Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.11.2013 № 837

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 2 ноября 2013 г. N 837
"Об утверждении государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"

 

Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Республики Татарстан на 2014-2020 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на эти цели из бюджета Республики Татарстан.

4. Признать с 1 января 2014 года утратившими силу следующие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:

от 17.01.2012 N 20 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность в Республике Татарстан на 2012-2014 годы";

от 20.10.2012 N 875 "Об утверждении целевой программы "Создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения на водных объектах и обучение населения плаванию в Республике Татарстан на 2013-2015 годы".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.

 

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

 

 



Государственная программа "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" (утв. постановлением КМ РТ от 2 ноября 2013 г. N 837)

 

Паспорт государственной программы

 

Наименование Программы

государственная программа "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (далее - МЧС Республики Татарстан)

Цель Программы

Минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах

Задачи Программы

1. Снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение числа погибших и получивших травмы в результате пожаров людей;

2. Повышение защищенности населения, территорий и объектов инфраструктуры Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчение их негативных последствий, реализация мероприятий в области гражданской обороны;

3. Повышение безопасности жизнедеятельности населения на водных объектах Республики Татарстан

Сроки и этапы реализации Программы

2014-2020 годы

Перечень подпрограмм

"Пожарная безопасность в Республике Татарстан на 2014-2020 годы";

"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Татарстан на 2014-2020 годы";

"Обеспечение безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"

Объем финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам

Общий объем финансирования Программы составляет 13406,3112 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 5927,0940 млн. рублей, средств федерального бюджета - 0* млн. рублей, средств бюджетов муниципальных образований - 5974,5142 млн. рублей, внебюджетных источников - 1504,7030 млн. рублей.

млн. рублей

Год

Всего

В том числе

средства бюджета Республики Татарстан

средства федерального бюджета

средства бюджетов муниципальных образований

внебюджетные источники (средства предприятий и организаций)

2014

1770,9492

740,3822

*

809,9620

220,6050

2015

1838,9986

771,3946

*

846,6310

220,9730

2016

1874,2853

808,8254

*

852,3489

213,1110

2017

1919,0546

847,6491

*

858,2245

213,1810

2018

1960,4497

884,0978

*

863,7409

212,6110

2019

2001,6836

920,3460

*

869,2266

212,1110

2020

2040,8902

954,3989

*

874,3803

212,1110

Итого:

13406,3112

5927,0940

*

5974,5142

1504,7030

* - в рамках Соглашения между МЧС России и Правительством Республики Татарстан о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах на территории Республики Татарстан, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 года N 390-р.

Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам

Реализация Программы позволит к 2020 году:

уменьшить индивидуальный риск гибели на пожарах до  условных единиц;

уменьшить индивидуальный риск травмирования на пожарах до  условных единиц;

обеспечить среднее время прибытия первых пожарных подразделений к месту вызова:

по городу - 7,9 минуты,

в сельской местности - 16,3 минуты;

довести долю населенных пунктов, расположенных за пределами нормативного времени прибытия первых пожарных подразделений, до 0 процентов;

уменьшить частоту пожаров на душу населения до  условных единиц;

снизить количество погибших в чрезвычайных ситуациях на 15-20 процентов;

сохранить 100-процентный уровень готовности министерства к реагированию на чрезвычайные ситуации;

обеспечить 100-процентное выполнение госзаказа на управление;

обеспечить 100-процентное выполнение заказа на проведение поисково-спасательных работ Поисково-спасательной службой Республики Татарстан при МЧС Республики Татарстан;

обеспечить 100-процентное выполнение заказа на осуществление антикризисного управления;

повысить эффективность реабилитации пациентов Республиканского центра реабилитации МЧС Республики Татарстан им. Ш.С. Каратая до 98,8 процента;

реализовать права граждан на бесплатные услуги по медико-социальной и психологической реабилитации - 28700 койко/дней ежегодно;

обеспечить ежегодное направление должностных лиц и специалистов гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для прохождения курсов повышения квалификации в количестве 12677 человек;

снизить количество людей, погибших на водных объектах, до 173 человек в год;

снизить количество детей, погибших на водных объектах, до 9 человек в год

 

I. Общая характеристика сферы реализации Программы, основные проблемы и пути их решения

 

В современных условиях негативные факторы техногенного, природного и террористического характера представляют одну из наиболее реальных угроз для устойчивого и безопасного развития Республики Татарстан и повышения качества жизни населения.

Программа разработана в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан".

Программа направлена на повышение уровня защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, выполнение задач гражданской обороны, спасения людей, материальных и культурных ценностей и оказания помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.

Согласно государственным докладам о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 2008 - 2012 годы количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф ежегодно растет. Это обусловлено как глобальными процессами, связанными с изменением климата, так и износом до 60-80 процентов основных производственных фондов промышленных предприятий России.

Риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики Республики Татарстан.

В настоящее время территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) вступает в новую фазу своего развития, когда на первый план выдвигаются требования более целенаправленной работы по повышению защищенности населения, территорий и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчению их негативных последствий.

Данная стратегия включает в себя мероприятия, направленные на развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций, оптимизацию систем экстренного реагирования в кризисных и чрезвычайных ситуациях, а также на создание методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий и технических средств массовой информации.

Обстановка с чрезвычайными ситуациями. В Республике Татарстан за 2009-2012 годы произошло 19 чрезвычайных ситуаций, из них 13 - техногенного и 6 - природного характера. В результате чрезвычайных ситуаций погибло 163 человека, 122 из которых - при крушении дизель-электрохода "Булгария" в 2011 году. Материальный ущерб, нанесенный чрезвычайными ситуациями, составил более 10 млрд. рублей.

Территория республики находится в зоне с неустойчивыми погодно-климатическими условиями, что создает предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с природными явлениями цикличного характера. Важную роль в мероприятиях по прогнозированию природных бедствий играет система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, которая позволяет планировать и проводить превентивные мероприятия. Однако, как показал анализ прошедших в 2007-2012 годах стихийных бедствий на территории республики, превентивные мероприятия выполняются не в полном объеме. Руководству муниципальных образований необходимо организовать проведение системных мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов инфраструктуры в условиях чрезвычайных ситуаций и своевременное оповещение населения.

В среднесрочной перспективе значительную угрозу для населения и окружающей среды республики будут представлять риски техногенного характера. Республика Татарстан занимает лидирующие позиции по количеству опасных производственных объектов в Приволжском федеральном округе. Общее количество опасных производственных объектов, находящихся на территории Татарстана, составляет 8993, и они эксплуатируются на 3329 предприятиях республики. Наибольшую опасность представляют предприятия, эксплуатирующие производства, в которых имеются хлор и аммиак, а также предприятия спецхимии и нефтехимии. В зонах воздействия их возможных поражающих факторов в случае чрезвычайных ситуаций проживают более 50 процентов населения республики.

Результаты проверок, проведенных соответствующими контрольно-надзорными органами, показывают наличие недостатков в эксплуатации опасных производственных объектов. Ряд предприятий допускает осуществление деятельности без наличия соответствующей разрешительной лицензии, положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и паспортов безопасности. Остается высоким износ основного технологического оборудования. Недостаточно внимания уделяется хозяйствующими субъектами вопросам технического состояния технологических коммуникаций и зданий, используемых для хранения взрывчатых и аварийных химически опасных веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, работоспособности систем противоаварийной защиты, оснащения опасных производственных объектов сигнализаторами довзрывоопасной концентрации газов. На ряде потенциально опасных предприятий укомплектованность персоналом и техническое оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований не соответствуют предъявляемым требованиям. Сложившееся положение требует разработки и реализации неотложных и долгосрочных мер, направленных на повышение защищенности опасных объектов и защиту населения, проживающего вблизи потенциальных источников чрезвычайной ситуации.

В нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, как показывает анализ, основными причинами чрезвычайных ситуаций являются разгерметизация технологического оборудования, разрушение резервуаров, разливы нефти и ее продуктов с возгоранием в результате значительного износа оборудования, нарушения норм и правил его эксплуатации. Указанные риски особенно характерны для республики, что требуют особого внимания к вопросам безопасности на объектах нефтехимического комплекса.

Обстановка с пожарами. В течение последних пяти лет в Республике Татарстан наблюдается динамика снижения количества пожаров и гибели людей на них. Однако эта цифра остается еще достаточно высокой - свыше 3,5 тыс. пожаров и более 240 человек в год.

Анализ гибели людей на пожарах в Республике Татарстан за последние несколько лет показывает, что большинство из них погибло на пожарах в зданиях жилого назначения, доля которых составляет 72,5 процента.

Анализ причин пожаров, проведенный по итогам 2012 года, показывает, что по причине неосторожного обращения с огнем произошло 34,21 процента от общего числа пожаров, по причине нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электробытовых приборов - 23,75 процента, по причине нарушения правил устройства и эксплуатации печного оборудования - 17,47 процента.

Обстановка на водных объектах. Статистические данные свидетельствуют, что за последние 5 лет (2008-2012 гг.) на водных объектах Республики Татарстан утонуло 1178 человек. Подавляющее большинство людей гибнет в период летнего купального сезона. Так, в 2009 году за этот период в республике погибло 155 человек, в том числе 14 детей, в 2010 году - 172 (14), в 2011 году - 160 (12), в 2012 году - 147 (12). Основными причинами гибели людей на водных объектах Республики Татарстан являются:

купание людей в не оборудованных для этих целей местах;

купание или отдых у водоемов в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;

неумение детей плавать;

купание детей без присмотра родителей;

несоблюдение элементарных норм безопасности на водоемах, установленных правилами охраны жизни людей на воде.

Решение указанных проблем в сфере защиты населения от пожаров, чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности на воде требует комплексного подхода с определением приоритетных мероприятий, последовательности в их реализации и вовлечения в это всех уровней власти, предприятий и организаций, а также системной работы по формированию культуры безопасного поведения у населения республики.

В целях реализации комплексного подхода к обеспечению безопасности территории и населения Республики Татарстан в Программе предусматривается привлечение средств федерального, республиканского, местного бюджетов, а также внебюджетных источников.

Программа включает следующие подпрограммы:

"Пожарная безопасность в Республике Татарстан на 2014-2020 годы";

"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Татарстан на 2014-2020 годы";

"Обеспечение безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы".

В рамках подпрограммы "Пожарная безопасность в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" предусмотрено снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение количества людей, погибших и получивших травмы в результате пожаров.

Основными направлениями деятельности, которые могут обеспечить уменьшение риска пожаров в Республике Татарстан, являются:

оптимизация финансовых и материальных ресурсов, направляемых на решение проблем пожарной безопасности;

строительство и реконструкция пожарных депо в населенных пунктах, оснащение их современными техническими средствами;

развитие материально-технической базы и системы подготовки подразделений пожарной охраны;

развитие добровольной пожарной охраны (далее - ДПО);

внедрение инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, а также средств спасения людей на пожарах и средств тушения пожаров;

реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения.

Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Республике Татарстан, осуществляемых органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в рамках своих полномочий, министерствами, ведомствами, организациями, руководителями предприятий, в целом свидетельствует об эффективности координационных мер, необходимых для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. При этом необходимо отметить, что в области информационного, технического и технологического обеспечения пожарных подразделений имеются достаточно серьезные проблемы.

С 2006 года решение задач по защите населения и территорий от пожаров, снижению тяжести последствий от них в Республике Татарстан осуществляется программно-целевым методом в рамках следующих республиканских целевых программ:

"Пожарная безопасность на 2006-2008 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.06.2006 N 288;

"Пожарная безопасность на 2009-2011 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2008 N 915;

"Пожарная безопасность на 2012-2014 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2012 N 20 (действует в настоящее время).

В ходе реализации указанных программ с участием министерств, ведомств и организаций Республики Татарстан был получен положительный опыт решения проблемы пожарной безопасности программно-целевым методом.

За время действия указанных программ обстановка с пожарами и их последствиями имеет устойчивую положительную динамику снижения.

Сведения о пожарах, происшедших на территории Республики Татарстан с 2005 по 2012 год, и последствиях от них представлены на рис. 1, 2.

 

"Рис. 1. Количество пожаров, происшедших на территории Республики Татарстан в период с 2005 по 2012 год"

 

"Рис. 2. Сведения о количестве погибших на пожарах в Республике Татарстан за период с 2005 по 2012 год"

 

Достигнутые показатели снижения количества погибших и пострадавших от пожаров в Республике Татарстан во многом обусловлены вниманием к решению вопросов пожарной безопасности со стороны руководства республики, министерств и ведомств, муниципальных образований, а также руководителей объектов с массовым пребыванием людей, объектов образования, культуры, учреждений социального обслуживания населения и здравоохранения. Следует отметить, что данная работа требует постоянного внимания и надлежащего финансирования из всех видов бюджетов.

Важную роль в защите территории и населения Республики Татарстан от пожаров играет совершенствование деятельности сил и средств министерств, ведомств и организаций, входящих в состав ТП РСЧС. Защиту населенных пунктов от пожаров обеспечивают подразделения различных видов пожарной охраны (рис. 3, 4).

 

"Рис. 3. Сведения о доле населения республики, находящегося под защитой подразделений пожарной охраны различных видов"

 

Подразделения федеральной противопожарной службы охраняют крупные города и административные центры муниципальных образований республики, а также основные промышленные предприятия.

На сегодняшний день за пределами нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны остаются 56 населенных пунктов Республики Татарстан (1,8 процента от их общего количества). Значительная роль в обеспечении защищенности от пожаров населенных пунктов, расположенных в сельской местности Республики Татарстан, принадлежит подразделениям противопожарной службы Республики Татарстан и добровольной пожарной охраны. Их дислокация позволяет в кратчайшие сроки прибыть к месту вызова, что в подавляющем большинстве случаев способствует ликвидации пожаров и иных происшествий в начальной стадии.

Следует особо отметить возрастающую роль добровольных пожарных подразделений в обеспечении пожарной безопасности населенных пунктов республики. Со стороны органов государственной власти оказывается существенная поддержка развитию пожарного добровольчества. Так, в 2011 году руководством Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) создание добровольной пожарной охраны обозначено как приоритетное направление в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ближайшие годы. В связи с этим принят Закон Республики Татарстан "О добровольной пожарной охране в Республике Татарстан".

"Рис. 4. Сведения о количестве населенных пунктов, находящихся под защитой подразделений различных видов пожарной охраны"

 

Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.04.2011 N 651-р на основании проведенного анализа состояния обеспечения пожарной безопасности территории республики определен перечень населенных пунктов Республики Татарстан, в которых необходимо создать подразделения добровольной пожарной охраны. Создана общественная организация "Добровольная пожарная охрана Республики Татарстан" с шестью общественными учреждениями в городах Республики Татарстан по зональному принципу (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Чистополь, Зеленодольск). В их состав включены все имеющиеся на сегодняшний день и вновь создаваемые подразделения добровольной пожарной охраны.

 

"Рис. 5. Сведения о количестве подразделений добровольной пожарной охраны в Республике Татарстан, созданных в период с 2006 по 2012 год"

 

Несмотря на наблюдаемое развитие добровольной пожарной охраны, материально-техническая база и состояние боеготовности добровольных пожарных формирований в целом по Республике Татарстан по-прежнему находятся на низком уровне. Так, количество подразделений с выездной и приспособленной к тушению пожаров техникой, в которых организовано круглосуточное дежурство личного состава, составляет 42 процента от их общего количества, 431 подразделение (67,35 процента) размещает свою технику в отапливаемых помещениях (боксах). Не решена проблема обеспечения подразделений средствами связи, пожарно-техническим вооружением, горюче-смазочными материалами.

В целом следует отметить, что решение задач по обеспечению пожарной безопасности невозможно без создания современных государственных систем по формированию общественной поддержки с помощью целевых информационно-пропагандистских кампаний, обеспечению населения оперативной информацией о пожарах, внедрению эффективных методов его обучения. Важным элементом в комплексе мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности, является работа с детьми, которая, по оценке экспертов, позволит сократить количество пожаров по причине детской шалости с огнем на 15-20 процентов. Социальная аудио-, видео- и печатная продукция на противопожарную тематику является наглядной агитацией мер пожарной безопасности среди населения, которая направлена на снижение количества пожаров и предупреждение гибели людей на них.

Таким образом, для преодоления негативных тенденций в борьбе с пожарами необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов исполнительной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, организаций, общественных объединений и граждан. В подпрограмму включены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений культуры, социальной защиты и здравоохранения с использованием как традиционных, так и инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, уделяется внимание развитию различных видов пожарной охраны, информационно-пропагандистской деятельности и обучению в области пожарной безопасности.

В рамках подпрограммы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" планируется повысить уровень защищенности населения, территорий и объектов инфраструктуры Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчение их негативных последствий.

В последнее десятилетие количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф на территории Российской Федерации ежегодно растет, при этом количество чрезвычайных ситуаций и погибших на них людей на протяжении последних лет неуклонно снижается. В Республике Татарстан количество чрезвычайных ситуаций удерживается на стабильном уровне (рис. 5).

ГАРАНТ:

Нумерация рисунков приводится в соответствии с источником

 

"Рис. 5. Сведения о количестве чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Республики Татарстан в период с 2009 по 2012 год"

 

Количество погибших в чрезвычайных ситуациях на территории республики в среднем за последние 5 лет составляет около 10-11 человек. Исключение составило крушение теплохода "Булгария" в 2011 году, в результате которого погибло 122 человека (рис. 6).

 

"Рис. 6. Сведения о количестве погибших в чрезвычайных ситуациях в период с 2009 по 2012 год"

 

Основными направлениями деятельности, которые предусмотрены в подпрограмме и направлены на снижение риска чрезвычайных ситуаций в Республике Татарстан и смягчение их последствий, являются:

повышение эффективности управления в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

развитие спасательных сил Республики Татарстан;

развитие системы антикризисного управления в Республике Татарстан;

совершенствование системы реабилитации;

обучение в области гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в Республике Татарстан осуществляется комплекс мероприятий по реализации органами государственной власти, органами местного самоуправления Республики Татарстан своих полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Указанный комплекс мероприятий позволяет поддерживать уровень защищенности населения, объектов экономики, населенных пунктов на должном уровне, а ТП РСЧС - в состоянии постоянной готовности к действиям по предназначению. Постоянно действующими органами управления на территории Республики Татарстан являются Главное управление МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан. От эффективности их работы во многом зависит уровень защищенности населения и территории республики от угроз природного, техногенного и биолого-социального характера.

Развитие системы антикризисного управления как составляющей структуры ТП РСЧС является генеральной линией для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации в целом и Республике Татарстан, в частности. Для реализации указанных функций создано федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Татарстан" (далее - ЦУКС). На уровне всех муниципальных образований республики созданы единые дежурно-диспетчерские службы (далее - ЕДДС), основной целью которых является повышение готовности руководства и служб муниципальных образований к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств муниципальных служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Происходит развитие и совершенствование сил и средств, оснащенных для реагирования в соответствии с возникающими рисками, создание современных систем оповещения, связи, необходимой информационной базы, а также проведение мониторинга.

События 2012 года, произошедшие в г. Крымске, показали неэффективность работы системы оповещения населения, что характерно не только для Краснодарского края, но и для большинства регионов Российской Федерации. 28 июля 2012 года в соответствии с приказом Руководителя гражданской обороны Республики Татарстан - Премьер-министра Республики Татарстан была проведена проверка работоспособности и эффективности Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны Республики Татарстан. Проверка показала, что в течение первого часа данной системой было оповещено лишь 76,1 процента населения, в том числе при помощи электросирен - 52,11 процента, автомобилей оперативных служб с сигнальными громкоговорящими установками - 25,1 процента, теле- и радиоканалов -27,31 процента.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" в республике проводится работа по реконструкции Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны Республики Татарстан и созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Одним из шагов по развитию антикризисного управления является развитие системы Единой государственной информационной системы "ГЛОНАСС+112". В настоящее время функцию центра обработки вызовов по приему сообщений на номер "112" в республике выполняет Дежурно-диспетчерская служба - 112. Резервный центр обработки вызовов планируется возвести в течение 2013-2014 годов в г. Набережные Челны.

Для снижения последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Татарстан, а также для информационного обеспечения лиц, принимающих решения в условиях чрезвычайных ситуаций, необходимо создание и использование межведомственного интегрированного информационного ресурса, баз данных и программного обеспечения, основанного на современных геоинформационных технологиях. В рамках создания геоинформационного ресурса (геоинформационной системы) Республики Татарстан по всем видам чрезвычайных ситуаций на 2013 год запланированы работы по объединению информационных ресурсов 17 министерств и ведомств для обеспечения эффективности принятия управленческих решений при чрезвычайных ситуациях на территории Республики Татарстан.

Особую роль в смягчении последствий чрезвычайных ситуаций играет проведение полноценной реабилитации пострадавших. Катастрофы, которые произошли в последние годы в нашей стране и за рубежом, показали слабую подготовленность медицинского персонала к оказанию экстренной медицинской помощи, и в первую очередь, медико-психологической. В Республике Татарстан функционирует Республиканский центр реабилитации МЧС Республики Татарстан им. Ш.С. Каратая". Контингент, подлежащий реабилитации, - участники ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и граждане, подвергшиеся радиационным воздействиям, участники и инвалиды региональных военных конфликтов, спасатели аварийно-спасательных формирований, функционирующих в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, медицинские работники кабинетов лучевой диагностики и лучевой терапии, ежедневно подвергающиеся воздействию малых доз радиации. Цель деятельности центра - поддержка и восстановление здоровья лиц, работающих в экстремальных условиях, медико-психологическая и социальная реабилитация пострадавших в чрезвычайных ситуациях, проведение научно-исследовательской работы.

Вопросы гражданской обороны имеют важное значение в обеспечении безопасности населения республики как в мирное, так и в военное время.

