Расширенный поиск

Постановление Губернатора Владимирской области от 27.03.2014 № 295

 

 

 

                  АДМИНИСТРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

                             ГУБЕРНАТОРА

 

     27.03.2014                                        N 295

 

      Утратило силу - Постановление Администрации Владимирской области

                                                    от 25.01.2017 № 38

 

О      Программе        повышения
эффективности          управления
государственными        финансами
Владимирской области на 2014-2016
годы

 

     (В редакции Постановления Администрации Владимирской области     

                         от 27.02.2015 № 146)                         

 

     В целях реализации постановления Губернатора Владимирской области
от 21.11.2013 N  1314  "Об  утверждении  плана  мероприятий  по  росту
доходов, оптимизации расходов и  совершенствованию  долговой  политики
Владимирской области"
                        П О С Т А Н О В Л Я Ю:

 

     1.  Утвердить  Программу  повышения   эффективности    управления
государственными финансами  Владимирской  области  на  2014-2016  годы
согласно приложению N 1.
     2. Утвердить план мероприятий по реализации  Программы  повышения
эффективности  управления  государственными  финансами    Владимирской
области на 2014-2016 годы согласно приложению N 2.
     3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
контрольный комитет администрации области.
     4.  Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со    дня    его
официального опубликования.

 

 

     И.о. Губернатора области             А. Конышев

 

 

                                                        Приложение N 1
                                                   к     постановлению
                                                   Губернатора области
                                                   от 27.03.2014 N 295

 

 

                              Программа
    повышения эффективности управления государственными финансами
                Владимирской области на 2014-2016 годы

 

     Программа  повышения  эффективности  управления  государственными
финансами Владимирской области на 2014-2016 годы (далее  -  Программа)
разработана в соответствии с  распоряжением  Правительства  Российской
Федерации  от  30.12.2013  N  2593-р  и  постановлением    Губернатора
Владимирской области  от  21.11.2013  N  1314  "Об  утверждении  плана
мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию
долговой  политики  Владимирской  области"  и   определяет    основные
направления действий администрации области в указанной сфере.

 

   1. Итоги реализации Программы повышения эффективности бюджетных
           расходов Владимирской области на 2011-2013 годы

 

     В 2011-2013 годах действия  администрации  области  по  повышению
эффективности бюджетных расходов  осуществлялись  в  рамках  Программы
повышения эффективности бюджетных  расходов  Владимирской  области  на
2011-2013 годы, утвержденной  постановлением  Губернатора  области  от
02.07.2010 N 759  "Об  основных  направлениях  бюджетной  и  налоговой
политики Владимирской области и других исходных данных для составления
проекта областного бюджета на 2011 год и на  плановый  период  2012  и
2013 годов".
     По результатам конкурса,  проведенного  Минфином  России  в  2011
году, Владимирская область получила субсидию из  федерального  бюджета
на реализацию данной программы в сумме 59,7 млн. рублей.
     По всем запланированным мероприятиям был достигнут  положительный
эффект:
     1)  повышение  долгосрочной  сбалансированности  и   устойчивости
бюджетов Владимирской области.
     Областной  бюджет  формируется  в  соответствии  с    предельными
объемами расходов, утверждаемыми постановлением Губернатора области на
3 года.
     В результате проведения  взвешенной  бюджетной  политики,  в  том
числе  использования  консервативного  прогноза  роста    доходов    и
ограничения увеличения расходов, с  2013  года  появилась  возможность
планировать ежегодное снижение дефицита областного бюджета.
     Областной бюджет на 2013 год и на плановый  период  2014  и  2015
годов сформирован с дефицитом 12% к  объему  налоговых  и  неналоговых
доходов по сравнению с 2011 и 2012 годами,  когда  дефицит  областного
бюджета имел предельное значение -15%;
     2)  совершенствование  разграничения   полномочий.
     В  рамках  комплексной  реформы  здравоохранения  с  2012    года
полномочия органов местного самоуправления в области  охраны  здоровья
граждан переданы органам государственной власти  субъектов  Российской
Федерации.
     В результате вступления в силу Федерального закона от  29.12.2012
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской  Федерации",  в  соответствии  с
которым с 2014 года за счет областного  бюджета  осуществляются  новые
расходные полномочия в виде субвенций в части финансового  обеспечения
реализации прав на получение общедоступного и бесплатного  дошкольного
образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
     В  целях  обеспечения  реализации    указанных    полномочий    и
одновременно  выравнивания  бюджетной  обеспеченности    муниципальных
образований  произведено  перераспределение   нормативов    зачисления
доходов от налога на доходы физических лиц между областным бюджетом  и
бюджетами городских округов и муниципальных районов.
     С 1 января 2013 года (за  счет  уменьшения  доходов  региональных
бюджетов) - 100% доходов от  всех  штрафов  за  нарушение  нормативных
правовых актов органов местного самоуправления переданы  муниципальным
образованиям.
     С 1 января 2014 года (за  счет  уменьшения  доходов  региональных
бюджетов) - в местные бюджеты зачисляются:
     - доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная
собственность на которые  не  разграничена  и  которые  расположены  в
границах городских округов, а  также  средства  от  продажи  права  на
заключение  договоров  аренды  указанных  земельных  участков  -    по
нормативу 20%;
     -  доходы  от  продажи  земельных    участков,    государственная
собственность на которые  не  разграничена  и  которые  расположены  в
границах городских округов, по нормативу 20%;
     - доходы  от  акцизов  на  автомобильный  и  прямогонный  бензин,
дизельное  топливо,  моторные  масла  для  дизельных  и  карбюраторных
(инжекторных)  двигателей,  производимые  на  территории    Российской
Федерации, в размере 15% норматива от указанного налога;
     3) государственные программы Владимирской области как  инструмент
повышения эффективности бюджетных расходов.
     В 2013 году принят  нормативный  правовой  акт,  регламентирующий
порядок разработки, реализации и оценки эффективности  государственных
программ Владимирской области - постановление Губернатора  области  от
22.02.2013 N 190 "Об  утверждении  Порядка  разработки,  реализации  и
оценки эффективности государственных программ Владимирской  области  и
Методических  указаний  по  разработке  и  реализации  государственных
программ Владимирской области".
     Организована  работа  по  подготовке  и    экспертизе    проектов
государственных программ Владимирской области;
     4) переход к программной структуре расходов бюджетов.
     Постановлением  Губернатора  области  от  27.06.2011  N  651  "Об
основных направлениях бюджетной и налоговой политики и других исходных
данных для составления проекта областного бюджета на  2012  год  и  на
плановый период  2013  и  2014  годов"  утвержден  примерный  перечень
государственных  программ  Владимирской   области,    планируемых    к
разработке в 2012-2013 годах.
     Начиная с проекта областного бюджета на 2012 год  и  на  плановый
период 2013 и 2014 годы, введена практика формирования  аналитического
распределения бюджетных  ассигнований  по  государственным  программам
Владимирской области.
     В  2013  году  департаментом  финансов,  бюджетной  и   налоговой
политики  администрации   области    разработана    новая    структура
классификации  расходов    областного    бюджета,    предусматривающая
интеграцию  в   структуру    бюджетной    классификации    программной
составляющей  (на  уровне  целевых  статей)  (приказ  департамента  от
28.10.2013 N 130).
     Областной бюджет на 2014 год и на плановый  период  2015  и  2016
годов сформирован в программном формате;
     5) оптимизация функций государственного  управления  и  повышение
эффективности их обеспечения.
     По результатам реализации административной реформы к  концу  2013
года  утверждены  все    необходимые    административные    регламенты
предоставления  (исполнения)  услуг  (функций)  органов  администрации
области.  Продолжением этой  работы  стали  разработка  и  утверждение
правовых актов, касающихся вопросов повышения качества  предоставления
государственных  услуг  и    исполнения    государственных    функций,
предусматривающих взаимодействие  с  гражданами  и  организациями  (по
принципу "одного окна").
     В  рамках  формирования  системы  предоставления  информации    о
государственных  услугах  и  государственных  услугах,  оказываемых  в
электронной форме, проведены подготовительные работы для использования
центральной инфраструктуры электронного правительства:
     федеральной государственной информационной системы "Единый портал
государственных и муниципальных услуг (функций)";
     федеральной  государственной  информационной  системы    "Сводный
реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".
     Кроме    того,    создается        единая        межведомственная
информационно-статистическая система, а также  создана  инфраструктура
электронного документооборота  в  целях  технологического  обеспечения
информационного  взаимодействия  при    предоставлении    (исполнении)
государственных услуг (функций) в электронном виде;
     6)  повышение  эффективности    предоставления    государственных
(муниципальных) услуг.
     В  2011-2012  годах  была  проведена  реформа  системы   оказания
государственных услуг на базе Федерального закона от 8 мая 2010 года N
83-ФЗ    внесении  изменений  в  отдельные   законодательные    акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового  положения
государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон  N  83-ФЗ).
Закон  N  83-ФЗ  стал  основополагающим  документом  для  установления
правового  статуса  государственных  учреждений  в  форме    казенных,
бюджетных или автономных (таблица 1).
                                                             Таблица 1
----------------------------------------------------------------------
|             Информация сети областных             |     Всего      |
|                    учреждений                     |----------------|
|                                                   |единиц | процент|
|---------------------------------------------------+-------+--------|
|Всего государственных учреждений (на 01.01.2014 г.)| 368   |   100  |
|---------------------------------------------------+-------+--------|
|Казенное учреждение                                | 123   |   33   |
|---------------------------------------------------+-------+--------|
|Бюджетное учреждение                               | 223   |   61   |
|---------------------------------------------------+-------+--------|
|Автономное учреждение                              |  22   |    6   |
----------------------------------------------------------------------

 

