Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.11.2013 № 837Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан
|
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Наименование Программы |
государственная программа "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" (далее - Программа) |
|||||
Государственный заказчик Программы |
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (далее - МЧС Республики Татарстан) |
|||||
Цель Программы |
Минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах |
|||||
Задачи Программы |
1. Снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение числа погибших и получивших травмы в результате пожаров людей; 2. Повышение защищенности населения, территорий и объектов инфраструктуры Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчение их негативных последствий, реализация мероприятий в области гражданской обороны; 3. Повышение безопасности жизнедеятельности населения на водных объектах Республики Татарстан |
|||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2014-2020 годы |
|||||
Перечень подпрограмм |
"Пожарная безопасность в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"; "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"; "Обеспечение безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" |
|||||
Объем финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам |
Общий объем финансирования Программы составляет 13406,3112 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 5927,0940 млн. рублей, средств федерального бюджета - 0* млн. рублей, средств бюджетов муниципальных образований - 5974,5142 млн. рублей, внебюджетных источников - 1504,7030 млн. рублей. млн. рублей |
|||||
Год |
Всего |
В том числе |
||||
средства бюджета Республики Татарстан |
средства федерального бюджета |
средства бюджетов муниципальных образований |
внебюджетные источники (средства предприятий и организаций) |
|||
2014 |
1770,9492 |
740,3822 |
* |
809,9620 |
220,6050 |
|
2015 |
1838,9986 |
771,3946 |
* |
846,6310 |
220,9730 |
|
2016 |
1874,2853 |
808,8254 |
* |
852,3489 |
213,1110 |
|
2017 |
1919,0546 |
847,6491 |
* |
858,2245 |
213,1810 |
|
2018 |
1960,4497 |
884,0978 |
* |
863,7409 |
212,6110 |
|
2019 |
2001,6836 |
920,3460 |
* |
869,2266 |
212,1110 |
|
2020 |
2040,8902 |
954,3989 |
* |
874,3803 |
212,1110 |
|
Итого: |
13406,3112 |
5927,0940 |
* |
5974,5142 |
1504,7030 |
|
* - в рамках Соглашения между МЧС России и Правительством Республики Татарстан о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах на территории Республики Татарстан, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 года N 390-р. Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов |
||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам |
Реализация Программы позволит к 2020 году: уменьшить индивидуальный риск гибели на пожарах до условных единиц; уменьшить индивидуальный риск травмирования на пожарах до условных единиц; обеспечить среднее время прибытия первых пожарных подразделений к месту вызова: по городу - 7,9 минуты, в сельской местности - 16,3 минуты; довести долю населенных пунктов, расположенных за пределами нормативного времени прибытия первых пожарных подразделений, до 0 процентов; уменьшить частоту пожаров на душу населения до условных единиц; снизить количество погибших в чрезвычайных ситуациях на 15-20 процентов; сохранить 100-процентный уровень готовности министерства к реагированию на чрезвычайные ситуации; обеспечить 100-процентное выполнение госзаказа на управление; обеспечить 100-процентное выполнение заказа на проведение поисково-спасательных работ Поисково-спасательной службой Республики Татарстан при МЧС Республики Татарстан; обеспечить 100-процентное выполнение заказа на осуществление антикризисного управления; повысить эффективность реабилитации пациентов Республиканского центра реабилитации МЧС Республики Татарстан им. Ш.С. Каратая до 98,8 процента; реализовать права граждан на бесплатные услуги по медико-социальной и психологической реабилитации - 28700 койко/дней ежегодно; обеспечить ежегодное направление должностных лиц и специалистов гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для прохождения курсов повышения квалификации в количестве 12677 человек; снизить количество людей, погибших на водных объектах, до 173 человек в год; снизить количество детей, погибших на водных объектах, до 9 человек в год |
В современных условиях негативные факторы техногенного, природного и террористического характера представляют одну из наиболее реальных угроз для устойчивого и безопасного развития Республики Татарстан и повышения качества жизни населения.
Программа разработана в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан".
Программа направлена на повышение уровня защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, выполнение задач гражданской обороны, спасения людей, материальных и культурных ценностей и оказания помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.
Согласно государственным докладам о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 2008 - 2012 годы количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф ежегодно растет. Это обусловлено как глобальными процессами, связанными с изменением климата, так и износом до 60-80 процентов основных производственных фондов промышленных предприятий России.
Риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики Республики Татарстан.
В настоящее время территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) вступает в новую фазу своего развития, когда на первый план выдвигаются требования более целенаправленной работы по повышению защищенности населения, территорий и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчению их негативных последствий.
Данная стратегия включает в себя мероприятия, направленные на развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций, оптимизацию систем экстренного реагирования в кризисных и чрезвычайных ситуациях, а также на создание методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий и технических средств массовой информации.
Обстановка с чрезвычайными ситуациями. В Республике Татарстан за 2009-2012 годы произошло 19 чрезвычайных ситуаций, из них 13 - техногенного и 6 - природного характера. В результате чрезвычайных ситуаций погибло 163 человека, 122 из которых - при крушении дизель-электрохода "Булгария" в 2011 году. Материальный ущерб, нанесенный чрезвычайными ситуациями, составил более 10 млрд. рублей.
Территория республики находится в зоне с неустойчивыми погодно-климатическими условиями, что создает предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с природными явлениями цикличного характера. Важную роль в мероприятиях по прогнозированию природных бедствий играет система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, которая позволяет планировать и проводить превентивные мероприятия. Однако, как показал анализ прошедших в 2007-2012 годах стихийных бедствий на территории республики, превентивные мероприятия выполняются не в полном объеме. Руководству муниципальных образований необходимо организовать проведение системных мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов инфраструктуры в условиях чрезвычайных ситуаций и своевременное оповещение населения.
