Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Алтай от 20.04.2015 № 114
от 20 апреля 2015 года № 114 г. Горно-Алтайск Об утверждении
Программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных
на снижение напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2015 году
|
Наименование Программы |
Программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2015 году (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программа |
Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай |
Соисполнители Программы |
Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай |
Участники Программы |
- работники организаций, находящихся под угрозой массового увольнения; - граждане, ищущие работу |
Цель Программы |
- снижение напряженности на рынке труда Республики Алтай и поддержка эффективной занятости населения |
Задачи Программы |
- содействие сохранению рабочих мест; - развитие трудовых ресурсов для обеспечения устойчивого развития экономики Республики Алтай; - повышение уровня занятости населения, в том числе инвалидов и молодежи |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
- сдерживание уровня регистрируемой безработицы (не выше 2,8% от численности экономически активного населения в среднем за год); - сохранение уровня занятости населения – не ниже 60,0%; - обеспечение доли инвалидов, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, в общем числе участников мероприятий государственной программы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- организация временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; - организация опережающего профессионального обучения и стажировки работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; - стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов; - организация социальной занятости инвалидов |
Срок реализации Программы |
2015 год без деления на этапы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составит – 31913,2 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета – 30317,5 тыс. рублей; средства бюджета Республики Алтай – 1595,7 тыс. рублей |
Система организации контроля над исполнением Программы |
Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай с участием Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай, Министерства финансов Республики Алтай имеют право проводить контрольные проверки хода реализации Программы |
Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы |
- сдерживание уровня регистрируемой безработицы (не выше 2,8% от численности экономически активного населения в среднем за период); - сохранение уровня занятости населения – не ниже 60,0%; - трудоустройство на временные работы – 287 работников организаций, находящихся под риском увольнения и граждан, ищущих работу; - опережающее профессиональное обучение и стажировку 50 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; - оказание грантовой поддержки молодежи на реализацию 25 социальных проектов; - трудоустройство на рабочие места на условиях социальной занятости 30 инвалидов; -обеспечение доли инвалидов, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, в общем числе участников мероприятий Программы не менее 75,0 %. |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
1.1. Социально-экономическое положение
Основными видами экономической деятельности Республики Алтай являются сельское хозяйство, строительство, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля.
Социально-экономическое развитие Республики Алтай в 2014 году происходило в условиях менее благоприятной экономической конъюнктуры по сравнению с 2013 годом и характеризовалось формированием ряда негативных тенденций, обусловленных как ухудшением внешних факторов воздействия на экономику, так и случившимися природными катаклизмами:
снижением объемов производства в промышленности (по добывающему сектору), сельском хозяйстве;
усилением темпов инфляции (особенно на продовольственные товары);
ухудшением ситуации на рынке труда, за 2014 год уровень регистрируемой безработицы увеличился с 2,46% до 2,57 %.
В то же время увеличились инвестиции в основной капитал, выросли объемы строительных работ, ввода жилья, розничного товарооборота, платных услуг населению, улучшились показатели уровня жизни населения: выросла заработная плата, денежные доходы.
Индекс промышленного производства в январе-декабре 2014 года составил 97,8% к уровню предыдущего года, в том числе по видам экономической деятельности:
добыча полезных ископаемых – 87,4%;
обрабатывающие производства – 98,8%;
производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды – 102,4%.
Основным источником ухудшения ситуации в отрасли стало снижение объемов добычи полезных ископаемых (87,4% к 2013 году), сокращение объемов производства пищевой продукции (86,8%), в том числе производство мяса и мясопродуктов уменьшилось на 11,3%, молочных продуктов на 27,6%.
Валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по итогам 2014 года составит 9,3 млрд. рублей или 98,3% к уровню 2013 года в сопоставимых ценах.
Объем выполненных работ по виду
деятельности «строительство» составил 7,5 млрд. рублей или 111,9% к уровню 2013
года в сопоставимых ценах. Увеличение объемов строительства в отчетном году
связано с проведением аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ
на объектах, пострадавших от ЧС в мае-июне
В 2014 году введено жилья общей площадью 100,4 тыс. кв. м, что на 12% больше, чем в 2013 году, в том числе индивидуальное жилищное строительство – 69,5 тыс. к. м (114,9% к 2013 году, 69,2% от общей площади введенного жилья).
В 2014 году предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы направлено 13,79 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимой оценке больше по сравнению с предыдущим годом на 17,2%.
Основные объекты инвестиций за счет бюджетных средств:
проектирование и строительство (реконструкция) автомобильных дорог и мостовых переходов, в том числе поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года;
строительство инфраструктуры Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Долина Алтая»;
строительство подъездной дороги к Всесезонному горнолыжному, спортивно-оздоровительному, санаторно-туристическому комплексу «Манжерок»;
строительство объектов здравоохранения (центральных районных больниц: в с. Майма Майминского района, с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, с. Турочак Турочакского района; реконструкция пристройки к республиканской детской больнице в г. Горно-Алтайске, приобретение газовой модульной котельной для БУЗ РА «Детская туберкулезная больница»);
строительство и реконструкция зданий образовательных учреждений, в том числе дошкольных;
формирование специализированного жилищного фонда для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и др.
Основными крупными объектами частных инвестиций в 2014 году являются:
строительство объектов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Долина Алтая»;
строительство всесезонного спортивно-оздоровительного комплекса «Манжерок»;
строительство солнечной электростанции в Кош-Агачском районе;
обрабатывающие производства: строительство завода по производству белкового концентрата из шрота подсолнечника и рапса (Общество с ограниченной ответственностью «Био Технологии»);
приобретение оборудования и прирост основного стада сельскохозяйственными организациями Республики Алтай;
строительство животноводческого комплекса Обществом с ограниченной ответственностью «Алтай Резорт»;
гостиницы и рестораны: строительство гостиничного комплекса «Алтай Резорт», строительство турбазы «Рублевка» Обществом с ограниченной ответственностью «Лесной», строительство аквапарка на турбазе «Турсиб».
По состоянию на конец декабря 2014 года инфляция на потребительском рынке республики составила 110,1%, что на 3,7 процентных пункта выше, чем год назад (106,7%), однако ниже уровня, сложившегося в целом по России (111,4%). Индекс потребительских цен на продовольственные товары составил 115,1% (по России – 115,4%), непродовольственные товары – 107,1% (по России – 108,1%), платные услуги – 106,6% (по России – 110,5%).
Оборот розничной торговли по итогам года составил 20,4 млрд. рублей, что с учетом инфляции на 105,9% выше уровня предыдущего года.
Объем платных услуг населению составил 3,9 млрд. рублей или 103,8% к 2013 году в сопоставимых ценах.
Реальные денежные доходы населения в 2014 году составили 107,7% к уровню 2013 года.
Значительный рост денежных доходов населения, начиная с июня 2014 года, связан с осуществлением выплат материальной помощи пострадавшим от ЧС гражданам.
Среднемесячная заработная плата по республике в 2014 году составила 22,3 тыс. рублей, увеличившись к уровню предыдущего года на 7,6%.
Основные демографические тенденции в Республике Алтай в целом соответствуют общероссийским, а также тенденциям по Сибирскому федеральному округу: рост рождаемости, снижение смертности и миграционной убыли населения.
По состоянию на 01.01.2014 г. численность трудоспособного населения республики составила 119,7 тыс. человек. Численность экономически активного населения республики в 2014 году составила 98,4 тыс. человек (46,1 % общей численности населения). Из них заняты экономической деятельностью 88,2 тыс. человек (89,6 % от числа экономически активного населения) и 10,2 тыс. человек (10,4 % к экономически активному населению) не имеют занятия и по методологии Международной организации труда классифицируются как безработные.
По итогам 2014 года среднемесячная численность зарегистрированных безработных в республике составила 2583 человека (102,1% к предыдущему году) или 2,6% к экономически активному населению.
Сравнительная характеристика рынка труда представлена в таблице
Наименование показателя |
на 01.01.2015г. |
на 01.04.2015г. |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, человек |
2572 |
3087 |
Уровень регистрируемой безработицы, % |
2,57 |
3,14 |
Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости, единиц |
1148 |
809 |
Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан на одну свободную вакансию), единиц |
2,3 |
4,2 |
В период с 01.01.2015 г. по 01.04.2015 г. численность безработных граждан увеличилась на 20,1%, а уровень регистрируемой безработицы возрос на 0,57 процентных пункта (с 2,57% до 3,14%).
Падение спроса на труд выразилось в снижении числа вакансий. Число вакансий, заявленных в органы службы занятости работодателями, в марте 2015 года на 29,5% меньше, чем на 01.01.2015 г. Рост безработицы, сопровождавшийся сокращением числа вакансий, вызвал увеличение показателя нагрузки незанятых граждан на одну свободную вакансию.
1.2. Риски и потенциал развития сферы занятости
Негативное воздействие внешнеполитических факторов на экономику региона отмечается уже по итогам 2014 года.
Данные подтверждают, результаты анализа современного состояния банковской системы в стране свидетельствуют как о замедлении роста общей ресурсной базы кредитных организаций Республики Алтай с 111,5% в 2013 году до 107,3% в 2014 году, так и о замедлении роста собственных средств кредитных организаций республики, которые увеличились за 2014 год на 0,1%, по сравнению с ростом за 2013 год, когда рост составил 29,5%. При этом доля собственных средств в общем объёме банковских ресурсов за отчётный период выросла, составив 11,4%. Объём привлечённых средств увеличился за 2014 год на 8,3%, что ниже увеличения за 2013 год – на 9,4%, их удельный вес в совокупных ресурсах кредитных организаций республики вырос, составив 88,6%. Значительная доля привлечённых ресурсов кредитных организаций Республики Алтай (52,2%) приходилась на средства, привлечённые в секторе домашних хозяйств, объём которых вырос за 2014 год на 6,2%.
Банковские активы за 2014 год выросли на 37,8%, их динамика характеризовалась ростом объёма средств, направленных кредитными организациями в кредитные вложения. За 2014 год общая задолженность по кредитам увеличилась на 5,7% (за 2013 год - на 8,6%), её доля в работающих активах выросла. Доля просроченных платежей в общей задолженности по кредитам выросла и составила 4,1%.
Сумма задолженности по кредитам, выданным индивидуальным предпринимателям, уменьшилась за 2014 год на 7,9%, её доля в кредитных вложениях снизилась с 8,4% до 7,3%. Объём просроченных платежей уменьшился на 4,7%, при этом их доля в общей задолженности по кредитам индивидуальных предпринимателей выросла с 5,2% до 5,4%.
Сумма задолженности по кредитам, выданным физическим лицам, уменьшилась за 2014 год на 4,0%, её доля в кредитных вложениях снизилась за отчётный период с 67,4% до 61,1%. При этом объём просроченных платежей вырос на 31,1%, их доля в общей задолженности по кредитам физических лиц выросла с 2,7% до 3,6%.
Ситуация на рынке труда усложняется стоящими задачами по оптимизации численности муниципальных и государственных служащих – с начала 2015 года уволено 202 человека, до конца 2015 года планируется уволить 432 человека из числа работников бюджетных учреждений. В течение января-марта 2015 года из организаций внебюджетного сектора экономики республики было уволено 200 человек, или 4,5 % от среднесписочной численности работников данных организаций (в январе - апреле 2014 года фактически было уволено 73 работника, или 1,3 %). В ряде промышленных предприятий руководители в целях сохранения кадрового потенциала были вынуждены ввести режимы неполной занятости.
В Республике Алтай, как и в целом по России, прогнозируется рост уровня общей безработицы до 12,0 %, в том числе регистрируемой – до 3,5 % к численности экономически активного населения, и снижение спроса на рабочую силу на регистрируемом рынке труда до 35,0 %.
В ряде промышленных предприятий руководители в целях сохранения кадрового потенциала были вынуждены ввести режимы неполной занятости. По данным мониторинга увольнения работников с начала 2015 года численность работающих граждан, находящихся под угрозой высвобождения, составила 52 человека, из них в режиме неполного рабочего времени – 29 человек; в отпусках без сохранения заработной платы – 23 человека.
Проблемы в экономике региона по оценке окажут негативное влияние на занятость отдельных категорий лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе граждан с ограниченными физическими возможностями.
В Республике Алтай на 01.01.2015 года проживает 25077 человек из числа граждан, имеющих инвалидность (11,7% от общей численности населения республики). Из общей численности инвалидов 27,7% - инвалиды 1 группы, 44,0% - инвалиды 2 группы, 28,2% - инвалиды 3 группы. По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай численность пенсионеров трудоспособного возраста, получающих трудовую пенсию по инвалидности, на 01.01.2015 года составила 3442 человека, из них работающих 1197 инвалидов или 34,8%.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 643 осуществляется мониторинг потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела. В 2014 году в республике были опрошены 465 инвалидов из них 10,3% - инвалиды 1 группы, 30,5% - инвалиды 2 группы, 59,1% - инвалиды 3 группы. Данные опроса показали, что 46,0% респондентов нуждаются в трудоустройстве.
В соответствии с Законом Республики Алтай от 3 декабря 2010 года № 65-РЗ «Об установлении в Республике Алтай квоты для приема на работу инвалидов» предусмотрено установление квоты для приема на работу инвалидов в размере 2 % работодателям, у которых численность работников составляет от 35 человек до 100 человек и в размере 3 % работодателям, у которых численность работников составляет свыше 100 человек. Размер установленной квоты на 322 предприятиях, подпадающих под действие Закона, по состоянию на 01.01.2015 года составил 700 единиц. На квотируемых рабочих местах работают 546 граждан с инвалидностью.
В 2014 году в службу занятости обратилось 450 инвалидов, из них трудоустроено 209 инвалидов (46,4 % от числа обратившихся граждан, имеющих инвалидность).
За содействием в трудоустройстве в 2014 году в службу занятости населения обратилось 189 выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего профессионального образования, из них трудоустроено 126 человек (66,7%). Из общего количества выпускников 15 человек имели инвалидность. В службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 2 выпускника, имеющих инвалидность.
В 2015 году выпуск из образовательных организаций республики составит 1416 человек, из них из образовательных организаций среднего профессионального образования - 731 человек, высшего профессионального образования 685 человек.
Из общего количества выпускников 2015 года - 9 человек имеют инвалидность. В соответствии с полученным образованием профессии выпускников: тракторист, закройщик, парикмахер, мастер отделочных строительных работ, мастер по обработке цифровой информации. Из 9 выпускников 4 человека продолжат обучение в высших учебных заведениях республики, 5 человек обратятся за содействием в поиске работы в службу занятости.
Данная категория граждан испытывает особые трудности в поиске работы из-за отсутствия опыта работы. Затруднения в трудоустройстве выпускников с инвалидностью дополнительно обусловлены необходимостью сопровождения при их трудоустройстве, адаптации и закреплении на рабочих местах с привлечением наставников.
В условиях сложной социально-экономической ситуации работодатели заинтересованы в мерах государственной поддержки по стимулированию их и к сохранению уже созданных рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья, что может быть реализовано в рамках мероприятия по организации социальной занятости инвалидов.
Государственная молодежная политика Республики Алтай является частью государственной молодежной политики Российской Федерации, представляет собой деятельность органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления. В Республике Алтай проживает более 30 тыс. молодых людей в возрасте от 22 до 30 лет (14,17 % от общей численности населения). Всего в 2014 году в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратились 2564 человека из числа молодых людей данного возраста. При содействии службы занятости было трудоустроено 1325 граждан в возрасте от 22 до 30 лет (51,67% от обратившихся в службу занятости). Молодежь на рынке труда представляет уязвимую и одновременно перспективную группу граждан. Важным условием в регулировании рынка труда имеет развитие самозанятости, и в частности – предпринимательства. Этот индивидуальный, инициативный вид деятельности во многом способствует появлению дополнительных возможностей в улучшении условий жизнедеятельности молодых людей, повышению их уровня жизни, здоровья, образовательного и интеллектуального потенциала, решению острых социальных проблем.
Реализация дополнительного мероприятия по стимулированию молодежи к предпринимательству в сфере оказания социальных услуг будет направлена на их вовлечение в официальную занятость и снижение дефицита данных услуг.
Оживление экономики во многом будет определяться эффективностью реализации Правительством Республики Алтай антикризисных мер.
На основе анализа сложившейся ситуации в регионе и основных тенденций ее развития на среднесрочную перспективу, учитывая, прежде всего, складывающийся уровень безработицы, отраслевую структуру экономики и занятости в республике, Правительством Республики Алтай разработан и утвержден распоряжением Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 12 февраля 2015 года № 56-рГ план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016-2017 годы.
План первоочередных мер содержит ряд направлений, в том числе:
поддержка агропромышленного комплекса, содействие импортозамещению;
содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
социальная поддержка уязвимых категорий граждан (пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды);
снижение напряженности на рынке труда;
оптимизация бюджетных расходов.
В рамках каждого из обозначенных направлений будут приняты отдельные нормативные правовые акты, которые будут конкретизировать и детализировать работу.
Поддержка агропромышленного комплекса будет проводиться в рамках государственной программы Республики Алтай «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и включать мероприятия по поддержке финансовой устойчивости субъектов агропромышленного комплекса, устранению барьеров по доступу сельхозтоваропроизводителей на региональный и межрегиональный агропродовольственный рынки и к участию в исполнении государственных и муниципальных заказов, повышению уровня инфраструктурного обустройства объектов производства и переработки сельхозпродукции и недопущению необоснованного роста цен на агропродовольственном рынке.
Кроме того, поддержка агропромышленного комплекса будет взаимоувязана с мероприятиями плана по содействию импортозамещению в Республике Алтай на среднесрочную перспективу в части повышения уровня самообеспечения продукцией сельского хозяйства - это и развитие первичной и углубленной переработки мясопродукции, и реализация пилотных проектов по овощеводству и садоводству.
В соответствии с проводимой государством политикой импортозамещения Правительством Республики Алтай в этом году принят и реализуется план мероприятий по содействию импортозамещению в Республике Алтай на среднесрочную перспективу. Комплекс мер, представленный в плане, опирается на развитие сельского хозяйства, промышленного производства, повышение качества производимых товаров, технологий, применяемых на предприятиях. В качестве инструментов, способствующих развитию экономики республики, предлагается стимулирование потребительского рынка, малого и среднего предпринимательства. В частности, в районах будут созданы перерабатывающие предприятия, убойные площадки, налажено производство овощей.
Прогнозируется создание порядка 2910 рабочих мест, 90 постоянной занятости в животноводстве, 2820 сезонной занятости в отраслях растениеводства.
Поэтапная реализация плана мероприятий по содействию импортозамещению в Республике Алтай будет способствовать:
росту занятости населения, и как следствие снижению безработицы и повышению уровня жизни;
обеспечению конкурентоспособности региона и его встраивания в социально-экономические процессы в стране;
росту спроса на товары внутреннего производства, что в свою очередь стимулирует развитие экономики республики, расширение производственных мощностей.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в республике будет направлена на поддержку субъектов, обеспечивающих занятость и самозанятость населения, создающих новые рабочие места, стабильно пополняющих налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Республики Алтай.
В 2015 году на «прямые» субсидии субъектам предпринимательства предусмотрены средства республиканского бюджета в размере 9,0 млн. рублей.
Будет продолжена работа по расширению возможностей доступа малого бизнеса, в особенности тех предприятий, которые производят собственную продукцию, к государственным закупкам. Ожидаемые результаты в сфере предпринимательства:
поддержку получат 576 субъектов малого и среднего предпринимательства;
количество сохраненных рабочих мест составит 2592 единицы, вновь созданных 1152 места включая временных (сезонных).
Правительством Республики Алтай проводится еженедельный мониторинг финансово – экономического состояния системообразующих предприятий. Сохранение и развитие предприятий, вошедших в данный перечень (всего 23 предприятия) поможет сохранить 3037 рабочих мест и создать 230 новых рабочих мест, включая сезонные.
Потребность работодателей внебюджетного сектора экономики в кадрах, заявленная в республиканскую службу занятости населения, на 01.03.2015 г. составила 995 человек, из них в организациях реального сектора экономики 233чел. (23,4% от общего количества).
Республика Алтай относится к числу регионов с незначительными объемами привлечения иностранной рабочей силы. Совокупная (средняя) доля иностранных работников в численности занятого населения республики в 2014 году составила 3,2 %.
В 2014 году на территории республики трудовую деятельность осуществляли 2893 иностранных гражданина, из них на основании разрешений на работу – 605 человек, на основании патентов для работы у физических лиц – 2288 человек. Привлечение иностранных работников производилось в такие отрасли экономики, как строительство, оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, деятельность ресторанов и кафе.
