Расширенный поиск
Постановление Администрации Томской области от 12.12.2014 № 492а
администрация ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ постановление 12.12.2014 № 492а Об утверждении государственной программы «Развитие предпринимательства в Томской области» В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства на территории Томской области, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Администрации Томской области от 03.04.2014 № 119а «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Томской области, их формирования и реализации и о внесении изменения в постановление Администрации Томской области от 22.06.2012 № 237а» ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить государственную программу «Развитие предпринимательства в Томской области» согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Департаменту информационной политики Администрации Томской области (Севостьянов) обеспечить опубликование настоящего постановления. 3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по промышленной политике Резникова Л.М. И.о. Губернатора Томской области А.М.Феденёв УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 № 492а Государственная программа «Развитие предпринимательства в Томской области» Паспорт государственной программы
* Оценка. 1. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы Развитие предпринимательства является одним из приоритетов деятельности власти на федеральном и региональном уровнях. Целью подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», входящей в состав государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», является увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации. Для достижения поставленной цели решается следующая задача – обеспечение доступности финансовой, имущественной, образовательной и информационно-консультационной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства. Цели и задачи подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», входящей в состав государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», нашли отражение в настоящей государственной программе. Государственная программа призвана стать механизмом достижения целей и задач, изложенных в стратегических документах федерального и регионального уровней, в частности, повышения предпринимательской активности и развития малого и среднего предпринимательства. Основанием для разработки государственной программы стали федеральные и региональные законы и нормативные правовые акты, в частности: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»; Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»; Закон Томской области от 7 июля 2009 года № 104-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению, переоформлению и изъятию горных отводов для разработки месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых»; Закон Томской области от 5 декабря 2008 года № 249-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области»; постановление Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 «О Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)». Усиливающаяся конкуренция на глобальных рынках, процессы интеграции российской экономики со странами ЕАЭС, АТЭС, ВТО требуют особого внимания обеспечению конкурентоспособности российского бизнеса, в том числе через развитие институтов и механизмов поддержки бизнеса на федеральном и региональном уровнях, создание благоприятной среды для развития бизнеса. Государственная программа направлена на регулирование отношений в сфере поддержки предпринимательства в Томской области, формирование эффективной системы государственной поддержки предпринимательства, развитие существующих механизмов такой поддержки и внедрение новых подходов к развитию данной сферы экономики в Томской области, а также на обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов (общераспространенных полезных ископаемых) посредством реализации подпрограмм: «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области»; «Развитие сферы общераспространенных полезных ископаемых»; «Обеспечивающей подпрограммы». Обеспечивающая подпрограмма направлена на реализацию государственной программы в части: развития малого и среднего предпринимательства в Томской области; развития промышленности Томской области; развития лесопромышленного комплекса Томской области. Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области. Томская область традиционно входит в число российских регионов-лидеров развития малого и среднего предпринимательства. Регион десять раз (2004 – 2005, 2007 – 2014 годы) признавался победителем федерального смотра-конкурса «Лучший регион в области развития малого и среднего предпринимательства», оценивающего достижения субъектов Российской Федерации по основным показателям развития малого и среднего предпринимательства на тысячу человек населения. В 2007 году Томская область была удостоена премии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации «Золотой Меркурий» в номинации «Регион с наиболее благоприятными условиями для развития малого предпринимательства». В 2004 – 2013 годах по результатам реализации предыдущих региональных программ, мероприятий Министерства экономического развития Российской Федерации, федеральных программ и проектов, программ федеральных институтов развития, международных проектов в области создана инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. Основные элементы инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, действующие на территории Томской области: Фонд развития предпринимательства Томской области (Областной центр поддержки предпринимательства); муниципальные центры поддержки предпринимательства; производственные, инновационные, студенческие бизнес-инкубаторы; Представительство Евро Инфо Корреспондентского Центра; Центр развития экспорта; Центр субконтрактации; Центр кластерного развития; Гарантийный фонд Томской области; микрофинансовые организации; центры молодежного инновационного творчества; Фонд развития малого и среднего предпринимательства ЗАТО Северск; Томский региональный центр инжиниринга; Региональный инжиниринговый центр агропромышленного комплекса Томской области; Промышленный парк – 2 площадки (ул. Березовая и Северная площадка) – (в стадии строительства). Кроме того, к объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Томской области относятся следующие организации: Томская торгово-промышленная палата; офисы коммерциализации научных разработок; Представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; Аграрный центр Томской области; открытое акционерное общество «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск»; центры занятости населения; учебно-деловые и консультационные центры; общественные объединения предпринимателей и т.д. Также в результате реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008 – 2010 годы» и государственной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства Томской области на период 2011 – 2014 годов» разработаны и активно действуют следующие механизмы: поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; информационная и консультационная поддержка в сфере организации и ведения предпринимательской деятельности; мероприятия, направленные на подготовку кадров для сферы предпринимательства; финансовая поддержка деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка сотрудничества с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства; пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности; развитие молодежного предпринимательства. Все это позволило Томской области по основным показателям развития малого и среднего предпринимательства в пересчете на душу населения оставаться одним из лидеров Сибирского федерального округа. Основные показатели сферы малого и среднего предпринимательства даже в кризисный период 2008 – 2009 годов показывали неплохую динамику, что подтверждает выводы о поступательном развитии данной сферы экономики Томской области. Можно отметить, что в 2010 году отмечено падение показателей численности малых предприятий, связанное с последствиями влияния глобального экономического кризиса, однако в этот период отмечен рост числа индивидуальных предпринимателей и средних предприятий в Томской области. Этот процесс не носил катастрофического характера, что, по мнению экспертов, связано в том числе с широким набором реализуемых мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Показатели состояния малого и среднего предпринимательства Томской области в 2008 – 2013 годы приведены в таблице 1. Таблица 1 Показатели состояния малого и среднего предпринимательства Томской области в 2008-2013 годы
Вместе с тем, законодательные инициативы, инициированные Министерством финансов Российской Федарации, по повышению страховых взносов для организаций малого и среднего предпринимательства вместе с последующим повышением налогов для индивидуальных предпринимателей привело к сокращению числа индивидуальных предпринимателей и малых предприятий по всей России, коснувшись и Томской области. Можно говорить, что снялись с учета индивидуальные предприниматели, в большинстве своем нерегулярно осуществляющие предпринимательскую деятельность, либо перерегистрировались в юридические лица. Результаты исследований последних лет свидетельствуют, с одной стороны, о достижении большинства заявленных показателей предыдущих программ и выполнении большинства среднесрочных стратегических целей и задач в развитии малого и среднего бизнеса, с другой – об изменившихся условиях деятельности малых и средних предприятий, наметившихся трудностях привлечения кадров для этой категории хозяйствующих субъектов, связанных с изменением предпочтений большой части молодежи. Так, по результатам исследований можно сказать, что не только в Томской области, но и в России в целом в молодежной среде наметилась тенденция выстраивания будущей карьеры с прицелом на трудоустройство на государственную службу либо в государственные корпорации. Это связано с видимой стабильностью данной сферы экономики России, а также заложенных в природе предпринимательской деятельности рисках. Решением этой проблемы должен стать комплекс мер государственной поддержки, направленный на стимулирование создания новых субъектов предпринимательской деятельности, повышение положительного имиджа предпринимательской деятельности, а также популяризацию предпринимательской деятельности и вовлечение молодых людей в эту сферу экономики. В качестве основного механизма развития сферы предпринимательства, формирования предпринимательских компетенций молодежи рассматривается предпринимательская среда как совокупность сообществ предпринимателей и инфраструктуры поддержки. Необходимо продолжить развитие системы сообществ молодых предпринимателей и организации мероприятий, направленных на развитие коммуникаций, деловых связей на уровне региона, страны, мира. В совокупности с созданной инфраструктурой, сетью партнеров и инструментами поддержки малого и среднего предпринимательства, развитие молодежного предпринимательства и популяризация идеи предпринимательской деятельности могут стать новым импульсом развития предпринимательства региона. Значительная часть организаций малого и среднего предпринимательства отмечают рост конкуренции на внутреннем рынке, его насыщение импортными и российскими товарами (в том числе из стран – участниц Таможенного союза и стран-членов ВТО). Особенно заметны эти тенденции на рынках непродовольственных товаров, работ и услуг в секторе B2B. В этих условиях одна из задач региональной власти, организаций инфраструктуры развития предпринимательства максимально облегчить условия ведения бизнеса в регионе, снизить административную, организационную и финансовую нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства. Опыт стран, являющихся лидерами в области развития предпринимательства, показывает, что это связано не только с институциональными условиями ведения бизнеса, но и с наличием профессиональной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развитым информационным полем этой сферы экономики, активной системой поддержки предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Развитие региональной системы поддержки бизнеса Томской области, создание и повышение эффективности действующих элементов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются одними из самых важных задач для обеспечения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства. Это направление может и должно быть дополнено активной политикой региональных властей по продвижению продукции, работ и услуг сектора малого и среднего предпринимательства на новые рынки. Заявленные на федеральном уровне приоритеты развития экономики, задачи увеличения доли несырьевого экспорта в экспорте страны, а также курс на модернизацию и инновационное развитие делает актуальными информационную, консультационную и образовательную поддержку для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также создание условий для трансфера технологий и кооперации с мировыми технологическими лидерами в отдельных отраслях экономики, приоритетных для страны и региона, содействие продвижению российской продукции на международные рынки. Сегодня в регионе действует система специализированных сервисов для экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, органично дополняющих друг друга. В рамках системы экспортно-ориентированные субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить поддержку в части формирования и продвижения инвестиционных предложений; содействия в участии в выставках, круглых столах, бизнес-встречах, других международных мероприятиях; приведения продукции в соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта/импорта товаров, работ и услуг (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения); заключения экспортных/инвестиционных контрактов, проверки контрагентов; других вопросов ведения внешнеэкономической деятельности. Несмотря на создание одной из самых эффективных региональных систем поддержки экспортеров лишь немногим организациям в Томской области, включая инновационные, удалось создать успешный бизнес на международном уровне. Причиной тому не только географическое положение региона, но и отсутствие достаточных финансовых, информационных и человеческих ресурсов, требуемых для выхода на внешний рынок. Для ослабления влияния таких причин необходимо продолжать развивать инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляющую специализированные высококачественные услуги для экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в Томской области и создающую условия для обеспечения выхода малого и среднего предпринимательства на межрегиональные и международные рынки. Кроме того, в рамках Программы необходимо реализовывать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня сотрудников, топ-менеджеров таких экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, а также обеспечение привлечения профессиональных консультантов для решения тех или иных локальных задач. Еще одним фактором развития малого и среднего бизнеса может стать более полное освоение внутреннего рынка. Несмотря на то, что конкуренция на внутреннем рынке в последнее время обострилась, в России и в Томской области, в частности, отмечается достаточно высокий потребительский потенциал населения. Интенсивный рост потребления в последние годы не до конца преодолел значительный разрыв в масштабах и качестве потребления населения между Россией и развитыми странами. По уровню потребления Россия отстает не только от лидеров (США в 2,8 раза и Германии в 1,9 раза), но и, например, от южноевропейских стран (Португалии в 1,4 раза и Испании в 1,7 раза). Это позволяет сделать вывод о существовании потенциала дальнейшего развития потребительского рынка при условии предоставления сбалансированного по цене и качеству предложения товаров, работ и услуг, который может стать одним из факторов регионального экономического роста при условии: повышения производительности труда в организациях малого и среднего бизнеса, которое должно стать основой для повышения доходов населения без потери конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства; снижения уровня социальной дифференциации потребителей, «вовлечения» в сферу качественного потребления новых социальных групп как за счет повышения их доходов, так и за счет расширения спектра предоставляемых услуг. Для этого в государственной программе необходимо сделать акцент на повышение конкурентоспособности «растущих» организаций, модернизацию производств действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, с целью создания высокопроизводительных рабочих мест, в том числе для замещения имеющихся низкопроизводительных. Одним из препятствий в модернизации и развитии действующих субъектов малого и среднего предпринимательства называется ограниченный доступ к финансовым ресурсам. В регионе создана и действует система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе стартующих, через предоставление субсидий из областного бюджета, предоставление поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства по кредитам, банковским гарантиям, которые они привлекают в банках для развития собственного бизнеса. Для повышения эффективности мер финансовой поддержки необходимо внедрение новых финансовых механизмов поддержки. К таким механизмам можно отнести создание в регионе Фонда поддержки франчайзинга и Фонда прямых инвестиций, которые будут охватывать как стартующих субъектов малого и среднего предпринимательства, так и действующих. По оценкам российских и зарубежных экспертов в сфере развития бизнеса сегодня в Томской области в целом создана достаточно эффективно работающая региональная система развития сферы малого и среднего предпринимательства. Однако в динамично меняющемся мире требуется постоянное повышение квалификации и освоение новых компетенций специалистами малых и средних предприятий, индивидуальными предпринимателями и их наемными работниками. Развитие хорошо зарекомендовавших форм обучения и повышения квалификации, изучение лучших практик и постоянный обмен опытом станет еще одной задачей государственной программы. В ходе реализации государственной программы необходимо учитывать особенности сферы малого и среднего предпринимательства, регулярно пересматривать реализуемые меры государственной поддержки с учетом их эффективности влияния на сферу и востребованности у субъектов малого и среднего предпринимательства, разрабатывать и внедрять новые более эффективные меры. Указанные проблемы в области развития малого и среднего предпринимательства будут решаться в рамках государственной программы посредством решения задач в рамках подпрограммы 1. По результатам реализации государственной программы при условии сохранения макроэкономической стабильности развития Томской области ожидается рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Томской области с 43,5 ед. в 2013 году до 48 ед. к 2020 году. При этом рост оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями должен увеличиться с 183,7 млрд. руб. в 2013 году до 199,5 млрд. руб. в 2020 году. Развитие промышленности Томской области По итогам 2013 года в обрабатывающих производствах сосредоточено более 15% от общего количества высокопроизводительных рабочих мест в Томской области, а производительность труда (выработка на 1 занятого в год по отгрузке) составила 2,6 млн. руб./чел. Развитие промышленности Томской области в период реализации государственной программы будет направлено на обеспечение на территории Томской области высоких темпов роста объемов производства, вывод на российские и зарубежные рынки инновационной продукции, замещение импортной продукции и перевод на этой основе промышленного производства в стадию промышленного роста по следующим видам экономической деятельности: производство нефтепродуктов; химическое производство; производство резиновых и пластмассовых изделий; металлургическое производство и производство готовых металлургических изделий; производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство прочих неметаллических минеральных продуктов (в части производства стеклотары). Для вывода промышленности Томской области на более высокий уровень развития необходимо обеспечить: 1. Оптимизацию структуры промышленности области: создание условий для преобладания экономически эффективных высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках продукции. 2. Концентрацию мер государственной поддержки на стимулировании: инновационных, наукоемких, ресурсосберегающих технологиях для выпуска высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленной продукции; технологий, обеспечивающих охрану и защиту окружающей среды, в том числе малого и среднего предпринимательства. 3. Удовлетворенность государственных потребностей и потребностей населения области в высококачественной продукции, а также стимулирование импортозамещения. 4. Создание условий подготовки квалифицированных кадров для промышленного производства. 5. Обеспечение занятости населения, создание и качественное обновление существующих рабочих мест. 6. Создание условий формирования кластеров в приоритетных секторах экономики. По результатам реализации государственной программы при условии сохранения макроэкономической стабильности развития Томской области ожидается рост числа высокопроизводительных рабочих мест с 9 570 раб. мест в 2013 году до 13 606 раб. мест к 2020 году и увеличение производительности труда с 105,0% к 2011 году в 2013 году до 167,0 % к 2011 году в 2020 году. Положительные темпы роста количества высокопроизводительных рабочих мест и производительности труда обеспечиваются реализацией инвестиционных проектов, финансируемых из внебюджетных источников: «Модернизация производства кабельно-проводниковой продукции в резиновой изоляции» (инициатор и инвестор – ЗАО «Сибкабель»); «Реконструкция и техническое перевооружение производства формалина и карбамидоформальдегидных смол» (инициатор и инвестор – ООО «Сибметахим»); «Реконструкция и техническое перевооружение производства формалина и карбамидоформальдегидных смол» (ООО «Томскнефтехим»); «Модернизация и технологическое развитие ЗАО НПФ «Микран» – 1-я очередь» (срок реализации 2010 – 2018 годы). В 2014 году начата загрузка мощностей нового цеха на ЗАО «ТОМЗЭЛ в рамках реализации проекта «Цех по производству электроники ЗАО «ТОМЗЭЛ». Строительство». В рамках федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 – 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 809, федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2012 № 187-4, продолжается реализация проектов, направленных на модернизацию высокопроизводительных рабочих мест и увеличение производительности труда в организациях г. Томска, в том числе: «Реконструкция и техническое перевооружение действующего производства ОАО НПЦ «Полюс» для изготовления встроенных модульных пассивных элементов для систем бортовой и промышленной радиоэлектроники и вторичных источников питания». Во исполнение распоряжения Губернатора Томской области от 29.01.2014 № 9-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2014 году на территории Томской области долгосрочной государственной экономической политики» разработан проект распоряжения Губернатора Томской области «Об утверждении Перспективного плана создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест и увеличения производительности труда на территории Томской области до 2020 года». Проект предусматривает мероприятия по достижению целевых показателей. В настоящее время вопросы в сфере промышленной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого развития предприятий и иных организаций всех форм собственности на территории Томской области, регулируются Законом Томской области от 5 апреля 2005 года № 55-ОЗ «О промышленной политике в Томской области». 07.10.2014 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации». Проект федерального закона носит основополагающий консолидирующий характер. В документе определено участие государства в экономике как действующего субъекта, государственного предпринимателя и инвестора, ответственность за реализацию промышленной политики возложена непосредственно на органы государственной власти всех уровней. После утверждения федерального закона планируется разработка областного закона, где будут учтены вопросы реализации промышленной политики в регионе. Развитие лесопромышленного комплекса Томской области Лесопромышленный комплекс Томской области характеризуется наличием большого количества организаций малого и среднего бизнеса на фоне единичных крупных структур. На долю деревообработки в структуре обрабатывающей промышленности приходится 6%, в общей структуре экономики области – 2,5%. Основные виды продукции томского ЛПК – древесные плиты ДСП и МДФ, пиломатериалы, а также круглые лесоматериалы, продукция деревообработки, карандаши, топливные пеллеты, деревянная тара и пр. В денежном выражении выпуск товаров лесопромышленного комплекса оценивается в 10 млрд. рублей в год. В объемах томского экспорта доля лесопромышленного комплекса составляет 17% и превышает 100 млн. долларов США в год. В последние годы лесопромышленный комплекс Томской области демонстрирует устойчивое развитие. За 2005 – 2013 годы объем инвестиций в развитие производства составил свыше 27 млрд. рублей. Динамика показателей лесного комплекса Томской области за 2005 – 2013 годы приведена в таблице 2. Таблица 2. Динамика показателей лесного комплекса Томской области за 2005 – 2013 годы
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|