     После  завершения  переходного  периода,    установленного    для
изменения правового положения бюджетных учреждений  с  1  января  2011
года  до  1  июля  2012  года,  финансовое  обеспечение   деятельности
бюджетных и автономных учреждений осуществляется путем  предоставления
данным учреждениям субсидий на  выполнение  государственного  задания.
Финансовое    обеспечение    деятельности    казенного      учреждения
осуществляется за счет  средств  областного  бюджета  и  на  основании
бюджетной сметы.
     С 1 января  2012  года  начал  свою  работу  официальный  сайт  в
информационно-телекоммуникационной  сети  "Интернет"  по    размещению
информации   о    государственных    и    муниципальных    учреждениях
www.bus.gov.ru;
     7)    развитие    автоматизированной    системы        управления
государственными финансами.
     С  целью  автоматизации  процессов    управления    региональными
финансами в департаменте  финансов,  бюджетной  и  налоговой  политики
администрации области создана  автоматизированная  система  управления
бюджетным процессом, которая позволила обеспечить:
     -  комплексную  автоматизацию  исполнения  областного  бюджета  и
бюджетов муниципальных образований;
     - работу финансовых органов  муниципальных  образований  области,
главных распорядителей бюджетных средств областных и местных  бюджетов
по составлению и своду отчетов об исполнении бюджетов  в  единой  базе
данных;
     - автоматизацию учета государственных заданий;
     - автоматизацию процесса планирования областного бюджета.
     Мероприятия по автоматизации бюджетного процесса, реализованные в
ходе  ведомственной  целевой  программы  "Сопровождение,  доработка  и
развитие автоматизированной системы управления бюджетным процессом  на
2011-2013 годы" позволили обеспечить информационное  взаимодействие  с
органами Федерального казначейства  и  Федеральной  налоговой  службы,
Министерством    финансов    Российской    Федерации,      необходимое
быстродействие работы программных комплексов  с  использованием  новых
информационных технологий, мониторинг исполнения областного бюджета  в
режиме  реального  времени  для  участников    бюджетного    процесса,
автоматизацию  проекта  областного  бюджета,  реализовать  электронный
обмен  документами  при  составлении  и  исполнении    бюджета,    при
составлении и своде бюджетной отчетности с использованием  электронной
подписи;
     8)  реализация  Программы  повышения   эффективности    бюджетных
расходов Владимирской области.
     В рамках реализации Программы повышения  эффективности  бюджетных
расходов  всеми  органами  администрации  области  были   приняты    и
реализуются  ведомственные  планы  повышения  эффективности  бюджетных
расходов.
     Департамент  финансов,    бюджетной    и    налоговой    политики
администрации  области  проводит  регулярный    мониторинг    качества
финансового  менеджмента,  осуществляемого  главными   распорядителями
средств областного бюджета.
     По результатам мониторинга ежегодно выделялись средства  в  сумме
10 млн. рублей трем главным распорядителям средств областного бюджета,
достигшим наилучших результатов использования бюджетных ассигнований.
     С целью поддержки  и  стимулирования  муниципальных  образований,
принявших  программы  повышения  эффективности  бюджетных    расходов,
принято постановление Губернатора области  от  21.02.2011  N  131  "Об
утверждении  Правил  предоставления  и  распределения   субсидий    из
областного бюджета  бюджетам  муниципальных  образований  Владимирской
области на реализацию муниципальных программ  повышения  эффективности
бюджетных расходов".
     Указанные субсидии предоставлялись муниципальным образованиям (не
более 7 ежегодно в сумме 30 млн.  рублей)  при  соблюдении  требований
бюджетного  законодательства  и  выполнении  условий    предоставления
субсидий, а также достижении наилучших результатов  в  сфере  качества
организации и осуществления бюджетного процесса.
     В  целом  задачи  Программы  повышения  эффективности   бюджетных
расходов были решены, что обеспечило преемственность развития  системы
управления общественными финансами и создало  качественно  новую  базу
для разработки новой программы в этой сфере.

 

            2. Цель, задачи и условия реализации Программы

 

     Эффективное, ответственное и прозрачное управление  общественными
финансами является важнейшим условием для повышения уровня и  качества
жизни  населения,  устойчивого  экономического  роста,    модернизации
экономики и социальной сферы Владимирской области.
     Несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного
правового  регулирования  и  методического    обеспечения    бюджетных
правоотношений, к настоящему времени  процесс  формирования  целостной
системы управления общественными финансами еще не завершен.

 

          Необходимость разработки, цель и задачи Программы

 

     Наряду  с  положительными  результатами   реализации    Программы
повышения  эффективности  бюджетных  расходов  в  2011-2013  годах   в
настоящее время в сфере управления общественными финансами сохраняется
ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
     недостаточность  трехлетнего  горизонта  социально-экономического
прогнозирования и бюджетного планирования;
     незавершенность формирования в качестве основного инструмента для
достижения целей государственной  политики  и  основы  для  бюджетного
планирования государственных программ;
     сохранение  условий  и  стимулов  для  неоправданного  увеличения
бюджетных расходов;
     отсутствие    ответственности    за    качество        подготовки
финансово-экономических  обоснований  проектов  нормативных   правовых
актов, программ, инвестиционных проектов; формальное применение  новых
форм финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых
     обособленность    планирования    и    использования    "текущих"
(постоянных) и "инвестиционных" (срочных) бюджетных расходов;
     ограниченность  применения  оценки  эффективности   использования
бюджетных  средств  и  качества  финансового  менеджмента  в   секторе
государственного управления;
     недостаточная открытость бюджетов, прозрачность  и  подотчетность
деятельности участников сектора  государственного  управления,  низкая
степень вовлеченности  гражданского  общества  в  обсуждение  целей  и
результатов использования бюджетных средств.
     Исходя  из  этого,    целью    Программы    является    повышение
эффективности, прозрачности и  подотчетности  использования  бюджетных
средств при реализации приоритетов  и  целей  социально-экономического
развития области.
     Для ее достижения предлагается обеспечить решение следующих  пяти
основных задач:
     1) продолжить внедрение программно-целевых методов  управления  в
бюджетный процесс;
     2) упорядочить структуру управления финансовыми ресурсами;
     3) реализовать меры  по  повышению  функциональной  эффективности
бюджетных расходов;
     4)  обеспечить  повышение  качества  финансового  менеджмента   в
секторе государственного управления;
     5) повысить открытость и  прозрачность  управления  общественными
финансами.
     При этом общими предпосылками для достижения цели и решения задач
Программы являются:
     долгосрочная  устойчивость  и    сбалансированность    областного
бюджета;
     развитие   государственно-частного    партнерства.
     Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться
в рамках соответствующих государственных программ Владимирской области
в соответствии с  утверждаемым  Губернатором  области  планом  мер  по
реализации Программы.

