Расширенный поиск
Постановление Администрации Алтайского края от 29.05.2006 № 231 АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29.05.2006 N 231
г. Барнаул
Утратило силу - Постановление Администрации Алтайского края
от 02.02.2015 № 14
О краевой целевой программе развития образования на 2006-2010 годы" В целях реализации государственной политики в сфере образования в
Алтайском крае, в соответствии с законом Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае" и Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы постановляю: 1. Одобрить прилагаемую краевую целевую программу развития образования на 2006-2010 годы. 2. Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (Притупов В.Г.), Главному управлению экономики и
инвестиций Алтайского края (Щетинин М.П.) при формировании проекта краевого бюджета на соответствующий год предусматривать расходы на реализацию указанной программы. 3. Внести программу на рассмотрение сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации края Черепанова Н.П. Глава Администрации края А.Б.Карлин
ОДОБРЕНА постановлением Администрации
Алтайского края
от 29 мая 2006 г. N 231
Краевая целевая программа
развития образования на 2006-2010 годы
Паспорт
Краевой целевой программы
развития образования на 2006-2010 годы
Наименование программы - краевая целевая программа развития
образования на
2006-2010 годы (далее - "Программа")
Основания для разработки - Федеральная целевая программа развития
Программы образования на
2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803;
- закон Алтайского края "Об образовании в
Алтайском крае"
от 3 декабря 2004 г. N 54-ЗС
Государственный заказчик - управление Алтайского края по образованию
Программы и делам молодежи
Государственный заказчик - управление Алтайского края по образованию
- координатор Программы и делам молодежи
Основные разработчики - управление Алтайского края по образованию
Программы и делам молодежи, муниципальные органы
управления образованием, государственное образовательное
учреждение высшего
профессионального образования Алтайский
государственный университет
(ГОУ ВПО АлтГУ), государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования Алтайский
государственный технический
университет (ГОУ ВПО АлтГТУ), краевое
государственное учреждение
дополнительного профессионального
образования Алтайский краевой институт
повышения квалификации работников
образования (КГУ ДПО АКИПКРО),
краевое государственное учреждение
Алтайский научно-образовательный
комплекс (КГУ АНОК), государственное образовательное
учреждение высшего
профессионального образования
Барнаульский государственный
педагогический университет (ГОУ ВПО
БГПУ), государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования Бийский педагогический
государственный университет (ГОУ ВПО
БПГУ), краевое государственное
образовательное учреждение среднего
профессионального образования
Барнаульский государственный
педагогический колледж
(КГОУ СПО БГПК)
Цель и задачи Программы - Стратегическая цель: формирование условий
для модернизации краевой системы образования и удовлетворения потребностей
граждан, общества в качественном
образовании путем создания новых
институциональных механизмов регулирования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической
направленности образовательных программ, формирования системы
непрерывного образования;
Стратегическими задачами Программы
являются:
- совершенствование содержания и технологий
образования;
- развитие системы обеспечения качества
образовательных услуг;
- повышение эффективности управления краевой системой образования;
- совершенствование
организационно-экономических
механизмов в краевой системе образования
Важнейшие целевые - удельный вес численности детей старшего
индикаторы и показатели дошкольного возраста, обучающихся в
Программы системе предшкольного образования;
- удельный вес численности учащихся
9-11 классов, обучающихся по программам
предпрофильной подготовки, индивидуальным учебным планам и
программам профильного обучения;
- количество образовательных учреждений,
реализующих новые государственные
образовательные стандарты,
включающие в себя требования к уровню
подготовки выпускников различных ступеней
общего образования и условия
осуществления образовательной
деятельности;
- удельный вес численности школьников, обучающихся в
системе дополнительного образования;
- удельный вес численности выпускников
образовательных учреждений профессионального образования (с учетом
призванных в Вооруженные Силы
Российской Федерации),
трудоустроившихся в течение 1 года;
- удельный вес численности выпускников
учреждений профессионального
образования, освоивших
образовательную программу с
использованием методов
дистанционного обучения;
- удельный вес численности занятого
населения, прошедшего повышение
квалификации и профессиональную переподготовку;
- удельный вес численности учреждений профессионального образования, имеющих
доступ к глобальным информационным
ресурсам;
- доля иностранных студентов, обучающихся
в алтайских учреждениях профессионального
образования на
коммерческой основе; - рост общего объема
научно-исследовательских работ,
выполненных в учебных заведениях
профессионального образования;
- рост привлеченных средств в сфере
образования
Сроки и этапы реализации - Программа осуществляется с 2006 по
Программы 2010 гг;
- на первом этапе (2006-2007 годы)
предусмотрены
работы, связанные с разработкой моделей
развития образования по отдельным
направлениям, их апробацией, а
также работы в рамках реализации
национального проекта
"Образование";
- на втором этапе (2008-2009 годы)
приоритет отдается мероприятиям, направленным на закупку оборудования,
привлечение инвестиций, модернизацию
материальной базы образования и на
другие высокозатратные работы, в том числе на осуществление методического,
кадрового и информационного обеспечения
Программы;
- на третьем этапе (2010 год) реализуются
мероприятия, направленные на внедрение
результатов, полученных на предыдущих
этапах
Источники финансирования - финансирование Программы осуществляется
Программы за счет средств федерального, краевого,
муниципальных бюджетов и внебюджетных
источников и согласовывается с Планом социально-экономического развития
Алтайского края
Ожидаемые конечные - введение новых стандартов общего 60%
результаты реализации образования по общеобразовательных
Программы и показатели предметов;
социально-экономической - увеличение в 1,5 раза по сравнению с 2005
эффективности годом доли учащихся, получающих
образование с использованием
информационных технологий;
- увеличение с 40 до 90% доли учащихся, поступивших в учебные заведения
профессионального образования по
результатам Единого государственного
экзамена; - увеличение доли средств, поступивших
от коммерческих и некоммерческих
организаций на финансирование
образования, в общей сумме расходов
на образование по
сравнению с 2005 годом;
- обеспечение равных возможностей граждан
для получения качественного образования
за счет: - создания и внедрения различных моделей
образования детей старшего дошкольного
возраста с целью обеспечения
равных стартовых возможностей для
последующего обучения
в начальной школе, профильного обучения;
- создания системы мониторинга качества
образования и воспитания;
- создания интегрированных профессиональных
образовательных учреждений, реализующих
программы высшего, среднего специального
и начального профессионального образования;
- повышение качества образования за счет:
- создания оптимальной для края сети
образовательных учреждений;
- обеспеченности краевой системы
образования высококвалифицированными
кадровыми ресурсами;
- повышения оплаты труда, улучшения
жилищных условий, оздоровления и отдыха работников образования;
- развития общественно-гражданских
институтов управления образованием;
- увеличения числа образовательных учреждений, в том числе сельских,
имеющих доступ к электронным
образовательным ресурсам, до 50%;
- увеличения с 0,9 до 1,6% доли иностранных учащихся в
системе профессионального образования,
в том числе
обучающихся на коммерческой основе;
- передача на воспитание в семьи
граждан не менее 80%
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
Перечень разделов 1. Характеристика проблемы, на решение
Программы: которой направлена Программа
2. Основная цель и задачи Программы с
указанием сроков и этапов ее реализации.
Целевые индикаторы и показатели
3. Перечень краевых целевых программ,
финансируемых из краевого бюджета
на 2006-2010 годы
4. Механизм реализации Программы
5. Оценка социально-экономической
эффективности реализации Программы
6. Система мероприятий по реализации
Программы
7. Финансовые потребности для реализации
краевых целевых программ
Исполнители основных управление Алтайского края по образованию
мероприятий и делам молодежи, органы местного
самоуправления (по согласованию),
муниципальные органы управления
образованием (по согласованию),
образовательные учреждения края
(по согласованию), Главное управление
экономики и инвестиций Алтайского края
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
1.1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и цели Программы
приоритетным задачам социально-экономического развития
Алтайского края
В современных условиях система образования становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества в Алтайском крае. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры в крае является обязательным условием развития
общества и экономики. Кадровые ресурсы, качество которых во многом определяется состоянием краевой системы образования, выступает гарантом обеспечения устойчивого экономического развития Алтайского края в средне- и долгосрочной перспективе. Цель политики модернизации краевой системы образования состоит в обеспечении текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы края в формировании условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Для достижения цели в ближайшие годы необходимо обеспечить оптимальное соотношение финансовых затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в краевую систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств; повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения; привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов; повысить инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность сферы образования. Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (далее - "Концепция"). Решение определенных в Концепции задач в 2006-2010 годах позволит
решить следующие проблемы: несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования; чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности; отсутствие формируемых вне системы образования требований к содержанию и качеству образования; несоответствие кадрового и материального обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития региона. Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем, реализовывались в предшествующий период. В ходе выполнения ряда краевых целевых программ, направленных на развитие краевой системы образования в 2000-2005 годах ("Повышение квалификации педагогических работников", "Образование и здоровье", "Информатизация образования", "Развитие единой образовательной информационной среды" и др.), реализованы мероприятия и проекты в области модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений, совершенствования институциональных механизмов управления
образованием, в том числе через государственно-общественное управление образовательными учреждениями. В числе наиболее значимых результатов развития краевой системы образования за последние годы - компьютеризация школ, разработка и обеспечение образовательных учреждений электронными программными продуктами, повышение квалификации педагогических и руководящих кадров в области информационно-коммуникационных технологий, развитие сетевого консультирования и методического сопровождения образовательного процесса. Благодаря мерам, принятым в 2000-2005 годах в рамках реализации краевых целевых программ в сфере образования Алтайского края, была создана база для решения новых задач, направленных на повышение престижа образования в социально-экономическом развитии края: приведены в соответствие с требованиями современного общества содержание образования, технологии обучения и методы оценки качества образования; разработаны механизмы управления в сфере образования, адекватные задачам развития краевой системы образования; созданы экономические механизмы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность сферы образования. Организационной основой для реализации государственной политики в
сфере образования Алтайского края должна стать краевая целевая программа развития образования в Алтайском крае на 2006-2010 годы, обеспечивающая продолжение модернизации региональной системы образования. Решение указанных задач осуществляется также благодаря использованию системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы образования, 1.2. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом
Достижение поставленной в Программе цели и решение названных задач требует применения эффективных механизмов и методов решения проблем в сфере образования. Использование программно-целевого метода
направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений. Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит
поднять сферу образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития края. Кроме того, реализация мероприятий Программы позволит оптимизировать использование имеющихся в крае организационных, административных, кадровых, финансовых ресурсов для решения стратегической цели развития образования, проводить единую краевую образовательную политику, обеспечить дальнейшее развитие единого образовательного и информационного пространства. Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий краевого масштаба, затрагивающих систему образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения на муниципальном уровне, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в образовании. Применение программно-целевого метода позволит избежать следующих
негативных последствий реализации Программы: неполное введение к 2011 году профильного обучения из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения; замедление роста доли детей дошкольного возраста, обучающихся по программам предшкольного образования; сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, так как это крайне отрицательно влияет на физическое и психологическое здоровье населения края; рост социальной напряженности, обусловленный сохранением разного уровня доступности образования и дифференциацией качества образования
в различных муниципальных образованиях края. Риски, связанные с недостатками управления реализацией Программы,
могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (исполнительных органов государственной власти края, органов местного самоуправления, образовательных организаций и учреждений), что приведет к возникновению диспропорций в ресурсном обеспечении реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств. Недооценка результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на принятие объективных решений при планировании программных мероприятий. Ошибки при выборе механизмов управления программными мероприятиями могут привести к недостаточной координации деятельности
заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию бюджетных средств
или их неэффективному расходованию. 1.3. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации
в системе образования
Сравнительные преимущества Алтайского края в сфере образования и фундаментальной науки определяются сегодня в основном потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. 1.3.1. Дошкольное образование Дошкольным образованием обеспечено 57% детей, в том числе в сельской местности - 45%. В последние годы процесс изменения сети и структуры дошкольных образовательных учреждений направлен, прежде всего, на предоставление равных возможностей дошкольного образования всем слоям населения. В предыдущие годы заметно дифференцировалась и претерпела качественные изменения сеть дошкольных учреждений. В крае появились дошкольные учреждения нового вида: центры развития ребенка, детские сады комбинированного вида с компенсирующими и оздоровительными группами и др. Для детей, имеющих особые образовательные потребности,
в крае создана сеть специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждений (групп). Для оказания помощи семьям, воспитывающим детей в домашних условиях, в педагогических вузах края разрабатываются модели и программы предшкольного образования, осуществляется повышение квалификации педагогов по реализации программ предшкольной подготовки, создаются экспериментальные площадки. 1.3.2. Общее образование
В настоящее время в крае работают 1510 дневных, 13 вечерних (сменных) общеобразовательных школ. Контингент учащихся составляет 269,538 человек. Положительными тенденциями в развитии системы общего образования являются: уменьшение количества учащихся, оставленных на повторный год обучения; успешное проведение эксперимента по введению Единого государственного экзамена, создание информационной инфраструктуры Единого государственного экзамена; развитие экспериментальной деятельности в системе общего образования; преобразование школьных библиотек в информационные центры-медиатеки. Ежегодно учащиеся школ края успешно участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам, научно-социальных программах для детей и молодежи "Шаг в будущее", "Будущее Алтая", "Старт в науку", "Юность науки" и т.д. Главой Администрации края, председателем АКСНД, депутатами Государственной думы учреждены стипендии для одаренных школьников. 1.3.3. Специальное образование
Обучение, воспитание и реабилитация детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии осуществляется в крае в специализированных общеобразовательных учреждениях. Принимаются меры не только по расширению сети специализированных образовательных учреждений, но и по совершенствованию содержания образования, повышению качества коррекционной помощи детям, обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения. В образовательных учреждениях края создаются психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПК), которые объединяют
усилия всех специалистов - педагогов, дефектологов, психологов, медицинских работников, в исследовании проблем ребенка и создании индивидуальных программ реабилитации. Организуются консультационные службы для родителей, группы для работы с детьми, имеющими недостатки в развитии. В системе начального профессионального образования успешно решается вопрос профессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с
отклонениями в развитии. С целью обеспечения права семьи на выбор образовательного учреждения в крае расширяется сеть общеобразовательных школ, имеющих специальные (коррекционные) классы. 1.3.4. Обучение, воспитание, социальная адаптация детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
В крае формируется краевая нормативно-правовая база по защите прав детей. Выделенные дополнительные финансовые средства позволили улучшить условия проживания детей в детских домах. В результате принятых мер в крае снизился уровень беспризорности.
Кроме того, одновременно принимаются меры по развитию форм устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. Реализация краевой программы "Дети-сироты" позволила обеспечить финансовое сопровождение наиболее значимых мероприятий, направленных на улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принятый в 2000 году закон Алтайского края "О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в
семьи граждан" позволяет продолжать практику устройства детей этой категории в семьи. В последние пять лет проведена реорганизация детских домов, перевод их в разряд детских домов семейного типа. 80% воспитателей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершили повышение квалификации. Одновременно отрабатываются новые модели системы воспитания детей в условиях детского дома, разрабатываются новые программы и концепции воспитания. В Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования разрабатываются методические материалы, регулярно проводятся смотры и конкурсы среди детских домов семейного типа. Данные постоянно проводимых исследований показывают, что большинство воспитанников детских домов являются социальными сиротами, т.е. имеют живых родителей, которые по тем или иным причинам лишены родительских прав. Данная категория детей обеспечивается психологической поддержкой для ускорения социальной адаптации. 1.3.5. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование
Система начального профессионального образования Алтайского края включает в себя 58 профессиональных училищ, 11 профессиональных лицеев, 2 учебно-производственных центра, Центр художественного творчества, физкультурно-спортивную организацию "Юность России". В учреждениях начального профессионального образования края по различным формам обучения на бюджетной и внебюджетной основах ежегодно обучается около 35 тысяч человек. Подготовка в учреждениях начального профессионального образования
осуществляется по 136 специальностям, более 70% учащихся осваивают профессии, связанные с работой в сфере транспорта и связи, промышленности, строительства, сельского хозяйства. 35 учебных заведений, расположенных в районных центрах и селах Алтайского края, осуществляют подготовку рабочих кадров сельскохозяйственного профиля. Каждое училище имеет учебное хозяйство, площади земельных угодий составляют 28 тысяч гектаров, что позволяет обучающимся отрабатывать практические приемы и методы работы на земле. Положительными тенденциями в развитии системы начального профессионального образования являются: подготовка специалистов по интегрированным учебным планам начального профессионального и среднего профессионального образования, начального профессионального и высшего профессионального образования; ежегодное согласование с управлением Алтайского края по труду объемов и структуры подготовки рабочих кадров, открытие новых специальностей исходя из потребностей рынка труда; в области профильного обучения - развитие сотрудничества профессиональных училищ и общеобразовательных школ; успешное взаимодействие с учреждениями специального образования по профессиональной подготовке детей-инвалидов и детей-сирот. Однако остаются проблемы, связанные с прогнозированием потребности в рабочих кадрах и с материально-техническим обеспечением
учреждений начального профессионального образования. В крае 49 средних специальных учебных заведений (41 государственное и 8 негосударственных), 16 филиалов техникумов и колледжей. Количество студентов около 45 тысяч человек. Обучение ведется по 102 специальностям. Система высшего профессионального образования включает в себя 10 вузов (8 государственных, 2 негосударственных), 22 филиала высших учебных заведений. В них обучается 94 650 студентов по 175 направлениям и специальностям. Подготовку ведут 4 577 преподавателей,
в том числе 569 докторов и 2 400 кандидатов наук. Вузами и средними специальными учебными заведениями края посредством активного участия в эксперименте по введению Единого государственного экзамена существенно повышена доступность профессионального образования. Доля сельской молодежи, поступившей в вузы и средние специальные учебные заведения в 2003-2005 гг., возросла на 7 и 14% соответственно. В учебный процесс активно внедряются информационно-коммуникационные и мультимедийные технологии обучения, существенно увеличилось количество компьютеров, аудитории и лаборатории информационно-коммуникационных, физико-математических, инженерных дисциплин оснащены мультимедийным оборудованием с современным программным обеспечением. Вузы вступают в отношения социального партнерства с учреждениями науки, ведущими предприятиями реального сектора экономики, организациями социальной сферы. За счет активного привлечения внебюджетных средств улучшилась учебно-материальная база, социокультурная и бытовая инфраструктура учебных заведений. К числу проблем, на решение которых в период с 2006 по 2010 гг. будут направлены интеллектуальные, материальные и организационные ресурсы вузов и средних специальных учебных заведений, относятся: низкое качество обучения и практической подготовки будущих специалистов; несбалансированность количества подготовленных специалистов с фактическими потребностями рынка труда; переход на двухуровневую систему подготовки кадров в системе высшего профессионального образования; интеграция науки и образования, оптимизация сети учреждений высшего и среднего профессионального образования, 1.3.6. Воспитание и дополнительное образование
Развитие системы воспитания в крае осуществляется через участие субъектов воспитательного процесса в программах "Дети России", "Молодежь России", "Государственная Программа развития воспитания в системе образования России до 2010 года" (федеральные программы); "Дети Алтая" на 2003-2006 годы, подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; "Педагогические кадры", "Дополнительное профессиональное образование"; "Патриотическое воспитания# граждан Алтайского края до 2010 года", "Целевая комплексная программа по профилактике ВИЧ-инфекции среди населения Алтайского края" на 2005-2008 годы; "Краевая программа по профилактике и лечению алкоголизма, наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков"; "Формирование и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края" на 2003-2007 годы, "Программа развития Алтайского края" на 2006-2010 годы; "Целевая программа развития службы практической психологии в образовании в Алтайском крае" на 2004-2010 годы; "Сохранение и развитие системы летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в Алтайском крае" на 2006-2008 годы; "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Алтайском крае" и т.д. (краевые целевые программы). В результате увеличилось количество учащихся, занятых во внеурочное время в объединениях дополнительного образования, развивается сеть спортивно-оздоровительных учреждений для детей и юношества, укрепляется их материальная база. Создаются воспитательные системы образовательных учреждений. Проводятся мероприятия с участием детей и молодежи, которые позволяют
выявлять достижения в социальном, нравственном, физическом развитии, а также достижения в организации процесса воспитания в районах края. Увеличивается стремление детей к коллективной деятельности - растет детско-юношеское движение в политической, социально-практической, оздоровительной деятельности. Усиливается роль детских общественных организаций. Расширяются возможности включения молодежи в культурное пространство края. В крае систематически проводится диагностика состояния здоровья учащихся, создаются условия для достижения детьми высоких спортивных результатов. Укрепляется спортивная база сельских и городских общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школ. В образовательных учреждениях внедряются здоровьесберегающие технологии. 1.3.7. Педагогические кадры и педагогическое образование
В настоящее время в учреждениях общего образования края трудятся 49551 педагогических работников, в том числе 25338 учителей, 4186 руководителей - организаторов образования. В крае сохранена система высшего и среднего педагогического образования, которая обеспечивает учреждения образования педагогическими кадрами. Функционирует Алтайский краевой педагогический лицей, в котором обучаются дети из сельской местности. Создана и успешно функционирует
система дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих кадров на базе КГУ ДПО "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования" и высших учебных заведений края, их представительств и филиалов. В муниципальных образованиях действует 25 ресурсных центров, обеспечивающих дистанционное повышение квалификации педагогов. Позитивными тенденциями в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации являются: расширение практики привлечения инвестиций федерального и международного уровней для решения задач подготовки, переподготовки и
повышения квалификации педагогических и руководящих кадров; создание краевой информационной базы данных "Педагогические кадры"; создание системы мониторинга качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов системы образования. 1.3.8. Укрепление материально-технической базы образования
Реализация программы развития образования за последние 5 лет позволила сохранить сеть образовательных учреждений в крае. Развитие материально-технической базы учреждений осуществлялось за счет средств краевого и федерального бюджетов через реализацию целевых программ. За 5 лет число краевых целевых программ возросло с 6 до 12, а объем их финансирования увеличился с 7,8 до 73 млн. руб. При
этом значительно возросли расходы на приобретение учебников для детей
из малообеспеченных семей (с 2 до 12 млн. руб.), что позволило увеличить процент обеспеченности учебниками с 51 до 73%. Реализуется программа развития сельского спорта. Ежегодное поступление средств в объеме 9 млн. руб. позволило существенно улучшить оснащение школ спортивным оборудованием. Осуществляется софинансирование федеральной программы "Безопасное
образовательное учреждение" для приобретения противопожарного оборудования для школ, оснащения учреждений общественного воспитания противопожарной сигнализацией, установки устройств защитного отключения. В ходе реализации краевой целевой программы "Школьный автобус" приобретено 90 транспортных единиц для доставки учащихся на занятия в
школу. Кардинально улучшилось оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой. Оснащены компьютерами централизованные бухгалтерии органов управления образованием, краевые учреждения образования, средние специальные педагогические учебные заведения, муниципальные учреждения дополнительного образования. Это создало предпосылки реформирования в сфере образования, в первую очередь изменения структуры и содержания общего и профессионального образования, улучшения его качества, а также эффективности управления образовательной системой. 1.3.9. Основные проблемы в краевой системе образования
социальная дифференциация приводит к существенным различиям в общеобразовательной подготовке детей, что закладывает предпосылки для
углубления этой дифференциации в дальнейшем; система профессионального образования не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда; сложившаяся система образования обладает низкой инвестиционной привлекательностью, что ведет к снижению конкурентоспособности на межрегиональном рынке образовательных услуг; снизилась образовательная и социальная мобильность молодежи, ограничен доступ детей из малообеспеченных семей к получению качественного образования; поступающие в краевую систему образования финансовые ресурсы используются неэффективно; существующая система образования характеризуется сетью образовательных учреждений с устаревшей материально-технической и информационной базой; не развиты в достаточной степени новые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в реализации образовательной политики. Для преодоления усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами новой экономики необходимо создать механизмы, ориентированные не только на внутренние
социально-экономические потребности края, но и на обеспечение конкурентоспособности края на межрегиональном рынке труда. Ускорение темпов обновления образовательных технологий приводит к
необходимости разработки адекватного содержания образования и соответствующих методов обучения. В условиях стремительного развития открытых информационных сетей трансляция уже имеющихся знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения. Проблема слабой реакции системы образования на внешние факторы во
многом связана с проблемой дефицита кадров с необходимой квалификацией. В силу низкого уровня заработной платы краевая система
образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности для педагогов и методистов. Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования. Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним
факторам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы
образования. В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения
общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики. Несоответствие заявляемых целей и задач преобразований тем результатам, которые достигаются в процессе их реализации, в значительной степени является следствием того, что каждый из активно действующих субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. При
отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов единой государственной политики в сфере образования, все указанные противоречия не будут устранены, а стоящие перед образованием задачи не найдут своего решения. Не будут созданы единые условия для развития рыночных механизмов в сфере образования, увеличится разрыв между требованиями рынка труда
и качеством образовательных услуг, не будет реализован принцип равных
возможностей и доступа граждан края к качественному образованию. 2. Основная цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов
ее реализации. Целевые индикаторы и показатели
2.1. Цель и задачи Программы
Стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования происходящих изменений в краевой системе образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Для достижения цели должны быть решены следующие стратегические задачи: совершенствование содержания и технологий образования;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления краевой системой образования;
создание экономических механизмов в сфере образования.
Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена
на реализацию следующих приоритетных направлений развития образовательной системы Алтайского края: развитие современной системы непрерывного профессионального образования; повышение качества профессионального образования;
обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования; рост инвестиционной привлекательности сферы образования;
переход на нормативное финансирование.
2.1.1. Совершенствование содержания и технологий образования
Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: развитие системы образования детей старшего дошкольного возраста,
включающей предшкольную подготовку, с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе; оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей; введение профильного обучения, обеспечивающего возможность выбора
учащимися индивидуального учебного плана; реализация новых государственных образовательных стандартов общего образования; оптимизация моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста; корректировка перечня профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере начального, среднего специального образования, дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда; внедрение инновационных образовательных технологий и форм организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. 2.1.2. Развитие в крае системы обеспечения качества
образовательных услуг
Решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: создание системы оценки деятельности образовательных учреждений и
организаций края; развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественных и профессиональных объединений; завершение эксперимента по введению Единого государственного экзамена, итоги которого позволят обеспечить доступность профессионального образования, объективность вступительных испытаний,
преемственность общего и профессионального образования, а также осуществление государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников; совершенствование государственно-общественной аттестации педагогических, научно-педагогических и руководящих кадров краевой системы образования. 2.1.3. Повышение эффективности управления
краевой системой образования
Решение стратегической задачи повышения эффективности управления краевой системой образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: внедрение моделей интегрированных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства; развитие механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов; выделение в краевой системе образования системообразующих образовательных учреждений ("точек роста") для повышения эффективности использования интеллектуального потенциала, концентрации материально-технических и финансовых ресурсов на ключевых направлениях развития образования в крае; внедрение в практику работы моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования в крае; повышение эффективности институционального управления образованием при изменении организационно-правовых форм деятельности учебных заведений в целях обеспечения развития экономической самостоятельности образовательных учреждений, усиления их ответственности за конечные результаты деятельности; внедрение научно обоснованной методики оценки эффективности управления образованием; организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в краевой системе образования, совершенствования информационного обмена
и распространения эффективных решений проблем образования; совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства края. 2.1.4. Совершенствование организационно-экономических механизмов
в краевой системе образования
Решение стратегической задачи совершенствования организационно-экономических механизмов в краевой системе образования
обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: внедрение новых моделей финансирования образовательных учреждений
и организаций муниципального и краевого уровней; создание механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений) края; реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности краевой системы образования, способствующих притоку
инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных
ресурсов в сферу образования. 2.1.5. Сроки и этапы реализации Программы
На первом этапе реализации Программы (2006-2007 годы) предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом масштабных преобразований и экспериментов в рамках реализации национального проекта "Образование". На втором этапе (2008-2009 годы) приоритет отдается осуществлению
мероприятий, которые предполагают модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы, в том числе методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития системы образования. На третьем этапе (2010 год) предусмотрена реализация мероприятий,
направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах. На каждом из этапов планируется изменение показателей, характеризующих ход реализации Программы по годам, и влияние программных мероприятий на состояние краевой системы образования. Выполнение работ по направлениям Программы предусмотрено для существующих образовательных учреждений (организаций) края, а также образовательных учреждений (организаций), образуемых по итогам оптимизации образовательной сети (реорганизации и т.д.). В результате реализации Программы будет обеспечен равный доступ граждан к получению качественного образования всех уровней за счет введения предшкольного образования для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, реализации программ предпрофильной подготовки и профильного обучения,
создания системы оценки качества образования, системы непрерывного профессионального педагогического образования. 2.1.6. Целевые индикаторы и показатели оценки хода
реализации Программы
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых показателей, характеризующих ход реализации Программы (приложение 1). 3. Перечень краевых целевых программ, финансируемых из краевого
бюджета на 2006-2010 годы
3.1. Приобретение учебников для категории социально
незащищенных детей
Цель: обеспечение учебниками детей, нуждающихся в государственной
поддержке. Ожидаемые результаты:
достижение 100%-ной обеспеченности учебниками детей, нуждающихся в государственной поддержке. 3.2. Организация и проведение детской оздоровительной кампании
Цель: обеспечение права каждого ребенка на полноценный отдых во время каникул с учетом изменяющихся социально-экономических условий. Ожидаемые результаты:
оздоровление не менее 60% школьников во время каникул благодаря отдыху в санаториях, загородных оздоровительных лагерях; реализация краевыми учреждениями дополнительного образования программ проведения профильных смен; оказание финансовой поддержки по развитию межрайонных детских оздоровительных лагерей. 3.3. Социальная поддержка студенческой молодежи
Цель: оказание материальной поддержки следующим категориям студентов высших и средних профессиональных учреждений образования: сиротам, инвалидам, матерям-одиночкам. Ожидаемые результаты:
улучшение условий жизни перечисленных категорий студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. 3.4. Развитие материально-технической базы школ
Цель: повышение качества образования, создание безопасных условий
жизнедеятельности. Ожидаемые результаты:
реализация государственных стандартов общего образования;
увеличение на 10% в год уровня оснащения учреждений учебными и наглядными пособиями; оборудование классов, кабинетов, мастерских техническими средствами обучения, технологическим и станочным оборудованием; обеспечение учреждений школьной мебелью;
обновление станочного оборудования в школах, оснащение школ-новостроек мебелью и учебным оборудованием в связи с постепенным
переходом к профильной школе. 3.5. Развитие сельского спорта
Цель: создание условий для физического развития учащихся, формирования здорового образа жизни. Ожидаемые результаты:
реализация государственных образовательных стандартов в предметной области "Физическая культура"; предоставление школьникам края возможностей для занятий спортом, обеспечение школ спортивным инвентарем и оборудованием. 3.6. "Дети-сироты".
Подпрограмма "Оказание помощи патронатным семьям"
Цель: реализация дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ожидаемые результаты:
обеспечение потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством; сокращение количества детей в детских домах; создание условий, способствующих устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. 3.7. Повышение квалификации педагогических работников
Цели: обеспечение готовности педагогических кадров к решению задач развития образования края; организация новых направлений подготовки, переподготовки и Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|