Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Хабаровского края от 13.06.2001 № 234

 

 

                 ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

         Утратило силу - Постановление Правительства Хабаровского края

                                                от 30.10.2015 № 361-пр

 

                        от 13 июня 2001 г. N 234

 

                        ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
              РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
              НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

 

      (В редакции Постановления Правительства Хабаровского края

                      от 10.09.2003 г. N 20-пр)

 

 

       Лесопромышленный  комплекс  занимает  ведущее место в экономике
 края  и  оказывает  существенное  влияние на развитие других отраслей
 промышленности,  транспорта  и  социальной  сферы.  В  связи  с  этим
 большое  значение  приобретает  выработка  стратегии развития лесного
 комплекса   в  целях  повышения  эффективности  использования  лесных
 ресурсов, увеличения вклада отрасли в экономику края.
       Институтом    экономических    исследований    Дальневосточного
 отделения   Российской   академии   наук  совместно  со  структурными
 подразделениями  администрации  края,  специалистами  лесной  отрасли
 подготовлены   "Основные   направления   развития  лесного  комплекса
 Хабаровского  края  на  среднесрочную  и  долгосрочную  перспективу",
 которые  содержат  концепцию  и  принципиальные  направления развития
 лесного  комплекса  и  являются  основой  для  разработки  конкретной
 программы развития отрасли.
       В  настоящее  время, несмотря на некоторые позитивные изменения
 и  рост  объемных показателей, эффективность работы лесного комплекса
 падает,  отдача  с  каждого заготовленного кубометра остается низкой.
 Лесные  ресурсы эксплуатируются не рационально, в большинстве случаев
 с  лесных  делян  вывозится  древесина  высших  сортов,  на лесосеках
 остается   до   30   процентов   древесного   сырья,  пригодного  для
 переработки.
       Деятельность    лесозаготовительных   предприятий   по-прежнему
 направлена  на  экспортную  реализацию  древесины  в круглом виде, не
 развиваются    мощности   по   глубокой   переработке   низкотоварной
 древесины.  Объем  переработки  древесины  составляет 15 процентов от
 производства  круглых  лесоматериалов,  мощности деревообрабатывающих
 предприятий используются на 25-30 процентов.
       Инвестиционные  вложения значительно отстают от темпов старения
 и  выбытия основных фондов, что сдерживает техническое перевооружение
 предприятий  и  внедрение  новых  технологий.  Отсутствуют  механизмы
 формирования    источников    финансирования   предприятий   отрасли.
 Нуждается  в совершенствовании системы управления лесным хозяйством и
 в целом лесопромышленным комплексом края.
       В  целях усиления государственного влияния на реализацию лесной
 политики,   дальнейшего   повышения   эффективности   работы  лесного
 комплекса,   совершенствования   системы  лесопользования,  улучшения
 использования лесных ресурсов постановляю:
       1.  Одобрить  прилагаемые Основные направления развития лесного
 комплекса   Хабаровского   края   на   среднесрочную  и  долгосрочную
 перспективу,   как  основу  для  разработки  перспективной  программы
 развития лесного комплекса Хабаровского края.
       2. Утвердить прилагаемые:
       Мероприятия   по   реализации   Основных  направлений  развития
 лесного  комплекса  Хабаровского края на среднесрочную и долгосрочную
 перспективу;
       основные   контрольные  показатели  развития  лесопромышленного
 комплекса Хабаровского края до 2010 года.
       3.   Комитету  промышленности,  транспорта  и  связи  (Толкачев
 С.Г.),  комитету  по  экономике  (Левинталь  А.Б.),  департаменту  по
 природным  ресурсам  и  ресурсодобывающей  промышленности  (Почеревин
 Г.Е.)     администрации     края,     государственному    предприятию
 "Хабаровскглавлес"  (Петров  А.А.)  до  конца  2002  года разработать
 перспективную    программу   развития   лесопромышленного   комплекса
 Хабаровского края.
       3.1.  Считать  приоритетным  направлением  лесной политики края
 переход  на  максимальную  переработку  круглого  леса  и  увеличение
 выхода   продукции  с  каждого  заготовленного  кубометра  древесины;
 наращивание  объемов по глубокой переработке низкотоварной древесины,
 увеличение  производства  телесной,  сушеной, других видов продукции,
 мебели.
       3.2. Предусмотреть основными направлениями программы:
       -  рациональное  и  эффективное использование лесных ресурсов и
 их сохранность. Наращивание объемов строительства лесовозных дорог;
       -  техническое  перевооружение  производства,  внедрение  новой
 техники и современных технологий;
       -   производство   высококачественной   и   конкурентоспособной
 продукции;
       -   повышение  эффективности  лесного  экспорта  и  переход  на
 экспорт продукции переработки;
       -  увеличение  объемов  инвестиций,  внедрение новых механизмов
 финансирования предприятий отрасли;
       - снижение горимости лесов края;
       - совершенствование управления в лесном комплексе.
       4.  Комитету  по  экономике,  финансовому  департаменту (Кацуба
 А.С.)  администрации края, ГП "Хабаровскглавлес" внести предложения в
 Законодательную  Думу  Хабаровского  края  об установлении нормативов
 отчислений  в  краевой  бюджет  от  платежей  за  пользование лесными
 ресурсами  в  размере  20  процентов  и  направлении  этих средств на
 финансирование  краевой  целевой программы развития лесного комплекса
 края.
       5.  Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить
 на   заместителя  главы  администрации  края,  председателя  комитета
 промышленности, транспорта и связи Толкачева С.Г.
       6.   Настоящее   постановление  вступает  в  силу  со  дня  его
 подписания.

 

                                                  Глава администрации
                                                            В.И.Ишаев

 

 

 

 

 

                                                             ОДОБРЕНО
                                                        Постановление
                                             главы администрации края
                                             от 13 июня 2001 г. N 234

 

                          ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

              РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
              НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

 

                1. ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ И НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

               1.1. Лесоресурсная база лесного комплекса

 

       Хабаровский  край  относится к многолесным регионам с 52,5 млн.
 га  лесов,  запасы  древесины  оцениваются  в  5,1  млрд. куб. м, что
 составляет  6,4%  запасов  России  и  25%  -  Дальнего Востока. Запас
 древесины  в насаждениях, возможных к эксплуатации, равен 2561,5 млн.
 куб.  м.  Основная  деятельность  лесного  комплекса  сосредоточена в
 лесном  фонде  Хабаровского  Приамурья  с общей площадью 32,6 млн. га
 (44%  всех  лесов  края). Среди покрытых лесом земель этой части края
 21,5  млн.  га  (81%)  возможны  к  эксплуатации, их запас составляет
 1586,6  млн. куб. м. Чистый ежегодный прирост по запасу в возможных к
 эксплуатации  лесах  составляет  30,5 млн. куб. м, или 1,4 куб. м/га.
 Именно   он   определяет   лесоводственно   -  биологический  уровень
 допустимой   годичной   вырубки.   Общая   расчетная   лесосека  края
 составляет  26,8,  доступная - 16,5 млн. куб. м в год. Таким образом,
 доступная   расчетная   лесосека   по   лесам   I,  II  и  III  групп
 использовалась  в  2000  году  на 41,1%. В ближайшие 10 лет расчетная
 лесосека    не    выступит    ограничителем    наращивания    объемов
 лесозаготовок,  реально  она  позволяет  к  2005  году довести объемы
 заготовки древесины до 10-12 млн. куб. м в год.
       Официально  применяются  преимущественно сплошные рубки, а доля
 выборочных  и  постепенных рубок достигает 19% по площади и 10-11% по
 запасу.  В  действительности  сплошные  рубки в натуре практически не
 встречаются.   Вместо   них  применяются  худшие  способы  условно  -
 сплошных   и  даже  промышленно  -  выборочных  рубок.  Стали  нормой
 браконьерские  лесозаготовки.  Другой  вид  нарушений  -  превращение
 рубок  ухода  в  промышленно  -  выборочные  рубки.  Именно  они дают
 львиную  долю  заготовок  ясеневой  и  дубовой древесины. Такие рубки
 кардинально  изменяют  ход  развития  лесов,  а  также  экологический
 баланс   территории,  они  однозначно  отрицательно  воздействуют  на
 состояние окружающей природной среды и биоразнообразие.
       Пока   что   рубки  сосредоточены  в  местах,  лесорастительные
 условия  которых обеспечивают мощный лесовосстановительный потенциал.
 Поэтому  при  отсутствии  пожаров лесовосстановление после рубок идет
 успешно.  В  таких  местах  в  случае  реального  сохранения подроста
 молодняки  могут  сформироваться уже через 10 лет после рубок, причем
 в  качественном отношении сохранение подроста нередко дает результаты
 не  худшие,  чем  создание  лесных культур. При отсутствии пожаров не
 происходит смены пород.
       Иную  картину дает вмешательство лесных пожаров, которые играют
 главную   роль  в  количественной  и  качественной  динамике  лесного
 покрова  Хабаровского  края.  За  последние 40 лет отмечены три особо
 больших  пика горимости - в 1976, 1988 и 1998 г.г., т.е. через каждые
 10-12  лет.  В  последние пятнадцать лет выявлена тенденция повышения
 горимости,  но  достоверно причины пока не выявлены. В 1960-1998 г.г.
 средняя  горимость в Хабаровском крае была в 2,0 - 3,8 раза выше, чем
 в   соседних   субъектах  Федерации.  Первичные  гари  обычно  хорошо
 возобновляются   со  сменой  хвойных  пород  на  мягколиственные,  но
 нередко  и  без смены пород, особенно в светлохвойных лесах. Основное
 препятствие  возобновлению гарей - повторные пожары, учащение которых
 приводит   к   полной   потере  лесных  земель.  Таков  же  результат
 неоднократного  прогорания  вырубок.  Таким образом, главным фактором
 образования не покрытых лесом земель являются пожары.
       Общий  итог  баланса  мощных  негативных и позитивных процессов
 лесообразования   остается  пока  что  положительным.  В  горельниках
 остается  значительное количество поврежденных стволов, малопригодных
 для  механической  переработки.  В  результате  в  лесу  остается  на
 перегнивание   в   десятки   раз   больше   органики,   чем  ежегодно
 заготавливается  древесины.  Нужен  полный  пересмотр подходов в этом
 вопросе.
       Огромной     проблемой    стало    сокращение    финансирования
 лесоустроительных  работ  из федерального бюджета. В результате этого
 объемы   инвентаризации   лесов   в  Хабаровском  крае  не  покрывают
 современных  потребностей  в  качественной, достоверной и оперативной
 информации   о   состоянии  лесных  ресурсов,  она  катастрофическими
 темпами стареет и становится недостоверной.
       В   целом   при   рациональном   использовании  лесные  ресурсы
 позволяют   нарастить  получение  лесных  продуктов  и  услуг,  а  их
 воспроизводство  облегчается  мощным  естественным лесным потенциалом
 территории края.

 

          1.2. Состояние и проблемы отраслей лесного комплекса

 

       Лесное хозяйство.
       На   начало   2000   года   8156,2  тыс.  га  лесного  фонда  с
 эксплуатационным  запасом  551,1  млн.  куб.  м  были предоставлены в
 долгосрочное  пользование.  Разрешенный  годичный отпуск древесины по
 этим  участкам  составил  8528  тыс.  куб.  м (52% расчетной лесосеки
 края).  Состояние  аренды  в  2000  году:  137 лесопользователей, 169
 участков  с  площадью  8354  тыс. га и эксплуатационным запасом 569,0
 млн.  куб.  м,  суммарный  разрешенный годичный отпуск древесины 8528
 тыс.  куб.  м.  В  1999  году разрешенный отпуск освоен на 46,9%. Это
 дало   80,5%  краевого  объема  лесозаготовок,  т.е.  арендная  форма
 является  основной  в  крае.  Начиная  с 1999 года администрация края
 проводит  политику  по  сокращению количества лесопользователей, т.е.
 укрупнению предприятий.
       При   отпуске  леса  исходные  показатели  лесосек  существенно
 занижаются,  что  искажает  учет  отпуска  леса  и  дает  возможность
 сокрытия  значительных  объемов  заготовленной  лесной  продукции.  В
 отчетах    отражается   только   вывезенная   древесина.   Древесина,
 срубленная  и  брошенная  на  лесосеках,  в  отчетах не отражается. В
 результате   фактические   объемы   срубленной  (уничтоженной)  части
 древостоев  занижаются  на  30  -  50%. Единого системного контроля в
 лесхозах нет.
       Площадь  рубок  ухода  и  санитарных  рубок за последние 10 лет
 почти   стабильна,   но   вырубленный   объем  нарастает.  Эти  рубки
 переведены  фактически на промышленную основу и превратились в способ
 заготовки  деловой  древесины,  в  т.ч.  сбываемой  по  экспорту,  не
 исполняют   при   подобном  подходе  свою  роль  регулятора  качества
 древостоев.
       Объем  лесовосстановительных  работ  устойчиво возрастает после
 1992  года и в 2000 году составил 10,3 тыс. га лесных культур и 112,1
 тыс.   га  содействия  естественному  возобновлению.  На  эту  работу
 тратится  много сил и средств, но существенного влияния на динамику и
 качество лесовосстановления она пока не оказывает.
       Большие   усилия   сосредоточены   на  противопожарной  работе.
 Государственная  лесная  охрана  и  авиалесоохрана,  их  активность и
 эффективность  ослаблены  из-за  недофинансирования, система борьбы с
 лесными  пожарами на территории Хабаровского края в значительной мере
 деструктурирована,  способна  влиять  на лесопожарную ситуацию лишь в
 средние по уровню горимости годы.
       С  мая  2000 года лесное хозяйство действует в условиях нечетко
 проводимой  реорганизации  системы  управления, результаты которой до
 сих пор неясны.

 

       Лесозаготовительная промышленность.
       Хабаровский   край   имеет  самой  большой  лесной  комплекс  в
 Дальневосточном  регионе.  С  1951  по  2000  год  в Хабаровском крае
 заготовлено   481,4   млн.  куб.  м  древесины.  В  2000  году  объем
 производства  составил,  тыс.  куб.  м:  вывезенная древесина - 5825,
 деловая   древесина   -   4930,   пиломатериалы   -   251.   Но  роль
 лесопромышленного  комплекса (ЛПК) в экономике края заметно снизилась
 по   сравнению  с  началом  90-х  годов.  Структура  ЛПК  значительно
 ухудшилась:  лесозаготовки  дают  в  настоящее  время  90%  продукции
 комплекса.   Это   связано   с   нацеленностью   на  экспорт  круглых
 лесоматериалов.   Объем   продукции   возрос   с  1998  по  2000  год
 значительно:   вывозка   -  с  3325  до  6787,  производство  деловой
 древесины  -  с  2708 до 6043, выпуск пиломатериалов - со 146 до 206,
 щепы  -  с  58  до  59 тыс. куб. м. Но выпуск древесностружечных плит
 (ДСП)  сократился  с  5,1  до  2,7  тыс. куб. м. То есть общий подъем
 производства происходил за счет круглых лесоматериалов.
       В   1999   году  в  ЛПК  края  было  368  предприятий,  из  них
 лесозаготовками   занимались   150   предприятий,   на  долю  которых
 приходилось  до  80%  всей  заготовленной в крае древесины - 4,0 млн.
 куб.    м.   Среднестатистическое   лесозаготовительное   предприятие
 выглядело   следующим  образом:  вывозка  -  33  тыс.  куб.  м,  доля
 экспортной  продукции - 70 - 80%, средняя численность работающих - 99
 чел.,  рентабельность реализации деловой древесины - 32%, комплексная
 выработка  -  333  куб.  м/чел.,  поступление налогов в бюджет края -
 20,1  тыс.  руб.  на  одного  работающего.  Характерной  особенностью
 является  деконцентрация  производства.  Леспромхозы сократили объемы
 производства    и   трансформировались   в   мелкие   самостоятельные
 предприятия.   Утрачены   вертикальные  связи  и  потоки  информации,
 распылен   инженерный   потенциал  лесного  комплекса.  Разукрупнение
 предприятий  лесного комплекса и дробление лесосырьевых баз послужило
 одной  из  причин падения объемов лесозаготовительной отрасли. Анализ
 накопленной    экономической   информации   показал,   что   наиболее
 эффективный   размер  лесозаготовительного  предприятия  находится  в
 пределах  90  -  200  тыс.  куб.  м  вывозки  древесины,  но на такие
 предприятия  в  1999  году  пришлось  лишь  20%  заготовленной в крае
 древесины.
       Лесные  ресурсы края используются нерационально. В ходе кризиса
 и   реформы   хищничество   возросло,   с  ресурсов  стали  буквально
 "сниматься   сливки".  Продолжается  решение  всех  проблем  за  счет
 ограбления  сырьевой  (арендной)  базы, предоставляемой в пользование
 за  мизерную плату. Практически речь идет об уничтожении качественных
 лесных  ресурсов  - одного из устоев экономики края, не говоря уже об
 экологических   и   социальных   последствиях  этого  явления.  Такая
 ситуация  -  результат  ориентации  на  производство  только  круглых
 лесоматериалов,  а также результат необычайной дешевизны древесины на
 корню.  Если  до  реформы  объем  заготовленной древесины относился к
 потерям  как  3:1,  то  сегодня  -  как  1,5:1  и  даже 1:1. Идет все
 ускоряющийся  "бег"  лесозаготовителей  по выделенным им лесосырьевым
 базам.  Если  тенденция  не  будет  переломлена,  то  вместо  подъема
 лесозаготовительной  отрасли  лет через 5 - 10 начнется ее устойчивый
 спад.

 

       Переработка древесины.
       Состояние    деревообрабатывающей    отрасли    характеризуется
 глубоким   падением   объемов  производства,  сокращением  мощностей,
 финансовой  нестабильностью  и  ростом  долгов  бюджету. Производство
 пиломатериалов   за   1990-2000   г.г.  снижено  в  7,5,  древесно  -
 волокнистых  плит  -  13,4,  ДСП  -  41,6,  шпал - 17,0 раз. Подъем в
 1999-2000  г.г.  не  был существенным. Свернуто производство фанеры и
 целлюлозы.  Особенно  большой спад произошел по глубокой переработке.
 Лесной  комплекс  практически остается без утилизаторов низкотоварной
 древесины  и  вторичного  древесного  сырья. В ближайшие два года это
 станет  одной  из  основных  причин падения объемов лесозаготовок. На
 смену   крупным   специализированным  предприятиям  пришло  множество
 мелких,  разобщенных  структур  (более  100),  которые  пока не могут
 стать альтернативой разрушаемому потенциалу деревообработки.
       Решающим  является состояние лесопильного производства. Уровень
 механической  переработки  сырья  в  крае  составляет  около  10% при
 среднем  по  Российской  Федерации 26%. Реальные мощности лесопиления
 составляют  712 тыс. куб. м пиломатериалов (1340 тыс. куб. м сырья) в
 год,  из  них  48%  приходятся  на  цеха с современным оборудованием,
 остальные  работают  на  устаревшей  базе  лесопильных  рам. Возникла
 парадоксальная  ситуация: в крае есть мощности, сырье, но практически
 почти  нет  лесопиления.  Главные  причины:  нет  системы обеспечения
 лесопильных  предприятий  сырьем;  не  решена  проблема  технического
 перевооружения      лесопильных      предприятий,     инвестирования,
 обеспечивающего   выпуск  современной  продукции;  не  вовлекается  в
 переработку  тонкомерное сырье; отсутствуют специалисты по подготовке
 режущих  инструментов.  Не  используются  даже  собственные  мощности
 лесозаготовительных  предприятий,  способные  переработать  670  тыс.
 куб. м древесины в год (почти половина действующих мощностей края).
       Возможности   развития   лесного   комплекса   края,  повышения
 доходности  использования  лесных ресурсов заложены в развитии именно
 деревообрабатывающей     отрасли.    Это    подкрепляется    примером
 Архангельской  области,  где  наличие  значительно  больших мощностей
 деревообрабатывающей  и  целлюлозно  - бумажной промышленности, чем в
 Хабаровском  крае,  дает  в  условиях  Российской Федерации более чем
 четырехкратное повышение выхода продукции из заготовленного сырья.
       Сегодня   в  крае  нет  полноценного  ЛПК,  и  предстоит  снова
 долгосрочно   возрождать   его.   Лесопильные  предприятия  не  могут
 обеспечить  себя сырьем из-за его высоких цен и экспортной ориентации
 лесозаготовителей.  Административное принуждение для решения проблемы
 нужно,  но  только в общей системе мер, среди которых главными должны
 быть институциональные и экономические.

 

       Мебельная промышленность.
       Выпуск   мебели   за   1990-1999   г.г.  в  сопоставимых  ценах
 уменьшился  в  3,2 раза, доля мебели, выпущенной лесным комплексом, в
 общем  производстве  мебели в крае сократилась с 60 до 48%, а в общем
 объеме  лесопромышленной  продукции  -  с  16  до  2%.  Использование
 производственных  мощностей  ведущих мебельных предприятий составляет
 25  -  35%.  Новые  малые и средние предприятия в 1999 году произвели
 42%  общего  выпуска  мебели. Мебельные предприятия испытывают острую
 нехватку  качественного  древесного  сырья,  различных  комплектующих
 элементов  мебели,  черновых  мебельных  заготовок  и  фанеры,  слабо
 используют  оборудование.  Отсутствует системная работа по маркетингу
 и  дизайну.  Мебель,  вырабатываемая  на  старых  предприятиях, имеет
 высокую  себестоимость.  Традиционная  мебель  из  ДСП  неэстетична и
 неконкурентоспособна  по  сравнению  с  зарубежной. Попытки улучшения
 качества  этой  мебели путем применения импортных материалов приводят
 больше    к   возрастанию   ее   себестоимости,   чем   к   улучшению
 потребительских  свойств.  Им на смену приходят универсальные и менее
 токсичные  MDF. Некоторое разнообразие дало применение ламинированных
 плит,  однако,  они  завозятся  из  Южной  Кореи или западных районов
 России.  Необходимо  организовать  в крае производство ламинированных
 плит, что будет делаться на Амурском МДК.

 

       Лесной экспорт.
       В  переходном  периоде  внешнеэкономическая  деятельность стала
 главным  направлением лесного комплекса. В лесном экспорте Российской
 Федерации  доля  Хабаровского  края  по  объему  больше,  чем доля по
 производству,  и  еще больше по стоимости. Характерными особенностями
 лесного  экспорта  края  стали:  уменьшение наполовину внешнеторговых
 партнеров  в  АТР; сокращение видов экспортируемых лесных товаров при
 доминировании  сырьевых  товаров  -  круглых лесоматериалов; заметное
 снижение  стоимости  экспорта  при  сохранении  объемных показателей;
 формирование   лесной   деятельности  и  экспорта  в  зависимости  от
 текущего  спроса без учета перспективы; увеличение числа экспортеров.
 Переориентация  на  внешний  рынок  происходит  при явном проигрыше в
 конкурентоспособности   продукции,  что  ведет  к  снижению  валютной
 эффективности экспорта.
       Объемные  показатели экспорта круглой древесины, не считая 1998
 года,  все  время  увеличиваются. Динамика стоимостных показателей по
 круглой  древесине,  а  также  объемных  и стоимостных показателей по
 продуктам  переработки  не  имеет четкой тенденции. На японском рынке
 существует  тенденция  снижения  цен  на  российский  круглый лес при
 повышении  цен  на  пиломатериалы, вырабатываемые на японских заводах
 из российского леса.
       За  1996-1999  г.г.  число  экспортеров  выросло  до  200,  что
 повлекло   за   собой   падение  экспортных  цен,  снижение  качества
 продукции,  низкий  уровень  маркетинга,  потерю своих ниш на рынках.
 Доля  круглого леса в лесном экспорте составила в 1999 году 95%. В то
 же  время  лишь  40% заготавливаемых круглых материалов соответствует
 требованиям  экспортного пиловочника для японского рынка. Хабаровский
 край  по  возможностям  лесосырьевой  базы  подошел к пределу объемов
 экспорта  качественных  лесоматериалов, и перспективу развития лесной
 индустрии  можно  строить  только  на основе полной переработки менее
 качественного сырья.
       Основными   проблемами   лесного   экспорта  Хабаровского  края
 являются:  полная его зависимость от внешнеторговой конъюнктуры из-за
 слабого  развития  внутреннего  рынка  лесоматериалов;  некомплексное
 использование   лесных  ресурсов,  не  позволяющее  диверсифицировать
 продукцию  и получить добавленную стоимость; неразвитость современных
 деревоперерабатывающих         производств,        что        снижает
 конкурентоспособность   продукции;   узость  номенклатуры  экспортных
 товаров  (преобладание  круглого  леса);  вынужденное увеличение доли
 низкосортных  товаров  в  связи  с трансформацией лесоресурсной базы;
 чрезмерная  многочисленность  лесоэкспортеров;  нескоординированность
 экспортной  политики,  отсутствие  государственного  регулирования  и
 контроля;     отсутствие    производственного    контроля    качества
 экспортируемой продукции у многих лесозаготовителей.

 

       Лесное дорожное строительство.
       Из   действующих   4886   км   магистральных  лесовозных  дорог
 значительная    часть   утратила   эксплуатационные   характеристики,
 отдельные  участки  пришли в полную непригодность. Резко сокращено, а
 по   некоторым   предприятиям   полностью   прекращено  строительство
 лесовозных  дорог круглогодового действия. Чтобы освоить выделенный в
 аренду   объем,   необходимо  в  год  строить  до  860  км  автодорог
 круглогодового  действия,  но  имеющиеся  мощности  позволяют строить
 только  150  км.  Сегодня  в  полном  объеме могут строить лесовозные
 дороги  только  "Форист  -  Старма",  "Римбунан  Хиджау",  "Сихотэ  -
 Алиньские   ресурсы",   частично  Горинский  и  Шелеховский  ЛПХ,  СП
 "Аркаим".  В  настоящее  время  95%  предприятий  ведут строительство
 только временных лесовозных дорог.
       Затраты  на  строительство лесовозных дорог с длительным сроком
 эксплуатации  включаются  в  себестоимость  продукции,  что  нарушает
 налоговое    законодательство    и    не    позволяет    использовать
 амортизационные отчисления.
       Техника,  используемая на строительстве дорог, изношена на 60 -
 80%  и  через  2  - 3 года она перестанет работать. Заделы по дорогам
 полностью     израсходованы.     Важнейшая    задача    -    создание
 дорожностроительных отрядов в лесопромышленных районах.
       На  крупных  новых  лесозаготовительных предприятиях затраты на
 транспортировку  леса  достигают  48%  себестоимости,  а  капитальные
 вложения  на  дороги  и  подвижной  состав  за  весь  период освоения
 лесосырьевой  базы  - около 75% затрат на промышленное строительство.
 Удельный  вес  транспортных операций в трудозатратах составляет до 25
 -   27%.   Для   снижения   трудоемкости   транспортировки  древесины
 необходимо    улучшить   эксплуатационные   свойства   строящихся   и
 существующих  магистралей  и  лесовозных  веток; ввести специализацию
 средств  транспорта;  снизить  стоимость  строительства  1 км усов за
 счет  применения  специальных  транспортных средств на первой ступени
 вывозки,   что   может   стать   решающим   фактором   в   достижении
 удовлетворительных экономических показателей.
       Сегодня   необходимо   заново  строить  инфраструктуру  лесного
 комплекса  Хабаровского  края, для чего следует изыскать значительные
 средства.

 

       Средства производства.
       На  вооружении  лесозаготовительной  отрасли края находятся 656
 трелевочных  тракторов,  817  лесовозных  автомобилей,  89  челюстных
 погрузчиков,  55  сучкорезных машин, значительное количество кранов и
 др.  В  основном  эта  техника  начата  серийным производством в 70-е
 годы.  В структуре парка лесосечных и транспортных машин по состоянию
 на  2000 год 75 - 85% занимает самортизированная техника. Подавляющая
 часть  (70 - 80%) валочных и трелевочных машин прослужили более 5 лет
 и   поэтому   их   фактическая  производительность  существенно  ниже
 расчетной.  За 90-е годы цены на лесозаготовительную технику возросли
 в  30  -  40 раз, выбытие основных производственных фондов в 5,8 раза
 превышало  их обновление. Фирма "Тимберджек" предлагает новые валочно
 - пакетирующие машины по цене 299 - 405 тыс. долл. США.
       Грузооборот  большинства  нижних  складов  уменьшился  в  3 - 4
 раза,  а технический уровень работ на них резко снизился. Сократилось
 производство   нижнескладского   оборудования,   а  раскряжевочные  и
 сучкорезные линии вообще не выпускаются.
       В   лесопильном  производстве  существующие  мощности  в  целом
 достигают   2500   тыс.  куб.  м  в  год.  Ведущие  лесопильные  цеха
 формировались  в  70-80-х  годах,  когда  в сырьевой базе преобладала
 крупномерная   древесина.   Перерабатывать   на   этом   оборудовании
 преобладающее   в  настоящее  время  среднее  и  мелкое  сырье  стало
 экономически   нецелесообразно.  Поэтому  рамные  двухэтажные  потоки
 практически  простаивают.  На  ряде предприятий устанавливаются менее
 энергоемкие,  но  малопроизводительные  одноэтажные  лесопильные рамы
 типа  Р63. Их суммарные лесопильные мощности составляют 180 тыс. куб.
 м   в   год.  В  80-90-х  годах  было  закуплено  несколько  японских
 ленточнопильных  линий  суммарной  мощностью  250 тыс. куб. м сырья в
 год.  Однако загрузка этого оборудования в среднем по краю составляет
 около 5%.
       Имеющиеся  в  крае  сушильные мощности представлены камерами, в
 которых  можно  просушить  235  тыс. куб. м пиломатериалов. Стоимость
 сушильных  камер высокая, и стоимость сушки 1 куб. м пиломатериалов -
 30  -  40  долл.  Предприятия  малого  и  среднего  бизнеса  пытаются
 собственными  силами  изготовить  камеры упрощенной конструкции. Но в
 них   невозможно  получить  требуемое  качество  сушки.  В  научно  -
 производственном   центре   "Промдрев"  (Хабаровский  государственный
 технический    институт)    спроектирована   и   изготовлена   камера
 производительностью  1  тыс.  куб. м пиломатериалов в год, работающая
 на  древесных  отходах. Она в 1,5 раза дешевле аналогичных зарубежных
 камер.
       Недостаточный  объем  собственных денежных средств не позволяет
 предприятиям  проводить  техническое  перевооружение  и реконструкцию
 производства  в  запланированном  объеме.  В результате идет старение
 основных  средств  производства,  износ  которых  в  ЛПК  в 1999 году
 составил  40,4%.  Износ  лесозаготовительной техники достиг в среднем
 по  трелевочным  тракторам  84,  валочно - пакетирующим и сучкорезным
 машинам   -   92,   лесовозным   автомобилям   -  75%.  Использование
 лесопильных  мощностей  в  целом составило 24%. Износ основных фондов
 предприятий   переступил  критическую  черту.  Только  восстановление
 технологической    дисциплины,   выбор   правильной   амортизационной
 политики  и  использование  ее  результатов  в развитии производства,
 усовершенствование   организации   труда  и  управления  предприятием
 позволит   повысить  производительность  труда  на  лесозаготовках  и
 навести порядок в лесу.
       Накопленный  капитал 29 предприятий с иностранными инвестициями
 (ПИИ)  составлял  на  середину  2000  года  90  млн.  долл. США. Но к
 действующим  ПИИ можно отнести только лесозаготовительные ЗАО "Форист
 -    Старма"    (американское),    "Римбунан    Хиджау    Интернешнл"
 (малайзийское) и СП "Аркаим".

 

            1.3. Институциональная система лесного комплекса

 

       Система    управления    лесным    комплексом   базируется   на
 государственной     собственности     на    леса    при    разделении
 государственного   управления   лесными  ресурсами  и  корпоративными
 частными   производственными  структурами.  Сегодня  правовые  методы
 регулирования  вышли  на  первое  место  среди остальных методов, они
 создают   всю  конструкцию  управления  лесным  комплексом.  Развитие
 лесного   законодательства   на   федеральном   уровне   отстает   от
 потребности  в  нем.  Лесное  нормотворчество  на уровне края нередко
 опережает  принятие  федеральных  актов  и  содержит  в  себе  немало
 элементов  новизны,  далеко  не всегда включаемых затем в федеральные
 нормативные  акты.  В Дальневосточном регионе, а частично и в России,
 Хабаровский    край    нередко    выступает    пионером    в   лесном
 законотворчестве.
       Наделение   правом  пользования  теперь  исходит  из  равенства
 лесопользователей,   реализуемого  через  открытые  конкурсы.  Прямая
 формулировка   равноправия   лесопользователей  содержится  только  в
 Лесном  кодексе  Хабаровского  края,  а  в  Лесном кодексе Российской
 Федерации она отсутствует.
       В  течение переходного периода система управления несколько раз
 изменялась.   К   началу   2000   года   она  стала  сложнее,  чем  в
 дореформенный   период,   но   относительно   выстроенной.   Основное
 управление   лесным   комплексом   сосредоточилось  на  уровне  края.
 Приватизация    и   акционирование   предприятий   изменили   систему
 управления,  сделав каждое предприятие ЛПК полностью самостоятельным.
 Одновременно  произошла  децентрализация  управления  ЛПК  на краевом
 уровне.   Но  управляемость  лесного  комплекса  остается  проблемой,
 решение которой продолжается.
       Хабаровский  край оказался одним из первых субъектов Федерации,
 создавших  краевую комиссию по лесопользованию, которая взяла на себя
 распределение  прав  пользования  лесами.  Сейчас  она в значительной
 мере  определяет лесную политику. Созданы и развиваются подразделения
 краевой администрации, курирующие лесной комплекс.
       Однако   последовательное  укрепление  управления  особенно  на
 федеральном  и  краевом  уровне  пока  не находит полного отражения в
 низовых  звеньях,  которые  непосредственно реализуют это управление,
 система  регулирования  лесопользования,  к  сожалению,  работает все
 хуже.   Недостаток   финансирования,  низкий  уровень  оплаты  труда,
 постоянное    сокращение   штатов   привели   к   снижению   контроля
 непосредственно    в    местах    пользования   и   даже   иногда   к
 коррумпированности  лиц,  прямой обязанностью которых является охрана
 лесов.   Бесконтрольность  использования  лесных  ресурсов  в  натуре
 достигла высокого уровня.
       С   мая   2000   года   функции   управления   лесами  переданы
 Министерству  природных ресурсов Российской Федерации. На начало 2001
 года  четкая  система управления лесами в структуре МПР России еще не
 создана.  Судьба  44  лесхозов и других лесохозяйственных организаций
 остается   неясной.  По  Лесному  кодексу  Хабаровского  края  бывшее
 краевое  управление  лесами  имело  двойное  подчинение - федеральной
 службе  лесного  хозяйства  и  краевой администрации и контролировало
 лесопользование  во всех лесах края. Сейчас эти связи нарушены. Почти
 год  функционирования  окружного  департамента  по природным ресурсам
 Дальневосточного  региона  обозначил  наличие структурного конфликта,
 определяемого  дублированием функций, в частности распределение одних
 и  тех  же  лесных  ресурсов  осуществляется  одновременно и окружным
 департаментом МПР России и администрацией Хабаровского края.
       Анализ  показал  значительное  расхождения  функций,  формально
 назначенных   тому   или   иному   органу   управления  их  уставными
 документами  и  фактически  исполняемых этим субъектом. Выявлено, что
 попытки  органов  управления  оказать  влияние  на производителей вне
 рамок  правового  пространства  успеха  не  имеют. Это характерно для
 систем  управления  с недостаточным уровнем управляемости. Опрошенные
 эксперты  наиболее  важной  функцией считают управление развитием, но
 государственные  органы в настоящее время не имеют источников власти,
 позволяющих  реализовать  эту  функцию. В этом случае нецелесообразно
 создавать  новые  управленческие структуры, а надо формировать гибкие
 горизонтальные   структуры   с   косвенным  участием  государственных
 органов   управления,   использовать   рыночные   и  административные
 регуляторы в областях деятельности, контролируемых государством.
       Все  произошедшие  изменения  структуры  управления  связаны  в
 большей  степени  с  изменением  политико  -  экономического строения
 общественного  производства  в  стране  и крае, в меньшей степени они
 отразили    изменения    целей   управления.   Ранее   регулировалось
 преимущественно     использование    древесных    ресурсов.    Сейчас
 провозглашена  необходимость  регулирования  всего комплекса функций,
 среди   которых   все   большее  значение  приобретают  социальные  и
 экологические.    Но   по-прежнему   фактически   основное   внимание
 сосредоточено на использовании древесины.
       Одним   из   новых   моментов   управления   стало  привлечение
 инвестиций,  в  частности иностранных, в лесной комплекс. Несмотря на
 негативность   инвестиционного   климата   и   разорение  многих  СП,
 сохраняется  интерес  иностранных инвесторов к созданию предприятий в
 лесном комплексе края.
       Чтобы   управлять   лесным  комплексом,  краевой  администрации
 необходимы  специальные инструменты. Наиболее сильным из них пока что
 является  наделение  правом  пользования  и  контроль  пользования  с
 угрозой  прекращения  доступа  к лесным ресурсам. Эффективнее были бы
 финансово    -    экономические   инструменты,   но   край   обладает
 ограниченными  возможностями в этих сферах, а Федерация не использует
 их  в  нужной  степени.  Сильным инструментом могла бы стать плата за
 лесные  ресурсы.  Но  существует  "законодательная  ловушка"  в  виде
 порядка     распределения     платежей,     который    лишает    край
 заинтересованности в повышении платежей за ресурсы.
       Не    менее   необходимым   элементом   управления   становится
 экологизация  производства.  Дополнительные  экологические требования
 пока  что  не включаются в арендные договоры. Важным инструментом для
 улучшения   использования   лесных   ресурсов  является  обязательное
 требование переработки определенного объема древесины.
       В  целом  управление  лесным  комплексом  не  смогло переломить
 истощительный характер лесопользования.

 

       Финансовая система лесопромышленного комплекса.
       Финансовая   система  лесопромышленного  комплекса  образуется,
 прежде   всего,   из  финансов  лесозаготовительных  предприятий,  на
 которые  в  1999  году  пришлось  82,8%  реализации. В 1999-2000 г.г.
 сформировались  предпосылки  для укрепления финансовой устойчивости и
 платежеспособности   предприятий.   При  росте  производства  круглых
 лесоматериалов  за  9  месяцев  2000  года  на  23,0%  выручка  от их
 реализации  увеличилась  на  48,4% и составила 3,5 млрд. руб. Средняя
 цена  реализации  деловой древесины была в 1999 году 927, в 2000 году
 -  1084 руб./куб. м, в том числе экспортной - 1211, внутреннего рынка
 -  420  руб./куб.  м.  Последняя  цена  - ниже себестоимости. Прирост
 выручки  от  реализации  деловой  древесины  за  9  месяцев 2000 года
 составил  148,4%  и  был  обеспечен на 85,5% за счет прироста объемов
 лесозаготовок  и  на 14,5% за счет изменения средней цены реализации.
 Из общего объема экспорт дал 93,5% выручки, внутренний рынок - 6,5%.
       Полная  себестоимость отгруженной древесины в среднем по краю в
 1999  году  была 724, в 2000 году - 912 руб./куб. м, т.е. возросла на
 25,9%  и  имела тенденции роста по большинству предприятий. Причинами
 явились:  1)  рост  цен и тарифов на потребляемые товары и услуги; 2)
 относительное   удорожание   единицы  заготовленной  древесины  из-за
 заготовки  только  наиболее  качественной  древесины  и оставления на
 лесосеке   низкосортной   и   мелкотоварной  древесины.  В  структуре
 себестоимости  плата  за древесину в среднем по краю составила в 2000
 году  19,2 руб./куб. м, или 3,0%. Низкая стоимость лесных ресурсов не
 создает  экономических  условий  для полного использования потенциала
 лесного  участка,  не  обеспечивает  государству  покрытия  затрат на
 воспроизводство   лесных   ресурсов,   не  возмещает  ренту.  Круглые
 лесоматериалы  на  экспорт  из  районов,  примыкающих  к портам, дают
 дополнительный  доход  (ренту)  в  размере  5  -  9  долл./куб.  м по
 пиловочнику  и  4  -  6  долл./куб.  м по балансам. Этот доход должен
 изыматься  через  лесные платежи, но в настоящее время он практически
 не   учитывается   в   размере   лесных   податей   и   присваивается
 предприятиями.
       Возможности  внутреннего  потребления для переработки древесины
 составляют  20 - 25% от ее производства и не могут существенно влиять
 в  ближайшие  два  года на изменение объемов реализации. Определяющим
 фактором   улучшения   финансового   состояния  предприятий  остается
 экспорт  круглых лесоматериалов, размах колебаний средних цен которых
 по  районам  составляет  от 861 до 1832 руб./куб. м. Некоторые мелкие
 арендаторы  из-за  перепродажи  экспортной продукции получают цены на
 50%  ниже складывающихся в районе. Только из-за недостаточного уровня
 коммерческой  деятельности  ряд предприятий получает цены на 17 - 20%
 ниже средних цен района лесозаготовок.
       Вследствие   ограниченности   производства   высококачественных
 круглых  лесоматериалов  доля  японского  рынка сократилась с 81,6% в
 1999  году  до 63,7% в 2000 году, а доля экспорта в Китай увеличились
 с  7,1%  до  18,9%. Рост спроса на китайском рынке позволил увеличить
 поставку  менее  качественной  древесины  -  пиловочника  3  сорта  и
 балансов - и повысить среднюю цену реализации.
       В  1998  году  убыток от лесозаготовок составил около 1,0 млрд.
 руб.  В  1999  году  балансовая  прибыль  была  503,0 млн. руб., за 9
 месяцев  2000  года  ее  прирост  составил 14,0%. Но в то же время по
 ряду  предприятий  получен  убыток  в 147,9 млн. руб., 73,7% которого
 приходится  на  ПИИ  ("Форист  - Старма", обе "Римбунан Хиджау") и на
 предприятия,  у  которых  лесозаготовки  не  являются  основным видом
 деятельности.    Положительные    сдвиги   в   финансовом   положении
 лесозаготовительных  предприятий,  происходившие в 1999-2000 г.г., не
 дают  пока  достаточных  оснований  говорить о достижении устойчивого
 экономического  развития отрасли, потому что не достигнута стабильная
 эффективность производства.
       Предприятия  с  объемом  лесозаготовок менее 50 тыс. куб. м, на
 которые   приходится   38,5%   краевых   лесозаготовок,  не  обладают
 достаточными  собственными  средствами  для обеспечения строительства
 магистральных   дорог,   обновления   и  технического  перевооружения
 техники.  Но  и более крупные предприятия не сформировали достаточных
 амортизационных  фондов. Эти фонды практически не использовались, и в
 финансовых  потоках  ближайших  лет  их  будет  сложно  восстановить.
 Остатков  прибыли,  которую  предприятия  могут  использовать,  также
 недостаточно.  В  среднем  по  фазам "лесосечные работы" и "транспорт
 леса"  недостаток  средств  у  лучших  предприятий составляет 20 - 25
 коп.  на каждый рубль требующихся вложений, у средних - 35 - 85 коп.,
 а  по отдельным предприятиям собственные средства вообще отсутствуют.
 Минимальная  потребность в покрытии дефицита денежных средств за счет
 собственных    источников    на    лесозаготовительных   предприятиях
 составляет  6,5  -  7,0 млн. долл. США в год по основной технике, а с
 учетом  всего  лесозаготовительного  производства  и инфраструктуры -
 8,5 - 10,0 млн. долл.
       Потребность  в оборотных средствах нестабильна из-за сезонности
 лесозаготовок.  Покрыть  ее за счет собственных источников невозможно
 и  неоправданно.  Использование  кредитов  дает  в  этом случае более
 высокий   эффект.   Выборочный   анализ   обеспеченности  предприятий
 оборотными  средствами  свидетельствует,  что у предприятий с объемам
 более  50  тыс.  куб. м прирост оборотного капитала составляет 45,9 -
 54,5%,  у  более  мелких (объем до 50 тыс. куб. м) - 11,9 - 12,6%. За
 шесть  месяцев  2000  года доля предприятий, у которых обеспеченность
 оборотными  средствами  соответствовала нормативам, снизилась с 53,8%
 до 44,0%.
       Инфляция  сильнее  отражается  на  более  мелких  предприятиях:
 рентабельность  как  отношение  прибыли к оборотным и основным фондам
 снизилась  по  "мелким"  предприятиям  с  34,1 - 49,8% в 1999 году до
 15,8  -  16,8%  в 2000 году, а по "крупным" - с 36,2 - 48,0 до 25,1 -
 27,7%   соответственно.   Мелкие   предприятия   при   нестабильности
 конъюнктуры   могут  обанкротиться  быстрее,  потому  они  не  должны
 занимать значительной доли в объеме арендуемых лесных участков.
       Общая  величина кредиторской задолженности к концу III кв. 2000
 года   составляла   1312,0  млн.  руб.  и  была  в  2,4  раза  больше
 дебиторской  (537,9  млн.  руб.). Удельная кредиторская задолженность
 уменьшилась  за 9 месяцев 2000 года с 845,2 до 479,6 руб. на 1 куб. м
 вывозки  древесины  при  одновременном  снижении удельной дебиторской
 задолженности  с  320,3  до 196,6 руб./куб. м, но абсолютная величина
 дебиторской   задолженности   выросла   на  13,3%  к  уровню  первого
 квартала,   а   кредиторской   -  на  4,7%.  Изменилась  и  структура
 кредиторской  задолженности  по отрасли: задолженность перед бюджетом
 снизилась  с 16,6 до 16,2%, обязательства перед внебюджетными фондами
 -  с  19,5  до 16,0%, задолженность по оплате труда возросла с 4,9 до
 6,0%,   по   прочим  кредиторам  -  с  51,0  до  61,8%.  Невыполнение
 обязательств  по  оплате  труда  в  среднем составило 1,4 месяца (при
 средней  зарплате  4044  руб.).  Предприятия  используют неисполнение
 обязательств  по  платежам в качестве источника покрытия потребностей
 в оборотных средствах.
       Большая  часть предприятий не достигла устойчивости и требуемой
 платежеспособности.  В ближайшее время невозможно достичь устойчивого
 финансового   состояния  без  привлечения  банковских  кредитов.  При
 условии  полуторамесячного оборота реализации продукции потребность в
 банковских   кредитах   в   целом   по   лесозаготовительной  отрасли
 составляет 1600 - 1700 млн. руб.
       Экономическое   и   финансовое  состояние  деревообрабатывающих
 предприятий   хуже,   чем  лесозаготовительных.  Из  12  предприятий,
 образующих   главный   потенциал   деревообрабатывающей   отрасли,  9
 являются   неплатежеспособными,   не   имеют   денежных  средств,  их
 расчетные  счета блокированы. Кратность кредиторской задолженности по
 итогам   9   месяцев   2000  года  к  размеру  реализации  по  разным
 предприятиям  составляет  от  1,5  до  26 раз. Структура кредиторской
 задолженности:  поставщики,  подрядчики  и  прочие  кредиторы - 44,4,
 внебюджетные  фонды  - 30,3, бюджет всех уровней - 22,9, оплата труда
 -  2,4%.  Неудовлетворительная  структура  бухгалтерских  балансов  и
 низкая  платежеспособность  не  позволяют  предприятиям  использовать
 кредиты банков.
       В  целом  такая  ситуация  не  позволяет в деревообрабатывающей
 отрасли   осуществлять   целенаправленную   экономическую  стратегию,
 обеспечивать     финансовую     самостоятельность    и    планировать
 инвестиционные вложения.
       Постоянная   работа   по   регулированию  деятельности  лесного
 комплекса  обеспечила  сокращение  недоимок  в  бюджет края на 4,2% в
 1999  году  и  на  44,4%  за  9  месяцев  2000  года. Текущие платежи
 увеличились  за  1998 - 1999 г. г. с 33,6 до 64,3 руб./куб. м, а за 9
 месяцев  2000 года составили 63,5 руб./куб. м. Основную долю платежей
 дает  лесозаготовительная  отрасль,  в  деревообрабатывающей  отрасли
 ситуация  с  уплатой налогов намного хуже, чем в лесозаготовительной.
 Лесной  комплекс  лидирует  по  приросту платежей в консолидированный
 бюджет  края.  Доходы от него за 1997-1999 г.г. выросли на 189,5% (от
 машиностроения   -   лишь   на   153%).  Но  удельный  вес  налоговых
 поступлений  от  ЛПК  во всех доходах бюджета края невелик, хотя тоже
 вырос с 3,8% в 1997 году до 5,7% в 2000 году.
       Итоги  уплаты  налогов  и  снижения  задолженности  в 1999-2000
 г.г.,  достигнутые  за  счет укрепления государственного управления в
 ЛПК,  свидетельствуют, с одной стороны, о значительных результатах, а
 с  другой  -  о  том,  что  в дальнейшем прирост поступления в бюджет
 сократится   и   без   принятия   кардинальных  мер  в  использовании


Информация по документу
Читайте также