Расширенный поиск

Постановление Совета народных депутатов Алтайского края от 02.04.2003 № 98

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
              АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02.04.2003 N 98
г. Барнаул

Об  отчете комитета краевого
Совета народных депутатов по
социальной политике о работе
за 2002 год

     Заслушав информацию   председателя   комитета   краевого   Совета
народных  депутатов  по  социальной  политике Даниловой Н.П.,  краевой
Совет народных депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Отчет   комитета   краевого   Совета   народных  депутатов  по
социальной  политике  о  работе  за  2002  год  принять   к   сведению
(прилагается).  Отметить, что комитет постоянно совершенствует формы и
методы  работы  как  комитета  в  целом,  так  и  каждого  депутата  в
отдельности.

     2. Предложить комитету  краевого  Совета  народных  депутатов  по
социальной политике:
     1) осуществлять    контроль    за    своевременным    и    полным
финансированием  отраслей  социальной  сферы  в соответствии с законом
Алтайского края "О краевом бюджете на 2003 год";
     2) продолжать  формирование  правовой  базы  в  социальной сфере,
реально защищающей конституционные гарантии и права граждан,  активнее
применять  право  законодательной  инициативы краевого Совета народных
депутатов в совершенствовании федерального законодательства;
     3) совершенствовать   взаимодействие   с   органами   социального
обеспечения  и  социальной  защиты,  здравоохранения,  образования   и
культуры по вопросам, относящимся к ведению комитета;
     4) оказывать методическую и практическую помощь органам  местного
самоуправления   в  вопросах  реализации  законодательства  в  области
социальной политики, продолжить практику проведения выездных заседаний
комитета.

     3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя
председателя краевого Совета народных депутатов  Ларина Б.В.

     Председатель краевого
     Совет народных депутатов           А.Г. Назарчук


                                             ПРИЛОЖЕНИЕ
                                             к постановлению краевого
                                             Совета народных депутатов
                                             от 02.О4.2003 года N 98



                                Отчет
             комитета краевого Совета народных депутатов
             по социальной политике о работе в 2002 году


     Комитет краевого Совета народных депутатов по социальной политике
организует  свою работу в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации,  Алтайского края и Регламентом  краевого  Совета
народных депутатов Алтайского края.
     Решая вопросы социальной политики,  комитет работает более чем по
20  различным  направлениям.  Основные  из  них - наука,  образование,
воспитание,  охрана здоровья населения, труд, заработная плата, охрана
труда,   занятость   населения,   миграционные   вопросы,  культура  и
искусство,  охрана памятников  истории  и  культуры,  дела  ветеранов,
инвалидов,   женщин,  семьи,  молодежи,  физическая  культура,  спорт,
туризм,  социальное обеспечение,  социальная защита, средства массовой
информации  и  другие.  Поэтому  важной составляющей в работе комитета
является выбор приоритетных направлений и планирование работы.
     8 составе  комитета  по социальной политике работают 9 депутатов:
Вервекина Т.Н.,  Гамеев В.В.,  Данилова Н.П., Жаворонков В.В., Заполев
М.М.,  Зиберт В.А., Кошелев Ю.А., Пупков Б.Г., Солнцева И.В.
     За период  с  января  по  декабрь  2002  год  комитет  провел  13
заседаний, в том числе два выездных, на которых было рассмотрено более
80 вопросов, из них:
     9 - по здравоохранению, спорту;
     11 - по образованию, воспитанию, делам молодежи;
     36 - по социальной защите;
     6 - по культуре, средствам массовой информации;
     19 - разные.
     В работе комитета  за  этот  период  приняли  участие  около  140
человек   -представителей   администрации   края,  федеральных  служб,
руководителей предприятий и организаций,  общественных объединений.  В
своей   практической   работе  комитет  постоянно  взаимодействует  со
структурными подразделениями администрации  края.  Заседания  комитета
проводились  без  срывов при наличии кворума,  что говорит о серьезном
отношении депутатов к проводимой работе.
     На заседаниях    комитета    были    рассмотрены   такие   важные
законопроекты, как:
     "Об утверждении    краевых    целевых    программ    в    области
здравоохранения";
     "О похоронном деле в Алтайском крае";
     "О внесении изменений  в  статью  3  закона  Алтайского  края  "О
доплате к пенсии в Алтайском крае";
     "Об утверждении краевой целевой комплексной программы "Социальная
защита  инвалидов  Алтайского  края на 2002 - 2004 годы";
     "О внесении изменений и дополнений в  закон  Алтайского  края  "О
квотировании  рабочих  мест  для  лиц,  особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске работы" и ряд других.

     Взаимодействие комитета  с  представительными  органами  местного
самоуправления  осуществляется  путем оказания методической и правовой
помощи, участия в работе сессий городских и районных Советов.
     Выражая интересы   населения   края,  депутаты  комитета  активно
проводят работу в своих избирательных округах.  Постоянные  встречи  и
прием избирателей, участие в сессиях представительных органов местного
самоуправления,   изучение   складывающейся    социально-экономической
ситуации  в  округе  позволяют  им  рационально и эффективно принимать
решения в краевом Совете народных  депутатов,  своевременно  устранять
возникающие      несоответствия      между     действительностью     и
законодательством,  оказывать практическую помощь в решении социальных
проблем своих избирателей.
     В комитете  по  социальной  политике   возникла   идея   развития
молодежного   парламентаризма  на  краевом  уровне.  На  основе  ранее
принятого  закона  Алтайского  края  "О  региональной  государственной
молодежной  политике  в  Алтайском  крае" комитетом было разработано и
утверждено на сессии Положение о молодежном Парламенте Алтайского края
при  Алтайском  краевом  Совете  народных депутатов.  Проведена первая
организационная сессия  молодежного  Парламента,  на  которой  выбраны
руководящие  органы  и  созданы 3 комиссии.  В настоящее время молодые
парламентарии  заняты  подготовкой  перечня  первостепенных  вопросов,
подлежащих рассмотрению.
     Рассмотрение выполнения закона Алтайского края "О государственной
поддержке  молодежных  и  детских общественных объединений в Алтайском
крае" свидетельствует о росте популярности и востребованности  детских
и молодежных программ, увеличении потребности общества и государства в
специалистах по работе  с  детьми.  Четко  обозначилась  необходимость
объединения  сил  для  защиты  прав  ребенка  в  обществе,  работы  по
формированию  социально-положительного  образа   лидера   общественной
организации. В отчетном году курсовую переподготовку при краевом Союзе
детских и подростковых организаций прошли более  тысячи  координаторов
детского   движения   на   средства   краевого   бюджета,   специально
предусмотренные для этой цели по  инициативе  комитета  по  социальной
политике.
     По инициативе   комитета   по   социальной    политике    принято
постановление "О 80-летии пионерской организации", выполнение которого
позволило активизировать работу по возрождению  и  активизации  работы
детских организаций.

     Значительное место  в  работе  комитета  по  социальной  политике
занимает работа по формированию краевого бюджета в  части  обеспечения
социальной сферы и контролю за его исполнением.
     По инициативе депутатов комитета по социальной политике в бюджете
2002  года  были  предусмотрены  финансовые  средства в сумме 8,5 млн.
рублей  на   развитие   сельского   спорта.   Приобретено   спортивное
оборудование  и  инвентарь из расчета в среднем по 40 рублей на одного
учащегося. В результате в истекшем году в  большинстве  сельских  школ
края  впервые  за многие годы появились лыжи,  лыжные ботинки и палки,
гимнастические маты,    скакалки,    футбольные,    волейбольные     и
баскетбольные мячи и другой спортивный инвентарь.


     Принимая во   внимание   тяжелую   ситуацию   с   обеспеченностью
учебниками   в   школах,   в  первую  очередь  детей  малообеспеченных
родителей,  комитет по социальной  политике  вышел  с  предложением  и
настоял  на  увеличении  в  2002 году средств в краевом бюджете на эти
цели  до  12,0  млн.  рублей.  Это   дало   возможность   передать   в
образовательные   учреждения  края  301835  учебников,  что  позволило
обеспечить учебниками 33 процента детей из малообеспеченных  семей.  В
бюджете  2003  года  объем  финансирования  на  приобретение учебников
удалось сохранить на таком же уровне.

     По предложению  комитета  по  социальной  политике  в  2002  году
финансирование  краевой целевой программы "Семья.  Женщина.  Дети." по
сравнению  с  предыдущим  годом  было  увеличено.  Основные   средства
направлялись  на  решение  проблем питания детей первого года жизни из
малообеспеченных семей,  обеспечение  беременных  препаратами  железа,
проезд  беременных  до  краевого перинатального центра и др.  Такой же
объем финансирования сохранен и на 2003 год. Естественно, что проблемы
в данной сфере не исчерпываются теми, что охвачены программой. В целом
ситуация в плане укрепления института семьи  в  2002  году  оставалась
крайне  неблагоприятной,  о  чем  свидетельствует тот факт,  что число
зарегистрированных браков за 2002 год увеличилось по сравнению с  2001
годом  на  605,  или  на 3 процента,  а число расторгнутых браков - на
2052, или на 15,6 процента. На 1000 зарегистрированных браков пришелся
741 расторгнутый (в 2001 году - 660).

     В краевом   бюджете   на   2003   год   предусмотрено   очередное
значительное  увеличение  средств  на  содержание  хоккейной   команды
"Мотор"  и футбольной команды "Динамо".  Однако данная статья расходов
вызвала  неоднозначную  реакцию   депутатов   комитета.   Значительные
средства,  ежегодно  выделяемые из краевого бюджета,  не подкрепляются
достигнутыми  спортивными  и  финансовыми  результатами.   Видимо,   в
условиях недостаточной бюджетной обеспеченности следует больше средств
выделять на развитие массовой физической культуры.

     В 2002 году удалось сохранить темпы  погашения  задолженности  по
детским  пособиям  на  уровне 2001 года.  Задолженность уменьшилась за
истекший год почти на  200  млн.  рублей  и  на  1  января  2003  года
составила 463,6 млн.  рублей.  Расходы на выплату ежемесячного пособия
на детей в 2003 году также запланированы на  уровне  2001-2002  годов.
Для  полного  погашения  задолженности  при сохранении нынешних темпов
выплаты потребуется почти три года.

     Комитет продолжил работу по приведению нормативных правовых актов
Алтайского    края    в   соответствие   с   действующим   федеральным
законодательством.  Были  внесены  необходимые   поправки   в   законы
Алтайского края:
     "О квотировании  рабочих  мест  для  лиц,  особо  нуждающихся   в
социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы";
     "О поддержке   средств   массовой   информации   и   книгоиздания
Алтайского края";
     "О социальном партнерстве в Алтайском крае";
     "Об органах опеки и попечительства";
     "О премиях Алтайского края в области науки и техники";
     "Об охране труда в Алтайском крае";
     "Об обязательном экземпляре документов Алтайского края".

     За отчетный  период  из  Государственной  Думы   в   комитет   по
социальной  политике  поступило более 60 проектов федеральных законов,
касающихся вопросов  социальной  сферы,  а  также  26  законодательных
инициатив   субъектов  Российской  Федерации.  По  наиболее  социально
значимым на сегодняшний день законопроектам комитетом  подготовлены  и
направлены  в  Государственную  Думу  замечания  и  предложения,  а по
остальным комитет согласился с необходимостью их принятия.

     Работу комитета по социальной  политике  в  отчетном  году  можно
разделить    условно    на    четыре   крупных   тематических   блока:
     1. Здравоохранение
     2. Трудовые отношения
     3. Социальная защита
     4. Работа с обращениями граждан и организаций