По прогнозу Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Алтай в 2015 году ожидается обращение 2 тысяч иностранных граждан с заявлением о выдаче патента, из них 1,8 тысячи – для работы у физических лиц, 0,2 тысячи человек будут трудоустроены у работодателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На 2015 год поступили заявки от 49 работодателей на привлечение 1558 иностранных граждан по 27 профессиям по следующим видам экономической деятельности:
строительство (бетонщик, плотник, маляр, электрогазосварщик, штукатур, кровельщик, каменщик, облицовщик-плиточник, арматурщик) – 84,8 % от заявленной потребности;
гостиницы и рестораны (повар, пекарь, технолог, кондитер) – 5,2 %;
обрабатывающие производства (станочник, механик, столяр, мастер цеха) – 6,7 %;
торговля и общественное питание (подсобный рабочий, повар, кухонный рабочий) – 2,9 %;
сельское хозяйство (овощевод) – 0,4%.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации квота для Республики Алтай утверждена в количестве 206 разрешений на работу (из стран с визовым порядком въезда). Все заявленные рабочие места рассмотрены на предмет возможного замещения российскими гражданами.
В связи с вышеизложенным, возникает необходимость реализации системы дополнительных мероприятий, которая позволит комплексно решать проблемы, актуальные для рынка труда республики, с учетом приоритетов развития региона на среднесрочную перспективу. С помощью программно-целевого метода необходимо обеспечить адресность инвестирования бюджетных средств, концентрацию сил на приоритетных направлениях государственной политики в сфере занятости населения, своевременное реагирование на возникающие изменения на рынке труда, координацию действий отдельных его участников.
1.3.
Распределение
занятых по видам экономической
деятельности в 2015 году
Прогноз распределения занятого в экономике населения рассчитан на основе среднего варианта демографического прогноза, согласно которому численность населения в 2015 году увеличится за счет увеличения рождаемости на 0,6 тыс. человек и составит 214,0 тыс. человек. При этом численность населения старше и моложе трудоспособного возраста будет расти, а численность населения в трудоспособном возрасте – снижаться.
Распределение занятых в экономике учитывает прогнозируемое снижение объемов производства и ухудшение экономических условий, дальнейшую модернизацию действующих производств и повышение производительности труда, а также оценку прогнозируемого высвобождения работников хозяйствующих субъектов и планы по расширению кадрового потенциала организаций, которые имеют стабильные портфели заказов. Учтено создание новых постоянных рабочих мест в сфере сельского хозяйства, промышленного производства, туризма, других отраслях экономики в рамках реализации инвестиционных проектов.
В перспективе 2015 года ожидается снижение численности занятых:
в государственном управлении, образовании, здравоохранении с 30,9 тыс. человек до 30,4 тыс. человек (на 0,5 тыс. человек) в результате оптимизации бюджетных расходов и численности работников в органах местного самоуправления и реализации задач по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы;
в организациях оптовой и розничной торговли с 14,0 тыс. человек до 13,9 тыс. человек (на 0,1 тыс. человек) за счет снижения покупательной способности населения и прекращения деятельности отдельными предпринимателями.
В результате перераспределения трудовых ресурсов численность занятых в экономике в 2015 году по сравнению с 2014 годом изменится в сторону увеличения:
в гостиничном и ресторанном бизнесе с 1,8 тыс. человек до 1,9 тыс. человек (на 0,1 тыс. человек) за счет реализации инвестиционных проектов в сфере туризма.
Ожидается стабильная численность занятых:
в организациях сельского хозяйства – 12,5 тыс. человек;
в организациях добычи полезных ископаемых – 0,7 тыс.человек;
в организациях обрабатывающих производств – 4,4 тыс. человек, при этом произойдет перераспределение занятых в организациях отрасли;
в организациях строительной отрасли -8,6 тыс. человек;
в организациях, осуществляющих предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг – 3,7 тыс. человек;
в организациях транспорта и связи – 4,8 тыс. человек.
С учетом динамики изменений численности занятых в экономике в 2015 году по сравнению с 2014 годом ожидается снижение численности занятых в экономике на 0,3 тыс. человек до 87,9 тыс. человек.
Распределение занятых по видам экономической деятельности
в Республике Алтай
тыс.человек
|
|
2013 год |
2014 год (оценка) |
2015 год (прогноз) |
|
Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД |
88,4 |
88,2 |
87,9 |
1 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
12,6 |
12,5 |
12,5 |
2 |
Рыболовство и рыбоводство |
0,04 |
0 |
0 |
3 |
Добыча полезных ископаемых |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
4 |
Обрабатывающие производства |
4,5 |
4,4 |
4,4 |
5 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,2 |
2,3 |
2,3 |
6 |
Строительство |
8,4 |
8,6 |
8,6 |
7 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
15,0 |
14,0 |
13,9 |
8 |
Гостиницы и рестораны |
2,3 |
1,8 |
1,9 |
9 |
Транспорт и связь |
5,0 |
4,8 |
4,8 |
10 |
Финансовая деятельность |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
11 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
3,6 |
3,3 |
3,3 |
12 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
9,8 |
9,9 |
9,8 |
13 |
Образование |
12,7 |
13,5 |
13,2 |
14 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
7,6 |
7,5 |
7,4 |
15 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
3,8 |
3,7 |
3,7 |
16 |
Прочие виды экономической деятельности |
|
|
|
1.4. Реализация плана мероприятий по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами из числа работников, находящихся под риском увольнения
Межведомственной комиссией Республики Алтай по вопросам привлечения иностранных работников утвержден план мероприятий по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами, в том числе, находящимися под риском увольнения, на 2015 год (приложение № 7 к настоящей Программе).
Согласно утвержденному плану замещение иностранных работников российскими гражданами предполагается в количестве 427 человек в таких отраслях, как строительство, сельское хозяйство, обрабатывающее производство, деятельность кафе и ресторанов. Для обеспечения замещения необходима организация профессионального обучения. По направлению органов службы занятости населения будут осуществляться профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан по замещаемым профессиям.
В целях организации работы по легализации трудовых отношений иностранных работников и замещению иностранных работников российскими гражданами заключено соглашение о совместной деятельности между Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и Отделом Федеральной миграционной службы по Республике Алтай. В рамках Соглашения в ежемесячном режиме будет осуществляться обмен информацией о количестве выданных патентов, о количестве уведомлений от работодателей о принятых на работу иностранных гражданах, о количестве представленных иностранными гражданами договоров на выполнение работ (оказание услуг).
Прогноз замещения иностранных работников российскими гражданами, в том числе находящимися под риском увольнения, в 2015 году
№ п/п |
Вид экономической деятельности |
Перечень профессий, по которым предусматривается привлечение иностранной рабочей силы |
Количество рабочих мест, замещаемых российскими гражданами, единиц |
Численность граждан, направленных на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования, человек |
1 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
Овощевод |
20 |
|
подсобный рабочий |
10 |
|
||
2 |
Строительство |
Каменщик |
67 |
23 |
Плотник |
40 |
30 |
||
Бетонщик |
75 |
25 |
||
облицовщик-плиточник |
40 |
30 |
||
Штукатур |
47 |
17 |
||
3 |
Деятельность кафе и ресторанов |
кухонный рабочий |
16 |
|
Повар |
12 |
8 |
||
4 |
Обрабатывающие производства |
Столяр |
18 |
9 |
Механик |
3 |
|
||
Плотник |
4 |
|
||
подсобный рабочий |
50 |
|
||
Станочник |
25 |
15 |
||
Итого: |
|
427 |
157 |
1.5. Реализация мероприятий по содействию занятости населения и обеспечению экономики Республики Алтай кадрами, необходимыми для его устойчивого экономического развития
Повышению занятости населения будет способствовать реализация подпрограммы «Занятость населения и охрана труда» государственной программы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года № 246.
В результате реализации мероприятий программы в 2015 году ожидается:
обеспечение уровня трудоустроенных на постоянные и временные рабочие места граждан в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы, не менее 61,0 %;
прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования 954 гражданами, из них 860 безработных граждан, 84 женщины, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, 10 незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством РФ назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность. Увеличение объемов подготовки для организаций следующих видов экономической деятельности: перерабатывающая промышленность, аграрное производство, сфера туризма и сфера услуг населению;
2024
Декабрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |