Расширенный поиск

Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 508-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

30.09.2013

г. Красноярск

№ 508-п

 

 

Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие образования"

 

(В редакции Постановлений Правительства Красноярского края

 от 25.03.2014 г. № 105-п; от 06.06.2014 г. № 234-п;

 от 30.07.2014 № 331-п; от 09.10.2014 № 478-п;

от 12.11.2014 № 526-п от 23.12.2014 № 621-п;

 от 30.09.2014 № 427-п; от 24.02.2015 № 67-п;

 от 30.04.2015 № 213-п; от 18.06.2015 № 305-п;

 от 30.10.2015 № 580-п; от 02.10.2015 № 531-п;

от 02.02.2016 № 39-п; от 14.06.2016 № 292-п;

от 19.07.2016 № 357-п; от 13.09.2016 № 459-п;

от 15.11.2016 № 571-п; от 14.12.2016 № 651-п;

от 07.10.2016 № 499-п; от 17.02.2017 № 87-п;

от 19.04.2017 г. № 208-п; от 18.07.2017 г. № 417-п;

от 15.08.2017 г. № 477-п)

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации ПОСТАНОВЛЯЮ: (В редакции Постановления Правительства Красноярского края от 25.03.2014 г. № 105-п)

1. Утвердить государственную программу Красноярского края "Развитие образования" согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010- 2014 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 22.06.2010 № 335-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 14.10.2010 № 503-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 19.10.2010 № 512-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2010 № 589-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 19.04.2011 № 206-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 07.06.2011 № 324-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы";

пункт 1 постановления Правительства Красноярского края от 09.09.2011 № 506-п "О внесении изменений в постановления Правительства Красноярского края в сфере социальной поддержки граждан";

постановление Правительства Красноярского края от 20.09.2011 № 555-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 595-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 593-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Оснащение учебным оборудованием общеобразовательных учреждений Красноярского края в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" на 2012-2014 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 18.10.2011 № 627-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2011 № 803-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2011 № 819-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 595-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 20.04.2012 № 173-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 20.04.2012 № 178-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 595-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 18.05.2012 № 205-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 593-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Оснащение учебным оборудованием общеобразовательных учреждений Красноярского края в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" на 2012-2014 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 18.05.2012 № 223-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 595-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 03.07.2012 № 323-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 595-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 13.09.2012 № 459-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 595-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 28.09.2012 № 505-п "О внесении изменения в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 593-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Оснащение учебным оборудованием общеобразовательных учреждений Красноярского края в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" на 2012-2014 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 05.10.2012 № 516-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 09.10.2012 № 529-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 09.10.2012 № 532-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 595-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2012 № 603-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2012 № 607-п "О внесении изменения в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 593-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Оснащение учебным оборудованием общеобразовательных учреждений Красноярского края в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" на 2012-2014 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2012 № 608-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений края" на 2013-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 18.12.2012 № 676-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 595-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 04.12.2012 № 640-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2012 № 726-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 595-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2012 № 727-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие в Красноярском крае системы отдыха, оздоровления и занятости детей" на 2013-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2012 № 730-п "О внесении изменения в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 593-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Оснащение учебным оборудованием общеобразовательных учреждений Красноярского края в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" на 2012-2014 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 26.02.2013 № 57-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 595-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 22.04.2013 № 193-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2012 № 608-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений края" на 2013-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 22.04.2013 № 194-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2012 № 727-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие в Красноярском крае системы отдыха, оздоровления и занятости детей" на 2013-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 22.04.2013 № 200-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 595-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 04.07.2013 № 338-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 595-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012-2015 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 13.08.2013 № 391-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 595-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012-2015 годы".

3. Опубликовать постановление в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края", газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

4. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее чем через 10 дней со дня его официального опубликования.

 

 

Первый заместитель

Губернатора края -

председатель

Правительства края

В.П. Томенко

 


 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Красноярского края

от 30.09.2013 № 508-п

 

Государственная программа

Красноярского края "Развитие образования"

 

(В редакции Постановления Правительства Красноярского края

 от 07.10.2016 № 499-п; от 17.02.2017 № 87-п; от 19.04.2017 г. № 208-п;

 от 18.07.2017 г. № 417-п; от 15.08.2017 г. № 477-п)

 

1. Паспорт

государственной программы Красноярского края

 

 

Наименование государственной программы

государственная программа "Развитие образования" (далее - государственная программа)

Основания для разработки государственной программы

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации";

распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 № 559-р

Ответственный исполнитель государственной программы

министерство образования Красноярского края

Соисполнители государственной программы

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края;

министерство культуры Красноярского края;

министерство спорта Красноярского края;

министерство здравоохранения Красноярского края;

министерство лесного хозяйства Красноярского края

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы

подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования";

подпрограмма 2 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования";

подпрограмма 3 "Развитие кадрового потенциала отрасли";

подпрограмма 4 "Государственная поддержка детей-сирот, расширение практики применения семейных форм воспитания";

подпрограмма 5 "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия"

Цели государственной программы

обеспечение высокого качества образования, соответствующего потребностям граждан и перспективным задачам развития экономики Красноярского края;

государственная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, отдых и оздоровление детей в летний период

Задачи государственной программы

1. Обеспечение доступности профессионального образования для различных категорий граждан, повышение качества подготовки кадров, обеспечивающих текущие и перспективные потребности социально-экономического развития края.

2. Создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования, позитивной социализации детей и отдыха, оздоровления детей в летний период.

3. Формирование кадрового ресурса отрасли, обеспечивающего необходимое качество образования детей и молодежи, соответствующее потребностям граждан.

4. Развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание государственной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

5. Создание условий для эффективного управления отраслью

Этапы и сроки реализации государственной программы

2014-2030 годы без деления на этапы

Перечень целевых показателей государственной программы

Перечень целевых показателей государственной программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы представлен в приложении к паспорту государственной программы

Информация по ресурсному обеспечению государственной программы

объем финансирования государственной программы составит 290 345 887,9 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

в 2014 году - 41 131 216,2 тыс. рублей;

в 2015 году - 43 995 124,3 тыс. рублей;

в 2016 году - 49 864 949,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 52 232 198,6 тыс. рублей;

в 2018 году - 51 776 348,7 тыс. рублей;

в 2019 году - 51 346 051,1 тыс. рублей

из них:

из средств федерального бюджета - 4 803 503,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2014 году - 1 660 367,7 тыс. рублей;

в 2015 году - 1 180 238,5 тыс. рублей;

в 2016 году - 467 151,9 тыс. рублей;

в 2017 году - 961 705,3 тыс. рублей;

в 2018 году - 267 019,9 тыс. рублей;

в 2019 году - 267 019,9 тыс. рублей;

из средств краевого бюджета - 285 439 969,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2014 году - 39 465 515,6 тыс. рублей;

в 2015 году - 42 811 848,5 тыс. рублей;

в 2016 году - 49 380 829,2 тыс. рублей;

в 2017 году - 51 244 638,2 тыс. рублей;

в 2018 году - 51 484 282,3 тыс. рублей;

в 2019 году - 51 052 855,4 тыс. рублей;

за счет внебюджетных источников - 102 415,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2014 году - 5 332,9 тыс. рублей;

в 2015 году - 3 037,3 тыс. рублей;

в 2016 году - 16 967,9 тыс. рублей;

в 2017 году - 25 855,1 тыс. рублей;

в 2018 году - 25 046,5 тыс. рублей;

в 2019 году - 26 175,8 тыс. рублей

(В редакции Постановления Правительства Красноярского края от 17.02.2017 № 87-п; от 19.04.2017 г. № 208-п; от 18.07.2017 г. № 417-п)

 

2. Характеристика текущего состояния отрасли

"Образование", основные показатели социально-экономического

развития Красноярского края

 

Система образования представлена в Красноярском крае организациями всех уровней и видов.

На начало 2013 года на территории края функционировало 66 организаций начального профессионального образования, 37 организаций среднего профессионального образования, 2 организации дополнительного профессионального образования, подведомственные министерству образования края, 6 организаций среднего профессионального образования, подведомственных министерству культуры Красноярского края, одна организация среднего профессионального образования, подведомственная министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, 9 организаций среднего профессионального образования, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края.

На базе краевых организаций начального и среднего профессионального образования создано 9 современных профессиональных центров. Однако в целом материальная база профессиональных образовательных организаций не позволяет вести подготовку рабочих и специалистов среднего звена на том уровне, которого требует инновационная экономика края. Частично решение вопроса возможно за счет реструктуризации неэффективных организаций и концентрации ресурсов на развитие инфраструктуры.

Сеть дошкольных образовательных организаций на 1 января 2013 года составляла 731 организацию и 30 филиалов на 112,2 тыс. мест, которые посещали 113,3 тыс. детей. Основной проблемой в дошкольном образовании является недостаточное предложение в оказании услуг по реализации прав граждан на получение дошкольного образования при стабильно высоком спросе на дошкольные образовательные услуги, реализуемые в сочетании с содержанием детей в течение рабочего дня. На начало 2013 года на учете для определения в дошкольные организации состояли 117,2 тыс. детей, в том числе 30,5 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет. При этом 18,5 % действующих муниципальных дошкольных организаций края требовали капитального ремонта. Требует развития система сопровождения детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). Особое внимание необходимо уделить введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В системе общего образования в 20122013 учебном году действовали 1178 организаций и их филиалов, в которых обучалось 300,2 тыс. учащихся. 82 % детей обучались в организациях с оборудованными предметными кабинетами, с организацией школьного питания, с условиями для занятий физической культурой. Модернизация образовательных программ общего образования реализуется в соответствии с федеральными государственными стандартами и должна быть закончена в 2020 году.

В Красноярском крае проводится модернизация сети общеобразовательных организаций. В рамках реализации проектов по реализации дистанционного образования детей-инвалидов и модернизации общего образования Красноярского края школы оснащены современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием для реализации программ дистанционного обучения. В крае реализуется проект организации дистанционного образования в муниципальных общеобразовательных школах, расположенных в сельской местности, в которых существуют долгосрочные вакансии учителей. Однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось. Более того, намечается тенденция формирования сегмента школ (как сельских, так и городских), устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. Как правило, это школы, работающие со сложным контингентом обучающихся (в связи с низким социально-экономическим статусом семей, дети, имеющие трудности в обучении и социальной адаптации). Для успешного обучения и социализации таких детей необходимы специальные ресурсы (финансовые, кадровые, организационные), позволяющие в том числе организовывать дополнительные занятия с такими школьниками, осуществлять психологическое и социально-педагогическое сопровождение, тьюторство.

Другой тенденцией в сфере качества образования, требующей адекватных мер образовательной политики, является недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.

В Красноярском крае создана инфраструктура, обеспечивающая выявление и сопровождение одаренных детей, развивается сеть интернатов и отдельных классов для одаренных и мотивированных к получению образования и развитию способностей детей: 8 кадетских учебных заведений и 2 Мариинские женские гимназии, школа-интернат по работе с одаренными детьми Школа космонавтики, 4 физико-математических класса при ФГАОУ ВПО Сибирский федеральный университет на базе муниципальных образовательных организаций города Красноярска. В крае 01.09.2015 открыты 25 специализированных классов физико-математической, естественно-научной, инженерно-технологической направленности.

Также сформирована сеть специального образования для детей с ограниченными возможностями, развивается инклюзивное образование. Однако не во всех организациях детям с ограниченными возможностями обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения.

При этом одной из ключевых кадровых проблем региона является сохранение долгосрочных педагогических вакансий в общеобразовательных организациях края. Особо остро вопрос сокращения долгосрочных вакансий стоит в сельских школах края, количество вакансий в которых составляет 62 % от их общего количества. Данная проблема усугубляется высоким процентом выбытия молодых учителей в течение первого года работы в школах, сокращением количества выпускников педагогических специальностей, положительной динамикой числа учителей пенсионного возраста. В настоящее время доля молодых учителей до 30 лет, работающих в общеобразовательных организациях края, составляет 15,6%.

Сеть дополнительного образования детей отрасли "Образование" представлена 153 государственными (муниципальными) организациями дополнительного образования детей, 9567 объединениями разной направленности дополнительного образования, функционирующими на базе школ. Доля детей и молодежи, занимающихся дополнительным образованием, составляла 95 % от общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование рассматривается как обязательный компонент обучения.

На 1 января 2013 года в Красноярском крае проживало 16,2 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них лишь 12,1 тыс. детей (74,7 %) находятся под опекой и в приемных семьях, остальные - в организациях для детей указанной категории, данный факт свидетельствует о необходимости дальнейшего развития института социального родительства. Необходимость социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих самостоятельную жизнь, требует решения вопроса обеспечения их жилыми помещениями.

Существующая система мер государственного регулирования является универсальной для всех образовательных организаций, обучающихся в данных организациях граждан и работников системы образования независимо от уровня образования.

Меры государственного регулирования основаны на сочетании прямой поддержки (государственное финансирование, стипендиальное обеспечение, поддержка педагогических, научных и научно-педагогических кадров, в том числе сельских учителей, финансовое обеспечение системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также специальная поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) и косвенного регулирования, к которому относятся меры льготного налогообложения, вычеты из налогов и налогооблагаемой базы для организаций и граждан, государственная поддержка образовательного кредитования, оплата коммунальных услуг для образовательных организаций, жилищно-коммунальных услуг для работников сферы образования, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), льготы по пенсионному обеспечению и продолжительности рабочего времени и отдыха, включая длительные отпуска и другие меры социального обеспечения.

Для поддержки образовательных организаций в крае применяются меры льготного налогообложения, предусмотренные Законами Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 "О налоге на имущество организаций" и от 08.11.2007 № 3-676 "О транспортном налоге в отношении организаций сферы образования".

Баланс мер по прямой поддержке и косвенному регулированию, включая механизмы конкурсного отбора и адресной поддержки, призван обеспечить приоритеты в развитии краевого образования, связанные с качеством и конкурентоспособностью, повышением эффективности бюджетного финансирования и инвестирования в зависимости от конечных результатов.

Реализация всех мероприятий государственной программы позволит органам и организациям образования края своевременно и в полном объеме выполнить все возложенные на отрасль обязательства, провести системные мероприятия, направленные на повышение качества и эффективности работы.

При этом важным условием успешной реализации государственной программы является управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы.

К основным рискам реализации государственной программы относятся:

финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий государственной программы за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия государственной программы;

организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках государственной программы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга реализации программы, отставание от сроков реализации мероприятий.

Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации государственной программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений.

Устранение организационных и управленческих рисков возможно за счет обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации программы и ее подпрограмм, а также за счет корректировки программы на основе анализа данных мониторинга. Важным средством снижения рисков является проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров системы образования.

Снижение риска недостаточного финансирования возможно при обеспечении правильного расчета необходимых объемов средств регионального и федерального бюджетов.

 

3. Приоритеты и цели социально-экономического развития

Отрасли "Образование", описание основных целей и задач государственной программы, тенденции социально-экономического развития

отрасли "Образование"

 

Стратегическая цель политики в области образования в Красноярском крае - это повышение доступности качественного образования современного уровня, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона и потребностям граждан.

Приоритетными направлениями реализации целей и задач государственной программы по уровням и видам образования являются следующие.

Система профессионального образования.

Кадровое обеспечение социально-экономического развития края путем создания гибкой системы профессионального образования, являющейся частью проектов и программ регионального развития: создание оптимальной сети организаций профессионального образования, ориентированной на потребности различных сегментов рынка труда края; координация деятельности системы профессионального образования в соответствии с перспективными кадровыми потребностями работодателей, участие работодателей в разработке и реализации программ целевой подготовки кадров; повышение привлекательности программ профессионального образования, улучшение материально-технического оснащения организаций профессионального образования; повышение профессионального уровня преподавателей; развитие вузовской науки, способствующее повышению качественного уровня подготовки студентов и решению задач инновационного развития страны; подготовка кадров высшей научной квалификации, в том числе с привлечением частных инвестиций; модернизация краевой государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.

Доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций среднего профессионального образования до средней заработной платы в регионе.

Система дошкольного образования.

Повышение доступности и качества дошкольного образования, в том числе через диверсификацию форм дошкольного образования, удовлетворение части спроса на услуги дошкольного образования за счет частных поставщиков услуг, внедрение системы оценки качества дошкольного образования, введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Создание новых мест в организациях, предоставляющих услуги дошкольного образования, включая негосударственные организации, а также места в группах кратковременного пребывания детей.

Система общего образования.

Повышение доступности и качества образования, в том числе переход на федеральные государственные образовательные стандарты, внедрение системы оценки качества общего образования, развитие материально-технической базы организаций общего образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий, использование современных информационных и коммуникационных технологий, дистанционных форм обучения. С учетом демографического прогноза планируется увеличение сети городских школ при сокращении количества малочисленных сельских школ, а также строительство зданий школ для замены действующих аварийных.

Система дополнительного образования.

Создание условий для модернизации и устойчивого развития системы дополнительного образования, обеспечивающих качество услуг и разнообразие ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, через совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей, распространение сетевых форм организации дополнительного образования детей, создание на территории края условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей, разработку, внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования детей в Красноярском крае.

Совершенствование кадровой политики через внедрение новых подходов к организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе на базе ФГАОУ ВПО Сибирского федерального университета; укрепление кадрового потенциала отрасли введением новой системы оплаты труда, внедрение механизмов эффективного контракта; увеличение доли молодых учителей, поддержка лучших учителей, внедряющих инновационные образовательные программы, поддержка общественных профессиональных ассоциаций, объединений, ставящих задачи профессионального развития педагогических работников, разработка и реализация комплекса мер, направленных на привлечение и закрепление молодых учителей в школах края.

Обеспечение средней заработной платы педагогических работников школ на уровне средней заработной платы в регионе, средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций на уровне средней заработной платы в сфере общего образования.

Доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования и среднего профессионального образования до уровня средней заработной платы учителей региона.

Система выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи через расширение форм выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, увеличение доли охвата детей дополнительными образовательными программами, направленными на развитие их способностей, поддержка педагогических работников, имеющих высокие достижения в работе с одаренными детьми, увеличение сети специализированных классов физико-математической, естественно-научной, инженерно-технологической направленности.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие инклюзивного и дистанционного образования.

Сохранение здоровья детей через совершенствование организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях; улучшение качества медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников образовательных организаций, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Расширение сети опекунских, приемных и патронатных семей как создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также проведения мероприятий по деинституализации учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

4. Прогноз конечных результатов реализации государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социально-экономическое развитие отрасли "Образование", степени реализации других общественно значимых интересов

 

Своевременная и в полном объеме реализация государственной программы позволит:

повысить показатель "Удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного общим и профессиональным образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет" с 92,0 % в 2014 году до 93,6 % в 2030 году. Данный показатель является одним из ключевых показателей, используемых в международных сравнительных исследованиях для характеристики национальных систем образования;

повысить показатель "Охват детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет услугой дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, получающих услугу дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, проживающих на территории Красноярского края)" с 45,9 % в 2014 году до 46,7 % в 2030. Данный показатель характеризует обеспечение законодательно закрепленных гарантий доступности дошкольного образования. Увеличение охвата дошкольным образованием является одним из главных приоритетов развития образования в последние годы. Задача предоставления услуг дошкольного образования к 2016 году для детей от трех до семи лет и достижение 100 процентов доступности услуг дошкольного образования для детей от трех до семи лет поставлена Президентом Российской Федерации в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". Показатель учитывает возможность предоставления услуги всем желающим получить данную услугу;

снизить показатель "Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций" с 2,84 % в 2013 году до 2,3 % в 2030 году. Данный показатель характеризует качество образовательных услуг, позволяет оценить эффективность предусмотренных программой мер, направленных на увеличение качества образовательных результатов;

увеличить показатель "Удельный вес детей в возрасте от 5 до 18 лет, которым созданы условия для занятий дополнительным образованием, в общей численности населения в возрасте от 5 до 18 лет" с 95 % в 2014 году до 100 % в 2030 году;

увеличить показатель "Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования Красноярского края очной формы обучения последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности (профессии), в общей их численности с 53,1 % в 2015 году до 56 % в 2030 году. Данный показатель характеризует востребованность выпускаемых рабочих и специалистов экономикой края, свидетельствует о признании качества подготовки рабочих и специалистов работодателями и соответствии потребностям рынка труда. (В редакции Постановления Правительства Красноярского края от 19.04.2017 г. № 208-п)

 

5. Информация по подпрограммам,

отдельным мероприятиям государственной программы

 

В рамках государственной программы в период с 2014 по 2030 годы будут реализованы 5 подпрограмм:

1. Развитие профессионального образования.

Необходимость разработки подпрограммы Развитие профессионального образования связана с рядом острых проблем в подготовке кадров для ведущих предприятий, социальных организаций Красноярского края и в обеспечении доступности профессионального образования для различных категорий граждан.

На начало 2013 года министерству образования Красноярского края были подведомственны 61 организация начального профессионального образования и 37 организаций среднего профессионального образования, министерству культуры Красноярского края подведомственны 6 организаций среднего профессионального образования, министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края подведомственно одна организация среднего профессионального образования, министерству здравоохранения Красноярского края подведомственны 9 организаций среднего профессионального образования.

В целях обеспечения доступности качественной профессиональной подготовки и снижения неэффективных расходов распоряжением Правительства Красноярского края от 02.04.2014 № 206-р была одобрена концепция реструктуризации сети образовательных организаций начального и среднего профессионального образования, в отношении которых министерство образования Красноярского края осуществляет функции и полномочия учредителя. В соответствии с планом мероприятий по реализации концепции в течение 2014 года были реорганизованы 33 организации. В настоящее время сеть профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Красноярского края, представлена 54 образовательными организациями и 35 филиалами во всех территориальных округах края.

Развитие экономики Красноярского края, продолжающиеся процессы перевооружения производств, сферы услуг существенно изменяют требования работодателей к качеству подготовки выпускников: наличие высокой квалификации, умение быстро встраиваться в производственные процессы, владение современными технологиями, оборудованием.

Существующая подготовка кадров по многим направлениям не может обеспечить указанные требования в связи с устаревшей лабораторной базой, учебно-производственным оборудованием, уровнем квалификации педагогических работников. Без системного обновления содержания образования (образовательных программ, учебно-производственного оборудования) невозможно решить задачу повышения качества подготовки выпускников.

В целях повышения качества подготовки, начиная с 2008 года, в Красноярском крае опробован механизм создания на базе краевых организаций-лидеров начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству образования Красноярского края (далее - НПО, СПО), отраслевых высокотехнологичных центров, ведущих подготовку кадров по современным производственным технологиям для предприятий отрасли. Ключевые партнеры таких центров - это профессиональные ассоциации, отраслевые министерства Красноярского края, производители современного технологического оборудования.

В 2013 году в крае создано 20 центров по подготовке квалифицированных кадров для ведущих отраслей, для групп муниципальных образований (Запад, Восток, Север, Центр, Юг), субъектов малого и среднего бизнеса.

В результате деятельности высокотехнологичных центров выросла доля обучающихся и студентов, проходящих практику на современном оборудовании, увеличилась доля выпускников, имеющих уровень квалификации 4-й разряд и выше, положительная динамика трудоустройства выпускников.

Из приоритетных отраслей экономики Красноярского края лишь отраслевые высокотехнологичные центры отсутствуют для отраслей: энергетика, угольная промышленность, разработка полезных ископаемых (горная руда), сфера обслуживания и швейное производство. Это приводит к нехватке на предприятиях Красноярского края соответствующих кадров, к несоответствию существующего качества подготовки по востребованным профессиям и специальностям требуемому.

При наращивании объемов производств требуются дополнительные квалифицированные кадры, их отсутствие, как правило, предприятия замещают иностранной рабочей силой либо формируют заказ центрам занятости на переобучение безработных граждан за счет средств государства. При этом ведущие предприятия края практически не могут вести целевую подготовку кадров в краевых организациях профессионального образования для собственных нужд.

Остаются нерешенными проблемы обеспечения квалифицированными кадрами со средним профессиональным образованием медицинских организаций системы здравоохранения Красноярского края.

Дефицит среднего медицинского персонала для обеспечения соотношения врач/средний медицинский работник 1 к 3-23254 чел. (из них в амбулаторно-поликлинических подразделениях - 13288, в стационарах - 9966).

Наиболее дефицитные специальности: акушерское дело, лабораторная диагностика (в т.ч. бактериология), сестринское дело (в т.ч. педиатрия и общая практика), операционное дело, анестезиология и реаниматология, рентгенология, скорая и неотложная помощь.

Восполнение отрасли здравоохранения за счет молодых специалистов обеспечено только на 4,0 %.

В здравоохранении Красноярского края работают 27 972 средних медицинских работника, из них на селе - 4 771.

Укомплектованность должностей средних медицинских работников - 71,2 %.

Снижение численности медицинских работников со средним медицинским образованием привело к усугублению диспропорции в соотношении врачей и средних медицинских работников.

Недостаточный объем подготовки специалистов со средним медицинским образованием в профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, в настоящее время не позволяет покрывать потребность отрасли.

Необходимо увеличение набора в профессиональные (медицинские) образовательные организации Красноярского края минимум до 2000 человек.

Для решения вопроса кадрового обеспечения медицинских организаций необходимо дальнейшее развитие подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, по смежным специальностям.

Проблемы обеспечения отрасли квалифицированными кадрами со средним профессиональным образованием также характерны и для отрасли лесного хозяйства.

Недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень производительности труда обусловлены слабым развитием социального партнерства, невысоким (по сравнению с другими отраслями экономики) уровнем оплаты труда, а также сложной ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.

В целом модернизация и инновационное развитие лесного хозяйства не может осуществляться без развития кадрового потенциала на территории края.

В целях развития профессионального образования в области лесного хозяйства определены следующие направления:

модернизация структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности;

модернизация содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;

формирование образовательных программ, учитывающих особенности края.

Одной из серьезных проблем в учреждениях культуры края остается недостаточная их обеспеченность квалифицированными кадрами. Эффективная работа учреждений культуры возможна только при условии высокого профессионализма и уровня общей эрудиции творческих работников. Доля специалистов с профильным образованием сегодня составляет только 64 %.

Несоответствие профессионального уровня специалистов учреждений культуры края, особенно в сельской местности, актуальным задачам, которые необходимо решать в условиях социальных и экономических изменений, тормозит инновационные процессы в отрасли культура.

Учреждения библиотечного, клубного типа, детские школы искусств, театрально-зрелищные учреждения испытывают острую потребность в квалифицированных специалистах, в том числе со средним профессиональным образованием. Наибольший дефицит специалистов наблюдается в учреждениях культуры, расположенных в сельской местности, а также в районах Крайнего Севера.

Наиболее востребованы в крае специалисты в области социально-культурной деятельности, народного художественного творчества, актерского и хореографического искусства, инструментального исполнительства. Особенно остро стоит вопрос подготовки профессиональных хормейстеров, преподавателей для детских школ искусств по направлениям: духовые инструменты, струнные инструменты, инструменты народного оркестра, теория музыки.

В решении задачи подготовки кадров для учреждений культуры края основную роль играют профессиональные образовательные организации, подведомственные министерству культуры Красноярского края.

В 2013 году в 6 образовательных организациях за счет средств краевого бюджета обучались 2062 человека по 21 специальности (из них 688 человек - заочно).

Ежегодный набор в профессиональные образовательные организации отрасли составляет в среднем 630 человек. В среднем около 38,3 % выпускников очной формы обучения в первый год после окончания образовательной организации трудоустраиваются по полученной специальности в учреждения культуры края, более 20 % продолжают обучение в образовательных организациях высшего образования.

Для дальнейшего укрепления кадрового потенциала отрасли культура необходимо повышать качество подготовки в профессиональных образовательных организациях специалистов, способных мобильно и активно встроиться в профессиональное сообщество и быть конкурентоспособными на современном рынке труда в крае.

Развитие целевой подготовки кадров, ориентированной на конкретного работодателя, минимизирует расходы на подготовку рабочих кадров нужной квалификации и специалистов среднего звена и является одним из приоритетов в развитии профессионального образования.

Успешной практикой частно-государственного партнерства профессионального образования и производственной сферы является взаимодействие с Заполярным филиалом ПАО ГМК Норильский никель. Предприятие формирует заказ на целевую подготовку кадров краевым организациям (профессиональному училищу № 105 г. Норильска, Норильскому техникуму промышленных технологий и сервиса), участвует в образовательном процессе, в модернизации материальной базы, организует оплачиваемую практику студентов, стажировки преподавателей за счет средств предприятий.

В целях поддержки становления частно-государственных форматов взаимодействия и реализации задач государственной программы требуется создание специализированных организаций СПО, ориентированных на потребности отдельных работодателей. Рядом организаций заключены договоры на целевую подготовку кадров с учетом специфики предприятий и организаций (ЗАО Полюс, ОАО МРСК Сибири, ОАО Красмаш, ОАО Енисейское речное пароходство, ОАО Ачинский Глиноземный комбинат, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю), в которых определены обязательства со стороны работодателей: участие в образовательном процессе, организация оплачиваемой практики студентов, стажировка преподавателей за счет средств предприятий.

Однако устаревшая материально-техническая учебная база организаций не позволяет обеспечить требуемое качество подготовки и затрудняет выполнение требований, предъявляемых указанными выше организациями.

Начиная с 90-х годов прошлого века, финансирование содержания зданий и сооружений организаций профессионального образования, позволяющее поддерживать помещения в надлежащем состоянии, не обеспечивалось в необходимом объеме, что в конечном итоге привело к их значительному износу. В общежитиях отсутствуют комнаты бытового назначения (оборудованные постирочные, комнаты для приема пищи), требуется ремонт душевых и санузлов.

В профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству здравоохранения, расположенных на территории муниципальных образований г. Красноярск, г. Норильск, отсутствуют общежития для проживания обучающихся.

Признание населением высокотехнологичных центров как учебных заведений, дающих современное и качественное профессиональное образование, влечет значительное увеличение обучающихся и слушателей из числа взрослого населения и более интенсивному использованию общежитий.

Условия проживания в общежитии также являются важным фактором при выборе организации профессионального образования родителями и выпускниками, окончившими основную общеобразовательную школу (возраст 15-16 лет).

Модернизация инфраструктуры системы профессионального образования, создание условий для обучения и проживания - еще один приоритет в развитии профессионального образования.

Значительной проблемой является создание условий для обеспечения равного доступа к объектам и услугам организаций профессионального образования наравне с другими людьми лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ).

В Красноярском крае создано лишь одна многоуровневая образовательная организация среднего профессионального образования, в которой создана образовательная среда, доступная для лиц с ОВЗ. В учебные мастерские и лаборатории техникума для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья приобретено оборудование для комнаты психологической разгрузки, дистанционного обучения и специальные средства обучения для освоения профессии автомеханика, повара, портного, оператора по обработке цифровой информации.

В 20122013 учебном году в указанной образовательной организации обучились 85 человек.

В соответствии с Методическими рекомендациями по обеспечению доступности зданий и сооружений образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации, создание безбарьерной среды, позволяющей людям с особыми потребностями реализовать свои права на получение профессии, включает в себя проведение мероприятий по доступности учебных корпусов (пандусы, входная группа, устройство подъездных и пешеходных площадок и др.), зданий общежитий (пандусы, специализированные жилые комнаты, душевые, санузлы и др.) и приобретение специализированного оборудования (учебная мебель, звуковые средства воспроизведения информации, компьютерная техника для дистанционного обучения, визуальные средства отображения информации, тактильные указатели и др.).

За 20142018 годы в 3 организациях будут созданы доступные условия для профессиональной подготовки лиц с ОВЗ.

Одной из форм повышения качества профессиональной подготовки является организация и проведение краевых, межрегиональных и участие обучающихся во всероссийских, международных конкурсах профессионального мастерства. Вместе с тем конкурсы призваны способствовать популяризации среднего профессионального образования, привлечению молодых инициативных людей в рабочие профессии и специальности, повышению их престижа в обществе. Ежегодно в крае проводится более 10 соревновательных мероприятий, в которые вовлекаются более 350 человек.

Положительной традицией в Красноярском крае стало проведение профессиональных конкурсов среди мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональных образовательных организаций. Основные задачи таких конкурсов: выявление и распространение образцов наиболее эффективного педагогического опыта в системе профессионального образования края; публичное признание достижений инженерно-педагогических работников; повышение их квалификации; поощрение лучших педагогов и мастеров производственного обучения. Ежегодно в конкурсе принимают участие около 400 инженерно-педагогических работников.

С целью развития социальной активности, творческого потенциала обучающихся профессиональных образовательных организаций в крае ежегодно проводится Молодежная ассамблея, в рамках которой инициативная молодежь предъявляет свои идеи, защищает проекты, делится своими достижениями. Работа на переговорных площадках позволяет представителям студенческих общественных организаций (советов общежитий, студенческих советов) скоординировать планы работы студенческого самоуправления, определить приоритетные области реализации социально значимых инициатив. В работе ассамблеи ежегодно принимают участие более 2000 человек.

В соответствии с Законом Красноярского края от 06.07.2006 № 19-5049 "О краевых именных стипендиях для студентов краевых государственных профессиональных образовательных организациях" с целью стимулирования лучших обучающихся профессиональных образовательных организаций, добившихся высоких результатов в интеллектуальной, творческой и спортивной сферах деятельности, ежегодно вручается 28 краевых именных стипендий. Стипендии присуждаются указом Губернатора Красноярского края сроком на один календарный год в размере 4 тысячи рублей и выплачиваются ежемесячно, начиная с 1 сентября текущего года.

Целью подпрограммы является обеспечение доступности профессионального образования для различных категорий граждан, повышение качества подготовки кадров, обеспечивающих текущие и перспективные потребности социально-экономического развития края.

Задачей подпрограммы является создание условий для получения качественного среднего профессионального образования населением Красноярского края, обеспечение его доступности для различных категорий граждан.

Сроки выполнения подпрограммы: 20142030 годы.

Обязательным условием эффективности подпрограммы является успешное выполнение целевых индикаторов и показателей, а также мероприятий в установленные сроки.

Основные критерии социальной эффективности подпрограммы:

сохранение количества центров профессионального образования как структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на уровне 21 организации;

увеличение количества многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего общего образования в Красноярском крае, с 3 в 2015 году до 8 в 2019 году;

увеличение доли профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций с 9,7 % в 2016 году до 36 % в 2019 году.

2. Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования.

В 2013 году сеть образовательных организаций Красноярского края включала:

971 дошкольную образовательную организацию;

1053 образовательных организаций, предоставляющих начальное, основное, среднее (полное) образование;

153 организации системы дополнительного образования детей.

При этом текущий момент характеризуется процессами, которые стимулируют образовательные организации к реализации всех видов образовательных программ в одной организации.

Причиной этого является потребность общества в доступных и качественных образовательных услугах. Ограниченность финансовых, кадровых ресурсов побуждает к оптимизации использования площадей помещений, энерго- и трудозатрат, концентрации материальных ресурсов. Уже в настоящее время многие школы имеют в качестве филиалов детские сады и структурные подразделения, реализующие программы дополнительного образования, организуют отдых и оздоровление детей.

В предстоящие годы продолжится повышение эффективности системы образования Красноярского края. В этих целях утвержден план мероприятий (дорожная карта). Изменения в отраслях социальной сферы направлены на повышение эффективности образования в Красноярском крае.

Дошкольное образование.

В системе дошкольного образования по состоянию на 1 января 2013 года функционировала 971 дошкольная образовательная организация, в том числе:

951 муниципальная дошкольная образовательная организация;

1 краевая государственная дошкольная образовательная организация;

5 государственных (4 - войсковых частей и 1 - Сибирского отделения Российской академии наук) детских садов;

14 негосударственных детских садов, имеющих лицензию на право образовательной деятельности (12 детских садов ОАО РЖД, 2 частных детских сада).

Кроме этого, осуществляют свою деятельность 30 филиалов дошкольных и общеобразовательных организаций края, в школах работают 209 дошкольных групп полного дня.

По состоянию на 1 января 2013 года в Красноярском крае проживало 249,3 тыс. детей в возрасте от 0 до 7 лет без учета обучающихся в общеобразовательных организациях края. В связи с положительной динамикой рождаемости численность детей от 0 до 7 лет с 2014 по 2017 годы будет неуклонно расти. На 1 января 2014 года прогнозируемая численность детей дошкольного возраста составит 256,6 тыс. человек, 2015 года - 261,3 тыс. человек, 2016 года - 300,8 тыс. человек, 2017 года - 263,3 тыс. человек, 2018 года - 263,3 тыс. человек.

Общее количество мест в организациях, реализующих программы дошкольного образования, по состоянию на 1 января 2013 года составляет 112,2 тыс. Посещают дошкольные образовательные организации 113,3 тыс. детей, средний уровень укомплектованности детских садов составляет 101,0 %.

На 1 января 2013 года в крае в очереди для определения в детские сады состояло 117,2 тыс. детей в возрасте от 0 до 7 лет, в том числе в возрасте от 0 до 3 лет - 86,9 тыс. чел., от 3 до 7 лет - 30,3 тыс. чел.

В целях создания дополнительных мест в системе дошкольного образования в 2007 - 2012 годах в крае выполнялись две целевые программы: "Дети" и "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений". Было создано 23014 мест. Это не позволило существенно сократить очередь в дошкольные образовательные организации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" министерством образования Красноярского края разработан план мероприятий (дорожная карта) Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Красноярском крае (далее - дорожная карта), утвержденный распоряжением Губернатора Красноярского края от 28.02.2013 № 60-рг.

Согласно мероприятиям дорожной карты для ликвидации очередности детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные организации запланировано создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие в Красноярском крае вариативных форм и негосударственного сектора дошкольного образования.

Для выявления дополнительных резервов по поручению Губернатора края в каждом муниципальном образовании края проанализирована возможность возврата зданий, используемых не по назначению, создания групп полного дня при школах, доукомплектования дошкольных организаций в соответствии с измененными требованиями СанПиН, семейных групп при образовательных организациях. На основе полученных результатов разработаны планы по ликвидации очереди детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные организации до 1 января 2016 года и обеспечению 100% охвата детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием.

Всего за 2013 год дополнительно введено 11835 мест в дошкольных образовательных организациях, в том числе 1190 мест будет введено в рамках частно-государственного партнерства с ОАО РЖД и ПАО ГМК Норильский никель.

По состоянию на 1 января 2014 года в крае функционировало 1025 дошкольных образовательных организаций всех форм собственности (1 краевая государственная, 1005 муниципальных, 5 федеральных, 14 частных), в том числе 992 юридических лица и 33 филиала на 126,4 тыс. мест.

По состоянию на 1 января 2014 года по данным Красноярского регионального общественного движения "Родители за здоровое поколение" в Красноярском крае работало 276 центров присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, которые посещало 3260 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Первоочередной задачей в отношении данных организаций является необходимость заинтересовать предпринимателей в получении лицензии на образовательную деятельность.

Кроме этого, 9614 детей посещают группы кратковременного пребывания и семейные группы.

При сохранении текущей ситуации в финансировании ввода новых мест с учетом увеличения рождаемости детей от 3 до 7 лет к 2016 году ожидаемая потребность детей в услугах дошкольного образования составит 20,3 тыс. мест.

Образовательная деятельность дошкольных образовательных организаций края осуществляется в соответствии основной образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

В целях обеспечения реализации Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в Красноярском крае разработан и утвержден план мероприятий по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС) в Красноярском крае на 2014-2016 годы.

В настоящее время во всех муниципальных образованиях Красноярского края созданы рабочие группы, разработаны и утверждены планы по введению ФГОС.

Общий контроль за введением ФГОС осуществляет министерство образования Красноярского края.

Изменения содержания дошкольного образования потребуют формирование системы оценки качества дошкольного образования: проведение апробации модели оценки качества, утверждение единого стандарта качества дошкольного образования в Красноярском крае.

Общее образование.

В 2013 году система общего образования состояла из 1051 образовательной организации, в том числе:

985 муниципальных общеобразовательных организаций, в том числе 13 вечерних;

60 государственных общеобразовательных школ, в том числе 8 вечерних при главном управлении исполнения наказания, 8 кадетских корпусов, 2 Мариинских гимназии, школы для одаренных детей, 3 школы санаторного типа, 38 специальных (коррекционных) школ для детей с ограниченными возможностями здоровья;

6 негосударственных православных общеобразовательных школ и 2 ведомственных школы (ОАО РЖД).

Численность обучающихся в общеобразовательных организациях с 2013 по 2017 годы будет расти в связи с положительной динамикой рождаемости в 2004 - 2007 годах. В 2013 году численность учащихся составляла 299,6 тыс. человек, в 2014 году - 303,0 тыс. человек, к 2017 году численность учащихся возрастет до 328,4 тыс. человек. Увеличение общего контингента обучающихся в общеобразовательных организациях связано с общей демографической ситуацией в крае.

С 2007 по 2013 годы реализовывались проекты модернизации системы общего образования, направленные на совершенствование условий обучения, включая обновление материально-технической составляющей учебного процесса, осуществлялось введение федеральных образовательных стандартов в общем образовании и новых систем оплаты труда работников образовательных организаций.

С целью создания необходимых (базовых) условий для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования осуществляется оснащение общеобразовательных организаций края учебным оборудованием, обеспечение учебниками и повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных организаций края.

В 2013 году закончилась апробация государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания территориальной экзаменационной комиссии в Красноярском крае. В 2013-2014 учебном году необходимо создать условия для реализации государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний в штатном режиме.

Для обеспечения нуждающихся обучающихся общеобразовательных организаций края подвозом, отвечающим требованиям, предъявляемым к организации безопасной перевозки детей, в 2013 году произведена замена по износу 34 единиц транспортных средств. В течение 2014-2017 годов требуется замена еще 327 единиц транспортных средств.

В 2013-2014 учебном году 100 % школьников первых - третьих классов начальной ступени общеобразовательных организаций края обучались по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. С 01.09.2015 все обучающиеся 1-5 классов обучаются в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

Доля общеобразовательных организаций края, осуществляющих дистанционное обучение, в общей численности общеобразовательных организаций края к 2017 году составит 4 % (42 школы).

Все дети-инвалиды (459 человек), нуждающиеся в дистанционном обучении, будут обучаться в Центре дистанционного обучения.

Все начальные ступени общеобразовательных организаций края будут обеспечены комплектами мультимедийного оборудования для проведения обучения с использованием электронных образовательных ресурсов.

В целях создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях за счет средств краевого бюджета в рамках целевой программы "Дети" введено 130 современных спортивных дворов и площадок муниципальных общеобразовательных организаций, 200 физкультурно-спортивных клубов общеобразовательных школ приобрели спортивный инвентарь и оборудование. В рамках комплекса мер по модернизации системы общего образования Красноярского края в 20122013 году 903 школам был приобретен спортивный инвентарь. Доля государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего образования, имеющих физкультурный зал, в общей численности государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего образования, в 2013 году составила 83,96 %. Вместе с тем одной из наиболее острых проблем для системы образования остается высокий уровень изношенности, несоответствие современным требованиям либо отсутствие инфраструктуры для массовых занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях края. В 586 общеобразовательных организациях Красноярского края с численностью обучающихся свыше 50 человек отсутствуют современные школьные спортивные дворы и спортивные площадки. 28 школ края с численностью более 80 человек не имеют спортивные залы. В 30 школах края с большим количеством обучающихся пропускная способность имеющихся школьных спортивных залов не обеспечивает выполнение учебной программы по физической культуре (даже при переводе этих школ на обучение в 2 смены).


Информация по документу
Читайте также