Расширенный поиск
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 № 1096-П
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ 25 декабря 2013 г. № 1096-П г. Салехард Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкогоавтономного округа «Развитие научной, научно-техническойи инновационной деятельности на 2014 – 2020 годы» В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2014 – 2020 годы».2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа Мажарова А.В. Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1096-П ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2014 – 2020 годы» ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
I. Характеристика текущего состояния сферы науки, научно-технической и инновационной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (далее – автономный округ, Стратегия) предусматривает реализацию активного (инновационного) сценария развития региона. Реализация данного сценария невозможна без интенсивного развития сферы генерации новых знания, развитии механизмов внедрения их в отрасли экономики и социальной сферы. Ямал является арктическим регионом. Совокупность объективных факторов: географическое положение, природно-ресурсный и промышленный потенциал, бюджетная обеспеченность, развитая инфраструктура, культурно-историческое наследие – позволяют региону претендовать на лидерство в Арктической зоне Российской Федерации, становления его международным форпостом развития в Арктике. Лидерство в Арктике требует веских доказательств успехов и преимуществ региона в освоении высоких широт планеты, как например, в технологиях обеспечения безопасной жизнедеятельности населения, сохранении традиционных культур, охране окружающей среды, сохранении биоразнообразия, разработке и использовании специализированных (арктических) технологий в производстве, транспорте, энергетике. Достижение данных позиций невозможно без системного изучения всех сторон жизни в Арктике и внедрения инновационных, адаптированных к Арктике технологий. В то же время подавляющая часть экономики региона состоит из двух устаревших технологических укладов: добывающей промышленности и традиционного образа жизни. При этом в автономном округе практически не находят применение современные технологические уклады, без внедрения которых невозможно реализовать инновационный сценарий Стратегии. Природно-ресурсный потенциал позволяет экономике региона в обозримом будущем получать доходы от использования природной ренты, необходимые для модернизации и инновационного обновления региона. Сложившийся экономический уклад и сложная экономическая ситуация в мировой экономике, привязанность региона к сырьевому сектору, ухудшение экологии, изменение климата, проблемы в области обеспечения продовольственной безопасности, отсталость технологической базы и высокие издержки по созданию инфраструктурных отраслей экономики и стоимости их услуг, недостаток высококвалифицированных специалистов по ряду отраслей экономики, неразвитость инновационной деятельности в бюджетных отраслях, неразвитость и низкий уровень жизни населения сельских поселений являются ключевыми вызовами и угрозами инновационного развития экономики и социальной сферы автономного округа. Основной угрозой является привязанность региона к сырьевому сектору. Снижение спроса и цен на углеводородную продукцию автономного округа приведет к сокращению доходов и расходов бюджетной системы автономного округа и, как следствие, к снижению темпов социальной модернизации и инновационного развития экономики. Указанные угрозы и вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок, включая экологически чистую энергетику, новые технологии в сельском хозяйстве, внедрение инновационных технологий в инфраструктурных отраслях. В то же время Ямал располагает крайне незначительным научным потенциалом. Количество организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, в автономном округе весьма ограничено и не может обеспечить научно-техническую поддержку Стратегии. Необходимо резкое увеличение количества квалифицированных исследователей по техническим, естественно-научным, общественным наукам, а также ряду направлений гуманитарных специальностей. Для понимания отставания автономного округа от других регионов Западной Сибири в таблице 1 приведены статистические показатели научно-инновационного развития трех субъектов Российской Федерации, входящих в Тюменскую область, в 2012 году. Таблица 1
Источник: Ямалстат При этом в регионе имеются точки роста для развития научного потенциала в сфере медицинских, сельскохозяйственных, биологических и гуманитарных (этнология, археология, история) наук. Существующие учреждения располагают рядом высококвалифицированных исследователей. Можно ожидать, что эти организации окажутся способными стать основой для подготовки новых научных кадров. Финансирование научных исследований и разработок на территории автономного округа остается крайне недостаточным. Основным источником финансирования является окружной бюджет, доля федерального финансирования науки незначительна. Финансирование исследований и разработок за счет средств частных организаций имеет неустойчивый характер. Внедрение инноваций в общественном секторе и социальной сфере, ответственность за развитие которых возложена на государство и муниципалитеты, недостаточно и преимущественно ограничивается сферой информационных технологий и образования. Без инновационного развития остаются сферы здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищного строительства, транспорта, коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и туризма. Предпринятые в предыдущие годы действия исполнительных органов государственной власти автономного округа создают предпосылки для реализации в автономном округе инновационного сценария социально-экономического развития. В то же время объемы финансирования не позволили совершить качественные изменения в научной и инновационной сфере автономного округа. Выход на устойчивое движение по инновационному пути развития требует решения ряда проблем, негативно влияющих на инновационный климат, а именно: - несовершенство государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности; - низкий спрос на инновации в экономике, в том числе в государственном и муниципальном секторах экономики; - отсутствие функционально полной инфраструктуры развития и государственной поддержки инновационной деятельности; - неразвитость сектора исследований и разработок, отсутствие образовательных организаций высшего образования. Диверсификация экономики автономного округа недостаточно обеспечена развитием новых, нетрадиционных отраслей экономической деятельности. В то же время созданы условия для реализации ряда новаторских проектов, которые объединены в инвестиционную стратегию автономного округа. В части развития инвестиционной и инновационной деятельности недостаточно эффективными оказались и такие ключевые общие направления социально-экономической политики, как создание благоприятного инвестиционного климата и борьба с коррупцией, а также политика в сфере развития конкуренции. Одним из важнейших с точки зрения инновационного развития конкурентных преимуществ является человеческий капитал. В то же время в регионе сохраняются проблемы по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях профессионального образования, а также проблемы по возвращению молодых специалистов в автономный округ и их трудоустройства. Кроме качества образования значительную роль для будущего развития играют и формируемые у человека жизненные установки и модели поведения. Ключевые для современного мира личностные качества – мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска, в целом развиты недостаточно. В автономном округе не развита система государственно-частного партнерства. Существующая система государственных закупок пока скорее препятствует доступу инновационной продукции в систему государственного заказа, чем стимулирует его. Отдельной проблемой является неприспособленность системы государственной статистики к целям управления научным и инновационным развитием. Статистические данные, отражающие ключевые параметры научного и инновационного развития, становятся доступными с существенным опозданием. Структура статистических показателей не вполне соответствует задачам текущего дня. Признание науки и инноваций важным инструментом государственной политики пока в недостаточной степени отражается в структуре бюджетных расходов. Прямые расходы на научное и инновационное развитие в 2010 году составили 1,8% расходов окружного бюджета, а к 2013 году они уменьшились до 1%. При сложившейся динамике бюджетных расходов на науку и инновации объем их будет недостаточен для реализации активного (инновационного) пути развития автономного округа. Эти тенденции определяют необходимость приоритезации и корректировки проводившейся до настоящего времени политики в сфере науки и инноваций, смещения акцентов на решение критических для развития автономного округа проблем. Стремление автономного округа к инновационному лидерству определяет задачу стремительного наращивания инновационного потенциала. В первую очередь необходимо сформировать инфраструктуру для генерации знаний, трансферта технологий, поддержки внедрения инновационных проектов, а также подготовки квалифицированных кадров. Основным элементом такой инфраструктуры должен стать Арктический научно-инновационный комплекс и его региональная инфраструктура. Арктический научно-инновационный комплекс будет представлять собой базовый полигон для разработки и апробации в арктических условиях передовых технологических решений, способных обеспечить Российской Федераций мировое лидерство уже в среднесрочной перспективе. В Арктический научно-инновационный комплекс войдут: - Научный центр изучения Арктики; - Межрегиональный экспедиционный центр «Арктика» ; - Арктическая научная лаборатория высокоширотных исследований; - Арктический научно-образовательный центр; - Государственный научный фонд автономного округа; - инновационно-технологические центры (технопарки, промышленные парки, бизнес инкубаторы) в городах автономного округа. Изменение тенденций негативного развития ситуации в научной и инновационной сфере автономного округа представляется принципиально возможным и практически осуществимым. Данное обстоятельство формирует цели, задачи и показатели настоящей Государственной программы, определяет перечень мероприятий, направленных на их достижение. Государственная программа составлена с учетом направлений и показателей государственной политики в области науки, подготовки высококвалифицированных специалистов и требований инновационной экономики, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Государственная программа в соответствии с Уставом (Основным законом) автономного округа, Законом автономного округа от 25 сентября 2009 года № 75-ЗАО «О реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа государственной научно-технической политики», Законом автономного округа от 27 апреля 2011 года № 34-ЗАО «О развитии инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе» призвана обеспечивать научное и инновационное развитие экономики автономного округа для достижения целей, установленных Стратегией. Выполнению поставленных в Государственной программе задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием факторов внутренней и внешней среды: - изменение федерального и регионального законодательства; - изменения в распределении полномочий между федеральными и региональными властями, исполнительными органами государственной власти автономного округа; - уменьшения объемов финансирования Государственной программы; - природные и техногенные катастрофы. Возможные механизмы минимизации рисков: - привлечение внешних консультантов (экспертов) для принятия решений по приоритезации мероприятий Государственной программы; - финансирование мероприятий Государственной программы в полном объеме в соответствии с заявляемой потребностью в финансовых ресурсах. Текущий контроль и управление Государственной программой осуществляет департамент по науке и инновациям автономного округа постоянно в течение всего периода реализации Государственной программы путем мониторинга и анализа промежуточных результатов. Оценка социально-экономической эффективности реализации Государственной программы проводится ежегодно путем сравнения текущих значений основных целевых показателей с установленными Государственной программой значениями. Департамент по науке и инновациям автономного округа с учетом объема финансовых средств, ежегодно выделяемых на реализацию Государственной программы, уточняет целевые показатели, перечень мероприятий и объем их финансирования, состав соисполнителей. В необходимых случаях департамент по науке и инновациям автономного округа готовит предложения о корректировке перечня мероприятий и средств на их реализацию для утверждения в установленном порядке. II. Перечень мероприятий Государственной программы Цели Государственной программы: 1) развитие научной и научно-технической деятельности; 2) развитие инновационной деятельности. Достижение поставленных целей осуществляется путем решения следующих задач: 1) создание в автономном округе Арктического научно-инновационного комплекса; 2) повышение роли науки и научно-технической деятельности в социально-экономическом развитии автономного округа; 3) ускоренное развитие приоритетных направлений науки; 4) развитие новых, нетрадиционных отраслей экономики; 5) организация предоставления мер государственной поддержки инновационной деятельности; 6) кадровое, информационное, нормативно-правовое, документационное и финансовое обеспечение деятельности ответственного исполнителя Государственной программы. Мероприятия, нацеленные на достижение задач, связанных с созданием в автономном округе Арктического научно-инновационного комплекса, повышением роли науки и научно-технической деятельности в социально-экономическом развитии автономного округа, включены в Подпрограмму 1 «Развитие научной и научно-технической деятельности». Ускоренное развитие приоритетных направлений науки предполагает развитие научных направлений, по которым у автономного округа есть существенный научный задел, которые представляют интерес в плане геополитического позиционирования Ямала и включены в перечень приоритетных направлений реализации на территории автономного округа государственной научно-технической политики. Цель частично достигается Подпрограммой 2 «Развитие научной деятельности в области археологии». Достижение задач, связанных с развитием новых, нетрадиционных отраслей экономики и организацией предоставления мер государственной поддержки инновационной деятельности, предусмотрено Подпрограммой 3 «Развитие инновационной деятельности». Исполнение Подпрограммы 3 позволит создать благоприятные условий для развития инновационной деятельности в автономном округе, развития и обеспечения деятельности инновационной инфраструктуры, оказать реальное содействие в реализации на территории автономного округа инвестиционных и инновационных проектов, внедрению новаторских технологий. Подпрограмма 4 «Обеспечение реализации Государственной программы» предусматривает кадровое, информационное, нормативно-правовое, документационное и финансовое обеспечение деятельности ответственного исполнителя Государственной программы. Реализация Государственной программы осуществляется посредством выполнения перечня программных мероприятий согласно приложению № 1 к настоящей Государственной программе. Источником финансирования мероприятий Государственной программы являются средства окружного бюджета. Реализация мероприятий Государственной программы может осуществляться с привлечением федеральных средств и внебюджетных источников финансирования. III. Перечень показателей Государственной программы Сведения о показателях Государственной программы и входящих в неё подпрограмм с распределением плановых значений по годам её реализации приведены в приложении № 2 к настоящей Государственной программе. Методика по расчёту показателей Государственной программы
IV. Условия предоставления и методика расчета субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих Государственной программе Предоставление субсидий местным бюджетам предполагается в рамках Подпрограммы 3. V. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы По результатам реализации Государственной программы: 1) увеличение к 2020 году внутренних затрат на исследования и разработки в 2 раза по отношению к 2011 году; 2) повышение к 2018 году средней заработной платы научных сотрудников государственных учреждений автономного округа до 200% от средней заработной платы в автономном округе; 3) увеличение доли организаций, осуществлявших технологические инновации, к 2020 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года; 4) повышение доли затрат окружного бюджета на научную и инновационную деятельность к 2020 году до 2%. Реализация Государственной программы окажет мультипликативный эффект на развитие автономного округа. Научная эффективность будет выражаться в решении ряда задач фундаментальной и прикладной науки, кадровом обеспечении научного комплекса автономного округа; социальная эффективность – в приобщении молодежи к научно-исследовательской деятельности и закреплении в науке молодых кадров, повышении статуса ученых и усиление их социальной защищенности; экономическая эффективность – в усилении лидирующих позиций автономного округа в Арктике, развитии сотрудничества с арктическими регионами России и мира, привлечении в автономный округ инвестиций и росте благосостояния его населения. Подпрограмма 1 «Развитие научной и научно-технической деятельности» ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ 1
I. Характеристика текущего состояния научной и научно-технической деятельности в автономном округе За последние десятилетие в России реализованы многочисленные меры по решению проблем, накопившихся в сфере науки в 1990-е годы. К числу основных документов, выражающих позицию государства по вопросам научно-технического развития, относятся: - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; - Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года; - Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Целью указанных документов является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года определяются основные механизмы, способы и средства достижения стратегических целей и приоритетов устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. Приоритетным направлением развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности являются развитие науки и технологий. Подпрограмма 1 предусматривает реализацию указанных выше документов в целях создания в автономном округе Арктического научно-инновационного комплекса. Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества – построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Сегодня у Ямала есть все предпосылки, чтобы занять ведущее место на российских и международных рынках наукоемкой продукции, достичь лидерских позиций в постиндустриальном мире. Стратегией определена необходимость формирования инфраструктуры для генерации знаний, развития прикладных научных исследований, ориентированных на современные проблемы экономики региона и подготовку квалифицированных специалистов. Достижение конкурентоспособности научного комплекса автономного округа в мировом масштабе требует решения целого ряда задач, включая: - развитие материально-технической и кадровой базы научных учреждений автономного округа; - привлечение молодёжи к профессиональной научной деятельности; - развитие прикладных научных исследований, ориентированных на решение современных проблем отечественной экономики и социокультурной сферы региона. Состояния научной сферы автономного округа за последние годы представлено в таблице 2 следующими статистическими данными. Таблица 2
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|