Расширенный поиск

Постановление Администрации Алтайского края от 15.06.2011 № 314

 

 

 

 

 

                    АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

15.06.2011                                            N 314

 

 

                              г.Барнаул

 

           Утратило силу - Постановление Администрации Алтайского края

                                                   от 25.02.2015 № 111

 

Об утверждении краевой программы
"Улучшение       инвестиционного
климата  в  Алтайском  крае"  на
2011-2016 годы

 

       (В редакции Постановления Администрации Алтайского края

                       от 06.05.2014 г. N 218;

                        от 08.07.2014 № 315)

 

 

     Во исполнение плана мероприятий Администрации Алтайского края  по
реализации  Послания  Президента  Российской  Федерации   Федеральному
Собранию Российской Федерации  от 30  ноября 2010 года,  утвержденного
распоряжением Администрации края от 15.02.2011 N 54-р, постановляю:
     1. Утвердить    прилагаемую    краевую    программу    "Улучшение
инвестиционного климата в Алтайском крае" на 2011-2016 годы.
     2. Определить   Главное   управление   экономики   и   инвестиций
Алтайского края уполномоченным  органом  по  координации  деятельности
органов исполнительной власти Алтайского края в части подготовки плана
мероприятий    для    реализации    краевой    программы    "Улучшение
инвестиционного климата в Алтайском крае" на 2011-2016 годы.
     3. Контроль за исполнением настоящего постановления  оставляю  за
собой.

 

 

Губернатор Алтайского края                                 А.Б. Карлин

 

 

 

                                          УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Администрации
                                          Алтайского края
                                          от 15.06.2011 N 314

 

                          КРАЕВАЯ ПРОГРАММА
         "Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае"
                          на 2011-2016 годы

 

                               ПАСПОРТ
                          краевой программы
         "Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае"
                          на 2011-2016 годы

 

                                                                               
 Наименование         краевая программа "Улучшение инвестиционного             
 программы            климата в Алтайском крае" на 2011 - 2016 годы
                      (далее - "Программа")
                                                                               
 Основание для        распоряжение Администрации Алтайского края от            
 разработки           15.02.2011 N 54-р "Об утверждении Плана
 программы            мероприятий Администрации Алтайского края по
                      реализации Послания Президента Российской
                      Федерации Федеральному Собранию Российской
                      Федерации от 30 ноября 2010 года"
                                                                               
 Государственный      Администрация Алтайского края                            
 заказчик программы
                                                                               
 Основные             Главное управление экономики и инвестиций                
 разработчики         Алтайского края;
 программы            ЗАО "Алтайское региональное агентство развития
                      малого и среднего бизнеса" (по согласованию)
                                                                               
 Цель                 улучшение инвестиционного климата в Алтайском            
 программы            крае, обеспечивающее создание новых
                      высокопроизводительных рабочих мест, увеличение
                      объема производства товаров, выполнения работ,
                      оказания услуг, достижение на этой основе
                      устойчивого социально-экономического развития
                                                                               
 Задачи               формирование новых стандартов управления                 
 программы            инвестиционной деятельностью Алтайского края;
                      совершенствование механизмов Стимулирования
                      спроса на продукцию (услуги), создаваемые
                      (оказываемые) в рамках инвестиционных и
                      инновационных проектов Алтайского края;
                      повышение результативности использования
                      финансовых механизмов поддержки инвестиционных
                      проектов;
                      формирование и развитие кластеров в соответствии
                      с конкурентными преимуществами Алтайского края;
                      создание условий для повышения региональной
                      инновационной активности в реальном секторе
                      экономики, включая особые экономические формы
                      для наукоемких и высокотехнологичных
                      производств, обновления парка машин и
                      оборудования, диверсификации производства,
                      внедрения международных стандартов управления
                      качеством оказываемых услуг;
                      оптимизация условий для открытия и развития
                      среднего и малого бизнеса;
                      повышение роли муниципальных образований в
                      привлечении инвестиций;
                      формирование имиджа Алтайского края как
                      инвестиционно привлекательного региона
                                                                                 
 Целевые индикаторы   норма накопления основного капитала по годам:
 и показатели         2010 год - 17,61%;
 программы            2011 год - 18,25%;
                      2012 год - 19,56%;
                      2013 год - 21,21%;
                      2014 год - 22,82%;
                      2015 год - 23,50%;
                      2016 год - 25,00%;
                      темп роста среднемесячной заработной платы
                      относительно 2010 года:
                      2011 год - 113,56%;
                      2012 год - 131,51%;
                      2013 год - 147,51%;
                      2014 год - 163,61%;
                      2015 год - 179,97%;
                      2016 год - 197,97%;
                      вновь созданные рабочие места при реализации
                      особо значимых инвестиционных проектов за
                      2011-2016 годы:
                      2011 год - 1 100 ед.;
                      2012 год - 3 100 ед.;
                      2013 год - 4 200 ед.;
                      2014 год - 3 000 ед.;
                      2015 год - 5 700 ед.;
                      2016 год - 6 100 ед.;
                      валовой региональный продукт на душу населения за
                      2011-2016 годы:
                      2010 год - 130,9 тыс. руб.;
                      2011 год - 149,2 тыс. руб.;
                      2012 год - 168,8 тыс. руб.;
                      2013 год - 192,6 тыс. руб.;
                      2014 год - 220,3 тыс. руб.;
                      2015 год - 250,8 тыс. руб.;
                      2016 год - 282,8 тыс. руб.;
                      поступление налогов и отчислений в бюджеты
                      различных уровней на душу населения за
                      2011-2016 годы:
                      2011 год - 5,91 тыс. руб.;
                      2012 год - 7,16 тыс. руб.;
                      2013 год - 8,86 тыс. руб.;
                      2014 год - 10,90 тыс. руб.;
                      2015 год - 12,78 тыс. руб.;
                      2016 год - 15,33 тыс. руб.;
                      объем инвестиций в основной капитал на душу
                      населения за 2011 - 2016 годы:
                      2010 год - 23,05 тыс. руб.;
                      2011 год - 27,23 тыс. руб.;
                      2012 год - 33,02 тыс. руб.;
                      2013 год - 40,84 тыс. руб.;
                      2014 год - 50,28 тыс. руб.;
                      2015 год - 58,93 тыс. руб.;
                      2016 год - 70,70 тыс. руб.
                                                                                 
 Сроки реализации     2011-2016 годы                                           
 программы
                                                                                 
 Исполнители          органы исполнительной власти Алтайского края;
 основных             органы местного самоуправления;
 мероприятий          КАУ "Алтайский центр
 программы            государственно-частного партнерства и
                      привлечения инвестиций";
                      исполнители программных мероприятий,
                      определяемые на конкурсной основе в
                      установленном порядке
                      либо по согласованию
                                                                                 
 Объемы               общий объем средств, направляемых на реализацию
 финансирования       системы программных мероприятий
 программных          за счет краевого
 мероприятий          бюджета, составляет 17 002 млн. руб.,
 по годам             в том числе по годам:
                      2011 год - 1 383 млн. руб.;
                      2012 год - 2 552 млн. руб.;
                      2013 год - 3 085 млн. руб.;
                      2014 год - 3 410 млн. руб.,
                      2015 год - 3 418 млн. руб.,
                      2016 год - 3 153 млн. руб.

 

 Ожидаемые           ожидаемые конечные результаты Программы к
 конечные            2016 году:
 результаты и        норма накопления основного капитала составит 25%;
 показатели          производительность труда вырастет в 2,1 раза;
 социально-          размер среднемесячной заработной платы увеличится
 экономической       в 1,9 раза;
 эффективности       количество вновь созданных рабочих мест при
 реализации          реализации особо значимых инвестиционных проектов
 программы           составит 23 200;
                     валовой региональный продукт на душу населения
                     увеличится в 2,2 раза;
                     поступление налогов и отчислений в бюджеты
                     различных уровней на душу населения вырастет
                     в 2,6 раза;
                     объем инвестиций в основной капитал на душу
                     населения увеличится в 3,1 раза
                                                                                 
 Система контроля    контроль мероприятий Программы осуществляют:              
 мероприятий         краевая инвестиционная комиссия, возглавляемая
 программы           Губернатором Алтайского края,
                     Главное управление экономики и инвестиций
                     Алтайского края;
                     инвестиционные уполномоченные в органах
                     исполнительной власти Алтайского края и
                     местного самоуправления, а также КАУ
                     "Алтайский центр государственно-частного
                     партнерства и привлечения инвестиций".
                                                                                 
                          1. Общие положения

 

     Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы:
     объект настоящей Программы  -  инвестиционный  климат  Алтайского
края;
     предмет регулирования    -    инвестиционная    привлекательность
Алтайского края;
     сфера действия - экономика и социальная  сфера  Алтайского  края.
     Понятия и термины, используемые в Программе:
     инвестиционный климат - это особый экономический климат,  который
через активную инвестиционную деятельность обеспечивает количественное
(рост  масштаба) и  качественное  (обновление) развитие  национального
богатства, в том  числе регионального. К составляющим  инвестиционного
климата относятся  инвестиционная  привлекательность и  инвестиционная
активность;
     инвестиционная привлекательность    -   совокупность    различных
объективных возможностей и ограничений, обусловливающих  интенсивность
привлечения  инвестиций  в  регион  или  инвестиционную  активность  в
регионе;
     инвестиционный потенциал    -    качественная     характеристика,
учитывающая  основные  макроэкономические  показатели  в  виде   суммы
объективных предпосылок для  инвестиций и зависящая  как от наличия  и
разнообразия сфер  объектов  инвестирования, так  и от  экономического
развития  региона. К  составляющим  инвестиционного потенциал  региона
относятся:     производственный,     природно-ресурсный,     трудовой,
инновационный,   институциональный,   инфраструктурный,    финансовый,
потребительский и туристический;
     инвестиционный риск - вероятность возникновения финансовых потерь
в результате   непредвиденных    заранее   обстоятельств,    изменения
конъюнктуры и других объективных причин. К факторам риска при  анализе
инвестиционного   климата   относятся   законодательный,   социальный,
экономический,      финансовый,      криминальный,      экологический,
управленческий;
     особо значимые  региональные  инвестиционные  проекты  Алтайского
края - проекты,  признанные в  установленном порядке особо  значимыми,
предусматривающие создание  новых рабочих  мест с  производительностью
труда, соответствующей производительности труда в экономиках  развитых
стран  мира, с  увеличением  объема производства  товаров,  выполнения
работ, оказания услуг и стоимостью свыше 250 млн. рублей;
     инвестиционная стратегия      -     приоритетные      направления
инвестирования, способы и ресурсы для создания благоприятных условий в
целях реализации  программ и  инвестиционных проектов,  обеспечивающих
конкурентоспособность экономики региона.
     Программа разработана на основе следующих нормативных актов:
     Федеральный закон  от  25.02.1999  N  39-ФЗ  "Об   инвестиционной
деятельности   в   Российской  Федерации,   осуществляемой   в   форме
капитальных вложений" (в редакции от 23.07.2010 N 184-ФЗ);
       закон    Алтайского    края    от         03.04.2014    N 21-ЗС

"Об   инвестиционной деятельности в Алтайском крае"; (Абзац в редакции

Постановления Администрации Алтайского края от 08.07.2014 № 315)

     закон Алтайского  края  от   06.05.1999  N  17-ЗС     поддержке
лизинговой деятельности в отраслях реального сектора экономики";
     закон Алтайского края от 04.09.2013  N 46-ЗС   "О государственной

поддержке  инновационной  деятельности  в    Алтайском крае"; (Абзац в

редакции       Постановления      Администрации   Алтайского      края

от 08.07.2014 № 315)

     закон Алтайского  края   от   07.09.2009  N   62-ЗС     полюсах
инновационного развития в Алтайском крае";
     закон Алтайского  края   от  11.05.2011  N   55-ЗС  "Об   участии
Алтайского края в государственно-частном партнерстве";
     закон Алтайского края от 21.11.2012 N 87-ЗС       "Об утверждении

программы социально-экономического развития Алтайского края на  период

до 2017 года"; (В редакции Постановления Администрации Алтайского края

от 08.07.2014 № 315)

     постановление Администрации Алтайского края  от 15.09.2007 N  437
"О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в
Алтайском крае" (в редакции от 18.08.2010 N 364);
     постановление Администрации Алтайского края  от 24.04.2008 N  166
"Об утверждении  Порядка предоставления из  краевого бюджета  субсидий
юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -
производителям товаров,  работ,  услуг" (в  редакции  от 24.12.2012  N
558);
     постановление  Администрации Алтайского края от  17.02.2009  N 60

"Об информационном обеспечении  деятельности  органов  государственной

власти Алтайского края"; (Абзац в редакции Постановления Администрации

Алтайского края от 08.07.2014 № 315)

     абзац; (Утратил  силу  -  Постановление  Администрации Алтайского

края от 08.07.2014 № 315)
     абзац; (Утратил  силу  -  Постановление  Администрации Алтайского

края от 08.07.2014 № 315)

 

        2. Характеристика проблемы и необходимость ее решения
                        программными методами

 

     За последние  пять  лет   наметились  тенденции  роста   основных
макроэкономических   показателей   социально-экономического   развития
Алтайского  края.  Для  их  закрепления  необходимо  повышение  уровня
модернизации и инновационности экономики региона, что, в свою очередь,
должно обеспечить высокий стандарт уровня и качества жизни  населения.
Все  это  обусловливает  необходимость  постоянного  совершенствования
стратегических  подходов  в  формировании  и  реализации  региональной
инвестиционной политики.
     Для опережающего  развития  обрабатывающих  отраслей   необходимы
масштабные источники  инвестиций. Мировая практика  и российский  опыт
показывают,   что   привлечение  широкого   спектра   производственных
инвестиций возможно только  в условиях благоприятного  инвестиционного
климата.

 

         2.1. Рейтинг инвестиционного климата Алтайского края

 

     Инвестиционная активность   как   составляющая    инвестиционного
климата тесно связана  с улучшением инвестиционной  привлекательности,
которая   представляет   собой  совокупность   различных   объективных
возможностей и ограничений.
     Практика показывает,   что  разумное   сочетание   экономических,
социальных и  экологических  интересов дает  синергетический эффект  в
достижении основной  цели  - повышения  качества  жизни населения  как
основного потребителя ресурсов региона.
     По экспертным    оценкам   российского   рейтингового   агентства
"Эксперт-Ра",  на протяжении последних 6 лет по уровню инвестиционного
потенциала  Алтайский край входит в список первых 30 субъектов России,
по итогам 2010 года занимает 28  позицию  среди  83  субъектов  России
(таблица 1).

 

                                                             Таблица 1

 

    Рейтинг инвестиционного потенциала Алтайского края в динамике

 

|————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————|
|Годы                            |2005  |2006  |2007  | 2008 |2009  |2010 |
|————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————|
|Место Алтайского края в         | 28   | 26   | 24   |   26 | 27   | 28  |
|рейтинге                        |      |      |      |      |      |     |
|————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————|
     В 2009 году Международное  рейтинговое агентство "Fitch  Ratings"
повысило  долгосрочный  рейтинг   Алтайского  края  в  иностранной   и
национальной валюте с уровня "ВВ-" до "ВВ" и национальный долгосрочный
рейтинг с "A+(rus)>> до "AA-(rus)".
     В 2010 году рейтинги  были подтверждены (краткосрочный рейтинг  в
иностранной валюте подтвержден на уровне "В").
     При этом по долгосрочным  рейтингам в иностранной и  национальной
валюте по международной шкале и долгосрочному рейтингу по национальной
шкале прогноз изменен с "Позитивного" на "Стабильный".
     Тем не менее,  по  итогам 2010  года  в рейтинге  инвестиционного
риска край занимает 64 место среди 83 регионов (таблица 2).

 

                                                             Таблица 2

 

       Рейтинг инвестиционного риска Алтайского края в динамике

 

|————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————|
|Годы                            | 2005 |2006  |2007  | 2008 |2009  |   2010 |
|————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————|
|Место Алтайского края в         |   72 | 71   | 60   |   62 | 37   |     64 |
|рейтинге                        |      |      |      |      |      |        |
|————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————|
     Уровень инвестиционного  климата  Алтайского края  на  протяжении
последних пяти лет относится к группе ЗВ1, что является  положительным
признаком  для  потенциальных   инвесторов  при  вложении  средств   в
реализацию  инвестиционных  проектов.  В качестве  факторов  успеха  в
борьбе  регионов России  за  привлечение инвестиций  можно  определить
низкие  социальные  риски  в сочетании  с  эффективным  управлением  и
активной  и гибкой  позицией  региональных  администраций в  работе  с
инвесторами. Все это создает комфортную среду для привлечения  внешних
капиталовложений.  В  2010  году в  рейтинге  социального  риска  край
занимает 80 место,  в рейтинге управленческого риска  - 61 место,  что
требует разработки дополнительных мер  по их снижению. При  обсуждении
проблемы инвестиционной привлекательности региона его ресурсы привычно
рассматриваются  как  своеобразный  товар,  имеющий  свою   стоимость,
полезность и покупателя - стратегического инвестора.
     Реализация региональной   инвестиционной   политики   -  одна  из
приоритетных задач органов  государственной  власти  Алтайского  края,
которая   направлена   на   создание   комфортной  административной  и
контрольной среды для указанных субъектов взаимодействия (рис. 1).

 

                       |——————————————————————————————————————|                  
                       |Инвестиционная политика региона       |                  
                       |                                      |<———————|
                       |                                      |        |         
                       |                                      |        |         
                       |——————|———|—————————————————|————|————|        |
                                 |                     |             |
|—————————————————————————————|———|————|  |—————————|————|—————————————|————————|
|Участники инвестиционной деятельности |  |Потребители ресурсов территории:     |
|                                      |  |население, бизнес, инвесторы,        |
|                                      |  |деловые партнеры / туристы           |
|—————————————————————————————|———|————|  |—————————|————|—————————————|————————|
                              |   |                 |    |             |
                              |   |                 |    |             |
                       |——————|———|—————————————————|————|————|        |
                       |Инвестиционный климат региона         |        |         
                       |                                      |————————|         
                       |——————————————————————————————————————|

 

      Рис. 1 Формирование регионального инвестиционного климата

 

        2.2. Инвестиционная привлекательность ресурсов региона
                            для населения

 

     Оценивая привлекательность  территории  для  жителей   Алтайского
края,  в том  числе  потенциальных,  следует  отметить, что  по  числу
городских округов  и муниципальных  районов (11  и 60  соответственно)
регион занимает 1 место в России, а по числу муниципальных образований
поселенческого уровня (723) - 3 место. На 1 января 2011 года с  учетом
итогов переписи населения численность населения составила 2417,0  тыс.
человек.  По  плотности  населения  (14  чел  ./км  )  край   занимает
лидирующее положение  в  Сибирском федеральном  округе (3,9  чел./км).
Доля сельского населения - 45,2 % - остается практически без изменения
по сравнению с 2001  годом (46,9 %). На  начало 2010 года в  структуре
населения края  62 %  составляют люди трудоспособного  и 16  % -  люди
моложе трудоспособного возраста.
     Важность такого   сегмента   потребителей   ресурсов   территории
Алтайского края, как население,  определяется его основной функцией  -
формированием рынка рабочей силы региона и, соответственно,  кадрового
обеспечения.  Тем  не   менее,  согласно  данным  Федеральной   службы
государственной статистики, начиная  с 1995 года тенденция  сокращения
численности   населения   Алтайского    края   носит   устойчивый    и
долговременный  характер  с  преобладающим  миграционным  оттоком   из
сельской местности.  Таким образом,  уровень рождаемости  недостаточен
для простого воспроизводства населения.

 

                    Общие итоги миграции населения

 

                                                             Таблица 3

 

|————————————|——————————————|——————————————|——————————————————|———————————————|
|Годы        |  Прибывшие   |  Выбывшие    |  Миграционный    | Коэффициент   |
|            | всего, чел.  | всего, чел.  |  прирост, чел.   |миграционного  |
|            |              |              |                  |   прироста    |
|————————————|——————————————|——————————————|——————————————————|———————————————|
|2006        |    48570     |    55738     |      -7168       |     -2,8      |
|————————————|——————————————|——————————————|——————————————————|———————————————|
|2007        |    48103     |    53894     |      -5791       |     -2,3      |
|————————————|——————————————|——————————————|——————————————————|———————————————|
|2008        |    43906     |    48852     |      -4946       |      -2       |
|————————————|——————————————|——————————————|——————————————————|———————————————|
|2009        |    43028     |    44222     |      -1194       |     -0,5      |
|————————————|——————————————|——————————————|——————————————————|———————————————|
|2010        |    44655     |    48942     |      -4287       |     -1,8      |
|————————————|——————————————|——————————————|——————————————————|———————————————|
     Значительные миграционные  потоки  рабочей  силы  приходились  на
межрегиональную  миграцию  (количество прибывших  из  других  регионов
России увеличилось на 3 %; количество  выбывших - на 10,6 %). Также  в
крае  наблюдается   отрицательная   динамика  показателя   численности
экономически активного населения по сравнению с 2006 годом (-13,4 тыс.
человек). Как правило, край  покидают лица в трудоспособном  возрасте.
Выбывающие  работники  частично  замещаются  трудовыми  мигрантами   в
основном из стран СНГ.  Они заняты, главным образом, в  строительстве,
торговле, сфере услуг и сельском  хозяйстве, чаще всего, это не  самые
квалифицированные рабочие кадры.
     Показатели демографии,  миграции и  рынка  труда Алтайского  края
определяются, прежде  всего, степенью развития  жилищной и  социальной
сфер, возможностью  трудоустройства,  созданием новых  рабочих мест  в
регионе. Так, в Алтайском крае по  сравнению с 2006 годом в 2010  году
ввод жилья увеличился на 50 %. За 5 лет введены в эксплуатацию 20 школ
на  5,4  тыс.  ученических  мест, 7  больниц  на  834  койкоместа,  16
поликлиник на 3092 посещения в смену. При этом в структуре  инвестиций
в основной капитал за 2006 - 2010 годы доля жилищных инвестиций с 15,3
% в 2006 году увеличилась до 17,3  % в 2010 году, а доля инвестиций  в
здравоохранение и образование осталась практически без изменения  (9,6
% и 9,2 % в 2006 и 2010 годах соответственно).
     В рамках    проводимой    Администрацией    края     региональной
инвестиционной  политики  и  с  целью успешной реализации мероприятий,
направленных на улучшение социально-экономической ситуации в крае, для
реализации федеральных и краевых целевых программ активно привлекаются
средства федерального и краевого бюджетов. В 2010 году удалось достичь
положительной   динамики  по  отдельным  показателям,  характеризующим
ситуацию на рынке труда Алтайского края.  В 2010 году  при  содействии
службы  занятости  трудоустроены  93  202  жителя  края,  что на 8,6 %
больше,  чем в 2009  году  (85  854  человек).  В  2,5  раза  снизился
коэффициент  напряженности  на  рынке труда,  а емкость краевого банка
вакансий выросла почти в два раза и составила  на  1  января  текущего
года  5 867 рабочих мест (на 1 января 2010 года - 3 076 рабочих мест).
Показатель зарегистрированной   безработицы  на  1  января  2011  года
зафиксирован  на  докризисном  значении  (на  1  января   2009 года) и
составил 3,2 % от численности экономически активного населения. Вместе
с   тем   в   11   муниципальных   районах   уровень   безработицы  
трудоспособному населению) в текущем году превышает среднекраевой от 2
до  3,5  раза.  Уровень денежных доходов населения в крае в размере 10
908 руб.  в среднем за месяц не  достиг  показателя  денежных  доходов
населения  по Сибирскому федеральному округу (14554,6 рубля в месяц) и
уступает общероссийскому  аналогичному  показателю  (18697,2  рубля  в
месяц).   Показатели   численности   врачей  и  среднего  медицинского
персонала находятся в пределах социальной нормы:  на 10  тыс.  человек
населения  Российской  Федерации  должен  приходиться  41 врач и 114,3
человека среднего медперсонала,  исходя из посещаемости  врачей  одним
жителем  9 раз в год.  В Алтайском крае эти показатели составляют 47 и
109 человек соответственно.
     Приведенные показатели требуют  проведения  в отраслевых  органах
исполнительной  власти  края  более  глубокого  анализа  эффективности
реализуемых  целевых  программ,   направленных  на  повышение   уровня
качества  жизни  населения  с  учетом  положительного  опыта  регионов
Сибирского федерального округа.

 

      2.3. Инвестиционная привлекательность ресурсов региона для
                         инвесторов и бизнеса

 

     2.3.1. Показатели инвестиционной активности Алтайского края
     Анализируя инвестиционную  активность  Алтайского  края,  следует
отметить  положительную  динамику среднегодового  роста  инвестиций  в
основной  капитал в  2006  - 2008  годах  - 124,4  %.  Затем на  смену
активному  росту  экономики  (2006  -  2007  годы)  пришло   снижение,
обусловленное всемирным финансово-экономическим кризисом (2008 -  2009
годы),  постепенный  выход  из  которого  отразился  в  том  числе  на
приближении к  докризисному уровню поступлений  инвестиций в  основной
капитал. В целом на развитие экономики и социальной сферы края в  2010
году направлено  за  счет всех  источников  финансирования 55,8  млрд.
рублей,  или  118%  к  уровню 2009  года  (индекс  физического  объема
инвестиций в основной капитал по России составил 106 %, по  Сибирскому
федеральному округу - 103 %) (таблица 4).

 

                                                             Таблица 4

 

   Объем инвестиций в основной капитал и динамика индекса изменения
              физического объема (в сопоставимых ценах)

 

|————————————————|————————————————————————————|———————————————————————————————|
|     Годы       |Алтайский край              |Российская Федерация           |
|                |——————————|—————————————————|——————————|————————————————————|
|                |млн.руб.  |% к предыдущему  |млн.руб.  |  % к предыдущему   |
|                |          |     году в      |          |году в сопоставимых |
|                |          |  сопоставимых   |          |       ценах        |
|                |          |     ценах       |          |                    |
|————————————————|——————————|—————————————————|——————————|————————————————————|
|       1        |    2     |       3         |    4     |         5          |
|————————————————|——————————|—————————————————|——————————|————————————————————|
|     2006       | 29284,8  |     122,6       |4730022,9 |       116,7        |
|————————————————|——————————|—————————————————|——————————|————————————————————|
|     2007       | 42643,2  |     126,1       |6715222,4 |       122,7        |
|————————————————|——————————|—————————————————|——————————|————————————————————|
|     2008       | 55965,3  |     106,8       |8781616,4 |       109,9        |
|————————————————|——————————|—————————————————|——————————|————————————————————|
|     2009       | 45025,8  |      80,9       |7930300,0 |       83,8         |
|————————————————|——————————|—————————————————|——————————|————————————————————|
|     2010       | 55818,9  |     118,0       | 9105100  |       106,0        |
|————————————————|——————————|—————————————————|——————————|————————————————————|
     Среди регионов  Сибирского  федерального  округа  по   указанному
индексу физического объема край занял 5 место по сравнению с 7 в  2006
и 2009 годах.
     В качестве   базовых   индикаторов   инвестиционной    активности
Алтайского  края  также  целесообразно  рассмотреть  норму  накопления
капитала в регионе (таблица 5).

 

                                                             Таблица 5

 

     Норма накопления капитала в Алтайском крае в 2006-2010 годы

 

|—————————————————————|———————————|——————————|——————————|—————————|———————————|
|Показатели           | 2006 год  |2007 год  |2008 год  |2009 год | 2010 год  |
|—————————————————————|———————————|——————————|——————————|—————————|———————————|
|Объем инвестиций   в | 29 284,8  |42 643,2  | 55965,3  |45025,8  | 55818,9   |
|основной  капитал  в |           |          |          |         |           |
|ценах                |           |          |          |         |           |
|соответствующих лет, |           |          |          |         |           |
|млн. руб.            |           |          |          |         |           |
|—————————————————————|———————————|——————————|——————————|—————————|———————————|
|ВРП в          ценах |149 578,7  |190 264,8 |268842,0  |267535,0 | 316965,0  |
|соответствующих лет, |           |          |          |         |           |
|млн. руб.            |           |          |          |         |           |
|—————————————————————|———————————|——————————|——————————|—————————|———————————|
|Норма накопления     |    20     |   22     |   21     |   17    |    18     |
|капитала   в   ценах |           |          |          |         |           |
|соответствующих лет, |           |          |          |         |           |
|%                    |           |          |          |         |           |
|—————————————————————|———————————|——————————|——————————|—————————|———————————|
     Положительная динамика  и   тренд  увеличения  нормы   накопления
основного капитала с 20  % до 22 % в  докризисный период (2006 -  2007
годы)   отражали   поступательное  движение   процесса   капитализации
экономики к расширенному типу воспроизводства и структурным изменениям
в региональной экономике.
     В кризисный 2009  год зафиксировано  снижение уровня  накопленных
инвестиций до 17%, в посткризисный год регистрировалось восстановление
инвестиционной активности и повышение капитализации до 18%.
     Положительным фактом является  то, что в  структуре инвестиций  в
основной капитал за 2006 -  2010 годы основную часть занимают  машины,
оборудование, транспортные  средства  (40 -  42%), здания,  сооружения
(кроме жилых) (28 - 34%) (таблица 6).

 

                                                             Таблица 6

 

           Видовая структура инвестиций в основной капитал

 

|——————————————————————————|——————————|——————————|——————————|————————|————————|
|       Показатели         |2006 год  |2007 год  |2008 год  | 2009   | 2010   |
|                          |          |          |          |  год   |  год   |
|——————————————————————————|——————————|——————————|——————————|————————|————————|
|            1             |    2     |    3     |    4     |   5    |   6    |
|——————————————————————————|——————————|——————————|——————————|————————|————————|
|в % к итогу                                                                  |
|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Инвестиции в основной                                                        |
|——————————————————————————|——————————|——————————|——————————|————————|————————|
|капитал, в том числе:     |          |          |          |        |        |
|——————————————————————————|——————————|——————————|——————————|————————|————————|
|жилища                    |  15,0    |  18,5    |  15,8    | 21,9   | 19,5   |
|——————————————————————————|——————————|——————————|——————————|————————|————————|
|здания, сооружения (кроме |  34,2    |  33,4    |  33,5    | 31,8   | 34,5   |
|жилых)                    |          |          |          |        |        |
|——————————————————————————|——————————|——————————|——————————|————————|————————|
|машины, оборудование,     |  43,4    |  44,7    |  46,2    | 36,4   | 42,0   |
|транспортные средства     |          |          |          |        |        |
|——————————————————————————|——————————|——————————|——————————|————————|————————|
|прочее                    |   7,4    |   5,4    |   4,5    |  9,9   |  4,0   |
|——————————————————————————|——————————|——————————|——————————|————————|————————|
|Всего                     |   100    |   100    |   100    |  100   |  100   |
|——————————————————————————|——————————|——————————|——————————|————————|————————|
     Наблюдается положительная  динамика при  рассмотрении  показателя
привлечения инвестиций в основной капитал на душу населения, ежегодный
темп роста которого период 2005 - 2010 годы составил не менее 15 %.
     Важным показателем  инвестиционной   активности  является   объем
привлечения прямых  иностранных инвестиций  в регион  (таблица 7).  По
итогам 2010  года Алтайский край  занимает 7  место среди 12  регионов
Сибирского  федерального округа  по  поступлению прямых  инвестиций  в
Россию  из-за  рубежа  (5  %  от  общего  объема  прямых   иностранных
инвестиций в Сибирский федеральный округ).

 

                                                             Таблица 7

 

   Прямые инвестиции в Россию из-за рубежа в 2006, 2010 годы (тыс.
        долларов США) с учетом пересчета рублевого эквивалента
                         (тыс. долларов США)

 

|—————————————————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|
|Регионы Сибирского федерального округа           |  2006 год   |  2010 год   |
|—————————————————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|
|Томская область                                  | 180959,39   | 193 215,91  |
|—————————————————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|
|Омская область                                   | 114097,42   |  99 898,1   |
|—————————————————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|
|Новосибирская область                            |  16879,26   | 73 669,73   |
|—————————————————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|
|Забайкальский край                               |  58904,07   | 65 521,45   |
|—————————————————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|
|Республика Хакасия                               |  1530,21    | 58 971,78   |
|—————————————————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|
|Кемеровская область                              |  123452,6   | 49 831,17   |
|—————————————————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|
|Алтайский край                                   |  1937,94    | 38 540,64   |
|—————————————————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|
|Красноярский край                                |  2335,41    | 14 228,75   |
|—————————————————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|
|Республика Тыва                                  |             |  5 281,05   |
|—————————————————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|
|Иркутская область                                |  10914,48   |  3 606,98   |
|—————————————————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|
|Республика Бурятия                               |  4436,07    |   377,48    |
|—————————————————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|
|Всего по Сибирскому федеральному округу          | 511010,78   | 763 659,05  |
|—————————————————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|
     За 2006-2010 годы в экономику Алтайского края вложено 128,3  млн.
долларов США. При этом  среднегодовой объем иностранных инвестиций  по
сравнению  с  2006  годом  увеличился  в  14  раз.  Наибольший   объем
инвестиций в  экономику Алтайского  края отмечался в  2009 году  -79,3
млн. долларов США. В 2010 году уровень иностранных инвестиций снизился
на 50 % по отношению к уровню 2009 года.
     Снижение притока иностранных инвестиций в 2010 году произошло  за
счет  приостановки  работ  по  добыче  полезных  ископаемых - освоению
Захаровского  месторождения  полиметаллических  руд  (ООО  "Косстоун",
Китай),  связанной с корректировкой технической документации на проект
по причине технологической ошибки подрядной организации.
     По экспертным      оценкам,      к      причинам,       снижающим
конкурентоспособность   экономики   Алтайского  края   в   привлечении
иностранных инвестиций, относятся: более высокая стоимость тарифов  на
электроэнергию, газ,  водоснабжение;  транспортный налог;  регистрация
таможенными органами ошибок  при оформлении таможенных документов  как
финансовых правонарушений, требующих особого контроля.
     Несмотря на указанные  проблемы,  за 2010  год  в экономику  края
привлечено иностранных инвестиций на сумму 39,7 млн. долларов США.
     Большая часть  иностранных  инвестиций  направлена  на   развитие
организаций в  секторе обрабатывающих  производств (14,7  %), а  также
организаций,  осуществляющих   деятельность  в   области  операций   с
недвижимым  имуществом,  арендой  и  предоставлением  услуг  (21,6  %)
(таблица 8).

 

                                                             Таблица 8

 

         Поступление иностранных инвестиций за 2006-2010 годы

 

|————————————————————————|——————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
|Показатели              |2006 год  |2007 год |2008 год |2009 год | 2010 год  |
|————————————————————————|——————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
|Динамика иностранных    |  100,0   |  64,0   | 170,7   | 2835,0  |  1418,5   |
|инвестиций, % к уровню  |          |         |         |         |           |
|2006 года               |          |         |         |         |           |
|————————————————————————|——————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
|в т. ч. по              |          |         |         |         |           |
|странам-инвесторам:     |          |         |         |         |           |
|————————————————————————|——————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
|США                     |  857,8   |         | 2888,8  |         |           |
|————————————————————————|——————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
|Панама                  |          |         |  1300   |         |           |
|————————————————————————|——————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
|Китай                   |          |  0,4    | 317,6   |44017,1  |  6670,3   |
|————————————————————————|——————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
|Германия                | 1937,7   | 1788,8  | 221,8   | 230,7   |           |
|————————————————————————|——————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
|Казахстан               |          |         |  44,4   |         |  4707,8   |
|————————————————————————|——————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
|Кипр                    |          |         |         |34953,0  | 28245,3   |
|————————————————————————|——————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
|Великобритания          |   0,4    |         |         |         |           |
|————————————————————————|——————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
|Всего (тыс. долларов    | 2795,9   | 1789,2  | 4772,6  |79264,0  | 39659,8   |
|США)                    |          |         |         |         |           |
|————————————————————————|——————————|—————————|—————————|—————————|———————————|
     Приведенная таблица делает  очевидным  тот  факт,  что  основными
странами-инвесторами региона являлись: в 2006 году - США и ФРГ; 2007 -
ФРГ; 2008 - США, Панама; 2009 - Китай, Кипр; 2010 - Китай, Казахстан и
Кипр.  Вместе  с  тем  в  экономику  регионов,  входящих  в  Сибирский
федеральный округ,  активно инвестируют:  Австрия (Кемеровская, Омская
области),  Великобритания (Красноярский край,  Новосибирская область),
Виргинские  острова  (Британия)  (Красноярский   край,   Новосибирская
область),  Германия  (Омская  область),  Ирландия  (Томская  область),
Италия  (Кемеровская  область),  Канада  (Иркутская   область),   Кипр
(Омская,  Томская,  Кемеровская,  Новосибирская области, Красноярский,
Алтайский,  Забайкальский края), Китай (Забайкальский, Алтайский край,
Томская  область),  Нидерланды  (Красноярский край,  Томская область),
Сингапур  (Томская  область),  Словакия  (Омская   область),   Франция
(Республика Хакасия),  Швеция (Иркутская область,  Забайкальский край,
Республика   Тыва).   Учитывая   географическую   близость   сибирских
регионов-партнеров,     представляется     возможным     возникновение
экономического интереса со  стороны  инвесторов  указанных  зарубежных
стран при обсуждении инвестиционных предложений края.
     Анализ иных  источников  финансирования  инвестиций  в   основной
капитал Алтайского  края  показал, что  к  ним относятся  привлеченные
средства. Значительную долю (22,6 %) в структуре инвестиций в основной
капитал  (по кругу  крупных  и  средний организаций)  из  привлеченных
источников занимают  бюджетные средства: федеральный  бюджет (8,3  %),
краевой и местный бюджеты (14,3 %). Алтайский край ежегодно  принимает
участие   в  реализации   значительного   количества  действующих   на
территории страны федеральных целевых  программ: в 2003, 2004 годах  -
25 программ,  в  2005 году  -22 программы,  в 2006,  2007  годах -  18
программ, 2008 году - 19 программ, 2009 году - 20 программ, 2010  году
- 22 программы. Сумма  средств федерального бюджета на  финансирование
федеральных целевых  программ и  проектов непрограммной  части в  2010
году увеличилась в 3,5  раза по отношению  к уровню 2006 года.  Данный
факт во многом обусловлен  ростом долевого участия краевого бюджета  в
финансировании инвестиционных проектов Алтайского  края с 5,5% в  2006
году  до  11,4%   в  2010   году,  поскольку  федеральные   инвестиции
направляются  на  условиях  софинансирования  из  бюджетов   субъектов
Российской Федерации (рис. 3).

 

Млрд.рублей
30,00|
     |
25,00|
     |
20,00|
     |                               14,87
15,00|                        13,10
     |                  8,49
10,00|            5,80        8,41   9,58
     | ——— 4,05         5,43
5,00 |            3,32
     | --- 1,90
0,00 |—————|——————|—————|—————|—————|—————
          2006   2007  2008  2009  2010 годы

 

       ———— Федеральный бюджет
       ---- Капитальные вложения

 

Рис. 3 Динамика финансирования федеральных целевых программ и проектов
     непрограммной части, реализованных на территории Алтайского
                        края за 2006-2010 годы

 

     Следует отметить ежегодное увеличение объема собственных  доходов
региона в  общем  объеме бюджета.  Структура  источников инвестиций  в
основной капитал Алтайского края приведена в таблице 9.

 

                                                             Таблица 9

 

   Структура источников инвестиций в основной капитал по крупным и
                         средним предприятиям

 

|———————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Годы   |Источники инвестиций в основной капитал, %                                   |
|       |————————————|—————————————|—————————|—————————————————————————————|——————————|
|       |собственные |привлеченные |кредиты  |бюджетные средства           | прочие   |
|       | средства   |  средства   |банков и |                             |          |
|       |            |             |заемные  |                             |          |
|       |            |             |средства |                             |          |
|       |            |             |         |———————|————————————|————————|          |
|       |            |             |         |всего  |федеральный |краевой |          |
|       |            |             |         |       |  бюджет    |   и    |          |
|       |            |             |         |       |            |местный |          |
|       |            |             |         |       |            |бюджеты |          |
|———————|————————————|—————————————|—————————|———————|————————————|————————|——————————|
|2006   |   38,8     |    61,2     |  16,1   |21,3   |   12,3     |  9,0   |  23,8    |
|———————|————————————|—————————————|—————————|———————|————————————|————————|——————————|
|2007   |   37,8     |    62,2     |  16,7   |19,9   |   10,7     |  9,2   |  25,6    |
|———————|————————————|—————————————|—————————|———————|————————————|————————|——————————|
|2008   |   34,2     |    65,8     |  15,8   |21,2   |    8,5     | 12,7   |  28,8    |
|———————|————————————|—————————————|—————————|———————|————————————|————————|——————————|
|2009   |   34,3     |    65,7     |  14,0   |28,9   |   14,0     | 14,9   |  22,8    |
|———————|————————————|—————————————|—————————|———————|————————————|————————|——————————|
|2010   |   44,1     |    55,9     |  11,1   |24,8   |   10,0     | 14,8   |  20,0    |
|———————|————————————|—————————————|—————————|———————|————————————|————————|——————————|
     Приведенные данные  свидетельствуют,  что  собственные   средства
предприятий в течение последних 5 лет составили в среднем 37,8%  среди
иных источников инвестиций в основной капитал. При этом снизилась доля
кредитов банков с 16,1 % в 2006  году до 11,1% в 2010 году. По  мнению
большинства руководителей  обследованных Алтайкрайстатом  промышленных
предприятий,  в  2010   году  одним  главных  факторов,   сдерживающих
инвестиционную  активность  предприятий, являются  высокие  процентные
ставки по привлекаемым коммерческим кредитам.
     Необходимо дальнейшее       совершенствование        региональной
инвестиционной  политики  на  основе  проведения  анализа   механизмов
формирования   инвестиционного    климата:   состояния    существующей
инфраструктуры, формирования финансовых механизмов привлечения и  форм
поддержки инвестиций, тарифных условий для инвестиций,  законодательно
установленных   механизмов   процесса   инвестиционной   деятельности,
состояния административной среды региона.
     Анализ инвестиционной   активности   в   разрезе    муниципальных
образований региона  призван определить степень  участия территорий  в
процессе  инвестиционной  деятельности  Алтайского  края  и  осознания
администрациями  необходимости  модернизации  экономики  на  локальном
уровне.
     В результате анализа поступления инвестиций в основной капитал по
муниципальным районам и городским округам Алтайского края в 2010  году
определены  территории  с  наибольшей и  с  наименьшей  инвестиционной
активностью (приложение 2).
     Наивысших показателей поступления  инвестиций в основной  капитал
на  душу  населения  достигли  муниципальные  образования  Алтайского,
Панкрушихинского,     Михайловского,     Рубцовского,     Ключевского,
Змеиногорско-го, Целинного районов Алтайского края (приложение 3).
     Группировка территорий  Алтайского края  по  объему инвестиций  в
основной капитал в расчете на душу населения представлена в приложении
4.
     Во многом проблема  низкого уровня  капиталовложений в  экономику
муниципальных  образований   обусловлена  отсутствием  у   большинства
муниципальных органов власти внятной инвестиционной политики,  анализа
территориальных  ресурсов,  подготовленных инвестиционных  площадок  и
необходимых инфраструктурных преобразований для их эксплуатации.
     Учитывая вышесказанное, необходимо  повышение роли  муниципальных
образований и институтов, уполномоченных на привлечение инвестиций,  с
целью  оказания  хозяйствующим   субъектам  содействия  в   реализации
инвестиционных проектов.
     2.3.2. Состояние    существующей     инфраструктуры     поддержки
инвестиционной деятельности в Алтайском крае
     Формирование региональной  инвестиционной  политики,  привлечение
инвестиций  и  продвижение  продукции  алтайских  товаропроизводителей
являются   приоритетными   задачами  всех   субъектов   инвестиционной
деятельности.  В  целях  решения  этой  задачи  за  последние  годы  в
Алтайском  крае   сформирована   соответствующая  инфраструктура.   На
системной  основе осуществляются  функции,  направленные на  поддержку
инвестиционной  активности   территорий,  организуется   межотраслевое
взаимодействие.
     В крае    функционируют     следующие    финансовые     институты
государственной   поддержки:   краевой  лизинговый   фонд,   Алтайский
гарантийный  фонд и  Алтайский  фонд микрозаймов.  В  2010 году  объем
средств лизингового  фонда сложился  в  размере 471,6  млн. рублей  
учетом профицита  средств фонда по  состоянию 1  января 2010 года).  В
структуре поступлений  в краевой лизинговый  фонд наибольший  удельный
вес  занимают  возвратные платежи  (около  80  %).  Их доля  в  объеме
поступлений значительно увеличилась  по сравнению  с 2009 годом  (55,7
%). Профицит средств краевого  лизингового фонда в 2010 году  составил
126,3 млн. рублей. В 2010 году более 75 % объектов лизинга, переданных
лизингополучателям,    являлись    объектами     сельскохозяйственного
назначения. Капитализация Алтайского гарантийного фонда составляет 480
млн. рублей.  С начала  осуществления деятельности  фондом выдано  200
поручительств на общую сумму более 370 млн. рублей.
     Алтайский фонд микрозаймов предоставляет кредитные  средства  для
создания   и   развития  собственного  бизнеса,  пополнения  оборотных
средств,  приобретения  оборудования   и   на   другие   связанные   с
осуществлением предпринимательской деятельности цели. Фонд располагает
ресурсами в размере 117 млн. рублей. С начала его деятельности принято
решение   о   предоставлении   микрозаймов  более  чем  200  субъектам
предпринимательства 18 на сумму свыше 70 млн.  рублей. Привлекательным
для субъектов предпринимательства является размер процентной ставки за
пользование   микрозаймом,   который   не   может   превышать   ставку
рефинансирования  Центрального  банка  Российской  Федерации плюс пять


Информация по документу
Читайте также