ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
09.04.2015
№ 129
г.Барнаул
Об утверждении нормативов
градостроительного проектирования Алтайского края
(В редакции Постановления Администрации
Алтайского края
от
13.07.2015 № 287; от
20.10.2015 № 407;
от
16.12.2016 г. № 424)
В целях реализации Градостроительного
кодекса Российской Федерации, закона Алтайского края от 29.12.2009
№ 120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края»
постановляю:
1. Утвердить прилагаемые нормативы градостроительного
проектирования Алтайского края.
2. Признать утратившими силу следующие
постановления Администрации края:
от 18.05.2012
№ 261 «Об утверждении нормативов
градостроительного проектирования Алтайского края»;
от 16.04.2013
№ 211 «О внесении изменений в
постановление Администрации края от 18.05.2012 № 261».
3. (Утратил силу - Постановление Администрации Алтайского края от
16.12.2016 г. № 424)
Губернатор Алтайского
края
А.Б. Карлин
|
|
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Администрации Алтайского края
от 09.04.2015 № 129
|
НОРМАТИВЫ
градостроительного
проектирования Алтайского края
Общие положения
Нормативы градостроительного проектирования
Алтайского края (далее - «нормативы») разработаны в соответствии с требованиями
Градостроительного кодекса Российской Федерации, закона Алтайского края от
29.12.2009 № 120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского
края» на основании статистических и демографических данных с учетом природно-климатических,
социальных, национальных и территориальных особенностей Алтайского края.
Нормативы разработаны в целях обеспечения
градостроительными средствами безопасного и устойчивого развития поселений,
охраны здоровья населения, рационального использования природных ресурсов и
охраны окружающей среды, сохранения объектов культурного наследия, защиты
территорий поселений от воздействия неблагоприятных факторов и последствий
возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также
создания условий для реализации определенных законодательством Российской
Федерации и Алтайского края социальных гарантий граждан, включая маломобильные
группы населения.
Нормативы включают в себя:
1) основную часть - расчетные показатели минимально
допустимого уровня обеспеченности населения объектами социального и
культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры,
благоустройства территории Алтайского края, входящих в него муниципальных
образований и расчетные показатели максимально допустимого уровня
территориальной доступности таких объектов;
2) материалы по обоснованию расчетных показателей,
содержащихся в основной части нормативов;
3) правила и область применения расчетных
показателей, содержащихся в основной части нормативов.
Основные термины и определения, примененные в
настоящих нормативах, приведены в Приложении А.
Основная часть
I. Общая
организация и зонирование территорий
городских
округов и поселений
1.
Административно-территориальное устройство, планировочная организация
территорий муниципальных образований
1.1. Территория Алтайского
края - субъекта Российской Федерации - общей площадью 168 тыс. кв. км делится
на 729 муниципальных образований, в том числе:
11 городских округов, 59 муниципальных районов, 6 городских
поселений, 653 сельских поселения.
1.2. При определении
перспектив развития и планировки городских округов и поселений на территории
Алтайского края следует учитывать:
1) местоположение городских
округов и поселений в системе расселения края и муниципальных районов;
2) роль городских округов и
поселений в системе формируемых центров обслуживания населения (краевого,
межрайонного, районного и местного уровня);
3) историко-культурное
значение и национально-бытовые особенности городских округов и поселений;
4) прогноз
социально-экономического развития территории;
5) численность населения на
расчетный срок;
6)
санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на планируемых к
развитию территориях;
7) сведения об объектах
культурного наследия.
1.3. Городские
округа и поселения Алтайского края в зависимости от численности населения на
прогнозируемый период подразделяются на группы в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Типы городских
округов
и
поселений
|
Численность
населения, тыс. чел.
|
городские округа
|
городские и
сельские
поселения, чел.
|
Крупные
|
500 - 1000
250 - 500
|
свыше 5
3 - 5
|
Большие
|
100 - 250
|
1 - 3
|
Средние
|
50 - 100
|
0,2 - 1
|
Малые
|
20 - 50
10 - 20
до 10
|
0,05 - 0,2
до 0,05
|
1.4.
Элементами планировочной организации территорий муниципальных образований
Алтайского края являются:
1) земли
населенных пунктов и иных категорий;
2)
функциональные зоны;
3) зоны с
особыми условиями использования территорий;
4) земельные
участки под объектами капитального строительства, в том числе линейными;
5) земельные
участки, запланированные для размещения объектов капитального строительства, в
том числе линейных объектов;
6) элементы
планировочной структуры (планировочные районы, микрорайоны, кварталы);
7) иные элементы
планировочной организации территорий, определяемые в соответствии с
законодательством.
1.5. Схема
территориального планирования Алтайского края, схемы территориального
планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных
объектов федерального значения, линейных объектов краевого значения, линейных
объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В
иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок
не менее чем десять лет. Генеральные планы поселений и городских округов утверждаются
на срок не менее чем двадцать лет.
1.6. Численность
населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах
развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза
естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций.
1.7. В районах,
подверженных опасному воздействию природных и техногенных факторов, при
зонировании территории поселений необходимо учитывать установленные
техническими регламентами ограничения на размещение зданий и сооружений.
В районах затопления и подтопления, сейсмичностью 7, 8
и 9 баллов зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом
требований глав 24 и 31 настоящих нормативов соответственно.
1.8. При подготовке документов территориального планирования и
документации по планировке территорий городских округов и поселений необходимо
предусматривать зонирование с установлением видов преимущественного
функционального использования, а также других ограничений на использование
территории для осуществления градостроительной деятельности.
1.9.
Планировочную структуру городских округов и поселений следует формировать
предусматривая:
1) компактное
размещение и взаимосвязь территориальных зон с учетом их допустимой
совместимости;
2) зонирование и
структурное членение территорий в увязке с системой общественных центров,
транспортной и инженерной инфраструктурами;
3) эффективное
использование территорий в зависимости от ее градостроительной ценности,
допустимой плотности застройки, размеров земельных участков;
4) комплекс
архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических,
историко-культурных, этнографических и других местных особенностей;
5) эффективное
функционирование и развитие систем жизнеобеспечения, экономию
топливно-энергетических и водных ресурсов;
6) охрану
окружающей среды, объектов культурного наследия;
7) охрану недр и
рациональное использование природных ресурсов;
8) условия для
беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и
инженерной инфраструктур (жилым, общественным и
производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых
расположены объекты физкультурно-оздоровительного, культурного и социального
назначения), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам в
соответствии с требованиями нормативных документов. (В
редакции Постановления Администрации Алтайского края от
20.10.2015 № 407)
9)
возможность самостоятельного передвижения инвалидов по территории, на которой
расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа
в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из
него, в том числе с использованием кресла-коляски; (Пункт дополнен -
Постановление Администрации Алтайского края от
20.10.2015 № 407)
10)
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для
обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их
жизнедеятельности. (Пункт дополнен - Постановление Администрации Алтайского
края от
20.10.2015 № 407)
1.10. Перечень
видов функциональных зон в документах территориального планирования может
включать в себя: жилые зоны, общественно-деловые зоны, производственные зоны,
зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны рекреационного назначения,
зоны особо охраняемых территорий, зоны сельскохозяйственного использования,
зоны специального назначения, в том числе зоны размещения военных и иных режимных
объектов, зоны кладбищ, прочие зоны специального назначения.
1.11. Жилые зоны
предусматриваются в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной
среды проживания. Не допускается размещать в жилых зонах объекты и осуществлять
виды деятельности, не соответствующие требованиям настоящих нормативов.
1.12.
Планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и
планировочной структурой поселения, городского округа в целом с учетом
градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо
предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и
сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а
также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон
по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.
1.13. В общественно-деловых зонах могут размещаться
объекты здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального
и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов
среднего профессионального и высшего профессионального образования,
административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий,
стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения,
иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В перечень
объектов недвижимости, разрешенных к размещению в общественно- деловых зонах,
могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
1.14.
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур
предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов,
объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и
коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного и
трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных
зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
1.15. В состав
функциональных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут
включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны
сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами
сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского
хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов
сельскохозяйственного назначения.
1.16. В состав
зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий,
занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами,
озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий,
используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической
культурой и спортом.
1.17. В состав
функциональных зон могут включаться особо охраняемые территории. В зоны особо
охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое
природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное,
оздоровительное и иное особо ценное значение.
1.18. В состав
зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами,
крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления, зоны
размещения военных объектов и иных объектов, размещение которых может быть
обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других
территориальных зонах.
1.19. При
разработке документов территориального планирования могут выделяться иные
функциональные зоны с учетом особенностей использования земельных участков и
объектов капитального строительства.
1.20.
Функциональные зоны и параметры их планируемого развития, определенные
документами территориального планирования городского округа, поселения,
муниципального района, являются основанием для градостроительного зонирования и
определения границ территориальных зон в составе правил землепользования и
застройки.
2. Жилые зоны
Общие требования
и расчетные показатели
2.1. В жилых
зонах размещаются жилые дома разных типов для постоянного проживания граждан:
многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности, блокированные с
приквартирными земельными участками, индивидуальные усадебные с приусадебными
земельными участками.
2.2. В жилых
зонах допускается размещение:
1) зданий и
помещений для временного проживания, зданий и помещений учебно-воспитательного
назначения, здравоохранения, социального, сервисного обслуживания населения,
сооружений, зданий и помещений для культурно-досуговой деятельности населения и
религиозных обрядов, зданий для размещения объектов по обслуживанию общества и
государства;
2) стоянок
автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и
не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду;
3) отдельных
объектов общественно-делового и коммунального назначения с площадью участка не
более 0,5 га, а также малых предприятий (мини-производств), не оказывающих
вредного воздействия на окружающую среду (включая шум, вибрацию, магнитные
поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные
воздействия) и не требующие установления санитарно-защитной зоны;
4) садово-дачной
застройки, расположенной в границах населенных пунктов;
5) транспортной
и инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения жизнедеятельности
населения.
2.3. Для
предварительного определения общих размеров жилых зон допускается принимать
укрупненные показатели в расчете на 1000 человек: в городах - при средней
этажности жилой застройки до 3 этажей - 10 га для застройки без земельных
участков и 20 га - для застройки с участком; от 4 до 8 этажей - 8 га; 9 этажей
и выше - 7 га; в сельских поселениях с преимущественно индивидуальной усадебной
жилой застройкой - 40 га.
2.4. Объем
жилищного фонда и его структура определяются на основе анализа фактических и
прогнозных данных о семейном составе населения, уровнях его дохода,
существующей и перспективной жилищной обеспеченности исходя из необходимости
обеспечения каждой семьи отдельной квартирой или домом.
2.5. При
разработке документов территориального планирования и документации по
планировке территорий объем государственного и муниципального жилищного фонда
определяется в соответствии с государственными и муниципальными жилищными
программами и с учетом социальной нормы площади жилья, установленной в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2.6. Для
определения планируемых объемов жилищного строительства за счет внебюджетных
средств рекомендуется применять для жилья эконом-класса целевой показатель
жилищной обеспеченности (кв. м общей площади на 1 жителя) в Алтайском крае. Для
жилья повышенной комфортности норма жилищной обеспеченности определяется
заказчиком-застройщиком в задании на проектирование.
2.7. Территории
жилой зоны организуются в виде следующих элементов планировочной структуры:
1) микрорайон
(квартал) - основной планировочный элемент жилой застройки площадью, как правило,
от 5 до 60 га, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах
которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с
радиусом обслуживания населения не более 500 м (кроме школ и детских дошкольных
учреждений, доступность которых определяется в соответствии с таблицей 9); в
микрорайоне могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных
домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с документацией по
планировке территории;
2) жилой район
формируется как группа микрорайонов (кварталов), как правило, в пределах
территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог,
естественными рубежами (река, лес и др.); площадь территории района не должна
превышать 250 га; в пределах территории жилого района размещаются учреждения и
предприятия с радиусом обслуживания населения не более 1500 м, а также часть
объектов городского значения.
2.8. В малых
городах и сельских поселениях при компактной планировочной структуре вся жилая
зона может формироваться в виде единого жилого района. Жилые зоны, как правило,
не должны пересекаться дорогами I, II и III категорий, а также дорогами,
предназначенными для движения сельскохозяйственных машин. Планировочная
организация жилых зон сельских поселений должна определяться в увязке с
размещением производственных объектов при соблюдении требований их взаимной
совместимости с учетом положений СП 30-102.
2.9. В зоне
исторической застройки элементами структурной организации селитебной территории
являются кварталы, группы кварталов, ансамбли улиц и площадей.
2.10. В сельских
поселениях следует предусматривать преимущественно жилые дома усадебного типа.
Размещение многоквартирных малоэтажных жилых домов, блокированных жилых домов с
приквартирными земельными участками допускается при условии обеспечения
застройки централизованными теплоснабжением, водоснабжением и канализацией.
2.11. Расчетную
плотность населения (чел./га) территории микрорайона рекомендуется принимать не
менее приведенной в таблице 2, а территории жилого района - не менее
приведенной в таблице 3. При этом расчетная плотность населения микрорайонов не
должна превышать 450 чел./га.
2.12. Согласно документации по планировке территории с учетом оценки
стоимости земли, плотности инженерных сетей, транспортной инфраструктуры,
насыщенности общественными объектами, капиталовложений в инженерную подготовку
территории, наличия историко-культурных и архитектурно-ландшафтных ценностей
могут выделяться зоны различной степени градостроительной ценности территории и
устанавливаться их границы.
Таблица 2
Зона различной
степени
градостроительной
ценности территории
|
Плотность населения
на территорию
микрорайона,
чел./га
|
Высокая
|
420
|
Средняя
|
350
|
Низкая
|
200
|
Примечания:
1. Границы
расчетной территории микрорайона (квартала) следует устанавливать по красным
линиям магистральных и жилых улиц, по осям проездов или пешеходных путей, по
естественным рубежам, а при их отсутствии - на расстоянии 3 м от линии
застройки. Из расчетной территории должны быть исключены площади участков
объектов районного и общегородского значений, объектов, имеющих
историко-культурную и архитектурно-ландшафтную ценность, а также объектов
повседневного пользования, рассчитанных на обслуживание населения смежных
микрорайонов в нормируемых радиусах доступности (пропорционально численности
обслуживаемого населения). В расчетную территорию следует включать все площади
участков объектов повседневного пользования, обслуживающих расчетное население,
в том числе расположенных на смежных территориях, а также в подземном и
надземном пространствах.
2. В условиях
реконструкции сложившейся застройки в расчетную территорию микрорайона следует
включать территорию улиц, разделяющих кварталы и сохраняемых для пешеходных
передвижений внутри микрорайона или для подъезда к зданиям, а расчетную
плотность населения допускается увеличивать или уменьшать, но не более чем на
10%.
3. В крупных
городах при применении высокоплотной 2-, 3-, 4 (5)-этажной жилой застройки
расчетную плотность населения следует принимать не менее чем для зоны средней
градостроительной ценности: при застройке площадок, требующих проведения
сложных мероприятий по инженерной подготовке территории - не менее чем для зоны
высокой градостроительной ценности территории.
4. В
сейсмических районах расчетную плотность населения необходимо принимать с
учетом требований СП 14.13330.2014.
5. При
формировании в микрорайоне единого физкультурно-оздоровительного комплекса для
школьников и населения и уменьшении удельных размеров площадок для занятий
физкультурой необходимо соответственно увеличивать плотность населения.
6. При застройке
территорий, примыкающих к лесам и лесопаркам или расположенных в их окружении,
суммарную площадь озелененных территорий допускается уменьшать, но не более чем
на 30%, соответственно увеличивая плотность населения.
7. Показатели
плотности населения приведены при средней расчетной жилищной обеспеченности 20
кв. м/чел. При другой жилищной обеспеченности расчетную нормативную плотность Р
следует определять по формуле:
Р20 - показатель плотности
населения при жилищной обеспеченности 20 кв. м/чел.;
Н - расчетная жилищная обеспеченность, кв.м.
Таблица 3
Зона различной
степени
градостроительной
ценности
территории
|
Плотность населения
территории жилого района, чел./га,
для городов с
числом жителей, тыс. чел.
|
до
20
|
20
- 50
|
50
- 100
|
100
- 250
|
250
- 500
|
более
500
|
Высокая
|
130
|
165
|
185
|
200
|
210
|
215
|
Средняя
|
-
|
-
|
-
|
180
|
185
|
200
|
Низкая
|
70
|
115
|
160
|
165
|
170
|
180
|
Примечания:
1. При строительстве на площадках, требующих сложных
мероприятий по инженерной подготовке территории, плотность населения следует
увеличивать, но не более чем на 20%.
2. В условиях реконструкции сложившейся застройки в
центральных частях исторических городов, а также при наличии
историко-культурных и архитектурно-ландшафтных ценностей в других частях
плотность населения устанавливается заданием на проектирование.
3. В районах индивидуального усадебного
строительства и в поселениях, где не намечается строительство централизованных
инженерных систем, допускается уменьшать плотность населения, но принимать ее
не менее 40 чел./га.
2.13. При разработке документации по планировке
территорий жилых зон на вновь осваиваемых территориях городских округов и
поселений нормативные размеры земельных участков под жилыми домами определяются
в соответствии с требованиями градостроительного и жилищного законодательства,
технических регламентов, иных нормативных технических документов, определяющих
размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию зданий, строений, сооружений,
с учетом правил землепользования и застройки муниципального образования.
2.14. Предельные
размеры земельных участков при доме (квартире), а также размеры земельных
участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного
хозяйства устанавливаются органами местного самоуправления. Допускается для
ведения личного подсобного хозяйства выделение части земельного участка,
недостающей до установленной максимальной нормы, за пределами жилой зоны.
Рекомендуемые размеры приусадебных и приквартирных земельных участков приведены
в Приложении Б.
2.15. Для предварительного определения потребной
территории жилой зоны сельского поселения допускается принимать показатели,
указанные в таблице 4.
Таблица 4
Тип
дома
|
Площадь
земельного участка на один дом (квартиру), га
|
Усадебный с
приквартирными участками, кв.м
|
|
2000
|
0,25-0,27
|
1500
|
0,21-0,23
|
1200
|
0,17-0,20
|
1000
|
0,15-0,17
|
800
|
0,13-0,15
|
600
|
0,11-0,13
|
Секционный без участков при квартире с числом этажей
|
|
2
|
0,04
|
3
|
0,03
|
4
|
0,02
|
Примечания:
1. Нижний
предел принимается для крупных и больших поселений, верхний - для средних и
малых.
2. При
организации обособленных хозяйственных проездов для прогона скота площадь
селитебной территории увеличивается на 10%.
3. При подсчете площади жилой зоны исключаются не пригодные для застройки
территории - овраги, крутые склоны, скальные выступы, магистральные
оросительные каналы, селесбросы, земельные участки учреждений и предприятий
обслуживания районного значения.
2.16. Минимальную плотность
населения территории сельского поселения (чел./га) рекомендуется принимать в
соответствии с таблицей 5.
Таблица 5
Тип дома
|
Плотность населения, чел./га,
при среднем размере семьи, чел.
|
2,5
|
3,0
|
3,5
|
4,0
|
Усадебный с
приквартирными участками, кв.м
|
|
|
|
|
2000
|
10
|
12
|
14
|
16
|
1500
|
13
|
15
|
17
|
20
|
1200
|
17
|
21
|
23
|
25
|
1000
|
20
|
24
|
28
|
30
|
800
|
25
|
30
|
33
|
35
|
600
|
30
|
33
|
40
|
41
|
Секционный с
числом этажей
|
|
|
|
|
2
|
-
|
130
|
-
|
-
|
3
|
-
|
150
|
-
|
-
|
4
|
-
|
170
|
-
|
-
|
2.17. Размеры земельных участков в границах
застроенных территорий жилых зон устанавливаются с учетом фактического
землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в
период застройки указанных территорий. Определение соответствующей минимальной
величины земельного участка под жилым домом или группой жилых домов в существующей
застройке в случае отсутствия ранее утвержденного в установленном порядке
проекта границ земельного участка производится в соответствии с СП 30-101.
Отсутствие проектов планировки территорий не является препятствием для
разработки проектов межевания застроенных территорий микрорайонов, кварталов и
их частей.
2.18. При разработке документации по планировке
территории для части территории микрорайона необходимо обеспечить требуемый
уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения с учетом всего
микрорайона в целом, а также совместимость размещаемых объектов с окружающей
застройкой (при ее наличии). При реконструкции жилой застройки и развитии
застроенных территорий должен быть обеспечен нормативный уровень
социально-бытового обслуживания, коммунального и транспортного обеспечения
населения.
2.19. При планировочной организации жилых зон следует
предусматривать их дифференциацию по типам застройки, ее этажности и плотности,
местоположению с учетом историко-культурных, природно-климатических и других
местных особенностей. Тип и этажность жилой застройки определяются с
учетом градостроительных регламентов, технико-экономических расчетов,
иных требований, предъявляемых к формированию жилой среды, а также возможностей
развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, обеспечения
противопожарной безопасности.
2.20. При подготовке проектов планировки на
застроенные территории объемы жилищного фонда, подлежащего сносу, следует
определять в установленном порядке с учетом его исторической ценности,
сложившейся исторической среды, требований законодательства в сфере охраны
объектов культурного наследия, технического состояния, максимального сохранения
жилищного фонда, пригодного для проживания.
2.21. В зонах чрезвычайной экологической ситуации,
определенных в соответствии с критериями оценки экологической обстановки
территорий, не допускается увеличение существующей плотности жилой застройки
без проведения необходимых мероприятий по охране окружающей среды.
2.22. При разработке проектов планировки жилых зон
следует учитывать требования по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера и воздействия их последствий в соответствии
с главой 21 настоящих нормативов.
3. Общественно-деловые зоны.
Общие требования и расчетные показатели
3.1. Общественно-деловые зоны предназначены для
размещения объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан, в
частности учреждений:
1) учебно-воспитательного назначения, в том числе
начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования,
а также внешкольного образования;
2) здравоохранения, в том числе медицинских центров,
амбулаторно-поликлинических, медикo-оздоровительных, медико-реабилитационных и
коррекционных комплексов, станций переливания крови, аптек;
3) социального обслуживания населения, в том
числе домов-интернатов для инвалидов и престарелых, для детей-инвалидов;
4) сервисного обслуживания населения, в том числе
розничной и мелкооптовой торговли, торгово-развлекательных комплексов, питания,
непроизводственных объектов бытового и коммунального обслуживания, гражданских
обрядов, связи, обслуживания пассажиров, включая транспортные и туристические
агентства, предназначенные для непосредственного обслуживания населения;
5) культурно-просветительских и физкультурного,
спортивного, зрелищного и досугово-развлекательного назначения, библиотек,
читальных залов, выставочных и музейных комплексов, культовых и религиозных
организаций;
6)
временного проживания, в том числе гостиниц,
мотелей, общежитий учебных заведений, спальных корпусов интернатов;
7) по обслуживанию общества и государства, в том числе
государственных и муниципальных органов управления, правоохранительных органов,
судов, прокуратуры, нотариально-юридических, некоммерческих учреждений, коммерческих,
кредитно-финансовых и страховых организаций, банков, проектно-конструкторских,
научно-исследовательских, издательских и информационных организаций, социальной
защиты населения (собесы, биржи труда и др.).
3.2. В перечень
объектов, разрешенных к размещению в общественно-деловых зонах, могут
включаться жилые дома, подземные или многоэтажные автостоянки.
3.3. В состав общественно-деловых зон могут включаться
объекты культурного наследия при соблюдении требований к их охране и
рациональному использованию, приведенных в настоящих нормативах.
3.4. Общественно-деловые зоны следует формировать как
центры деловой, финансовой и общественной активности в центральных частях
городов, на территориях, прилегающих к магистральным улицам,
общественно-транспортным узлам, промышленным предприятиям и другим объектам
массового посещения.
3.5. По типу застройки и составу размещаемых объектов
общественно-деловые зоны городов могут подразделяться на многофункциональные
(общегородские и районные), специализированные и смешанные зоны.
3.6. В многофункциональных зонах, предназначенных для
формирования системы общественных центров с наиболее широким составом функций,
высокой плотностью застройки при минимальных размерах земельных участков,
преимущественно размещаются предприятия торговли и общественного питания,
учреждения управления, бизнеса, науки, культуры и другие объекты городского и
районного значения, жилые здания с необходимыми учреждениями обслуживания, а
также места приложения труда и другие объекты, не требующие больших земельных
участков (как правило, не более 1,0 га) и устройства санитарно-защитных
разрывов шириной более 25 м.
3.7. Общественно-деловые зоны специализированного типа
формируются как специализированные центры городского значения -
административные, медицинские, научные, учебные, торговые (в том числе ярмарки,
рынки), выставочные, спортивные и другие, которые размещаются как в границах
населенного пункта, так и за их пределами. Размещение и границы
специализированных общественно-деловых зон определяются документами
территориального планирования.
3.8.
При размещении зон, указанных в пунктах 3.6 и 3.7 настоящих нормативов, следует
учитывать особенности их функционирования, потребность в территории,
необходимость устройства автостоянок большой вместимости, создание развитой
транспортной и инженерной инфраструктур, а также степень воздействия на
окружающую среду и прилегающую застройку.
3.9. Общественно-деловые зоны смешанного типа
формируются в сложившихся частях городов, как правило, из кварталов с преобладанием
жилой и производственной застройки. В составе таких зон допускается размещать
жилые и общественные здания, учреждения науки и научного обслуживания, учебные
заведения, объекты бизнеса, промышленные предприятия и другие производственные
объекты (площадь участка, как правило, не более 5 га) за исключением
пожароопасных и взрывоопасных, не создающие шума, вибрации, электромагнитных и
ионизирующих излучений, загрязнений атмосферного воздуха, поверхностных и
подземных вод, превышающих установленные для жилой и общественной застройки
нормы, не требующие устройства санитарно-защитных зон более 50 м, подъездных
железнодорожных путей, а также не требующие большого потока грузовых
автомобилей (не более 50 автомобилей в сутки в одном направлении).
3.10. Тип и этажность застройки общественно-деловых
зон определяются с учетом градостроительных регламентов, технико-экономических
расчетов, а также возможностей развития социальной, транспортной и инженерной
инфраструктур, обеспечения противопожарной безопасности.
3.11. При подготовке
документов территориального планирования и документации по планировке
территорий необходимо предусматривать мероприятия по реконструкции и
упорядочению чересполосного размещения сложившейся жилой и производственной
застройки в смешанных зонах. В случае невозможности устранения вредного влияния
предприятия на окружающую среду следует предусматривать уменьшение мощности,
перепрофилирование предприятия или отдельного производства или его
перебазирование за пределы смешанной зоны в производственную зону.
3.12. Площадь территории, для которой может быть
установлен режим смешанной производственно-жилой зоны, должна быть не менее: в
городах - 10 га, в сельских поселениях - 3 га.
3.13. В малых городах, городских и сельских поселениях
в районах существующей индивидуальной усадебной жилой застройки допускается
формировать смешанные зоны с включением малых предприятий по обработке пищевых
продуктов V класса опасности при обеспечении нормативных санитарно-защитных
разрывов.
4. Нормативные показатели плотности застройки жилых и
общественно-деловых зон
4.1. Основными показателями плотности застройки
являются:
коэффициент застройки - отношение площади, занятой под
зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала);
коэффициент
плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к
площади участка (квартала).
Для городских
поселений предельные значения коэффициентов застройки и коэффициентов плотности
застройки территории микрорайонов (кварталов) жилых, общественно-деловых и
смешанных зон приведены в Приложении В. В местных нормативах градостроительного
проектирования и правилах землепользования и застройки муниципальных
образований при соответствующих обоснованиях допускается уточнение (увеличение
или уменьшение) предельно допустимых значений плотности застройки различных
зон, а также установление более дифференцированных показателей плотности с
учетом величины города и типа застройки. При этом могут быть установлены
дополнительные показатели, характеризующие предельно допустимый строительный
объем зданий и сооружений по отношению к площади участка; число полных этажей и
допустимую высоту зданий и сооружений в конкретных зонах, а также другие
ограничения, учитывающие местные градостроительные особенности (облик
поселения, историческая среда, ландшафт).
4.2. Расстояния между жилыми зданиями, жилыми и
общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе
расчетов инсоляции и освещенности помещений и территории, а также в
соответствии с противопожарными требованиями.
4.3. Расстояние от границ участков производственных
объектов, размещаемых в смешанных зонах, до жилых и общественных зданий, а
также до границ участков дошкольных и общеобразовательных учреждений,
учреждений здравоохранения и отдыха следует принимать в соответствии с
требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.
4.4. Между длинными сторонами жилых зданий высотой 2-3
этажа следует принимать расстояния (бытовые разрывы) не менее 15 м, а высотой 4
этажа и более - не менее 20 м, между длинными сторонами и торцами этих же
зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. Указанные расстояния могут
быть сокращены при соблюдении норм инсоляции и освещенности, если
обеспечивается непросматриваемость жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в
окно. На площадках сейсмичностью 8 баллов и выше расстояния между длинными
сторонами секционных жилых зданий должны быть не менее двух высот наиболее
высокого здания.
4.5. При
разработке проектов планировки и межевания территорий жилой застройки должно быть обеспечено благоустройство территорий
жилых домов (озеленения и размещение площадок различного функционального
назначения). Перечень площадок и расстояния от них до жилых и
общественных зданий следует принимать не менее приведенных в таблице 6.
Таблица 6
Площадки
|
Удельные размеры
площадок, кв.м/чел.
|
Расстояния от
площадок до окон жилых и общественных зданий, м
|
Для игр
детей дошкольного и младшего школьного возраста
|
0,7
|
12
|
Для отдыха
взрослого населения
|
0,1
|
10
|
Для занятий
физкультурой
|
2,0
|
10-40
|
Для
хозяйственных целей и выгула собак
|
0,3
|
20
(для хозяйственных целей)
40
(для выгула собак)
|
Для стоянки
автомашин
|
0,8
|
по
таблице 10
|
Примечания:
1. Расстояния
от площадок для занятий физкультурой устанавливаются в зависимости от их
шумовых характеристик (наибольшие значения
принимаются для хоккейных и футбольных площадок, наименьшие - для площадок для
настольного тенниса); расстояния от площадок для сушки белья не
нормируются; расстояния от площадок для мусоросборников до физкультурных
площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых, а также до границ детских
дошкольных учреждений, лечебных учреждений и учреждений питания следует
принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее
удаленного входа в жилое здание - не более 100 м.
2. Допускается
уменьшать, но не более чем на 50% удельные размеры площадок: для
хозяйственных целей при застройке жилыми зданиями 9 этажей и выше; для занятий
физкультурой при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса
микрорайона для школьников и населения.
4.6. Въезды на территорию микрорайонов и кварталов, а
также сквозные проезды в зданиях следует предусматривать на расстоянии не более
300 м один от другого, а в реконструируемых районах при периметральной
застройке - не более 180 м. Примыкания проездов к проезжим частям магистральных
улиц регулируемого движения допускаются на расстояниях не менее 50 м от
стоп-линии перекрестков. При этом до остановки общественного транспорта должно
быть не менее 20 м.
4.7. При разработке документации по планировке
территорий жилых и общественно-деловых зон необходимо обеспечивать
беспрепятственный проход и проезд, прохождение инженерных коммуникаций
(линейных объектов) к смежным земельным участкам. Для подъезда к группам жилых
зданий следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям -
второстепенные проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с
таблицей 15 нормативов. К отдельно стоящим жилым зданиям высотой не более 9
этажей, а также к объектам, посещаемым инвалидами, допускается устройство проездов,
совмещенных с тротуарами при протяженности их не более 150 м.
4.8. Ширину проездов к жилым зданиям следует
устанавливать с учетом обеспечения проезда пожарной техники в соответствии с
техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности. На однополосных
проездах следует предусматривать разъездные площадки шириной 6 м и длиной 15 м
на расстоянии не более 75 м одна от другой. В пределах фасадов зданий, имеющих
входы, проезды устраиваются шириной 5,5 м. Тупиковые проезды должны быть
протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками,
обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.
4.9. Тротуары и велосипедные дорожки следует
устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов. Пересечения тротуаров и
велосипедных дорожек с проездами следует предусматривать в одном уровне с
устройством рампы длиной соответственно 1,5 и 3 м. Сеть транспортных проездов и пешеходных тротуаров на территории
микрорайона, участки и входные узлы зданий и сооружений, их информационное и
инженерное обустройство должны соответствовать требованиям СП 59.13330.
4.10. Размещение жилых зданий,
планировка и благоустройство территории, прилегающей к жилым зданиям
(придомовая территория), осуществляется с учетом требований СанПиН 2.1.2.2645. На
придомовой территории многоквартирных жилых зданий не допускается устройство транзитных проездов, запрещается
размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки,
киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты,
предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также
автостоянок общественных организаций.
4.11. Автостоянки, размещаемые на
территории жилой застройки, предназначаются только для хранения автомобилей,
принадлежащих гражданам. Подъезды к автостоянкам должны быть изолированы от
площадок отдыха и игр детей, спортивных площадок. Размещение отдельно стоящих
закрытых автостоянок и подъездов к ним на придомовой территории многоквартирных
домов не допускается, за исключением автостоянок боксового типа для постоянного
хранения автомобилей и других транспортных средств, принадлежащих инвалидам.
Размещение автостоянок на территории микрорайона, а также расстояния от жилых
зданий до закрытых автостоянок, гостевых автостоянок, въездов в автостоянки и
выездов из них следует проектировать в соответствии с требованиями СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200.
4.12. Площадь озелененной территории микрорайона
(квартала) следует принимать не менее 6 кв.м/чел. (без участков школ и детских
дошкольных учреждений). В площадь отдельных участков озелененной территории
микрорайона включаются площадки для отдыха, для игр детей,
пешеходные дорожки, если они занимают не более 30% общей площади участка.
4.13. Многоквартирные жилые здания с квартирами на первых этажах следует располагать, как
правило, с отступом от красных линий или границ земельного участка. По красной
линии допускается размещать жилые здания со встроенными в первые этажи или
пристроенными помещениями общественного назначения (кроме учреждений
образования и воспитания), а на жилых улицах в условиях реконструкции
сложившейся застройки - жилые здания с квартирами на первых этажах. При
размещении зданий по красной линии расстояние между красной линией
(границей земельного участка) и стеной здания, строения, сооружения должно приниматься с учетом устройства входных
узлов, пандусов, стилобатов, крылец в границах земельного участка объекта, а
также обеспечения нормативных противопожарных разрывов от автостоянок. Расстояние
от стены здания до границы смежного участка должно быть не менее 1 м.
4.14. Усадебный, одно-, двухквартирный дом должен
отстоять, как правило, от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной
линии проездов - не менее чем на 3 м. В районах усадебной или индивидуальной
жилой застройки дома могут размещаться по красной линии улиц и дорог местного
значения в соответствии со сложившимися традициями.
4.15. В районах индивидуальной усадебной жилой
застройки, а также садово-дачной застройки расстояние до границы соседнего
приусадебного участка по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от
усадебного, одно-, двухквартирного и блокированного дома - 3 м; от постройки
для содержания скота и птицы - 4 м; от других хозяйственных построек (бани,
гаража и др.) - 1 м; от стволов высокорослых деревьев - 4 м; среднерослых - 2
м; от кустарника - 1 м.
4.16. Объекты вспомогательного назначения должны
размещаться на земельном участке не ближе 5 м от существующей или планируемой
красной линии улиц или от передней границы приусадебного участка, если красные
линии не установлены, и не ближе 1 м до границы соседнего земельного участка.
4.17. Постройки для содержания скота и птицы
допускается пристраивать только к усадебным одно-двухквартирным домам при
изоляции их от жилых комнат не менее чем тремя подсобными помещениями; при этом
помещения для скота и птицы должны иметь изолированный наружный вход,
расположенный не ближе 7 м от входа в дом в соответствии с СП 30-102-99.
Допускается блокировка жилых домов, а также хозяйственных построек на смежных приусадебных
земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом
противопожарных требований.
4.18. Требования к размещению, параметры (максимальная
площадь и высота) хозяйственных построек для содержания скота и птицы, а также
отдельно стоящих коллективных подземных хранилищ сельскохозяйственных продуктов
определяются правилами землепользования и застройки муниципального образования.
4.19. В сельских поселениях и в районах усадебной или
индивидуальной жилой застройки городов размещаемые в пределах жилой зоны группы
сараев должны содержать не более 30 блоков каждая. Сараи для скота и птицы
следует предусматривать на расстоянии от окон жилых помещений дома не менее:
одиночные или двойные - 10 м, до 8 блоков - 25 м, свыше 8 до 30 блоков - 50 м.
4.20. Площадь
застройки сблокированных сараев не должна превышать 800 кв.м.
Расстояния между группами сараев следует принимать в соответствии с
противопожарными требованиями.