В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" полномочиями органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, в том числе в области гражданской обороны, являются:

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Необходимо отметить, что указанные полномочия органами исполнительной власти Республики Татарстан реализуются не в полной мере. Собственных запасов средств индивидуальной защиты республика не имеет, финансовые средства на эти цели не планируются и не выделяются. За прошедшие годы в Республике Татарстан накоплен значительный фонд защитных сооружений гражданской обороны. В Главном управлении МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан находятся на учете около 800 убежищ, из которых около 48 процентов ограниченно готовы и не готовы к использованию по предназначению. В них необходимы проведение капитального ремонта помещений, замена инженерно-технического оборудования и систем жизнеобеспечения.

Одним из важных вопросов является организация подготовки специалистов и населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Подготовка населения в области гражданской защиты организована и осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях МЧС России, в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и его 8 филиалах. В 2012 году в учебно-методическом центре и его филиалах прошли подготовку 12730 человек, в том числе руководителей, должностных лиц и специалистов РСЧС - 5240 человек и 1888 командиров нештатных аварийно-спасательных формирований. Теоретическая и практическая подготовка всех групп населения в области гражданской защиты позволяет на приемлемом уровне решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В то же время продолжает оставаться низким процент прошедших переподготовку в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан должностных лиц гражданской обороны и ТП РСЧС из числа руководителей исполнительных комитетов муниципальных образований, руководящего состава организаций с численностью более 200 человек и руководителей сельскохозяйственных предприятий.

Дальнейшая работа органов власти и местного самоуправления Республики Татарстан будет направлена на повышение эффективности реализации своих полномочий в вопросах обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение безопасности людей на водных объектах Республики Татарстан на 2014-2020 годы" планируется реализация следующих мероприятий:

управление организацией и проведением мероприятий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;

создание, оснащение и организация работы общественных спасательных постов в организованных местах массового отдыха населения на водных объектах Республики Татарстан;

обучение населения, прежде всего детей, плаванию и приемам спасания на воде;

организация профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на водных объектах и пропаганде здорового образа жизни.

Наличие большого количества водных объектов на территории республики создает предпосылку для возникновения многочисленных мест отдыха населения на воде. Вместе с тем следует отметить, что в республике наблюдается положительная динамика по уменьшению количества погибших на воде (рис. 7).

 

"Рис. 7. Сведения о количестве погибших на водных объектах Республики Татарстан в период с 2008 по 2012 год (по данным Росстата)"

 

"Рис. 8. Сведения о количестве людей, спасенных на воде в Республике Татарстан в период с 2008 по 2012 год"

 

Основными причинами гибели людей на водных объектах Республики Татарстан являются:

купание людей в не оборудованных для этих целей местах;

купание или отдых у водоемов в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;

неумение детей плавать;

купание детей без присмотра родителей;

несоблюдение элементарных норм безопасности на водоемах, установленных правилами охраны жизни людей на воде.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" обеспечение безопасности людей на водных объектах является одной из основных задач, возложенных на Главное управление МЧС России по Республике Татарстан и Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Татарстан. В целях достижения поставленной задачи указанные органы осуществляют ряд основных функций, а именно - ежегодное техническое освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, разрешений на пользование пляжами, а также профилактическое патрулирование на водоемах республики, проводят разъяснительную и профилактическую работу среди населения в целях предупреждения аварийности маломерных судов и снижения травматизма людей на водных объектах, осуществляют учет аварий и происшествий с маломерными судами, несчастных случаев с людьми на воде. Таким образом, от эффективности работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и Центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Татарстан во многом зависит уровень безопасности на водных объектах.

На учете в Главном управлении МЧС России по Республике Татарстан состоят 37 мест организованного массового отдыха населения на водных объектах (пляжей), из них 13 пляжей - муниципальные. Одним из основных требований к пляжам является наличие спасательного поста и подготовленных спасателей.

В целях предупреждения гибели детей на водных объектах производится их обучение плаванию в общеобразовательных учебных заведениях и детских оздоровительных лагерях в бассейнах и открытых водоемах. В общеобразовательных учебных заведениях обеспечивается общая подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на водных объектах. Активную роль в работе по обучению и организации обеспечения безопасности на водных объектах играет общественная организация ОСВОД.

В Республике Татарстан насчитывается 150 плавательных бассейнов, из них 24 открытых плавательных бассейна и 126 крытых плавательных бассейнов. Обеспеченность площадями зеркала воды крытых плавательных бассейнов в целом по Татарстану составляет от социальных норм и нормативов Российской Федерации 11,5 процента, их общая площадь - 32675 кв. метров.

Таким образом, популяризация плавания как вида спорта является одним из факторов обеспечения здоровья населения республики, вовлечения различных групп населения в занятия спортом, а также способствует формированию навыков, обеспечивающих безопасное поведение на воде.

Основным итогом целенаправленной работы по подготовке учащихся общеобразовательных учебных заведений должно стать умение учащихся плавать, знание правил безопасного поведения на воде, а учащихся старших классов и студентов вузов - приобретение навыков оказания первой помощи пострадавшим, спасения и самоспасения.

Для дальнейшего повышения уровня безопасности населения на водных объектах, прежде всего детей, необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан, организация взаимодействия со всеми заинтересованными структурами в рамках Программы, поиск новых путей проведения профилактики несчастных случаев, спасения людей на водоемах на основе передовых методов управления, обучения и воспитания.

Необходимо организовать эту работу таким образом, чтобы в процессе обеспечения безопасности людей на водных объектах не только формировалась совокупность определенных знаний и умений, но и чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней потребностью человека. Этого можно достигнуть путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения на водных объектах, то есть формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

Все это позволит качественно изменить сегодняшнее положение дел в вопросах обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Данная проблема не может быть эффективно решена только в рамках основной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Требуется наличие долговременной стратегии и использование организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.

