Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Тыва от 29.10.2015 № 477

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 29 октября 2015 г. № 477

г. Кызыл

 

 

О Стратегии развития федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Тувинский

государственный университет» до 2020 года

 

 

В целях дальнейшего развития высшего профессионального образования и совершенствования подготовки кадров высшей квалификации для различных отраслей экономики, науки и образования в Республике Тыва Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Одобрить прилагаемые:

Стратегию развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тувинский государственный университет» до 2020 года;

индикаторы Стратегии развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тувинский государственный университет» до 2020 года;

план мероприятий по реализации Стратегии развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тувинский государственный университет» до 2020 года.

2. Разместить настоящее постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Глава Республики Тыва                                                                          Ш. Кара-оол

 


 

Одобрена

постановлением Правительства

Республики Тыва

от 29 октября 2015 г. № 477

С Т Р А Т Е Г И Я

развития федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального

образования «Тувинский государственный университет»

до 2020 года

 

Глава 1. Общие положения

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тувинский государственный университет» (далее – ТувГУ) формирует стратегию своего развития до 2020 года как один из элементов государственной образовательной стратегии.

Стратегия  развития ТувГУ (далее – Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегией социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от      4 апреля 2007 г. № 442, государственной программой Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 г. № 632.

Стратегия основывается на Концепции долгосрочного социально-эконо-мического развития Российской Федерации на период до 2020 года, приоритетном национальном проекте «Образование», ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Стратегия определяет цели, задачи, основные направления стратегического развития ТувГУ до 2020 года, механизмы и этапы ее реализации.

Основные положения Стратегии  должны стать основанием для:

обеспечения высокого качества подготовки специалистов, формирования духовно-нравственных ценностей, воспитания активной гражданской позиции и профессиональной культуры;

постоянного  совершенствования образовательной деятельности на основе повышения профессионализма профессорско-преподавательского состава, подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, совершенствования системы менеджмента качества университета, развития системы непрерывного образования;

повышения научного потенциала на основе проведения научно-исследова-тельских и опытно-конструкторских работ, инновационной и производственной деятельности;

развития финансово-экономической деятельности в направлении увеличения объёмов доходов ТувГУ и повышения эффективности их использования в качестве основы успешного развития вуза;

формирования современной университетской инфраструктуры и системы управления;

содействия инновационному развитию экономики республики и ее кластерной организации, которая будет  обеспечиваться  научно-теоретическим сопровождением инвестиционных проектов, реализуемых на территории республики до 2020 года.

ТувГУ видит себя классическим университетом исследовательского типа, обладающим развитой инфраструктурой, высоким научным и кадровым потенциалом, успешно и качественно решающим задачи по оказанию научных и образовательных услуг на основе современных образовательных стандартов, программ и технологий, выпускающим специалистов и научных работников высшей квалификации, способных приумножить интеллектуальный, промышленный и экономический потенциал страны.

 

Глава 2. Предпосылки принятия Стратегии

                               

ТувГУ в своей деятельности ориентируется на удовлетворение кадровых запросов экономики, науки и современного общества. Сегодня ТувГУ – это современный, быстроразвивающийся университет, включающий в себя 3 института, 10 факультетов, 41 кафедру, юридическую и ветеринарную клиники, студенческий бизнес-инкубатор, комплексный ботанический сад, научную библиотеку, научно-образовательный музейный комплекс, центр здоровья, учебно-производственный центр «Комбинат питания», физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном, базу  отдыха «Буревестник».

Профессиональное образование в университете структурировано по уровням:

среднее профессиональное образование реализуется в Кызылском педагогическом колледже;

высшее образование реализуется на факультетах и имеет три уровня: бакалавриат – 1 уровень; специалитет, магистратура – 2 уровень; подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура) – 3 уровень;

для специалистов разработаны и реализуются программы дополнительного образования, для абитуриентов – довузовская профильная  подготовка по всем специальностям университета.

В настоящее время в университете реализуются 85 специальностей высшего образования: 34 направления бакалавриата, 2 программы магистратуры, 31 программа специалитета, 18 направлений подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура), а также более 10 программ дополнительного общего и дополнительного профессионального образования, 10 программ среднего профессионального образования.

Ежегодный набор студентов в ТувГУ на первый курс (на бюджетной основе) составляет около 560 человек на очную форму обучения и около 150 – на заочную. Кроме того, на все направления и специальности дневной и заочной форм обучения организуется набор на договорной основе.

Педагогический состав университета включает 282 преподавателя, из них 65 процентов имеют ученые степени и звания, в том числе 10 процентов - ученые степени доктора наук. Количество обучающихся составляет 5704 человека, из них: на очной форме обучения – 3458, на очно-заочной – 57, на заочной – 2189. 

Считая необходимым ориентировать обучающихся на современные требования отраслей экономики и усиливать их практические профессиональные навыки, ТувГУ устанавливает прочные связи с работодателями и деловым сообществом, инициируя реализацию совместных образовательных программ, стажировок и производственной практики. Взаимодействие ТувГУ с работодателями должно предусматривать:

подготовку специалистов с высшим образованием в соответствии с требованиями работодателей;

организацию практик студентов, сетевое взаимодействие;

трудоустройство выпускников;

дополнительное профессиональное образование (по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации) специалистов организаций и предприятий;

организацию и проведение научных исследований, подготовку научных кадров высшей квалификации через аспирантуру;

проведение совместных мероприятий в сфере инноваций и социально-куль-турной сфере.

В университете функционирует сертифицированная система менеджмента качества, основанная на процессном подходе. Результативность внутренней работы университета определяется показателями основных процессов образовательной услуги: учебного, воспитательного, методического и научного.

Одним из ключевых параметров оценки деятельности вуза является качество образовательных программ, которое определяется результатами обучения, оценкой степени удовлетворенности обучаемых и работодателей, уровнем качества реализации образовательного процесса, трудоустройством выпускников, государственной и общественно-профессиональной аккредитацией. Управление качеством образовательных программ, в том числе оценка эффективности использования образовательных ресурсов, должно основываться на результатах непрерывного мониторинга. Решению этой проблемы посвящено мероприятие «Разработка и внедрение комплексной системы мониторинга образовательной деятельности».

Для сбора и анализа необходимой информации должна быть разработана и внедрена соответствующая система, основанная на проведении процедур оценивания, тестирования и анкетирования обучающихся, с последующим анализом и выработкой корректирующих и предупреждающих действий.

Для обеспечения гибкости и инновационной направленности образовательного процесса необходимо изменение парадигмы в деятельности профессорско-преподавательского состава, направленной в пользу межкафедральной интеграции и формирования у студента общекультурных и профессиональных компетенций.

Для обеспечения поэтапного непрерывного контроля качества реализации образовательной программы будет использоваться деятельность по формированию компетенций в виде процессной модели. Это позволит обеспечить постоянный мониторинг как процессов формирования компетенций, так и процессов оптимизации условий реализации образовательной программы.

Одной из важных задач образовательной деятельности ТувГУ является развитие системы управления качеством образовательных услуг на основе системы международных стандартов по ГОСТ ISO 9001-2011.

Непосредственно разработку и внедрение внутривузовских процедур обеспечения гарантий качества образования планируется реализовать в рамках мероприятия «Совершенствование системы менеджмента качества университета и развитие системы обеспечения гарантий качества образовательных услуг». 

Сложность и многообразие форм организации учебного процесса, расширение сферы предоставляемых образовательных услуг приводят к необходимости постоянного совершенствования методов управления учебно-научным процессом. Одним из основных направлений повышения эффективности этой работы является формирование электронных образовательных ресурсов нового поколения, где необходим переход от разрозненных образовательных разработок электронных продуктов к формированию целостной системы электронного образования. В связи с этим в ТувГУ предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать электронное обучение («E-learning») и дистанционные образовательные технологии, сетевую форму обучения, сочетание различных форм получения образования.

Для реализации проекта по электронному обучению и дистанционных образовательных технологий будет введен в эксплуатацию сервер поддержки дистанционного обучения ТувГУ. Для преподавателей и сотрудников ТувГУ будут проводиться регулярные семинары по использованию сервера дистанционного образования и созданию на его платформе новых курсов.

С целью формирования профессиональных навыков студентов, учета требований работодателей ТувГУ будет расширять  сеть учебно-научно-производственных комплексов, базовых кафедр. Высокое качество подготовки специалистов будет обеспечиваться единством учебного процесса и научных исследований, при этом новые научные результаты будут использоваться в соответствующих учебных курсах.

В ТувГУ функционирует Центр маркетинга и содействия трудоустройству, в  функции которого входит налаживание прямых контактов между кадровыми службами предприятий и выпускниками, а также методическая и организационная работа со студентами и выпускниками. Дальнейшее развитие центра  предусматривает выполнение научно-исследовательской работы по прогнозированию потребности в кадрах для различных отраслей социально-экономического развития республики. 

Основными приоритетами в организации учебного процесса будут являться:

совершенствование механизма организации учебного процесса, внедрение инновационных методов обучения с использованием активных и интерактивных методов, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

обучение через практическую демонстрацию навыков и умений,  расширение практико ориентированных дисциплин (модулей), сетевого взаимодействия, создания кафедр или иных структурных подразделений организации, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей программы;

моделирование производственных ситуаций, разработку виртуальных лабораторных работ, современных компьютерных программ и мультимедиа средств;

построение индивидуальной траектории обучения, направленной на практико-ориентированную подготовку.

Научно-исследовательская деятельность в ТувГУ проводится по фундаментальным, прикладным и хоздоговорным темам и направлена, в первую очередь, на решение проблем социально-экономического развития Республики Тыва, сохранение природных богатств и обеспечение экологической безопасности региона.

Существующие научные направления в целом соответствуют профилю подготовки специалистов в университете, способствуют решению актуальных социально-экономических проблем региона, совершенствованию системы и содержания образования в вузе и средней школе. Результаты исследований широко используются в учебном процессе и служат основой для открытия новых специальностей и направлений.

На решение проблем социально-экономического развития Республики Тыва направлены и проекты молодых ученых ТувГУ, реализуемые в рамках грантов Главы Республики Тыва.

В университете проводятся исследования по изучению энергосберегающих технологий возделывания культур в аридной зоне, технологий переработки и утилизации техногенных образований и отходов, строительных и промышленных технологий, рационального природопользования и геотехнологий, по изучению показателей плодородия почв сельхозугодий, по оценке качества атмосферного воздуха городов Республики Тыва и другие.

С целью развития инновационной деятельности созданы малые инновационные предприятия:

ООО «СтройИнТех», основной деятельностью которого является производство изделий из пенобетона;

ООО «АйТи-Юнивер» занимается разработкой программных продуктов и программных комплексов;

ООО «ЦМИТ» (Центр молодежного инновационного творчества Республики Тыва), целью которого является привлечение к инновационной деятельности молодежи, предоставление  различных услуг, среди которых проектирование конструкторской документации, проектирование и корректировка 3D-моделей изделий по готовым чертежам, создание электронных каталогов конструкторских элементов и изделий и др.

В настоящее время результаты патентно-лицензионной деятельности ТувГУ зафиксированы в 37 объектах интеллектуальной собственности.

В ТувГУ функционирует студенческий бизнес-инкубатор, основными задачами которого являются создание с участием студентов и аспирантов и предприятий–производителей наукоемкой продукции, условий для коммерциализации научных разработок студентов и аспирантов.

К инновационным формам организации научного творчества молодежи  относятся и студенческие творческие проектные группы при студенческом бизнес-инкубаторе. В настоящее время насчитывается 11 резидентов: «Конструкторы» – конструирование моделей и деталей; «STT» и «VSG» (VideoStudioGroup) – работа с видеоматериалами; «D-ELECTRO» – введение электронного документооборота в университете; «Business Consult Group» (BcG) – осуществление консультирования по бизнес-планированию; «Fast Bureau of Interpretation» – бюро; «AgroBio» – развитие овощеводства, плодоводства, садоводства и цветоводства; «AAO-Studio» – разработка 3D-моделей и мобильных приложений; «Робототехника» – разработка и конструирование робототехники; «Ландшафтный дизайн» – создание проектов и моделей по благоустройству территорий и участков; «Декоративный фитодизайн» – создание проектов моделей по озеленению территорий и участков.

Более 250 ученых ТувГУ вовлечены в инновационную деятельность. Развиваются связи с активными участниками инновационной экономики: создаются совместные научно-исследовательские и образовательные программы. Университетом поддерживаются научные контакты с сибирскими отделениями российских академий, научно-исследовательскими учреждениями Республики Тыва, оказываются консультационные услуги органам власти и управления, общественным организациям.

В университете активно, в том числе и при финансовой грантовой поддержке российских и международных научных фондов в объеме более 5 млн. рублей в год, проводятся фундаментальные и прикладные исследования, сложилось 8 научных школ.

Финансирование научно-инновационной деятельности осуществляется из различных источников: государственное задание Министерства образования и науки Российской Федерации; международные, государственные и частные фонды; средства республиканского бюджета Республики Тыва; хоздоговорные работы; собственные средства университета.

В ТувГУ ежегодно проводится более 20 международных и межрегиональных научных конференций.

В ТувГУ активно ведется научно-исследовательская работа студентов:  на регулярной основе работают 25 студенческих научных кружков и 15 проблемных групп, а также студенческий конструкторский клуб, клуб дебатов и философский клуб «Сова Минервы»,  ежегодно публикуется более 800 студенческих научных работ,  организуется участие студентов в международных, российских и региональных конференциях и олимпиадах, например,  международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая», Межрегиональная олимпиада «Языки коренных народов Сибири», республиканский молодежный инновационный форум «Инновации» и другие.

Аспирантура  ТувГУ функционирует по 18 научным специальностям и 11 отраслям, в ней обучается свыше 100 человек. В аспирантурах и докторантурах других вузов и научных учреждений обучается более 50 сотрудников ТувГУ. В университете действует «Программа подготовки докторов наук в ТувГУ».

ТувГУ является учредителем научного журнала «Вестник ТувГУ», имеет собственное корпоративное издание – газету «Тувинский государственный университет», функционирует редакционно-издательский отдел.

В подготовке высококвалифицированных научных кадров ТувГУ в ближайшие 5 лет необходимо предпринять меры, направленные на омоложение научных кадров, т.е. увеличение количества кандидатов наук до 35 лет, и увеличить количество докторов наук из числа преподавателей ТувГУ.

Международные и межрегиональные связи ТувГУ. Из года в год увеличиваются количественные показатели развития партнерских связей с российскими и зарубежными научно-образовательными организациями. Заключено 88 договоров о сотрудничестве в области науки, образования и культуры: 56 – с российскими научно-образовательными организациями, 32 – с зарубежными. Университет входит в состав международной Ассоциации азиатских университетов и ассоциации образовательных и научных организаций «Сибирский открытый университет» на правах полноправного члена.

ТувГУ укрепляет свои позиции в качестве международного образовательно-научного центра, привлекательного для граждан других государств: численность иностранных студентов в 2015 году составила 39 человек из 7-ми государств мира: Монголии, Киргизии, Нигерии, Японии, Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана. Количество выпускников из числа иностранных граждан достигло за последние 10 лет 22 человек. В дальнейшем планируется увеличение количества обучающихся в ТувГУ иностранных студентов более чем на 1 процент от приведенного контингента обучающихся в вузе.

В университете функционирует Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку как иностранному, а также иностранных граждан для получения российского гражданства, организованы курсы русского языка для иностранных граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья. На курсах русского языка как иностранного обучаются граждане Монголии, Китая, США и других государств.

ТувГУ активно сотрудничает с зарубежными партнерами в рамках академического обмена: за последние три года 78 студентов выезжали на языковые стажировки, обучение, практику в Индию, Китайскую Народную Республику, Казахстан, США, Польшу, Германию, Монголию и Финляндию. В качестве стажеров в ТувГУ прошли обучение 74 иностранных гражданина из Турции, Монголии, США, Азербайджана, Казахстана, Чехии, Китая.

На основании Соглашений о сотрудничестве в ТувГУ работают преподаватели и научные сотрудники из Шотландии, Китая, Монголии, США, Южной Кореи. В свою очередь преподаватели ТувГУ выезжают в зарубежные вузы-партнеры для чтения лекций, участия в конференциях, тренингах и обмена опытом работы (Монголия, Казахстан, Кыргызстан, Турция, Польша и др.)

С вхождением ТувГУ в консорциум вузов по проекту Темпус Европейского Союза «Разработка и внедрение магистерской программы в области продовольственной безопасности, производства и сбыта традиционных продуктов питания в России и Казахстане (TradPro)» количество зарубежных партнеров ТувГУ увеличится до 60. В дальнейшем получат существенное развитие международные контакты в научно-образовательной сфере за счет двукратного увеличения количества выезжающих в зарубежные вузы-партнеры.

Важным направлением развития международной деятельности вуза является наличие образовательной программы, разработанной совместно с зарубежным вузом. Цель реализации совместной образовательной программы – повышение рейтинга и конкурентоспособности вуза в мировом образовательном пространстве. ТувГУ совместно с Северо-Восточным педагогическим университетом Китайской Народной Республики разработал совместную образовательную программу по специальности «Зарубежное регионоведение», которая успешно реализуется. На 2015-2016 гг. ТувГУ ставит задачу реализации совместной образовательной программы с Монгольским национальным университетом по зарубежному регионоведению и магистерской программы по проекту Темпус «Разработка и внедрение магистерской программы в области продовольственной безопасности, производства и сбыта традиционных продуктов питания в России и Казахстане (TradPro)». Достигнута договоренность о разработке совместной образовательной программы с Завханским филиалом Улан-Баторского государственного университета.

Ученые ТувГУ принимают активное участие в научно-исследовательских конкурсах, международных грантах. Научно-исследовательская работа выполнялась по договорам со Всемирным фондом дикой природы и Oxfam по проекту «Программа развития сообщества в Республике Тыва», а также в рамках выигранных грантов Российского гуманитарного научного фонда. В 2013 году ТувГУ выиграл международные гранты Фонда Открытого общества США «Глобальные студенческие дебаты» и «Темпус» Европейского Союза «Разработка и внедрение магистерской программы в области продовольственной безопасности, производства и сбыта традиционных продуктов питания в России и Казахстане (TradPro)».

В 2015 году ТувГУ принял участие в конкурсе Евросоюза «Эразмус+» для разработки совместной магистерской программы по энергоэффективности с университетами-партнерами консорциума вузов зарубежных государств, с монгольскими учеными запланирован проект «Опытное производство пенобетона на основе местного сырья Монголии в научно-производственной лаборатории «Прогресс» инженерно-технического факультета ТувГУ» и  проект по исследованию истории и этнографии тюрко-монгольских родов и родовых групп Центральной Азии.

В ТувГУ имеется развитая информационно-образовательная среда: магистральная кабельная сеть, внутривузовский сайт в информационно-телекоммуника-ционной сети «Интернет», система web-сайтов факультетов и институтов, официальный сайт вуза. Современные методы и средства, основанные на использовании информационных систем и технологий,  активно используются в учебном процессе наряду с традиционными формами обучения. Более 1220 компьютеров задействованы в обеспечении учебного процесса, 600 компьютеров всегда доступны для студентов в компьютерных классах и читальных залах, имеют подключение к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Для внутреннего пользования в ТувГУ установлено программное обеспечение «КоммФорт софтвар», которое позволяет обмениваться документами, файлами, сообщениями, осуществлять голосовую и видеосвязь.

В подразделениях используется различное программное обеспечение. Наряду с широко распространенными пакетами MS Office, имеются и специальные программы: Statistica, Adobe Captivate, Mathematica, Matlab, ArchiCAD, AutoCAD, «SCAD», «Гранд-смета», «ГрандСтройинфо», ИССАО (ООО «Термика»), Консультант-Плюс, Гарант, PTGui, Photoshop Extended CS6 13 AcademicEdition License, Dreamweaver CS6 12 Education License Russian, Acrobat Professional 11 AcademicEdition License, Agisoft PhotoScan  и т.д.

Библиотека является научным и методическим центром университета. Библиотечный фонд насчитывает более 400 тыс. единиц хранения. Кроме того, ежегодно выписывается свыше 10 наименований газет и около 65 наименований журналов. В структуре библиотеки функционирует 5 абонементов, 8 читальных залов, электронный каталог и создана электронная библиотека.

Воспитательная работа в университете ведется в соответствии с основными направлениями, отраженными в Концепции воспитательной работы ТувГУ. Ежегодно для студентов организуется более 50 мероприятий различной направленности: культурно-массовые, спортивно-оздоровительные, гражданско-патриотические, направленные на развитие студенческого самоуправления, профессионально-трудовое воспитание, работу в студенческих общежитиях, что позволяет не допустить роста административных и уголовных преступлений в студенческой среде.

Одним из важнейших компонентов воспитательной системы вуза являются студенческие клубы и творческие объединения, многие из которых являются победителями и призерами престижных фестивалей и конкурсов. В ТувГУ работают     26 студенческих объединений, в их числе  студенческий комитет по качеству образования, Ассоциация иностранных студентов и другие. Особое внимание уделяется организации и развитию волонтерской и добровольческой деятельности студентов университета: работают 5 профильных, 1 строительный, 1 волонтерский отряды. 

Координация здоровьесберегающей деятельности вуза осуществляется на базе многопрофильного научно-образовательного и консультационно-оздоровительного центра здоровья, который включает в себя санаторий-профилакторий, спортивный клуб, психологическую службу, научную лабораторию медико-социальных проблем. На его базе осуществляется мониторинг по Методике комплексной оценки физического, психического здоровья и физической подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций. Результаты исследований по антропофизиометрии, физической подготовленности, физическому здоровью показывают необходимость развития двигательной активности студентов, соблюдения правил здорового образа жизни.

Анализ результатов всеобщей диспансеризации студентов в 2014 году показал, что 279 студентов из 967 обследованных имеют хронические заболевания. В связи с этим возрастает значение работы санатория-профилактория. Санаторий-профилакторий оказывает услуги по общему оздоровлению и предоставлению диетического питания, доврачебной, амбулаторно-поликлинической и специализированной медицинской помощи, открыты терапевтический, стоматологический и гинекологический участки.

Успешно развивающимся направлением внеучебной деятельности является спортивно-оздоровительная работа. В составе спортивного клуба работают 20 спортивных секций с общим количеством занятых 400 человек, 96 студентов являются обладателями спортивных разрядов, 3 студента имеют звания мастеров спорта Российской Федерации международного класса, 8 – мастеров спорта Российской Федерации, 27 – кандидаты в мастера спорта. В ТувГУ увеличилось количество студентов, посещающих спортивные секции, 6 студентов стали  победителями мировых и европейских чемпионатов, а 22 студента взошли на высшие ступеньки пьедестала на Всероссийских соревнованиях.

Для усиления позиций университета в этом направлении требуется разработка программы сопровождения талантливых спортсменов, укрепление материальной базы для развития спорта высших достижений, развитие собственных секций, усиление работы по пропаганде основ здорового образа жизни и  организация интерактивных проектов с участием спортивных «звезд».

В оказании социальной поддержки студентам важную роль играет первичная профсоюзная организация, которой охвачено 2292 студента. Наблюдается снижение социальной активности данного студенческого объединения,  оно утратило роль лидера в студенческой среде университета.

В целом, воспитательная работа нуждается в совершенствовании подходов к организации воспитательной среды, особенно по адаптации первокурсников, разработке концептуально новой программы по профилактике употребления наркотиков и асоциальных явлений.

Современный уровень развития фундаментальных и прикладных междисциплинарных научных исследований, а также задачи подготовки специалистов, обладающих междисциплинарными компетенциями, требуют интенсивного развития и модернизации материально-технической базы.

В настоящее время общая площадь зданий и сооружений, находящихся в оперативном управлении ТувГУ, составляет 66 тыс.кв.м, из них: учебно-лабораторные помещения – 8 тыс.кв.м, общежития – 420 тыс.кв.м. Университет имеет 24 земельных участка общей площадью 89 гектаров.

По данным нормативов  обеспечения учебной площадью приведенного контингента студентов в настоящее время потребность в дополнительных учебных площадях в ТувГУ составляет 10,5 тыс. кв.м. Завершение строительства объекта «Учебно-лабораторный корпус II очереди» в 2015 году позволит обеспечить потребность в учебных и научных площадях.

На 2016-2017 годы университет предусматривает выделение денежных средств за счет внебюджетного финансирования на составление проектно-сметной документации по строительству студенческого общежития на 420 мест. Министерством образования и науки Российской Федерации в 2016-2017 годах предполагается выделение финансовых средств из федерального бюджета на строительство студенческого общежития.

Одновременно с реконструкцией и строительством объектов недвижимости было произведено комплексное обновление научно-лабораторного оборудования во всех подразделениях ТувГУ, закуплено 543 единицы современного научного оборудования общей стоимостью 25 млн. рублей.

В части финансового обеспечения деятельности ТувГУ наблюдается динамика увеличения внебюджетных средств. Основная деятельность ТувГУ финансируется из федерального бюджета и внебюджетных источников.

Позитивные аспекты деятельности университета:

стабильный научно-педагогический коллектив университета с преобладанием кадров высшей квалификации;

обеспечение фундаментальности образования, разнообразие образовательных программ;

развитая система подготовки кадров высшей квалификации;

наличие  научных школ и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;

сложившаяся система взаимодействия с образовательными организациями и органами управления образованием Республики Тыва;

реализация международных образовательных и научно-исследовательских проектов;

наличие современной политики в области менеджмента качества образовательных услуг;

информационная открытость университета, активное взаимодействие со средствами массовой информации;

активная издательская деятельность.

Проблемные зоны деятельности университета:

недостаточное ресурсное обеспечение образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности и невысокая эффективность использования имеющихся ресурсов университета в его деятельности;

недостаточная ориентированность образовательных программ профессиональной подготовки на  запросы потребителей и недостаточное взаимодействие работодателей с вузом;

недостаточно эффективная интеграция вертикальных и горизонтальных связей между структурными подразделениями;

недостаточная интенсивность и продуктивность сотрудничества с субъектами образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности на региональном, российском и международном уровнях;

недостаточно развитая система материального стимулирования сотрудников в зависимости от результатов и эффективности их труда;

недостаточно эффективное использование научных разработок в образовательной практике, невысокий уровень коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

 

Глава 3. Цели, задачи, принципы и этапы реализации Стратегии

 

Стратегическими целями развития университета до 2020 года являются:

развитие университета как научно-образовательного комплекса с современной инфраструктурой, реализующего непрерывное профессиональное образование в соответствии с запросами республики, фундаментальные научные исследования, а также научно-методическое сопровождение системы высшего образования;

повышение конкурентоспособности университета путем совершенствования образовательных программ за счет сохранения фундаментальности образования, интеграции обучения и научно-исследовательской деятельности, использования новейших технологий и современных учебных материалов, ориентации на социально-экономические изменения;

формирование и закрепление ведущих позиций университета как регионального центра образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности;

завоевание ведущих позиций в регионе по уровню и объемам научно-иннова-ционных работ за счет усиления интеграции учебного процесса и научных исследований;

обеспечение научного сопровождения инновационного развития экономики Тувы;

развитие международного сотрудничества ТувГУ для обеспечения повышения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и качества образовательной и научной деятельности на уровне современных мировых требований, повышение международного авторитета ТувГУ как высокопрофессионального учебного и научного центра;

удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии; общества и государства – в квалифицированных специалистах;

развитие финансово-экономической деятельности в направлении увеличения объёмов доходов университета и повышения эффективности их использования в качестве основы успешного развития вуза.

 

3.1. Стратегические задачи в образовательной деятельности:

обновление и совершенствование содержания образования на основе укрепления фундаментальности подготовки и практикоориентированного обучения, интеграции учебного процесса и научных исследований, соответствия тематики научных исследований и проектов преподаваемым дисциплинам, использования результатов исследований в образовательных программах. Повышение кадрового обеспечения образовательного процесса;

расширение спектра образовательных услуг, реализуемых образовательных программ, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных кадров для региона в соответствии с потребностями социально-экономи-ческой сферы Республики Тыва  с использованием принципов непрерывного многоуровневого образования, сочетания различных форм обучения, применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, использования сетевой формы реализации образовательной программы, обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения;

удовлетворение потребности предприятий в трудовых ресурсах и образовательных услугах. Повышение эффективности деятельности университета в рамках стратегического партнерства. Расширение системы целевой контрактной подготовки и  трудоустройства выпускников;

совершенствование системы управления образовательной деятельностью с целью обеспечения гарантий качества образования. Обеспечение проведения регулярных внутренних и внешних аудитов качества образовательных программ и учебных дисциплин;

сертификация системы управления качеством образования;

развитие и совершенствование инновационных образовательных технологий с использованием принципов непрерывного многоуровневого образования: довузовская подготовка (лицей и колледж), базовое высшее образование (бакалавры, специалисты, магистры), подготовка специалистов высшей квалификации (аспиранты, докторанты), дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

 

3.2. Стратегические задачи в научно-инновационной деятельности:

развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационной деятельности, призванных обеспечить университету прочное место ведущего научно-образовательного центра России;

развитие инфраструктуры для проведения современных научных исследований; совершенствование и развитие системы стимулирования преподавателей и студентов к проведению  научно-исследовательской работы;

в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года увеличение количества и объемов научно-инновационных хоздоговорных работ по заказу министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов Республики Тыва в целях инновационного развития экономики региона;

реализация кадровой политики университета, обеспечивающей долгосрочное инновационное развитие ТувГУ.

 

3.3. Стратегические задачи в сфере информационно-коммуникационных технологий:

модернизация и обновление компьютерной техники в компьютерных классах, развитие телекоммуникационной сети университета;

внедрение университетской системы электронного документооборота, автоматизация процессов  учета, анализа данных, составления отчетности.

 

3.4. Стратегические задачи в сфере международной деятельности:

полноправное и полноценное участие университета в международном процессе развития образования, повышение конкурентоспособности ТувГУ на мировом рынке образовательных услуг;

расширение академической мобильности через активизацию международных контактов, обмены студентами,  аспирантами, профессорско-преподавательским составом на межгосударственном, межведомственном и межвузовском уровнях;

разработка и реализация совместных международных образовательных программ и научных исследований;

расширение спектра международных научных программ и проектов;

увеличение доли иностранных граждан, обучающихся в ТувГУ, и повышение качества предоставляемых им образовательных услуг.

 

3.5. Стратегические задачи в воспитательной деятельности:

развитие воспитательной деятельности в рамках учебно-методического, научно-исследовательского, социального, культурно-досугового, спортивно-оздорови-тельного направлений;

развитие органов студенческого самоуправления (студенческий профком, студенческие клубы, студенческие советы, советы старост, студенческие общественные

 

организации), предоставление возможностей для реального влияния студентов на жизнедеятельность университета;

формирование корпоративной культуры университета: участие в корпоративных мероприятиях, профориентационной работе, издании университетских средств массовой информации, благоустройстве и т.д.;

развитие системы социального и профессионального партнерства с выпускниками ТувГУ, органами законодательной и исполнительной власти, работодателями,  общественными организациями;

совершенствование системы спортивно-оздоровительных мероприятий и пропаганды здорового образа жизни;

формирование системы гражданско-патриотического воспитания студентов, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры;

укрепление позиций университета как культурного центра Республики Тыва, развитие творческих коллективов;

создание системы оценки эффективности воспитательной работы в вузе.

 

3.6. Стратегические задачи в финансово-экономической деятельности:

совершенствование механизмов формирования и контроля исполнения консолидированного бюджета университета;

создание на основе современных информационных технологий системы мониторинга доходов и расходов университета в режиме «реального времени»;

создание финансовых резервов и фондов для ресурсного обеспечения новых перспективных направлений деятельности университета;

развитие финансово-хозяйственных механизмов, обеспечивающих повышение самостоятельности, заинтересованности и ответственности за конечные результаты деятельности подразделений университета (кафедр, факультетов, институтов и др.);

совершенствование систем контроля над потреблением энергоресурсов, внедрение энергосберегающих технологий;

создание эффективной нормативной базы финансово-экономической деятельности университета.

 

3.7. Стратегические задачи в сфере  материально-технического обеспечения

расширение материально-технической базы и социальной инфраструктуры университета (репетиционных помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, объединений и т.д.);

модернизация аудиторного фонда, в том числе обновление учебно-лабора-торного оборудования;

строительство общежития для аспирантов и студентов;

модернизация существующей спортивно-оздоровительной базы университета:

реконструкция и строительство базы отдыха на оз. Чагытай и Дус-Холь;

поэтапная модернизация инженерной инфраструктуры учебных корпусов (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение) с целью оптимизации использования энергетических ресурсов и обеспечения комфортных условий в зданиях университетского комплекса;

развитие комплексного ботанического сада как базы для учебных практик студентов и научно-исследовательских работ;

развитие локальной сети университета.

 

Принципы Стратегии:

непрерывность многоуровневого образования, сочетание различных форм обучения;

определение в качестве значимых субъектов научно-образовательной деятельности работодателей, профессионального сообщества, органов власти и местного самоуправления;

доступность образования, равенство возможностей получения образовательных услуг для всех категорий и социальных групп, независимо от места проживания, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения;

доступность информации во всех видах образовательной деятельности и иной информации, необходимой для выбора формы обучения и трудоустройства.

