Расширенный поиск
Постановление Правительства Хабаровского края от 22.05.2015 № 115-прПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 115-пр 22 мая
О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 03 мая
В целях приведения нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края в соответствие с нормами действующего законодательства, повышения уровня защиты населения и территорий Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров Правительство края постановляет: Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 03 мая 2012 г. N 142-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
И.о. Председателя Правительства края В.В.Марценко
УТВЕРЖДЕНА Постановлением Правительства Хабаровского края от 3 мая
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПОЖАРОВ"
ПАСПОРТ государственной программы Хабаровского края "Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров"
1. Общая характеристика текущего состояния в области гражданской обороны, защиты населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики. Территория Хабаровского края значительно подвержена неблагоприятным и опасным гидрометеорологическим явлениям, вследствие которых возникают различные чрезвычайные ситуации природного характера. По данным федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" опасным метеорологическим (атмосферным) явлениям и процессам подвержено 80 - 90 процентов территории края, чаще всего на Востоке края и побережье Охотского моря. Только в 2014 году в Хабаровском крае произошло 18 чрезвычайных ситуаций природного характера, из них 15 были вызваны опасными метеорологическими явлениями. Опасные гидрологические явления и процессы наблюдаются на площади не менее 70 - 80 процентов всей территории края. Периодически (в отдельных районах края - практически ежегодно) подвергается подтоплению и затоплению при прохождении паводков до 1/3 территории края, главной особенностью которых является одновременный охват ими больших площадей. Периодически затоплению подвергаются отдельные территории городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре, Бикина, 157 населенных пунктов края с населением около 80 тыс. человек, хозяйственные объекты и более 40 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий. Паводковыми водами однопроцентной обеспеченности в крае затапливается до 3 368 тыс. гектаров территорий, из них в бассейне р. Амура до 2 010 тыс. гектаров. Так, в
результате крупномасштабного наводнения, произошедшего в августе - сентябре Кроме того, на территории края находится 99 потенциально опасных объектов, содержащих значительные запасы горюче-смазочных материалов, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ, использующих в ряде случаев устаревшие технологии и оборудование, способные вызвать техногенные чрезвычайные ситуации с тяжелыми последствиями. Данные объекты представляют опасность для здоровья и жизни населения, а также для окружающей природной среды. В зону возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах попадает около 50 тыс. человек. В период 2009 - 2014 годов в Хабаровском крае произошло 56 чрезвычайных ситуаций (далее также - ЧС), из них 23 (41,0%) техногенного и 33 (59,0%) природного характера. В результате ЧС погибло 28, пострадало 47 753 человека, материальный ущерб составил 14,3 млрд. рублей. Основное количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера вызвано дорожно-транспортными происшествиями с тяжкими последствиями, авиационными катастрофами, авариями, крушениями грузовых поездов, взрывами в зданиях и сооружениях жилого назначения, авариями на электроэнергетических системах. За период с 2009 по 2013 год средние значения показателей по Хабаровскому краю по сравнению со средними значениями по субъектам Российской Федерации и Дальневосточному федеральному округу (далее - ДФО) характеризуются следующим образом: количество ЧС в Хабаровском крае - 6,8, что незначительно выше показателей по ДФО (3,1) и в Российской Федерации (4,4); количество погибших в ЧС в Хабаровском крае - 5, что соизмеримо с показателем в ДФО (5), и почти в два раза ниже показателя по Российской Федерации (9); количество пострадавших в ЧС в Хабаровском крае - 9 512, что в два раза выше, чем в ДФО (4 175) и почти в 12 раз выше показателя по Российской Федерации (811). На территории края около 210 тыс. рек общей протяженностью 584 тыс. километров, свыше 58 тыс. озер, которые занимают площадь 300 - 370 кв. километров (крупнейшие из них: Чукчагирское, Болонь, Орель). На данные водные объекты и прибрежную часть территориального моря (протяженность около 2 тыс. километров) ежегодно растет антропогенная нагрузка в местах организованной и стихийной рекреации. На водных объектах края в среднем ежегодно погибает около 113 человек. За последние пять лет на водных объектах погибло 569 человек. Из общего числа погибших в крае каждый пятый считается утонувшим. Это является серьезным поводом для принятия неотложных эффективных мер по снижению гибели людей на водных объектах. Наибольшее число происшествий, связанных с гибелью людей на водных объектах края, происходит в летний период (в среднем за период с 2010 по 2014 год в летний период утонуло около 75,0% людей от общего числа утонувших). Причем если главной причиной гибели людей на льду является незнание или пренебрежение правилами безопасности, то основной причиной гибели людей на водных объектах летом является купание в необорудованных местах массового отдыха (86,0%), в том числе в состоянии алкогольного опьянения (34,0%). Абсолютное большинство несчастных случаев фиксируется в конце рабочей недели, в выходные и праздничные дни на водоемах, где нет сезонных спасательных постов, в местах, не оборудованных для купания, а также в вечернее время суток. Создание условий для обеспечения безопасности людей на водных объектах является одной из основных задач в общей системе обеспечения безопасности жизнедеятельности в Хабаровском крае. Во исполнение поручения