4.21. На
приусадебных участках гаражи следует размещать отдельно стоящими или блокированными
с домом, при этом число мест для хранения автомобилей должно быть не более
двух. Гаражи размещаются, не выступая за пределы главного фасада дома. С учетом
местных условий и сложившейся застройки гаражи могут располагаться по границе
земельного участка, выходящей на красную линию. На приусадебном участке
допускается размещение гаража для хранения одного грузового автомобиля
грузоподъемностью не более 3,5 тонн.
4.22. При отсутствии централизованной
канализации дворовые уборные, расположенные на придомовых территориях, должны
быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей
и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м. На территории
индивидуальной усадебной жилой застройки расстояние от дворовых уборных до
домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8 -
10 м.
4.23. В условиях децентрализованного
водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев и каптажей
родников на расстояние не менее 50 м. Расстояние от сараев для скота и птицы до
шахтных колодцев должно быть не менее 20 м.
4.24. Канализационный
выгреб разрешается располагать только в границах отведенного земельного
участка, при этом расстояние до стен соседнего дома должно быть не менее 12 м.
Санитарные надворные постройки (туалеты, мусоросборники) размещаются в глубине
участка с соблюдением санитарных и противопожарных разрывов до границ участка и
соседних строений.
4.25. Площадки для установки контейнеров для сбора
твердых бытовых отходов должны быть удалены от жилых домов, территорий детских
учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее
20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку
необходимого числа контейнеров, но не более 5. Площадки должны примыкать к
сквозным проездам в целях исключения маневрирования вывозящих мусор машин.
4.26. Размещение жилых и хозяйственных
строений определяется схемой планировочной организации земельного участка.
Противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных
построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых
домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках
следует принимать в соответствии с СП 4.13130.2013.
4.27. Размещение нестационарных торговых
объектов на территориях жилых и общественно деловых зон осуществляется с учетом
требований статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от
28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой
деятельности в Российской Федерации».
4.28. Размещение
нестационарных объектов на земельном участке должно осуществляться с учетом
организации входных узлов, парковочных мест и загрузки товаров. Количество
парковочных мест определяется в соответствии с Приложением И к настоящим нормативам.
Загрузка товаров должна осуществляться с учетом требований пункта 4.12 СП
54.13330.
5. Производственные зоны, зоны
транспортной и инженерной инфраструктур.
Общие требования и расчетные показатели
5.1. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной
инфраструктур могут включаться:
1) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с
различными нормативами воздействия на окружающую среду, требующие устройства
санитарно-защитных зон шириной более 50 м, а также железнодорожных подъездных
путей;
2) коммунальные зоны - зоны размещения
коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства,
объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
3) иные виды производственной (научно-производственной), инженерной и
транспортной инфраструктур.
5.2. В составе производственных зон могут
формироваться промышленные зоны (кластеры), предназначенные для размещения
преимущественно промышленных предприятий в зависимости от санитарной
классификации производств, научно-производственные, коммунально-складские.
5.3. Функционально-планировочную организацию
промышленных зон (кластеров) необходимо предусматривать в виде кварталов (в
границах красных линий). Размещение основных и вспомогательных производственных
предприятий на территории промышленных зон осуществляется с учетом
санитарно-гигиенических и противопожарных требований, грузооборота и видов
транспорта, а также очередности строительства.
5.4. Территория, занимаемая площадками промышленных
предприятий и других производственных объектов, учреждениями и предприятиями
обслуживания, должна составлять, как правило, не менее 60 % всей территории
промышленной зоны. Плотность застройки кварталов, занимаемых промышленными,
сельскохозяйственными и другими производственными объектами, как правило, не
должна превышать показателей, приведенных в СП 18.13330 и Приложении Г к
настоящим нормативам.
5.5. При подготовке документов территориального
планирования и документации по планировке территорий следует предусматривать
мероприятия по защите населения от опасных воздействий в случаях возникновения
чрезвычайных ситуаций на производственных и иных объектах. Степень опасности
производственных и других объектов определяется в установленном
законодательством порядке в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №
116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и
техническими регламентами.
5.6. Нормативные размеры санитарно-защитных зон от
производственных объектов следует устанавливать с учетом требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200
на основании классификации, расчетов рассеивания загрязнения атмосферного
воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация,
электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке
методикам.
5.7. В пределах производственных зон и
санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома,
гостиницы, общежития, садово-дачную застройку, дошкольные и общеобразовательные
организации, организации здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения,
другие общественные здания, не связанные с обслуживанием производства.
Территория санитарно-защитных зон не должна использоваться для рекреационных
целей и производства сельскохозяйственной продукции. Режим использования
территорий санитарно-защитных зон предприятий и объектов определяется
положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.
5.8. Минимальную площадь озеленения санитарно-защитных
зон следует принимать в зависимости от ширины зоны: до 300 м - 60%; от
300 до 1000 м - 50%; от 1000 до 3000 м - 40%; свыше 3000 м - 20%. В
санитарно-защитных зонах со стороны жилых и общественно-деловых зон необходимо
предусматривать полосу древесно-кустарниковых насаждений шириной не менее 50 м,
а при ширине зоны до 100 м - не менее 20 м.
5.9. В составе научно-производственных зон следует
размещать учреждения науки и научного обслуживания, опытные производства и
связанные с ними высшие и средние учебные заведения, гостиницы, учреждения и
предприятия обслуживания, а также инженерные и транспортные коммуникации и
сооружения.
5.10. При размещении опытных производств, не требующих
санитарно-защитных зон шириной более 50 м, в научно-производственных зонах
допускается размещать жилую застройку, формируя их по типу зон смешанной
застройки.
5.11. На территориях коммунально-складских зон следует
размещать предприятия пищевой (пищевкусовой, мясной и молочной) промышленности,
общетоварные (продовольственные и непродовольственные), специализированные
склады (холодильники, картофеле-, овоще-, фруктохранилища), предприятия
коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города.
5.12. Коммунально-складские зоны для размещений
терминальных комплексов, транспортно-логистических,
транспортно-распределительных, информационно-логистических центров, не
связанных с непосредственным повседневным обслуживанием населения, следует
формировать вблизи внешнего, преимущественно железнодорожного, транспорта.
5.13. Для размещения складов государственных резервов,
складов нефти и нефтепродуктов первой группы, перевалочных баз нефти и
нефтепродуктов, складов сжиженных газов, взрывчатых материалов и базисных
складов сильнодействующих ядовитых веществ, продовольствия, фуража,
промышленного сырья, лесных и строительных материалов необходимо
предусматривать территории за границами населенных пунктов. Границы территорий
и категория земель и земельных участков для размещения таких объектов
определяются документами территориального планирования.
5.14. Размеры земельных участков, площадь зданий и
вместимость складов, предназначенных для обслуживания поселений, определяются
на основе расчета. Рекомендуемые нормативы приведены в Приложении Д настоящих
нормативов.
5.15. Для объектов по изготовлению и хранению
взрывчатых материалов и изделий на их основе (организаций, арсеналов, баз,
складов) устанавливаются запретные (опасные) зоны и районы. Размеры этих зон и
районов, а также режимы использования устанавливаются в соответствии с
требованиями Положения об установлении запретных зон и запретных районов при
арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 05.05.2014 № 405.
5.16. Производственные зоны сельских поселений, как
правило, не должны быть разделены на обособленные участки железными и
автомобильными дорогами общей сети. Расстояния между сельскохозяйственными
предприятиями, зданиями и сооружениями следует предусматривать минимально
допустимые, исходя из санитарных, ветеринарных, противопожарных требований и
норм технологического проектирования.
5.17. На территории животноводческих комплексов и ферм
и в санитарно-защитных зонах таких объектов не допускается размещать
предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, объекты питания и
объекты, к ним приравненные.
5.18. В сельских поселениях производственные объекты с
нормативным размером санитарно-защитной зоны свыше 300 м следует размещать на
обособленных земельных участках за пределами границ населенных пунктов на
землях промышленности.
5.19. В зоны транспортной инфраструктуры включаются
территории и земельные участки в границах населенного пункта:
1) занятые улицами, дорогами, автовокзалами,
автостанциями, путепроводами, мостами, транспортными развязками, площадками
отстоя общественного транспорта, трамвайными путями, иными объектами авто-,
электротранспорта и улично-дорожной сети, а также предназначенные для
размещения таких объектов;
2) занятые железнодорожными путями, железнодорожными
станциями, водоотводными и укрепительными устройствами, линиями связи,
электроснабжения, производственными и иными зданиями, строениями, сооружениями,
устройствами и другими объектами железнодорожного транспорта, защитными
полосами лесов вдоль железнодорожных путей, а также предназначенные для
размещения таких объектов;
3) занятые объектами воздушного транспорта, водного
транспорта, иными объектами транспортной инфраструктуры и предназначенные для
размещения таких объектов.
5.20. Для автодорог, линий
железнодорожного транспорта, автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов
полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от
источника химического, биологического и (или) физического воздействия,
уменьшающее эти воздействия до значений
гигиенических нормативов (далее - «санитарный разрыв»). Величина санитарного
разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов
рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума,
вибрации, ЭМП и др.) с последующим проведением натурных исследований и
измерений.
5.21. Зона
инженерной инфраструктуры предназначена для размещения объектов, сооружений и
коммуникаций инженерной инфраструктуры, в том числе водоснабжения и
водоотведения, санитарной очистки, тепло-, газо- и электроснабжения, связи,
радиовещания и телевидения, пожарной и охранной сигнализации, диспетчеризации
систем инженерного оборудования, а также для установления санитарно-защитных
зон и зон санитарной охраны данных объектов, сооружений и коммуникаций.
5.22. Объекты,
сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры, указанные в пункте 5.21,
могут размещаться в производственных зонах, а также зонах транспортной
инфраструктуры.
5.23. Санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны устанавливаются
при размещении объектов, сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры в
целях предотвращения вредного воздействия перечисленных объектов на жилую,
общественную застройку и зоны рекреационного назначения в соответствии с
требованиями действующего законодательства и настоящих нормативов.
5.24. Проектирование
инженерных систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения,
газоснабжения, электроснабжения и связи следует осуществлять на основе схем водоснабжения, водоотведения,
теплоснабжения, газоснабжения и
энергоснабжения, разработанных и утвержденных в установленном порядке.
5.25. Инженерную инфраструктуру следует рассчитывать
исходя из планируемого развития территории, соответствующих нормативов
плотности населения, принятой на расчетный срок, удельного среднесуточного
норматива потребления ресурсов.
6. Зоны рекреационного назначения.
Зоны особо охраняемых территорий. Зоны отдыха.
Общие требования и расчетные показатели
6.1. В состав функциональных зон рекреационного
назначения включаются территории и земельные участки, занятые городскими
лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами,
водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего
пользования, используемые или предназначенные для отдыха, туризма, занятий
физической культурой и спортом.
6.2. В соответствии с лесным
законодательством Российской Федерации городские леса относятся к защитным
лесам. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается
осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными
функциями.
6.3. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов,
не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях населенных пунктов,
на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных федеральными
законами, в соответствии с целевым назначением этих земель. Разработка и
утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, размещенных
на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса,
осуществляется органами местного самоуправления.
6.4. Виды разрешенного использования земельных
участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или)
максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного
строительства, реконструкции объектов капитального строительства в составе зон
рекреационного назначения определяются градостроительными регламентами и
требованиями лесного законодательства.
6.5. В пределах границ населенных пунктов городских
округов, городских и сельских поселений могут выделяться функциональные зоны
особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие
особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое,
рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
6.6. В составе зон особо охраняемых территорий могут
выделяться участки лечебно-оздоровительных местностей (курортов) на землях,
обладающих природными лечебными факторами, наиболее благоприятными
микроклиматическими, ландшафтными и санитарно-гигиеническими условиями. На
территории курортов следует размещать санаторно-курортные и оздоровительные
учреждения, учреждения отдыха и туризма, учреждения и предприятия обслуживания
лечащихся и отдыхающих, формирующие общественные центры, включая общекурортный
центр, курортные парки и другие озелененные территории общего пользования,
пляжи.
6.7. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные
местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми
природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством
установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
6.8. Границы и режим округов санитарной
(горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей
и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской
Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и
местного значения - Администрацией Алтайского края.
6.9. В составе округа санитарной
(горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны
запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением
работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов
в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и
рациональных технологий. На территории второй зоны запрещается размещение
объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием
сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих
окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На
территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и
сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление
хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды,
природных лечебных ресурсов и их истощением.