Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Хакасия от 31.12.2015 № 761 РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ О внесении изменения в государственную программу Республики Хакасия «Защита населения и территорий Республики Хакасия от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (2014–2016 годы)», утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 621 от 31.12.2015 № 761 На основании Закона Республики Хакасия от 17.12.2014 № 121-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия П О С Т А Н О В Л Я Е Т : 1. Внести в государственную программу Республики Хакасия «Защита населения и территорий Республики Хакасия от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (2014–2016 годы)», утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 621 (Вестник Хакасии, 2013, № 76; 2014, № 19, 25, 78, 94, 97, Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 23.07.2015, № 1900201507230007; 07.12.2015, № 1900201512070004), изменение, изложив ее в следующей редакции: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ «Защита населения и территорий Республики Хакасия от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (2014–2016 годы)» ПАСПОРТ государственной программы Республики Хакасия «Защита населения и территорий Республики Хакасия от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (2014-2016 годы)»
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе анализ основных проблем и прогноз ее развития 1.1. На территории Республики Хакасия возможны чрезвычайные ситуации (далее – ЧС) как природного, так и техногенного характера, которые могут привести к значительному материальному и социальному ущербу. Опасные природные явления включают в себя гидрометеорологические явления (подтопления, связанные с весенним половодьем и дождевыми паводками, сильные ветры, сильный мороз, сильные метели, град, засуха), опасные геологические процессы (землетрясения, оползни, сели), природные пожары (лесные, лесостепные, степные). Из всех перечисленных стихийных бедствий наибольшую опасность для населения и территорий Республики Хакасия представляют подтопления, природные пожары и землетрясения. Вредное воздействие вод проявляется в виде затопления и подтопления населенных пунктов, расположенных по руслу реки Абакан и ее притоках, где проживает значительная часть населения, в периоды весеннего половодья и летне-осенних дождевых паводков. За последние 10 лет в Республике Хакасия зарегистрированы две ЧС регионального масштаба, в результате которых был причинен значительный социально-экономический ущерб. Так, в 2003 году были подтоплены город Абаза, населенные пункты Аскизского и Таштыпского районов. В результате подтопления пострадало 50 объектов жилищно-коммунального хозяйства, 18 объектов социальной сферы, 853 дома (2641 человек). Общий ущерб составил около 40 млн рублей, а общая площадь подтопления – 44,6 км2. В 2004 году были подтоплены город Абаза, ряд населенных пунктов Аскизского района. В результате подтопления пострадало 60 объектов жилищно-коммунального хозяйства, шесть объектов социальной сферы, 1077 домов (3296 человек), погибли 10 человек. Общий ущерб составил около 30 млн рублей, общая площадь подтопления – 20,5 км2. Значительный ущерб приносят лесные и степные пожары. В зависимости от метеорологических факторов и степеней пожарной опасности лесов в лесных массивах республики может возникнуть напряженная обстановка в пожароопасный период. На территории лесного фонда республики ежегодно регистрируется от 100 до 300 пожаров на общей площади 1,5-5 тыс. га. Наиболее подвержены пожарам лесные массивы Аскизского, Орджоникидзевского, Таштыпского, Ширинского и Усть-Абаканского районов. Так, в 2007 году в результате сухой погоды и сильного ветра с порывами 25-28 м/сек. была зарегистрирована ЧС, связанная с массовыми пожарами в жилом секторе, в результате которой в восьми населенных пунктах республики огнем было уничтожено 47 жилых домов, без крова остались 68 семей, общий ущерб от пожаров составил более 46 млн рублей. Территория республики относится к 6-8-балльной зоне сейсмической активности (по карте сейсмического районирования ОСР-97-А). В 8-балльной зоне находятся южные части Таштыпского и Бейского районов. К 7-балльной зоне относятся Аскизский, Усть-Абаканский, Боградский районы, основная часть Бейского района, южная часть Ширинского района, северная часть Таштыпского района. Орджоникидзевский район и основная часть Ширинского района относятся к 6-балльной зоне. За последние годы непосредственно на территории Республики Хакасия сильных землетрясений силой 5 и более баллов не отмечалось. Вместе с тем последние события показали, что в республике имеется вероятность возникновения сейсмособытий силой 3-4 балла, источниками которых могут стать землетрясения в соседних субъектах Российской Федерации – юг Красноярского Края, республики Тыва и Алтай. Также возможны сильные землетрясения непосредственно и на территории Республики Хакасия. Наличие на территории республики химических, пожароопасных и взрывоопасных производств, объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства свидетельствует о возможности возникновения ЧС техногенного характера. В основном опасные производственные объекты расположены в городах Абакане, Черногорске и Саяногорске. Произошедшая в 2009 году техногенная авария на Саяно-Шушенской ГЭС, в которой погибли 75 человек, показала, что нельзя полностью исключать возможность аварий и катастроф на потенциально опасных объектах. При этом ущерб и затраты на ликвидацию последствий ЧС могут быть значительными. Кроме того, объекты жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Хакасия имеют достаточно высокую степень износа; из-за дефицита финансовых средств продолжительное время не проводятся или проводятся в недостаточном объеме их капитальный ремонт и модернизация. В связи с этим постоянно в отопительный период существует вероятность возникновения аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, которые могут привести к нарушению жизнеобеспечения населения и значительному материальному ущербу. Таким образом, достаточно высокий уровень природной и техногенной опасности на территории республики требует проведения предупредительных мероприятий по снижению рисков возникновения ЧС, а также мероприятий по смягчению их последствий. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с последующими изменениями) органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. За последние годы финансовый резервный фонд Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий составляет 2,5 млн рублей, который при необходимости пополняется. Порядок предоставления финансовых средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий определен постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.08.2012 № 525 «О порядке предоставления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Хакасия». Созданный резерв финансовых ресурсов для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, приходящийся на душу населения Республики Хакасия, составляет 4,69 рубля. Значение аналогичного показателя в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации соответственно составляет 106 рублей и 369,57 рубля. Практика показывает, что при оперативном реагировании на ЧС часто существует необходимость использования резерва материальных ресурсов Республики Хакасия для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, который в основном используется для организации первоочередного жизнеобеспечения населения. В республике резерв материальных ресурсов создан постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.06.2006 № 177 «О порядке создания и использования резерва материальных ресурсов Республики Хакасия для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера». Вместе с тем проведенный анализ показал, что имеется необходимость пополнения резерва материальных ресурсов, прежде всего пневмокаркасными модулями, электростанциями, тепловыми пушками, осветительными установками и другим имуществом. Созданный резерв материальных ресурсов для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, приходящийся на душу населения Республики Хакасия, составляет 44,74 рубля. Это значение находится на одном уровне с показателем Сибирского федерального округа (44,61 рубля) и практически в два раза ниже общероссийского показателя (88,63 рубля). В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) от 21.12.2005 № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (с последующими изменениями) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средствами индивидуальной защиты обеспечиваются работники этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также дети дошкольного возраста, обучающиеся и неработающее население, проживающие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Также данные категории населения должны быть обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты. Средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты, прежде всего, должно быть в мирное время обеспечено население, проживающее на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах. В настоящее время проживающее в зоне возможного химического загрязнения население республики гражданскими противогазами, камерами защитными детскими и медицинскими средствами индивидуальной защиты практически не обеспечено. При этом обеспеченность гражданскими противогазами в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе составляет 45% и 32% соответственно, камерами защитными детскими - 25% и 10% соответственно. Показатель обеспеченности медицинскими средствами индивидуальной защиты населения в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе составляет 40% и 37% соответственно. С 16.03.2015 вступил в силу приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», согласно которому органами исполнительной власти Республики Хакасия должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты (средства защиты органов дыхания, медицинские средства индивидуальной защиты) неработающее население республики, проживающее на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах. В настоящее время часть населенных пунктов, расположенных на территории республики, не прикрыты подразделениями пожарной охраны. Кроме того, наибольшая эффективность тушения пожара достигается на первоначальном этапе, что не всегда возможно в связи с удаленностью сельских поселений от места расположения пожарных частей. В связи с этим большое значение по обеспечению пожарной безопасности имеет создание в муниципальных образованиях подразделений добровольной пожарной охраны. На 01.10.2013 создано 38 подразделений с общей численностью 123 человека и 40 единиц техники. Всего планируется создать 47 подразделений добровольной пожарной охраны. Однако нехватка пожарного оборудования, экипировки и другого имущества снижает эффективность действий подразделений добровольной пожарной охраны. В соответствии с Законом Республики Хакасия от 08.11.2011 № 94-ЗРХ «О некоторых вопросах деятельности добровольной пожарной охраны в Республике Хакасия» (с последующими изменениями) оказание финансовой поддержки общественным объединениям пожарной охраны в Республике Хакасия может осуществляться в форме предоставления бюджетных ассигнований в виде субсидий и налоговых льгот. Поэтому для повышения эффективности функционирования подразделений добровольной пожарной охраны существует необходимость оказания им финансовой поддержки за счет республиканского бюджета Республики Хакасия. Для повышения оперативности принятия управленческих решений при угрозе и возникновении ЧС, сокращения времени поиска, обработки, передачи информации для принятия решений требуется создание автоматизированной системы учета рисков возникновения ЧС на потенциально опасных и опасных производственных объектах Республики Хакасия. В связи с выполнением функций по осуществлению в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС, указанных в Федеральном законе от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», необходимо исчерпывающее владение информацией о каждом потенциально опасном и опасном производственном объекте. Необходимая информация фактически имеется, однако при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС практически не используется, так как поиск и представление в требуемом виде данной информации в значительной степени затруднен (информация не систематизирована, находится в разных документах, дублируется и представлена в основном на бумажных носителях). Создание электронной базы данных, в которую будет внесена вся необходимая информация, позволит оперативно ее использовать, в том числе при ликвидации ЧС, с возможностью обмена и передачи данных по сети Интернет. Это приведет к сокращению времени на выработку правильного решения по ликвидации ЧС, что в свою очередь значительно сократит время ликвидации ЧС и, как следствие, приведет к снижению затрат на финансирование мероприятий аварийно-спасательных и восстановительных работ. Кроме того, организациями, владеющими потенциально опасными и опасными производственными объектами, должно выполняться большое количество мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Контроль выполнения данных мероприятий осуществляется один раз в три года путем проведения надзорных и контрольных мероприятий. Автоматизированная система позволит осуществлять контроль ежегодно, оказывать соответствующее управляющее воздействие на данные организации и более рационально планировать надзорные и контрольные мероприятия Главным управлением МЧС России по Республике Хакасия в отношении данных объектов. Выполнение этих мероприятий позволит качественно и полно выполнять организациями, эксплуатирующими потенциально опасные и опасные производственные объекты, мероприятия по защите населения и территории республики от ЧС, что в свою очередь приведет к снижению рисков возникновения ЧС техногенного характера на территории Республики Хакасия. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.08.2012 № 523 создано Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Республиканский информационный центр по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий» (далее – ГКУ РХ «РИЦ») в целях осуществления в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера, обеспечения своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания граждан, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС межмуниципального и регионального характера. Основными задачами ГКУ РХ «РИЦ» являются: осуществление сбора, обработки, анализа, обмена и представление в установленном порядке оперативной информации о фактах возникновения, предпосылках и угрозах, последствиях ЧС межмуниципального и регионального характера; своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания граждан об угрозе возникновения или о возникновении ЧС межмуниципального и регионального характера; осуществление оперативного учета сил и средств постоянной готовности территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС Республики Хакасия единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС; поддержание в постоянной готовности и обеспечение функционирования автоматизированных систем управления, централизованного оповещения при приеме и передаче распоряжений (сигналов) на приведение органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в высшие степени готовности; координация действий элементов автоматизированной информационно-управляющей системы ТП РСЧС Республики Хакасия, связи руководящего состава, должностных лиц и оперативных групп; направление оперативных групп к месту ЧС; обеспечение доступа пользователей к информационным ресурсам в соответствии с установленным порядком; координация действий элементов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (далее – ОКСИОН) в местах массового пребывания граждан. ГКУ РХ «РИЦ» организует учет и хранение имущества резерва материальных ресурсов Республики Хакасия для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, обслуживание автомобильной техники, используемой для решения задач по защите населения и территорий от ЧС. ОКСИОН создается в рамках реализации федеральных целевых программ «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года». Целью создания ОКСИОН является подготовка населения в области защиты от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий. Эти технологии должны позволять оповещать, информировать и обучать людей, находящихся в местах массового пребывания, с использованием электронных наружных и внутренних информационных табло, прививать нормы безопасного поведения в условиях ЧС. На 01.10.2013 созданы первая и вторая очереди ОКСИОН, которые функционируют в 33 крупных городах Российской Федерации. Проведение указанных мероприятий позволило охватить современными информационными средствами в условиях возникновения ЧС более 60 млн человек (более 40 процентов населения страны). В Сибирском федеральном округе элементы ОКСИОН созданы в городах Красноярске, Омске, Новосибирске и Иркутске. Дальнейшее развитие общероссийской системы информирования требует создания информационных центров во всех субъектах Российской Федерации, дооснащения системы средствами химического и радиационного контроля и мобильными комплексами информирования и оповещения населения. В Республике Хакасия элементы ОКСИОН отсутствуют. За период 2014–2016 годов планируется провести проектно-изыскательные работы по созданию ОКСИОН, создать региональный информационный комплекс, а также организовать работу по подключению к региональному информационному комплексу уже имеющиеся рекламные средства сторонних организаций (светодиодные уличные экраны, гипермаркеты с имеющимися плазменными панелями, аэропорт, автовокзал, железнодорожный вокзал, магазины бытовой электроники, маршрутные автобусы с жидкокристаллическими мониторами). Привлечение организаций значительно снизит стоимость работ по созданию ОКСИОН в Республике Хакасия. В соответствии с федеральными законами от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с последующими изменениями), от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с последующими изменениями), постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (с последующими изменениями), от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с последующими изменениями) во всех субъектах Российской Федерации организуется подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС. С 2016 года в составе расходов Программы предусмотрено направление расходов на содержание аппарата Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия, осуществляющего функции по выполнению мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения ЧС и ликвидаций их последствий, организации тушения пожаров и обеспечения пожарной безопасности на территории Республики Хакасия во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Хакасия. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.01.2012 № 33 Государственное образовательное учреждение Республики Хакасия «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» переименовано в Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Хакасия «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» (далее – ГБОУ ДПО РХ «УМЦ по ГОЧС»), в котором проходят обучение должностные лица исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, муниципальных образований, организаций и предприятий республики. Обучение ежегодно проходят около 700 человек. Работа по совершенствованию подготовки руководящего состава и специалистов гражданской обороны и ТП РСЧС Республики Хакасия, в том числе внедрение дистанционных и выездных форм обучения населения, позволит: снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы как учащихся, так и преподавателей); увеличить процент обучаемых в области гражданской обороны и ЧС, особенно в удаленных районах республики; повысить качество обучения за счет применения современных средств, таких как объемные электронные библиотеки. Важнейшим звеном в совершенствовании умений и навыков по действиям в ЧС подрастающего поколения является проведение мероприятий в рамках Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности». Соревнования «Школа безопасности» проводятся в большинстве субъектов Российской Федерации; ежегодно данные мероприятия проводятся на межрегиональном и федеральном уровнях. В республике соревнования «Школа безопасности» проводятся как в муниципальных образованиях, так и на республиканском уровне. Также команда от Республики Хакасия ежегодно принимает участие в межрегиональных соревнованиях. Вместе с тем при проведении соревнований «Школа безопасности» и участии команды от республики в межрегиональных соревнованиях постоянно ощущается нехватка финансовых средств, необходимого оборудования, экипировки и имущества, что влияет на качество проводимых соревнований. В целях повышения уровня подготовки детей в области безопасности жизнедеятельности, обучения умелым действиям в любой критической обстановке, освоения приемов само- и взаимопомощи необходимы финансовые средства на организацию проведения полноценных соревнований «Школа безопасности», приобретение необходимой экипировки, оборудования и иного имущества для участия в межрегиональных соревнованиях. На территории загородного оздоровительного детского лагеря «Баланкуль» планируется завершить создание учебно-тренировочной площадки для проведения соревнований «Школа безопасности», где учащиеся смогут приобрести базовые знания по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, обучиться способам оказания первой помощи, правилам поведения в экстремальных и ЧС. На занятиях на базе учебно-тренировочной площадки учащимся представится возможность приобретения навыков работы со специальным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом. Ожидается, что количество привлеченных к соревнованиям детей будет постоянно увеличиваться. Необходимо отметить, что в 2015 году на территории Республики Хакасия планируется проведение Межрегиональных соревнований «Школа безопасности», в которых примут участие команды субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа. 1.2. Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров являются важным фактором устойчивого социально-экономического развития Республики Хакасия. Анализ информации о пожарах с учетом структуры и динамики их изменений свидетельствует о том, что они являются значительным источником социальных и экономических потерь, представляют существенную угрозу для безопасности граждан и экономики республики и, как следствие, препятствуют устойчивому социально- экономическому развитию Республики Хакасия. Обстановка с пожарами на территории Республики Хакасия за 2008–2012 годы характеризуется следующими основными показателями: зарегистрировано 3690 пожаров, прямой материальный ущерб составил более 34 млн рублей. Количество погибших на пожарах – 249 человек, количество травмированных – 108 человек; на пожарах спасено более 1500 человек. Показатели риска пожаров характеризуют различные аспекты состояния пожарной безопасности в республике. Количество пожаров отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий. Индивидуальный риск и удельная величина ущерба от пожаров главным образом характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров (время оперативного реагирования пожарной охраны, их техническая оснащенность, подготовка личного состава и иное). Причиной абсолютного большинства пожаров является человеческий фактор. Граждане зачастую безответственно и небрежно относятся к требованиям правил пожарной безопасности. На это влияют сложные социально-демографические процессы в обществе, низкий уровень доходов основной части населения республики. Важнейшим показателем эффективности действий пожарной охраны является время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Сокращение времени оперативного реагирования непосредственно влияет на последствия пожара (уменьшение количества погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба). Несмотря на некоторое снижение количества пожаров за последние годы, серьезную озабоченность вызывают возможности подразделений противопожарной службы Республики Хакасия по тушению пожаров. Недостаточная техническая оснащенность и малочисленность пожарных расчетов отрицательно сказываются на их боеготовности, ограничивают возможность ликвидации пожаров в кратчайшее время. Время прибытия пожарных подразделений к месту пожара превышает нормативные значения более чем в два раза. В соответствии со статьей 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с последующими изменениями) время прибытия пожарных подразделений к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, в сельских поселениях – 20 минут. Анализ пожаротушения за 2012 год показывает, что среднее время сообщения о пожаре в сельской местности выше среднего времени по России на 2%, среднее время тушения пожаров выше среднего времени по России на 2,6%. В связи с этим практически каждый пожар в удаленной от районного центра сельской местности приводит к полному уничтожению объекта. Так, из 277 населенных пунктов, 13 (4,69%) населенных пунктов в Республике Хакасия находятся за пределами нормативного времени прибытия пожарных подразделений. В данных населенных пунктах проживают 1008 жителей Республики Хакасия, что составляет 0,23% от общего количества населения. Как показывают исследования, для снижения гибели людей при пожарах необходимо сократить среднее время сообщения о пожаре и следования пожарных подразделений на пожар, для чего требуется реализация комплекса мер. Основными направлениями деятельности, которые могут обеспечить уменьшение рисков пожаров в республике, являются: строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных депо в населенных пунктах; развитие материально-технической базы и системы подготовки подразделений пожарной охраны; Всего необходимо 70 депо, фактически имеется 30. Большинство имеющихся зданий пожарных депо в Республике Хакасия не соответствует требованиям, предъявляемым к объектам пожарной охраны, и не предназначены для несения караульной службы. Исходя из расчетного количества пожарных депо, общая численность личного состава противопожарной службы Республики Хакасия должна составлять 1179 человек. На 01.10.2013 в подразделениях Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Противопожарная служба» (далее – ГКУ РХ «Противопожарная служба») числятся 579 человек личного состава (49,4% от нормативного значения), которые содержатся за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия. Численность действующих пожарных частей предельно минимальна, что создает трудности в повседневной деятельности всех подразделений. Во многих пожарный частях отделение, выезжающее на пожар, состоит из двух человек: водителя и командира отделения. Если один из работников пожарной части находится в отпуске, а другой заболел, то к работе привлекаются иные работники, что приводит к превышению установленного трудовым законодательством максимального предела сверхурочной работы в год - 120 часов. Без увеличения штатной численности обеспечивать пожарную безопасность, не нарушая трудового законодательства, невозможно. В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации, в подразделениях, численность работников в которых превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. Все подразделения противопожарной службы Республики Хакасия – численностью от 50 человек и более, и ни в одном из них нет должности (т. е. отдельной единицы) специалиста по охране труда, что является нарушением трудового законодательства, а без введения дополнительных штатных должностей решение данного вопроса невозможно. На вооружении подразделений противопожарной службы Республики Хакасия находится 65 единиц основной пожарной техники (пожарные автоцистерны), из них 74% эксплуатируются по 15 и более лет и требуют списания (срок эксплуатации пожарной автоцистерны – 12,5 года). Вся данная техника содержится за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия. За 2010–2013 годы приобретено всего восемь единиц основной пожарной техники. В соответствии с существующими нормами на вооружении подразделений противопожарной службы Республики Хакасия должно находиться 13 пожарных автоцистерн с лестницей (АЦЛ-3.0-40/17). Для обеспечения действий пожарных подразделений