Расширенный поиск

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.11.2013 № 964-П

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

26 ноября 2013 г.                                                                             964-П

г. Салехард

 

 

Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого

автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса,

рыбного хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 – 2020 годы»

 

 

В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Федерального закона от 14 мая 1993 года № 4979-I «О ветеринарии», постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 сентября 2012 года № 749-П «Об утверждении Порядка разработки, реализации, оценки эффективности и корректировки государственных программ Ямало-Ненецкого автономного округа»,

 в целях обеспечения общей координации  развития агропромышленного комплекса, торговли, продовольствия и реализации полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере ветеринарии Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 – 2020 годы».

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ситникова А.В.

 

 

Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа                                 Д.Н. Кобылкин

 

 

 


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 26 ноября 2013 года № 964-П

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие агропромышленного

комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

на 2014 – 2020 годы»

 

 

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Ответственный исполнитель Государственной программы

департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа

Соисполнители Государственной программы 

департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа

 

служба ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа

Цели Государственной программы

обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства, торговли и сельских территорий, а также обеспечение продовольственной безопасности и эпизоотического благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа

Задачи Государственной программы 

1. Сохранение и устойчивое развитие сельского хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе традиционных отраслей.

2. Сохранение и дальнейшее развитие рыболовного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа.

3. Развитие системы продовольственного обеспечения региона,  гарантирующей наличие на продовольственном рынке качественных продуктов питания.

4. Создание научных, кадровых и организационно-правовых, а также финансовых основ для

совершенствования кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого  автономного округа.

 

5. Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

6. Устойчивое развитие сельских территорий, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности  Ямало-Ненецкого автономного округа.

7. Финансовое обеспечение и сопровождение реализации Государственной программы

Сроки реализации Государственной программы

2014 – 2020 годы

Целевые  показатели эффективности реализации Государственной программы

1. Доля прибыльных предприятий агропромышленного комплекса и рыбного хозяйства от общего числа предприятий отрасли с учетом государственной поддержки.

2. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве.

3. Доля производства продукции в агропромышленном комплексе и рыбном хозяйстве в общем объеме валового регионального продукта Ямало-Ненецкого автономного округа

Программно-целевые инструменты

целевая  программа ведомства «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 – 2014 годы», утвержденная постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря

2012 года № 1141-П

Подпрограммы

1. Подпрограмма 1 «Развитие северного оленеводства, переработки и реализации продукции оленеводства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 – 2020 годы».

2. Подпрограмма 2 «Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 – 2020 годы».

3. Подпрограмма 3 «Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 – 2020 годы».

 

4. Подпрограмма 4 «Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа» на 2014 – 

2020 годы».

5. Подпрограмма 5 «Обеспечение продовольственной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 – 2016 годы».

6. Подпрограмма 6 «Устойчивое развитие сельских территорий Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 – 2020 годы».

7. Подпрограмма 7 «Предупреждение распространения карантинных и особо опасных болезней животных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 – 2020 годы».

8. Подпрограмма 8 «Обеспечение реализации государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа»

Ресурсное обеспечение Государственной программы

общий объём финансирования Государственной  программы за счёт средств окружного бюджета составит  23 178 213 тыс. руб.,

(федеральный бюджет – 798 801 тыс. руб. (справочно)):

2014 год – 4 400 284 тыс. руб.;

2015 год – 4 515 066 тыс. руб.;

2016 год – 3 681 031 тыс. руб.;

2017 год – 2 645 458 тыс. руб.;

2018 год – 2 645 458 тыс. руб.;

2019 год – 2 645 458 тыс. руб.;

2020 год – 2 645 458 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

в ходе выполнения комплекса мероприятий будут созданы предпосылки для вывода аграрной экономики Ямало-Ненецкого автономного округа на качественно новый уровень роста производства сельскохозяйственной продукции, повышения эффективности и рентабельности агропромышленного производства, социального обновления села, обеспечения безопасности сельскохозяйственной продукции и стабилизации эпизоотической ситуации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Реализация мероприятий Государственной

программы и использование программно-целевых

инструментов позволят:

 

- выполнить задачи перехода аграрной экономики

Ямало-Ненецкого автономного округа на новые стандарты в рамках требований Всемирной торговой организации (далее – ВТО);

- создать условия для глубокой переработки продукции сельского хозяйства путём реализации инвестиционных и инновационных проектов;

- внедрить в производство новые технологии для получения продукции с высокой добавленной стоимостью;

- создать систему продовольственной безопасности для жителей Ямало-Ненецкого автономного округа;

- снизить заболеваемость животных заразными, в том числе особо опасными, карантинными болезнями, создающими угрозу здоровью населения и экономический ущерб от заболеваний животных;

- смягчить последствия сезонных вспышек природно-очаговых болезней.

На основе экономического роста в агропромышленном производстве будет обеспечено развитие других отраслей народного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа, повышение инвестиционной активности и занятости населения. Повысятся доходы работников сельского хозяйства и уровень жизни сельского населения Ямало-Ненецкого автономного округа

 

I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы

социально-экономического развития Ямало-Ненецкого

автономного округа

 

Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства, торговли и продовольствия, обеспечения эпизоотического благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) и безопасности производимой сельскохозяйственной продукции в ветеринарно-санитарном отношении, а также финансовое обеспечение мероприятий (предусматривается софинансирование из средств федерального бюджета, средств окружного бюджета, внебюджетных источников), механизмы реализации и показатели их результативности.

За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и комплексной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 – 2012 годы», утвержденной постановлением Администрации автономного округа от 26 июня 2008 года № 314-А, был обеспечен рост производства мяса всех видов на 21,2%, молока – на 20,6%.

Агропромышленный комплекс автономного округа представлен традиционными отраслями хозяйствования коренных малочисленных народов Севера – оленеводством, рыбодобычей и охотпромыслом, но в настоящее время назрела необходимость расширенного и комплексного подхода развития сельскохозяйственного производства с внедрением комплексов по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, высокотехнологичных проектов по растениеводству, развитию тепличных хозяйств, сбору и переработке дикоросов, молочному животноводству, свиноводству, птицеводству и реализации оптимальных транспортно-логистических проектов.

На территории автономного округа производством сельскохозяйственной продукции занимаются 96 хозяйств с различной организационно-правовой формой собственности, 64 крестьянско-фермерских хозяйства и общин и более 3 000 личных хозяйств оленеводов. В агропромышленном комплексе автономного округа занято около 14 тысяч человек, из них 90% составляют коренные малочисленные народы Севера.

Основной традиционной отраслью сельского хозяйства на Ямале является оленеводство. В тундре и таежной части территории автономного округа выпасается крупнейшее в мире стадо домашнего северного оленя (около 700 тысяч голов), что составляет около 50% от общероссийской численности и занимает первое место среди субъектов Российской Федерации.

Наряду с традиционными видами хозяйствования в автономном округе развиваются другие отраслевые направления, такие как молочное скотоводство, картофелеводство и овощеводство; заготовка и переработка дикоросов, звероводство и свиноводство.

Организациями агропромышленного комплекса автономного округа производится более 8 тыс. тонн мяса всех видов, молока – более 2 тысяч тонн, ежегодно заготавливается около 55 тонн дикоросов (ягод).

Другая традиционная отрасль для автономного округа – рыбодобывающая.

В многочисленных реках и озерах автономного округа обитает 33 вида рыб, 25 из которых промысловые. В автономном округе сосредоточено около трети мировых запасов рыбы ценных сиговых пород. Более тридцати лет назад только вылов ценных пород рыб в автономном округе составлял около 14 тыс. тонн. Сейчас добывается всего лишь 7,8 тыс. тонн рыбы всех видов.

Основными проблемами развития агропромышленного комплекса и  рыбного хозяйства являются:

- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, используемые в сельхозпроизводстве, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры;

- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов;

- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;

- возрастающее индустриальное освоение региона, введение новых масштабных месторождений на наиболее важных участках воспроизводства сиговых рыб (Обская и Тазовская губы, уральские притоки, верховья реки Таз);

- увеличение браконьерского лова, уровень которого сопоставим с легальным промысловым выловом и даже превышает его.

Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства имеют важное значение для обеспечения продовольственной безопасности населения, проживающего в условиях Крайнего Севера.

Решение вопросов обеспечения продовольственной безопасности связано не только с эффективным развитием агропромышленного производства, но и с состоянием потребительского рынка и организацией продовольственного снабжения в автономном округе.

Особенности организации потребительского рынка автономного округа обусловлены географическим положением, природно-климатическими условиями и уровнем развития транспортной инфраструктуры. Данное направление является одной из важнейших сфер экономической деятельности региона, обеспечивающей благополучие жизнедеятельности населения автономного округа. Состояние, структура, тенденции и динамика развития сферы торговли напрямую отражают социально-экономическую ситуацию в регионе.

Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию торгово-заготовительной деятельности на территории автономного округа, является недостаточно развитая инфраструктура, включающая в себя базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, что препятствует развитию инфраструктуры сектора торговли и, как следствие, отсутствие развитых логистических компаний, дистрибьюторов и оптовых поставщиков. К проблемам в области инфраструктуры можно отнести:

- недостаточно развитые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли;

- недостаточный уровень развития заготовительной деятельности;

- наличие большого числа посредников между производителями и торговыми организациями.

Отсутствие в достаточном количестве объектов торгово-заготовительной инфраструктуры приводит к ухудшению качества снабжения населения и снижению продовольственной безопасности.

Одной из основных стратегических задач развития агропромышленного комплекса автономного округа является расширение доли современных перерабатывающих производств в традиционных отраслях хозяйствования и увеличение отраслевых направлений, имеющих не только социальную значимость, но и экономическую эффективность. Определяющим итогом реализации Программы будет являться рост производительности труда в отрасли, сокращение прямого субсидирования производителей и создание конкурентной среды, которая позволит обеспечить переход сельскохозяйственных предприятий от убыточности к получению прибыли от основной деятельности и исполнению требований ВТО.

Необходимо постепенное внедрение механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных производителей, основанных на принципах экономического стимулирования. Государственная поддержка агропромышленного комплекса должна характеризоваться не только абсолютными количественными показателями, но и качественным выверенным приложением в приоритетные направления развития. Основой для перехода на адресную государственную поддержку должны стать закрепленные законодательством механизмы финансового стимулирования предприятий агропромышленного комплекса  на основе результатов хозяйственной деятельности.

 В дальнейшем целесообразно рассматривать возможность перехода на субсидирование потребителей сельскохозяйственной продукции и одновременно создания понятной регулируемой законодательством экономической среды для функционирования эффективных сельскохозяйственных предприятий.

В рамках реализации Государственной программы предполагается поддерживать и инициировать новые бизнес-проекты, направленные на создание конкурентоспособных производств, производящих экологически чистую продукцию в области животноводства, птицеводства, тепличного хозяйства, заготовки и переработки дикоросов, глубокой переработки продукции сельского и рыбного хозяйства по системе замкнутого цикла с реализацией как внутри региона, так и за его пределами.

Кроме того, развитие сельскохозяйственного производства невозможно без комплексного развития сельских территорий, создания благоприятных комфортных условий жизнедеятельности сельского населения, повышения качества жизни и престижа трудовой деятельности в агропромышленном комплексе. В связи с этим необходимо проводить последовательную государственную политику в области развития сельских территорий путем реализации программных мероприятий с привлечением средств всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в том числе софинансирования по Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013 –  2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, а также внебюджетных источников в рамках реализации проектов частно-государственного партнерства с предприятиями топливно-энергетического комплекса.

 

II. Перечень мероприятий Государственной программы

 

Для достижения заявленной цели и решения поставленных задач Государственной программы предусмотрена реализация одной целевой программы ведомства, которая является программно-целевым инструментом, –целевая программа ведомства «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 – 2014 годы», утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 24 декабря 2012 года № 1141-П, и 8 подпрограмм, в том числе:

1) «Развитие северного оленеводства, переработки и реализации продукции оленеводства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 – 2020 годы»;

2) «Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 – 2020 годы»;

3) «Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 – 2020 годы»;

4) «Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа» на 2014 – 2020 годы»;

5) «Обеспечение продовольственной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 – 2016 годы»;

6) «Устойчивое развитие сельских территорий Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 – 2020 годы»;

7) «Предупреждение распространения карантинных и особо опасных болезней животных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 – 2020 годы»;

8) «Обеспечение реализации государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа».

Предусмотренные в рамках каждой из подпрограмм системы целей, задач и мероприятий в комплексе наиболее полным образом охватывают весь диапазон заданных приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса и торговли и в максимальной степени будут способствовать достижению целей и конечных результатов настоящей Государственной программы.

Обоснование объемов финансирования представлено в приложении № 1 к настоящей Государственной программе.

 

III. Методика расчёта показателей Государственной программы

 

Перечень целевых показателей Государственной программы с распределением плановых значений по годам её реализации приведен в приложении № 2 к настоящей Государственной программе.

 

Доля прибыльных предприятий агропромышленного комплекса и рыбного хозяйства от общего числа предприятий отрасли с учетом государственной поддержки

Единица измерения

%

Определение показателя

Отношение количества предприятий агропромышленного комплекса и рыбного хозяйства,  имеющих прибыль от хозяйственной деятельности по итогам отчетного года с учетом государственной поддержки, к общему количеству предприятий отрасли, включенных в сводную годовую отчетность

Алгоритм формирования показателя

 

Дп = Ппр/Побщ х 100%

Наименование и определение базовых показателей

Буквенное обозначение в формуле расчета

Целевое значение показателя является тем уровнем, который должен обеспечить субъект бюджетного планирования в течение планового периода.

Перевыполнение планового значения показателя является положительной динамикой, невыполнение – отрицательной

Количество предприятий агропромышленного комплекса и рыбного хозяйства, имеющих прибыль от хозяйственной деятельности по итогам отчетного года с учетом государственной поддержки

Ппр

Общее количество предприятий отрасли, включенных в сводную годовую отчетность

Побщ

 

Показатель формируется на основании сводной годовой бухгалтерской отчетности предприятий отрасли.

 

Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве

Единица измерения

%

Определение показателя

Отношение годового фонда начисленной заработной платы работников сельского хозяйства  автономного округа  к среднесписочной численности работников сельского хозяйства и количеству месяцев в периоде

Алгоритм формирования показателя

СрНзп = ФОТ/Чр/12 мес.

Наименование и определение базовых показателей

Буквенное обозначение в формуле расчета

Целевое значение показателя является тем уровнем, который должен обеспечить субъект бюджетного планирования в течение планового периода.

Перевыполнение планового значения показателя является

Годовой фонд начисленной заработной платы работников сельского хозяйства автономного округа

ФОТ

Среднесписочная численность работников сельского хозяйства автономного округа

Чр

положительной динамикой, невыполнение – отрицательной

 

Показатель определяется на основании статистической отчетности «Численность и оплата труда работников организаций автономного округа» (с учетом субъектов малого предпринимательства) за январь – декабрь отчетного года. Сбор данных осуществляется в соответствии с формой № 4-П «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за январь – декабрь отчетного года.

 

Доля производства продукции в агропромышленном комплексе и рыбном хозяйстве в общем объеме валового регионального продукта (далее – ВРП) автономного округа

Единица измерения

%

Определение показателя

Отношение объема произведенной продукции в агропромышленном комплексе и рыбном хозяйстве за отчетный год  к общему значению ВРП автономного округа

Алгоритм формирования показателя

Дапк = Папк/ВРП х 100%

Наименование и определение базовых показателей

Буквенное обозначение в формуле расчета

Целевое значение показателя является тем уровнем, который должен обеспечить субъект бюджетного планирования в течение планового периода.

Перевыполнение или сохранение на уровне прошлого года  значения показателя является положительной динамикой

Объем произведенной продукции в агропромышленном комплексе и рыбном хозяйстве автономного округа за отчетный год (млн. руб.)

Папк

ВРП автономного округа (млн. руб.)

за отчетный год

ВРП

 

Показатель определяется на основании данных статистического доклада «Социально-экономическое развитие Ямало-Ненецкого автономного округа» за отчетный год и прогнозных данных об объеме ВРП.

 

IV. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

 

Настоящая Государственная программа является инструментом общего государственного регулирования и развития агропромышленного комплекса автономного округа.

В ходе выполнения комплекса мероприятий будут созданы предпосылки для вывода аграрной экономики автономного округа на качественно новый уровень роста производства сельскохозяйственной продукции, повышения эффективности и рентабельности агропромышленного производства, инфраструктурное развитие сельских территорий и социального обновления села.

Мероприятия Государственной программы и использование программно-целевых инструментов позволят выполнить задачи перехода аграрной экономики автономного округа на новые стандарты в рамках требований ВТО, создадут условия для глубокой переработки продукции сельского хозяйства, внедрения биотехнологий и получения продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечат создание системы продовольственной безопасности для жителей автономного округа, снизят заболеваемость животных заразными, в том числе особо опасными, карантинными болезнями, создающими угрозу здоровью населения, и экономический ущерб от заболеваний животных и смягчат последствия сезонных вспышек природно-очаговых болезней.

На основе экономического роста в агропромышленном производстве будет обеспечено развитие других отраслей народного хозяйства автономного округа, повышение инвестиционной активности и занятости населения. Повысятся доходы работников сельского хозяйства и уровень жизни сельского населения автономного округа.

 

Подпрограммы Государственной программы

 

Подпрограмма «Развитие северного оленеводства, переработки и реализации продукции оленеводства Ямало-Ненецкого автономного округа

на 2014 – 2020 годы»

 

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ 1

 

Ответственный исполнитель Подпрограммы 1

департамент агропромышленного комплекса торговли и продовольствия автономного округа

Соисполнитель Подпрограммы 1

департамент строительства и жилищной политики автономного округа

Цель Подпрограммы 1

комплексное развитие и повышение эффективности производства оленеводческой продукции и продуктов ее переработки

Задачи

Подпрограммы 1

1. Увеличение объемов производства продукции оленеводства.

2. Развитие переработки продукции оленеводства

Сроки реализации Подпрограммы 1

2014 – 2020 годы

Целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы 1

1. Валовое производство мяса оленей в организациях агропромышленного комплекса.

2. Сохранность взрослого поголовья оленей.

3. Деловой выход молодняка оленей.

4. Количество реализованной пищевой продукции оленеводства на перерабатывающих комплексах.

5. Количество введенных объектов строительства, относящихся к развитию оленеводства

Основные направления реализации Подпрограммы 1

1. Транспортное обеспечение специалистов для своевременного выполнения работ по просчету оленей.

2. Приобретение просчетных коралей и ограждающих изгородей.

3. Развитие перерабатывающей базы.

4.  Приобретение транспортных средств и оборудования.

5. Обустройство факторий.

6. Научно-исследовательские и опытно-

конструкторские работы.

7. Мероприятия по государственной поддержке оленеводства.

8. Государственная поддержка факторий, доставка

 

товаров на фактории, обеспечение дровами тундрового населения из числа коренных малочисленных народов Севера.

9. Обеспечение деятельности  государственного казенного учреждения автономного округа «Дирекция по развитию сельских территорий».

10. Обеспечение деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования автономного округа «Ямальский полярный агроэкономический техникум».

11. Строительство объектов, относящихся к развитию оленеводства

Ресурсное обеспечение Подпрограммы 1

общий объём финансирования Подпрограммы 1

за счёт средств окружного бюджета составит

7 788 203 тыс. руб., в т.ч. по годам:

2014 год – 1 106 319 тыс. руб.;

2015 год – 1 122 476 тыс. руб.;

2016 год – 1 128 880 тыс. руб.;

2017 год – 1 107 632 тыс. руб.;

2018 год – 1 107 632 тыс. руб.;

2019 год – 1 107 632 тыс. руб.;

2020 год – 1 107 632 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 1

- валовое производство мяса оленей в организациях агропромышленного комплекса – 4 600 тонн;

- сохранность взрослого поголовья оленей – 92%;

- деловой выход молодняка оленей – 68,5%;

- количество реализованной пищевой продукции оленеводства на перерабатывающих комплексах –

1 359 тонн;

- количество введенных объектов строительства, относящихся к оленеводству, – 1 единица

 

I. Характеристика текущего состояния северного оленеводства,

переработки и реализации продукции оленеводства

в автономном округе

 

Автономный округ – крупнейший в территориальном и экономическом отношении регион Севера России. Сельское хозяйство автономного округа в силу естественно-климатических условий ориентировано в первую очередь на традиционные отрасли – оленеводство, звероводство, промыслы, которые являются основной формой хозяйственной деятельности значительной части коренного населения, источником сохранения традиционного образа жизни, культуры, этнических и экологических традиций коренных малочисленных народов Севера.

Наиболее важными проблемами развития северного домашнего оленеводства являются:

низкие качественные показатели северного оленеводства: сохранность взрослого поголовья оленей, делового выхода телят, реализация животных на убой с низкими весовыми кондициями;

- отсутствие необходимого количества современных убойных цехов и мощностей по глубокой переработке продукции оленеводства, отвечающих международным требованиям, что сдерживает переход подотрасли на инновационный путь развития;

финансовая неустойчивость оленеводства, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- отсутствие системного регулирования численности хищных зверей и птиц, а также дикого северного оленя, что оказывает отрицательное влияние на эпизоотическую обстановку в оленеводческих хозяйствах;

- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

На 01 января 2013 года в автономном округе функционируют 96 хозяйств с различной организационно-правовой формой, 50 общин и более 3 000 хозяйств оленеводов-частников.

Численность северного оленя, выпасающегося в автономном округе, на 01 января 2013 года составляет 704 тыс. голов, в том числе в сельхозпредприятиях – 330,3 тыс. голов и в хозяйствах населения – 373,7 тыс. голов.

Ежегодно в автономном округе в целом производится около 7 тыс. тонн оленьего мяса в живом весе. Следует отметить, что продукция оленеводства реализуется в основном на внутреннем рынке и лишь 14,5% – на внешнем рынке, по сравнению с аналогичными ее видами в зарубежных странах.

Главная особенность оленеводства автономного округа заключается в том, что 53% всего поголовья оленей находится в хозяйствах населения и только 47% голов в собственности сельхозпредприятий. В таких районах, как Тазовский (81,1%), Ямальский (43,3%), Приуральский (70%), олени находятся преимущественно в собственности населения.

За период действия окружной долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства на 2011 – 2013 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 27 декабря 2010 года № 562-П, достигнуты значительные результаты: наблюдается рост производства, увеличиваются продуктивность и производительность труда, производится обновление основных фондов и восстановление инфраструктуры отрасли, достигнута небольшая самообеспеченность по основным продуктам питания, произошел рост экспорта продукции оленеводства.

За период 2010 – 2013 годов поголовье оленей в сельскохозяйственных организациях увеличилось на 52 тыс. голов или на 7,5%.

Оленеводство, выполняя социальную функцию сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, должно быть экономически эффективным. На долю автономного округа приходится почти половина производства оленей на убой в Российской Федерации. Таким образом, автономный округ, обладая самым многочисленным стадом оленей в стране, должен стать лидером на российском рынке в производстве продукции из оленины, при этом не только по количественным показателям производства оленины, но и по качественным. Основным направлением развития оленеводства в автономном округе становится углубленная переработка продукции оленеводства и расширение ассортимента производимой продукции. Для этого необходимо активно продолжать работу по развитию высокотехнологичных перерабатывающих производств.

На территории автономного округа проживает более 36 тыс. человек из числа коренных малочисленных народов Севера, из них 15 тыс. человек ведут кочевой образ жизни, обусловленный спецификой их рода занятия.

В целях обеспечения благосостояния и социальной защищенности коренного населения необходимо создание и обеспечение рабочими местами.

Основным продуктом питания, которым обеспечивает сельское хозяйство население автономного округа, является мясо оленей и продукты его переработки. Для повышения качества выпускаемой продукции оленеводства и ее конкурентоспособности в ряде муниципальных образований в автономном округе (Ямальский район, Приуральский район, Надымский район, Тазовский район) ведётся строительство и модернизация объектов по переработке и производству продукции оленеводства.

Для сохранения поголовья оленей ненецкой породы с приумножением их породных качеств в автономном округе необходимо развивать селекционно-племенную работу.

Организация и проведение племенного учета требует определенных финансовых и трудовых затрат. Так для улучшения ведения зоотехнического учета в стадах, проведения оценки качества потомства при проведении мероприятий племенной работы необходимо приобретение и строительство коралей. Помимо этого для повышения сохранности стада северных оленей и сокращения потерь животных в лесной зоне необходимо строительство ограждающих изгородей.

Сохранение северного оленеводства как системы этнической культуры требует проведение научного анализа и разработки новой концепции ведения оленеводства, в том числе его инновационного развития.

 

II. Перечень мероприятий Подпрограммы 1

 

Мероприятия соответствуют полномочиям автономного округа (подпункт 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

1. Транспортное обеспечение своевременного выполнения специалистами работ по просчету оленей.

Мероприятие, связанное с организацией и своевременной доставкой специалистов предприятий и департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа (далее – департамент АПК и ТиП) авиационным транспортом в труднодоступные места для проведения работ по просчету и межбригадному обмену оленей, проведение бонитировки оленей, выбраковки их на убой, мечение животных, а также оценки состояния кормовой базы.

2. Приобретение просчётных коралей и ограждающих изгородей.

В рамках осуществления мероприятия настоящей Подпрограммой 1  предусмотрено:

- приобретение просчетных коралей, необходимых для проведения бонитировки и учета оленей. Реализация мероприятия позволит обновить существующие ветхие корали и установить новые в местах просчета оленей;

- приобретение ограждающих изгородей. Мероприятие направлено на повышение сохранности стада северных оленей в лесной зоне.

3. Развитие перерабатывающей базы.

В течение последних лет наблюдается значительный рост заготавливаемого мяса, в связи с чем остро встает необходимость в развитии перерабатывающей базы на уже функционирующих объектах. В рамках данного мероприятия планируется приобретение холодильного оборудования и необходимого производственного оборудования для расширения объёмов выпускаемой продукции.

4. Приобретение транспортных средств и оборудования.

В целях обеспечения доставки специалистов в отдаленные оленеводческие бригады, а также доставки грузов, продуктов питания, обновления изношенных технических средств необходима новая современная вездеходная техника. Этим целям соответствует приобретаемая техника, которая предназначена для транспортировки людей, различного оборудования, грузов и при монтаже различных модулей и агрегатов машиной специального назначения в условиях отсутствия дорог и ограниченной проходимости.

В рамках данного мероприятия планируется приобретение техники для организации рабочего процесса на вновь вводимых убойных комплексах. Кроме того, предусмотрено обновление существующего парка автотранспортных средств оленеводческих хозяйств.

5. Обустройство факторий.

В автономном округе необходимо возрождение торгово-заготовительных пунктов в виде факторий, территориально приближенных к оленеводческим хозяйствам, к родовым, семейным, личным хозяйствам местного населения, т.е. к местам производства и заготовки продукции. В них будут обеспечиваться завоз, накопление и доставка к территориям традиционного природопользования продовольствия, снаряжения и товаров производственно-бытового назначения, а также оказываться ряд культурно-бытовых и социальных услуг. Фактории будут осуществлять функции приема, накопления, первичной переработки, хранения и подготовки к транспортировке продукции оленеводства и промыслов (Закон автономного округа от 28 декабря 2005 года № 113-ЗАО «О факториях в Ямало-Ненецком автономном округе»).

В крупных факториях возможны монтаж и установка цехов по переработке закупленной продукции в готовые товарные формы и полуфабрикаты. В небольших факториях достаточно производить первичную обработку продукции.

Реализация мероприятия позволит обустроить фактории, в том числе поставить мобильные жилые дома, фельдшерско-акушерские пункты, а также приобрести и установить оборудование мини-пекарен, дизель-генераторов, что позволит улучшить уровень жизни коренных малочисленных народов Севера.

6. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Для успешной реализации основных задач, определяемых Подпрограммой 1, необходимо ее научное сопровождение, то есть выполнение таких научно-исследовательских работ, которые будут способствовать получению планируемых результатов.

Предполагается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на сохранение и рациональное использование биоресурсов.

Развитие биотехнологий позволит создать высокорентабельное производство с высокотехнологичной продукцией в агропромышленном комплексе автономного округа, заменив стратегию количественного роста поголовья на стратегию глубокой переработки продукции оленеводства с созданием новых товаров с высокой добавленной стоимостью. Переработка эндокринно-ферментного сырья по сравнению с переработкой мяса позволит увеличить прибыль оленеводческих предприятий в 50 раз (экспертная оценка).

Разрабатывается инновационный проект по реализации и внедрению биотехнологий в части строительства завода по переработке эндокринно-ферментного и специального сырья, полученного на основе глубокой переработки продукции оленеводства в автономном округе.

Целью работ является повышение экономической эффективности использования ресурсного потенциала агропромышленного комплекса автономного округа.

7. Мероприятия по государственной поддержке оленеводства.

Субсидии субъектам государственной поддержки предоставляются по следующим направлениям:

7.1. субсидии на поддержку северного оленеводства:

- субсидии на содержание северных оленей предоставляются по установленной ставке на одну голову северного оленя. Мера государственной поддержки направлена на развитие основной традиционной отрасли, а также сохранение традиционного уклада жизни и занятости кочующего населения, проживающего в автономном округе;

- субсидии на производство мяса оленей предоставляются по ставке за одну тонну реализованного мяса в убойном весе. Мера государственной поддержки направлена на обеспечение населения автономного округа основным продуктом питания – олениной;

- субсидии на переработку животноводческой продукции предоставляются по ставке за одну тонну реализованной продукции. Мера поддержки направлена на увеличение объёмов производства продукции из мяса оленя;

- субсидии на заготовленное мясо оленей предоставляются по ставке за одну тонну реализованного мяса оленей в целях стимулирования закупа мяса оленей у общин и оленеводов-частников;

7.2. субсидии на племенное животноводство.

Предоставляются на содержание племенного маточного поголовья северных оленей по ставке на одну условную голову исходя из планируемого племенного маточного поголовья; направлены на возмещение затрат на содержание племенного маточного поголовья северных оленей, на обновление поголовья оленей. Реализация данного мероприятия направлена на формирование племенной работы, обновление поголовья, увеличение производства высококачественной племенной продукции;


Информация по документу
Читайте также