Расширенный поиск
Постановление Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 444-пп ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 24 октября 2013 года № 444-пп Иркутск Об утверждении государственной программы Иркутской области "Охрана окружающей среды" на 2014-2018 годы (В редакции Постановления Правительства Иркутской области от 13.02.2015 № 46-пп; от 26.02.2015 № 62-пп; от 26.05.2015 № 251-пп; от 15.10.2015 № 517-пп; от 12.11.2015 № 563-пп; от 16.12.2015 № 651-пп; от 18.12.2015 № 656-пп; от 15.03.2016 № 127-пп; от 30.05.2016 № 327-пп; от 02.08.2016 № 460-пп; от 13.10.2016 № 662-пп; от 18.11.2016 № 747-пп; от 15.12.2016 № 800-пп; от 23.03.2017 № 182-пп; от 05.06.2017 № 368-пп) В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26 июля 2013 года № 282-пп, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области П О С Т А Н О В Л Я Е Т: 1. Утвердить государственную программу Иркутской области "Охрана окружающей среды" на 2014-2018 годы (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу через десять календарных дней после его официального опубликования.
Губернатор Иркутской области С.В. Ерощенко Утверждена постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 444-пп ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" НА 2014-2018 ГОДЫ Иркутск, 2013 год ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" НА 2014-2018 ГОДЫ (далее - государственная программа)
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
1. Охрана окружающей среды Иркутская область расположена на юге Восточной Сибири, и занимает площадь 775 тыс.кв.км, что составляет 4,6% территории России. Ресурсный потенциал Иркутской области базируется на пяти отраслевых комплексах - лесопромышленный, топливно-энергетический, нефтеперерабатывающий, цветная металлургия, химический и нефтехимический. Хозяйственная деятельность с использованием устаревших технологий и отсутствием стратегии развития на основе современных технологий ресурсосбережения приводит к неизбежному росту негативного воздействия на окружающую среду. Основные индикативные показатели в области охраны окружающей среды, определенные в соответствии с Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 31 декабря 2010 года № 143-ОЗ, сохраняют относительно стабильные показатели. Вместе с тем, на территории Иркутской области остается ряд острых проблем, которые необходимо решать программно-целевым методом. По объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Иркутская область занимает третье место в Сибирском федеральном округе (далее - СФО) после Красноярского края и Кемеровской области. Высокий уровень загрязнения ежегодно регистрируется в следующих городах: Братск, Иркутск, Зима, Шелехов. Эти города включены в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Основными загрязнителями воздушного бассейна являются организации целлюлозно-бумажной, алюминиевой, химической, нефтехимической промышленности и топливно-энергетического комплекса. По общему объему сточных вод, поступивших в водные объекты, Иркутская область также занимает 3 место по СФО (2% от суммарного значения показателя для Российской Федерации), а по объему загрязненных сточных вод - 1 место по СФО (4,2% от всего объема сбросов по РФ). В Иркутском водохранилище вода реки Ангара характеризуется I классом и оценивается как "условно чистая", в Братском водохранилище (после сбросов гг. Усолье-Сибирское и Свирск) - III классом "загрязненная", в заливе реки Вихоревой Усть-Илимского водохранилища - IV классом "грязная". Строительство Богучанской ГЭС и заполнение водохранилища приведет к перестройке экосистемы реки Ангары. При реализации проекта с нормальным подпорным уровнем 208 м в нижнем бьефе Усть-Илимской ГЭС не будет проточного участка, что значительно снизит способность реки Ангары к самоочищению. Решение проблемы по снижению уровня воздействия на водные объекты планируется решать путем устранения влияния очагов загрязнения ртутью и мышьяком в городах Свирске и Усолье-Сибирское, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности прошлых лет. По количеству образовавшихся отходов Иркутская область находится на 9 месте в Российской Федерации и на 3 месте в СФО. Объем отходов составляет 2,5% от аналогичного показателя для Российской Федерации. Показатель объемов переработки и обезвреживания отходов к объему образовавшихся в Иркутской области значительно ниже, чем средний по Российской Федерации. На территории Иркутской области остается острой проблема с переработкой и размещением на лицензированных объектах размещения твердых бытовых отходов. Государственной программой предусмотрено принятие следующих мер в целях сокращения объемов размещаемых отходов на несанкционированных свалках: 1) ведение регионального кадастра отходов 2) проектирование и строительство полигонов твердых бытовых отходов. На территории Иркутской области существуют объекты с экстремально высоким уровнем воздействия на окружающую среду, которые образованы в результате деятельности промышленности прошлых лет. Государственной программой планируется предусмотреть решение двух межмуниципальных проблем на территории Иркутской области, связанных с ликвидацией отходов I - III классов опасности. 