственной программы

департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа

 

Соисполнители Государственной программы

нет

Цели Государственной программы

1. Обеспечение исполнения расходных обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа на основе долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ямало-Ненецкого автономного округа, оптимального уровня налоговой и долговой нагрузки, создания финансовых резервов, а также повышения эффективности использования бюджетных средств.

2. Обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе и повышения качества управления муниципальными финансами в Ямало-Ненецком автономном округе

Задачи Государственной программы

1. Организовать качественный бюджетный процесс, включающий стадии планирования, исполнения, формирования отчетности и контроля.

2. Проводить взвешенную и предсказуемую бюджетную и налоговую политику.

3. Обеспечить доступность информации по рассмотрению, утверждению и исполнению окружного бюджета.

4. Обеспечить эффективность управления государственным долгом.

5. Совершенствовать системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы в Ямало-Ненецком автономном округе.

6. Сократить дифференциацию муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе в уровне их бюджетной обеспеченности, сбалансированности местных бюджетов.

7. Повысить эффективность управления муниципальными финансами в Ямало-Ненецком автономном округе

Сроки реализации Государственной программы

в силу постоянного характера решаемых в рамках Государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа задач, выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.

государственная программа реализуется на постоянной основе с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года, без выделения этапов

Показатели Государственной программы

 

1. Доля просроченной кредиторской задолженности окружного бюджета в общем объеме расходов окружного бюджета, % (соблюдение ограничения).

2. Рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа по качеству управления региональными финансами (по оценке Минфина России).

3. Кредитный рейтинг по национальной шкале, присвоенный обязательствам Ямало-Ненецкого автономного округа (по оценке международного рейтингового агентства «Standard&Poor`s»).

4. Доля расходов окружного бюджета, формируемых в рамках целевых программ, %  расходов (за вычетом субвенций из федерального бюджета)  (соблюдение ограничения).

5. Отношение уровня расчетной бюджетной обеспеченности наименее обеспеченного муниципального района (городского округа) к уровню средней расчетной бюджетной обеспеченности после ее выравнивания.

6. Доля муниципальных районов (городских округов), имеющих надлежащее качество организации и осуществления бюджетного процесса (I степень)

Программно-целевые инструменты Государственной программы

в рамках Государственной программы не предусмотрена реализация ведомственных целевых программ

Подпрограммы

1. Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса.

2. Управление государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа.

3. Совершенствование системы межбюджетного регулирования, поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов и повышение качества управления муниципальными финансами в Ямало-Ненецком автономном округе.

4. Обеспечение реализации Государственной программы

Ресурсное обеспечение Государственной программы

Общий объём финансирования (за счёт средств окружного бюджета) – 55 986 056 тыс. руб.

Объём финансирования Государственной программы, утверждённый законом об окружном бюджете – 55 986 056 тыс. руб.

2014 год реализации Государственной программы

19 972 544 тыс. руб.

2015 год реализации Государственной программы

18 006 756 тыс. руб.

2016 год реализации Государственной программы

18 006 756 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации  Государственной программы

1. Создание стабильных финансовых условий для устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни.

2. Создание условий для повышения эффективности финансового управления в целях обеспечения потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличения их доступности и качества.

3. Закрепление программно-целевого принципа управления расходами Ямало-Ненецкого автономного округа.

4. Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

5. Снижение зависимости местных бюджетов в Ямало-Ненецком автономном округе от межбюджетных трансфертов из окружного бюджета и повышение самостоятельности органов местного самоуправления.

6. Сокращение уровня (недопущение возникновения) просроченной кредиторской задолженности.

7. Развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом на местном уровне.

8. Рост качества управления муниципальными финансами и сокращение нарушений бюджетного законодательства

 

I. Характеристика

текущего состояния сферы управления государственными финансами Ямало-Ненецкого автономного округа

 

Государственная программа разработана в целях формирования единой государственной бюджетной политики, необходимой для устойчивого развития экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) и функционирования бюджетной системы.

Государственная программа разработана во исполнение:

постановления Правительства автономного округа от 15 ноября 2013 года № 960-П «О Государственных программах Ямало-Ненецкого автономного округа»;

Закона  автономного  округа  от  27  апреля  2011 года № 49-ЗАО «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа».

Государственная программа разработана во взаимосвязи со следующими документами в области стратегического и финансового планирования:

- распоряжением Правительства Российской  Федерации от  17  ноября 2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

Законом  автономного  округа  от  24  декабря  2012  года  № 148-ЗАО «О Программе социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы»;

- Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства  Российской  Федерации  от 30  июня  2010  года № 1101-р;

постановлением   Правительства   автономного   округа  от 27 декабря 2010 года № 548-П «О Программе Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа по повышению эффективности бюджетных расходов Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2012 года»;

постановлением Правительства  автономного  округа  от  27  декабря 2012 года № 1174-П «Об утверждении долгосрочной бюджетной стратегией Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года»;

- бюджетными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному собранию о бюджетной политике;

- докладами о результатах и основных направлениях деятельности департамента финансов автономного округа;

- основными направлениями бюджетной и налоговой политики автономного округа утвержденными постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 сентября 2012 года № 739-П «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 – 2015 годы»;

- распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от 04  марта  2013 года № 293-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами»;

- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03 декабря 2010 года № 552 «О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами».

Государственная программа направлена на регулирование бюджетной и долговой сферы, основным потребителем услуг которой выступает автономный округ в целом.

Ответственным исполнителем Государственной программы является департамент финансов автономного округа. Департамент финансов автономного округа является центральным исполнительным органом государственной власти округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере выработки, проведения единой бюджетной и налоговой политики в автономном округе. Департамент финансов автономного округа осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства автономного округа от 24 июня 2010 года № 84-П «О департаменте финансов Ямало-Ненецкого автономного округа».

Безусловное выполнение принятых расходных обязательств, долгосрочная сбалансированность окружного бюджета, эффективное управление государственным долгом автономного округа и соблюдение бюджетного законодательства являются основными показателями качества состояния и перспектив развития бюджетной системы автономного округа.

Устойчивость системы государственных финансов автономного округа имеет ключевое значение в модернизации экономики автономного округа, создании условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития и улучшения инвестиционного климата в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года № 839.

Процесс реформирования системы управления государственными финансами автономного округа в последние годы осуществлялся в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. Осуществлялись последовательные меры по реформированию бюджетного процесса в целях совершенствования системы управления региональными финансами, повышения эффективности бюджетных расходов. В целях перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты, были внедрены такие инструменты, как доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, обоснования бюджетных ассигнований, долгосрочные и ведомственные целевые программы, формирование государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Первым крупным межведомственным проектом по внедрению инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, была система докладов об основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования автономного округа, сформированная в соответствии с постановлением  Правительства  автономного  округа  от 31 июля  2008  года № 405-А «Об основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Ямало-Ненецкого автономного округа с использованием программно-целевых методов бюджетного планирования и мерах по повышению результативности бюджетных расходов

»

. Доклады были сформированы всеми исполнительными органами государственной власти автономного округа, ежегодно проводилась оценка эффективности их реализации. Данный документ призван обеспечить информацией, необходимой для составления проекта окружного бюджета, исходя из наиболее эффективного использования бюджетных средств для достижения планируемых результатов проведения государственной политики в целом и в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа. Однако, в результате внедрения данного инструмента стало понятно, что для построения надежного программно-целевого механизма, целеполагание и определение необходимых объемов финансирования должно основываться не на ведомственной структуре, а на целях и задачах Стратегии социально-экономического развития автономного округа.

Следующим крупным проектом в сфере внедрения программного бюджетирования была Программа Правительства автономного округа по повышению эффективности бюджетных расходов автономного округа на период до 2012 года, утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 27 декабря 2010 года № 548-П (далее – Программа повышения эффективности бюджетных расходов), которая предусматривала реализацию мер по созданию резервного фонда автономного округа, совершенствованию системы прогнозирования доходов окружного бюджета, повышению эффективности управления имуществом, сокращению расходов на аппарат управления, совершенствованию правового положения государственных учреждений. В ходе реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов были также заложены основы для перехода к программному бюджету, усовершенствованы механизмы финансового контроля, государственных закупок, обеспечена информационная составляющая управления общественными финансами. С помощью указанных мер удалось не только существенно повысить эффективность и результативность работы органов государственной власти автономного округа, но и создать условия для улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в регионе.

Также в целях повышения эффективности расходов окружного бюджета был принят приказ департамента финансов автономного округа от 30 декабря 2011 года № 127 «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств окружного бюджета». Основными целями проведения указанного мониторинга являются стимулирование главных администраторов средств окружного бюджета к повышению качества управления финансами на стадии планирования и исполнения окружного бюджета и формирования отчетности. Мониторинг направлен на анализ и оценку совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих такие элементы бюджетного процесса, как среднесрочное финансовое планирование, исполнение бюджета, составление отчетности, финансовый контроль, исполнение судебных актов, кадровый потенциал финансовых подразделений главных распорядителей бюджетных средств и управление активами.