Риски реализации Программы и меры по управлению этими рисками. Исходная идея государственных программ заключается в формализации функций органов исполнительной власти путем их количественного описания как системы целей, достижение которых является решением основных проблем (задач) предметной области основного исполнителя и соисполнителей государственной программы.

Достижение целей должно быть наглядно представлено через систему показателей, значения которых призваны демонстрировать:

уровень достижения запланированного эффекта;

скорость достижения уровня запланированного эффекта.

При этом система показателей должна быть непосредственно увязана с выделяемыми на достижение целей и решение задач ресурсами.

Анализ рисков, снижающих вероятность полной реализации Программы и достижения поставленных целей и решения задач, позволяет выделить следующие виды рисков:

1) Риск обеспечения финансирования Программы. Риск обеспечения финансирования государственной программы (риск ликвидности) возникает в результате значительной продолжительности программы. При этом, учитывая сложившуюся сегодня систему трехлетнего бюджетного планирования и наличие значительных финансовых резервов государства, риск сбоев в реализации Программы в результате недофинансирования можно считать минимальным.

2) Риск возникновения сбоев при реализации Программы. Риск возникновения сбоев при реализации Программы (операционный риск) возникает в результате низкой эффективности деятельности, в том числе ошибок исполнителей, совершенных правонарушений, неготовности инфраструктуры муниципальных образований (управленческой, информационной, финансовой и др.) к решению задач, поставленных Программой. В рамках данного вида риска можно выделить следующие виды рисков:

риск исполнителей - вероятность возникновения проблем в реализации Программы в результате недостаточной квалификации ответственных исполнителей. Также к данному виду риска относится риск злоупотреблений исполнителями своим служебным положением в рамках реализации Программы;

риск несовершенства технологической инфраструктуры - неготовность инфраструктуры к решению поставленных перед ней задач может привести к задержкам в реализации Программы.

3) Институциональный риск. Институциональный риск - вероятность того, что Программа не будет выполнена в полном объеме по причине задержек с формированием и развитием ряда основополагающих институтов: института формирования культуры безопасности жизнедеятельности, Российской системы гражданской защиты, добровольной пожарной охраны.

4) Внешние риски. К внешним рискам относятся экономические риски, которые подразумевают влияние возможной нестабильной экономической ситуации в стране, экономического кризиса и т.п. на показатели эффективности реализации Программы. Снижение темпов обновления основных средств предприятий и техники в личном пользовании в этом случае может приводить к росту показателей аварийности, числа чрезвычайных ситуаций техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах и их последствий.

Кроме того, высокие цены на бензин, низкий уровень заработной платы могут, например, приводить к отказу судовладельцев от эксплуатации маломерных судов и уменьшению количества судов, проходящих техническое освидетельствование, что приведет к снижению показателя охвата техническим освидетельствованием маломерных судов.

Другим важным внешним риском является природный риск, который может проявляться в экстремальных климатических явлениях (аномально жаркое лето, холодная зима и т.п.). Такие явления могут оказывать влияние на показатели числа чрезвычайных ситуаций природного характера, пожаров, происшествий на водных объектах и их последствия.

Риск низкой мотивации и недостаточной психологической готовности населения к обеспечению личной безопасности. Риск низкой мотивации и недостаточной психологической готовности населения к обеспечению личной безопасности (например, отказа от участия в добровольной пожарной охране) может стать сдерживающим фактором в реализации Программы.

Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, таких как масштабные природные и техногенные катастрофы, войны (вооруженные конфликты) и др. Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы. В целях управления рисками реализации Программы в неё включены мероприятия, направленные на надежность и эффективность реализации Программы в целом, подпрограмм, эффективность внутреннего контроля, соответствие законодательству.

Особо следует отметить вероятность риска решения вопроса по снижению рисков ЧС и обеспечения безопасной жизнедеятельности без использования программно-целевого метода, что обуславливает:

невозможность определения и формирования показателей Программы, необходимых при выборе всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение поставленной проблемы в Республике Татарстан;

невозможность оценить эффективность вложения финансовых средств в мероприятия по защите населения и территорий от угроз природного и техногенного характера;

невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий, направленных на снижение рисков чрезвычайных ситуаций и смягчение их социально-экономических последствий;

отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, и последовательности их реализации;

недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.

 

II. Основные цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов ее реализации

 

Целью Программы является минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах.

Для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:

1. Снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение количества людей, погибших и получивших травмы в результате пожаров;

2. Повышение защищенности населения, территорий и объектов инфраструктуры Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчение их негативных последствий, реализация мероприятий в области гражданской обороны;

3. Повышение безопасности жизнедеятельности населения на водных объектах Республики Татарстан.

Масштабность поставленной в рамках Программы цели требует разработки комплекса мероприятий. В этой связи в настоящей Программе предусмотрена реализация следующих подпрограмм:

"Пожарная безопасность в Республике Татарстан на 2014-2020 годы";

"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Татарстан на 2014-2020 годы";

"Обеспечение безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы".

Основные цели, задачи, индикаторы оценки результатов целей и задач, а также объемы финансирования мероприятий представлены в приложениях к подпрограммам.

Сферой реализации Программы является организация эффективной деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Достижение целей и решение задач Программы обеспечивается путем выполнения основных мероприятий, сгруппированных по трем подпрограммам Программы. Отдельные мероприятия Программы являются взаимозависимыми. Успешное выполнение одного мероприятия может зависеть от выполнения других.

Подпрограмма "Пожарная безопасность в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" сформирована по разделам, включающим развитие и совершенствование системы противопожарной защиты территорий и объектов, развитие и оснащение подразделений пожарной охраны (федеральной, республиканской, муниципальной и добровольной) с особым вниманием к вопросам создания и развития добровольной пожарной охраны.

Подпрограмма включает следующие основные мероприятия:

замена, ремонт электрических сетей и замер сопротивления изоляции;

ремонт отопительных печей, проверка дымоходов;

оборудование зданий системами оповещения людей о пожаре;

комплектование первичными средствами пожаротушения зданий;

комплектование пожарных кранов внутреннего противопожарного водоснабжения рукавами и стволами в зданиях;

оборудование наружным противопожарным водоснабжением (установка пожарных гидрантов, пожарных водоемов) зданий;

оснащение носилками;

оборудование зданий автоматическими установками пожарной сигнализации;

ремонт (замена) автоматических установок сигнализации зданий;

обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре, систем видеонаблюдения;

оборудование культурно-зрелищных учреждений автоматическими установками пожаротушения;

ремонт (замена) автоматических установок пожаротушения культурно-зрелищных учреждений;

обслуживание автоматических установок пожаротушения культурно-зрелищных учреждений;

вывод сигналов от систем мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в зданиях повышенной этажности, в пункты связи подразделений пожарной охраны;

подключение и техническое обслуживание системы мониторинга объектов образования;

обеспечение индивидуальными средствами защиты органов дыхания обслуживающего персонала;

обеспечение зданий высотой 5 и более этажей индивидуальными спасательными устройствами;

устройство в сельских населенных пунктах, расположенных вблизи искусственных и естественных водоемов, площадок (пирсов) с твердым покрытием для установки на них пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

приспособление водонапорных башен для отбора воды пожарной техникой;

оснащение населенных пунктов республики пожарными мотопомпами;

обучение должностных лиц министерств, ведомств, организаций и предприятий жилищно-коммунальных хозяйств пожарно-техническому минимуму;

оборудование жилых домов наружным противопожарным водоснабжением;

ремонт наружного противопожарного водоснабжения;

оборудование квартир жилого фонда республики автономными пожарными оповещателями;

оборудование зданий жилых домов устройствами защитного отключения электрооборудования;

замена и ремонт внутридомовых электрических сетей;

огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений жилых домов;

ремонт и очистка дымоходов;

повышение противопожарной устойчивости жилых зданий повышенной этажности;

развитие и совершенствование деятельности подразделений федеральной противопожарной службы;

развитие противопожарной службы Республики Татарстан;

развитие и содержание подразделений муниципальной и добровольной пожарной охраны, включая страхование добровольцев, приобретение пожарно-технического вооружения, боевой одежды пожарных, оснащение подразделений пожарной техникой, приобретение горюче-смазочных материалов.

Подпрограмма "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" включает в себя следующие мероприятия:

управление организацией и проведением мероприятий в области гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях;

выполнение МЧС Республики Татарстан государственного заказа на управление в области защиты в чрезвычайных ситуациях;

предупреждение ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

формирование и поддержание резервов финансовых средств на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

накопление средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников муниципальных образований;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений гражданской обороны;

разработка и корректировка паспортов безопасности городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан;

разработка планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан;

проведение мероприятий по повышению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений;

проведение поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

развитие и содержание Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Татарстан;

создание и содержание комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

содержание дежурно-диспетчерских служб Республики Татарстан (дежурно-диспетчерской службы - 112, единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) на территории муниципальных образований республики);

оказание услуг по медико-социальной и психологической реабилитации лиц, выполняющих свои функциональные обязанности в экстремальных условиях, а также пострадавшего населения и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, других радиационных инцидентов, катастроф, стихийных бедствий;

повышение квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны и ТП РСЧС;

создание, оснащение и организация деятельности учебно-консультационных пунктов в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций муниципальных районов.

Подпрограмма "Обеспечение безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" включает следующие мероприятия:

управление организацией и проведением мероприятий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;

создание и содержание общественных спасательных постов и оснащение их необходимым оборудованием;

организация обучения спасателей общественных спасательных постов;

обучение руководителей, сотрудников детских оздоровительных лагерей, а также детей правилам поведения на воде, оказанию первой помощи пострадавшим, спасению и самоспасению;

организация работы отделений по плаванию в детско-юношеских спортивных школах;

организация работы секций по плаванию и содержание плавательных бассейнов;

обеспечение общественных спасательных постов наглядной информацией по предупреждению несчастных случаев на воде и пропаганде здорового образа жизни;

изготовление и распространение листовок, памяток, плакатов по правилам поведения людей на водных объектах;

организация профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на водных объектах и пропаганде здорового образа жизни.

Детальная информация об индикаторах оценки результатов реализации Программы в разрезе подпрограмм представлена в приложении N 1 к Программе. Сроки реализации Программы - 2014-2020 годы.

 

III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

 

Общий объем финансирования Программы составляет 13406,3112 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 5927,0940 млн. рублей, средств федерального бюджета - 0* млн. рублей, средств бюджетов муниципальных образований - 5974,5142 млн. рублей, внебюджетных источников - 1504,7030 млн. рублей.

 

(млн. рублей)

Год

Всего

в том числе

средства бюджета Республики Татарстан

средства федерального бюджета

средства бюджетов муниципальных образований

внебюджетные источники (средства предприятий и организаций)

2014

1770,9492

740,3822

*

809,9620

220,6050

2015

1838,9986

771,3946

*

846,6310

220,9730

2016

1874,2853

808,8254

*

852,3489

213,1110

2017

1919,0546

847,6491

*

858,2245

213,1810

2018

1960,4497

884,0978

*

863,7409

212,6110

2019

2001,6836

920,3460

*

869,2266

212,1110

2020

2040,8902

954,3989

*

874,3803

212,1110

Итого:

13406,3112

5927,0940

*

5974,5142

1504,7030

 

* - в рамках Соглашения между МЧС России и Правительством Республики Татарстан о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах на территории Республики Татарстан, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 года N 390-р.

Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов. Объемы финансирования Программы за счет внебюджетных источников сформированы на основании прогнозных значений расходов предприятий и организаций на вопросы обеспечения безопасности. Детальная информация об объемах финансирования Программы в разрезе подпрограмм представлена в приложении N 2 к Программе.

 

IV. Механизм реализации Программы

 

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции для государственных нужд.

МЧС Республики Татарстан с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств на очередной финансовый год ежегодно уточняет целевые индикаторы, затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.

МЧС Республики Татарстан направляет:

ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;

ежегодно в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в соответствии с установленным порядком.

К сводному отчету за год должна прикладываться информация о невыполненных мероприятиях.

В случае существенных расхождений между плановыми и фактическими значениями показателей эффективности мероприятий Программы МЧС Республики Татарстан проводит анализ факторов, повлиявших на такие расхождения. При анализе выделяются внутренние факторы, на которые МЧС Республики Татарстан могло повлиять, и внешние, не зависящие от государственного заказчика.

МЧС Республики Татарстан обеспечивает достоверность сведений о ходе реализации Программы, включая достижение индикаторов, и расходах по направлениям и источникам финансирования.

МЧС Республики Татарстан организует размещение в сети информационно- телекоммуникационной сети "Интернет":

текста утвержденной Программы;

нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом выполнения программных мероприятий;

информации о ходе реализации Программы в плановый период (составляющий три года, в том числе год, на который разрабатывается проект бюджета Республики Татарстан, и последующие два года), фактическом финансировании Программы, заключенных государственных контрактах, об объемах их финансирования и исполнителях, результатах экспертных проверок выполнения программных мероприятий, конкурсах на участие в реализации Программы, результатах ее мониторинга, об оценке достижения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы, в том числе по результатам независимой экспертизы.

 

V. Оценка экономической, социальной и экологической эффективности Программы

 

Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.

Реализация намеченных программных мероприятий позволит создать эффективную скоординированную систему защиты населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций, обеспечить высокий уровень пожарной безопасности, снизив число пожаров и погибших на них людей, а также позволит повысить безопасность людей на воде.

Дополнительный положительный социальный эффект от предлагаемых мероприятий позволит увеличить количество рабочих мест в регионе, а также улучшить условия труда (повысить механизацию и безопасность труда за счет внедрения новых образцов пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования, укомплектования подразделений необходимым вещевым и специальным имуществом, реконструкции зданий и помещений).

Конечным результатом реализации Программы станет сокращение убытков, причиняемых чрезвычайными ситуациями, пожарами и происшествиями на водных объектах экономике Республики Татарстан, сохранение разнообразия экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала.

Программа носит комплексный характер, и достижение поставленных целей возможно лишь при взаимосвязанном и скоординированном во времени выполнении всех программных мероприятий.

 

 







Приложение N 1 к государственной программе "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"

 

Цель, задачи, индикаторы оценки результатов государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"

 

Наименование цели

Наименование задачи

Индикаторы оценки конечных результатов, единицы измерения

Значения индикаторов

2013 г. (базовый)

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах

1. Снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение числа погибших и получивших травмы в результате пожаров людей

индивидуальный риск гибели на пожарах, условных единиц

индивидуальный риск травмирования на пожарах, условных единиц

среднее время прибытия первых пожарных подразделений к месту вызова:

по городу/ в сельской местности, минут

9,3/18,5

9,1/18,0

8,8/17,7

8,5/17,4

8,2/17,1

8,1/16,8

8,0/16,5

7,9/16,3

доля населенных пунктов, расположенных за пределами нормативного времени прибытия первых пожарных подразделений, процентов

3,3

1,57

1,17

1,03

0,83

0,32

0,6

0

частота пожаров на душу населения, условных единиц

2. Повышение защищенности населения, территорий и объектов инфраструктуры Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчение их негативных последствий, реализация мероприятий в области гражданской обороны

снижение количества погибших в чрезвычайных ситуациях (по отношению к предыдущему году), процентов

2,0

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

уровень готовности министерства к реагированию на чрезвычайные ситуации, процентов

100

100

100

100

100

100

100

100

выполнение госзаказа на управление, процентов

100

100

100

100

100

100

100

100

выполнение заказа на проведение поисково-спасательных работ Поисково-спасательной службой Республики Татарстан при МЧС Республики Татарстан, процентов

100

100

100

100

100

100

100

100

выполнение заказа на осуществление антикризисного управления, процентов

100

100

100

100

100

100

100

100

эффективность реабилитации пациентов в Республиканском центре реабилитации МЧС Республики Татарстан им. Ш.С. Каратая, процентов

98,1

98,2

98,3

98,4

98,5

98,6

98,7

98,8

реализация права граждан на бесплатные услуги по медико-социальной и психологической реабилитации, койко/дней

28700

28700

28700

28700

28700

28700

28700

28700

обучение должностных лиц и специалистов гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на курсах повышения квалификации, человек

12677

12677

12677

12677

12677

12677

12677

12677

3. Повышение безопасности жизнедеятельности населения на водных объектах Республики Татарстан

количество людей, погибших на водных объектах в год, человек

192

185

178

177

176

175

174

173

количество детей, погибших на водных объектах в год, человек

15

13

11

10

10

10

9

9


Информация по документу
Читайте также