     Первый блок   вопросов,   рассматриваемых   комитетом,   один  из
актуальных и обусловлен сложившейся ситуацией в крае в целом.
     Комитет краевого Совета народных депутатов по социальной политике
озабочен сокращением в проекте федерального закона  "О  бюджете  Фонда
социального    страхования   Российской   Федерации   на   2003   год"
финансирования санаторно-курортного лечения  трудящихся  и  членов  их
семей.
     Санаторно-курортное лечение  является  важным  этапом  в  системе
здравоохранения   края  по  профилактике  заболеваний  и  оздоровлению
населения. Из средств Фонда социального страхования оплачивалось до 60
процентов путевок на санаторно-курортное лечение, и отсутствие средств
на эти цели в бюджете негативно  скажется  на  социально  незащищенных
гражданах края.
     Поэтому по инициативе комитета по  социальной  политике  депутаты
приняли  обращение  краевого  Совета  народных  депутатов  по  данному
вопросу  и  направили  его  в  Правительство   Российской   Федерации,
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет
Федерации Федерального  Собрания  Российской  Федерации.  В  обращении
выражена  настоятельная  просьба  при  рассмотрении  данного документа
определить источник финансирования и включить в бюджет  Фонда  расходы
на  оплату  путевок  на  санаторно-курортное  лечение  и  оздоровление
работников и членов их семей, оздоровление детей, частичное содержание
детско-юношеских спортивных школ.
     В результате совместной работы с комитетами администрации края  и
Территориальным    фондом   обязательного   медицинского   страхования
Алтайского края принят закон Алтайского края "Об  утверждении  краевых
целевых  программ  в  области  здравоохранения",  включающий важнейшие
целевые программы на 2002-2006 годы:
     "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера";
     "Важнейшие направления  специализированной  и   квалифицированной
медицинской помощи";
     "Улучшение демографической ситуации в Алтайском крае";
     "Организация сервисного обслуживания и приобретение дорогостоящей
медицинской техники".
     Финансирование некоторых  подпрограмм  согласно закону определено
из средств обязательного медицинского страхования.
     Принятие указанного Закона продиктовано продолжающимся ухудшением
здоровья   населения   края   и   дефицитом   ресурсного   обеспечения
здравоохранения.   Реализация   мероприятий,  предусмотренных  данными
программами,  позволит обеспечить снижение заболеваемости и смертности
населения  края  в  трудоспособном  возрасте,  снижение  инвалидизации
больных с заболеваниями социального характера. Всего на финансирование
краевых  целевых  программ  и  централизованный  закуп жизненно важных
медикаментов в 2002 году было выделено 104126 тысяч рублей.
     Социально-экономическая эффективность   программ   заключается  в
улучшении демографической ситуации в крае за счет снижения смертности,
увеличении    средней    продолжительности    жизни,    восстановлении
репродуктивного здоровья населения.  Во  многом  благодаря  тому,  что
начата  реализация  принятых  программ,  в  2002  году  уже отмечается
снижение  заболеваемости  по  21  из  28  регистрируемых  инфекционных
заболеваний и групп болезней.

     В связи   с   тяжелой   ситуацией   в   крае  по  распространению
ВИЧ-инфекции/СПИДа в 2000 году по  инициативе  комитета  была  принята
Целевая комплексная программа по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа среди
населения Алтайского края на 2001-2004 годы. Благодаря принятию данной
программы  при  формировании  краевого  бюджета  на  2001  и 2002 годы
удалось добиться выделения средств в объеме 1581,9 тыс.  рублей и 1400
тыс.  рублей  соответственно.  Учитывая  серьезность  данной проблемы,
комитет рассмотрел вопрос о  ходе  выполнения  постановления  краевого
Совета  народных  депутатов  от  1  ноября  2000 года N 329 "О Целевой
комплексной  программе  по   профилактике   ВИЧ-инфекции/СПИДа   среди
населения   Алтайского   края   на   2001-2004   годы"   и   определил
дополнительные меры по стабилизации ситуации.  Безусловно,  принятое в
результате постановление не решает проблему полностью, но определенные
результаты есть:  темпы увеличения  количества  ВИЧ-инфицированных  по
сравнению  с  аналогичным  периодом  прошлого года снизились в 3 раза.
     Совместно с  Территориальным  фондом  обязательного  медицинского
страхования  велась  работа  по подготовке проектов законов Алтайского
края:
     "Об исполнении   бюджета   Территориального  фонда  обязательного
медицинского страхования Алтайского края за 2001 год";
     "О внесении   изменений   в  закон  Алтайского  края  "О  бюджете
Территориального   фонда   обязательного   медицинского    страхования
Алтайского края на 2002 год".
     Принят закон Алтайского края "О  бюджете  Территориального  фонда
обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2003 год".
     Комитетом по  социальной  политике  совместно  с  Территориальным
фондом  обязательного медицинского страхования проводились мероприятия
по совершенствованию  Перечня  платных  медицинских  услуг  населению,
предоставляемых  дополнительно  к  гарантированному  объему бесплатной
медицинской    помощи,    утвержденному    постановлением     краевого
Законодательного  Собрания от 10 июля 1996 года N 218.  По результатам
этой работы приняты постановления краевого Совета  народных  депутатов
от 29 апреля 2002 года N 102 и от 2 сентября 2002 года N 218, которыми
внесены существенные  изменения  в  редакцию  указанного  нормативного
правого акта.
     Совместная творческая работа комитета по  социальной  политике  с
Домом  ученых  Алтайского  края  ведется  начиная  с 2000 года в русле
поиска путей оздоровления  человека  и  общества.  Началу  совместного
творчества  послужило  проведение заседаний "круглого стола" по темам:
"Здоровье   как   результат   гармоничного    соотношения    духовных,
психологических  и  физиологических аспектов в образе жизни человека",
"Проблемы пропаганды здорового образа жизни",  "Наше здоровье  -  наша
ответственность".
     Итогом обсуждения проблемы  организации  здорового  образа  жизни
стало проведение в ноябре 2002 года депутатских слушаний на эту тему.
     Участники депутатских  слушаний  в  своих  выступлениях  обсудили
проблемы здоровья населения Алтайского края,  отметили, что здоровье -
главная ценность жизни человека и общества,  именно  оно  должно  быть
главной  целью деятельности людей,  власти и общественных организаций,
здоровье  населения   является   главным   показателем   эффективности
социальной организации,  экономики и культуры общества. По результатам
проведенной работы изданы две брошюры, в которых опубликованы статьи и
выступления   участников  заседаний  "круглого  стола"  и  депутатских
слушаний,  а также рекомендации, разработанные комитетом по социальной
политике  и  Домом  ученых.  В  соответствии  с  ними  краевому Совету
народных депутатов,  структурным  подразделениям  администрации  края,
краевым  организациям и ведомствам рекомендовано принимать радикальные
меры по качественному улучшению состояния социального,  физического  и
психического  здоровья  населения,  формированию в обществе и в первую
очередь в молодежной среде потребности ведения здорового образа  жизни
и неприятия вредных привычек.
     По итогам   депутатских   слушаний    выработаны    рекомендации,
охватывающие  широкий  спектр  подходов  по разрешению рассматриваемых
проблем.
     Второй блок  вопросов связан с формированием законодательной базы
системы  трудовых  отношений  и  разрешением  неоднозначных  ситуаций,
возникающих в  связи с вступлением в силу Трудового кодекса Российской
Федерацией и других правовых актов, регулирующих отношения в указанной
сфере.

     В данном направлении комитетом по социальной политике совместно с
Департаментом федеральной государственной службы  занятости  населения
подготовлен  в  новой  редакции  закон Алтайского края "О квотировании
рабочих  мест  для  лиц,  особо  нуждающихся  в  социальной  защите  и
испытывающих  трудности  в поиске работы",  который регулирует вопросы
трудоустройства самых незащищенных категорий граждан.
     Закон Алтайского края "О внесении изменений и дополнения в  закон
Алтайского края "О социальном партнерстве в Алтайском крае" разработан
с  целью  восполнения  существующего  в  действующем  законодательстве
пробела  в  области  коллективно-договорного  регулирования социальных
отношений.  На основе принятого закона должен  решаться  большой  круг
спорных вопросов,  что в свою очередь будет способствовать улучшению в
целом ситуации на предприятиях и организациях края.
     В порядке контроля рассмотрен ход  выполнения  закона  Алтайского
края  "Об  охране  труда в Алтайском крае".  Закон позволил в основном
завершить создание в крае единой  государственной  системы  управления
охраной труда,  соответствующей современным правовым,  экономическим и
социальным условиям,  а также существенно продвинуться  по  конкретным
направлениям  работы  в сфере охраны труда.  К настоящему времени в 68
городах   и   районах   главами   местного   самоуправления    приняты
территориальные  программы  улучшения  условий и охраны труда с учетом
положений уставов и структуры каждого муниципального образования.
     Закон Алтайского  края "О внесении изменений и дополнений в закон
Алтайского края "Об охране труда в Алтайском крае" разработан и принят
с   целью   приведения   некоторых  норм  данного  краевого  закона  в
соответствие с требованиями Трудового  кодекса  Российской  Федерации,
вступившего в силу с 1 февраля 2002 года.
     В январе  2002  года  комитетом  было  организовано  и  проведено
заседание "круглого стола" на тему "О роли заработной платы в развитии
экономики, общества и семьи".
     В обсуждении этого важнейшего социального вопроса приняли участие
депутаты  краевого   Совета   народных   депутатов,   руководители   и
специалисты  администрации  края,  представители Союза промышленников,
Союза предпринимателей,  руководители профсоюзов и  иных  общественных
организаций,  ученые и специалисты. Все выступавшие сошлись во мнении,
что уровень жизни и качество жизни населения складывается из огромного
числа  факторов,  но  решающим  из них в современных условиях является
заработная плата с учетом паритета покупательской способности.
     Участники заседания  пытались  определить  минимальную заработную
плату и  среднюю  заработную  плату,  позволяющую  человеку  нормально
развиваться   в   условиях  России  и  Алтайского  края,  опираясь  на
современный объем валового  внутреннего  продукта,  производительность
труда, сложившиеся и прогнозируемые цены.
     В России  средняя  месячная  заработная  плата  составляла  более
четырех тысяч рублей, в Алтайском крае - 2156 рублей.
     Участники заседания пришли к выводу, что в современных российских
условиях  повышение заработной платы в крае до минимального уровня 4,5
- 5,0 тыс.  рублей и среднего - до 18-20 тыс. рублей способствовало бы
повышению  мотивации  к  труду,  резко увеличило бы платежеспособность
населения, повысило темпы экономического роста.
     Участниками круглого стола выработаны рекомендации, издана брошюра.

     Третий блок вопросов самый актуальный и сложный.  Это все вопросы
о невыплате заработной платы и пособий, невыполнении органами местного
самоуправления   федеральных  законов  в  части  финансирования  льгот
отдельным категориям граждан, жилищных и коммунальных проблем граждан,
вопросы  невыплаты  вкладов,  проблемы  инвалидов,  многодетных семей,
детей-сирот и т.д.  При разрешении этих  вопросов  комитет  использует
различные формы работы:
     депутатский запрос  и   заслушивание   на   заседаниях   комитета
информации  администрации  края  о  положении состояния дел по данному
вопросу и предпринимаемых ею мерах;
     посещение членами   комитета  объектов  социального  обслуживания
инвалидов, ветеранов для разрешения ситуации на месте;
     проведение депутатских слушаний, круглых столов.
     В соответствии с законом  Алтайского  края  "О  порядке  передачи
детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, под патронат
в семьи граждан" в 2002 году переданы 253 ребенка  или  76,6  процента
всех   выявленных   детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей (в 2001 году - 141).  Есть  основания  полагать,  что  такая
форма работы более перспективна в решении проблемы детского сиротства,
и комитет по социальной политике продолжит работу в этом направлении.

     В течение  года  комитет  по  социальной  политике  совместно   с
администрацией  края  продолжал  работу  по  совершенствованию  закона
Алтайского края "О доплате к пенсии в Алтайском крае".  В результате с
2003   года   право  на  доплату  к  пенсии  стали  иметь  пенсионеры,
награжденные двумя орденами, получающие одну пенсию.
     Всего в  отчетном  году  выплачено  доплаты к пенсии 16793,3 тыс.
рублей  лицам  за  особые  заслуги,  6841,3  тыс.  рублей   -   бывшим
государственным  служащим.  Количество получателей доплаты к пенсии на
начало 2003 года соответственно составило: 2923 и 260 человек.
     Комитет по  социальной  политике  планирует  продолжать  активное
сотрудничество   с   администрацией   края,   ветеранскими   и   иными
общественными организациями по совершенствованию указанного Закона.
     Краевым Советом народных депутатов принят внесенный комитетом  по
социальной  политике  закон Алтайского края "О погребении и похоронном
деле в Алтайском крае".
     Закон имеет    большую   социальную   направленность,   учитывает
экономические  и  территориальные   особенности   городов,   поселений
Алтайского   края,   содержит  положения  по  практической  реализации
принципов,  закрепленных федеральным  законом.  Одним  из  центральных
положений  закона  является  разграничение  полномочий краевого Совета
народных   депутатов,   администрации   края   и   органов    местного
самоуправления в вопросах погребения и похоронного дела, что позволяет
достичь  координации  действий  государственных  и   негосударственных
органов и организаций в рассматриваемой сфере.
     В законе закреплено два принципиальных положения:
     1. Предпринимательская  деятельность  на  рынке  ритуальных услуг
осуществляется в рамках, установленных федеральным законом;
     2. Права   и   законные   интересы   граждан   при  осуществлении
похоронного дела должны быть надежно защищены.

     На протяжении двух лет  комитет  по  социальной  политике  ставил
вопрос   о   необходимости   разработки  и  принятия  краевой  целевой
комплексной программы социальной защиты инвалидов в Алтайском крае  на
период  2-3  года.  Ранее  действовавшие программы утверждались главой
администрации края.  Финансовые средства,  предусматривавшиеся  на  их
реализацию,  выделялись по остаточному принципу, что предопределяло их
недостаточную эффективность.
     Алтайский край   относится   к   территориям  с  высоким  уровнем
инвалидности.  В крае по состоянию на 1 сентября 2002 года  195  тысяч
инвалидов  (7,4  процента населения).  Отмечается ежегодное увеличение
численности детей-инвалидов.  Ежегодно учреждениями  медико-социальной
экспертизы  впервые  признаются  инвалидами  более 20 тысяч человек (в
2000 году - 22253 человек,  в 2001 году  -  21092  человек,  в  первом
полугодии  2002  года  -  12081  человек).  Примерно  половину  из них
составляют лица трудоспособного возраста.
     Интенсивный показатель  первичного  выхода  на инвалидность среди
населения Алтайского края составляет 94,0 на 10 тысяч населения,  а по
России - 88,9.
     Показатель реабилитации   (численность   лиц,    не    признанных
инвалидами  при  очередном переосвидетельствовании) в Алтайском крае в
2001 году - 3,7 процента,  что значительно ниже среднего показателя по
России - 5,7 процента.
     В течение 2002  года  проект  программы  проходил  многочисленные
согласования  и  после  рассмотрения  Советом  администрации  края был
представлен в краевой Совет народных депутатов.  В ноябре  был  принят
закон  Алтайского  края  "Об  утверждении  краевой целевой комплексной
программы защиты инвалидов Алтайского края на 2002-2004 годы".
     Принятая программа  представляет  конкретный  план мероприятий по
решению существующих проблем  инвалидов  и  инвалидности  в  Алтайском
крае.  Основные  вопросы,  которые  будут  решаться с принятием данной
программы, это:
     дальнейшее развитие службы медико-социальной экспертизы;
     создание в  крае  единой  государственной   службы   реабилитации
инвалидов;
     трудовая занятость инвалидов и их профессиональная реабилитация;
     социальная реабилитация   инвалидов   (в  том  числе  обеспечение
транспортными и техническими средствами);
     развитие спортивной  базы  для занятий инвалидов спортом и многие
другие.
     Программой предусмотрена   периодическая   (два   раза   в   год)
подготовка информации о выполнении  запланированных  мероприятий,  что
позволит   осуществлять   более   действенный  контроль  за  ходом  ее
реализации.
     Основной недостаток  принятой  Программы  - отсутствие конкретных
цифр ее  финансирования.  Финансирование  Программы  не  определено  и
краевым бюджетом на 2003 год; она даже не обозначена в приложении N 11
(перечень программ,  подлежащих финансированию в 2003 году)  к  закону
Алтайского края "О краевом бюджете на 2003 год".

     Важное место  в  деятельности  комитета  по  социальной  политике
занимает  работа  с  письменными  и   устными   обращениями   граждан,
организаций, общественных объединений.
     За отчетный период в комитет поступило около 450  писем  и  более
семисот устных обращений от граждан и организаций.
     Наибольшее количество  жалоб  граждан  -  по  поводу  пенсионного
обеспечения.  Новое пенсионное законодательство, экономический кризис,
который мы  преодолеваем  второе  десятилетие,  привели  к  тому,  что
пенсионеры,   получавшие  ранее  пенсии  в  максимальном  размере,  по
действующему  сегодня  законодательству  получают  пенсии  в  размере,
меньшем  средней  величины  пенсий.  В  большинстве случаев заявителям
направляются разъяснения законодательства,  действующего  с  1  января
2002 года.
     Жалобы по  вопросам  льготного  лекарственного   обеспечения,   в
основном,  вызваны отказом аптечных учреждений в отпуске лекарственных
средств по льготным рецептам. Работники аптечных учреждений отсутствие
необходимых лекарств для льготных категорий граждан объясняют тем, что
средства из бюджета на эти цели перечисляются не  в  полном  объеме  и
несвоевременно.   Как  только  деньги  начинают  поступать,  работа  с
льготниками возобновляется. Тем не менее подавляющее большинство таких
обращений решается положительно.
     Несмотря на то,  что  начиная  с  2001  года  активно  погашается
задолженность   по   ежемесячному  пособию  на  ребенка,  значительное
количество писем поступило именно по данной проблеме.  Практически все
обращения по выплате задолженности по детским пособиям удовлетворены.
     В крае по разным  причинам  продолжает  увеличиваться  количество
малообеспеченных  граждан.  Соответственно  из года в год возрастает и
число  обращений  с  просьбой   об   оказании   материальной   помощи.
Большинство  обращений  по согласованию и с помощью органов социальной
защиты удалось решить положительно.
     Очень большой  поток  обращений  по  поводу неудовлетворительного
исполнения на территории края федеральных законов  "О  ветеранах",  "О
социальной   защите   инвалидов   в   Российской  Федерации"  в  части
предоставления  льгот,   что,   в   основном,   связано   с   неполным
финансированием, осуществляемым   бюджетами   всех   уровней.  Процент
положительного решения данных обращений,  к сожалению, довольно низок,
авторам  обращений  в  основном направляются разъяснения.
     По-прежнему достаточно  много  обращений  по   вопросу   возврата
сбережений  граждан,  находящихся в Сбербанке.  Краевой Совет народных
депутатов  второй  год  подряд  направляет  в   Государственную   Думу
предложение  о  повторном  рассмотрении законопроекта,  позволяющего в
случае его принятия запустить действенный механизм полного возвращения
населению страны вкладов в Сбербанке,  внесенных до 20 июля 1991 года.
Этот законопроект, принятый Государственной Думой и одобренный Советом
Федерации в 1999 году,  был отклонен Президентом России.  К сожалению,
идея решения  данного  вопроса  не  находит  должной  поддержки  ни  в
Государственной  Думе,  ни в Правительстве Российской Федерации,  ни у
Президента.  Хуже  того,  предпринимаются  настойчивые   действия   по
подготовке правовых актов, направленных на фактическую ликвидацию этих
вкладов.
     Тематика поступающих обращений разнообразна.  Ни одно из писем не
оставлено без рассмотрения  и  ответа.  В  целом  около  40  процентов
обращений   решено  положительно,  по  остальным  даны  разъяснения  в
соответствии с законодательством и сложившейся практикой работы.
     На приеме  по  личным  вопросам  у председателя комитета побывало
около трехсот человек.

     В деятельности комитета имеются и нерешенные  проблемы.  Считаем,
что  на  эффективной  работе  комитета  сказывается  чрезмерно широкий
спектр  социальных  проблем,  входящих  в  ее  деятельность,  но   это
объективный фактор.
     Комитет краевого Совета народных депутатов по социальной политике
определил главные задачи на 2003 год:
     1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере  социальной
политики.
     2. Контроль за исполнением нормативных  правовых  актов  краевого
Совета  народных  депутатов  и решений комитета по вопросам социальной
политики,  в том числе в  части  бюджетной  обеспеченности  социальной
сферы.
     3. Координация  деятельности  всех  ветвей  власти  по   созданию
системы    социальной   защиты   населения   на   принципах   адресной
направленности.
     Для успешной законотворческой деятельности необходим более тесный
контакт с комитетами,  управлениями администрации края.  Пока  еще  не
всегда предложения комитета находят там понимание и поддержку.
     Ответственное отношение каждого депутата  к  своим  обязанностям,
устранение    имеющихся   недостатков   будут   способствовать   более
эффективной работе комитета по социальной политике, повышению его роли
в решении социальных задач.

     Председатель комитета
     по социальной политике             Н.П.Данилова


Информация по документу
Читайте также