Расширенный поиск

Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.09.2016 № 395-р

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

 

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

от 27 сентября 2016 г. N 395-р

г. Кемерово

 

Об утверждении сводного доклада о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области за 2015 год

 

 

 

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 15 февраля 2013 г. № 138-р «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области»:

 

1. Утвердить прилагаемый сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области за 2015 год, подготовленный департаментом экономического развития Администрации Кемеровской области на основе докладов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2015 год и их планируемых значениях на трехлетний период.

2. Рекомендовать главам муниципальных образований принять меры для обеспечения положительной динамики показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в 2016 году.

3. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области».

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника департамента экономического развития Администрации Кемеровской области Т.В. Неробову.

5. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

 

 

 

Губернатор

Кемеровской области          А.М.Тулеев

 

 

 

 

 

Утвержден

распоряжением Коллегии

Администрации Кемеровской области

от 27 сентября 2016 г. № 395-р

 

 

 

Сводный доклад

о результатах мониторинга эффективности деятельности

органов местного самоуправления городских округов

и муниципальных районов Кемеровской области за 2015 год

 

 

Введение

 

Сводный доклад представляет собой аналитическую информацию о деятельности органов местного самоуправления за отчетный 2015 год и подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

В Кемеровской области оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов находится в компетенции департамента экономического развития Администрации Кемеровской области и осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 15 февраля 2013г. № 138-р «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области»;

постановлением Губернатора Кемеровской области от 4 июля 2011г. №43-пг «Об утверждении Порядка организации и проведения социологических опросов населения Кемеровской области для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районах Кемеровской области в отдельных сферах деятельности»;

постановлением Губернатора Кемеровской области от 4 июля 2011г. № 44-пг «Об утверждении Положения о порядке выделения ежегодных грантов городским округам и муниципальным районам по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год»;

постановлением Губернатора Кемеровской области от 23 января 2014 г. № 3-пг «Об оценке населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Кемеровской области или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению городских округов и муниципальных районов Кемеровской области».

Источниками информации для оценки эффективности являются данные, представленные в докладах глав администраций городских округов и муниципальных районов, статистические данные, аналитические материалы исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, результаты социологического опроса населения, проводимого в муниципальных образованиях Кемеровской области, а также результаты опросов населения с применением IT-технологий.

Учитывая различия в статусе городских округов и муниципальных районов, оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области проводится отдельно среди городских округов и среди муниципальных районов.

Основной целью оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов является определение направлений, требующих приоритетного внимания органов исполнительной власти Кемеровской области и местного самоуправления, формирование перечня мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе выявление внутренних ресурсов, которые необходимо задействовать для обеспечения положительной динамики показателей в плановом периоде.

Проведение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов позволило определить место и вклад каждого муниципального образования в социально-экономическое развитие региона.

 

I. Результаты мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов

 

1. Экономическое развитие

 

Кемеровская область - один из крупнейших промышленных центров страны. По объему отгруженной продукции Кемеровская область занимает 14-е место по России и 2-е по Сибирскому федеральному округу.

Наибольшую долю в общем объеме промышленного производства занимает добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - 48 процентов, металлургическое производство - 17 процентов и производство кокса и нефтепродуктов - 9 процентов.

Кузбасс добывает более половины российского угля, производит десятую часть стали и проката черных металлов, 60 процентов магистральных и все трамвайные рельсы страны.

В 2015 году индекс промышленного производства составил 102,1 процента. Положительную динамику обеспечили добыча полезных ископаемых - 103,1 процента, производство кокса и нефтепродуктов - 104,2 процента, производство машин и оборудования - 121,1 процента, производство пищевых продуктов, напитков и табака - 101,4 процента, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 107,6 процента.

В 2015 году добыто 215,2 млн. тонн угля. Увеличение объемов добычи угля обусловлено ростом добычи в таких организациях, как «Разрез «Кийзасский», ООО «УК «Заречная», ООО «Ресурс», ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», ЗАО «Шахта Беловская».

В химической промышленности освоено производство специальных смол для военно-морского флота на ПО «ТОКЕМ», медицинских препаратов: панкреатина и дротаверина (аналоги препаратов «Мезим» и «Но-шпа»), рибоксина, циннаризина, фуразолидона и нитроксолина - на Анжеро-Судженском химико-фармацевтическом заводе.

Основной задачей пищевой промышленности Кузбасса является создание и внедрение пищевых технологий, которые позволяют производить глубокую переработку сырья, создание продуктов здорового питания, продление сроков хранения пищевых продуктов, использование мелкопорционной упаковки.

Кроме того, продолжается строительство Яйского нефтеперерабатывающего завода, после выхода которого на проектную мощность Кузбасс сможет обеспечить себя высококачественным бензином, дизтопливом, мазутом.

Внешняя торговля играет определяющую роль в экономике Кемеровской области. В Кузбассе создан целый ряд импортозамещающих производств.

Например, в металлургии в 2013 году на ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» освоено производство 100-метровых рельсов для высокоскоростных железнодорожных магистралей. Это позволило ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» стать первым в России и третьим в мире предприятием, выпускающим 100-метровые рельсы. Уже сейчас комбинат поставляет рельсы как в Россию (г. Москва, г. Санкт-Петербург), так и за рубеж - в Германию, Бразилию, Кубу, Латвию, Малайзию. В машиностроении налажен выпуск дизель-гидравлических локомотивов «Сибиряк» на ООО «Сибэлектро» (г. Новокузнецк), целой линейки горно-шахтного оборудования на предприятиях «Анжеромаш», «Юрмаш», «ОМТ», «Электромашина». Осваиваются новые рынки сбыта Северной Африки и Южной Америки, Саудовской Аравии и Китая. ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» является единственным в России производителем трамвайных рельсов. Комбинат поставляет трамвайные рельсы в 20 городов России, а также в Латвию и на Украину.

Продолжилось развитие новых отраслей экономики, таких как добыча газа метана из угольных пластов, нефтепереработка (строительство трех нефтеперерабатывающих заводов), туризм (развитие спортивно-туристического комплекса «Шерегеш»).

В 2015 году кузбасские строители ввели в эксплуатацию более 1 млн. кв. м жилья в Кемеровской области, новоселье в регионе отметили около 21 тыс. семей.

Влияние органов местного самоуправления на уровень и темпы экономического развития муниципальных образований заключается в первую очередь в создании условий и стимулов для привлечения инвестиций, в поддержке предпринимательской активности, в развитии малого и среднего бизнеса, в формировании необходимой для этого инфраструктуры, создании условий для снижения безработицы и административных барьеров.

Безработица в Кемеровской области в 2015 году составила 7,7 процента от уровня экономически активного населения. В среднем за 2015 год численность экономически активного населения составила более 1,3 млн. человек.

Средняя заработная плата кузбассовцев за 2015 год равна 28263 рубля. Нельзя не отметить тот факт, что по сравнению с прошлым годом средняя заработная плата выросла на 5,4 процента.

В 2015 году все пенсии и пособия выплачивались на территории Кузбасса в срок и в полном объеме. Сохранены все социальные выплаты и льготы, более того, повышен размер ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям при рождении третьего или последующего ребенка.

 

1.1.  Развитие малого и среднего предпринимательства

 

Для повышения уровня экономического развития территорий Кемеровской области создаются условия для привлечения инвестиций, поддержки предпринимательской активности, в том числе в развитии малого и среднего бизнеса, формирования необходимой для этого инфраструктуры, создания условий для снижения безработицы и административных барьеров.

Во всех муниципальных районах и городских округах Кемеровской области разработаны и реализуются муниципальные программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Все вышеперечисленное тесно взаимосвязано с мероприятиями государственной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области» на 2014-2018 годы.

Общее число малых предприятий (без микропредприятий) в Кемеровской области за 2015 год, по данным Статрегистра, составляет 3279 единиц.

За 2015 год оборот малых предприятий по оценке в действующих ценах (без НДС, акциза и других обязательных платежей) составил более 163 млрд. рублей.

На развитие Кемеровской области малыми предприятиями Кузбасса в 2015 году было направлено 9,9 млрд. рублей инвестиций (6,1 процента от инвестиций в основной капитал по области).

Оборот розничной торговли малых предприятий сложился в размере 34 млрд.рублей, из него более 98 процентов обеспечили предприятия по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». Оборот общественного питания - 4,5 млрд. рублей.

В 30 муниципальных образованиях наблюдается рост показателя «Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения». Наиболее динамично развивается предпринимательство в Полысаевском (рост на 12,8 процента к 2014 году), Юргинском (на 11,5), Калтанском (на 9,2) городских округах и в Топкинском (на 14,5), Яйском (на 8,3) муниципальных районах. Положительная динамика развития достигнута за счет реализации государственных мер поддержки и создания благоприятных для этого условий в регионе.

Однако в городе Белово и в Гурьевском, Мариинском, Тяжинском муниципальных районах наблюдается отрицательная динамика.

Наиболее существенное снижение (почти на 10 процентов) числа действующих субъектов предпринимательства наблюдалось в Гурьевском муниципальном районе (рисунок 1).

Рисунок 1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц на 10 тыс. человек населения (не приводится)

 

От 150 до 200 единиц - 2 муниципальных образования;

от 201 до 300 единиц - 21;

от 301 до 400 единиц - 10;

свыше 401 единицы - 1.

 

 

Таблица 1. Наибольшее и наименьшее значения числа субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц на 10 тыс. человек населения

 

Городские округа

Муниципальные районы

лидеры

аутсайдеры

лидеры

аутсайдеры

Кемеровский

485

Мысковский

216

Новокузнецкий

366,4

Чебулинский

203,1

Новокузнецкий

399

Краснобродский

210

Прокопьевский

328,98

Яшкинский

202,8

Юргинский

376,7

Тайгинский

159

Кемеровский

328,5

Яйский

197,8

 

Наиболее значительно выросла доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в Березовском (на 12,2 процента к 2014 году), Новокузнецком (на 10,3 процента), Калтанском (на 13,7) городских округах и Мариинском муниципальном районе (на 140). Это является следствием реализации муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, основными задачами которых являются: обеспечение поддержки начинающих предпринимателей, увеличение количества малых и средних предприятий, увеличение количества работающих на частных предприятиях, рост оборота на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Снизилась доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций в Тяжинском муниципальном районе (на 5,3 процента) и Мысковском городском округе (на 5,3) (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей)  всех предприятий и организаций, процентов

 

От 15 до 20 процентов - 5 муниципальных образований;

от 20 до 30 процентов - 19;

свыше 30 процентов - 10.

 

 

Таблица 2. Наибольшее и наименьшее значение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, процентов

 

Городские округа

Муниципальные районы

лидеры

аутсайдеры

лидеры

аутсайдеры

Киселевский

42,9

Ленинск-Кузнецкий

19,4

Ленинск-Кузнецкий

46,9

Тисульский

24,9

Прокопьевский

33,5

Мысковский

17,8

Топкинский

46,2

Беловский

21,5

Осинниковский

32,5

Краснобродский

16,5

Мариинский

44,4

Чебулинский

19,9

 

Численность занятых на предприятиях малого бизнеса составила почти 102 тыс. человек, из них 93,7 процента работают на постоянной основе. На условиях вторичной занятости привлечено 6,4 тыс. человек (по совместительству 2,8 тыс. человек, по договорам гражданско-правового характера 3,6 тыс. человек).

Одним из важнейших мероприятий государственной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области» на 2014-2018 годы является предоставление муниципальным образованиям субсидий для реализации отдельных мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Устойчивость развития малого предпринимательства на территории Кемеровской области обеспечивается поддержкой со стороны органов местного самоуправления. Около 900 предпринимателей получили финансовую поддержку в виде грантов на открытие собственного дела, субсидий на приобретение оборудования, оборотных средств, аренду помещений.

Новой мерой поддержки стало установление налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения и на основе патента. Данные налоговые льготы действуют до 2021 года.

Кроме того, в Кузбассе для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, снизили налоговую ставку с 6 до 3 процентов, указанная мера направлена на поддержку малого производственного бизнеса по 17 видам деятельности и социального предпринимательства.

Всего в Кемеровской области действуют 4 бизнес-инкубатора. На общей площади более 3000 кв. м размещено 67 резидентов из числа начинающих предпринимателей. Для них предоставляется льготная аренда офисов и производственных помещений, бесплатная оргтехника, услуги бухгалтера и юриста, проводится обучение и консультации.

В 2015 году на реализацию мероприятия по грантовой поддержке начинающих предпринимателей было направлено более 133,3 млн. рублей. В результате 343 субъекта малого и среднего предпринимательства получили государственную поддержку на открытие бизнеса.

207 субъектов малого и среднего предпринимательства получили финансовую поддержку на модернизацию оборудования в ходе реализации мероприятия по субсидированию затрат на приобретение оборудования в сумме 83,4 млн. рублей.

В целях финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области АО «МСП Банк» (дочерняя структура Внешэкономбанка) и банками-партнерами разрабатываются и предлагаются специальные банковские продукты.

Также осуществляется предоставление микрозаймов Государственным фондом поддержки предпринимательства Кемеровской области. Микрозаймы предоставляются в размере до 3 млн. рублей на срок до 3 лет под 10 процентов годовых.

На базе Кузбасского технопарка созданы и работают бизнес-инкубатор и производственно-лабораторный корпус «Экология и природопользование».

В 2015 году были созданы 2 центра поддержки деятельности малого и среднего предпринимательства:

1) региональный интегрированный центр, который призван содействовать установлению деловых контактов и выводу продукции кузбасских предпринимателей на межрегиональный и международный рынки;

2) центр инноваций социальной сферы, задача которого - содействие развитию предпринимательства в социальной сфере.

В 2015 году продолжается реализация мероприятий по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность: профильное обучение, в ходе которого молодые люди приобретают навыки ведения бизнеса, отбор перспективных предпринимательских идей, поддержка начинающих молодых предпринимателей на первых этапах хозяйственной деятельности предприятий, создание коммуникационных, консультационных площадок для молодых предпринимателей, популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи. На эти цели направлено 7,2 млн. рублей из областного и федерального бюджетов.

3670 молодых людей в возрасте 16-30 лет приняли участие в мероприятиях по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность. По итогам молодыми людьми создано 64 новых субъекта предпринимательства, 5 лучших молодых предпринимателей награждены губернаторскими грантами в сумме 200 тыс. рублей каждый. Также организована работа информационного портала по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области (www.dprpko.ru).

В целях развития малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления необходимо:

поддерживать развитие предпринимательства в рамках муниципальных программ развития;

развивать инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства;

оказывать информационную, консультационную и методическую помощь субъектам малого предпринимательства при организации и ведении бизнеса.

 

1.2. Инвестиции

 

Решение задач обеспечения достойного уровня жизни населения региона и выполнения социальных обязательств напрямую зависит от наполняемости доходной части бюджета, собираемости налогов, расширения налогооблагаемой базы, что возможно лишь в результате согласованной экономической политики и устойчивого экономического роста, который может обеспечить привлечение инвестиций и создание новых высокопроизводительных рабочих мест.

В 2015 году в Кемеровской области отмечается отрицательная динамика в инвестиционной сфере. Объем инвестиций в основной капитал составил 162,1 млн. рублей и уменьшился на 38,1 процента относительно 2014 года.

Лидером по объему инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств, является Прокопьевский муниципальный район, где на 1 жителя приходится 318,8 тыс. рублей инвестиций. Также лидерами среди муниципальных районов являются Яйский (302,3 тыс. рублей) и Новокузнецкий (285,6). Среди городских округов - Полысаевский (122,7), Краснобродский (97,8) и Кемеровский (52,2).

Самая низкая инвестиционная активность (11,7 тыс. рублей на одного жителя) зафиксирована в Анжеро-Судженском городском округе (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека в муниципальных образованиях, тыс. рублей (не приводится)

 

От 10 до 50 тыс. рублей - 22 муниципальных образования;

от 51 до 100 тыс. рублей - 5;

от 101 до 200 тыс. рублей - 4;

от 201 до 300 тыс. рублей - 1;

свыше 301 тыс. рублей - 2.

 

Таблица 3. Наибольшее и наименьшее значение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека в муниципальных образованиях, тыс. рублей

 

Городские округа

Муниципальные районы

лидеры

аутсайдеры

             лидеры           

аутсайдеры

Полысаевский

122,7

Прокопьевский

16

Прокопьевский

318,8

Гурьевский

19,6

Краснобродский

97,8

Тайгинский

11,8

Яйский

302,3

Крапивинский

15,8

Кемеровский

52,2

Анжеро-Судженский

11,7

Новокузнецкий

285,6

Ижморский

13,3

 

Рисунок 4. Группировка муниципальных образований по динамике инвестиций, единиц (не приводится)

 

В регионе создана база данных по 410 инвестиционным площадкам. Формируется инфраструктура поддержки субъектов инвестиционной и инновационной деятельности. Созданы Центр кластерного развития, Региональный центр инжиниринга, Региональный интегрированный центр и Центр инноваций социальной сферы. Созданы зоны экономического благоприятствования - 3 промышленно-производственного и 1 туристско-рекреационного типов, на которых инвестор, реализующий проекты, получает участок, полностью обеспеченный инженерной инфраструктурой. В Кемеровской области сформирована и действует комплексная система нормативных правовых актов, которая гарантирует предоставление государственной поддержки субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности.

В соответствии с указанными правовыми актами инвестиционным, инновационным компаниям Кемеровской области предоставляются следующие льготы и преференции:

снижение региональной части налога на прибыль с 18 до 13,5 процента;

освобождение от уплаты налога на имущество;

субсидии для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, взятым на инвестиционные проекты;

субсидии в части понесенных затрат, связанных с разработкой проектной документации, прохождением государственной экспертизы;

нефинансовые меры государственной поддержки (в том числе оказание организационной, информационной и консультационной помощи).

Значимым событием 2015 года, направленным на приток инвестиций в регион, было подписание комиссией Фонда развития моногородов соглашения о софинансировании расходов Кемеровской области в целях реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в этих городах. В соответствии с ними государственная поддержка моногородов Анжеро-Судженска и Юрги из средств федерального бюджета составляет 1,5 млрд. рублей.

В октябре 2015 года для получения государственной поддержки по моногородам Калтану, Киселевску, Таштаголу заключены генеральные соглашения о сотрудничестве с некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов».

Для реализации мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в Кузбассе, действует совет по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области, назначен инвестиционный уполномоченный в Кемеровской области. Во всех 34 муниципальных образованиях в целях реализации мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в Кузбассе, назначены инвестиционные уполномоченные, которые регулярно проводят личные приемы представителей субъектов инвестиционной деятельности, также организован прием обращений по телефону и сети «Интернет».

В состав членов совета с правом решающего и совещательного голоса включены главы крупных моногородов, в которых созданы зоны экономического благоприятствования, члены экспертной группы по мониторингу внедрения регионального инвестиционного стандарта в Кемеровской области, представители предпринимательского сообщества, эксперты от институтов развития, сферы науки и инноваций, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти. С мая 2015 г. заседания совета проводятся в открытом режиме - организована онлайн-трансляция в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации Кемеровской области и инвестиционном портале Кемеровской области.

В целом общий объем господдержки за период работы совета с 2009 по 2015 годы составил 2,99 млрд. рублей.

С 2014 года создано специализированное агентство по привлечению и защите инвестиций, которое работает по принципу «одного окна»: оказывает консультации, юридическую помощь, помогает получать разрешения и согласования (индивидуально сопровождает инвестора с момента его обращения до фактической реализации инвестиционного проекта). Все услуги агентства предоставляются бесплатно.

На основе государственно-частного партнерства в г. Новокузнецке ведется работа по созданию частного индустриального парка «Кузнецкий» общей площадью 41,42 гектара, специализирующегося на производстве горно-шахтного, горно-обогатительного и энергоэффективного оборудования.

В целях дальнейшего развития научной составляющей угольной отрасли в регионе в июле 2015 г. создан единственный в России федеральный исследовательский центр угля и углехимии, создан инновационный территориальный кластер «Комплексная переработка угля и техногенных отходов».

С 2014 года в регионе реализуется общероссийский проект «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации». По итогам 2015 года Кемеровская область заняла 21-е место в общем рейтинге российских регионов, 1-е место по Сибирскому федеральному округу и вошла в группу регионов с комфортными условиями ведения бизнеса.

Земельный налог является одним из главных источников пополнения местного бюджета.

Самая значительная доля земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, сложилась в Ижморском муниципальном районе - 91,2 процента. Значительна доля площадей земельных участков, являющихся объектом налогообложения земельным налогом, - в Таштагольском (89,3 процента) и Прокопьевском (88,2) муниципальных районах и в Новокузнецком (84,6), Осинниковском (74,4), Полысаевском (72,3) городских округах.

Доля площадей земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, к уровню 2014 года увеличилась во всех 34 муниципальных образованиях. Стоит отметить значительный рост показателя в Прокопьевском муниципальном районе, его значение увеличилось почти в 6 раз, а также почти в 3 раза увеличилось значение показателя в городе Тайге.

Очень низкая доля земельных участков оформлена в собственность в Тяжинском муниципальном районе(37,6 процента)(рисунок 5).

 

Рисунок 5. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади муниципального образования, процентов (не приводится)

 

От 5 до 20 процентов - 2 муниципальных образования;

от 21 до 50 процентов - 5;

от 51 до 80 процентов - 16;

от 81 до 90 процентов - 9;

свыше 91 процентов - 2.

 

Таблица 4. Наибольшее и наименьшее значение доли площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади муниципального образования, процентов

 

Городские округа

Муниципальные районы

лидеры

аутсайдеры

лидеры

аутсайдеры

Новокузнецкий

84,6

Тайгинский

20,8

Тисульский

93

Гурьевский

67,7

Осинниковский

74,4

Киселевский

20

Ижморский

91,2

Чебулинский

55,5

Полысаевский

72,3

Междупеченский

6,2

Таштагольский

89,3

Тяжинский

37,6

 

Органам местного самоуправления необходимо:

совершенствовать работу по поддержке и сопровождению инвестиционных проектов по принципу «одного окна»;

разработать механизм предоставления потенциальным инвесторам в аренду земельных участков в границах муниципального образования, в том числе оказания поддержки в части предоставления на льготных условиях земельных участков под объекты недвижимости, доступа к энергетическим ресурсам и другие меры;

содержать в актуальном состоянии интернет-порталы муниципальных образований Кемеровской области;

проводить активную работу по выявлению инвестиционных ниш, потенциально возможных к реализации на территории муниципальных образований Кемеровской области.

 

1.3. Сельское хозяйство

 

Положительные результаты достигнуты в финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций. Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в 2015 году в среднем по Кемеровской области составила 91 процент от их общего числа и к уровню 2014 года выросла на 5 процентных пунктов.

Завершили год с прибылью все сельхозпредприятия в Прокопьевском, Крапивинском, Гурьевском, Тисульском и Кемеровском муниципальных районах. Рост прибыльных предприятий определен в Беловском, Ижморском, Ленинск-Кузнецком, Мариинском, Новокузнецком, Промышленновском, Чебулинском, Юргинском, Яйском и Яшкинском муниципальных районах (рисунок 6).

Сельскохозяйственным производителям и предприятиям пищевой промышленности удалось увеличить объемы производства, что связано с процессами импортозамещения.

Агропромышленный комплекс Кемеровской области в 2015 году, невзирая на неблагоприятные погодные условия, продемонстрировал прирост объемов производства продукции растениеводства и животноводства.

На сегодняшний день Кузбасс полностью обеспечивает себя рядом важнейших продуктов - яйцом, хлебом, картофелем, овощами.

 

Рисунок 6. Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем числе сельскохозяйственных организаций муниципального района, процентов (не приводится)

 

От 0 до 50 процентов - 1 муниципальное образование;

от 51 до 80 процентов - 2;

от 81 до 100 процентов - 14.

 

Несмотря на непростые финансовые, экономические и погодные условия, кузбасские хлеборобы вырастили и собрали достойный урожай - более 1,1 млн. тонн зерна - это на 22 тыс. тонн больше, чем в 2014 году. Наибольший вклад в «хлебный миллион» внесли Промышленновский, Ленинск-Кузнецкий, Топкинский районы. Эти три района намолотили более трети всего урожая зерна в области.

Урожайность зерновых культур в среднем по области составила 19,1 ц/га, в 2014 году урожайность была 18,9 ц/га. Самая высокая урожайность зерна за 2015 год была получена в Кемеровском районе (22,6 ц/га). В лидерах также Прокопьевский и Топкинский районы.

В 2015 году собрали 703 тыс. тонн картофеля, что на 17 тыс. тонн больше, чем в 2014 году. Также больше собрали капусты, моркови, свеклы и лука.

Рыбоводство для Кемеровской области является перспективным направлением. Сейчас в Кузбассе действуют 15 хозяйств - производителей рыбы. За 2015 год рыбоводными хозяйствами области выращено более 1,2 тыс. тонн товарной рыбы, 230 тонн рыбопосадочного материала.

Животноводство Кемеровской области развивается по следующими направлениями: скотоводство, свиноводство, птицеводство, коневодство, овцеводство, рыбоводство, пчеловодство.

В Кемеровской области имеется 15 племенных предприятий. Из них 3 племенных завода и 3 племенных репродуктора по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы, 2 племенных завода по разведению свиней: кемеровской и крупной белой породы, 1 племенной репродуктор по разведению свиней породы дюрок, 1 племенной репродуктор по разведению свиней породы ландрас, 2 племенных репродуктора второго порядка по разведению кур и 1 племенное предприятие (региональное) по хранению и реализации семени быков-производителей.

В декабре 2015 года в Промышленновском районе появилась новая организация по племенному животноводству - ОАО «Ваганово» присвоен статус племенной организации по трансплантации эмбрионов крупного рогатого скота.

В Кемеровском районе с 2015 года ведется строительство второй очереди нового животноводческого комплекса на 640 голов.

В Промышленновском районе существует интегрированный комплекс по производству и переработке свинины.

За 2015 год всего произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 134,2 тыс. тонн, что составляет 106,3 процента к уровню 2014 года, валовое производство молока составило 380,7 тыс. тонн - 101,4 процента, получено яиц 1148,4 тыс. штук - 106,1 процента.

Лучшими хозяйствами области по фактическому надою молока на фуражную корову за 2015 год являются предприятия Кемеровского района: СПК «Береговой» - 7483 кг и ООО «Селяна» - 6807 кг.