В среднесрочной перспективе значительную угрозу для населения и окружающей среды республики будут представлять риски техногенного характера. Республика Татарстан занимает лидирующие позиции по количеству опасных производственных объектов в Приволжском федеральном округе. Общее количество опасных производственных объектов, находящихся на территории Татарстана, составляет 8993, и они эксплуатируются на 3329 предприятиях республики. Наибольшую опасность представляют предприятия, эксплуатирующие производства, в которых имеются хлор и аммиак, а также предприятия спецхимии и нефтехимии. В зонах воздействия их возможных поражающих факторов в случае чрезвычайных ситуаций проживают более 50 процентов населения республики.
Результаты проверок, проведенных соответствующими контрольно-надзорными органами, показывают наличие недостатков в эксплуатации опасных производственных объектов. Ряд предприятий допускает осуществление деятельности без наличия соответствующей разрешительной лицензии, положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и паспортов безопасности. Остается высоким износ основного технологического оборудования. Недостаточно внимания уделяется хозяйствующими субъектами вопросам технического состояния технологических коммуникаций и зданий, используемых для хранения взрывчатых и аварийных химически опасных веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, работоспособности систем противоаварийной защиты, оснащения опасных производственных объектов сигнализаторами довзрывоопасной концентрации газов. На ряде потенциально опасных предприятий укомплектованность персоналом и техническое оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований не соответствуют предъявляемым требованиям. Сложившееся положение требует разработки и реализации неотложных и долгосрочных мер, направленных на повышение защищенности опасных объектов и защиту населения, проживающего вблизи потенциальных источников чрезвычайной ситуации.
В нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, как показывает анализ, основными причинами чрезвычайных ситуаций являются разгерметизация технологического оборудования, разрушение резервуаров, разливы нефти и ее продуктов с возгоранием в результате значительного износа оборудования, нарушения норм и правил его эксплуатации. Указанные риски особенно характерны для республики, что требуют особого внимания к вопросам безопасности на объектах нефтехимического комплекса.
Обстановка с пожарами. В течение последних пяти лет в Республике Татарстан наблюдается динамика снижения количества пожаров и гибели людей на них. Однако эта цифра остается еще достаточно высокой - свыше 3,5 тыс. пожаров и более 240 человек в год.
Анализ гибели людей на пожарах в Республике Татарстан за последние несколько лет показывает, что большинство из них погибло на пожарах в зданиях жилого назначения, доля которых составляет 72,5 процента.
Анализ причин пожаров, проведенный по итогам 2012 года, показывает, что по причине неосторожного обращения с огнем произошло 34,21 процента от общего числа пожаров, по причине нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электробытовых приборов - 23,75 процента, по причине нарушения правил устройства и эксплуатации печного оборудования - 17,47 процента.
Обстановка на водных объектах. Статистические данные свидетельствуют, что за последние 5 лет (2008-2012 гг.) на водных объектах Республики Татарстан утонуло 1178 человек. Подавляющее большинство людей гибнет в период летнего купального сезона. Так, в 2009 году за этот период в республике погибло 155 человек, в том числе 14 детей, в 2010 году - 172 (14), в 2011 году - 160 (12), в 2012 году - 147 (12). Основными причинами гибели людей на водных объектах Республики Татарстан являются:
купание людей в не оборудованных для этих целей местах;
купание или отдых у водоемов в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
неумение детей плавать;
купание детей без присмотра родителей;
несоблюдение элементарных норм безопасности на водоемах, установленных правилами охраны жизни людей на воде.
Решение указанных проблем в сфере защиты населения от пожаров, чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности на воде требует комплексного подхода с определением приоритетных мероприятий, последовательности в их реализации и вовлечения в это всех уровней власти, предприятий и организаций, а также системной работы по формированию культуры безопасного поведения у населения республики.
В целях реализации комплексного подхода к обеспечению безопасности территории и населения Республики Татарстан в Программе предусматривается привлечение средств федерального, республиканского, местного бюджетов, а также внебюджетных источников.
Программа включает следующие подпрограммы:
"Пожарная безопасность в Республике Татарстан на 2014-2020 годы";
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Татарстан на 2014-2020 годы";
"Обеспечение безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы".
В рамках подпрограммы "Пожарная безопасность в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" предусмотрено снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение количества людей, погибших и получивших травмы в результате пожаров.
Основными направлениями деятельности, которые могут обеспечить уменьшение риска пожаров в Республике Татарстан, являются:
оптимизация финансовых и материальных ресурсов, направляемых на решение проблем пожарной безопасности;
строительство и реконструкция пожарных депо в населенных пунктах, оснащение их современными техническими средствами;
развитие материально-технической базы и системы подготовки подразделений пожарной охраны;
развитие добровольной пожарной охраны (далее - ДПО);
внедрение инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, а также средств спасения людей на пожарах и средств тушения пожаров;
реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения.
Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Республике Татарстан, осуществляемых органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в рамках своих полномочий, министерствами, ведомствами, организациями, руководителями предприятий, в целом свидетельствует об эффективности координационных мер, необходимых для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. При этом необходимо отметить, что в области информационного, технического и технологического обеспечения пожарных подразделений имеются достаточно серьезные проблемы.
