Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Хакасия от 11.12.2012 № 858

 

 

 

 

 

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

Об утверждении государственной программы Республики Хакасия

"Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике

Хакасия на 2013-2015 годы и на перспективу до 2020 года" и о

признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства

Республики Хакасия

 

(В редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия

от 15.03.2013 г. N 117; от 03.04.2013 г. N 172;

от 22.04.2013 г. N 214; от 09.10.2013 г. N 539;

от 21.11.2013 г. N 634; от 30.12.2013 № 753;

от 24.02.2014 № 73; от 28.03.2014 № 140;

от 12.05.2014 № 211; от 11.08.2014 № 390;

от 31.12.2014 № 750; от 06.11.2014 № 565;

от 03.08.2015 № 375; от 24.09.2015 № 485;

от 30.12.2015 № 734; от 08.02.2016 № 31;

от 08.02.2016 № 31; от 30.08.2016 № 420)

 

 

от 11 декабря 2012 г. г. Абакан N 858

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с последующими изменениями), в целях реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности Республики Хакасия (В редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 21.11.2013 г. N 634)

Правительство Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

 

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Хакасия "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013-2015 годы и на перспективу до 2020 года". (В редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 21.11.2013 г. N 634)

2. Признать утратившими силу с 01 января 2013 года:

постановление Правительства Республики Хакасия от 14.04.2010 N 171 "Об организации разработки республиканской программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года";

постановление Правительства Республики Хакасия от 27.07.2010 N 375 "О республиканской программе "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года";

раздел 6 подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия" долгосрочной республиканской целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Хакасия (2011-2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 625;

подпункт "г" пункта 3 приложения к постановлению Правительства Республики Хакасия от 22.03.2011 N 132 "О внесении изменений в долгосрочную республиканскую целевую программу "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Хакасия (2011-2015 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 625";

постановление Правительства Республики Хакасия от 31.05.2011 N 307 "О внесении изменений в республиканскую программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.07.2010 N 375";

постановление Правительства Республики Хакасия от 19.07.2011 N  453 "О внесении изменения в приложение 5 к республиканской программе "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.07.2010 N 375";

постановление Правительства Республики Хакасия от 27.03.2012 N 204 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Хакасия в сфере энергосбережения и повышения в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в Республике Хакасия";

подпункт "г" пункта 2 постановления Правительства Республики Хакасия от 12.05.2012 N 296 "О внесении изменений в долгосрочную республиканскую целевую программу "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Хакасия (2011-2015 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 625";

постановление Правительства Республики Хакасия от 24.05.2012 N 324 "О внесении изменений в республиканскую программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года",

утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.07.2010 N 375";

подпункты "д", "е", "ж" подпункта 2 пункта 1 и пункт 2 постановления Правительства Республики Хакасия от 28.10.2011 N 718 "О внесении изменений в долгосрочную республиканскую целевую программу "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Хакасия (2011-2015 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 625";

подпункт "д" подпункта 3 пункта 1 постановления Правительства Республики Хакасия от 31.10.2012 N 724 "О внесении изменений в долгосрочную республиканскую целевую программу "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Хакасия (2011-2015 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 625";

постановление Правительства Республики Хакасия от 31.10.2012 N 732 "О внесении изменений в республиканскую программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.07.2010 N 375".

 

 

Исполняющий обязанности Главы Республики

Хакасия - Председателя Правительства

Республики Хакасия, Первый заместитель

Главы Республики Хакасия - Председателя

Правительства Республики Хакасия,

Министр финансов Республики Хакасия          Ю. Лапшин

 

 

 

Приложение

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Хакасия

от 11.12.2012 N 858

 

(В редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия

от 15.03.2013 г. N 117; от 03.04.2013 г. N 172;

от 22.04.2013 г. N 214; от 09.10.2013 г. N 539;

от 21.11.2013 г. N 634; от 30.12.2013 № 753;

от 24.02.2014 № 73; от 28.03.2014 № 140;

от 12.05.2014 № 211; от 11.08.2014 № 390;

от 31.12.2014 № 750; от 06.11.2014 № 565;

от 03.08.2015 № 375; от 24.09.2015 № 485;

от 30.12.2015 № 734; от 08.02.2016 № 31;

от 08.02.2016 № 31; от 30.08.2016 № 420)

 

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013–2015 годы и на перспективу до 2020 года»

 

ПАСПОРТ

государственной программы Республики Хакасия «Энергосбережение

и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия

на 2013–2015 годы и на перспективу до 2020 года»

 

Ответственный исполнитель

Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия

 

Соисполнители

Министерство образования и науки Республики Хакасия; Министерство культуры Республики Хакасия; Министерство здравоохранения Республики Хакасия; Министерство спорта Республики Хакасия; Министерство труда и социального развития Республики Хакасия; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия; Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия; Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия

 

Подпрограммы

нет

Цель

обеспечение снижения на территории Республики Хакасия объема потребляемых энергоресурсов и воды на 33%
к 2020 году (в сопоставимых условиях относительно 2009 года) путем реализации потенциала энергосбережения

 

Задачи

создание правовых и информационных условий для обеспечения на территории Республики Хакасия энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

создание условий для обеспечения органами государственной власти, государственными учреждениями Республики Хакасия, юридическими лицами энергосбережения и повышения энергетической эффективности на объектах республиканской собственности;

создание условий для обеспечения органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями Республики Хакасия энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

увеличение   объемов  использования  на  территории  Республики  Хакасия

вторичных  энергетических  ресурсов и возобновляемых источников энергии;

уменьшение   количества   бесхозяйных  объектов  недвижимого  имущества,

используемых   для   передачи   энергетических  ресурсов  на  территории

Республики  Хакасия    редакции Постановления Правительства Республики

Хакасия от 30.08.2016 № 420)

 

Целевые показатели

показатель 1 «Доля государственных и муниципальных организаций Республики Хакасия, соответствующих требованиям законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности в Российской Федерации»:

2013 год – 43%,

2014 год – 89%,

2015 год – 100%,

2016 год – 100%;

2017 год – 100%;

2018 год – 100%;

2019 год – 100%;

2020 год – 100%;

показатель 2 «Экономия потребляемых населением энергоресурсов и воды»:

2013 год – 3%,

2014 год – 6%,

2015 год – 12%,

2016 год – 12%;

2017 год – 13%;

2018 год – 14%;

2019 год – 15%;

2020 год – 16%;

показатель 3 «Экономия потребления электрической энергии органами государственной власти и государственными учреждениями Республики Хакасия»:

2013 год – 3%,

2014 год – 7%,

2015 год – 10%,

2016 год – 13%;

2017 год – 15%;

2018 год – 16%;

2019 год – 17 %;

2020 год – 18%;

показатель 4. «Экономия потребления тепловой энергии органами государственной власти и государственными учреждениями Республики Хакасия»:

2013 год – 4%,

2014 год – 5%,

2015 год – 6%,

2016 год – 9%;

2017 год – 11%;

2018 год – 13%;

2019 год – 14%;

2020 год – 15%;

показатель 5. «Экономия потребления воды органами государственной власти и государственными учреждениями Республики Хакасия»:

2013 год – 4%,

2014 год – 7%,

2015 год – 9%,

2016 год – 11%;

2017 год – 13%;

2018 год – 14%;

2019 год – 15%;

2020 год – 16%;

показатель 6. «Экономия потребления электрической энергии органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями Республики Хакасия»:

2013 год – 3%,

2014 год – 7%,

2015 год – 11%,

2016 год – 12%;

2017 год – 14%;

2018 год – 15%;

2019 год – 16%;

2020 год – 17%;

показатель 7. «Экономия потребления тепловой энергии органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями Республики Хакасия»:

2013 год – 3%,

2014 год – 7%,

2015 год – 8%,

2016 год – 9%;