Наиболее динамично развивающейся отраслью сельского хозяйства является птицеводство. Птицефабрики Кемеровской области специализируются на производстве яйца и мяса птицы. Собственное производство полностью удовлетворяет потребность населения области в яйце.

Лидером по производству яиц является Беловский муниципальный район. В Новокузнецком муниципальном районе активно развивается бройлерное и яичное производство. В городах Новокузнецке и Прокопьевске динамично развиваются предприятия мясного направления, которые включают в себя 2 птицефабрики.

Оценивая нынешнее состояние и перспективы развития овцеводства, можно сказать, что отрасль находится на начальном этапе своего развития.

Поголовье овец и коз к концу 2015 года во всех категориях хозяйств Кемеровской области составило 89,6 тыс. голов. Самыми крупными сельскохозяйственными предприятиями, занимающимися разведением овец, являются Промышленновский и Чебулинский муниципальные районы.

Органам местного самоуправления рекомендуется создавать условия для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства, в том числе:

содействовать эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, освоению заброшенных участков;

продолжать работу по привлечению в отрасль инвестиций и внедрению механизмов государственно-частного партнерства;

поддерживать развитие новых производств и перспективных направлений в сельском хозяйстве, увеличивать число перерабатывающих предприятий;

способствовать расширению рынков сбыта сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей;

осуществлять мероприятия по привлечению, трудоустройству и закреплению молодых специалистов в агропромышленном комплексе.

 

1.4. Дорожное хозяйство и транспорт

 

Формирование современной и эффективной сети автомобильных дорог общего пользования и обеспечение устойчивой ее работы является необходимым условием повышения конкурентоспособности Кемеровской области и роста благосостояния жителей области, что является целью стратегии социально-экономического развития Кемеровской области.

В Кузбассе насчитывается около 22 тыс. км дорог, в том числе федеральных - 499 км, региональных - более 5,5 тыс. км, муниципальных - более 15 тыс. км. По автомобильным дорогам области ежегодно перевозится почти 760 млн. тонн грузов.

В 2015 году дорожниками области проделана большая работа по содержанию и сохранению автомобильных дорог и сооружений. Так, отремонтировано около 120 км автодорог общего пользования, около 450 дворовых территорий, 1400 улиц частного сектора. Выполнен ямочный ремонт - 850 тыс. кв. м площади покрытия, проведена поверхностная обработка около 500 тыс. кв. м дорожного полотна, обустроено почти 35 км велодорожек, установлено свыше 8 тыс. новых дорожных знаков, обустроено защитными сооружениями 69 остановочных площадок, нанесена горизонтальная дорожная разметка на автодорогах протяженностью около 7 тыс. км.

В 2015 году продолжалось строительство автомагистрали Кемерово - Ленинск-Кузнецкий. В настоящее время начато строительство завершающего участка протяженностью 18 км от села Чусовитино до поворота на город Белово. Также дорожники приступили к капремонту автомобильной дороги Ленинск-Кузнецкий - Прокопьевск - Новокузнецк. Выполнена реконструкция кольцевой развязки на 125-м км дороги, закончены работы на 18 путепроводах, заканчивается проектирование участка в районе села Демьяновка.

В сложных условиях горно-таежной местности дорожники продолжили строительство обхода поселка Каз на автомобильной дороге Кузедеево - Мундыбаш - Таштагол. По проекту необходимо построить участок дороги протяженностью 14,5 км в обход населенного пункта. Обход поселка Каз повысит пропускную способность автомобильной дороги и обеспечит безопасность дорожного движения.

Сегодня уже построен мост через реку Алзынь, заканчивается строительство путепровода через железную дорогу. Ввод дороги запланирован на 2016 год.

В 2015 году начато строительство обхода Мариинска на участке федеральной трассы М-53 «Байкал». Реализация проекта предполагает возведение двух развязок с путепроводами общей длиной более 110 м и моста через реку Кия длиной 285,5 м. Окончание работ запланировано на 2018 год.

Выполнен значительный объем дорожных работ в муниципальных образованиях.

В частности, в областном центре открыты 3 участка дороги по улице Волгоградской, открыт сквозной проезд на проспект Притомский. Также выполнены работы по ремонту на улице Красноармейской, улице Свободы, дороги на рынок «Дружба», улице Сибиряков-Гвардейцев, по автодороге Легковая в Кировском районе оборудовано 9 заездных «карманов» для общественного транспорта. С 1 июля 2015 года в г. Кемерово запущено реверсивное движение на проспекте Советском.

В городе Новокузнецке за рекордные сроки - 2,5 месяца - выполнена реконструкция проспекта Курако. Также обновлены Кузнецкий мост через реку Томь и Листвянское шоссе.

В рамках подготовки к празднованию Дня шахтера в городе Прокопьевске отремонтировано 6 автодорог протяженностью 9,7 км, а вместе с ними реконструированы линии наружного освещения, тротуары, остановки общественного транспорта.

Для обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах с учетом выполненных работ в 2015 году установлено 20 автоматических метеостанций, 71 дорожная видеокамера, 15 электронных информационных табло и 16 электронных дорожных знаков, а также приборы автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Работы по улучшению качества дорожного полотна проведены также в Березовском городском округе, Гурьевском, Новокузнецком, Топкинском и Яйском муниципальных районах.

В результате доля муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности муниципальных дорог общего пользования постепенно сокращается. В 10 муниципальных образованиях все дороги общего пользования местного значения соответствуют нормативным требованиям.

В Калтанском, Тайгинском городских округах и Тисульском муниципальном районе доля дорог, находящихся в неудовлетворительном состоянии, составляет более 40 процентов, в Калтанском, Тайгинском городских округах наблюдается еще и рост этой доли (рисунок 7).

Регулярным транспортным сообщением обеспечены все городские округа и 90 процентов сельских населенных пунктов Кемеровской области.

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного транспортного сообщения, в Новокузнецком муниципальном районе составляет 4,5 процента, в Мариинском муниципальном районе - 2,2 процента, в 7 муниципальных образованиях (Крапивинский, Прокопьевский, Таштагольский, Чебулинский, Юргинский, Яйский муниципальные районы и Мысковский городской округ) численность такого населения не превышает одного процента.

 

Рисунок 7. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, процентов (не приводится)

 

От 0 до 10 процентов - 24 муниципальных образования;

от 11 до 25 процентов - 6;

от 25 до 40 процентов - 1;

от 40 до 53 процентов - 3.

 

Рисунок 8. Группировка муниципальных образований по динамике доли протяженности автомобильных дорог, единиц (не приводится)

 

В целях улучшения качества содержания дорог и дальнейшего развития дорожной сети органам местного самоуправления рекомендуется:

продолжить работу по обеспечению сохранности сети автомобильных дорог и улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети за счет качественного содержания и ремонта;

разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог, обеспечение сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования.

 

1.5. Доходы населения

 

Уровень заработной платы является одним из главных показателей качества жизни населения, который позволяет оценить уровень материального благосостояния людей.

В Кузбассе особое внимание уделяется контролю за своевременной выплатой заработной платы, проводится индивидуальная работа с предприятиями-должниками.

В 2015 году среднемесячная заработная плата по Кемеровской области увеличилась к уровню 2014 году на 5,4 процента и составила 28263 рубля.

Рост заработной платы работников крупных и средних предприятий обеспечен во всех муниципальных образованиях, в том числе более чем на 10 процентов в Краснобродском городском округе (на 14,4 процента), Беловском (на 10,9), Ленинск-Кузнецком (на 13,5), Яшкинском (на 13,7) муниципальных районах (рисунок 9).

 

Рисунок 9. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций в муниципальных образованиях, рублей (не приводится)

 

От 18 тыс. рублей до 20 тыс. рублей - 2 муниципальных образования;

от 21 тыс. рублей до 25 тыс. рублей - 10;

от 26 тыс. рублей до 30 тыс. рублей - 9;

от 31 тыс. рублей до 35 тыс. рублей - 10;

от 36тыс. рублей до 40 тыс. рублей - 3.

 

Согласно статистическим данным наиболее высокая заработная плата отмечается у работников Прокопьевского и Новокузнецкого муниципальных районов и Междуреченского городского округа (свыше 35 тыс. рублей). В 20 муниципальных образованиях среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций находится в интервале от 20 тыс. рублей до 30 тыс. рублей. Минимальная заработная плата сложилась в Чебулинском муниципальном районе (18,7 тыс. рублей) (таблица 5).

 

Таблица 5. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций в муниципальных образованиях, рублей

 

Максимальное значение

Минимальное значение

Прокопьевский МР

39131,8

Юргинский МР

21808,4

Новокузнецкий МР

37827,3

Тяжинский МР

21356,2

Междуреченский ГО

37251

Крапивинский МР

21122,9

Кемеровский ГО

34529,3

Ижморский МР

20073,8

Тайгинский ГО

33405,9

Чебулинский МР

18671,9


Информация по документу
Читайте также