ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17.08.2011 N 247а
г.Томск
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальное развитие
села Томской области до 2014 года"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, статьей 11 Закона Томской области от 14 сентября 2009
года N 177-ОЗ "О системе документов стратегического и
программно-целевого планирования Томской области", пунктом 3 Правил
предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных
условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе
молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к федеральной
целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года",
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное
развитие села до 2013 года")
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить:
1) долгосрочную целевую программу "Социальное развитие села
Томской области до 2014 года" согласно приложению N 1 к настоящему
постановлению;
2) перечень сельских населенных пунктов и рабочих поселков на
территории Томской области, в которых преобладает деятельность,
связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной
продукции, согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
3) среднюю рыночную 1 кв. м общей площади жилья в сельской
местности на территории Томской области, используемую для расчета
социальной выплаты, согласно приложению N 3 к настоящему
постановлению.
2. Определить уполномоченным исполнительным органом
государственной власти Томской области по организации реализации
мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села
до 2013 года", ответственным за реализацию мероприятий долгосрочной
целевой программы "Социальное развитие села Томской области до 2014
года", Департамент по социально-экономическому развитию села
Томской области.
3. Признать утратившими силу следующие постановления
Администрации Томской области:
1) от 18.06.2009 N 106а "О мерах по улучшению жилищных условий
граждан, проживающих в сельской местности на территории Томской
области" ("Собрание законодательства Томской области", N 6/2 (47)
от 30.06.2009);
2) от 10.08.2009 N 131а "О внесении изменения в постановление
Администрации Томской области от 18.06.2009 N 106а" ("Собрание
законодательства Томской области", N 8/1 (49) от 17.08.2009);
3) от 15.04.2010 N 76а "О внесении изменения в постановление
Администрации Томской области от 18.06.2009 N 106а" ("Собрание
законодательства Томской области", N 4/2 (57) от 30.04.2010);
4) от 20.07.2010 N 139а "О внесении изменения в постановление
Администрации Томской области от 18.06.2009 N 106а ("Собрание
законодательства Томской области", N 7/3 (60) от 30.07.2010);
5) от 19.11.2010 N 228а "О внесении изменения в постановление
Администрации Томской области от 18.06.2009 N 106а" ("Собрание
законодательства Томской области", N 11/2 (64) от 30.11.2010).
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента
вступления в силу Закона Томской области "О признании утратившим
силу Закона Томской области от 19 февраля 2004 года N 30-ОЗ "Об
утверждении областной целевой программы "Социальное развитие села
Томской области до 2012 года", но не ранее, чем через 10 дней после
дня его официального опубликования.
5. Департаменту по информационной политике и работе с
общественностью Администрации Томской области (Халин) обеспечить
опубликование настоящего постановления в средствах массовой
информации.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Губернатора Томской области - начальника
Департамента по социально-экономическому развитию села Томской
области Брока В.Ю.
Губернатор Томской области В.М. Кресс
Приложение N 1
УТВЕЖДЕНА
постановлением Администрации
Томской области
от 17.08.2011 N 247а
Долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села Томской
области до 2014 года"
Паспорт долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села
Томской области до 2014 года"
+----------------------------+-------------------------------------------------+
| Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа "Социальное |
| | развитие села Томской области до 2014 года" |
| | (далее - Программа) |
+----------------------------+-------------------------------------------------+
| Основание разработки | Постановление Правительства Российской |
| Программы | Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной |
| | целевой программе "Социальное развитие села до |
| | 2013 года", Закон Томской области от 14 |
| | сентября 2009 года N 177-ОЗ "О системе |
| | документов стратегического и |
| | программно-целевого планирования Томской |
| | области" |
+----------------------------+-------------------------------------------------+
| Заказчики Программы | Администрация Томской области, |
| | Департамент по социально-экономическому |
| | развитию села Томской области |
+----------------------------+-------------------------------------------------+
| Разработчики Программы | Департамент по социально-экономическому |
| | развитию села Томской области, |
| | Департамент архитектуры, строительства и |
| | дорожного комплекса Томской области, |
| | Департамент модернизации и экономики ЖКХ |
| | Администрации Томской области, |
| | Департамент общего образования Томской области, |
| | Департамент здравоохранения Томской области, |
| | Департамент потребительского рынка |
| | Администрации Томской области, |
| | Департамент по молодежной политике, физической |
| | культуре и спорту Томской области |
+----------------------------+-------------------------------------------------+
| Цели Программы | Основными целями Программы являются: |
| | повышение уровня и качества жизни сельского |
| | населения на основе повышения уровня развития |
| | социальной инфраструктуры и инженерного |
| | обустройства, в том числе комплексной |
| | компактной застройки и благоустройства |
| | населенных пунктов, расположенных в сельской |
| | местности; |
| | создание правовых, административных и |
| | экономических условий для перехода к |
| | устойчивому социально-экономическому развитию |
| | сельских территорий и реализации Федерального |
| | закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об |
| | общих принципах организации местного |
| | самоуправления в Российской Федерации"; |
| | создание условий для улучшения |
| | социально-демографической ситуации в сельской |
| | местности, расширения рынка труда в сельской |
| | местности и обеспечения его привлекательности |
+----------------------------+-------------------------------------------------+
| Задачи Программы | Основными задачами Программы являются: |
| | улучшение жилищных условий граждан, проживающих |
| | в сельской местности, и обеспечение доступным |
| | жильем молодых семей и молодых специалистов на |
| | селе, в том числе при осуществлении комплексных |
| | компактных застроек; |
| | улучшение состояния здоровья сельского |
| | населения путем повышения доступности и |
| | качества предоставления первичной |
| | медико-санитарной помощи, занятий физической |
| | культурой и спортом для предупреждения |
| | заболеваний и поддержания высокой |
| | работоспособности; |
| | обеспечение доступности получения сельским |
| | населением качественного образования; |
| | стимулирование привлечения и закрепления для |
| | работы в социальной сфере и других секторах |
| | сельской экономики выпускников высших и средних |
| | учебных заведений профессионального |
| | образования, молодых специалистов, повышение |
| | уровня занятости сельского населения, |
| | сохранение и создание новых рабочих мест; |
| | активизация культурной деятельности на селе; |
| | развитие и расширение |
| | информационно-консультационного обслуживания |
| | сельского населения; |
| | повышение уровня и качества электро-, водо- и |
| | газоснабжения в сельской местности, обеспечение |
| | развития телефонной и телекоммуникационной |
| | связи в сельской местности; |
| | расширение сети автомобильных дорог с твердым |
| | покрытием в сельской местности и их |
| | благоустройство |
+----------------------------+-------------------------------------------------+
| Основные целевые | Ввод и приобретение 60,0 тыс. кв. м жилья для |
| индикаторы и показатели | граждан, проживающих в сельской местности, в |
| Программы | том числе 15,2 тыс. кв. м жилья для молодых |
| | семей и молодых специалистов; |
| | сохранение и создание новых рабочих мест в |
| | количестве 3 687 единиц; |
| | сокращение количества образовательных |
| | учреждений, расположенных в ветхих зданиях, на |
| | 17 единиц; |
| | открытие пунктов первичной медико-санитарной |
| | помощи в сельской местности в количестве 10 |
| | единиц; |
| | введение объектов физической культуры и спорта |
| | в количестве 9 единиц; |
| | развитие учреждений клубного типа на селе в |
| | количестве 8 единиц; |
| | открытие организаций розничной торговли и |
| | общественного питания, предоставления бытовых |
| | услуг сельскому населению в количестве 26 |
| | единиц; |
| | открытие информационно-консультационных центров |
| | в количестве 2 единиц; |
| | предоставление консультационных услуг в |
| | количестве 31 500 единиц; |
| | строительство, реконструкция, техническое |
| | перевооружение линий электропередачи - 51 км; |
| | повышение уровня газификации жилого фонда до 20 |
| | процентов; |
| | повышение уровня обеспеченности сельского |
| | населения питьевой водой и централизованным |
| | водоснабжением до 70 процентов; |
| | доведение телефонной плотности до 14,2 номера |
| | на 100 человек; |
| | ввод автомобильных дорог в сельской местности - |
| | 9 км; |
| | количество пилотных проектов по комплексной |
| | компактной застройке и благоустройству сельских |
| | поселений в количестве 9 единиц; |
| | сохранение и создание новых рабочих мест |
+----------------------------+-------------------------------------------------+
| Сроки реализации Программы | 2011 - 2014 годы |
+----------------------------+-------------------------------------------------+
| Основные мероприятия | Мероприятия Программы сгруппированы по |
| Программы | следующим направлениям: |
| | обеспечение жильем, образование, |
| | здравоохранение, культура, торгово-бытовое |
| | обслуживание, информационно-консультационное |
| | обеспечение сельского населения, |
| | электрификация, газификация, водоснабжение, |
| | телекоммуникационная связь, дорожное |
| | строительство. |
| | Реализация мероприятий Программы обеспечит: |
| | улучшение жилищных условий сельского населения, |
| | в том числе молодых семей и молодых |
| | специалистов; |
| | улучшение состояния здоровья сельского |
| | населения путем повышения доступности и |
| | качества предоставления первичной |
| | медико-санитарной помощи; |
| | сохранение и развитие базы для занятий |
| | физической культурой и спортом в целях |
| | формирования здорового образа жизни сельского |
| | населения, профилактики правонарушений, |
| | наркомании и алкоголизма; |
| | повышение образовательного уровня учащихся |
| | общеобразовательных учреждений в сельской |
| | местности, приведение уровня качества |
| | образования в соответствие с современными |
| | требованиями; |
| | активизацию культурно-досуговой деятельности в |
| | сельской местности; |
| | развитие и расширение |
| | информационно-консультационного обслуживания |
| | сельского населения; |
| | повышение уровня и качества электро-, водо- и |
| | газоснабжения населенных пунктов, расположенных |
| | в сельской местности, обеспечение их телефонной |
| | и телекоммуникационной связью; |
| | расширение сети автомобильных дорог в сельской |
| | местности и их благоустройство; |
| | повышение уровня занятости сельского населения |
| | на основе сохранения и создания рабочих мест; |
| | мероприятия по комплексной компактной застройке |
| | и благоустройству сельских поселений |
+----------------------------+-------------------------------------------------+
| Исполнители основных | Определяются на конкурсной основе в |
| мероприятий Программы | установленном законодательством Российской |
| | Федерации порядке |
+----------------------------+-------------------------------------------------+
| Объемы и источники | Общий объем финансирования Программы (с учетом |
| финансирования Программы | прогноза цен на соответствующие годы) |
| | составляет всего 4 068 069,8 тыс. рублей, в том |
| | числе: 2011 год - 468 844,8 тыс. рублей, из |
| | них: |
| | федеральный бюджет - 87 451,0 тыс. рублей; |
| | областной бюджет - 226 000,0 тыс. рублей; |
| | местный бюджет - 94 294,8 тыс. рублей; |
| | внебюджетные источники - 61 099,0 тыс. рублей; |
| | прочие расходы - 131 400,0 тыс. рублей; |
| | государственные капитальные вложения - |
| | 337 444,8 тыс. рублей; |
| | 2012 год (прогноз) - 1 292 398,0 тыс. рублей, |
| | из них: |
| | федеральный бюджет - 605 850,0 тыс. рублей; |
| | областной бюджет - 389 725,0 тыс. рублей; |
| | местный бюджет - 161 823,0 тыс. рублей; |
| | внебюджетные источники - 135 000,0 тыс. рублей; |
| | прочие расходы - 255 000,0 тыс. рублей; |
| | государственные капитальные вложения - |
| | 1 037 398,0 тыс. рублей; |
| | 2013 год (прогноз) - 1 195 517,0 тыс. рублей, |
| | из них: |
| | федеральный бюджет - 513 080,0 тыс. рублей; |
| | областной бюджет - 339 227,0 тыс. рублей; |
| | местный бюджет - 175 210,0 тыс. рублей; |
| | внебюджетные источники - 168 000,0 тыс. рублей; |
| | прочие расходы - 320 000,0 тыс. рублей; |
| | государственные капитальные вложения - |
| | 875 577,0 тыс. рублей; |
| | 2014 год (прогноз) - 1 111 310,0 тыс. рублей, |
| | из них: |
| | федеральный бюджет - 437 870,0 тыс. рублей; |
| | областной бюджет - 328 730,0 тыс. рублей; |
| | местный бюджет - 161 710,0 тыс. рублей; |
| | внебюджетные источники - 183 000,0 тыс. рублей; |
| | прочие расходы - 380 000,0 тыс. рублей; |
| | государственные капитальные вложения - |
| | 731 310,0 тыс. руб. |
| | Объем финансирования за счет средств |
| | федерального бюджета, областного бюджета и |
| | местных бюджетов подлежит ежегодной |
| | корректировке исходя из возможностей бюджетов |
| | всех уровней |
+----------------------------+-------------------------------------------------+
| Ожидаемые результаты | Реализация Программы позволит: |
| реализации Программы и | улучшить жилищные условия около 700 сельских |
| показатели ее | семей, в том числе около 300 молодых семей и |
| социально-экономической | молодых специалистов; |
| результативности | довести долю обучающихся в благоустроенных |
| | общеобразовательных учреждениях в первую смену |
| | - более 3 000 учащихся; |
| | расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов |
| | на 10 единиц; |
| | привлечь к регулярным занятиям физической |
| | культурой и спортом 25 процентов учащейся |
| | сельской молодежи и 15 процентов |
| | трудоспособного сельского населения; |
| | расширить сеть учреждений клубного типа на 8 |
| | единиц; |
| | расширить сеть комплексных организаций |
| | торгово-бытового обслуживания; |
| | улучшить информационно-консультационное |
| | обслуживание сельского населения; |
| | улучшить снабжение сельских потребителей |
| | электроэнергией; |
| | повысить уровень газификации домов (квартир) |
| | сетевым газом до 20 процентов; |
| | повысить уровень обеспеченности сельского |
| | населения питьевой водой до 70 процентов; |
| | обеспечить доведение телефонной плотности до |
| | 14,2 номера на 100 человек, телефонизировать 38 |
| | малонаселенных и удаленных сельских населенных |
| | пунктов; |
| | обеспечить ввод и благоустройство уличной |
| | дорожной сети - 9 км; |
| | обеспечить ввод в эксплуатацию жилых |
| | домовладений по комплексным компактным |
| | застройкам в количестве 350 единиц |
+----------------------------+-------------------------------------------------+
| Организация управления | Контроль за реализацией Программы осуществляет |
| и контроль за реализацией | заместитель Губернатора Томской области - |
| Программы | начальник Департамента по |
| | социально-экономическому развитию села Томской |
| | области. |
| | Текущий контроль и мониторинг реализации |
| | Программы осуществляет Департамент по |
| | социально-экономическому развитию села Томской |
| | области на основании отчетности, |
| | предоставляемой органами местного |
| | самоуправления муниципальных образований |
| | Томской области, принимающих участие в |
| | реализации программных мероприятий. Управление |
| | Программой в рамках своих полномочий |
| | осуществляет Департамент по |
| | социально-экономическому развитию села Томской |
| | области |
+----------------------------+-------------------------------------------------+
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию
экономического потенциала аграрного сектора и реализации
Государственной программы развития сельского хозяйства и
регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 (далее -
Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью
которого является осуществление мер по повышению уровня и качества
жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и
квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях
экономики села.
В основной части сельского жилищного фонда нет коммунальных
удобств. Водопроводом оборудовано 40 процентов сельского жилищного
фонда, центральным отоплением - 39 процентов, горячим
водоснабжением - 15 процентов площади сельских жилых помещений.
Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения
обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли.
Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 1,5 раза по
сравнению с городским населением.
За последние годы резко сократилась подготовка специалистов
для агропромышленного комплекса в сельских профессиональных
училищах. В результате длительного оттока молодежи из села, низкой
рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая
тенденция резкого старения сельского населения. Как следствие,
обострилось положение с обеспеченностью сельскохозяйственных
организаций области кадрами всех уровней.
Численность работающих в сельскохозяйственном секторе Томской
области ежегодно уменьшается по причине обострившихся социальных
проблем и низкого уровня заработной платы.
С увеличением торговых издержек и резким падением
платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть
организаций розничной торговли и общественного питания системы
потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и
производственной деятельности. Частный бизнес в торгово-закупочной
сфере на селе до настоящего времени не получил должного развития.
Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского
населения Томской области.
Обострилась проблема электроснабжения сельских населенных
пунктов. Более 600 км воздушных электрических линий и 184
трансформаторные подстанции, отработавшие свой срок, требуют
замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей.
Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным
образованиям Томской области, в результате сверхнормативной
эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.
Отсутствует комплекс необходимого технологического
оборудования для улучшения качества воды в сельской местности
Томской области, при этом 38 процентов локальных водопроводов
нуждаются в реконструкции и полном восстановлении. В результате 60
процентов сельского населения Томской области вынуждены
пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и
стандартам.
Основная масса сельского населения Томской области живет в
условиях ограниченного информационного поля, а порой находится в
информационной изоляции. Телефонная сеть в сельских населенных
пунктах Томской области физически и морально изношена.
В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие
потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация
выездных форм социального обслуживания сельского населения,
развитие торгово-бытового и других видов сервиса. Вследствие
бездорожья 100 тысяч человек, проживающих в сельской местности на
территории Томской области, остаются без автобусного сообщения.
Недостаток инвестиций увеличивает сроки строительства объектов
социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности
Томской области; увеличился сверхнормативный износ основных фондов,
сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов
социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Задачи государственной аграрной политики, определенные в
Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии
сельского хозяйства", Госпрограмме, Программе развития
сельскохозяйственного производства Томской области до 2012 года,
утвержденной распоряжением Администрации Томской области от
29.12.2007 N 580-ра, предусматривают необходимость изменения и
возрастания требований к качественным характеристикам и
профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в
сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики
предполагает необходимость формирования в сельской местности
базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворение их
первоочередной потребности в жилье.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития
сельских территорий Томской области и эффективного функционирования
агропромышленного производства необходимо усилить государственную
поддержку социального и инженерного обустройства населенных
пунктов, расположенных в сельской местности, ускорить развитие
несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности,
расширение рынка труда, развитие процессов самоуправления и на этой
основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
Без значительной государственной поддержки муниципальные
образования Томской области, расположенные в сельской местности, не
в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и
удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их
территории населения.
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший
период и долгосрочную перспективу для преодоления критического
положения в сфере социального развития села необходимо провести
комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается
осуществлять в сельских поселениях или сельских поселениях и
межселенных территориях, объединенных общей территорией в границах
муниципального района, а также в сельских населенных пунктах и
рабочих поселках, входящих в состав городских округов или городских
поселений, на территории которых преобладает деятельность,
связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной
продукции (далее - сельская местность). С целью реализации
мероприятий Программы используется перечень сельских населенных
пунктов, рабочих поселков на территории Томской области, в которых
преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой
сельскохозяйственной продукции.
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:
социально-политической остротой проблемы;
потребностью формирования базовых условий социального комфорта
для закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих
эффективное решение стратегических задач агропромышленного
комплекса, в том числе в рамках Госпрограммы;
необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого
развития сельских территорий, определенной Госпрограммой;
межотраслевым и межведомственным характером проблемы,
необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и
исполнительной власти Томской области на федеральном и областном
уровнях, органов местного самоуправления муниципальных образований
Томской области, профсоюзных организаций агропромышленного
комплекса и общественных объединений сельских жителей;
приоритетностью государственной поддержки развития социальной
сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
2. Основные цели и задачи Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
повышение уровня и качества жизни сельского населения на
основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и
инженерного обустройства, в том числе комплексной компактной
застройки и благоустройства населенных пунктов, расположенных в
сельской местности;
создание правовых, административных и экономических условий
для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию
сельских территорий и реализации Федерального закона от 6 октября
2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации";
создание условий для улучшения социально-демографической
ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской
местности и обеспечение его привлекательности.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных
задач:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской
местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых
специалистов на селе, в том числе при осуществлении комплексных
компактных застроек;
улучшение состояния здоровья сельского населения путем
повышения доступности и качества предоставления первичной
медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом
для предупреждения заболеваний и поддержания высокой
работоспособности;
обеспечение доступности получения сельским населением
качественного образования;
стимулирование привлечения и закрепления для работы в
социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников
высших и средних учебных заведений профессионального образования,
молодых специалистов, повышение уровня занятости сельского
населения, сохранение и создание новых рабочих мест;
активизация культурной деятельности на селе;
развитие и расширение информационно-консультационного
обслуживания сельского населения;
повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в
сельской местности, обеспечение развития телефонной и
телекоммуникационной связи в сельской местности;
расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в
сельской местности и их благоустройство.
Поставленные в Программе задачи должны решаться путем
формирования условий для самодостаточного развития сельских
территорий, применения ресурсосберегающих подходов и технологий,
создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского
климата в сфере обустройства сельских территорий.
Для решения указанных задач предусматриваются:
предоставление приоритетной государственной поддержки для
развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства, в
том числе комплексной компактной застройки населенных пунктов,
расположенных в сельской местности, на федеральном, областном и
местном уровнях;
разработка и реализация эффективного экономичного механизма,
обеспечивающего выполнение строительных работ и ввод в эксплуатацию
объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села;
повышение эффективности использования материально-технических
и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования
предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных
форм деятельности;
разработка и внедрение в сельском строительстве новых
экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных и
жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе
многопрофильного использования), адаптированных к различным типам
сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и
другим условиям;
снижение стоимости сельского жилищного строительства путем
внедрения новых конструктивных решений, применения отечественных
строительных материалов и технологий, расширения применения
комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ",
развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных
материалов, применяемых в сельском строительстве;
создание условий для привлечения в социальную сферу села
средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других
внебюджетных источников, а также для функционирования в сфере
обслуживания сельского населения малых предпринимательских
структур;
формирование правового и методического обеспечения социального
развития села.
За период реализации Программы предполагается повышение уровня
благосостояния сельского населения и стандартов качества жизни на
территории Томской области, необходимых для улучшения
демографической ситуации и формирования высокопрофессиональных
трудовых кадров села.
3. Мероприятия Программы и сроки реализации
Реализация мероприятий Программы будет способствовать решению
задач, определенных Основными направлениями социально-экономической
политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную
перспективу, утвержденных Федеральным законом от 29 декабря 2006
года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Госпрограммой,
Программой развития сельскохозяйственного производства Томской
области до 2012 года, утвержденной распоряжением Администрации
Томской области от 29.12.2007 N 580-ра. Предусматривается
выполнение мероприятий Программы за счет средств федерального,
областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований Томской
области и внебюджетных источников.
Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены
на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской
местности, обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых
специалистов на селе, развитие в сельской местности сети учреждений
образования, здравоохранения, объектов физической культуры и
спорта, объектов культуры, торгового и бытового обслуживания,
информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо-
и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и
телекоммуникационной связи, а также на реализацию проектов
комплексного развития сельских территорий.
Приоритет по отбору инвестиционных проектов направлен на
завершение строительства незавершенных объектов, реконструкцию и
техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и
инженерной инфраструктуры села, замену ветхого и аварийного жилья,
а также на новое строительство.
Преимущественное развитие жилищной сферы, социальной и
инженерной инфраструктуры в период реализации Программы будет
осуществляться в сельской местности, в которой реализуются крупные
инвестиционные проекты, обеспечивающие занятость населения
преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста
и уровнем производительности труда.
Организационное обеспечение реализации Программы включает
проведение инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной
сферы в сельской местности, оказание содействия хозяйствующим
субъектам, участвующим в социальном развитии села, в вопросах
проведения планировочных работ, в исключительных случаях - в
вопросах разработки (корректировки) проектной документации,
создание других условий, способствующих улучшению жизни сельского
населения, демографической и социально-психологической ситуации на
селе, перспективному развитию сельской территории в целом.
Реализация Программы предусматривается на период 2011 - 2014
годов.
3.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской
местности,
в том числе молодых семей и молодых специалистов
В целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в
сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, не
обладающих достаточными собственными средствами, формирования
эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса,
необходимого для выполнения задач агропродовольственной политики,
повышения его образовательного и профессионального уровня, создания
условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села,
развития рынка труда в сельской местности Программа
предусматривает:
осуществление финансовых, организационных и
кредитно-финансовых механизмов строительства (приобретения) жилья,
включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных
средств в жилищное строительство в сельской местности;
нормативное правовое и методическое обеспечение реализации
указанных мероприятий;
формирование стабильных источников государственной поддержки
молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств
областного бюджета и внебюджетных источников для строительства
(приобретения) жилья в сельской местности;
проведение информационно-разъяснительной деятельности,
направленной на освещение мероприятий по обеспечению жильем молодых
семей и молодых специалистов на селе.
Средства областного бюджета выделяются на безвозвратной основе
гражданам, проживающим в сельской местности и нуждающимся в
улучшении жилищных условий, в виде социальных выплат на
строительство (приобретение) жилья.
Порядок и условия предоставления субсидий муниципальным
образованиям Томской области в целях софинансирования мероприятий
по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской
местности, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления
субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований
Томской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих
в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых
специалистов, согласно приложению N 1 к Программе.
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской
области совместно с Департаментом архитектуры, строительства и
дорожного комплекса Томской области оказывает методическую и
консультационную помощь муниципальным образованиям Томской области
в вопросах разработки и внедрения механизмов кредитования,
обеспечивает формирование соответствующей нормативной правовой базы
для эффективного решения жилищной проблемы в сельской местности.
Реализация этих мероприятий позволит:
улучшить жилищные условия 700 сельских семей, в том числе 300
молодых семей и молодых специалистов, повысить уровень
коммунального обустройства жилья в сельской местности;
создать условия для закрепления молодых специалистов в
агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также
приостановить миграцию сельской молодежи;
повысить образовательный уровень молодых специалистов, занятых
в агропромышленном комплексе и социальной сфере села;
создать условия для улучшения демографической ситуации;
сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в
сельской местности на базе государственных стандартов,
разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного
кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности,
порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их
обслуживания, а также механизм их рефинансирования;
привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники
финансирования.
3.2. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской
местности
Для реализации в сельской местности принципа общедоступности
образования, повышения уровня качества образования в соответствии с
экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации
выпускников школ к новым социально-экономическим условиям,
повышения их конкурентоспособности при поступлении в высшие и
средние образовательные учреждения осуществляются следующие
мероприятия:
проведение инвентаризации и оптимизации объектов
общеобразовательных учреждений в сельской местности;
строительство и реструктуризация сети образовательных
учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов и
изменений в системе расселения;
строительство и реконструкция общеобразовательных учреждений в
сельской местности с учетом внедрения форм дошкольного,
дополнительного, начального профессионального образования на базе
сельских социокультурных образовательных комплексов, а также
развития центров довузовской подготовки обучающихся;
стимулирование привлечения инвестиций частных и некоммерческих
структур в развитие образования на селе.
Выполнение мероприятий по развитию сети общеобразовательных
учреждений в сельской местности позволит повысить уровень
обновления основных фондов образовательных учреждений,
территориальную доступность и снижение коэффициента сменности
сельских образовательных учреждений.
3.3. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи,
физической культуры и спорта в сельской местности
Целью данного мероприятия является развитие сети учреждений
здравоохранения в сельской местности, развитие института врача
общей врачебной практики и совершенствование предоставления
первичной медико-санитарной помощи на базе общих врачебных
(семейных) практик и фельдшерско-акушерских пунктов.
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий в
области развития сети учреждений первичной медико-санитарной
помощи, физической культуры и спорта:
проведение инвентаризации и анализа наличия объектов первичной
медико-санитарной помощи, объектов физической культуры и спорта в
сельской местности;
реконструкция и строительство объектов первичной
медико-санитарной помощи в сельской местности
(фельдшерско-акушерские пункты, здания общей врачебной практики);
реконструкция и строительство спортивных площадок (учреждений)
в сельских населенных пунктах.
В результате реализации мероприятий по развитию сети
учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры
и спорта в сельской местности будет расширен доступ сельского
населения к услугам учреждений здравоохранения, физической культуры
и спорта.
Выполнение указанных мероприятий позволит снизить
заболеваемость сельского населения на 8 - 10 процентов, сократить
потери рабочего времени в связи с заболеваемостью и снизить расходы
средств Фонда социального страхования Российской Федерации на
выплату пособий по временной нетрудоспособности.
3.4. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности
Основной целью мероприятий в области развития учреждений
культуры является сохранение и развитие сельского образа жизни,
улучшение условий доступа различных групп сельского населения к
культурным ценностям и информационным ресурсам.
В области развития учреждений культуры и отдыха предусмотрены
следующие мероприятия:
проведение инвентаризации сельских учреждений культуры и
отдыха;
реконструкция зданий клубного типа в сельской местности;
создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений
зональных культурных комплексов повышенной комфортности;
Реализация мероприятий по развитию культурно-досуговой
деятельности в сельской местности позволит расширить
культурно-досуговую деятельность в сельской местности, создать
комфортные условия и приобщить сельское население к
культурно-историческому наследию.
3.5. Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской
местности
Программа предусматривает следующие мероприятия в области
развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности:
развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского
населения;
расширение сети организаций общественного питания,
предоставления бытовых услуг сельскому населению.
Реализация мероприятий Программы по развитию торгового и
бытового обслуживания в сельской местности позволит обеспечить
товарами (услугами) сельских жителей и расширить их ассортимент,
повысить качество торгового и бытового обслуживания, сократить
потери времени на приобретение товаров (услуг), а также увеличить
занятость сельского населения.
3.6. Развитие информационно-консультационного обслуживания
в сельской местности
Развитие и совершенствование информационно-консультационного
обслуживания сельского населения осуществляется по следующим
направлениям:
организация сельскохозяйственного производства;
правовое, производственное и техническое консультирование,
оказание практической помощи в области маркетинга и менеджмента, а
также в других областях, связанных с рыночными преобразованиями в
сельской экономике.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области
развития информационно-консультационного обслуживания в сельской
местности:
создание сельских информационно-консультационных центров;
предоставление информации о новых методах хозяйствования и
технологиях, а также рекомендаций по их применению;
организация правового, производственного и технического
консультирования, оказание непосредственно консультационных услуг,
разработка и сопровождение бизнес-планов;
проведение семинаров и курсов по развитию
информационно-консультационного обслуживания в сельской местности.
Реализация мероприятий по развитию
информационно-консультационного обслуживания в сельской местности
позволит:
создать условия для получения сельским населением необходимой
информации независимо от места проживания;
повысить образовательный уровень сельского населения и
информированность по вопросам ведения и благоустройства личного
подсобного хозяйства, малых форм предпринимательства, развития
народных промыслов;
создать условия для расширения рынка труда в сельской
местности и обеспечения занятости сельского населения.
3.7. Развитие электрических сетей в сельской местности
Основными задачами развития электрических сетей в сельской
местности являются обеспечение надежного, безопасного и
эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении
электроемкости производства продукции и создание комфортных
социально-бытовых условий жизни.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области
развития электрических сетей в сельской местности:
обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского
населения и других потребителей, расположенных в сельской
местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства,
индивидуальных предпринимателей, строительство (реконструкция)
линий электропередачи;
применение автономных источников электропитания (АИЭП) на
основе альтернативной энергетики (солнечные, ветровые, мини-ГЭС);
повышение качества потребляемой в сельской местности
электроэнергии;
обеспечение подключения к источникам электроэнергии объектов
массовой жилищной застройки и индивидуальных жилых домов в сельской
местности (с учетом внедрения и применения светодиодной техники,
инфракрасных обогревателей, тепловых насосов и пр.).
Реализация мероприятий Программы по развитию электрических
сетей в сельской местности позволит повысить надежность и
эффективность электроснабжения населения в сельской местности.
3.8. Развитие газификации в сельской местности
Основными целями Программы в области развития газификации в
сельской местности являются повышение уровня снабжения сетевым
газом сельского населения и создание комфортных условий труда и
быта в сельской местности.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области
развития газификации в сельской местности:
осуществление строительства и реконструкции распределительных
газовых сетей в населенных пунктах, расположенных в сельской
местности;
повышение уровня газификации жилого фонда в сельской
местности;
применение экономичных энергосберегающих технологий
строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и
экологически безопасного оборудования для использования газового
топлива.
Выполнение мероприятий Программы по развитию газификации в
сельской местности позволит значительно улучшить экологическую
среду и условия быта сельского населения. Уровень газификации домов
(квартир) в сельской местности Томской области повысится до 20
процентов.
3.9. Развитие водоснабжения в сельской местности
Основными целями Программы в области развития водоснабжения в
сельской местности являются обеспечение сельского населения
питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе
состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической
обстановки в сельской местности, а также рациональное использование
природных водных источников, на которых базируется питьевое
водоснабжение.
Программа предусматривает следующие мероприятия по
водоснабжению населенных пунктов, расположенных в сельской
местности:
строительство и реконструкция систем водоснабжения и
водоотведения;
монтаж и введение в эксплуатацию установок и станций
опреснения и обезжелезивания воды;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ по созданию российских технологий и оборудования нового
поколения.
Выполнение мероприятий Программы по развитию водоснабжения в
сельской местности позволит повысить уровень обеспеченности
сельского населения питьевой водой до 70 процентов.
3.10. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности
Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской
местности является обеспечение населения и учреждений социальной
сферы телефонной связью и другими информационными услугами.
Программа предусматривает следующие мероприятия по развитию
телекоммуникационных сетей:
разработка предложений по максимальному использованию
свободных емкостей автоматизированных телефонных станций и линейных
сооружений, а также современных технологий проектирования;
поэтапная экономически обоснованная замена морально устаревших
автоматизированных телефонных станций на электронные;
улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей
телефонной связи;
проектирование, разработка, испытание и внедрение новых
средств телекоммуникаций и информационных услуг.
Выполнение мероприятий Программы по развитию
телекоммуникационных сетей в сельской местности позволит улучшить
условия жизнедеятельности сельского населения, повысить уровень
комфортности сельского быта.
Реализация мероприятий по развитию телекоммуникационных сетей
в Томской области позволит телефонизировать 38 малонаселенных и
удаленных сельских населенных пунктов, обеспечить ввод
монтированной емкости сельских АТС, получить социальный эффект в
размере 1,1 рубля.
3.11. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности
Мероприятия Программы по развитию сети автомобильных дорог в
сельской местности, включая строительство и реконструкцию
автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские
населенные пункты, направлены на:
обеспечение постоянного автомобильного сообщения удаленных
сельских населенных пунктов с районными центрами;
улучшение уровня обслуживания пользователей автомобильных
дорог;
повышение качества и увеличение долговечности сельских
автомобильных дорог путем устройства новых покрытий, а также
снижение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую
среду;
внедрение новых конструкций и технологий, обеспечивающих
повышение долговечности дорожных конструкций и сооружений, снижение
энергоемкости, материалоемкости и транспортных дорожных издержек.
Реализация мероприятий Программы позволит:
обеспечить ввод и благоустройство уличной дорожной сети в
количестве 9 км;
обеспечить значительный экономический эффект, так как
сократятся затраты на эксплуатацию машинно-тракторного и
автомобильного парка.
3.12. Реализация пилотного проекта комплексной компактной
застройки и благоустройства сельских поселений
Муниципальные образования Томской области принимают участие в
отборе пилотных проектов комплексной компактной застройки и
благоустройства сельских поселений в соответствии с Порядком
конкурсного отбора пилотных проектов комплексной компактной
застройки и благоустройства сельских поселений, утвержденным
распоряжением Администрации Томской области от 20.04.2009 N 235-ра
"О реализации мероприятий по комплексной компактной застройке и
благоустройству сельских поселений в рамках пилотных проектов", с
учетом требований и критериев, определенных Министерством сельского
хозяйства Российской Федерации.
Выполнение мероприятий Программы по комплексному развитию
сельских территорий позволит:
повысить уровень обеспеченности объектами социальной
инфраструктуры населения, проживающего в сельском населенном
пункте, на территории которого реализуется пилотный проект;
повысить уровень инженерного обустройства жилищного фонда
сельского населенного пункта, на территории которого реализуется
пилотный проект;
повысить уровень благоустройства сельского населенного пункта,
на территории которого реализуется пилотный проект.
Реализация пилотного проекта комплексной компактной застройки
и благоустройство сельских поселений позволит улучшить жилищные
условия граждан, проживающих в сельской местности, введя в
эксплуатацию жилые домовладения в количестве 350 единиц.
4. Механизм реализации и управления Программой, включая ресурсное
обеспечение, контроль за реализацией Программы
Механизм реализации Программы основан на принципах
софинансирования за счет средств бюджетов различных уровней и
внебюджетных источников.
При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы
учитывается реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на
областном и муниципальном уровне, высокая общеэкономическая,
социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а
также реальная возможность ее решения при вовлечении в
инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы,
включая сельское население.
Общий прогнозируемый объем финансирования Программы (2011 -
2014 годы) составляет 4 068 069,8 тыс. рублей <*>, в том числе
прочие расходы - 1 086 400,0 тыс. рублей, государственные
капитальные вложения - 2 981 669,8 тыс. рублей. По источникам
прогнозируемый объем финансирования Программы (2011 - 2014 годы)
составляет: за счет средств федерального бюджета - 1 644 251,0 тыс.
рублей, средств областного бюджета - 1 283 682,0 тыс. рублей,
средств местных бюджетов - 593 037,8 тыс. рублей и средств
внебюджетных источников - 547 099,0 тыс. рублей <*>.
Первоочередному финансированию подлежат расходы на проведение
работ на объектах незавершенного строительства, на объектах,
находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также на объектах,
имеющих высокую степень технической строительной готовности и
проектах комплексной компактной застройки и благоустройства
сельских поселений.
Реализация Программы осуществляется Заказчиками Программы с
участием заинтересованных структурных подразделений Администрации
Томской области, исполнительных органов государственной власти
Томской области.
В целях выполнения мероприятий основных направлений Программы,
обеспечения согласованных действий исполнительных органов
государственной власти Томской области на всех уровнях следует
руководствоваться Законом Томской области от 11 июля 2007 года N
136-ОЗ "О порядке отбора инвестиционных проектов на объекты
капитального строительства муниципальной собственности и
распределения субсидий для их софинансирования из областного
бюджета", распоряжением Администрации Томской области от 20.04.2009
N 235-ра "О реализации мероприятий по комплексной компактной
застройке и благоустройству сельских поселений в рамках пилотных
проектов", уровнем софинансирования из областного бюджета по
субсидиям на бюджетные инвестиции в объекты капитального
строительства собственности муниципальных образований Томской
области на текущий финансовый год, утвержденным Законом Томской
области об областном бюджете на текущий год и плановый период.
Средства областного бюджета выделяются бюджетам муниципальных
образований Томской области в форме субсидий на условиях
софинансирования в соответствии с долгосрочными целевыми
программами муниципальных образований Томской области в
соответствии с Правилами предоставления субсидий из областного
бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на
развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской
местности согласно приложению N 2 к Программе.
<*> - подлежит ежегодной корректировке исходя из возможностей
бюджета и с учетом изменений в налоговом законодательстве.
Полученные субсидии могут быть предоставлены бюджетам сельских
поселений Томской области в формах, установленных бюджетным
законодательством.
Заказчики Программы осуществляют:
методическое руководство по реализации Программы;
контроль за ходом выполнения мероприятий Программы;
проведение оценки эффективности реализации Программы;
координацию деятельности по реализации мероприятий Программы,
рациональному использованию средств бюджетов различных уровней и
внебюджетных источников в соответствии с нормативными правовыми
актами Российской Федерации и Томской области;
нормативное правовое и методическое обеспечение реализации
Программы;
подготовку предложений по размерам предоставления местным
бюджетам субсидий за счет средств федерального и областного
бюджетов для реализации мероприятий Программы;
организацию информационной и разъяснительной работы,
направленной на освещение целей и задач Программы;
заключение соглашений с органами местного самоуправления
муниципальных образований Томской области.
Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель
Губернатора Томской области - начальник Департамента по
социально-экономическому развитию села Томской области.
Текущий контроль и мониторинг реализации Программы
осуществляет Департамент по социально-экономическому развитию села
Томской области.
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской
области, а также органы местного самоуправления муниципальных
образований Томской области в рамках своих полномочий обеспечивают
целевое и эффективное использование бюджетных средств.
В ходе реализации мероприятий Программы Департамент по
социально-экономическому развитию села Томской области осуществляет
взаимодействие с заинтересованными исполнительными органами
государственной власти Томской области, обеспечивает согласованные
действия по подготовке и реализации мероприятий Программы, контроль
по целевому и эффективному использованию бюджетных средств всех
уровней и внебюджетных источников, выполнению заключенных
соглашений с органами местного самоуправления муниципальных
образований Томской области о финансировании мероприятий Программы.
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской
области представляет отчеты и пояснительную записку о ходе
реализации Программы в Департамент экономики Администрации Томской
области в порядке, установленном действующим законодательством.
В рамках календарного года целевые показатели и затраты по
программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы
уточняются в установленном законодательством порядке с учетом
выделяемых финансовых средств.
Управление Программой в рамках своих полномочий осуществляет
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской
области.
5. Оценка социально-экономического значения Программы
для развития Томской области
В результате реализации Программы предусматривается создание
правовых, организационно-управленческих, финансовых и
материально-технических условий, способствующих:
повышению уровня и качества жизни сельского населения путем:
решения жилищной проблемы в сельской местности;
обеспечения доступности получения сельским населением
качественного образования, услуг в области медицинского,
физического, культурного, торгово-бытового и
информационно-консультационного обслуживания;
повышения уровня инженерного обустройства населенных пунктов,
расположенных в сельской местности;
формированию высококвалифицированных трудовых кадров
агропромышленного комплекса путем привлечения и закрепления в
сельской местности специалистов агропромышленного комплекса и
социальной сферы села с обеспечением их доступным жильем;
улучшению демографической ситуации в сельской местности за
счет создания более благоприятных социально-бытовых условий для
труда и отдыха сельского населения.
Основные целевые индикаторы и показатели Программы приведены в
приложении N 3 к Программе.
Около 700 сельских семей улучшат жилищные условия, при этом
повысится уровень предоставления коммунальных услуг. Улучшится
кадровое обеспечение организаций агропромышленного комплекса и
социальной сферы за счет привлечения и закрепления в сельской
местности около 300 молодых семей и молодых специалистов. Уровень
газификации жилищного фонда в сельской местности возрастет до 20
процентов. Доля обучающихся в первую смену в благоустроенных
общеобразовательных учреждениях достигнет более 3000 учащихся.
Предполагается улучшение состояния здоровья жителей сельской
местности за счет повышения доступности учреждений первичной
медико-санитарной помощи и привлечения к регулярным занятиям
физкультурой и спортом 25 процентов учащейся сельской молодежи и 15
процентов трудоспособного сельского населения.
Обеспеченность сельского населения питьевой водой возрастет до
70 процентов, развитие телекоммуникационных сетей позволит
телефонизировать 38 малонаселенных и удаленных сельских населенных
пунктов, транспортные издержки в себестоимости сельскохозяйственной
продукции будут уменьшены.
В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного
производства будет создана минимально необходимая база для
преодоления негативных тенденций в этой сфере, привлечения и
закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной
молодежи, а также для формирования в отрасли стабильного,
высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к
освоению высокоэффективных технологий.
Эффективность реализации мероприятий данной Программы состоит
в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на
основе:
улучшения здоровья сельских жителей, повышения их
общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в
сельской местности благоприятных жилищных условий;
сокращения потерь рабочего времени, связанных с
заболеваемостью;
сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее
транспортировке.
Реализация Программы будет иметь благоприятные экологические
последствия.
При разработке пилотных проектов комплексной компактной
застройки и благоустройства сельских поселений, строительства
объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села будут
предусматриваться меры по защите окружающей среды, что позволит
исключить применение в жилищном строительстве экологически вредных
материалов, а использование легких современных конструктивных
материалов приведет к снижению энергозатрат на их производство,
транспортировку и монтаж.
Выполнение мероприятий Программы будет способствовать более
устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий,
повышению уровня и качества жизни сельского населения, а также
престижности и привлекательности проживания в сельской местности.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется
ежегодно в соответствии с Порядком проведения и критериями оценки
эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ,
утвержденным постановлением Администрации Томской области от
27.11.2007 N 186а "О долгосрочных областных целевых программах".
Показатели эффективности реализации Программы приведены в
приложении N 4 к Программе.
На основе оценки основных целевых индикаторов и показателей
определяются промежуточные результаты реализации Программы.
6. Возможные риски в ходе реализации Программы
Внешние риски реализации Программы:
изменение федерального законодательства в части
перераспределения полномочий между Российской Федерацией,
субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
изменение регионального законодательства в части
финансирования программ;
природные и техногенные катастрофы.
На выполнение Программы могут повлиять опережающие темпы
инфляции, что приведет к повышению стоимости строительно-монтажных
работ объектов капитального строительства и жилья, а в результате -
к невозможности реализации мероприятий в рамках ресурсного
обеспечения, предусмотренного Программой.
Внутренние риски:
несвоевременное и не в полном объеме обеспечение
финансирования.
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе
"Социальное развитие села Томской
области до 2014 года"
Правила предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам
муниципальных образований Томской области на улучшение жилищных
условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе
молодых семей и молодых специалистов
1. Правила предоставления субсидий из областного бюджета
бюджетам муниципальных образований Томской области на улучшение
жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том
числе молодых семей и молодых специалистов (далее - субсидии),
устанавливают порядок, условия предоставления и расходования
субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований
Томской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих
в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых
специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных
федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013
года" и долгосрочной целевой программой "Социальное развитие села
Томской области до 2014 года" (далее - Правила).
Под сельской местностью в Правилах понимаются сельские
поселения или сельские поселения и межселенные территории,
объединенные общей территорией в границах муниципального района, а
также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в
состав городских поселений или городских округов, на территории
которых преобладает деятельность, связанная с производством и
переработкой сельскохозяйственной продукции.
2. Субсидии предоставляются на софинансирование расходных
обязательств муниципальных образований Томской области на
реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан,
молодых семей и молодых специалистов в рамках муниципальных целевых
программ, предусматривающих:
1) предоставление гражданам, молодым семьям, молодым
специалистам социальных выплат на строительство (приобретение)
жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях,
предусмотренных Порядком предоставления социальных выплат на
строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в
сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым
специалистам, согласно приложению N 1 к Правилам;
2) предоставление субсидий на софинансирование расходных
обязательств муниципальных образований Томской области по
строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым
семьям, молодым специалистам по договору найма жилого помещения, в
порядке и на условиях, предусмотренных Положением о предоставлении
субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных
образований Томской области по строительству (приобретению) жилья,
предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору
найма жилого помещения, согласно приложению N 2 к Правилам.
3. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований
Томской области на следующих условиях:
1) наличие долгосрочных муниципальных целевых программ,
предусматривающих мероприятия по улучшению жилищных условий
граждан, молодых семей и молодых специалистов, аналогичные
мероприятиям, предусмотренным пунктом 2 Правил;
2) наличие в нормативных правовых актах представительных
органов муниципальных образований Томской области о местных
бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих
расходных обязательств по софинансированию (финансированию) в
соответствующем финансовом году мероприятий, предусмотренных
пунктом 2 Правил, в размере не менее объема, необходимого для
обеспечения установленного в соответствии с пунктом 7 Правил уровня
софинансирования за счет субсидий;
3) привлечение муниципальными образованиями Томской области в
объемах, необходимых для выполнения целевых индикаторов:
собственных (заемных) средств граждан, молодых семей и молодых
специалистов - в случае предоставления социальных выплат;
средств работодателей - в случае предоставления субсидий на
софинансирование расходных обязательств муниципальных образований
Томской области;
4) наличие бюджетной заявки о размерах субсидий на очередной
финансовый год, необходимых для выполнения мероприятий по улучшению
жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том
числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно
приложению N 3 к Правилам, и сведений о размерах средств, которые
планируется направить на реализацию мероприятий по улучшению
жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том
числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации
федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013
года" и Программы по форме согласно приложению N 4 к Правилам.
Заявки и сведения направляются муниципальными образованиями Томской
области в Департамент по социально-экономическому развитию села
Томской области в срок до 1 августа года, предшествующего
очередному финансовому году;
5) наличие предварительных списков граждан, изъявивших желание
улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в
рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное
развитие села до 2013 года" и Программы по форме согласно
приложению N 5 к Правилам. Указанные списки направляются
муниципальными образованиями Томской области в Департамент по
социально-экономическому развитию села Томской области в срок до 1
августа года, предшествующего очередному финансовому году.
4. Департамент по социально-экономическому развитию села
Томской области формирует и утверждает списки участников
мероприятий - получателей социальных выплат в порядке,
предусмотренном приложением N 6 к Правилам.
5. На основании сформированного и утвержденного сводного
списка участников мероприятий - получателей социальных выплат в
рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное
развитие села до 2013 года" и Программы Департамент по
социально-экономическому развитию села Томской области оформляет
свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство
(приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в
том числе молодым семьям и молодым специалистам, на каждого
участника в порядке, предусмотренном приложением N 7 к Правилам.
6. Работодатели, граждане, молодые семьи и молодые специалисты
вправе использовать в качестве своей доли в софинансировании
мероприятий, предусмотренных пунктом 2 Правил, объекты
незавершенного жилищного строительства, находящиеся в их
собственности и свободные от обременений.
7. Распределение субсидий между муниципальными образованиями
Томской области осуществляется комиссией по реализации федеральной
целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года",
созданной приказом Департамента по социально-экономическому
развитию села Томской области от 09.03.2011 N 27, в пределах
бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете, с
учетом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый
период для софинансирования мероприятий, предусмотренных пунктом 2
Правил. Объем субсидий рассчитывается по следующей формуле:
С i = Сir + Сmc, где:
Ci - объем субсидий бюджету i-го муниципального образования
Томской области на улучшение жилищных условий граждан, молодых
семей и молодых специалистов;
Cir - объем субсидий бюджету i-го муниципального образования
Томской области на улучшение жилищных условий граждан определяется
по формуле:
С ir =V обг х ДСНi_х Кобi х Каварi__х__Крi /РБОi___, где:
n
??(ДСНi х Кобi х Каварi х Крi /РБОi )
i=1
Vобг - объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в
областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на
улучшение жилищных условий граждан;
ДСНi - удельный вес численности сельского населения i-го
муниципального района Томской области в общей численности сельского
населения Томской области. Показатель определяется на основе данных
Федеральной службы государственной статистики на начало текущего
финансового года по формуле:
ЧСНi
ДСНi = _____ , где:
ЧСНоб
ЧСНi - численность сельского населения i-го муниципального
образования Томской области;
ЧСНоб - общая численность сельского населения Томской области;
Кобi - коэффициент учета уровня обеспеченности жильем в i-ом
муниципальном образовании Томской области. Показатель определяется
по формуле:
Кобi = 1 - (Оi - Оо): Оо, где:
Oi - средняя обеспеченность жильем в расчете на 1-го человека,
проживающего в сельской местности i-го муниципального образования
Томской области;*
Oo - средняя обеспеченность жильем в расчете на 1-го человека,
проживающего в сельской местности Томской области;*
Kаварi - коэффициент учета наличия ветхого и аварийного
жилищного фонда в i-ом муниципальном образовании Томской области
определяется по формуле:
Каварi = 1 + (Уi - Уо): 100, где:
Уi - удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в
сельской местности i-го муниципального образования Томской
области;*
Уо - удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в
сельской местности Томской области;*
* - показатель определяется из ежегодных данных
территориального органа Федеральной службы государственной
статистики по Томской области.
Крi - коэффициент дифференциации средней рыночной стоимости 1
кв. м жилья определяется по формуле:
Крi = 1 + (Рi - Ро) : Ро, где:
Рi - стоимость 1 кв. м жилья в i-ом муниципальном образовании
Томской области;**
Ро - стоимость 1 кв. м жилья в среднем по Томской области;**
РБОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го
муниципального образования Томской области на очередной финансовый
год, рассчитанный в соответствии с методикой расчета дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов
(городских округов) Томской области, утвержденной Законом Томской
области "О межбюджетных отношениях в Томской области";
Cimс - объем субсидий бюджету i-го муниципального образования
Томской области на обеспечение жильем молодых семей и молодых
специалистов определяется по формуле:
Сimс = Vомс х ДПОi х ДНМi х Кмсi х Крi /РБОi, где:
n
??(ДПОi х ДНМi х Кмсi х Крi /РБОi)
i=1
Vомс - объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в
областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на
обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов;
ДПОi - доля потребности i-го муниципального образования
Томской области в молодых специалистах агропромышленного комплекса
и социальной сферы села в общей потребности в указанных
специалистах в Томской области;
ДНМш - доля молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, в сельской местности i-го муниципального образования
Томской области в общем числе указанной категории семей в сельской
местности Томской области;
Kмсi - коэффициент учета молодых специалистов в структуре
занятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере села,
показатель определяется по формуле:
Кмсi = 1 - (МСi - МСо) : 100, где:
МСi - доля молодых специалистов в структуре занятых в
организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы села
i-го муниципального образования Томской области;***
МСо - доля молодых специалистов в структуре занятых в
организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы в
Томской области.***
8. Определенный в результате расчетов объем субсидий бюджетам
муниципальных образований Томской области уточняется согласно
бюджетным заявкам, сведениям и предварительным спискам,
представленным муниципальными образованиями Томской области в
соответствии с пунктом 3 Правил до 1 августа года, предшествующего
очередному финансовому году, а также с учетом установленного в
соответствии с пунктом 9 Правил уровня софинансирования за счет
субсидий.
9. Уровень софинансирования из областного бюджета (с учетом
федерального бюджета) за счет субсидий рассчитывается по формуле:
** - показатель ежегодно утверждается постановлением
Администрации Томской области на основании данных, представленных
муниципальными образованиями Томской области.
*** - определяется расчетным путем на основании фактических
данных.
Д = 80 / УБО, где
Д - доля софинансирования из областного бюджета (с учетом
федерального бюджета) (%);
УБО - отношение уровня бюджетной обеспеченности муниципального
района, городского округа Томской области после распределения
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности к максимальному
уровню бюджетной обеспеченности по Томской области в соответствии с
действующим законодательством.
10. Предоставление субсидий осуществляется на основании
заключенного между Департаментом по социально-экономическому
развитию села Томской области и органом местного самоуправления
муниципального образования Томской области соглашения о порядке и
условиях предоставления субсидий, предусматривающего:
1) сведения об объеме субсидий из областного бюджета (с учетом
федерального бюджета);
2) целевое назначение субсидий;
3) сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных
в местном бюджете на финансовое обеспечение расходных обязательств
муниципального образования Томской области по софинансированию
(финансированию) мероприятий, предусмотренных пунктом 2 Правил, в
размере не менее размера, необходимого для обеспечения
установленного в соответствии с пунктом 9 Правил уровня
софинансирования за счет субсидий, а также об объеме средств,
привлекаемых из внебюджетных источников;
4) обязательство муниципального образования Томской области о
достижении значений целевых показателей эффективности использования
субсидий, значения которых установлены по согласованию сторон;
5) обязательство муниципального образования Томской области о
представлении отчетов об исполнении им обязательств, вытекающих из
соглашения, в том числе о расходе местного бюджета на реализацию
мероприятий муниципальных целевых программ, в которые включены
мероприятия, предусмотренные пунктом 2 Правил, а также о
достигнутых значениях целевых индикаторов и показателей
эффективности использования субсидий;
6) порядок осуществления контроля за исполнением условий
соглашения;
7) иные условия, определяемые по соглашению сторон.
11. Если размер средств, предусмотренных в бюджете
муниципального образования Томской области на софинансирование
мероприятий, предусмотренных пунктом 2 Правил, не позволяет
обеспечить установленный в соответствии с пунктом 9 Правил уровень
софинансирования за счет субсидий, то размер субсидий,
предоставляемых муниципальному образованию Томской области,
подлежит сокращению с целью обеспечения соответствующего уровня
софинансирования.
12. Перечисление субсидий в бюджеты муниципальных образований
Томской области осуществляется в установленном порядке в пределах
лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Департаменту по
социально-экономическому развитию села Томской области, на счета
Управления Федерального казначейства по Томской области, открытые
для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.
13. Муниципальные образования Томской области представляют в
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской
области:
1) выписку из нормативного правового акта органа
муниципального образования Томской области о размере средств
местного бюджета, предусмотренных на софинансирование
(финансирование) мероприятий, предусмотренных пунктом 2 Правил;
2) отчет по форме федерального статистического наблюдения N
1-СРС "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы
"Социальное развитие села до 2013 года": ежемесячно (ежеквартально)
- 8-го числа месяца (квартала), следующего за отчетным; ежегодно -
в соответствии со сроком представления годовой отчетности,
установленным Департаментом финансов Томской области;
3) отчет о достижении показателей результативности
использования субсидий на улучшение жилищных условий граждан,
проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и
молодых специалистов, - ежегодно, до 15 января года, следующего за
отчетным финансовым годом, по форме согласно приложению N 5 к
Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение
жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том
числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденным
приложением N 16 к федеральной целевой программе "Социальное
развитие села Томской области до 2013 года", утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N
858;
4) отчет о расходах местного бюджета, источником финансового
обеспечения которых являются субсидии, по форме, устанавливаемой
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, -
ежемесячно, до 8-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
14. В случае несоблюдения органом местного самоуправления
муниципального образования Томской области обязательств,
предусмотренных соглашением, и сроков представления установленной
отчетности Департамент по социально-экономическому развитию села
Томской области вправе приостановить перечисление субсидий, о чем
информирует муниципальное образование Томской области с указанием
причин и необходимого срока устранения нарушений.
В случае неустранения муниципальным образованием Томской
области допущенных нарушений в установленный срок Департамент по
социально-экономическому развитию села Томской области вправе
перераспределить неиспользованный объем субсидий между другими
муниципальными образованиями Томской области, имеющими право на
получение субсидий, в соответствии с Правилами.
15. В случае прекращения потребности в субсидиях Департамент
по социально-экономическому развитию села Томской области на
основании письменного обращения муниципального образования Томской
области вправе перераспределить неиспользованный объем субсидий
между бюджетами муниципальных образований Томской области, которые
имеют право на получение субсидий.
16. Изменения, связанные с перераспределением (сокращением)
субсидий, подлежат внесению в Закон Томской области об областном
бюджете на текущий финансовый год.
17. Эффективность использования субсидий оценивается ежегодно
Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской
области на основе следующих целевых показателей:
1) объем ввода (приобретения) жилья, в том числе для молодых
семей и молодых специалистов;
2) количество семей, улучшивших жилищные условия, в том числе
молодых семей и молодых специалистов.
18. Значения целевых показателей эффективности использования
субсидий устанавливаются соглашением между Департаментом по
социально-экономическому развитию села Томской области и органом
местного самоуправления муниципального образования Томской области.
В случае если установлено, что в отчетном финансовом году
муниципальные образования Томской области не достигли показателей
эффективности, предусмотренных пунктом 17 Правил, и отклонение
показателей эффективности составляет более 50 процентов
среднеобластного уровня, Департамент по социально-экономическому
развитию села Томской области вправе принять решение о сокращении
объема субсидий, предусмотренного на год, следующий за отчетным
финансовым годом, на 10 процентов за каждый недостигнутый критерий
эффективности, а также о перераспределении высвобождающегося объема
субсидий между другими муниципальными образованиями Томской
области, которые имеют право на получение субсидий.
19. Субсидии, не использованные в текущем финансовом году,
могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при
наличии потребности в них в соответствии с решением Департамента по
социально-экономическому развитию села Томской области. В случае
если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход
областного бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход
областного бюджета в порядке, определенном Департаментом финансов
Томской области с соблюдением общих требований, установленных
Министерством финансов Российской Федерации.
20. Ответственность за достоверность сведений, представляемых
Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской
области, и целевое использование субсидий возлагается на
администрации муниципальных образований Томской области.
Приложение N 1
к Правилам предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам
муниципальных образований Томской области на улучшение жилищных
условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе
молодых семей и молодых специалистов
Порядок
предоставления социальных выплат на строительство (приобретение)
жилья
гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе
молодым семьям и молодым специалистам
1. Настоящий Порядок предоставления социальных выплат на
строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в
сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым
специалистам (далее - Порядок) устанавливает условия предоставления
социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам
Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе
молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на
селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место
жительства в сельскую местность и работать там (далее - социальные
выплаты).
2. Социальные выплаты предоставляются за счет средств
федерального, областного и (или) местных бюджетов.
3. Право на улучшение жилищных условий с использованием
средств социальных выплат предоставляется только 1 раз.
4. Право на получение социальной выплаты гражданин имеет в
случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
1) постоянное проживание в сельской местности;
2) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не
менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья,
определяемой в соответствии с пунктом 9 Порядка. При отсутствии
(недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином
могут быть использованы средства (часть средств) материнского
(семейного) капитала в порядке, установленном постановлением
Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862 "О Правилах
направления средств (части средств) материнского (семейного)
капитала на улучшение жилищных условий";
3) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
5. Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий,
признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в
улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане,
признанные органами местного самоуправления муниципальных
образований Томской области по месту их постоянного жительства
нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года
по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса
Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых
помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
К членам семьи гражданина применительно к Порядку относятся
постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также
дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы
признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое
помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и
ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица
могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном