Расширенный поиск

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 22.12.2016 № 544-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2016 г. N 544-п

 

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 9 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА N 37-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ (2013 - 2018 ГОДЫ)"

 

 

Руководствуясь Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 апреля 2016 года N 164 "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 февраля 2013 года N 37-п "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (2013 - 2018 годы)" изменение, изложив приложение к нему в следующей редакции:

"Приложение

к постановлению Правительства

Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

от 9 февраля 2013 года N 37-п

 

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ (2014 - 2018

ГОДЫ)" (ДАЛЕЕ - "ДОРОЖНАЯ КАРТА")

 

I. Общее описание "дорожной карты"

 

1. Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ).

Для решения указанных задач необходимо дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, активное привлечение негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, проведение эффективной кадровой политики, повышение престижа профессии социального работника, развитие инновационных, малозатратных, стационарозамещающих технологий, применение "Графика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников государственных учреждений к средней заработной плате по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на период 2013 - 2018 годы" (далее - "региональная линейка").

По состоянию на 1 января 2016 года в автономном округе проживают 1626,8 тыс. человек. За последнее десятилетие численность граждан старше трудоспособного возраста в автономном округе увеличилась в 1,9 раза и составляет 227,7 тыс. человек (14% населения). Одно из закономерных последствий старения как социально-демографического процесса - рост потребности в социальных услугах, влияющий на развитие системы социального обслуживания населения.

По состоянию на 1 января 2016 года в Югре проживают более 293 тысяч семей с детьми, в которых проживают более 406 тысяч детей. С 2013 года количество многодетных семей увеличилось на 25% (с 16 тысяч семей до 21 тысячи семей). Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 1 января 2016 года составляет 7871 ребенок, из них 98,9% детей воспитываются в семьях и 84 ребенка проживают в учреждениях. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждениях, в период с 2013 года по 2016 год сократилось на 239 детей, или 74%, и составляет 1,1% от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В номенклатуру учреждений социального обслуживания в автономном округе включены организации, осуществляющие стационарное, полустационарное социальное обслуживание, социальное обслуживание на дому, организации, предоставляющие срочные социальные услуги.

По состоянию на 1 января 2016 года в реестре поставщиков социальных услуг автономного округа их 69, в том числе 53 государственные организации социального обслуживания автономного округа и 16 негосударственных, из них: 7 обществ с ограниченной ответственностью, 8 индивидуальных предпринимателей, 1 негосударственная социально ориентированная некоммерческая организация.

На 1 января 2016 года система учреждений, находящихся в собственности автономного округа и ведении Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, включает 53 учреждения, из них:

1) 29 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

1 геронтологический центр,

1 психоневрологический интернат,

3 дома-интерната для престарелых и инвалидов,

1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов,

20 комплексных центров социального обслуживания населения,

1 социально-оздоровительный центр,

1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий,

1 центр комплексной реабилитации ветеранов боевых действий;

2) 24 учреждения социального обслуживания семьи и детей:

2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних,

4 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей,

1 центр социальной адаптации,

6 центров социальной помощи семье и детям,

10 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями,

центр социального обслуживания населения;

3) бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Методический центр развития социального обслуживания".

В Югре развернуты 1115 стационарных койко-мест для постоянного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе (675 койко-мест общего профиля, 440 койко-мест психоневрологического профиля). Мощность стационарных учреждений в 2015 году увеличилась за счет перепрофилирования отделений временного проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в отделения-интернаты малой вместимости на 55 мест, открытия нового спального корпуса психоневрологического интерната на 240 койко-мест.

Сформирована система социальной защиты лиц без определенного места жительства, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, несовершеннолетних "группы риска", направленная на создание оптимальной среды жизнедеятельности и интеграции в общество.

Для предоставления временного приюта лицам без определенного места жительства, в том числе лицам, освободившимся из мест лишения свободы, функционируют 329 койко-мест, в том числе 70 для ночного пребывания.

