Расширенный поиск

Постановление Правительства Белгородской области от 16.12.2013 № 523-пп

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

от 16 декабря 2013 г.                                                        N 523-пп

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН

В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

 

Список изменяющих документов

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области

от 15.07.2014 N 264-пп, от 22.12.2014 N 496-пп, от 22.06.2015 N 250-пп,

от 29.12.2015 N 492-пп, от 23.05.2016 N 175-пп, от 23.01.2017 N 24-пп)

 

В целях выполнения Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", постановлений Правительства Белгородской области от 27 мая 2013 года N 201-пп "Об утверждении Концепции внедрения программного бюджета в бюджетный процесс Белгородской области", от 27 мая 2013 года N 202-пп "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Белгородской области", от 7 октября 2013 года N 401-пп "Об утверждении перечня государственных программ Белгородской области" и в связи с переходом на программный бюджет Правительство Белгородской области постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Белгородской области "Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа).

 

2. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) при формировании проекта областного бюджета на 2014 - 2020 годы ежегодно предусматривать денежные средства на реализацию мероприятий Программы.

 

3. Признать утратившим силу с 1 января 2014 года постановление Правительства области от 23 октября 2010 года N 353-пп "О долгосрочной целевой программе "Доступная среда на 2011 - 2015 годы".

 

4. Департаменту внутренней и кадровой политики области (Сергачев В.А.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации области.

 

5. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент здравоохранения и социальной защиты населения области (Зубарева Н.Н.).

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 23.05.2016 N 175-пп, от 23.01.2017 N 24-пп)

Об исполнении постановления информировать ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным, начиная с 2015 года.

 

 

        Губернатор Белгородской области                                    Е. САВЧЕНКО

 

 

 

 

 

Утверждена

постановлением

Правительства Белгородской области

от 16 декабря 2013 г. N 523-пп

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН

В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

 

Список изменяющих документов

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области

от 15.07.2014 N 264-пп, от 22.12.2014 N 496-пп, от 22.06.2015 N 250-пп,

от 29.12.2015 N 492-пп, от 23.05.2016 N 175-пп, от 23.01.2017 N 24-пп)

 

Паспорт

государственной программы Белгородской области

"Социальная поддержка граждан в Белгородской области

на 2014 - 2020 годы"

 

N п/п

Наименование государственной программы: "Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014 - 2020 годы" (далее - государственная программа)

1.

Ответственный исполнитель государственной программы

Управление социальной защиты населения Белгородской области

2.

Соисполнители государственной программы

Управление социальной защиты населения Белгородской области

3.

Участники государственной программы

Управление социальной защиты населения Белгородской области; департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области; департамент образования Белгородской области; департамент строительства и транспорта Белгородской области; департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области; департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области; департамент экономического развития Белгородской области; управление культуры Белгородской области; управление по труду и занятости населения Белгородской области; управление физической культуры и спорта Белгородской области; управление молодежной политики Белгородской области; Администрация Губернатора Белгородской области; управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области; учреждения социального обслуживания

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 22.12.2014 N 496-пп, от 29.12.2015 N 492-пп, от 23.01.2017 N 24-пп)

4.

Подпрограммы государственной программы

1. "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан".

2. "Модернизация и развитие социального обслуживания населения".

3. "Социальная поддержка семьи и детей".

4. "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".

5. "Доступная среда".

6. "Обеспечение реализации государственной программы"

5.

Цель (цели) государственной программы

Создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки; повышение доступности и качества социального обслуживания населения

6.

Задачи государственной программы

1. Выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан.

2. Повышение качества и обеспечение доступности социальных услуг.

3. Обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи и детей, реализация права ребенка жить и воспитываться в семье.

4. Повышение роли сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.

5. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Белгородской области.

6. Обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти Белгородской области в сфере социальной защиты населения

(п. 5 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 23.05.2016 N 175-пп)

7.

Сроки и этапы реализации государственной программы

2014 - 2020 годы.

Этапы реализации государственной программы не выделяются

8.

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы за счет средств областного бюджета, а также прогнозный объем средств, привлекаемых из других источников

Планируемый общий объем финансирования программы в 2014 - 2020 годах за счет всех источников финансирования составит 67075670,964 тыс. рублей.

Объем финансирования программы в 2014 - 2020 годах за счет средств областного бюджета составит 41157721,306 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 4926859,03 тыс. рублей;

2015 год - 5325469,736 тыс. рублей;

2016 год - 5746898,54 тыс. рублей;

2017 год - 6032732 тыс. рублей;

2018 год - 6291214,0 тыс. рублей;

2019 год - 6629871,0 тыс. рублей;

2020 год - 6204677,0 тыс. рублей.

Планируемый объем финансирования государственной программы в 2014 - 2020 годах за счет средств федерального бюджета составит 23797213,205 тыс. рублей.

Планируемый объем финансирования государственной программы в 2014 - 2020 годах за счет средств консолидированного бюджета муниципальных образований составит 67580,64 тыс. рублей.

Планируемый объем финансирования программы в 2014 - 2020 годах за счет средств иных источников составит 2053155,813 тыс. рублей

(раздел 8 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 23.01.2017 N 24-пп)

9.

Конечные результаты реализации государственной программы

1. Обеспечение доли граждан, получающих меры социальной поддержки, от общей численности граждан, обратившихся за получением мер социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области, на уровне 100 процентов ежегодно.

2. Увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания, до 100 процентов к 2018 году и поддержание на данном уровне в 2019 - 2020 годах.

3. Снижение удельного веса зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), требующих реконструкции зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий (от общего количества зданий) до 0 процентов к 2020 году.

4. Увеличение доли переданных на воспитание в семьи детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в 2020 году до 83 процентов.

5. Увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, до 15 организаций в 2020 году.

 

 

6. Увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (возрастет с 31,6 процента в 2014 году до 100 процентов к 2020 году).

7. Достижение соотношения средней заработной платы социальных работников учреждений социальной защиты населения к средней заработной плате в Белгородской области (с 2016 года - соотношения средней заработной платы социальных работников к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в Белгородской области - 100 процентов в 2018 году и поддержание его на данном уровне в 2019 - 2020 годах.

8. Достижение соотношения средней заработной платы педагогических работников в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к средней заработной плате в Белгородской области - 100 процентов в 2015 году и поддержание на данном уровне в 2016 - 2020 годах (с 2016 года - соотношения средней заработной платы педагогических работников в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в Белгородской области).

9. Увеличение удельного веса граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности, до 5 процентов к 2018 году и поддержание на данном уровне в 2019 - 2020 годах.

10. Увеличение удельного веса негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности до 8,5 процента к 2017 году и поддержание на данном уровне в 2018 - 2020 годах

(раздел 9 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 23.01.2017 N 24-пп)

 

1. Общая характеристика сферы реализации государственной

программы, в том числе формулировки основных проблем в

указанной сфере и прогноз ее развития

 

Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 25 января 2010 года N 27-пп (далее - Стратегия развития области), определено, что стратегической целью развития области является достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики.

Государственная программа Белгородской области разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 22.12.2014 N 496-пп)

Основной стратегической целью социальной защиты населения Белгородской области является улучшение качества и доступности социальных услуг.

Реализация Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года позволила существенно укрепить ресурсную базу учреждений социальной защиты населения, повысить доступность, эффективность и качество предоставляемых населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".

К числу существенных недостатков современной системы социального обслуживания населения, не обеспечивающих предоставление социальных услуг, удовлетворяющих потребности граждан, относятся следующие:

1. Устаревшая законодательная база, регулирующая отношения в области социального обслуживания населения. Нормы действующих законов не согласуются по многим принципиальным вопросам с новыми федеральными законами, не соответствуют практике социального обслуживания населения.

2. Устаревшая материальная база учреждений социального обслуживания населения. В 2011 году из общего числа зданий, в которых размещены стационарные учреждения социального обслуживания пожилых граждан области, требовали реконструкции 57,2 процента. Площадь спален в большинстве домов-интернатов, особенно психоневрологических, не соответствует действующему нормативу.

3. Дефицит кадров социальных работников в системе социального обслуживания населения, в том числе в связи с низким уровнем оплаты их труда. Численность социальных работников в учреждениях социального обслуживания населения в последние годы снизилась в связи с проведенными в субъектах Российской Федерации в 2008 - 2010 годах мероприятиями по реформированию оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе в системе социальной защиты населения, а также мероприятиями по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Результатом оптимизации в области явилось сокращение фактической численности социальных работников на 638 человек.

Уровень укомплектованности штатов в учреждениях социального обслуживания системы социальной защиты населения при этом не повысился и находится на уровне 92,6 процента в среднем по области. Основная причина - низкий уровень оплаты труда социальных и медицинских работников.

Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.

С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.

Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.

Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами:

Действующие федеральные законы, регулирующие правоотношения в сфере социального обслуживания, не позволяют в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества.

Например, не определено понятие "социальный работник", "трудная жизненная ситуация", не принят новый закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

Вместе с тем нормативная правовая база Белгородской области, регулирующая вопросы социального обслуживания населения, в целом сформирована и соответствует действующему федеральному законодательству. Предполагается, что она будет усовершенствована после внесения изменений на федеральном уровне.

Для дальнейшего совершенствования сферы социального обслуживания необходимо:

- совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания;

- оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных учреждений социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;

- повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, педагогических работников учреждений, оказывающих социальные услуги в системе социальной защиты населения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100 процентов от средней заработной платы в области;

- укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;

- развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;

- предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг.

Первоочередной задачей отрасли является повышение уровня и качества предоставления социальных услуг, что базируется на основе:

- реализации областной перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в которой запланированы строительство и реконструкция объектов социального обслуживания населения, что приведет к увеличению коечной мощности на 100 койко-мест к 2020 году;

- укрепления материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках софинансирования региональных социальных программ, в том числе за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации;

- привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;

- развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.

Система социального обслуживания Белгородской области представлена государственными и муниципальными учреждениями: стационарными домами-интернатами для престарелых и инвалидов, психоневрологическими интернатами, интернатом для умственно отсталых детей, специальным домом-интернатом для престарелых и инвалидов, комплексными центрами социального обслуживания населения, включающими службы социальной помощи на дому, срочной помощи, социально-медицинской помощи, реабилитационными центрами для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, детскими домами для детей-сирот. Социальными услугами обеспечены все нуждающиеся, очередь ожидания отсутствует.

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 29.12.2015 N 492-пп)

Сведения о сети государственных и муниципальных учреждений социальной защиты населения представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Сведения

о сети государственных и муниципальных учреждений

(организаций) системы социальной защиты

населения в Белгородской области

 

(в ред. постановления Правительства Белгородской области

от 23.01.2017 N 24-пп)

 

N п/п

Тип учреждения

Количество учреждений, ед.

всего

из них юридические лица

1.

Учреждения (организации), осуществляющие стационарное социальное обслуживание

16

16

в том числе:

 

 

- психоневрологические интернаты

5

5

- дома-интернаты для престарелых и инвалидов

9

9

- специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов

1

1

- детский дом-интернат для умственно отсталых детей

1

1

2.

Прочие государственные учреждения (организации)

3

3

в том числе:

 

 

- геронтологический центр

1

1

- центр социальной реабилитации инвалидов

1

1

- областной ресурсно-консультационный центр по работе с семьей и детьми

1

1

3.

Центры развития и социализации ребенка

7

7

в том числе:

 

 

- государственные

5

5

- негосударственные

2

2

4.

Учреждения помощи семье и детям

1

1

Итого государственные учреждения (организации)

27

27

5.

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов малой вместимости

5

5

6.

Комплексные центры социального обслуживания населения

22

22

7.

Учреждения помощи семье и детям

12

12

8.

Прочие муниципальные учреждения (центр реабилитации для престарелых и инвалидов)

1

1

Итого муниципальные учреждения (организации)

39

39

ВСЕГО УЧРЕЖДЕНИЙ:

67

67

 

В области сложилась практика перепрофилирования учреждений в зависимости от нуждаемости граждан в тех или иных услугах. Наиболее востребованными в настоящее время являются услуги по стационарному обслуживанию граждан, страдающих психическими заболеваниями, надомному социальному обслуживанию.

Средняя заработная плата в отрасли с учетом всех источников финансирования возросла с 7929 рублей в 2010 году до 9836 рублей в 2011 году, что составило 55,7 процента от средней заработной платы в Белгородской области. В 2012 году средняя заработная плата в отрасли с учетом всех источников финансирования составила 11627 рублей.

Все работающие в учреждениях социальной защиты населения получают заработную плату не менее 8046 рублей.

Принимаются меры по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания из различных источников финансирования, в том числе долгосрочной целевой программой "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной сферы и развитие инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Белгородской области на 2011 - 2013 годы". В рамках реализации указанной Программы в 2011 - 2012 годах капитально отремонтирован Новооскольский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Из средств областного бюджета на эти цели израсходовано 67,0 млн. рублей. Выполнена реконструкция жилого корпуса в Грайворонском психоневрологическом интернате с созданием 50 дополнительных мест. Из средств областного бюджета израсходовано 60,0 млн. рублей. В Большетроицком детском доме-интернате для умственно отсталых детей выполнены работы по замене оконных блоков, утеплению и отделке фасада здания, устройству шатровой кровли. Из средств областного бюджета израсходовано 17,3 млн. рублей. На проведение капитального ремонта Шебекинского дома-интерната для престарелых и инвалидов из средств областного бюджета выделено в 2013 году 102,3 млн. рублей. Перспективной схемой развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Белгородской области до 2020 года предусмотрено строительство одного дома-интерната общего типа.

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 22.06.2015 N 250-пп)

Для обеспечения индивидуального подхода в оказании социальных услуг на дому с учетом состояния здоровья, семейного положения, психологического состояния клиентов социальной службы планируется внедрение Концепции предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, что позволит решить проблемы клиентов социальной службы.

На подготовительном этапе для уточнения востребованности услуг, вошедших в гарантированный государством Перечень, планируется проведение мониторингов востребованности услуг и численного состава возрастных категорий граждан, получающих услуги социального обслуживания на дому.

Планируется расширение спектра услуг, оказываемых семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, создание мобильных групп, оказывающих услуги семье по месту жительства, формирование позитивного социального окружения, увеличение количества детей, возвращенных в биологическую семью.

За последние годы были открыты социальные учреждения нового типа, оказывающие помощь семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в Валуйском и Прохоровском районах.

Совершенствование государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения направлено на усиление адресности мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и государственных социальных гарантий, предоставляемых с учетом доходов граждан, и на принятие оперативных мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, связанных с изменением социально-экономических условий, в первую очередь гражданам пожилого возраста, семьям с детьми, инвалидам.

Кроме этого, совершенствование исполнения государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения, повышение доступности качественных государственных услуг широкому кругу получателей невозможны без внедрения новых технологий, инновационных подходов, перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме.

К настоящему времени в Белгородской области сформирована система социальной поддержки граждан, структурными элементами которой являются:

- граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки;

- органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями и осуществляющие функции по выработке и реализации государственной и региональной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих секторах сферы социальной поддержки граждан (органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, образования, культуры, опеки и попечительства, внутренних дел, физкультуры и спорта);

- организации, подведомственные уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления, предоставляющие меры социальной поддержки гражданам.

Исполнение социальных обязательств государства является безусловным условием деятельности Правительства Белгородской области. Одним из главных стратегических документов, определяющим приоритеты в деятельности Правительства области, является Программа улучшения качества жизни населения, утвержденная законом Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74, направленная на создание для населения области достойного качества жизни и его постоянное улучшение в долгосрочной перспективе.

Сложившаяся в области система социальной поддержки отдельных категорий граждан играет значительную роль в повышении уровня жизни населения. В области проживает 367910 лиц пенсионного возраста, что составляет 24 процента от общего числа проживающих в области. Органами социальной защиты населения предоставляется более 40 видов социальных выплат различным категориям граждан. В 2013 году численность получателей составила 490,0 тыс. человек, указанная цифра из года в год существенно не меняется.

В области ежегодно устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан. С апреля 2012 года в соответствии с Социальным кодексом области для лиц, родившихся в период с 22 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года (Дети войны), установлены меры социальной поддержки и ежемесячная денежная выплата, ее получателями стали около 25,0 тыс. человек.

Государственная социальная помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляется в различных видах. В зависимости от ситуации назначаются соответствующие денежные выплаты, в том числе на условиях социального контракта.

Белгородская область с августа 2010 года по январь 2012 года в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2010 года N 399 "О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим гражданам на основе социального контракта" реализовала эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта.

В соответствии с Социальным кодексом Белгородской области малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются меры социальной защиты в виде единовременного пособия и пособия на основе социального контракта.

В 2012 году получили единовременное пособие и пособие на основе социального контракта около 9,7 тысячи граждан на сумму 38700,0 тыс. руб., из них социальный контракт о взаимных обязательствах заключили 790 семей, в рамках которого адресная социальная помощь оказана на общую сумму 5454,2 тыс. рублей, что составляет 14 процентов от общей суммы средств, направленных на оказание адресной помощи.

Сложившаяся в Белгородской области система социальной поддержки населения в части оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги носит комплексный характер и включает в себя предоставление субсидий и ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан.

На выплату гражданам субсидий за 12 месяцев 2012 года из средств областного бюджета было израсходовано 76,8 млн. руб., что на 15,5 млн. руб. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На 1 января 2013 года воспользовались указанными субсидиями 10,9 тыс. семей, что составило 1,9 процента от общего числа семей, проживающих в области. В среднем по области ежемесячная выплата в виде субсидии составила 1145 рублей на 1 семью. Уменьшение количества получателей и объемов денежных средств связано с ростом доходов граждан области, в том числе за счет трудоустройства неработающего населения и индексации пенсий.

Совершенствование исполнения государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения, повышение доступности и качества государственных услуг широкому кругу получателей невозможны без внедрения новых технологий, инновационных подходов, перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме.

С 1 июля 2012 года предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг стало возможным с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, электронного документооборота и межведомственного взаимодействия для получения необходимой информации. Ранее накопленный опыт приема документов на получение субсидии по принципу "одно окно" позволил своевременно и на высоком профессиональном уровне перейти на предоставление субсидий в электронной форме.

Дополнительно в области осуществляется социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации отдельным льготным категориям граждан области.

Получателями ежемесячной денежной компенсации по состоянию на 1 января 2013 года являются 316,8 тыс. человек. На эти цели из средств федерального и областного бюджета выплачено 1823,7 млн. руб., что на 20,6 млн. руб. больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

Увеличение средств на выплату прежде всего связано с ростом тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Повышение эффективности организации работы, полное и своевременное исполнение государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения, предоставление в полном объеме мер социальной поддержки и государственных социальных гарантий отдельным категориям граждан, обеспечение доступности качественных государственных услуг широкому кругу получателей требуют реализации и внедрения новых технологий, инновационных подходов, перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме.

На территории Белгородской области проживает 74 тыс. граждан, подвергшихся воздействию радиации, в том числе 70 тыс. получателей, проживающих в зоне с льготно социально-экономическим статусом. Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 428-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации" с 1 января 2015 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано осуществление полномочий по выплате компенсаций, пособий, компенсаций и иных выплат, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". В соответствии с указанным законом средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

(абзац введен постановлением Правительства Белгородской области от 22.06.2015 N 250-пп)

Несмотря на принятые на федеральном и региональном уровнях решения по расширению перечня мер и улучшению условий социальной поддержки граждан, ежегодное увеличение объемов финансирования, результаты функционирования системы социальной поддержки граждан оказываются недостаточно результативными, в том числе с позиции сокращения социального неблагополучия, преодоления негативных явлений в области семейно-детских отношений, в том числе жестокого обращения, насилия в отношении женщин и детей, социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей, нестабильности семейных отношений, сложности решения жилищных проблем молодых и многодетных семей.

При прогнозировании основных параметров развития системы социальной поддержки граждан на период до 2020 года в рамках настоящей государственной программы учитывалось, что Указами Президента Российской Федерации, Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп, определен ряд направлений действий и соответствующие целевые показатели в сфере социальной поддержки граждан, в том числе:

- решение к 2020 году проблемы полного удовлетворения потребности пожилого населения в постоянном постороннем уходе;

- преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников и педагогических работников детских домов - до 100 процентов от средней заработной платы в области;

- формирование эффективной системы институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

С учетом вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что в прогнозируемом периоде (2014 - 2020 годы) потребность граждан в мерах социальной поддержки сохранится и будет формироваться под влиянием двух разнонаправленных тенденций.

Потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать:

1. Вследствие старения населения, сопровождающегося увеличением ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста и их удельного веса в населении Белгородской области (с 24,5 процента в 2012 году до 26,1 процента в 2020 году). Это потребует, прежде всего, увеличения объемов социальных услуг, предоставляемых пожилым гражданам, и соответствующего увеличения расходов на их финансирование из бюджетной системы Российской Федерации.

2. Вследствие роста рождаемости, сопровождающегося увеличением числа рождений и численности детей, и необходимости стимулирования деторождений в сложившейся демографической ситуации. Это потребует увеличения объемов социальной поддержки семьи и детей как в денежной форме (в том числе в целях стимулирования рождаемости), так и в форме предоставления социальных услуг и соответствующего увеличения расходов на их финансирование из бюджетной системы Российской Федерации.

3. Вследствие сохранения в перспективе ряда имеющих инерционный характер негативных социальных явлений, к числу которых относятся:

- материальное неблагополучие, проявляющееся в малообеспеченности, абсолютной и относительной бедности части населения;

- социальное неблагополучие, связанное с семейными конфликтами, социальным сиротством, беспризорностью и безнадзорностью.

Преодоление последствий этих распространенных явлений потребует:

- предоставления гражданам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, установленных законодательством мер социальной поддержки в денежной и натуральной формах, а также путем оказания социальных услуг и соответствующих расходов на их финансирование из бюджетной системы Российской Федерации;

- разработки и внедрения мероприятий правового и организационного характера, направленных на профилактику материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей.

В то же время потребность граждан в мерах социальной поддержки будет снижаться:

- вследствие естественной убыли и сокращения численности населения, меры социальной поддержки которых определены законодательно. Этот процесс будет сопровождаться снижением объемов социальной поддержки данных категорий граждан во всех формах и соответствующих расходов бюджетной системы Российской Федерации;

- вследствие ожидаемого сокращения безработицы, повышения реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения (при условии достижения прогнозируемых макроэкономических показателей).

Эти процессы будут способствовать сокращению численности малообеспеченного населения, потребности в их социальной поддержке в денежной и натуральной формах и в соответствующих расходах из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В результате взаимодействия этих двух тенденций можно ожидать сохранения, а по определенным группам населения - и возрастания потребности в социальной поддержке граждан и соответствующего увеличения расходов бюджетной системы Российской Федерации.

В сложившихся условиях прогнозируется, что развитие системы социальной поддержки населения на период до 2020 года будет осуществляться в следующих основных направлениях:

- расширение сферы применения механизма адресности, основанного на оценке доходов, при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан как в денежной форме, так и в форме услуг, в том числе услуг социального обслуживания населения, а также социальной поддержки семьи и детей;

- сокращение сферы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в натуральной форме при одновременном расширении мер их социальной поддержки, предоставляемых в денежной форме;

- дальнейшего расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, исходя из критериев нуждаемости;

- развитие системы профилактики материального и социального неблагополучия граждан и семей как инструмента повышения эффективности социальной поддержки отдельных категорий граждан, снижающего риски возникновения трудной жизненной ситуации и расходы на преодоление ее последствий.

Многообразие направлений в сфере социальной защиты делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках Программы.

 

Таблица 2

 

Стратегический (SWOT) анализ развития

сфер государственной программы

 

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Развитая инфраструктура сферы социальной защиты населения.

2. Создание новых типов социальных учреждений для отдельных категорий граждан, семей с детьми.

3. Собственные базы для обучения (НИУ "БелГУ")

1. Устаревшая материальная база учреждений социального обслуживания населения.

2. Устаревшая законодательная база, регулирующая отношения в области социального обслуживания населения. Нормы действующих законов не согласуются по многим принципиальным вопросам с новыми федеральными законами, не соответствуют практике социального обслуживания населения.

3. Дефицит кадров социальных работников в системе социального обслуживания населения, в том числе в связи с низким уровнем оплаты их труда

Возможности (O)

Угрозы (T)

1. Совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания.

2. Оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных учреждений социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника.

3. Повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, педагогических работников учреждений, оказывающих социальные услуги в системе социальной защиты населения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - до 100 процентов от средней заработной платы по области

1. Низкий уровень жизни населения, не обеспечивающий использование комплекса предоставляемых социальных услуг.

