Расширенный поиск

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 № 1096-П

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

25 декабря 2013 г.                                                                      № 1096-П

г. Салехард

 

 

Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого

автономного округа «Развитие научной, научно-технической

и инновационной деятельности на 2014 – 2020 годы»

 

 

В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2014 – 2020 годы».

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа Мажарова А.В.

 

 

Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа                                        Д.Н. Кобылкин

 

 

 


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 25 декабря 2013 года № 1096-П

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие научной,

научно-технической и инновационной деятельности

на 2014 – 2020 годы»

 

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Ответственный исполнитель Государственной программы

департамент по науке и инновациям

Ямало-Ненецкого автономного округа

Соисполнители Государственной программы

нет

Цели Государственной программы

1) развитие научной и научно-технической деятельности;

2) развитие инновационной деятельности

Задачи Государственной программы

1) создание в Ямало-Ненецком автономном округе Арктического научно-инновационного комплекса;

2) повышение роли науки и научно-технической деятельности в социально-экономическом развитии Ямало-Ненецкого автономного округа;

3) ускоренное развитие приоритетных направлений науки;

4) развитие новых, нетрадиционных отраслей экономики;

5) организация предоставления мер государственной поддержки инновационной деятельности;

6) кадровое, информационное, нормативно-правовое, документационное и финансовое обеспечение деятельности ответственного исполнителя Государственной программы

Сроки реализации Государственной программы

2014 – 2020 годы

Показатели эффективности реализации Государственной программы

1) увеличение внутренних затрат на исследования и разработки;

2)  повышение средней заработной платы научных сотрудников государственных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа;

 

 

 

3) доля организаций, осуществляющих

технологические инновации;

4) повышение доли затрат окружного бюджета на научную и инновационную деятельность

Программно-целевые инструменты Государственной программы

нет

Подпрограммы

1) Подпрограмма 1 «Развитие научной и научно-технической деятельности»;

2) Подпрограмма 2 «Развитие научной деятельности в области археологии»;

3) Подпрограмма 3 «Развитие инновационной деятельности»;

4) Подпрограмма 4 «Обеспечение реализации Государственной программы»

Ресурсное обеспечение Государственной программы

Общий объем финансирования – 8 934 798 тыс. руб.,

в том числе: средства федерального бюджета – 0,0 тыс. руб.

Объем финансирования Государственной программы, утвержденный законом об окружном бюджете/ планируемый к утверждению, – 2 652 552,0 тыс. руб.

Дополнительная потребность в средствах окружного бюджета – 6 282 246 тыс. руб.

2014 год – 498 936

498 936

0

2015 год – 423 936

423 936

0

2016 год – 348 936

348 936

0

2017 год – 1 617 540

348 936

1 268 604

2018 год – 1 907 690

348 936

1 563 754

2019 год – 2 030 940

343 936

1 687 004

2020 год – 2 106 820

343 936

1 762 884

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

1) увеличение к 2020 году внутренних затрат на исследования и разработки в 2 раза по отношению к 2011 году;

2) повышение к 2018 году средней заработной платы научных сотрудников государственных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа до 200% от средней заработной платы в Ямало-Ненецком автономном округе;

3) увеличение доли организаций, осуществлявших технологические инновации к 2020 году в 1,3 раза относительно уровня

2011 года;

4) повышение доли затрат окружного бюджета на научную и инновационную деятельность

к 2020 году до 2%

 

I. Характеристика текущего состояния сферы науки, научно-технической

и инновационной деятельности Ямало-Ненецкого

автономного округа

 

Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (далее – автономный округ, Стратегия) предусматривает реализацию активного (инновационного) сценария развития региона. Реализация данного сценария невозможна без интенсивного развития сферы генерации новых знания, развитии механизмов внедрения их в отрасли экономики и социальной сферы.

Ямал является арктическим регионом. Совокупность объективных факторов: географическое положение, природно-ресурсный и промышленный потенциал, бюджетная обеспеченность, развитая инфраструктура, культурно-историческое наследие – позволяют региону претендовать на лидерство в Арктической зоне Российской Федерации, становления его международным форпостом развития в Арктике.

Лидерство в Арктике требует веских доказательств успехов и преимуществ региона в освоении высоких широт планеты, как например, в технологиях обеспечения безопасной жизнедеятельности населения, сохранении традиционных культур, охране окружающей среды, сохранении биоразнообразия, разработке и использовании специализированных (арктических) технологий в производстве, транспорте, энергетике. Достижение данных позиций невозможно без системного изучения всех сторон жизни в Арктике и внедрения инновационных, адаптированных к Арктике технологий.

В то же время подавляющая часть экономики региона состоит из двух устаревших технологических укладов: добывающей промышленности и традиционного образа жизни. При этом в автономном округе практически не находят применение современные технологические уклады, без внедрения которых невозможно реализовать инновационный сценарий Стратегии. 

Природно-ресурсный потенциал позволяет экономике региона в обозримом будущем получать доходы от использования природной ренты, необходимые для модернизации и инновационного обновления региона.

Сложившийся экономический уклад и сложная экономическая ситуация в мировой экономике, привязанность региона к сырьевому сектору, ухудшение экологии, изменение климата, проблемы в области обеспечения продовольственной безопасности, отсталость технологической базы и высокие издержки по созданию инфраструктурных отраслей экономики и стоимости их услуг, недостаток высококвалифицированных специалистов по ряду отраслей экономики, неразвитость инновационной деятельности в бюджетных отраслях, неразвитость и низкий уровень жизни населения сельских поселений являются ключевыми вызовами и угрозами инновационного развития экономики и социальной сферы автономного округа.

Основной угрозой является привязанность региона к сырьевому сектору. Снижение спроса и цен на углеводородную продукцию автономного округа приведет к сокращению доходов и расходов бюджетной системы автономного округа и, как следствие, к снижению темпов социальной модернизации и инновационного развития экономики.

Указанные угрозы и вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок, включая экологически чистую энергетику, новые технологии в сельском хозяйстве, внедрение инновационных технологий в инфраструктурных отраслях.

В то же время Ямал располагает крайне незначительным научным потенциалом. Количество организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, в автономном округе весьма ограничено и не может обеспечить научно-техническую поддержку Стратегии. Необходимо резкое увеличение количества квалифицированных исследователей по техническим, естественно-научным, общественным наукам, а также ряду направлений гуманитарных специальностей.

Для понимания отставания автономного округа от других регионов Западной Сибири в таблице 1 приведены статистические показатели научно-инновационного развития трех субъектов Российской Федерации, входящих в Тюменскую область, в 2012 году.

Таблица 1

 

Субъект Российской Федерации/

показатель

юг Тюменской области

Ханты-Мансийский автономный округ

Автоном-ный округ

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (человек)

5143

1683

88

Затраты организаций на научные исследования и разработки (млнуб.)

6442,9

3679,0

93,9

Количество научных организаций

40

14

4

Выдано патентов на изобретения (ед.)

95

26

6

 

Источник: Ямалстат

 

При этом в регионе имеются точки роста для развития научного потенциала в сфере медицинских, сельскохозяйственных, биологических и гуманитарных (этнология, археология, история) наук. Существующие учреждения располагают рядом высококвалифицированных исследователей. Можно ожидать, что эти организации окажутся способными стать основой для подготовки новых научных кадров.

Финансирование научных исследований и разработок на территории автономного округа остается крайне недостаточным. Основным источником финансирования является окружной бюджет, доля федерального финансирования науки незначительна. Финансирование исследований и разработок за счет средств частных организаций имеет неустойчивый характер.

Внедрение инноваций в общественном секторе и социальной сфере, ответственность за развитие которых возложена на государство и муниципалитеты, недостаточно и преимущественно ограничивается сферой информационных технологий и образования. Без инновационного развития остаются сферы здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищного строительства, транспорта, коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и туризма.

Предпринятые в предыдущие годы действия исполнительных органов государственной власти автономного округа создают предпосылки для реализации в автономном округе инновационного сценария социально-экономического развития. В то же время объемы финансирования не позволили совершить качественные изменения в научной и инновационной сфере автономного округа.

Выход на устойчивое движение по инновационному пути развития требует решения ряда проблем, негативно влияющих на инновационный климат, а именно:

- несовершенство государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- низкий спрос на инновации в экономике, в том числе в государственном и муниципальном секторах экономики;

- отсутствие функционально полной инфраструктуры развития и государственной поддержки инновационной деятельности;

- неразвитость сектора исследований и разработок, отсутствие образовательных организаций высшего образования.

Диверсификация экономики автономного округа недостаточно обеспечена развитием новых, нетрадиционных отраслей экономической деятельности. В то же время созданы условия для реализации ряда новаторских проектов, которые объединены в инвестиционную стратегию автономного округа.

В части развития инвестиционной и инновационной деятельности недостаточно эффективными оказались и такие ключевые общие направления социально-экономической политики, как создание благоприятного инвестиционного климата и борьба с коррупцией, а также политика в сфере развития конкуренции.

Одним из важнейших с точки зрения инновационного развития конкурентных преимуществ является человеческий капитал. В то же время в регионе сохраняются проблемы по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях профессионального образования,  а также проблемы по возвращению молодых специалистов в автономный округ и их трудоустройства.

Кроме качества образования значительную роль для будущего развития играют и формируемые у человека жизненные установки и модели поведения. Ключевые для современного мира личностные качества – мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска, в целом развиты недостаточно.

В автономном округе не развита система государственно-частного партнерства. Существующая система государственных закупок пока скорее препятствует доступу инновационной продукции в систему государственного заказа, чем стимулирует его.

Отдельной проблемой является неприспособленность системы государственной статистики к целям управления научным и инновационным развитием. Статистические данные, отражающие ключевые параметры научного и инновационного развития, становятся доступными с существенным опозданием. Структура статистических показателей не вполне соответствует задачам текущего дня.

Признание науки и инноваций важным инструментом государственной политики пока в недостаточной степени отражается в структуре бюджетных расходов. Прямые расходы на научное и инновационное развитие в 2010 году составили 1,8% расходов окружного бюджета, а к 2013 году они уменьшились до 1%. При сложившейся динамике бюджетных расходов на науку и инновации объем их будет недостаточен для реализации активного (инновационного) пути развития автономного округа.

Эти тенденции определяют необходимость приоритезации и корректировки проводившейся до настоящего времени политики в сфере науки и инноваций, смещения акцентов на решение критических для развития автономного округа проблем.

Стремление автономного округа к инновационному лидерству определяет задачу стремительного наращивания инновационного потенциала. В первую очередь необходимо сформировать инфраструктуру для генерации знаний, трансферта технологий, поддержки внедрения инновационных проектов, а также подготовки квалифицированных кадров. Основным элементом такой инфраструктуры должен стать Арктический научно-инновационный комплекс и его региональная инфраструктура.

Арктический научно-инновационный комплекс будет представлять собой базовый полигон для разработки и апробации в арктических условиях передовых технологических решений, способных обеспечить Российской Федераций мировое лидерство уже в среднесрочной перспективе. В Арктический научно-инновационный комплекс войдут:

- Научный центр изучения Арктики;

- Межрегиональный экспедиционный центр «Арктика» ;

- Арктическая научная лаборатория высокоширотных исследований;

- Арктический научно-образовательный центр;

- Государственный научный фонд автономного округа;

инновационно-технологические центры (технопарки, промышленные парки, бизнес инкубаторы) в городах автономного округа.

Изменение тенденций негативного развития ситуации в научной и инновационной сфере автономного округа представляется принципиально возможным и практически осуществимым. Данное обстоятельство формирует цели, задачи и показатели настоящей Государственной программы, определяет перечень мероприятий, направленных на их достижение.

Государственная программа составлена с учетом направлений и показателей государственной политики в области науки, подготовки высококвалифицированных специалистов и требований инновационной экономики, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

Государственная программа в соответствии с Уставом (Основным законом) автономного округа, Законом автономного округа от 25 сентября 2009 года № 75-ЗАО «О реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа государственной научно-технической политики», Законом автономного округа от 27 апреля 2011 года № 34-ЗАО «О развитии инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе» призвана обеспечивать научное и инновационное развитие экономики автономного округа для достижения целей, установленных Стратегией.

Выполнению поставленных в Государственной программе задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием факторов внутренней и внешней среды:

- изменение федерального и регионального законодательства;

- изменения в распределении полномочий между федеральными и региональными властями, исполнительными органами государственной власти автономного округа;

- уменьшения объемов финансирования Государственной программы;

- природные и техногенные катастрофы.

Возможные механизмы минимизации рисков:

- привлечение внешних консультантов (экспертов) для принятия решений по приоритезации мероприятий Государственной программы;

- финансирование мероприятий Государственной программы в полном объеме в соответствии с заявляемой потребностью в финансовых ресурсах.

Текущий контроль и управление Государственной программой осуществляет департамент по науке и инновациям автономного округа  постоянно в течение всего периода реализации Государственной программы путем мониторинга и анализа промежуточных результатов.

Оценка социально-экономической эффективности реализации Государственной программы проводится ежегодно путем сравнения текущих значений основных целевых показателей с установленными Государственной программой значениями.

Департамент по науке и инновациям автономного округа с учетом объема финансовых средств, ежегодно выделяемых на реализацию Государственной программы, уточняет целевые показатели, перечень мероприятий и объем их финансирования, состав соисполнителей. В необходимых случаях департамент по науке и инновациям автономного округа готовит предложения о корректировке перечня мероприятий и средств на их реализацию для утверждения в установленном порядке.

 

II. Перечень мероприятий Государственной программы

 

Цели Государственной программы:

1) развитие научной и научно-технической деятельности;

2) развитие инновационной деятельности.

Достижение поставленных целей осуществляется путем решения следующих задач:

1) создание в автономном округе Арктического научно-инновационного комплекса;

2) повышение роли науки и научно-технической деятельности в социально-экономическом развитии автономного округа;

3) ускоренное развитие приоритетных направлений науки;

4) развитие новых, нетрадиционных отраслей экономики;

5) организация предоставления мер государственной поддержки инновационной деятельности;

6) кадровое, информационное, нормативно-правовое, документационное и финансовое обеспечение деятельности ответственного исполнителя Государственной программы.

Мероприятия, нацеленные на достижение задач, связанных с созданием  в автономном округе Арктического научно-инновационного комплекса, повышением роли науки и научно-технической деятельности в социально-экономическом развитии автономного округа, включены в Подпрограмму 1 «Развитие научной и научно-технической деятельности».

Ускоренное развитие приоритетных направлений науки предполагает развитие научных направлений, по которым у автономного округа есть существенный научный задел, которые представляют интерес в плане геополитического позиционирования Ямала и включены в перечень приоритетных направлений реализации на территории автономного округа государственной научно-технической политики. Цель частично достигается Подпрограммой 2 «Развитие научной деятельности в области археологии».

Достижение задач, связанных с развитием новых, нетрадиционных отраслей экономики и организацией предоставления мер государственной поддержки инновационной деятельности, предусмотрено Подпрограммой 3 «Развитие инновационной деятельности». Исполнение Подпрограммы 3  позволит создать благоприятные условий для развития инновационной деятельности в автономном округе, развития и обеспечения деятельности инновационной инфраструктуры, оказать реальное содействие в реализации на территории автономного округа инвестиционных и инновационных проектов, внедрению новаторских технологий.

  Подпрограмма 4 «Обеспечение реализации Государственной программы» предусматривает кадровое, информационное, нормативно-правовое, документационное и финансовое обеспечение деятельности ответственного исполнителя Государственной программы.

Реализация Государственной программы осуществляется посредством выполнения перечня программных мероприятий согласно приложению № 1 к настоящей  Государственной программе.

Источником финансирования мероприятий Государственной программы являются средства окружного бюджета.

Реализация мероприятий Государственной программы может осуществляться с привлечением федеральных средств и внебюджетных источников финансирования.

 

III. Перечень показателей Государственной программы

 

Сведения о показателях Государственной программы и входящих в неё подпрограмм с распределением плановых значений по годам её реализации приведены в приложении № 2 к настоящей Государственной программе.

 

Методика по расчёту показателей Государственной программы

 

1.1. Увеличение  к 2020 году внутренних затрат на исследования и разработки в 2 раза по отношению к 2011 году

Единица измерения

%

Определение показателя

Индекс прироста внутренних затрат на исследования и разработки

Алгоритм формирования показателя

УВЗир = ВЗотч * 100/ВЗ2011

Наименование и определение базовых показателей

Буквенное обозначение в формуле расчета

Определение положительной динамики показателя

 

Увеличение внутренних затрат на исследования и разработки

УВЗ

Выполнение и перевыполнение

Внутренние затраты на исследования и разработки в отчетном году

ВЗотч

Внутренние затраты на исследования и разработки в 2011 году

ВЗ2011

Источник информации для расчета (определения) показателя

Росстат, периодическая отчетность, млн. руб.

 

 

1.2.Увеличение доли организаций, осуществлявших технологические инновации, к 2020 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года

Единица измерения

%

Определение показателя

Индекс прироста доли организаций, осуществлявших технологические инновации

 Алгоритм формирования показателя

УДоти = Доти*100/ Д2011

Наименование и определение базовых показателей

Буквенное обозначение в формуле расчета

Определение положительной динамики показателя

Увеличение доли организаций, осуществлявших технологические инновации

УДоти

Выполнение и перевыполнение показателя

Доля организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году

Доти

Доля организаций, осуществлявших технологические инновации в 2011 году

Д2011

Источник информации для расчета (определения) показателя

Росстат, периодическая отчетность, %

 

 

 1.3. Повышение к 2018 году средней заработной платы научных сотрудников государственных учреждений автономного округа до 200% от средней заработной платы в автономном округе

Единица измерения

%

Определение показателя

Соотношение средней заработной платы научных сотрудников государственных учреждений автономного округа, от средней заработной платы в автономном округе

 Алгоритм формирования показателя

Сср = ЗПнс * 100/ЗПр

Наименование и определение базовых показателей

Буквенное обозначение в формуле расчета

Определение положительной динамики показателя

Соотношение средней заработной платы научных сотрудников государственных учреждений автономного округа, от средней заработной платы в автономном округе

Сср

Выполнение показателя

Средняя заработная научных сотрудников государственных научных учреждений автономного округа

ЗПнс

Средняя заработная плата в автономном округе

ЗПр

Источник информации для расчета (определения) показателя

Государственные научные учреждения автономного округа, департамент экономики автономного округа, отчетность, тыс. руб.

 

 

1.4. Повышение доли затрат окружного бюджета на научную и инновационную деятельность к 2020 году

Единица измерения

%

Определение показателя

Доля затрат окружного бюджета на научную и инновационную деятельность

 Алгоритм формирования показателя

Дзоб = ЗОБнид х 100%/ЗОБ

Наименование и определение базовых показателей

Буквенное обозначение в формуле расчета

Определение положительной динамики показателя

Доля затрат окружного бюджета на научную и инновационную деятельность

Дзоб

Выполнение показателя

Затраты окружного бюджета на научную и инновационную деятельность

ЗОБнид

Затраты окружного бюджета

ЗОБ

Источник информации для расчета (определения) показателя

Департамент финансов автономного округа, отчетность, млн. руб.

 

 

IV. Условия предоставления и методика расчета субсидий  местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих Государственной программе

 

Предоставление субсидий местным бюджетам предполагается в рамках Подпрограммы 3.

 

V. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

 

По результатам реализации Государственной программы:

1) увеличение к 2020 году внутренних затрат на исследования и разработки в 2 раза по отношению к 2011 году;

2) повышение к 2018 году средней заработной платы научных сотрудников государственных учреждений автономного округа до 200% от средней заработной платы в автономном округе;

3) увеличение доли организаций, осуществлявших технологические инновации, к 2020 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;

4) повышение доли затрат окружного бюджета на научную и инновационную деятельность к 2020 году до 2%.

Реализация Государственной программы окажет мультипликативный эффект на развитие автономного округа. Научная эффективность будет выражаться в решении ряда задач фундаментальной и прикладной науки, кадровом обеспечении научного комплекса автономного округа; социальная эффективность – в приобщении молодежи к научно-исследовательской деятельности и закреплении в науке молодых кадров, повышении статуса ученых и усиление их социальной защищенности; экономическая эффективность – в усилении лидирующих позиций автономного округа в Арктике, развитии сотрудничества с  арктическими регионами России и мира, привлечении в автономный округ инвестиций и росте благосостояния его населения.

 

Подпрограмма 1 «Развитие научной и научно-технической деятельности»

 

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ 1

 

Ответственный исполнитель Подпрограммы 1

департамент по науке и инновациям автономного округа

Соисполнитель Подпрограммы 1

нет

Цели Подпрограммы 1

- создание в автономном округе Арктического научно-инновационного комплекса;

- повышение роли науки и научно-технической деятельности в социально-экономическом развитии автономного округа

Задачи Подпрограммы 1

- развитие и обеспечение деятельности научной и научно-технической инфраструктуры;

- проведение научных исследований по приоритетным направлениям реализации на территории автономного округа государственной научно-технической политики

Сроки реализации Подпрограммы 1

2014 – 2020 годы

Показатели Подпрограммы 1

1) число публикаций ямальских авторов в индексируемых научных журналах, в расчете на 100 исследователей;

2) количество субъектов научной и научно- технической  деятельности автономного округа;

3) количество научных и научно-технических мероприятий

Основные мероприятия Подпрограммы 1

- создание благоприятных условий для развития научной деятельности в автономном округе, развитие и обеспечение деятельности научной инфраструктуры;

- содействие в реализации на территории автономного округа научных и научно-технических проектов и мероприятий

Ресурсное обеспечение Подпрограммы 1

Общий объем финансирования Подпрограммы 1 –

3 418 056 тыс. руб.

Объем финансирования

Подпрограммы 1, утвержденный законом об окружном бюджете/ планируемый к утверждению –

1 389 032 тыс. руб.

Дополнительная потребность в средствах окружного бюджета – 2 029 024 тыс. руб.

2014 год – 200 576

200 576

0

2015 год – 200 576

200 576

0

2016 год – 200 576

200 576

0

2017 год – 674 262

200 576

437 686

2018 год – 713 162

195 576

517 586

2019 год – 697 262

195 576

501 686

2020 год – 731 642

195 576

536 066

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 1

1) число публикаций ямальских авторов к 2020 году в индексируемых научных журналах в расчете на 100 исследователей не менее 9 ед.;

2) увеличение количества субъектов научной и научно-технической  деятельности автономного округа до 65 ед;

3)  увеличение количества научных и научно-технических мероприятий в два раза по отношению к 2012 году

 

I. Характеристика текущего состояния научной и научно-технической деятельности в автономном округе

 

За последние десятилетие в России реализованы многочисленные меры по решению проблем, накопившихся в сфере науки в 1990-е годы.

К числу основных документов, выражающих позицию государства по вопросам научно-технического развития, относятся:

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года;

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

 Целью указанных документов является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года определяются основные механизмы, способы и средства достижения стратегических целей и приоритетов устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. Приоритетным направлением развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности являются развитие науки и технологий.

Подпрограмма 1 предусматривает реализацию указанных выше документов в целях создания в автономном округе Арктического научно-инновационного комплекса.

Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества – построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.

Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Сегодня у Ямала есть все предпосылки, чтобы занять ведущее место на российских и международных рынках наукоемкой продукции, достичь лидерских позиций в постиндустриальном мире.

Стратегией определена необходимость формирования инфраструктуры для генерации знаний, развития прикладных научных исследований, ориентированных на современные проблемы экономики региона и подготовку квалифицированных специалистов.

Достижение конкурентоспособности научного комплекса автономного округа в мировом масштабе требует решения целого ряда задач, включая:

- развитие материально-технической и кадровой базы научных учреждений автономного округа;

- привлечение молодёжи к профессиональной научной деятельности;

- развитие прикладных научных исследований, ориентированных на решение современных проблем отечественной экономики и социокультурной сферы региона.

Состояния научной сферы автономного округа за последние годы представлено в таблице 2 следующими статистическими данными.

 

Таблица 2

 

Показатель

1995 год

1998 год

2000 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (человек)

304

228

209

98

111

100

85

4

16

46

Затраты организаций на научные исследования и разработки (млн. руб.)

 

 

15,4

19,3

27,2

90,7

191

86,5

0,9

6,1

42,2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Число созданных передовых технологий (ед.)

 

 

-

-

2

4

5

1

1

4

Число использованных передовых технологий (ед.)

 

 

230

1097

1573

2018

2049

2742

3628

3769


Информация по документу
Читайте также