 

   Обеспечение устойчивости и сбалансированности областного бюджета

 

     Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного  бюджета
является важнейшей предпосылкой для сохранения стабильности,  которая,
в свою очередь, создает  базовые  условия  для  экономического  роста,
улучшения инвестиционного климата.
     Для  обеспечения  сбалансированности  и  устойчивости  областного
бюджета необходимо реализовать  комплекс  мер  по  следующим  основным
направлениям:
     1) разработка и  утверждение  основных  направлений  бюджетной  и
налоговой политики и других исходных данных для  составления  проектов
областного бюджета или - среднесрочной бюджетной стратегии.
     Основной  целью  документа  является    определение    финансовых
возможностей, условий и предпосылок для достижения  ключевых  целей  и
результатов государственной  политики,  сформулированных  в  стратегии
социально-экономического    развития    области,    при    обеспечении
сбалансированности и устойчивости бюджета  и  повышении  эффективности
бюджетных расходов.
     Необходимыми  условиями  при  разработке  бюджетной  и  налоговой
политики является соблюдение следующих принципов (требований):
     определение постановлением Губернатора области базового  варианта
прогноза  социально-экономического  развития  Владимирской    области,
принятого для целей бюджетного  планирования  и  прогнозирования  (при
наличии других вариантов), с учетом необходимости  минимизации  рисков
для сбалансированности и устойчивости областного бюджета;
     принятие  в  качестве  целевого  индикатора  отсутствие  дефицита
областного бюджета;
     сохранение объема государственного долга Владимирской области  на
безопасном уровне;
     полнота учета и прогнозирования финансовых ресурсов, регулятивных
инструментов и структурных реформ, которые могут быть использованы для
достижения  целей  и   результатов    государственной    политики    в
соответствующих сферах (отраслях);
     формирование  бюджетных  параметров  исходя   из    необходимости
безусловного исполнения  действующих  расходных  обязательств,  в  том
числе с учетом их оптимизации;
     принятие новых расходных  обязательств  на  основе  сравнительной
оценки их эффективности и с учетом сроков и механизмов их реализации в
пределах имеющихся ресурсов;
     обеспечение достаточной гибкости  объема  и  структуры  бюджетных
расходов, в том числе наличие нераспределенных  ресурсов  и  критериев
для  их  перераспределения  в  соответствии  с  новыми  задачами  либо
сокращения при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;
     2)  при  исполнении  бюджета  обеспечить  безусловное  исполнение
нормативно закрепленных "бюджетных правил", которые предусматривают:
     ограничение  предельного  объема  расходов  областного   бюджета;
     возможность  увеличения  в  ходе  исполнения  областного  бюджета
общего объема расходов только на величину дополнительных доходов.
     Соблюдение  этих  правил  обеспечит  снизить  дефицит  областного
бюджета;
     3) поддержание безопасного уровня  и  структуры  государственного
долга Владимирской области.
     В целом политика государственных заимствований будет исходить  из
необходимости стабилизации объема государственного долга  Владимирской
области на приемлемом уровне.
     Такой подход обеспечит устойчивость областного бюджета, поскольку
позволит  в  случае  кризиса  увеличить  в  целях  покрытия   дефицита
областного бюджета объем государственного долга  Владимирской  области
при сохранении контролируемого уровня и структуры долговой нагрузки.

 

      Задача 1. Внедрение программно-целевых методов управления
                         в бюджетный процесс

 

     В рамках реализации Программы повышения  эффективности  бюджетных
расходов на 2011-2013 годы была  подготовлена  нормативная,  правовая,
методическая и аналитическая база для перехода начиная с 2014  года  к
формированию и исполнению областного бюджета на основе государственных
программ (программному бюджету).
     В то же время, при реализации Программы  необходимо  исходить  из
того, что сам по себе  программный  бюджет  лишь  создает  необходимые
предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых  методов
в деятельность органов администрации области.
     Государственные программы должны быть встроены  в  стратегическое
управление.  Они становятся рабочим инструментом, который детализирует
документы более  высокого  уровня  -  послания  Президента  Российской
Федерации, концепции, направления политики, сформулированные в  указах
Президента Российской Федерации, и доводит показатели,  задачи,  цели,
содержащиеся в этих документах, до уровня  ответственных  исполнителей
программ.
     В настоящее время государственные программы Владимирской  области
разработаны в основном на 3 года в рамках  утвержденной  среднесрочной
бюджетной стратегии, содержащей  предельные  объемы  расходов.  Однако
трехлетний период был предназначен  для  решения  отдельных  системных
проблем,    определенных    долгосрочными    целевыми     программами.
Государственные  программы,  определяющие  ключевые    государственные
функции, должны разрабатываться на более длительный период.
     Кроме того при трехлетнем бюджете программы  могут  опереться  на
бюджет только в первые три года своего существования.
     Возникает  потребность  в  разработке   долгосрочной    бюджетной
стратегии.
     Необходимым  условием  для  разработки  долгосрочной    бюджетной
стратегии  является  разработка  и  ведение  долгосрочного    прогноза
социально-экономического    развития    Владимирской    области     на
соответствующий период (с определением его содержания, а также порядка
разработки и корректировки).
     Внедрение  программно-целевых  методов  управления  в   бюджетный
процесс предлагается провести в 2 этапа:
     1) в 2014-2016 годах планируется  подготовка  порядка  разработки
долгосрочной бюджетной стратегии Владимирской области;
     необходимо обеспечить связь между федеральными,  региональными  и
муниципальными программами;
     должна  быть  решена    задача    по    консолидации    субсидий,
предоставляемых  из  областного  бюджета  в  рамках    государственной
программы бюджетам муниципальных  образований.  Для  этого  необходимо
будет  внести  изменения  в  утвержденные  государственные   программы
Владимирской  области  с  целью  закрепления  в  них   требований    к
результатам деятельности органов местного самоуправления муниципальных
образований, а также механизмы воздействия на политику местных органов
власти, включая условия поддержки за счет единой  (блоковой)  субсидии
из  областного  бюджета  соответствующих   государственных    программ
Владимирской области;
     необходимо включить  в  методику  распределения  единых  субсидий
критерии  оценки  эффективности  реализации  муниципальных   программ,
поддерживаемых за счет субсидий из областного бюджета;
     установить порядок отражения субсидий  из  областного  бюджета  в
муниципальных программах и бюджетах муниципальных образований;
     2) с 2017 года государственные и муниципальные  программы  должны
быть  встроены  в  единую  систему    долгосрочного    стратегического
планирования, с удлинением сроков действия программ.

