Расширенный поиск

Постановление Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 № 89-п

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 01.04.2016 № 89-п

 

г. Новосибирск

 

Об утверждении программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года

 

(В редакции Постановления Правительства Новосибирской области

от 11.07.2017 г. № 263-п)

 

В целях ускорения развития экономики Новосибирской области путем формирования новых высокотехнологичных отраслей, восстановления и модернизации на базе принципиально новых технологий действующих производств, позволяющих существенно увеличить выпуск продукции, услуг и производительность труда в Новосибирской области, Правительство Новосибирской области  п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую программу реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года (далее – Программа).

2. Заместителю Губернатора Новосибирской области Соболеву А.К.:

1) в срок до 15.04.2016 организовать разработку плана мероприятий по реализации Программы на 2016-2018 годы;

2) в срок до 30.06.2016 организовать подготовку презентации Программы для представления на рассмотрение заседания Правительства Российской Федерации.

3. Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области:

1) обеспечить своевременное представление информации, необходимой для формирования плана мероприятий по реализации Программы;

2) организовать работу по внесению изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие порядки предоставления мер государственной поддержки за счет средств областного бюджета Новосибирской области, с целью установления приоритетности оказания мер государственной поддержки за счет средств областного бюджета Новосибирской области проектам в рамках Программы;

3) предусмотреть при внесении изменений в государственные программы Новосибирской области финансовые обязательства по оказанию мер государственной поддержки за счет средств областного бюджета Новосибирской области проектам в рамках Программы;

4) обеспечить привлечение средств федерального бюджета в рамках реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы на реализацию проектов в рамках Программы.

4. Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Нелюбов С.А.) в срок до 15.04.2016 организовать проведение независимой экспертизы инновационных проектов в рамках Программы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Соболева А.К.

 

 

 

Губернатор Новосибирской области                                 В.Ф. Городецкий

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Новосибирской области

от 01.04.2016 № 89-п

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Новосибирской области

от 01.04.2016 № 89-п

 

 

 

ПРОГРАММА

РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

 

(В редакции Постановления Правительства Новосибирской области

от 11.07.2017 г. № 263-п)

 

Новосибирск, 2016 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

Раздел I. Программа реиндустриализации в системе стратегического планирования Новосибирской области. 7

1. Предпосылки и потенциал реиндустриализации экономики Новосибирской области. 7

2. Цель, основные задачи и принципы реиндустриализации экономики Новосибирской области. 13

3. Социальная направленность и социальные последствия  реиндустриализации  16

Раздел II. Основные направления и потенциальные проекты  программы реиндустриализации экономики Новосибирской области. 21

1. Приоритеты, ключевые направления и общая архитектура программы реиндустриализации экономики Новосибирской области. 21

2. «Флагманские» комплексные проекты реиндустриализации. 23

2.1. Проект «Создание масштабируемого промышленного производства одностенных углеродных нанотрубок и наномодификаторов на их основе». 27

Научно-технологические заделы. 29

Потенциал проекта. 29

Реализация проекта. 30

Инвестиционные затраты на проект. 31

2.2. Проект «Создание и развитие кластера высокотехнологичной медицины в Новосибирской области». 31

2.3. Проект «Создание и развитие кластера микро-, нано- и биоэлектроники»  37

2.4. Проект «Умный регион». 42

2.5. Проект «Организация импортозамещающего промышленного производства современных биотехнологических препаратов и ферментов для кормопроизводства». 46

2.6. Разработка национальной платформы промышленной автоматизации  (НППА) 50

2.7. «БиоФармПолис»: разработка и производство оригинальных биофармацевтических препаратов и субстанций антибиотиков. 53

2.8. Сибирский металлурго-машиностроительный кластер аддитивных цифровых технологий и производств. 56

2.9. Создание производства и инфраструктуры по глубокой переработке алюминия: промышленно-технологический парк «13 элемент». 58

3. Потенциальные проекты импортозамещения и технологического развития традиционных отраслей экономики через стимулирование спроса на инновации. 61

4. Потенциальные проекты инновационно-инжинирингового пояса Новосибирского научного центра СО РАН и вузовской науки. 70

4.1. Инжиниринговый центр промышленных технологий выращивания и глубокой переработки быстровозобновляемого растительного сырья. 71

4.2. Центр стерилизации на базе промышленного ускорителя Института ядерной физики СО РАН.. 72

4.3. Центр сверхтвердых абразивных материалов. 73

4.4. Центр компетенций в области селекции и семеноводства в Сибири. 74

4.5. Центр обогащения редкоземельных металлов (РЗМ) 75

4.6. Центр лазерно-плазменных технологий. 75

4.7. Инжиниринговый центр комплексных каталитических технологий и малотоннажной химии. 76

4.8. Инжиниринговый центр высокоэнергетической импульсной обработки материалов. 77

4.9. Разработка технологии получения антибактериальных лекарственных средств на основе наноразмерных субстанций соединений висмута. 79

4.10. Генетическая карта здоровья. 80

4.11. Центр молодежного инновационного творчества. 82

4.12. Организация Технологического института НГУ.. 82

4.13. Инжиниринговый центр протеомного и метаболомного анализа. 83

4.14. Разработка и освоение адаптивно-ландшафтных систем земледелия и ресурсосберегающих технологий возделывания зерновых культур в Новосибирской области. 83

4.15. Разработка и организация опытного производства эндозонда для диагностики организма человека. 84

4.16. Индивидуальный экспресс-анализ химического состава  продуктов питания и окружающей среды (смартфонов) 84

4.17. Инновационно-производственный комплекс для выпуска технологических компонентов и приборов фотоэлектроники. 85

4.18. Научно-производственный центр промышленных технологий по утилизации попутных продуктов сжигания угля тепловых электростанций (НПЦ ПТУ ППСУ) 86

4.19. Накопители электрической энергии. 86

4.20. Разработка методологии модального анализа крупногабаритных конструкций по результатам испытаний их составных частей. 87

4.21. Проекты Новосибирского государственного технического университета  87

4.22. Аналитический центр «Стройконсалтинг». 88

4.23. Инфокоммуникационный технопарк (ИКТ-технопарк) 88

5. Пространственный вектор Программы.. 89

5.1. «Сибирский наукополис». 91

5.2. «Аэросити». 92

5.3. Реиндустриализация экономики в муниципальных районах и сельских поселениях Новосибирской области. 93

6. Обеспечение продовольственной безопасности Новосибирской области на основе инновационного развития АПК.. 101

III. Кластерное, инфраструктурное и социальное сопровождение  процессов реиндустриализации. 105

1. Стратегические интеграционные инициативы и кластеры  реиндустриализации. 105

1.1. Инновационный территориальный кластер IT и биотехнологий. 105

1.2. Сибирская биотехнологическая инициатива. 106

2. Социальное сопровождение Программы реиндустриализации. 108

2.1. Подпрограмма «Кадры реиндустриализации». 108

2.2. Подпрограмма «Здоровый регион». 111

3. Инфраструктура поддержки проектов реиндустриализации: научно-технологические и промышленные парки, инжиниринговые центры.. 114

IV. Механизмы, инструменты, институты и ресурсы Программы.. 119

1. Кластерная и парковая политики как важнейшие управленческие  политики Программы.. 119

2. Механизмы и инструменты реализации Программы.. 120

3. Система управления реализацией Программы.. 130

4. Институциональное и информационное сопровождение Программы реиндустриализации экономики Новосибирской области. 133

5. Ресурсное обеспечение Программы.. 136

6. Мониторинг реализации Программы.. 137

V. Дорожная карта Программы.. 138

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время Российская Федерация стоит перед сложной проблемой преодоления последствий процессов деиндустриализации[1][1] ее экономического потенциала, которая возникла в период экономических и политических преобразований 90-х годов.

Негативные эффекты деиндустриализации заключались не столько в разрушении отдельных предприятий, но в разрушении народно-хозяйственного комплекса как некоего исторически сложившегося целого, ориентированного на процесс расширенного воспроизводства в национальном масштабе. В результате в рейтинге глобальной конкурентоспособности в 2015-2016 годах Российская Федерация занимает 45 место (в выборке из 140 стран), в Глобальном инновационном рейтинге 2015 года – 48 место из 141 страны. «Выпадение» из этого комплекса крупных производственных сегментов (машиностроение, электронная, легкая промышленность) компенсировалось значительным ростом импорта этой продукции. Поэтому проводимая в настоящее время политика импортозамещения – это не только способ преодоления текущего кризиса, но и важнейшее направление реиндустриализации экономики Российской Федерации, которая в условиях макроэкономической нестабильности столкнулась с необходимостью воссоздания обрабатывающей промышленности и выводом ее на мировой уровень.

Очень важным является мобилизация региональных точек роста реиндустриализационных процессов. Новосибирская область может выступить в качестве одного из приоритетных российских пилотных регионов реиндустриализации, реализовав для этого специальную управленческую программу.

Структура программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года (далее – Программа) предопределена комплексом организационных мер, инициированных Губернатором Новосибирской области и Правительством Новосибирской области. Были созданы Совет по вопросам реиндустриализации экономики Новосибирской области (утвержден постановлением Губернатора Новосибирской области от 24.10.2014 № 162, далее – Совет по вопросам реиндустриализации экономики Новосибирской области), являющийся совещательным органом для выработки предложений и рекомендаций по проведению согласованной политики в этой области, и одиннадцать рабочих групп по конкретным направлениям реиндустриализации, в состав которых были включены представители ведущих предприятий и научных институтов. Потенциал этих рабочих групп использовался при обосновании приоритетных инвестиционных проектов по конкретным направлениям развития экономики Новосибирской области.

Первая стадия разработки Программы – создание ее Концепции (февраль 2015 года). Вторая стадия – разработка концепт-проекта Программы (май 2015 года), презентация которого прошла на III Международном форуме технологического развития «Технопром-2015» (4-5 июня 2015 года). Третья стадия – разработка самой Программы, которая осуществлена в три этапа:

сентябрь 2015 года – обоснование и представление потенциала реиндустриализации экономики Новосибирской области;

ноябрь 2015 года – обоснование и представление основных проектов реиндустриализации;

декабрь 2015 года – обоснование управленческих политик реиндустриализации. На очередном IV Международном форуме технологического развития «Технопром-2016» будет рассмотрен не только окончательный вариант Программы, но и первые результаты ее важнейших проектов.

 


Раздел I. Программа реиндустриализации в системе стратегического планирования Новосибирской области

 

1. Предпосылки и потенциал реиндустриализации экономики Новосибирской области

 

Новосибирская область является интересным модельным регионом – субъектом Российской Федерации, который осуществил собственную модель экономического развития, основанную на реализации основных конкурентных преимуществ, на эффективных управленческих решениях и технологиях и на воплощении в жизнь принципа «опоры на собственные силы». За несколько десятилетий Новосибирская область трижды сменила свой имидж, роль и значимость в экономической системе страны: от одного из наиболее развитых регионов Российской Федерации в 60-80-е годы прошлого века со специализацией на развитии машиностроения к позиционированию как «нового депрессивного региона», начиная с конца 1980-х годов до окончания 1990-х, и, наконец, вхождение в группу наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации с диверсифицированной структурой экономики и с ориентацией на инновационный путь развития (рисунок 1).

Рисунок 1. Генезис развития Новосибирской области: «три имиджа»

 

В конце 1980-х годов по комплексной оценке экономического потенциала Новосибирская область была в первой десятке регионов РСФСР и имела имидж региона с прогрессивной структурой хозяйства, с сильным научно-образовательным потенциалом и с интенсивным сельским хозяйством. В период рыночных реформ высокий потенциал Новосибирской области оказался невостребованным и стал быстро разрушаться. Особенно пострадали базовые для Новосибирской области отрасли машиностроения, в существенной степени ориентированные на военно-промышленный комплекс и составляющие основу высокотехнологичного производства, – приборостроение, электронная промышленность, в том числе микроэлектроника. В результате в середине 1990-х годов Новосибирская область вошла в категорию депрессивных территорий.

Благодаря совместным усилиям органов государственной власти Новосибирской области и бизнес-сообщества в новом тысячелетии Новосибирская область в своем экономическом и социальном развитии добилась серьезных успехов. Удалось достигнуть высоких темпов роста в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, в сфере финансовых услуг. Увеличивались инвестиции в реальный сектор экономики. Возросли реальные доходы населения. Улучшились финансовые показатели предприятий и организаций, что способствовало росту доходной базы Новосибирской области. Начался процесс технологического обновления и освоения производства конкурентоспособной продукции. С начала нового тысячелетия темпы роста валового регионального продукта (далее – ВРП) Новосибирской области в среднем на треть превышал среднероссийский, улучшились его позиции в Сибирском федеральном округе.