Президента Российской Федерации от 22 февраля В целях профилактики предупреждения несчастных случаев на водных объектах на территории края в 2013 году в рамках государственной программы Хабаровского края "Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров" органам местного самоуправления были выделены субсидии на оснащение 7 общественных спасательных постов в размере 1,7 млн. рублей. В результате создания общественных спасательных постов на территориях г. Комсомольска-на-Амуре, Амурского, Комсомольского, Николаевского и Хабаровского муниципальных районов края наблюдается снижение количества людей, утонувших на водных объектах края в летний период, в среднем на 16 человек (29,5%). Положительный опыт создания общественных спасательных постов на территориях муниципальных образований края оказал стимулирующее воздействие на органы местного самоуправления. Так, в 2014 году администрацией города Хабаровска самостоятельно проведены работы по организации работы спасательных постов. На территории города Хабаровска было оборудовано два спасательных поста в районе заводов "Дальдизель" и "Амуркабель". На общественных спасательных постах организовано дежурство спасателей, приобретено необходимое оборудование. Создание общественных спасательных постов приводит к положительным результатам, однако обеспечить стопроцентную безопасность спасатели не могут. Без формирования у населения и, в частности, у детей общественного сознания необходимости соблюдения правил поведения на воде снижение гибели на водных объектах невозможно. В целях пропаганды здорового образа жизни, предупреждения несчастных случаев на водных объектах края были разработаны видеоролики и буклеты по обеспечению безопасности людей на водных объектах. В 2013 году выпущено 6 видеороликов, которые в 2014 году транслировались на видеоэкранах, а также на мониторах в пассажирских автобусах г. Хабаровска. Изготовлено и направлено для распространения в органы исполнительной власти края и администрации городских округов и муниципальных районов края 60 тыс. экземпляров памяток по обеспечению безопасности людей на водных объектах в зимний и летний периоды, ориентированных как на детей, так и на взрослых. Информационные материалы были распространены через учреждения культуры, образования и здравоохранения, администрации городских округов и муниципальных районов края, а также размещены в средствах массовой информации и на видеоэкранах края. Особую тревогу вызывает проблема оказания помощи людям, терпящим бедствие на водных объектах, в период межсезонья, когда реки края еще не имеют прочного льда или не освободились от него. И тогда оказание помощи может быть организовано только с применением малой авиации, что требует немалых финансовых средств на проведение аварийно-спасательных работ. Такая ситуация очень часто повторяется в Нанайском, Николаевском, Советско-Гаванском, Ульчском, Хабаровском муниципальных районах края. В то же время достаточных сил постоянной готовности для экстренного реагирования при происшествиях на водных объектах, для осуществления полномочий края по поиску и спасанию людей на водных объектах и в территориальном море не имеется. Требуется дальнейшее развитие профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, повышение уровня подготовки и мастерства спасателей действиям в различных ситуациях, направленных на спасение жизни людей, их оснащение современными техникой и оборудованием. Кроме этого, в соответствии с современными картами общего сейсмического районирования территории Российской Федерации (ОСР-97) уровень сейсмического риска на территории края значительно повысился в сравнении с прежними расчетными величинами. С учетом новых карт практически вся территория края при определенных условиях может быть отнесена к территориям с сейсмичностью 7 баллов, а некоторые районы - к территориям с сейсмичностью 8 - 9 баллов. Долгосрочный прогноз сейсмической опасности (вероятностный прогноз землетрясений) осуществляется по карте ОСР-97-А (период повторяемости сотрясений 500 лет). По этой карте к сейсмоопасным районам края, характеризующимся сейсмической интенсивностью сотрясений 7 и более баллов по макросейсмической шкале MSK-64, относится три четверти территории края. На территории края с сейсмичностью 7 баллов находятся более 70 населенных пунктов в Аяно-Майском, Ванинском, Верхнебуреинском, Комсомольском, имени Лазо, имени Полины Осипенко, Охотском, Солнечном, Тугуро-Чумиканском, Ульчском муниципальных районах края. На территориях с сейсмичностью 8 баллов находятся населенные пункты: Большие Санники, Власьево, Датта, Де-Кастри, Константиновка, Красное, Лазарев, Лососина, Нигирь, Нижнее Пронге, Озерпах, Оремиф, Пуир, Советская Гавань, Согда, Тырма. До 2000 года большая часть территорий обжитых районов края относилась по сейсмическому районированию к сейсмически безопасным (5-, 6-балльным) зонам. В связи с этим практически на всей территории края строительство велось в расчете на 6 баллов, соответственно большинство зданий и сооружений не рассчитано на сейсмические события в 7 и более баллов. К тому же большая часть существующего жилищного фонда была возведена 20 - 50 лет назад и имеет значительный износ. По предварительным данным, в крае дефицит сейсмостойкости (от одного до трех баллов) имеют жилые дома общей площадью 1 580 тыс. кв. метров (499 объектов), 48 объектов социально-культурного назначения общей площадью 93,8 тыс. кв. метров, а также 6 объектов жизнеобеспечения общей площадью 4,4 тыс. кв. метров. Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения и др.), а также минимизация потерь от землетрясений в районах края с высоким уровнем сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития края. Постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 апреля Работы по повышению устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения от землетрясений в районах края с высоким уровнем сейсмических рисков осуществлялись в соответствии с краевой целевой программой "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Хабаровского края на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30 июля 2010 г. N 199-пр. Общий объем средств краевого бюджета, предназначенных для реализации мероприятий краевой программы, составляет 1 206,665 млн. рублей. В целях организации работ по предупреждению ЧС межмуниципального и регионального характера, вызванных землетрясениями, а также ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, за счет средств краевого бюджета в период с 2011 по 2014 год выполнены мероприятия на сумму 57,37 млн. рублей. Средние показатели гибели людей в год при различных ЧС, пожарах и других происшествиях на территории края остаются высокими и составляют: при дорожно-транспортных происшествиях - 214 человек; при происшествиях на водных объектах - 114 человек; при пожарах - 140 человек. Таким образом, в среднем в год в дорожно-транспортных происшествиях, при пожарах и на водных объектах погибает около 470 человек. Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на возникающие угрозы. Одним из методов решения этой проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению. Указом
Президента Российской Федерации от 28 декабря В соответствии с
Федеральным законом от 21 декабря Постановлением
Правительства Российской Федерации от 21 ноября В целях
реализации вышеуказанных положений в Хабаровском крае приняты постановления
Губернатора Хабаровского края от 04 августа
2006 г. N 148 "О создании дежурно-диспетчерской службы Правительства
Хабаровского края", от 15 ноября
2008 г. N 157 "О создании системы обеспечения вызова экстренных
оперативных служб через единый номер "112" на территории Хабаровского
края", распоряжение Правительства Хабаровского края от 21 июля Организовано функционирование дежурно-диспетчерской службы (далее также - ДДС) Правительства края и 19 ЕДДС городских округов и муниципальных районов края, в которых приняты все нормативные правовые акты об организации их деятельности. Для реализации проекта создания системы-112 на территории края заключены соглашения с главами городских округов и муниципальных районов края о совместных действиях по созданию системы-112 на базе ЕДДС муниципальных образований. На сегодняшний день в крае разработан и реализуется технический проект создания системы-112, который прошел экспертизу в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее также - МЧС России), установлены программно-технические комплексы и оборудование для ДДС Правительства края и ЕДДС муниципальных образований. На базе учебно-методического центра по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края краевого государственного казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" (далее - УМЦ, КГКУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края" соответственно) организовано обучение специалистов ЕДДС и ДДС экстренных оперативных служб. В 2013 году за счет средств краевого бюджета в крае построен основной центр обработки вызовов системы-112 (далее - ЦОВ). Организовано круглосуточное информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю", ДДС Правительства края, ЕДДС городских округов и муниципальных районов края, ДДС организаций. В 2014 году за счет средств краевого бюджета осуществлялось дооборудование ЦОВ, расположенного на базе ДДС Правительства края, и строительство резервного центра обработки вызовов на базе УМЦ КГКУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края". Операторами сотовой связи МТС, Мегафон, Билайн организована маршрутизация с телефонов сотовой связи при наборе единого номера "112" на ЕДДС городских округов и муниципальных районов края. Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской
Федерации Рогозина Д.О. от 30 декабря Предполагается, что с 2016 года работы по созданию системы-112 будут проводиться только за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств организаций. На условиях софинансирования проводятся мероприятия по созданию базовой инфраструктуры системы-112. С июня Для организации защиты оперативной информации о чрезвычайных ситуациях и происшествиях в системе-112 между службами экстренного реагирования необходима установка аппаратно-программных комплексов шифрования "Континент". Согласован системный проект телекоммуникационной подсистемы системы-112 для Хабаровского края, разработанный Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - проект). В рамках проекта за счет средств краевого бюджета должны быть проведены мероприятия по организации каналов связи между ЕДДС муниципальных образований и ДДС экстренных оперативных служб. В результате проведенных мероприятий по созданию системы-112 упростился порядок обращения граждан и организаций за помощью и передача ими сообщений о происшествиях. Повысилась результативность экстренного реагирования за счет сокращения времени централизованной организации совместных действий экстренных оперативных служб, муниципальных сил и средств. Одной из основных задач органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. На территории края активно ведется работа по внедрению системы цифровой электросвязи и цифрового теле-, радиовещания. В связи с этим возможности существующей РАСЦО, которая в настоящее время работает по аналоговым каналам передачи данных, уже не смогут обеспечить полный охват населения централизованным оповещением. Указом
Президента Российской Федерации от 13 ноября В настоящее время разработан и согласован в МЧС России проект реконструкции РАСЦО на базе цифровой аппаратуры, проведена его экспертиза, получено положительное заключение, стоимость проекта составила 279,5 млн. рублей. Министерством строительства края проведен конкурс на реконструкцию РАСЦО, определен подрядчик, заключен государственный контракт на выполнение всего объема работ. В рамках бюджетных ассигнований в объеме 37 млн. рублей, выделенных в 2013 году на реконструкцию РАСЦО, закуплено оборудование для проведения работ на ДДС Правительства края, в пилотной зоне в городе Комсомольске-на-Амуре, Амурском муниципальном районе края. Завершены работы по его монтажу. Перечнем краевых адресных инвестиционных проектов предусмотрено строительство РАСЦО на 2015 - 2017 годы, средства на строительство предусмотрены в краевом бюджете. В целях поддержания РАСЦО в постоянной готовности заключен государственный контракт между КГКУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края" и Хабаровским филиалом открытого акционерного общества "Ростелеком" на эксплуатационно-техническое обслуживание РАСЦО. Строительство РАСЦО позволит увеличить охват населения, оповещаемого об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с 43,0 до 98,0 процентов в 2020 году. В соответствии с Указом Президента РФ в крае проведены организационные мероприятия. Протоколом заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Хабаровского края определены основные направления реализации Указа Президента РФ, создана межведомственная рабочая группа по координации работ по его реализации. Постановлением
Правительства Хабаровского края от 13 декабря На территории Хабаровского края определена 41 зона экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС. Всего в зонах, подверженных воздействию быстроразвивающихся опасных процессов, проживает 18 131 человек. В 2014 году завершено проектирование объекта капитального строительства КСЭОН, стоимость работ составила 5 млн. 655 тыс. рублей. Стоимость строительства КСЭОН согласно проекту составляет 102,3 млн. рублей. Проект прошел процедуру
согласования в МЧС России, с 18 ноября В марте Реконструкция РАСЦО в пилотной зоне (г. Комсомольск-на-Амуре, Амурский муниципальный район и ДДС Правительства края) позволяет осуществить подготовку ее элементов к использованию в составе КСЭОН, что обеспечит оповещением 12,5 процента населения, проживающего в зонах, подверженных воздействию быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций. Перечнем краевых адресных инвестиционных проектов предусмотрено строительство КСЭОН на 2015 - 2016 годы, средства на строительство предусмотрены в краевом бюджете. Строительство КСЭОН на территории края позволит сократить время передачи сигнала о быстроразвивающихся чрезвычайных ситуациях с 30 - 40 минут до 5 - 10 минут. Обеспечение оперативной помощи населению также невозможно без наличия подготовленных профессиональных аварийно-спасательных формирований и спасателей. Создание, содержание, обеспечение деятельности и развитие аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований является одной из основных задач органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Создание
аварийно-спасательной службы Хабаровского края, развитие спасательных сил
осуществлялись в соответствии с Планом развития спасательных сил в Хабаровском
крае на 2011 - 2013 годы, утвержденным постановлением Правительства
Хабаровского края от 26 августа Ежегодно
аварийно-спасательными службами и формированиями, содержащимися за счет средств
краевого и муниципальных бюджетов, выполняется 2,5 -
3,0 тыс. поисково-спасательных работ, в ходе которых спасают до 2 тыс. человек.
Только во время катастрофического наводнения на территории
края в период с августа по октябрь Возможность оперативного реагирования на предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидацию их последствий во многом зависит от объемов накопленных материальных ресурсов, их рационального размещения и использования. Работа по накоплению резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2009 г. N 406-пр "О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края". По состоянию на 01 января За последние четыре года наблюдается рост абсолютного объема резервов материальных ресурсов Хабаровского края более чем в два раза. За этот же период темпы абсолютного роста резервов по ДФО и Российской Федерации составили 35,5 и 35,0 процентов соответственно. Доля резерва материальных ресурсов Хабаровского края в ДФО увеличилась в 2014 году с 20,8 до 27,1 процента, а объем резерва края на душу населения увеличился с 347,24 до 482,50 рубля на человека, превысив средний показатель по России (98,74 рубля на человека) и по ДФО (384,97 рубля на человека). Наличие материальных ресурсов, накопленных в краевом резерве, позволило предупредить негативные последствия чрезвычайных ситуаций, а также сократить сроки проведения аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории края и минимизировать ущерб. Только в период с 2010 по 2014 год из краевого резерва органам местного самоуправления было выделено материальных ресурсов на сумму 129,6 млн. рублей, в том числе на ликвидацию последствий наводнения 2013 года около 98,0 млн. рублей. В целях обеспечения установленных категорий населения края средствами индивидуальной защиты продолжается работа по их созданию, содержанию и освежению. Создание запасов СИЗ осуществлялось в соответствии с Планом создания запасов
средств индивидуальной защиты для обеспечения населения Хабаровского края на
2010 - 2015 годы, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края
от 25 февраля В период с 2011 по 2014 год в краевой резерв было закуплено СИЗ на сумму более 468,4 млн. рублей. В 2013 году для их хранения и содержания приобретены и установлены три модульных склада (два в с. Некрасовка Хабаровского муниципального района и один в с. Селихино Комсомольского муниципального района). В настоящее время обеспеченность установленных категорий населения края СИЗ составляет 33,0 процента. Выделение бюджетных ассигнований на их закупку позволит к 2020 году повысить уровень обеспеченности установленных категорий населения до 100,0 процентов, а также провести утилизацию выслуживших установленные сроки хранения СИЗ. В настоящее время существует ряд проблем в области подготовки к ведению гражданской обороны. Во исполнение поручения
Правительства Российской Федерации от 15 апреля Важным фактором эффективного социально-экономического развития Хабаровского края является обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности населения, территорий, объектов социальной сферы, экономики и инфраструктуры. Несмотря на динамику ежегодного снижения показателей обстановки с пожарами и их последствий, количество пожаров остается еще достаточно высоким - около 3,7 тыс. пожаров и до 140 человек погибших в год. Анализ причин гибели людей в Хабаровском крае за 2011 - 2014 гг. показывает, что более 70 процентов из них связано с пожарами в зданиях жилого назначения. Основной причиной большинства пожаров по-прежнему остается человеческий фактор: - 38 процентов всех произошедших пожаров произошло из-за неосторожного обращения с огнем; - 28 процентов - из-за нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования; - 11 процентов - из-за нарушения правил устройства и эксплуатации печей. Вместе с тем, количество спасенных при пожаре людей, величина материального ущерба от пожаров непосредственно зависят от эффективности деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров (времени оперативного реагирования, технической оснащенности, профессиональных навыков личного состава и др.). Анализ состояния дислокации сил и средств подразделений пожарной охраны показывает, что из 440 населенных пунктов края нормативное время прибытия пожарных подразделений выполняется в 336 (76,4% от общего количества населенных пунктов) с численностью населения 1 млн. 333 тыс. человек (99,5% от численности населения края). Вне пределов нормативного времени прибытия первых подразделений пожарной охраны остается 104 (23,6%) населенных пункта с населением 6 тыс. 538 человек (0,5%). Сложившаяся ситуация обусловлена рядом основных причин: - удаленность населенных пунктов от мест дислокации подразделений пожарной охраны; - отсутствие дорожной инфраструктуры, позволяющей обеспечить нормативное время прибытия подразделений пожарной охраны; - недостаточная материально-техническая оснащенность подразделений пожарной охраны. Наибольшее количество населенных пунктов, находящихся вне зоны нормативного времени прибытия, располагается в Комсомольском, Амурском, имени Лазо и имени Полины Осипенко муниципальных районах края. Защиту населенных пунктов края от пожаров осуществляет 81 подразделение Государственной противопожарной службы, в том числе: - 12 подразделений федеральной противопожарной службы, которые защищают 12 населенных пунктов с населением 628 тыс. человек; - 69 подразделений Противопожарной службы Хабаровского края, которые защищают 189 населенных пунктов с населением 636 тыс. человек. В 128 населенных пунктах функционируют формирования добровольной пожарной охраны, в 9 - ведомственная пожарная охрана. Таким образом, функции по защите 72 процентов населенных пунктов края выполняют ППС края и добровольная пожарная охрана. Несмотря на значительную работу по развитию ППС края на сегодняшний день служба не располагает достаточным количеством сил и средств и не может в полном объеме обеспечить оперативное выполнение возложенных на нее задач по тушению пожаров. Правительством края с 2005 года создано 41 подразделение ППС края, что позволило дополнительно защитить 96 населенных пунктов с населением 380,6 тыс. человек. Численность личного состава ППС края увеличилась более чем в два раза и составляет 2 045 человек. Для укрепления материально-технической базы подразделений приобретено более 270 единиц основной и специальной пожарной техники. Вместе с тем, в настоящее время в состав ППС края входит 30 малочисленных пожарных частей численностью до 12 человек, что не позволяет оперативно ликвидировать пожары. Укомплектованность
пожарной техникой ППС края на 01 января Осуществление дальнейшего обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов неизбежно связано с развитием добровольной пожарной охраны. В настоящее время в Хабаровском крае зарегистрированы 3 общественных учреждения пожарной охраны: общественное учреждение пожарной охраны "Добровольная пожарная команда Хабаровского края", Хабаровское краевое общественное учреждение "Добровольная пожарная охрана "Преображенская", общественное учреждение пожарной охраны "Добровольная пожарная команда района имени Лазо Хабаровского края". Механизм оказания государственной поддержки добровольной пожарной охране на территории края определен Законом Хабаровского края от 27 июля 2011 г. N 111 "О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в области обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны" и постановлением Правительства Хабаровского края от 03 апреля 2012 г. N 85-пр "О регулировании отдельных вопросов в области обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны в Хабаровском крае". На поддержку деятельности добровольной пожарной охраны из краевого бюджета в период с 2012 по 2014 год было выделено более 20 млн. рублей. На эти средства приобретены 5 гаражей модульного типа для размещения техники добровольных пожарных команд, пожарно-техническое вооружение. Вместе с тем, большинство подразделений добровольной пожарной охраны в населенных пунктах малочисленны (4 - 6 человек), имеют на вооружении только пожарные мотопомпы и приспособленную технику и не обеспечивают полноценную защиту населения и объектов при возникновении пожаров. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность совершенствования добровольной пожарной охраны в системе обеспечения пожарной безопасности для организации эффективной профилактики и борьбы с пожарами. Немаловажную роль в снижении количества пожаров, количества погибших от них играет противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности. Работниками групп профилактики Противопожарной службы Хабаровского края в течение года обучается до 150 тыс. человек. Увеличение информационного массива в области пожарной безопасности позволит повысить культуру безопасного поведения граждан, их уровня знаний об основных требованиях пожарной безопасности и поведения в экстремальных ситуациях. Повышение эффективности
системы защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера является одним из Основных направлений деятельности Правительства
Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов, утвержденных распоряжением
Правительства Хабаровского края от 25 февраля Государственная программа Хабаровского края "Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров" разработана в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края", распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 809-рп "Об утверждении Перечня государственных программ Хабаровского края". Настоящая Программа направлена на повышение уровня защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, подготовку к выполнению задач гражданской обороны, спасанию людей, материальных и культурных ценностей и оказание помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций, пожаров и террористических актов.
2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Цели и задачи Программы
Вопросы безопасности граждан всегда были и остаются одними из приоритетных направлений деятельности государства. Стратегической целью государственной политики Хабаровского края при реализации Программы является повышение уровня защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Данная
цель соответствует основным стратегическим целям развития Российской Федерации,
установленным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; - повышение уровня пожарной безопасности; - повышение уровня реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия; - обеспечение своевременного оповещения населения края об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; - повышение уровня безопасности людей на водных объектах края, особенно в местах их массового отдыха. Приоритеты
и цели государственной политики в сфере защиты населения от чрезвычайных
ситуаций также определены Основами государственной политики в области
обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности
критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного,
техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденными
поручением Президента Российской Федерации от 15 ноября В соответствии с целями государственной политики основная задача деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера заключается в обеспечении необходимых условий для безопасности граждан и устойчивого социально-экономического развития государства с учетом планов реализации экономических и инфраструктурных проектов на период до 2020 года. Приоритеты
и цели государственной политики в сфере гражданской обороны определены Основами
единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской
обороны до 2020 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 03
сентября Одной из главных целей Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, является формирование на территории края комфортной и безопасной среды проживания для населения. Повышение эффективности системы защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одним из Основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп.
3. Прогноз конечных результатов реализации Программы
В результате реализации Программы будут достигнуты следующие результаты: - снижено количество погибших в результате чрезвычайных ситуаций различного характера на 12,0 процентов (до 2015 года); - увеличена доля городских округов и муниципальных районов края, обеспечивающих прием вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на своей территории, до 100,0 процентов; - увеличен охват населения Хабаровского края, проживающего на территории муниципальных образований края, в которых доступно использование возможностей системы-112, до 1 342,5 тыс. человек; - увеличена доля населения Хабаровского края, проживающего на территории муниципальных образований края, в которых доступно использование возможностей системы-112, относительно общего количества населения края до 100,0 процентов; - повышена обеспеченность операторским персоналом системы-112, прошедшим обучение, относительно общего требуемого количества в крае до 100,0 процентов; - увеличена численность населения, оповещаемого об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, до 98,0 процентов; - обеспечено КСЭОН 100 процентов населения края, проживающего в зонах, подверженных воздействию быстроразвивающихся опасных чрезвычайных ситуаций; - увеличены объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера по отношению к уровню 2010 года на 56,7 процента; - повышен уровень обеспеченности установленных категорий населения средствами индивидуальной защиты до 100,0 процентов; - увеличена доля населения края, прикрываемого поисково-спасательными формированиями АСС края, до 56,0 процентов от общей численности населения; - снижено количество зарегистрированных пожаров до 3,70 тыс. пожаров в год; - снижено количество погибших на пожарах до 159 человек в год (до 2015 года); - увеличено количество населенных пунктов, находящихся в пределах нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны, на 30; - увеличено количество обученных работников Противопожарной службы Хабаровского края до 100,0 процентов; - снижена гибель людей на водных объектах края в летний период до 105 человек; - снижен уровень риска возникновения ЧС вследствие разрушительных землетрясений на 4,4 процента; - увеличен размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений до 2,88 млрд. рублей. Реализация настоящей Программы позволит повысить уровень защиты граждан от ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Достижение данных результатов происходит за счет создания на территории края оптимального состава пожарных и спасательных сил, повышения уровня реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия, обеспечения своевременного оповещения населения края об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. В результате реализации Программы будет создана более комфортная и безопасная социальная среда проживания граждан на территории края.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в два этапа: - первый этап - с 2012 по 2016 год; - второй этап - с 2017 по 2020 год.
5. Перечень показателей (индикаторов) Программы
Для оценки эффективности реализации Программы будут использованы следующие показатели (индикаторы): 1) количество погибших в результате чрезвычайных ситуаций различного характера по отношению к уровню предыдущего года. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно на основании государственного статистического учета, представляемого ГУ МЧС России по Хабаровскому краю; 2) доля городских округов и муниципальных районов края, обеспечивающих прием вызова на единый номер "112" на своей территории. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно ответственным исполнителем Программы по следующей формуле:
где: - количество городских округов края, в которых обеспечен прием вызова на единый номер "112". Определяется на основании актов выполненных работ, представленных исполнителями государственных контрактов на монтаж (установку) оборудования; - количество муниципальных районов края, в которых обеспечен прием вызова на единый номер "112". Определяется на основании актов выполненных работ, представленных исполнителями государственных контрактов на монтаж (установку) оборудования; Г - количество городских округов края; Р - количество муниципальных районов края; 3) охват населения Хабаровского края, проживающего на территории муниципальных образований края, в которых доступно использование возможностей системы-112. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно ответственным исполнителем Программы на основании данных Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) о численности населения, проживающего в населенных пунктах края, в которых доступно использование возможностей системы-112; 4) доля населения Хабаровского края, проживающего на территории муниципальных образований края, в которых доступно использование возможностей системы-112, относительно общего количества населения края. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно ответственным исполнителем Программы на основании данных Росстата о численности населения по следующей формуле:
где: - количество населения, проживающего на территории муниципальных образований края, на территории которых доступно использование возможностей системы-112; Н - количество населения, проживающего на территории края; 5) обеспеченность операторским персоналом системы-112, прошедшим обучение, относительно общего требуемого количества в крае. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно ответственным исполнителем Программы по следующей формуле:
П / Ш x 100%,
где: П - количество персонала, прошедшего обучение работе в системе-112. Определяется на основании данных, представляемых УМЦ КГКУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края"; Ш - штатная численность персонала. Определяется на основании списочной численности операторов системы-112; 6) охват населения края централизованным оповещением об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно ответственным исполнителем Программы на основании данных Росстата о численности населения по следующей формуле:
где: - количество граждан, проживающих в населенных пунктах, оборудованных централизованным оповещением об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Определяется на основании актов выполненных работ, представленных исполнителями государственных контрактов на монтаж (установку) оборудования; Н - количество населения, проживающего на территории края; 7) охват КСЭОН населения края, проживающего в зонах, подверженных воздействию быстроразвивающихся опасных чрезвычайных ситуаций. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно ответственным исполнителем Программы на основании данных Росстата о численности населения по следующей формуле:
где: - количество граждан, проживающих в зонах, подверженных воздействию быстроразвивающихся опасных чрезвычайных ситуаций, где построена КСЭОН. Определяется на основании актов выполненных работ, представленных исполнителями государственных контрактов; - количество населения, проживающего в зонах, подверженных воздействию быстроразвивающихся опасных чрезвычайных ситуаций; 8) рост объема закупок (приобретения) материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в процентах к 2010 году). Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно ответственным исполнителем Программы по формуле:
где: - рост объема закупок (приобретения) материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в процентах к 2010 году); - суммарный объем закупок (приобретения) материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера после 2010 года, рассчитанный на 31 декабря расчетного года; - объем закупок (приобретения) материальных ресурсов в 2010 году; n - количество расчетных лет (прошедших после 2010 года); 9) уровень обеспеченности установленных категорий населения средствами индивидуальной защиты. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно ответственным исполнителем Программы по следующей формуле:
где: СЗ - количество единиц средств индивидуальной защиты, заложенных на хранение в резерв Хабаровского края. Определяется данными складского учета; - количество населения установленных категорий; 10) доля населения края, прикрываемого поисково-спасательными формированиями аварийно-спасательной службы края. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно на основании данных Росстата о численности населения ответственным исполнителем Программы по следующей формуле:
где: - количество граждан, проживающих в населенных пунктах, прикрываемых поисково-спасательными формированиями АСС края; Н - количество населения, проживающего на территории края; 11) количество зарегистрированных пожаров. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно на основании государственного статистического учета, представляемого ГУ МЧС России по Хабаровскому краю; 12) количество погибших при пожарах людей. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно на основании государственного статистического учета, представляемого ГУ МЧС России по Хабаровскому краю; 13) количество населенных пунктов, расположенных в пределах эффективного времени прибытия подразделений пожарной охраны. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно ответственным исполнителем Программы по следующей формуле:
где: - достигнутое количество населенных пунктов, расположенных в пределах эффективного времени прибытия подразделений пожарной охраны; - количество населенных пунктов, расположенных в пределах эффективного времени прибытия подразделений пожарной охраны, достигнутое в году, предшествующем отчетному; - количество населенных пунктов, расположенных в пределах эффективного времени прибытия подразделений пожарной охраны, достигнутое в отчетном году. Пределы эффективного
времени прибытия подразделений пожарной охраны определяются в соответствии с
Федеральным законом от 22 июля 14) доля обученных работников Противопожарной службы Хабаровского края. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно ответственным исполнителем Программы по следующей формуле:
где: - количество специалистов Противопожарной службы Хабаровского края, прошедших подготовку в УМЦ КГКУ "Управление ГОЧС и ПБ по Хабаровскому краю"; - количество специалистов Противопожарной службы Хабаровского края, включенных в план подготовки (переподготовки) в УМЦ КГКУ "Управление ГОЧС и ПБ по Хабаровскому краю", в соответствии с заявками руководителей подразделений Противопожарной службы Хабаровского края; 15) количество людей, утонувших на водных объектах края в летний период. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно на основании государственного статистического учета, представляемого ГУ МЧС России по Хабаровскому краю; 16) уровень риска возникновения ЧС вследствие разрушительных землетрясений. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно ответственным исполнителем Программы на основании данных, представляемых министерством строительства края; 17) размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений. Данный показатель (индикатор) определяется ежегодно ответственным исполнителем Программы на основании данных, представляемых министерством строительства края. Показатели (индикаторы) Программы, указанные в настоящем разделе, используются для оценки достижения цели и выполнения задач Программы. Соисполнителями ежегодно до 01 февраля года, следующего за отчетным, представляются в комитет Правительства края по гражданской защите сведения о выполненных (достигнутых) показателях (индикаторах) Программы. Сведения о показателях (индикаторах) Программы с расшифровкой плановых значений по годам приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
6. Краткое описание основных мероприятий Программы
Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на территории края в целях оперативного реагирования экстренных оперативных служб на вызовы граждан предусматривает мероприятия по приобретению, монтажу программно-технических комплексов системы-112, ее содержанию и обслуживанию, обучению персонала дежурно-диспетчерских служб, входящих в систему. Реконструкция РАСЦО об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусматривает завершение строительства РАСЦО и поддержание ее в постоянной готовности в целях своевременного оповещения населения края об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Создание комплексной системы экстренного оповещения населения края предусматривает совокупность мероприятий по созданию системы, позволяющей оперативно проводить оповещение населения, проживающего на определенной территории, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера. Принятие мер по увеличению фактического накопления материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, создание в целях гражданской обороны запасов средств индивидуальной защиты включает комплекс мероприятий, направленных на увеличение объемов материальных ресурсов, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, их рационального размещения в целях оперативного выделения при чрезвычайных ситуациях в районах края, ограниченных северным завозом, накопление до установленных норм средств индивидуальной защиты населения, их своевременное освежение и утилизацию. Повышение готовности защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, находящихся в краевой собственности, предусматривает мероприятия по восстановлению, повышению готовности и содержанию объектов гражданской обороны, находящихся в краевой собственности. Развитие и совершенствование системы мониторинга, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории края включает комплекс мероприятий по созданию системы экологического мониторинга, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также на создание, оснащение и рациональное размещение профессиональных поисково-спасательных формирований на территории края в целях оперативного и эффективного реагирования на любые чрезвычайные ситуации, происшествия или угрозы их возникновения. Развитие Противопожарной службы Хабаровского края предусматривает комплекс мер по повышению уровня пожарной безопасности в Хабаровском крае, а также защиты населения и объектов экономики края от пожаров и их последствий, и предусматривает обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизацию потерь вследствие пожаров в целях устойчивого функционирования экономики Хабаровского края, в том числе строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных частей в населенных пунктах края, не имеющих транспортного сообщения с существующими пожарными частями, а также расположенных от них на значительном расстоянии. Развитие противопожарной пропаганды включает мероприятия по активизации противопожарной пропаганды и ежегодному обучению населения по вопросам пожарной безопасности. Обеспечение безопасности людей на водных объектах края включает мероприятия, направленные на создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения на водных объектах края, а также на изготовление и распространение информационных материалов по профилактике и предупреждению несчастных случаев на воде среди населения края. Совершенствование противопожарной защиты объектов социальной сферы края включает комплекс мероприятий, направленный на приведение зданий (помещений) учреждений социальной сферы в соответствие требованиям норм пожарной безопасности, обеспечение безопасного пребывания граждан в учреждениях социальной сферы, в том числе с круглосуточным пребыванием людей, а также комплекс мероприятий по устройству (строительству, приобретению и установке, ремонту существующих) водоемов для обеспечения учреждений социальной сферы нормативным запасом воды для тушения пожара. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|