2017 год – 10%;

2018 год – 11%;

2019 год – 12%;

2020 год – 13%;

показатель 8. «Экономия потребления воды органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями Республики Хакасия»:

2013 год – 3%,

2014 год – 6%,

2015 год – 8%,

2016 год – 10%;

2017 год – 11%;

2018 год – 12%;

2019 год – 13%;

2020 год – 14%;

показатель 9. «Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры»:

2015 год – 56,2%;

2016 год – 56,1%;

2017 год – 56%;

2018 год – 55,9%;

2019 год – 55,8%;

2020 год – 55,7%;

показатель 10. «Экономия затрат на топливо для транспортных средств»:

2013 год – 0,

2014 год – 33%,

2015 год – 0,

2016 – 2020 годы – 0;

показатель 11 «Ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, на территории Республики Хакасия (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт)»:

2016 год – 5,2 МВт;

2017 год – 5,225 МВт;

2018 год – 5,250 МВт;

2019 год – 5,500 МВт;

2020 год – 5,750 МВт;

показатель 12 «Уменьшение количества бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов на территории Республики Хакасия»: 2016 год – 74 единицы;

2017 год – 56 единиц;

2018 год – 38 единиц;

2019 год – 21 единица;

2020 год – 4 единицы;

    редакции    Постановления    Правительства    Республики   Хакасия

от 30.08.2016 № 420)

 

Этапы и сроки реализации

2013–2020 годы. Реализация осуществляется в два этапа.

1 этап: 2013 – 2015 годы,

2 этап: 2016 – 2020 годы

 

Объемы бюджетных ассигнований

8067393 тыс. рублей, в том числе:

2013 год – 3140010 тыс. рублей;

2014 год – 2520211 тыс. рублей;

2015 год – 366020 тыс. рублей;

2016 год – 688052 тыс. рублей;

2017 год – 418300 тыс. рублей;

2018 год – 311600 тыс. рублей;

2019 год – 311600 тыс. рублей;

2020 год – 311600 тыс. рублей.

Из них:

федеральный бюджет – 1040186 тыс. рублей, в том числе

2013 год – 298468 тыс. рублей, из них субсидии муниципальным образованиям Республики Хакасия –

179586 тыс. рублей, субсидии юридическим

лицам – 0; 2014 год – 563694 тыс. рублей, из них субсидии муниципальным образованиям Республики Хакасия –

399152 тыс. рублей, субсидии юридическим

лицам – 0; 2015 год – 178024 тыс. рублей, из них субсидии муниципальным образованиям Республики Хакасия –

125376 тыс. рублей, субсидии юридическим

лицам – 0;

республиканский бюджет Республики Хакасия – 2324013 тыс. рублей, в том числе:

2013 год – 337077 тыс. рублей, из них субсидии муниципальным образованиям Республики Хакасия –

169009 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам –

16683 тыс. рублей;

2014 год – 274788 тыс. рублей, из них субсидии муниципальным образованиям Республики Хакасия –

62033 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам – 93743 тыс. рублей;

2015 год – 187996 тыс. рублей, из них субсидии муниципальным образованиям Республики Хакасия –

117610 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам – 50000 тыс. рублей;

2016 год – 277752 тыс. рублей, из них субсидии муниципальным районам и городским округам Республики Хакасия – 120000 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам – 100000 тыс. рублей;

2017 год – 311600 тыс. рублей, из них субсидии муниципальным районам и городским округам Республики Хакасия – 101700 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам – 150000 тыс. рублей;

2018 год – 311600 тыс. рублей, из них субсидии муниципальным районам и городским округам Республики Хакасия – 101700 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам – 150000 тыс. рублей;

2019 год – 311600 тыс. рублей, из них субсидии муниципальным районам и городским округам Республики Хакасия – 101700 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам – 150000 тыс. рублей;

2020 год – 311600 тыс. рублей, из них субсидии муниципальным районам и городским округам Республики Хакасия – 101700 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам – 150000 тыс. рублей;