по спасению людей и тушению пожаров в населенных пунктах Республики Хакасия, где максимальная высота жилых зданий не превышает пяти этажей, планируется приобретение пожарной автоцистерны с лестницей АЦЛ-3.0-40/17. В целях обеспечения готовности обслуживающего персонала (сотрудников, работников) организаций, а также пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ необходимо разработать документы предварительного планирования действий по тушению пожаров. Документы предварительного планирования предназначены для обеспечения руководителя тушения пожара информацией об оперативно-тактической характеристике объекта, прогнозирования возможной обстановки на пожаре, планирования основных действий по тушению пожаров, повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров, а также при исследовании (изучении) пожара. На 01.10.2013 разработано 1330 документов предварительного планирования, что составляет 95% от требуемого. Для проведения превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий, проводится противопожарная профилактика. До населения информация о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности доводится через средства массовой информации, посредством создания и распространения литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок. Анализ профилактики пожаров показывает тенденцию к снижению количества пожаров. Так, в 2012 году на территории Республики Хакасия зарегистрировано 736 пожаров, в 2004 году – 948 пожаров (снижение на 28% за счет проводимых профилактических мероприятий). Любая ЧС может быть экстремально опасной. Наибольшая эффективность в области спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП), достигается за счет осуществления комплекса мероприятий организационного, методического, технического и другого характера, направленного на предотвращение возникновения ДТП с тяжелыми последствиями, ликвидацию последствий и минимизацию ущерба от таких ДТП. Для обеспечения аварийно-спасательных работ при пожарах и чрезвычайных ситуациях необходимо оснастить подразделения противопожарной службы республики гидравлическим аварийно-спасательным инструментом, моторезами с отрезными дисками, электростанциями бензиновыми. На вооружении пожарных подразделений имеется девять комплектов аварийно-спасательного инструмента, что составляет 36% от положенного, из них 7 комплектов малоэффективны и не соответствуют современным требованиям при проведении спасательных работ, а также 10 единиц дисковых бензопил из 50 требуемых. Всего для ГКУ РХ «Противопожарная служба» необходимо приобрести 25 комплектов аварийно-спасательного инструмента. Находящееся в подразделениях противопожарной службы Республики Хакасия пожарно-техническое вооружение эксплуатируется без замены на протяжении многих лет. Всего в перечне содержится 68 наименований пожарно-технического вооружения. Средний показатель оснащенности пожарно-техническим вооружением составляет 67,8%. Отсутствие нормативного количества пожарно-технического вооружения, средств защиты органов дыхания и зрения приводит к увеличению времени проведения специальных работ на пожаре, возрастают время тушения пожара, ущерб и затраты на его тушение. Также отмечается недостаток средств защиты органов дыхания и зрения (далее – СИЗОД) при работе пожарных в задымленных зонах. Практика применения газодымозащитной службы (далее – ГДЗС) показывает, что без СИЗОД время обнаружения терпящих бедствие людей в непригодной для дыхания среде увеличивается на 40-45%. Однако в 14 пожарных частях республики (всего – 25 пожарных частей) ГДЗС отсутствуют, что значительно влияет на результат работы по спасению людей. Оснащенность подразделений СИЗОД в среднем составляет 81%. Деятельность пожарных подразделений осуществляется на основании лицензии «Деятельность по тушению техногенных пожаров». Срок действия лицензии – до 15 апреля 2015 года. Для ее продления работники должны пройти повышение квалификации в учебных центрах. За период с 2008 по 2013 год прошли обучение 257 работников, что составляет 44% от общего количества. Из вышеизложенного следует, что требуется разработка неотложных мер, направленных на снижение социального и материального ущерба от пожаров, уменьшение рисков и смягчение последствий от возможных чрезвычайных ситуаций. Этой цели можно добиться только выполнением комплекса мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в Республике Хакасия, предусматривающего укрепление материально-технической базы подразделений противопожарной службы Республики Хакасия. Также требует комплексного подхода вопрос обеспечения пожарной безопасности учреждений с круглосуточным пребыванием людей в сфере образования, здравоохранения и социальной сфере. Всего на территории республики находится 66 учреждений с круглосуточным пребыванием людей. В системе Министерства здравоохранения Республики Хакасия в 2013 году имеется 29 учреждений с круглосуточным пребыванием людей (5121 человек – работающий персонал и 4328 пациентов). В связи с увеличением количества пожаров в учреждениях с круглосуточным пребыванием людей нормативными актами надзорных органов усилены требования по обеспечению пожарной безопасности. В результате проведения проверок противопожарного состояния органами государственного пожарного надзора, органами прокуратуры выявлены следующие характерные нарушения правил пожарной безопасности: отсутствие или неисправность автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре; неукомплектованность помещений первичными средствами пожаротушения; нарушение требований эксплуатации электроустановок, эксплуатация устаревших электросетей; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|