Указанный мониторинг позволяет выявить не только положительные стороны практики финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств, но и имеющиеся у них недостатки, определить факторы, негативно влияющие на качество финансового менеджмента. В целом, такой мониторинг на практике зарекомендовал себя как действенный инструмент совершенствования финансовой деятельности главных распорядителей бюджетных средств, оказания им методологической и практической помощи и выработки рекомендаций по результатам его применения. Использование данного инструмента стало одним из факторов, способствовавших отнесению автономного округа Минфином России к первой (наиболее высокой) группе по качеству финансового менеджмента.

Принятые в последние годы на федеральном и региональном уровнях стратегические документы определяют задачи и создают все предпосылки для перехода на программно-целевой принцип организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, разработки и принятия программных бюджетов и внедрения соответствующих инструментов достижения установленных вышеуказанными документами целей.

Главная задача программно-целевого принципа заключается в том, чтобы переориентировать бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета к управлению результатами за счет расширения полномочий и повышения ответственности участников бюджетного процесса в условиях четких планов на среднесрочную перспективу. Для этого необходимо, чтобы механизмы реализации социально-экономической политики автономного округа имели надежное, точно просчитанное финансовое обеспечение. Должны быть четко определены объемы финансовых ресурсов, необходимых для достижения конкретных количественно определенных целей государственной социально-экономической политики.

В настоящее время (по состоянию на середину 2013 года) в автономном округе сформирована необходимая нормативная правовая база внедрения программно-целевого бюджетирования, которая представлена следующими документами:

1) Законом автономного округа от 27 апреля 2011 года № 49-ЗАО «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа»;

2) постановлением Правительства автономного округа от 15 ноября 2013 года № 960-П «О Государственных программах Ямало-Ненецкого автономного округа»;

3) распоряжением Правительства автономного округа от 16 августа 2012 года № 511-РП «Об утверждении перечня государственных программ Ямало-Ненецкого автономного округа»;

4) постановлением Правительства автономного округа от 27 декабря 2012 года № 1174-П «Об утверждении долгосрочной бюджетной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года».

В соответствии с задачами, поставленными Программой повышения эффективности бюджетных расходов, а также Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», Правительством автономного округа в 2012 году утверждена Долгосрочная бюджетная стратегия автономного округа до 2030 года (далее – Бюджетная стратегия).

Целью Бюджетной стратегии является обеспечение предсказуемости реакции бюджетной системы автономного округа на внешние и внутренние макроэкономические вызовы и возможности, которые могут возникать вследствие реализации различных сценариев развития российской и мировой экономики, в том числе, за счет определения превентивного применения необходимых мер при негативном воздействии внешних экономических факторов, а также обеспечения связи между долгосрочными целями государственных программ автономного округа, конкретными индикаторами их выполнения и бюджетными проектировками на среднесрочный период.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, в сфере управления государственными (общественными) финансами автономного округа в настоящее время сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:

1) недостаточная связь бюджетного и стратегического планирования, в частности:

- недостатки системы стратегического планирования и, соответственно, увязки между стратегическим и бюджетным планированием, включая ограниченность практики планирования и применения всего набора инструментов (бюджетных, налоговых и др.) и нормативного регулирования для достижения целей государственной политики;

- незавершенность формирования и ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей государственной (муниципальной) политики и основы для бюджетного планирования государственных (муниципальных) программ;

2) отсутствие долгосрочной сбалансированности консолидированного, окружного и местных бюджетов;

3) нестабильность доходной базы окружного и местных бюджетов;

4) отсутствие стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе:

- сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;

- отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений;

- обособленность планирования текущих и инвестиционных бюджетных расходов, размывающая ответственность за достижение результатов государственной политики;

5) отставание системы финансового контроля от современных требований;

6) разрозненность и фрагментарность информационных систем, используемых для целей государственного и муниципального управления, в том числе в сфере управления государственными (общественными) финансами;

7) недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора государственного управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.

Основными направлениями решения представленных проблем в сфере управления государственными финансами автономного округа являются:

 

п/п

Проблемы

Пути их решения

1

2

3

1.

Недостаточная связь бюджетного и стратегического планирования

- разработка государственных программ автономного округа;

- построение программного бюджета;

- разработка методологии формирования «потолков» расходов, обеспечивающих предсказуемость финансовых ресурсов для ответственных исполнителей государственных программ и мотивирующих к совершенствованию механизмов приоритезации расходов внутри отраслей

2.

Отсутствие долгосрочной сбалансированности консолидированного, окружного и местных бюджетов

- совершенствование правил формирования и использования средств резервного фонда автономного округа;

- проведение консервативной политики управления государственным долгом автономного округа;

- создание механизмов, позволяющих оперативно оптимизировать расходные обязательства автономного округа в случае необходимости

3.

Нестабильность доходной базы окружного и местных бюджетов

- проведение консервативной политики прогнозирования доходов окружного бюджета;

- повышение точности прогнозирования доходов;

- стимулирование инвестиционной и инновационной активности;

- оптимизация  налоговых льгот;

- развитие малого и среднего бизнеса как основы долгосрочной и стабильной налоговой базы

4.

Отсутствие стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов

- внедрение программно-целевого принципа управления расходами;

- недопустимость принятия новых расходных обязательств автономного округа  без оценки финансовых последствий;

- конкурсное распределение бюджета принимаемых обязательств;

- совершенствование системы финансового обеспечения оказания государственных услуг (выполнения работ)

5.

Отставание системы финансового контроля от современных требований

- развитие механизмов внутриведомственного финансового контроля;

- использование методов аудита эффективности наряду с аудитом законности и финансовым аудитом;

- разграничения полномочий органов государственного (муниципального) внешнего и внутреннего финансового контроля

6.

Разрозненность и фрагментарность информационных систем

- развитие единой системы «Электронный бюджет»

7.

Недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора государственного управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств

- прозрачность и открытость бюджетного процесса, предполагающие общедоступность информации о бюджетных расходах и системе целей и результатов государственной политики, их понятность для граждан и полезность для осуществления общественного контроля;

- проведение  опросов населения

 

II. Перечень

мероприятий Государственной программы

 

 

п/п

Наименование ответственных исполнителей (соисполнителей) Государственной программы, подпрограмм, ведомственных целевых программ

Объемы финансирования (тыс. руб.)

всего

2014 год

2015 год

2016 год

1

2

3

4

5

6

Государственная программа (всего)

55 986 056

19 972 544

18 006 756

18 006 756

Ответственный исполнитель (всего)

55 986 056

19 972 544

18 006 756

18 006 756

Подведомственное государственное учреждение (по виду субсидии) (всего)

0

0

0

0

Соисполнитель (всего)

0

0

0

0

Подведомственное государственное учреждение (по виду субсидии) (всего)

0

0

0

0

1.

Подпрограмма 1 «Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса»

123 013

123 013

0

0

Ответственный исполнитель (всего)

123 013

123 013

0

0

Подведомственное государственное учреждение (по виду субсидии) (всего)

0

0

0

0

Соисполнитель (всего)

0

0

0

0

Подведомственное государственное учреждение (по виду субсидии) (всего)

0

0

0

0

2.

Подпрограмма 2 «Управление государственным долгом автономного округа»

11 100 000

3 700 000

3 700 000

3 700 000

Ответственный исполнитель (всего)

11 100 000

3 700 000

3 700 000

3 700 000

Подведомственное государственное учреждение (по виду субсидии) (всего)

0

0

0

0

Соисполнитель (всего)

0

0

0

0

Подведомственное государственное учреждение (по виду субсидии) (всего)

0

0

0

0

3.

Подпрограмма 3 «Совершенствование системы межбюджетного регулирования, поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов и повышение качества управления муниципальными финансами в автономном округе»

43 368 928

15 684 826

13 842 051

13 842 051

Ответственный исполнитель (всего)

43 368 928

15 684 826

13 842 051

13 842 051

Подведомственное государственное учреждение (по виду субсидии) (всего)

0

0

0

0

Соисполнитель (всего)

0

0

0

0

Подведомственное государственное учреждение (по виду субсидии) (всего)

0

0

0

0

4.

Подпрограмма 4. «Обеспечение реализации Государственной программы»

1 394 115

464 705

464 705

464 705

Ответственный исполнитель (всего)

1 394 115

464 705

464 705

464 705

Подведомственное государственное учреждение (по виду субсидии) (всего)

0

0

0

0

Соисполнитель (всего)

0

0

0

0

Подведомственное государственное учреждение (по виду субсидии) (всего)

0

0

0

0


Информация по документу
Читайте также