1. Демеркуризация цеха ртутного электролиза в г. Усолье-Сибирское. По оценкам экспертов за период работы цеха ртутного электролиза в окружающую среду поступило более 1350 тонн ртути. Под корпусом цеха ртутного электролиза образовано техногенное месторождение металлической ртути с запасами от 350 до 100 тонн. В зону риска ртутного загрязнения входят город Усолье-Сибирское (90 тысяч человек), территории Усольского, Балаганского, Куйтунского, Зиминского районов (около 17 тысяч человек), а также муниципальное образование "город Свирск" (14 тысяч человек). 2. Ликвидация Ангарского металлургического завода и отходов производства, содержащих мышьяк, в г. Свирск. После закрытия (1949 год) Ангарского металлургического завода в г. Свирск остались источники загрязнения окружающей среды: отвалы пиритных огарков, общий вес 131,146 тыс. тонн со средним содержанием мышьяка 1,15%, в том числе среднее содержание водно-растворимых форм мышьяка 0,15% - 0,6%; полуразрушенные здания завода (3 шт.), бункеры и газоходы, содержащие полупродукты получения триоксида мышьяка в количестве примерно 100 тонн, с содержанием мышьяка до 56%. Соединения растворимой формы мышьяка достигли радиуса 300 метров и глубины более 10 метров со средней концентрацией мышьяка 500 мг/кг, что превышает предельно допустимые концентрации в 250 раз. Учитывая масштабность загрязнения и межмуниципальный характер проблемы, за счет средств федерального бюджета по федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года № 791, разработан проект ликвидации загрязнения, осуществлен вывоз и обеззараживание отходов из города, проведена рекультивация промышленной площадки завода. В настоящее время необходимо завершить строительство полигона и захоронение отходов за счет средств областного бюджета. На территории Иркутской области существуют проблемы негативного воздействия вод, связанные с наводнениями, селями, деформацией русел и берегов водоемов, смывом или занесением плодородных земель, водной эрозией почв, явлениями волновой абразии, обвальной или оползневой деформацией. Все города и населенные пункты Иркутской области располагаются в долинах рек. В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики построены и интенсивно эксплуатируются многочисленные гидротехнические сооружения (далее - ГТС) - плотины, водосборные, водовыпускные сооружения, каналы, насосные станции, берегозащитные сооружения, дамбы и т.п. В Иркутской области численность населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, составляет 104369 человек. Реализация государственной программы позволит увеличить численность населения, проживающего на территории, защищенной в результате проведения мероприятий по предупреждению негативного воздействия вод, на 2326 человек, в том числе 31 объект экономики, площадь защищенной территории составит 5298 тыс.кв.м, предотвращенный ущерб составит 1822,99 млн. рублей. Протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности - 93200 км. Планируется увеличение доли протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, до 20 - 25%. Реализация в рамках государственной программы объектов капитального строительства позволит привлечь финансирование из федерального бюджета в виде субсидий от 100 до 200 млн. рублей в год. Иркутская область обладает значительным запасом уникальных природных комплексов и объектов, разнообразием животного и растительного мира. Вместе с тем, Иркутская область является интенсивно развивающимся регионом и активно использующим природные ресурсы, что обуславливает высокую нагрузку на всю экосистему Иркутской области. В таких условиях особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) регионального значения, наряду с имеющимися ООПТ федерального значения, остаются гарантом сохранения и восстановления объектов животного и растительного мира. В настоящее время ООПТ регионального значения занимают около 0,7 % общей площади Иркутской области и представлены государственными природными заказниками, памятниками природы, лечебно-оздоровительными местностями и курортами. Наиболее уязвимыми и требующими неотложных решений по обеспечению охраны и функционирования являются государственные природные заказники и памятники природы регионального значения, которые на протяжении ряда лет из-за отсутствия бюджетного финансирования существуют бесконтрольно, тем самым необратимо теряя свою значимость. На территории Иркутской области в 15 административных районах равномерной сетью размещены 12 государственных природных заказников регионального значения (далее - заказники), занимающие общую площадь 508,678 тыс. га. Все они образованы в 70-80-х годах, в прошлом находились в ведении Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Иркутской области. В настоящее время в ряде заказников отмечены лесные пожары, зафиксированы обширные рубки лесных насаждений, в том числе и несанкционированные. Это способствует изменению ландшафтов заказников и среды обитания животного мира. На территории заказников в течение ряда лет не проводились воспроизводственные и биотехнические мероприятия, работы по учету численности объектов животного мира, в связи с чем достоверные данные о численности и разнообразии объектов животного мира на их территории отсутствуют. Практически полностью утрачена инфраструктура и материально-техническая база. Положения о заказниках, содержащие описание границ и режимы особой охраны, приняты решениями Иркутского облисполкома в период с 1982 по 1987 годы, технический уровень описания границ и режимы особой охраны не соответствует современным требованиям. Нуждаются в уточнении сведения о площади заказников, в том числе и по экспликации типов охотничьих угодий. Аналогичная ситуация отмечается и с региональными памятниками природы Иркутской области, которые, также как и заказники, образованы решениями Иркутского облисполкома, принятыми в 1981-1989 годах. Для существующих памятников природы не определены точные координаты, границы и площадь. Часть из них оказалась на территории созданных позже ООПТ федерального значения и требует исключения из категории "памятник природы". Обозначение на местности каждого памятника природы, подготовка документов и проведение государственной регистрации земель придаст памятникам природы легитимность, основание для проведения реальных охранных мероприятий на их территории. Таким образом, развитие ООПТ регионального значения предусматривает выполнение ряда восстановительных, изыскательских и просветительских работ. Реализация государственной программы станет решением указанной проблемы. 2. Охрана, защита и воспроизводство лесов Иркутская область является одной из крупнейших в стране по площади расположенных на её территории лесов (71,5 млн. га) и отличается высокой лесистостью своих территорий (83,1%). По состоянию на 1 января 2013 года общая площадь земель лесного фонда, находящихся на территории Иркутской области (далее - земли лесного фонда), составляет 69,4 млн. га. Покрытые лесной растительностью земли занимают 62,8 млн. га или 90,4% от общей площади земель лесного фонда или 81,0% от территории Иркутской области. По объемам заготовки древесины Иркутская область занимает 1 место среди субъектов Российской Федерации. Запас древесины составляет 9,1 млрд. куб.м, из них 55% (или 5 млрд.куб.м) - спелые и перестойные насаждения. По этому показателю Иркутская область относится к числу наиболее многолесных среди субъектов Российской Федерации. Здесь сосредоточено 12% запасов древесины спелых лесов страны, а доля особо ценных хвойных пород, таких как сосна и кедр, значительна даже в масштабах планеты. Практически все леса, за исключением расположенных на землях населенных пунктов, являются федеральной собственностью. Породный состав лесов Иркутской области характеризуется значительным преобладанием хвойных пород - 73% от общего запаса. В отличие от многих регионов Российской Федерации, Иркутская область не только располагает уникальными по качеству и масштабам естественного воспроизводства лесными ресурсами, но и выгодными условиями: наличием высококачественного древесного сырья; дешёвыми и значительными по запасам топливно-энергетическими ресурсами (стоимость 1 кВт/час электроэнергии составляет 0,84 руб., стоимость 1 Гкал - 414 руб.); наличием водных, энергетических, людских и транспортных связей. Основной целью промышленной политики в лесной отрасли Иркутская область является формирование диверсифицированного устойчивого территориального комплекса с полным производственным циклом от заготовки древесины до выпуска продукции глубокой переработки. Правительство Иркутской области выступает координатором интенсивного привлечения в лесопромышленный комплекс экономики инвестиций. Приоритет в части обеспечения лесными ресурсами, подбора требуемых площадок, формирования инвестиционных предложения отдаётся проектам, ориентированным на глубокую переработку древесины. Сотрудничество Правительства Иркутской области и инвестиционных структур строится на основе государственно-частного партнёрства. В настоящее время в Иркутской области в аренду передано 19,7 млн. га лесных участков, что составляет 28,4% общей площади лесного фонда. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации на арендованных лесных участках функции по охране, защите и воспроизводству лесов возложены на лиц, использующих леса. При этом значительная площадь лесов (72%) в силу имеющихся инфраструктурных и иных ограничений по их использованию остается не переданной в аренду. Охрана, защита и воспроизводство таких лесных участков в соответствии с законодательством осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Именно леса, не переданные в аренду, являются предметом настоящей государственной программы. 2.1 Охрана лесов Наиболее острой проблемой, требующей безотлагательных мер по ее решению, является своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров. Иркутская область является пожароопасным регионом. Насаждения лесного фонда, обладающие наиболее высокой степенью пожарной опасности, занимают 35,5% территории лесов Иркутской области. В зависимости от погодных условий продолжительность периода возможного возникновения лесных пожаров значительно варьируется по годам и территории Иркутской области. В среднем продолжительность пожароопасного сезона в Иркутской области составляет 165 дней: начинается в последней декаде марта и заканчивается в первой декаде октября. Изношенность противопожарной инфраструктуры, существенное отставание ее укомплектованности от нормативного не позволяют обеспечивать эффективную борьбу с лесными пожарами и их оперативное тушение. Лесным планом Иркутской области на территории Иркутской области предусмотрено наличие 100 пожарно-химических станций (далее - ПХС), в т.ч.: 27 - I типа, 66 - II типа, 7 - III типа. Фактически в лесохозяйственных организациях Иркутской области существует 71 ПХС: 28 - I типа (100% от норматива), 34 - II типа (52%), 9 - III типа (128%). При этом укомплектованность существующих ПХС составляет 50 - 60% от требуемых норм обеспечения средствами пожаротушения, а имеющаяся противопожарная техника полностью исчерпала свой ресурс: последние пожарные машины приобретены в 1997 году и изношены на 100%. В существующих условиях первоочередной задачей является создание необходимого количества ПХС III типа и оснащение их современной техникой до нормативного уровня. Это позволит значительно снизить среднюю площадь пожара и сократить наносимый ущерб, эффективно противостоять лесным пожарам в условиях экстремальных погодных условий за счет сокращения до 1 - 3 часов времени доставки сил и средств пожаротушения к месту пожара. Кроме того, важность создания и укомплектования техникой ПХС III типа обусловлена изменениями федерального законодательства, в соответствии с которыми с 1 января 2012 года деятельность по тушению лесных пожаров осуществляется специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными агентству лесного хозяйства Иркутской области. Еще одним препятствием для оперативного тушения лесных пожаров является недостаточная развитость сети лесных дорог соответствующего назначения. Согласно нормативам противопожарной планировки лесов в районах наземной охраны лесов общая сеть дорог противопожарного назначения для проезда автотранспорта к участкам, опасным в пожарном отношении, и к водоемам должна составлять не менее 6 км на 1000 га площади лесов категорий "защитные" и "эксплуатационные". При потребности 296,0 тыс. км фактическое наличие дорог составляет 103,0 тыс. км или 34,8%. Своевременное обнаружение лесных пожаров также является важнейшим фактором предотвращения чрезвычайных ситуаций. Пожары, обнаруженные в первые двое суток после начала возгорания, имеют, как правило, невысокую степень сложности и незначительные социально-экономические последствия. На территории Иркутской области обнаружение лесных пожаров осуществляется следующими способами: наземное патрулирование территории лесного фонда; использование информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства; авиационное патрулирование лесного фонда. Недостаток финансовых средств и удорожание аренды воздушных судов привели к сокращению за последние 15 лет в 1,5 раза (с 58% до 39%) доли лесных пожаров, обнаруженных силами авиаотделений. При этом авиационное патрулирование считается наиболее эффективным способом обнаружения и тушения лесных пожаров. Для обеспечения авиационной охраны лесов от пожаров необходимо увеличение времени патрулирования воздушными судами в 2,3 - 3,5 раза по сравнению с установленным в настоящее время нормативом - 1130 часов (в зависимости от степени горимости), а также наращивание кадрового состава службы на 25%, или 136 чел. Данные меры позволят к 2018 году довести процент обнаружения лесных пожаров авиацией на всей площади лесного фонда до 82%. Таблица 2 Основные мероприятия по охране лесов от пожаров
2.2 Защита лесов Состояние насаждений с нарушенной устойчивостью из года в год ухудшается с разной интенсивностью в зависимости от фактора степени ослабления. К неблагоприятным погодным условиям, приводящим к ослаблению или гибели лесных насаждений, относятся ураганные ветра, вызывающие массовый ветровал, бурелом, снеголом, ливни и усыхание насаждений в результате длительного затопления или изменения уровня грунтовых вод. Главными факторами, оказывающим негативное влияние на состояние насаждений в Иркутской области за последние 10 лет являются пожары и болезни леса. Насаждения, поврежденные верховыми лесными пожарами в 2011 году, в 2012 году окончательно утрачивают товарную ценность и в прилегающих к ним здоровых насаждениях, вероятно массовое заселение стволовых вредителей. В насаждениях, поврежденных низовыми пожарами сильной интенсивности, в 2013 году происходит увеличение текущего отпада, так же в связи с заселением вторичными вредителями. Защита насаждений от вредителей и болезней леса, поддержание стабильного санитарного состояния лесов необходимо для их устойчивого развития, возможно при постоянном контроле за санитарным и лесопатологическим состоянием насаждений. Лесопатологическое обследование проводится с целью планирования и обоснования мероприятий по защите лесов. В процессе его производится: оценка текущего санитарного (степень захламленности, усыхания, загрязнения) и лесопатологического (степень повреждения, поражения вредными организмами) состояния лесов; определение границ повреждений леса; учет численности вредителей и распространенности болезней. В 2013 году лесопатологическим обследованием охвачена площадь 54 650 га. В том числе на площади 46 150 га обследуются лесные участки - очаги сибирского коконопряда, которые периодически возникают в предгорьях Восточного Саяна. Данный вид вредителя наносит не только большой экономический ущерб, но и вызывает глубокие экологические преобразования в Иркутской области, связанные с изменением породного состава и структуры лесов. Далее, с 2014 года данное мероприятие запланировано на площади 42 500 га. В результате лесопатологического мониторинга и лесопатологических обследований зарегистрированы очаги вредителей и болезней леса, выявлены насаждения с разной степенью повреждения, по итогам которых на период действия государственной программы запланированы меры по локализации и ликвидации очагов вредных организмов на площади 9 000 га. Санитарно-оздоровительные мероприятия имеют своей целью улучшение санитарного состояния лесных насаждений, уменьшение угрозы распространения вредных организмов, обеспечение лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижение ущерба от воздействия неблагоприятных факторов. Санитарные рубки и уборка захламленности проводятся в лесах любого целевого назначения и всех категорий защитных лесов, кроме заповедных участков. Санитарные рубки не проводятся в молодняках до созревания в них деловой древесины, в этом случае проводятся уборка захламленности, рубки ухода или другие лесохозяйственные мероприятия. Уборка захламленности проводится при необходимости удаления из насаждения стоящих или лежащих стволов деревьев, утративших свои деловые качества (неликвидная древесина и дрова). Учитывая, что предусмотренный настоящей государственной программой объем мероприятий, направленных на оздоровление насаждений, не охватывает всю площадь лесных массивов с нарушенной и утраченной устойчивостью, в 2015-2018 годах объем санитарных рубок будет определен в соответствии с нормативно-правовыми актами, по результатам лесопатологических обследований насаждений с выявленными повреждениями. Таблица Основные мероприятия по защите лесов от вредных организмов
2.3 Воспроизводство лесов Еще одна важнейшая проблема в сфере лесного хозяйства - ухудшение товарной структуры лесных насаждений и сокращение площадей, покрытых ценными лесными породами. Лесовосстановительные мероприятия за последние 5 лет в Иркутской области возросли с 73 тыс. га до 90 тыс. га, в то же время фонд лесовосстановления на 1 января 2013 года составляет 927 тыс. га, в том числе гари - 310 тыс. га, погибшие насаждения - 25,1 тыс. га, вырубки – 565,1 тыс. га, пустыри и прогалины – 26,8 тыс. га. В среднем по Иркутской области естественное возобновление на вырубках недостаточное или отсутствует на 43 % от общей площади, на гарях на 60%, неудовлетворительное возобновление отмечается в антропогенных рединах, погибших насаждениях от шелкопряда, на пустырях и прогалинах. Остро стоит проблема снижения доли хвойных древостоев по площади и по запасам древесины. Значительная часть не покрытых лесной растительностью земель недоступна для хозяйственного освоения без применения специальных технологий и выделения огромных финансовых и материально-технических ресурсов. Лесосеменное и питомническое хозяйство ежегодно обеспечивает потребность лесокультурных работ в семенах и посадочном материале древесно-кустарниковых пород. Вместе с тем, в ряде районов Иркутской области, где сосредоточены значительные площади не покрытых лесной растительностью земель, имеет место дефицит районированных семян и стандартного посадочного материала. Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом в значительной мере усугубляется низким состоянием технологической инфраструктуры, техники и оборудования. Решение задач по устранению влияния негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, восстановление окружающей среды - это целостная система мер, организуемая в данной государственной программе. В формировании системы по устранению влияния негативного воздействия на окружающую среду участвуют исполнительные органы государственной власти Иркутской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, научные и общественные организации. Необходимость комплексного решения проблем в сфере охраны окружающей среды программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами: масштабность, сложность и многообразие проблем обеспечения экологической безопасности, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям; необходимость выполнения в рамках единой государственной программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации проектов; потребность в координации усилий федеральных органов исполнительной власти (в части получения софинансирования из федерального бюджета), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Таким образом, межмуниципальный характер проблем, сложность решаемых задач, взаимосвязь экологических, социальных и экономических проблем, сложившихся к настоящему времени на территории Иркутской области, включая вопросы охраны озера Байкал и развития центральной экологической зоны Байкальской природной территории, обусловливают необходимость применения программно-целевого метода для их разрешения. РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
Целью государственной программы является: сохранение и защита окружающей среды. В рамках достижения цели государственной программы необходимо обеспечить решение органами государственной власти, осуществляющими защиту окружающей среды в Иркутской области, следующих задач: 1) обеспечение устойчивого развития экологически значимых природных комплексов и сохранение биологического разнообразия Иркутской области; 2) предотвращение вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду на территории Иркутской области; 3) обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; 4) своевременное и качественное обеспечение сохранности и воспроизводства лесных ресурсов Иркутской области; 5) повышение качества окружающей среды и улучшение экологической обстановки на территории Иркутской области; 6) обеспечение организационных, информационных и методических условий в сфере сохранения, защиты природной среды и обеспечения экологической безопасности; 7) осуществление эффективной государственной политики в сфере лесного хозяйства. Государственная программа рассчитана на 5 лет (2014-2018 годы), реализация планируется в один этап. Решение проблем в области охраны окружающей среды невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается реализация долгосрочных мероприятий. Для обеспечения экологической безопасности Иркутской области необходимо поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников. Комплексное решение проблем охраны окружающей среды возможно только при проведении мероприятий для снижения воздействия во всех природных средах. Сведения о составе и значениях целевых показателей государственной программы указаны в приложении 8 к государственной программе (прилагается). РАЗДЕЛ 3. ОБОСНОВАНИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ПОДПРОГРАММ
С учетом цели и задач государственной программы выделяются следующие подпрограммы: Подпрограмма 1. "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий Иркутской области" на 2014-2018 годы - направлена на обеспечение устойчивого развития экологически значимых природных комплексов и сохранение биологического разнообразия Иркутской области. Подпрограмма 2. "Отходы производства и потребления в Иркутской области" на 2014-2018 годы - направлена на снижение негативного влияния отходов на состояние окружающей среды и удовлетворение потребности в строительстве полигонов бытовых отходов в Иркутской области. Подпрограмма 3. "Развитие водохозяйственного комплекса в Иркутской области" на 2014-2018 годы - направлена на обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения. Подпрограмма 4. "Охрана, защита и воспроизводство лесов Иркутской области" на 2014-2018 годы - направлена на своевременное и качественное обеспечение сохранности и воспроизводства лесных ресурсов Иркутской области. Подпрограмма 5. "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2014-2018 годы - направлена на повышение качества окружающей среды и улучшение экологической обстановки на территории Иркутской области. Подпрограмма 6. "Государственное управление в сфере охраны окружающей среды Иркутской области" на 2014-2018 годы - направлена на обеспечение организационных, информационных и методических условий в сфере сохранения, защиты природной среды и обеспечения экологической безопасности. Подпрограмма 7. "Государственное управление в сфере лесного хозяйства Иркутской области" на 2014-2018 годы - направлена на осуществление эффективного государственного управления в сфере лесного хозяйства. Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий государственной программы указан в приложении 9 к государственной программе (прилагается). РАЗДЕЛ 4. ПРОГНОЗ СВОДНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАНИЙ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ) ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с порядком формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями Иркутской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания и определения объема и условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям Иркутской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), и на иные цели, установленным постановлением Правительства Иркутской области от 31 декабря 2010 года № 348-пп, планируется формирование вышеуказанных государственных заданий, которые будут выданы подведомственным автономным и бюджетным учреждениям Иркутской области в 2014-2018 годах на выполнение работ по охране и защите лесов на основе разработанных нормативов возмещения затрат по выполняемым государственным работам. Распоряжением агентства лесного хозяйства Иркутской области от 21 июня 2013 года № 1573 агр "Об утверждении отраслевого реестра государственных услуг (работ)", утвержден отраслевой реестр государственных услуг (работ) агентства лесного хозяйства Иркутской области. Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Иркутской области в рамках государственной программы указан в приложении 10 к государственной программе (прилагается). Потребность в оказании государственных услуг (выполнении работ) государственными учреждениями Иркутской области в рамках государственной программы указана в приложении 11 к государственной программе (прилагается). РАЗДЕЛ 5. АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ОПИСАНИЕ МЕР УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
В рамках реализации государственной программы могут быть выделены следующие риски ее реализации, актуальные для всех подпрограмм, входящих в государственную программу: 1. Макроэкономические и финансовые риски реализации государственной программы связаны с возможными кризисными явлениями в российской экономике, колебаниями мировых и внутренних цен, которые могут привести как к снижению объемов финансирования программных мероприятий за счет федерального и областного бюджетов, так и к недостатку внебюджетных источников финансирования. Минимизация данных рисков предусматривается мероприятиями по совершенствованию государственного регулирования, в том числе повышению инвестиционной привлекательности и экономическому стимулированию, а также совершенствованию системы платежей в сфере охраны окружающей среды. Существенная дифференциация финансовых возможностей субъектов Российской Федерации приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения их полномочий в сфере охраны окружающей среды. Подавляющее большинство муниципальных образований Иркутской области являются дотационными. Ряд территорий относятся к высокодотационным. Ограниченность возможностей местных бюджетов может снижать эффективность исполнения ими собственных полномочий в сфере охраны окружающей среды, приводить к росту межмуниципальных различий в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Минимизация указанного риска возможна на основе: стимулирования межмуниципального сотрудничества и совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере охраны окружающей среды; дифференциации условий софинансирования муниципальных проектов в сфере охраны окружающей среды с учетом уровня бюджетной обеспеченности; научно-методической поддержки органов исполнительной власти Иркутской области в организации исполнения функций в сфере охраны окружающей среды, развития нормативно-правовой и методической базы в данной сфере. 2. Законодательные риски, в том числе связанные с задержками в принятии ключевых федеральных законов, предусматривающих введение мер государственного регулирования в рамках государственной программы. Значимым внешним фактором, влияющим на достижение результатов государственной программы, является риск принятия решений в рамках реализации государственной политики в смежных сферах. Минимизация данной группы риска основана на обеспечении своевременной подготовки соответствующих управленческих решений. Реализация государственной программы может быть подвергнута рискам, связанным с причинами природного характера, включая экстремальные природные ситуации. Управление реализацией государственной программой осуществляется в соответствии с Положением о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26 июля 2013 года № 282-пп. Реализация государственной программы осуществляется в соответствии с планами ее реализации, утверждаемыми ежегодно с учетом приоритетов государственной программы. Управление рисками реализации государственной программы осуществляется министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, агентством лесного хозяйства Иркутской области, которые осуществляют анализ возникающих тенденций, связанных с ними рисков и формируют в установленном порядке предложения по внесению изменений в государственную программу. С целью экспертной поддержки управления реализацией государственной программы и управления рисками предусматривается организация экспертизы заданий на реализацию проектов в рамках мероприятий государственной программы, а также экспертизы предложений по внесению изменений в государственную программу. Ответственный исполнитель с учетом предложений соисполнителя принимает решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных планом реализации государственной программы на соответствующий год. В случае принятия решения о внесении изменений в план реализации государственной программы ответственный исполнитель в 30-дневный срок уведомляет об этом министерство экономического развития Иркутской области и министерство финансов Иркутской области. Внесение иных изменений в государственной программу, оказывающих влияние на параметры государственной программы, осуществляется по инициативе министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области, службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, службы по охране и использованию животного мира Иркутской области, либо во исполнение поручений Правительства Российской Федерации (в том числе по результатам мониторинга реализации государственной программы) в установленном порядке. В целях обеспечения согласованных действий при реализации государственной программы и минимизации возникающих рисков решением министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области могут создаваться временные координационные органы (рабочие группы) из представителей ответственного исполнителя (соисполнителя) государственной программы. РАЗДЕЛ 6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Финансирование государственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Объем финансовых средств, необходимый для реализации мероприятий государственной программы, из областного бюджета составит 2 549 483,7 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 614 311,4 тыс. рублей; в 2015 году - 557 916,7 тыс. рублей; в 2016 году - 464 326,0 тыс. рублей; в 2017 году - 456 464,8 тыс. рублей; в 2018 году - 456 464,8 тыс. рублей. Предполагаемые поступления из федерального бюджета, направляемые на аналогичные мероприятия в соответствии с законодательством, в общей сумме составят 6 505 282,2 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 1 240 704,7 тыс. рублей; в 2015 году - 1 314 595,5 тыс. рублей; в 2016 году - 1 280 035,2 тыс. рублей; в 2017 году - 1 385 839,3 тыс. рублей; в 2018 году - 1 284 107,5 тыс. рублей. Предполагаемые поступления из местных бюджетов, направляемые на аналогичные мероприятия в соответствии с законодательством, в общей сумме составят 796 741,0 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 69 766,1 тыс. рублей; в 2015 году - 271 404,3 тыс. рублей; в 2016 году - 180 110,2 тыс. рублей; в 2017 году - 163 130,2 тыс. рублей; в 2018 году - 112 330,2 тыс. рублей. Предполагаемые поступления из внебюджетных источников, направляемые на аналогичные мероприятия в соответствии с законодательством, в общей сумме составят 9 692 361,0 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 1 824 884,4 тыс. рублей; в 2015 году - 1 919 314,2 тыс. рублей; в 2016 году - 1 949 421,3тыс. рублей; в 2017 году - 1 982 375,3 тыс. рублей; в 2018 году - 2 016 365,8 тыс. рублей. В ходе реализации государственной программы отдельные ее мероприятия могут уточняться, а объемы их финансирования корректироваться с учетом утвержденных расходов областного и федерального бюджетов на текущий финансовый год. Внесение изменений осуществляется в установленном порядке. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета указано в приложении 12 к государственной программе (прилагается). Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации государственной программы за счет всех источников финансирования указана в приложении 13 к государственной программе (прилагается). РАЗДЕЛ 7. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Ожидается, что в результате реализации государственной подпрограммы за период с 2014 по 2018 годы удастся достичь следующих показателей: 1. Увеличить долю использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 56%. 2. Увеличить долю площади особо охраняемых природных территорий от общей площади территории Иркутской области до 3,4%. 3. Привлечь инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за счет всех источников до 2 389,0 млн. рублей (не менее 105% к предыдущему за отчетным годом). 4. Увеличить индекс численности основных хозяйственно-значимых охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения до 120%. 5. Увеличить объем поступлений в областной бюджет по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых до 68,0 млн. рублей (не менее 110% к предыдущему за отчетным годом). 6. Увеличить объем сборов, разовых платежей при предоставлении права пользования участками недр местного значения до 15,0 млн. рублей ежегодно. 7. Обеспечить удельный вес площадей земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью не более 9,6%. Реализация государственной программы будет способствовать созданию в Иркутской области качественно новых условий для обеспечения организации перевозки пассажиров в пригородном и межмуниципальном сообщении автомобильным, водным, воздушным, железнодорожным транспортом, отвечающим условиям безопасности дорожного движения. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|