С 2006 года решение задач по защите населения и территорий от пожаров, снижению тяжести последствий от них в Республике Татарстан осуществляется программно-целевым методом в рамках следующих республиканских целевых программ:
"Пожарная безопасность на 2006-2008 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.06.2006 N 288;
"Пожарная безопасность на 2009-2011 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2008 N 915;
"Пожарная безопасность на 2012-2014 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2012 N 20 (действует в настоящее время).
В ходе реализации указанных программ с участием министерств, ведомств и организаций Республики Татарстан был получен положительный опыт решения проблемы пожарной безопасности программно-целевым методом.
За время действия указанных программ обстановка с пожарами и их последствиями имеет устойчивую положительную динамику снижения.
Сведения о пожарах, происшедших на территории Республики Татарстан с 2005 по 2012 год, и последствиях от них представлены на рис. 1, 2.
"Рис. 1. Количество пожаров, происшедших на территории Республики Татарстан в период с 2005 по 2012 год"
"Рис. 2. Сведения о количестве погибших на пожарах в Республике Татарстан за период с 2005 по 2012 год"
Достигнутые показатели снижения количества погибших и пострадавших от пожаров в Республике Татарстан во многом обусловлены вниманием к решению вопросов пожарной безопасности со стороны руководства республики, министерств и ведомств, муниципальных образований, а также руководителей объектов с массовым пребыванием людей, объектов образования, культуры, учреждений социального обслуживания населения и здравоохранения. Следует отметить, что данная работа требует постоянного внимания и надлежащего финансирования из всех видов бюджетов.
Важную роль в защите территории и населения Республики Татарстан от пожаров играет совершенствование деятельности сил и средств министерств, ведомств и организаций, входящих в состав ТП РСЧС. Защиту населенных пунктов от пожаров обеспечивают подразделения различных видов пожарной охраны (рис. 3, 4).
"Рис. 3. Сведения о доле населения республики, находящегося под защитой подразделений пожарной охраны различных видов"
Подразделения федеральной противопожарной службы охраняют крупные города и административные центры муниципальных образований республики, а также основные промышленные предприятия.
На сегодняшний день за пределами нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны остаются 56 населенных пунктов Республики Татарстан (1,8 процента от их общего количества). Значительная роль в обеспечении защищенности от пожаров населенных пунктов, расположенных в сельской местности Республики Татарстан, принадлежит подразделениям противопожарной службы Республики Татарстан и добровольной пожарной охраны. Их дислокация позволяет в кратчайшие сроки прибыть к месту вызова, что в подавляющем большинстве случаев способствует ликвидации пожаров и иных происшествий в начальной стадии.
Следует особо отметить возрастающую роль добровольных пожарных подразделений в обеспечении пожарной безопасности населенных пунктов республики. Со стороны органов государственной власти оказывается существенная поддержка развитию пожарного добровольчества. Так, в 2011 году руководством Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) создание добровольной пожарной охраны обозначено как приоритетное направление в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ближайшие годы. В связи с этим принят Закон Республики Татарстан "О добровольной пожарной охране в Республике Татарстан".
"Рис. 4. Сведения о количестве населенных пунктов, находящихся под защитой подразделений различных видов пожарной охраны"
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.04.2011 N 651-р на основании проведенного анализа состояния обеспечения пожарной безопасности территории республики определен перечень населенных пунктов Республики Татарстан, в которых необходимо создать подразделения добровольной пожарной охраны. Создана общественная организация "Добровольная пожарная охрана Республики Татарстан" с шестью общественными учреждениями в городах Республики Татарстан по зональному принципу (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Чистополь, Зеленодольск). В их состав включены все имеющиеся на сегодняшний день и вновь создаваемые подразделения добровольной пожарной охраны.
"Рис. 5. Сведения о количестве подразделений добровольной пожарной охраны в Республике Татарстан, созданных в период с 2006 по 2012 год"
Несмотря на наблюдаемое развитие добровольной пожарной охраны, материально-техническая база и состояние боеготовности добровольных пожарных формирований в целом по Республике Татарстан по-прежнему находятся на низком уровне. Так, количество подразделений с выездной и приспособленной к тушению пожаров техникой, в которых организовано круглосуточное дежурство личного состава, составляет 42 процента от их общего количества, 431 подразделение (67,35 процента) размещает свою технику в отапливаемых помещениях (боксах). Не решена проблема обеспечения подразделений средствами связи, пожарно-техническим вооружением, горюче-смазочными материалами.
В целом следует отметить, что решение задач по обеспечению пожарной безопасности невозможно без создания современных государственных систем по формированию общественной поддержки с помощью целевых информационно-пропагандистских кампаний, обеспечению населения оперативной информацией о пожарах, внедрению эффективных методов его обучения. Важным элементом в комплексе мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности, является работа с детьми, которая, по оценке экспертов, позволит сократить количество пожаров по причине детской шалости с огнем на 15-20 процентов. Социальная аудио-, видео- и печатная продукция на противопожарную тематику является наглядной агитацией мер пожарной безопасности среди населения, которая направлена на снижение количества пожаров и предупреждение гибели людей на них.
Таким образом, для преодоления негативных тенденций в борьбе с пожарами необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов исполнительной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, организаций, общественных объединений и граждан. В подпрограмму включены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений культуры, социальной защиты и здравоохранения с использованием как традиционных, так и инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, уделяется внимание развитию различных видов пожарной охраны, информационно-пропагандистской деятельности и обучению в области пожарной безопасности.
В рамках подпрограммы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" планируется повысить уровень защищенности населения, территорий и объектов инфраструктуры Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчение их негативных последствий.
В последнее десятилетие количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф на территории Российской Федерации ежегодно растет, при этом количество чрезвычайных ситуаций и погибших на них людей на протяжении последних лет неуклонно снижается. В Республике Татарстан количество чрезвычайных ситуаций удерживается на стабильном уровне (рис. 5).
ГАРАНТ:
Нумерация рисунков приводится в соответствии с источником
"Рис. 5. Сведения о количестве чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Республики Татарстан в период с 2009 по 2012 год"
Количество погибших в чрезвычайных ситуациях на территории республики в среднем за последние 5 лет составляет около 10-11 человек. Исключение составило крушение теплохода "Булгария" в 2011 году, в результате которого погибло 122 человека (рис. 6).
"Рис. 6. Сведения о количестве погибших в чрезвычайных ситуациях в период с 2009 по 2012 год"
Основными направлениями деятельности, которые предусмотрены в подпрограмме и направлены на снижение риска чрезвычайных ситуаций в Республике Татарстан и смягчение их последствий, являются:
повышение эффективности управления в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
развитие спасательных сил Республики Татарстан;
развитие системы антикризисного управления в Республике Татарстан;
совершенствование системы реабилитации;
обучение в области гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в Республике Татарстан осуществляется комплекс мероприятий по реализации органами государственной власти, органами местного самоуправления Республики Татарстан своих полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указанный комплекс мероприятий позволяет поддерживать уровень защищенности населения, объектов экономики, населенных пунктов на должном уровне, а ТП РСЧС - в состоянии постоянной готовности к действиям по предназначению. Постоянно действующими органами управления на территории Республики Татарстан являются Главное управление МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан. От эффективности их работы во многом зависит уровень защищенности населения и территории республики от угроз природного, техногенного и биолого-социального характера.
Развитие системы антикризисного управления как составляющей структуры ТП РСЧС является генеральной линией для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации в целом и Республике Татарстан, в частности. Для реализации указанных функций создано федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Татарстан" (далее - ЦУКС). На уровне всех муниципальных образований республики созданы единые дежурно-диспетчерские службы (далее - ЕДДС), основной целью которых является повышение готовности руководства и служб муниципальных образований к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств муниципальных служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Происходит развитие и совершенствование сил и средств, оснащенных для реагирования в соответствии с возникающими рисками, создание современных систем оповещения, связи, необходимой информационной базы, а также проведение мониторинга.
События 2012 года, произошедшие в г. Крымске, показали неэффективность работы системы оповещения населения, что характерно не только для Краснодарского края, но и для большинства регионов Российской Федерации. 28 июля 2012 года в соответствии с приказом Руководителя гражданской обороны Республики Татарстан - Премьер-министра Республики Татарстан была проведена проверка работоспособности и эффективности Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны Республики Татарстан. Проверка показала, что в течение первого часа данной системой было оповещено лишь 76,1 процента населения, в том числе при помощи электросирен - 52,11 процента, автомобилей оперативных служб с сигнальными громкоговорящими установками - 25,1 процента, теле- и радиоканалов -27,31 процента.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" в республике проводится работа по реконструкции Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны Республики Татарстан и созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Одним из шагов по развитию антикризисного управления является развитие системы Единой государственной информационной системы "ГЛОНАСС+112". В настоящее время функцию центра обработки вызовов по приему сообщений на номер "112" в республике выполняет Дежурно-диспетчерская служба - 112. Резервный центр обработки вызовов планируется возвести в течение 2013-2014 годов в г. Набережные Челны.
Для снижения последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Татарстан, а также для информационного обеспечения лиц, принимающих решения в условиях чрезвычайных ситуаций, необходимо создание и использование межведомственного интегрированного информационного ресурса, баз данных и программного обеспечения, основанного на современных геоинформационных технологиях. В рамках создания геоинформационного ресурса (геоинформационной системы) Республики Татарстан по всем видам чрезвычайных ситуаций на 2013 год запланированы работы по объединению информационных ресурсов 17 министерств и ведомств для обеспечения эффективности принятия управленческих решений при чрезвычайных ситуациях на территории Республики Татарстан.
Особую роль в смягчении последствий чрезвычайных ситуаций играет проведение полноценной реабилитации пострадавших. Катастрофы, которые произошли в последние годы в нашей стране и за рубежом, показали слабую подготовленность медицинского персонала к оказанию экстренной медицинской помощи, и в первую очередь, медико-психологической. В Республике Татарстан функционирует Республиканский центр реабилитации МЧС Республики Татарстан им. Ш.С. Каратая". Контингент, подлежащий реабилитации, - участники ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и граждане, подвергшиеся радиационным воздействиям, участники и инвалиды региональных военных конфликтов, спасатели аварийно-спасательных формирований, функционирующих в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, медицинские работники кабинетов лучевой диагностики и лучевой терапии, ежедневно подвергающиеся воздействию малых доз радиации. Цель деятельности центра - поддержка и восстановление здоровья лиц, работающих в экстремальных условиях, медико-психологическая и социальная реабилитация пострадавших в чрезвычайных ситуациях, проведение научно-исследовательской работы.
Вопросы гражданской обороны имеют важное значение в обеспечении безопасности населения республики как в мирное, так и в военное время.
В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" полномочиями органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, в том числе в области гражданской обороны, являются:
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений;
создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Необходимо отметить, что указанные полномочия органами исполнительной власти Республики Татарстан реализуются не в полной мере. Собственных запасов средств индивидуальной защиты республика не имеет, финансовые средства на эти цели не планируются и не выделяются. За прошедшие годы в Республике Татарстан накоплен значительный фонд защитных сооружений гражданской обороны. В Главном управлении МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан находятся на учете около 800 убежищ, из которых около 48 процентов ограниченно готовы и не готовы к использованию по предназначению. В них необходимы проведение капитального ремонта помещений, замена инженерно-технического оборудования и систем жизнеобеспечения.