Заметно усилилась действенность инновационной политики. Стабилизировалась положительная динамика качества жизни населения, приближаясь к средним значениям по Российской Федерации. По темпам строительства Новосибирская область стоит в одном ряду с Москвой,

Санкт-Петербургом и Республикой Татарстан.

Даже в кризисных условиях развития экономики Российской Федерации, которые начали проявляться с 2014 года, общеэкономические показатели развития Новосибирской области были лучше среднероссийских. По итогам 2014 года индекс физического объема валового регионального продукта Новосибирской области составил 101,5% (по Российской Федерации валовой внутренний продукт (далее – ВВП) – 100,6%), в 2014 году среднегодовой индекс потребительских цен в регионе был ниже, чем по Российской Федерации в целом и составил 106,8% (по Российской Федерации – 107,8%). В январе-июне 2015 года в Новосибирской области индекс промышленного производства сложился на уровне 100,3% к соответствующему периоду 2014 года (среднероссийский показатель – 97,3%).

Итоговые характеристики развития Новосибирской области в последние 1015 лет достаточно впечатляющие:

Новосибирская область стала одним из российских лидеров по темпам роста валового регионального продукта и привлечения инвестиций; в последние годы Новосибирская область устойчиво позиционируется в тройке ведущих инновационных регионов Российской Федерации;

в 2012 году Новосибирская область вышла на первое место в российском рейтинге регионов по общей конкурентоспособности;

город Новосибирск в 2008 году победил во Всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России», в 2012 году занял первое место в рейтинге «ТОП–15 альтернативных столиц России», составляемом агентством «РБК. Рейтинг»;

в рейтинге Некоммерческого партнерства «Центр развития государственно-частного партнерства» в 2015 году Новосибирская область стала четвертой в России по развитию государственно-частного партнерства.

Однако структурная основа этого экономического роста весьма неоднозначна: произошло качественное изменение специализации Новосибирской области – из мощного промышленного центра Российской Федерации она превратилась в субъект, обслуживающий сферу обращения и финансы, межрегиональную торговлю, усилились позиции Новосибирской области как крупного транспортного центра. В результате в структуре валового регионального продукта Новосибирской области значительно выросла доля услуг (см. рисунок 2). За последнее десятилетие в Новосибирской области выросли доли всех видов торговли, строительства и государственного управления. Оптовая и розничная торговля в совокупности с операциями с недвижимостью обеспечивают более трети ВРП Новосибирской области. Это показатель на уровне Российской Федерации в целом. Новосибирская область идет по нему вслед за Москвой и Санкт-Петербургом. Доля промышленности составляет менее 20 процентов, что ниже общероссийского уровня, в основном за счет низкого удельного веса отрасли «добыча полезных ископаемых». Недостаточно высокая экономическая эффективность сферы услуг и ее высокая трудоемкость привели к тому, что хотя по абсолютному показателю ВРП Новосибирская область занимала в 2013 году 17 место среди субъектов Российской Федерации, но если считать ВРП на душу населения, Новосибирская область находится лишь на 27 месте[1][2].

Оценивая эти процессы, следует учитывать определенный недостаток системы статистического учета, который связан с тем, что в ней напрямую не фиксируется продукция инновационных сегментов экономики. Так, в состав агрегата «Операции с недвижимостью» включается, например, продукция сектора информационных технологий. В последние 10-15 лет увеличение доли агрегата «Операции с недвижимостью» в структуре ВРП Новосибирской области в существенной степени определялось ростом инновационных продуктов ITкластера Новосибирской области.

Рисунок 2. Структура валового регионального продукта Новосибирской области, %

 

Необходимо подчеркнуть, что динамика и качество роста производства в Новосибирской области последние 10-15 лет не являлись результатом спонтанных процессов (как можно было бы охарактеризовать неконтролируемое падение производства в 90-х годах). Это был результат целенаправленной политики, которая фактически реализовывала приоритетный сценарий развития Новосибирской области на рубеже веков с учетом ее конкурентных преимуществ, обоснованная в рамках разработки Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска в начале нового тысячелетия и далее в Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, разработанной в 2006-2007 годах. Ориентация на развитие сферы услуг (в том числе высокотехнологичных) позволила смягчить негативные социальные последствия экономических и политических реформ 1990-х годов, избежать социального взрыва, сформировать новые рабочие места для тех жителей Новосибирской области, которые поневоле были высвобождены из реального сектора экономики. Самое главное, это позволило создать необходимую финансовую и бюджетную основу для реализации новой экономической политики – политики реиндустриализации.

В Новосибирской области к настоящему времени сформировались не только предпосылки, но и сильный потенциал реиндустриализации. Его элементами являются:

достаточно диверсифицированная промышленность, сильно пострадавшая в 1990-е годы, но в целом сохранившая свой потенциал в ряде сегментов машиностроения, и усилившая его в пищевой промышленности, энергетике, промышленности строительных материалов и даже в добывающей промышленности;

одна из самых сильных в России концентрация институтов Российской академии наук и мощный научно-образовательный потенциал. СО РАН до сих пор является «флагманом» российской науки, как в сфере фундаментальных, так и прикладных исследований. В составе Новосибирского научного центра СО РАН – более сорока институтов, ряд которых являются бесспорными лидерами российской, а по некоторым направлениям (ядерная физика, катализ, генетика, и др.) – мировой науки. В «портфеле» СО РАН – сотни научно-исследовательских разработок, которые могут и должны найти применение как в экономике Российской Федерации, так и в экономике Новосибирской области особенно;

в Новосибирской области сформирован достаточно сильный арсенал новых институтов развития и объектов инновационной инфраструктуры: сформирована законодательная база, действуют четыре технопарка, промышленно-логистический парк (ПЛП), работают бизнес-инкубаторы, различные научно-производственные, инновационные, инжиниринговые центры, центры коллективного пользования и прототипирования. «Академпарк» Новосибирского Академгородка – один из лучших в России технопарков, в котором успешно работают более 300 резидентов. По концентрации и «мощности» промышленных парков Новосибирская область занимает лидирующее положение в восточной части Российской Федерации;

на территории Новосибирской области сформирована действенная система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 год» (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 07.11.2014 № 422-рп) с 2009 по 2014 год направлено 1,2 млрд. рублей из областного бюджета Новосибирской области и 2,5 млрд. рублей из федерального бюджета на субсидирование затрат предприятий, создание инфраструктуры поддержки предпринимательства (гарантийный фонд и фонд микрофинансирования, фонд развития венчурных инвестиций, бизнес-инкубатор в наукограде Кольцово, Технопарк в Новосибирском Академгородке, оснащение оборудованием медицинского технопарка, строительство двух бизнес-инкубаторов в Новосибирске).

 

Рисунок 3. Региональная «линейка» реиндустриализации

 

Таким образом, в Новосибирской области создана целостная «линейка» субъектов наукоемкого промышленного производства, необходимых для реиндустриализации: это диверсифицированная промышленность, предприятия оборонно-промышленного комплекса, технопарки, индустриальные парки, инновационные поселения и другие. Именно целостный вектор («линейка») реиндустриализации являются сильным стратегическим конкурентным преимуществом Новосибирской области (см. рисунок 3). По концентрации составляющих этого вектора Новосибирская область является одним из российских лидеров, потенциал реиндустриализации исключительно высок, но он требует неординарных управленческих решений, новых стратегических инициатив и эффективных инвестиционных проектов.

Несмотря на наличие такого сильного потенциала реиндустриализации, в Новосибирской области сформировались и барьеры для ее реализации, проявляющиеся в серьезных системных проблемах:

физическое устаревание парка технологического оборудования (в обрабатывающих производствах степень износа основных фондов составляет более 42%; на большинстве предприятий оборонно-промышленного комплекса Новосибирской области средний возраст основного технологического оборудования составляет более 25 лет);

технологическое отставание промышленных предприятий (например, технологии большинства машиностроительных предприятий Новосибирской области относятся к четвертому укладу);

недостаток у предприятий собственных финансовых ресурсов, в том числе и оборотных средств, средств на финансирование научно-исследовательский и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) (в обрабатывающих производствах рентабельность за последние годы снизилась и составляла в 2013 году лишь 6,9%);

высокая стоимость заемных финансовых ресурсов для развития и модернизации производств, освоения новой продукции;

низкий уровень внедрения новых «прорывных» разработок, технологий и низкая восприимчивость реального сектора экономики к внедрению инноваций. Так, уровень инновационной активности организаций Новосибирской области в 2013 году составил 9,9% при 14,6% в Томской области, 21,0% в республике Татарстан, 18,3% в городе Москве;

недостаточно эффективный механизм взаимодействия между наукой и бизнесом, что затрудняет разработку и внедрение новых конкурентоспособных технологий в производство;

дефицит высококвалифицированных кадров, способных реализовать потенциал реиндустриализации Новосибирской области.

Исследования, проведенные Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН, показали, что в Новосибирской области наблюдается более контрастная картина проявления отдельных факторов, препятствующих инновациям, по сравнению с Российской Федерацией. Причем ряд ресурсных и институциональных препятствий в динамике начинают затрагивать все большее количество организаций Новосибирской области. Наибольшие барьеры запуска инноваций, как и в Российской Федерации в целом, связаны с общими экономическими проблемами, а именно с финансовыми источниками для осуществления инноваций, на что указывает рост числа организаций, испытывающих эти проблемы. Кроме того нарастает и экономический риск, который вызывается низким спросом на инновации и высокой стоимостью нововведений. Среди внутренних факторов в Новосибирской области намечается более острая, чем в Российской Федерации, проблема привлечения квалифицированных кадров, для факторов институциональной среды – неразвитость законодательной базы.

Реализации политики реиндустриализации препятствуют те же факторы, которые сдерживают инновационное развитие.

В Новосибирской области создана довольно развитая инфраструктура поддержки инновационной деятельности, но многие проблемы сохраняются. Среди них:

проблема коммуникаций и взаимодействий разработчиков инноваций, инновационных компаний и потенциальных потребителей. Она тесно связана с проблемой формирования спроса на инновации;

проблема продвижения инноваций на глобальном уровне;

проблема аренды/приобретения производственных площадей для развития бизнеса;

сложность получения финансовой поддержки со стороны федеральных и областных органов государственной власти;

проблема человеческого фактора, формирования персонала для инноваций и модернизации и его обучения;

проблема инновационной культуры общества.

Эти проблемы не являются специфическими проблемами Новосибирской области, они свойственны практически всем субъектам Российской Федерации. Для их преодоления нужны сильные и системные управленческие решения, воплощенные в новой экономической и научно-технологической политике, имеющей четкую региональную специфику. Задача реиндустриализации – устранить эти барьеры и перейти на новое качество экономического роста. Именно на это направлена Программа.

 

2. Цель, основные задачи и принципы реиндустриализации экономики Новосибирской области

 

В общем понимании реиндустриализация – это новая экономическая политика, направленная на модернизацию и инновационное развитие российской экономики. Реиндустриализация экономики предполагает создание новых и развитие существующих высокотехнологичных предприятий, выпуск новых товаров и услуг, создание новых рабочих мест, рост производительности труда и в целом рост конкурентоспособности промышленности и экономики. Она отражается в ускорении технологического развития экономики, в модернизации действующих производств на базе принципиально новых технологий и в создании новых высокотехнологичных отраслей и производств.

Применительно к Новосибирской области может быть использовано более широкое понимание реиндустриализации ее экономики как крупного экономического и структурного маневра по переходу на новый технологический уклад, базирующийся на реализации основных конкурентных преимуществ Новосибирской области, и на новое качество экономического роста. Реиндустриализация затрагивает не только промышленность, но и другие сегменты реального сектора экономики и высокотехнологичных услуг.

Цель Программы – ускорение развития экономики Новосибирской области путем создания новых высокотехнологичных отраслей, восстановления и модернизации на базе принципиально новых технологий действующих производств, позволяющих существенно увеличить выпуск продукции, услуг и производительность труда.

Реализация Программы будет осуществляться путем активизации мощного научно-инновационного и промышленного потенциала Новосибирской области, что позволит сформировать эффективную структуру высокотехнологичной экономики, отвечающей требованиям XXI века, а также современную социальную среду и креативный средний класс.