 

  Задача 2. Упорядочение структуры управления финансовыми ресурсами
                         Владимирской области

 

     В  рамках  настоящей  Программы  под   упорядочением    структуры
управления финансовыми ресурсами Владимирской области понимается:
     повышение эффективности управления доходами;
     развитие  методологии  формирования  и  использования   расходных
обязательств как основного финансового ресурса;
     включение  в  единую  систему  управления  всех   финансовых    и
непосредственно связанных с ними нефинансовых ресурсов, которые  могут
и должны быть направлены на достижение целей государственной политики.

 

               Управление доходами Владимирской области

 

     Политика  в  области  формирования  и  администрирования  доходов
бюджетов  является  существенным  элементом  повышения   эффективности
использования финансовых ресурсов Владимирской области,  в  том  числе
при реализации государственных программ Владимирской области.
     При использовании для этих целей налоговых инструментов  основное
внимание необходимо уделить оценке эффективности применения  налоговых
льгот и других преференций, достижению  целей  и  задач,  для  решения
которых были установлены те или иные налоговые  преференции,  а  также
соотнесение полученных  результатов  и  ресурсов,  затраченных  на  их
достижение в виде недополученных в бюджет доходов.
     В настоящее  время  система  оценки  применения  налоговых  льгот
сформирована в области в части налоговых освобождений, предоставленных
организациям    -    инвесторам,    учреждениям    и      предприятиям
уголовно-исполнительной    системы        Владимирской        области,
сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям - в  отношении
автомобильных   дорог    общего    пользования    регионального    или
межмуниципального и местного значения.
     Не  утверждена  в  области  система  оценки  бюджетного   эффекта
реализуемых в области инвестиционных проектов по освоению  лесов,  что
не  позволяет  достигнуть  не  только  эффективности  мер   налогового
стимулирования, но и обеспечить  эффективное  использование  бюджетных
средств (в том  числе  в  виде  недополученных  доходов  по  плате  за
использование лесов) на решение поставленных задач.
     Не разработана методика оценки бюджетной эффективности применения
других  форм  стимулирования  предприятий,  в  частности,    в    виде
предоставления субсидий из бюджета, что не дает возможности определить
конечный результат бюджетных вложений.
     При оказании любых форм  государственной  поддержки  организациям
налоговые преференции должны расцениваться как "налоговые расходы".
     В целях повышения эффективности использования  бюджетных  средств
необходимо в рамках Программы принять следующие меры:
     1.  Для  определения  бюджетной  и    социальной    эффективности
предоставления  любых  форм  стимулирования  приоритетных  направлений
экономики (бюджетные инвестиции, субсидии, гранты,  налоговые  льготы)
закрепить  ответственного  за  ее    эффективность-    соответствующий
профильный департамент администрации области.
     При этом ответственный департамент  должен  проводить  работу  по
систематизации действующих форм государственной поддержки и их оценке,
решению   проблем    администрирования    и    определения    наиболее
востребованных  в  целях  модернизации  производства    и    внедрения
инноваций.
     Принятие  решений  по  вопросам  сохранения  тех  или  иных  форм
государственной поддержки, а  также  введения  новых  осуществлять  по
результатам  анализа  практики  их  применения,  администрирования   и
результативности.  Результатом этих бюджетных  вложений  должен  стать
рост прибыли организаций, объема выпуска  и  реализации  произведенной
ими продукции, фонда оплаты  труда,  в  дальнейшем  прирост  налоговых
платежей.
     Ежегодно проводить  работу  по  инвентаризации  и  систематизации
установленных на  областном  уровне  льгот  по  региональным  налогам,
которая позволит определить эффективность указанных льгот.
     Обеспечить  периодическое  обновление  и  актуализацию    перечня
налоговых льгот  по  результатам  анализа  практики  их  применения  и
администрирования.
     2. Продление действующих  и  особенно  введение  новых  налоговых
льгот производить на условиях:
     а) экономического обоснования  предоставляемых  налоговых  льгот,
проведения оценки их бюджетной и (или) социальной эффективности;
     б) установления ограничения действия льготы во времени;
     в)  анализа  фактической   результативности    и    эффективности
применения налоговых льгот по итогам каждого периода ее применения  
том  числе  в  целях  возможного  принятия  решений  о  дальнейшей  их
пролонгации).
     3. Для решения  перспективных  вопросов  социально-экономического
развития  области  расширять  применение  других    форм    налогового
стимулирования  предприятий,  в  частности,  в  виде    субсидирования
процентных  ставок  по  предоставленным  банками  кредитам,    которые
позволят  обеспечить  более  привлекательные  для  заемщиков   условия
кредитования, равный к  ним  подход  и  улучшат  конкурентоспособность
предприятий.
     4. Вопросы любых форм государственной поддержки  рассматривать  с
учетом отсутствия у организаций задолженности в бюджет по налогам и  с
учетом  выплаты  средней  заработной  платы  в   размере    не    ниже
среднеотраслевого уровня.

