Расширенный поиск

Постановление Правительства Новосибирской области от 09.12.2014 № 495-п

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 09.12.2014 № 495-п

 

г.Новосибирск

 

О внесении изменений в государственную программу Новосибирской области

«Управление государственными финансами в Новосибирской области

на 2014-2019 годы»

 

 

В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 № 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ» Правительство Новосибирской области п о с т а н о в л я е т:

1. Внести изменения в государственную программу Новосибирской области «Управление государственными финансами в Новосибирской области на 2014-2019 годы», утвержденную постановлением Правительства Новосибирской области от 15.07.2013 № 309-п «О государственной программе Новосибирской области «Управление государственными финансами в Новосибирской области на 2014-2019 годы», изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившими силу постановление Правительства Новосибирской области от 29.01.2014 № 28-п «О субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в рамках государственной программы Новосибирской области «Управление государственными финансами в Новосибирской области на 2014-2019 годы».

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.

 

 

 

Губернатор Новосибирской области                                            В.Ф. Городецкий

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства

Новосибирской области

от 09.12.2014  № 495-п

 

 

«УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Новосибирской области

от 15.07.2013 № 309-п

 

 

Государственная программа Новосибирской области

«Управление государственными финансами в Новосибирской области на 20142019 годы»

 

I. ПАСПОРТ

государственной программы Новосибирской области

 

Наименование государственной программы

«Управление государственными финансами в Новосибирской области на 2014-2019 годы» (далее – государственная программа)

Основные разработчики государственной программы

Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области (далее – МФиНП НСО)

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) государственной программы

МФиНП НСО

 

Руководитель государственной программы

Заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Голубенко В.Ю.

Исполнители подпрограмм государственной программы, отдельных мероприятий государственной программы

МФиНП НСО.

Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Региональный информационный центр» (далее – ГКУ НСО РИЦ).

Управления финансов и налоговой политики районов Новосибирской области (далее – УФиНП районов).

Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (по согласованию)

Цели и задачи государственной программы

Цель: обеспечение долгосрочной сбалансированности, устойчивости бюджетной системы Новосибирской области и повышение качества управления государственными и муниципальными финансами.

Задачи:

1. Планирование доходов областного и консолидированного бюджетов Новосибирской области и обеспечение поступлений в областной бюджет.

2. Планирование расходов областного бюджета Новосибирской области и создание условий для целевого и эффективного использования бюджетных ассигнований.

3. Эффективное управление государственным долгом Новосибирской области.

4. Формирование профессионального кадрового состава МФиНП НСО и содействие в повышении квалификации специалистов финансовых служб органов государственной власти и местного самоуправления.

5. Организация достоверного бюджетного учета, формирование бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений. 6. Стимулирование муниципальных образований к укреплению и развитию собственной доходной базы, обеспечение долгосрочной сбалансированности местных бюджетов.

7. Повышение эффективности использования межбюджетных трансфертов.

8. Повышение качества управления муниципальными финансами

Перечень подпрограмм государственной программы

В рамках государственной программы не предусмотрена реализация подпрограмм

Сроки (этапы) реализации государственной программы

На постоянной основе 01.01.2014-31.12.2019. Этапы реализации государственной программы не выделяются

Объемы финансирования государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 83 939 254,7 тыс. рублей.

Общий объем финансирования на реализацию государственной программы по годам составит:

2014 год – 12 962 252,6 тыс. рублей;

2015 год – 12 581 884,3 тыс. рублей;

2016 год – 11 767 566,2 тыс. рублей;

2017 год – 15 542 517,2 тыс. рублей;

2018 год – 15 542 517,2 тыс. рублей;

2019 год – 15 542 517,2 тыс. рублей,

в том числе за счет средств областного бюджета Новосибирской области:

2014 год – 12 962 252,6 тыс. рублей;

2015 год – 12 581 884,3 тыс. рублей;

2016 год – 11 767 566,2 тыс. рублей;

2017 год – 15 542 517,2 тыс. рублей;

2018 год – 15 542 517,2 тыс. рублей;

2019 год – 15 542 517,2 тыс. рублей.

Главным распорядителем бюджетных средств по государственной программе является МФиНП НСО

Основные целевые индикаторы государственной программы

Основные целевые индикаторы государственной программы:

Отклонение фактического исполнения налоговых и неналоговых доходов областного бюджета от уточненных плановых показателей.

Отношение темпа роста поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Новосибирской области отчетного года к индексу потребительских цен.