Достижение цели Программы обеспечивается решением следующих основных задач:

ориентация на опережающее развитие приоритетных сфер промышленности и новых инновационных кластеров, выявление и активизация потенциала новых «точек роста»;

стимулирование инновационного развития и технологического перевооружения действующих производств, внедрения наукоемких и ресурсосберегающих технологий;

формирование и стимулирование спроса на инновационную продукцию предприятий Новосибирской области;

стимулирование производства импортозамещающей продукции, в том числе в промышленном и агропромышленном комплексах;

формирование и развитие на предприятиях, в промышленных и технологических парках, на других площадках Новосибирской области новых индустриально-технологических систем и кластеров наукоемких высокотехнологичных производств сложной продукции, в том числе продукции двойного назначения, полученных на основе научных заделов и разработок институтов ФАНО, СО РАН, отраслевой и университетской науки;

развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей технологический коридор прохождению инноваций от идеи до потребителя, в том числе создание парковых структур, инжиниринговых и когнитивных центров, обеспечивающих формирование условий для развития отечественного конкурентного рынка научно-технических разработок и новых технологий;

совершенствование и развитие системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров для реиндустриализации экономики Новосибирской области;

создание условий для осуществления массовых капитальных вложений в экономику Новосибирской области.

Основные принципы разработки и реализации Программы состоят в следующем:

использование ключевых научно-технологических и инновационных компетенций, которыми обладает Новосибирская область;

обеспечение социальной ориентации Программы (в том числе мер по укреплению «среднего класса»), обеспечение роста занятости трудоспособного населения, создание высокотехнологичных рабочих мест, повышение качества жизни населения;

использование синергетических эффектов кооперации, интеграции и партнерских взаимодействий между предприятиями и организациями (в том числе научными) Новосибирской области и других субъектов Российской Федерации;

обеспечение преемственности Программы с другими документами системы стратегического планирования Новосибирской области;

использование кластерного и паркового подходов к формированию конкурентоспособных структур в экономике;

обеспечение эффективного взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления, предпринимательских структур, науки и образования как условие успеха реиндустриализации экономики Новосибирской области;

эффективное использование принципов государственно-частного партнерства и социальной ответственности бизнеса.

Программа реиндустриализации должна отвечать следующим требованиям:

Требование первое. Программа имеет принципиально динамичный, а не статичный характер. Она действует на протяжении всего планируемого периода в активном режиме: каждый год должен происходить процесс ее актуализации за счет включения в нее новых инвестиционных проектов или стратегических инициатив. В этом смысле Программа является не только документом областного стратегического планирования, но и динамичным процессом реализации новой модели экономического роста Новосибирской области.

Требование второе. Программа должна быть координирующей по отношению к государственным программам Новосибирской области и направлениям среднесрочного и долгосрочного развития Новосибирской области. Не подменяя Стратегию социально-экономического развития Новосибирской области (утверждена постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 № 474), она должна консолидировать финансовые, материальные и управленческие ресурсы федерального центра и Новосибирской области для достижения четко поставленных целевых установок Программы. Она должна стать важнейшим элементом системы стратегического планирования и управления Новосибирской области.

Требование третье. Целью Программы должен быть не просто рост валового регионального продукта, а новое качество этого роста, базирующееся на структурных и технологических реформах.

Требование четвертое. Программа не только поддерживает и стимулирует формирование новых инновационных производств и продуктов на территории Новосибирской области, отвечающих требованиям пятого и шестого технологических укладов, но и поддерживает развитие традиционных отраслей и производств, без которых невозможно жизнеобеспечение Новосибирской области и его населения. Однако Программа не должна обеспечивать поддержку всех отраслей и производств (особенно малоэффективных и устаревших); она может способствовать технологическому обновлению устаревших производств при наличии четкой программы их модернизации, но ни в коей мере не «консервировать» малоэффективные и неконкурентоспособные предприятия или проекты.

Требование пятое. Принципиальной особенностью Программы является ее интеграционность и социальная направленность. Интеграционность должна достигаться за счет включения в нее межрегиональных инновационных программных мероприятий и проектов (поскольку потенциал реиндустриализации экономики Новосибирской области не ограничивается лишь границами Новосибирской области), а также реализации кластерного и паркового подходов, успешно зарекомендовавших себя в разных странах мира и имеющих опыт распространения в Новосибирской области. Кластерная и парковая идеология также основаны на принципах интеграционности.

Требование шестое. Особенностью Программы является многоканальный характер финансирования программных мероприятий и проектов (средства федерального, областного и местных бюджетов; средства федеральных и региональных институтов развития; инвестиции со стороны частного бизнеса, в том числе – зарубежного).

Требование седьмое. В ходе разработки Программы должен быть определен инновационно-технологический потенциал экономики Новосибирской области в виде набора возможных проектов и стратегических инициатив. Но решения об окончательном отборе проектов и о масштабах и формах их государственной поддержки должны определяться на конкурсной основе в процессе реализации Программы по сформированным в ней правилам и процедурам.

Требование восьмое. Программа должна служить целям нового «брендирования» Новосибирской области и объективной демонстрации ее сильных конкурентных преимуществ. Программа реиндустриализации должна иметь сильную PR-составляющую, которая будет давать информацию российским и зарубежным инвесторам о направлениях, целях, потенциале, конкретных проектах данной Программы, о выгодах для внешних инвесторов. Для этого потребуется создание двуязычного (русский и английский языки) и постоянно обновляемого интернет-портала Программы с представлением на нем всех ее компонентов.

Требование девятое. Программа должна соответствовать принципу реалистичности. В Программе должен быть представлен достаточно узкий круг «программных» продуктов, имеющих максимально высокую степень реализуемости для ее первого этапа, а также система мероприятий по формированию необходимой экономический, институциональной, инфраструктурной, научной среды для реализации проектов реиндустриализации второй и третьей очереди.

 

3. Социальная направленность и социальные последствия

реиндустриализации

 

Реализация Программы направлена на повышение уровня благосостояния, расширение и/или создание качественно новых возможностей для формирования и развития человеческого потенциала, реализации профессиональных и карьерных устремлений населения, рост привлекательности Новосибирской области как места проживания, учебы и работы для ее жителей и потенциальных мигрантов из других регионов.

Социальные эффекты реиндустриализации ожидаются по следующим ключевым направлениям.

Направление первое. Реализация практически всех проектов Программы, предполагает создание новых производств на существующих предприятиях и/или новых предприятий и, следовательно, новых рабочих мест, что не только увеличивает емкость рынка труда, но и диверсифицирует его, формируя запрос как на традиционные, так и новые компетенции работников, связанные с потребностями новой индустрии. Введение новых рабочих мест связано с внедрением технологий, предполагающих высокий уровень культуры производства (внедрение современных стандартов, использование современного оборудования, материалов и прочее). Это может не только способствовать уменьшению оттока образованной молодежи и увеличению притока рабочей силы высокого качества, но и стимулировать повышение культуры производства на других предприятиях в конкуренции за квалифицированную рабочую силу.

Направление второе. Диверсификация рынка труда и увеличение вовлеченности населения в реальную экономику будут иметь следствием повышение доходов населения, расширение его собственной базы для развития человеческого потенциала (поддержания здоровья и вложений в будущие поколения через систему образования). Увеличение доходов работающего населения и рост налоговых поступлений в бюджет Новосибирской области в связи с реализацией проектов реиндустриализации будут способствовать развитию отраслей социальной сферы, повышая доступность и качество медицинских, образовательных услуг, программ социальной защиты.

Направление третье. Развитие индустриального сектора экономики способствует модернизации системы профессионального образования Новосибирской области. С одной стороны, для системы образования формируется запрос на подготовку кадров по определенным специальностям, что может стать модельным примером формирования связей между наукой, образованием и бизнесом. В силу того, что подготовка специалистов в области ИT-технологий, биотехнологий, высокоточной электроники, врачей-исследователей и других специалистов предполагает высокую квалификацию преподавателей и наличие у вузов соответствующей инфраструктуры, это будет стимулировать интенсивное развитие самих учебных заведений через введение в оборот инновационных способов и методик обучения, включение в межрегиональные и международные образовательные сети, установление партнерских отношений с предприятиями для обеспечения проверки качества знаний студентов на практике. С другой стороны, развитие промышленности, внедрение индустриальных технологий в традиционные отрасли экономики типа сельского и лесного/рыбного хозяйства не может не стать стимулом для возрождения сети учреждений среднего и профессионально-технического образования. Помимо вышеупомянутых эффектов (вовлеченность в экономику, рост доходов) это создаст возможность для молодежи из сельских поселений и малых городов получить профессиональные навыки, и следовательно сократить риски деструктивного поведения в отношении собственного здоровья, снизить социальный пессимизм.

Направление четвертое. Технопарки, бизнес-инкубаторы и другие объекты инфраструктуры инновационного индустриального развития могут стать «центрами притяжения» для предприятий малого и среднего бизнеса как самостоятельных участников процесса реиндустриализации, так и в качестве производителей товаров и услуг, сопутствующих реализации или обеспечивающих реализацию проектов Программы, содействуя тем самым развитию предпринимательства.

Направление пятое. Развитие кластера высокотехнологичной медицины на основе синтеза медицинской науки и индустриальных технологий дает ряд социальных эффектов. Во-первых, это решение ряда актуальных проблем лечения кардиоболезней и рака, являющихся основными причинами смертности в Новосибирской области и Российской Федерации в целом, лечения инсультов, ортотерапии и протезирования, возвращения людям способности двигаться и вести социально активный образ жизни. Развитие медицинских технологий в Новосибирской области открывает новые перспективы сохранения или восстановления здоровья не только для населения Новосибирской области, но и Сибири в целом, что позволит Новосибирской области стать конкурентоспособной в международном медицинском туризме. Во-вторых, кластер высокотехнологичной медицины выступит катализатором развития науки, образования и бизнеса в Новосибирской области, формируя спрос на инновационные товары и технологии широкого профиля (технологии ядерной медицины, производство изделий медицинского назначения из биокерамики, медицинских приборов, устройств, инструментов, расходных материалов и пр.). Сформировавшись, кластер высокотехнологичной медицины может стать еще одним брендом Новосибирской области.

Направление шестое. Реализация проекта «Умный регион», нацеленного на разработку и внедрение интеллектуальных (информационных и телекоммуникационных) технологий в практику управления жизнедеятельностью территории может повысить доступность информации для населения вне зависимости от удаленности от источника этой информации, задать новое качество коммуникации людей между собой, между населением и органами государственной власти. За счет увеличения протяженности оптоволоконной сети обеспечение доступа к скоростному интернету и сотовой связи высокого качества для населения отдаленных районов Новосибирской области, особенно молодежи, открываются новые возможности для обучения и проведения досуга. Внедрение электронных систем мониторинга безопасности и оповещения/вызова экстренных служб имеет большой потенциал в плане снижения рисков для жизни в чрезвычайных ситуациях, предотвращения масштабного ущерба и человеческих потерь от стихийных бедствий, предотвращения преступлений или обеспечения неотвратимости наказания за них, а значит, может рассматриваться как новый элемент повышения качества жизни на территории Новосибирской области, роста благополучия населения.

Направление седьмое. Проекты по разработке биотехнологий и биопрепаратов помимо эффектов в области медицины формируют потенциально мощный вклад в развитие животноводства и растениеводства, совместно с другими проектами, направленными на развитие и внедрение индустриальных технологий в агропромышленном комплексе, содействуют превращению сельского хозяйства из традиционной в инновационно емкую отрасль; стимулируют переоснащение основных фондов и изменение ассортимента применяемых технологий, переход на использование гербицидов, удобрений, кормов нового поколения, обеспечивающих повышение продуктивности агропромышленных производств, выпуск экологически и генетически безопасной продукции, изменение условий и повышение престижа сельскохозяйственного труда; в результате повышается конкурентоспособность региональных сельхозпроизводителей, обеспечивается продовольственная безопасность Новосибирской области.

Направление восьмое. Программа отчетливо определила роль науки, институтов СО РАН, вузовской науки, Технопарка Новосибирского Академгородка и организаций наукограда Кольцово в формировании современной экономики как важнейшего фактора социально-экономического развития.

Направление девятое. Работа над Программой активизировала процесс формирования инициативных кластеров в Новосибирской области. Показала свою эффективность практика создания коммуникационных площадок в виде заседаний проблемно-ориентированных рабочих групп, круглых столов, расширенных совещаний с презентацией проектов и с приглашением широкого круга участников. На этих мероприятиях происходил обмен информацией, устанавливались деловые связи, выявлялись проблемы, проходило конструктивное обсуждение проектов. Сохранение этой практики позволит Программе стать инструментом динамичного развития экономики Новосибирской области.

Вместе с тем Программа должна учитывать не только ожидаемые эффекты, но и риски, в том числе социальные.

Риск первый. Планируемые к реализации проекты концентрируются в основном на территории Новосибирска и Новосибирской агломерации. Хотя Новосибирская агломерация – это очевидная и самая перспективная точка роста экономики Новосибирской области, и такой пространственный акцент оправдан в экономическом плане, в социальном же плане он представляет собой предпосылку еще большего усиления территориальной социально-экономической дифференциации, увеличения относительного отставания остальных районов Новосибирской области, особенно периферийных.

Риск второй. Высокий потенциал системы высшего и среднего профессионального образования Новосибирской области, образовательных структур, осуществляющих разработку инновационных программ подготовки кадров, способствует подготовке специалистов для высокотехнологичных производств. Однако это не является гарантией того, что они выберут в качестве места приложения своего труда именно экономику Новосибирской области. Чтобы минимизировать этот риск, экономика Новосибирской области должна за 3-4 года развить высокотехнологичные производства соответствующего профиля, выпускающие востребованную продукцию, чтобы иметь возможность удержать высококвалифицированные кадры и не обесценить вложения в систему профессионального образования.

Риск третий. Интенсивное внедрение современных электронных технологий в жизнедеятельность населения Новосибирской области может привести к сужению пространства традиционных способов коммуникации. Получение информации и различных услуг происходит, как правило, быстрее, чем распространяются навыки владения электронными технологиями среди населения. И социальные группы, доступ которых к новым технологиям затруднен в силу ограниченных способностей или неготовности к обучению, низкой плотности социальных сетей, которые могли бы посодействовать освоению новых навыков, отсутствия достаточных материальных средств для приобретения оборудования или оплаты электронных продуктов или услуг, окажутся в ситуации социальной и информационной депривированности, что ведет к возникновению и расширению цифрового неравенства, делает возможным формирование социальных сегментов воспроизводства «цифровой бедности», а значит, содержит угрозу деградации человеческого потенциала.

Риск четвертый. Развитие высокотехнологичных производств в Новосибирской области приведет к вытеснению с рынка и разрушению традиционных производств, часть из которых входит в систему предприятий Российского общества инвалидов. Чтобы люди с ограниченными возможностями не оказались реципиентами исключительно рисков процесса реиндустриализации, чтобы реиндустриализация не стала дополнительной причиной социальной эксклюзии, необходимо предусмотреть закрепление части посильных для людей с ограниченными возможностями видов деятельности или предприятий из пояса сопутствующих инновационным производствам за Российским обществом инвалидов. Возможно, потребуется создать систему социальных обязательств для бизнеса, получающего государственную поддержку в рамках Программы, в виде обязательства предоставления рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями.

Риск пятый. Рост индустриальной экономики, как правило, сопряжен с угрозами для окружающей среды. В Программе имеют место проекты экологической направленности, но их количество и масштаб несопоставимы с предлагаемыми к реализации индустриальными проектами. Среди преимуществ реализации ряда проектов, например, по созданию новых материалов для строительства жилья и дорог, использования биопрепаратов в сельском хозяйстве, упоминается их щадящее воздействие на экологию или экологическая безопасность, однако это справедливо не для всех проектов. Проведение экологической экспертизы должно стать условием оказания поддержки проектам, заявляемым в рамках Программы, в противном случае экономический рост будет сопровождаться ухудшением состояния окружающей среды, что может привести и к ухудшению здоровья населения.

Конечный «реципиент» реиндустриализации экономики Новосибирской области – не только новые производства, но и люди, проживающие на территории Новосибирской области. Программа как документ и инструмент экономического роста должна быть открытой для инициатив и участия населения, бизнеса и восприимчивой к их запросам.

 

Раздел II. Основные направления и потенциальные проекты

программы реиндустриализации экономики Новосибирской области

 

(В редакции Постановления Правительства Новосибирской области

от 11.07.2017 г. № 263-п)

 

1. Приоритеты, ключевые направления и общая архитектура

программы реиндустриализации экономики Новосибирской области

 

Приоритеты Программы определяются ключевыми направлениями социально-экономического развития Новосибирской области, представленными в Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года (утверждена постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 № 474), и другими документами стратегического планирования. Одновременно должны учитываться основные приоритеты Национальных технологических платформ, утвержденных решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (от 03.08.2010, протокол № 4). В этом перечне Новосибирская область обладает высокими компетенциями по значительному количеству направлений:

биоиндустрия и биоресурсы;

инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии – фотоника;

материалы и технологии металлургии;

медицина будущего;

моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем;

новые полимерные композиционные материалы и технологии;

применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог;

технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение.

Анализ потенциала и реальных возможностей научно-образовательного комплекса Новосибирской области, основных предприятий и сегментов инновационной экономики (технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы и др.) дает основание выделить следующие приоритетные технологические направления Программы:

информационные технологии и телекоммуникации;

биотехнологии;

высокотехнологичная медицина;

клеточные технологии;

микро, нано и биоэлектроника;

фотоника;

инновационные материалы;

аддитивные технологии;

компьютерное моделирование и конструирование;

новые технологии в АПК в интересах продовольственной безопасности Новосибирской области и страны в целом.

Указанные направления соответствуют основным приоритетам инновационного, технологического, социального и пространственного развития Новосибирской области. Под эти направления и приоритеты должен формироваться «пакет» инвестиционных проектов Программы, которые должны реализовываться на основе предложенных в ней механизмов, инструментов, институтов и ее «дорожной карты».

Эти направления составляют основу новой экономики Новосибирской области в XXI веке и должны вывести его на передовые позиции в технологическом развитии Российской Федерации. Реализация указанных направлений будет осуществляться в рамках проектов Программы, которые будут дополняться и актуализироваться на всем периоде ее реализации.

Проектный подход является основополагающим в разработке и реализации Программы. Принятие его за основу дает возможность оценить и на конкурсной основе выбрать приоритетные новые региональные кластеры, технологии, инфраструктуру и предложить меры их поддержки.

Проекты Программы отражают как существующий производственный потенциал Новосибирской области, так и новые инновационные производства, которые должна стимулировать и поддерживать данная Программа. Помимо инвестирования за счет частного бизнеса, проекты должны использовать как традиционные формы поддержки (государственные программы Российской Федерации и государственные программы Новосибирской области), так и ориентироваться на новые институты развития федерального и областного уровней и их фонды.

 

Архитектура направлений и проектов реиндустриализации

 

Потенциальные проекты Программы представляются и агрегируются в разрезе пяти основных видов (рисунок 4):

наиболее важные для развития экономики Новосибирской области проекты – «флагманские» комплексные проекты Программы;

проекты импортозамещения и технологического развития традиционных отраслей через стимулирование спроса на инновации;

проекты инновационно-инжинирингового пояса Новосибирского научного центра СО РАН и вузовской науки;

проекты пространственного вектора Программы;

проекты обеспечения продовольственной безопасности Новосибирской области на основе инновационного развития АПК.

 

Рисунок 4. Архитектура программы реиндустриализации экономики

Новосибирской области

 

Эти проекты формировались на основе предложений рабочих групп Программы, инициировались представителями научного и бизнес-сообщества. Данные проекты отражают потенциал реиндустриализации Новосибирской области, но должны дополняться, уточняться и оцениваться в процессе реализации Программы.

 

2. «Флагманские» комплексные проекты реиндустриализации

 

Основу Программы составляет перечень «флагманских» комплексных проектов (таблица 1). Они соответствуют отмеченным выше ключевым технологическим направлениям развития Новосибирской области, формируют новую экономику и усиливают конкурентные позиции Новосибирской области в экономическом и инновационном пространстве Российской Федерации. Эти проекты отражают реальные ключевые компетенции новосибирской науки и производства, их отличает масштабность и народнохозяйственная значимость, изначально заложенный в них высокий кумулятивный эффект, наличие социальных эффектов, сильная команда, способная их реализовать, связка «наука-производство». Основная часть этих проектов отвечает требованиям формирования «длинных цепочек» добавленной стоимости в экономике Новосибирской области.

Перечень «флагманских» комплексных проектов формировался на основе оценки и анализа их потенциала, наличия потенциальных инвесторов и возможностей формирования устойчивой взаимосвязи между научными организациями и производственными предприятиями.

Эти проекты будут реализовываться в различных формах: как инвестиционные проекты по созданию новых производств и как проекты по созданию региональных инновационных кластеров и промышленных парков. Решения об оформлении проектов в кластерные формы могут приниматься при наличии четкой программы организации и взаимодействия их потенциальных участников с обязательным соответствием основным требованиям кластерно-парковой политики (см. раздел III).

Перечень и наименования проектов не являются окончательными, они могут дополняться и специфицироваться в процессе реализации Программы. Обязательным требованием к каждому проекту является наличие четкой программы развития, бизнес-плана, оценки конъюнктуры рынка, обоснования мер стимулирования инновационного спроса на выпускаемую продукцию (услуги). Каждый такой проект должен иметь официального куратора в лице соответствующего областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области.

 


Таблица 1

«Флагманские» комплексные проекты Программы

 

№ п/п

 

Наименование проекта

Якорные предприятия и организации

Кластер, межрегиональная и международная кооперация

Базовая инфраструктура

1

Создание масштабируемого промышленного производства углеродных нанотрубок и нано-модификаторов на их основе

OCSiAl, ООО «ПХТ», ООО «Международный научный центр по теплофизике и энергетике»

Межрегиональный кластер наномодифициро-ванных материалов[1][3]

Технопарк Новосибирского Академгородка, Центр прототипирования наномодифицированных материалов

2

Создание и развитие кластера высокотехнологичной медицины

ННИИПК, АНО «Клиника НИИТО», частные клиники, институты СО РАН

Региональный кластер высокотехнологич-ной медицины3

Медицинский технопарк

(1 и 23 очередь)

«Зеленая долина» на базе НИИПК

3

Создание и развитие кластера микро-, нано- и биоэлектроники

ОАО «Российская электроника», ФГУП «НЗПП с ОКБ», Восток, ИФП СО РАН

Межрегиональный кластер электроники и фотоники3

Промышленный парк по электронике и фотонике3

4

«Умный регион»: интеллектуальные системы жизнеобеспечения, транспорта и регионального управления

ГБУ «Центр навигационных и геоинформационных технологий Новосибирской области», СГУПС, СГУГиТ, ПАО «Навигационно-информационные системы», ЗАО «КБ НАВИС»; ООО «НАВГЕОКОМ»; ООО «ДубльГИС»; ОАО «Ситроникс»; ЗАО «Навигационные системы»; ООО «СибТехноМаш», НП НПО «РиМ», ООО «КАТЭС», ООО «Болид» и другие.

Кластер ИТ и Биотехнологий

 

5

Организация импортозамещающего промышленного производства современных биотехнологических препаратов и ферментов для кормопроизводства

 

Сиббиофарм, ЗАО «МБС-Технология», ИЦГ СО РАН, ИХБиФМ СО РАН

Кластер ИТ и Биотехнологий, Сибирская биотехнологическая инициатива

Технопарк Новосибирского Академгородка,

ИЦ «ПромБиоТех»

6

Разработка национальной платформы промышленной автоматизации

ООО «Модульные Системы Торнадо», ООО «Предприятие Элтекс», ИАиЭ СО РАН, НГУ

Кластер ИТ и Биотехнологий

Технопарк Новосибирского Академгородка,

ИЦ Мультиплатформенного тестирования программных продуктов

7

«БиоФармПолис»: разработка и производство оригинальных биофармацевтических препаратов и субстанций антибиотиков

ЗАО «Вектор-Бест», SFM, ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор», НГУ

Кластер ИТ и Биотехнологий

Биотехнопарк Кольцово, Центр коллективного пользования

8

Сибирский металлурго-машиностроительный

кластер аддитивных цифровых технологий и производств

ИХТТМ СО РАН, ИЛФ СО РАН, ИАиЭ СО РАН, КТИ НП СО РАН, НГТУ, ООО «ЭПОС-инжиниринг», ПАО «Компания «Сухой» ОАО «НАПО им. Чкалова», ОАО «БЭМЗ»

Сибирский металлурго-машиностроитель-ный кластер аддитивных цифровых технологий и производств

Инжиниринговый центр «Инновационных электротехнологий и оборудования для металлургического и машиностроительного производств», Центр лазерно-плазменных аддитивных технологий, ЦКП по отработке экпериментальных производств и сертификации порошковых материалов, Центр 3D индустрии, Центр разработки и производства 3D

9

Создание производства и инфраструктуры по глубокой переработке алюминия: промышленно-технологический парк «13 элемент»

OOO «Стиллайн», ООО «Август Ин», ОАО «Тяжстанкогидропресс», ФГУП ПО «Север»

Региональный кластер по глубокой переработке алюминия3

Промышленно-технологический парк

«13 элемент»3


Информация по документу
Читайте также