Одним из важных вопросов является организация подготовки специалистов и населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Подготовка населения в области гражданской защиты организована и осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях МЧС России, в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и его 8 филиалах. В 2012 году в учебно-методическом центре и его филиалах прошли подготовку 12730 человек, в том числе руководителей, должностных лиц и специалистов РСЧС - 5240 человек и 1888 командиров нештатных аварийно-спасательных формирований. Теоретическая и практическая подготовка всех групп населения в области гражданской защиты позволяет на приемлемом уровне решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В то же время продолжает оставаться низким процент прошедших переподготовку в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан должностных лиц гражданской обороны и ТП РСЧС из числа руководителей исполнительных комитетов муниципальных образований, руководящего состава организаций с численностью более 200 человек и руководителей сельскохозяйственных предприятий.
Дальнейшая работа органов власти и местного самоуправления Республики Татарстан будет направлена на повышение эффективности реализации своих полномочий в вопросах обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение безопасности людей на водных объектах Республики Татарстан на 2014-2020 годы" планируется реализация следующих мероприятий:
управление организацией и проведением мероприятий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;
создание, оснащение и организация работы общественных спасательных постов в организованных местах массового отдыха населения на водных объектах Республики Татарстан;
обучение населения, прежде всего детей, плаванию и приемам спасания на воде;
организация профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на водных объектах и пропаганде здорового образа жизни.
Наличие большого количества водных объектов на территории республики создает предпосылку для возникновения многочисленных мест отдыха населения на воде. Вместе с тем следует отметить, что в республике наблюдается положительная динамика по уменьшению количества погибших на воде (рис. 7).
"Рис. 7. Сведения о количестве погибших на водных объектах Республики Татарстан в период с 2008 по 2012 год (по данным Росстата)"
"Рис. 8. Сведения о количестве людей, спасенных на воде в Республике Татарстан в период с 2008 по 2012 год"
Основными причинами гибели людей на водных объектах Республики Татарстан являются:
купание людей в не оборудованных для этих целей местах;
купание или отдых у водоемов в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
неумение детей плавать;
купание детей без присмотра родителей;
несоблюдение элементарных норм безопасности на водоемах, установленных правилами охраны жизни людей на воде.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" обеспечение безопасности людей на водных объектах является одной из основных задач, возложенных на Главное управление МЧС России по Республике Татарстан и Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Татарстан. В целях достижения поставленной задачи указанные органы осуществляют ряд основных функций, а именно - ежегодное техническое освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, разрешений на пользование пляжами, а также профилактическое патрулирование на водоемах республики, проводят разъяснительную и профилактическую работу среди населения в целях предупреждения аварийности маломерных судов и снижения травматизма людей на водных объектах, осуществляют учет аварий и происшествий с маломерными судами, несчастных случаев с людьми на воде. Таким образом, от эффективности работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и Центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Татарстан во многом зависит уровень безопасности на водных объектах.
На учете в Главном управлении МЧС России по Республике Татарстан состоят 37 мест организованного массового отдыха населения на водных объектах (пляжей), из них 13 пляжей - муниципальные. Одним из основных требований к пляжам является наличие спасательного поста и подготовленных спасателей.
В целях предупреждения гибели детей на водных объектах производится их обучение плаванию в общеобразовательных учебных заведениях и детских оздоровительных лагерях в бассейнах и открытых водоемах. В общеобразовательных учебных заведениях обеспечивается общая подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на водных объектах. Активную роль в работе по обучению и организации обеспечения безопасности на водных объектах играет общественная организация ОСВОД.
В Республике Татарстан насчитывается 150 плавательных бассейнов, из них 24 открытых плавательных бассейна и 126 крытых плавательных бассейнов. Обеспеченность площадями зеркала воды крытых плавательных бассейнов в целом по Татарстану составляет от социальных норм и нормативов Российской Федерации 11,5 процента, их общая площадь - 32675 кв. метров.
Таким образом, популяризация плавания как вида спорта является одним из факторов обеспечения здоровья населения республики, вовлечения различных групп населения в занятия спортом, а также способствует формированию навыков, обеспечивающих безопасное поведение на воде.
Основным итогом целенаправленной работы по подготовке учащихся общеобразовательных учебных заведений должно стать умение учащихся плавать, знание правил безопасного поведения на воде, а учащихся старших классов и студентов вузов - приобретение навыков оказания первой помощи пострадавшим, спасения и самоспасения.
Для дальнейшего повышения уровня безопасности населения на водных объектах, прежде всего детей, необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан, организация взаимодействия со всеми заинтересованными структурами в рамках Программы, поиск новых путей проведения профилактики несчастных случаев, спасения людей на водоемах на основе передовых методов управления, обучения и воспитания.
Необходимо организовать эту работу таким образом, чтобы в процессе обеспечения безопасности людей на водных объектах не только формировалась совокупность определенных знаний и умений, но и чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней потребностью человека. Этого можно достигнуть путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения на водных объектах, то есть формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.
Все это позволит качественно изменить сегодняшнее положение дел в вопросах обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Данная проблема не может быть эффективно решена только в рамках основной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Требуется наличие долговременной стратегии и использование организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.
Риски реализации Программы и меры по управлению этими рисками. Исходная идея государственных программ заключается в формализации функций органов исполнительной власти путем их количественного описания как системы целей, достижение которых является решением основных проблем (задач) предметной области основного исполнителя и соисполнителей государственной программы.
Достижение целей должно быть наглядно представлено через систему показателей, значения которых призваны демонстрировать:
уровень достижения запланированного эффекта;
скорость достижения уровня запланированного эффекта.
При этом система показателей должна быть непосредственно увязана с выделяемыми на достижение целей и решение задач ресурсами.
Анализ рисков, снижающих вероятность полной реализации Программы и достижения поставленных целей и решения задач, позволяет выделить следующие виды рисков:
1) Риск обеспечения финансирования Программы. Риск обеспечения финансирования государственной программы (риск ликвидности) возникает в результате значительной продолжительности программы. При этом, учитывая сложившуюся сегодня систему трехлетнего бюджетного планирования и наличие значительных финансовых резервов государства, риск сбоев в реализации Программы в результате недофинансирования можно считать минимальным.
2) Риск возникновения сбоев при реализации Программы. Риск возникновения сбоев при реализации Программы (операционный риск) возникает в результате низкой эффективности деятельности, в том числе ошибок исполнителей, совершенных правонарушений, неготовности инфраструктуры муниципальных образований (управленческой, информационной, финансовой и др.) к решению задач, поставленных Программой. В рамках данного вида риска можно выделить следующие виды рисков:
риск исполнителей - вероятность возникновения проблем в реализации Программы в результате недостаточной квалификации ответственных исполнителей. Также к данному виду риска относится риск злоупотреблений исполнителями своим служебным положением в рамках реализации Программы;
риск несовершенства технологической инфраструктуры - неготовность инфраструктуры к решению поставленных перед ней задач может привести к задержкам в реализации Программы.
3) Институциональный риск. Институциональный риск - вероятность того, что Программа не будет выполнена в полном объеме по причине задержек с формированием и развитием ряда основополагающих институтов: института формирования культуры безопасности жизнедеятельности, Российской системы гражданской защиты, добровольной пожарной охраны.
4) Внешние риски. К внешним рискам относятся экономические риски, которые подразумевают влияние возможной нестабильной экономической ситуации в стране, экономического кризиса и т.п. на показатели эффективности реализации Программы. Снижение темпов обновления основных средств предприятий и техники в личном пользовании в этом случае может приводить к росту показателей аварийности, числа чрезвычайных ситуаций техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах и их последствий.
Кроме того, высокие цены на бензин, низкий уровень заработной платы могут, например, приводить к отказу судовладельцев от эксплуатации маломерных судов и уменьшению количества судов, проходящих техническое освидетельствование, что приведет к снижению показателя охвата техническим освидетельствованием маломерных судов.
Другим важным внешним риском является природный риск, который может проявляться в экстремальных климатических явлениях (аномально жаркое лето, холодная зима и т.п.). Такие явления могут оказывать влияние на показатели числа чрезвычайных ситуаций природного характера, пожаров, происшествий на водных объектах и их последствия.
Риск низкой мотивации и недостаточной психологической готовности населения к обеспечению личной безопасности. Риск низкой мотивации и недостаточной психологической готовности населения к обеспечению личной безопасности (например, отказа от участия в добровольной пожарной охране) может стать сдерживающим фактором в реализации Программы.
Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, таких как масштабные природные и техногенные катастрофы, войны (вооруженные конфликты) и др. Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы. В целях управления рисками реализации Программы в неё включены мероприятия, направленные на надежность и эффективность реализации Программы в целом, подпрограмм, эффективность внутреннего контроля, соответствие законодательству.
Особо следует отметить вероятность риска решения вопроса по снижению рисков ЧС и обеспечения безопасной жизнедеятельности без использования программно-целевого метода, что обуславливает:
невозможность определения и формирования показателей Программы, необходимых при выборе всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение поставленной проблемы в Республике Татарстан;
невозможность оценить эффективность вложения финансовых средств в мероприятия по защите населения и территорий от угроз природного и техногенного характера;
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий, направленных на снижение рисков чрезвычайных ситуаций и смягчение их социально-экономических последствий;
отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, и последовательности их реализации;
недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.
Целью Программы является минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах.
Для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:
1. Снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение количества людей, погибших и получивших травмы в результате пожаров;
2. Повышение защищенности населения, территорий и объектов инфраструктуры Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчение их негативных последствий, реализация мероприятий в области гражданской обороны;
3. Повышение безопасности жизнедеятельности населения на водных объектах Республики Татарстан.
Масштабность поставленной в рамках Программы цели требует разработки комплекса мероприятий. В этой связи в настоящей Программе предусмотрена реализация следующих подпрограмм:
"Пожарная безопасность в Республике Татарстан на 2014-2020 годы";
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Татарстан на 2014-2020 годы";
"Обеспечение безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы".
Основные цели, задачи, индикаторы оценки результатов целей и задач, а также объемы финансирования мероприятий представлены в приложениях к подпрограммам.
Сферой реализации Программы является организация эффективной деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Достижение целей и решение задач Программы обеспечивается путем выполнения основных мероприятий, сгруппированных по трем подпрограммам Программы. Отдельные мероприятия Программы являются взаимозависимыми. Успешное выполнение одного мероприятия может зависеть от выполнения других.
Подпрограмма "Пожарная безопасность в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" сформирована по разделам, включающим развитие и совершенствование системы противопожарной защиты территорий и объектов, развитие и оснащение подразделений пожарной охраны (федеральной, республиканской, муниципальной и добровольной) с особым вниманием к вопросам создания и развития добровольной пожарной охраны.
Подпрограмма включает следующие основные мероприятия:
замена, ремонт электрических сетей и замер сопротивления изоляции;
ремонт отопительных печей, проверка дымоходов;
оборудование зданий системами оповещения людей о пожаре;
комплектование первичными средствами пожаротушения зданий;
комплектование пожарных кранов внутреннего противопожарного водоснабжения рукавами и стволами в зданиях;
оборудование наружным противопожарным водоснабжением (установка пожарных гидрантов, пожарных водоемов) зданий;
оснащение носилками;
оборудование зданий автоматическими установками пожарной сигнализации;
ремонт (замена) автоматических установок сигнализации зданий;
обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре, систем видеонаблюдения;
оборудование культурно-зрелищных учреждений автоматическими установками пожаротушения;
ремонт (замена) автоматических установок пожаротушения культурно-зрелищных учреждений;
обслуживание автоматических установок пожаротушения культурно-зрелищных учреждений;
вывод сигналов от систем мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в зданиях повышенной этажности, в пункты связи подразделений пожарной охраны;
подключение и техническое обслуживание системы мониторинга объектов образования;
обеспечение индивидуальными средствами защиты органов дыхания обслуживающего персонала;
обеспечение зданий высотой 5 и более этажей индивидуальными спасательными устройствами;
устройство в сельских населенных пунктах, расположенных вблизи искусственных и естественных водоемов, площадок (пирсов) с твердым покрытием для установки на них пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
приспособление водонапорных башен для отбора воды пожарной техникой;
оснащение населенных пунктов республики пожарными мотопомпами;
обучение должностных лиц министерств, ведомств, организаций и предприятий жилищно-коммунальных хозяйств пожарно-техническому минимуму;
оборудование жилых домов наружным противопожарным водоснабжением;
ремонт наружного противопожарного водоснабжения;
оборудование квартир жилого фонда республики автономными пожарными оповещателями;
оборудование зданий жилых домов устройствами защитного отключения электрооборудования;
замена и ремонт внутридомовых электрических сетей;
огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений жилых домов;
ремонт и очистка дымоходов;
повышение противопожарной устойчивости жилых зданий повышенной этажности;
развитие и совершенствование деятельности подразделений федеральной противопожарной службы;
развитие противопожарной службы Республики Татарстан;
развитие и содержание подразделений муниципальной и добровольной пожарной охраны, включая страхование добровольцев, приобретение пожарно-технического вооружения, боевой одежды пожарных, оснащение подразделений пожарной техникой, приобретение горюче-смазочных материалов.
Подпрограмма "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" включает в себя следующие мероприятия:
управление организацией и проведением мероприятий в области гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях;
выполнение МЧС Республики Татарстан государственного заказа на управление в области защиты в чрезвычайных ситуациях;
предупреждение ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
формирование и поддержание резервов финансовых средств на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
накопление средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников муниципальных образований;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений гражданской обороны;
разработка и корректировка паспортов безопасности городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан;
разработка планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан;
проведение мероприятий по повышению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений;
проведение поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
развитие и содержание Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Татарстан;
создание и содержание комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
содержание дежурно-диспетчерских служб Республики Татарстан (дежурно-диспетчерской службы - 112, единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) на территории муниципальных образований республики);
оказание услуг по медико-социальной и психологической реабилитации лиц, выполняющих свои функциональные обязанности в экстремальных условиях, а также пострадавшего населения и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, других радиационных инцидентов, катастроф, стихийных бедствий;
повышение квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны и ТП РСЧС;
создание, оснащение и организация деятельности учебно-консультационных пунктов в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций муниципальных районов.
Подпрограмма "Обеспечение безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" включает следующие мероприятия:
управление организацией и проведением мероприятий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;
создание и содержание общественных спасательных постов и оснащение их необходимым оборудованием;
организация обучения спасателей общественных спасательных постов;
обучение руководителей, сотрудников детских оздоровительных лагерей, а также детей правилам поведения на воде, оказанию первой помощи пострадавшим, спасению и самоспасению;
организация работы отделений по плаванию в детско-юношеских спортивных школах;
организация работы секций по плаванию и содержание плавательных бассейнов;
обеспечение общественных спасательных постов наглядной информацией по предупреждению несчастных случаев на воде и пропаганде здорового образа жизни;
изготовление и распространение листовок, памяток, плакатов по правилам поведения людей на водных объектах;
организация профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на водных объектах и пропаганде здорового образа жизни.
Детальная информация об индикаторах оценки результатов реализации Программы в разрезе подпрограмм представлена в приложении N 1 к Программе. Сроки реализации Программы - 2014-2020 годы.
Общий объем финансирования Программы составляет 13406,3112 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 5927,0940 млн. рублей, средств федерального бюджета - 0* млн. рублей, средств бюджетов муниципальных образований - 5974,5142 млн. рублей, внебюджетных источников - 1504,7030 млн. рублей.
(млн. рублей) |
|||||
Год |
Всего |
в том числе |
|||
средства бюджета Республики Татарстан |
средства федерального бюджета |
средства бюджетов муниципальных образований |
внебюджетные источники (средства предприятий и организаций) |
||
2014 |
1770,9492 |
740,3822 |
* |
809,9620 |
220,6050 |
2015 |
1838,9986 |
771,3946 |
* |
846,6310 |
220,9730 |
2016 |
1874,2853 |
808,8254 |
* |
852,3489 |
213,1110 |
2017 |
1919,0546 |
847,6491 |
* |
858,2245 |
213,1810 |
2018 |
1960,4497 |
884,0978 |
* |
863,7409 |
212,6110 |
2019 |
2001,6836 |
920,3460 |
* |
869,2266 |
212,1110 |
2020 |
2040,8902 |
954,3989 |
* |
874,3803 |
212,1110 |
Итого: |
13406,3112 |
5927,0940 |
* |
5974,5142 |
1504,7030 |
* - в рамках Соглашения между МЧС России и Правительством Республики Татарстан о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах на территории Республики Татарстан, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 года N 390-р.
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов. Объемы финансирования Программы за счет внебюджетных источников сформированы на основании прогнозных значений расходов предприятий и организаций на вопросы обеспечения безопасности. Детальная информация об объемах финансирования Программы в разрезе подпрограмм представлена в приложении N 2 к Программе.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции для государственных нужд.
МЧС Республики Татарстан с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств на очередной финансовый год ежегодно уточняет целевые индикаторы, затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.
МЧС Республики Татарстан направляет:
ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
ежегодно в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в соответствии с установленным порядком.
К сводному отчету за год должна прикладываться информация о невыполненных мероприятиях.
В случае существенных расхождений между плановыми и фактическими значениями показателей эффективности мероприятий Программы МЧС Республики Татарстан проводит анализ факторов, повлиявших на такие расхождения. При анализе выделяются внутренние факторы, на которые МЧС Республики Татарстан могло повлиять, и внешние, не зависящие от государственного заказчика.
МЧС Республики Татарстан обеспечивает достоверность сведений о ходе реализации Программы, включая достижение индикаторов, и расходах по направлениям и источникам финансирования.
МЧС Республики Татарстан организует размещение в сети информационно- телекоммуникационной сети "Интернет":
текста утвержденной Программы;
нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом выполнения программных мероприятий;
информации о ходе реализации Программы в плановый период (составляющий три года, в том числе год, на который разрабатывается проект бюджета Республики Татарстан, и последующие два года), фактическом финансировании Программы, заключенных государственных контрактах, об объемах их финансирования и исполнителях, результатах экспертных проверок выполнения программных мероприятий, конкурсах на участие в реализации Программы, результатах ее мониторинга, об оценке достижения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы, в том числе по результатам независимой экспертизы.
Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Реализация намеченных программных мероприятий позволит создать эффективную скоординированную систему защиты населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций, обеспечить высокий уровень пожарной безопасности, снизив число пожаров и погибших на них людей, а также позволит повысить безопасность людей на воде.
Дополнительный положительный социальный эффект от предлагаемых мероприятий позволит увеличить количество рабочих мест в регионе, а также улучшить условия труда (повысить механизацию и безопасность труда за счет внедрения новых образцов пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования, укомплектования подразделений необходимым вещевым и специальным имуществом, реконструкции зданий и помещений).
Конечным результатом реализации Программы станет сокращение убытков, причиняемых чрезвычайными ситуациями, пожарами и происшествиями на водных объектах экономике Республики Татарстан, сохранение разнообразия экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала.
Программа носит комплексный характер, и достижение поставленных целей возможно лишь при взаимосвязанном и скоординированном во времени выполнении всех программных мероприятий.
Приложение
N 1
к государственной
программе
"Защита населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечение пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах
в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"
Наименование цели |
Наименование задачи |
Индикаторы оценки конечных результатов, единицы измерения |
Значения индикаторов |
|||||||
2013 г. (базовый) |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах |
1. Снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение числа погибших и получивших травмы в результате пожаров людей |
индивидуальный риск гибели на пожарах, условных единиц |
|
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальный риск травмирования на пожарах, условных единиц |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
среднее время прибытия первых пожарных подразделений к месту вызова: по городу/ в сельской местности, минут |
9,3/18,5 |
9,1/18,0 |
8,8/17,7 |
8,5/17,4 |
8,2/17,1 |
8,1/16,8 |
8,0/16,5 |
7,9/16,3 |
||
доля населенных пунктов, расположенных за пределами нормативного времени прибытия первых пожарных подразделений, процентов |
3,3 |
1,57 |
1,17 |
1,03 |
0,83 |
0,32 |
0,6 |
0 |
||
частота пожаров на душу населения, условных единиц |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2. Повышение защищенности населения, территорий и объектов инфраструктуры Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчение их негативных последствий, реализация мероприятий в области гражданской обороны |
снижение количества погибших в чрезвычайных ситуациях (по отношению к предыдущему году), процентов |
2,0 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
|
уровень готовности министерства к реагированию на чрезвычайные ситуации, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||
выполнение госзаказа на управление, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||
выполнение заказа на проведение поисково-спасательных работ Поисково-спасательной службой Республики Татарстан при МЧС Республики Татарстан, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||
выполнение заказа на осуществление антикризисного управления, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||
эффективность реабилитации пациентов в Республиканском центре реабилитации МЧС Республики Татарстан им. Ш.С. Каратая, процентов |
98,1 |
98,2 |
98,3 |
98,4 |
98,5 |
98,6 |
98,7 |
98,8 |
||
реализация права граждан на бесплатные услуги по медико-социальной и психологической реабилитации, койко/дней |
28700 |
28700 |
28700 |
28700 |
28700 |
28700 |
28700 |
28700 |
||
обучение должностных лиц и специалистов гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на курсах повышения квалификации, человек |
12677 |
12677 |
12677 |
12677 |
12677 |
12677 |
12677 |
12677 |
||
3. Повышение безопасности жизнедеятельности населения на водных объектах Республики Татарстан |
количество людей, погибших на водных объектах в год, человек |
192 |
185 |
178 |
177 |
176 |
175 |
174 |
173 |
|
количество детей, погибших на водных объектах в год, человек |
15 |
13 |
11 |
10 |
10 |
10 |
9 |
9 |
2024
Ноябрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |