Расширенный поиск
Постановление Администрации г. Хабаровска от 31.05.2013 № 1872АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 1872 31 мая 2013 г. г.Хабаровск О реализации полномочий в сфере охраны здоровья граждан Заслушав и обсудив информацию начальника управления здравоохранения администрации г. Хабаровска о реализации полномочий в сфере охраны здоровья граждан, коллегия отмечает приоритет вопросов сохранения и укрепления здоровья граждан в государственной политике Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами всех ветвей власти, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. В настоящее время право граждан на охрану здоровья закреплено в ряде федеральных законов, которые имеют прямое отношение к исполнению полномочий, отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа, в Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральном законе от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". В исполнении муниципальных полномочий, закрепленных этими законами, непосредственное участие принимают такие отрасли как здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды и природных ресурсов, охрана труда, торговля, питание и бытовое обслуживание, а в части отдельных направлений - все отрасли городского хозяйства. Исполнение функций по охране здоровья, возложенных федеральными законами на муниципалитет, связано, прежде всего, с созданием условий для сохранения здоровья населения. В этом направлении в г. Хабаровске ведется большая целенаправленная работа: созданы условия для массовых занятий физической культурой и спортом, сохранения здоровья детей в школах, реализуется комплекс мер по улучшению экологической ситуации в городе, духовно-нравственному развитию подрастающего поколения. Сегодня в городе имеется 820 спортивных сооружений, построены современные спортивные залы и стадионы, во всех округах открыты бассейны и спортивные площадки. В 2012 году в округах города для разных групп населения проведено более 800 спортивных мероприятий с охватом более 70 тысяч человек. Как итог за три года доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличилась с 15% до 26,4%. Реализация мероприятий программы "Развитие озеленения территории г. Хабаровска на 2012 - 2020 годы" позволила создать дополнительные зеленые зоны для активного отдыха горожан. Эффективно реализуется программа "Улучшение экологического состояния г. Хабаровска на 2011 - 2015 годы". В рамках программы "Развитие системы питания учащихся общеобразовательных учреждений города Хабаровска на 2011 - 2013 годы" в муниципальных школах города создана система организации питания учащихся, ориентированная на охрану здоровья детей и подростков. В результате принятых мер в течение последних трех лет охват горячим питанием учащихся увеличился до 85%. Большая работа выполняется руководителями учреждений и предприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями города, ежегодно более 20 тысяч хабаровчан, работающих в учреждениях и на предприятиях, проходят диспансерные медицинские осмотры, вакцинируются против гриппа, клещевого энцефалита и других инфекций. В Центрах здоровья профилактическое обследование и консультирование ежегодно проходят более 12 тысяч человек. Результаты межсекторального целенаправленного подхода к сохранению здоровья жителей города позволили изменить негативные тенденции в показателях здоровья населения. К 2012 году в г. Хабаровске общая смертность снизилась с 15,5 в 2005 году до 12,7 на 100 тысяч населения. В структуре общей смертности на 29% уменьшилась доля населения трудоспособного возраста (с 927,9 в 2005 году до 658,4 в 2011 году). В результате достигнут прирост ожидаемой продолжительности жизни жителей города на 3,4 года (с 63,9 года в 2005 году до 68,4 года в 2011 году). В то же время смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний в г. Хабаровске, как в Хабаровском крае и России целом, превышает аналогичный показатель в странах Организации экономического сотрудничества и развития Европейского Союза (ОСЭР) в три раза. В 2012 году смертность от болезней кровообращения в г. Хабаровске составила 752,7 на 100 тысяч населения, в Хабаровском крае - 775,9 на 100 тысяч населения, в Российской Федерации 753 на 100 тысяч населения (в странах ОСЭР - 265.9 на 100 тысяч населения), а продолжительность жизни населения города в среднем на 10 лет меньше, чем в европейских странах. Учитывая общемировой опыт стран с высокими показателями здоровья населения, в Российской Федерации на государственном уровне законодательно закреплено смещение приоритетов от лечения заболеваний к их предотвращению и поддержанию здоровья. Президентом Российской Федерации в мае 2012 года подписаны указы N 598 и N 606, которые определяют целевые ориентиры в здоровье населения до 2018 года, основными из которых являются увеличение продолжительности жизни населения (до 74 лет) и снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний до 649,4 на 100 тысяч населения. Обязанность по реализации программ по сохранению и укреплению здоровья населения действующим законодательством отнесена к региональному и муниципальному уровню власти. Органы местного самоуправления получили прямые полномочия, связанные с пропагандой и санитарно-гигиеническим просвещением в области профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни. Анализ проблемы низкой продолжительности жизни указывает на то, что повлиять на снижение смертности жизни можно двумя путями: снизить летальность от так называемых "управляемых" заболеваний и уменьшить число новых случаев таких болезней путем снижения распространенности факторов риска (курение, гиподинамия, нерациональное питание и др.). Табакокурением в России охвачено 63% мужчин и 30% женщин, 40% юношей и 7% девушек. Рост числа курильщиков в нашей стране происходит с темпом 1,5% - 2% в год в основном за счет женщин и подростков. В развитых странах, где продолжительность жизни населения составляет около 80 лет, распространенность курения составляет от 15% до 18%. Доля курящих мужчин в России - одна из самых высоких в мире и в 2 раза больше, чем в США и странах Европы. В г. Хабаровске распространенность курения среди населения не отличается от показателей по России в целом. Анализ показателей здоровья населения г. Хабаровска и результатов работы отдельных структурных подразделений администрации города в сфере охраны здоровья населения города наряду с полученными положительными результатами позволил высветить ряд проблем. В городе отсутствует общая концепция работы по формированию здорового образа жизни населения, уровень взаимодействия структур администрации города, промышленного, предпринимательского и общественного секторов в вопросах охраны здоровья является недостаточным. Объем пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации составляет от 0,1 до 2% от общей доли вещания, что не обеспечивает необходимого уровня знаний населения по профилактике заболеваний. Указанные факторы сказываются на низкой приверженность населения г. Хабаровска к ведению здорового образа жизни. Доля лиц, ведущих здоровый образ жизни, составляет лишь 7,3%, достаточный уровень физической активности имеют только 26,34%, курят 39% хабаровчан. Особенно важной является проблема здоровья подрастающего поколения. Только 13,4% школьников являются практически здоровыми, высокий показатель детей, имеющих ограничения для занятий физкультурой в школе (23%); преимущественное формирование пристрастия к табакокурению происходит в юном и молодом возрасте (51% лиц начал курить в возрасте до 18 лет и 31% - в возрасте от 18 до 23 лет). Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования организационных мероприятий по реализации муниципальных полномочий в сфере охраны здоровья администрация города постановляет: 1. Осуществлять деятельность по охране здоровья населения и формированию здорового образа жизни на основе межсекторального взаимодействия. 2. Считать приоритетными для проведения комплекса мер по формированию здорового образа жизни следующие целевые группы: школьники и дошкольники; учащаяся молодежь; работающее население. 3. Утвердить: 3.1. Концепцию формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в городе Хабаровске на 2013 - 2018 годы согласно приложению N 1 к настоящему постановлению. 3.2. Типовой план работы муниципальных учреждений и предприятий города Хабаровска по охране здоровья работающих и формированию здорового образа жизни (далее - Типовой план) согласно приложению N 2 к настоящему постановлению. 