Расширенный поиск
ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 25.02.2003 № 14-оз
ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА -
ЮГРЫ
(В редакции ЗАКОНОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 31.12.2004 г. N 105-оз; от 05.07.2005 г. N 55-оз;
от 26.02.2007 г. N 7-оз; от 20.07.2007 г. N 108-оз; от 21.07.2008 г. N 68-оз; от 25.09.2008 г. N 88-оз;
от 30.03.2009 г. N 19-оз; от 08.06.2009 г. N 78-ОЗ;
от 02.04.2010 г. N 61-оз; от 08.04.2010 г. N 63-оз;
от 11.06.2010 г. N 101-оз; от 31.01.2011 г. N 2-оз;
от 09.11.2012 г. N 129-оз; от 01.07.2013 г. N 66-оз;
от 30.09.2013 г. N 86-оз; от 29.05.2014 г. N 42-оз;
от 27.06.2014 г. N 50-оз; от 25.06.2015 № 63-оз;
от 27.09.2015 № 91-оз; от 29.10.2015 № 109-оз;
от 25.02.2016 № 12-оз; от 31.03.2016 № 28-оз; от 07.09.2016 № 72-оз)
Принят Думой Ханты - Мансийского
автономного округа 7 февраля 2003 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с Уставом (Основным законом)
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Устав
автономного округа, Устав) устанавливает единые требования к законам и иным нормативным правовым актам органов государственной власти Ханты -
Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный
округ), определяет общий порядок их подготовки, рассмотрения, принятия, опубликования, вступления в силу, толкования и отмены, а
также определяет способы разрешения юридических коллизий. (В редакции
ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 11.06.2010 г. N 101-оз)
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
1. Нормативный правовой акт - официальный письменный документ,
принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его
компетенции либо путем референдума и устанавливающий, изменяющий или
отменяющий правовые нормы.
2. Нормы права (правовые нормы) - официально установленные
органами государственной власти автономного округа общеобязательные
предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на
многократное применение органами государственной власти, органами
местного самоуправления, организациями, должностными лицами и
гражданами на всей территории автономного округа.
3. Правотворчество - направленная на достижение целей
всестороннего и комплексного развития автономного округа в интересах
его населения организационно оформленная властная деятельность органов
государственной власти автономного округа в рамках их компетенции по
созданию нормативных правовых актов, их изменению и отмене.
4. Проект нормативного правового акта - документ, содержащий
предварительный текст нормативного правового акта, внесенный в
установленном порядке на рассмотрение правотворческого органа.
5. Регистрация нормативного правового акта - присвоение
порядкового номера с указанием даты принятия. (Дополнен - ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 25.09.2008 г. N 88-оз)
6. Государственная регистрация приказа исполнительного органа
государственной власти автономного округа - включение приказа
исполнительного органа государственной власти автономного округа в
государственный реестр нормативных правовых актов исполнительных
органов государственной власти автономного округа. (Дополнен - ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 25.09.2008 г. N 88-оз)
7. Антикоррупционная экспертиза - деятельность по выявлению и
описанию коррупциогенных факторов, содержащихся в проектах нормативных
правовых актов, в нормативных правовых актах, а также подготовка
рекомендаций, предложений, направленных на устранение или ограничение
действия коррупциогенных факторов. (Дополнен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 25.09.2008 г. N 88-оз)
Статья 3. Правотворческие органы Ханты - Мансийского автономного
округа - Югры
Правотворческими органами Ханты - Мансийского автономного округа
- Югры являются: Дума Ханты - Мансийского автономного округа - Югры;
Губернатор Ханты - Мансийского автономного округа - Югры;
Правительство Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.
исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры. (Дополнен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 20.07.2007 г. N 108-оз)
Статья 4. Субъекты правотворческой инициативы в Ханты -
Мансийском автономном округе - Югре
1. Субъектами законодательной инициативы в Думе
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с Уставом
(Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
являются:(Пункт в редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ от 26.02.2007 г. N 7-оз)
1) депутат Думы автономного округа;
2) группа депутатов Думы автономного округа, в том числе фракция;
3) комитеты Думы автономного округа; (В редакции ЗАКОНА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 31.01.2011 г. N 2-оз)
4) Ассамблея представителей коренных малочисленных народов
Севера;
5) Губернатор автономного округа;
6) Правительство автономного округа; 6.1) прокурор автономного округа; (Дополнен - ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 21.07.2008 г. N 68-оз)
7) органы местного самоуправления муниципальных образований
автономного округа;
8) граждане, проживающие на территории автономного округа,
обладающие избирательным правом, при наличии не менее двадцати тысяч
подписей. 2. Субъекты правотворческой инициативы в иных правотворческих
органах Ханты - Мансийского автономного округа - Югры определяются их
регламентами.
Статья 5. Система нормативных правовых актов Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры
Систему нормативных правовых актов автономного округа составляют:
Устав (Основной закон) Ханты - Мансийского автономного округа -
Югры; законы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры;
абзац исключен 105-оз от 31.12.2004
постановления Думы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры;
постановления Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа;
постановления Правительства Ханты - Мансийского автономного
округа - Югры.
приказы исполнительных органов государственной власти
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, имеющие нормативный
правовой характер. (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ от 08.06.2009 г. N 78-ОЗ)
Статья 6. Акты ненормативного характера
Губернатор и Правительство автономного округа по организационным
и оперативным вопросам вправе издавать распоряжения, которые не могут
носить нормативного характера.
Исполнительные органы государственной власти автономного округа
по организационным и оперативным вопросам могут издавать приказы ненормативного правового характера, распоряжения и иные правовые акты
ненормативного характера. (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 08.06.2009 г. N 78-ОЗ)
Глава II. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - Югры, ИХ СООТНОШЕНИЕ
Статья 7. Устав (Основной закон) Ханты - Мансийского автономного
округа - Югры(Заголовок в редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 11.06.2010 г. N 101-оз)
1. Устав автономного округа является основным Законом Ханты -
Мансийского автономного округа - Югры, в соответствии с Конституцией
Российской Федерации определяющим статус Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры, устанавливающим систему органов
государственной власти автономного округа и закрепляющим иные
положения, составляющие основу законодательства Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры. (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 11.06.2010 г. N 101-оз) 2. Устав автономного округа имеет прямое действие на всей
территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. Вступление в
силу и внесение изменений в Устав автономного округа осуществляется в
особом, предусмотренном им и настоящим Законом порядке. (В редакции
ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 11.06.2010 г. N 101-оз)
Статья 8. Законы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
1. Законы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры -
нормативные правовые акты, регулирующие наиболее значимые и устойчивые
общественные отношения, принимаемые Думой Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры либо путем референдума.
2. Законами автономного округа в пределах компетенции автономного
округа регулируются:
1) утверждение бюджета автономного округа и отчета о его
исполнении;
2) установление порядка проведения выборов и депутатов Думы
автономного округа; (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ от 05.07.2005 г. N 55-оз) 3) установление основ организации и деятельности Думы и
Правительства автономного округа;
4) установление порядка проведения выборов депутатов
представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных
образований автономного округа;
5) установление правового статуса государственных служащих
автономного округа и правового статуса муниципальных служащих;
6) (Исключен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 31.12.2004 г. N 105-оз) 7) утверждение программ социально - экономического развития
автономного округа;
8) установление налогов и сборов, относящихся к ведению
автономного округа, а также порядка их взимания в соответствии с
федеральным законодательством;
9) установление мер административной ответственности;
10) установление порядка управления и распоряжения собственностью
автономного округа, в том числе долями (паями, акциями) автономного
округа в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и иных
организаций;
11) установление порядка назначения и проведения референдума
автономного округа;
12) установление административно - территориального устройства
автономного округа;
13) иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям автономного
округа, в соответствии с федеральными законами и законами автономного
округа.
