Расширенный поиск

Закон Еврейской автономной области от 31.05.2000 № 188-ОЗ

 

 

 

 

 

                              ЗАКОН

 

                   ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

 

       Действие приостановлено - Закон Еврейской автономной области

                                              от 25.09.2002 № 90-оз

 

           О выборах депутатов представительных органов
        местного самоуправления и выборных должностных лиц
      местного самоуправления в Еврейской автономной области

 

          (В редакции Законов Еврейской автономной области          

            от 25.07.2001 № 291-оз; от 25.09.2002 № 90-оз)

                      

                     Глава 1. Общие положения

 

     Статья 1. Правовая основа проведения выборов депутатов
           представительных органов и выборных должностных
           лиц местного самоуправления

 

     Выборы   депутатов   представительных   органов   и   выборных
должностных   лиц  местного  самоуправления  проводятся  на  основе
Конституции  Российской Федерации, Федерального закона "Об основных
гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие в референдуме
граждан  Российской  Федерации", других федеральных законов, Устава
области,   настоящего  закона,  других  законов  области,  а  также
уставов соответствующих муниципальных образований.
     В  случае  внесения изменений и дополнений в настоящий закон в
период  проведения  избирательной  кампании  по  выборам  депутатов
представительных   органов  и  выборных  должностных  лиц  местного
самоуправления  они  действуют  при  проведении  выборов  депутатов
представительных   органов  и  выборных  должностных  лиц  местного
самоуправления нового созыва.

 

     Статья 2. Основные термины, применяемые в настоящем законе

 

     В настоящем законе используются следующие термины:
     агитационные  материалы  -  печатные,  аудиовизуальные  и иные
материалы,    содержащие    признаки    предвыборной   агитации   и
предназначенные  для  массового  распространения,  обнародования  в
ходе избирательной кампании;
     выборы  - выборы депутатов представительных органов и выборных
должностных лиц местного самоуправления;
     выдвижение   кандидата  -  определение  кандидата  в  депутаты
представительного  органа  или  на должность выборного должностного
лица    местного    самоуправления   по   инициативе   избирателей,
избирательного  объединения,  избирательного  блока,  а  также сбор
подписей    избирателей    в    поддержку   указанной   инициативы,
предусмотренные   федеральным   законом,   законом   области.  Сбор
подписей не проводится в случаях, установленных настоящим законом;
     глава  муниципального образования - выборное должностное лицо,
предусмотренное  уставом  муниципального образования, возглавляющее
деятельность    по   осуществлению   местного   самоуправления   на
территории муниципального образования;
     депутат   -   лицо,  избранное  избирателями  соответствующего
избирательного    округа    в   представительный   орган   местного
самоуправления    на    основе   всеобщего,   равного   и   прямого
избирательного права при тайном голосовании;
     должностное  лицо  местного  самоуправления  - предусмотренное
уставом  муниципального  образования  должностное  лицо, избираемое
согласно    уставу   муниципального   образования   непосредственно
населением  и  наделенное  в  соответствии с уставом муниципального
образования полномочиями по решению вопросов местного значения;
     избирательная   кампания   -   период   со   дня  официального
опубликования  решения  уполномоченного  на  то  должностного лица,
органа  государственной  власти,  органа  местного самоуправления о
назначении  выборов  до  дня официального опубликования результатов
выборов;
     избирательные  комиссии  - коллегиальные органы, формируемые в
порядке  и  в  сроки,  установленные  федеральным законом, законами
области  и  настоящим  законом,  которые  организуют и обеспечивают
подготовку и проведение выборов;
     территориальная    избирательная    комиссия    муниципального
образования    -    избирательная    комиссия,    организующая    и
обеспечивающая    подготовку   и   проведение   выборов   депутатов
представительных   органов  и  выборных  должностных  лиц  местного
самоуправления на всей территории муниципального образования;
     избирательное  право активное (активное избирательное право) -
право    граждан    Российской    Федерации    избирать   депутатов
представительных   органов,   выборных   должностных  лиц  местного
самоуправления;
     избирательное  право пассивное (пассивное избирательное право)
-  право  граждан  Российской  Федерации быть избранными депутатами
представительных  органов,  выборными  должностными лицами местного
самоуправления;
     избиратель   -   гражданин  Российской  Федерации,  обладающий
активным избирательным правом;
     избирательный  блок  -  добровольное  объединение двух и более
избирательных   объединений  для  совместного  участия  в  выборах.
Избирательный блок обладает правами избирательного объединения;
     избирательное    объединение   -   политическое   общественное
объединение  (политическая  партия,  иная политическая организация,
политическое   движение),  которое  создано  и  зарегистрировано  в
соответствии  с  федеральными законами, законами области на уровне,
соответствующем  уровню  выборов,  или  на  более  высоком  уровне.
Политическое  общественное объединение либо изменения и дополнения,
вносимые  в  устав  общественного  объединения в целях придания ему
статуса  политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем
за   год   до   дня   голосования,   а   при   назначении   выборов
законодательного  (представительного)  или  исполнительного  органа
государственной   власти   Еврейской   автономной   области  (далее
области),   органа  местного  самоуправления  в  случае  досрочного
прекращения    полномочий   соответствующего   органа   этот   срок
сокращается  до  шести месяцев. Указанные сроки не распространяются
на  иные  изменения  и  дополнения,  вносимые в устав политического
общественного объединения;
     избирательный   округ   многомандатный   или  одномандатный  -
территория,   которая  образована  в  соответствии  с  федеральными
законами,  законами области и от которой непосредственно гражданами
Российской   Федерации  избираются  один  или  несколько  депутатов
представительного   органа,   выборные  должностные  лица  местного
самоуправления;
     кандидат  - лицо, выдвинутое в установленном настоящим законом
порядке  в  качестве  претендента  на замещаемую посредством прямых
выборов   должность   депутата   представительного   органа,  главы
муниципального  образования,  или  иную должность в органе местного
самоуправления   (далее   -   выборное  должностное  лицо  местного
самоуправления);
     кандидат  зарегистрированный  (зарегистрированный  кандидат) -
лицо,   которое   зарегистрировано   соответствующей  избирательной
комиссией  кандидатом  в депутаты представительного органа местного
самоуправления  или  кандидатом  на  должность главы муниципального
образования  или  иную  должность в органе местного самоуправления,
предусмотренную  уставом  муниципального  образования  и замещаемую
посредством прямых выборов;
     местное   самоуправление   -   признаваемая   и  гарантируемая
Конституцией   Российской  Федерации  самостоятельная  и  под  свою
ответственность  деятельность  населения по решению непосредственно
или   через   органы   местного  самоуправления  вопросов  местного
значения,  исходя  из  интересов населения, его исторических и иных
местных традиций;
     муниципальная  служба - профессиональная деятельность, которая
осуществляется    на   постоянной   основе   в   органах   местного
самоуправления по исполнению их полномочий;
     муниципальное  образование  -  городское,  сельское поселение,
несколько   поселений,   объединенных   общей   территорией,  часть
поселения,  иная населенная территория, предусмотренная Федеральным
законом  "Об  общих принципах организации местного самоуправления в
Российской  Федерации",  законом  области  "Об организации местного
самоуправления  в Еврейской автономной области", в пределах которой
осуществляется   местное   самоуправление,   имеются  муниципальная
собственность,   местный   бюджет   и   выборные   органы  местного
самоуправления;
     наблюдатель   -   лицо,  назначенное  при  проведении  выборов
зарегистрированным    кандидатом,    избирательным    объединением,
избирательным  блоком,  общественным  объединением,  которое должно
быть  создано  и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню
выборов,  или  более  высоком  уровне, а также группой избирателей;
наблюдатель  на выборах уполномочен вести наблюдение за проведением
голосования,  подсчетом  голосов и иной деятельностью избирательной
комиссии  в период проведения голосования, установления его итогов,
определения  результатов  выборов,  включая  действия избирательной
комиссии  по  проверке правильности установления итогов голосования
и определения результатов выборов;
     наблюдатель     иностранный     (международный)     -    лицо,
представляющее    иностранную    или   международную   организацию,
приобретающее  право  на  осуществление наблюдения за подготовкой и
проведением   выборов   в   соответствии  с  установленным  законом
порядком;
     органы   местного  самоуправления  -  представительные  органы
местного   самоуправления  и  выборные  должностные  лица  местного
самоуправления,    избираемые    непосредственно    гражданами   на
территориях,  на  которых  осуществляется  местное самоуправление в
соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными
законами,   Уставом  и  законами  области,  уставами  муниципальных
образований;
     предвыборная   агитация   -  деятельность  граждан  Российской
Федерации,  кандидатов,  избирательных  объединений,  избирательных
блоков,  общественных  объединений,  побуждающая  или имеющая целью
побудить  избирателей принять участие в выборах, а также голосовать
за тех или иных кандидатов или против них.

 

                 Статья     3.     Срок     полномочий    депутатов
            представительных  органов  и  выборных  должностных лиц
            местного самоуправления

 

     1. Срок   полномочий   депутатов  представительных  органов  и
выборных  должностных  лиц  местного самоуправления устанавливается
уставом муниципального образования и не может быть более пяти лет.
     2. Изменение  (увеличение  или  уменьшение)  срока  полномочий
действующего  представительного  органа  местного  самоуправления и
действующих   выборных   должностных  лиц,  указанных  в  пункте  1
настоящей статьи, не допускается.
     3. Нормы  об  изменении  установленного уставом муниципального
образования  срока  полномочий  представительного  органа  местного
самоуправления,  выборных  должностных  лиц,  указанных  в пункте 1
настоящей  статьи, вступают в силу после истечения срока полномочий
действующего   представительного   органа  и  действующих  выборных
должностных  лиц  местного  самоуправления,  а в случаях досрочного
прекращения  полномочий  органа  местного самоуправления и выборных
должностных   лиц   местного  самоуправления  -  после  прекращения
указанных полномочий.

 

     Статья 4. Обязательность периодического проведения выборов

 

     Периодическое  проведение  выборов депутатов представительного
органа  и выборных должностных лиц местного самоуправления является
обязательным  . Выборы назначаются в сроки, установленные настоящим
законом.

 

 

     Статья 5. Назначение выборов

 

     1. Выборы    депутатов   представительного   органа   местного
самоуправления  и  выборных должностных лиц местного самоуправления
назначаются  уполномоченным на то органом местного самоуправления в
связи  с  истечением  сроков полномочий депутатов представительного
органа   и   выборных   должностных  лиц  местного  самоуправления,
установленных уставом муниципального образования.
     2. Выборы  назначаются  на  первое  воскресенье  месяца  после
истечения  срока  полномочий  представительного  органа  и выборных
должностных лиц местного самоуправления.
     3. В   случае   досрочного  прекращения  полномочий  депутатов
представительного   органа,   выборных   должностных  лиц  местного
самоуправления  по  основаниям,  предусмотренным  законом  области,
уставами  муниципальных  образований,  уполномоченный  на  то орган
назначает  выборы  депутатов  представительного  органа  и выборных
должностных  лиц  местного  самоуправления  не позднее чем через 14
дней  со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть
проведено  не  позднее  чем  через 180 дней и не ранее чем через 70
дней  со  дня  принятия  решения  о  назначении  выборов. Решение о
назначении  выборов  должно  быть принято не позднее чем за 65 дней
до   дня   истечения   срока,  на  который  были  избраны  депутаты
представительного   органа,   выборные  должностные  лица  местного
самоуправления.    Указанное    решение    подлежит    официальному
опубликованию  в средствах массовой информации не позднее чем через
5 дней со дня его принятия.

 

     Статья 6. Гарантии своевременного назначения выборов

 

     1. В    случае,    если    уполномоченный    орган    местного
самоуправления  не назначит выборы в сроки, установленные настоящим
законом,  выборы проводятся территориальной избирательной комиссией
муниципального    образования   во   второе   воскресенье   месяца,
следующего   за   месяцем   истечения  срока  полномочий  депутатов
представительного   органа  и  выборных  должностных  лиц  местного
самоуправления,  но не позднее чем через 180 дней со дня досрочного
прекращения   полномочий   депутатов   представительного  органа  и
выборных должностных лиц местного самоуправления.
     При   этом   решение  территориальной  избирательной  комиссии
муниципального  образования  о  проведении  выборов  публикуется не
позднее  чем через 7 дней со дня истечения установленного пунктом 3
статьи   5   настоящего   закона   срока  опубликования  решения  о
назначении выборов.
     2. В    случае,    если    уполномоченный    орган    местного
самоуправления,  а  также  территориальная  избирательная  комиссия
муниципального  образования не назначат в установленный срок выборы
депутатов  представительного  органа  и  выборных  должностных  лиц
местного  самоуправления,  а  также  при отсутствии территориальной
избирательной  комиссии  муниципального образования и невозможности
ее  сформирования, выборы назначаются областным судом по заявлениям
избирателей,   избирательных   объединений,  избирательных  блоков,
представительного    органа    местного    самоуправления,    главы
муниципального  образования,  прокурора  области.  При  этом выборы
организует   и  проводит  временная  территориальная  избирательная
комиссия   муниципального   образования,  которая  формируется  для
подготовки  и  проведения  данных  выборов  избирательной комиссией
области  в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к
составу  избирательной комиссии, установленных настоящим законом, в
течение  7  дней  со  дня  вступления  судебного решения в законную
силу.

 

                 Статья  7. Условие, при котором всеобщие, равные и
            прямые   выборы   в   представительный  орган  местного
            самоуправления не проводятся

 

     Если  уставом  муниципального  образования  в  соответствии  с
Федеральным   законом  "Об  общих  принципах  организации  местного
самоуправления  в  Российской  Федерации"  и  законом  области  "Об
организации   местного   самоуправления   в   Еврейской  автономной
области"    предусмотрена    возможность    осуществления   функций
представительного  органа  местного  самоуправления общим собранием
(сходом)   граждан,   выборы   депутатов  представительного  органа
местного  самоуправления  в  данном  муниципальном  образовании  не
проводятся.

 

     Статья 8. Избирательные права граждан

 

     1. Гражданин  Российской  Федерации, достигший возраста 18 лет
и   постоянно   или   преимущественно   проживающий  на  территории
муниципального     образования,     вправе    избирать    депутатов
представительных   органов  и  выборных  должностных  лиц  местного
самоуправления,   участвовать   в   иных  избирательных  действиях,
предусмотренных настоящим законом и проводимых законными методами.
     2. Гражданин  Российской  Федерации, достигший 21 года, вправе
избираться   депутатом   представительного   органа   или  выборным
должностным лицом местного самоуправления.
     3. Не   имеют  права  избирать  и  быть  избранными  граждане,
признанные  судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда.
     4. Пребывание   избирателя   вне  места  его  постоянного  или
преимущественного   проживания   во  время  проведения  выборов  на
территории  муниципального  образования не может служить основанием
для ограничения его избирательных прав.
     5. Ограничения,     связанные     со     статусом     депутата
представительного  органа,  выборного  должностного  лица  местного
самоуправления,    устанавливаются    федеральными   и   областными
законами.
     6. В   соответствии  с  международными  договорами  Российской
Федерации  и  соответствующими  им  федеральными законами, законами
области  иностранные  граждане, постоянно проживающие на территории
соответствующего  муниципального  образования, имеют право избирать
и  быть  избранными  в  органы  местного  самоуправления  на тех же
условиях, что и граждане Российской Федерации.

 

     Статья 9. Принципы участия избирателей в выборах

 

     1. Избиратели   участвуют   в  выборах  на  основе  всеобщего,
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
     2. Участие   избирателя   в   выборах   является  свободным  и
добровольным.  Никто  не  вправе  оказывать  на  него воздействие с
целью  принудить  его  участвовать  или  не участвовать в выборах и
препятствовать его свободному волеизъявлению.

 

     Статья 10. Принципы   участия   избирательных  объединений,  
избирательных блоков в выборах

 

     1. Избирательные  объединения, избирательные блоки участвуют в
выборах  депутатов  представительных органов и выборных должностных
лиц   местного  самоуправления  на  равных  основаниях  в  порядке,
установленном настоящим законом.
     2. Все   решения   избирательных   объединений,  избирательных
блоков,   связанные   с  их  участием  в  выборах,  принимаются  на
коллегиальной основе.

 

     Статья 11. Органы,  осуществляющие  подготовку  и  проведение  
выборов

 

     1. Осуществление  подготовки  и  проведение  выборов депутатов
представительных   органов  и  выборных  должностных  лиц  местного
самоуправления,  обеспечение реализации и защиты избирательных прав
граждан   Российской   Федерации   возлагаются   на   избирательные
комиссии.
     2. Избирательные   комиссии   в   пределах  своей  компетенции
независимы  от  органов  государственной  власти и органов местного
самоуправления.
     3. Решения  избирательных  комиссий,  принятые  в  пределах их
компетенции,   установленной   федеральными   законами,   настоящим
законом  и  иными законами области, обязательны для государственных
учреждений,    органов    местного    самоуправления,   кандидатов,
избирательных   объединений,   избирательных  блоков,  общественных
объединений, организаций, должностных лиц и избирателей.

 

     Статья 12. Избрание главы муниципального образования собранием 
(сходом) граждан

 

     Если  уставом  муниципального  образования  в  соответствии  с
Федеральным   законом  "Об  общих  принципах  организации  местного
самоуправления  в  Российской  Федерации"  и  законом  области  "Об
организации   местного   самоуправления   в   Еврейской  автономной
области"  функции  представительного органа местного самоуправления
возложены   на   общее   собрание   (сход)  граждан,  выборы  главы
муниципального  образования  могут  осуществляться на этом собрании
(сходе) путем тайного голосования.

 

     Глава II. Образование избирательных округов, избирательных
   участков, регистрация и учет избирателей, составление списков
                            избирателей

 

     Статья 13. Образование избирательных округов

 

     1. Для  проведения  выборов депутатов представительных органов
местного     самоуправления     образуются    одномандатные    либо
многомандатные    избирательные    округа   на   основании   данных
территориальной  избирательной  комиссии муниципального образования
о   численности   избирателей,   зарегистрированных  на  территории
муниципального    образования,    которые   представляются   главой
муниципального  образования  или  иным  уполномоченным  должностным
лицом   (органом)  местного  самоуправления,  а  также  командирами
воинских  частей  не  позднее чем в течение 5 дней после назначения
дня голосования.
     2. При  выборах  главы  муниципального  образования населением
территория     муниципального     образования    является    единым
избирательным округом.
     3. Территориальная   избирательная   комиссия   муниципального
образования   не   позднее  чем  за  70  дней  до  дня  голосования
определяет  схему  образования  избирательных  округов,  в  которой
должны  быть  обозначены  их  границы, перечень населенных пунктов,
входящих   в   каждый   избирательный   округ      случае,   если
избирательный    округ    включает    в   себя   часть   территории
муниципального  образования  или населенного пункта, в схеме должны
быть  обозначены  границы  данной  части  территории муниципального
образования  или  населенного  пункта),  номера  и  центры  каждого
избирательного  округа,  число  избирателей  в каждом избирательном
округе.  Представительный  орган местного самоуправления утверждает
схему  образования  избирательных округов не позднее чем за 60 дней
до  дня  голосования. Если на территории муниципального образования
представительный  орган  местного самоуправления отсутствует или не
принимает   решение   об   образовании   избирательных   округов  в
установленный   настоящим   пунктом   срок,  выборы  проводятся  по
избирательным   округам,   схема   которых   была   утверждена  при
проведении  выборов  депутатов  представительного  органа  местного
самоуправления  прежнего  созыва.  В  случае,  если  прежняя  схема
избирательных   округов   не   соответствует  федеральным  законам,
настоящему   закону,   уставу   муниципального  образования,  схема
избирательных    округов   утверждается   избирательной   комиссией
области.
     4. Избирательные  округа,  образуемые  для  проведения выборов
депутатов  представительного органа местного самоуправления, должны
отвечать следующим требованиям:
     -  примерное  равенство одномандатных избирательных округов по
числу  избирателей  на депутатский мандат в избирательных округах с
допустимым   отклонением   от   средней   нормы   представительства
избирателей  не  более 10 процентов; в труднодоступных и отдаленных
местностях   допустимое   отклонение   не   должно  быть  более  15
процентов.  При  образовании  многомандатных  избирательных округов
соблюдается  примерное  равенство  числа избирателей на депутатский
мандат.    Отклонение    числа    избирателей    в   многомандатном
избирательном    округе    от   средней   нормы   представительства
избирателей,  умноженной  на  число  депутатских  мандатов в данном
округе,  не  может  превышать  10  процентов, а в труднодоступных и
отдаленных   местностях   -   15   процентов   от   средней   нормы
представительства    избирателей.    Перечень   труднодоступных   и
отдаленных местностей устанавливается законом области;
     -   избирательный   округ   образует   единую  территорию;  не
допускается  образование  избирательного  округа  из  не граничащих
между собой территорий.
     5. При    соблюдении    указанных   требований   в   отношении
образования   избирательных   округов  учитывается  территориальное
деление муниципального образования.
     6. Представительный  орган  местного  самоуправления публикует
(обнародует)  схему  образования  избирательных округов, включая ее
графическое  изображение,  не  позднее  чем  через  5 дней после ее
утверждения.  В  случае  утверждения  схемы  избирательных  округов
избирательной   комиссией   области  ее  публикация  осуществляется
данной комиссией в эти же сроки.
     7. В  случае  образования многомандатных избирательных округов
число  мандатов,  подлежащих распределению в этих округах, не может
превышать пяти.

 

     Статья 14. Образование избирательных участков

 

     1. Избирательные   участки   образуются   для   голосования  и
подсчета  голосов избирателей. Избирательные участки образует глава
муниципального  образования  или иной орган местного самоуправления
по   согласованию   с   территориальной   избирательной   комиссией
муниципального  образования  не  позднее  чем  за  30  дней  до дня
голосования,  при этом учитываются местные и другие условия в целях
создания максимальных удобств для избирателей.
     2. Избирательные   участки   образуются   с  учетом  следующих
требований:
     -  из расчета не более 3000 избирателей в каждом избирательном
участке;
     -  границы  избирательных участков не должны пересекать границ
избирательных округов.
     3. Избирательные  участки  могут быть образованы в санаториях,
профилакториях,  домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно
-   профилактических   учреждениях   и   других  местах  временного
пребывания  избирателей,  в труднодоступных и отдаленных местностях
на  территории  муниципального  образования  в  порядке  и в сроки,
установленные  пунктом 1 настоящей статьи; в исключительных случаях
допускается     образование    таких    участков    территориальной
избирательной  комиссией  муниципального образования не позднее чем
за 5 дней до дня выборов.
     4. Военнослужащие  голосуют на общих избирательных участках. В
порядке  исключения  допускается образование избирательных участков
в  воинских  частях,  расположенных  в  обособленных и удаленных от
населенных   пунктов  местностях.  В  таких  случаях  избирательные
участки   образуются   командирами   воинских   частей  по  решению
территориальной  избирательной  комиссии муниципального образования
в сроки, установленные в пункте 1 настоящей статьи.
     Членам  избирательных  комиссий, зарегистрированным кандидатам
и  их  доверенным  лицам, наблюдателям, иностранным (международным)
наблюдателям,  а  также  представителям средств массовой информации
должны  быть  обеспечены  доступ  в  помещения  для  голосования  и
возможность  осуществления  их  прав  в  соответствии  с  настоящим
законом по предъявлении соответствующих удостоверений.
     5. Глава  муниципального  образования  или иной уполномоченный
орган   местного   самоуправления   публикует  (обнародует)  списки
избирательных  участков не позднее чем за 25 дней до дня выборов; в
этих  списках  должны  быть  указаны  границы  и номера участков, а
также   места   нахождения   участковых  избирательных  комиссий  и
помещений для голосования.

 

     Статья 15. Регистрация (учет) избирателей

 

     1. В   соответствии   с   Федеральным   законом  "Об  основных
гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие в референдуме
граждан  Российской  Федерации"  регистрации  (учету)  подлежат все
граждане  Российской  Федерации,  имеющие  право избирать депутатов
представительных   органов  и  выборных  должностных  лиц  местного
самоуправления.
     2. Основанием  для  регистрации  (учета)  избирателей является
факт   постоянного   или  преимущественного  проживания  гражданина
Российской  Федерации  на  территории  муниципального  образования,
который  устанавливается  органами регистрационного учета населения
в   соответствии   с   федеральным  законом,  регулирующим  порядок
реализации   права   граждан   Российской   Федерации   на  свободу
передвижения,  выбор  места  пребывания  и  жительства  в  пределах
Российской Федерации.
     3. Регистрация   (учет)   избирателей   осуществляется  главой
муниципального   образования   либо   иным  уполномоченным  органом
(должностным  лицом)  местного  самоуправления, командиром воинской
части  по  состоянию  на  1  января и 1 июля каждого года. При этом
может     использоваться     государственная     автоматизированная
информационная система регистрации (учета) избирателей.
     4. Органы  исполнительной  власти  области  обязаны  оказывать
необходимое    содействие   органам   местного   самоуправления   и
избирательным  комиссиям  при  регистрации  (учете)  избирателей  и
уточнении сведений о зарегистрированных избирателях.
     5. Избиратель   имеет  право  на  беспрепятственный  доступ  к
документированной  информации  (персональным  данным) о себе, в том
числе  находящейся  на  машиночитаемых носителях, на уточнение этой
информации  в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также
имеет   право   знать,   кем  и  в  каких  целях  используется  или
использовалась эта информация.

 

     Статья 16. Порядок составления списков избирателей

 

     1. Порядок  составления  списков  избирателей  устанавливается
федеральными  законами,  законами  области и уставами муниципальных
образований.   Списки   избирателей  составляются  территориальными
избирательными  комиссиями  на  основе сведений, предоставляемых по
установленной  форме  главой  муниципального  образования или иными
уполномоченными    органами    (должностными    лицами)    местного
самоуправления,    осуществляющими    регистрацию   избирателей   в
соответствии   с   Федеральным   законом   "Об  основных  гарантиях
избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
Российской   Федерации".   Списки   избирателей  -  военнослужащих,
находящихся  в воинской части, членов их семей и других избирателей
в  случае,  если  они проживают на территории расположения воинской
части,  составляются на основе сведений, предоставляемых командиром
воинской    части.    Указанные    сведения    предоставляются    в
территориальные   избирательные   комиссии   непосредственно  после
образования этих комиссий.
     2. Списки  тех  избирателей,  которые в день голосования будут
находиться  в  санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах,
иных  стационарных  лечебно-профилактических  учреждениях  и других
местах  временного  пребывания,  составляются  на основании данных,
предоставляемых  руководителями  этих  учреждений.  Территориальная
избирательная  комиссия, составившая списки избирателей по месту их
временного    пребывания,   направляет   информацию   об   этом   в
территориальную  избирательную  комиссию  по  месту постоянного или
преимущественного проживания таких избирателей.
     3. Списки   избирателей   составляются   отдельно  по  каждому
избирательному участку.
     4. При    составлении    списков    избирателей   используется
государственная     автоматизированная    информационная    система
регистрации (учета) избирателей.
     5. После    обобщения    и    проверки    необходимых   данных
территориальная    избирательная    комиссия    составляет   список
избирателей   по   форме,   утвержденной   избирательной  комиссией
области.
     6. В   списке   сведения   об   избирателях   располагаются  в
алфавитном  или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам,
по   адресам  избирателей).  В  списке  указываются  фамилия,  имя,
отчество,  год  рождения ( в возрасте 18 лет - дополнительно день и
месяц  рождения),  адрес  места  постоянного  или преимущественного
проживания избирателя.
     7. Список   избирателей   составляется   в  двух  экземплярах,
которые  подписываются  председателем  и секретарем территориальной
избирательной   комиссии.   Второй   экземпляр  списка  избирателей
остается   в   территориальной  избирательной  комиссии,  а  первый
передается   по   акту   соответствующей  участковой  избирательной
комиссии  не позднее чем за 25 дней до дня выборов. После получения
списка  участковой  избирательной  комиссией  его подписывают также
председатель  и секретарь участковой избирательной комиссии. Список
избирателей  заверяется  печатями  соответственно территориальной и
участковой избирательных комиссий.
     8. Участковая    избирательная    комиссия   уточняет   список
избирателей  в  соответствии  с  установленным порядком организации
взаимодействия   избирательных   комиссий   с   органами   местного
самоуправления,   учреждениями   и  организациями,  осуществляющими
регистрацию (учет) избирателей.
     9. Исключение  гражданина  из  списка  избирателей  после  его
подписания     председателем     и    секретарем    территориальной
избирательной  комиссии  производится только на основании сведений,
полученных  от  соответствующих органов, осуществляющих регистрацию
(учет)  избирателей. При этом в списке избирателей указывается дата
исключения  гражданина  из  списка  избирателей  и  причина  такого
исключения.   Данная   запись   заверяется   подписью  председателя
участковой избирательной комиссии.
     10. Вносить  какие-либо  изменения  в списки избирателей после
окончания   голосования   и  начала  подсчета  голосов  избирателей
запрещается.

 

     Статья 17. Порядок включения граждан в списки избирателей

 

     1. Граждане   Российской   Федерации,   обладающие   на   день
голосования  активным  избирательным  правом,  включаются  в списки
избирателей.  Гражданин  может  быть  внесен  в  список избирателей
только на одном избирательном участке.
     2. В   списки  избирателей  в  соответствии  с  международными
договорами  Российской Федерации и соответствующими им федеральными
законами,   законами  области  включаются  иностранные  граждане  в
порядке  и  на  условиях,  предусмотренных  настоящим  законом  для
граждан Российской Федерации.
     3. Основанием  для  включения  гражданина в список избирателей
на  конкретном  избирательном участке является факт его постоянного
или    преимущественного    проживания    на    территории    этого
избирательного участка.
     4. Избиратели,   находящиеся  в  день  выборов  в  санаториях,
профилакториях,   домах   отдыха,   больницах,   иных  стационарных
лечебно-профилактических  учреждениях  и  других  местах временного
пребывания,  включаются в списки избирателей по месту их пребывания
при  условии  их  постоянного  или  преимущественного проживания на
территории   того   избирательного   округа,  в  пределах  которого
находится соответствующее учреждение, место временного пребывания.
     5. Студенты  и аспиранты, проживающие в общежитиях, включаются
в списки избирателей по месту нахождения общежития.
     6. Избиратели,   поселившиеся   на  территории  избирательного
участка  после  составления списков избирателей и предоставления их
для  всеобщего  ознакомления,  а  также  избиратели,  по какой-либо
причине   не   включенные   в   список  избирателей,  дополнительно
включаются  участковой избирательной комиссией в список избирателей
на    основании    документов,   удостоверяющих   их   личность   и
подтверждающих   их   место   постоянного   или   преимущественного
проживания на территории данного избирательного участка.
     7. Военнослужащие,  проходящие  военную  службу  по  призыву в
воинских   частях,  военных  организациях  и  учреждениях,  которые
расположены  на  территории  муниципального  образования,  если эти
военнослужащие   до   призыва   на  военную  службу  постоянно  или
преимущественно  не  проживали на территории данного муниципального
образования,  при  проведении  выборов  депутатов  представительных
органов  и  выборных  должностных  лиц  местного  самоуправления не
включаются  в  списки  избирателей и не учитываются при определении
числа избирателей.

 

     Статья 18.  Ознакомление  избирателей со списками избирателей, 
уточнение списков избирателей

 

     1. Списки      избирателей      предоставляются     участковой
избирательной    комиссией    для    ознакомления   избирателей   и
дополнительного  уточнения  не  позднее  чем  за  20  дней  до  дня
голосования.
     2. Гражданин,   обладающий   активным   избирательным  правом,
вправе  заявить  в  участковую избирательную комиссию о невключении
его  в  список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в
списке  избирателей. Участковая избирательная комиссия в течение 24
часов,  а  в  день  голосования  -  в  течение  2  часов  с момента
обращения,  но  не  позднее  момента окончания голосования, обязана
проверить  заявление,  а  также  предоставленные  документы  и либо
устранить  ошибку  или  неточность,  либо  дать  письменный ответ с
изложением мотивов отклонения заявления.
     3. Решение   участковой   избирательной  комиссии  может  быть
обжаловано  в  территориальную  избирательную  комиссию  или в суд,
которые  обязаны  рассмотреть жалобу в течение 3 дней или, в случае
подачи  жалобы  за  3  или  менее  дней  до  дня выборов или в день
голосования, немедленно.

 

                 Глава III. Избирательные комиссии

 

     Статья 19. Система избирательных комиссий

 

     1. Подготовку  и проведение выборов депутатов представительных
органов  и выборных должностных лиц местного самоуправления, защиту
избирательных    прав    граждан   на   территории   муниципального
образования осуществляют:
     -    территориальные    избирательные    комиссии   (районная,
городская) муниципальных образований;
     - окружные избирательные комиссии;
     - участковые избирательные комиссии.
     2. Решения  вышестоящей  избирательной  комиссии,  принятые  в
пределах  ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных
комиссий.

 

     Статья 20.   Сроки  и  порядок  формирования  территориальной  
избирательной   комиссии  муниципального  образования,  окружных  и  
участковых избирательных комиссий

 

     1. Территориальная   избирательная   комиссия   муниципального
образования   формируется  не  позднее  чем  за  100  дней  до  дня
голосования   на   очередных  выборах  депутатов  представительного
органа  местного  самоуправления  в  составе  5-9 членов комиссии с
правом решающего голоса.
     В    соответствии   с   уставом   муниципального   образования
территориальная  избирательная  комиссия муниципального образования
может  действовать  на  постоянной основе. Срок ее полномочий равен
сроку   полномочий   депутатов  представительного  органа  местного
самоуправления.
     2. Окружные  избирательные комиссии формируются не позднее чем
за  50  дней  до дня выборов в составе 5-9 членов комиссии с правом
решающего голоса.
     Полномочия  окружной избирательной комиссии прекращаются через
35  дней  со  дня  официального опубликования результатов выборов в
случае,   если   в  адрес  вышестоящей  избирательной  комиссии  не
поступило  жалоб  и  протестов  на  действия  (бездействие)  данной
комиссии  или если в данную комиссию не поступило жалоб и протестов
на  действия  (бездействие)  участковых  избирательных  комиссий, в
результате  которых  был  нарушен  порядок  голосования  и подсчета
голосов,   и   если   по   данным   фактам   не   ведется  судебное
разбирательство.  В  случае  обжалования  или опротестования итогов
голосования     полномочия    окружной    избирательной    комиссии
прекращаются  после  вынесения  окончательного  решения по существу
жалобы, протеста соответствующей комиссией или судом.
     3. Формирование      участковой     избирательной     комиссии
осуществляется    не    позднее   трех   дней   после   образования
избирательного  участка  в  составе  5-15  членов комиссии с правом
решающего    голоса    в    зависимости   от   числа   избирателей,
зарегистрированных на территории избирательного участка:
     5  членов комиссии с правом решающего голоса для избирательных
участков с числом зарегистрированных избирателей до 500;
     5-7   членов   комиссии   с   правом   решающего   голоса  для
избирательных  участков  с числом зарегистрированных избирателей от
500 до 1500;
     5-11   членов   комиссии   с   правом   решающего  голоса  для
избирательных  участков  с числом зарегистрированных избирателей от
1500 до 2000;
     7-15   членов   комиссии   с   правом   решающего  голоса  для
избирательных  участков  с  числом  зарегистрированных  избирателей
более 2000.
     Полномочия   участковой  избирательной  комиссии  прекращаются
через   10  дней  со  дня  официального  опубликования  результатов
выборов  в  случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии
не  поступило  жалоб  и  протестов на действия (бездействие) данной
комиссии,  в  результате  которых был нарушен порядок голосования и
подсчета  голосов,  и  если  по  данным  фактам не ведется судебное
разбирательство.  В  случае  обжалования  или опротестования итогов
голосования    полномочия    участковой    избирательной   комиссии
прекращаются  после  вынесения  окончательного  решения по существу
жалобы, протеста соответствующей комиссией или судом.
     4. Формирование    территориальной    избирательной   комиссии
муниципального  образования,  окружных  и  участковых избирательных
комиссий    осуществляется    представительным   органом   местного
самоуправления  на  основе  предложений  избирательных объединений,
избирательных    блоков,    общественных    объединений,   собраний
избирателей   по   месту   жительства,   работы,   службы,   учебы,
соответствующей избирательной комиссии предыдущего состава.
     5. Представительный   орган   местного  самоуправления  обязан
назначить  не  менее  одной  трети  состава избирательных комиссий,
названных  в  пункте  4  настоящей  статьи,  на  основе поступивших
предложений  каждого  из  избирательных  объединений, избирательных
блоков,   имеющих   фракции  в  Государственной  Думе  Федерального
Собрания  Российской  Федерации, в Законодательном Собрании области
и  в  представительном  органе  местного  самоуправления.  При этом
может  быть  назначено  не более одного представителя от каждого из
избирательных объединений, избирательных блоков.
     В  случае  досрочного  прекращения  полномочий Государственной
Думы  Федерального  Собрания Российской Федерации, Законодательного
Собрания  области, представительного органа местного самоуправления
право  внесения  предложений  о  составе  территориальной  комиссии
муниципального  образования,  окружных  и  участковых избирательных
комиссий     сохраняется     за    избирательными    объединениями,
избирательными    блоками,    имевшими    депутатские   фракции   в
Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в
Законодательном  Собрании области, представительном органе местного
самоуправления последнего созыва.
     6. Муниципальные   и   государственные   служащие   не   могут
составлять    более    одной   трети   от   общего   числа   членов
территориальной  избирательной комиссии муниципального образования,
окружных и участковых избирательных комиссий.
     7. В    случае,    если    представительный   орган   местного
самоуправления    не    назначил    состав   либо   часть   состава
территориальной  избирательной комиссии муниципального образования,
окружной   или   участковой   избирательной   комиссии   в   сроки,
установленные   настоящим  законом,  либо  если  в  соответствующем
муниципальном   образовании   отсутствует   представительный  орган
местного  самоуправления,  назначение  состава  либо  части состава
территориальной  избирательной  комиссии муниципального образования
производится   избирательной  комиссией  области,  а  окружной  или
участковой  избирательной  комиссии - территориальной избирательной
комиссией муниципального образования.

 

     Статья 21.  Полномочия  территориальной избирательной комиссии 
муниципального образования

 

     Территориальная    избирательная    комиссия    муниципального
образования:
     осуществляет  контроль за подготовкой и проведением выборов на
территории  муниципального  образования,  информирует  население  о
своем   местонахождении,   номерах   телефонов,   реквизитах,  иных
технических   средствах   связи,  а  также  об  адресах  и  номерах
телефонов  окружных  и  участковых  избирательных комиссий, времени
работы избирательных комиссий;
     назначает    выборы    представительного    органа    местного
самоуправления  в  случае,  если  уполномоченный  орган не назначит
выборы   в   установленные   сроки   либо   не  назначит  выборы  в
соответствии  с  установленным  порядком  при досрочном прекращении
полномочий представительного органа местного самоуправления;
     определяет схему образования избирательных округов;
     руководит   работой   окружных   и   участковых  избирательных
комиссий,  рассматривает  жалобы  и заявления на решения и действия
(бездействие)этих   комиссий,   принимает   по  ним  мотивированные
решения;
     обеспечивает    соблюдение    равных    условий   предвыборной
деятельности для кандидатов;
     принимает  меры  с целью обеспечения единообразного применения
настоящего закона;
     составляет  отдельные по каждому избирательному участку списки
избирателей  на основании сведений, представляемых по установленной
форме  уполномоченными  органами  или  должностными лицами местного
самоуправления,  командирами  соответствующих  воинских  частей,  и
передает  их  по акту участковым избирательным комиссиям не позднее
чем за 25 дней до дня голосования;
     устанавливает единую нумерацию избирательных участков;
     регистрирует избирательные блоки;
     распоряжается  денежными средствами, выделенными на подготовку
и  проведение  выборов  по муниципальному образованию, распределяет
эти    средства    между   окружными   избирательными   комиссиями,
осуществляет  контроль  за  целевым  использованием этих средств на
территории муниципального образования;
     рассматривает  сообщения  органов  местного  самоуправления по
вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
     утверждает форму и текст избирательных бюллетеней;
     обеспечивает   снабжение   окружных   избирательных   комиссий
избирательными бюллетенями;
     устанавливает  общие итоги выборов депутатов представительного
органа  в  целом  по  муниципальному  образованию  и публикует их в
печати;
     организует  выборы депутатов представительных органов местного
самоуправления  и  выборных должностных лиц местного самоуправления
вместо выбывших;
     обеспечивает  в  установленном  порядке  передачу  документов,
связанных с подготовкой и проведением выборов, в архив;
     осуществляет   иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
законом.

 

     Статья 22. Полномочия окружной избирательной комиссии

 

     Окружная избирательная комиссия:
     осуществляет  контроль за подготовкой и проведением выборов на
территории избирательного округа;
     координирует   работу  участковых  избирательных  комиссий  на
территории  избирательного округа, рассматривает жалобы и заявления
на   решения  и  действия  (бездействие)  участковых  избирательных
комиссий и принимает по ним мотивированные решения;
     распоряжается  денежными средствами, выделенными на подготовку
и  проведение  выборов  по  данному округу, и распределяет их между
участковыми избирательными комиссиями;
     осуществляет  контроль  за поступлением и расходования средств
избирательных фондов;
     совместно    с    территориальной    избирательной   комиссией
муниципального    образования    публикует    отчеты    кандидатов,
зарегистрированных  кандидатов  о  размерах  и  источниках создания
избирательных фондов и расходовании средств этих фондов;
     организует   и   проводит   проверку   достоверности  подписей
избирателей  в  подписных  листах,  представленных  для регистрации


Информация по документу
Читайте также