Соотношение задолженности по платежам в областной бюджет Новосибирской области к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Новосибирской области за отчетный период к соответствующему показателю аналогичного периода предыдущего года.

Превышение фактической даты направления проекта закона об областном бюджете в Законодательное Собрание Новосибирской области над установленной законодательством (до 1 октября года, предшествующего планируемому периоду).

Срок санкционирования документов – не позднее дня, следующего за представлением документов.

Отношение государственного долга Новосибирской области (за вычетом выданных государственных гарантий) к объему доходов областного бюджета Новосибирской области без учета объема безвозмездных поступлений.

Отклонение от утвержденного срока представления в Федеральное казначейство консолидированной отчетности об исполнении бюджета Новосибирской области и бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений.

Уровень выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований

Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные в количественно измеримых показателях

Реализация государственной программы позволит достичь следующих результатов:

1. Обеспечение общего уровня исполнения налоговых и неналоговых доходов областного бюджета не менее 100%.

2. Снижение влияния задолженности по платежам в областной бюджет Новосибирской области на поступление налоговых и неналоговых доходов. Предусматривается недопустимость увеличения соотношения задолженности по платежам в областной бюджет к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за отчетный год к соответствующему показателю предшествующего года.

3. Создание условий на протяжении всего срока реализации государственной программы для своевременности осуществления кассовых выплат бюджетополучателями и государственными учреждениями Новосибирской области для исполнения принятых ими обязательств.

4. Поддержание объема долговой нагрузки нa областной бюджет Новосибирской области на экономически безопасном уровне (отношение государственного долга Новосибирской области (за вычетом выданных государственных гарантий) к объему доходов областного бюджета Новосибирской области без учета объема безвозмездных поступлений) на протяжении всего срока реализации государственной программы на уровне не более 65%.

5. Повышение уровня выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов к 2019 году с 0,810 до 0,910 раза, городских округов с 0,873 до 0,940 раза, сохранение уровня выравнивания бюджетной обеспеченности поселений на протяжении всего срока реализации государственной программы на уровне 1

Электронный адрес размещения государственной программы в сети Интернет

http://mfnso.nso.ru/Documentation/targeted_programme/Pages/default.aspx

 

II. Обоснование необходимости реализации государственной программы

 

В 2010-2012 годах сложились благоприятные условия возобновления роста экономики после преодоления кризисных явлений, наблюдавшихся на мировых финансовых рынках и на финансовых рынках Российской Федерации в предыдущие два года.

За счет улучшения экономических показателей восстановились докризисные объемы налоговых поступлений по всем отраслям. При этом значительной остается дифференциация в уровне развития территорий области (77,0% доходов областного бюджета собрано на территории города Новосибирска).

В 2011-2012 годах основной целью налоговой политики Новосибирской области являлось увеличение доходного потенциала налоговой системы и повышение уровня собственных доходов бюджета области при одновременной поддержке отдельных категорий налогоплательщиков и граждан.

Работа по увеличению доходов бюджета области велась по следующим основным направлениям:

налогового стимулирования инвестиционной деятельности;

оптимизации существующей системы налоговых льгот и освобождений;

совершенствования системы налогового администрирования, путем внедрения инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

Консолидированный бюджет Новосибирской области за 2011 год исполнен по доходам в сумме 112 628 887,1 тыс. рублей или 103,3% к уточненному плану консолидированного бюджета 108 999 061,6 тыс. рублей. На 2012 год уточненный план по доходам составил 126 717 860,3 тыс. рублей или 112,5% от фактического поступления доходов за 2011 год, фактическое исполнение плана составило 101,8%. По состоянию на 01.01.2013 по информации Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области недоимка по налогам и сборам, поступающим в консолидированный бюджет Новосибирской области, составила 3 808 967,0 тыс. рублей. По сравнению с началом года общий рост недоимки в консолидированный бюджет Новосибирской области составил 569 281,0 тыс. рублей или 17,6%. Столь значительная сумма недоимки является потенциальным резервом пополнения доходной части консолидированного бюджета Новосибирской области.

Основные параметры доходов консолидированного бюджета Новосибирской области приведены в таблице 1.