3. Законы автономного округа не должны противоречить Конституции
Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным
законам и Уставу автономного округа. (В редакции ЗАКОНА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 11.06.2010 г. N 101-оз) 4. Законы автономного округа могут быть приняты по любому
вопросу, отнесенному к ведению и полномочиям автономного округа, если
иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами и Уставом автономного округа. (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 11.06.2010 г. N 101-оз)
Статья 9. (статья исключена 105-оз от 31.12.2004)
Статья 10. (статья исключена 105-оз от 31.12.2004)
Статья 11. Постановления Думы Ханты - Мансийского автономного
округа - Югры
1. Дума Ханты - Мансийского автономного округа - Югры принимает
нормативные правовые акты в форме постановлений по вопросам,
отнесенным к ее компетенции федеральным законодательством, Уставом и
законами автономного округа.
2. Регламент Думы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
является нормативным правовым актом, определяющим порядок деятельности
Думы автономного округа.
Регламент Думы автономного округа утверждается постановлением
Думы.
Статья 12. Постановления Губернатора Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры
1. Губернатор Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в
пределах своих полномочий на основе и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента
Российской Федерации, постановлений Правительства Российской
Федерации, Устава и законов автономного округа издает постановления.
2. Нормативные правовые акты Губернатора автономного округа
издаются исключительно в форме постановлений.
3. Правовые акты Губернатора автономного округа направляются в
Думу автономного округа в течение десяти дней со дня принятия.
(Дополнен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 25.09.2008 г. N 88-оз)
Статья 13. Постановления Правительства Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры
1. Правительство Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в
пределах своей компетенции на основе и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента
Российской Федерации, постановлений Правительства Российской
Федерации, Устава и законов автономного округа, постановлений
Губернатора автономного округа принимает постановления.
2. Нормативные правовые акты Правительства автономного округа
издаются исключительно в форме постановлений.
3. Регламент Правительства Ханты - Мансийского автономного округа
- Югры является нормативным правовым актом, определяющим порядок деятельности Правительства автономного округа.
Регламент Правительства автономного округа утверждается
постановлением Правительства.
4.(Утратил силу - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 02.04.2010 г. N 61-оз) 5. Постановления, принимаемые Правительством, оформляются на
специальных бланках Правительства автономного округа. (В редакции
ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 02.04.2010 г. N 61-оз) 6. Нормативные правовые акты Правительства автономного округа
направляются в Думу автономного округа в течение десяти дней со дня
принятия. (Дополнен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 25.09.2008 г. N 88-оз)
Статья 13.1. Приказы исполнительных органов государственной
власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры(Статья дополнена -
ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 20.07.2007 г. N 108-оз)
1. Исполнительные органы государственные власти автономного
округа, осуществляющие функции по нормативному правовому
регулированию, принимают нормативные правовые акты автономного округа
в форме приказов. (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ от 02.04.2010 г. N 61-оз)
2. Исполнительные органы государственной власти автономного
округа, осуществляющие функции по нормативному правовому
регулированию, на основании и во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской
Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и
законов автономного округа, постановлений Губернатора автономного
округа и Правительства автономного округа самостоятельно принимают
нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, за
исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными
правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, Уставом и законами автономного округа, актами
Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа
осуществляется исключительно законами автономного округа, актами
Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа. (В
редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 11.06.2010 г. N 101-оз) 3. Приказы исполнительных органов государственной власти
автономного округа подлежат государственной регистрации в порядке,
установленном Правительством автономного округа. 4. Приказы исполнительных органов государственной власти
автономного округа направляются в Думу автономного округа в течение
десяти дней со дня государственной регистрации исполнительным органом
государственной власти автономного округа, уполномоченным Губернатором
автономного округа. (В редакции ЗАКОНОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ от 11.06.2010 г. N 101-оз; от 29.10.2015 № 109-оз)
Статья 14. Соотношение юридической силы нормативных правовых
актов автономного округа
1. Устав автономного округа имеет высшую юридическую силу по
отношению ко всем нормативным правовым актам автономного округа.
Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые автономным
округом, не должны противоречить Уставу автономного округа.