Социальную реабилитацию и ресоциализацию лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ, и членов их семей, осуществляют 4 государственных учреждения, в том числе 2 учреждения с круглосуточным пребыванием граждан общей мощностью 53 койко-места, из них 18 койко-мест предусмотрены для несовершеннолетних, и 2 учреждения представляют услуги в полустационарных условиях на 34 койко-места.

По состоянию на 1 января 2016 года в автономном округе:

211 койко-мест в 7 специальных домах для одиноких престарелых с адаптированной для них инфраструктурой, в том числе маломобильных (на 1 января 2015 года 159 койко-мест в 6 специальных домах для одиноких престарелых);

283 койко-места в 276 социальных квартирах; общее количество койко-мест предназначено для 494 человек.

В последние годы в автономном округе уделяется большое внимание развитию технологий по реабилитации инвалидов, имеющих серьезные ограничения жизнедеятельности. При этом цель - не создание самостоятельных учреждений, а отработка специализированных технологий, нацеленных на определенную целевую аудиторию, с помощью имеющейся базы и ресурсов.

Так, для восстановления социально-средового статуса, комплексной реабилитации инвалидов в период и после протезирования конечностей действует специализированное отделение в социально-оздоровительном центре "Сыновья", г. Сургут.

В 2015 году реабилитацию прошли 57 человек, из которых ампутанты - 27 человек. Программа реабилитации завершена успешно у 85% реабилитантов. У них сформированы навыки ходьбы и частично восстановлены способности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

В целях создания комплексной системы социальной реабилитации инвалидов по зрению (слепых и слабовидящих граждан (поздноослепших), по слуху (инвалидов по слуху, лиц с ограниченными слуховыми возможностями) с 2015 года действуют профильные стационарные отделения для граждан, проживающих в автономном округе, на 12 и 6 койко-мест соответственно.

Работа по реабилитации организована в 3 бюджетных учреждениях автономного округа, расположенных в гг. Сургут и Нижневартовск. Курс реабилитации включает программы по обучению пользованию техническими средствами реабилитации, пространственному ориентированию, чтению и письму рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, пользованию персональным компьютером, привития навыков самообслуживания, проведения оздоровительных, профилактических и социально-реабилитационных мероприятий.

В 2015 году прошли курс реабилитации 115 человек.

В автономном округе по состоянию на 1 января 2016 года действуют 24 специализированных учреждения для несовершеннолетних, 20 отделений по работе с семьей и детьми в комплексных центрах социального обслуживания населения.

Мощность учреждений (отделений) для несовершеннолетних составляет 556 койко-мест, в том числе:

стационарных отделений - 168 койко-мест;

отделений дневного пребывания - 243 койко-места.

Ежегодно в стационарные учреждения помещаются более 1000 подростков. В среднем ежемесячно в учреждениях проживают от 150 до 200 детей, из них 70% возвращаются в родные семьи.

В автономном округе действуют 5 кризисных отделений для женщин, оказавшихся в экстремальной ситуации (гг. Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут), в том числе 1 отделение для несовершеннолетних матерей с детьми "Молодая мама" мощностью 10 койко-мест. Общая мощность отделений составляет 38 койко-мест.

За 2015 год социальную реабилитацию в кризисных отделениях прошли 180 женщин, 106 детей (за 2014 год прошли 174 женщины, 108 детей).

Женщины и дети получают круглосуточную социально-психологическую помощь и социально-правовые услуги, помощь в поддержании психического здоровья, разрешении семейных конфликтов и юридических вопросов.

В автономном округе действуют 10 учреждений и 8 отделений для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Мощность указанных учреждений (отделений) составляет:

отделения дневного пребывания - 758 койко-мест;

стационарные отделения - 104 койко-места.

В среднем доля детей-инвалидов, получивших услуги в реабилитационных центрах, составляет 95% от общего числа детей-инвалидов, проживающих в автономном округе.

В 2015 году учреждениями социального обслуживания предоставлены социальные услуги, а также проведены мероприятия в рамках профилактики обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании, 366 тысячам граждан (22,7% от общей численности населения автономного округа).

В соответствии с проведенной в 2011 - 2015 годах оптимизацией действующая сеть учреждений сократилась с 72 до 53, в том числе реорганизованы путем:

в 2011 году присоединения - 6 учреждений, ликвидации - 2 учреждения;

в 2012 году присоединения - 2 учреждения;

в 2013 году присоединения - 16 учреждений;

в 2014 году присоединения - 4 учреждения, изменения вида - 2 учреждения, ликвидации - 1 учреждение;

в 2015 году изменения типа - 2 учреждения, изменения вида - 4 учреждения.

В результате проведенной оптимизации в 2011 - 2015 годах произведено сокращение работников государственных учреждений на 1062,0 штатные единицы.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", во исполнение которого в автономном округе утверждены следующие нормативные правовые акты.

Законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

от 27 июня 2014 года N 51-оз "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

от 26 сентября 2014 года N 76-оз "Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

от 19 ноября 2014 года N 93-оз "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

от 19 ноября 2014 года N 94-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и признании утратившим силу Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О мерах социальной поддержки социальных работников государственной системы социальных служб в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

от 6 июня 2014 года N 208-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 июня 2007 года N 150-п "О порядке и условиях предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан";

от 27 июня 2014 года N 236-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 мая 2009 года N 131-п "О порядке и условиях предоставления социальных услуг службой "Социальное такси" учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";

от 27 июня 2014 года N 237-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 февраля 2007 года N 17-п "О порядке предоставления социальных услуг мобильными социальными службами учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства автономного округа от 16 ноября 2006 года N 266-п";

от 11 июля 2014 года N 259-п "Об утверждении номенклатуры организаций (отделений) социального обслуживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

от 18 июля 2014 года N 262-п "Об исполнительном органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченном на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг, и о возложении отдельных полномочий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере социального обслуживания граждан на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";

от 22 августа 2014 года N 306-п "Об утверждении норм питания получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в организациях социального обслуживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

от 29 августа 2014 года N 314-п "Об утверждении рекомендуемых нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

от 29 августа 2014 года N 315-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 91-п "О предоставлении гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями, сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и социализации";

от 6 сентября 2014 года N 326-п "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

от 26 сентября 2014 года N 356-п "Об организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и признании утратившим силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2005 года N 18-п "Об организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

от 31 октября 2014 года N 393-п "Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг, порядка ее взимания и определении иных категорий граждан, которым социальные услуги в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предоставляются бесплатно, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";

от 31 октября 2014 года N 394-п "О Регламенте межведомственного взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в связи с реализацией полномочий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере социального обслуживания";

от 31 октября 2014 года N 395-п "О Порядке и размере выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг";

от 31 октября 2014 года N 396-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 августа 2008 года N 174-п "Об организации социальной работы по участковому принципу в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

от 27 ноября 2014 года N 447-п "Об иных обстоятельствах, которые признаются ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан";

от 27 ноября 2014 года N 456-п "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2011 года N 482-п "Об исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)";

от 27 ноября 2014 года N 457-п "О порядке организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

от 27 ноября 2014 года N 458-п "О Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";

от 19 декабря 2014 года N 500-п "О Порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

от 19 июня 2015 года N 172-п "О подушевых нормативах финансирования социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

1 распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 октября 2014 года N 594-рп "О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 сентября 2011 года N 555-рп "О перспективной схеме развития и размещения учреждений социального обслуживания населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы".

3 приказа нормативного правового характера Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

от 10 октября 2014 года N 14-нп "Об утверждении порядка расходования организациями социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг";

от 19 ноября 2014 года N 20-нп "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и регистра получателей социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также обеспечения бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

от 28 ноября 2014 года N 26-нп "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Региональная нормативная правовая база постоянно актуализируется и совершенствуется. В автономном округе утверждены стандарты предоставления социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг. Социальное обслуживание осуществляется на основании индивидуальных потребностей гражданина и размера среднедушевого дохода гражданина.

Законодательством автономного округа размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно установлен в размере полуторной величины прожиточного минимума.

Дополнительно в автономном округе социальные услуги предоставляются бесплатно, независимо от величины среднедушевого дохода, инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам, выразившим желание принять на воспитание в свою семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, в случае невозможности прохождения ими подготовки в органах опеки и попечительства, социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания, входящие в перечень социальных услуг.

Для оценки качества предоставления социальных услуг, а также в целях повышения качества деятельности организаций социального обслуживания при Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры действует общественный совет, в состав которого входят представители 14 некоммерческих и общественных организаций, государственных и муниципальных учреждений.

Общественному совету установлены полномочия в части организации работы по формированию независимой оценки качества работы государственных учреждений, оказывающих социальные услуги в автономном округе, в том числе обсуждение итогов формирования рейтингов учреждений социального обслуживания на основании итоговых средних баллов, полученных в результате экспертной оценки общественности и опроса клиентов, подготовка предложений об улучшении качества работы учреждений.

Количество экспертируемых учреждений и участников независимой оценки ежегодно увеличивается. Так, в 2013 году проведена независимая оценка качества работы 28 учреждений, в 2014 году - 44 учреждений, в 2015 году - 47 учреждений. В 2013 году в оценке общественного мнения приняли участие 1295 участников, в том числе 1065 получателей социальных услуг, в 2014 году - 44812 участников, в том числе 44549 получателей социальных услуг, в 2015 году - 45477 участников, в том числе 45240 получателей социальных услуг.

Общественный совет при Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ежегодно утверждает публичные рейтинги учреждений социального обслуживания, включающие рейтинги учреждений социального обслуживания:

с выделением лучшего учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи и детей;

по типам учреждений с выделением лучшего учреждения социального обслуживания из числа учреждений социального обслуживания, предоставляющих услуги в формах социального обслуживания на дому, в стационарной, полустационарной формах социального обслуживания.

Рейтинги учреждений и предложения об улучшении качества работы учреждений Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры размещает на своем официальном сайте и на сайте профессионального сообщества "Социальная защита Югры".

Анализ результатов независимой оценки показал, что общая удовлетворенность получателей услуг деятельностью учреждений, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, составила в 2015 году 94,96% (в 2014 г. - 85,54%).

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения в автономном округе, обусловлены следующими обстоятельствами.

2.1. Обеспеченность граждан местами в стационарных учреждениях социального обслуживания составляет 97,4%.

По состоянию на 1 января 2016 года:

очередность на получение места в домах-интернатах общего типа отсутствует;

очередность на помещение в психоневрологические интернаты составляет 38 человек (с открытием в 2015 году нового спального корпуса на 240 койко-мест очередность в психоневрологический интернат лиц, страдающих хроническими психическими расстройствами, сократилась в 7,6 раза).

В автономном округе ежегодно увеличивается спрос на предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных и социально-медицинских услуг на дому. За последние 3 года количество обслуживаемых на дому граждан увеличилось на 20% и составило в 2015 году 5632 человека. Ежегодно растет мощность специализированных отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому.

Благодаря проведению мероприятий по оптимизации деятельности учреждений социального обслуживания, изысканию внутренних резервов, повышению интенсификации труда социальных работников очередность на социальное обслуживание на дому отсутствует. Ресурсы данной сферы используются максимально.

В 2013 - 2015 годах интенсифицирован труд работников учреждений социального обслуживания путем введения инновационных форм и методов работы:

применения и развития бригадного метода обслуживания на дому (в 2014 году в 18 учреждениях действовали 138 социальных бригад, в 2015 году действуют 168 социальных бригад);

увеличение числа обслуживаемых граждан из расчета на 1 социального работника не менее 8 граждан, проживающих в городской местности, и не менее 7 граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства (нормативный правовой приказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 ноября 2014 года N 26-нп "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры").

С 2013 года в 18 учреждениях социального обслуживания, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов, действует "Служба домашнего визитирования". Услуги предоставляются в форме социального обслуживания на дому детям-инвалидам, которые в силу тяжести заболевания, тяжелых форм патологий не могут посещать учреждение социального обслуживания. В состав службы входят специалисты по социальной работе, психологи, логопеды, дефектологи, медицинские работники. Специалисты оказывают услуги с периодичностью 2 - 3 раза в неделю в течение 3 - 6 месяцев, при необходимости - до 1 года.

В 2015 году численность детей-инвалидов с тяжелыми формами патологий, получивших услуги службы домашнего визитирования, составляет 560 детей. Очередность на получение социальных услуг на дому для детей-инвалидов отсутствует.

2.2. Для удовлетворения потребностей отдельных категорий граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем.

По состоянию на 1 января 2016 года штатная численность учреждений социального обслуживания, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, составляет 6549 штатных единиц, в том числе социальных работников учреждений социального обслуживания - 820 человек. Укомплектованность учреждений в целом составила 93,4%, должностей социальных работников - 96,9% (число вакантных должностей на 1 января 2016 года - 25 штатных единиц). При этом снизился процент текучести социальных работников с 20% в 2012 году до 13% в 2015 году.

Социальное обслуживание относится к числу сфер деятельности, в которых большую роль играет квалификация работника, его знания, профессиональные навыки и личностные качества. Поэтому вопросы кадрового обеспечения, эффективность и результативность деятельности работников организаций социального обслуживания имеют первостепенную значимость в обеспечении гарантий предоставления гражданам социальных услуг должного объема и высокого качества.

В этой связи особое внимание следует уделять повышению квалификации работников, оказывающих социальные услуги, причем как государственных, так и негосударственных организаций социального обслуживания.

2.3. Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания в автономном округе в настоящее время не в полной мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к объектам социальной сферы, в части энергосбережения, санитарно-эпидемиологических норм и правил.

Из 13 стационарных учреждений 46% располагаются в приспособленных зданиях.

В связи с устойчивым спросом требуется увеличение мощности действующей сети стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

В неудовлетворительном состоянии находятся помещения учреждений социальной адаптации лиц без определенного места жительства, размещенные в приспособленных ветхих деревянных зданиях. Из 26 занимаемых помещений нуждаются в реконструкции 9, здания, находящиеся в аварийном и ветхом состоянии, отсутствуют.

В учреждениях социальной адаптации на обслуживании находятся люди, различные по своему физическому состоянию и возрасту, как свободно передвигающиеся, так и частично нуждающиеся в посторонней помощи. Пребывание их в зданиях, нуждающихся в реконструкции (с низкой степенью огнестойкости), делает их проживание вдвойне опасным. В учреждениях предпринимаются исчерпывающие меры по снижению рисков пожарной опасности для жизни проживающих, но полностью исключить потенциальную возможность пожаров в указанных зданиях не представляется возможным.

2.4. Рынок социальных услуг, предоставляемых сторонними организациями, в автономном округе недостаточно развит. Осуществляется грантовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных организаций, физических и юридических лиц, оказывающих социальные услуги населению, однако среди них преобладают культурно-оздоровительные мероприятия и кружковая деятельность.

Вступление в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" позволило привлечь к оказанию социальных услуг негосударственных поставщиков социальных услуг. По состоянию на 1 ноября 2016 года в реестре поставщиков социальных услуг состоят 77 негосударственных поставщиков.

В целях создания благоприятных условий для развития негосударственных организаций в сфере социального обслуживания населения с 2015 года реализуется пилотный проект "Резиденция для пожилых" с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Частному инвестору передано отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов на 11 койко-мест бюджетного учреждения автономного округа "Комплексный центр социального обслуживания населения "Сфера", г. Югорск, на условиях аренды для организации пансионата, ориентированного на граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, частично или полностью неспособных выполнять повседневную деятельность без посторонней помощи. Денежное обеспечение содержания осуществляется:

для одиноких граждан в пределах 75% размера пенсии и сертификата, обеспеченного средствами автономного округа, в размере 30555 рублей;

для граждан, имеющих родственников, обязанных по закону содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них, в размере 100% стоимости затрат на содержание.

В 2015 году в частном пансионате социальные услуги за счет средств сертификатов получили 11 человек.

Для привлечения в сферу социального обслуживания негосударственных поставщиков услуг к выполнению государственного заказа в 2015 году в 4 муниципальных образованиях: гг. Сургуте и Нефтеюганске, Сургутском и Нефтеюганском районах осуществлена передача в аренду 6 автомобилей службы "Социальное такси".

С целью развития практики размещения государственного заказа на предоставление социальных услуг с 2016 года планируется частичная передача оказания услуг по социальному обслуживанию на дому и службы "Социальное такси" субъектам предпринимательства.

Также планируется "разгосударствление" государственных учреждений социального обслуживания автономного округа путем ликвидации комплексных центров социального обслуживания населения и реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и создания автономных некоммерческих организаций.

Решение указанной проблемы предусмотрено планом мероприятий "дорожной карты".

2.5. Географическое местоположение автономного округа характеризуется сложной транспортной схемой, большим количеством труднодоступных и удаленных населенных пунктов, не обеспеченных постоянной круглогодичной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием, при этом транспортное обслуживание осуществляется сезонно: в весенний и осенний периоды (до 5 месяцев) - воздушным транспортом, в летний период (3 - 4 месяца) - водным транспортом, в зимний период (до 4 месяцев) - по зимним автомобильным дорогам.

Учитывая особенности сельских территорий автономного округа, для обеспечения доступности услуг гражданам необходимо развивать предоставление социальных услуг в сельской местности.

Действующая сеть учреждений позволяет обеспечить нуждающимся гражданам равную доступность к социальным услугам, вне зависимости от места проживания, путем:

организации социальной работы по участковому принципу (во всех городских округах и муниципальных районах автономного округа создана система участковых социальных служб), всего 306 социальных участков, из них в сельской местности - 98 участков;

действия филиальной сети в сельских районах (21 филиал в 9 учреждениях социального обслуживания);

развития мобильных социальных служб в сельской местности (в 13 комплексных центрах социального обслуживания населения действуют 16 мобильных социальных служб).

2.6. В автономном округе недостаточно развиты стационарозамещающие технологии и методики предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому для граждан, страдающих психическими расстройствами. Указанные граждане получают социальные услуги аналогично иным получателям социальных услуг в соответствии с федеральным и региональным законодательством в сфере социального обслуживания.

2.7. Недостаточный уровень квалификации работников у государственных и негосударственных поставщиков социальных услуг.

3. Целью "дорожной карты" является создание к 2018 году системы социального обслуживания, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение индивидуальных потребностей граждан, проживающих в автономном округе, в социальных услугах.

4. Задачами "дорожной карты" являются:

4.1. Формирование в автономном округе эффективной структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания.

4.2. Расширение круга организаций различных организационно-правовых форм собственности, предоставляющих социальные услуги во всех формах социального обслуживания, развитие рынка социальных услуг, удовлетворение индивидуальных потребностей получателей социальных услуг, расширение перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в автономном округе.

4.3. Внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания методик и технологий, обеспечивающих возможность предоставления гражданам, страдающим психическими расстройствами, социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания.

4.4. Повышение доступности предоставления социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, проживающим в сельской местности и труднодоступных и удаленных районах автономного округа, в том числе развитие участковых и мобильных социальных служб.

4.5. Сохранение и повышение уровня кадрового потенциала организаций социального обслуживания.

