Расширенный поиск

Постановление Правительства Забайкальского края от 25.05.2015 № 238

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 мая 2015 года                                                                                         № 238

г. Чита

 

Утратило силу – Постановление

 Правительства Забайкальского

 края от 30.12.2016 № 530

 

О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 18 февраля 2014 года № 78 «Об утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014–2020 годы)»

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях приведения нормативно-правовой базы Забайкальского края в соответствие с действующим законодательством Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Забайкальского края от 18 февраля 2014 года № 78 «Об утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014–2020 годы)».

 

 

Губернатор Забайкальского края                                           К.К.Ильковский

 

 

                                                                                      УТВЕРЖДЕНЫ

 

постановлением Правительства

Забайкальского края

от 25 мая 2015 года № 238

ИЗМЕНЕНИЯ,

которые вносятся в постановление Правительства Забайкальского края от 18 февраля 2014 года № 78 «Об утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014–2020 годы)»

1.       Наименование постановления после слов «государственной программы» дополнить словами «Забайкальского края».

2.       Постановляющую часть после слов «государственную программу» дополнить словами «Забайкальского края».

3.   Государственную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014–2020 годы)», утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

«УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Забайкальского края

от 18 февраля 2014 года № 78

(в редакции постановления Правительства Забайкальского края

от  25 мая 2015 года № 238)

Государственная программа Забайкальского края

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014-2020 годы)»

ПАСПОРТ

государственной программы Забайкальского края

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014–2020 годы)»

Ответственный исполнитель

Программы

Министерство территориального развития Забайкальского края

Соисполнители Программы

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края;

Министерство здравоохранения Забайкаль-ского края;

Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края;

Министерство культуры Забайкальского края;

Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края;

Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края;

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края;

Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края;

Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края;

Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края;

Департамент по делам архивов Забайкальского края;

Департамент управления делами Губернатора Забайкальского края;

Департамент записи актов гражданского состояния Забайкальского края;

Государственная ветеринарная служба Забайкальского края.

Подпрограммы Программы

Подпрограмма «Энергосбережение, повышение энергетической эффективности и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, развитие генерации и электрических сетей»;

подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности»;

подпрограмма «Повышение энергетической эффективности в государственном секторе»;

подпрограмма «Создание условий для повышения энергетической эффективности в жилищном фонде»;

подпрограмма «Создание условий для повышения энергетической эффективности на транспорте»;

подпрограмма «Расширение использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов»;

подпрограмма «Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

Цели Программы

 

Создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Забайкальском крае.

Задачи Программы

1. Создание условий для повышения энергетической эффективности в сфере энергетики и системах коммунальной инфраструктуры.

2. Создание условий для повышения энергетической эффективности на объектах промышленности.

3. Создание условий для повышения энергетической эффективности в государственном секторе.

4. Создание условий для повышения энергетической эффективности на объектах жилищного фонда.

5. Создание условий для повышения энергетической эффективности на транспорте.

6. Расширение использования в крае возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.

7. Организация реализации Программы.

Этапы и сроки

реализации Программы

Программа реализуется в 2014–2020 годах в два этапа:

1-й этап – 2014–2016 годы,

2-й этап – 2017–2020 годы.

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 10 940 195,5 тысублей, в том числе по годам:

2014 год – 1 706 367,5 тыс. рублей, из них объем бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета 132 499,8 тыс. рублей;

2015 год – 2 980 075,5 тыс. рублей;

2016 год – 2 569 871,4 тыс. рублей;

2017 год – 1 478 535,9 тыс. рублей;

2018 год – 815 369,3 тыс. рублей;

2019 год – 706 945,5 тыс. рублей;

2020 год – 683 030,5 тыс. рублей;

из них по подпрограммам:

«Энергосбережение, повышение энергетической эффективности и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, развитие генерации и электрических сетей» – 7 679 772,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 1 430 467,9 тыс. рублей, из них

объем бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета – 125 799,8 тыс. рублей;

2015 год – 982 920,5 тыс. рублей;

2016 год – 1 684 980,5 тыс. рублей;

2017 год – 1 405 701,9 тыс. рублей;

2018 год – 785 725,5 тыс. рублей;

2019 год – 706 945,5 тыс. рублей;

2020 год – 683 030,5 тыс. рублей.

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности» – 829 154,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год – 595 741,4 тыс. рублей;

2016 год – 233 413,4 тыс. рублей;

«Повышение энергетической эффективности в государственном секторе» –финансирование подпрограммы не запланировано.

«Создание условий для повышения энергетической эффективности в жилищном фонде» – 210 098,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 110 574,4 тыс. рублей;

2015 год – 99 523,7 тыс. рублей;

«Создание условий для повышения энергетической эффективности на транспорте» – 1 238 834,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 142 473,3 тыс. рублей;

2015 год – 958 366,7 тыс. рублей;

2016 год – 137 994,0 тыс. рублей;

«Расширение использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов» – 130 446,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год – 105 042,0 тыс. рублей;

2016 год – 25 404,0 тыс. рублей.

«Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» – 849 523,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 20 484,7 тыс. рублей, из них объем бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета 6 700,0 тыс. рублей;

2015 год – 343 523,2 тыс. рублей;

2016 год – 408 441,5 тыс. рублей.

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации Программы

 

 К 2020 году ожидается достижение следующих показателей реализации Программы:

    «Количество созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест за счет реализации мероприятий по виду экономической деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - создание 37 мест;

    «Увеличение производительности труда за счет реализации мероприятий в области энергосбережения» - рост на 2%;

    «Энергоемкость ВРП в фактических условиях» - снижение до 26,9 кг у.т. /тыс. рублей;

    «Энергоемкость ВРП в сопоставимых условиях» - снижение до 32 кг у.т. /тыс. рублей;

    «Отношение расходов на приобретение энергетических ресурсов к объему ВРП» - снижение до 21,1 %

    «Доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта РФ» - 100 %;

    «Доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта РФ» - 82 %;

    «Доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации» - 100 %;

    «Доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации» - 100%;

    «Количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива и электрической энергии (в т. ч. относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется субъектом Российской Федерации» - 350 единиц.

    «Энергоемкость промышленного производства для производства 3-х видов продукции (работ, услуг), составляющих основную долю потребления энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации в сфере промышленного производства» - снижение до 38,5 кг у.т. / тысублей;

 


 

Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы

энергосбережения и повышения энергетической

эффективности Забайкальского края

В настоящее время энергосбережение является одной из приоритетных задач в нашей стране, что связано с дефицитом основных энергоресурсов, возрастающей стоимостью их добычи, а также с глобальными экологическими проблемами. На данный момент топливно-энергетический комплекс России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов экономики. Он активно влияет на состояние и перспективы развития экономики, на его долю приходится 26 % валового внутреннего продукта (далее – ВВП), около 30 % объема промышленного производства, 25 % налоговых доходов консолидированного бюджета и 60 % валютных поступлений в страну. В то же время экономика России носит энергорасточительный характер. Только прямые потери топливно-энергетических ресурсов достигают 25–30 %, потребление энергоресурсов превышает аналогичные показатели индустриально развитых стран в промышленности в 3 раза, в жилищно-коммунальном хозяйстве – в 3,5 раза.

В Забайкальском крае около 35–40 % всех потребляемых топливно-энергетических ресурсов расходуется без отдачи, неэффективно. Вследствие этого возрастает себестоимость производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность, увеличиваются ежегодные затраты на поддержание в работоспособном состоянии и развитие топливно-энергетического комплекса, возрастают издержки населения и производственного сектора на потребляемые топливно-энергетические ресурсы, что негативно сказывается на уровне жизни населения края. Энергоемкость ВВП Российской Федерации в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5–3,5 раза выше, чем в развитых странах. По уровню производства валового регионального продукта (далее – ВРП) на душу населения Забайкальский край значительно отстает от среднего показателя по России, Сибирскому федеральному округу, Красноярскому краю, Иркутской, Кемеровской, Томской областям и др.

В таблице № 1 приведены показатели энергоемкости, электроемкости и теплоемкости ВРП Забайкальского края в динамике.

Таблица № 1.

Показатели энергоемкости Забайкальского края

 

Наименование показателя

Количественное значение, годы

2010

2011

2012

2013 (отчет)

2014 (оценка)

ВРП Забайкальского края, млн. руб.

166 742,5

208 257,7

214 479,0

229 782,0

259 415,01

Потребление ТЭР, тыс. т у.т.

7 321,9

7 321,9

7 116,0

6 884,3

6 649,0

Энергоемкость ВРП, кг у.т. / тыс. руб.

43,91

35,15

33,17

29,96

25,63

Потребление электрической энергии,

млн. кВт/ч

7 569,0

7 562,6

7 905,3

7 972,9

7 835,3

Электроемкость ВРП, кВт/ч/тыс. руб.

45,39

36,31

36,85

34,69

30,20

Потребление тепловой энергии, тыс. Гкал

13 886,2

14 247,2

14 395,3

14 642,3

14 891,2

Теплоемкость ВРП, Гкал/млн. рублей.

83,27

68,41

67,12

63,72

57,40

Как видно из таблицы, энергоемкость, электроемкость и теплоемкость ВРП Забайкальского края снижаются. Снижение энергоемкости ВРП является положительной тенденцией, которая в случае роста производства во всех отраслях экономики характеризует применение современных энергосберегающих мероприятий и технологий, однако в Забайкальском крае такое положение является следствием снижения промышленного производства, сокращения численности населения и, соответственно, сокращения энергопотребления.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема повышения эффективности энергосбережения топливно-энергетических ресурсов. В связи с ежегодным удорожанием стоимости энергоресурсов значительно увеличилась доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и оказании услуг.

Анализ функционирования хозяйства края показывает, что основные потери топливно-энергетических ресурсов наблюдаются при транспортировке, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии, воды, при оказании жилищно-коммунальных услуг, ведении регионального хозяйства, в промышленности. В 2011 году суммарные фактические потери электроэнергии составили 13,8 %, потери тепловой энергии – 23,1 %, потери воды – 11,8 %; в 2012 году – 10,4 %, 13,6% и 22,1 % соответственно.

Отсутствие приборов учета в полном объеме не стимулирует применение рациональных методов расходования топливно-энергетических ресурсов.

Усугубляют ситуацию рост цен на топливо, рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, инфляция, что приводит к снижению конкурентоспособности краевых товаропроизводителей, повышению расходов бюджетов всех уровней на энергообеспечение жилых домов, организаций социальной сферы, увеличению коммунальных платежей населения.

Недостаточное финансирование комплекса работ по энергосбережению в течение ряда лет негативно влияет на сложившуюся ситуацию.

Существующие тарифы на энергоресурсы, а также нормативные объемы потребления, учитываемые при заключении договоров с энергоснабжающими организациями, не всегда являются экономически обоснованными.

Проблемой также является ежегодный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, предприятий и организаций края.

Тарифное регулирование, которое применяется в Забайкальском крае, не учитывает всех проблемных аспектов энергоснабжения, так как в тариф на электрическую энергию невозможно включить все необходимые затраты. Во-первых, имеется серьезный сдерживающий фактор – предельные значения тарифов, устанавливаемые на федеральном уровне. Во-вторых, платежеспособность потребителей при значительном росте тарифов опустится ниже возможного уровня.

В структуре оплаты коммунальных услуг бюджетных организаций доминируют затраты на тепловую энергию – 63,9 %; затраты на электроэнергию составляют 30,6 %, на водоснабжение – 5,5 % (по состоянию на 2012 год). В случае безучетного потребления тепловой энергии малоэффективная работа устаревших систем отопления и неполное выполнение мероприятий по подготовке объектов к работе в зимний период вынуждают учреждения производить оплату за потребленную тепловую энергию по установленным нормативам потребления, что в действительности превышает реальный уровень потребления на 12–18 %. Примерно 22 % затрат на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений являются следствием неэффективного использования энергетических ресурсов и неэффективного управления потреблением энергии.

Одной из причин нерационального потребления энергетических ресурсов в бюджетных учреждениях является использование электрообогревателей из-за неэффективной работы отопительных систем учреждений и недостаточных мер по утеплению зданий. Кроме того, недостаточно широко применяются энергосберегающие осветительные и другие приборы, что способствует завышению потребления электроэнергии на 5–10 %.

В настоящее время потребители несут значительные затраты на оплату коммунальных ресурсов. Договоры на поставку тепла, холодной и горячей воды, электроэнергии в местах общего пользования отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.

Все эти негативные факторы обусловливают объективную необходимость экономии энергоресурсов и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения в крае.

Основной проблемой, решению которой способствует государственная программа Забайкальского края «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014–2020 годы)» (далее – Программа) является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия Программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Забайкальского края и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Забайкальского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности являются устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей. При этом надо иметь в виду, что наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе для поддержания необходимых темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чревато отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики.

Кроме того, мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения внутренних цен на энергию приведет к превышению порога платежеспособности потребителей и, как следствие, торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на топливо при ограничении роста тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты энергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной разумной альтернативой остается повышение энергетической эффективности.

С учетом указанных обстоятельств проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы края предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:

росту затрат предприятий, расположенных на территории края, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;

снижению эффективности отраслей экономики края, вызванному ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающим темпы экономического развития;

росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;

снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на региональное управление;

опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п. и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.

Следовательно, повышение энергетической и экологической эффективности и энергосбережение являются важнейшими исходными условиями развития Забайкальского края на период до 2020 года. Повышение энергоэффективности имеет кроме того и важное социальное значение. При низкой энергоэффективности снижаются шансы на успешную реализацию инвестиционных проектов. Без повышения эффективности использования энергии и высвобождения, неэффективно используемых мощностей трудности с осуществлением инвестиционных проектов будут только усугубляться.

Присоединенные и присоединяемые нагрузки могут быть значительно снижены за счет мер по капитальному ремонту существующих зданий и строительству новых зданий с повышенными требованиями к энергоэффективности, что существенно снижает риск торможения развития экономики и обеспечивает инвестиционную привлекательность.

Таким образом, основные проблемы, предопределяющие низкую энергетическую эффективность в экономике и бытовом секторе на данном этапе социально-экономического развития Забайкальского края, на устранение которых направлена Программа, заключаются в следующем:

 высокая энергоемкость экономики Забайкальского края, отставание производственного и инфраструктурного потенциала от мирового научно-технического уровня;

 высокие удельные затраты энергоресурсов на единицу продукции, приводящие к снижению рентабельности деятельности предприятий;

расточительное расходование энергоресурсов при их высокой стоимости;

низкое качество угля местных угольных разрезов;

низкая инвестиционная активность в энергетическом секторе Забайкальского края, в том числе обусловленная отсутствием организационно-правовой базы для притока инвестиций в энергосберегающие проекты;

высокий уровень износа основных фондов экономики, особенно в энергетике и коммунальной инфраструктуре;

значительная протяженность сетей, разбросанность поселений и социально значимых объектов;

высокий уровень потерь энергоресурсов при производстве, транспортировке и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов, в том числе и при оказании жилищно-коммунальных услуг и ведении коммунального хозяйства, что создает повышенную финансовую нагрузку на потребителей ресурсов жилищно-коммунального и бюджетного сектора хозяйства и на бюджет края;

несоответствие оснащенности объектов топливно-энергетического комплекса современному научно-техническому уровню, низкий КПД;

недостаточность или отсутствие приборов учета топливно-энергетических ресурсов, что не стимулирует применение рациональных методов расходования топливно-энергетических ресурсов;

недостаточность или отсутствие энергетического обследования по бюджетным учреждениям и отраслям экономики края;

низкие теплотехнические характеристики зданий;

низкий уровень благоустройства жилищного фонда;

низкий уровень оснащения процессов производства и потребления топлива и энергии средствами учета и автоматического регулирования энергоносителей;

незначительное использование нетрадиционной энергетики;

недостаточный статистический учет и государственный мониторинг потребления топливно-энергетических ресурсов;

недостаточное законодательное и нормативно-правовое сопровождение государственной энергетической политики и отсутствие эффективных систем стимулирования повышения энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов на производстве и в быту;

недостаток финансовых средств на внедрение энергосберегающих технологий, на повсеместную установку приборов учета энергии, воды;

отсутствие материальных стимулов у бюджетных учреждений и энергоснабжающих организаций для внедрения энергосберегающих технологий, повсеместной установки приборов учета энергии.

Снижение энергопотребления позволит обеспечить подключение новых потребителей при минимальных затратах на развитие инфраструктуры. Кроме того, получение единицы энергии за счет наращивания производства требует в среднем в 2–6 раз больше капиталовложений, чем за счет мероприятий по энергосбережению.

Комплексное решение вопросов, связанных с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов на территории Забайкальского края, является одной из приоритетных задач экономического развития социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры и требует взаимодействия между органами исполнительной власти Забайкальского края, органами местного самоуправления и организациями жилищно-коммунального комплекса, направленного на осуществление энергосберегающих мероприятий.

Потенциал энергосбережения как тепловой, так и электрической энергии в Забайкальском крае оценивается в 25–30 %. Для его реализации необходимо обеспечить полномасштабные работы по всем основным направлениям. Такой процесс энергосбережения в Забайкальском крае можно обеспечить только программно-целевым методом, с помощью которого в течение 2014–2020 годов будет сформирована структура управления, нормативная правовая основа и финансово-экономические механизмы, способствующие развитию энергосбережения.

Учитывая социальную и экономическую значимость энергосберегающих мероприятий, Программа позволит решить задачи энергосбережения в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также снизить нагрузку на население и бюджет Забайкальского края по оплате потребленных ресурсов.

Раздел 2. Перечень приоритетов государственной политики
в сфере энергосбережения и повышения энергетической
эффективности Забайкальского края

Приоритеты в сфере реализации государственной программы определены в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 04 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р, основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 января 2009 года № 1-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 года № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», постановлением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года746 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года № 586 (далее – Стратегия) и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1622-р.

Основным приоритетом является повышение энергообеспеченности края за счет развития действующих и строительства новых энергообъектов в целях обеспечения реализации инвестиционных проектов и населения доступными энергоресурсами.

С учетом необходимости решения основных проблем в топливно-энергетическом комплексе, обозначенных в аналитических материалах к Стратегии, реализация приоритета предполагает:

расширение существующих и строительство новых генерирующих объектов с целью создания и поддержания резервов мощности, покрытия прироста энергопотребления, а также замещения мощностей электростанций, выработавших ресурс;

поэтапная замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования электростанций на новое оборудование, отвечающее мировым требованиям эффективности и надежности;

обеспечение возможности технологического присоединения новых потребителей электроэнергии к электрическим сетям;

техническое перевооружение и реконструкция объектов электросетевого комплекса с целью обеспечения надежности электроснабжения.

Раздел 3. Описание целей и задач Программы

Основной целью Программы является создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Забайкальском крае.