местные бюджеты – 24946 тыс. рублей, в том числе 2013 год – 12473 тыс. рублей; 2014 год – 12473 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 4678248 тыс. рублей,

в том числе 2013 год – 2491992 тыс. рублей, 2014 год –

1669256 тыс. рублей; 2016 год- 410300 тыс. рублей; 2017 год – 106700 тыс. рублей

 

    редакции    Постановления    Правительства    Республики   Хакасия

от 30.08.2016 № 420)

 

Ожидаемые результаты реализации

к концу 2020 года объем потребления топливно-энергетических и иных коммунальных ресурсов организациями бюджетной сферы к уровню 2009 года снизится не менее чем на 28%. Экономия составит не менее 8713546 кВтч;

объем потребления топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) предприятиями добывающей и обрабатывающей промышленности, необходимый для производства промышленной продукции, согласно прогнозу и с учетом реализации потенциала энергосбережения в 2020 году будет на уровне 3781 тыс. т у. т. Экономия ТЭР в сравнении с прогнозным объемом потребления промышленностью, без учета реализации программных мероприятий по повышению энергетической эффективности, составит 397 тыс. т у. т.;

объем потребления ТЭР в электроэнергетике на производство тепловой и электрической энергии согласно прогнозу и с учетом реализации потенциала энергосбережения в 2015 году составит около 2979 тыс. т у. т., что в 1,14 раза меньше прогнозного объема потребления ТЭР, без учета реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности;

объем потребления ТЭР энергоресурсов сельскохозяйственной отраслью согласно прогнозу и с учетом реализации потенциала энергосбережения к 2020 году составит 579 тыс. т у. т., при этом экономия ТЭР составит около 89 тыс. т у. т.;

объем потребления ТЭР организациями коммунального комплекса к 2020 году снизится на 16% по сравнению с прогнозом потребления, без учета реализации потенциала энергосбережения, и составит 7201 тыс. т у. т.;

снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры к 2020 году составит не более 55,7%

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика сферы реализации

государственной программы, в том числе анализ основных

проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

 

1.1. Характеристика нормативных правовых аспектов разработки Программы

 

В основу Программы заложены следующие нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон «Об энергосбережении»);

постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (с последующими изменениями) (далее – постановление Правительства Российской Федерации «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения»);

постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 14.01.2016 № 02-п «Об утверждении Концепции развития промышленности Республики Хакасия на 2015–2020 годы».

 

1.2. Содержание проблемы и необходимость

ее решения программными методами

 

Энергосбережение является одной из самых актуальных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Российская Федерация не только располагает всеми необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и объективно является ресурсной базой для европейских и азиатских государств, экспортируя уголь, нефть, нефтепродукты и природный газ в объемах, стратегически значимых для стран-импортеров. Однако избыточность топливно-энергетических ресурсов в нашей стране совершенно не предполагает энергорасточительность, так как только энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является важнейшим фактором конкурентоспособности российских товаров и услуг.

Основной проблемой в Республике Хакасия, решению которой способствует Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста, в том числе за счет экономии средств, высвобождаемых в результате реализации энергосберегающих мероприятий.

Федеральный закон «Об энергосбережении» установил четкие требования в части эффективного использования энергии и обязал решать данную проблему программным методом.

 

1.3. Характеристика текущего состояния

регионального топливно-энергетического комплекса

 

В Программе употребляется термин потенциал энергосбережения – количественная мера нерационального энергопотребления, используемая как показатель энергоэффективности субъекта экономической деятельности; в реальном секторе экономики определяется как избыточный объем энергопотребления относительно некоторого минимального уровня, который зависит от состояния и объемов производства и устанавливается по данным энергетических обследований; в непроизводственных секторах аналогичный показатель означает экономию энергопотребления, которую можно получить без нарушения каких-либо требований и условий, необходимых для обеспечения данного вида деятельности.

Внешние условия функционирования топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) как базовой отрасли экономики региона характеризуются следующим образом.

Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири, в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины.

Площадь территории Республики Хакасия составляет 61600 км2, численность населения – 536 тыс. человек, плотность населения – 8,72 чел./км2. Несмотря на сравнительно небольшую территорию (Хакасия является самым маленьким по площади регионом Сибирского федерального округа), республика обладает значительным природно-ресурсным потенциалом.

В силу природно-географических характеристик и неравномерного размещения производительных сил пространственная структура экономики и системы расселения республики отличается значительной неравномерностью.

Городское население Хакасии составляет 68,8%, что сопоставимо со среднероссийским уровнем (73%). В республике насчитывается 5 городов, 7 поселков городского типа, 270 сельских населенных пунктов. Совместно с прилегающими территориями Красноярского края формируется Абакано-Минусинско-Саяногорская агломерация – крупнейший центр сосредоточения населения и промышленного потенциала, важнейший транспортный узел на юге Центральной Сибири.

Промышленный комплекс Республики Хакасия представлен цветной металлургией, энергетикой, предприятиями машиностроения, горнодобывающей, пищевой, легкой промышленности. Ключевым элементом производственного комплекса Республики Хакасия является Саяно-Шушенская ГЭС, крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире, с установленной мощностью 6400 МВт.

До аварии 17 августа 2009 года благодаря Саяно-Шушенской ГЭС (далее – СШ ГЭС) Республика Хакасия была энергоизбыточным регионом и выделялась самой большой подушевой выработкой электроэнергии. Авария на СШ ГЭС перевела энергосистему республики из энергоизбыточных в энергозависимую. При потребляемой мощности до 2400 МВт оставшиеся в работе генерирующие мощности республики позволяли вырабатывать при благоприятных условиях до 494 МВт. Существовала реальная опасность введения ограничения по Республике Хакасия (при аварийном отключении одной из питающих линий электропередач 500 кВ) до 600 МВт.

На филиале ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания «РусГидро» – «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» к настоящему времени выполнены восстановительные работы с полной заменой и модернизацией основного генерирующего и вспомогательного оборудования: введены в работу все 10 гидроагрегатов с новыми гидротурбинами с генераторами единичной мощностью 640 МВт и общей – 6400 МВт.

В 2016–2018 годах будет производиться реконструкция и модернизация производственных мощностей на основе внедрения инновационных решений и разработок, направленных на дальнейшую интеграции усиление энергетических связей между регионами Сибирского федерального округа и России за счет развития и реконструкции энергетической инфраструктуры.

Другими крупными генерирующими источниками являются Майнская ГЭС с установленной мощностью 321 МВт и Абаканская ТЭЦ с установленной мощностью 270 МВт.

 В Хакасии ведется производство железной руды, ферромолибдена, медного концентрата, концентрата золотосодержащего. Ведущими предприятиями по добыче каменного угля являются группа угледобывающих предприятий ООО «СУЭК – Хакасия», АО Угольная Компания «Разрез Степной». ООО «СУЭК» – это крупнейшее в России угольное объединение и единственная отечественная компания, входящая в десятку лидеров мирового угольного рынка по объемам добычи угля. Компания реализует около 30% энергетического угля в стране и занимает примерно 20% российского угольного экспорта.

Запасы железных руд на территории Республики Хакасия сосредоточены в 8 месторождениях магнетитовых руд: Абаканское, Тейское, Абагасское, Ельгентагское, Изыхгольское, Анзасское, Волковское, Самсон. Ведущее предприятие, добывающие и обрабатывающие железную руду – ООО «Абаканский рудник».

Запасы молибдена сосредоточены в трех месторождениях: Сорском, Агаскырском, Ипчульском. Месторождения являются крупными по запасам, но бедными по содержанию полезного компонента.

В производстве машин и оборудования, а также производстве транспортных средств и оборудования ожидается рост объемов производства в связи с планируемым увеличением объемов производства ОАО «Абаканвагонмаш», поставляющего продукцию для железнодорожного транспорта.

К обрабатывающим производствам, расположенным на территории Республики Хакасия, относятся:

производство пищевых продуктов, включая напитки. Основными участниками внешнеэкономической деятельности являются как крупные предприятия (ООО «Черногорский пищекомбинат», ОАО «АЯН», Саяногорский и Копьёвский филиалы ОАО «Саянмолоко», ООО «Рыбный мир»), так и субъекты малого и среднего предпринимательства;

текстильное и швейное производство;

обработка древесины и производство изделий из дерева;

производство резиновых и пластмассовых изделий. Снизилось производство дверей и их коробок, окон и их коробок, подоконников полимерных, производство плит, листов, пленки и полос (лент) полимерных;

производство прочих неметаллических минеральных продуктов. Ведущие организации: ЗАО «Саянстрой», ООО «Управляющая компания «Саянстрой», ООО «Базовые строительные материалы», ООО «Стройсервис»;

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Основными участниками внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия, обеспечивающими значительную долю внешнеторгового оборота, являются следующие организации: ОАО «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод» – крупнейший в России производитель алюминиевых сплавов, центр тестирования и внедрения инновационных технологий РУСАЛа, лидер по выпуску сплавов среди российских алюминиевых заводов; ОАО «РУСАЛ САЯНАЛ» – крупнейший российский завод по производству фольги и упаковочных материалов на ее основе; ООО «Хакасский алюминиевый завод» – самый современный и технологически совершенный алюминиевый завод в России; ООО «СУЭК-Хакасия», ООО «Восточно-Бейский разрез», ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат». Основную товарную группу внешнеэкономической деятельности Хакасии формирует алюминиевая промышленность. В структуре экспорта региона «алюминий и изделия из него» занимают более 80%.

Для большинства населенных пунктов Хакасии характерна узкопрофильная специализация экономики. В республике имеется лишь один многопрофильный центр – город Абакан. К моногородам и монопрофильным поселкам городского типа относятся г. Саяногорск, г. Черногорск, г. Сорск, г. Абаза, рп Вершина Теи, с. Коммунар, с. Туим, рп Черемушки.

Современная экономическая специализация муниципальных районов и поселений, городских округов на территории Республики Хакасия представлена в таблице 1.


 

Таблица 1

 

Современная экономическая специализация

муниципальных образований Республики Хакасия

 

 

Муниципальное образование

Экономическая специализация

Значимость экономической функции

1

2

3

Город Абакан

пищевая промышленность

межрегиональная

машиностроение

региональная

электроэнергетика

местная

промышленность строительных материалов

местная

легкая промышленность

местная

Город Черногорск

добыча каменного угля

межрегиональная

легкая промышленность

региональная

промышленность строительных материалов

местная

машиностроение

местная

пищевая промышленность

местная

Город Саяногорск

гидроэнергетика

федеральная

цветная металлургия

федеральная

туризм

региональная

промышленность строительных материалов

региональная

пищевая промышленность

местная

Город Абаза

добыча железной руды

межрегиональная

лесозаготовка и деревообработка

местная

электроэнергетика

местная

Город Сорск

добыча молибденовых руд

федеральная

цветная металлургия

межрегиональная

Алтайский район

добыча каменного угля

межрегиональная

сельское хозяйство

местная

Аскизский район

добыча железной руды

межрегиональная

сельское хозяйство

региональная

туризм

региональная

лесозаготовка и деревообработка

местная

добыча золота

местная

Бейский район

добыча каменного угля

межрегиональная

сельское хозяйство

местная

Боградский район

добыча неметаллических полезных ископаемых

региональная

сельское хозяйство

местная

пищевая промышленность

местная

Орджоникидзевский район

сельское хозяйство

местная

пищевая промышленность

местная

добыча золота

местная

туризм

местная

Таштыпский район

туризм

региональная

сельское хозяйство

местная

лесозаготовка и деревообработка

местная

Ширинский район

туризм

межрегиональная

добыча золота

региональная

цветная металлургия

региональная

пищевая промышленность

местная

сельское хозяйство

местная

Усть-Абаканский район

добыча каменного угля

межрегиональная

сельское хозяйство

региональная

добыча неметаллических полезных ископаемых

региональная

 

Узкая специализация городов и поселков является фактором, определяющим низкий уровень социально-экономической устойчивости данных населенных пунктов ввиду зависимости градообразующих предприятий от внешних макроэкономических условий.

 

1.4. Энергоэкономическая ситуация в сфере

электропотребления в 2007–2020 годах

 

В 2007–2011 годах наблюдалась положительная динамика среднегодовых темпов роста производства внутреннего регионального продукта (ВРП) на фоне среднегодовых темпов роста объема электропотребления за рассматриваемый период. Таким образом, в 2007–2011 годах эффективность использования электроэнергии в целом по республике повысилась, что положительно сказалось на понижении индекса энергетической стоимости ВРП.

В течение 2007–2011 годов рост производства ВРП составил в среднем 4,2% в год, в то время как электропотребление нарастало в среднем со скоростью 3,5% в год. В итоге за данный период ВРП увеличился на 16,6%, а электропотребление на 13,8%. Наблюдался опережающий прирост производства ВРП над приростом электропотребления.

В течение 2007–2011 годов рост производства ВРП составил в среднем 4,2% в год, в то время как электропотребление нарастало в среднем со скоростью 3,5% в год. В итоге за данный период ВРП увеличился на 16,6%, а электропотребление – на 13,8%. Наблюдается опережающий прирост производства ВРП над приростом электропотребления.

Экономические последствия увеличения энергоэффективности в рассматриваемом периоде характеризуются величиной внутреннего потенциала энергосбережения, который в 2011 году достиг 448,2 млн кВт. x ч./год (2,5% от общего объема электропотребления в этом году).

Общая прибыль от увеличения энергоэффективности, накопленная в течение анализируемого периода (2007–2011 годы), оценивается величиной 190,7 млн рублей по тарифам 2007 года.

С 2007 по 2009 год резко увеличилось потребление электроэнергии в обрабатывающем производстве, что означало неэффективное использование энергетических ресурсов.

С 2010 года, несмотря на увеличение собственного потребления электроэнергии, начинается процесс энергосбережения ресурсов в данной отрасли. В 2010 году экономический эффект от реализации потенциала энергосбережения увеличивается нарастающим итогом. После аварии на СШ ГЭС произошло резкое снижение ВРП.

В период 2012–2013 годов введены в эксплуатацию гидроагрегаты № 7, № 8, № 9 и № 10 на Саяно-Шушенской ГЭС. Восстановленные ранее гидроагрегаты № 5 и № 6 выведены из работы с целью замены их оборудования.

В результате реализации мероприятий по ликвидации последствий аварии на СШ ГЭС и модернизации оборудования произошел рост производства к 2014 году на 1,5% по первому варианту и на 8,2% по второму варианту. Поэтапное введение в эксплуатацию новых, эффективных гидроагрегатов увеличило долю электроэнергетики в общем объеме промышленного производства.

Объем ВРП, по оценке Минэкономики Хакасии, в 2013 году составил 142,4 млрд рублей. Индекс физического объема ВРП в 2013 году в сопоставимых ценах к 2012 году составил 102,9% (105,4% в 2012 году).

В 2014 году динамика роста промышленного производства существенно замедлилась относительно темпов 2011–2013 годов и составила 101,8% к 2013 году. Замедление темпов роста промышленного производства в 2014 году частично объясняется высокими темпами в предыдущие периоды 2010–2013 годов, в основном, за счет наращивания объемов выработки электроэнергии на вновь введенных в эксплуатацию гидроагрегатах в связи с ремонтно-восстановительными работами на Саяно-Шушенской ГЭС и увеличения объемов добычи угля.


Информация по документу
Читайте также