Расширенный поиск

Постановление Думы Московской области от 16.03.2017 № 12/18-П

 

 

 

 

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 16 марта 2017 г.  № 12/18-П

 

 

О Докладе о состоянии законодательства Московской области в 2016 году

 

 

Рассмотрев Доклад о состоянии законодательства Московской области в 2016 году, внесенный рабочей группой, созданной распоряжением Председателя Московской областной Думы от 27.10.2016 № 141-р, в соответствии с пунктом 6 решения Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации от 29 апреля 2016 года «Об Отчете о состоянии российского законодательства в 2015 году», Московская областная Дума

 

постановила:

 

1. Одобрить Доклад о состоянии законодательства Московской области в 2016 году. (Приложение.)

2. Направить настоящее постановление в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Московской областной Думы Лазутину Л.Е.

 

 

Председатель

Московской областной Думы                                         И.Ю. Брынцалов

 

 

 

Приложение

к постановлению

Московской областной Думы

от 16.03.2017 № 12/18-П

 

 

Доклад

о состоянии законодательства Московской области в 2016 году

 

 

 

Содержание

 

 

 

Раздел I. Общие положения. 4

Раздел II. Состояние законодательства Московской области в 2016 году 
и основные направления его развития
. 5

Подраздел 1. Государственно-правовое строительство. 9

Подраздел 2. Развитие демократических институтов и местного самоуправления  15

Подраздел 3. Бюджетная и налоговая политика. 26

Подраздел 4. Социальное развитие и здравоохранение. 44

Подраздел 5. Аграрная политика, землепользование, природные ресурсы, экология и потребительский рынок. 55

Подраздел 6. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. 61

Подраздел 7. Строительство, архитектура, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт и связь. 63

Подраздел 8. Экономическая, инвестиционная политика, имущественные отношения и научно-промышленная деятельность. 71

Подраздел 9. Образование, культура и спорт. 78

Раздел III. Итоги проведения мониторинга законодательства
Московской области в 2016 году
. 91

Раздел IV. Совершенствование законопроектной деятельности
Московской областной Думы
.. 99

Раздел V. Предложения по совершенствованию законодательства Московской области. 100

 

 

Раздел I. Общие положения.

 

Доклад о состоянии законодательства Московской области в 2016 году (далее – Доклад) отражает основные итоги законодательной деятельности Московской областной Думы (далее – Дума) в 2016 году, направления совершенствования законодательства Московской области, а также тенденции и перспективы его дальнейшего развития.

Доклад подготовлен в целях обеспечения органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и населения Московской области систематизированной информацией о принятых в 2016 году законах Московской области и актуальных проблемах законодательного регулирования.

В Докладе представлены результаты проведения мониторинга правоприменительной практики законов Московской области, а также информация об участии Думы в федеральном законотворческом процессе.

Основной раздел Доклада содержит обзор законов Московской области, принятых Думой в 2016 году, с указанием предмета регулирования и особенностей механизма их реализации.

Законы Московской области, представленные в настоящем Докладе, распределены по сферам правового регулирования: государственно-правовое строительство; развитие демократических институтов и местного самоуправления; бюджетная и налоговая политика; социальное развитие и здравоохранение; аграрная политика, землепользование, природные ресурсы, экология и потребительский рынок; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; строительство, архитектура, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт и связь; экономическая, инвестиционная политика, имущественные отношения и научно-промышленная деятельность; образование, культура и спорт.

В Докладе также представлены сведения о проведенных Думой в 2016 году мероприятиях и информация о совершенствовании законопроектной деятельности Думы.

Данный Доклад подготовлен на основе материалов, поступивших от комитетов Думы и фракций в Думе. Также в подготовке Доклада принимали участие Государственно-правовое управление Думы и Организационно-аналитическое управление Думы.  

 

Раздел II. Состояние законодательства Московской области в 2016 году и основные направления его развития

 

Законодательная деятельность Думы в 2016 году была связана с дальнейшим совершенствованием действующего регионального законодательства в рамках вопросов, отнесенных федеральным законодательством к ведению субъектов Российской Федерации.

Дума осуществляла свою деятельность в соответствии с ежеквартальными планами работы, утверждаемыми постановлениями Думы, с учетом ключевых направлений совершенствования федерального законодательства, основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года, а также задач, озвученных Губернатором Московской области в ежегодном обращении к жителям Подмосковья 28 января 2016 года.

Основное внимание в 2016 году уделялось правовому регулированию в сферах государственного строительства, развития демократических институтов и местного самоуправления, бюджетной и налоговой политики, экономики и социального развития.

В рамках своих полномочий Дума конструктивно взаимодействовала со всеми субъектами права законодательной инициативы в Думе, с исполнительными органами государственной власти Московской области, территориальными органами федеральных исполнительных органов власти по Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, общественными организациями и экспертным сообществом.

 

В 2016 году Думой принято 206 законов Московской области. Все законы подписаны Губернатором Московской области, а также подписан 1 закон, принятый в 2015 году.

Из принятых законов Московской области:

39 – новые законы;

164 – законы о внесении изменений в действующее законодательство;

1 – закон о признании утратившими силу некоторых законов Московской области;

2 – законы о введении в действие законов Московской области.

Всего в 2016 году на рассмотрении в комитетах Думы и фракциях в Думе находился 271 проект законов Московской области с учетом законопроектов, перешедших с прошлого года (в 2015 году – 325 проектов законов Московской области).

Завершена работа над 240 проектами законов Московской области, на заседаниях Думы рассмотрено 224 проекта закона Московской области.

 

 

Рис. 1. Результаты рассмотрения проектов законов Московской области в 2016 году

 

 

Рис. 2. Результаты рассмотрения проектов законов Московской области в 2015 и 2016 годах

 

В 2016 году свое право законодательной инициативы в Думе реализовали 10 из 13 субъектов права законодательной инициативы, определенных статьей 42 Устава Московской области (в 2015 году – 9).

За отчетный период в Думу внесено 230 проектов законов Московской области, в том числе:

Губернатором Московской области – 129;

комитетами Думы – 68;

фракциями в Думе – 1;

депутатами Думы – 9;

представительными органами муниципальных образований Московской области – 12;

Советом муниципальных образований Московской области – 2;

Избирательной комиссией Московской области – 1;

Контрольно-счетной палатой Московской области – 2;

прокурором Московской области – 5;

Уполномоченным по правам человека в Московской области – 1.

 

 

 

Рис. 3. Распределение проектов законов Московской области, внесенных на рассмотрение Думы в 2016 году, по субъектам права законодательной инициативы

 

Более половины законов Московской области приняты по инициативе Губернатора Московской области – 59,7 процента (в 2015 году – 48,6 процента).

Принятие 32 процентов законов было инициировано депутатами и комитетами Думы (в 2015 году – 43,9 процента), на третьем месте представительные органы муниципальных образований Московской области – 3,4 процента (в 2015 году – 3,1 процента).

 

 

 

Рис. 4. Распределение проектов законов Московской области, принятых Думой в 2016 году, по субъектам права законодательной инициативы

 

Наибольшее количество законов Московской области в 2016 году, также, как и в 2015 году, было принято: в сфере государственно-правового строительства – 19,4 процента от общего числа принятых в 2016 году законов, в сфере развития демократических институтов и местного самоуправления – 15 процентов, в сфере бюджетной и налоговой политики – 13,1 процента.

 

Рис. 5. Распределение законов Московской области, принятых Думой в 2016 году, по сферам правового регулирования

 

 

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) направлено в порядке реализации права законодательной инициативы Думы 8 проектов федеральных законов. Из них: на рассмотрении – 6; отклонен – 1; возвращен – 1.

Из Государственной Думы для подготовки отзывов, замечаний и предложений в Думу поступило 1129 проектов федеральных законов.

На заседаниях Думы рассмотрено 807 проектов федеральных законов с учетом законопроектов, поступивших в Думу в конце 2015 года. Из них: поддержано – 553, не поддержано – 250.

Направлены в Государственную Думу поправки к 1 проекту федерального закона, принятому в первом чтении.

 

Подраздел 1. Государственно-правовое строительство

 

Законодательное регулирование вопросов в сфере государственно-правового строительства постоянно находится в поле зрения депутатов Думы.

Так, в 2016 году в Устав Московской области Законом Московской области № 121/2016-ОЗ «О поправках к Уставу Московской области» были внесены изменения, согласно которым учреждена государственная должность Московской области – заместитель Председателя Правительства Московской области – руководитель Главного управления Московской области.  Вышеназванный Закон был введен в действие Законом Московской области № 122/2016-ОЗ «О введении в действие Закона Московской области «О поправках к Уставу Московской области».

 

В целях совершенствования законодательства об органах государственной власти Московской области были приняты законы Московской области:

№ 6/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О Правительстве Московской области» в целях уточнения полномочий Правительства Московской области по вопросам гражданской обороны в части определения перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, и приведения в соответствие с Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» наименования Арбитражного суда Московской области;

№ 24/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О Губернаторе Московской области» и Закон Московской области «О Правительстве Московской области».

Данный Закон принят в целях уточнения полномочий Губернатора Московской области и Правительства Московской области по организации направления в официальное печатное издание Московской области вступившего в законную силу решения суда или сообщения о его принятии по административному делу об оспаривании Устава Московской области, закона Московской области или их отдельных положений, а также постановлений Губернатора Московской области и Правительства Московской области, имеющих нормативный характер, для опубликования в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» и размещении (опубликовании) на Интернет-портале Правительства Московской области;

№ 45/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об архивном деле в Московской области». Законом уточнена методика расчета субвенции на выполнение переданных государственных полномочий в сфере архивного дела;

№ 77/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О числе депутатов Московской областной Думы, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе».

 Указанным Законом установлено число депутатов Думы, работающих на профессиональной постоянной основе, в количестве, равном 25;

№ 110/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О государственных должностях Московской области», Закон Московской области «О Губернаторе Московской области» и Закон Московской области «О государственной гражданской службе Московской области».

Данный Закон принят в связи с изменением федерального законодательства. Целью вышеуказанного Закона является наделение Губернатора Московской области полномочиями по утверждению порядка:

принятия лицами, замещающими государственные должности Московской области, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Московской области, почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

принятия государственными гражданскими служащими Московской области наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, если в их должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

сообщения лицами, замещающими государственные должности Московской области, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Московской области, государственными гражданскими служащими, замещающими должности государственной гражданской службы Московской области высшей группы должностей категории «руководители», государственными гражданскими служащими Московской области в Администрации Губернатора Московской области о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи, оценки и реализации (выкупа) подарка;

№ 123/2016-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области». В связи с принятием Закона Московской области № 121/2016-ОЗ «О поправках к Уставу Московской области» и учреждением государственной должности Московской области «заместитель Председателя Правительства Московской области – руководитель Главного управления Московской области» вносится ряд изменений в законы Московской области, в том числе уточняются полномочия Думы в части согласования назначения на должность указанного руководителя;

№ 133/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О статусе депутата Московской областной Думы». Закон дополнил основания для досрочного прекращения депутатских полномочий. Депутат ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представить в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление или несвоевременное представление данных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий;

№ 190/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О Правительстве Московской области», которым Правительство Московской области наделено полномочием устанавливать в рамках реализации государственных программ Московской области для сотрудников Федеральной антимонопольной службы по Московской области дополнительные меры социальной поддержки в виде единовременных выплат;

№ 205/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О Правительстве Московской области». Указанный Закон корректирует полномочие Правительства Московской области в сфере обеспечения прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, установленное пунктом 4 статьи 17 Закона Московской области № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области», предусматривающее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Кроме того, в связи с переименованием радиоканала, используемого при обнародовании информации о деятельности органов государственной власти Московской области принят Закон Московской области  № 204/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти Московской области», который закрепляет в действующем Законе Московской области 8/2010-ОЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти Московской области» новое название радиоканала – «Радио 1».

 

В 2016 году динамично развивалось законодательство Московской области о государственной гражданской службе.

В целях уточнения исчисления продолжительности срока для прохождения гражданской службы Московской области в соответствующих классных чинах принят Закон Московской области № 5/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О классных чинах государственной гражданской службы Московской области». Установлено, что продолжительность срока прохождения гражданской службы Московской области в классном чине исчисляется в соответствии с продолжительностью календарного года, установленной Федеральным законом от 3 июня 2011 года № 107-ФЗ «Об исчислении времени».

Неоднократно вносились изменения в Закон Московской области № 39/2005-ОЗ «О государственной гражданской службе Московской области».

Так, Законом Московской области № 55/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О государственной гражданской службе Московской области» установлен запрет отдельным категориям государственных гражданских служащих Московской области открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Законом Московской области № 106/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О государственной гражданской службе Московской области» внесены изменения в Реестр должностей государственной гражданской службы Московской области в части двойного наименования ряда должностей.

Законом Московской области № 156/2016-ОЗ  «О внесении изменений в Закон Московской области «О государственной гражданской службе Московской области» и признании утратившими силу некоторых законов Московской области о порядке и условиях предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков государственным гражданским служащим Московской области» внесены изменения в статьи 13 и 15 Закона Московской области № 39/2005-ОЗ «О государственной гражданской службе Московской области» в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством, а также признаны утратившими силу Закон Московской области № 40/2005-ОЗ «О порядке и условиях предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков государственным гражданским служащим Московской области» и законы Московской области, вносящие в указанный Закон изменения.

Кроме того, в связи с изменением в структуре Думы, принят Закон Московской области № 169/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О государственной гражданской службе Московской области».

В целях оптимизации расходов органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области принят Закон Московской области № 132/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области», которым до 1 января 2018 года приостановлено увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Московской области, должности государственной гражданской службы Московской области.

Законом Московской области № 135/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области» уточнены периоды, подлежащие включению в стаж государственной гражданской службы.

Законом Московской области № 193/2016-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Московской области, должности государственной гражданской службы Московской области» установлен порядок назначения и расчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Московской области, должности государственной гражданской службы Московской области, а также порядок применения Закона Московской области № 66/2002-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Московской области, государственным служащим Московской области, государственным гражданским служащим Московской области и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Московской области» после 1 января 2017 года.

 

В отчетном периоде Дума продолжила совершенствование областного законодательства о мировой юстиции, нотариате и адвокатуре.

С целью изменения описания состава судебных участков Балашихинского, Железнодорожного, Озёрского и некоторых других судебных районов Московской области в связи с изменениями административно-территориального устройства и организации местного самоуправления в Московской области – объединением городов областного подчинения Балашиха и Железнодорожный в город областного подчинения Московской области Балашиха, а также упразднением Озёрского района Московской области и отнесением города Озёры Озёрского района Московской области к категории города областного подчинения Московской области, принят Закон Московской области № 12/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области».

Закон Московской области № 26/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О нотариальных округах и количестве должностей нотариусов в нотариальных округах в Московской области» принят с целью приведения перечня нотариальных округов в соответствие с административно-территориальным устройством Московской области, изменившимся в связи с упразднением Егорьевского, Каширского, Мытищинского, Озёрского, Подольского, Серебряно-Прудского и Шаховского районов, объединением городов областного подчинения Климовска и Подольска в город областного подчинения Подольск, и отнесением к городам областного подчинения городов Егорьевска, Каширы, Мытищи, Озёры, а также отнесением к поселкам городского типа областного подчинения рабочих поселков Серебряные Пруды и Шаховская.

С целью изменения состава судебных участков Луховицкого судебного района в соответствии с установленной территорией Луховицкого муниципального района, а также для разграничения подсудности садовых некоммерческих товариществ, дачных некоммерческих товариществ и гаражно-строительных кооперативов, находящихся на территории Луховицкого муниципального района, между судебными участками Луховицкого судебного района принят Закон Московской области № 82/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области».

Принятый в соответствии с изменениями федерального законодательства Закон Московской области № 164/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О совершении нотариальных действий главами администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений в Московской области» устанавливает условие совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления – только для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в населенных пунктах, входящих в состав поселения, а также исключает из обязанностей уполномоченного государственного органа Московской области функции сбора данных о должностных лицах местного самоуправления, совершающих нотариальные действия.

 

В сфере законодательства о наградах Московской области в целях увековечения памяти защитников Отечества, отличившихся в сражениях, проходивших на территории отдельных муниципальных образований Московской области, в ходе которых они проявили мужество, стойкость и героизм, присвоены почетные звания Московской области «Населенный пункт воинской доблести»:

городу Верее Наро-Фоминского района Московской области Законом Московской области № 31/2016-ОЗ «О присвоении городу Верее Наро-Фоминского района Московской области почетного звания Московской области «Населенный пункт воинской доблести»;

поселку Дорохово Рузского района Московской области Законом Московской области № 32/2016-ОЗ «О присвоении поселку Дорохово Рузского района Московской области почетного звания Московской области «Населенный пункт воинской доблести»;

городу Клину Клинского района Московской области Законом Московской области № 33/2016-ОЗ «О присвоении городу Клину Клинского района Московской области почетного звания Московской области «Населенный пункт воинской доблести»;

селу Молоди Чеховского района Московской области Законом Московской области № 34/2016-ОЗ «О присвоении селу Молоди Чеховского района Московской области почетного звания Московской области «Населенный пункт воинской доблести»;

деревне Нефедьево Красногорского района Московской области Законом Московской области № 35/2016-ОЗ «О присвоении деревне Нефедьево Красногорского района Московской области почетного звания Московской области «Населенный пункт воинской доблести»;

городу Серпухову Московской области Законом Московской области № 36/2016-ОЗ «О присвоении городу Серпухову Московской области почетного звания Московской области «Населенный пункт воинской доблести».

 

В связи с изменением в структурах Думы и Правительства Московской области с целью уточнения наименования ряда должностей в 2016 году приняты Закон Московской области № 167/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О гербе Московской области» и Закон Московской области № 168/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О флаге Московской области».

 

Подраздел 2. Развитие демократических институтов и местного самоуправления

 

В 2016 году изменения областного законодательства о выборах и референдумах не носили кардинального характера и, в основном, были связаны с изменениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Принят ряд законов, направленных на приведение законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством.

Так, в целях уточнения ряда положений законов Московской области, в том числе Закона Московской области № 79/2011-ОЗ «О выборах депутатов Московской областной Думы» по вопросам подготовки и проведения выборов депутатов в сентябре 2016 года, а также Закона Московской области № 31/2003-ОЗ «Об Избирательной комиссии Московской области» в части уточнения полномочий Избирательной комиссии Московской области по определению результатов выборов депутатов Думы принят Закон Московской области № 20/2016-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере избирательного законодательства».