 

      Управление расходными обязательствами Владимирской области

 

     Формирование расходов бюджетов осуществляется  в  соответствии  с
расходными  обязательствами  Владимирской  области,  возникающими    в
результате:
     принятия  законодательных  и  иных  нормативных  правовых   актов
Владимирской области при осуществлении органами администрации  области
полномочий  по  предметам  ведения  Владимирской  области   и    (или)
полномочий по предметам совместного  ведения  Российской  Федерации  и
Владимирской области;
     заключения от имени Владимирской области  договоров  (соглашений)
при  осуществлении  органами  администрации  области  полномочий    по
предметам ведения Владимирской области и (или) полномочий по предметам
совместного ведения Российской Федерации и Владимирской области;
     принятия  законодательных  и  иных  нормативных  правовых   актов
Владимирской области по переданным полномочиям Российской Федерации  и
по участию  органов  государственной  власти  Владимирской  области  в
осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации;
     принятия  законодательных  и  иных  нормативных  правовых   актов
Владимирской области  о  предоставлении  трансфертов  другим  бюджетам
бюджетной системы.
     Планирование бюджетных ассигнований осуществляется  раздельно  по
бюджетным  ассигнованиям  на    исполнение    действующих    расходных
обязательств, обусловленных законами, нормативными  правовыми  актами,
договорами  и  соглашениями,  не  предлагаемыми  (не  планируемыми)  к
изменению,  и  принимаемых  расходных   обязательств,    обусловленных
законами, нормативными правовыми актами,  договорами  и  соглашениями,
предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению.
     Государственные  программы    Владимирской    области,    являясь
инструментом реализации государственной  политики,  сами  по  себе  не
формируют расходных  обязательств,  а  задают  общие  границы  для  их
принятия и исполнения с учетом увязки  расходных  обязательств  разных
видов  с  целями  и  ожидаемыми  результатами  в  определенной   сфере
деятельности.
     В то же время при переходе к программному бюджету особенно  важно
четкое  определение  объема  и   структуры    действующих    расходных
обязательств.
     При  этом  в  пределах  бюджетных  ассигнований  на   обеспечение
действующих расходных обязательств возможно  и  необходимо  проведение
оптимизации, перераспределения бюджетных ассигнований в  пользу  более
эффективных  расходных  обязательств.  Одновременно   это    позволяет
определить (при соблюдении  бюджетных  правил)  наличие  ресурсов  для
обеспечения принимаемых расходных обязательств  с  учетом  приоритетов
государственной    социально-экономической    политики    и     уровня
эффективности  реализации  соответствующих  государственных   программ
Владимирской области.
     При принятии законодательных и иных  нормативных  правовых  актов
Владимирской  области    следует    также    соблюдать    ограничения,
установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации для регионов,  в
бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов превышает 20%.

 

       Управление государственным долгом и финансовыми активами
                         Владимирской области

 

     Стратегической   целью    управления    государственным    долгом
Владимирской  области    является    обеспечение    сбалансированности
областного бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой
степени  долговой  устойчивости  и  умеренной  долговой  нагрузки  как
важнейшего конкурентного преимущества Владимирской области.
     Основными источниками финансирования дефицита областного  бюджета
попрежнему  будут  выступать  государственные  заимствования,  которые
также  будут  направляться  на  погашение  ранее  принятых    долговых
обязательств.
     Важное внимание следует уделить проведению работы с Министерством
финансов Российской Федерации по  привлечению  бюджетных  кредитов  на
финансирование дефицита областного бюджета, как  наиболее  выгодных  с
точки зрения долговой нагрузки на бюджет.
     Особое место в системе управления государственным долгом  региона
занимают государственные гарантии Владимирской области.
     В  целях  повышения  эффективности  инструмента   государственных
гарантий Владимирской области, а  также  управления  рисками  бюджета,
связанными  с  их  предоставлением,  при   оказании    государственной
гарантийной поддержки целесообразно  исходить  из  следующих  основных
принципов:
     1)    установление    единых    подходов    для    предоставления
государственных гарантий Владимирской области;
     2) требования к отбору проектов, в отношении которых  применяется
данный вид региональной  поддержки,  должны  основываться  на  анализе
рынков  сбыта  товаров    (услуг),    производимых    соответствующими
предприятиями,  а  также   на    конкретизации    выгодоприобретателем
порождаемых таким сбытом финансовых потоков.  Объем  последних  должен
быть достаточен для возврата основной суммы кредита,  предоставленного
под госгарантию, и выплаты процентов;
     3)  предоставление  государственной  гарантийной  поддержки    по
"планово-убыточным проектам"  и  финансово-неэффективным  предприятиям
недопустимо, так как дискредитирует данный инструмент  государственной
экономической политики;
     4) обеспечение распределения рисков между регионом и  участниками
сделки (проекта), гарантированной регионом;
     5) оказание гарантийной поддержки при условии удовлетворительного
финансового состояния принципалов;
     6) наличие обеспечения возврата  в  бюджет  принципалом  средств,
использованных гарантом  на  исполнение  государственных  гарантий,  и
установление дополнительных требований к данному обеспечению;
     7)    соблюдение    определенных    ограничений      получателями
государственной поддержки на период  действия  госгарантий  (например,
отмена премиальных и бонусных выплат  высшему  менеджменту),  а  также
установление ответственности принципала за нереализацию поддерживаемых
проектов.

 

          Управление государственными нефинансовыми активами

 

     Повышение эффективности управления государственными нефинансовыми
активами (имущественным  комплексом)  является  существенным  резервом
повышения эффективности использования финансовых ресурсов Владимирской
области.
     Для этого необходимо решение таких задач, как оптимизация  затрат
на  содержание  и  ремонт  имущества,  упорядочивание  и  нормирование
процесса формирования данных расходов, отказ от сохранения имущества в
собственности  в  пользу  его  аренды,  вовлечение  неиспользуемой   в
хозяйственном обороте или  используемой  неэффективно  государственной
собственности.
     В целях оптимизации бюджетных расходов и повышения  эффективности
использования  государственного  имущества  будут  проведены    оценки
наличия  и  масштабов  непрофильных  (не    связанных    с    основной
деятельностью)  активов,  имеющихся  в   распоряжении    администрации
области.  Также должна быть завершена  кадастровая  оценка  имущества,
незавершенность которой является  существенным  препятствием  как  для
формирования эффективной системы учета недвижимости,  введения  налога
на недвижимость, так  и  расширения  доходной  базы  органов  местного
самоуправления.
     С  учетом  изложенного,    в    сфере    управления    имуществом
публично-правовых образований должны соблюдаться следующие приоритеты:
     1)  обеспечение   эффективности    и    целевого    использования
имущественных комплексов,  частично  или  полностью  принадлежащих  на
праве собственности Владимирской области, либо  имущества  компаний  с
государственным участием;
     2)    повышение    конкурентоспособности    и      инвестиционной
привлекательности компаний с государственным участием;
     3) повышение результативности использования бюджетных инвестиций,
а  также  иных  инструментов  финансовой    поддержки    компаний    с
государственным участием, понимая под  результатом  выполнение  первых
трех приоритетов.
     Для  выполнения  указанных  приоритетов  должно  быть  обеспечено
решение следующих задач:
     проведение  рыночной  оценки  стоимости  и  характера    текущего
использования государственного имущества;
     ведение пообъектного учета государственного  имущества;  создание
     системы  обязательного  учета  сделок  с   имуществом,    включая
создание, приобретение,  докапитализацию  компаний  с  государственным
участием,  передачу  между  балансодержателями,  а    также    продажу
(приватизацию) государственного имущества;
     проведение  ежегодного  мониторинга  изменения   рыночной    цены
государственного имущества, в том числе вследствие докапитализации  за
счет бюджетных средств, изменения  рыночной  конъюнктуры  и  повышения
качества менеджмента компании с государственным участием;
     обеспечение учета использования имущества для достижения ключевых
целей государственных программ Владимирской области,  в  том  числе  в
составе ежегодного отчета о ходе их реализации.

 

 Задача 3. Повышение функциональной эффективности бюджетных расходов

 

     Переход к программно-целевым методам управления, в том числе - "к
программному"    бюджету,    предполагает    расширение     финансовой
самостоятельности   и,    следовательно,    ответственности    органов
администрации  области  за  достижение   запланированных    целей    и
результатов.
     Наряду  с  созданием  общих  условий  и  стимулов  для  повышения
эффективности бюджетных расходов необходимы  разработка  и  реализация
конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом
специфики основных сфер деятельности (функций)  органов  администрации
области.

 

       Создание системы анализа эффективности бюджетных расходов

 

     Система  анализа  эффективности   бюджетных    расходов    должна
основываться на  анализе  эффективности  бюджетных  расходов  на  всех
стадиях бюджетного процесса.
     Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять
в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется
за счет средств областного бюджета, в  процессе  формирования  проекта
бюджета, исполнения и  оценки  достигнутых  результатов  использования
бюджетных ассигнований.
     На этапе планирования будут применяться в полной мере  требования
к  разработке  государственных    программ    Владимирской    области,
установленные постановлением Губернатора области от 22.02.2013  N  190
"Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки  эффективности
государственных программ Владимирской области и Методических  указаний
по  разработке  и  реализации  государственных  программ  Владимирской
области",  а  также  применение  механизмов   обоснований    бюджетных
ассигнований и государственных заданий.
     При этом, обязательным элементом анализа эффективности  бюджетных
расходов  должно  стать  прогнозирование   последствий    нереализации
мероприятий  (осуществления  бюджетных  расходов),  а  также    оценка
предельной эффективности.
     При  прочих  равных  условиях  объемы  бюджетных  расходов  будут
оцениваться в качестве наиболее эффективных в  пределах,  при  которых
темпы приростов расходов на один условный  рубль  не  становятся  ниже
темпов прироста (сокращения) соответствующих  показателей,  отражающих
конечный результат использования государственных финансов.
     Принципиальной задачей формирования системы анализа эффективности
бюджетных расходов является применение результатов полученной оценки в
последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение)  объемов
финансовых  ресурсов  в  зависимости  от  итоговых  оценок,  выработка
конкретных планов (дорожных карт) по минимизации выявленных  локальных
и общих препятствий эффективного использования бюджетных средств.

 

        Повышение эффективности оказания государственных услуг

 

     В  2012  году  завершился  переходный    период    реформирования
государственных учреждений и формирования нового механизма оказания  и
финансового    обеспечения    государственных    услуг    и     работ,
предусмотренного Законом N 83-ФЗ.
     В ходе реализации первого этапа этой системной реформы  выявились
следующие проблемы и ограничения:
     формальное проведение преобразований при  фактическом  сохранении
ранее  сложившихся   механизмов    функционирования    государственных
учреждений, их  взаимодействия  с  органами  власти  и  потребителями,
ограниченной финансово-экономической  самостоятельностью  и  стимулами
для повышения эффективности своей деятельности;
     несоответствие видов деятельности государственных  учреждений,  в
основном  носящей  явно  коммерческий   характер,    целям    создания
государственного учреждения;
     несоответствие    государственных       услуг,        оказываемых
государственными  учреждениями,  полномочиям  соответствующего  органа
администрации области;
     различия в подходах к определению однотипных услуг,  при  которых
одинаковые по сути услуги имеют различные наименования;
     наличие в перечнях платных  услуг,  включение  которых  в  данные
перечни не предусмотрено федеральными законами;
     преобладание практики определения нормативных  затрат  исходя  из
отчетного  и  планируемого  объема  бюджетных  ассигнований  с  учетом
индексации  расходов  прошлых  лет,   непрозрачность    дифференциации
нормативов финансового обеспечения государственных) услуг и отсутствие
методик и опыта определения единых нормативов;
     Для  повышения  качества  и  доступности  государственных   услуг
необходимо решение следующих основных задач.
     1. Использование инструмента государственного задания на оказание
государственных  услуг  (далее  -   государственное    задание)    при
стратегическом  и  бюджетном  планировании,  обеспечение   взаимосвязи
государственных программ и государственных заданий  в  целях  создания
условий  для  повышения  эффективности  деятельности  учреждений    по
обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах.
     Сводные показатели государственных заданий  должны  включаться  в
состав  индикаторов  государственных  программ  Владимирской   области
(подпрограмм), в рамках которых  осуществляется  организация  оказания
этих  услуг,  а  параметры  государственных  заданий  формироваться  в
соответствии с целями и результатами  соответствующих  государственных
программ Владимирской области.
     2.  Преобразование  государственных  учреждений,  не  оказывающих
услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий  органов
администрации  области,  в  организации  иной  организационно-правовой
формы.  Изменение типа бюджетных и автономных учреждений,  оказывающих
услуги в интересах органов администрации области,  по  типу  казенного
учреждения, либо их ликвидация.
     3.  Оптимизация  структуры  бюджетной  сети  за  счет  ликвидации
государственных  учреждений,  деятельность  которых  не  соответствует
полномочиям,  возложенным  на  орган  администрации  области,  который
является его учредителем, а также  не  соответствует  профилю  органа,
осуществляющего функции и полномочия учредителя.
     Необходимо    разработать    критерии    принятия    решений    о
целесообразности  сохранения,  реорганизации,  изменении   типа    или
ликвидации государственных учреждений,  предусмотрев  анализ  основных
видов    деятельности    учреждений,    определенных    учредительными
документами, оценку объема  (содержания)  оказываемых  государственных
услуг,  наличие  конкурентных  отношений,  установление    достоверных
критериев для измерения  качества,  количества  и  стоимости  конечных
результатов деятельности учреждений и т.д.
     4. Формирование единого регистра государственных услуг на  основе
базовых перечней, разработанных федеральными  органами  исполнительной
власти,  ответственными  за  реализацию  государственной  политики   и
нормативно-правовое    регулирование    в    соответствующих    сферах
деятельности, и включающего в себя государственные услуги, реализуемые
в рамках Законов от 27 июля 2010  года  N  210-ФЗ  "Об  организации  и
предоставлении государственных и муниципальных услуг" и N 83-ФЗ.
     Единый регистр государственных услуг, сформированный на основании
базовых перечней государственных услуг, должен  стать  основанием  для
формирования ведомственного перечня государственных услуг.
     На  основе  ведомственного   перечня,    утвержденного    органом
администрации области, осуществляющим функции и полномочия  учредителя
бюджетных  или  автономных  учреждений,  либо  главным  распорядителем
бюджетных средств, в ведении которого находятся  казенные  учреждения,
должно формироваться государственное задание.
     Государственные  задания  на  основе  базовых  и    ведомственных
перечней предлагается формировать начиная с 2015 года.
     5.  Переход  при  финансовом  обеспечении  учреждений  к  расчету
прозрачных и объективных единых нормативных затрат на  оказание  услуг
(с учетом региональной или отраслевой специфики). Повышение открытости
в  этих  вопросах  повысит   конкуренцию    среди    учреждений,    а,
следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.
     На первом этапе  реформы  государственных  учреждений  финансовое
обеспечение  оказания  государственных  услуг   в    соответствии    с
государственным заданием  осуществлялось  на  основе  "первоначальных"
нормативных  затрат,  установленных    индивидуально    для    каждого
учреждения.  Установление индивидуальных нормативных затрат  позволило
увязать  объем  финансового  обеспечения  деятельности  учреждения   с
объемом оказываемых данным учреждением государственных услуг, а  также
проанализировать различия в финансовом обеспечении разных учреждений.
     В  то  же  время  индивидуальные  нормативные  затраты   тормозят
дальнейшее  развитие  реформы,  направленной  на  повышение  качества,
эффективности и доступности государственных  услуг,  предусматривающей
создание  условий  для  выбора  наиболее    эффективного    поставщика
государственных услуг по  качеству,  доступности,  стоимости  услуг  и
формирование рыночных механизмов оказания  государственных  услуг  для
юридических и  физических  лиц,  предусматривающих  закупку  указанных
услуг у организаций - исполнителей, выбранных данными  юридическими  и
физическими лицами.
     Вовлечение   организаций,    не    являющихся    государственными
учреждениями,  в  процесс  реализации  конституционных   гарантий    в
социальной  сфере  повысит  конкуренцию  среди  юридических  лиц,   а,
следовательно, обеспечит  и  рост  качества  оказания  государственных
услуг населению.
     Необходимо  предусмотреть  возможность  финансового   обеспечения
оказания государственных услуг через их  потребителя,  когда  средства
областного  бюджета  поступают   в    учреждение    после    обращения
потенциального  получателя  государственной  услуги  именно   в    это
учреждение.
     Кроме  того,  необходимо  установить  прозрачную   методику    по
определению стоимости  государственных  услуг  путем  введения  единых
(групповых)  значений  нормативных  затрат  формирования  субсидий  на
выполнение государственного задания, с  использованием  корректирующих
показателей.
     6.  Упорядочение  формирования  перечней  услуг,  оказываемых  на
платной основе в государственных учреждениях.
     Одним из требований Закона N 83-ФЗ является четкое  разграничение
услуг,  оказываемых  государственными  учреждениями  на   платной    и
бесплатной основе.  В Федеральном законе от 12 января 1996 года N 7-ФЗ
  некоммерческих  организациях"  (далее  -  Закон  N  7-ФЗ)   указан
исчерпывающий перечень случаев, в которых учреждение вправе  оказывать
платные услуги - только сверх  государственного  задания  и  по  видам
деятельности учреждения, не являющимся основными и не финансируемым по
государственному заданию.  В пределах государственного задания платные
услуги можно оказывать, только  если  эта  возможность  установлена  в
федеральном  законе  (например,  Законом  Российской  Федерации  от  9
октября  1992  года  N  3612-1  "Основы  законодательства   Российской
Федерации о культуре").
     Решение  проблемы  определения  стоимости  платных    услуг    не


Информация по документу
Читайте также