Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.12.2013 № 1012

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 29 апреля 2015 г. N 299 в наименование настоящего постановления внесены изменения

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 20 декабря 2013 г. N 1012
"Об утверждении государственной программы "Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2022 годы"

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.06.2017 № 436)

 

 

В целях реализации государственной политики в области транспортной системы Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 29 апреля 2015 г. N 299 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2022 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы.

4. Признать с 1 января 2014 года утратившими силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:

от 01.12.2011 N 983 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы";

от 29.05.2012 N 437 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.12.2011 N 983";

от 12.11.2012 N 982 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.12.2011 N 983";

от 22.12.2012 N 1126 "О внесении изменения в долгосрочную целевую программу "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.12.2011 N 983 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы";

от 15.02.2013 N 107 "О внесении изменения в долгосрочную целевую программу "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.12.2011 N 983 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

 

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

 

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 29 апреля 2015 г. N 299 в настоящую Программу внесены изменения

Государственная программа
"Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2022 годы"

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 26 июня 2017 г. N 436 в паспорт настоящей Программы внесены изменения

Паспорт Программы

 

Наименование программы

государственная программа "Развитие транспортной системы Республики Татарстана на 2014-2022 годы" (далее - Программа)

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, государственное казенное учреждение "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан"

Цель Программы

обеспечение дальнейшего развития транспортного комплекса и создание современной инфокоммуникационной транспортной инфраструктуры для удовлетворения потребностей экономики и опережающего развития общественной инфраструктуры в Республике Татарстан

Задачи Программы

повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг, а также уменьшение совокупных затрат на перевозку грузов железнодорожным транспортом;

создание приоритетных условий для развития речных перевозок, восстановления причалов и пристаней, создания перспективных скоростных и экономичных судов для грузопассажирских перевозок;

эффективное и качественное удовлетворение спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиационные перевозки и создание конкурентоспособных и самоокупаемых предприятий гражданской авиации;

создание устойчиво функционирующей и доступной для всех слоев населения единой системы общественного транспорта на основе формирования рынка услуг, регулируемого в интересах общества и хозяйствующих субъектов;

развитие сети транспортно-логистических организаций во всех отраслях экономики Республики Татарстан, повышение их взаимодействия;

развитие сети автомобильных дорог для удовлетворения потребности населения в качественных и безопасных перевозках, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики с обеспечением требуемого технического состояния, пропускной способности, безопасности и надежности конфигурации дорожной сети;

повышение безопасности транспортной системы;

совершенствование государственной политики в транспортном комплексе Республики Татарстан

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в 2014-2022 годах.

Реализация Программы происходит по принципу целевого финансирования мероприятий, указанных в подпрограммах и перечне мероприятий

Перечень подпрограмм

"Развитие железнодорожной инфраструктуры на 2014-2022 годы";

"Развитие речного транспорта внутренних водных путей и речных портов на 2014-2022 годы";

"Развитие воздушного транспорта и аэронавигации на 2014-2022 годы";

"Развитие автомобильного, городского электрического транспорта, в том числе метро, на 2014-2022 годы";

"Развитие сети логистических центров в Республике Татарстан на 2014-2022 годы";

"Совершенствование, развитие и сохранение сети автомобильных дорог на 2014-2022 годы";

"Повышение уровня безопасности транспортной системы на 2014-2022 годы";

"Совершенствование государственной политики в транспортном комплексе Республики Татарстан на 2014-2022 годы"

"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в транспортной отрасли на 2015-2022 годы"

Объемы и источники финансирования по годам

Объем планируемых к привлечению ассигнований на реализацию Программы на 2014-2022 годы составляет 285247,312 млн. рублей, в том числе по годам:

(млн. рублей)

Год

Всего

Планируемые к привлечению средства федерального бюджета

Средства бюджета Республики Татарстан

Планируемые к привлечению средства из внебюджетных источников

Планируемые к привлечению средства муниципальных дорожных фондов

2014

38207,508

10647,253

26788,455

88,2

683,6

2015

38437,312

9769,212

27480,46

506,94

680,7

2016

43154,98

11540,878

30475,688

353,314

785,1

2017

39506,307

9659,126

28651,104

401,277

794,8

2018

24286,078

9030,0

13662,188

1593,89

-

2019

25139,671

9000,0

14314,261

1825,41

-

2020

24562,232

9000,0

14258,212

1304,02

-

2021

26398,612

9000,0

14258,212

3140,4

-

2022

25554,612

9000,0

14258,212

2296,4

-

Объемы бюджетных обязательств подлежат ежегодному уточнению при разработке бюджетов соответствующих уровней