Таблица 1

тыс. рублей

Показатели

2011 год

2012 год

Уточненный

план по консолидиро-ванному

бюджету НСО

Фактическое исполнение консолидиро-

ванного

бюджета НСО

Исполне-ние,

%

Уточненный план по консолидиро-ванному бюджету НСО

Темп роста к факту 2011 года,

%

Фактическое исполнение консолидиро-ванного бюджета НСО

Темп роста к факту 2011 года, %

Доходы, всего

108 999 061,6

112 628 887,1

103,3

126 717 860,3

112,5

129 040 943,8

114,6

в том числе налоговые и неналоговые доходы

88 694 341,8

91 119 431,0

102,7

105 864 256,0

116,2

105 648 511,5

115,9

Доля в общем объеме доходов, %

81,4

80,9

 

83,5

 

81,9

 

 

Областной бюджет Новосибирской области за 2011 год исполнен по доходам в сумме 86 069 118,7 тыс. рублей или 105,4% к уточненному плану областного бюджета 81 652 276,2 тыс. рублей. На 2012 год уточненный план по доходам составил 97 327 726,8 тыс. рублей или 113,1% от фактического поступления доходов за 2011 год, фактическое поступление составило 99 741 149,3 тыс. рублей.

Основные параметры доходов областного бюджета Новосибирской области приведены в таблице 2.

Таблица 2

тыс. рублей

Показатели

2011 год

2012 год

Уточненный план по областному бюджету Новосибирской области

Фактически исполнено по областному бюджету Новосибирской области

Испол-

нение,

%

Уточненный план по областному бюджету Новосибирской области

Темп роста к факту 2011 года, %

Фактически исполнено по областному бюджету Новосибирской области

Темп роста

к факту 2011 года, %

Доходы, всего

81 652 276,2

86 069 118,7

105,4

97 327 726,8

113,1

99 741 149,3

115,9

Налоговые и неналоговые доходы

61 785 373,6

64 948 854,7

105,1

76 907 697,0

118,4

76 617 590,1

118,0

Доля в общем объеме доходов, %

75,7

75,5

 

79,0

 

76,8

 

 

По состоянию на 31.12.2012 по информации Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области недоимка по налогам и сборам, поступающим в областной бюджет Новосибирской области, составила 3 082 455,0 тыс. рублей. По сравнению с началом 2012 года общий рост недоимки в областной бюджет Новосибирской области составил 482 614,0 млн. рублей или 18,6%. Динамика недоимки в областной и консолидированный бюджет Новосибирской области отражена в таблице 3.

Таблица 3

тыс. рублей

Вид доходов

На

01.01.2011

На

01.01.2012

Снижение (увеличение) с начала года

На

01.01.2013

Снижение (увеличение) с начала года

Темп роста налогов 2012 года к 2011 году, %

Областной бюджет Новосибирской области

3 980 520,3

2 599 841,4

65,3

3 082 455,4

118,6

117,4

Консолидирован-ный бюджет Новосибирской области

4 979 666,7

3 239 685,7

65,1

3 808 966,9

117,6

119,0

 

В обеспечении сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Новосибирской области немаловажную роль играет эффективное управление государственным долгом.

Политика в области управления государственным долгом является неотъемлемой частью политики управления государственными финансами субъекта Российской Федерации. Эффективная долговая политика характеризуется не только отсутствием просроченных долговых обязательств, но также гибкостью и прозрачностью системы управления государственным долгом, публичностью государственных долговых обязательств.

Объем государственного долга Новосибирской области в последние годы имеет тенденцию к увеличению, в связи с чем поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей.

Долговая нагрузка (государственный долг Новосибирской области за вычетом выданных государственных гарантий, в % к объему доходов областного бюджета Новосибирской области без учета объема безвозмездных поступлений) на областной бюджет увеличилась с 6,48% по состоянию на 01.01.2009 до 31,16% по состоянию на 01.01.2014 (таблица 4).

Таблица 4

тыс. рублей

Показатель

На

01.01.2009

На

01.01.2010

На

01.01.2011

На

01.01.2012

На

01.01.2013

На

01.01.2014

Доходы без учета объема безвозмездных поступлений, тыс. руб.

50 172 852,3

46 804 616,5

55 838 960,1

64 948 854,7

76 617 590,1

78 204 852,9

Долг без учета выданных государственных гарантий, тыс. руб.

3 251 206,0

2 868 597,5

4 511 256,1

6 271 256,1

11 323 897,6

24 366 914,6

Долговая нагрузка

6,48

6,13

8,08

9,66

14,78

31,16

 

Тем не менее, показатели государственного долга и долговой нагрузки выгодно отличают Новосибирскую область от большинства субъектов Российской Федерации. При ранжировании субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки Новосибирская область входит в число субъектов Российской Федерации с уровнем долговой нагрузки ниже среднего значения по России, занимая 60-ое место из 83-х (таблица 5).

Таблица 5

Оценка уровня долговой нагрузки на бюджеты субъектов

Российской Федерации по состоянию на 01.12.2013

 

 

Новосибирская область

Субъекты Российской Федерации

Наилучшее значение

Наихудшее значение

Государственный долг, в % к объему доходов без учета объема безвозмездных поступлений

31,29

0,00

172,14

 

Сложившаяся система управления общественными финансами является результатом активных процессов реформирования, начавшихся еще в 1994 году. Важным новым этапом в реформировании общественных финансов являлась реализация Программы Правительства Новосибирской области по повышению эффективности бюджетных расходов областного бюджета Новосибирской области на период 2011-2013 годов, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.08.2011 № 343-п.

В результате реформирования сферы общественных финансов Новосибирской области:

обеспечена четкая законодательная регламентация процесса формирования и исполнения областного бюджета Новосибирской области;

осуществлен переход к формированию и утверждению областного бюджета на трехлетний период.

В связи с кризисными явлениями в 2009 году было приостановлено действие отдельных норм Закона Новосибирской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области» на трехлетний период. Были внесены изменения в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», в котором исключены показатели областного бюджета, предусмотренные на 2010 и 2011 годы, а также положения закона о бюджете в части планового периода. Бюджет на 2010 год тоже был принят на один год. При подготовке проекта областного закона «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» действие норм, касающихся трехлетнего бюджета, было восстановлено.

В то же время, в условиях ограниченности финансовых ресурсов и необходимости повышения эффективности расходования бюджетных средств возрастает актуальность повышения качества планирования и исполнения областного бюджета.

В перспективе формирование и утверждение областного бюджета Новосибирской области на трехлетний период целесообразно будет рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию:

введена практика докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, обоснований бюджетных ассигнований;

осуществлена разработка государственных программ и ведомственных целевых программ Новосибирской области;

произведено разграничение полномочий и расходных обязательств Новосибирской области и муниципальных образований Новосибирской области, сформированы на новой основе межбюджетные отношения, законодательно утверждена методика распределения дотаций из областного бюджета Новосибирской области на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, основанная на объективных критериях оценки бюджетной обеспеченности и налогового потенциала муниципальных образований;

организовано казначейское исполнение бюджета по варианту с открытием и ведением лицевых счетов получателей средств в финансовом органе субъекта Российской Федерации;

обеспечено ведение регулярного мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств областного бюджета Новосибирской области и муниципальными образованиями Новосибирской области на основе системы показателей (индикаторов) состояния областного бюджета Новосибирской области;

осуществление бюджетного процесса происходит с учетом безусловного исполнения действующих обязательств и оценки принимаемых расходных обязательств, исходя из ресурсных возможностей областного бюджета;

бюджетные ассигнования на выполнение государственных услуг (работ) планируются в виде субсидии государственным бюджетным и автономным учреждениям Новосибирской области на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидии на иные цели.

За последние пять лет успешно реализованы крупные проекты по автоматизации процессов планирования бюджета, ведения реестра расходных обязательств, сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств, исполнения бюджета по казначейской системе.

Обновление социально-экономических процессов требует постоянного совершенствования системы управления общественными финансами.

На сегодняшний день в Новосибирской области существует ряд проблем, связанных с созданием стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами, оптимизацией функций государственного управления, развитием внутреннего финансового контроля. Не решенными остаются следующие моменты: включение в проект областного бюджета Новосибирской области на очередной финансовый год и плановый период вновь принимаемых расходных обязательств без конкурсного отбора и проведения тщательной экспертизы на предмет их социальной значимости, отсутствие контроля за качеством предоставления государственных услуг (выполнением работ) и оценкой показателей, характеризующих качество и объем государственных услуг (работ), утвержденных в государственном задании, по результатам которой должны вносится соответствующие коррективы в объем предоставляемой субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на предоставление государственных услуг (выполнение работ). Не всегда бюджетополучатели и государственные учреждения Новосибирской области выполняют требования законодательства по соответствию принимаемых ими обязательств доведенным плановым назначениям.

Межбюджетные отношения являются одной из ключевых сфер взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они должны быть направлены на стимулирование органов местного самоуправления к укреплению и развитию собственной доходной базы, обеспечение выравнивания их финансовых возможностей по исполнению полномочий по вопросам местного значения, качественное исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, экономное и эффективное расходование средств межбюджетных трансфертов, предоставленных местным бюджетам.

Не менее важным для среднесрочного и долгосрочного планирования деятельности органов местного самоуправления является стабильность и предсказуемость бюджетной политики органов государственной власти в отношении муниципальных образований, а также своевременная ее корректировка с учетом новых вызовов и задач, а также изменения законодательства.

На сегодняшний день часть задач в сфере межбюджетных отношений в Новосибирской области успешно решается:

объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам, на 2013 год составил 43 791 635,1 тыс. рублей, что обеспечило законодательно установленное разграничение расходных полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления;

предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их предоставление и использование, распределение межбюджетных трансфертов основано на прозрачных методиках их расчетов;

местные бюджеты формируются и утверждаются по единым принципам и подходам в соответствии с бюджетным законодательством, качество решений о бюджете, а также всех необходимых дополнительных документов улучшилось;

Законом Новосибирской области от 07.11.2011 № 132-ОЗ «О единых нормативах отчислений в бюджеты муниципальных образований Новосибирской области от налога на доходы физических лиц и межбюджетных трансфертах между областным бюджетом Новосибирской области и бюджетами муниципальных образований Новосибирской области» утверждены:

единые нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц для муниципальных районов и городских округов в размере, необходимом для соблюдения требований части 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации; изменения методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в Новосибирской области, предусматривающие для муниципальных образований, чей темп роста доходов превышает среднеобластное значение, сохранение при расчете дотации части собственных доходов, обусловленных позитивной динамикой в экономике;

сохранена практика наделения органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности, способствующая укреплению сотрудничества между муниципальными районами и поселениями при решении вопросов местного значения.

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в сфере межбюджетных отношений, на сегодняшний день имеется ряд актуальных проблем, положительная динамика в решении которых напрямую влияет на возможность исполнения органами местного самоуправления вопросов местного значения, что в конечном счете отражается на качестве жизни людей, проживающих на территории данного муниципального образования.

Более 85% муниципальных образований Новосибирской области относятся к числу высокодотационных. Это означает, что выполнение полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, в данных муниципалитетах напрямую зависит от объемов финансовой помощи из областного бюджета.

Кроме того, минимальное внесение изменений в основные нормативные акты, регулирующие установление единых нормативов отчислений от налогов, зачисляемых в областной бюджет, расчет и предоставление выравнивающих межбюджетных трансфертов, целевых межбюджетных трансфертов, не связанное с изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, должно обеспечить стабильные условия функционирования муниципальных финансов.

Анализ практики предоставления местным бюджетам и использования полученных ими целевых межбюджетных трансфертов за последние годы показал следующее:

узкоцелевая направленность каждого трансферта существенно ограничивает оперативные возможности органов местного самоуправления при выборе направлений их расходования, что приводит к образованию и накоплению остатков неиспользованных трансфертов;

большое количество целевых трансфертов, каждый из которых имеет свои классификационные признаки, нормативную базу и требует обособленного учета в местных бюджетах, приводит к не всегда обоснованному росту трудозатрат на их администрирование со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления;

органы местного самоуправления сохраняют стремление технически «освоить» выделенные средства, нежели обеспечивают их эффективное использование.

Таким образом, обозначив нерешенные проблемы, в период 2013-2019 годов будет решаться следующее:

1. Будет продолжена реализация комплекса мер, направленных на мобилизацию доходов консолидированного бюджета Новосибирской области и снижение недоимки.

2. В сфере управления государственным долгом требуется обеспечение доступа Новосибирской области к источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований и поддержание умеренной долговой нагрузки.

В целях сохранения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, оптимальной долговой нагрузки государственной программой предусматривается реализация мер, направленных на эффективное управление государственным долгом Новосибирской области.

Показатели государственного долга Новосибирской области выгодно отличают Новосибирскую область от большинства субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, в случае приближения долговых индикаторов к пороговым, критическим значениям потребуется проводить политику ограничения государственных расходов и заимствований.

Будет продолжен курс на минимизацию стоимости заимствований и использование долговых инструментов, соответствующих в первую очередь этому требованию. Проведение регулярного мониторинга ситуации на рынке капитала позволит своевременно выявлять тенденции изменения процентных ставок и оптимизировать кредитный портфель, а также структуру государственного долга в целом.

В рамках обеспечения прозрачности управления государственным долгом будет продолжена практика по публикации на официальном сайте финансового органа Новосибирской области информации о состоянии государственного долга, планах государственных заимствований.

На текущем этапе развития региональной экономики все более значительную роль играют государственные гарантии, выступая в качестве важного инструмента экономической политики. Постановлением Правительства Новосибирской области от 01.09.2011 № 383-п была утверждена долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2012-2021 годы». В целях содействия привлечению финансовых ресурсов из внебюджетных источников для реализации инвестиционных проектов система программных мероприятий предполагает предоставление государственных гарантий в качестве обеспечения исполнения обязательств инвесторов, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов. Эффективное использование данного инструмента призвано способствовать достижению такой цели, как создание условий для привлечения инвестиций в приоритетные направления социально-экономического развития Новосибирской области.

Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры областного бюджета. Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства и включается в общий объем государственного долга Новосибирской области. Таким образом, увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита.

Условные обязательства в структуре государственного долга Новосибирской области занимают небольшой удельный вес (по состоянию на 01.01.2014 – 0,4%), но имеют тенденцию к росту.

Учитывая изложенное, в планируемом периоде долговая политика должна предполагать управление бюджетными рисками при оказании государственной гарантийной поддержки. Особенно актуальным будет рациональный подход при определении условий предоставления и исполнения государственных гарантий, а так же контроль за соблюдением юридическими лицами обязательств по предоставленным государственным гарантиям.

В 2013 году международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги Новосибирской области в иностранной и национальной валюте с уровня «BB+» до «BBВ-», а также долгосрочный рейтинг по национальной шкале – с уровня «AA(rus)» до «AA+(rus)». Прогноз по рейтингам – «Стабильный». Краткосрочный рейтинг региона в иностранной валюте повышен с уровня «B» до «F3». Новосибирская область занимает лидирующее положение в Сибирском федеральном округе по уровню международного кредитного рейтинга (таблица 6).

Таблица 6

Оценка значения международного кредитного рейтинга

Новосибирской области среди субъектов Российской Федерации

Сибирского федерального округа по состоянию на 01.01.2014

 

 

Новосибирская область

Субъекты Российской Федерации Сибирского Федерального округа

Наилучшее значение

Наихудшее значение

Международная шкала

ВВВ-

ВВВ-

ВВ-

Национальная шкала

АА+(rus)

АА+(rus)

AA-(rus)

 

Взаимодействие с международными рейтинговыми агентствами в предстоящем периоде и наличие действующего кредитного рейтинга будет обеспечивать благоприятный имидж и репутацию области, расширенные возможности при любой коммерческой или финансовой операции. В рамках управления государственным долгом кредитный рейтинг будет способствовать привлечению ресурсов на рынках капитала на благоприятных условиях и включению ценных бумаг Новосибирской области в ломбардный список Центрального банка Российской Федерации.

3. Совершенствование существующей модели финансирования государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями Новосибирской области, которая недостаточно эффективна из-за слабой взаимосвязи между объемами финансирования и достигаемыми результатами. Вследствие отсутствия обоснованных требований к качеству оказания услуг, затруднено определение объемов финансового обеспечения выполнения учреждениями государственного задания, а также оценка эффективности и результативности бюджетных расходов.

4. Основные усилия по совершенствованию межбюджетных отношений будут направлены на решение следующих ключевых вопросов:

стимулирование муниципальных образований к укреплению и развитию собственной доходной базы;

обеспечение стабильности и предсказуемости во взаимоотношениях между органами государственной власти и органами местного самоуправления;

обеспечение долгосрочной сбалансированности местных бюджетов;

укрупнение финансовых потоков, повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов в использовании межбюджетных трансфертов с одновременным повышением ответственности за результативность и эффективность их использования;

повышение качества управления муниципальными финансами;

нормативно-методическое обеспечение бюджетного процесса на территории Новосибирской области.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов областного и местных бюджетов существует риск недофинансирования обязательств, исполнение которых должно быть гарантировано. В связи с этим, продолжение политики по стимулированию муниципальных образований к наращиванию собственного доходного потенциала остается важнейшей задачей, от реализации которой зависит существование местного самоуправления на территории Новосибирской области. Реализация данной задачи, в частности, предполагается в направлении выделения стимулирующих субсидий муниципальным образованиям, достигшим наилучших результатов в социальном и экономическом развитии, с соответствующими изменениями критериев их отбора.

Актуальной задачей на ближайшее время является укрупнение межбюджетных трансфертов с одновременным введением по всем целевым трансфертам показателей результативности и эффективности их использования. В перспективе соотношение между нецелевыми и целевыми межбюджетными трансфертами должно сформироваться в сторону увеличения доли нецелевых межбюджетных трансфертов.

Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.12.2012 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», требуют утверждения на долгосрочный период перечня расходных обязательств муниципальных образований, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из областного бюджета Новосибирской области, с обозначением целевых значений показателей результативности их предоставления.

Мероприятия в рамках совершенствования методики распределения нецелевых межбюджетных трансфертов должны способствовать увеличению доли выравнивающих межбюджетных трансфертов и снижению балансирующих при сохранении общего объема оказываемой муниципальным образованиям нецелевой финансовой помощи.

Разработанная государственная программа имеет существенные отличия от большинства других государственных программ Новосибирской области. Она является в большей степени «обеспечивающей», то есть ориентированной на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, реализующих другие государственные программы, условий и механизмов их реализации.

Целью государственной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности, устойчивости бюджетной системы Новосибирской области и повышение качества управления государственными и муниципальными финансами.

Соответственно, с учетом специфики государственной программы для измерения ее результатов будут использоваться не только количественные индикаторы, но и качественные оценки.

Основным внешним риском реализации государственной программы является существенное изменение макроэкономических параметров по сравнению с теми, которые были заложены при формировании государственной программы и изменения федерального законодательства в части изменения полномочий субъектов Российской Федерации без соответствующих финансовых ресурсов.

Планируемыми результатами реализации государственной программы являются:

обеспечение общего уровня исполнения налоговых и неналоговых доходов областного бюджета не менее 100%;

поддержание объема долговой нагрузки нa областной бюджет Новосибирской области на экономически безопасном уровне (отношение государственного долга Новосибирской области (за вычетом выданных государственных гарантий) к объему доходов областного бюджета Новосибирской области без учета объема безвозмездных поступлений) на протяжении всего срока реализации государственной программы в пределах 65%;

исполнение в полном объеме расходных обязательств, осуществляемых МФиНП НСО.

Общий прогноз развития сферы реализации государственной программы непосредственно связан с прогнозом социально-экономического развития в 20142019 годах.

 

III. Цели и задачи государственной политики, важнейшие целевые индикаторы государственной программы

 

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих стратегических документах:

Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 № 474;

Программа социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденная Законом Новосибирской области от 02.12.2010 № 10-ОЗ;

основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, одобренные распоряжением Правительства Новосибирской области от 18.06.2012 № 172-рп.

В соответствии с указанными документами сформированы следующие приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы:

1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы путем:

проведения мониторинга поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и состояния налоговой недоимки на предмет необходимости уточнения плановых назначений по доходам;

проведения мониторинга задолженности перед областным бюджетом по уплате налогов и иных обязательных платежей на предмет выявления причин возникновения;

проведения оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством Новосибирской области;

повышения надежности экономических прогнозов и консервативности предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;

формирования областного бюджета с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы Новосибирской области, основанных на реалистичных оценках;

недопустимости увязки в ходе исполнения областного бюджета объемов расходов бюджета с определенными доходными источниками, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;

планирования бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

принятия новых расходных обязательств на основе конкурсного отбора и проведения тщательной экспертизы на предмет их значимости;

анализа состава действующих расходных обязательств, подготовки предложений на главных распорядителей бюджетных средств (курирующих отрасль заместителей Губернатора Новосибирской области) по оптимизации подходов в исполнении расходных обязательств;

развития методологии финансового менеджмента в секторе государственного управления, а также критериев оценки (мониторинга) его качества;

оказания методической поддержки главным распорядителям средств областного бюджета в повышении качества финансового менеджмента;

проведения экспертизы и мониторинга реализации ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов.

2. Планирование расходов бюджета и совершенствование программно-целевого планирования путем:

подготовки проектов законов Новосибирской области и нормативных правовых актов по осуществлению бюджетного процесса;

подготовки нормативного правового акта, определяющего основные направления бюджетной политики Новосибирской области на среднесрочную перспективу;

подготовки проекта закона Новосибирской области на очередной финансовый год и плановый период;

разработки и утверждения долгосрочной бюджетной стратегии на основе показателей социально-экономического развития Новосибирской области;

разработки единых требований по оценке эффективности использования бюджетных средств на реализацию мероприятий целевых программ.

3. Совершенствование межбюджетных отношений и повышение качества управления муниципальными финансами путем:

совершенствования законодательной базы в части межбюджетных отношений;

улучшения качества администрирования главными распорядителями средств межбюджетных трансфертов, направляемых в местные бюджеты;

осуществления методологической поддержки муниципальных образований.

4. Эффективное управление государственным долгом Новосибирской области в соответствии со следующими принципами:

полнота и своевременность исполнения долговых обязательств;

обеспечение финансирования дефицита областного бюджета путем привлечения ресурсов на рынках капитала на благоприятных условиях;

прозрачность управления государственным долгом.

5. Повышение открытости информации о результатах деятельности органов государственной власти путем размещения информации на информационных ресурсах МФиНП НСО о прошлой, текущей и планируемой деятельности МФиНП НСО по подготовке и исполнению областного бюджета Новосибирской области в доступной для населения форме.

Исходя из обозначенных ориентиров определена цель государственной программы – обеспечение долгосрочной сбалансированности, устойчивости бюджетной системы Новосибирской области и повышение качества управления государственными и муниципальными финансами.

Достижение цели государственной программы будет осуществляться путем решения задач:

1. Планирование доходов областного и консолидированного бюджетов Новосибирской области и обеспечение поступлений в областной бюджет Новосибирской области.

2. Планирование расходов областного бюджета Новосибирской области и создание условий для целевого и эффективного использования бюджетных ассигнований.

3. Эффективное управление государственным долгом Новосибирской области.

4. Формирование профессионального кадрового состава МФиНП НСО и содействие в повышении квалификации специалистов финансовых служб государственных и муниципальных органов власти.

5. Организация достоверного бюджетного учета, формирование бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.

6. Стимулирование муниципальных образований к укреплению и развитию собственной доходной базы, обеспечение долгосрочной сбалансированности местных бюджетов.

7. Повышение эффективности использования межбюджетных трансфертов.

8. Повышение качества управления муниципальными финансами.

Целевыми индикаторами, характеризующими результаты реализации государственной программы, являются:

1. Отклонение фактического исполнения налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Новосибирской области от уточненных плановых показателей.

Данный показатель отражает точность планирования налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Новосибирской области. Значения для расчета показателя отражены в отчетах об исполнении областного бюджета Новосибирской области, а также в законе об областном бюджете Новосибирской области на очередной финансовый год и плановый период.

2. Отношение темпа роста поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Новосибирской области отчетного периода к индексу потребительских цен.

Данный показатель характеризует динамику поступлений налоговых доходов консолидированного бюджета Новосибирской области отчетного периода к аналогичному периоду прошлого года относительно индекса потребительских цен.

3. Соотношение задолженности по платежам в областной бюджет Новосибирской области к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Новосибирской области за отчетный период к соответствующему показателю аналогичного периода предыдущего года.

Показатель отражает взвешенную динамику задолженности отчетного периода к отчетному периоду предшествующего года, измеряется в виде коэффициента и характеризует рост задолженности, если индикатор больше единицы, и снижение – если индикатор меньше единицы.

4. Наличие отчета о ежегодной оценке эффективности налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством.

Отчет об оценке эффективности налоговых льгот составляется ежегодно в соответствии с Порядком оценки эффективности предоставленных налоговых льгот в Новосибирской области иным категориям налогоплательщиков и Методики оценки эффективности предоставленных налоговых льгот в Новосибирской области иным категориям налогоплательщиков, утвержденных приказом МФиНП НСО от 13.02.2014 № 15-НПА, а также на основании критериев эффективности налоговых льгот, установленных иным категориям налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства Новосибирской области от 22.07.2013 № 318-п, в соответствии со статьей 8.14 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области».

5. Доля нормативных правовых актов, регламентирующих порядки предоставления государственной поддержки, содержащих норму о безусловном исполнении субъектами государственной поддержки выполнения налоговых обязательств перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также по платежам во внебюджетные фонды, в общем количестве нормативно-правовых актов, регламентирующих порядки предоставления государственной поддержки.

6. Превышение фактической даты направления проекта закона об областном бюджете Новосибирской области в Законодательное Собрание Новосибирской области над установленной законодательством (до 1 октября года, предшествующего планируемому периоду).

7. Срок санкционирования документов – не позднее дня, следующего за представлением документов.

8. Доля принятых к учету обязательств по приобретению товаров (работ, услуг), предоставленных бюджетополучателями и государственными учреждениями Новосибирской области, в объемах, не превышающих доведенные плановые назначения.


Информация по документу
Читайте также