2. Законы автономного округа имеют более высокую юридическую силу
по отношению к нормативным правовым актам Думы автономного округа,
Губернатора и Правительства автономного округа, исполнительных органов
государственной власти автономного округа. В случае противоречия между ними действуют законы автономного округа. (В редакции ЗАКОНА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 11.06.2010 г. N 101-оз) 3. (Исключен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 31.12.2004 г. N 105-оз) 4. Постановления Губернатора автономного округа имеют более
высокую юридическую силу по отношению к постановлениям Правительства
автономного округа, приказам исполнительных органов государственной
власти автономного округа. В случае противоречия между ними действуют постановления Губернатора автономного округа. (В редакции ЗАКОНА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 20.07.2007 г. N 108-оз) 5. Постановления Правительства автономного округа имеют более
высокую юридическую силу по отношению к приказам исполнительных
органов государственной власти автономного округа. В случае
противоречия между ними действуют постановления Правительства
автономного округа.
Приказы исполнительных органов государственной власти автономного
округа могут быть отменены или приостановлены постановлениями
Правительства автономного округа.(Пункт дополнен - ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 20.07.2007 г. N 108-оз)
Глава III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Статья 15. Требования, предъявляемые к нормативным правовым актам
Нормативный правовой акт Ханты - Мансийского автономного округа -
Югры должен отвечать следующим требованиям: соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным
конституционным законам, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации; (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ от 11.06.2010 г. N 101-оз) принятие акта уполномоченным на то органом в пределах его
компетенции;
принятие акта в порядке и форме, установленных настоящим Законом;
обеспеченность реализации предписаний акта (финансово -
экономическая, организационная и так далее);
наличие в акте предписаний, обеспечивающих согласованность этого
акта с другими нормативными правовыми актами;
наличие логически построенной структуры;
единство терминологии;
общепризнанность терминов;
наличие обязательных реквизитов.
отсутствие коррупциогенных факторов. (Дополнен - ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 25.09.2008 г. N 88-оз)
Статья 16. Структура нормативного правового акта
1. Нормативный правовой акт как документ состоит из
содержательной части и реквизитов, образующих текст нормативного
правового акта.
2. Содержательная часть нормативного правового акта - выраженное
в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно -
терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права, а также
иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия.
3. Реквизиты нормативного правового акта - обязательные сведения,
включаемые в текст нормативного правового акта для признания его
действительным.
Статья 17. Виды текстов нормативного правового акта и общие
требования к их оформлению
1. Различаются следующие виды текстов нормативного правового
акта:
1) подлинный текст нормативного правового акта (оригинал
нормативного правового акта) - эталонный экземпляр текста нормативного
правового акта, оформляемый, как правило, в одном экземпляре;
2) официально опубликованный текст нормативного правового акта -
текст, опубликованный в источниках официального опубликования в
порядке, установленном Уставом автономного округа и настоящим Законом;
3) заверенная копия нормативного правового акта - совпадающий с
подлинником текст нормативного правового акта, заверенный печатью
органа, принявшего акт (копии законов автономного округа заверяются
печатью Думы автономного округа или Губернатора автономного округа);
4) неофициально опубликованный текст нормативного правового акта
- текст, опубликованный в источниках, не относящихся к числу
источников официального опубликования нормативных правовых актов;
5) незаверенная копия нормативного правового акта - совпадающий с
подлинником текст нормативного правового акта, не заверенный печатью
органа, принявшего акт.
Тексты нормативного правового акта, указанные в подпунктах 1 - 3
настоящего пункта, признаются официальными текстами, на основании
которых осуществляется правотворческая и правоприменительная
деятельность.
2. Нормативные правовые акты автономного округа излагаются на
русском языке.
Использование в нормативных правовых актах новых иностранных
терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же
смысл русские термины и выражения или термины иностранного
происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.
3. Слова и выражения в нормативных правовых актах используются в
значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с
терминологией, применяемой в федеральном законодательстве.
Не допускается обозначение в нормативных правовых актах разных
понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это
специально не оговаривается в правовом акте.
4. В нормативном правовом акте даются определения используемых в
нем юридических, технических и других специальных терминов, если без
этого невозможно или затруднено его понимание.
5. Таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, являющиеся
неотъемлемой составной частью правового акта, как правило, оформляются
в виде приложений к нему.
6. Даты в нормативных правовых актах оформляются словесно -
цифровым способом (число (цифрами), месяц (словом), год (цифрами) с
добавлением слова "год" в соответствующем падеже без сокращения или с
сокращением до первой буквы) либо цифровым способом (число, месяц,
обозначенные двумя цифрами с заменой в необходимых случаях
отсутствующей цифры нулем, год, обозначенный четырьмя цифрами).
Оформление дат в законах автономного округа цифровым способом не
допускается.
7. Нумерация нормативных правовых актов каждого вида ведется в
пределах года исходя из даты их принятия, за исключением постановлений
Думы автономного округа, нумерация которых ведется в пределах созыва
Думы.
8. Органы, издающие нормативные правовые акты, вправе на основе
положений настоящего Закона устанавливать правила их оформления.
Статья 18. Содержательная часть нормативного правового акта
1. Содержательная часть нормативного правового акта может иметь
следующие основные элементы (структурные элементы текста нормативного
правового акта):
1) преамбула;
2) разделы;
3) главы;
4) статьи или пункты;
5) части, пункты статей или подпункты (абзацы) пунктов.
Текст нормативного правового акта может иметь также иные
структурные элементы, предусмотренные законодательством либо
обусловленные особенностями оформления конкретного вида правовых
актов.
2. Преамбула нормативного правового акта содержит разъяснение
целей и оснований его принятия. Преамбула может состоять из абзацев. В
постановлениях Думы автономного округа и постановлениях Правительства
автономного округа преамбула завершается постановляющей фразой.
3. Статья (пункт) нормативного правового акта может содержать
одну или несколько правовых норм.
Статьи нормативного правового акта наряду с нормами права в
отдельных случаях могут содержать индивидуальные предписания.
4. Статьи (пункты) нормативного правового акта могут объединяться
в главы. Главы нормативного правового акта могут объединяться в
разделы. Раздел, глава нормативного правового акта подразделяются, как
правило, не менее чем на два структурных элемента.
5. Структура нормативного правового акта и необходимость
включения в него тех или иных структурных элементов текста
определяются исходя из объема и содержания акта.
Статья 19. Порядковые номера и заголовки структурных элементов
текста нормативного правового акта
1. Разделы, главы нормативного правового акта должны иметь
порядковые номера в виде римских цифр, статьи (пункты) - в виде
арабских цифр с точками после них и сквозную нумерацию в пределах
всего правового акта.
Вновь включаемым в текст нормативного правового акта структурным
элементам присваиваются порядковые номера предшествующих им
структурных элементов того же вида с добавлением над основными
цифровыми или буквенными обозначениями дополнительной цифры начиная с
первого номера. (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ от 11.06.2010 г. N 101-оз) Новым структурным элементам, включаемым в текст нормативного
правового акта после последнего структурного элемента того же вида,
присваиваются номера, следующие за номером последнего.
2. Разделы, главы и статьи нормативного правового акта должны
иметь заголовки, за исключением статей законов автономного округа,
указанных в пункте 4 настоящей статьи. 3. Заголовок раздела или главы нормативного правового акта
включает соответственно слово "раздел" заглавными буквами или "глава"
с заглавной буквы, затем порядковый номер и наименование раздела или
главы.
4. Заголовок статьи нормативного правового акта включает слово
"статья" с заглавной буквы, затем порядковый номер и наименование
статьи.
Заголовки статей законов автономного округа об изменении,
дополнении или признании утратившими силу ранее принятых законов,
введении в действие законов автономного округа, заголовки статей
законов о бюджете, территориях и границах муниципальных образований,
административно - территориальном делении автономного округа могут не
содержать наименований.
Статья 20. Структура статьи (пункта) нормативного правового акта
1. Статья нормативного правового акта может состоять из частей,
не нумеруемых в пределах данной статьи, или пунктов, нумеруемых в
пределах данной статьи арабскими цифрами с точкой.
1.1. Часть может состоять из ненумеруемых абзацев или пунктов,
нумеруемых арабскими цифрами. (Введен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 27.09.2015 № 91-оз) 2. Пункт нормативного правового акта, пункт статьи нормативного
правового акта начинаются с абзацного отступа и могут включать
подпункты, обозначаемые арабскими цифрами или буквами и (или)
абзацами.
Статья 21. Обязательные реквизиты нормативного правового акта и
порядок его оформления
1. Нормативный правовой акт должен содержать следующие
обязательные реквизиты:
1) герб автономного округа;
2) полное наименование органа, принявшего акт;
3) наименование вида нормативного правового акта;
4) заголовок, обозначающий предмет регулирования;
5) регистрационный номер;
6) дата и место принятия (в отношении законов автономного округа
- дата принятия, а также дата и место подписания принятых законов
автономного округа Губернатором автономного округа); (В редакции
ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 11.06.2010 г. N 101-оз) 7) наименование должности, фамилия (Ф.И.О.) и подпись
полномочного лица;
8) печать.
2. Порядок оформления нормативного правового акта и специальные
требования к нормативному правовому акту органа государственной власти
автономного округа устанавливаются соответствующим правотворческим
органом, с учетом нормы пункта 3 настоящей статьи. (В редакции ЗАКОНА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 25.09.2008 г. N 88-оз) 3. Требования по оформлению приказов исполнительных органов
государственной власти автономного округа устанавливаются
Правительством автономного округа. (Дополнен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 25.09.2008 г. N 88-оз)
Статья 22. Воспроизведение положений нормативных правовых актов и
ссылки на нормативные правовые акты
1. В случае необходимости в нормативном правовом акте автономного
округа воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых
актов Российской Федерации и автономного округа, обладающих более
высокой юридической силой, с соответствующей ссылкой.
2. Ссылки в нормативном правовом акте на структурные элементы его
текста, а также на иные нормативные правовые акты или структурные
элементы их текстов применяются в случаях, когда необходимо показать
взаимную связь нормативных положений либо избежать их повторов.
Глава IV. ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
В ХАНТЫ - МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - Югре
Статья 23. Правотворческий процесс и его виды
1. Правотворческий процесс - урегулированный нормативными
правовыми актами порядок осуществления правотворческой деятельности,
включающий разработку проекта нормативного правового акта, внесение в
правотворческий орган (вынесение на референдум), рассмотрение,
принятие, подписание, опубликование и вступление в силу нормативных
правовых актов.
2. Основными видами правотворческого процесса в автономном округе
являются:
1) законодательный процесс - процесс принятия законов автономного
округа;
2) процесс принятия иных нормативных правовых актов
(постановлений Думы автономного округа, постановлений Губернатора
автономного округа, постановлений Правительства автономного округа,
приказов исполнительных органов государственной власти автономного
округа). (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 25.09.2008 г. N 88-оз)
Статья 24. Стадии правотворческого процесса
1. Стадии правотворческого процесса - ряд последовательных этапов
издания нормативного правового акта, на каждом из которых решаются
самостоятельные задачи правотворческой деятельности.
2. Основными стадиями правотворческого процесса являются:
1) разработка проекта нормативного правового акта;
2) внесение проекта нормативного правового акта в правотворческий
орган;
3) предварительное рассмотрение проекта нормативного правового
акта и его принятие;
4) подписание и официальное опубликование нормативного правового
акта;
5) вступление в силу нормативного правового акта.
3. Отдельные виды правотворческого процесса могут иметь иное
количество основных стадий в соответствии с Уставом автономного
округа, настоящим Законом, регламентами соответствующих
правотворческих органов, правилами подготовки нормативных правовых
актов исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры, утверждаемыми Правительством автономного
округа. (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 25.02.2016 № 12-оз)
Статья 25. Планирование правотворческой деятельности
1. Дума и Правительство автономного округа осуществляют текущее и
перспективное планирование правотворческой деятельности в пределах
собственной компетенции.
2. Текущие планы законопроектных работ составляются на один год.
В случае необходимости разрабатываются перспективные планы
законопроектных работ сроком на два года и более, в которых
определяются основные направления развития законодательства
автономного округа, а также мероприятия по систематизации законов
автономного округа. Положения, включенные в перспективные планы
законопроектных работ, учитываются и конкретизируются при подготовке
текущих планов.
3. Предложения для включения в текущие и перспективные планы
законопроектных работ разрабатываются депутатами, комитетами и
Ассамблеей представителей коренных малочисленных народов Севера Думы
автономного округа, Губернатором и Правительством автономного округа,
иными органами государственной власти и органами местного
самоуправления. (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ от 31.01.2011 г. N 2-оз) 4. Планирование правотворческой деятельности не исключает
принятия нормативных правовых актов, не содержащихся в утвержденных
планах.
Статья 26. Согласованное осуществление правотворческой
деятельности
1. Органы государственной власти автономного округа осуществляют
согласованную правотворческую деятельность и координируют ее с
правотворческой деятельностью федеральных органов государственной
власти.
2. Губернатор автономного округа и Председатель Думы автономного
округа обеспечивают согласованность правотворческой деятельности
органов государственной власти автономного округа.
3. Губернатор и Правительство автономного округа могут направлять
в Думу автономного округа своего полномочного представителя.
Представитель Губернатора и Правительства автономного округа в
Думе вправе беспрепятственно в приоритетном порядке излагать позицию
представляемых правотворческих органов автономного округа при
рассмотрении законопроектов в комитетах Думы автономного округа. (В
редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 31.01.2011 г. N 2-оз)
Статья 27. Предложения о разработке нормативных правовых актов
автономного округа
1. Субъекты правотворческой, в том числе законодательной,
инициативы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры вправе
вносить в соответствующий правотворческий орган предложения о
разработке нормативных правовых актов.
2. Письменное предложение субъекта правотворческой
(законодательной) инициативы автономного округа о разработке
нормативного правового акта направляется руководителю соответствующего
правотворческого органа.
3. Письменное предложение должно содержать:
1) статус (вид) предлагаемого к разработке нормативного правового
акта;
2) обоснование необходимости принятия данного нормативного
правового акта с указанием предмета правового регулирования, а также
концепции нормативного правового акта, в которой дается характеристика
и указываются цели будущего акта, излагаются его основные положения,
анализируются предполагаемые последствия проектируемых норм,
приводится примерная структура акта.
Статья 28. Создание рабочих групп по подготовке проектов законов
и иных нормативных правовых актов автономного округа
1. Правотворческие органы могут создавать рабочие группы по
подготовке проектов нормативных правовых актов автономного округа.
2. Рабочая группа по подготовке проекта закона автономного округа
может быть создана по совместному решению Думы автономного округа и
Правительства автономного округа и включать в себя депутатов Думы
автономного округа, членов Правительства автономного округа,
представителей исполнительных органов государственной власти,
квалифицированных специалистов.
3. Разработка проектов нормативных правовых актов организуется на
основе сбора и анализа информации, проведения расчетов,
социологических исследований, оценки вариантов и выбора лучшего.
Статья 29. Подготовка проектов нормативных правовых актов
специалистами
1. Правотворческий орган может заключить договор о подготовке
первоначального проекта нормативного правового акта с научными
циями";, отдельными учеными, специалистами или их творческими коллективами. (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ от 30.09.2013 г. N 86-оз) 2. Правотворческий орган вправе поручать подготовку
альтернативных проектов нескольким органам, 2 организациям, отдельным
лицам, а также объявлять конкурсы на лучший проект. (В редакции ЗАКОНА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 30.09.2013 г. N 86-оз) 3. Финансирование правотворческой деятельности осуществляется за
счет средств бюджета автономного округа.
Статья 30. Публичные слушания проектов нормативных правовых актов
При разработке проектов нормативных правовых актов
правотворческими органами могут проводиться публичные слушания по
данным проектам с привлечением заинтересованных организаций и лиц, а
также соответствующих специалистов и экспертов. Замечания и
предложения по итогам публичных слушаний учитываются при доработке
проектов.
Статья 31. Обсуждение проектов нормативных правовых актов через
средства массовой информации
1. Проекты нормативных правовых актов могут выноситься
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|