Для достижения цели Программы планируется решение следующих задач:

создание условий для повышения энергетической эффективности в сфере энергетики и системах коммунальной инфраструктуры;

создание условий для повышения энергетической эффективности на объектах промышленности;

создание условий для повышения энергетической эффективности в государственном секторе;

создание условий для повышения энергетической эффективности на объектах жилищного фонда;

создание условий для повышения энергетической эффективности на транспорте;

расширение использования в крае возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива;

организация реализации Программы.

Раздел 4. Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы 2014–2020 годы.

Программа будет реализовываться в два этапа:

1-й этап – 2014–2016 годы,

2-й этап – 2017–2020 годы.

На первом этапе планируется завершить все начатые, но не законченные в полном объеме к настоящему времени работы организационного характера, касающиеся как обследований, так и создания необходимого правового регулирования для развития энергосбережения.

Одновременно планируется реализовать часть мер технического и технологического характера.

На втором этапе планируется активизировать реализацию технических и технологических мероприятий с учетом результатов проведенных исследований и полученной благодаря мерам по энергосбережению на первом этапе реализации Программы экономией.

Раздел 5. Перечень основных мероприятий Программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов

Перечень мероприятий представлен в приложении № 1 «Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы» к Программе.

Механизм реализации Программы представлен в приложении № 2 «Механизм реализации программы» к Программе.

Раздел 6. Перечень показателей конечных результатов Программы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации государственной программы

Перечень показателей конечных результатов Программы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации государственной программы представлены в приложении № 1 «Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы» к Программе.

Раздел 7. Информация о финансовом обеспечении Программы за счет средств бюджета Забайкальского края

Информация о финансовом обеспечении Программы приведена в приложении № 1 «Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы» к Программе.

В Программу включен ряд мероприятий без указания источника финансирования, ресурсного обеспечения. Необходимость включения данных мероприятий в Программу обусловлена тем, что только благодаря их реализации будет возможно достижение целей и задач, поставленных Программой. Мероприятия без ресурсного обеспечения, включенные в Программу, могут быть реализованы в последующие годы в случае, например, включения их в федеральные проекты либо определения в качестве источника финансирования внебюджетных средств, средств краевого либо местных бюджетов.


Раздел 8. Описание рисков реализации Программы и способов их минимизации

При реализации Программы необходимо принимать во внимание возможность возникновения рисков, представленных в таблице № 2.

Таблица № 2

Возможные риски при реализации Программы
и способы их минимизации

Риск

Последствия наступления

Способы минимизации

1

2

3

1. Внешние риски

1.1. Изменение федерального законодательства в сфере энергосбережения, тарифного регулирования, бюджетного финансирования

Ухудшение возможностей реализации мероприятий программы

Мониторинг изменений, своевременное принятие мер, в том числе внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты Забайкальского края

1.2. Неблагоприятная экономическая конъюнктура, ухудшение финансового положения организаций

Снижение объемов ресурсов, направляемых на энергосбережение, по сравнению с запланированным уровнем

Повышение прозрачности взаимодействия с организациями негосударственного сектора: расширение использования договорных отношений, мониторинг состояния дел с реализацией мероприятий

1.3. Низкая активность реализации мероприятий по энергосбережению организаций негосударственного сектора, не находящихся в прямом подчинении органов государственной власти края

Невыполнение предусмотренных мероприятий, недостижение запланированных показателей Программы

Повышение прозрачности взаимодействия с организациями негосударственного сектора: расширение использования договорных отношений, мониторинг состояния дел с реализацией мероприятий, внедрение механизмов финансового стимулирования при успешной реализации мероприятий (в том числе косвенно – в рамках тарифного регулирования)

1.4. Пассивность населения в реализации мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде

Невыполнение предусмотренных мероприятий, недостижение запланированных показателей Программы

Реализация мер по пропаганде энергосбережения среди населения

2. Внутренние риски

2.1. Разбалансированность деятельности различных органов исполнительной власти края, участвующих в реализации Программы

Нескоординированность работы, недостижение запланированных значений показателей, нарушение сроков выполнения мероприятий

Мониторинг реализации мероприятий Программы органами исполнительной власти, своевременное внесение предложений по корректировке существующих процедур взаимодействия

2.2. Недостаточный уровень знаний специалистов по вопросам энергосбережения

Выбор неоптимальных способов и форм реализации государственной Программы, недостижение запланированных значений показателей, нарушение сроков выполнения мероприятий

Распространение информации об энергосбережении среди специалистов, распространение лучших практик работы в данном направлении

Раздел 9. Описание подпрограмм Программы

В рамках Программы предполагается реализация следующих подпрограмм:

подпрограмма «Энергосбережение, повышение энергетической эффективности и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, развитие генерации и электрических сетей»;

подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности»;

подпрограмма «Повышение энергетической эффективности в государственном секторе»;

подпрограмма «Создание условий для повышения энергетической эффективности в жилищном фонде»;

подпрограмма «Создание условий для повышения энергетической эффективности на транспорте»;

подпрограмма «Расширение использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов»;

подпрограмма «Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».


Подпрограмма

«Энергосбережение, повышение энергетической эффективности и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, развитие генерации и электрических сетей»

 

ПАСПОРТ

подпрограммы «Энергосбережение, повышение энергетической эффективности и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, развитие генерации и электрических сетей»

 

Ответственный исполнитель

подпрограммы

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Соисполнители подпрограммы

Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края;

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Цели подпрограммы

Повышение энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры.

Задачи подпрограммы

Создание условий для повышения энергетической эффективности в сфере энергетики и системах коммунальной инфраструктуры.

Этапы и сроки

реализации подпрограммы

Подпрограмма реализуется в 2014–2020 годах в 1 этап.

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы составляет

7 735 010,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 1 430 467,9 тыс. рублей, из них

объем бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета – 125 799,8 тыс. рублей;

2015 год – 994 777,3 тыс. рублей;

2016 год – 1 836 171,7 тыс. рублей;

2017 год – 1 297 892,5 тыс. рублей;

2018 год – 785 725,5 тыс. рублей;

2019 год – 706 945,5 тыс. рублей;

2020 год – 683 030,5 тыс. рублей.

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы

 

Ожидается достижение следующего показателя реализации Программы:

«Экономический эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий в объекты энергетики и коммунальной инфраструктуры» - 687452,0 тыс. руб.

1.       Характеристика текущего состояния

коммунальной инфраструктуры, генерации и электрических сетей Забайкальского края

Энергосистема Забайкальского края охватывает территорию Забайкальского края, входит в Объединенную энергосистему Сибири (ОЭС Сибири) и связана с ОЭС Востока линиями напряжением 220 кВ. Суммарная установленная мощность объектов генерации энергосистемы составляет 1582 МВт.

В состав энергетического комплекса входят 2 линии электропередачи 500 кВ протяженностью 384,94 км, работающие на напряжение 220 кВ, 59 линий электропередачи напряжением 220 кВ протяженностью 4 296,15 км, 57 линий электропередачи напряжением 110 кВ протяженностью 4417,97 км; суммарная мощность трансформаторов составляет 110, 220 кВ составляет 7389,8 МВА.

Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов в Забайкальском крае характеризуется ростом тепловых и электрических нагрузок, высокой энергоемкостью бюджетного и промышленного сектора.

Выработка электроэнергии на электростанциях энергосистемы Забайкальского края в 2012 году составила 5507,4 млн. кВт, что на 2 % выше, чем в 2011 году.

96 % объемов генерации электрической энергии энергосистемы Забайкальского края приходится на 3 электростанции – Харанорскую ГРЭС, Читинскую ТЭЦ-1, Краснокаменскую ТЭЦ. Основные генерирующие электростанции (за исключением Харанорской ГРЭС) введены в эксплуатацию в 60–70-х годах прошлого века, вследствие чего характеризуются высокой степенью износа основного оборудования.

В таблице № 3 представлены объемы генерации электрической энергии Забайкальской энергосистемы.

Таблица № 3.

Объемы генерации электрической энергии
Забайкальской энергосистемы

 млн. кВт

Наименование электростанции

2011 год

2012 год

Читинская генерация

2 222,8

1 811,7

Харанорская ГРЭС

2 789,6

3 319,0

 

Краснокаменская ТЭЦ (ППГХО)

1 726,7

1 756,6

 

Первомайская ТЭЦ

42,1

53,5

 

Всего по Забайкальскому краю

6 781,2

6 940,8

 

Анализ потребления электрической энергии Забайкальской энергосистемы за 2011–2012 годы показывает, что рост потребления электрической энергии имеет устойчивую тенденцию к повышению, минимальный уровень роста составляет 2,5 % (таблица № 4).

 

Таблица № 4.

Анализ потребления электрической энергии

Забайкальской энергосистемы за 2011–2012 годы

Наименование

Единица

измерения

2011 год

2012 год

Выработка электрической энергии

млнВт/ч

6083,388

6726,899

Потребление электрической энергии

млнВт/ч

7562,58

7905,3

Сальдо-переток, итого

млнВт/ч

739,901

507,127

Рабочая мощность*

МВт

1582

1582

 *рабочая мощность на час собственного максимума потребления.

По прогнозам, ожидаемый максимальный прирост нагрузки до 2020 года включительно в связи с реализацией программы электрификации Забайкальской железной дороги, строительством новых горно-обогатительных комбинатов, жилых микрорайонов составит 1 667 МВт. Максимально возможный дефицит мощности составит 1 207,9 МВт. В то же время имеется ряд проблем, связанных с обеспечением надежности электроснабжения как г. Читы (подстанции «городского кольца»), так и ряда районов Забайкальского края. Схемой и программой развития электроэнергетики Забайкальского края на 2014–2018 годы намечены мероприятия по обеспечению надежности потребителей, наиболее значимыми из которых являются:

строительство ТЭЦ-3 на территории городского округа «Город Чита» установленной мощностью 450 мВт;

перевод ВЛ-500 кВ Гусиноозёрская ГРЭС – ПС Петровск-Забайкальская – ПС Чита 500 на номинальное напряжение;

ввод в работу реверсивной вставки постоянного тока на ПС 220 кВ «Могоча», что приведет к объединению ОЭС Сибири и ОЭС Востока и позволит осуществлять переток мощности по энергосистемам в объеме 200 МВт;

строительство ВЛ-220 кВ Маккавеево – Чита 500 с заходами на ПС 220 кВ «Багульник».

Основными предприятиями, осуществляющими транспорт электроэнергии на территории Забайкальского края, являются филиал ОАО «ФСК ЕЭС» – Забайкальское ПМЭС (магистральные линии и подстанции напряжением 220 кВ) и филиал ОАО «МРСК Сибири» – «Читаэнерго» (распределительные сети и подстанции напряжением 0,4 кВ – 110 кВ).

Основные технические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в электросетевом хозяйстве направлены на снижение потерь электроэнергии и совершенствование системы коммерческого и технического учета электроэнергии в электрических сетях и у потребителей.


Рис.1. Структура потерь электрической энергии по уровням напряжения филиала ОАО «МРСК Сибири» – «Читаэнерго»

Таблица № 5.

Структура потерь электрической энергии по уровням напряжения
филиала ОАО «МРСК Сибири» – «Читаэнерго»

2012 год

Всего

ВН

СН 1

СН 11

НН

Потери электроэнергии,
млн. кВт

734,137

223,650

52,007

228,714

229,765

Тариф на покупку потерь электроэнергии,
руб./кВт (безНДС)

1,143

1,143

1,143

1,143

1,143

Затраты на покупку потерь электроэнергии (с НДС), млнублей

990,281

301,683

70,153

308,514

309,932


Информация по документу
Читайте также