Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.09.2016 № 355

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Якутск

 

от 28 сентября 2016 г. № 355

 

 

О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы

 

 

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и статьей 41 Закона Республики Саха (Якутия) от 05 февраля 2014 года 1280-З № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:

1. Принять за основу для составления проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 – 2019 годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству экономики Республики Саха (Якутия), Министерству промышленности Республики Саха (Якутия), Министерству архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерству по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия), Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по делам Арктики обеспечить выполнение производственных и финансовых показателей развития курируемых отраслей не ниже уровня прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы.

3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) – министра экономики Республики Саха (Якутия) Стручкова А.А.

4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

 

 

 

Председатель Правительства

   Республики Саха (Якутия)                                                         Е. ЧЕКИН

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 28 сентября 2016 г. № 355

 

 

 

Прогноз

социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 – 2019 годы

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

  Исходное состояние и условия функционирования экономики на 2017 - 2019 годы 4

  Основные тенденции социально-экономического развития в январе-августе и оценка до конца 2016 года. 4

  Оценка рисков мировой экономики и динамики мировых товарных рынков 9

Варианты прогноза социально-экономического развития. 13

Минерально-сырьевая база. 20

Промышленное производство. 22

Топливно-энергетический комплекс. 23

Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых. 25

Алмазогранильное и ювелирное производство. 27

Местная промышленность. 27

Агропромышленный комплекс. 31

Потребительский рынок. 33

Жилищно-коммунальное хозяйство. 35

Транспортный комплекс. 37

IT-отрасль и связь. 40

Инновационная деятельность. 43

Инвестиции в основной капитал. 46

Налоговая политика. 51

Административная реформа. 52

Финансовый результат деятельности предприятий. 54

Предпринимательство и туризм. 56

Внешнеэкономическая деятельность. 59

Демография. 60

Качество жизни населения и рынок труда. 61

Среднесрочные приоритеты государственных программ. 64

Республики Саха (Якутия) 64

Территориальный аспект. 66

 

 

 

Введение

 

Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы (далее – прогноз) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законами Республики Саха (Якутия) ) от 05 февраля 2014 года 1280-З № 111-V  «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)», от 18 февраля 2009 г. 650-З № 191-IV «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия), регулирующие бюджетные правоотношения», постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2015 г. № 223 «О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный и долгосрочный период».

Оценка социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 год и прогнозные показатели на 2017 - 2019 годы разработаны на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики, рисков изменения положения в мировой экономике и в экономике Российской Федерации, прогнозных оценок крупных организаций, сценариев реализации инвестиционных проектов и соглашений на территории республики. Прогноз учитывает сценарные условия, основные параметры прогноза социально–экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации  от 21 апреля 2016 года (Протокол № 13), и основан на материалах, предоставленных министерствами и ведомствами, организациями, муниципальными районами и городскими округами Республики Саха (Якутия).

При формировании прогноза учитывались стратегические цели, задачи, ориентиры и приоритеты социально-экономического развития, обозначенные в посланиях и выступлениях Президента Российской Федерации и Главы Республики Саха (Якутия).

Основные показатели прогноза базируются на положениях:

Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2006 года № 411 и одобренной Правительством Российской Федерации (протокол № 5 от 08 февраля 2007 года) (далее Схема – 2020);

Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596-606 о долгосрочной государственной политике, от 07 апреля 2014 года № 211 о 100-летии образования Якутской АССР;

государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского Региона», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2016 года № 757;

федеральных целевых программ и отраслевых стратегий развития Российской Федерации, государственных программ Республики Саха (Якутия) и программ социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочную перспективу.

В расчетах учитывались результаты социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2015 год, оценка на 2016 год и видение перспективного развития финансово-хозяйственной деятельности крупных и средних предприятий республики, муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на 2017 – 2019 годы.

Показатели прогноза являются ориентирами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный период для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и субъектов экономики Республики Саха (Якутия).

 

 

Исходное состояние и условия функционирования экономики на 2017 - 2019 годы

 

Основные тенденции социально-экономического развития в январе-августе и оценка до конца 2016 года

 

Способность экономики республики оперативно адаптироваться к новым условиям во многом предопределена накопленным в предшествующие годы потенциалом, реализацией стабилизационных мер, проводимых Правительством Российской Федерации, План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Саха (Якутия) в 2015 году (утв. Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12.02.2015 № 323), Комплекса мер по реализации основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016 год (утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.03.2016 № 79).

На фоне снижения темпов экономического роста в стране в целом, в Республике Саха (Якутия) сохраняется положительная динамика основных макроэкономических показателей и стабильная социальная ситуация.

По итогам января-августа 2016 года в Республике Саха (Якутия) наблюдается рост следующих показателей (в Российской Федерации – отрицательная динамика):

-       валового регионального продукта (101,9% - РС(Я), 99,1% - РФ1[1]);

-       объема платных услуг (102,8% - РС(Я), 99,4% - РФ);

-       объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» (116,9% - РС(Я), 95,4% - РФ);

-       ввода жилья (118,9% - РС(Я), 94,2% - РФ).

Если в январе-августе 2015 года по объему отгрузки добытых полезных ископаемых, производству электроэнергии, газа и воды, по сальдированному финансовому результату организаций республика занимала 2-ое место, а по вводу в действие жилых домов – 3-е место, то по итогам за январь-август 2016 года по перечисленным показателям Республика Саха (Якутия) лидирует (1-ое место) в Дальневосточном федеральном округе.

Республика Саха (Якутия) занимает 2-е место по объему платных услуг и 3-е место по обороту розничной торговли.

На протяжении последних лет Якутия стабильно входит в состав немногих регионов страны, в которых сохранился естественный прирост населения, и занимает 1-е место в ДФО по естественному приросту населения в январе-июле 2016 г.

Планомерно реализуется основная поставленная на 2016 год задача обеспечения устойчивого экономического роста Республики Саха (Якутия).

 

1[1][1][1] Январь-июль 2016 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

Валовой региональный продукт Республики Саха (Якутия) (ВРП) по оценке на 2016 год составит 792,0 млрд рублей при индексе физического объема в 101,9%. Основная доля в формировании ВРП приходится на промышленное производство – около половины от его общего объема. Высока доля организаций «транспорта и связи» – 10,8%. 7,7% ВРП приходится на вид деятельности «торговля» и 7,6% – на «строительство».

Рост ВРП в 2016 году связан с увеличением валовой добавленной стоимости по основным видам экономической деятельности «добыча полезных ископаемых», «торговля», «транспорт и связь» при сокращении объема добавленной стоимости обрабатывающих производств и сельского хозяйства. 

Прирост индекса промышленного производства за январь-август 2016 года на 2,9% достигнут за счет увеличения добычи сырой нефти и природного газа на 7,2%, каменного и бурого угля – на 14,6%, производства, передачи и распределения электроэнергии – на 2,6% к соответствующему периоду 2015 года.

Индекс промышленного производства по оценке на 2016 год ожидается на уровне 100,5% за счет роста добычи угля (104,8% к 2015 году), нефти (103,4% к 2015 году), производства, передачи и распределения электроэнергии (103,1% к 2015 году). На замедление темпов роста промышленного производства повлияет снижение добычи алмазов (97,6% к 2015 году), золота (93,7% к 2015 году), гранильного (65,9% к 2015 году) и ювелирного производства (72,1%).

В сельском хозяйстве продолжается сокращение производства, в основном за счет продукции скотоводства. За январь-август 2016 года произведено продукции сельского хозяйства на 10 253,6 млн рублей, что составляет 98,0% к уровню соответствующего периода прошлого года.

Сохраняется многолетняя отрицательная динамика численности поголовья сельскохозяйственных животных, кроме поголовья лошадей, что сказывается на производстве сельскохозяйственной продукции. Произведено мяса скота и птицы на убой 4,0 тыс. тонн, со снижением к январю-августу 2015 года на 13,4%. Вместе с тем, по оценке на 2016 год ожидается рост объема продукции сельского хозяйства на 0,7% за счет роста в растениеводстве и выравнивания негативной динамики в животноводстве. Производство зерна в 2016 году составит 12,3 тыс. тонн (143,2% к 2015 году), картофеля 75,5 тыс. тонн (104,9%), овощей 35,7 тыс. тонн (101,5%).

В январе-июле 2016 года сальдированный финансовый результат организаций составил 146,3 млрд рублей, что в 2,6 раза больше, чем в соответствующем периоде 2015 года. Положительная динамика обеспечена организациями по добыче полезных ископаемых (добыча алмазов – рост в 2,5 раза к январю-июлю 2015 года, добыча золота – рост в 2,4 раза).

Оценка сальдированного финансового результата деятельности крупных и средних предприятий республики на 2016 год составит 136,9 млрд рублей (рост в 5,5 раза к 2015 году), при этом прибыль рентабельных предприятий – 151,2 млрд рублей (рост в 2,1 раза к 2015 году).

На 01 августа 2016 года суммарная задолженность по обязательствам организаций составила 627,0 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем на 4,7%, из нее просроченная составила 50,2 млрд. рублей (8,0% от всей задолженности). За июль т.г. наблюдается рост кредиторской задолженности на 11,3% до 142,3 млрд рублей, из нее просроченная – 7,8 млрд рублей со снижением за месяц на 7,1%.

По состоянию на 01 августа 2016 года отмечается рост задолженности по кредитам и займам на 3,1% (484,8 млрд рублей), при этом просроченная задолженность составила 42,5 млрд. рублей с ростом к предыдущему месяцу на 9,0%.

Объем инвестиций в основной капитал в республике за январь-август 2016 года составил 140,4 млрд рублей или 122,8% к аналогичному периоду 2015 года в сопоставимых ценах. Увеличение объемов инвестиций в основной капитал связано с реализацией крупных инвестиционных проектов.

В Западной Якутии ПАО «Сургутнефтегаз» ведется разработка Талаканского НГКМ и Алинского НМ. АО «Сахатранснефтегаз» продолжается разработка Среднетюнгского НГКМ и Отраднинского НГКМ. ООО «Таас-Юряхнефтегаздобыча» ведется разработка Центрального нефтяного блока и Курунгского лицензионного участка Среднеботуобинского НГКМ.

Завершается строительство Якутской ГРЭС-2, объектов электросетевого и коммунального хозяйства.

В октябре 2016 года запускаются первые производства территории опережающего социально-экономического развития Индустриальный парк «Кангалассы» с частными инвестициями в промышленные объекты 243,4 млн рублей, бюджетными инвестициями в инфраструктуру 213,3 млн рублей.

Объем инвестиций в 2016 году составит 342,7 млрд рублей с ростом в 1,6 раза в сопоставимых ценах к 2015 году.

В январе-августе 2016 года выполнено работ и услуг по виду деятельности «строительство» на 56,9 млрд рублей с ростом на 16,9% к январю-августу 2015 года в сопоставимых ценах.

За январь-август 2016 года введено 285,0 тыс. кв. м жилья, что на 18,9% больше соответствующего периода прошлого года, в том числе индивидуального жилья – 107,7 тыс. кв. м или 37,8% от общего объема ввода.

По состоянию на 01 сентября 2016 года, общий объем расселенного аварийного жилищного фонда составил 222,0 тыс. кв.м, переселены из аварийного жилья по состоянию на 01 сентября 2016 г. – 14,25 тыс. граждан за счет средств республиканского и местного бюджетов, средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

По итогам реализации адресных программ за 2016 год с использованием средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, планируется расселить 7,6 тысяч граждан из 124,7 тыс. кв. метров аварийного жилья по республике, завершить строительство объектов жилья общей площадью 119,0 тыс. кв. метров.

В 2016 году будет введено 600 тыс. кв. м жилья с ростом на 9,8% к 2015 году, в том числе индивидуальными застройщиками – 226,7 тыс. кв. м.

В 2016 году за счет всех источников планируется ввод не менее 67 объектов социальной инфраструктуры, в том числе 29 объектов образования: 12 школ (в том числе 5 малокомплектных школ), 16 детских садов, 1 объект средне-профессионального образования, 24 объекта культуры (в том числе 6 многофункциональных объектов), 6 объектов здравоохранения (в том числе 5 ФАП), 4 объекта спорта, 1 объект социальной поддержки граждан, 3 прочих объекта общего образования.

Среднедушевые номинальные денежные доходы населения в январе-августе 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года возросли на 5,6% и составили 35 761,6 рублей, при этом реальные располагаемые денежные доходы составили 97,1% к соответствующему периоду предыдущего года.

По оценке на 2016 год темп роста среднедушевых денежных доходов населения составит 5,8%. За вычетом обязательных платежей объем реальных располагаемых денежных доходов населения составит 98,5% к 2015 году.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за январь-июль 2016 года составила 56 667,9 рублей с ростом на 6,3% к соответствующему периоду 2015 года. Реальная заработная плата – 97,9% к январю-июлю 2015 года.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на 2016 год оценивается в 58 305 рублей или 98,9% к 2015 году.

В январе-августе 2016 года отмечается стабилизация динамики основных показателей рынка труда. Численность безработных сократилась с 36,9 тыс. человек (январь-август 2015 г.) до 34,3 тыс. человек (январь-август 2016 г.). Уровень общей безработицы за январь-август 2016 г. составил 7,1% и по сравнению с январем-августом 2015 года снизился на 0,2 п.п.

До конца 2016 года уровень общей безработицы снизится до 7,2% (7,3% в 2015 году), уровень зарегистрированной безработицы останется на уровне 2015 года (2,0%).

 

Оценка рисков мировой экономики и динамики мировых товарных рынков

 

В 2016 году сохраняются существенные внешние риски для макроэкономической ситуации в России, такие, как: геополитическая нестабильность, низкие цены на мировых сырьевых рынках, санкционный режим со стороны США, Евросоюза и других стран при ответных экономических мерах со стороны России.

Рост мировой экономики в период до 2019 года не восстановится до докризисных значений, а закрепится на среднегодовом уровне 3,4% по паритету покупательной способности, что заметно ниже среднегодовой динамики в последний десятилетний период (5,4%).

Прогнозные оценки роста экономики мира в 2016-2017 годах большинством экспертов пересматриваются в сторону снижения по сравнению с оценками, сделанными в начале года. Так, Международный валютный фонд (МВФ) снизил прогноз прироста мирового ВВП в 2016 году на 0,2 п.п. (до 3,2%), Еврокомиссия на 0,2 п.п. (до 3%).

Позитивная динамика развитых стран остается фрагментированной: в Еврозоне и Японии по-прежнему не удается в полной мере преодолеть последствия финансового кризиса. В группе развитых стран в период до 2019 года лидирующие позиции сохранят США и Великобритания. Европейские страны, после затяжной рецессии, закрепятся на траектории роста с ускорением динамики до 1,6 % ВВП к 2019 году.

Основной фактор, влияющий на европейскую экономику, – это высокая суверенная долговая нагрузка, отягощенные необслуживаемыми кредитами балансы крупнейших европейских банков, большая доля безработного населения. Выход Великобритании из состава Евросоюза повлечет существенное увеличение экономической, политической и институциональной неопределенности. Прямой эффект для России практически отсутствует, но косвенный, в виде увеличения риска девальвации евро, сохраняется. В среднесрочный период динамика роста европейской экономики закрепится в диапазоне 1,4–1,6%.

Экономика Китая будет оставаться на траектории снижения темпов роста валового внутреннего продукта при существенно растущих рисках более сильного падения, как для Китая, так и для мировой экономики. Это может оказать дестабилизирующее влияние на финансовые системы ведущих стран, объемы мировой торговли и динамику цен на ресурсных рынках. Для России в целом и для Республики Саха (Якутия) – это высокий риск снижения цен на энергоносители и металлы.

В прогнозный период ожидается замедление экономики Китая с 6,9% в 2015 году до 5,9% в 2019 году, что будет сдерживать экономический рост стран Азии с формирующимися рынками и иметь негативные последствия для спроса на глобальных рынках ресурсов.

В среднесрочный период в экономике Японии сохранится потенциал роста на уровне 1% в год, поддерживаемый расширением потребления домашних хозяйств, а также расширением инвестиционных ресурсов за счет мягких финансовых условий.

21 июня 2016 г. Евросоюз продлил санкции против России до 31 января 2017 года. В свою очередь, Россия с 29 июня т.г. продлила до 31 декабря 2017 года продуктовое эмбарго, введенное в августе 2014 года в отношении продукции из США, ЕС, Канады, Норвегии и Австралии.

Нефть. Минимальная за последние несколько лет цена на нефть марки Brent была зафиксирована в январе 2016 года (27,1 долл. США/барр.). Основным фактором снижения цен стало отсутствие консенсуса среди членов ОПЕК, которые на встрече в Вене в декабре 2015 г. оставили без изменений квоту на добычу и неформально одобрили значительное превышение запасов. В ходе встречи в июне 2016 года в Вене представители стран-членов ОПЕК также не установили ограничения на предельный уровень коллективной добычи.

С апреля 2016 года наблюдается повышательный тренд нефтяных цен, связанный со следующими факторами:

сокращение добычи в США впервые за несколько лет;

возможность скоординированного снижения добычи ОПЕК и другими странами, в т.ч. Россией. К подобной инициативе уже присоединилось более 15 стран, которые контролируют более 73% рынка добычи нефти;

готовность КНР добиться темпов роста на уровне 6,5-7% в 2016 году.

В связи с вводом в действие с 01 января 2016 года новой классификации запасов углеводородного сырья необходимо отметить, что суммарные геологические запасы месторождений существенно не изменились. При существующих низких ценах на нефть рентабельные запасы составляют 60% от технологических извлекаемых запасов.

В период до 2019 г. ожидается некоторое снижение спроса со стороны стран ОСЭР (с 45,9 до 45,2 млн баррелей в день к 2019 году). Спрос в других странах Евразии будет медленно увеличиваться. Ключевыми драйверами глобального спроса станут развивающиеся страны с ежегодным ростом спроса около 1,1 млн баррелей в день. В частности, ожидается, что спрос в КНР вырастет в среднем на 0,4 млн баррелей в день,  в Индии — 0,1 млн барреля в день, в других азиатских странах — на 0,2 млн барреля.

 

 

 

Таблица 1

 

Прогноз мировых цен на нефть, долл./баррель

Источник

2015

2016

2017

2018

2019

Минэкономразвития РФ (средняя цена Urals, май 2016г.)

51,2

40,0

40,0

40,0

40,0

Всемирный банк

(средняя цена Brent, WTI, Dubai, июль 2016г.)

50,8

43,0

53,2

59,9

62,7

Международный валютный фонд (средняя цена Brent, WTI,Dubai, август 2016г.)

50,8

43,0

50,6

53,1

54,4

Банк России (средняя цена Urals, сентябрь 2016г.)

51,2

40,0

40,0

40,0

 

Медиана прогнозов по данным Bloomberg (Brent, сентябрь 2016 г.)

50,8

50,0

55,5

62,0

62,5

Текущие форвардные контракты по данным Bloomberg (Brent, сентябрь 2016 г.)