2. Ухудшение материально-технической базы учреждений социальной защиты населения, не отвечающей требованиям времени.

3. Снижение престижа профессии социального работника в сфере социальной защиты населения

 

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

государственной программы, цели, задачи и показатели

достижения целей и решения задач, описание основных конечных

результатов государственной программы, сроков и этапов

реализации государственной программы

 

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены:

1. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.

2. Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп.

3. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537.

4. Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.

5. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

6. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".

7. Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".

(п. 8 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 22.12.2014 N 496-пп)

9. Постановлением Правительства Белгородской области от 25 февраля 2013 года N 70-пп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности качества услуг в сфере социального обслуживания населения Белгородской области (2013 - 2018 годы)".

Стратегическим направлением в долгосрочном периоде является повышение уровня жизни населения области. Стратегическая задача - это достижение качественных изменений в уровне материального обеспечения и социального самочувствия населения области, снижение уровня бедности и социальной напряженности в обществе.

Социальная поддержка отдельных категорий населения осуществляется путем повышения размеров пенсий, пособий, компенсаций, а также уровня их адресной направленности. Как определено в Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия), необходимо четко представлять потребности людей, не мешать тем, кто сам способен разрешить свои проблемы, и помогать тем, кто не может это сделать в силу объективных обстоятельств.

Приоритетным направлением деятельности по совершенствованию социального обслуживания населения остается создание безопасных и качественных условий для круглосуточного проживания в стационарных учреждениях граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов.

Одним из принципов реализации Стратегии является принцип сотрудничества государства и гражданского общества в решении социальных проблем.

На основе анализа ситуации в сфере социальной защиты населения, приоритетов и целей государственной политики Российской Федерации и Белгородской области в сфере социальной защиты населения определены цели и задачи государственной программы.

Целью государственной программы является создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и повышение доступности социального обслуживания населения.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач, реализуемых в рамках подпрограмм, включенных в государственную программу:

1. Выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан.

2. Повышение качества и обеспечение доступности социальных услуг.

3. Обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи и детей, реализация права ребенка жить и воспитываться в семье.

4. Повышение роли сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.

5. Обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

6. Обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти Белгородской области в сфере социальной защиты населения.

Государственную программу предполагается реализовать в 2014 - 2020 годах в один этап.

В целях сопоставимости показателей (индикаторов) реализации государственной программы и подпрограмм государственной программы "Социальная поддержка граждан", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2553-р, базовым годом для расчета показателей (индикаторов) реализации государственной программы и подпрограмм определен 2012 год.

В результате реализации государственной программы будет обеспечено достижение следующих конечных показателей к 2020 году:

1. Обеспечение доли граждан, получающих меры социальной поддержки, от общей численности граждан, обратившихся за получением мер социальной поддержки, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области на уровне 100 процентов ежегодно до 2020 года.

2. Увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания, до 100 процентов к 2018 году и поддержание на данном уровне в 2019 - 2020 годах.

(п. 2 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 23.01.2017 N 24-пп)

3. Снижение удельного веса зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), требующих реконструкции зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий (от общего количества зданий) до 0 процентов к 2020 году.

(п. 3 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 23.01.2017 N 24-пп)

4. Увеличение доли переданных на воспитание в семьи детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, к 2020 году до 83 процентов.

5. Увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, до 15 организаций в 2020 году.

6. Увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (возрастет с 31,6 процента в 2014 году до 33,8 процента к 2016 году).

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 15.07.2014 N 264-пп, от 22.12.2014 N 496-пп, от 22.06.2015 N 250-пп)

7. Достижение соотношения средней заработной платы социальных работников учреждений социальной защиты населения к средней заработной плате в Белгородской области (с 2016 года - соотношения средней заработной платы социальных работников к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в Белгородской области) - 100 процентов в 2018 году и поддержание его на данном уровне в 2019 - 2020 годах.

(п. 7 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 23.01.2017 N 24-пп)

8. Достижение соотношения средней заработной платы педагогических работников в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к средней заработной плате в Белгородской области - 100 процентов в 2015 году и поддержание на данном уровне в 2016 - 2020 годах (с 2016 года - соотношения средней заработной платы педагогических работников в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в Белгородской области).


Информация по документу
Читайте также