4. Заместителям мэра города и руководителям структурных подразделений администрации г. Хабаровска Сергейчуку С.В., Ганичеву Д.С., Сабитовой Л.Г., Муравьеву И.А., Слободенюку А.В., Гроо О.Я., Демину Е.А., Тен Ольге Яковлевне, Чечелевой Н.В., Паршину В.Г., Стоякиной М.В., Шапиро И.А., Котелевскому Б.Ф., Андрюшину А.А.: 4.1. Ежегодно в срок до 01 декабря разрабатывать план мероприятий по охране здоровья работающих и формированию здорового образа жизни. 4.2. В срок до 30.06.2013 провести работу с руководителями подведомственных муниципальных учреждений и предприятий г. Хабаровска по разработке ежегодных планов по охране здоровья работающих и формированию здорового образа жизни согласно Типовому плану (приложение N 2 к настоящему постановлению). 4.3. В период до 31.12.2013 ежемесячно в срок до 05-го числа месяца представлять сведения о количестве подведомственных муниципальных учреждений и предприятий, разработавших планы работы по охране здоровья работающих и формированию здорового образа жизни. 4.4. В срок до 15.06.2013 провести работу с подведомственными муниципальными учреждениями и предприятиями по участию в городском конкурсе "Премия здоровья" и представить информацию о планируемом числе участников. 5. Заместителям мэра города Афанасьеву С.В., Чернышову С.А., Казаченко С.Н., Сергейчуку С.В., Ганичеву Д.С., Иванову С.Н., Панкову М.Б., Курочкину Г.Н., Кравчуку С.А.: 5.1. Провести работу с организациями всех форм собственности по внедрению в практику мероприятий по охране здоровья работающих и формированию здорового образа жизни в соответствии с типовым планом, утвержденным данным постановлением. 5.2. Провести работу с организациями всех форм собственности по участию в городском конкурсе "Премия здоровья". 6. Управлению здравоохранения администрации г. Хабаровска (Шапиро И.А.): 6.1. В срок до 30.05.2013 разработать Положение о городском ежегодном конкурсе "Премия здоровья". 6.2. В срок до 30.07.2013 выполнить мероприятия по созданию Общественного Совета по вопросам охраны здоровья граждан при мэре города Хабаровска. 6.3. В срок до 30.07.2013 подготовить распорядительный документ администрации г. Хабаровска по внедрению производственной гимнастики в структурных подразделениях администрации г. Хабаровска. 6.4. В срок до 30.09.2013 подготовить распорядительный документ администрации г. Хабаровска об охране здоровья муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений и предприятий от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. 6.5. Ежегодно в срок до 01 ноября представлять на утверждение мэру города график проверок работы муниципальных учреждений и предприятий - по исполнению планов по охране здоровья работающих и формированию здорового образа жизни. 6.6. Ежегодно в срок до 15 декабря обеспечить проведение социологических опросов населения г. Хабаровска с целью оценки приверженности к ведению здорового образа жизни. 6.7. В срок до 30.12.2014 организовать проведение научного исследования, направленного на оценку распространенности факторов риска социально значимых заболеваний среди населения г. Хабаровска. 6.8. В срок до 01.08.2013 подготовить предложения по созданию структуры для осуществления деятельности по пропаганде здорового образа жизни. 6.9. Обеспечить постоянное информационное наполнение специализированного интернет-сайта "Здоровый Хабаровск". 7. Управлению по делам молодежи социальным вопросам (Демин Е.А.) в срок до 01.09.2013 разработать план мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и снижения уровня табакокурения среди молодежи. 8. Управлению по физической культуре и спорту (Паршин В.Г.) в срок до 01.09.2013 разработать план мероприятий, направленных на повышение доли молодежи, активно занимающейся физической культурой и спортом. 9. Управлению образования (Тен О.Я.) в срок до 01.09.2013 разработать план мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях. 10. Организациям всех форм собственности: 10.1. Рекомендовать для использования в работе утвержденный Типовой план работы муниципальных учреждений и предприятий г. Хабаровска по охране здоровья работающих и формированию здорового образа жизни. 10.2. Рекомендовать принять участие в городском конкурсе "Премия здоровья". 11. Пресс-службе администрации г. Хабаровска (Ерохин В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете "Хабаровские вести". 12. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя мэра города по социальным вопросам Шевченко С.И. Мэр города А.Н.Соколов Приложение N 1 УТВЕРЖДЕНА Постановлением администрации города Хабаровска от 31 мая 2013 г. N 1872 КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ГОРОДЕ ХАБАРОВСКЕ НА 2013 - 2018 ГОДЫ Введение в проблему В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами всех ветвей власти, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. В настоящее время право граждан на охрану здоровья закреплено в ряде федеральных законов, которые имеют прямое отношение к исполнению полномочий, отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа, а именно в Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральном законе от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Преобразования в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации в течение последних десяти лет затрагивали в первую очередь систему здравоохранения. Реализация масштабных государственных целевых программ (Национальный проект "Здоровье", программа "Модернизация здравоохранения") внесла значительный вклад в развитие ресурсной базы учреждений здравоохранения. Это стало основой для улучшения качества медицинской помощи через внедрение современных стандартов медицинских услуг при медицинском обслуживании населения. Созданные условия позволили не только ощутимо увеличить объемы медицинской помощи, но и начать внедрение новых технологий медицинской профилактики. Открыты Центры здоровья, на регулярной основе проводятся массовые профилактические осмотры детей и взрослых, вакцинация населения стала по-настоящему масштабной, работают школы профилактики неинфекционных заболеваний. За годы реализации государственных программ в сфере здравоохранения в стране наметились положительные тенденции в демографической ситуации, но достигнутые результаты не позволяют России занять место в числе стран с высокими показателями здоровья населения. В стране сохраняется рост заболеваемости населения страны, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения и с более эффективной диагностикой заболеваний, а с другой стороны - с недостаточной эффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний. К числу факторов, негативно влияющих на эффективность профилактических мер, можно отнести низкий уровень развития культуры здоровья у населения, сохраняющееся в обществе потребительское отношение к здоровью, недопонимание важности и сущности профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни во всех институтах общества, недостаточная ответственность граждан за собственное здоровье и здоровье своей семьи, недостаточное взаимодействие и координация деятельности структур и ведомств, недостаток социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний, основанной на доказательной медицине <1>. -------------------------------- <1> Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2003 N 113 С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2012, Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, а также вступления в силу Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", реализация мер по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни обозначены как приоритетные направления в сфере охраны здоровья граждан. В Указе Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" раскрыты механизмы укрепления здоровья населения через мотивацию различных категорий, особенно подрастающего поколения, на ведение здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработки механизмов поддержки общественных инициатив. Проблемы формирования здорового образа жизни нашли свое отражение и в других программных документах в сфере социальной политики, включая концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы, Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года и др., которые создают законодательное поле в сфере профилактики и охраны здоровья граждан. В развитие профилактической направленности государственной поликлиники в сфере охраны здоровья граждан 07.05.2012 Президентом Российской Федерации подписаны указы N 606 и N 598, которыми определены конечные результаты и целевые ориентиры деятельности органов государственной и муниципальной власти, которые позволят вывести