Расширенный поиск
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2012 № 1141-ППРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ 24.12.2012 г. N 1141-П г. Салехард Об утверждении целевой программы ведомства "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013-2014 годы" В целях реализации полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере ветеринарии Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую целевую программу ведомства "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2014 годы". 2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2013 года. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мискевича Е. В. Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2012 года N 1141-П ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ВЕДОМСТВА "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2014 годы" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ---------------------------------------------------------------------------- | Наименование | служба ветеринарии | | субъекта бюджетного | Ямало-Ненецкого автономного округа | | планирования | | |-----------------------+--------------------------------------------------| | Наименование | целевая программа ведомства "Обеспечение | | Программы | эпизоотического и ветеринарно-санитарного | | | благополучия на территории Ямало-Ненецкого | | | автономного округа на 2013-2014 годы" | | | (далее - Программа) | |-----------------------+--------------------------------------------------| | Цели и задачи | цель: | | | обеспечение эпизоотического и ветеринарно- | | | санитарного благополучия на территории | | | Ямало-Ненецкого автономного округа. | | | Задачи: | | | 1) предупреждение и ликвидация заразных и | | | незаразных болезней животных на территории | | | Ямало-Ненецкого автономного округа; | | | 2) обеспечение безопасности продукции | | | животноводства в ветеринарно-санитарном | | | отношении; | | | 3) развитие кадрового потенциала в сфере | | | ветеринарии; | | | 4) разработка высокоэффективных, научно- | | | обоснованных и экономически целесообразных | | | методов профилактики и терапии болезней | | | животных | |-----------------------+--------------------------------------------------| | Целевые индикаторы | заболеваемость северных оленей бруцеллезом в | | и показатели | хозяйствах Тазовского района. | | | Заболеваемость северных оленей цистицеркозами. | | | Экстенсивность поражения подкожным оводом. | | | Доля продукции оленеводства, не соответствующей | | | требованиям качества и безопасности. | | | Доля оленеводческих хозяйств населения | | | Ямало-Ненецкого автономного округа, охваченных | | | ветеринарными мероприятиями. | | | Доля специалистов государственной ветеринарной | | | службы Ямало-Ненецкого автономного округа, | | | прошедших повышение квалификации | |-----------------------+--------------------------------------------------| | Характеристика | мероприятия по снижению заболеваемости | | программных | инфекционными, инвазионными и незаразными | | мероприятий | болезнями животных. | | | Обеспечение безопасности продукции и сырья | | | животного происхождения. | | | Развитие кадрового потенциала в сфере | | | ветеринарии. | | | Выполнение научно-исследовательских работ | |-----------------------+--------------------------------------------------| | Сроки реализации | 2013 - 2014 годы | |-----------------------+--------------------------------------------------| | Объемы финансирования | общий объем финансирования | | всего, в т. ч.: | 36 000,0 тыс. рублей; | | текущая деятельность | 27 800,0 тыс. рублей; | | НИОКР | 8 200,0 тыс. рублей | |-----------------------+--------------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | выполнение мероприятий Программы позволит | | результаты реализации | снизить заболеваемость животных заразными, | | Программы | в том числе особо опасными, карантинными | | | болезнями, создающими угрозу здоровью | | | населения, смягчить последствия сезонных вспышек | | | природно-очаговых болезней, снизить | | | экономический ущерб | | | от заболеваний животных. | | | Расширение мер по лабораторному мониторингу | | | пищевой продукции позволит усилить надзор за | | | безопасностью продукции, снизить риск | | | заболеваний и отравлений среди населения. | | | Исполнение рекомендаций официальных органов | | | Комиссии Европейского Союза создаст | | | необходимые условия для повышения | | | конкурентоспособности животноводческой | | | продукции на рынках стран-участниц | | | Европейского Союза. | | | Мероприятия по развитию кадрового потенциала | | | позволят повысить профессиональный уровень | | | ветеринарных работников и эффективность | | | деятельности ветеринарной службы | | | Ямало-Ненецкого автономного округа в | | | установленной сфере деятельности. | | | Проведение научных разработок и современных | | | технологий позволит обеспечить применение на | | | практике инновационных, современных и | | | высокоэффективных методов профилактики, | | | диагностики и лечения болезней животных, | | | направленных на обеспечение эпизоотического и | | | ветеринарно-санитарного благополучия | | | территории Ямало-Ненецкого автономного округа | ---------------------------------------------------------------------------- I. Характеристика проблемы (задачи), на решение которой направлена Программа Профилактика и ликвидация вирусных, инфекционных и инвазионных заболеваний является одним из основных факторов, способствующих повышению эффективности и рентабельности отраслей животноводства. Целевая программа ведомства "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2012 годы" (далее - Программа на 2011 - 2012 годы), утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 01 ноября 2010 года N 336-П, реализуемая службой ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - служба ветеринарии, автономный округ) определяла следующие основные задачи: организация и выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и незаразных болезней животных на территории автономного округа; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, повышение качества животноводческой продукции; внедрение высокоэффективных научно обоснованных, экономически целесообразных методов и средств профилактики и терапии болезней животных; укрепление материально-технической базы учреждений государственной ветеринарной службы автономного округа. В ходе реализации мероприятий Программы на 2011-2012 годы в 2011 году достигнуты следующие результаты: заболеваемость северных оленей цистицеркозами составила 10,8%; доля продукции оленеводства, не соответствующей требованиям качества и безопасности, составила 0,15%, что обусловлено снижением заболеваемости северных оленей цистицеркозами; показатель экстенсивности поражения северных оленей подкожным оводом снизился на 9,7% и составил 10,3%; объемы лабораторных исследований составили 24 469 исследований, что связано с увеличением количества отобранных проб у северных оленей, принадлежащих оленеводческим хозяйствам населения, и своевременной доставкой сыворотки крови из отдаленных и труднодоступных территорий автономного округа; доля охвата ветеринарными мероприятиями оленеводческих хозяйств населения составила 50%; доля специалистов из числа ветеринарных врачей, прошедших повышение квалификации, составила 7,1%. С целью наибольшего охвата противоэпизоотическими мероприятиями оленеводческих хозяйств населения (общины, оленеводы частники) службой ветеринарии в 2011 году реализованы программные мероприятия по укреплению материально-технической базы государственных бюджетных учреждений, подведомственных службе ветеринарии (далее - государственные учреждения). Исполнение по данному мероприятию составило 100%. Для сельскохозяйственных предприятий и оленеводов за счет реализации мероприятий Программы были приобретены химиотерапевтические препараты, средства механизации для проведения обработок северных оленей, различные ветеринарные препараты. На базе ГОУ СПО "Ямальский полярный агроэкономический техникум" проведены курсы ветеринарных помощников. Специалисты государственной ветеринарной службы автономного округа прошли курсы повышения квалификации. Научные разработки позволили внедрить в оленеводство ряд новых препаратов для профилактики инвазионных болезней животных и усовершенствовать методики диагностики инфекционных заболеваний северных оленей. Вместе с тем, остаются проблемы, связанные со стабилизацией и обеспечением эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории автономного округа в отношении особо опасных и карантинных болезней животных, создающих угрозу здоровью населения. В настоящее время на территории автономного округа зарегистрировано одно особо опасное заболевание - бруцеллез северных оленей. Неблагополучными являются оленьи стада в Тазовском, Пуровском и Надымском районах. Болезнь опасна для здоровья человека. Охват поголовья северных оленей вакцинацией против бруцеллеза в последнее десятилетие не превышает 30%, что недостаточно для полного оздоровления хозяйств. Эпизоотический контроль ведется в отношении еще 34 болезней животных. Общий объем диагностических исследований в 2011 году составил 55 874 экспертизы, вакцинаций и иных профилактических обработок животных - 578 345 головообработок. В автономном округе регистрируются заболевания, которые не представляют опасность для человека, но наносят значительный экономический ущерб животноводству. Высока заболеваемость северных оленей цистицеркозами. В 2011 году 236,8 тонн оленины были направлены в промышленную переработку по причине финноза. Экономические потери составляют порядка 7,2 млн. рублей. Некробактериоз северных оленей широко распространен на территории автономного округа. Экономические потери, нанесенные этим заболеванием, составили почти 9,0 млн. рублей. На территории автономного округа распространены эдемагеноз и цефенемийоз северных оленей - болезни, вызываемые личинками подкожного и носоглоточного оводов. Этими заболеваниями поражается 10,3% оленей (2011 год). Ущерб в масштабах автономного округа только по убойному поголовью составил почти 4,0 млн. рублей. Главным помощником оленевода является оленегонная собака. Поэтому гибель собак от чумы или парвовирусного энтерита может обернуться значительным экономическим ущербом для оленеводческого хозяйства в виде непроизводительных потерь. Проблема обеспечения продовольственной безопасности по значимости выходит на первое место не только в России, но и в мире, поскольку она напрямую связана со здоровьем и благополучным существованием человека. Ежегодно специалистами ветеринарной службы автономного округа проводится более 100 тысяч экспертиз животноводческой продукции, произведенной на территории автономного округа, досматривается более 17 тысяч тонн продукции животноводства, ввозимой на территорию автономного округа из других регионов Российской Федерации. В 2013 - 2014 годы по данному направлению запланировано проведение почти 1 200 надзорных мероприятий. Доля некачественной и опасной продукции животноводства, выявляемой в обороте, сохраняется на низком уровне. Результаты лабораторного мониторинга продукции животного происхождения показывают, что последняя не в полном объеме соответствует требованиям действующих санитарных правил и технических документов, устанавливающих показатели их безопасности и качества. Это связано с недостатками государственного и производственного контроля при выпуске продукции в других регионах России, нарушениями ветеринарно-санитарных требований ее производства, транспортировки, хранения и реализации. Автономный округ на протяжении 6 лет является единственным регионом России, экспортирующим продукцию оленеводства. При осуществлении предприятиями автономного округа экспорта продукции оленеводства в страны Европейского Союза государственной ветеринарной службе приходится обеспечивать государственный ветеринарный надзор за ее безопасностью в рамках двух действующих систем обязательных требований: ветеринарного законодательства Российской Федерации и Европейского Союза. Это требует постоянного изучения релевантных требований ЕС к производству и экспорту мяса северных оленей, получение знаний и освоение методов обеспечения безопасности продукции, качественного государственного и производственного контроля. Существует потребность в разработке нормативных правовых актов автономного округа, направленных на качественное исполнение автономным округом переданных Российской Федерацией полномочий в сфере ветеринарии, что связано с изменением законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии. Для реализации этой задачи необходимо привлечь сторонние организации и научные учреждения, обладающие специальными знаниями и аналитической информацией правоприменительной практики в иных субъектах Российской Федерации. Исполнение рекомендаций официальных органов Комиссии ЕС создаст необходимые условия для повышения конкурентоспособности животноводческой продукции на рынках стран-участниц ЕС. Также необходимо развитие кадрового потенциала, которое позволит повысить профессиональный уровень не только ветеринарных специалистов государственной ветеринарной службы, но и специалистов сельскохозяйственных предприятий, частных ветеринарных врачей, лиц, занимающихся разведением и содержанием сельскохозяйственных животных. Внедрение научных разработок и современных технологий позволит обеспечить применение на практике инновационных, современных и высокоэффективных методов профилактики, диагностики и лечения болезней животных, направленных на обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории автономного округа. В связи с многоплановостью вышеперечисленных проблем необходимо их решение на ведомственном уровне. Принятие настоящей Программы, которая является продолжением Программы на 2011 - 2012 годы, позволит в полной мере осуществлять полномочия автономного округа в области ветеринарии в соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства. II. Предложения по целям и задачам Программы. Предложения по целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы Целью Программы является обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории автономного округа. Для достижения поставленной цели Программы необходимо решить следующие задачи: 1) предупреждение и ликвидация заразных и незаразных болезней животных на территории автономного округа; 2) обеспечение безопасности продукции животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; 3) развитие кадрового потенциала в сфере ветеринарии; 4) разработка высокоэффективных, научно обоснованных и экономически целесообразных методов профилактики и терапии болезней животных. Эффективное решение поставленных задач должно обеспечить население автономного округа безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукцией животноводства. Проведение мероприятий в животноводческих хозяйствах автономного округа по профилактике и лечению болезней животных создаст условия для увеличения объемов производства мяса оленины и повышения качества продукции. Важнейшие целевые индикаторы реализации Программы Таблица 1 -------------------------------------------------------------------------------------------- | N п/ | Целевые индикаторы | Еди- | 2012 | 2013 | 2014 | Весовое | | п | | ница | год | год | год | значение | | | | измере- | | | | показателя | | | | ния | | | | | |------+---------------------------------------+---------+------+------+------+------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |------+---------------------------------------+---------+------+------+------+------------| | 1. | Заболеваемость бруцеллезом северных | % | 2,0 | 1,8 | 1,5 | 0,2 | | | оленей в хозяйствах Тазовского района | | | | | | |------+---------------------------------------+---------+------+------+------+------------| | 2. | Экстенсивность поражения | % | 10,2 | 9,5 | 9,0 | 0,2 | | | подкожным оводом | | | | | | |------+---------------------------------------+---------+------+------+------+------------| | 3. | Заболеваемость северных оленей | % | 10,5 | 10,0 | 9,5 | 0,2 | | | цистицеркозами | | | | | | |------+---------------------------------------+---------+------+------+------+------------| | 4. | Доля оленеводческих хозяйств | % | 60 | 65 | 68 | 0,2 | | | населения, охваченных ветеринарными | | | | | | | | мероприятиями | | | | | | |------+---------------------------------------+---------+------+------+------+------------| | 5. | Доля продукции оленеводства, не | % | 0,21 | 0,20 | 0,18 | 0,1 | | | соответствующей требованиям | | | | | | | | качества и безопасности | | | | | | |------+---------------------------------------+---------+------+------+------+------------| | 6. | Доля специалистов государственной | % | 6,1 | 5,2 | 4,0 | 0,1 | | | ветеринарной службы автономного | | | | | | | | округа, прошедших повышение | | | | | | | | квалификации | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------- Методика расчета индикаторов Программы Оценка эффективности Программы будет ежегодно производиться на основе использования целевых индикаторов и обеспечит мониторинг динамики изменений в сфере обеспечения эпизоотического благополучия за оцениваемый период с целью уточнения задач и мероприятий Программы. Алгоритм расчета значений целевых индикаторов 1. Заболеваемость бруцеллезом северных оленей в хозяйствах Тазовского района. При расчете значения целевого индикатора применяются данные о количестве положительно реагирующих проб сыворотки крови. Источник данных - отчет ведомственного статистического наблюдения, форма N 1-ВЕТ-А "Лечебно-диагностические мероприятия". ЗБ = (КПР х 100%): КПИ, где: ЗБ - % заболеваемости оленей в хозяйствах Тазовского района; КПИ - количество проб, исследованных на бруцеллез (ед.); КПР - количество положительно реагирующих проб (ед.). 2. Заболеваемость северных оленей цистицеркозом. При расчете данного индикатора применяются данные о количестве туш, пораженных цистицеркозом, выявленных при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы. Источник данных - отчет ведомственного статистического наблюдения, форма N 5-ВЕТ "Сведения о ветеринарно-санитарной экспертизе сырья и продукции животного происхождения". ЗЦ = (КТПЦ х 100%): КТПЭ, где: ЗЦ - % больных цистицеркозом оленей; КТПЦ - количество туш, пораженных цистицеркозом (штук); КТПЭ - количество туш, подвергнутых экспертизе (штук). 3. Экстенсивность поражения северных оленей подкожным оводом. При расчете данного индикатора применяются данные о количестве выявленных животных, пораженных эдемагенозом. Источник данных - отчеты ведомственного статистического наблюдения, форма N 1-ВЕТ Г. Э = (КПШ х 100%): КШЭ, где: Э - % экстенсивности поражения оленей эдемагенозом; КПШ - количество шкур, пораженных эдемагенозом (штук); КШЭ - количество шкур, подвергнутых экспертизе (штук). 4. Доля продукции оленеводства, не соответствующей требованиям качества и безопасности. При расчете данного индикатора применяются данные о количестве утилизированной и уничтоженной продукции по результатам экспертизы. Источник данных - отчеты ведомственного статистического наблюдения, форма N 5-ВЕТ. ПП = (У х 100%): ОКП, где: ПП - % продукции оленеводства, не соответствующей требованиям качества и безопасности; У - количество утилизированной и уничтоженной продукции (тонн); ОКП - общее количество продукции, подвергнутой экспертизе (тонн). 5. Доля специалистов государственной ветеринарной службы, прошедших повышение квалификации. ПК = (КС х 100%): ОС, где: ПК - % специалистов государственной ветеринарной службы автономного округа, прошедших повышение квалификации; ОС - общее количество специалистов государственной ветеринарной службы автономного округа; КС - количество специалистов государственной ветеринарной службы автономного округа, прошедших курсы повышения квалификации. 6. Доля оленеводческих хозяйств населения, охваченных ветеринарными мероприятиями: ОХ = (ОВМ х 100%): ОХН, где: ОХ - % оленеводческих хозяйств населения, охваченных ветеринарными мероприятиями; ОВМ - количество оленеводческих хозяйств населения, охваченных профилактическими, лечебными и ветеринарно-санитарными мероприятиями; ОХН - общее количество оленеводческих хозяйств населения. Источник данных - отчет ведомственного статистического наблюдения, форма N 1-ВЕТ-А, N 1-ВЕТ-Г, данные департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа и департамента по делам коренных малочисленных народов Севера автономного округа. Могут быть использованы сведения, формируемые органами местного самоуправления. III. Перечень и описание программных мероприятий Программа включает в себя следующие мероприятия: 1. Мероприятия по снижению заболеваемости инфекционными, инвазионными и незаразными болезнями животных В составе мероприятия по снижению заболеваемости инфекционными, инвазионными и незаразными болезнями животных, прежде всего, предлагается осуществить ряд мер по оздоровлению хозяйств от болезней животных, смягчению последствий сезонных вспышек, профилактике инфекционных болезней, диагностике заболеваний и оценке качества кормов для животных. Мероприятия по оздоровлению неблагополучных хозяйств от бруцеллеза состоят из проведения ежегодной вакцинации оленей и постоянного мониторинга заболеваемости животных, взятия крови и проведения лабораторных исследований сыворотки крови (1.1). Особое внимание необходимо уделить работе по оздоровлению оленеводческих хозяйств от болезней животных и проведению профилактических мероприятий на территории Тазовского района. На территории Тазовской, Антипаютинской и Гыданской тундр выпасается более 190 тысяч голов северных оленей, оленьи стада наиболее труднодоступны, выражен недостаток коралей и убойных пунктов. Оленеводческие хозяйства района неблагополучны по бруцеллезу северных оленей с 1959 года. Снижение заболеваемости северных оленей инфекционными заболеваниями в Тазовском районе будет наиболее важной задачей и наиболее значительным показателем эффективности Программы. В связи с сохраняющейся угрозой распространения африканской чумы свиней на территории Российской Федерации необходимо принимать меры по недопущению заноса и распространения этой опасной инфекции на территорию автономного округа. Основная опасность проникновения вируса на территорию автономного округа - ввоз свиноводческой продукции и живых свиней из неблагополучных по африканской чуме регионов, поэтому проведение ветеринарно-санитарного и лабораторного контроля позволит не допустить проникновения вируса АЧС на территорию автономного округа (1.2). Основным источником заражения северных оленей цистицеркозами (финнозом) является служебная собака, используемая в оленеводстве. Главными мерами профилактики финноза являются своевременная дегельминтизация собак и недопущение скармливания собакам субпродуктов боенских отходов и мяса от больных животных (1.3). Некробактериоз (почвенная инфекция) поражает северных оленей в летний период в районах с высокой концентрацией поголовья на ограниченной территории выпаса. Своевременно оказанная лечебная помощь предотвратит распространение эпизоотии и массовый падеж животных (1.4). Для снижения численности популяции оводов на территории автономного округа необходимо подвергать ранней химиотерапии как минимум 90% поголовья северных оленей, кроме этого в летний период необходимо обрабатывать стада репеллентами, что позволит снизить заболеваемость северных оленей подкожными и носоглоточными оводами (1.5). В целях профилактики инфекционных заболеваний служебных собак, используемых в оленеводстве, необходимо проводить поголовную иммунизацию против вирусных заболеваний, таких как чума и парвовирусный энтерит (1.6). Все эти мероприятия будут проведены государственными учреждениями в рамках основной деятельности с участием специалистов сельскохозяйственных предприятий и владельцев животных. Для реализации мероприятий по снижению заболеваемости инфекционными, инвазионными и незаразными болезнями животных в полном объеме необходимо: приобрести для государственных учреждений автотранспорт, лодки, лодочные моторы и прицепы в связи с их износом и невозможностью дальнейшей эксплуатации. Техника необходима для выезда ветеринарных специалистов для проведения противоэпизоотических, лечебно- профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ветеринарно- санитарной экспертизы продукции и сырья животного и растительного происхождения в сельскохозяйственных предприятиях различных форм собственности, оказания экстренной помощи животным в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах и оленеводческих хозяйствах населения, осуществления надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых в обороте животноводческих грузов (1.7.1); осуществить авиатранспортное обеспечение противоэпизоотических и лечебно-профилактических мероприятий и доставку ветеринарных специалистов для проведения работ (взятие крови, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы) на отдаленные корали Тазовского района, что напрямую связано с выполнением целевого индикатора Программы по оздоровлению неблагополучных хозяйств от бруцеллеза северных оленей (1.7.2); приобрести лекарственные препараты для дегельминтизации оленегонных собак, средства для лечения некробактериоза, вакцину против чумы оленегонных собак, химиотерапевтические препараты для обработки оленей против подкожного и носоглоточного оводов. Реализация данного мероприятия позволит создать благоприятные условия, связанные с уменьшением рисков заболеваний северных оленей, ежегодно приносящих огромные экономические убытки оленеводческим хозяйствам, связанные с гибелью северных оленей, снижением их продуктивности и утилизацией недоброкачественного мяса (1.8); приобрести для оленеводческих хозяйств населения средства механизации для проведения ветеринарных обработок против овода и гнуса, что благоприятно скажется на производственно-финансовых показателях в оленеводстве. Реализация данного мероприятия осуществляется в комплексе с ранней химиотерапией северных оленей против поражения личинками подкожного овода. В среднем ежегодно средствами механизации обеспечиваются более 30 - 40 оленеводческих хозяйств населения (1.9); приобрести комплект оборудования для микробиологических исследований для оснащения лабораторий государственных бюджетных учреждений. Современное оборудование применяется для ранней диагностики инфекционных и инвазионных заболеваний, общих для человека и животных, для осуществления лабораторных исследований сыворотки крови домашних животных при их ввозе в автономный округ и вывозе за пределы Российской Федерации в страны ЕС и Таможенного союза. В настоящее время эти исследования не проводятся в связи с отсутствием такого оборудования (1.10). Исполнение мероприятий по снижению заболеваемости инфекционными, инвазионными и незаразными болезнями животных невозможно без нормативно-правового регулирования в области ветеринарии. В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации рассматривается проект федерального закона "О ветеринарии", который планируется к принятию в декабре 2012 года и предполагает существенные изменения в действующий порядок исполнения субъектами Российской Федерации полномочий в сфере ветеринарии. В связи с этим нормативные правовые акты автономного округа необходимо привести в соответствие с законодательством Российской Федерации. Поэтому необходимо разработать закон автономного округа "О ветеринарии" и иные нормативные правовые акты автономного округа, направленные на качественное исполнение автономным округом переданных Российской Федерацией полномочий в сфере ветеринарии. В связи со спецификой сферы правового регулирования и в целях обеспечения высокого качества законопроектных работ на базе анализа правоприменительной практики в сфере ветеринарии в регионах России и эффективной реализации указанных проектов необходимо привлечь сторонние организации и научные учреждения (1.11). Более 70% оленьего стада в автономном округе принадлежит оленеводческим хозяйствам населения. Оленеводческие хозяйства населения нуждаются в ветеринарной помощи, правильная организация которой не позволит допустить возникновение и распространения болезней (1.12). Ликвидация вспышек заразных болезней является задачей государства, проводится государственной ветеринарной службой с участием органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и владельцев животных (1.12.1). Для повышения эффективности этой работы необходимо: - обеспечить оленеводов лекарственными средствами для профилактики особо опасных и карантинных болезней, поставляемых за счет средств федерального бюджета (1.12.2); - приобрести ветеринарные аптечки для оказания экстренной ветеринарной помощи северным оленям непосредственно самими оленеводами в тундровых условиях. Аптечка формируется из необходимого набора ветеринарных препаратов, перевязочного материала и хирургических инструментов. Ежегодно ветеринарными аптечками обеспечиваются более 30 - 40 оленеводческих хозяйств населения (1.12.3). Проведение обучающих семинаров для оленеводов является важным инструментом профилактики и ликвидации вспышек инфекционных и инвазионных заболеваний среди северных оленей, направленным на получение необходимых знаний, изучение наиболее часто встречающихся болезней животных, их диагностики, методов лечения и профилактики. (1.12.4). 2. Обеспечение безопасности продукции и сырья животного происхождения Лабораторный мониторинг продукции и сырья животного происхождения на соответствие требованиям технических регламентов и нормативных технических документов, проводимый службой ветеринарии с 2001 года, является важным инструментом в обеспечении их безопасности. По результатам мониторинга выявляется продукция животного происхождения, не соответствующая требованиям безопасности и качества. Лабораторный контроль безопасности продукции животного происхождения важно осуществлять на постоянной основе. Именно такой мониторинг объективно показывает, какого качества пищевая продукция поступает на стол потребителю. Для реализации мероприятий по обеспечению безопасности продукции и сырья животного происхождения необходимо: - приобрести для исследования продукции и сырья животного происхождения современное лабораторное оборудование (микроскопы, трихинеллоскопы, рН-метры), что позволит государственным учреждениям расширить перечень государственных услуг, выполнять их на высоком современном уровне (2.1); - осуществлять мониторинг продукции и сырья животного происхождения, реализуемых на продовольственном рынке автономного округа, на соответствие критериям безопасности и качества (2.2). В целях исполнения требований Европейского сообщества к экспорту продукции животного происхождения из автономного округа, повышения конкурентоспособности ямальской животноводческой продукции на рынках стран-участниц ЕС и получения необходимых знаний о правовых нормах, установленных пунктом II.1 образца сертификата RUF части 2 приложения II к Регламенту (EU) N 206/2010, необходимо провести обучающие семинары для ветеринарных специалистов и персонала предприятий автономного округа, иных заинтересованных лиц по вопросам исполнения положений законодательства ЕС, регламентирующих производство и экспорт продукции животного происхождения (2.3). 3. Развитие кадрового потенциала в сфере ветеринарии Изменение эпизоотической ситуации в России и мире, возникновение новых биологических угроз, появление новых методов и средств профилактики, диагностики и лечения болезней животных, обеспечения безопасности продукции и сырья животного происхождения требует постоянного профессионального развития специалистов, работающих в сфере ветеринарии и сельском хозяйстве. Мероприятия по развитию кадрового потенциала направлены на подготовку специалистов, способных решать проблемы и задачи сегодняшнего и завтрашнего дня в вопросах обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия. Для решения задачи по развитию кадрового потенциала в сфере ветеринарии необходимо: - осуществить мероприятия по повышению квалификации специалистов государственной ветеринарной службы с целью повышения уровня их теоретических знаний, совершенствования умений и практических навыков по вопросам ведения государственного ветеринарного надзора (контроля), оказания ветеринарных услуг, ветеринарно-санитарной и судебной экспертиз, юридическим и экономическим вопросам деятельности (3.1); - провести совещание-семинар для ветеринарных специалистов предприятий и бизнеса по вопросам обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории автономного округа в гг. Ноябрьске, Новом Уренгое и Салехарде с приглашением компетентных специалистов Министерства сельского хозяйства и Россельхознадзора (3.2); - изготовить печатную продукцию, приобрести методическую литературу в области ветеринарии по тематике, связанной с обеспечением эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия автономного округа, профилактикой и ликвидацией особо опасных заболеваний животных. Приобретение (изготовление) методической литературы будет способствовать формированию профессиональной компетентности специалистов государственной ветеринарной службы автономного округа и специалистов оленеводческих хозяйств (3.3). 4. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Для обеспечения эпизоотического благополучия необходимо научное сопровождение Программы. Основным элементом в системе противобруцеллезных мероприятий является специфическая профилактика поголовья оленей с использованием вакцинных препаратов. Научно-разработанная система противобруцеллезных мероприятий, успешно применяемая в других отраслях животноводства, не приемлема в северном оленеводстве, так как основные ее элементы и приемы не выполнимы в условиях Крайнего Севера из-за многочисленных объективных факторов. Часть материалов по испытанию противобруцеллезных вакцин для крупного рогатого скота из штамма B. abortus 19 и 82 на северных оленях обобщена и оформлена в виде методик, которые носят рекомендательный характер. В настоящее время нет нормативных документов, регламентирующих технологию применения (дозу, метод и сроки введения, возраст животных, кратность, период использования) вакцины, которыми могут руководствоваться специалисты производственной ветеринарной службы. В связи с этим возникает необходимость разработки технологии специфической профилактики бруцеллеза северных оленей, испытания ее в производственных условиях, определения экономической и противоэпизоотической эффективности и составления регламента и представления материалов в директивные органы для их утверждения в рамках проекта "Разработка способа иммунопрофилактики бруцеллеза северных оленей на угрожаемой и неблагополучной территориях Ямало- Ненецкого автономного округа" (4.1). Необходимо продолжить работу над проектом "Разработка комплекса современных лечебно-профилактических мероприятий, обеспечивающих защиту северных оленей от имагинальных цестодозов", что позволит более полно изучить эффективность современных средств и методов защиты северных оленей от возбудителей имагинальных цестодозов и установить динамику эпизоотического процесса на территории автономного округа (4.2). Основные цели научно-исследовательской работы "Разработка средств и методов терапии и профилактики кровепаразитарных инвазий северных оленей" оценить распространение кровепаразитарных инвазий у северных оленей в оленеводческих хозяйствах автономного округа, провести ретроспективный анализ и диагностические исследования пораженности оленей анаплазмозом и бабезиозом с определением показателей экстенсивности и интенсивности инвазии, оценить физиологический статус северных оленей, пораженных кровепаразитами, в зависимости от моно- и микстинвазии, скорректировать общие противопаразитарные мероприятия, проводимые в автономном округе. Проект рассчитан на 3 года. В результате его реализации будут разработаны средства и методы терапии и профилактики кровепаразитарных инвазий северных оленей, которые предполагается внедрить в практику оленеводства в 2015 году. Реализация указанных мероприятий позволит улучшить эпизоотическую обстановку в оленеводческих хозяйствах автономного округа, получить дополнительную прибыль и повысить рентабельность производства (4.3). Научно-исследовательская работа "Оптимизация системы противоэпизоотических мероприятий при некробактериозе северных оленей". Цель проекта - повышение эффективности противоэпизоотических мероприятий при некробактериозе в северном оленеводстве за счет предотвращения распространения заболеваемости, снижения числа павших и заболевших животных, повышения жизнеспособности оленей и качества получаемой продукции. На основании полученных данных будет разработан проект рекомендаций по оптимизации профилактических мероприятий при некробактериозе северных оленей с учетом закономерностей и особенностей проявления инфекционного и эпизоотического процессов на территории автономного округа, технологии отрасли и других объективных факторов. Применение рекомендаций в ветеринарной практике позволит предотвратить ущерб, наносимый некробактериозом, сохранить поголовье оленей и улучшить качество продукции. Проект рассчитан на 2 года, работа над первым этапом начата в 2012 году (4.4). Для этих целей планируется привлечь научно-исследовательские учреждения. Научные работы, проводимые в оленеводческих хозяйствах, будут направлены на поддержание и обеспечение эпизоотического благополучия на территории автономного округа. IV. Порядок и условия предоставления субсидий на иные цели государственным учреждениям В рамках Программы предоставление субсидий на иные цели государственным учреждениям не предусмотрено. V. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности решения проблемы Программа направлена на реализацию мероприятий в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в целях выполнения гарантии конституционных прав граждан на благополучную окружающую среду и охрану здоровья. Реализация мероприятий Программы на ведомственном уровне позволит добиться экономической и социальной эффективности. Экономический эффект складывается из предотвращенного ущерба в результате проведенных мероприятий, стоимости дополнительной продукции и сырья животного происхождения, полученных в результате применения средств, обладающих стимулирующим и профилактическим действиями, снижения материальных и трудовых затрат за счет применения более эффективных средств и методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний животных, технических устройств, а также форм организации труда ветеринарных работников. Организация ветеринарного обслуживания хозяйств населения также повысит экономический эффект. В частности, профилактика оводовых инвазий снизит ущерб от недополученного мяса в размере 648 рублей на одного оленя при стоимости обработки, производимой владельцем животного, не более 30 рублей. Разработка высокоэффективных методов профилактики и лечения некробактериоза позволит в дальнейшем предотвращать потери продукции на сумму до 12 млн. рублей. Снижение заболеваемости оленей цистицеркозами (финнозом) позволит улучшить качество производимой оленины, что приведет к увеличению выручки от реализации мяса более чем на 10 млн. рублей. Помимо этого оздоровление хозяйств от этих заболеваний позволит им свободно перемещать животных внутри хозяйства, продавать и вывозить северных оленей за пределы муниципального образования в автономном округе и автономного округа. Повышение квалификации специалистов государственной ветеринарной службы и оленеводов позволит снижать трудозатраты при проведении мероприятий, повышать эффективность самих противоэпизоотических мероприятий. Экономический эффект от проведения программных мероприятий будет возрастать с увеличением эффективности сельскохозяйственного производства в автономном округе. Экономическим последствием реализации Программы станет и укрепление материально-технической базы учреждений государственной ветеринарной службы автономного округа, что повысит эффективность и объемы предоставления ветеринарных услуг и исполнения полномочий субъекта Российской Федерации в сфере ветеринарии. Социальная эффективность мероприятий Программы выражается в снижении заболеваемости животных болезнями, опасными для человека и животных, что способствует снижению риска заражения людей инфекционными и инвазионными заболеваниями, в обеспечении населения качественной и безопасной в ветеринарно-санитарном отношении пищевой продукцией. Учитывая значительную опасность для человека цистицеркозов северных оленей, снижение заболеваемости северных оленей приведет к резкому уменьшению количества случаев эхинококкоза и тениидозов среди тундрового и поселкового населения. Постоянный мониторинг заболеваемости северных оленей бруцеллезом и осуществление мероприятий по оздоровлению хозяйств от этого антропозооноза снижает угрозу заражения бруцеллезом тундрового населения и работников предприятий по убою оленей. Охрана территории автономного округа от заноса особо опасных болезней животных, снижение заболеваемости животных, улучшение санитарного состояния пастбищ и водоемов позволит улучшить экологическое состояние территорий традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. В целом реализация мероприятий Программы позволит избежать социальной напряженности в сфере продовольственной безопасности, сохранить экономический потенциал сельскохозяйственных производителей и личных подсобных хозяйств, придаст больше уверенности жителям в своей безопасности и защищенности. По итогам оценки эффективности Программы, проведенной в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 10 марта 2011 года N 110-П "Об оценке эффективности окружных и ведомственных целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа", получен результат 62,5 балла. Приложение N 1 к целевой программе ведомства "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013-2014 годы" ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий целевой программы ведомства "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013-2014 годы" по направлениям расходования средств ---------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование мероприятия | Затраты на реализацию | | п/п | | программного мероприятия | | | | (тыс. рублей) | | | |-------------------------------| | | | итого | 2013 год | 2014 год | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |--------------------------------------------------------------------------------------------| | Текущая деятельность | |--------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Мероприятия по снижению заболеваемости | 23270,0 | 11640,0 | 11630,0 | | | инфекционными, инвазионными и незаразными | | | | | | болезнями животных | | | | |----------+-------------------------------------------------+-------------------------------| | 1.1. | Оздоровление неблагополучных хозяйств от | финансирования не требуется | | | бруцеллеза северных оленей | | |----------+-------------------------------------------------+-------------------------------| | 1.2. | Осуществление мер по недопущению | финансирования не требуется | | | возникновения и распространения африканской | | | | чумы свиней | | |----------+-------------------------------------------------+-------------------------------| | 1.3. | Осуществление мер по снижению заболеваемости | финансирования не требуется | | | северных оленей финнозом | | |----------+-------------------------------------------------+-------------------------------| | 1.4. | Осуществление мер по смягчению последствий | финансирования не требуется | | | сезонных вспышек некробактериоза северных | | | | оленей | | |----------+-------------------------------------------------+-------------------------------| | 1.5. | Осуществление мер по снижению заболеваемости | финансирования не требуется | | | оленей подкожным и носоглоточным оводами | | |----------+-------------------------------------------------+-------------------------------| | 1.6. | Профилактика инфекционных заболеваний | финансирования не требуется | | | служебных собак, используемых в оленеводстве | | |----------+-------------------------------------------------+-------------------------------| | 1.7. | Транспортное обеспечение противоэпизоотических | 8850,0 | 3700,0 | 5150,0 | | | и лечебных мероприятий | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1.7.1. | Приобретение водного и автомобильного | 2850,0 | 700,0 | 2150,0 | | | транспорта | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1.7.1.1. | Автомобиль "Chevrolet Niva" (2 единицы) | 1410,0 | 700,0 | 710,0 | | | | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1.7.1.2. | Лодочный прицеп (3 единицы) | 180,0 | 0,0 | 180,0 | | | | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1.7.1.3. | Автомобиль УАЗ-396 фургон | 500,0 | 0,0 | 500,0 | | | | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1.7.1.4. | Лодочный мотор "Yamaha" | 350,0 | 0,0 | 350,0 | | | | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1.7.1.5. | Моторная лодка "Салют" | 410,0 | 0,0 | 410,0 | | | | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1.7.2. | Авиатранспортное обеспечение | 6000,0 | 3000,0 | 3000,0 | | | противоэпизоотических и лечебных мероприятий | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1.8. | Приобретение лекарственных средств и средств | 4100,0 | 2050,0 | 2050,0 | | | дезинфекции | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1.9. | Приобретение средств механизации для проведения | 1580,0 | 580,0 | 1000,0 | | | ветеринарных обработок | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1.10. | Приобретение комплекта оборудования для | 3200,0 | 1770,0 | 1430,0 | | | микробиологических исследований | | | | | | | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1.11. | Нормативно-правовое обеспечение деятельности | 700,0 | 700,0 | 0,0 | | | государственной ветеринарной службы | | | | | | автономного округа | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1.12. | Организация ветеринарного обслуживания | 4840,0 | 2840,0 | 2000,0 | | | оленеводческих хозяйств населения | | | | |----------+-------------------------------------------------+-------------------------------| | 1.12.1. | Ликвидация вспышек заразных болезней животных | финансирования не требуется | | | | | |----------+-------------------------------------------------+-------------------------------| | 1.12.2. | Обеспечение лекарственными средствами, | финансирования не требуется | | | поступающими за счет средств федерального | | | | бюджета | | |----------+-------------------------------------------------+-------------------------------| | 1.12.3. | Приобретение ветеринарных аптечек для | 4000,0 | 2000,0 | 2000,0 | | | оленеводов | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1.12.4. | Проведение обучающих семинаров для оленеводов | 840,0 | 840,0 | 0 | | | | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 2. | Обеспечение безопасности продукции и сырья | 2240,0 | 1070,0 | 1170,0 | | | животного происхождения | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 2.1. | Приобретение лабораторного оборудования | 840,0 | 370,0 | 470,0 | | | | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 2.1.1. | Микроскоп тринокулярный (3 единицы) | 165,0 | 110,0 | 55,0 | | | | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 2.1.2. | Трихинеллоскоп (9 единиц) | 450,0 | 200,0 | 250,0 | | | | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 2.1.3. | Ультразвуковой анализатор качества молока | 80,0 | 0,0 | 80,0 | | | (2 единицы) | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 2.1.4. | Лабораторный рН-метр (5 единиц) | 145,0 | 60,0 | 85,0 | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 2.2. | Мониторинг продукции и сырья животного | 800,0 | 400,0 | 400,0 | | | происхождения на соответствие критериям | | | | | | безопасности и качества | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 2.3. | Проведение обучающего семинара для | 600,0 | 300,0 | 300,0 | | | ветеринарных специалистов, персонала | | | | | | предприятий и иных заинтересованных лиц по | | | | | | вопросам исполнения положений законодательства | | | | | | ЕС, регламентирующих производство и экспорт | | | | | | продукции животного происхождения | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 3. | Развитие кадрового потенциала в сфере | 2290,0 | 1290,0 | 1000,0 | | | ветеринарии | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 3.1. | Повышение квалификации специалистов | 1490,0 | 890,0 | 600,0 | | | государственной ветеринарной службы | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 3.2. | Совещание-семинар для ветеринарных | 400,0 | 200,0 | 200,0 | | | специалистов предприятий и бизнеса по вопросам | | | | | | обеспечения эпизоотического и ветеринарно- | | | | | | санитарного благополучия на территории | | | | | | автономного округа | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 3.3. | Изготовление печатной продукции, | 400,0 | 200,0 | 200,0 | | | приобретение учебно-методической литературы в | | | | | | области ветеринарии | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | | Итого по разделу "Текущая деятельность" | 27800,0 | 14000,0 | 13800,0 | |----------+---------------------------------------------------------------------------------| | 4. | Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ | | | | |----------+---------------------------------------------------------------------------------| | 4.1. | Научно-исследовательская работа "Разработка | 4700,0 | 2000,0 | 2700,0 | | | способа иммунопрофилактики бруцеллеза северных | | | | | | оленей на угрожаемой и неблагополучной | | | | | | территориях Ямало-Ненецкого автономного округа" | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 4.2. | Научно-исследовательская работа "Разработка | 1200,0 | 600,0 | 600,0 | | | комплекса современных лечебно-профилактических | | | | | | мероприятий, обеспечивающих защиту северных | | | | | | оленей от имагинальных цестодозов" | | | | | | | | | | | | | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 4.3. | Научно-исследовательская работа "Разработка | 1800,0 | 900,0 | 900,0 | | | средств и методов терапии и профилактики | | | | | | кровепаразитарных инвазий северных оленей" | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | 4.4. | Научно-исследовательская работа "Оптимизация | 500,0 | 500,0 | 0 | | | системы противоэпизоотических мероприятий при | | | | | | некробактериозе северных оленей" | | | | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | | Итого по разделу НИОКР | 8200,0 | 4000,0 | 4200,0 | |----------+-------------------------------------------------+---------+----------+----------| | | Всего по Программе | 36000,0 | 18000,0 | 18000,0 | ---------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 2 к целевой программе ведомства "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013-2014 годы" ПЕРЕЧЕНЬ имущества, приобретаемого в рамках целевой программы ведомства "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013-2014 годы" за счет средств окружного бюджета, подлежащего оформлению в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа в 2013 году ------------------------------------------------------------------------------------------ | Номер | Наименование | Стоимость | Пользователь | Условия | | мероприятия | имущества | имущества | имущества | передачи | | в приложении | | (тыс. руб.) | | (закрепления) | | N 1 к | | | | имущества за | | Программе | | | | пользователем | |--------------+------------------+-------------+------------------------+---------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |--------------+------------------+-------------+------------------------+---------------| | 1.7.1.1 | Автомобиль | 700,0 | государственное | оперативное | | | Chevrolet Niva | | бюджетное учреждение | управление | | | | | "Ноябрьский центр | | | | | | ветеринарии" | | |--------------+------------------+-------------+------------------------+---------------| | 1.10 | Комплект | 1 770,0 | государственное | оперативное | | | оборудования для | | бюджетное учреждение | управление | | | микробиологи- | | "Ноябрьский центр | | | | ческих | | ветеринарии" | | | | исследований | | | | | | | | государственное | | | | | | бюджетное учреждение | | | | | | "Новоуренгойский центр | | | | | | ветеринарии" | | ------------------------------------------------------------------------------------------ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|