4.6. Актуализация в организациях социального обслуживания действующих систем нормирования труда.

4.7. Обеспечение оценки профессиональных квалификаций работников учреждений социального обслуживания, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в соответствии с единой системой оценки профессиональных квалификаций, включая независимую оценку профессионального уровня квалификации работников и внедрение профессиональных стандартов.

4.8. Дальнейшее повышение интенсификации и эффективности труда отдельных категорий работников, предоставляющих социальные услуги населению.

4.9. Достижение оптимальной нагрузки на 1 социального работника с учетом специфики автономного округа.

4.10. Ежегодное проведение независимой оценки качества работы организаций социального обслуживания.

5. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты":

5.1. Ликвидация к 2018 году очереди в учреждениях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, и недопущение возникновения очередности в форме социального обслуживания на дому, предоставление возможности гражданину выбора поставщика социальных услуг.

5.2. Создание оптимальной и эффективной организационной структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания, в том числе путем оптимизации учреждений социального обслуживания, дальнейшей передачи ряда обеспечивающих и вспомогательных функций и услуг сторонним организациям на аутсорсинг.

5.3. Обеспечение оптимальной нагрузки (числа обслуживаемых) на 1 социального работника с учетом специфики автономного округа.

5.4. Введение новых видов платных услуг населению.

5.5. Повышение квалификации специалистов государственных и негосударственных организаций социального обслуживания путем прохождения специализированных курсов повышения квалификации и переподготовки в объеме не менее 30% от фактической численности специалистов ежегодно.

5.6. Поэтапное повышение заработной платы социальных работников в 2013 году - с 43,9% до 74,8%, в 2014 году - до 74,6%, в 2015 году - до 78,1%, в 2016 году - до 76,5%, в 2017 году - до 80,0%, к 2018 году - до 100% средней заработной платы в автономном округе. <*>

--------------------------------

<*> Начиная с итогов 2015 года, в качестве средней заработной платы в субъектах Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности".

 

В целях недопущения несоответствия оплаты труда и оттока квалифицированных кадров, совершенствования системы оплаты труда работников организаций социального обслуживания на других штатных должностях, не предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597), планируется поэтапное повышение заработной платы специалистов, осуществляющих предоставление социальных услуг, педагогических работников, работников физкультуры и спорта, работников культуры и искусства: в 2013 году - с 43,9% до 74,8%, в 2014 году - до 74,6%, в 2015 году - до 78,1%, в 2016 году - до 76,5%, в 2017 году - до 80,0%, к 2018 году - до 100% средней заработной платы в автономном округе. <*>

--------------------------------

<*> Начиная с итогов 2015 года, в качестве средней заработной платы в субъектах Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности".

 

5.7. Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизации расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал организаций социального обслуживания с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40%.

5.8. Дальнейшее повышение оплаты труда отдельных категорий работников организаций социального обслуживания в соответствии с утвержденной "региональной линейкой".

5.9. Развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, создание благоприятных условий для развития негосударственных организаций в сфере социального обслуживания, а также создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, создание условий для развития добросовестной конкуренции.

5.10. Укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания.

5.10.1. Реализация мероприятий перспективной схемы развития и размещения учреждений социального обслуживания населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2013 - 2020 годы, в том числе стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, позволит к 2018 году:

устранить диспропорции в развитии обслуживания различных групп населения, в том числе в развитии технологий по реабилитации инвалидов, имеющих серьезные ограничения жизнедеятельности, с помощью имеющейся базы и ресурсов;

полностью обеспечить существующий и ожидаемый в перспективе спрос граждан пожилого возраста и инвалидов на стационарное социальное обслуживание (общая мощность стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов составит 1242 койко-места, или 157%, по сравнению с базовым 2012 годом);

количество койко-мест в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей) в результате ввода объектов в эксплуатацию за счет реконструкции, перепрофилирования по годам:

 

Ожидаемые результаты

Период

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Количество вводимых объектов, ед.

 

1

 

2

 

 

Количество вводимых койко-мест

 

30

295

161

 

 

Общее количество койко-мест в стационарных учреждениях для граждан пожилого возраста и инвалидов (на конец года)

790

820

1115

1242

1242

1242

 

Количество койко-мест в других учреждениях социального обслуживания (нестационарных, полустационарных) в результате ввода объектов в эксплуатацию за счет реконструкции, перепрофилирования по годам:

 

Ожидаемые результаты

Период

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Количество вводимых объектов, ед.

 

4

 

1

1

 

Количество вводимых койко-мест (посещений)

 

150

 

35

10

 

Общее количество койко-мест в учреждениях полустационарной формы социального обслуживания (на конец года)

3565

3715

3715

3750

3760

3760

 

5.10.2. Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в рамках софинансирования региональных социальных программ.

На средства бюджета автономного округа и на средства субсидии Пенсионного фонда Российской Федерации в 2015 году отремонтированы объекты 5 стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, приобретены 65 единиц технологического оборудования и предметов длительного пользования, 6 автомобилей для мобильных бригад (3 автомобиля - за счет бюджета автономного округа, 3 автомобиля - за счет субсидии Пенсионного фонда Российской Федерации).

В 2016 - 2018 гг. запланированы ремонт объектов 9 стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, приобретение 16 единиц технологического оборудования и предметов длительного пользования.

5.11. Обеспечение доступности получения социальных услуг гражданами, проживающими в сельской местности и труднодоступных районах автономного округа, развитие участковых и мобильных социальных служб.

5.12. Обеспечение адресного подхода к предоставлению социальных услуг гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, во всех формах социального обслуживания.

5.13. Развитие стационарозамещающих технологий путем предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому (увеличение количества приемных семей для пожилых граждан; ежегодная выдача сертификатов на оплату услуг по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами).

5.14. Обобщение и распространение лучших практик деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, добровольцев и благотворителей в сфере социального обслуживания.

5.15. Проведение независимой системы оценки качества работы и публичного рейтингования деятельности учреждений социального обслуживания автономного округа.

5.16. Обобщение и распространение передовых форм организации деятельности попечительских советов в учреждениях социального обслуживания населения.

5.17. Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг.

6. Контрольными показателями успешной реализации "дорожной карты" являются:

 

Наименование контрольного показателя

Ед. изм.

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания

%

99,0

99,1

99,2

99,9

100,0

100,0

Очередность в организациях, осуществляющих социальное обслуживание на дому

тыс. чел.

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Очередность в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание

тыс. чел.

0,24

0,29

0,038

0,038

0,0

0,0

Количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий

тыс. чел.

0,15

0,15

0,15

0,15

0,16

0,17

Доля получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, от общего количества получателей социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

%

6,7

6,6

9,5

9,7

9,8

9,9

Удельный вес получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, охваченных мобильными бригадами, от общего количества получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности

%

8

8,07

9,07

9,17

9,24

9,62

Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности

%

0,3

0,9

1,5

2,0

4,0

5,0

Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности

%

1,8

2,6

17,0

17,0

18,0

20,0

Удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий (от общего количества зданий)

%

39,0

30,0

29,0

20,0

0

0

Соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, со средней заработной платой в автономном округе <*>

%

74,8

74,6

78,1

76,5

80,0

100,0

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей организаций социального обслуживания и средней заработной платы работников организаций социального обслуживания за отчетный период

раз

8

8

8

8

8

8

Предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания

%

40

40

40

40

40

40

Соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания (с учетом типа организаций социального обслуживания)

 

1:0,7 - 1:0,5

1:0,7 - 1:0,5

1:0,7 - 1:0,5

1:0,7 - 1:0,5

1:0,7 - 1:0,5

1:0,7 - 1:0,5


Информация по документу
Читайте также