Расширенный поиск

Постановление Администрации Томской области от 15.02.2012 № 51а

 

 

 

 

 

                          ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

                           АДМИНИСТРАЦИЯ

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                  
                           
     15.02.2012 N 51а
     
     
О комплексе мер по модернизации системы общего образования Томской
                        области в 2012 году
      (В редакции Постановления Администрации Томской области      
                        от 15.01.2013 № 6а)                        
     
     В соответствии  с   Правительства   Российской  Федерации   от
31.05.2011 N  436 "О  порядке предоставления  в 2011  - 2013  годах
субсидий  из  федерального бюджета  бюджетам  субъектов  Российской
Федерации на модернизацию региональных систем общего  образования",
Томской области  от 13  декабря 2011  года N  338-ОЗ "Об  областном
бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

 

                           ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

     1. Утвердить  комплекс  мер  по  модернизации  системы  общего
образования  Томской области  в  2012  году согласно  приложению  к
настоящему постановлению.
     2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных
образований Томской области разработать  и утвердить комплексы  мер
по модернизации общего образования муниципальных образований в 2012
году.
     3. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить
     на  заместителя  Губернатора  Томской  области  по социальной политике    Акатаева    Ч.М.       редакции   Постановления Администрации Томской области от 15.01.2013 № 6а)
       
     
     Губернатор Томской области                        В.М. Кресс

 

 

 

                                                 УТВЕРЖДЕН
                                       постановлением Администрации
                                       Томской области
                                       от 15.02.2012 N 51а
     
     

 

  Комплекс мер по модернизации системы общего образования Томской
                        области в 2012 году
    редакции    Постановления   Администрации   Томской   области

от 15.01.2013 № 6а)

     
  1. Текущее состояние системы общего образования Томской области

 

     
     Текущее состояние системы  общего образования Томской  области
определяется  последовательной   региональной  политикой   развития
образования в  рамках реализации  задач, определенных  национальной
образовательной инициативой "Наша новая школа", а также интенсивным
продвижением   приоритетных   направлений   развития   образования,
заданных Планом действий по модернизации общего образования на 2011
-  2015  годы,  утвержденным  распоряжением  Правительства  РФ   от
07.09.2010  N  1507-р  о  реализации  национальной  образовательной
инициативы "Наша новая школа".
     Региональная система   общего  образования   Томской   области
определяется  значениями   индикаторов   и  показателей,   заданных
национальной  образовательной   инициативой  "Наша  новая   школа",
Концепцией Федеральной  целевой программы  развития образования  на
2011 -  2015 годы  и представлена  следующими характеристиками  (по
состоянию на декабрь 2011 года):
     количество дневных     государственных     и     муниципальных
общеобразовательных  учреждений  -  344  (из  них  расположенных  в
городской местности - 109, в сельской - 235);
     численность обучающихся    в   дневных    государственных    и
муниципальных общеобразовательных учреждениях - 99622 человека,  из
них обучающихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных  в
городской местности, - 67448 человек, в сельской местности -  32134
человека;
     доля обучающихся     в    общеобразовательных     учреждениях,
осуществляющих образовательный процесс в условиях,  соответствующих
современным требованиям, - 69%;
     средняя наполняемость  классов  в  дневных  государственных  и
муниципальных общеобразовательных  учреждениях -  19,2 человека,  в
том числе в городских - 23,8 человека, в сельских - 14,3 человека;
     доля общеобразовательных учреждений, применяющих дистанционные
образовательные технологии при реализации основных и дополнительных
образовательных программ общего образования, - 31,49%;
     количество обучающихся на 1 компьютер - 13 человек;
     доля учителей, прошедших повышение  квалификации для работы  в
соответствии   с   Федеральным   государственным    образовательным
стандартом (далее - ФГОС), - 46,56%;
     средняя заработная плата  учителей  дневных государственных  и
муниципальных общеобразовательных  учреждений за 2011  год -18  416
рублей;
     средний возраст учителей - 51  год, из них  - город - 46  лет,
село - 55 лет;
     доля учителей в возрасте до 35 лет - 20,32%;
     среднестатистический тестовый балл по единому государственному
экзамену (далее - ЕГЭ)  выпускников Томской области  в 2011 году  -
56,47  (среднестатистический  тестовый   балл  ЕГЭ  по   Российской
Федерации - 54,43).
     Кроме обозначенных характеристик  к активу текущего  состояния
системы общего образования Томской области относятся:
     - отработка механизмов введения  новой системы оплаты труда  и
нормативов подушевого финансирования.
     Проект введения  нормативного   подушевого  финансирования   в
общеобразовательных учреждениях Томской области реализуется с  2005
года.   В  ходе   реализации   Комплексного  проекта   модернизации
образования за  2008 -  2009 годы  система нормативного  подушевого
финансирования  претерпела  существенные  качественные   изменения,
обеспечив переход всех школ на подушевое финансирование.
     Рост нормативов  финансовых затрат  на  одного обучающегося  с
2006 года по 2010 год составил 161,0% или 10,2 тыс. рублей.
     В течение  2008  года в  образовательных  учреждениях  Томской
области  внедрялась  новая   система  оплаты  труда,   утвержденная
региональными и  муниципальными нормативными  правовыми актами.  На
уровне   образовательных  учреждений   практически   отрабатывались
различные  модели распределения  стимулирующей  части фонда  оплаты
труда  с   учетом   поставленных  задач   по  достижению   качества
образования.   С   2008    года   введена   двухуровневая    модель
стимулирования:   региональный   уровень   обеспечивает    создание
централизованного  стимулирующего  фонда  и  условия  распределения
средств между школами; на муниципальном уровне производится  оценка
результатов деятельности школ  и фактическое распределение  средств
между школами;
     - разработка модели по формированию кадрового потенциала.
     Для развития инновационного образования в регионе  формируются
кадры, владеющие  технологиями  выстраивания разветвленной  системы
поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
     В системе  повышения  квалификации  транслируются  технологии,
обеспечивающие    достижение    обучающимися    нового     качества
образовательных результатов:
     - высокий  уровень   академических  достижений,   компетенций,
необходимых   для   их   успешной   социализации   в    современных
социально-экономических  условиях  региона  и  страны  через  новое
содержание  образования и  формирование  культуры здорового  образа
жизни;   совершенствуются   содержание  и   подходы   к   повышению
квалификации педагогических кадров  через различные активные  формы
обучения, в том числе дистанционные формы, стажировочные площадки и
реализация  принципа  академической мобильности;  внедряется  новая
форма аттестации педагогических кадров, осуществляется  привлечение
для  работы  в  системе  общего  образования  талантливых   молодых
специалистов,  магистрантов,  аспирантов  и  создаются   комфортные
условия   для   их   профессиональной  адаптации,   в   том   числе
разрабатываются различные варианты решения жилищных вопросов;
     - создание    условий    для   развития    модели    открытого
образовательного   пространства   региона  с   его   специфическими
особенностями:    многообразие   форм    сетевого    взаимодействия
образовательных учреждений и социального партнерства внутри системы
образования,  а   также  в  ее   внешнем  окружении;   многообразие
субъектов, участвующих в разработке и принятии решений в управлении
образованием, проектами и программами; использование информационной
открытости        системы       образования        на        основе
информационно-коммуникативных    технологий    в    образовательном
процессе,  в  управлении,   сетевом  взаимодействии  и   социальном
партнерстве;    развитие    системы    взаимодействия    вузов    и
общеобразовательных учреждений с целью использования их  потенциала
для повышения  качества образования;  развитие региональной  модели
организации внеурочной  деятельности в  системе общего  образования
Томской области; 100-процентная обеспеченность  общеобразовательных
учреждений   интернет-сайтами;   сложившаяся   системная   практика
представления  открытых  аналитических  докладов  на  всех  уровнях
системы общего образования (школьном, муниципальном, региональном);
внедрение технологий электронного документооборота;
     - совершенствование  региональной   системы  оценки   качества
образования в условиях внедрения компетентностного подхода, которая
в перспективе будет использована как механизм управления  качеством
региональной образовательной системы.
     Для достижения показателей, поставленных перед системой общего
образования Томской   области,   использовался   программно-целевой
подход через:
     1) реализацию ведомственных  и региональных целевых  программ,
которые       являются       составной       частью       Программы
социально-экономического развития  Томской области на  2006 -  2010
годы и на период до 2012 года:
     "Организация и   обеспечение  предоставления   образовательных
услуг по программам общего образования в областных  государственных
и муниципальных образовательных учреждениях для детей до 18 лет";
     "Организация различных   форм   воспитания,    дополнительного
образования, летнего отдыха, питания и оздоровления детей";
     "Модернизация системы общего образования в рамках национальной
образовательной инициативы "Наша новая школа";
     "Содействие развитию системы дошкольного образования";
     "Проведение противоаварийных     мероприятий     в     зданиях
государственных  и  муниципальных  общеобразовательных   учреждений
Томской области";
     "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности  на
территории Томской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу  до
2020 года", в том числе реализация подпрограммы "Школьное окно";
     2) реализацию     приоритетного     национального      проекта
"Образование" (далее - ПНПО):
     - в   конкурсе   приняли   участие   109   общеобразовательных
учреждений (из них 61 общеобразовательное учреждение - победители),
внедряющих инновационные образовательные программы, что  составляет
27,39%  от  общего  числа  общеобразовательных  учреждений  Томской
области.   Гимназии   и   лицеи,  составляющие   12,7%   от   числа
общеобразовательных учреждений  Томской  области среди  победителей
ПНПО, составили 35,09%,  что подтверждает лидерские позиции  данных
общеобразовательных  учреждений  в  структуре  общего  образования.
Конкурс способствовал  повышению  качества образования,  увеличению
инновационных программ развития  и образовательных программ  общего
образования,  внедрению  новых  управленческих  механизмов,   новых
технологий оценки качества образования;
     - в  конкурсном отборе  лучших  учителей приняли  участие  940
учителей. Конкурс способствовал выявлению инновационного потенциала
системы   общего   образования,  учительства;   изменению   системы
повышения квалификации  педагогических работников, насыщению  рынка
услуг  повышения  квалификации   за  счет  вовлечения  учителей   -
победителей   ПНПО;   формированию  сетевой   программы   повышения
квалификации, которая  на  90% состоит  из модулей,  представленных
победителями конкурса;  распространению инновационного опыта  через
формирование банка "Опыт лучших учителей Томской области";
     3) реализацию  комплекса мер  по  модернизации системы  общего
образования:
     поэтапное введение ФГОС нового поколения;
     укрепление материально-технической  базы   общеобразовательных
учреждений;
     модернизация процесса повышения квалификации и  переподготовки
педагогических и руководящих кадров;
     развитие единого  образовательного   пространства  на   основе
информационно-телекоммуникационных технологий с целью  формирования
возможности выбора индивидуальной образовательной траектории;
     введение новой формы аттестации педагогических кадров;
     повышение заработной платы  педагогическим  работникам, в  том
числе учителям.
     В соответствии со Стратегией социально-экономического развития
Томской области до 2020 года разрабатываются и реализуются:
     концепция и  стратегия превращения  инновационного  потенциала
образования в  ресурс инновационного развития  Томской области  (от
дошкольного к профессиональному образованию);
     модели сектора    элитного     образования    (внедрение     в
общеобразовательных   учреждениях   образовательных   программ   по
профилям      деятельности      Особой      экономической      зоны
технико-внедренческого  типа,  созданной на  территории  г.  Томска
(далее  - ТВЗ);  создание  Центров  открытого образования  на  базе
томских  вузов;  создание   рабочих  мест   на  предприятиях  и   в
бизнес-инкубаторах   для   стажировки   школьников   и   студентов,
обучающихся по индивидуальным программам и т.д.);
     мероприятия по    поддержке    образовательных     учреждений,
реализующих инновационные образовательные программы, что  позволило
создать   областное   государственное   казенное    образовательное
учреждение "Центр  психолого-медико-социального сопровождения"  для
детей-инвалидов,   получающих   общее   образование   на   дому   с
использованием  дистанционных  образовательных технологий;  в  трех
общеобразовательных  учреждениях   запустить  проект   "Электронный
учебник";   обеспечить   победу   МОУ   "Северская   гимназия"   во
Всероссийском конкурсе "Школы Росатома"; МОУ СОШ  "Эврика-развитие"
войти в число 12 лауреатов конкурса "Школы Сколково";
     проект "Создание региональной  инновационной инфраструктуры  в
условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения" на
базе    Областного    государственного    бюджетного     учреждения
"Региональный  центр   развития   образования",  которое   является
Федеральной  инновационной  площадкой  Министерства  образования  и
науки Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки
РФ от 26  мая 2011  года N 1819  "О присвоении статуса  федеральной
инновационной площадки").
     Вместе с  тем,  на   территории  Томской  области   существуют
факторы,  объективно  снижающие уровень  эффективности  продвижения
процессов модернизации  системы общего  образования, прежде  всего,
повышения качества образования, к которым относятся:
     значительное количество     сельских     малокомплектных     и
территориально отдаленных школ  (39% от  общего количества школ)  с
обучением в них 13% детей от общего количества обучающихся;
     недостаточный уровень      взаимодействия      в      Открытом
образовательном  пространстве  между  стремительно   развивающимися
открытыми  формами   управления   и  организации   образовательного
процесса.
     Дальнейшее развитие системы общего образования Томской области
сдерживается несоответствием между:
     1) задачей дальнейшего развития процесса модернизации  системы
общего образования  и недостаточным  уровнем институализации  новых
механизмов управления, включая финансовые механизмы;
     2) задачами   обеспечения   нового  качества   образования   и
недостаточными  количественными  и  качественными  характеристиками
действующего кадрового ресурса;
     3) новым содержанием образования и необеспеченностью требуемым
уровнем разработанных образовательных программ, нацеленных на новое
качество образования для  формирования конкурентоспособной среды  в
условиях региона инновационной экономики;
     4) уровнем  развития образовательной  инфраструктуры,  включая
региональные  и  муниципальные  образовательные  сети,  и  задачами
обеспечения   современных   условий   образовательного    процесса,
доступности качества образования независимо от места жительства;
     5) существующей   региональной   системой   оценки    качества
образования  и  задачами  ее  использования  в  качестве  механизма
формирования   содержания   образования  и   механизма   управления
региональной образовательной системой.
     Объективным фактором,   повышающим  дальнейшую   эффективность
продвижения  процессов  модернизации  системы  общего  образования,
является  одобрение концепции  создания  в Томской  области  Центра
образования,  исследования   и  разработок  "ИНО   Томск  -   2020"
(распоряжение Правительства  РФ  от 06.10.2011  N  1756-р), что  не
только активизирует процессы модернизации общего образования, но  и
создает ситуацию "неизбежности" улучшающих изменений. Основы данных
изменений   заложены  в   ходе   реализации  Комплексного   проекта
модернизации   образования  (2008   -   2009  гг.),   приоритетного
национального проекта "Образование", региональных целевых программ,
когда  были  разработаны,   апробированы  и  внедрены  в   практику
прозрачные,  ориентированные  на  результат  механизмы   управления
образованием.
     Таким образом,       текущее      состояние       региональной
общеобразовательной   системы   подтверждает   ее   готовность    к
дальнейшему развитию  в том интенсивном  режиме изменений,  который
задан  проектом  модернизации системы  общего  образования  Томской
области  (далее -  Проект).  При  этом готовность  Томской  области
обеспечена сложившимися  и отработанными  новыми управленческими  и
финансовыми механизмами  достижения  заданных значений  показателей
национальной  образовательной  инициативы  "Наша  новая  школа"   и
Федеральной целевой программы развития  образования на 2011 -  2015
годы.
     
   2. Итоги модернизации в 2011 году системы общего образования
                          Томской области
     
     Одной из стратегических задач, решаемых в рамках комплекса мер
по модернизации системы общего  образования Томской области в  2011
году,  стало  продолжение  усовершенствования  финансовых  моделей,
обеспечивающих достижение нового качества образования.
     В Томской   области  законодательно   установлена   прозрачная
система финансирования школ: утверждена методика расчета абсолютных
значений  региональных  базовых нормативов  финансовых  затрат  для
определения   объема   субвенций   муниципальным   образованиям   и
установлен   порядок   распределения   средств   субвенции    между
образовательными  учреждениями  в  размере  не  менее   минимальных
муниципальных нормативов  финансирования. Нормативы  финансирования
дифференцированы по признакам реализуемых образовательных  программ
и расположения  школ в  городской или  сельской местности  (включая
малокомплектные   сельские    школы).   На   основе    утвержденных
муниципальных базовых  нормативов финансовых  затрат и  численности
обучающихся  определяется  объем  средств,  доводимый  до   каждого
образовательного     учреждения.     Применение      дополнительных
корректирующих  коэффициентов  к  минимальным  базовым   нормативам
обусловлено рядом факторов,  в том числе введением  дополнительного
коэффициента  качества,   учитывающего  результат   образовательной
деятельности учреждений и увеличение стимулирующего фонда.
     В течение 2011 года создавались нормативные и правовые условия
перехода учреждений  в  новый  статус  бюджетных  и  автономных.  В
соответствии  с  " осуществлен  переход  областных  государственных
образовательных учреждений в новый статус.
     С 2009 года все общеобразовательные учреждения Томской области
перешли на  новую  систему  оплаты труда,  используя  две  основные
модели: первая  основана на модельной  методике определения  оплаты
труда  учителей  исходя  из стоимости  ученико-часа;  вторая  -  на
определении базовой части фонда  оплаты труда по окладам в  разрезе
профессионально-квалификационных  групп и  нормирования  внеурочной
деятельности. В обеих моделях используется ключевой принцип учета в
базовой  части  оплаты  труда  сложности,  приоритетности  учебного
предмета,  интенсивности труда  и  оплаты внеурочной  деятельности;
распределение   фонда  оплаты   труда   по  категориям   персонала;
определение  стимулирующего  фонда  и  распределение  стимулирующих
надбавок  с  участием  управляющих  советов.  Право  выбора  модели
установления системы оплаты труда предоставляется  образовательному
учреждению.
     Созданы дополнительные   правовые   и   финансовые    условия,
обеспечивающие введение новой  системы оплаты труда, основанной  на
принципе зависимости размера стимулирующих выплат от результатов  и
качества  работы  путем   применения  повышающего  коэффициента   к
минимальному    базовому    нормативу    финансирования.    Успешно
апробирована модель финансирования из регионального дополнительного
обособленного  централизованного  фонда стимулирования  (более  273
млн.  рублей   из  средств   областного  бюджета   в  2011   году),
распределяемого   на   муниципальном  уровне   в   соответствии   с
установленным порядком  проведения оценки результатов  деятельности
образовательных  учреждений.  Отдельной  субвенцией   финансируется
выплата  надбавки  педагогическим  работникам  за  квалификационную
категорию (более 186  млн. рублей из  средств областного бюджета  в
2011 году).
     Дополнительным механизмом   повышения   доходов   учителей   и
привлечения  молодых   специалистов  в   отрасль  является   проект
назначения  стипендии  лучшим  учителям в  размере  4  200  рублей,
реализованный в 2011 году.
     Эффективность введения     новых     финансовых     механизмов
подтверждается полученными результатами:
     созданы условия для перехода учреждений в новые виды бюджетных
и автономных на основе подушевого нормативного финансирования;
     повышена с  1  сентября  2011 года  средняя  заработная  плата
учителей (более  чем на  30%)  и сокращен  разрыв заработной  платы
учителей и заработной платы в экономике Томской области;
     обеспечена существенная (более 30%) доля стимулирующих  выплат
в общем фонде оплаты труда и высокий уровень дифференциации  (более
чем  300% в  сопоставимых  условиях)  заработной платы  учителей  в
зависимости от результатов и качества образовательной деятельности.
     Анализ качественных  изменений  в системе  общего  образовании
Томской области подтверждает эффективность используемых  механизмов
модернизации, заданных данным проектом.
     В полной    мере   осуществлена    реализация    постановления
Администрации Томской области от 14.07.2011 N 207а "О комплексе мер
по модернизации общего образования Томской области в 2011 году". На
основе  утвержденных  данным постановлением  механизмов  управления
реализацией комплекса мер  достигнуты значения основных  параметров
проекта  в  рамках   следующих  направлений  расходования   средств
субсидии из федерального бюджета:
     приобретение оборудования                (учебно-лабораторное,
учебно-производственное,  спортивное и  компьютерное  оборудование,
оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся,
оборудование для школьных столовых) на 70,026 млн. рублей;
     приобретение транспортных средств  для  подвоза обучающихся  к
базовым школам на 5,823 млн. рублей;
     пополнение фондов школьных библиотек на 35,824 млн. рублей;
     развитие школьной  инфраструктуры  (текущий  ремонт  с   целью
обеспечения выполнения  требований к  санитарно-бытовым условиям  и
охране здоровья обучающихся, а  также с целью подготовки  помещений
для установки оборудования) на 3,456 млн. рублей;
     повышение квалификации,    профессиональная     переподготовка
руководителей  общеобразовательных учреждений  и  учителей -  5,020
млн. рублей;
     модернизация базовых   общеобразовательных  учреждений   путем
организации в  них дистанционного  обучения школьников  (увеличение
пропускной  способности   и  оплата  интернет-трафика,   обновление
программного обеспечения и приобретение электронных образовательных
ресурсов) - 5,839 млн. рублей;
     осуществление мер, направленных на энергосбережение в  системе
общего образования, - 48,514 млн. рублей.
     Система мониторинга  реализации  Проекта  является  на  данном
этапе реально действующим  механизмом управления Проектом,  который
обеспечивает достижения взятых Томской областью обязательств.
     Эффективность от   использованных   механизмов    модернизации
системы общего образования:
     1. Сокращение разрыва между средней заработной платой учителей
в 2011 году и средней заработной платой в экономике Томской области
в течение сентября - декабря 2011 года выглядит следующим образом:
     
+-----------+---------------------------+------------------+-------------------+
|    1-й    |    Планируемый уровень    | 3-й квартал 2011 | 4-й квартал 2011  |
|  квартал  |  соотношения заработной   |   года к 1-му    |    года к 1-му    |
| 2011 года |     платы в 3-м и 4-м     |     кварталу     |     кварталу      |
|           |   кварталах 2011 года к   |    2011 года     |     2011 года     |
|           |  1-му кварталу 2011 года  |                  |                   |
+-----------+---------------------------+------------------+-------------------+
|   71 %    |           92,3%           |      92,6 %      |       108%        |
+-----------+---------------------------+------------------+-------------------+
     
     Средняя заработная плата учителей по итогам 4-го квартала 2011
года составила 23 575 рублей.
     2. Запланированное   значение   показателя   "Доля   учителей,
получивших в установленном порядке первую, высшую  квалификационную
категории  и  подтверждение соответствия  занимаемой  должности  по
новой  модели аттестации  педагогических  работников" достигнуто  с
перевыполнением на  13,3%. Новая  модель аттестации  педагогических
работников  является  не формальной  процедурой,  а  управленческим
механизмом,   гарантирующим    адекватность   увеличения    средней
заработной платы учителей за результаты их труда.
     В рамках Проекта продолжена разработка нормативных, правовых и
финансовых оснований для  достижения существенной дифференциации  в
заработной  плате  педагогических   работников  и,  прежде   всего,
учителей,  имеющих  квалификационные  категории,  и  учителей   без
квалификационной категории (в сопоставимых условиях).
     3. Запланированное  значение   показателя  "Доля  учителей   и
руководителей общеобразовательных  учреждений, прошедших  повышение
квалификации  и  профессиональную   переподготовку  для  работы   в
соответствии  с   федеральными  государственными   образовательными
стандартами" достигнуто с перевыполнением на 33%.
     4. Запланированное       значение       показателя       "Доля
общеобразовательных   учреждений,   осуществляющих    дистанционное
обучение обучающихся,  которые  обеспечивают интенсивное  внедрение
эффективных  моделей  образования в  структуру  общеобразовательной
системы" достигнуто с перевыполнением на 10%.
     5. Снижение потребления по всем видам  топливно-энергетических
ресурсов   обеспечило    снижение   затрат   на    функционирование
образовательной системы  и  увеличило возможность  ее развития.  На
осуществление  мер, направленных  на  энергосбережение, из  средств
федеральной субсидии направлено  48,514 млн. рублей. Большая  часть
средств,  а именно  40  млн.  рублей, предусмотрена  на  реализацию
программы   "Школьное  окно",   что   позволило  повысить   уровень
безопасности оконных  конструкций,  увеличить освещенность  дневным
светом в  помещениях классных  комнат в среднем  на 3,5%,  повысить
температуру в классных комнатах  в среднем на 2,5%. По  результатам
проведенных  мероприятий  в  4-м  квартале  2011  года   достигнуты
следующие показатели:
     доля образовательных   учреждений,  производящих   оплату   за
потребленные энергоресурсы  по приборам  учета, план  - больше  или
равна 60% , факт - 64 %;
     доля образовательных   учреждений,   разработавших   программу
энергосбережения    и   повышения    эффективности    использования
энергетических ресурсов, план - больше или равна 20%, факт - 84 %;
     доля образовательных   учреждений,   проводящих   обучение   и
разъяснительную    работу    среди    обучающихся    по    вопросам
энергосбережения и энергетической эффективности, составляет 58 %.
     В рамках информационного сопровождения реализации  комплексных
мер в  системе  общего образования  на  территории Томской  области
проведена   значительная   работа   по   формированию   позитивного
восприятия  идеологии  модернизации  как  в  среде  педагогического
сообщества, так  и  в широкой  общественной  среде. Были  проведены
региональные   открытые   педагогические   слушания,   региональные
совещания   с   участием  представителей   исполнительных   органов
государственной власти, профсоюза работников народного  образования
и науки. Под руководством Губернатора Томской области 8 ноября 2011
года проведено видеосовещание по вопросу исполнения  муниципальными
образованиями  Томской  области  взятых  на  себя  обязательств  по
повышению заработной платы учителям общеобразовательных учреждений.
Реализация   Проекта   и  повышение   заработной   платы   учителей
обсуждались в 2011  году на августовских педагогических  совещаниях
на всех уровнях: региональном, муниципальном и школьном.
     Была создана достаточная нормативная база как на  региональном
уровне,  так  и  на уровне  каждого  муниципального  образования  и
общеобразовательного  учреждения   Томской  области   (распоряжение
Департамента общего  образования  Томской области  от 23.06.2011  N
399-р    создании региональной  стратегической  команды,  рабочих
групп по направлениям, определении регионального оператора  проекта
по модернизации системы общего образования Томской области").
     Таким образом, взятые Томской областью обязательства в  рамках
данного Проекта  выполнены в  полном объеме,  что создает  реальные
основания для дальнейшего продвижения позитивных изменений.
     
       3. Описание реализации Комплекса мер по модернизации
      системы общего образования Томской области в 2012 году
     
     Мероприятия по   модернизации  региональной   системы   общего
образования  разработаны   с   учетом  стратегических   приоритетов
развития общего образования в  Российской Федерации до 2020 года  и
ориентированы на  достижение главной  стратегической цели  развития
образования  в  Томской  области  -  обеспечения  нового   качества
образовательных   результатов   в  соответствии   с   потребностями
инновационной  экономики  и  инновационного  развития  региона,   в
котором создан Центр образования, исследований и разработок.
     Новое качество  образовательных результатов  определяется  как
комплекс знаний,  навыков и компетенций,  необходимых для  успешной
социализации   человека   в   современных   социально-экономических
условиях Томской области и Российской Федерации. Ведущим  принципом
и показателем  достижения  нового качества  образования в  условиях
инновационного   развития   Томской   области   является   "принцип
открытости    региональной     системы    образования",     который
характеризуется следующими особенностями:
     инновационным развитием системы  общего образования,  наличием
эффективной системы поддержки культурно-образовательных инициатив;
     многообразием субъектов, участвующих  в разработке и  принятии
решений, касающихся управления образованием, реализации проектов  и
программ развития;
     многообразием форм  сетевого   взаимодействия  и   социального
партнерства  внутри   региональной  системы  образования,   включая
взаимодействие  учреждений общего  образования  с университетами  и
другими секторами профессионального и дополнительного  образования,
в  том числе  с  учетом  возможностей внешнего  окружения  Томского
научно-образовательного комплекса;
     информационной открытостью системы образования, использованием
информационно-коммуникативных технологий     в      образовательном
процессе, в управлении образованием.
     На основании  анализа  текущей  ситуации в  регионе  в  рамках
реализации Проекта в  2012 году предусматривается решение  основных
задач:
     Обеспечение поддержки  образовательных  программ  и   проектов
образовательных учреждений (далее - ОУ), направленных на достижение
высокого   качества   реализации   ФГОС,   формирование    ключевых
компетенций для эффективной деятельности и жизни в Томской  области
с высоким потенциалом инновационного развития.
     Формирование образовательных  сетей,  разработка  и  внедрение
сетевых программ и  проектов для  обеспечения доступности и  выбора
качественного образования независимо от места жительства, состояния
здоровья, социального положения и доходов семей.
     Обеспечение комплексного развития региональной системы  оценки
качества образования на основе внедрения компетентностного  подхода
к  оценке  качества  образования,  ее  использования  в  управлении
образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях.
     Формирование региональной    системы    управления    кадрами,
ориентированной  на  обеспечение  нового  качества  образовательных
результатов  в  условиях  региона с  инновационным  типом  развития
экономики.
     Развитие открытых механизмов и форм управления образованием на
основе общественного участия и социального партнерства.
     Решение данных  задач  предполагает  реализацию   комплексного
подхода и будет осуществляться при признании следующих приоритетов,
отражающих специфику общего  образования Томской области:  развитие
дистанционных    технологий     и    совершенствование     сетевого
взаимодействия общеобразовательных учреждений.
     В рамках реализации поставленных задач в 2012 году планируется
проведение следующих мероприятий.
     1. Мероприятия   по  обеспечению   поддержки   образовательных
программ и проектов общеобразовательных учреждений, направленных на
достижение высокого качества реализации ФГОС, формирование ключевых
компетенций для эффективной деятельности и жизни в Томской  области
с высоким потенциалом инновационного развития:
     1.1. Оснащение   общеобразовательных  учреждений   современным
оборудованием,  соответствующим  требованиям  ФГОС,  на   основании
экспертизы образовательных программ.
     1.2. Поощрение    педагогических    коллективов,    внедряющих
инновационные образовательные программы.
     Ожидаемые результаты реализации указанных мероприятий:
     повышение качества  образовательных  программ,  обеспечивающих
новое качество  образовательных  результатов в  условиях региона  с
инновационной экономикой;
     соответствие условий  образовательного  процесса   современным
требованиям   и   условиям  реализации   образовательных   программ
общеобразовательными учреждениями.
     2. Мероприятия   по   формированию   образовательных    сетей,
разработке и внедрению сетевых программ и проектов для  обеспечения
доступности и выбора качественного образования независимо от  места
жительства,  состояния здоровья,  социального  положения и  доходов
семей:
     2.1. Создание образовательных сетей по решению задач повышения
качества образования.
     2.2. Разработка, реализация  и внедрение региональных  сетевых
образовательных  программ   по  разным  направлениям   формирования
компетенций деятельности  в Томской области  с высоким  потенциалом
инновационного развития,  в том числе  образовательных программ  по
профилям  Особой  экономической  зоны  технико-внедренческого  типа
(физико-математический, химико-биологический и др.).
     2.3. Разработка и реализация сетевых образовательных  проектов
для  использования  потенциала   взаимодействия  вузов  и  школ   в
повышении  качества  образования  в  рамках  долгосрочных   целевых
программ.
     2.4. Разработка и реализация сетевых образовательных  программ
на  основе  дистанционного   обучения.  Внедрение  новых   программ
дистанционного обучения для обучающихся и учителей на базе районных
ресурсно-методических центров.
     Ожидаемые результаты    реализации   указанных    мероприятий:
повышение доступности  нового качества образовательных  результатов
для  всех категорий  обучающихся  независимо от  места  жительства,
состояния  здоровья,   социального  положения   и  доходов   семей;
повышение   эффективности  использования   учебных,   материальных,
технических, интеллектуальных  и кадровых  ресурсов региональной  и
муниципальных систем образования.
     3. Мероприятия    по   обеспечению    комплексного    развития
региональной  системы   оценки  качества   образования  на   основе
внедрения компетентностного подхода к оценке качества  образования,
ее   использования   в   управлении   образованием   на   школьном,
муниципальном и региональном уровнях:
     3.1. Разработка,  апробация  и внедрение  комплексной  системы
показателей  и  индикаторов качества  образования,  соответствующих
методик сбора, переработки, интерпретации и применения информации в
рамках мониторинга и оценки качества образования Томской области, в
том  числе  с   учетом  методологии  компетентностного  подхода   и
специфики  потребностей   управления   образованием  на   школьном,
муниципальном и региональном уровнях.
     3.2. Оснащение образовательных учреждений, районных  ресурсных
центров  и   областного  центра  мониторинга   и  оценки   качества
образования    современными   аппаратно-программными    средствами,
оборудованием  и  информационными  технологиями,  необходимыми  для
эффективной  организации процедур  оценки  качества образования,  а
также  для  информирования  участников  образовательного  процесса,
представителей  общественности  и  других  заинтересованных  лиц  о
данных процедурах и их результатах.
     3.3. Создание  единого  электронного  ресурса   информирования
граждан  о  процедурах  и  результатах  процедур  оценки   качества
образования,   динамике   показателей   и   индикаторов    качества
образования  в регионе,  в  том  числе с  использованием  принципов
кластерного подхода к структурированию и интерпретации информации о
качестве образования.
     Ожидаемые результаты реализации указанных мероприятий:
     развитие региональной  системы  оценки  качества  образования,
ориентированной  на  повышение  качества  обучения  и   воспитания,
развитие   индивидуального  подхода   к   учащимся  с   учетом   их
индивидуальных достижений.
     4. Мероприятия по формированию региональной системы управления
кадрами, ориентированной    на    обеспечение    нового    качества
образовательных  результатов   в  условиях  региона   инновационной
экономики:
     4.1. Мероприятия  по   обеспечению  уровня  заработной   платы
учителей, соответствующей средней  заработной плате по экономике  в
регионе.
     4.2. Совершенствование   системы  повышения   квалификации   и
переподготовки педагогических и  руководящих кадров системы  общего
образования, в том числе через организацию взаимодействия с вузами.
     4.3. Внедрение  комплекса  мер  по  привлечению  и   поддержке
молодых   специалистов   и  молодых   учителей,   включая   выплату
ежемесячных стипендий.
     Ожидаемые результаты реализации указанных мероприятий:
     развитие профессионального   сообщества,   повышение    уровня
квалификации,  компетенций  и уровня  оплаты  труда  педагогических
работников;
     приток в систему образования региона молодых  профессиональных
педагогических кадров.
     5. Мероприятия  по   развитию  открытых   механизмов  и   форм
управления   образованием  на   основе   общественного  участия   и
социального партнерства.
     5.1. Мероприятия,  ориентированные   на  расширение   практики
участия  представителей  общественности в  развитии  школы,  оценке
перспектив и результатов учебного и воспитательного процессов.
     5.2. Организация    информационно-образовательного     портала
участников государственно-общественного управления образованием.
     5.3. Поддержка    социальных    проектов,    реализуемых    во
взаимодействии с субъектами государственно-общественного управления
образованием, представителями местного сообщества, бизнеса.
     Ожидаемые результаты реализации указанных мероприятий:
     развитие государственно-общественных   механизмов   управления
образованием.
     План-график реализации     мероприятий     по     модернизации
региональной системы общего образования  в 2012 году представлен  в
приложении  N 4  к  Комплексу мер  по  модернизации системы  общего
образования Томской области в 2012 году.
     
     
     Ожидаемые эффекты  реализации  комплекса мер  по  модернизации
системы общего образования в 2012 году:
     Определена роль   и   место    задачи   введения   ФГОС    как
системообразующей  в комплексе  задач  модернизации системы  общего
образования Томской области,  что задает характеристику всех  видов
обеспечения  образовательного  процесса:  содержание   образования,
материально-техническое    обеспечение,    кадровое    обеспечение,
организационно-методическое обеспечение.
     Апробация модели    региональных    образовательных     сетей,
разработанных    на    основе    принципов    развития    открытого
образовательного   пространства   и   максимального   использования
потенциала           всех          субъектов           региональной
информационно-образовательной среды.
     Разработка и апробация  принципов региональной системы  оценки
качества  образования   как  механизма  опережающего   формирования
содержания   образования    и   механизма   управления    развитием
региональной системы общего образования.
     Апробация институализированных механизмов реализации  кадровой
политики.
     Сформированы условия            реализации            принципа
государственно-общественного     управления     образованием     на
региональном, муниципальном и школьном уровнях.
    Показатели и индикаторы эффективности развития на 2012 год

 

+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      N    |       Наименование показателя/индикатора        |      2011 | 2012 год  |
| п/п       |                                                 | год       | (прогноз) |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      1.1. |      Доля учащихся начальных классов,           |   26,5%   |   50,8%   |
|           | обучающихся по ФГОС, в общей численности        |           |           |
|           | учащихся начальной школы                        |           |           |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      1.2. |      Доля руководителей и учителей              |   45,6%   |    55%    |
|           | общеобразовательных учреждений, прошедших       |           |           |
|           | повышение квалификации и (или) профессиональную |           |           |
|           | переподготовку для работы                       |           |           |
|           | в соответствии с требованиями ФГОС, в общей     |           |           |
|           | численности руководителей и учителей            |           |           |
|           | общеобразовательных учреждений                  |           |           |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      1.3. |      Доля обучающихся, которым обеспечена       |  42,68%   |    60%    |
|           | возможность пользоваться учебным оборудованием  |           |           |
|           | для практических работ и интерактивными         |           |           |
|           | учебными пособиями в соответствии с новыми      |           |           |
|           | ФГОС, в общей численности обучающихся           |           |           |
|           | по новым ФГОС                                   |           |           |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      1.4. |      Доля педагогических работников             |    60%    |    65%    |
|           | общеобразовательных учреждений, ведущих         |           |           |
|           | обучение с применением компьютерных технологий, |           |           |
|           | от общей численности педагогических работников  |           |           |
|           | общеобразовательных учреждений                  |           |           |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      1.5. |      Доля общеобразовательных учреждений,       |   0,85%   |   1,42%   |
|           | ведущих учебный процесс с использованием        |           |           |
|           | электронных учебников                           |           |           |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|           |      количество общеобразовательных учреждений, |     3     |     5     |
|           | ведущих учебный процесс с использованием        |           |           |
|           | электронных учебников, ед.                      |           |           |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      2.1. |      Доля обучающихся, охваченных сетевыми      |    25%    |    30%    |
|           | моделями образования                            |           |           |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      2.2. |      Количество малокомплектных сельских школ,  |     7     |    18     |
|           | применяющих дистанционные образовательные       |           |           |
|           | технологии при реализации основных и/или        |           |           |
|           | дополнительных образовательных программ общего  |           |           |
|           | образования                                     |           |           |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      2.3. |      Количество общеобразовательных учреждений, |     0     |     5     |
|           | в которых более трех предметов учебного плана   |           |           |
|           | реализуются в дистанционной форме               |           |           |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      2.4. |      Доля детей-инвалидов, получающих           |   94,9%   |   100%    |
|           | образование на дому с использованием            |           |           |
|           | дистанционных образовательных технологий, от    |           |           |
|           | общего числа детей-инвалидов, которым это       |           |           |
|           | показано                                        |           |           |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      2.5. |      Доля общеобразовательных учреждений,       |    7%     |    10%    |
|           | имеющих собственную образовательную сеть        |           |           |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      3.1. |      Доля общеобразовательных учреждений,       |    85%    |    95%    |
|           | участвующих в региональном тестировании уровня  |           |           |
|           | обученности учащихся, от общего числа           |           |           |
|           | общеобразовательных учреждений                  |           |           |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      3.2. |      Доля общеобразовательных учреждений,       |  30,04%   |    32%    |
|           | перешедших на электронный документооборот       |           |           |
|           | (электронные системы управления), от общего     |           |           |
|           | числа общеобразовательных учреждений, в том     |           |           |
|           | числе:                                          |           |           |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|           |      электронный дневник                        |    44%    |    45%    |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|           |      электронный журнал                         |   36,2%   |    37%    |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|           |      электронная учительская                    |    15%    |    17%    |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      4.1. |      Динамика снижения среднего возраста        |  положи-  |  положи-  |
|           | учителей                                        |  тельная  |  тельная  |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      5.1. |      Доля общеобразовательных учреждений, в     |   7,46%   |    10%    |
|           | которых взаимодействие с родителями             |           |           |
|           | осуществляется посредством постоянно            |           |           |
|           | действующих реальных и виртуальных переговорных |           |           |
|           | площадок (форум                                 |           |           |
|           | на сайте образовательного учреждения,           |           |           |
|           | общественная родительская организация,          |           |           |
|           | лекторий, семинар и др.), от общего числа       |           |           |
|           | общеобразовательных учреждений                  |           |           |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
|      5.2. |      Доля общеобразовательных учреждений, в     |    70%    |    75%    |
|           | которых органы государственно-общественного     |           |           |
|           | управления принимают участие в распределении    |           |           |
|           | стимулирующих выплат педагогическим работникам, |           |           |
|           | от общего числа общеобразовательных учреждений  |           |           |
+-----------+-------------------------------------------------+-----------+-----------+
     
     Направления расходования  финансовых средств  и  распределение
расходов  по уровням  бюджетов  определены основными  направлениями
реализации Проекта и планом-графиком мероприятий. При этом  принцип
распределения  средств   между  общеобразовательными   учреждениями
предполагает:
     доведение минимального   объема  финансирования   до   каждого
общеобразовательного учреждения;
     дополнительную поддержку   учреждений,   достигших   наилучших
результатов (по результатам конкурсного отбора  общеобразовательных
учреждений, внедряющих  инновационные  образовательные программы  и
т.д.).
     Общий   бюджет   финансирования  мероприятий,  предусмотренных
     Комплексом  мер, в 2012 году составляет 597 061,6 тыс. рублей,
     в    том    числе    из   средств   федерального   бюджета   
     498 076,0 тыс. рублей   (приложение   № 1  к  Комплексу  мер).
     Наибольшая  доля  расходов  из  средств  федерального  бюджета
     Проекта  планируется на приобретение оборудования (более 44%),
     проведение  капитального  ремонта  школ    лидеров  в системе
     общего  образования  (24,1%), развитие школьной инфраструктуры
     (11,8%).  Софинансирование  из  областного  бюджета составляет
     53 933,2 тыс. рублей и направляется на проведение капитального
     ремонта    общеобразовательных    учреждений.       редакции
     Постановления        Администрации       Томской       области
     от 15.01.2013 № 6а)
     Дополнительно для обеспечения Томской областью обязательств по
увеличению заработной платы учителям общеобразовательных учреждений
региональным законодательством   предусмотрена   индексация   фонда
оплаты труда с 1 октября 2012 года на 6%.
     В реализации Проекта  в 2012 году  будет использован  механизм
управления,  утвержденный   постановлением  Администрации   Томской
области  от 14.07.2011  N  207а  комплексе  мер по  модернизации
общего  образования  Томской  области  в  2011  году".  (В редакции
Постановления Администрации Томской области от 15.01.2013 № 6а)
     Для управления  Проектом  сформированы  субъекты   управления,
между которыми распределены полномочия:
     1) Региональный межведомственный  совет по реализации  проекта
модернизации общего образования Томской области, сформированный для
разработки и принятия согласованных решений по управлению Проектом.
Совет возглавляет первый заместитель Губернатора Томской области.
     2) Региональная рабочая  группа по  разработке комплекса  мер,
сформированная для подготовки проектов управленческих решений.
     3) Региональный оператор  Проекта -  ОГБУ "Региональный  центр
развития   образования",   который  отвечает   за   организационное
обеспечение   мероприятий   по  реализации   проекта,   организацию
аналитики и предоставление отчетности по Проекту.
     Для реализации Комплекса  мер предполагается  консультационное
сопровождение разработки  комплексов  мер по  реализации проекта  в
муниципальных образованиях  Томской области, экспертиза  комплексов


Информация по документу
Читайте также