50,8

46,8

49,6

53,4

54,5

 

Уголь. Цены на уголь продолжали снижаться с 2011 года до середины 2016 года, что было связано со слабым спросом и переизбытком предложения. В 2011 году цена на коксующийся уголь составляла более 300 долл. США за тонну, но к 2015 году она упала до менее 75 долл. США из-за мирового перепроизводства и снижения выплавки стали в Китае. С 5 сентября 2016 года цены на твердый коксующийся уголь выросли на 30%. За август месяц стоимость премиальных марок угля на базе FOB в Австралии выросла на 80% — до более $180 за тонну к концу прошлой недели. Значительный рост цен на уголь связан с сокращением добычи в Китае из-за закрытия шахт в ходе реализации политики по снижению избыточных мощностей, а также наводнения в добывающих регионах. Кроме того, в 2015–2016 годах крайне низкий уровень цен на уголь вынудил компании во всём мире сокращать производство. Также важным драйвером роста стало восстановление с начала года цен на металлопрокат, который потянул за собой спрос на руду, а затем и на уголь.

Ожидается, что уровень цен в $180 за тонну коксующегося угля к концу 2016 года снизится до $110–140.

В США и Европе с переходом на чистые виды энергоносители все больше отказываются от угля. Импорт угля в Китае продолжит падать из-за замедления в промышленности, перехода на другие источники энергии и государственной политики ограничения использования угля. В частности, Китай намерен сократить долю угля в потреблении энергии до 62,2% в этом году по сравнению с 64,4% в 2015 году. Снижение потребления угля будет частично компенсировано спросом в Индии и на других развивающихся рынках.

Алмазное сырье. За последние десять лет средняя годовая добыча алмазов в мире сократилась с 160 млн каратов до устойчивого показателя в 130 млн каратов в течение последних трех лет. За тот же период средняя цена за карат выросла почти в три раза, с уровня $60 до $150.

По данным Антверпенского всемирного алмазного центра, по итогам 2015 года движение алмазного сырья (экспорт Антверпена – 96 млн карат или 11,5 млрд долларов США, импорт - 84 млн карат или 11,1 млрд долларов США) по отношению к 2014 году существенно сократилось.

Торговля бриллиантами также показала отрицательную динамику. Антверпен экспортировал 6 млн каратов бриллиантов (-12,9%) на сумму 13,1 млрд долларов США (-8%), импортировал 6,5 млн каратов (-14,7%) на сумму 12,7 млрд долларов США (-11,7%).

Рост цены на алмазное сырье в 2013-2014 годах сказался на рентабельности гранильного производства, а накопившиеся запасы готовой, но нереализованной продукции на складах ограничили потребность новых закупок сырья.

Цены остаются достаточно волатильными. Средняя цена импортируемых Антверпеном алмазов в декабре 2015 года составила 108 долл. США/карат, по итогам июля 2016 года сложилась на уровне  143 долл. США/карат.

В целях стабилизации ситуации на алмазном рынке в 2015 году АЛРОСА была вынуждена снизить цены на алмазное сырье на 15% и сократить объемы реализации. Оценивается, что АЛРОСА в 2016 году будет поддерживать уровень цен по мере восстановления рынка.

Согласно прогнозу АЛРОСА о спросе на алмазы, прогнозируемый рост потребления в США ожидается благодаря увеличению личного располагаемого дохода, который будет расти в зависимости от прогноза роста ВВП страны (ожидаемый темп роста ВВП США в 2016-2019 гг. на уровне +2,2-2,7% в год). В Индии и Китае в 2016-2018 гг. прогнозируется рост спроса на ювелирно-бриллиантовую продукцию, обусловленный ожидаемым ростом среднего класса и увеличивающимся благосостоянием городских жителей. В настоящее время ожидается развитие алмазного рынка в 2018-2019 гг., при этом темп роста спроса и предложения в ближайшие годы будет сбалансированным, что обуславливает отсутствие роста цен на алмазы.

К концу 2018 г. - началу 2019 г. ожидается, что темп роста мирового спроса на алмазы опередит темп роста мирового предложения, что приведет к росту цен на мировом рынке на 1,6%.

Золото. В августе 2016 года цены на золото выросли на 22,2% с начала года, достигая уровней около 1340 долл. США за унцию.

Аналитики Societe Generale повысили прогноз цен на золото в 2016 году до 1 350 долл. США за унцию, Всемирный Банк – до 1 250 долл. США за унцию, Merrill Lynch – до 1 500 долл. США.

 

 

 

Таблица 2

 

Прогноз мировых цен на золото, долл. США за тройскую унцию

Источник

2015

2016

2017

2018

2019

Всемирный банк (июль 2016 г.)

1160

1250

1219

1190

1160

Societe Generate SA (сентябрь 2016 г.)

1160

1350

1325

1300

1300

Bank of America Merrill Lynch (август 2016г.)

1160

1500

1475

1450

1400

Медиана прогнозов по данным Bloomberg (сентябрь 2016г.)

1160

1315

1350

1360

1300

 

 

 

Варианты прогноза социально-экономического развития

Согласно сценарным условиям социально-экономического развития Российской Федерации, в предстоящий 3-летний период цены на нефть будут по-прежнему низкими, а санкции и контрсанкции останутся в силе. Проект прогноза социально-экономического развития России на 2016 год предполагает сохранение сложившейся мировой конъюнктуры, высокой нестабильности мировых цен на энергоносители, колебаний валютных курсов. Согласно базовому сценарию, в 2016 году вновь ожидается дальнейшее сокращение российской экономики на 0,6%. В 2017 году прогнозируется возобновление положительного, хотя и незначительного, роста ВВП в 0,6%. Прогнозируется, что в 2016 году цены на нефть в среднем составят около 40 долларов США за баррель и сохранятся до 2019 года.

Помимо базового сценария, предусмотрены целевой и консервативный сценарии. Согласно консервативному сценарию, сокращение экономики может составить около 2,1% в 2016 году, а в 2017 году сокращение замедлится до 0,4%. В целевом сценарии прогнозируется сокращение экономики на 0,2% в 2016 году, а в 2017 году рост экономики составит 0,4%.

На основе анализа текущей ситуации курс доллара США к рублю предлагается следующий: в 2016 году – 67,5 рублей за доллар США, в 2017 году:  по первому варианту – 65,5 рублей, по второму – 63,6 рублей, в 2018 году: 65,0 рублей и 61,1 рублей, в 2019 году – 64,4 рублей и 58,3 рублей.

Варианты прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) сформированы на основании сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, с учетом складывающейся динамики мирового экономического развития, динамики и прогнозов мировых цен на основные энергетические и сырьевые ресурсы, а также с учетом приоритетов развития Республики Саха (Якутия), определенных стратегическими документами планирования.

Прогноз сценарных условий и основных макроэкономических параметров разработан в составе двух вариантов – базовый сценарий (вариант 1) и  целевой  сценарий (вариант 2).

Базовый сценарий (вариант 1) определяет основные тенденции и параметры развития экономики в условиях реализации существующих внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов.

Данный сценарий предполагает затянувшийся процесс преодоления последствий экономического кризиса, низкий объем бюджетного финансирования. Продолжится реализация начатых крупных инвестиционных проектов, включая строительство газопроводной системы «Сила Сибири» и обустройство Чаяндинского месторождения, как основного проекта, определяющего динамику инвестиций в основной капитал региона. При этом вариант предполагает недостаточную инвестиционную активность частного сектора и доходов населения. В рамках реализации данного сценария масштабы организационной, инновационной и инвестиционной деятельности социально-экономического развития региона будут существенно ограничены.

Базовый сценарий предусматривает сохранение среднегодовой цены на нефть на уровне 40 долларов США за баррель в период 2017 – 2019 годов.

Среднегодовой курс рубля в 2016 году ожидается на уровне 67,5 рублей за доллар США. Вариант предполагает укрепление в среднесрочной перспективе курса национальной валюты до 64,4 рублей за доллар США к 2019 году.

Всплеск инфляции, наблюдавшийся с конца 2014 и в течение 2015 года, был обусловлен рядом факторов, прежде всего, воздействием продовольственных контрсанкций и резким ослаблением рубля, влияние которых на инфляционные процессы ослабнет к концу текущего года. При  низком потребительском спросе ожидается, что инфляция в 2016 году замедлится, но не вдвое – до 7,9%. К 2019 году при стабильном курсе рубля инфляция снизится до 4,7%, то есть чуть выше базового варианта, определенного сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации (104,1%).

Базовый вариант учитывает исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 24.09.2015 №Пр-1936 о снижении тарифов и выравнивании цен (тарифов) на электрическую энергию на Дальнем Востоке до инвестиционно привлекательного уровня и начало их действия с 1 июля 2018 года.

Сценарий предусматривает существующие производственные мощности действующих предприятий и фактически достигнутые уровни объемов добычи полезных ископаемых, а также сохранение цен и спроса на углеводородное сырье, алмазы и уголь на внутреннем и внешних рынках.

Сценарий учитывает реализацию Восточной газовой программы, а также строительство объектов в рамках предусмотренных объемов финансирования федеральных целевых программ, ФАИП, государственных программ Республики Саха (Якутия). Предполагается развитие территории опережающего социально-экономического развития «Кангалассы».

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №№ 596-606, соотношение заработной платы по целевым категориям бюджетной сферы с 2017 по 2018 годы будет исполнено с допустимым отклонением в 5% от плановых показателей Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р). В 2019 году соотношение заработной платы по целевым категориям бюджетной сферы планируется сохранить на уровне 2018 года.

С 2017 года будет наблюдаться положительная динамика роста реальной заработной платы и реальных располагаемых денежных доходов. Полное восстановление реальных располагаемых денежных доходов до уровня 2013 года в прогнозный период не ожидается.

Целевой (вариант 2) базируется на предположении о более позитивной конъюнктуре рынка энергоносителей и частичной отмене экономических санкций с 2016 года.

Данный сценарий основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при улучшении внешнеэкономических условий.

Целевой вариант учитывает исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 24.09.2015 № Пр-1936 о снижении тарифов и выравниванию цен (тарифов) на электрическую энергию на Дальнем Востоке до инвестиционно привлекательного уровня и начало их действия с 1 июля 2017 года.

Сценарий учитывает реализацию Восточной газовой программы, инвестиционных проектов Южной Якутии, создание более двух территорий опережающего социально-экономического развития, индустриальных парков, технопарков. Вариант учитывает дополнительные возможности для финансирования государственных программ за счет федеральных источников.

Ожидается ввод в эксплуатацию новых мощностей горного производства (полиметаллической, сереброрудной), усиление инвестиционной составляющей, повышение эффективности расходования и расширения механизмов привлечения бюджетных средств и внебюджетных ресурсов.

В данном сценарии среднегодовая цена на нефть Urals – 40 долларов США за баррель на весь период соответствует базовому варианту.

Вариант предполагает постепенное укрепление курса национальной валюты до 58,3 рублей за доллар США.

Темпы инфляции будут соответствовать целевым значениям, изложенным в сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации, с замедлением до 4% к 2019 году.

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №№ 596-606, выполнение целевых соотношений заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы. В 2019 году соотношение заработной платы по целевым категориям бюджетной сферы планируется сохранить на уровне 2018 года.

Вариант учитывает полное восстановление реальных располагаемых денежных доходов до уровня 2013 года к 2019 году.

Базовый сценарий (вариант 1) предлагается использовать для разработки параметров государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2017 – 2019 годы.

 

 

 

Таблица 3

 

Исходные условия прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)

 

 

Вариант

2015

факт

2016

оценка

2017

2018

2019

прогноз

Курс доллара (среднегодовой), рублей за 1 доллар США

1

61,3

67,5

65,5

65,0

64,4

2

63,6

61,1

58,3

Инфляция (ИПЦ)

в среднем за год,%

1

111,8

107,9

106,1

105,6

104,7

2

105,5

105,0

104,0


Информация по документу
Читайте также