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:

снизить уровень грузоемкости валового регионального продукта Республики Татарстан на 20 процентов;

уменьшить долю дорог регионального значения Республики Татарстан, не отвечающих нормативным требованиям, до 53,3 процента;

увеличить удельный вес населенных пунктов, имеющих дороги с твердым покрытием до сети путей сообщения общего пользования, до 83,7 процента;

увеличить уровень развития маршрутной сети городского сообщения до 3,0;

увеличить уровень развития маршрутной сети внегородского сообщения до 2,0;

сократить объем выбросов и сбросов загрязняющих вредных веществ на 10 процентов;

сократить средний интервал ожидания транспорта общего пользования до 8,8 минуты

 

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 

1.1. Значение транспортного комплекса Республики Татарстан в мировой транспортной системе, транспортной системе России, социально-экономическом развитии Республики Татарстан

 

В Республике Татарстан транспорт - одна из базовых отраслей хозяйства, важнейшая составная часть производственной и социальной инфраструктуры. Система транспортных коммуникаций является условием территориальной целостности региона, единства его экономического пространства. Она связывает Республику Татарстан с другими регионами России, с мировым сообществом, будучи основой обеспечения интеграции региона в глобальную экономическую систему.

Республика Татарстан находится на перекрестке главных транспортных путей:

автомагистралей и железнодорожных линий, идущих с востока на запад и связывающих сибирские регионы, Урал, Восточную Европу и запад России;

автомагистралей, железных дорог и речных артерий, идущих с юга на север и соединяющих черноморские регионы, протяженную территорию Поволжья, Московскую и Ленинградскую области.

Хотелось бы отметить, что столица Республики Татарстан - Казань расположена в центре крупнейшего густонаселенного индустриального бассейна с крупными населенными пунктами. Выгодное географическое положение позволяет Республике Татарстан получать доходы от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.

О роли транспорта свидетельствует его значительный удельный вес в основных производственных фондах Республики Татарстан (12,9 процента в 2012 году), существенная доля транспортных услуг во внутреннем валовом продукте (6,2 процента в 2012 году), в инвестициях на развитие отраслей экономики (15,3 процента в 2012 году), в численности занятых работников (6,1 процента в 2012 году).

Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики.

Одной из приоритетных задач в настоящее время является масштабное строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра. Он будет частью нового транспортного коридора "Европа - Западный Китай" участка Россия - Казахстан - Китай, который пройдет от портов Финляндии через страны Балтики, через гг. Казань, Оренбург и Казахстан.

Параллельно форсированными темпами продолжается реконструкция федеральной автотрассы Казань - Набережные Челны, которая позволит в несколько раз повысить пропускную способность важной дороги. Этот проект важен не только для региона, но и для всей страны в целом. Трасса соединит европейскую часть России с особой экономической зоной "Алабуга" (что облегчит связь резидентов особой экономической зоны и других предприятий с партнерами) и Республикой Башкортостан.

Также важнейшей задачей является строительство транспортного маршрута по направлению от г. Казани до г. Екатеринбурга, который позволит связать в единое целое транспортные коммуникации Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов.

Данный маршрут необходим, в том числе и для качественного проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Транспортная отрасль и дорожное хозяйство имеют значительное влияние на качество жизни населения, инновационное развитие экономики, формирование среднего класса, ценовую и тарифную политику государства, размещение производительных сил.

Однако грузопоток, который идет через Татарстан, растет быстрее, чем развивается транспортная инфраструктура, поэтому необходимо уделить внимание тем участкам дорог, которые не соответствуют задачам международных транспортных коридоров.

Значение транспортного комплекса Республики Татарстан и его роль в транспортной системе страны и мира определяют задачи его развития, которые будут ориентированы на рост инновационной экономики и потребительского сектора. При этом необходимо обеспечить повышение качества, надежности, ритмичности, повсеместную доступность обслуживания, мобильность, полное удовлетворение потребностей в транспортных услугах. Приоритетное развитие должны получить пассажирский и грузовой автомобильный транспорт, системы высокоскоростных перевозок людей и товаров, сектор комплексного транспортно-логистического обслуживания. Развитие транспортной инфраструктуры в регионе будет направлено на повышение пропускной способности и технических характеристик транспортной сети всех видов транспорта, строительство обходов крупных городов и основных транспортных коммуникаций, новых скоростных железных дорог, автомагистралей, в том числе платных, развитие аэропортов. Повысится роль речного транспорта в обеспечении внутренних и внешнеторговых перевозок грузов, а также перевозок пассажиров, главным образом в туристических и рекреационных целях.

 

1.2. Общая характеристика основных направлений развития системы грузовых перевозок Республики Татарстан

 

Роль грузового транспорта в социально-экономическом развитии республики определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.

Объемные характеристики транспортного обслуживания напрямую влияют на полноту реализации экономических связей внутри республики и за ее пределами.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта.

Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.

Рост скорости доставки грузов дает ощутимый экономический и социальный эффект.

Таким образом, грузовой транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития Республики Татарстан, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение грузового транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

В этих условиях формирование стратегических направлений развития отрасли грузовых перевозок должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями социально-экономического развития республики в целом.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, структура грузооборота и перевозки грузов в Республике Татарстан за 2008-2012 годы представлена в следующем виде:

 

Таблица 1

 

Грузооборот по видам транспорта организаций всех видов деятельности

 

(млн. тонн/км)

Виды транспорта

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Транспорт - всего,

в том числе:

198331,3

1902475,0

189966,6

191716,9

195077,0

железнодорожный

30798,8

26020,7

29150,7

30726,5

31965,4

трубопроводный (нефтепроводный)

157647,7

157140,5

153633,5

152972,0

152710,8

внутренний водный

3616,0

1989,9

1260,8

1572,0

3885,6

автомобильный*(1),

6062,9

4961,9

5750,1

6249,5

6312,1

в том числе транспортом общего пользования

2073,4

2184,4

2416,8

2983,6

2902,0

воздушный (тонна-километраж)

205,9

134,5

171,5

196,9

203,1

 

Таблица 2

 

Перевозки грузов транспортом организаций всех видов деятельности

 

(млн. тонн)

Виды транспорта

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Транспорт - всего

в том числе:

177,0

146,1

142,2

171,0

165,4

железнодорожный (по погрузке)

10,3

9,4

10,0

11,7

16,3

трубопроводный (нефтепроводы)

28,6

29,6

29,0

29,2

29,4

внутренний водный

14,9

7,5

8,7

18,2

13,8

автомобильный

123,2

99,6

94,5

111,9

105,9

в том числе транспортом общего пользования

23,0

27,2

21,8

23,2

24,9

 

1.2.1. Основные направления развития железнодорожного транспорта

 

Железнодорожный транспорт остается ведущим звеном транспортной системы Республики Татарстан. В долгосрочной перспективе предполагается, что железнодорожные перевозки останутся самым экономически эффективным способом транспортировки значительных по объемам стабильных потоков массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния.

Эффективность железнодорожного транспорта будет определяться динамикой обновления основных производственных фондов отрасли, темпами роста спроса на железнодорожные перевозки, результатами реализации структурной реформы отрасли, эффективностью тарифной политики в регулируемых государством естественно-монопольных секторах деятельности.

Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте предусматривает поэтапное дерегулирование деятельности железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг, совершенствование государственного регулирования естественно-монопольного сектора на железнодорожном транспорте и обеспечение недискриминационного доступа пользователей к его инфраструктуре.

Реформа осуществляется на принципах сохранения единой государственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления, государственного контроля за деятельностью железнодорожного транспорта, обеспечения управляемости, бесперебойности, устойчивости функционирования железнодорожного транспорта, безопасности движения поездов и экологической безопасности.

Стабильность взаимодействия железнодорожного транспорта общего пользования с грузовладельцами, ускорение грузодвижения и снижение транспортных издержек во многом будут зависеть от эффективности деятельности организаций железнодорожного транспорта необщего пользования. Это требует согласованного государственного регулирования тарифов, условий перевозок и требований к безопасности перевозочного процесса со стороны государственных регулирующих органов.

Основными направлениями развития железнодорожного транспорта являются:

1. Обеспечение роста объемов грузовых перевозок в связи с ростом объемов производства, реализацией инвестиционных проектов по строительству и реконструкции производственных мощностей, увеличением объемов поставки топливно-энергетических ресурсов.

2. Совершенствование системы железнодорожных тарифов на грузовые перевозки.

3. Создание сети современных перегрузочных терминалов для переработки грузов с использованием современных технологий.

4. Расширение комплекса сервисных услуг с учетом возрастающих требований потребителей к качеству, организация системы фирменного транспортного обслуживания.

5. Обновление вагонного и локомотивного парка, введение в эксплуатацию новых современных тепловозов, пополнение подвижного состава.

6. Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры Камского железнодорожного узла.

 


Таблица 3

 

Планируемые объемы грузоперевозок железнодорожным транспортом крупнейших предприятий Камского инновационного территориально-производственного кластера на 2012-2022 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(млн. тонн)

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

1117,3

14365,5

13670,6

14834,6

19474,7

20435,8

20501,8

20565,9

21909,0

22100,1

22500,0

 


Ключевыми задачами развития железнодорожного транспорта остаются повышение его инвестиционной привлекательности и разработка принципиально новых механизмов привлечения средств для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры общего пользования.

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 23 июня 2016 г. N 429 в подраздел 1.2.2 настоящей Программы внесены изменения

1.2.2. Основные направления развития воздушного транспорта

 

Перспективы развития рынка авиаперевозок грузов связаны с повышением эффективности и финансовой стабильности авиакомпаний. Основным инструментом, стимулирующим этот процесс, будет являться ужесточение контроля требований к эксплуатируемым воздушным судам и авиакомпаниям.

На сегодняшний день основными направлениями развития воздушного транспорта являются:

1. Сохранение и дальнейшее развитие внутренних и международных авиационных перевозок пассажиров и грузов.

2. Обновление и реконструкция технического оснащения аэродромной сети, внедрение современных технологий.

3. Повышение эффективности деятельности аэропортов.

4. Создание условий для привлечения авиакомпаний на рынок оказания грузовых авиаперевозок.

5. Повышение качества перевозок, безопасности и регулярности полетов.

 

1.2.3. Основные направления развития грузового автомобильного транспорта

 

В условиях социально-экономических преобразований значимость грузового автомобильного транспорта в транспортной системе Республики Татарстан постоянно возрастает. Развитие рынков товаров и услуг, малого и среднего бизнеса объективно расширяет сферу применения грузового автомобильного транспорта, что обусловлено его высокой адаптированностью к рыночным условиям.

Однако процесс автомобилизации противоречив. Способствуя развитию рыночной экономики, автомобилизация сопровождается и негативными последствиями, связанными с ущербом от ДТП, загрязнением окружающей среды, перегрузкой дорог и городских улиц, проблемами развития городской среды, дестабилизацией работы наземного пассажирского общественного транспорта, проблемой утилизации автотранспортных средств и рядом других факторов.

В результате реализации основных направлений развития автомобильного транспорта будет складываться эффективно функционирующий и развивающийся автотранспортный комплекс, удовлетворяющий потребности населения и экономики в перевозках.

Основными направлениями развития автомобильного грузового транспорта являются следующие:

1. Создание условий по предоставлению транспортных услуг населению, направленных на снижение издержек и обеспечение рентабельности грузовых перевозок.

2. Создание условий для привлечения бизнес-структур в развитие автомобильного транспорта и обустройство дорожного сервиса для обслуживания транзитных и междугородных перевозок.

3. Создание автотранспортных терминалов, обеспечивающих комплексную переработку и экспедиционное обслуживание грузов.

4. Создание систем комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания грузовладельцев с учетом выбора экономически рациональных маршрутов перевозок в городском и местном сообщении.

5. Развитие взаимодействия с другими видами транспорта (мультимодальные и интермодальные перевозки грузов).

6. Широкое внедрение информационно-телекоммуникационных и навигационных систем и электронизации транспортного процесса с учетом необходимости формирования единого информационного пространства на основе комплексного совершенствования систем мониторинга перевозок, статистического учета и отчетности, анализа и оптимизации грузового автотранспортного рынка.

7. Совершенствование дорожной сети, транспортной и сервисной инфраструктуры, устранение диспропорции и "узких мест" в их развитии.

8. Обновление и модернизация структуры парка грузовых автомобилей с учетом требований рынка и современных международных стандартов.

9. Повышение безопасности перевозок грузов (дорожной, экологической и криминогенной).

10. Развитие системы контроля и надзора за автотранспортной деятельностью, совершенствование системы выявления правонарушений в сфере грузовых автомобильных перевозок.

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 23 июня 2016 г. N 429 подраздел 1.2.4 настоящей Программы изложен в новой редакции

См. текст подраздела в предыдущей редакции

1.2.4. Основные направления развития водного транспорта

 

Важнейшим требованием к системе управления внутренним водным транспортом является сохранение единого технологического комплекса обеспечения безопасности и эффективности судоходства.

Основными направлениями развития водного транспорта являются:

1. Сохранение и развитие пассажирских перевозок, в том числе социально значимых пассажирских перевозок пригородного значения, включая меры государственной поддержки;

2. Содержание внутренних водных путей, проведение дноуглубительных работ внутренних водных путей;

3. Восстановление и создание инфраструктуры речного транспорта (причалы, порты, причальные сооружения);

4. Создание условий для обновления речного флота.

 

1.2.5. Развитие сети узловых терминалов

 

Перспективы дальнейшего развития отрасли связаны с формированием дополнительного комплекса сервисных услуг при организации грузовых перевозок, а также совершенствованием работы с крупными грузораспределительными узлами.

В настоящее время в республике функционируют 3 логистических комплекса европейского уровня с предполагаемым наращиванием мощностей в будущем: "Q Park Казань", "Биек Тау", "Константиновский".

В рамках создания сети узловых терминалов на территории Зеленодольского района Республики Татарстан ведется реализация проекта "Строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан)".

Основными приоритетами в развитии транспортного комплекса Республики Татарстан являются следующие:

1. Ускоренное развитие транспортной логистики путем реализации проекта строительства межрегионального мультимодального логистического центра Казанского транспортного узла с функциями глобального регионального оператора и инфраструктуры под него. С вступлением России в ВТО терминал может стать крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для всех регионов Поволжья, а также узловым центром для перевозки грузов по транспортным коридорам Юг-Север, Восток-Запад.

2. Внедрение высокоэффективных транспортно-логистических технологий, включая терминальные, контейнерные и контрейлерные перевозки.

3. Создание крупных транспортно-экспедиторских компаний, специализирующихся на доставке грузов в междугородном сообщении на основе межтерминальных технологий и обеспечения попутной и обратной загрузки автотранспортных средств.

 

1.2.6. Общеэкономические итоги реализации основных направлений развития транспортной системы грузовых перевозок

 

Реализация целей и решение задач в отрасли грузовых перевозок позволят обеспечить:

увеличение темпов роста внутреннего регионального продукта за счет предоставления организациям и населению полного объема необходимых высококачественных транспортных услуг по перевозке и хранению грузов;

повышение производительности транспортных систем;

повышение фондоотдачи инфраструктуры транспорта и увеличение рентабельности;

уменьшение уровня энергоемкости транспорта;

развитие конкурентной среды, государственно-частного партнерства, целенаправленное формирование условий для роста инвестиционной привлекательности отрасли;

снижение уровня удельных транспортных издержек в цене продукции;

увеличение экспорта транспортных услуг;

Формирование единой транспортной системы республики, ее интеграция в транспортную систему России обеспечат повышение эффективности транспортно-логистических услуг внутри республики, рост их экспорта, более полную реализацию транзитного потенциала, удовлетворение потребностей экономики и общества в качественных и конкурентоспособных услугах по перевозке грузов.

 

1.3. Общая характеристика и анализ пассажиропотоков, проходящих по территории Республики Татарстан

 

Положительные тенденции перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования, выявленные при анализе пассажиропотоков в Республике Татарстан, показывают, что в отрасли осуществляются структурные изменения. Наблюдается изменение предпочтения потребителей в части роста популярности перевозок автобусным видом транспорта с одновременной утратой доминирующей роли трамвайного и троллейбусного видов транспорта. Кроме того, набирает популярность пользование пассажирами подземным скоростным внеуличным рельсовым видом транспорта - метро.

Динамика показателя, характеризующего объем перевозок внутренним водным и воздушным видами транспорта, изменяется незначительно, что можно увидеть из таблицы 4.

 

Таблица 4

 

Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования

 

(млн. человек)

Виды транспорта

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Транспорт - всего,

в том числе:

370,7

503,4

537,0

514,8

441,7

железнодорожный (пригородное сообщение)

15,6

11,9

10,0

10,3

9,7

автобусный

224,9

370,9

410,7

390,9

334,1

в том числе:

на маршрутах регулярных перевозок, включая маршрутные таксомоторы (без заказных автобусов)

-

-

-

-

276,4

троллейбусный

39,0

38,1

34,0

30,3

23,4

трамвайный

81,7

70,8

68,3

62,3

50,8

метрополитен

7,6

9,9

12,0

18,9

21,4

внутренний водный

1,0

1,0

0,8

0,6

0,5

воздушный (обслужено пассажиров международными аэропортами "Казань", "Бегишево", аэропортом "Бугульма")

0,9

0,8

1,2

1,5

1,8

 

1.4. Оценка существующего состояния транспортного комплекса Республики Татарстан

 

1.4.1. Анализ современного состояния дорожной сети Республики Татарстан. Характеристика и динамика развития. Оценка уровня обеспеченности Республики Татарстан сетью автомобильных дорог общего пользования

 

Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для Республики Татарстан. Они связывают ее территорию, обеспечивают жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов, во многом определяют возможности их развития, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки.

Значение автомобильных дорог постоянно растет в связи с изменением образа жизни людей, превращением автомобиля в необходимое средство передвижения, значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов строительства, расширения международной торговли и развития сферы услуг.

Существующая сеть автомобильных дорог Республики Татарстан представлена дорогами общего пользования федерального, регионального и муниципального значений. Протяженность дорог общего пользования в пределах Республики Татарстан на 01.01.2013 составляет 14642,1 километра*(2).

 

Таблица 5

 

Сеть автомобильных дорог общего пользования регионального и федерального значения, проходящих по территории Республики Татарстан, по типам покрытий на 01.01.2013

 

(км)

N

п/п

Наименование районов

Всего по району

Протяженность федеральных и региональных автодорог

в том числе по типу покрытия

асфальтобетонное

щебеночное, гравийное

грунтовое

1

2

3

4

5

6

1

Агрызский

294,93

245,29

47,28

2,37

2

Азнакаевский

592,28

532,15

60,13

0,00

3

Аксубаевский

295,84

202,01

71,22

22,62

4

Актанышский

387,96

295,59

84,28

8,10

5

Алексеевский

379,99

354,33

5,66

20,00

6

Алькеевский

309,08

237,90

14,80

56,37

7

Альметьевский

792,08

695,39

96,69

0,00

8

Апастовский

257,93

218,25

15,78

23,90

9

Арский

442,33

344,97

28,03

69,34

10

Атнинский

152,11

129,95

2,63

19,53

11

Бавлинский

282,96

248,87

25,94

8,16

12

Балтасинский

319,56

273,37

24,34

21,85

13

Бугульминский

412,13

366,46

42,62

3,06

14

Буинский

398,63

343,13

45,88

9,63

15

Верхнеуслонский

300,90

255,10

29,00

16,80

16

Высокогорский

409,85

382,91

24,56

2,39

17

Дрожжановский

238,06

225,19

6,88

5,99

18

Елабужский

302,57

265,34

14,83

22,40

19

Заинский

410,92

293,08

104,74

13,10

20

Зеленодольский

383,63

343,57

8,13

31,93

21

Кайбицкий

231,36

166,50

12,55

52,31

22

Камско-Устьинский

260,25

208,36

6,54

45,35

23

Кукморский

407,66

322,57

44,90

40,19

24

Лаишевский

367,15

338,22

10,94

17,99

25

Лениногорский

401,21

357,22

43,99

0,00

26

Мамадышский

393,51

252,64

116,95

23,93

27

Менделеевский

195,84

173,94

11,40

10,50

28

Мензелинский

305,23

189,28

67,55

48,41

29

Муслюмовский

316,38

144,22

132,97

39,20

30

Нижнекамский

337,88

304,79

31,99

1,10

31

Новошешминский

249,61

190,23

59,38

0,00

32

Нурлатский

403,07

346,29

50,01

6,77

33

Пестречинский

311,64

284,11

6,56

20,98

34

Рыбно-Слободский

338,66

262,48

32,44

43,74

35

Сабинский

320,31

283,73

19,50

17,09

36

Сармановский

349,59

302,33

40,55

6,72

37

Спасский

290,68

244,40

36,73

9,56

38

Тетюшский

311,97

257,47

18,95

35,55

39

Тукаевский

424,63

379,03

38,35

7,26

40

Тюлячинский

255,60

194,01

23,24

38,35

41

Черемшанский

265,07

251,29

13,79

0,00

42

Чистопольский

329,94

300,61

18,94

10,40

43

Ютазинский

199,93

160,39

38,79

0,75

 

г. Казань

11,19

11,19

0,00

0,00

 

Всего

14642,087

12178,093

1630,354

833,640


Информация по документу
Читайте также