Расширенный поиск

Постановление Правительства Ставропольского края от 09.06.2003 № 101-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июня 2003 г. N 101-п

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

(В редакции Постановления Правительства Ставропольского края     от 23.08.2007 № 91-п)

              

В целях координации работ, связанных с реализацией Концепции реформирования региональных финансов в Ставропольском крае, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 14 января 2003 г. N 4-рп, Правительство Ставропольского края постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Программу реформирования региональных финансов в Ставропольском крае.

1.2. Организационный план действий по реализации Программы реформирования региональных финансов в Ставропольском крае на 2003 - 2004 годы.

1.3. Порядок работы межведомственной рабочей группы по реализации Программы реформирования региональных финансов в Ставропольском крае.

2. Утратил силу. - Постановление Правительства СК от 18.06.2008 N 106-п.

3. Определить министерство финансов Ставропольского края органом исполнительной власти Ставропольского края, ответственным за реализацию Программы.

4. Определить органы исполнительной власти Ставропольского края ответственными за реализацию следующих направлений Программы:

совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений - министерство финансов Ставропольского края;

региональная политика в области доходов - министерство экономического развития и торговли Ставропольского края, министерство финансов Ставропольского края совместно с Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ставропольскому краю;

региональная политика в области бюджетных расходов - министерство финансов Ставропольского края;

совершенствование системы управления государственным долгом Ставропольского края - министерство финансов Ставропольского края;

совершенствование системы управления государственным имуществом Ставропольского края - министерство имущественных отношений Ставропольского края;

финансовый контроль за целевым, эффективным и экономным использованием средств бюджета Ставропольского края - министерство финансов Ставропольского края;

аудит исполнения бюджета Ставропольского края и управления государственным имуществом Ставропольского края - контрольно-счетная палата Государственной Думы Ставропольского края (по согласованию) и министерство имущественных отношений Ставропольского края;

проведение на территории Ставропольского края государственной ценовой и тарифной политики - комитет Ставропольского края по ценам, министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края, региональная энергетическая комиссия Ставропольского края;

контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд Ставропольского края - комитет Ставропольского края по ценам;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников исполнительной и законодательной власти Ставропольского края - управление кадров, государственной, муниципальной службы и наград аппарата Правительства Ставропольского края, министерство финансов Ставропольского края.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Погорелову Т.А.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

Губернатор

Ставропольского края                             А.Л.ЧЕРНОГОРОВ

 

 

 

 

 

Утверждена

постановлением

Правительства Ставропольского края

от 9 июня 2003 г. N 101-п

 

ПРОГРАММА

РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

 

Введение

 

Реформирование бюджетного процесса и бюджетной системы в целом, необходимость повышения эффективности бюджетных расходов - эти цели были определены в качестве приоритетных для всей Российской Федерации в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2003 году". В высшей степени актуальными эти цели являются и для Ставропольского края. В крае за последние несколько лет был предпринят ряд мер по совершенствованию управления общественными финансами. В число этих мер вошли:

развитие системы казначейства и другие меры, направленные на повышение прозрачности региональных финансов;

сокращение бюджетного дефицита и ограничение государственных заимствований;

поэтапное сокращение кредиторской задолженности.

Тем не менее, бюджетная система края пока не выполняет в полной мере роль эффективного инструмента, с помощью которого реализуется политика Правительства Ставропольского края, направленная на создание условий для роста экономики и повышения уровня жизни населения. Осознавая необходимость реформирования региональных финансов с целью повышения эффективности и результативности бюджетной системы, разработаны Концепция реформирования региональных финансов в Ставропольском крае, которая утверждена распоряжением Правительства Ставропольского края от 14 января 2003 г. N 4-рп, и Программа реформирования региональных финансов в Ставропольском крае на 2003, 2004 годы.

С помощью Программы реформирования региональных финансов в Ставропольском крае Правительство Ставропольского края планирует не только существенно повысить эффективность и результативность работы краевых органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, но и создать условия для улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в крае. В свою очередь, достижение поставленных целей создаст необходимые предпосылки для формирования механизмов устойчивого роста экономики в регионе.

 

2. Концепция Программы реформирования региональных

финансов в Ставропольском крае

 

2.1. Основные проблемы региональных финансов

в Ставропольском крае

 

К основным проблемам региональных финансов в Ставропольском крае можно отнести следующие:

недостаточная урегулированность межбюджетных отношений, усугубляемая отсутствием четкого разграничения финансовых полномочий, сфер ответственности и доходных источников между Ставропольским краем и муниципальными образованиями Ставропольского края (всего в крае 290 муниципальных образований, резко различающихся численностью населения и бюджетной обеспеченностью);

несовершенство бюджетного устройства и бюджетного процесса, проявляющееся, в частности, в том, что принятие решений в области бюджетной политики происходит исходя из краткосрочной перспективы, без учета их будущих последствий, а финансирование многих направлений расходов возобновляется ежегодно без анализа альтернативных или более эффективных способов предоставления бюджетных услуг;

неопределенность границ сектора государственного управления в области региональных финансов. В крае проделана большая работа по уточнению границ сектора государственного управления и инвентаризации системы бюджетных учреждений. Вместе с тем, предстоит уточнить перечень бюджетных услуг и организаций, действительно требующих финансирования из консолидированного бюджета, реализовать программу оптимизации и реструктуризации сети бюджетных учреждений и унитарных предприятий;

несовершенство системы управления расходами бюджета. Отсутствие своевременно обновляемой информации об операциях со средствами муниципальных бюджетов, неполная "картина" финансовых потоков в государственном секторе. Система управления бюджетными расходами ориентирована в значительной степени на операционный (казначейский) и последующий контроль расходов, тогда как систему контроля за бюджетными обязательствами предстоит внедрить. Нарушения в области конкурсных процедур при закупках продукции, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд приводят к тому, что товары и услуги нередко закупаются у поставщиков по ценам выше рыночных;

низкая эффективность и результативность бюджетных расходов. В крае (как и в России в целом) предстоит повысить уровень культуры государственного управления. Необходимо создать систему управления, ориентированную на установление стандартов качества бюджетных услуг населению, мониторинг эффективности и результативности бюджетных расходов и использование механизмов обратной связи с населением (потребителями услуг) для оценки качества работы учреждений бюджетной сферы;

неэффективное использование налоговой базы и государственного имущества Ставропольского края, занижающее доходные поступления в консолидированный бюджет Ставропольского края, в частности, поступления от использования такого уникального актива края, как особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод;

не в полной мере соответствующий современным требованиям уровень профессиональной подготовки отдельных работников органов исполнительной и законодательной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.

 

2.2. Структура Программы реформирования региональных

финансов в Ставропольском крае

 

Анализ проблем региональных финансов Ставропольского края демонстрирует необходимость совершенствования бюджетной политики в среднесрочном периоде, создания эффективной системы управления региональными финансами и внедрения новой культуры государственного управления, ориентированной на предоставление высококачественных бюджетных услуг населению. Добиться заявленных целей возможно только с помощью разработки и реализации Программы реформирования региональных финансов Ставропольского края (далее - Программа). Такая Программа должна включать в себя, прежде всего, мероприятия, реализуемые на краевом уровне, которые со временем предполагается распространить на уровень местного самоуправления.

Программа реформирования региональных финансов Ставропольского края состоит из следующих разделов:

анализ финансового, экономического и социального контекста, в котором была разработана и будет реализовываться Программа. Анализ включает описание финансово-экономической ситуации в Ставропольском крае, определенные Правительством Ставропольского края приоритеты и принятую стратегию развития;

цели и задачи Программы, которые были определены на основе стратегии, разработанной исходя из анализа финансового, экономического и социального контекста, с целью максимизации положительного воздействия на развитие края. При отборе целей и задач учитывались: расстановка приоритетов деятельности краевых органов исполнительной власти, иерархия и взаимодействие целей и задач и готовность краевых органов исполнительной власти к реализации Программы;

обоснование конкретных мероприятий Программы включает: обоснование включения мероприятия в Программу, выбор методов реализации мероприятия, план действий по реализации конкретных мероприятий, оценку возможных альтернатив, а также оценку затрат/рисков;

финансовое обеспечение Программы включает: оценку расходов на реализацию мероприятий, план использования субсидий из Фонда реформирования региональных финансов, обоснование механизма и порядка финансирования;

организация управления Программой включает: организационную схему управления Программой, план действий по реализации Программы с указанием конкретных исполнителей, механизм взаимодействия между органами исполнительной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по реализации Программы, функции и полномочия должностных лиц по реализации Программы, стимулы и системы контроля реализации Программы;

статус Программы включает: информацию об утверждении Концепции реформирования региональных финансов в Ставропольском крае, информацию о согласовании ее с муниципальными образованиями Ставропольского края, информацию о публикации Концепции реформирования региональных финансов в Ставропольском крае в средствах массовой информации.

Проявленная руководством края политическая воля, подтвержденная высоким статусом Программы и действенным механизмом ее реализации, оптимальное соотношение собственных и привлеченных источников финансирования, учет результатов широких консультаций с заинтересованными сторонами и непосредственное участие будущих исполнителей в разработке Программы - все это позволяет рассчитывать на успешную реализацию Программы, достижение поставленных в ней целей и задач реформирования региональных финансов Ставропольского края в установленные сроки.

 

2.3. Финансовый, экономический и социальный контекст

реализации Программы реформирования региональных финансов

в Ставропольском крае

 

Исходное экономическое состояние

 

Численность постоянного населения края на 1 января 2002 года составила 2642,6 тыс. человек, плотность населения равна 39,9 человека на 1 кв. километр. Несмотря на то, что численность населения края составляет 1,84 процента населения страны, на его долю приходится:

0,9 процента валового регионального продукта в валовом региональном продукте России;

1,3 процента основных фондов России;

0,64 процента объема промышленного производства;

2,48 процента объема продукции сельского хозяйства;

1,3 процента розничного товарооборота;

1,08 процента инвестиций в основной капитал от общероссийских объемов.

Кроме того, доля Ставропольского края в объеме экспорта и импорта страны составила 0,3 процента и 0,3 процента соответственно.

По состоянию на 1 января 2003 года по данным Ставропольского краевого комитета государственной статистики в крае зарегистрировано 64,6 тыс. организаций всех форм собственности, кроме того, свыше 102,9 тыс. индивидуальных предпринимателей.

За последние годы в экономике края выявилась устойчивая тенденция роста показателей, характеризующих развитие основных отраслей, которая подтвердилась в 2002 году. Ускоренными темпами развиваются основные отрасли промышленности. Последовательно реализуется концепция эффективного развития агропромышленного комплекса и финансово устойчивых промышленных и обслуживающих предприятий, удалось сохранить потенциал строительного комплекса края.

Ведется строительство объектов производственного назначения, а также жилья, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, дорог, благоустройство сельских населенных пунктов. Положительная динамика в развитии основных отраслей хозяйства края способствует укреплению финансового состояния организаций, поступлению доходов в бюджеты всех уровней, решению социальных проблем.

 

Финансовая инфраструктура

 

По данным главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ставропольскому краю на территории края функционирует 11 самостоятельных коммерческих банков и 12 их филиалов, имеющих лицензию на осуществление банковской деятельности. Кроме того, на территории края действует 43 филиала кредитных организаций, головные банки которых расположены в других регионах.

Задолженность по кредитам, предоставленным предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам кредитными организациями края, составила на 1 января 2002 года 5145 млн рублей, в том числе на долю кредитных учреждений региона приходится 481,8 млн рублей. По сравнению с 1 января 2001 года задолженность по кредитам, выданным банками региона, выросла на 70 процентов (в целом по краю прирост составил 2,2 раза).

Сохраняющаяся с 1999 года тенденция улучшения финансового положения организаций основных отраслей экономики края, рост их доходности способствуют снижению рисков, связанных с кредитованием реального сектора, что позволило коммерческим банкам края увеличить объем кредитных вложений по состоянию на 1 января 2002 года на 32,6 процента к соответствующему периоду 2001 года (в целом по краю прирост 2,2 раза).

 

Оценка региональных финансов

 

Бюджет Ставропольского края является достаточно устойчивым, сбалансированным и относительно независимым от внешних источников (в первом полугодии 2002 года доля собственных доходов в консолидированном бюджете составила 65 процентов, в 2001 году - 71,7 процента). Доходы и расходы имеют устойчивую тенденцию роста, статьи доходов и расходов бюджета систематически перевыполнялись. В целях обеспечения дополнительных поступлений доходов за счет средств, получаемых от использования краевой собственности, усиливается контроль и повышается эффективность управления государственными активами. Бюджетная политика в крае направлена на формирование сбалансированного по доходам и расходам бюджета.

Вместе с тем, сохраняются проблемы в управлении региональными финансами (в абсолютном выражении увеличивается задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней, сохраняется зависимость бюджета от ограниченного числа крупных налогоплательщиков), которые требуют неотложной разработки мероприятий по реформированию.

 

Управление региональными финансами

 

Система управления региональными финансами характеризуется следующими особенностями:

министерство финансов Ставропольского края и его территориальные органы - финансовые управления министерства финансов Ставропольского края, финансовые управления муниципальных образований Ставропольского края укомплектованы квалифицированным персоналом, имеющим многолетний опыт работы с региональными и муниципальными финансами. Правительство Ставропольского края уделяет большое внимание вопросам автоматизации бюджетных расчетов. По уровню оснащенности сотрудников финансовых органов персональными компьютерами край входит в число передовых. Большинство бюджетных процедур и, прежде всего, рутинных, выполняется на основе использования современных программных продуктов и средств оргтехники.

