Расширенный поиск
Указ Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93 УКАЗ
ГУБЕРНАТОРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 24 июня 2013 года N 93
г. Омск
О Стратегии социально-экономического развития Омской области
до 2025 года (В редакции Указа Губернатора Омской области от 24.09.2015 № 167)
Для определения целей и приоритетов, задач и основных направлений
развития экономики и социальной сферы Омской области на долгосрочную перспективу постановляю: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Омской области до 2025 года (далее - Стратегия). 2. Органам исполнительной власти Омской области при разработке планов и программ социально-экономического развития Омской области в соответствии с возложенными на них задачами руководствоваться положениями Стратегии. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области принять участие в реализации Стратегии. 4. Признать утратившим силу Указ Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18 "О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года". 5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области Ю.В. Гамбурга. Губернатор Омской области В.И. Назаров Приложение
к Указу Губернатора Омской области
от 24 июня 2013 года N 93 Стратегия социально-экономического развития
Омской области до 2025 года
(В редакции Указа Губернатора Омской области от 24.09.2015 № 167)
1. Общие положения
Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года (далее - Стратегия) определяет: - стратегическое позиционирование Омской области в долгосрочной перспективе в целях понимания органами государственной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области, хозяйствующими субъектами, инвесторами, населением Омской области путей и способов построения инновационной экономики, создания условий
для раскрытия человеческого потенциала, повышения конкурентоспособности Омской области; - систему мер государственного управления, основанную на долгосрочных приоритетах социально-экономической политики Омской области, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами. Стратегия разработана с учетом стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 602, 606, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 года,
ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. При разработке Стратегии использованы материалы, характеризующие текущее социально-экономическое положение Омской области и перспективы ее развития, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, результаты анализа конкурентоспособности субъектов Российской Федерации, проведенного с использованием передовых международных методов анализа, и результаты опросов (анкетирования) населения Омской области о качестве жизни. Обеспечено широкое вовлечение в процесс разработки Стратегии представителей бизнеса, научных, образовательных учреждений и иных организаций, органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области, проведено общественное обсуждение проекта Стратегии. В процессе работы над Стратегией:
- проведен анализ уровня развития Омской области, включая оценку достигнутых результатов социально-экономического развития Омской области, сильных и слабых сторон социально-экономического положения Омской области; - определены возможности и угрозы социально-экономического развития Омской области в долгосрочной перспективе; - сформировано видение будущего Омской области, включая определение возможных сценариев, стратегических приоритетов, целей, задач и направлений социально-экономического развития Омской области на долгосрочную перспективу; - определены механизмы и инструменты реализации Стратегии и основные индикаторы достижения стратегических целей социально-экономического развития Омской области до 2025 года. 2. Оценка социально-экономического положения Омской области
Омская область исторически является ключевым регионом Сибири, важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации в ее Сибирско-Дальневосточной части и обладает значительным кадровым, экономическим, промышленным, интеллектуальным и природным потенциалом. Развитие Омской области происходит в условиях интенсивной конкуренции субъектов Российской Федерации за ресурсы, включая высококвалифицированных специалистов, инвестиции, рынки сбыта, транспортные потоки. 2.1. Результаты социально-экономического развития
Омской области
Развитие Омской области на протяжении двух последних десятилетий нельзя назвать равномерным. Так же как и другим субъектам Российской Федерации, Омской области не удалось избежать кризисов 90-х годов XX века и 2008 - 2009 годов, однако уже в 2011 году экономика Омской области компенсировала спад 2008 - 2009 годов. Темп роста валового регионального продукта Омской области (далее - ВРП) в 2011 году составил 104,5 процента к уровню 2008 года, в 2012 году (по оценке) -
106,1 процента. Определяющим фактором роста ВРП являются высокие темпы роста промышленного производства, потребительской и инвестиционной активности. В последние годы структура ВРП не претерпевала существенных изменений. В 2009 - 2010 годах на фоне влияния международного финансового кризиса незначительно снизилась доля промышленности в ВРП, при увеличении доли сферы услуг. В 2011 году ВРП имело структуру, схожую со структурой, сложившейся в докризисный период.
Наибольший удельный вес в структуре ВРП занимают обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство и строительство (более 75 процентов ВРП). По темпам роста макроиндикаторов социально-экономического развития за последние 10 лет Омская область опережает средние значения по Российской Федерации. За период 2003 - 2012 годов ВРП увеличился на
78 процентов, что превышает рост внутреннего валового продукта Российской Федерации на 21,3 процентного пункта. Объем инвестиций в основной капитал в Омской области за аналогичный период увеличился в 2,6 раза (в Российской Федерации - в 2,3 раза). При этом ряд показателей социально-экономического развития Омской области свидетельствует о наличии отдельных нерешенных проблем, которые могут
оказаться существенными с точки зрения конкурентоспособности Омской области. В 2011 году ВРП на душу населения в Омской области составил 227,1
тыс. рублей, что на 28,3 процента ниже среднероссийского значения. Относительно низкий показатель ВРП на душу населения косвенным образом может свидетельствовать о низкой производительности труда (за период
2003 - 2012 годов производительность труда в Омской области увеличилась на 33,7 процента, что на 19,5 процентного пункта ниже среднего значения по Российской Федерации) и столь же низкой инновационной составляющей в экономике Омской области (в последние 10
лет доля Омской области в Российской Федерации по числу используемых передовых производственных технологий не превышала 2 процентов). Демографические процессы, происходящие в Омской области, в целом отражают общероссийские тенденции сокращения трудового потенциала. Главными из них являются сокращение численности и старение населения Омской области, рост демографической нагрузки на трудоспособное население Омской области, развитие миграционных процессов. Последнее пятилетие можно охарактеризовать как период снижения численности лиц трудоспособного возраста. В среднем за 2008 - 2012 годы ежегодные потери этой части населения Омской области составляют около 18 тыс. человек. 2.2. Основные трансформации в экономике Омской области
за предшествующий период
Основные проблемы в развитии Омской области начали формироваться уже в 80-е годы XX века, когда требовались новые решения, новый импульс экономического развития. Однако вместо перехода на интенсивный
путь развития Омская область, как и вся Российская Федерация после распада СССР и разрушения советской экономики, вступила в кризисный этап 90-х годов XX века. Наибольший спад в этот период отмечался в машиностроении, легкой и деревообрабатывающей промышленности. При этом нефтехимический комплекс, сельское хозяйство и пищевая промышленность в основном успешно пережили кризисный этап, хотя объемы производства в этих комплексах, особенно в агропромышленном, также существенно сократились. В пищевой промышленности в период с 1995 по 2000 годы сформировались будущие лидеры отрасли - производитель мясной продукции открытое акционерное общество "Омский бекон" и производитель пива закрытое акционерное общество "Росар", которые позже вошли в состав крупных международных холдингов - "Продо" и "SUN Inbev" соответственно. Впоследствии к ним также добавились общество с ограниченной ответственностью "Омсквинпром" и общество с ограниченной ответственностью "Алкогольная Сибирская группа". Каждая из указанных организаций относится к лидирующим в своем сегменте в Российской Федерации. С 2000 года в Омской области начался период быстрого экономического роста, причем если в предыдущем десятилетии спад экономики и промышленности был сильнее среднероссийского, то начиная с 2000 года темпы роста в Омской области были выше, чем по Российской Федерации в целом. В первую очередь это обусловлено успешным развитием организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, нефтехимического и оборонно-промышленного комплексов, строительной индустрии. Машиностроительный комплекс Омской области подвергся достаточно серьезной реструктуризации, значительная часть организаций вошла в состав холдинговых компаний федерального уровня (федеральное
государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Полет" стало филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева", федеральное государственное унитарное предприятие "Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова" - филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", открытое акционерное общество "Омский научно-исследовательский институт приборостроения" вошло в концерн "Орион" (открытое акционерное
общество "Ростехнологии"), имущественный комплекс государственного унитарного предприятия "Омсктрансмаш" и федеральное государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" интегрированы в структуру открытого акционерного
общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"). Увеличение государственного оборонного заказа позволило организациям оборонно-промышленного комплекса Омской области не только выжить, но и реализовать программы модернизации, произвести обновление оборудования и основных фондов. В то же время в Омской области возникла новая "точка роста" - инжиниринговые услуги в промышленном строительстве. Такие компании, как общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное
объединение "Мостовик", открытое акционерное общество "Омскнефтехимпроект" и закрытое акционерное общество "ПИРС", активно реализуют проекты в Российской Федерации и государствах - участниках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), занимая достаточно весомую долю на рынках. Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Мостовик" занимается проектированием и строительством объектов инфраструктуры и социальных
объектов, открытое акционерное общество "Омскнефтехимпроект" и закрытое акционерное общество "ПИРС" проектируют организации нефтехимической отрасли. Вместе с тем стабилизация и частичное восстановление промышленного потенциала не смогли решить всех задач развития Омской области: перерегистрация в 2006 году крупнейшего налогоплательщика - открытого акционерного общества "Газпромнефть" (ранее - открытое
акционерное общество "Сибнефть") оказала крайне негативное влияние на уровень доходов областного бюджета. Меры по диверсификации экономики Омской области, созданию новых "флагманов" экономики к 2012 году не обеспечили устойчивых результатов, продолжился отток работоспособного населения из Омской области. По показателю ВРП на душу населения Омская область в 2011 году занимала 5 место в Сибирском федеральном округе, 35 место среди субъектов Российской Федерации. При этом Омская область привлекала достаточно большие иностранные инвестиции: по совокупному объему накопленных прямых иностранных инвестиций в 2011 году Омская область опережала такие субъекты Российской Федерации, как Республика Татарстан, Иркутская область, Новосибирская область, и в несколько раз превышала средний уровень по Сибирскому федеральному округу и по Российской Федерации. Однако следует учитывать, что основной приток прямых иностранных инвестиций в Омскую область осуществлен в 2005 году в нефтеперерабатывающий комплекс. Относительно крупные инвестиции также
поступали в пищевую промышленность, производство алкогольной продукции, мобильную связь, торговлю, причем значительная часть накопленных инвестиций в эти сектора также сформирована до 2006 года.
По уровню доходов населения Омская область отстает от среднероссийского уровня, хотя несколько превышает средний уровень по Сибирскому федеральному округу. Среднедушевые денежные доходы населения в Омской области выше, чем в Иркутской, Томской, Кемеровской
областях, но существенно ниже, чем в Красноярском крае.
Сам по себе низкий номинальный уровень доходов населения не всегда является недостатком. За счет более развитого внутреннего потребительского рынка, большего выбора местных товаров с низкими ценами, более низких цен на целый ряд инфраструктурных товаров и услуг общий уровень жизни в Омской области может быть выше, чем в других субъектах Российской Федерации. В то же время за счет относительно низкой стоимости трудовых ресурсов Омская область привлекательна для внешних инвесторов. Негативным моментом является слишком высокая доля социальных выплат в общем объеме доходов населения Омской области. Рост зависимости от социальных выплат - общероссийская тенденция, в период
с 2005 по 2011 годы их доля в доходах населения в целом по Российской Федерации выросла с 12,7 до 18,3 процента. Однако в Омской области эта тенденция выражена сильнее - доля социальных выплат увеличилась с 12,4 до 19,3 процента. При этом существенно сократилась доля доходов от предпринимательской деятельности (с 14,3 до 10 процентов) и от собственности (с 8,2 до 2,5 процента). Если дополнительно учитывать долю рабочих мест в сферах, финансируемых государством (оборонная
промышленность, образование, здравоохранение и т.п.), то население Омской области слишком зависимо от состояния бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Омской области не может считаться достаточно сбалансированным, что создает проблемы для развития Омской
области, которая существенно уступает другим субъектам Российской Федерации по уровню сбалансированности консолидированного бюджета из-за постоянного отставания доходов от объема расходов. В период 2007 - 2011 годов сохранялся дефицит консолидированного бюджета Омской области. Все это приводит к росту долговых обязательств. Государственный долг Омской области в 2011 году составлял 34 процента к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Омской области. Этот показатель еще далек от критического значения, но текущие темпы экономического роста, рост социальных и прочих бюджетных обязательств, необходимость инвестирования значительных объемов средств в развитие инфраструктуры и прочие проекты развития могут стать причинами роста долговых обязательств Омской области до критического уровня. Кроме того, дефицит консолидированного бюджета Омской области ограничивает потенциал экономического развития Омской области и сдерживает выполнение социальных задач. 2.3. Оценка качества жизни населения Омской области
В рамках подготовки Стратегии в конце 2012 года проведен массовый опрос жителей Омской области в целях оценки качества жизни. В ходе опроса респондентам предлагалось оценить качество жизни в разрезе 8 ключевых компонентов: общественный климат, работа, товары и услуги, досуг и отдых, природные условия, жилье, образование, медицинское обслуживание. По итогам анализа результатов опроса населения Омской области составлен общий профиль качества жизни в Омской области, оценена удовлетворенность населения Омской области качеством жизни в разрезе указанных компонентов. В целом качество жизни в Омской области характеризуется как невысокое, только один компонент "Доступность товаров и услуг" хорошо развит. В качестве ключевых проблем большинство респондентов определили нехватку рабочих мест, низкий уровень социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, некачественное медицинское обслуживание, алкоголизм, наркоманию, недоступность жилья, низкое качество коммунальных услуг и плохую экологическую среду. Это проблемы, существенно затронувшие около 70 процентов населения Омской
области. Кроме того, данные проблемы обострились за последние 3 года.
Результаты опроса по компоненту "Работа" показали, что жители Омской области, в особенности молодые специалисты, выпускники высших и
средних профессиональных учебных заведений, испытывают трудности с поиском работы. Также для жителей Омской области представляет трудность начало собственного дела. Две трети респондентов не удовлетворены уровнем своего дохода.
Низко оценивается и качество работы правоохранительных органов. Жители Омской области не доверяют их работе и не уверены в законности
принимаемых ими решений. Качество медицинского обслуживания в целом также получило негативную оценку опрошенных жителей Омской области. В значительной степени на это повлияло качество лечения в учреждениях здравоохранения, расположенных на территории Омской области. Уровень медицинского обслуживания, с точки зрения респондентов, оказался недостаточно высоким. При этом работа системы оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи высоко оценивается
жителями Омской области. Кроме того, опрошенные жители Омской области
удовлетворены доступностью необходимых лекарств. Положительную оценку также получило качество работы медицинских работников родильных домов. Оказываемые ими медицинские услуги отвечают ожиданиям жителей Омской
области. Ключевой проблемой в сфере образования в Омской области является низкая доступность и качество услуг дошкольных образовательных организаций. Омская область в 2011 году находилась на 59 месте в Российской Федерации по охвату детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями (56,5 процента от численности детей соответствующего возраста), в Сибирском федеральном округе - на 5 месте. (В редакции Указа Губернатора Омской области от 24.09.2015 № 167) Доступность и качество среднего и высшего профессионального и дополнительного образования в Омской области достаточно высоко оцениваются ее жителями. Качество среднего (полного) общего образования респонденты также характеризуют положительно. Результаты опроса по компоненту "Жилье" показали, что ключевой проблемой для жителей является низкая ценовая доступность жилья, которая наравне с трудностью получения ипотечного кредита и низкой доступностью аренды снижает уровень обеспеченности жильем и удовлетворенности жилищными условиями. Тем не менее более половины респондентов из числа жителей Омской области удовлетворены или скорее
удовлетворены своими жилищными условиями, и только треть - крайне или скорее не удовлетворена. Опрошенные жители Омской области в целом довольны электроснабжением, отоплением, качеством питьевой воды. Состояние и обслуживание улиц и дворов оценивается как неудовлетворительное. Отмечен недостаток зеленых насаждений, низкий уровень благоустройства
дворовых территорий, ненадлежащее обслуживание и содержание многоквартирных домов. Группа компонентов "Товары и услуги" является единственной, которая оценивается положительно, по доступности базовых товаров и услуг. В частности, жители Омской области в целом удовлетворены функционированием пригородного и внутригородского транспорта. При этом негативно оценивается состояние межмуниципальных и внутрипоселковых автомобильных дорог. Выбор продуктов питания чрезвычайно разнообразен, качество питания в семье респонденты оценивают очень высоко. Также достаточно легко получить доступ к услугам телефонной связи, сети "Интернет". Получение потребительского кредита не вызывает проблем у большинства населения Омской области, но при этом респондентами низко
оценивается доступность ипотечного кредитования. В Омской области созданы необходимые условия для обеспечения культурного досуга и отдыха (концерты, выставки). Однако если в г. Омске уровень доступности услуг учреждений досуга и отдыха высокий, то
жители муниципальных районов Омской области оценивают его недостаточно высоко. Отмечается также нехватка стадионов, спортивных залов, бассейнов. Экологическая ситуация в Омской области оценивается жителями Омской области как крайне негативная. Наибольшую неудовлетворенность жителей вызывает загрязненность водоемов и воздуха. Имеющиеся лесопарковые зоны не в состоянии компенсировать общую негативную экологическую обстановку в Омской области. Резко негативно респонденты оценивают состояние экологии в г. Омске.
В результате проведенного в мае - июне 2013 года общественного обсуждения проекта Стратегии подтверждена актуальность вышеобозначенных проблем, выявленных в ходе массового опроса жителей Омской области в целях оценки качества жизни. Также отмечена отрицательно влияющая на качество жизни населения Омской области проблема недостаточно эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления
Омской области, общественных организаций и населения Омской области при решении вопросов социального развития Омской области. Отмечена необходимость укрепления института семьи и развития гражданского общества, формирования современной культурной, образовательной среды и условий для комфортного проживания в Омской области. Недостаточно эффективное взаимодействие общества и власти также является следствием низкой социальной активности населения Омской области. Необходимо обеспечить участие населения Омской области, молодежных и волонтерских объединений в реализации мероприятий, направленных на повышение качества жизни в Омской области, учитывать их мнение при определении приоритетов распределения бюджетных средств. Таким образом, необходимы активные действия по ускорению экономического развития Омской области, решению социальных проблем и повышению качества жизни населения Омской области, созданию устойчивых
конкурентных преимуществ и повышению инвестиционной привлекательности. С учетом остроты проблем действия должны носить долгосрочный, стратегический характер. Необходимо последовательно реализовать ряд программных мероприятий, причем результаты мероприятий на начальном этапе одновременно создадут базовые условия для успешной реализации мероприятий последующих этапов. 2.4. Оценка сильных и слабых сторон социально-экономического положения Омской области
2.4.1. Сильные стороны социально-экономического положения Омской области
К сильным сторонам социально-экономического положения Омской области относятся: - наличие приоритетных кластеров;
- значительный ресурсный потенциал: кадровый, природный, инвестиционный; - относительно низкая стоимость трудовых ресурсов;
- наличие города-миллионника, в котором сконцентрирована основная часть населения Омской области; - развитый научно-образовательный комплекс;
- современная бизнес- и производственная инфраструктура г. Омска; - выгодное географическое расположение в центре Российской Федерации на пересечении транспортных коридоров; - промышленное освоение природных ресурсов севера Омской области;
- благоприятные климатические условия для выращивания основных сельскохозяйственных культур. 2.4.2. Слабые стороны социально-экономического положения Омской области
Использованию сильных сторон Омской области в значительной степени препятствуют слабые стороны, к числу которых относятся: - низкий уровень развития и высокий износ инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, особенно в сельской местности; - удаленность от крупных рынков сбыта;
- низкий уровень производительности труда в ключевых для Омской области видах экономической деятельности; - зона рискованного земледелия;
- снижение численности трудовых ресурсов, отток трудоспособного населения Омской области в другие субъекты Российской Федерации, а также из сельской местности в г. Омск;
- территориальные диспропорции рынка труда Омской области и недостаточное количество рабочих мест; - дефицит квалифицированных кадров, в особенности технических специальностей; - низкая доступность земельных участков и производственных помещений; - несбалансированность доходной базы и расходных обязательств консолидированного бюджета Омской области; - высокие административные барьеры для бизнеса;
- обезвоживание и загрязнение реки Иртыш как основного источника водоснабжения Омской области; - наличие на территории Омской области потенциальных источников чрезвычайных экологических ситуаций. 2.5. Возможности и угрозы социально-экономического развития Омской области
2.5.1. Возможности социально-экономического развития Омской области
К возможностям социально-экономического развития Омской области относятся: - развитие кластера нефтепереработки и нефтехимии, агропищевого и лесопромышленного кластеров (производство продуктов с высокой
добавленной стоимостью); - развитие контрактного производства высокотехнологичных компонентов и систем; - использование потенциала быстрорастущих рынков Центральной Азии
(прежде всего Республики Казахстан и Республики Узбекистан) для увеличения экспорта продукции омских компаний; - рост инвестиционной привлекательности Омской области, привлечение стратегических инвесторов в экономику и социальную сферу; - реализация транзитного потенциала Омской области, создание транспортно-логистического кластера;
- развитие сектора услуг.
2.5.2. Угрозы социально-экономического развития Омской области
К потенциальным угрозам социально-экономического развития Омской области относятся: - усиление оттока населения из Омской области, утрата г. Омском статуса города-миллионника и, как следствие, сокращение объемов федеральной поддержки, потеря интереса со стороны организаций потребительского сектора; - сокращение количества квалифицированных кадров;
- снижение государственного оборонного заказа;
- сокращение размера внутреннего рынка;
- снижение объема собираемых налогов;
- рост коэффициента демографической нагрузки;
- снижение демографического потенциала и возможности для повышения рождаемости. 3. Видение будущего Омской области
Эффективная работа по реализации Стратегии учитывает возможные варианты и перспективы развития экономики Российской Федерации в целом. В целях определения экономических и институциональных условий, в рамках которых предстоит развиваться Омской области, а также выявления возможностей и ограничений при выборе конкретной региональной политики разработаны различные сценарии развития Омской области. 3.1. Внешние факторы, определяющие возможные сценарии
развития Омской области в долгосрочной перспективе
При выборе ключевых внешних факторов, определяющих возможные сценарии развития Омской области, рассматривались различные экспертные мнения, включая отчет Всемирного Экономического Форума, подготовленный специально для Российской Федерации в 2013 году. В итоге для построения сценариев развития внешней среды, влияющих на Омскую область, выбраны два ключевых фактора, важных с точки зрения воздействия на перспективы развития Российской Федерации и характеризующихся высокой степенью неопределенности и непредсказуемости: - конъюнктура мировой экономики;
- качество институциональной среды в Российской Федерации.
3.1.1. Конъюнктура мировой экономики
В долгосрочной перспективе будет происходить дальнейшая интеграция Российской Федерации в глобальную экономику. Это вызовет усиление конкуренции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Более того, данная тенденция будет создавать дополнительные риски для экономики Омской области в связи с возможным негативным влиянием мирового кризиса. Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию
(далее - ВТО) приведет к выравниванию цен на сырьевые виды продукции внутри страны и на мировых рынках, а также к росту тарифов на транспортные услуги и энергоснабжение. Рост внутренних цен на газ и электроэнергию еще более обострит конкуренцию на российском рынке. Наибольшие преимущества от вступления Российской Федерации в ВТО смогут получить экспортно ориентированные отрасли. При этом обрабатывающие производства (производство пищевых продуктов,
текстильное и швейное производство, производство строительных материалов и т.д.), работающие в основном на внутренний рынок, начнут терять свои конкурентные преимущества. Одной из усиливающихся тенденций последних лет становится снижение темпов роста производительности труда как в развитых, так и в
растущих экономиках. Это связано с исчерпанием возможностей прежней экономики, ориентированной на традиционные ресурсы (дешевое сырье и
рабочая сила, сниженные тарифы, государственный протекционизм и т.д.)
и умеренные (1 - 2 раза за поколение) темпы технологической модернизации. Перспективы дальнейшего роста будут связаны со структурными изменениями и переходом к инновационной экономике (экономике знаний), ключевыми ресурсами которой становятся человеческий капитал и качество среды обитания. Структурные изменения в мировом потреблении энергоресурсов определяют конъюнктуру соответствующего мирового рынка и являются одной из ключевых неопределенностей для будущего российской экономики. Текущие высокие цены на нефть и газ обеспечивают сильное макроэкономическое положение страны, однако существует риск их падения, а это способно вызвать дестабилизацию экономики Российской Федерации. На уровне Российской Федерации конъюнктура рынка энергоресурсов определяет доходную часть бюджета и влияет на реализацию крупных инвестиционных проектов, потребительский спрос, объем государственного оборонного заказа и прочее. Как следствие, на уровне субъекта Российской Федерации стоимость энергоресурсов влияет на объем федеральных поступлений в консолидированный бюджет Омской области, а также, учитывая отраслевую специфику Омской области, на себестоимость продукции, в первую очередь - выпускаемой нефтеперерабатывающими и нефтехимическими организациями. Международное сообщество ориентировано на переход к "зеленой" экономике, для чего проводятся масштабные исследования и внедряются современные разработки в области энергосбережения и использования альтернативных источников энергии, очистки, повторного использования воды, материалов, экологического транспорта. 3.1.2. Качество институциональной среды
в Российской Федерации
Качество институциональной среды представляет собой объединение ряда факторов, влияющих на конкурентоспособность страны, в том числе: - уровень коррупции в органах государственной власти, влияющий непосредственно на эффективность их работы; - качество судебной системы и уровень доверия к судебной власти, от которых зависит эффективность решения экономических споров и готовность хозяйствующих субъектов решать вопросы в судебном порядке; - эффективность финансового рынка и уровень доверия к финансовой системе, от которых зависит доступность финансов для развития хозяйствующих субъектов; - уровень рыночной конкуренции;
- административные барьеры для ведения бизнеса.
От искусственного ограничения конкуренции страдают не только потребители, но и вся экономика, тем более что в условиях глобализирующейся экономики, вступления Российской Федерации в ВТО решения по защите определенных производителей и ограничение конкуренции неизбежно приведут к ослаблению местного производства и усилению позиций иностранных производителей. Таким образом, улучшение институциональной среды окажет существенное влияние на формирование более благоприятного бизнес-климата в Российской Федерации, развитие конкуренции, поощрение
предпринимательства, а следовательно - обеспечение более высоких темпов экономического роста в Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации изменение качества институциональной среды в первую очередь повлияет на федеральную политику в отношении субъектов Российской Федерации, на уровень автономности субъектов Российской Федерации при реализации стратегических решений регионального уровня и на качество работы ключевых федеральных институтов в субъекте Российской Федерации. При этом предполагается, что лидирующих позиций смогут добиться те субъекты Российской Федерации, которые первыми активизируют работу по улучшению институциональной среды на своей территории. Различные комбинации выбранных факторов определяют сценарии, по которым будет развиваться Омская область. 3.2. Возможные сценарии развития Омской области
Реализация того или иного сценария определяет, в каком состоянии будет находиться экономика Омской области и на чем должны сфокусировать свои действия органы государственной власти Омской области. Определены четыре возможных сценария развития Омской области:
- сценарий "Базовый";
- сценарий "Сибирский лидер роста";
- сценарий "Трансформация";
- сценарий "Борьба за выживание".
3.2.1. Сценарий "Базовый"
Высокие цены на нефть обеспечивают медленный рост экономики Российской Федерации и укрепление текущей политической системы. В благоприятных макроэкономических условиях на федеральном уровне не проводятся активные институциональные реформы. Ядром российской экономики остаются "сырьевые" отрасли, при этом идет модернизация организаций нефтепереработки и нефтехимии, поддерживается развитие сельского хозяйства. Вместе с тем увеличивающаяся неэффективность государственного аппарата создает новые барьеры для бизнеса и общества. В случае реализации данного сценария органы исполнительной власти
Омской области должны сконцентрироваться на развитии производственной
инфраструктуры для расширения существующих и создания новых производств. Реализация этой задачи подразумевает не только реновацию
и конверсию старых производственных площадок, чтобы выделить незадействованные площади для размещения новых производств, но и создание специализированных индустриальных парков. Важной задачей является сфокусированное привлечение внешнего финансирования на реализацию проектов развития как за счет средств федерального бюджета, так и за счет прямых иностранных инвестиций. Эти возможности не в полной мере используются Омской областью. Одним из ключевых направлений стимулирования экономического развития в Омской области является поддержка малого и среднего предпринимательства, так как развитие приоритетных кластеров потребует более активного вовлечения новых поставщиков комплектующих, переработчиков производимой продукции, а также хозяйствующих субъектов, оказывающих им сервисные услуги. Не менее важно развитие социальных секторов - образования, здравоохранения, физической культуры и спорта - чтобы создать условия
для социального развития и преодоления социальной апатии, обеспечить хозяйствующие субъекты Омской области качественной и своевременно восстанавливающей свой потенциал рабочей силой. В результате предполагается умеренный рост экономики Омской области в рамках приоритетных кластеров: нефтепереработки и нефтехимии, агропищевого, высокотехнологичных компонентов и систем, лесопромышленного. Ожидается также развитие сектора малого и среднего
бизнеса как в рамках приоритетных кластеров, так и в сфере услуг.
Прогнозируется рост ВРП в 2015 году к уровню 2011 года на 18 процентов, в 2020 году - в 1,5 раза, в 2025 году - в 1,9 раза. Среднегодовая численность занятых в экономике в 2015 году составит 956,5 тыс. человек, в 2020 году - 960 тыс. человек, в 2025 году - 962,5 тыс. человек. 3.2.2. Сценарий "Сибирский лидер роста" Высокие цены на энергоносители обеспечивают стабильный рост доходов средних слоев общества с одновременным усилением запроса на повышение качества институциональной среды. Давление на неэффективный государственный аппарат вынуждает власть к обновлению институциональной среды, особенно в сфере борьбы с коррупцией. Институциональные реформы в совокупности с благоприятной макроэкономической обстановкой создают условия для привлечения инвестиций и диверсификации экономики. Структура экономики Российской
Федерации меняется в сторону увеличения доли производств с высокой степенью переработки, а также высокотехнологичных производств. "Сырьевые" отрасли развиваются умеренным темпом за счет внедрения более эффективных и современных технологий. Постепенно формируется паритет в области принятия решений, влияющих на региональное развитие, между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. В случае реализации данного сценария у органов исполнительной власти Омской области появляются дополнительные возможности для более эффективных действий по развитию и продвижению Омской области. Направления этих действий во многом совпадают с "базовым" сценарием, но при этом они свободны от негативного воздействия неэффективной институциональной среды, что позволит более активно развивать малое и
среднее предпринимательство, привлекать прямые иностранные инвестиции, использовать инструменты федерального финансирования для реализации проектов развития. В Омской области реализуются концепции и программы социально-экономического развития муниципальных районов Омской области, учитывающие индивидуальные особенности и возможности муниципальных образований Омской области в контексте стратегических целей, задач и приоритетов развития Омской области в целом. Растет уровень экономической самостоятельности муниципальных образований Омской области, повышается качество муниципального управления, усиливается вовлеченность муниципальных образований Омской
области во внутрирегиональные и международные процессы.
Качество предоставления государственных и муниципальных услуг существенно повышается, что приводит к росту удовлетворенности населения Омской области. Расширяются возможности привлечения внебюджетных средств в экономику Омской области. Происходит модернизация коммунальной инфраструктуры, повышающая эффективность ее функционирования, снижение размера бюджетных инвестиций, направляемых на ее содержание. Большую роль в управлении коммунальным комплексом начинают играть жители Омской области - потребители услуг. Созданы механизмы поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, направленные на стимулирование их экономической активности через систему "социальных лифтов". Важной задачей остается развитие производственной инфраструктуры,
в первую очередь специализированных индустриальных парков. В приоритете также будет развитие социальных секторов - образования и здравоохранения. В число основных направлений войдет активное продвижение Омской области в Российской Федерации и в мире для привлечения потенциальных инвесторов, высокопрофессиональных специалистов, а также продвижение на мировых туристических рынках и региональном рынке туристических услуг.
Реализация данного сценария в совокупности с эффективной работой органов государственной власти Омской области обеспечит значительный рост экономики Омской области. Помимо развития приоритетных кластеров, произойдет диверсификация экономики Омской области в сторону развития
таких сегментов, как предоставление медицинских услуг на уровне Сибирского федерального округа, развитие транспортно-логистического центра, включая агрологистический комплекс.
Приток инвестиций в Омскую область позволит создать новые высокопроизводительные рабочие места и обеспечить значительный рост доходов населения Омской области. Снижение административных барьеров и реализация механизмов поддержки позволят существенно увеличить долю малого и среднего предпринимательства в структуре экономики. Прогнозируется рост ВРП в 2015 году к уровню 2011 года на 22 процента, в 2020 году - в 1,7 раза, в 2025 году - в 2,3 раза. Среднегодовая численность занятых в экономике в 2015 году составит 972,7 тыс. человек, в 2020 году - 1014,3 тыс. человек, в 2025 году - 1054,1 тыс. человек. 3.2.3. Сценарий "Трансформация"
Развитие поставок нефти и газа на глобальном рынке приводит к постепенному снижению стоимости энергоносителей и стагнации развития "сырьевых" отраслей в Российской Федерации. Структура экономики меняется в сторону повышения доли "несырьевых" производств, таких как глубокая переработка сельскохозяйственной продукции и нефтехимия. Часть субъектов Российской Федерации, сумевших обеспечить высокий уровень институциональной среды и, как следствие, инвестиционной привлекательности, развиваются за счет высокотехнологичных производств, таких как машиностроение, приборостроение, фармацевтика.
Существенное снижение "сырьевых" поступлений в федеральный бюджет приводит к уменьшению федеральной поддержки субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации постепенно делегирует все больше полномочий на уровень субъектов Российской Федерации. Институциональные реформы преимущественно проводятся на уровне субъектов Российской Федерации, при этом преуспевшие в реформах
субъекты Российской Федерации становятся центрами инвестиционной привлекательности. В случае реализации данного сценария органы исполнительной власти
Омской области должны сфокусироваться на поддержке развития обрабатывающих отраслей, особенно в тех сегментах, в которых конкурентоспособность организаций определяется уровнем их компетенций. Структура приоритетных задач в рамках сценария "Трансформация" несколько отличается от предыдущих сценариев. В частности, важными задачами являются поддержка секторов обрабатывающей промышленности и поддержка экспорта продукции, произведенной омскими организациями (промышленным организациям необходимо ориентироваться в большей
степени на экспорт продукции за рубеж, а не на замещение импорта на внутреннем рынке).
По сравнению со сценариями "Базовый" и "Сибирский лидер роста" в данном сценарии важнейшим фактором роста экономики Омской области на среднесрочную перспективу станет привлечение прямых иностранных инвестиций. Это также свидетельствует о важности развития производственной инфраструктуры для привлечения инвесторов. В долгосрочной перспективе не менее важным станет фактор предпринимательства: развитие малого и среднего бизнеса, содействие формированию новых производственных компаний (более благоприятная
институциональная среда поможет поддержать рост предпринимательской активности, которую необходимо направить в промышленное производство)
и поддержка роста вновь созданных, быстроразвивающихся организаций также будут в числе приоритетов этого сценария. Сохранит свою приоритетность развитие социального сектора. В случае реализации данного сценария ожидается умеренный рост экономики Омской области. В первую очередь, увеличатся объемы производства в сельском хозяйстве, производства пищевых продуктов, нефтехимического производства, в структуре выпуска которых значительно вырастет доля экспорта. Также положительная динамика предполагается в машиностроении, приборостроении, информационных технологиях и прочих высокотехнологичных производствах, причем основной вклад внесет производство продукции гражданского направления. Прогнозируется рост ВРП в 2015 году к уровню 2011 года на 8,8 процента, в 2020 году - на 22,5 процента, в 2025 году - на 38 процентов. Среднегодовая численность занятых в экономике Омской области в 2015 году составит 950 тыс. человек, в 2020 году - 954,1 тыс. человек, в 2025 году - 958 тыс. человек. 3.2.4. Сценарий "Борьба за выживание"
Глобальный экономический кризис влечет за собой резкое падение цен на энергоносители и оборачивается кризисом для российской экономики. Значительно растет влияние государства на экономику, первостепенными становятся социальная и экономическая стабильность. В
структуре экономики умеренный рост показывают сегменты сельского хозяйства. В федеральном бюджете увеличивается доля социальных расходов, а также финансовая поддержка неэффективных градообразующих предприятий. Развития институциональной среды не происходит. В случае реализации данного сценария основное внимание органов исполнительной власти Омской области должно быть направлено на антикризисное управление и максимально возможное активное привлечение
ограниченных ресурсов федеральной поддержки для экономики и социальной сферы Омской области. Приоритетом при данном сценарии должно стать сохранение промышленного потенциала Омской области. Следовательно, потребуется оказание в соответствии с законодательством адресной поддержки организациям, включая содействие привлечению кредитных ресурсов. При существенном падении цен на энергоресурсы, сохранении Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|