Этапы реализации Стратегии:

Стратегия рассчитана на период с 2015 по 2020 годы. Ее реализация будет осуществляться в три этапа:

первый этап (2015 год) – разработка планов, программ, организационных и методических документов в научно-образовательной, финансово-экономической и воспитательной деятельности,  проектов соглашений и договоров;

второй этап (2016-2018 гг.) – реализация основных мероприятий и направлений Стратегии, формирование плана корректирующих действий;

третий этап (2019-2020 гг.) – завершение реализации Стратегии.

 

Глава 4. Механизмы реализации Стратегии

 

Механизмами реализации Стратегии являются:

разработка планов мероприятий университета по основным стратегическим направлениям;

обеспечение единства целей, направлений и методов постоянного улучшения системы управления ТувГУ;

применение процессного подхода при планировании деятельности структурных подразделений;

осуществление мониторинга основных и поддерживающих процессов по установленным  показателям (в том числе показателям деятельности и критериям государственной аккредитации) и диагностической самооценки;

оценка результативности каждого процесса и системы управления в целом на основе данных об удовлетворенности потребителей, характеристиках и тенденциях основных и вспомогательных процессов, а также характеристиках предоставляемых образовательных услуг;

определение и осуществление корректирующих и предупреждающих действий в целях устранения причин выявленных и потенциальных несоответствий;

бюджетирование, ориентированное на результат.

 

Глава 5. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

 

5.1. Ожидаемые результаты реализации Стратегии в образовательной деятельности:

модернизация содержания образования в процессе профессиональной подготовки специалистов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, интеграцией учебного процесса и научных исследований;

обеспечение соответствия качества подготовки профессиональных кадров потребностям российской экономики на основе широкого вовлечения в образовательный процесс работодателей и общественно-профессиональных сообществ;

увеличение доли специалистов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики;

расширение спектра новых форм обучения, инновационных технологий, внедрение дистанционного и электронного обучения для студентов и слушателей;

повышение кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава, увеличение доли лиц, имеющих базовое образование, прошедших повышение квалификации и  переподготовку;

расширение доступности образования для людей с ограниченными возможностями здоровья;

увеличение фонда электронной библиотеки и электронно-образовательных ресурсов; 

увеличение объема затрат на развитие материальной базы, методического и информационного обеспечения образовательного процесса;

интеграция университета в международное образовательное сообщество.

 

5.2. Ожидаемые результаты реализации Стратегии в научно-инновационной деятельности:

увеличение объема доходов от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок на одного научно-педагогического работника (далее – НПР) до 60 тыс.рублей;

увеличение количества выполненных научно-инновационных проектов для целей социально-экономического развития Республики Тыва;

увеличение количества публикаций на 100 НПР в научных журналах, входящих в российский индекс научного цитирования (далее – РИНЦ), до 100;

увеличение количества публикаций на 100 НПР в научных журналах, входящих в БД Scopus и WoS, до 20;

увеличение количества цитирований на 100 НПР в научных журналах, входящих в РИНЦ, до 50;

увеличение количества цитирований на 100 НПР в научных журналах, входящих в БД Scopus и  WoS, до 15;

оснащение нескольких лабораторий и научных подразделений университета новым научно-исследовательским оборудованием;

увеличение доли молодых ученых в общем количестве НПР до 14,5 процента;

увеличение количества защит диссертаций до 10 на 100 человек профессорско-педагогического состава (далее – ППС);

увеличение процента аспирантов, защитившихся в срок до одного года после окончания аспирантуры (от приема), до 27 процентов;

увеличение удельного веса средств, полученных от управления объектами интеллектуальной собственности, до 1 процента.

В результате реализации Стратегии к 2020 году уровень и объемы научно-инновационной деятельности увеличатся, в частности, объем привлекаемых внебюджетных средств увеличится на 10 процентов по сравнению с 2014 годом; увеличится публикационная активность ППС – количество публикаций в РИНЦ до 100 на 100 ППС, до 20 публикаций в журналах, входящих в базы данных Scopus и WoS, на 100 ППС, увеличится число цитирований авторов – ППС в РИНЦ и БД Scopus и WoS; эффективность работы аспирантуры увеличится до 27 процентов – аспирантов, защитившихся в срок до одного года после окончания. Кроме того, увеличится количество выполненных НИОКР для целей министерств и ведомств Республики Тыва.

 

5.3. Ожидаемые результаты реализации Стратегии в сфере информационно-коммуникационных технологий:

увеличение обеспеченности обучающихся компьютерной техникой от 5 студентов до 3,2 на 1 компьютер;

увеличение обеспеченности научно-педагогических работников компьютерной техникой от 1,75 преподавателя до 1,2 на 1 компьютер;

увеличение количества аудиторий, оборудованных мультимедиа, от 65 до 151 аудитории;

увеличение доли автоматизации научно-образовательного процесса с 10 до    75 процентов;

увеличение доли пользователей электронными библиотечными системами в общем количестве студентов и научно-педагогических работников с 30 до 100 процентов;

увеличение доли площадей университета, обеспеченных Wi-Fi, от 15 до         100 процентов;

построение сети беспроводного доступа к информационно-телекоммуника-ционной сети «Интернет» с повышенной  скоростью во всех учебных корпусах, общежитиях;

увеличение доли подразделений, охваченных электронным документооборотом, до 70 процентов.

 

5.4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии в международной деятельности:

существенное развитие получат международные контакты в научно-образовательной сфере, увеличится количество соглашений и договоров о сотрудничестве;

увеличится доля совместных проектов с международными вузами в общем количестве образовательных, научных, инновационных и социально-культурных проектов;

увеличится количество совместных международных образовательных программ;

увеличится объем привлекаемых средств от участия в международных конкурсах на получение грантов более чем на 20 процентов;

увеличится доля научно-педагогических работников, участвующих в программах международного академического обмена, до 10 процентов;

увеличится доля иностранных студентов в общем количестве приведенного контингента более чем на 1 процент;

увеличится ежегодный объем привлекаемых от международной деятельности средств на 10 процентов к уровню 2014 года.

 

5.5. Ожидаемые результаты реализации Стратегии в воспитательной деятельности:

повышение уровня профессиональной готовности студентов средствами воспитательной деятельности;

повышение профессиональной компетентности научно-педагогических работников университета в вопросах воспитательной деятельности;

функционирование системы оценки эффективности воспитательной работы со студентами (опросы студентов, преподавателей, определение критериев и т.п.);

наличие системы социального партнерства: ассоциация выпускников, налаженные механизмы взаимодействия с работодателями, педагогическим сообществом России;

наличие достаточного количества специально оборудованных помещений для реализации воспитательной деятельности;

активное участие студентов в процессе управления университетом и корпоративных мероприятиях вуза;

усиление социально-культурного влияния ТувГУ в регионе и повышение привлекательности вуза для различных категорий абитуриентов.

5.6. Ожидаемые результаты реализации Стратегии в финансово-эконо-мической деятельности:

переход от бюджета стабилизации к бюджету развития университета на основе увеличения объема и качества предоставляемых образовательных, научных и прочих услуг, развития инновационной деятельности при оптимизации издержек;

создание функционирующей системы мониторинга доходов и расходов университета в режиме «реального времени»;

наличие баз данных движимого и недвижимого имущества, материально-технических и финансовых ресурсов университета и внедрение системы мониторинга и контроля их эксплуатации;

создание функционирующей системы ресурсной поддержки всех субъектов социально-экономических отношений в вузе (работников, обучающихся, структурных подразделений);

гибкая система материального стимулирования всех категорий сотрудников университета;

наличие актуальной нормативной базы финансово-хозяйственной деятельности университета;

увеличение финансирования программ развития университета; 

увеличение доли средств от приносящей доход деятельности в общем объеме средств к 2018 году до 22,1 процента;

увеличение суммы доходов из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника к 2018 году до 0,53 млн. рублей в год;

оснащение прикладных лабораторий по техническим специальностям;

увеличение электронного библиотечного фонда на 60 процентов;

оптимизация потребления электроэнергии, теплоэнергии и воды, снижение расходов на энергоснабжение и водоснабжение (в натуральных показателях) к 2018 году до 15 процентов к уровню 2013 года;

повышение качества интеллектуального капитала путем совершенствования механизмов стимулирования труда научно-педагогических работников;

увеличение среднемесячной заработной платы научно-педагогических работников к среднемесячной заработной плате по экономике региона к 2018 году до    200 процентов.

 

5.7. Ожидаемые результаты реализации Стратегии в сфере материально-технического обеспечения:

завершение строительства и введение в эксплуатацию учебно-лабораторного корпуса II очереди;

строительство спортзала по ул. Колхозная, д. 125;

строительство столовой на 140 мест для учебно-лабораторного корпуса по    ул. Колхозная, д. 125;

строительство студенческого общежития на 420 мест;

строительство общежития для сотрудников (аспирантов, молодых ученых);

строительство научной библиотеки с конференц-залом для ученых.

 


Одобрены

постановлением Правительства

Республики Тыва

от 29 октября 2015 г. № 477

 

И Н Д И К А Т О Р Ы

Стратегии развития федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Тувинский государственный университет» до 2020 года

 

Показатель (индикатор)

Единица

измерения

Значения показателей

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

 

Задача 1. Обновление и совершенствование содержания образования на основе укрепления

фундаментальности подготовки и практикоориентированного обучения, интеграции учебного

процесса и научных исследований, соответствия тематики научных исследований и проектов

преподаваемым дисциплинам, использования результатов исследований в образовательных

программах. Повышение кадрового обеспечения образовательного процесса

 

1.1. Доля образовательных программ повышения квалификации, усовершенствованных с учетом мнения работодателей

процентов

20

20

25

25

30

33

1.2. Количество образовательных программ, сформированных по принципу непрерывности образования

количество

3

3

4

5

5

6

1.3. Доля привлекаемых к образовательной деятельности работодателей в общей численности  научно-педагогических работников ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет» (далее – ТувГУ)

процентов

6

7

8

9

10

11

1.4. Издание учебно-методической литературы,

подготовленной  научно-педагогическими работниками ТувГУ

количество наименований

45

50

55

60

65

70

 

 

Показатель (индикатор)

Единица

измерения

Значения показателей

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1.5. Доля студентов, принятых на программы прикладного бакалавриата, в общем количестве принятых по программам бакалавриата

процентов

35

35

40

40

40

42

1.6. Доля магистрантов в приведенном контингенте обучающихся в ГувГУ

процентов

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,55

1.7. Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень, в общей численности  научно-педагогических работников

процентов

61,62

61,65

61,70

61,75

61,76

62

1.8. Число  научно-педагогических работников, имеющих ученую степень, в расчете на 100 студентов

количество

4,2

4,2

4,3

4,4

4,5

4,5

 

Задача 2. Расширение спектра образовательных услуг, реализуемых образовательных программ,

обеспечивающих подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных кадров для региона

в соответствии с потребностями социально-экономической сферы Республики Тыва с использованием

принципов непрерывного многоуровневого образования, сочетания различных форм обучения,

применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,

использования сетевой формы реализации образовательной программы, обучения

по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения

 

2.1. Количество сетевых образовательных программ

штук

2

2

2

2

2

2

2.2. Численность слушателей дополнительного профессионального образования, освоивших образовательную программу c использованием методов электронного обучения и дистанционных образовательных методов обучения

количество

-

20

30

40

45

50

2.3. Доля педагогических работников, прошедших специальную подготовку, и обладающих необходимой квалификацией для организации работы в дистанционном режиме

процентов

4

4

5

5

6

6


Информация по документу
Читайте также