страну в число благополучных стран мира по уровню смертности и продолжительности жизни населения. К основным целевым показателям относятся увеличение продолжительности жизни населения до 74 лет и снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний до 649,4 на 100 тысяч населения. Для решения поставленных задач на каждом уровне власти должны быть сформированы программные мероприятия. Основные стратегические подходы к сохранению и укреплению здоровья населения муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск", сформулированы в Концепции формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний на среднесрочную перспективу до 2018 года. Глава 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения. <2> -------------------------------- <2> Государственная программа "Развитие здравоохранения в Российской Федерации" (исп. Министерство здравоохранения Российской Федерации) Комплексная оценка состояния здоровья жителей г. Хабаровска указывает на то, что тенденции развития демографической ситуации и тренды показателей здоровья аналогичны общероссийским. Критическое снижение рождаемости до 8,9 на 100 тысяч населения в середине 90-х годов прошлого века и максимальный подъем смертности до 15,5 на 100 тысяч населения в начале первого десятилетия нынешнего столетия стали отражением социально-экономического и политического кризиса в стране. При этом реализация масштабных государственных программ в сфере здравоохранения, а также результаты межсекторального целенаправленного подхода к сохранению здоровья жителей города позволили изменить негативные тенденции в показателях здоровья населения. Анализ демографической ситуации и динамики показателей здоровья населения города указывает на то, что продолжительность жизни хабаровчан к 2012 году достигла 68,4 года, и имеет тенденцию к росту. Впервые за 20 лет зафиксирован естественный прирост населения: рождаемость превысила смертность на 1,2 (разница составляет 682 чел.). Численность населения города выросла на 8294 чел. и составила 593 894 чел. В то же время смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний в г. Хабаровске, как в Хабаровском крае и России целом, превышает аналогичный показатель в странах Организации экономического сотрудничества и развития Европейского Союза (ОСЭР) в три раза. В 2012 году смертность от болезней кровообращения в г. Хабаровске составила 752,7 на 100 тысяч населения, в Хабаровском крае - 775,9 на 100 тысяч населения, в Российской Федерации 753 на 100 тысяч населения (в странах ОСЭР - 265,9 на 100 тысяч населения), а продолжительность жизни населения города в среднем на 10 лет меньше, чем в европейских странах. Анализируя структуру смертности, можно выявить две главные проблемы. Первая проблема - это очень высокая доля населения трудоспособного возраста в структуре умерших, которая к 2012 году в городе составила 45%. Это означает, что каждый год почти 3300 хабаровчан умирают, не дожив до пенсионного возраста, и выбывают из производства, не вносят вклад в экономику при имеющемся дефиците трудовых ресурсов. Вторая проблема: продолжающийся рост сердечно-сосудистых заболеваний в структуре смертности. В 2012 году по этой причине в г. Хабаровске умерло 4378 чел., что составило 56% от всех смертей. На остальные главные причины высокой смертности, а именно онкологические заболевания и травмы и отравления, приходится 15% и 10% соответственно. Причиной таких показателей смертности, в свою очередь, является высокий уровень заболеваемости населения г. Хабаровска болезнями системы кровообращения. За период с 1998 года произошел двухкратный прирост числа больных с этой патологией (в 1998 году - 52354 чел.; в 2012 году - 109544 чел.). При этом абсолютное число умерших от сердечно-сосудистых заболеваний прирастает очень незначительно (в 1998 году - 4182 чел.; в 2012 году -4378 чел.). Как раз этот тренд в полной мере отражает вклад системы здравоохранения, которая сдерживает рост смертности за счет новых технологий (новые лекарственные средства, школы для уже заболевших больных, кардиохирургические методы лечения, ранний тромболизис). Но ресурс применения медицинских технологий не беспредельный, крайне затратный и ограничен влиянием только на группу больных с уже выявленными заболеваниями. При этом число новых пациентов, которые пополняют когорту больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, ежегодно существенно увеличивается. Так число больных с впервые выявленными заболеваниями сердца и сосудов за эти годы выросло более чем в 1,5 раза, и составило в 2012 году 8250 чел., в сравнении с 5424 чел. в 1998 году. Такой высокий уровень заболеваемости населения связан, в первую очередь, с очень низкой мотивацией и приверженностью населения к ведению здорового образа жизни, а также распространенностью поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение). Результаты социологического исследования, проведенного в 2012 году управлением здравоохранения совместно со специалистами кафедры социологии Дальневосточного института - филиала академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации среди населения г. Хабаровска по оценке приверженности к ведению здорового образа жизни, указывают на негативную ситуацию в распространенности факторов риска социально значимых заболеваний. Так, останавливаясь лишь на главных из них, следует отметить, что доля курящих в г. Хабаровске составляет 39% (мужчины - 62%, женщины - 25%) - показатель очень высокий. В то же время курение вносит максимальный вклад в развитие как сердечно-сосудистых болезней, так и онкологических. Для сравнения, в странах экономического содружества в среднем доля курильщиков колеблется в пределах от 22 до 29%. Особенно тревожным является то, что более половины курильщиков сформировались в возрасте до 18 лет, еще 30% - в возрасте от 18 до 23 лет. Доля лиц, поддерживающих достаточную физическую активность, не превышает 27% и это также низкий показатель. В странах, значительно опережающих Россию по продолжительности жизни, этот показатель колеблется от 40 до 58%. Привлекает внимание информация от детских поликлиник о том, что доля практически здоровых детей составляет всего 13,4%, высок процент (23%) детей, имеющих ограничения для занятий физкультурой в школе, а доля юношей, которые по данным призывных комиссий негодны к службе в армии, составляет 30%. Злоупотребление алкоголем также вносит существенный вклад в здоровье населения Российской Федерации. Среднестатистический россиянин потребляет 18 литров спирта в год. По заключению экспертов ООН, годовое потребление 8 литров на душу населения приводит к серьезной деградации населения. В г. Хабаровске потребление алкогольных напитков на душу населения составляет 12 литров. На опыте многих стран (Финляндия, США, Великобритания, Новая Зеландия др.) доказано, что модификация образа жизни и снижение уровня факторов риска могут замедлить развитие болезней системы кровообращения как до, так и после появления клинических симптомов. Систематический анализ показывает, что за счет изменения образа жизни и характера питания можно снизить риск смерти от ишемической болезни сердца как в популяции, так и среди больных с этим заболеванием. Так, прекращение курения снижает риск, соответственно, на 35% и 50%, повышение физической активности - на 25% и 20 - 30%, умеренное потребление алкоголя - на 25% и 15%, изменение хотя бы двух факторов в питании - на 45% и 15 - 40%. И наконец по данным проведенного социологического опроса, доля лиц, которые придерживаются всех составляющих здорового образа жизни, не превышает в г. Хабаровске 7,5%. Это со всей очевидностью позволяет сделать вывод о том, что целью в достижении установленных демографических ориентиров является сохранить здоровье населения и не допустить новых случаев заболеваний. Все страны, которые имеют хорошие демографические показатели, работали и работают как раз над сокращением этого сегмента. И на достижение конечного результата должны работать не только и не столько учреждения здравоохранения, но и другие системы, структуры и секторы. В современных условиях понятие "система здравоохранения" все дальше уходит от рамок, задаваемых понятием "система диагностики и лечения". В настоящее время актуализируются такие задачи здравоохранения, как формирование здорового образа жизни, комфортной среды обитания, создание условий для эффективного труда и отдыха, что позволит предотвратить развитие заболеваний, в первую очередь тех, которые обуславливают преждевременную смертность и инвалидизацию населения. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и Московской декларации Первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям, выполнение этих задач в рамках только системы здравоохранения невозможно и требует широкого межсекторального многоуровневого взаимодействия. Таким образом, комплексный системный подход к решению задач по достижению целевых ориентиров в показателях здоровья населения г. Хабаровска является основой для разработки концепции, направленной на охрану здоровья жителей, с приоритетом в реализации мер по формированию здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Глава 2. МЕСТО МУНИЦИПАЛИТЕТА В СИСТЕМЕ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН Полномочия по формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний Федеральным законом N 323-ФЗ возложены как на государственный, так и на муниципальный уровни власти. На территории Хабаровского края соответствующие нормативные и программные документы, определяющие систему мер по развитию данного направления, приняты. С целью исполнения муниципальных полномочий в сфере охраны здоровья граждан на территории городского округа "Город Хабаровск" издано постановление администрации г. Хабаровска от 29.12.2012 N 5374, которым утверждена ведомственная программа по сохранению и укреплению здоровья населения г. Хабаровска на 2013 год, цели и задачи которой созвучны с перспективными задачами Стратегического плана устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 года. На сегодняшний день в исполнении муниципальных полномочий, закрепленных федеральными законами, непосредственное участие принимают семь отраслей (здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, охрана природных ресурсов, охрана труда, торговля, общественное питание и бытовое обслуживание), а в части отдельных направлений - все отрасли городского хозяйства. По направлениям, которые в той или иной мере затрагивающим охрану здоровья жителей города, реализуются более 10 ведомственных целевых программ. Большое внимание уделяется созданию условий для повышения физической активности. Сегодня в городе имеется 820 спортивных сооружений. В 4 школах построены современные залы и стадионы, комплексно отремонтированы 23 спортзала и 18 спортивных площадок. Это позволяет широко проводить спортивно-массовые мероприятия в разных возрастных группах. С октября 2011 года на базе 5 бассейнов действует программа по обучению плаванию детей и подростков (бассейн ТОГУ, гимназии N 7, школ N 27 и N 80, муниципальный бассейн "Дельфин"), в ходе научились плавать почти 3 тысячи детей (2793 человек). С декабря 2008 года со старшими возрастными группами населения начали работать инструкторы-методисты по занятию физической культурой. Сейчас группы здоровья для ветеранов посещают 225 человек. В 2012 году в округах города для разных групп населения проведено более 800 спортивных мероприятий с охватом более 70 тысяч человек. Как итог за три года доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, выросла с 15% до 26,4%. Условием для активного отдыха является наличие зеленых зон (парки, скверы, бульвары, пруды и т.д.), где можно совершать пешие прогулки, кататься на велосипеде, роликах. В городе имеется 27 зон отдыха (включая парки, парковые зоны, бульвары и т.д.). Много сделано администрацией г. Хабаровска по озеленению города. В настоящее время при нормативе зеленых насаждений на 1 жителя в 16 кв. м по г. Хабаровску фактический показатель составляет 156,1 кв. м на человека. Большая работа выполнена по развитию системы питания учащихся общеобразовательных учреждений г. Хабаровска. В результате принятых мер произошли серьезные качественные изменения в техническом оснащении и в организации работы школьных столовых. Как итог, в течение последних трех лет охват горячим питанием учащихся увеличился до 85%. Школы города активно участвуют в спортивных конкурсах, проводимых по инициативе Губернатора Хабаровского края. Немало делается по предотвращению девиантного поведения у подростков и молодежи, ведется пропаганда здорового образа жизни и предотвращения распространения вредных привычек в разных возрастных группах и др. Широко используется ресурс муниципальных библиотек, домов культуры и других аналогичных учреждений. Межсекторальный характер задач по сохранению и укреплению здоровья населения требует комплексного и системного подхода с вовлечением в их решение не только учреждений сферы здравоохранения, но и организаций и предприятий города всех форм собственности, некоммерческих, общественных организаций, самих граждан. Функцией координатора в исполнении полномочий по охране здоровья граждан наделено управление здравоохранение. Централизация межсекторального и межведомственного взаимодействия структур муниципалитета на уровне управления здравоохранения, уполномоченного на реализацию муниципальных и участие в исполнении региональных программ по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний, санитарно-гигиеническому просвещению, позволит повысить эффективность работы всех заинтересованных отраслей городского хозяйства по достижению целевых ориентиров в показателях здоровья населения г. Хабаровска. Глава 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ Концепция формирования здорового образа жизни у населения г. Хабаровска на 2013 - 2018 годы (далее - Концепция) представляет собой стратегию общественного здоровья, основанную на приоритетах профилактической деятельности, которая направлена на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, усиление ответственности за сохранение и укрепление здоровья на муниципальном уровне, формирование системы активного сохранения и укрепления здоровья людей посредством влияния на управляемые факторы. Концепция разработана в соответствии со следующими документами: 1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2012. 2. Статьи 12, 16 и 30 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". 3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации". 4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения". 5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351). 6. Государственная программа "Развитие здравоохранения в Российской Федерации" (исп. Министерство здравоохранения Российской Федерации) до 2020 года. 7. Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р). 8. Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 1563-р). 9. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 N 1873-р). 10. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 11. Федеральный закон от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов". 12. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака". На уровне субъекта (Хабаровский край) в настоящее время действуют: - Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года (постановление Правительства Хабаровского края от 13.01.2009 N 1-пр); - Государственная целевая программа Хабаровского края "Развитие здравоохранения Хабаровского края" (постановление Правительства Хабаровского края от 20.04.2012 N 127-пр). На уровне городского округа "город Хабаровск" в настоящее время действуют: - Стратегический план устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 года (решение Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 N 306); - Программа по сохранению и укреплению здоровья населения г. Хабаровска на 2013 год (постановление администрации г. Хабаровска от 29.12.2012 N 5374). Концепция определяет цель, основные задачи, принципы, направления деятельности, механизмы реализации концепции и ожидаемые результаты в области обеспечения здоровья населения городского округа "Город Хабаровск". Глава 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ Формирование здорового образа жизни - деятельность, направленная на поведение человека и население с целью сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Образ жизни - это способ жизни, основывающийся на идентифицируемых видах и особенностях поведения, определяющихся взаимодействием между личностными характеристиками человека, социальным взаимодействием и социально-экономическими и экологическими условиями жизни. Укрепление здоровья - организованный процесс, позволяющий человеку осуществлять контроль за своим здоровьем и направленный на улучшение здоровья. Качество жизни - степень восприятия отдельными людьми или группами людей того, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения благополучия и самореализации возможности предоставляются. Профилактика заболеваний - система мер медицинского и немедицинского характера, направленных на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий. Глава 5. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Период реализации Концепции - 2013 - 2018 годы. 1-й этап - 2013 - 2014 годы - формирование соответствующей организационной базы, разработка межведомственного плана мероприятий по реализации Концепции, отработка предполагаемых мер Концепции. 2-й этап - 2014 - 2016 годы - реализация мероприятий Концепции. 3-й этап - 2017 - 2018 годы - оценка эффективности, корректировка и реализация мероприятий Концепции. Глава 6. ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ Целью Концепции является создание на уровне муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" системы формирования, сохранения и укрепления здоровья людей, реализации потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни, направленной на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и повышение качества жизни, улучшение демографической ситуации в г. Хабаровске. На государственном уровне для Российской Федерации в целом определены целевые ориентиры, характеризующие состояние здоровья населения <3, 4, 5>. Так как комплекс мер, направленных на достижение установленных целевых ориентиров, выходит за рамки исключительно сферы здравоохранения, в нем должны принимать участие все заинтересованные структуры органов власти. Реализация этих мер должна быть построена на основе программно-целевого подхода и носить межведомственный, межсекторальный и комплексный характер. -------------------------------- <3> Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" <4> Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" <5> Государственная программа "Развитие здравоохранения в Российской Федерации" до 2020 года В Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" включены показатели, которые непосредственно связаны с целевыми ориентирами, характеризующими состояние здоровья населения. Поэтому целевые индикаторы, достигнутые на уровне муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" будут способствовать достижению аналогичных показателей, отражающих эффективность деятельности органов государственной власти, а именно Хабаровского края. Достижение цели Концепции в 2018 году будет характеризоваться динамикой следующих целевых индикаторов: - снижение смертности от болезней системы кровообращения - до 649,4 случая на 100 тысяч населения; - повышение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,0 лет; - снижение распространенности употребления табака до 32% (усредненный показатель для лиц обоего пола); - снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения <6>; -------------------------------- <6> Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. - увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения до 35%; - увеличение доли детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях до 20%; - увеличение доли населения, приверженного к ведению здорового образа жизни от общей численности населения до 30%; - увеличение доли населения, имеющего правильные знания о факторах риска заболеваний и способах воздействия на них до 20%. Глава 7. ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ Для достижения поставленной цели на уровне муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" должна быть решена главная задача - создать условия, предоставить возможности и обеспечить мотивацию населения г. Хабаровска для ведения здорового образа жизни. Решение этой задачи предполагает проведение следующих мероприятий: 1. Совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения, особенно детей, подростков, молодежи, через средства массовой информации и обязательное внедрение соответствующих образовательных программ в учреждения дошкольного, среднего и высшего образования. В рамках указанного направления необходимо осуществлять обучение гигиеническим навыкам по соблюдению правил гигиены труда, режима труда (в том числе учебы) и отдыха, режима и структуры питания, своевременного обращения за медицинской помощью и иных норм поведения, поддерживающих здоровье. 2. Созданию системы мотивирования руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников. 3. Создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (табакокурение, низкая физическая активность, злоупотребление алкоголем наркомания и др.), включающей просвещение и информирование населения о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем, содействие сокращению употребления табака и алкоголя, регулирование и раскрытие состава табачных изделий и алкогольной продукции, защита некурящих от воздействия табачного дыма, ограничение употребления алкоголя в общественных местах, исполнение требований законодательства, закрепляющего регламентирование размещения мест продажи алкогольных напитков, табака и порядка их реализации, а также ценовые и налоговые меры. 4. Создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, в первую очередь, посредством популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья граждан, формирования моды на здоровье, особенно среди подрастающего поколения, внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан; ведение разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной профилактики и диспансеризации граждан. 5. Создание системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников, стимулирование работающих коллективов к ведению здорового образа жизни. 6. Проведение мероприятий, направленных на профилактику факторов риска неинфекционных заболеваний среди работающего населения (артериальное давление, неправильное питание, гиподинамия и т.д.). 7. Издание локальных нормативных актов на муниципальном уровне, направленных на предотвращение распространения вредных привычек и факторов риска заболеваний. Глава 8. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Реализация Концепции предполагает формирование системы мер по следующим направлениям: 1. Формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья, самосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия путем соблюдения приоритета профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни в ведомственных целевых программах отраслей городского хозяйства по укреплению и сохранению здоровья населения. 2. Повышение уровня информированности населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья через создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской и образовательной системы, направленной на мотивацию населения к здоровому образу жизни, профилактику травматизма, привлечение к активному отдыху, занятию физической культурой, туризмом и спортом, начиная с детского возраста. 3. Создание условий для реализации принципов здорового образа жизни (инфраструктуры для реализации принципов здорового образа жизни), увеличения объема существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, мероприятий по тиражированию образцов правильного отношения к здоровью, внедрение новых форм здоровьесберегающих технологий. 4. Создание условий для сохранения и укрепление здоровья населения города на основе межотраслевого взаимодействия на уровне городского округа "Город Хабаровск". 5. Разработка предложений по созданию системы межведомственного взаимодействия и партнерства по вопросам сохранения и укрепления здоровья на уровне городского округа "Город Хабаровск". 6. Формирование и совершенствование системы мониторинга уровня информированности населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья, приверженности к ведению здорового образа жизни, распространенности факторов риска социально значимых заболеваний путем проведения регулярных социологических исследований. При реализации указанных механизмов муниципалитет г. Хабаровска в лице управления здравоохранения является заказчиком здоровьесберегающих технологий и организатором системы мер, направленных на формирование здорового образа жизни хабаровчан. С другой стороны, являясь структурным подразделением органа местного самоуправления, управление здравоохранения выступает в роли поставщика технологий сохранения и укрепления здоровья в целевые группы населения г. Хабаровска. Основным механизмом реализации Концепции является разработка целевых программ в соответствии со стратегическими приоритетами в области формирования здорового образа жизни, регулирующих общественные взаимоотношения и координирующих усилия всех заинтересованных структур, служб, организаций и предприятий, инициатив граждан, определенных данной Концепцией. Глава 9. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ И ПРИОРИТЕТЫ КОНЦЕПЦИИ В соответствии с факторным анализом причин, влияющих на достижение целевых ориентиров в демографических показателях и показателях здоровья населения г. Хабаровска, Концепция направлена прежде всего на три целевые группы. В каждой целевой группе работа по формированию здорового образа жизни имеет индивидуальные подходы: 1. Школьники и дошкольники. Здоровье человека закладывается с первых лет жизни. В дошкольном возрасте главными факторами, влияющими на гармоничное развитие детей, оказываются сбалансированное питание, морально-нравственное воспитание, формирование социальных ориентиров и адекватная физическая нагрузка. На уровне дошкольных образовательных учреждений должен проводиться комплекс мер, позволяющих обеспечить долю детей с первой и второй группой здоровья в начальной школе. Уровень состояния здоровья школьников связан как с исходным состоянием здоровья детей, приходящих в школу, так и особенностями образовательного процесса, связанного с большими нагрузками в школе, неполным обеспечением мебелью, подходящей по росту, нарушениями освещенности в школах, недостаточной физической активностью в школах. Анализ результатов профилактических осмотров свидетельствует о росте патологии детей в зависимости от длительности обучения в школе. Система мер, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, должна включать такие формы работы, которые позволят увеличить число школьников первой и второй групп здоровья. На сегодняшний день в городских образовательных учреждениях проводится довольно много мероприятий, направленных на мотивацию педагогического состава и самих учащихся к ведению здорового образа жизни. Однако, ситуация со здоровье детей и подростков к лучшему не меняется. Анализ состояния здоровья школьников в 2012 году указывает на то, что только 12,4% детей отнесены к 1-й группе здоровья, 87,6% имеют 2-ю и 3-ю группу здоровья, из них 20% уже имеют хронические заболевания. На диспансерном учете в поликлиниках состоит 52% от всех учащихся (26,7 тысячи школьников), в том числе 19,7% - дети с хроническими заболеваниями и инвалиды (10,1 тысячи человек). По данным обследования в Центрах здоровья для детей, у 40% детей определяется повышение уровня углекислого газа в выдыхаемом воздухе, что свидетельствует о пассивном либо активном курении детей. Дети, подражая взрослым, уже в раннем школьном возрасте начинают курить, употреблять алкогольные напитки. Росту заболеваемости детей в школьном возрасте способствуют также низкая физическая активность, нерациональное питание в семьях, высокий уровень утомляемости и напряжения эмоциональной сферы у детей и подростков. Поэтому в сложившейся ситуации очень важно развивать профилактическую работу в школе, активно внедрять технологии здорового образа жизни, влиять на сознание ребенка и мотивировать его на сохранение собственного здоровья. Требует более глубокого изучения эффективность действующих здоровьесберегающих программ на уровне школьных образовательных учреждений. Необходима разработка и внедрение новых целевых программ, направленных на увеличение числа школьников первой и второй групп здоровья. 2. Учащаяся молодежь. Молодежь должна быть более здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе. Необходимо учитывать, что в молодом возрасте закрепляется правильное отношение к питанию, физкультуре, курению, формируется образ жизни, сексуальное поведение и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего возраста. Резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и наркотики, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность. Особого внимания заслуживает репродуктивное здоровье женщин и качество потомства, для достижения которого наиболее значимо: грамотное планирование семьи, включая предотвращение нежелательной беременности, обеспечение безопасного материнства, профилактика детской инвалидности. Подходы к пропаганде здорового образа жизни среди учащейся молодежи также должны быть построены на основе современных креативных форм донесения информации. В этом направлении есть свои лидеры - общественные организации, активно работающие в городе: молодежная организация "Мы за трезвый образ жизни!", Хабаровская краевая общественная организация "Мы - против курения". Большой опыт работы в этом направлении работает молодежный социальный медико-педагогический центр "Контакт". Инициативные группы работают и в округах города. Со стороны администрации города поддержка молодежного движения по формированию ЗОЖ должна быть выражена в виде социального партнерства. При работе с этой группой очень важную роль играют средства массовой информации. Поток информационных материалов должен быть увеличен многократно. Сейчас вопросам формирования правильных поведенческих привычек и сохранению здоровья населения, на телеканалах Хабаровска уделяется в среднем не более чем 3 секунды в сутки на одного жителя, тогда как эффективной эта работа станет при информационном потоке не менее 3 минут в день. 3. Работающее население. Значительное и устойчивое сокращение числа травм, случаев инвалидности и смерти в результате несчастных случаев и актов насилия, отравлений и травм, основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения) должны стать основными направлениями работы в этой целевой группе. Система профилактических мер должна быть направлена на совершенствование организационно-функциональной структуры и форм управления системой медицины труда, приведение ее в соответствие с потребностью работников реформируемых производств, международными нормами и требованиями. Основой профилактики заболеваний, являющихся причиной смертности в трудоспособном возрасте, является раннее выявление социально значимых заболеваний в период проведения периодических, диспансерных и скрининговых осмотров. В основе снижения трудоспособности от инфекционных заболеваний лежит массовая вакцинация работающего населения. Все это требуют тесного взаимодействия между руководителями предприятий и медицинскими организациями на уровне округов г. Хабаровска. Особенностью производственного процесса на современных предприятиях и в учреждениях является использование компьютерной техники. Доля работающего населения, испытывающего статичные нагрузки, напряжение зрения и нервно-психической сферы, составляет около 60%. Низкая физическая активность и высокая распространенность табакокурения на фоне хронического стресса способствует неуклонному росту сердечно-сосудистых заболеваний в этой группе населения. Поэтому в данной целевой группе должны быть внедрены технологии, направленные на формирование правильных поведенческих привычек, и, в первую очередь, поддержание физической активности и отказ от курения. Особое место в системе мер в группе работающего населения занимает организация сбалансированного питания. Нужно понимать, что процесс изменения поведения человека длительный. Он состоит из нескольких последовательных этапов: намерение изменить поведение, готовность и принятие решения, установка поведения и его поддержание. На каждом этапе на индивидуума влияет окружающая среда, подкрепляя изменения поведения либо препятствуя им. Основной принцип формирования здорового образа жизни заключается в поддержке и повышении доступности того, что полезно для здоровья, и в ограничении или запрете того, что вредит здоровью. Человечество владеет большим объемом знаний об основных факторах риска для здоровья и эффективных методах его укрепления. Для борьбы с основными угрозами здоровью и жизни людей, такими как курение, употребление алкоголя, нерациональное питание, недостаточная физическая активность, важно изменить поведение населения. Для налаживания систематической работы по информированию населения об огромном вреде, который вредные привычки причиняют здоровью, благополучию и духовной целостности человека, необходимо проведение плановой информационной кампании в сотрудничестве со средствами массовой информации и общественными организациями. Документальные фильмы и ролики социальной рекламы о вреде чрезмерного употребления алкоголя, табакокурения и наркомании, гиподинамии и неправильного питания основаны на подходах, показавших высокую эффективность в отношении социальных проблем. По заключению ведущих российских экспертов в области общественного здоровья, они способны оказать значительное воздействие на установки россиян по отношению к потреблению алкоголя, снизив остроту алкогольных проблем в стране. Способами реализации системы информирования населения являются: - совершенствование информационной системы, обеспечивающей население современными знаниями в вопросах охраны здоровья через информационные ресурсы сети Интернет, все виды средств массовой информации; - создание аудиовизуальных образов - матриц аудио- и видеоклипов, плакатов и другой рекламной и пропагандистской продукции, формирующей в массовом сознании установки на идеал здорового человека, стандарт здоровья, формирование культуры здоровья, выполнение оздоровительных программ, здоровый образ жизни; - формирование всеми доступными средствами рекламы и пропаганды (телевидение, радио, печатные средства массовой информации, носители наружной рекламы, рекламная и пропагандистская полиграфическая продукция) мотивации на идеал здорового человека; - формирование системы стимулирования руководителей предприятий, общественных организаций, граждан на участие в распространении позитивных примеров формирования здорового образа жизни в коллективах, обществе. Общественное признание инициатив руководителей предприятий, общественных организаций, граждан будет отмечаться в рамках городских конкурсов, ежегодной городской Премии здоровья. Глава 10. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Оценка эффективности системы мер, определенных данной Концепцией будет осуществляться в рамках регулярного мониторинга целевых индикаторов, указанных в главе 6. Демографические показатели и показатели здоровья населения будут оцениваться на основании форм государственной статистической отчетности отрасли "Здравоохранение". Индикаторы, отражающие пропаганду здорового образа жизни и санитарно-просветительную работу о факторах риска и способах воздействия на них, будут оцениваться путем проведения ежегодных социологических исследований. Так как целевые индикаторы данной концепции прямо связаны с показателями эффективности органов местного самоуправления и органов государственной власти, работа по мониторингу будет строиться в тесном взаимодействии с министерством здравоохранения Хабаровского края, органами городской и государственной статистики, другими заинтересованными ведомствами. Глава 11. МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ И МЕЖСЕКТОРАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Многофакторный характер проблемы здоровья населения г. Хабаровска. на которую нацелена данная Концепция, предполагает участие в ее реализации всех структур, исполняющих муниципальные и государственные полномочия в сфере охраны здоровья граждан, включая: 1. На муниципальном уровне: управление здравоохранения, управление образования, управление культуры, управление физической культуры и спорта, управление по делам молодежи и социальным вопросам, управление по охране окружающей среды и природных ресурсов, сектор по охране труда, блок промышленности, торговли, транспорта и связи, управление по ЧС и 10, управление экономического развития, финансовый департамент и другие структурные подразделения администрации города по отдельным вопросам. 2. На государственном уровне: министерство здравоохранения, министерство образования и науки, комитет по спорту, министерство природных ресурсов и другие структурные подразделения исполнительной власти Хабаровского края. Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования. 3. На федеральном уровне: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 4. Образовательные учреждения: ГБОУ ВПО "Дальневосточный государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, КГБОУ ДПО "Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения" министерства здравоохранения Хабаровского края, филиал Российской академии народного хозяйства при Президенте РФ, КГБОУ СПО "Хабаровский государственный медицинский колледж". Приложение N 2 УТВЕРЖДЕН Постановлением администрации города Хабаровска от 31 мая 2013 г. N 1872 ТИПОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ------T------------------------------------------T----------T-------------¬ ¦ N ¦ Мероприятия ¦ Срок ¦ Исполнитель ¦ ¦ п/п ¦ ¦исполнения¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦А ¦Общеорганизационные мероприятия ¦ +-----+------------------------------------------T----------T-------------+ ¦1. ¦Назначение ответственного на предприятии ¦ежегодно ¦руководители ¦ ¦ ¦(учреждении) за организацию работы по ¦ ¦муниципальных¦ ¦ ¦охране здоровья работающих и формированию ¦ ¦учреждений и ¦ ¦ ¦здорового образа жизни ¦ ¦предприятий ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦2. ¦Включение в план мероприятий по охране ¦ежегодно ¦руководители ¦ ¦ ¦труда мероприятий по предупреждению ¦до 25 ¦муниципальных¦ ¦ ¦профессиональных заболеваний ¦декабря ¦учреждений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦Б ¦Организация мероприятий, направленных на раннее выявление и ¦ ¦ ¦медицинскую профилактику заболеваний ¦ +-----+------------------------------------------T----------T-------------+ ¦3. ¦Диспансеризация ¦в течение ¦руководители ¦ ¦ ¦ ¦года ¦муниципальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦3.1. ¦Получение информации на сайте ¦ежегодно ¦ответственные¦ ¦ ¦администрации города о порядке прохождения¦до 30 ¦исполнители ¦ ¦ ¦диспансеризации на бесплатной основе (за ¦марта ¦ ¦ ¦ ¦счет средств фонда обязательного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медицинского страхования) ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦3.2. ¦Проведение разъяснительной работы в ¦ежегодно, ¦ответственные¦ ¦ ¦коллективах о порядке прохождения ¦апрель ¦исполнители ¦ ¦ ¦диспансеризации ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦3.3. ¦Создание условий для прохождения ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦диспансеризации (диспансерные дни, ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦соглашения с территориальными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поликлиниками и/или любые другие формы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работы) ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦3.4. ¦Проведение мероприятий, мотивирующих ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦работников на прохождение диспансеризации ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦(информирование о сроках диспансеризации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приглашение медицинских работников для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проведения разъяснительной работы в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦коллективах и/или другие формы работы) ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦4. ¦Организация на предприятиях и в ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦учреждениях выездных скринингов (измерение¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦артериального давления, определение сахара¦ ¦ ¦ ¦ ¦крови, определение курительного статуса) с¦ ¦ ¦ ¦ ¦целью выявления основных факторов риска ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сердечно-сосудистых заболеваний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(артериальная гипертония, сахарный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦диабет): ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦4.1. ¦Планирование объема скринингов с учетом ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦финансовых возможностей ¦года ¦исполнители ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦4.2. ¦Заключение договора на проведение ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦скринигов с медицинскими организациями ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦любой формы собственности ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦4.3. ¦Составление графика проведения скринингов ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦ ¦года ¦исполнители ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦4.4. ¦Анализ полученных результатов скринингов ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦совместно с медицинской организацией ¦года ¦исполнители ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦5. ¦Популяризация центров здоровья и создание ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦условий для обследования в центрах ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦здоровья ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦6. ¦Организация периодических медицинских ¦в течение ¦руководители ¦ ¦ ¦осмотров работающих: ¦года ¦муниципальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦6.1. ¦Формирование списка лиц, подлежащих ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦периодическим медицинским осмотрам ¦года ¦исполнители ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦6.2. ¦Заключение договора с медицинскими ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦организациями на проведение ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦диспансеризации и периодических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медицинских осмотров ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦6.3. ¦Согласование с медицинскими организациями ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦графика проведения диспансеризации и ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦периодических медицинских осмотров ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦6.4. ¦Направление работающих на медицинские ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦осмотры по графику ¦года ¦исполнители ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦6.5. ¦Организация явки работников на медицинский¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦осмотр в медицинские организации в ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦соответствии с графиком ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦6.6. ¦Подведение итогов периодических ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦медицинских осмотров с участием ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦медицинских организаций ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦7. ¦Организация работы по вакцинации ¦в течение ¦руководители ¦ ¦ ¦работающего населения: ¦года ¦муниципальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦7.1. ¦Получение информации на сайте ¦ежегодно, ¦ответственные¦ ¦ ¦администрации города о планировании ¦август, ¦исполнители ¦ ¦ ¦мероприятий по вакцинации населения, об ¦декабрь ¦ ¦ ¦ ¦уровне заболеваемости населения ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦7.2. ¦Проведение разъяснительной работы среди ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦работников предприятий о необходимости ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦вакцинации (приглашение медицинских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работников для проведения бесед, лекций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и/или другие мероприятия) ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦7.3. ¦Проведение работы с территориальными ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦поликлиниками по организации совместных ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦мероприятий по вакцинации работников ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦7.4. ¦Согласование с поликлиникой графика ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦вакцинации ¦года ¦исполнители ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦7.5. ¦Осуществление контроля за ходом вакцинации¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦ ¦года ¦исполнители ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦В ¦Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни ¦ +-----+------------------------------------------T----------T-------------+ ¦8. ¦Организация мероприятий, направленных на ¦в течение ¦руководители ¦ ¦ ¦повышение приверженности к занятиям ¦года ¦муниципальных¦ ¦ ¦физической культурой и спортом: ¦ ¦учреждений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦8.1. ¦Мероприятия по внедрению производственной ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦гимнастики и повышению охвата работников ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦производственной гимнастикой ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦8.2. ¦Организация спортивных мероприятий в ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦коллективах муниципальных предприятий и ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦учреждений ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦8.3. ¦Создание условий для активного отдыха ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦(оздоровительные туры, отдых на природе, ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦турпоходы и/или другие мероприятия) ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦8.4. ¦Привлечение работников к участию в ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦городских спортивных мероприятиях ¦года ¦исполнители ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦8.5. ¦Создание условий для занятия физической ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦культурой и спортом (долевая оплата ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦абонементов в фитнес-клубы, тренажерные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦залы, создание зон для занятия физической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦культурой, мини-стадионов, теннисных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦столов и/или другие мероприятия) ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦9. ¦Организация мероприятий, направленных на ¦в течение ¦руководители ¦ ¦ ¦уменьшение табакокурения: ¦года ¦муниципальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦9.1. ¦Введение экономических санкций для курящих¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦(дифференцированный подход к премированию;¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦установление времени окончания работы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учетом затрат времени на перекуры и/или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦другие мероприятия) ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦9.2. ¦Организация мероприятий по выполнению ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦Федерального закона от 23 февраля 2013 ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦от воздействия табачного дыма и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦последствий потребления табака" ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦9.3. ¦Создание зон, свободных от курения ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦ ¦года ¦исполнители ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦9.4. ¦Поддержка лиц, желающих бросить курить или¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦бросивших курить (моральная и ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦материальная) ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦9.5. ¦Организация разъяснительной работы о ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦последствиях курения и преимуществе ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦некурительного поведения (приглашение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦специалистов поликлиник, демонстрация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фильмов, роликов и/или другие формы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работы) ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦10. ¦Организация питания и работы по ¦в течение ¦руководители ¦ ¦ ¦популяризации рационального питания: ¦года ¦муниципальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦10.1.¦Создание условий для организации горячего ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦питания (наличие столовой, помещений для ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦принятия пищи, оснащение оборудованием, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заключение договора с предприятиями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦питания и/или другие формы работы) ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦10.2.¦Организация конкурсных и образовательных ¦в течение ¦ответственные¦ ¦ ¦мероприятий с целью популяризации ¦года ¦исполнители ¦ ¦ ¦здорового питания (конкурс блюд по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рецептам здорового питания: мастер-классы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по здоровому питанию: проведение Дня ¦ ¦ ¦ ¦ ¦здорового питания и/или другие формы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работы) ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦11. ¦Популяризация информационных ресурсов, ¦в течение ¦руководители ¦ ¦ ¦содержащих сведения о здоровом образе ¦года ¦муниципальных¦ ¦ ¦жизни (перечень ресурсов регулярно ¦ ¦учреждений и ¦ ¦ ¦публикуется на сайте управления ¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦здравоохранения: здоровыйхабаровск.рф) ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------------+----------+-------------+ ¦12. ¦Поощрение работников, ведущих здоровый ¦в течение ¦руководители ¦ ¦ ¦образ жизни ¦года ¦муниципальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий ¦ L-----+------------------------------------------+----------+-------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|