Расширенный поиск

Закон Томской области от 16.06.2008 № 111-ОЗ

 

 

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Об утверждении областной целевой программы "Проведение административной реформы в Томской области в 2008 - 2010 годах"

 

Принят Государственной Думой                                  29 мая 2008 года

Томской области                                                              (постановление № 1283)

 

 
   (В редакции Закона Томской области от 09.07.2009 г. N 124-ОЗ;
                                              от 09.07.2010 г. № 96-ОЗ)
 
 
     Статья 1
     Утвердить областную      целевую     программу      "Проведение
административной реформы  в Томской  области  в 2008  - 2010  годах"
согласно приложению.
     Статья 2
     Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней  после
дня его официального опубликования.
     
     
     Губернатор Томской области                          В.М.Кресс
     16 июня 2008 № 111-ОЗ
 
 
 
 
     Приложение 
     к Закону Томской области 
     "Об утверждении областной целевой программы "Проведение 
     административной реформы |
     в Томской области в 2008-2010 годах" 
 
 
 

Областная целевая программа
«Проведение административной реформы в Томской области
в 2008 - 2010 годах»  


Паспорт областной целевой программы
«Проведение административной реформы в Томской области
в 2008-2010 годах» 
 

 

(В редакции Закона  Томской области от 09.07.2010 г. № 96-ОЗ)

 

Наименование областной целевой программы

Областная целевая программа «Проведение административной реформы в Томской области в 2008-2010 годах» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

1. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р)

2. Программа проведения административной реформы в Томской области в 2006 - 2008 годах (распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 27 июня 2006 года № 323-р)

3. Закон Томской области от 19 апреля 2006 года № 79-ОЗ «Об утверждении «Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006 - 2010 годы»

4. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

(Пункт в редакции Закона Томской области от 9 июля 2009 года № 124-ОЗ)

Инициатор предложения по разработке Программы

Департамент экономики Администрации Томской области

Координатор Программы

Департамент экономики Администрации Томской области

Заказчики Программы

1. Департамент экономики Администрации Томской области;

2. Департамент государственной гражданской службы  Администрации Томской области;

3. Комитет информатизации и связи Администрации Томской области;

4. Комитет по государственно-правовым вопросам Администрации Томской области;

5. Департамент по информационной политике и работе с общественностью Администрации Томской области

Исполнители Программы

1. Органы исполнительной власти Томской области:
Департамент экономики Администрации Томской области;
Комитет информатизации и связи Администрации Томской области;
Департамент по информационной политике и работе с общественностью Администрации Томской области;
иные органы исполнительной власти Томской области (по согласованию);

Комитет по государственно-правовым вопросам Администрации Томской области

2. Территориальные органы федеральных органов власти в Томской области (по согласованию);

3. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Томской области (по согласованию);

4. Общественные организации (по согласованию);

5. Исполнители, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля  2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

(Пункт в редакции Закона Томской области от 9 июля 2009 года № 124-ОЗ)

Основные разработчики 
Программы

Департамент экономики Администрации Томской области;
Департамент по информационной политике и работе с общественностью Администрации Томской области;
Комитет информатизации и связи Администрации Томской области;
Комитет по государственно-правовым вопросам Администрации Томской области

Цели и задачи Программы

Цель: 
Эффективная исполнительная власть Томской области.
Задачи:

1. Повышение качества предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций органов власти;

2. Создание эффективных, стратегически сфокусированных органов власти, ориентированных на достижение цели устойчивого социально-экономического развития области;

3. Совершенствование технологий информационной поддержки деятельности органов власти;

4. Снижение уровня коррупции в органах власти;

5. Повышение информационной открытости органов власти

Перечень подпрограмм Программы   

1. «Стандартизация и регламентация деятельности органов власти»;

2. «Управление по результатам»;

3. «Совершенствование использования информационно-коммуникационных технологий в органах власти»;

4. «Противодействие коррупции в органах власти»;

5. «Информационная открытость органов власти»

Основные программные мероприятия

1. Разработка и внедрение административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;

2. Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

3. Организация предоставления государственных услуг в электронной форме;

4. Внедрение в органах власти принципов и процедур управления по результатам;

5. Реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов власти по достижению важнейших показателей социально-экономического развития региона и исполнения ими своих полномочий

6. Оптимизация функционирования органов власти и введение механизмов противодействия коррупции;

7. Повышение эффективности взаимодействия органов власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов власти;

8. Модернизация системы информационного обеспечения органов власти

Сроки и этапы реализации Программы

2008 - 2010 годы:
I этап - 2008 год;
II этап - 2009 год;
III этап - 2010 год

Показатели цели Программы и их значения (с детализацией по годам)

Уровень удовлетворенности населения Томской области деятельностью органов власти (в процентах от числа опрошенных):
2008 год - 45 процентов;
2009 год - 50 процентов;
2010 год - -

Показатели задач Программы и их значения (с детализацией по годам)

1. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставляемых государственных услуг (в процентах от числа опрошенных):
2008 год - 50 процентов;
2009 год - 50 процентов;
2010 год - - .
2. Процент целей Стратегии развития Томской области до 2020 года и Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006 - 2010 годы, по которым были достигнуты целевые значения (в процентах):
2008 год - 50 процентов;
2009 год - 50 процентов;
2010 год - - .
3. Доля граждан и организаций, сталкивающихся с проявлениями коррупции в исполнительных органах государственной власти Томской области (в процентах от числа опрошенных):
2008 год - -;
2009 год - -;
2010 год - 30 процентов.
4. Доля населения Томской области, удовлетворенного информационной открытостью власти (в процентах от числа опрошенных):
2008 год - 30 процентов;
2009 год - 35 процентов;
2010 год - - .

 

Объемы и источники      
финансирования  Программы (с детализацией)

Всего, 2008-2010 годы - 38313,75 тыс. руб. (прогноз) , в том числе:

средства областного бюджета, предусмотренные на финансирование Программы:
2008 год - 14 040 тыс. руб.;
2009 год -   3 773,75 тыс. руб.;
2010 год - 10000 тыс. руб.;
средства федерального бюджета (прогноз):
2008 год -  5 500 тыс. руб.;
2009 год -  2 000 тыс. руб.;
2010 год -  0 тыс. руб.;
средства местного бюджета (прогноз):
2009 год - 0;
2010 год - 0 тыс. руб.;
внебюджетные источники (прогноз):

2008 год -  3 000 тыс. руб.

Основные направления  расходования средств Программы (прогноз)

НИОКР

23250 тыс. рублей


инвестиции

4 500 тыс. рублей


прочие нужды

 10563,75     тыс. рублей

 

 

Ожидаемые показатели  
эффективности Программы

1. Повышение уровня удовлетворенности граждан деятельностью власти до 50 процентов в 2010 году;

2. Повышение уровня информированности граждан о порядке предоставления государственных услуг до 30 процентов;

3. Достижение в 2010 году целевых значений индикаторов Стратегии развития Томской области до 2020 года и Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006 - 2010 годы;

4. Снижение за три года на 30 процентов доли граждан и организаций, сталкивающихся с проявлениями коррупции в органах власти.

5. Увеличение доли граждан, удовлетворенных информационной открытостью власти, до 30 процентов от общего числа опрошенных;

Организация управления Программой и контроль за её реализацией

Контроль за реализацией Программы, целевым использованием средств, направленных на реализацию программных мероприятий, осуществляют Государственная Дума Томской области и Губернатор  Томской области.

Текущее управление Программой и координацию действий исполнителей программных мероприятий обеспечивают Департамент экономики Администрации Томской области и Заказчики подпрограмм.

 

1. Общие положения

 

Реформирование системы государственного управления является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития.

Сегодня реформа государственного управления осуществляется через реализацию административной реформы. Под административной реформой принято понимать:

 

1) пересмотр функций органов власти;

 

2) закрепление необходимых и упразднение избыточных государственных функций;

 

3) создание адекватной функциям системы и структуры органов исполнительной власти;

 

4) перераспределение полномочий и ресурсов для исполнения государственных функций по уровням власти;

 

5) процесс институциональных изменений в системе государственного управления в  целях устойчивого социально-экономического развития, в том числе:

 

а) повышение качества государственных услуг;

 

б) развитие механизмов, обеспечивающих повышение результативности деятельности органов власти;

 

в) концентрация бюджетных расходов на приоритетных направлениях развития;

 

г) повышение уровня открытости и ответственности власти перед обществом, в том числе посредством снижения уровня коррупции, внедрения современных технологий для повышения качества принятых управленческих решений. 

По свидетельству международных экспертов по эффективности государственного управления и качеству публичных услуг Российская Федерация находится на одном уровне со странами, намного уступающими ей в экономическом развитии. А по ряду интегральных показателей, используемых в международной практике, Россия значительно уступает не только развитым странам, но и большинству стран Восточной Европы.

В частности, в рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Российская Федерация по показателю «качество государственных институтов» опустилась с 81-го на 89-е место.

Согласно индексу GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), который определяется 1 раз в 2 года Всемирным Банком и оценивает эффективность государственного управления в 209 странах, Россия по таким показателям, как эффективность работы правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль за коррупцией, находится в нижней части рейтинга.

По индексу восприятия коррупции, рассчитываемому международной организацией «Транспэренси Интернэшнл», в 2004 году Россия среди 146 стран занимала 90-е место.

Система исполнительной власти является весьма закрытой для граждан и бизнеса. По данным международных исследований по индексу непрозрачности Россия среди 48 крупнейших держав занимает 40-е место. При таком уровне непрозрачности дополнительные расходы российских и иностранных инвесторов в связи с увеличением рисков составляют 5,64 процента вкладываемых средств. В то же время, по данным экспертов, сокращение уровня непрозрачности в среднем на 1 пункт коррелирует с увеличением среднегодового валового внутреннего продукта на душу населения на 986 долларов США, прямых иностранных инвестиций по отношению к валовому внутреннему продукту на 1 процент и сокращением инфляции на 0,46 процента.

Результаты российских исследований состояния системы государственного управления также свидетельствуют о низкой эффективности государственной власти, коррумпированности государственного аппарата, падении доверия граждан к государственным институтам и государственным служащим. Данные опросов, проведенных фондом «Общественное мнение» в 2004 году в 7 субъектах Российской Федерации, свидетельствуют об отрицательной оценке гражданами деятельности государственных служащих по оказанию государственных услуг (более 71 процента опрошенных). Более 76 процентов опрошенных сталкивались с проявлениями коррупции в государственном аппарате.

В соответствии с опросом, проведенным фондом «Общественное мнение» в 2004 году, только 14 процентов граждан, обращавшихся в течение последних двух лет в государственные органы, смогли получить интересующую их государственную услугу приемлемого качества. 

По результатам социологического исследования, проведенного в 2006 году в Томской области, удовлетворенность граждан качеством предоставляемых услуг составляет от 13 до 43 процентов по отдельным видам услуг. Основные проблемы, с которыми сталкивается население при получении государственной услуги, связаны с низкой оперативностью приема и выдачи документов, недостаточной комфортностью условий во время получения услуги. 

По существу, сфера государственного управления превратилась в ограничивающий фактор для социально-экономического развития. Для решения этой проблемы необходимо повысить эффективность государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти. Для этого:

 

1)      в 2003 году Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года № 824 определены приоритетные направления административной реформы;

 

2) в 2005 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р утверждены Концепция административной реформы в Российской Федерации на 2006 - 2008 годы и План мероприятий по проведению административной реформы;

 

3) в 2008 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2008 года № 157-р административная реформа продлена до 2010 года.

В основном административная реформа затронула федеральный уровень исполнительной власти. На региональном уровне она реализуется лишь в виде экспериментов.

C 2006 года Томская область начала активно участвовать в реализации административной реформы:

 

1)      распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 27 июня 2006 года № 323-р утверждена Программа проведения административной реформы в Томской области в 2006 - 2008 годах (с Планами мероприятий по проведению административной реформы в Томской области в 2006, 2006 - 2008 годах), в которой выделены основные региональные приоритеты в области реформирования государственного управления;

 

2) распоряжением Губернатора Томской области от 19 апреля 2007 года № 210-р утвержден План мероприятий по проведению административной реформы в Томской области в 2007 году;

 

3) постановлением Главы Администрации (Губернатора) от 15 февраля 2006 года № 15 создана комиссия по проведению административной реформы в Томской области;

 

4) ежегодно Администрация области направляет заявку на участие в конкурсном отборе высших исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации для оказания поддержки проведения административной реформы.

В Томской области в 2006 - 2007 годах реализовывались мероприятия по реформированию деятельности исполнительных органов государственной власти, направленные на повышение их эффективности:

 

1)      проведен анализ функций всех исполнительных органов государственной власти и структурных подразделений Администрации Томской области, сформирован единый реестр функций, обеспечивающих реализацию задач и выполнение показателей деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области;

 

2) осуществлялась работа по исключению избыточных и дублирующих функций, внесены изменения в положения об исполнительных органах государственной власти Томской области и структурных подразделениях Администрации Томской области;

 

3)  проведен анализ функций в двух пилотных муниципальных образованиях разного уровня;

 

4)      ведется работа по регламентации исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, а в рамках реализации пилотных проектов разработаны и внедрены регламенты предоставления муниципальных услуг;

 

5) созданы основы системы целеполагания и планирования деятельности исполнительных органов государственной власти области, разработаны и утверждены  правовые акты, направленные на внедрение механизмов ведомственного и межведомственного планирования, перспективного финансового планирования в исполнительных органах государственной власти Томской области;

 

6) предотвращено принятие потенциально коррупциогенных нормативных правовых актов в различных сферах государственного управления, что позволяет говорить о создании эффективного инструмента в сфере пресечения коррупционных проявлений, создающего предпосылки для устойчивого экономического развития области, гарантирующего безопасность граждан от коррупционных проявлений.

Для продолжения работы по модернизации деятельности власти, начатой в рамках Программы проведения административной реформы в Томской области в 2006 - 2008 годах, разработана настоящая областная целевая программа Основная цель данной программы - эффективная исполнительная власть Томской области, для реализации которой в 2008 - 2010 годах планируется:

 

1)      разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами власти, а также административных регламентов в органах власти;    

 

2) создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

 

3) организация предоставления государственных услуг в электронной форме;

 

4) внедрение в органах власти принципов и процедур управления по результатам;

 

5) реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов власти по достижению важнейших показателей социально-экономического развития региона и исполнения ими своих полномочий;

 

6) оптимизация функционирования органов власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов власти;

 

7) повышение эффективности взаимодействия органов власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов власти;

 

8) модернизация системы информационного обеспечения органов власти.


2. Содержание проблемы  

 

Для государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Томской области, отсутствие стандартов качества и доступности государственных услуг не позволяет упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, а также внедрить процедуры оценки деятельности органов исполнительной власти. В местах предоставления услуг часто отсутствуют информационные стенды, содержащие информацию о порядке предоставления услуг, перечне документов и действиях, которые необходимо осуществить потребителю для получения услуги. В органах власти, предоставляющих государственные услуги, из-за большой загрузки сотрудников и недостаточного финансирования повсеместно отсутствует практика информирования о порядке предоставления услуги в виде телефонных консультаций потребителей, проведения «горячих линий», «информационных дней», выпуска информационных брошюр, бюллетеней. Требует развития система обратной связи с пользователями государственных услуг.

Упорядочению и конкретизации обязательств органов исполнительной власти перед обществом и повышению эффективности государственного управления и качества государственных услуг должны способствовать административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг. Это своего рода инструмент, который позволит обществу контролировать и оценивать деятельность органов исполнительной власти.

Административный регламент исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг представляет собой нормативный правовой акт органа исполнительной власти, определяющий последовательность действий органа исполнительной власти (административные процедуры), обеспечивающую исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций.

Отдельно необходимо остановиться на таком аспекте данного направления, как внедрение административных регламентов в многофункциональных центрах (далее - МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг. Основная идея МФЦ исходит из следующего.

Во-первых, основные массовые общественно значимые государственные услуги, как правило, носят межведомственный и межуровневый характер. В этой связи невозможно улучшить предоставление отдельно взятой государственной услуги только в рамках одного ведомства без оптимизации работы других ведомств, включенных в предоставление таких государственных и муниципальных услуг.

Во-вторых, отдельные административные процедуры различных ведомств при предоставлении государственных услуг сходны (прием, регистрация документов, выдача документов и т.д.), а требуемые для предоставления государственных услуг данные (удостоверяющие личность документы, справки и т.д.) идентичны. Следовательно, предоставление взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг может быть оптимизировано за счет: 

организации единой точки приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам при предоставлении разных государственных и муниципальных услуг;

оптимизации межведомственного взаимодействия (в том числе электронного), сокращения времени документооборота, объединения баз данных различных ведомств;

возможности получения гражданами одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг.

Многофункциональный центр представляет собой организацию, созданную для оказания гражданам комплекса взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг с участием представителей различных ведомств на основе единого помещения, организованного по принципу «одного окна» и соответствующего всем необходимым требованиями комфортности предоставления государственных услуг (возможность предварительной записи по телефону, организованный call-центр, электронная очередь, оборудованные места для ожидания, удобство расположения и т.д.), включая возможность оплатить необходимые пошлины и сборы (наличие отделений банков, автоматов для приема платежей). 

В среднем в каждом субъекте Российской Федерации предоставляется около 120 государственных и муниципальных услуг, примерно треть из которых связаны с социальной поддержкой и социальной защитой граждан. В этой связи необходимо создать и предусмотреть перспективу расширения возможностей МФЦ в 2008 и последующих годах. 

Наиболее оправдано предоставление в МФЦ, в первую очередь, следующих блоков государственных и муниципальных услуг:

социальные выплаты и другие формы социальной поддержки и социальной защиты;

регистрация собственности, операции с недвижимостью;

определение гражданско-правового статуса (регистрация по месту пребывания и проживания, выдача удостоверяющих личность документов, услуги ЗАГС и др.);

комплексные услуги и функции, связанные с взаимодействием с бизнесом (выдача разрешений, лицензирование и т.д.).

Параллельно с созданием многофункциональных центров должна вестись разработка порталов государственных и муниципальных услуг, в которых содержится исчерпывающая информация о государственных и муниципальных услугах, размещены все необходимые для заполнения формы и бланки, а в перспективе предусмотрено частичное или полное дистанционное получение государственных и муниципальных услуг.

Управление по результатам направлено на:

обеспечение соответствия деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации;

организацию и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации Стратегии развития Томской области до 2020 года;

повышение эффективности бюджетных расходов и повышения результативности деятельности власти.

Для внедрения системы управления по результатам необходимо:

 

а) оптимизировать структуру органов власти;

 

б)      совершенствовать методы планирования и учета результатов деятельности органов власти, обеспечить преемственность целей, задач и показателей деятельности, нормативно закрепить цели, задачи, показатели;

 

в) организовать планирование деятельности органов власти по программно-целевому принципу (в форме бюджетных целевых программ и инвестиционных проектов, в которых определен конечный результат и объем бюджетных средств, выделяемых для его достижения);

 

г) разработать и внедрить методику оценки результативности деятельности власти и методику анализа эффективности бюджетных инвестиций;

 

д) внедрить программное обеспечение для автоматизации системы управления по результатам;

 

е) разработать систему стимулирования государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления на основе результатов оценки их деятельности.

В 2005 - 2007 годах в Томской области были созданы основы для внедрения принципов и процедур управления по результатам. Разработана Стратегия развития Томской области до 2020 года и Программа социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годы, в которых определены цели, политики, задачи, мероприятия и показатели их реализации. Проводится ежегодный мониторинг и анализ реализации Стратегии и Программы. 

Подготовлены нормативные правовые акты и методические рекомендации по внедрению инструментов среднесрочного планирования деятельности органов власти и расходов областного бюджета в форме докладов о результатах и основных направлениях деятельности (далее - Доклад) и бюджетных целевых программ регионального и ведомственного уровня (областные целевые программы и ведомственные целевые программы).

С 2007 года во всех структурных подразделениях Администрации Томской области и иных исполнительных органах государственной власти области стали внедряться Доклады и ведомственные целевые программы, чему способствовало принятие решения о разработке областного бюджета на трехлетний период. 

Разрабатывается нормативно-правовая и методическая база для внедрения аудита результативности деятельности субъектов бюджетного планирования и проведения конкурентного распределения средств между исполнительными органами государственной власти с учетом результатов их деятельности. 

В 2007 года были организованы и проведены 5 обучающих семинаров для государственных служащих, более 50 индивидуальных консультаций с исполнительными органами власти области по внедрению механизмов управления по результатам: 

1. Разработано и прошли экспертизу 50 проектов докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти области и более 100 проектов ведомственных целевых программ.

2. Показатели деятельности органов исполнительной власти Томской области увязаны (через Доклады и ведомственные целевые программы) с показателями Стратегии, Программы развития области и показателями Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825. Утвержден перечень исполнителей, ответственных за предоставление, расчет и планирование показателей Указа Президента Российской Федерации (распоряжение Губернатора Томской области от 7 августа 2007 года № 407-р).

3. Разработано и утверждено Типовое положение об исполнительном органе государственной власти, в котором обозначены цели и задачи деятельности.

Администрация Томской области активно участвовала в конференциях и семинарах, посвященных региональному опыту реализации проекта «Внедрение системы управления по результатам в органах власти субъектов Российской Федерации»:  

1) в сентябре 2007 года Минэкономразвития России совместно с ЦСР-Регионы организовали первую видеоконференцию, цель которой - тиражирование лучших практик субъектов Российской Федерации по внедрению отдельных элементов системы управления по результатам. На конференции был представлен доклад «Планирование деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации: взаимосвязь целей и задач органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации со стратегическими целями социально-экономического развития региона. Опыт Томской области»;

2) в октябре 2007 года по приглашению Всемирного Банка Администрация Томской области приняла участие в семинаре «Реализация административной реформы на региональном уровне в России. Связь управления по результатам с бюджетированием, ориентированным на результат» в г. Астрахани с докладом об опыте Томской области в данном направлении;

3) в ноябре 2007 года в целях определения дальнейших мероприятий по реализации проекта «Внедрение системы управления по результатам в органах исполнительной власти Томской области» и его увязки с бюджетной реформой и реформой государственной службы, Администрация Томской области принимала участие в межрегиональном семинаре «Комплексная реформа государственного управления. Опыт Тверской области» в г. Твери. 

Одна из консалтинговых компаний, специализирующаяся на оказании содействия в совершенствовании системы государственного управления (ООО «Центр экономического и финансового консалтинга», г. Москва) в своем докладе на видеоконференции, организованной Минэкономразвития России совместно с ЦСР-Регионы в сентябре 2007 года, отнесла  Томскую область к субъектам Российской Федерации, который может претендовать на звание «Лучшей практики» в области планирования деятельности исполнительных органов государственной власти в части: 

1) увязки Стратегии и Программы развития Томской области с целями деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области;

2) встраивания системы показателей Указа Президента Российской Федерации от  28 июня 2007 года № 825 в систему показателей деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области (через Доклады и ведомственные целевые программы);

3) применения программно-целевого принципа отбора и реализации инициатив исполнительных органов государственной власти Томской области в соответствии с региональными приоритетами развития. 

К концу 2007 года в области сформирована единая система планирования развития области, которая включает элементы, обеспечивающие взаимосвязь стратегических, среднесрочных и оперативных целей, задач и мероприятий органов власти, а расходы областного бюджета увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности. 

Минэкономразвития России совместно с Всемирным Банком подготовил информационное издание о лучших региональных практиках по внедрению управления по результатам. Для тиражирования лучшего опыта были отобраны субъекты Российской Федерации, в число которых вошла Томская область.

Практика внедрения инструментов и механизмов управления по результатам в органах власти Томской области позволила выявить ряд проблем, требующих решения в среднесрочной перспективе. Успешное внедрение новых принципов и процедур управления требует дополнительного методического сопровождения и автоматизации подготовки основных типов документов (Доклады, бюджетные целевые программы). 

Для обеспечения действенности новых плановых механизмов необходимо обеспечить полномасштабное внедрение новых элементов контроля - проведения систематической оценки программ, внедрения аудита результативности деятельности органов исполнительной власти Томской области. Необходимо обеспечить прозрачность и публичность проводимой работы с целью развития предпосылок для внешнего мониторинга эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления.

Успешное внедрение новых управленческих принципов требует введения дополнительной мотивации как на уровне органов исполнительной власти в целом, так и на уровне сотрудников органов исполнительной власти. С этой целью необходимо обеспечить внедрение принципов конкурентного распределения средств с учетом достигнутых органами исполнительной власти результатов. Повышение мотивации деятельности на индивидуальном уровне требует разработки и внедрения механизма распределения персональной ответственности и модели материального стимулирования государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Томской области, ориентированной на результат. 

Еще одним важным элементом эффективной системы государственного управления является наличие практики оценки последствий принимаемых решений (законопроектов, программ) для отдельных групп населения и организаций, бюджета, экономики в целом. 

В настоящее время отсутствует системная основа проведения данной работы, что приводит к возникновению незапланированных расходных обязательств, недостаточной оценке рисков при проведении того или иного варианта государственной политики. Одним из признанных международных инструментов, используемых для системной формализованной оценки последствий принятия решений, является оценка регулирующего воздействия. 

Внедрение аналогичной практики в Томской области позволит существенно дополнить разрабатываемую в настоящее время систему управления по результатам, повысить ответственность органов исполнительной власти за последствия предлагаемых ими инициатив, повысить эффективность государственного управления.

Выявленные проблемы в сфере внедрения управления по результатам являются тесно взаимосвязанными и требуют межведомственных усилий для их решения в рамках единого комплекса программных мероприятий, скоординированных по срокам реализации. 

Использование современных информационных технологий является необходимым условием совершенствования государственного управления, повышения качества оказания государственными органами услуг гражданам. 

Количество и качество информационных технологий, степень их использования в настоящее время становятся определяющими факторами уровня развития любого субъекта деятельности (территориального образования, хозяйствующего субъекта, общественной организации, гражданина). Компьютеры и автоматизированные информационные технологии активно используются при автоматизации работы с документами, решении вычислительных задач, управлении технологическими системами, информационном обслуживании.

Однако далеко не всегда результаты работ адекватны затратам на проведение работ по информатизации исполнительных органов государственной власти. Низкая эффективность внедряемых решений информатизации в государственных органах связана, в первую очередь, с отсутствием организационно-правовых механизмов регулирования использования информационных технологий органов исполнительной власти для поддержки административных процессов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

Это проявляется в таких негативных явлениях,  как:

отсутствие непосредственной связи между затратами на приобретение вычислительной техники, разработку и внедрение программных продуктов и эффектом, оказываемым информатизацией на качество, результативность и эффективность деятельности органов власти; 

дублирование работ при создании однотипных решений в разных при общем низком качестве результатов работ из-за ограниченности временных, финансовых, кадровых ресурсов,  выделяемых на каждый локальный проект информатизации;

низкая совместимость решений, используемых различными органами исполнительной власти, обусловленная сложившейся практикой обеспечения совместимости не путем стандартизации и регламентации механизмов информационного взаимодействия, а путем ориентации на продукты одного поставщика, обеспечивающего совместимость в рамках своей линейки продуктов;

низкая жизнеспособность внедряемых решений, обусловленная отсутствием юридически закрепленной практики при внедрении информационных технологий требовать от исполнителя работ или поставщика решений необходимый объем прав и открытости решений для возможности независимой от поставщика адаптации и развития технологий;

низкий уровень защиты интересов личности, бизнеса и государства при внедрении информационных технологий из-за преобладающего приоритета локальных эффектов от «кусочной» автоматизации отдельных операций вместо приоритета достижения эффективности и результативности  исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в соответствии с выстроенной системой целей и выбранных приоритетов.

Перечисленные проблемы носят межведомственный и межотраслевой характер, для их эффективного разрешения требуется участие различных органов государственной власти и местного самоуправления, что возможно только в рамках реализации областной целевой программы.

Разрешение обозначенных проблем невозможно без создания легитимных механизмов регулирования использования информационных технологий в деятельности исполнительных органов государственной власти и создания базовых элементов информационно-технологической инфраструктуры в качестве одного из ключевых направлений административной реформы. 

Проблема борьбы с коррупцией является в настоящий момент одним из наиболее серьезных препятствий на пути повышения эффективности государственного управления. Существование данной проблемы подтверждается на международном, национальном и региональном уровнях. Лидеры стран «Группы восьми» приняли 16 июля 2006 года в Санкт-Петербурге совместное заявление, в котором особо отметили, что коррупция среди государственных чиновников может препятствовать иностранным инвестициям, сдерживать экономический рост и устойчивое развитие и расшатывать устои правовой и судебных систем. 

В качестве одной из задач реформы государственного управления, предусмотренных Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 38-р, является введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти. Необходимость разработки механизмов противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти для достижения целей проведения административной реформы установлена и в Концепции проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р). 

Между тем, эффективных механизмов противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Российской Федерации к настоящему времени не создано. Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года в ряду стратегических планов Российского государства еще раз назван такой приоритет, как борьба с коррупцией. 

Таким образом, проблема коррупции в деятельности органов государственной власти является одним из основных препятствий для социально-экономического развития страны. Не является исключением и Томская область. Проведенное в 2004 году Консультативной службой по иностранным инвестициям Международной финансовой корпорации и Всемирного банка обследование предприятий на предмет анализа административных барьеров на пути инвестиций в Томской области показало, что около 30 процентов предприятий рассматривают коррупцию как препятствие для осуществления инвестиций в экономику Томской области. 

Мероприятия, направленные на противодействие коррупции в Томской области, предпринимались в последние годы в рамках Программы проведения административной реформы в 2006-2008 годах (утв. распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 27 июня 2006 года № 323-р). Проводился и ряд непрограммных мероприятий.  В области создана постоянно действующая Комиссия по борьбе с коррупцией, утверждено Положение о ней (постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 4 марта 2005 года № 36). В 2006 году в Администрации Томской области создан отдел антикоррупционной экспертизы законодательства, принято распоряжение Губернатора Томской области от 15 марта 2007 года № 133-р «О методике экспертизы нормативных правовых актов Томской области и их проектов на коррупциогенность». В результате применения методики предотвращено принятие в 2007 году 95 нормативных правовых актов Томской области, содержащих потенциально коррупциогенные правовые нормы. Проведена серия обучающих семинаров для государственных служащих Томской области по вопросам антикоррупционной экспертизы законодательства.

Однако, несмотря на отдельные предпринятые меры в Томской области, согласно проводившимся в последние несколько лет опросам населения, сохраняются устойчиво высокие показатели уровня коррупции. Так, проведенное в мае 2007 года в Томской области среди представителей предпринимательства, общественных организаций и государственных служащих социологическое исследование показывает, что около 42 процентов опрошенных считают уровень коррупции в исполнительных органах государственной власти скорее высоким, чем низким, 81 процент опрошенных предпринимателей указали, что они или их знакомые, родственники сталкивались с фактами коррупции в ходе осуществления предпринимательской деятельности, 54 процента граждан или их родственники, знакомые сталкивались с фактами коррупции при решении своих бытовых проблем. Это подтверждает выводы международных экспертов о том, что противодействие коррупции должно осуществляться по широкому спектру направлений.

В связи с этим главной задачей органов государственной власти Томской области в сфере противодействия коррупции является создание в пределах полномочий органов государственной власти Томской области непрерывно работающей эффективной системы противодействия коррупции.

Обеспечение права населения на получение информации о различных аспектах жизнедеятельности государства и общества является одной из важнейших целей государственной политики в сфере защиты прав и свобод человека. В этой связи удовлетворенность населения региона деятельностью исполнительных органов государственной власти Томской области в аспекте ее информационной открытости, является приоритетным условием эффективного развития области и формирования позитивного отношения жителей региона к Томской области и действиям областной власти.    

Выполнение Программы обусловлено:

высокой востребованностью в обществе оперативной, регулярной, объективной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти Томской области, о подготовке и реализации на территории Томской области важнейших проектов и реформ; о принимаемых нормативных правовых актах, новых программах, направленных на улучшение качества жизни в регионе;

важностью всестороннего информирования населения Томской области об общественно значимых событиях и инициативах, направленных на формирование и укрепление основ гражданского общества;

необходимостью создания эффективного механизма «обратной связи» с населением и формирования позитивного общественного мнения о значимости и открытости деятельности органов государственной власти Томской области; 

значимостью изучения общественных настроений по актуальным вопросам жизнедеятельности региона, в том числе касающимся функционирования областной исполнительной власти, с целью корректировки осуществляемых мер по реализации стратегических приоритетов развития Томской области и оперативного реагирования на проблемные и критические сообщения в средствах массовой информации.

Кроме того, необходимо повысить узнаваемость Администрации Томской области, в том числе и на уровне департаментов и комитетов как проводников новаторских идей, решений, реально улучшающих жизнь населения путем широкого внедрения практики публичного обсуждения наиболее важных вопросов экономического и социального развития; использования для разъяснительной информационной работы средств прямого доступа к гражданам (листовки, брошюры, плакаты), сети Интернет. 

Вышеназванные направления нашли свое отражение в предлагаемой Программе.

Предлагаемыми мероприятиями достигается цель повышения удовлетворенности населения деятельностью областной власти, в том числе ее информационной открытостью, что в полной мере соответствует приоритетам социально-экономического развития области и способствует реализации стратегической цели «Эффективная исполнительная власть Томской области», декларируемой программой социально-экономического развития Томской области на период 2006 - 2010 годы.

В случае отсутствия решения проблемы развитие ситуации возможно спрогнозировать как «информационную блокаду», дефицит необходимой информации, влекущий за собой негативный общественный резонанс, а также кризис доверия населения.

Необходимость и целесообразность решения проблемы повышения удовлетворенности населения информационной открытостью органов исполнительной власти Томской области программно-целевым методом обусловлена важностью формирования устойчивого позитивного мнения населения о деятельности областной власти посредством последовательно проводимой информационной политики, ориентированной на активное взаимодействие как с населением, так и с самими субъектами медийного поля.

Для успешной реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности власти необходимо привлечение к выполнению данной областной целевой программы всех исполнительных органов государственной власти Томской области, а также распространение успешного опыта на уровень органов местного самоуправления.

Опыт реализации мероприятий административной реформы в рамках Программы проведения административной реформы на 2006-2008 годы показал эффективность использования программно-целевого метода в планировании и осуществлении мер по повышению эффективности деятельности органов власти.

Применение программно-целевого подхода позволит обеспечить высокий уровень межведомственной координации, эффективное взаимодействие при выработке общих подходов на областном и муниципальном уровнях и реализации мер по повышению эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти.

3. Цели и задачи программы, показатели их реализации  

 

Цель Программы - эффективная исполнительная власть Томской области.

Цель Программы определена в соответствии со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации и Томской области, направленными на повышение эффективности государственного управления. 

Задачи Программы:

 

1. Повышение качества предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций органов власти.

 

2. Создание эффективных, стратегически сфокусированных органов власти, ориентированных на достижение цели устойчивого социально-экономического развития Томской области.

 

3. Совершенствование технологий информационной поддержки деятельности органов власти.

 

4. Снижение уровня коррупции в органах власти.

 

5. Повышение информационной открытости органов власти.

Решение задач Программы осуществляется в рамках отдельных подпрограмм входящих в состав Программы: «Стандартизация и регламентация деятельности органов власти», «Управление по результатам», «Совершенствование использования информационно-коммуникационных технологий в органах власти», «Противодействие коррупции в органах власти», «Информационная открытость органов власти».

Цели, задачи Программы и показатели их реализации представлены в приложении 1.

 

4. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации программы

 

(Пункт в редакции Закона  Томской области от 09.07.2010 г. № 96-ОЗ)

 

Реализация данной Программы будет способствовать достижению девятой цели «Эффективная власть» Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006 - 2010 годы и Стратегии развития Томской области до 2020 года.

           

Оценка социально-экономических результатов программы осуществляется на основании данных социологических исследований, методик, статистической отчетности и регламентной отчетности органов исполнительной власти Томской области.

Основные результаты реализации мероприятий подпрограммы «Стандартизация и регламентация деятельности органов власти»:

 

1)      сокращение количества организаций, обращение к которым необходимо для предоставления государственных услуг;

 

2)      предоставление наиболее значимых для населения услуг по принципу «одного окна»;

 

3) повышение удовлетворенности граждан деятельностью органов исполнительной власти по оказанию государственных услуг;

 


Информация по документу
Читайте также