Достаточно высокая централизация функций по управлению общественными финансами, выполняемых тремя министерствами - министерством финансов Ставропольского края, министерством экономического развития и торговли Ставропольского края и министерством имущественных отношений Ставропольского края, позволяет Правительству Ставропольского края выстроить эффективную вертикаль управления региональными финансами края.

Министерство финансов Ставропольского края осуществляет свои полномочия по проведению единой финансовой и бюджетной политики на территории края непосредственно и через свои территориальные органы, а также муниципальные финансовые органы. Финансовые управления территориальных, районных государственных администраций Ставропольского края в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 20 марта 2001 г. N 123 "О министерстве финансов Ставропольского края и его территориальных органах" преобразованы в финансовые управления министерства финансов Ставропольского края и являются его структурными подразделениями. Управления финансов муниципальных образований Ставропольского края в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края представляют в министерство финансов Ставропольского края необходимые материалы для расчета прогноза и составления свода консолидированного бюджета Ставропольского края, отчеты об исполнении местных бюджетов для составления отчета об исполнении консолидированного бюджета края. Это усиливает контроль в системе региональных финансов и повышает ответственность местных органов местного самоуправления, способствует проведению на территории края единой налогово-бюджетной политики.

Качество нормативно-правовой и регламентной базы, регулирующей эти аспекты деятельности Правительства Ставропольского края, в целом удовлетворяет потребности системы управления региональными финансами.

Несмотря на это, система управления региональными общественными финансами Ставропольского края нуждается в реформировании.

 

Кредитоспособность Ставропольского края

 

Кредитоспособность Ставропольского края является достаточно высокой, а долговая политика, проводимая Правительством Ставропольского края, может быть оценена как ответственная.

Программа сокращения государственного внутреннего долга края реализуется с 2001 года. В ее рамках:

была проведена полная инвентаризация задолженности бюджета Ставропольского края;

составлена Долговая книга Ставропольского края;

разработан и реализуется план мероприятий по сокращению государственного внутреннего долга Ставропольского края;

проводится реструктуризация кредиторской задолженности бюджетных учреждений края за потребленные топливно-энергетические ресурсы.

В результате проведения Правительством Ставропольского края осторожной, взвешенной долговой политики показатели объема государственного долга в крае в сравнении с другими регионами находятся на весьма низком уровне - 9,25 процента доходов бюджета Ставропольского края без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

В течение последних лет предельный размер государственного долга и расходов на его обслуживание соответствовали требованиям и ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Кроме того, долговые показатели края с запасом удовлетворяют всем дисквалификационным критериям Программы.

Объем кредиторской задолженности бюджетной системы Ставропольского края по состоянию на 1 января 2002 года составил 11,6 процента доходов консолидированного бюджета края без учета финансовой помощи из федерального бюджета, в том числе кредиторская задолженность бюджета Ставропольского края составила 10,2 процента. На начало 2002 года задолженность по заработной плате с начислениями практически отсутствовала как в бюджете Ставропольского края, так и в местных бюджетах.

В Ставропольском крае проводится целенаправленная политика по оздоровлению государственных финансов, наполнению доходной части бюджетов денежными средствами и прекращению любых форм зачетов. Анализ кредитоспособности Ставропольского края позволяет рассчитывать на эффективное использование и соблюдение целевого характера средств Фонда реформирования региональных финансов.

 

2.4. Цели и задачи Программы реформирования региональных

финансов в Ставропольском крае

 

Главной целью реформирования системы управления региональными финансами в Ставропольском крае является существенное повышение эффективности и результативности работы краевых органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, направленное на создание условий для экономического роста, улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в крае.

Исходя из выявленных ключевых проблем региональных финансов и сформулированной главной цели, приоритетными целями реформирования региональных финансов являются:

создание благоприятных условий для экономического развития края;

повышение качества управления региональными финансами;

повышение эффективности и результативности предоставления бюджетных услуг населению края.

 

Задачи (направления) реформы региональных финансов

 

С учетом поставленных целей задачами (основными направлениями) реформирования региональных финансов в Ставропольском крае являются:

совершенствование бюджетного устройства и бюджетного процесса;

совершенствование налогово-бюджетной политики, включая политику в области доходов и расходов бюджета;

совершенствование межбюджетных отношений;

совершенствование исполнения бюджета и повышение его прозрачности, включая полный переход на казначейское исполнение бюджета;

совершенствование управления государственным долгом;

совершенствование управления имуществом;

совершенствование системы контроля и аудита;

определение стандартов бюджетных услуг;

внедрение системы оценки эффективности и результативности бюджетных расходов;

повышение квалификации работников органов исполнительной и законодательной власти края.

Соотношение целей и задач (направлений) Программы представлено в схеме 1.

Более детально цели и задачи (направления) Программы представлены ниже.

Бюджет и бюджетный процесс:

разработка, регулярное обновление и применение в бюджетном процессе среднесрочных прогнозов доходов, расходов и источников финансирования, нацеленных на выявление будущих последствий текущей фискальной политики;

разработка и применение в бюджетном процессе системы планирования капитальных вложений на основе принципа разделения текущих и капитальных расходов;

разработка системы управления доходами и расходами отрасли жилищно-коммунального хозяйства (отражающего использование средств консолидированного бюджета, средств предприятий жилищно-коммунального хозяйства, платежи населения) по Ставропольскому краю. Поэтапное (первоначально в "пилотном" муниципальном образовании Ставропольского края) внедрение указанной системы в бюджетный процесс;

внедрение практики систематических публикаций в доступной для населения края форме данных о ходе исполнения бюджета на сайте Правительства Ставропольского края и в других средствах массовой информации.

Совершенствование системы межбюджетных отношений:

разработка и утверждение методики распределения финансовой помощи из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований Ставропольского края, формируемого в составе бюджета Ставропольского края, с учетом выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности и стимулирования по отдельным показателям;

разработка и утверждение методики распределения финансовой помощи из Фонда реформирования муниципальных финансов Ставропольского края, формируемого в составе бюджета Ставропольского края.

Региональная политика в области доходов:

разработка и реализация концепции по развитию налоговой базы Ставропольского края;

проведение анализа целесообразности предоставления в крае налоговых льгот и налоговых кредитов;

разработка, ведение и применение в бюджетном процессе информации из реестра крупных налогоплательщиков;

анализ налогового потенциала организаций особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.

Региональная политика в области бюджетных расходов:

Полный переход на казначейское исполнение бюджета Ставропольского края и поэтапный перевод исполнения местных бюджетов на казначейскую систему исполнения:

разработка и реализация концепции модернизации и автоматизации (технического оснащения) бюджетного процесса в Ставропольском крае;

приобретение программного продукта и средств обработки информации;

развитие компьютеризированных сетей передачи финансовой информации;

организация санкционирования и учета долговых обязательств бюджетных учреждений;

учет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений Ставропольского края;

отладка автоматической системы управления бюджетным процессом в Ставропольском крае;

совершенствование казначейской системы и постепенный охват ею бюджетополучателей Ставропольского края;

обучение и повышение квалификации специалистов финансовых органов как краевого уровня, так и муниципального уровня. Оптимизация бюджетных расходов и совершенствование сети бюджетных учреждений;

разработка концепции оптимизации бюджетных расходов и совершенствование сети бюджетных учреждений;

апробация и реализация концепции оптимизации бюджетных расходов и рационализации сети бюджетных учреждений в отрасли "Образование";

апробация и реализация концепции оптимизации бюджетных расходов и совершенствование сети бюджетных учреждений на примере особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.

Применение механизмов ресурсосбережения в бюджетной сфере:

реализация Программы ресурсосбережения в бюджетной сфере, в том числе приобретение счетно-измерительной и иной техники;

апробация и реализация Программы ресурсосбережения в бюджетной сфере на примере отрасли "Образование".

Внедрение системы мониторинга качества бюджетных услуг:

оценка качества услуг образования (здесь и далее оценка качества включает инвентаризацию объема и структуры государственных гарантий по предоставлению данной бюджетной услуги). Эффективность и результативность (вариант: "социально-экономическая эффективность") использования бюджетных средств, выделяемых учреждениям образования.

Разработка концепции перехода на единое социальное пособие (оказание адресной социальной помощи населению Ставропольского края).

Совершенствование системы управления государственным внутренним долгом Ставропольского края:

разработка и реализация концепции долговой политики и повышения инвестиционной привлекательности Ставропольского края:

внесение изменений в Долговую книгу Ставропольского края с целью организации учета всех долговых обязательств Ставропольского края, включая долговые обязательства бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий Ставропольского края, а также с целью консолидации информации о долге муниципальных образований Ставропольского края;

разработка и утверждение нормативного правового акта о порядке и формах консолидированного учета долговых обязательств Ставропольского края (включая долговые обязательства бюджетных учреждений и организаций) и государственного сектора Ставропольского края (включая государственные унитарные предприятия);

разработка и утверждение положения о порядке предоставления государственных гарантий Ставропольского края по обязательствам юридических лиц;

разработка и утверждение порядка оформления залогового обеспечения по бюджетным кредитам и государственным гарантиям Ставропольского края;

периодическая публикация информации о государственном внутреннем долге Ставропольского края в средствах массовой информации.

Совершенствование системы управления государственным имуществом Ставропольского края:

реализация концепции повышения эффективности управления государственным имуществом Ставропольского края, повышения собираемости неналоговых доходов и доходов от использования государственного имущества Ставропольского края;

апробация и реализация концепции повышения эффективности управления государственным имуществом Ставропольского края в отрасли "Образование";

апробация и реализация концепции повышения эффективности управления государственным имуществом Ставропольского края, повышения собираемости неналоговых доходов и доходов от использования государственного имущества Ставропольского края на примере особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.

Финансовый контроль, аудит и повышение прозрачности региональных финансов:

совершенствование системы финансового контроля;

совершенствование методик финансового контроля;

согласование планов проведения проверок использования бюджетных средств с контрольно-ревизионными учреждениями федерального, краевого и муниципального уровня;

выработка рекомендаций по устранению недостатков и повышению эффективности использования бюджетных средств, а также доходов от использования государственного (муниципального) имущества.

Организация независимого аудита региональных финансов Ставропольского края:

привлечение на конкурсной основе независимых аудиторских компаний для проведения аудита государственных унитарных предприятий и бюджетных организаций Ставропольского края;

привлечение депутатского корпуса, общественных организаций и населения края к оценке качества бюджетных услуг и эффективности бюджетных расходов;

публикация информации о финансовом состоянии края и муниципальных образований Ставропольского края, о предоставлении бюджетных услуг, государственных закупках в средствах массовой информации.

Реформирование системы найма и оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, повышение квалификации работников органов государственной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края:

внедрение контрактных принципов и реформирование системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы края, повышение квалификации работников органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края с учетом эффективности и результативности их работы;

организация постоянно действующей системы обучения, переобучения, повышения квалификации и периодической аттестации работников финансовых органов Ставропольского края и муниципальных образований Ставропольского края;

организация постоянно действующей системы повышения квалификации в органах государственной власти Ставропольского края и органах местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в области региональных финансов.

 

2.5. Возможные результаты и последствия реформирования

региональных финансов в Ставропольском крае

 

Реализация Программы позволяет прогнозировать получение следующих непосредственных результатов и важнейших долгосрочных экономических и структурных эффектов:

1. Результат:

четкое и однозначное разграничение финансовых полномочий, сфер ответственности между органами государственной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и доходных источников между бюджетом Ставропольского края и местными бюджетами.

Эффект:

формирование объективных основ для распределения финансовой помощи муниципальным образованиям Ставропольского края.

2. Результат:

функционирование механизмов Фонда финансовой поддержки муниципальных образований Ставропольского края и Фонда реформирования муниципальных финансов Ставропольского края в составе бюджета Ставропольского края.

Эффект:

выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности и стимулирование реформаторской деятельности на уровне муниципальных образований Ставропольского края.

3. Результат:

реформирование бюджетного устройства и бюджетного процесса в Ставропольском крае: применение в бюджетном процессе среднесрочного планирования, принципа разделения текущих и капитальных расходов, разработка системы управления доходами и расходами отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Эффект:

повышение точности прогнозирования доходов и расходов консолидированного бюджета Ставропольского края, сокращение объемов незавершенного строительства, сокращение расходов консолидированного бюджета Ставропольского края на поддержку отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

4. Результат:

проведение инвентаризации, оптимизации и реструктуризации сети бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий. Уточнение перечня бюджетных услуг, оказываемых за счет средств бюджета Ставропольского края. Распространение механизмов государственного заказа и конкурсного финансирования предоставления бюджетных услуг.

Эффект:

сокращение нерациональных бюджетных расходов;

усиление конкуренции среди государственных и негосударственных организаций-поставщиков бюджетных услуг;

повышение экономической эффективности бюджетных расходов.

5. Результат:

формирование культуры государственного управления, ориентированной на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, разработка и мониторинг (с учетом мнения потребителей услуг) стандартов качества бюджетных услуг и использование механизмов обратной связи с населением (потребителями услуг) для оценки качества работы учреждений бюджетной сферы.

Эффект:

повышение социальной эффективности (результативности) бюджетных расходов;

учет мнения населения края и организаций, объединяющих потребителей услуг при оценке качества работы руководителей, бюджетных учреждений.

6. Результат:

внедрение автоматизированной системы управления бюджетными расходами на базе казначейского исполнения бюджета Ставропольского края:

а) обеспечивающей органы государственной власти Ставропольского края своевременно обновляемой информацией о региональных финансах;

б) гарантирующей предварительный, текущий и последующий контроль за бюджетными расходами;

в) обеспечивающей контроль за возникновением бюджетных обязательств;

г) создающей условия для расширения сферы применения конкурсных процедур при закупках продукции, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Эффект:

кардинальное повышение уровня автоматизации процесса составления и исполнения бюджетов;

усиление контроля и подотчетности финансов бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий;

сокращение кредиторской задолженности и снижение цен при закупке товаров, работ и услуг для бюджетных нужд.

7. Результат:

эффективное использование налоговой базы и имущества Ставропольского края, в том числе особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.

Эффект:

рост налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Ставропольского края при диверсификации налоговой базы.

8. Результат:

ответственная долговая политика Правительства Ставропольского края. Создание системы управления государственным внутренним долгом Ставропольского края.

Эффект:

сокращение долговой нагрузки на бюджет Ставропольского края. Создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в экономику края и для экономического развития края.

9. Результат:

реформирование системы найма, оплаты труда работников организаций бюджетной сферы края, повышение квалификации работников органов государственной власти края, бюджетной сферы края с учетом эффективности и результативности их работы.

Эффект:

повышение качества услуг бюджетной сферы края.

 

3. Обоснование мероприятий реформирования

региональных финансов

 

3.1. Бюджет и бюджетный процесс

 

Процедура утверждения бюджета Ставропольского края

на очередной финансовый год

 

Существующее положение

 

Своевременно принятый бюджет является одним из показателей, характеризующих экономическую и социальную стабильность региона.

Закон Ставропольского края "О краевом бюджете на 2000 год" был принят до начала очередного финансового года. Законы Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2001 год" и "О бюджете Ставропольского края на 2002 год" не были приняты до начала очередного финансового года в силу объективных причин. Не была четко определена налогово-бюджетная политика и межбюджетные отношения на федеральном уровне (в частности, в сфере разграничения нормативов зачисления доходов и расходных полномочий между бюджетами различных уровней). Подтверждением тому служит то, что Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2001 год" и "О федеральном бюджете на 2002 год" были приняты лишь 27 декабря 2000 года и 30 декабря 2001 года соответственно, т.е. в последние дни уходящего года. Бюджет Ставропольского края является дотационным и напрямую зависит от параметров, задаваемых федеральным бюджетом при формировании межбюджетных отношений. В этих условиях, до утверждения бюджета Ставропольского края, ежемесячное финансирование расходов осуществлялось в пределах одной двенадцатой годового объема финансирования предыдущего года.

Данная ситуация свидетельствует о необходимости совершенствования межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. А именно, целесообразно разграничить расходные полномочия и закрепить налоги за субъектами Российской Федерации на долговременной основе (на 3 года), что даст возможность регионам строить прогноз социально-экономического развития на перспективу.

В Ставропольском крае с 1994 года действует Закон Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае" с внесенными после вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации с изменениями и дополнениями, который регламентирует процедуру рассмотрения, утверждения бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год и другие аспекты бюджетного процесса.

Все изменения и дополнения в законы Ставропольского края о бюджете Ставропольского края вносятся только в форме законов. В 2000 году было принято 4 поправки к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2000 год", в 2001 году - 7 поправок, в первом полугодии 2002 года - одна поправка. Причинами внесения поправок, в частности, являются не всегда поддающийся точному измерению характер развития экономики; сложность прогнозирования влияния на экономику изменений в условиях хозяйствования, в том числе в порядке и условиях налогообложения. В дальнейшем предполагается максимально сократить количество законов о внесении изменений и дополнений в закон Ставропольского края о бюджете на текущий финансовый год.

Отчет об исполнении бюджета Ставропольского края представляется в Государственную Думу Ставропольского края в форме проекта закона вместе с документами и материалами в апреле года, следующего за отчетным.

Закон Ставропольского края об исполнении бюджета Ставропольского края за прошедший год утверждается на заседании Государственной Думы Ставропольского края с последующим официальным опубликованием в печати.

 

Цели реформирования и их обоснование

 

В настоящее время принципиальным моментом в организации бюджетного процесса становится составление и утверждение закона Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год до наступления соответствующего года.

Бюджет Ставропольского края и большинство местных бюджетов на 2003 год утверждены до 1 января 2003 года.

Внесения изменений и дополнений в бюджет должны быть как можно менее частыми (не более двух в год). Любые изменения параметров бюджета Ставропольского края должны быть оформлены в виде закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете на текущий финансовый год.

Отчет об исполнении бюджета должен тщательно анализироваться и утверждаться только после того, как депутаты полностью убедятся в том, что бюджет исполнен в соответствии с законом. Контроль за выполнением закона о бюджете Ставропольского края на текущий год возлагается в соответствии с законодательством Ставропольского края на комитеты Государственной Думы Ставропольского края и контрольно-счетную палату Государственной Думы Ставропольского края.

 

Механизм реализации

 

План реформирования в части совершенствования бюджетного планирования и бюджетного процесса включает в себя следующие мероприятия:

установление практики принятия бюджета Ставропольского края до начала очередного финансового года;

сведение к минимуму разрыва в сроках принятия федерального бюджета, бюджета Ставропольского края и муниципальных бюджетов;

расширение использования показателей среднесрочных и долгосрочных прогнозов, данных сводного финансового баланса;

выработка предложений по совершенствованию прогнозирования доходов по отраслям экономики, включая повышение точности прогнозов;

законодательное ограничение числа внесения изменений и дополнений (например, двумя) в закон о бюджете Ставропольского края на текущий финансовый год;

утверждение отчета об исполнении бюджета Ставропольского края предыдущего года не позднее 1 июня текущего года.

 

Возможные альтернативы

 

Разумная альтернатива реформированию бюджетного планирования и бюджетного процесса отсутствует. Вместе с тем, возможны различные варианты реформирования отдельных составляющих бюджетного планирования и бюджетного процесса. Так, принятие бюджета Ставропольского края до начала очередного финансового года, как было показано выше, зависит от решений, принимаемых на федеральном уровне. В такой ситуации министерство финансов Ставропольского края может шире использовать такой инструмент, как лимиты бюджетных обязательств. Доведение лимитов бюджетных обязательств до бюджетных учреждений может предшествовать окончательному принятию бюджета Ставропольского края, давая бюджетным учреждениям ориентиры для планирования их расходов.

Последствия недостаточно точного прогнозирования доходов бюджета Ставропольского края могут быть преодолены несколькими методами. Одним из них является использование такого инструмента, как защищенные статьи расходов. Использование такого инструмента было сочтено нецелесообразным, поскольку при его применении нарушаются заложенные в бюджете пропорции расходов. Другим вариантом является формирование в составе бюджета резервного фонда, за счет которого компенсируется недобор доходов. Такой подход тоже был сочтен неприемлемым: резервный фонд, как правило, формируется из непрогнозируемых или нерегулярно поступающих доходов, каковые отсутствуют в бюджете Ставропольского края. В результате был принят вариант, нацеленный на совершенствование прогнозирования доходов.

 

Оценка рисков

 

Основные риски по реформированию бюджетного планирования и бюджетного процесса связаны с непредсказуемым изменением налогового и бюджетного законодательства федерального уровня.

 

Разработка и внедрение казначейской системы

исполнения бюджета

 

Существующее положение

 

Исполнение бюджета Ставропольского края и местных бюджетов Ставропольского края осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О бюджетной классификации Российской Федерации", "О бухгалтерском учете", ежегодно принимаемыми федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год, Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, Законами Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае", "О местном самоуправлении в Ставропольском крае", ежегодными законами Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год, ежегодно принимаемыми решениями представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на очередной финансовый год, ежегодно утверждаемым министерством финансов Ставропольского края Порядком исполнения росписи доходов и расходов бюджета Ставропольского края и т.д.

Расчетно-кассовое обслуживание исполнения бюджета Ставропольского края осуществляется головным расчетно-кассовым центром главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ставропольскому краю, а местных бюджетов - расчетно-кассовым центром, в тех районах и городах, где нет расчетно-кассового центра, - отделениями Сбербанка и другими коммерческими банками, выбранными на конкурсной основе.

Всеми главными распорядителями бюджетных средств, подведомственными учреждениями и получателями бюджетных средств открыты бюджетные счета в кредитных организациях отдельно для заработной платы и материальных затрат, а также внебюджетные счета по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

С 2000 года средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности консолидированы в бюджете Ставропольского края и местных бюджетах.

Министерством финансов Ставропольского края разработано и утверждено Положение о порядке зачисления и расходования средств, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средства от сдачи в аренду государственного имущества, полученные бюджетными учреждениями, переведенными на казначейскую систему исполнения бюджета, учитываются на лицевых счетах, открытых в министерстве финансов Ставропольского края и его территориальных органах, и расходуются бюджетными учреждениями в соответствии со сметами доходов и расходов.

Бюджетным учреждениям, не переведенным на казначейскую систему, открыты банковские счета 40603. Получив указанные средства, бюджетные учреждения перечисляют их со своего счета 40603 на единый бюджетный счет министерства финансов Ставропольского края, которое учитывает их как доходы от платных услуг. После консолидации указанных доходов в бюджете Ставропольского края данные средства возвращаются на счета 40603 в виде финансирования и расходуются бюджетными учреждениями согласно смете доходов и расходов.

Организация сбора доходов в бюджет Ставропольского края регулируется ежегодно принимаемыми федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законами Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и решениями представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края о местных бюджетах на очередной финансовый год. Налоги и сборы по перечню, ежегодно определяемому Министерством финансов Российской Федерации, зачисляются на единый счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ставропольскому краю в головной расчетно-кассовый центр главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ставропольскому краю города Ставрополя и распределяются между всеми уровнями бюджетной системы.

Исполнение расходов бюджета Ставропольского края производится в соответствии с Порядком исполнения росписи доходов и расходов бюджета Ставропольского края, утвержденным министерством финансов Ставропольского края. Данный Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и определяет правила составления, утверждения росписи доходов и расходов бюджета Ставропольского края и внесения изменений в нее, процедуру утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств на квартал.

В соответствии с указанным Порядком органы исполнительной власти Ставропольского края и иные прямые получатели средств бюджета Ставропольского края доводят поквартальное распределение объемов, установленных для них законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год, в структуре функциональной (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов) классификации расходов бюджетов Российской Федерации до подведомственных организаций и получают от них предложения об объемах распределения расходов в структуре функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации, согласуют с ними направления расходов и формируют бюджетную роспись в структуре функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и представляют в министерство финансов Ставропольского края для формирования сводной бюджетной росписи на соответствующий финансовый год.

Полученные сводные бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств проверяются отраслевыми отделами и представляются в отдел бюджетного планирования министерства финансов Ставропольского края, который формирует сводную бюджетную роспись бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год.

Сводная бюджетная роспись на очередной финансовый год утверждается министром финансов Ставропольского края в течение 17 дней со дня утверждения закона Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и является основой исполнения бюджета Ставропольского края.

Внесение изменений в соответствующие бюджетные ассигнования осуществляется в соответствии со статьей 228 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Для этого главные распорядители бюджетных средств и иные получатели бюджетных средств заблаговременно письменно уведомляют министерство финансов Ставропольского края о предлагаемых изменениях утвержденной бюджетной росписи на текущий финансовый год с указанием оснований для внесения изменений, а также экономических статей и кварталов, по которым вносятся изменения. При этом внесение изменений по статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации допускается только в случае, если главные распорядители бюджетных средств и иные получатели средств бюджета Ставропольского края в письменной форме обязуются не допускать образования кредиторской задолженности по статьям, подвергающимся корректировке в сторону уменьшения.

В целях своевременного и качественного исполнения бюджета Ставропольского края финансирование главных распорядителей бюджетных средств и иных получателей бюджетных средств производится в соответствии с ежемесячно утверждаемым сводом лимитов финансирования расходов бюджета Ставропольского края, не превышающим лимиты бюджетных обязательств и поступления доходов бюджета Ставропольского края.

В рамках реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации о переходе на казначейскую систему исполнения бюджета в Ставропольском крае было принято постановление Губернатора Ставропольского края от 27 апреля 2000 г. N 211 "О переходе на казначейское исполнение бюджета Ставропольского края".

В целях выполнения данного постановления министерством финансов Ставропольского края была начата работа по поэтапному переходу на казначейское исполнение бюджета Ставропольского края - приняты нормативные документы, регламентирующие порядок финансирования и технологию ведения лицевых счетов при казначейской системе исполнения бюджета, налажен электронный документооборот с головным расчетно-кассовым центром главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ставропольскому краю.

В финансовых органах введена дополнительная численность работников для осуществления нового порядка финансирования, внедрения и сопровождения информационных технологий.

С 1 октября 2000 года переведено на казначейскую систему исполнения бюджета два "пилотных" проекта по бюджету Ставропольского края - министерство культуры Ставропольского края и федеральное унитарное государственное предприятие "Ставропольская государственная телевизионная и радиовещательная компания" с подведомственными учреждениями, а с 1 ноября 2000 года - один распорядитель бюджетных средств с подведомственными учреждениями по бюджету города Ставрополя. С 2001 года реализован принцип единства кассы с зачислением всех доходов, включая средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на единый счет бюджета Ставропольского края и начался поэтапный перевод бюджетополучателей по бюджету Ставропольского края и местным бюджетам городов краевого значения.

Финансирование расходов по учреждениям, переведенным на казначейскую систему исполнения бюджета, осуществляется от имени и по поручению бюджетных учреждений в адрес контрагентов с единого счета бюджета Ставропольского края после проверки платежных и иных документов, служащих основанием для осуществления платежа.

В 2002 году был выполнен очередной этап по внедрению казначейского исполнения бюджета, в том числе была реализована новая функция - учет бюджетных обязательств, вытекающих из договоров на поставку продукции для государственных нужд, с целью увязки объемов поставок продукции с бюджетными ассигнованиями. Министерством финансов Ставропольского края было разработано и принято соответствующее Положение по учету обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Ставропольского края. При этом учет бюджетных обязательств осуществлялся по всем статьям экономической классификации по мере перевода учреждений на казначейскую систему исполнения бюджета. При учете бюджетных обязательств проверялось соблюдение законодательства в части поставок для государственных нужд с учетом норм, принятых в Ставропольском крае. Так, Законом Ставропольского края "О внесении изменений и дополнений в Закон Ставропольского края "О поставках продукции для государственных нужд Ставропольского края" определена более жесткая процедура по закупкам продукции для государственных нужд по сравнению с нормой, определенной в Бюджетном кодексе Российской Федерации и Указе Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". Введено понятие "собственные нужды государственных органов и бюджетных организаций", по которым закупки от 200 до 2000 минимальных размеров оплаты труда должны осуществляться с заключением договора, размещаемого как по результатам конкурса, так и иными способами (запрос котировок, аукцион, закупка из единственного источника). При предварительном контроле первичных документов, представляемых бюджетными учреждениями для подтверждения принятых денежных обязательств, проверялось соблюдение данных норм, прежде чем осуществлялось финансирование.

Введение механизма регистрации договоров способствовало усилению контроля за соблюдением законодательства в области государственных закупок, предотвращению несанкционированного роста кредиторской задолженности бюджетных учреждений.

В настоящее время переведено на новую технологию финансирования более трети бюджетополучателей, казначейское исполнение осуществляется в 21 территории из 35, проводятся мероприятия по формированию в автоматизированной системе управления бюджетным процессом бюджета Ставропольского края на 2003 год в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

В 2002 году было проведено обследование технического оснащения финансовых управлений министерства финансов Ставропольского края, в течение года обеспеченность компьютерной техникой доведена до 70 процентов. Практически во всех финансовых управлениях министерства финансов Ставропольского края созданы локальные вычислительные сети. Решается вопрос по созданию единой телекоммуникационной сети финансовых органов Ставропольского края.

Ввиду наличия значительного количества бюджетополучателей (более 3,0 тыс.), финансируемых из бюджета Ставропольского края, и в связи с особым бюджетным устройством и функционированием 290 муниципальных образований по поселенческому типу возникает необходимость в создании прозрачной, доступной, эффективной системы управления бюджетными ресурсами Ставропольского края.

Для реализации данного решения было приобретено программное обеспечение "Автоматизированная система управления бюджетным процессом" (далее - АСУ БП) для всех участников бюджетного процесса. Приобретенное программное обеспечение дает возможность:

оперативно управлять процессом исполнения бюджета ввиду концентрации средств на едином счете;

консолидировать плановые показатели, оперативную информацию и отчетные данные;

снизить трудозатраты работников в условиях исполнения бюджета по казначейской системе.

Внедрение АСУ БП в Ставропольском крае предполагается осуществить за 2 года в 3 этапа:

I этап - проведение обследования бюджетного устройства Ставропольского края, установка специального программного обеспечения и опытная эксплуатация АСУ БП по бюджету Ставропольского края;

II этап - проведение обследования бюджетного процесса в муниципальных образованиях, установка специального программного обеспечения и опытная эксплуатация АСУ БП по местным бюджетам;

III этап - установка специального программного обеспечения и опытная эксплуатация АСУ БП по консолидированному бюджету Ставропольского края.

В настоящее время в целях необходимости выполнения мероприятий в условиях ограниченного срока, определенного Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, министерством финансов Ставропольского края разработана и утверждена постановлением Губернатора Ставропольского края от 30 декабря 2002 г. N 631 краевая целевая программа "Совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом на основе автоматизации казначейской системы исполнения бюджета Ставропольского края на 2003 - 2005 годы".

Основными направлениями данной Программы являются внедрение казначейской системы исполнения бюджета и автоматизация бюджетного процесса.

 

Цели реформирования и их обоснование

 

Необходимость повышения качества управления финансовыми ресурсами Ставропольского края обусловлена наличием ряда проблем:

ограниченностью доходной части консолидированного бюджета Ставропольского края и невозможностью удовлетворения всей потребности бюджетных учреждений в бюджетных средствах;

наличием недоимки по платежам во все уровни бюджетов;

существованием задолженности по выплате трансфертов населению, по оплате за коммунальные услуги и другим обязательствам;

разным уровнем социально-экономического развития, налогового потенциала и бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

низким уровнем программно-технического оснащения, большим количеством ручного труда.

Кроме того, совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом на основе автоматизации казначейского исполнения бюджета Ставропольского края обусловлено требованиями следующих нормативных документов:

1. Бюджетным кодексом Российской Федерации, устанавливающим казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней.

2. Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584 и определяющей завершение перехода до 2005 года региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение.

3. Законами Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае", "О местном самоуправлении в Ставропольском крае", определяющими особое бюджетное устройство ввиду значительного количества муниципальных образований, организованных по поселенческому типу. При таком бюджетном устройстве возникают проблемы по межбюджетным отношениям между органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края из-за отсутствия исходной базы для перераспределения налогово-бюджетных полномочий.

4. Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2003 году", определяющим дальнейшее совершенствование казначейских технологий исполнения бюджета и межбюджетных отношений.

Исходя из анализа сложившейся ситуации решение обозначенных проблем возможно путем создания эффективной системы координации мероприятий правового, организационного, технического, технологического характера в условиях ограниченного срока.

Повышение эффективности управления бюджетными средствами Ставропольского края предполагается за счет выполнения следующих задач:

улучшение качества планирования бюджетных расходов;

совершенствование межбюджетных отношений;

изменение системы исполнения бюджета с учетом максимальной мобилизации финансового потенциала края и обеспечения целевой направленности использования бюджетных средств;

формирование целостной системы предварительного, текущего и последующего контроля на всех этапах использования денежных средств;

техническое оснащение участников бюджетного процесса.

 

Основные направления

 

В рамках внедрения казначейской системы исполнения бюджета и автоматизации бюджетного процесса основные мероприятия определены по следующим направлениям:

совершенствование законодательной и нормативной базы организации бюджетного процесса;

управление финансовыми ресурсами на основе казначейского исполнения бюджета;

внедрение современных средств вычислительной техники, телекоммуникаций и формирование единой системы информационного обеспечения бюджетного процесса.

При реализации мероприятий в части совершенствования нормативной правовой базы организации бюджетного процесса предполагается инвентаризация действующих нормативных правовых актов и их приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, в том числе внесение изменений в Законы Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае", "О местном самоуправлении в Ставропольском крае", "О финансовых основах местного самоуправления в Ставропольском крае" и другие нормативные правовые акты.

По управлению финансовыми ресурсами на основе казначейского метода исполнения бюджета предусматриваются:

структурные изменения финансовых органов и выделение казначейских подразделений;

инвентаризация и анализ бюджетной сети, финансируемой за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы;

отработка технологии и регламента взаимодействия при казначейской системе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы между всеми участниками бюджетного процесса;

поэтапное закрытие текущих бюджетных счетов в банках и открытие лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств в органе, исполняющем бюджет Ставропольского края;

обучение работников финансовых органов и других участников бюджетного процесса технологии казначейского исполнения бюджета;

внедрение системы планирования лимитов бюджетных обязательств (графиков финансирования) в пределах прогнозируемых ресурсов по датам в течение месяца;

полный учет бюджетных обязательств, вытекающих из договоров на поставку продукции, работ, услуг;

утверждение и введение в действие нормативных и методических документов по казначейской системе исполнения бюджета, а также тиражирование технологии казначейского исполнения по муниципальным образованиям Ставропольского края;

перевод на казначейскую систему исполнения бюджета всех распорядителей и получателей средств бюджета Ставропольского края и местных бюджетов;

разработка и внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом по казначейской системе исполнения для местных бюджетов.

По внедрению современных средств вычислительной техники, телекоммуникаций и формированию единой системы информационного обеспечения бюджетного процесса предусматривается:

приобретение технических средств для финансовых органов, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей;

приобретение сетевого оборудования для финансовых органов и распорядителей бюджетных средств;

приобретение общесистемного и специального программного обеспечения, установка, сопровождение.

 

Оценка эффективности мероприятий

 

Экономический эффект от автоматизации казначейской системы управления исполнения бюджета и эффективного управления бюджетными средствами складывается за счет следующих факторов:

1. Уменьшения времени прохождения средств до поставщиков товаров и услуг, т.е. увеличения оборачиваемости и возврата в бюджет в виде налоговых поступлений (прирост доходов до 1,5 процента от консолидируемых в бюджете края налоговых поступлений).

2. Оперативного маневрирования доступными финансовыми средствами за счет концентрации средств бюджета на едином счете без их распыления по счетам распорядителей и получателей бюджетных средств.

3. Исключения финансовых потерь путем введения предварительного контроля за целевым использованием средств и ценового контроля на этапе регистрации договоров с поставщиками товаров и услуг (только за 2001 год установлено случаев нецелевого использования средств в объеме 54,5 млн рублей при проверке 10 процентов бюджетополучателей).

 

Ожидаемые результаты

 

Реализация мероприятий позволит обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами Ставропольского края, создание единого информационно-телекоммуникационного пространства Ставропольского края и заложить основы для решения задач социально-экономического развития Ставропольского края.

В этом аспекте цели можно свести в две группы:

Социальные:

обеспечение информирования населения, органов государственной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления Ставропольского края об исполнении бюджета Ставропольского края и местных бюджетов в режиме реального времени, в том числе с использованием Интернет-технологий;

обеспечение равного доступа населения к основным бюджетным услугам;

подготовка квалифицированных кадров в области высоких технологий.

Экономические:

ускорение оборачиваемости бюджетных средств;

увеличение платежей в бюджет Ставропольского края;

обеспечение своевременного финансирования всех плановых назначений;

обеспечение контроля за соблюдением законодательства в области государственных и муниципальных закупок;

выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ставропольского края.

Реализация мероприятий по совершенствованию управления финансово-бюджетным комплексом на основе автоматизации казначейской системы исполнения бюджета Ставропольского края позволит обеспечить:

улучшение качества взаимодействия всех участников бюджетного процесса в Ставропольском крае;

повышение обоснованности и реалистичности планирования бюджетных расходов;

кардинальное улучшение уровня автоматизации процесса составления и исполнения бюджетов;

прозрачность системы региональных и местных финансов;

более высокий уровень управления бюджетными средствами в интересах населения края при максимально эффективном использовании средств как на краевом, так и муниципальном уровне;

качество и достоверность бюджетного учета.

Осуществление мероприятий по совершенствованию управления финансовыми ресурсами Ставропольского края поставит на более качественный уровень управление бюджетными средствами края, начиная с прогнозного планирования и заканчивая отчетностью по его исполнению, а также превратит бюджет в подлинный инструмент политики финансового оздоровления края.

 

Возможные альтернативы

 

Альтернативы переходу на казначейское исполнение бюджета нет, поскольку это требование закреплено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Существует альтернативный вариант схемы казначейского исполнения бюджета - через управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ставропольскому краю, однако его материальная база и численность работающих не позволяют в настоящее время дополнительно принять на обслуживание всех получателей бюджетных средств бюджета Ставропольского края.

Преимуществами исполнения бюджета Ставропольского края и местных бюджетов финансовыми органами края по сравнению с органами федерального казначейства в крае являются:

Далее в таблице отражено:

- знаком "+" возможность осуществления мероприятия;

- знаком "-" отсутствие возможности осуществить мероприятие.

 

+-------------------------------+--------------------------------+

|    Наименование показателя    |       Орган, исполняющий       |

|                               |      функции казначейского     |

|                               |       исполнения бюджета       |

|                               +---------------+----------------+

|                               |  финансовые   |     органы     |

|                               |    органы     |  федерального  |

|                               |  министерства |  казначейства  |

|                               |    финансов   |                |

|                               |Ставропольского|                |

|                               |      края     |                |

+-------------------------------+---------------+----------------+

|               А               |       1       |       2        |

+-------------------------------+---------------+----------------+

|Переход на  качественно   новый|       +       |       -        |

|уровень   управления  финансами|               |                |

|края,   внедрение   современных|               |                |

|информационных технологий      |               |                |

|                               |               |                |

|Оснащение распорядителей      и|       +       |       -        |

|получателей  бюджетных  средств|               |                |

|типовым      техническим      и|               |                |

|программным  обеспечением,  его|               |                |

|централизованное сопровождение |               |                |

|                               |               |                |

|Единое           информационное|       +       |       -        |

|пространство         участников|               |                |

|бюджетного            процесса,|               |                |

|электронный документооборот    |               |                |

|                               |               |                |

|Исполнение элементов бюджетного|  все элементы |    кассовое    |


Информация по документу
Читайте также