Изменения, принятые Законом Московской области № 57/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы», затрагивают положения статей 10, 13, 15, 16, 18, 21, 25, 26.1, 28, 29, 33, 34–44, 46, 49–51, 53–56 Закона Московской области № 79/2011-ОЗ «О выборах депутатов Московской областной Думы» и касаются регулирования вопросов совершенствования деятельности наблюдателей, процедурных вопросов проведения агитационных мероприятий на выборах, уточняется порядок изготовления печатных агитационных материалов, проведение предвыборной агитации в средствах массовой информации, порядок выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам, порядок изготовления бюллетеней, определяют единые сроки рассмотрения жалоб, поступающих в избирательные комиссии как в ходе выборов, так и в межвыборный период.

Кроме того, данным Законом увеличен предельный размер избирательного фонда кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, с 5 до 15 млн. рублей, а также увеличен предельный размер перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата с 2 до 5 млн. рублей.

Законом Московской области № 47/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области» и в Закон Московской области «О порядке проведения на территории Московской области публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования» уточнен порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в случаях осуществления пикетирования одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции либо без использования такой конструкции, а также уточнены обязанности соответствующего уполномоченного органа при получении уведомления о проведении вышеуказанного публичного мероприятия.

Законом Московской области № 78/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О поддержке национально-культурных автономий в Московской области» дополнено понятие «национально-культурная автономия в Московской области», а также расширены виды деятельности национально-культурной автономии в Московской области следующими критериями: укрепление единства российской нации, гармонизация межэтнических отношений, содействие межрелигиозному диалогу, а также деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

 

Также в 2016 году осуществлялась деятельность по совершенствованию областного законодательства о муниципальных выборах, местном референдуме и других формах непосредственной демократии.

С целью приведения Закона Московской области № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» в соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принят Закон Московской области № 17/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».

Пункт 4 статьи 66 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» дополнен нормой о том, что зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов и допущенный к распределению депутатских мандатов, исключается из указанного списка в случае принятия избирательной комиссией муниципального образования решения о регистрации его депутатом, в том числе по одномандатному или многомандатному избирательному округу.

Также уточнен порядок назначения дополнительных выборов в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.

Закон Московской области № 59/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» принят с целью приведения Закона Московской области № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» в соответствие с изменениями федерального законодательства.

В соответствии с внесенными изменениям:

в избирательную комиссию от политической партии, иного общественного объединения, зарегистрированного кандидата может быть назначено не более 2 наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования;

одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Одновременно с этим, наблюдателям предоставляется право осуществлять фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования (с места, определенного председателем комиссии, и предварительно уведомив об этом председателя, его заместителя или секретаря комиссии), а удаление наблюдателя допускается только на основании судебного решения. Также ограничено количество замен членов комиссии с правом совещательного голоса. При этом кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе прекращать полномочия и назначать нового члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса не более чем 5 раз;

избирательные объединения и политические партии, зарегистрировавшие списки кандидатов, а также зарегистрированные кандидаты лично обязаны участвовать в совместных агитационных мероприятиях.

Кроме того, изменены сроки окончания полномочий действующих на непостоянной основе окружных и участковых комиссий в случае обжалования итогов голосования или результатов выборов. Срок полномочий указанных избирательных комиссий прекращается со дня, следующего за днем исполнения избирательной комиссией решения вышестоящей комиссии, либо исполнения вступившего в законную силу судебного решения.

В избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования или результатах выборов используется полное наименование политической партии, общественного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. Если полное или сокращенное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, то тогда кандидат или орган политической партии, иного общественного объединения, выдвинувший кандидата, список кандидатов, согласует краткое наименование, которое не должно состоять более чем из семи слов.

Правило о проведении всех операций по расходованию средств избирательного фонда в безналичном порядке не распространяется на случаи, когда избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета, а представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает 5 тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится.

Предусмотрены единые правила составления списков государственных и муниципальных организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, что должно способствовать укреплению гарантий права кандидатов и избирательных объединений на использование эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации.

Урегулирован правовой статус сетевых изданий наряду с организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий.

В случае совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, в ходе которых предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование не проводится.

Предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.

Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего права проводить предвыборную агитацию, об избирательном объединении, о кандидате (кандидатах) не допускается.

 

Закон Московской области № 75/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» принят в целях приведения Закона Московской области № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» в соответствие с нормами Федерального закона от 4 октября 2014 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 36 и 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где устанавливаются права главы муниципального образования на судебное обжалование решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку и особенности проведения досрочных выборов главы муниципального образования в случае такого обжалования.

Законом вносится соответствующее изменение в статью 6 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».

 

Закон Московской области № 128/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О местном референдуме в Московской области» принят с целью приведения законодательства Московской области о местном референдуме в соответствие с федеральным законодательством.

Устанавливается ограничение общего числа наблюдателей, назначаемых от инициативной группы по проведению референдума. В комиссию референдума может быть назначено не более 2 наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.

Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию референдума. Одновременно с этим, наблюдателям предоставляется право осуществлять фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования (с места, определенного председателем комиссии, и, предварительно уведомив об этом председателя, его заместителя или секретаря комиссии), а удаление наблюдателя допускается только на основании судебного решения.

Предусматривается, что при отказе инициативной группы по проведению референдума от участия в совместном агитационном мероприятии доля эфирного времени, отведенная инициативной группе по проведению референдума для участия в совместном агитационном мероприятии, распределяется между другими участниками данного совместного агитационного мероприятия, в том числе если в данном мероприятии может принять участие только один участник.

Устанавливается, что сведения об избирателях, находящихся в местах временного пребывания избирателей, представляет в комиссию референдума руководитель организации, в которой участник референдума временно пребывает.

На всех заседаниях соответствующей комиссии референдума и при осуществлении ею работы с документами могут присутствовать представители средств массовой информации, которые вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей комиссии референдума.

Наряду с такими видами организаций СМИ, как организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, урегулирован правовой статус сетевых изданий.

Предусматривается, что использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего права проводить агитацию по вопросам референдума, не допускается.

С учетом замечаний и предложений, содержащихся в постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 июня 2016 года № 13/100-7 «О дополнительных мерах реагирования, направленных на совершенствование деятельности Избирательной комиссии Московской области по контролю за соблюдением избирательных прав граждан и законодательства о выборах при проведении выборов на территории Московской области» принят Закон Московской области № 161/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».

Данным Законом в части 6 статьи 27 и пункте 3 части 7 статьи 28 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» исключаются слова «, настоящим Законом», поскольку согласно пунктам 14 и 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отказ в заверении списка кандидатов по единому избирательному округу, списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, возможен только в случае несоблюдения требований вышеназванного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 28 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» в качестве одного из оснований для отказа в заверении списка кандидатов по единому избирательному округу является предоставление документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Московской области № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области». При этом пункт 14 статьи 35 вышеназванного Федерального закона такого основания не содержит. Законом Московской области № 161/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» пункт 2 части 7 статьи 28 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» признается утратившим силу.

Кроме того, устанавливается срок определения результатов выборов – не позднее чем через десять дней после дня голосования.

 

В сфере местного самоуправления в 2016 году по инициативе органов местного самоуправления Ногинского и Щёлковского муниципальных районов Московской области в целях включения всей территории военного городка Ногинск-9 в границы Ногинского муниципального района с последующим созданием на его территории вновь образованного муниципального образования со статусом городского поселения принят Закон Московской области № 22/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О статусе и границах Ногинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» и в Закон Московской области «О статусе и границах Щёлковского муниципального района, вновь образованных в его составе городских и сельских поселений и существующих на территории Щёлковского района Московской области муниципальных образований». В связи с изменением границы Ногинского и Щёлковского муниципальных районов внесены соответствующие изменения в карты (схемы) и описание границ этих муниципальных образований.

В связи с принятием в 2015 году Закона Московской области № 228/2015-ОЗ «О границе городского округа Кашира» и Закона Московской области № 229/2015-ОЗ «О границе городского округа Серебряные Пруды», которыми установлены и описаны границы городских округов Кашира и Серебряные Пруды и внесены соответствующие изменения в описание границ сопредельных с ними муниципальных образований – городского округа Озёры, Зарайского и Ступинского муниципальных районов и входящих в их состав поселений, в 2016 году принят Закон Московской области № 81/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О границе городского округа Озёры», Закон Московской области «О статусе и границах Зарайского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» и Закон Московской области «О статусе и границах Ступинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований».

В целях приведения законодательства Московской области в соответствие с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 30-П, принят Закон Московской области № 60/2016-ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области».

Указанным Законом устанавливается единый срок полномочий для глав и советов депутатов муниципальных образований Московской области – пять лет, а также определяется, что советы депутатов муниципальных районов будут формироваться из глав поселений, входящих в состав муниципальных районов, и из депутатов советов депутатов указанных поселений.

Главы муниципальных районов и городских округов будут избираться советами депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавлять местную администрацию.

Главы городских округов – ЗАТО будут избираться советами депутатов из своего состава, и исполнять полномочия их председателей.

Главы городских и сельских поселений в соответствии с уставами поселений могут избираться на муниципальных выборах или советами депутатов из своего состава.

Принятый в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 297-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» Закон Московской области № 120/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области» признает утратившим силу абзац второй статьи 5 Закона Московской области № 60/2016-ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области».

В соответствии с внесенными изменениями отменяется ранее установленный особый порядок избрания глав городских округов, являющихся закрытыми административно-территориальными образованиями. Главы будут избираться по общему для глав городских округов Московской области порядку – советом депутатов муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавлять местную администрацию.

В целях реализации положений законов Московской области о статусе и границах отдельных муниципальных образований Московской области приняты следующие законы Московской области, изменяющие описания границ сопредельных с ними муниципальных образований Московской области:

№ 149/2016-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области»;

№ 150/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О статусе и границах Волоколамского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований», Закон Московской области «О статусе и границах Лотошинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» и Закон Московской области «О статусе и границах Можайского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований»;

№ 151/2016-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области».

Законом Московской области № 180/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О статусе и границах Солнечногорского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» перечень населенных пунктов Солнечногорского района Московской области, находящихся в границе сельского поселения Кривцовское, дополнен деревней Никулино.

 

На основании решений советов депутатов Люберецкого, Рузского, Павлово-Посадского, Красногорского, Зарайского, Луховицкого муниципальных районов Московской области, а также решений советов депутатов городских и сельских поселений, входящих в состав указанных муниципальных районов Московской области, приняты законы Московской области:

№ 183/2016-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Люберецкого муниципального района»;

№ 184/2016-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Рузского муниципального района»;

№ 185/2016-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Павлово-Посадского муниципального района»;

№ 186/2016-ОЗ Об организации местного самоуправления на территории Красногорского муниципального района»;

№ 206/2016-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Зарайского муниципального района»;

№ 207/2016-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Луховицкого муниципального района». 

Объединение территорий осуществлено с согласия населения каждого из городских и сельских поселений, входящих в состав вышеуказанных муниципальных районов, выраженного решениями советов депутатов.

Объединение поселений осуществляется без изменения границ территорий муниципальных районов. Городские поселения, образованные путем изменения состава территорий муниципальных районов, наделяются статусом соответствующих городских округов.

В результате объединения городские и сельские поселения, входящие в состав Люберецкого, Рузского, Павлово-Посадского, Красногорского, Зарайского, Луховицкого муниципальных районов Московской области, утрачивают статус муниципальных образований.

 

В 2016 году принят ряд законов Московской области в сфере законодательного регулирования вопросов муниципальной службы.

Так, Закон Московской области № 16/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О муниципальной службе в Московской области» принят в целях реализации Федерального закона от 30 марта 2015 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы» и приведения законодательства Московской области о муниципальной службе в соответствие с федеральным законодательством.

В целях формирования высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы органам местного самоуправления предоставлено право на договорной основе осуществлять подготовку кадров. При этом субъект Российской Федерации должен своим законом установить порядок заключения такого договора.

Закон Московской области № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области» дополнен новой статьей 17.1, в которой определен порядок заключения договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы между органом местного самоуправления и гражданином, обучающимся в образовательной организации высшего образования или профессиональной образовательной организации.

Установлено, что договор о целевом обучении заключается на конкурсной основе. Определены условия, порядок проведения и подведения итогов такого конкурса, перечень документов, которые представляют граждане, изъявившие желание участвовать в конкурсе. Также установлены обязательства гражданина, получившего соответствующую подготовку, пройти муниципальную службу в органе местного самоуправления. Срок ее прохождения может быть от одного года до пяти лет, но не менее срока, в течение которого орган местного самоуправления предоставлял меры социальной поддержки гражданину в соответствии с договором о целевом обучении.

Закон Московской области № 56/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об утверждении типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих Московской области» и Закон Московской области «О классных чинах лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих муниципальных образований Московской области» разработан и принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 30 марта 2015 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы».

В Законе Московской области № 199/2007-ОЗ «Об утверждении типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих Московской области» и Законе Московской области № 17/2009-ОЗ «О классных чинах лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих муниципальных образований Московской области» слова «повышение квалификации» заменены словами «дополнительное профессиональное образование».

Закон Московской области № 85/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы Московской области» и Закон Московской области «О муниципальной службе в Московской области» принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 395-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 9 и 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Данным Законом внесены изменения, определяющие периоды замещения должностей, которые во всех случаях включаются в стаж муниципальной службы. К ним относятся периоды замещения должностей муниципальной службы, муниципальных должностей, государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов.

Установлено, что в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и установления других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований для муниципальных служащих, включаются (засчитываются) также периоды замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы.

Кроме того, статьей 1 Закона Московской области № 55/2015-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О государственных должностях Московской области» абзацы второй и третий пункта 1 статьи 15 Закона Московской области № 16/97-ОЗ «О государственных должностях Московской области», предусматривающие выплату единовременного денежного вознаграждения лицам, замещавшим государственные должности Московской области, после прекращения осуществления полномочий, признаны утратившими силу.

В целях реализации Закона Московской области № 55/2015-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О государственных должностях Московской области» из Закона Московской области № 164/2008-ОЗ «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области» исключено положение, предусматривающее исчисление стажа для выплаты единовременного денежного вознаграждения лицам, замещавшим государственные должности Московской области, после прекращения осуществления полномочий.

Закон Московской области № 194/2016-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области» принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», которым предусматривается изменение условий установления выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Российской Федерации, должности муниципальной службы, и отдельным лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещавшиеся на постоянной основе. Также предусматривается постепенное увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости.

Законом устанавливается:

порядок назначения и расчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области;

порядок применения Закона Московской области № 118/2002-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области» после 1 января 2017 года.

 

С целью определения порядка осуществления общественного контроля Общественной палатой Московской области принят Закон Московской области № 41/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об Общественной палате Московской области».

 

Подраздел 3. Бюджетная и налоговая политика

 

12 ноября 2015 года Думой принят Закон Московской области № 213/2015-ОЗ «О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

В 2016 году общий объем доходов бюджета Московской области установлен в сумме 371,5 млрд. рублей, с уменьшением к уровню 2015 года на 15 млрд. рублей или на 3,9 процента, в связи с неполным распределением объема межбюджетных трансфертов, получаемых Московской областью из федерального бюджета.

Расходы бюджета Московской области установлены в 2016 году – 406,53 млрд. рублей, с уменьшением к 2015 году на 49,6 млрд. рублей, или на 10,9 процента.

Бюджет Московской области на 2016 ­– 2018 годы сформирован с дефицитом, размер которого составил в 2016 году – 35,1 млрд. рублей, или 10,0 процентов к общей сумме доходов без учета безвозмездных поступлений; в 2017 и 2018 годах составит – 25,7 и 10,0 млрд. рублей или 7,1 и 2,6 процента к общей сумме доходов без учета безвозмездных поступлений соответственно.

Основные приоритеты расходов бюджета Московской области в 2016–2018 годах определены с учетом необходимости решения неотложных проблем экономического и социального развития, достижения целевых показателей, обозначенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в их числе:

повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы;

повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения;

индексация расходов бюджетных учреждений на оплату коммунальных услуг и увеличение расходов на проведение капитального ремонта учреждений;

увеличение расходов на строительство и реконструкцию социально-значимых объектов государственной и муниципальной собственности.

На 2016 год расходы бюджета в объеме 385,2 млрд. рублей были сформированы в рамках 16 государственных программ Московской области. Удельный вес программных расходов в общем объеме всех расходов бюджета составил 94,6 процента.

В 2016 году 69 процентов расходов бюджета Московской области, или 282,4 млрд. рублей, составили расходы на социально-культурную сферу (на образование, социальную политику, культуру, здравоохранение, физическую культуру и спорт, средства массовой информации).

Основными целями бюджетной политики Московской области в 2016–2018 годах являются:

обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Московской области;

безусловное исполнение принятых социальных обязательств;

повышение эффективности бюджетных расходов;

выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области;

повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

дальнейшая реализация программно-целевых методов управления;

повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса.

 

Законами Московской области № 23/2016-ОЗ, № 105/2016-ОЗ, № 125/2016-ОЗ и № 173/2016-ОЗ внесены изменения в параметры бюджета Московской области на 2016 год, предусмотренные Законом Московской области № 213/2015-ОЗ «О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Основные характеристики бюджета Московской области в 2016 году изменились следующим образом:

общий объем доходов бюджета Московской области на 2016 год увеличился с 376,78 млрд. рублей до 424,3 млрд. рублей;

общий объем расходов бюджета увеличился с 443,31 млрд. рублей до 462 млрд. рублей;

дефицит бюджета снизился с 66,53 млрд. рублей до 37,8 млрд. рублей.

Изменения обусловлены в том числе:

уточнением плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам с учетом динамики их поступлений в бюджет Московской области;

включением в бюджет Московской области средств, подлежащих получению из федерального бюджета в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации остатков средств федерального бюджета и средств бюджета Московской области, не использованных в 2015 году;

обеспечением реализации указов Президента Российской Федерации и распоряжения Губернатора Московской области от 24.05.2016 № 136-РГ о повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы Московской области;

уточнением и перераспределением отдельных расходов бюджета в связи с необходимостью финансового обеспечения мероприятий по приоритетным направлениям в 2016 году и плановом периоде 2017 – 2018 годов.

 

27 июня 2016 года принят Закон Московской области № 71/2016-ОЗ «Об исполнении бюджета Московской области за 2015 год», которым утвержден отчет об исполнении бюджета Московской области за 2015 год по доходам в сумме 393 145 289 тыс. рублей, по расходам в сумме 392 748 265 тыс. рублей с превышением доходов над расходами (профицит бюджета Московской области) в сумме 397 024 тыс. рублей.

Фактический объем средств, направленных на исполнение публичных нормативных обязательств в 2015 году, составил 39 555 050 тыс. рублей.

Объем государственного долга Московской области на 1 января 2016 года составил 98 747 642 тыс. рублей, в том числе по государственным гарантиям Московской области – 298 673 тыс. рублей.

         По объему поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации Московская область в 2015 году заняла 2 место в Российской Федерации и 2 место в Центральном федеральном округе.

Поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет Московской области за 2015 год возросли к уровню поступлений 2014 года на 29 853 676 тыс. рублей или на 9,7 процента.

Плановые назначения по данной группе доходов выполнены на 101 процент.

Расходы бюджета Московской области за 2015 год исполнены в сумме 392 748 243 тыс. рублей или на 87,9 процента к уточненным плановым назначениям года (446 772 220 тыс. рублей), в том числе:

382 783 351 тыс. рублей или 88,1 процента к плану (434 506 798 тыс. рублей) – расходы в составе государственных программ Московской области;

3 429 621 тыс. рублей или 94,6 процента к плану (3 625 429 тыс. рублей) – расходы в составе адресной программы Московской области;

138 254 тыс. рублей или 99,5 процента к плану (138 928 тыс. рублей) – расходы в составе региональной программы Московской области;

6 397 039 тыс. рублей или 75,2 процента к плану (8 501 064 тыс. рублей) – непрограммные расходы бюджета Московской области.

По сравнению с 2014 годом расходы бюджета Московской области увеличились на 21 927 870 тыс. рублей или на 5,9 процента (370 820 373 тыс. рублей).

Долговая политика в 2015 году строилась на принципах безусловного исполнения и обслуживания долговых обязательств Московской области в полном объеме и в установленные сроки и снижения долговой нагрузки на бюджет Московской области.

 

Принятый в декабре 2016 года Закон Московской области № 175/2016-ОЗ «О бюджете Московской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» сформирован по программно-целевому принципу.

Доходы бюджета Московской области составят: в 2017 году – 399,3 млрд. рублей, с уменьшением к уровню 2016 года на 25 млрд. рублей или на 5,9 процента; в 2018 году – 412,95 млрд. рублей; в 2019 году – 432,3 млрд. рублей.

Расходы бюджета Московской области составят: в 2017 году – 436,87 млрд. рублей, с уменьшением к 2016 году на 25,2 млрд. рублей или 5,5 процента; в 2018 году – 426 млрд. рублей; в 2019 году – 451,2 млрд. рублей.

Бюджет Московской области на 2017–2019 годы сформирован с дефицитом, размер которого составит: в 2017 году – 37,6 млрд. рублей, в 2018 и 2019 годах – 13 млрд. рублей и 18,9 млрд. рублей соответственно.

Ориентиры налоговой политики Московской области связаны с такими стратегическими документами, как Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, План действий Правительства Российской Федерации, направленный на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, а также План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Московской области в 2016 году.

В условиях «четырехлетнего» моратория Правительства Российской Федерации на повышение налоговой нагрузки и осуществление каких-либо масштабных изменений в налоговой системе Российской Федерации ключевые направления налоговой политики Московской области в 2017 году с учетом необходимости обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы включают:

повышение предпринимательской активности;

содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения налоговых издержек;

дальнейшее улучшение качества инвестиционного климата посредством налогового стимулирования инвестиций в модернизацию и развитие новых производств;

обеспечение принципа установления региональных налоговых льгот на временной основе с проведением обязательного анализа эффективности их применения.

Основными целями бюджетной политики при формировании бюджета Московской области на 2017–2019 годы являются:

обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Московской области;

повышение доходного потенциала бюджета Московской области;

безусловное исполнение принятых социальных обязательств;

повышение эффективности бюджетных расходов;

обеспечение высокой доли бюджета развития, направленного на реализацию приоритетных проектов развития инфраструктуры в сферах: образования, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства;

обеспечение условий для развития доступной и качественной медицины;

выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области;

повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса;

поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет Московской области.

Основные приоритеты расходов бюджета Московской области в 2017 – 2019 годах определены с учетом необходимости решения неотложных проблем экономического и социального развития, достижения целевых показателей, обозначенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

В 2017 году 70,4 процента расходов бюджета Московской области или 307,7 млрд. рублей составят расходы на социально-культурную сферу (на образование, социальную политику, культуру, здравоохранение, физическую культуру и спорт).

В 2017 году на оказание мер социальной поддержки предусматривается 76,5 млрд. рублей, что выше соответствующих расходов 2016 года на 6,4 млрд. рублей или на 9,1 процента.

Дальнейшая реализация программно-целевого принципа планирования бюджета Московской области повышает обоснованность бюджетных ассигнований, обеспечивает их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.

На 2017 год расходы бюджета в объеме 423,49 млрд. рублей сформированы в рамках 16 государственных и 1 адресной программы Московской области. Удельный вес программных расходов в общем объеме всех расходов бюджета составляет 96,9 процента.

Бюджеты муниципальных образований Московской области на 2017 год прогнозируются с профицитом в общей сумме 33,3 млрд. рублей. По сравнению с 2016 годом в 2017 году профицит бюджетов муниципальных районов и городских округов увеличится на 1,3 млрд. рублей или на 12,8 процента.

На 2018 год профицит бюджетов муниципальных образований Московской области прогнозируется в сумме 35,1 млрд. рублей или с ростом против 2017 года на 5,4 процента, на 2019 год – в сумме 38,1 млрд. рублей, что на 8,6 процента выше профицита 2018 года. Указанные средства остаются в распоряжении муниципальных образований и позволят им осуществить бюджетные расходы на реализацию закрепленных полномочий.

Исполнение расходных обязательств муниципальных образований в значительной степени зависит от финансовой помощи из бюджета Московской области, поскольку муниципальные образования сильно дифференцированы по уровню бюджетной обеспеченности в результате сложившейся структуры экономики муниципалитетов, размера территории, численности проживающего населения, обеспеченности инфраструктурой и т.п.

Общий объем дотаций из бюджета Московской области на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных образований прогнозируется на 2017 год в объеме 35,6 млрд. рублей с ростом по сравнению с объемом дотаций на 2016 год на 3,5 млрд. рублей или на 11 процентов.

Представляется необходимым отметить новые подходы в вопросах межбюджетного регулирования в Московской области на 2017 год, реализуемые при определении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований:

в прогнозе налогового потенциала по отдельным источникам учтена собираемость налогов 95 процентов;

налогооблагаемая база по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для муниципальных образований, у которых темпы роста поступлений выше сложившегося в среднем по Московской области, учитывалась исходя из среднего темпа роста по Московской области;

в расчете доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, учитывался средний показатель поступлений за последние три года, исключая наивысшие показатели, более чем в полтора раза превышающие сложившиеся поступления;

в объеме расчетных доходов не учитывались доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности;

в составе расчетных показателей общей стоимости предоставления муниципальных услуг учтены расходы на обслуживание муниципального долга, рассчитанные в соответствии с единой методикой;

предусмотрено неснижение по сравнению с 2016 годом размера дотации бюджетам вновь образованных городских округов Московской области;

предусмотрено неснижение по сравнению с 2016 годом размера дотации по консолидированным бюджетам муниципальных районов (по районным бюджетам) и бюджетам городских округов Московской области.

В 2017 – 2019 годах будет продолжена практика оказания муниципальным образованиям дополнительной финансовой помощи путем предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Московской области на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по наиболее значимым вопросам местного значения. Объем указанных субсидий в проекте бюджета Московской области на 2017 год составляет 24,7 млрд. рублей, на 2018 год – 20,5 млрд. рублей, на 2019 год – 24,8 млрд. рублей.

В связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и Московской области в бюджете Московской области предусматриваются субвенции бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение переданных им полномочий на 2017 год в сумме 101,9 млрд. рублей, на 2018 год – 100,9 млрд. рублей, на 2019 год – 101,2 млрд. рублей.

Кроме того, в расходах бюджета Московской области на 2017 – 2019 годы предусмотрены средства для стимулирования муниципальных образований, органы местного самоуправления которых достигли наилучших результатов по увеличению налогового потенциала, в объеме 1 млрд. рублей (ежегодно).

В целях обеспечения финансовой устойчивости Московской области государственная долговая политика Московской области в 2017–2019 годах будет направлена на оптимизацию структуры и объема государственного долга и поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет Московской области.

Верхний предел государственного внутреннего долга Московской области по состоянию на 1 января 2018 года составит 155,5 млрд. рублей, на 1 января 2019 года – 168,5 млрд. рублей, на 1 января 2020 года – 187,4 млрд. рублей и не превысит предельного значения, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 

Принят Закон Московской области № 111/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бюджетном процессе в Московской области».

Данный Закон разработан и принят в целях приведения положений Закона Московской области № 151/2007-ОЗ «О бюджетном процессе в Московской области» в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в целях оптимизации процессов составления и исполнения бюджета Московской области.

Статья 4 Закона дополнена такими мероприятиями, как внешняя проверка и утверждение отчетов об исполнении бюджетов, а также осуществление государственного финансового контроля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации до 1 ноября продлен срок внесения на рассмотрение Думы проекта закона Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период.

Данное изменение будет способствовать оптимизации процесса составления бюджета Московской области, в том числе позволит максимально учесть при подготовке проекта бюджета объемы средств, планируемых к поступлению в бюджет Московской области в очередном финансовом году и плановом периоде из федерального бюджета, что, в свою очередь, снизит количество изменений, вносимых в закон о бюджете Московской области в течение года.

В целях оптимизации перечня информации, представляемой в составе закона о бюджете по расходам, и устранения ее дублирования из состава приложений к закону о бюджете исключено приложение о распределении бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Московской области и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов.

Уточнено наименование субсидии, подлежащей предоставлению бюджету Московской области из бюджетов муниципальных образований Московской области, в части критерия для ее установления и групп муниципальных образований, по которым производится ее установление.

В Законе предусматривается установление различных методик определения прогноза налогового потенциала, расчетных доходов бюджетов и расчетных показателей общей стоимости предоставления муниципальных услуг для городских поселений (городских округов) и для сельских поселений.

Во исполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнен перечень материалов, представляемых в Думу одновременно с проектом закона о бюджете. В его состав включены:

проекты бюджетных смет, предложенные Думой, органами судебной системы, Контрольно-счетной палатой Московской области, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом Московской области в отношении указанных бюджетных смет;

реестры источников доходов бюджета Московской области.

Введены понятия – предметы рассмотрения проекта закона о бюджете Московской области при принятии его за основу и при принятии его в целом.

Предметом рассмотрения проекта закона о бюджете Московской области при принятии его за основу предлагается установить основные характеристики бюджета Московской области, к которым относятся:

прогнозируемый общий объем доходов;

общий объем расходов;

условно утверждаемые расходы;

верхний предел государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;

дефицит (профицит) бюджета Московской области.

Предметом рассмотрения проекта закона о бюджете Московской области при принятии его в целом являются текстовые статьи проекта закона, а также приложения к нему, устанавливающие:

перечень главных администраторов доходов бюджета;

перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Московской области и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета Московской области;

бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями;

программа государственных внутренних заимствований;

программа государственных гарантий;

источники финансирования дефицита бюджета Московской области.

Уточнен перечень дополнительных оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете Московской области:

приведен в соответствие с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

расширен в целях оперативного финансирования расходов, связанных:

с доставкой и пересылкой денежных средств для предоставления в Московской области мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

с обеспечением деятельности органов государственной власти Московской области и государственных органов Московской области и подведомственных им государственных казенных учреждений Московской области.

Кроме того, дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете распространены на бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств Закон Московской области № 151/2007-ОЗ «О бюджетном процессе в Московской области» дополнен статьей, устанавливающей особенности использования средств, получаемых отдельными юридическими лицами из бюджета Московской области.

Закреплена норма, согласно которой законом о бюджете могут устанавливаться случаи перечисления из бюджета Московской области средств по государственным контрактам, договорам о предоставлении субсидий, а также по контрактам, договорам, соглашениям, заключенным в рамках их исполнения, на лицевые счета, открытые юридическим лицам на счетах финансового органа Московской области в учреждении Центрального банка Российской Федерации.


Информация по документу
Читайте также