Расширенный поиск
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 18.09.2013 № 372-пПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ от 18.09.2013 г. N 372-п О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О
государственных программах и ведомственных целевых программах
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", руководствуясь распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" (далее - государственная программа). 2. Определить ответственным исполнителем государственной программы Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры. 3. Рекомендовать муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: 3.1. Принять участие в реализации мероприятий государственной программы. 3.2. Разработать и принять муниципальные программы, направленные на развитие культуры, архивного дела и туризма, и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию. 4. Признать утратившими силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: от 29 октября 2009 года N 288-п "О государственной поддержке проектов в области культуры и искусства"; от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011 -
2013 годы и на период до 2015 года"; от 29 января 2011 года N 26-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 29 октября 2009 года N 288-п "О государственной поддержке
проектов в области культуры и искусства";
от 13 мая 2011 года N 163-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011 -
2013 годы и на период до 2015 года";
от 3 ноября 2011 года N 413-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011 -
2013 годы и на период до 2015 года"; от 14 января 2012 года N 9-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011 -
2013 годы и на период до 2015 года";
от 24 мая 2012 года N 182-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011 -
2013 годы и на период до 2015 года";
от 27 июля 2012 года N 270-п "О внесении изменений в приложение
к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011 -
2013 годы и на период до 2015 года"; от 22 сентября 2012 года N 341-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011 -
2013 годы и на период до 2015 года"; от 20 октября 2012 года N 397-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011 -
2013 годы и на период до 2015 года"; от 15 февраля 2013 года N 48-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011 -
2013 годы и на период до 2015 года";
от 5 апреля 2013 года N 116-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 29 октября 2009 года N 288-п "О государственной поддержке
проектов в области культуры и искусства";
от 24 мая 2013 года N 188-п "О Порядке расходования субвенций, предоставляемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
бюджетам муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры для осуществления переданных органам
местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры отдельных государственных полномочий в сфере
архивного дела";
от 24 мая 2013 года N 195-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011 -
2013 годы и на период до 2015 года".
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Н.В.КОМАРОВА
Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры от 18 сентября 2013 года
N 372-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА) Паспорт государственной программы |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————| |Наименование |Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском | |государственной |автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы | |программы | | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————| |Дата утверждения |постановление Правительства Ханты-Мансийского | |государственной |автономного округа - Югры от _____________ N _________ | |программы |"О государственной программе Ханты-Мансийского | |(наименование и |автономного округа - Югры "Развитие культуры и туризма в | |номер |Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 | |соответствующего |годы" | |нормативного | | |акта) | | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————| |Ответственный |Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного | |исполнитель |округа - Югры (далее также - Департамент культуры, | |государственной |Депкультуры Югры) | |программы | | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————| |Соисполнители |Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора | |государственной |экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры | |программы |(далее также - Депприродресурс и несырьевого сектора | | |экономики Югры); | | |Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного | | |округа - Югры (далее также - Депстрой Югры); | | |Департамент управления делами Губернатора Ханты- | | |Мансийского автономного округа - Югры (далее также - | | |Департамент управделами Югры); | | |Служба по делам архивов Ханты-Мансийского автономного | | |округа - Югры (далее также - Архивная служба Югры) | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————| |Цели |1. Сохранение и популяризация культурного наследия | |государственной |Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также | |программы |- автономный округ), привлечение внимания общества к его | | |изучению, повышение качества культурных услуг, | | |предоставляемых в области библиотечного, музейного и | | |архивного дела. | | |2. Обеспечение прав граждан на участие в культурной | | |жизни, реализация творческого потенциала жителей | | |автономного округа. | | |3. Создание условий для устойчивого развития внутреннего | | |и въездного туризма, расширения спектра туристских услуг | | |для жителей автономного округа, российских и иностранных | | |граждан. | | |4. Повышение эффективности государственного управления в | | |культуре и архивном деле | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————| |Задачи |1. Создание условий для модернизационного развития | |государственной |общедоступных библиотек. | |программы |2. Развитие музейного дела и удовлетворение потребности | | |населения в предоставлении доступа к культурным | | |ценностям. | | |3. Сохранение и популяризация объектов культурного | | |наследия (памятников истории культуры) народов | | |Российской Федерации, расположенных на территории | | |автономного округа. | | |4. Создание условий для сохранения документального | | |наследия и расширения доступа пользователей к архивным | | |документам. | | |5. Укрепление материально-технической базы учреждений | | |культуры. | | |6. Внедрение соревновательных методов и механизмов | | |выявления, сопровождения и развития талантливых детей и | | |молодежи. | | |7. Создание условий для развития профессионального | | |искусства. | | |8. Создание благоприятных условий для художественно- | | |творческой деятельности и развития народных | | |художественных промыслов и ремесел. | | |9. Стимулирование культурного разнообразия, создание | | |условий для диалога и взаимодействия культур. | | |10. Создание действенной адресной системы поддержки | | |деятелей культуры и искусства. | | |11. Формирование эффективного механизма управления в | | |сфере туризма. | | |12. Информационное, инновационное и методическое | | |обеспечение туристской отрасли. | | |13. Продвижение туристских возможностей автономного | | |округа на российском и международном рынках. | | |14. Осуществление функций исполнительных органов | | |государственной власти автономного округа по реализации | | |единой государственной политики в культуре и архивном | | |деле. | | |15. Усиление социальной направленности культурной | | |политики | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————| |Подпрограммы |Подпрограмма I "Обеспечение прав граждан на доступ к | | |культурным ценностям и информации"; | | |Подпрограмма II "Укрепление единого культурного | | |пространства"; | | |Подпрограмма III "Развитие внутреннего и въездного | | |туризма"; | | |Подпрограмма IV "Совершенствование системы управления в | | |культуре и архивном деле" | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————| |Целевые |1. Увеличение количества библиотечных книг на 1000 | |показатели |жителей с 2985 до 3000 экземпляров. | |Государственной |2. Увеличение доли библиотечных фондов общедоступных | |программы |библиотек, отраженных в электронных каталогах, с 59% до | |(показатели |100%. | |непосредственных |3. Увеличение доли отреставрированных музейных предметов | |результатов) |в общем количестве музейных предметов, нуждающихся в | | |реставрации, с 14,2% до 17%. | | |4. Увеличение доли музейных предметов и музейных | | |коллекций, отраженных в электронных каталогах в общем | | |объеме музейных фондов и музейных коллекций, с 70% до | | |100%. | | |5. Увеличение количества выставочных проектов, | | |организованных на базе государственных и муниципальных | | |музеев автономного округа, с 410 до 800. | | |6. Увеличение числа посещений сайта Государственной | | |библиотеки Югры удаленными пользователями в сети | | |Интернет, со 140 тысяч человек до 280 тысяч человек. | | |7. Увеличение объема баз данных Государственной | | |библиотеки Югры собственной генерации, в том числе | | |электронных каталогов с 557 тысяч записей до 760 тысяч | | |записей. | | |8. Увеличение числа посещений государственных музеев | | |автономного округа на 1000 жителей с 574,5 тысяч человек | | |до 577 тысяч человек. | | |9. Увеличение доли музейных предметов, внесенных в | | |электронный каталог, от общего музейного фонда | | |государственных музеев автономного округа с 80% до 100%. | | |10. Увеличение доли оцифрованных музейных предметов, | | |представленных в сети Интернет, от общего числа музейных | | |предметов основного фонда государственных музеев | | |автономного округа с 19,5% до 33%. | | |11. Увеличение соотношения средней заработной платы | | |работников учреждений культуры к средней заработной | | |плате по автономному округу с 60% до 100%. | | |12. Увеличение количества архивных дел окружной формы | | |собственности, хранящихся в архивах автономного округа, | | |с 99221 до 116721 единицы хранения. | | |13. Увеличение доли архивных дел, прошедших реставрацию | | |и улучшение физического состояния архивных дел, от | | |общего объема архивных дел, нуждающихся в реставрации и | | |улучшении физического состояния, с 40% до 100%. | | |14. Увеличение доли оцифрованных архивных дел, | | |включенных в информационную систему "Электронный архив | | |Югры", от общего объема архивных дел окружной | | |собственности, с 10% до 20%. | | |15. Увеличение количества обучающихся по образовательным | | |программам среднего профессионального образования за | | |счет средств бюджета автономного округа, с 574 до 600 | | |человек. | | |16. Увеличение доли детей, привлекаемых к участию в | | |творческих мероприятиях, от общего числа детей с целью | | |увеличения числа выявленных юных талантов и их поддержки | | |с 23% до 31% детей. | | |17. Увеличение доли населения, участвующего в культурно- | | |досуговых мероприятиях, проводимых государственными | | |(муниципальными) организациями культуры, с 71,9% до | | |72,2% населения. | | |18. Увеличение количества выдающихся деятелей культуры и | | |искусства, молодых талантливых авторов, удостоенных мер | | |государственной поддержки (гранты, премии, стипендии), с | | |50% до 150% от общего числа лиц, удостоенных мер | | |государственной поддержки. | | |19. Увеличение числа обучающихся в государственных | | |образовательных организациях в сфере культуры, с 1512 | | |человек до 1567 человек. | | |20. Увеличение количества театрально-концертных | | |мероприятий, организованных государственными театрами и | | |концертными организациями, с 713 до 979 спектаклей, | | |концертов. | | |21. Увеличение количества зрителей театрально-концертных | | |мероприятий, проводимых государственными театрами и | | |концертными организациями, с 154,3 тысяч человек до | | |230,8 тысяч человек. | | |22. Увеличение количества кинозрителей, посетивших | | |публичные киномероприятия, организованные | | |государственными кинопрокатными организациями, с 226,7 | | |тысяч человек до 362,2 тысяч человек. | | |23. Увеличение количества посетителей культурно- | | |досуговых мероприятий, организованных государственными | | |культурно-досуговыми учреждениями, с 16,3 тысяч человек | | |до 25,9 тысяч человек. | | |24. Увеличение количества проектов в сфере внутреннего и | | |въездного туризма, реализуемых с помощью грантов Ханты- | | |Мансийского автономного округа - Югры, с 2 до 16 | | |проектов. | | |25. Увеличение количества независимых (частных) | | |организаций и учреждений культуры, включенных в Реестр | | |учреждений и организаций культуры автономного округа, со | | |100 до 116 организаций и учреждений | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————| |Сроки реализации |2014 - 2020 годы | |государственной | | |программы | | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————| |Финансовое |общий объем финансирования государственной программы на | |обеспечение |2014 - 2020 годы составляет 18717711,0 тыс. рублей, в | |государственной |том числе: | |программы |на 2014 год - 2611264,2 тыс. рублей; | | |на 2015 год - 2638759,0 тыс. рублей; | | |на 2016 год - 2693641,9 тыс. рублей; | | |на 2017 год - 2697686,5 тыс. рублей; | | |на 2018 год - 2694786,5 тыс. рублей; | | |на 2019 год - 2690886,5 тыс. рублей; | | |на 2020 год - 2690686,5 тыс. рублей | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————| |Ожидаемые |1. Увеличение посещаемости музейных учреждений | |результаты |автономного округа (посещения на 1 жителя в год), с 0,43 | |реализации |до 0,58 посещений. | |государственной |2. Увеличение доли объектов культурного наследия, | |программы |вовлеченных в региональное социокультурное пространство, | |(показатели |от общей доли объектов культурного наследия, | |конечных |расположенных на территории автономного округа, | |результатов) |включенных в единый государственный реестр объектов | | |культурного наследия (памятников истории и культуры) | | |народов Российской Федерации, с 20% до 31%. | | |3. Увеличение количества пользователей архивной | | |информацией с 22040 до 29430 пользователей. | | |4. Увеличение количества кинозрителей с 1681,9 тыс. | | |человек до 1800 тыс. человек. | | |5. Увеличение количества современных городских кинозалов | | |на 100,0 тысяч человек городского населения, с 3,8 до | | |4,6 единиц. | | |6. Увеличение объема платных туристских услуг, оказанных | | |населению, с 819,1 млн. рублей до 1367,2 млн. рублей. | | |7. Увеличение объема платных услуг, оказанных | | |гостиницами и аналогичными средствами размещения, с | | |1922,1 млн. рублей до 3208,2 млн. рублей. | | |8. Увеличение среднегодовой численности работников | | |организаций сферы туризма с 26,0 тыс. человек до 29,5 | | |тыс. человек. | | |9. Увеличение численности туристов, размещенных в | | |коллективных средствах размещения (далее - КСР), с 448,4 | | |тыс. человек до 515,0 тыс. человек. | | |10. Повышение уровня удовлетворенности жителей качеством | | |услуг, предоставляемых учреждениями культуры автономного | | |округа, с 75,7% до 93%. | | |11. Повышение уровня удовлетворенности жителей качеством | | |услуг, предоставляемых архивами автономного округа, с | | |87,3% до 96% | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————| Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КУЛЬТУРЕ, АРХИВНОМ ДЕЛЕ
И ТУРИЗМЕ АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Реализация государственной программы осуществляется в значимых сферах социально-экономического развития автономного округа: культура, архивное дело и туризм. 1.1. Культура и архивное дело.
Автономный округ обладает культурным потенциалом, способным оказать особое влияние на развитие библиотечного, музейного и архивного дел, сохранение и использование объектов культурного наследия, художественного образования, кинематографии, профессионального искусства, художественно-творческой деятельности и народных художественных промыслов и ремесел. Максимальная доступность к культурным ценностям и информации, развитие единого культурного пространства в автономном округе являются основными показателями повышения качества жизни населения автономного
округа. По состоянию на 1 января 2013 года среднесписочная численность работников учреждений культуры составляет 10277 человек, из них 7506 человек - работники учреждений культуры, 2771 человек - работники образовательных учреждений сферы культуры. Прирост среднемесячной начисленной заработной платы по отрасли культуры за 2012 год по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 18,4%, в том числе 21,4% - у работников учреждений культуры,
19,9% - у работников образовательных учреждений. Соотношение средней заработной платы работников отрасли культуры к средней заработной плате работников по автономному округу в 2012 году составило 59,4%, в том числе 54,6% - у работников учреждений культуры, 77,3% - у работников образовательных учреждений. Объем платных услуг, оказываемых учреждениями культуры за 2012 год, по отношению к прошлому отчетному периоду увеличился на 44,9%. Всего в 2012 году получено от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности 668467,4 тысяч рублей (2011 год - 461322,5 тыс. руб.). Из них по типам учреждений: клубные - увеличение на 23,3%, с 241457,8 тысяч рублей в 2011 г. до 297731,5 тысяч рублей в 2012 г.; музейные - увеличение на 51%, с 11394 тысяч рублей в 2011 г. до 17210,3 тысяч рублей в 2012 г.; библиотечные - увеличение на 9,1% с 6273,5 тысяч рублей в 2011 г. до 6846 тысяч рублей в 2012 г.; образовательные - увеличение на 23,2%, с 83332,4 тысяч рублей в 2011 г. до 102707,1 тысяч рублей в 2012 г. В целях обеспечения стимулирования повышения качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, усиления зависимости качества услуг от оплаты труда и введения новых механизмов оплаты труда работников культуры в течение 2010 - 2011 годов проведен переход на отраслевую систему оплаты труда, формирование государственных (муниципальных) заданий на оказание услуг. 1.1.1. Обеспечение доступа к культурным ценностям и информации.
Общедоступные библиотеки являются востребованным социальным институтом, услугами которых пользуются 27% жителей автономного округа (или 422,3 тыс. читателей). Аналогичный показатель для Уральского федерального округа (далее также - УрФО) составляет 34,2%, для Российской Федерации (далее также - Россия) - 37%. Низкий уровень значения показателя в автономном округе относительно уровня в УрФО и России объясняется недостаточным уровнем обеспеченности библиотечной сетью. Количество общедоступных библиотек на 10,0 тыс. человек населения в автономном округе составляет 1,6 единиц (УрФО - 2,7, Россия - 3), доля общедоступных библиотек автономного округа, здания которых находятся в неудовлетворительном состоянии, составляет 14,7%,
в УрФО - 9,8%, в России - 7,6%.
Начиная с 2011 года в автономном округе системно решаются вопросы модернизации материально-технической базы библиотек. В автономном округе функционирует 8 сельских модельных библиотек и 13 модернизированных детских библиотек, внестационарное обслуживание жителей сельских поселений Кондинского и Нижневартовского районов осуществляют 2 библиобуса.
Основная задача библиотек - предоставление равного доступа к информационным ресурсам. Решению задачи способствует развитие информатизации общедоступных библиотек. Показатели информатизации библиотечной отрасли автономного округа значительно опережают аналогичные характеристики в библиотеках УрФО и России. Доля общедоступных библиотек, оснащенных персональными компьютерами, составляет 98,5%, для сравнения: уровень России - 47%, УрФО - 50%. На 1 библиотеку в автономном округе приходится в среднем 10 единиц компьютерной техники (Россия - 1,8 единиц, УрФО - 2,4 единицы). Доля общедоступных библиотек, имеющих доступ к сети Интернет, - 92% (в России - 27,5%, в УрФО - 28%). Объем электронных библиотечных каталогов к общему объему фондов составляет 59%. На базе общедоступных библиотек создано 167 центров и пунктов общественного доступа. Отличительными особенностями библиотечной отрасли автономного округа являются инновационный характер их развития, высокий уровень информатизации, внедрение в практику работы международных стандартов в области менеджмента качества и результатов научно-исследовательской деятельности. Музеи автономного округа в общественной жизни автономного округа занимают особое место, являясь одним из самых доступных и демократичных видов учреждений культуры, совмещая в себе многообразные функции: научного и просветительского центра, образовательного учреждения, центра организации досуга и места проведения различного рода общественных мероприятий. Значения показателей, характеризующих обеспеченность и состояние материально-технической базы музеев в автономном округе, значительно выше в сравнении со средними показателями по УрФО и России. Количество музеев в автономном округе на 10 тыс. человек населения составляет 0,23 единицы, в УрФО - 0,18 единиц, в России - 0,17 единиц. Доля строений музеев, находящихся в неудовлетворительном
состоянии, в автономном округе 25,4%, в УрФО - 37,5%, в России - 41,9%. Текущий объем музейного фонда автономного округа составляет 590,0 тыс. единиц. Показатель экспонирования основного фонда составляет 12%. Низкий процент экспонирования связан с дефицитом экспозиционных и фондовых площадей. Для размещения музеев используется 71 строение, общей площадью 46079,43 тыс. м2, из которых для экспонирования музейных фондов отведено немногим более 39% от площади
всех помещений, площадь под хранение музейных фондов составляет 6% от
площади всех помещений. Особенностью автономного округа является размещение части экспозиций музеев в этнографических строениях малых форм, расположенных под открытым небом, большая часть которых пришла в ветхое состояние и не приспособлена для экспонирования музейных предметов. Музейная модернизация непосредственно связана с трансформацией и формированием новой роли музея в обществе и культуре. Музеи становятся центрами образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций, они превращаются в гибкую структуру, способную приспосабливаться к постоянно меняющимся проблемам и потребностям. Информационные технологии плотно интегрируются с экспозиционно-выставочной работой. Музеи испытывают потребность в сенсорных киосках, проекторах и других средствах предоставления информации о фондах в электронном виде в соответствии с мировыми тенденциями развития IT-технологий. По итогам 2012 года модернизация IT-инфраструктуры (компьютерного парка) проведена в 77% музеев автономного округа, что позволило достичь высоких показателей в оснащении музеев автономного округа компьютерной техникой и подключения к сети Интернет. Доля музеев, оснащенных персональными компьютерами, составляет 100% (в УрФО
- 90,2%, в России - 87,5%). Доля музеев, имеющих доступ к сети Интернет - 86,1% (в УрФО - 61,2%, в России - 59,7%). В 31% музеев функционируют центры общественного доступа к социально-значимой информации. В результате осуществления комплексной программы по созданию сводного общедоступного накопительного ресурса музеев автономного округа создан банк данных из 82,3 тыс. цифровых изображений экспонатов, что составляет 14,2% от общего количества экспонатов основного фонда музеев автономного округа. Ежегодно музеи автономного округа посещает 28,9% от численности
населения автономного округа, средний показатель для УрФО составляет 29,4%, для России - 57,9%. При этом количество выставок, проведенных 1 музеем в автономном округе - 25,3 единиц, в УрФО 23 единицы, в России - 19 единиц. Функционирует Центр непрерывного образования в области музееведения для сотрудников государственных и муниципальных музеев автономного округа, дающий возможность ежегодного повышения квалификации не менее 10% научных сотрудников музеев автономного округа. Прогнозируемым видом деятельности музеев автономного округа можно назвать расширение спектра предлагаемых для туриндустрии музейных программ, усиление статуса и качества проведения традиционных праздников, реконструкцию в музейном пространстве традиционных и утраченных ремесел. На текущий 2013 год на территории автономного округа находятся 5188 объектов культурного наследия, в том числе: 3 объекта федерального значения, 1084 объекта регионального значения, 1 объект местного (муниципального) значения, 4100 выявленных объектов культурного наследия. Состав объектов культурного наследия в зависимости от видовой принадлежности представлен следующим образом: памятники - 5186, ансамбли - 1 и достопримечательные места - 1. Спецификой недвижимого наследия автономного округа является значительное преобладание над памятниками архитектуры и монументального искусства археологических и этнокультурных объектов, представленных руинированными земляными и деревянными сооружениями. Археологические памятники составляют 94%, памятные места - 3%, исторические памятники - 2%, архитектурные - 1% от общего количества поставленных на учет объектов культурного наследия. Большая часть объектов археологического наследия выявлена в результате обследования территорий, отводимых под хозяйственную деятельность, и находится в отдаленных и труднодоступных местах. С 2011 года ведется работа по сохранению и популяризации объектов культурного наследия путем проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах культуры и градостроительства муниципальной собственности и формированию системы
достопримечательных мест, призванных обеспечивать сохранность уникальных археологических объектов в естественных историко-культурных и природных условиях. Сохранение объектов культурного наследия требует значительных инвестиций, объем которых зачастую превышает стоимость нового строительства. Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия позволяет не только предотвратить их безвозвратную утрату и включать их в современную социокультурную среду населенных пунктов, но и ввести в научный оборот новую историческую информацию, создать условия для организации новых привлекательных туристических маршрутов. Богатство и разнообразие объектов археологического наследия, расположенных на сравнительно небольшой территории, ландшафтное своеобразие достопримечательных мест, многочисленные научные исследования - все это создает уникальные предпосылки для формирования в автономном округе системы особо охраняемых территорий в виде историко-культурных заповедников. Опыт реализации в автономном округе научных мероприятий в сфере
историко-культурного наследия отчетливо показывает их востребованность и жизнеспособность. Научные форумы становятся площадками обмена последними открытиями в археологии и этнографии не только Севера России, но и Евразии в целом, а также направлены на формирование позитивного имиджа и повышение статуса автономного округа, как одного из центров современной археологической науки. Масштабные и значимые научные проекты играют особую роль в формировании и реализации межрегионального и международного сотрудничества Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с российскими регионами и зарубежными странами. Специфика архивной отрасли состоит в многопрофильности применения ее информационных ресурсов, призванных удовлетворять социальные, правовые, научные, культурные и иные потребности граждан,
органов власти и организаций. Развитие архивного дела следует рассматривать, прежде всего, как средство пополнения информационного ресурса автономного округа - части историко-культурного наследия автономного округа. Документы, хранящиеся в архивах автономного округа, являются неотъемлемой частью Архивного фонда Российской Федерации, что определяет особую значимость данного информационного ресурса, необходимость сохранения и развития потенциальных возможностей его применения в интересах общества и государства. Неразрывно с документами постоянного срока хранения связан информационный массив -
документы по личному составу ликвидированных организаций, не относящийся к составу Архивного фонда, но призванный документально обеспечить социальную защищенность граждан как в России, так и за ее пределами. В настоящее время информационный ресурс автономного округа состоит из 2 принципиально различных типов: текущей информации и ретроспективной информации. Преимущественная часть уникального регионального ресурса ретроспективной информации сосредоточена в Государственном архиве автономного округа и 22 архивных отделах администраций городов и районов автономного округа. Документальное многообразие Архивного фонда является основой для оказания информационных услуг в целях удовлетворения потребностей граждан, органов власти и организаций. Основополагающим в деятельности архивов автономного округа является создание оптимальных условий для обеспечения сохранности документов посредством создания условий, соответствующих общегосударственным требованиями. Отклонение от нормативных требований ведет к угрозе безвозвратной утраты комплекса информации, частичной или полной. Состояние архивного дела в автономном округе относится к качественным показателям государственного развития в автономном округе и требует государственной поддержки в вопросах сохранения и пополнения документального наследия автономного округа, внедрения электронных форм коммуникаций для предоставления государственных услуг в сфере архивного дела, расширения доступа пользователей к информационным ресурсам архивов автономного округа. 1.1.2. Единое культурное пространство в автономном округе.
С 2001 года в автономном округе сложилась трехступенчатая система художественного образования, которая состоит из дополнительного образования и профессионального художественного образования. По программам дополнительного образования по 10 видам искусств обучаются 19204 человека, в региональных образовательных организациях
среднего профессионального образования по 12 специальностям обучаются
574 человека, в Ханты-Мансийских филиалах федеральных государственных
бюджетных образовательных организациях высшего профессионального образования по 6 специальностям (специализациям) обучаются 223 человека. Потребность отрасли культура в специалистах со средним профессиональным образованием по 24 специальностям составляет на 2014
год - 864 человека, на 2019 год - 595 человек; в специалистах с высшим профессиональным образованием по 38 специальностям составляет на 2014
год - 1355 человек, на 2019 год - 903 человека. Данные органов статистики автономного округа по динамике рождаемости, приведенные ниже, позволяют сделать вывод о возникающей с 2013 года регрессии в сохранении достигнутого уровня в 2012 году по показателю "число учащихся детских школ искусств на 1000 детей от 7 до 15 лет включительно". |————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-----| | Динамика роста количества детей от 7 до 15 лет | | (включительно, по автономному округу) | |——————————————|——————————————|——————————————|——————————————|————————————|————————————| | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2020 | 2030 | |——————————————|——————————————|——————————————|——————————————|————————————|————————————| | 170066 | 173877 | 177800 | 183350 | 213809,4 | 290749 | |——————————————|——————————————|——————————————|——————————————|————————————|————————————| |————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-----| | Динамика показателя "Число учащихся детских школ искусств на 1000 детей |
| от 7 до 15 лет включительно, человек" | |——————————————|——————————————|——————————————|——————————————|————————————|————————————| | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2020 | 2030 | |——————————————|——————————————|——————————————|——————————————|————————————|————————————| | 111 | 108,7 | 110,6 | 109,4 | 103,4 | 92,5 | |——————————————|——————————————|——————————————|——————————————|————————————|————————————| К 2020 году при сохранении сети муниципальных детских школ искусств автономного округа в количестве 58 показатель "Число учащихся детских школ искусств на 1000 детей от 7 до 15 лет включительно" будет составлять 103,4. Для создания условий по сохранению показателя "число учащихся детских школ искусств на 1000 детей от 7 до 15 лет включительно" на уровне 2012 года - 111 человек требуется строительство к 2020 году 5 муниципальных детских школ искусств средней вместимостью 325 обучающихся каждая. Для выполнения показателя, предусмотренного в Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020
года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 18 мая 2013 года N 185-п, к 2020 году потребуется строительство 4 муниципальных детских школ искусств. Что в свою очередь для обеспечения государственной и муниципальной услуги по предоставлению дополнительного образования в сфере культуры и искусств потребует увеличения числа педагогических работников на 130 человек. Научное исследование удовлетворенности качеством художественного образования учреждений культуры автономного округа выявила потребность в специалистах художественно-технических специальностей, в студенческих общежитиях. Из 5 подведомственных бюджетных учреждений среднего профессионального образования только колледж-интернат "Центр искусств для одаренных детей Севера" г. Ханты-Мансийска отвечает современным требованиям. В трех из четырех учреждений среднего профессионального образования г.г. Югорска и Сургута отсутствуют студенческие общежития, спортивные залы, репетитории, производственные мастерские и оборудованные столовые. В г. Сургуте назрела потребность в строительстве образовательного комплекса, позволяющего решить вопрос модернизации трех образовательных учреждений среднего профессионального образования. С целью развития творческой активности талантливых детей и молодежи, нравственного и эстетического воспитания, совершенствования
системы поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей и молодежи Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ежегодно проводит окружные конкурсы, фестивали, концерты, выставки, творческие состязания, мастер-классы. Успешное участие учащихся в международных, всероссийских, региональных и областных конкурсах, фестивалях, выставках свидетельствует о надлежащем качестве системы художественного образования, сложившейся в автономном округе. География участия одаренных детей в конкурсах очень обширна и включает в себя города Российской Федерации, страны ближнего и дальнего зарубежья. Департамент культуры автономного округа осуществляет ежегодную стипендиальную поддержку учащихся и студентов: премия Губернатора автономного округа;
стипендиальное вознаграждение "Юные таланты Югры" Департамента культуры автономного округа. Ежегодно для молодых дарований и их педагогов-наставников автономного округа проводится летняя и осенняя творческая Школа "Новые имена Югры". В последние годы произошло качественное обновление киносети автономного округа, появились современные комфортабельные кинотеатры и сельские киноустановки. Доступность современного кинематографа для населения автономного округа приблизилась к 95%. На текущий 2013 год количество публичных кинозалов в автономном
округе составляет 120 единиц с общим количеством посадочных мест 21786 единиц. Кинозрелищными организациями автономного округа было проведено 70625 публичных киносеансов, в том числе 16611 киносеансов с показом российских фильмов и 54014 киносеансов с показом зарубежных фильмов. Кинозалы автономного округа ежегодно посещают 1682 тыс. человек. Доля экранного времени, отданного для показа российских фильмов, за 2012 год в автономном округе составила 23,5%, в среднем по Российской Федерации такой показатель составляет 20%. Количество посещений одним жителем публичного кинозала в год по
России составляет 1,25, по автономному округу составляет 1,06. Ежегодно окружной государственный кинофонд автономного округа пополняется более чем на 100 фильмов, сегодня кинофонд составляет 6352 наименования фильмов. Оборот фильмофонда составляет 10%, в целях увеличения доступности региональной коллекции аудиовизуального наследия необходимо провести оцифровку кинофильмов с целью размещения
контента в телекоммуникационных сетях, показа в модернизированных кинозалах, создания коллекций документальных фильмов в общедоступных библиотеках и общеобразовательных школах. Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня" известен и авторитетен в международных кинематографических кругах, с 2013 года в основной конкурсной программе кинофорума стали принимать кинорежиссеры автономного округа. Многие кинопрограммы кинофестиваля,
организуемые с участием югорских кинематографистов, трансформировались
в самостоятельные кинопроекты и фестивали: детский фестиваль анимационного творчества "Я - ребенок, Я - творец", кинофестиваль-акция "Киноленты, обожженные войной", социальная киноакция "Кино для всех", кинофестивали отечественного фильма "Любить
по-русски" и "Золотая лента". Основную массу профессиональных предложений исполнительского искусства обеспечивают театры и концертные организации. Обеспеченность театрами в автономном округе составляет 4,6 театра на 1 млн. жителей, что выше среднего показателя по Российской Федерации (4,2 театра на 1 млн. жителей) и УрФО (3,7 театра на 1 млн. жителей). Удельный вес помещений театров, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в автономном округе составляет 33,3%,
аналогичные показатели по Российской Федерации и УрФО - 31,6% и 37% соответственно. Ежегодно театрами автономного округа осуществляется постановка 50 новых спектаклей, показывается более 1500 спектаклей, каждый спектакль собирает 115 зрителей (по России - 220 зрителей, по УрФО - 216). Удельный вес посетителей театральных мероприятий от численности
населения автономного округа составляет 13,1% (по России - 22,8%, по УрФО - 20,9%).
Обеспеченность концертными организациями в автономном округе составляет 2,6 единицы на 1 млн. жителей, что выше среднего показателя по России (2,2 концертные организации на 1 млн. жителей) и УрФО (1,5 единицы на 1 млн. жителей). Удельный вес помещений концертных организаций, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в автономном округе составляет 0%, аналогичные показатели по России и УрФО - 21,8% и 19,4% соответственно.
Каждый концерт собирает 171 зрителя (по России - 262 зрителя, по УрФО - 240). Удельный вес посетителей концертных мероприятий от численности населения автономного округа составляет 8,7% (по России -
13,1%, по УрФО - 13,2%).
Число деятелей профессионального искусства, ежегодно принимающих участие во всероссийских и международных художественных фестивалях, стажировках и иных мероприятиях, составляет свыше 250 человек. Концертными организациями автономного округа ежегодно проводится до 800 мероприятий для 146 тысяч жителей автономного округа. В последние годы большой интерес общества обращен к истокам традиционной народной культуры и любительскому искусству как фактору сохранения единого культурного пространства в многонациональном автономном округе. Учреждения культурно-досугового типа удовлетворяют
широкий диапазон запросов и нужд населения в сфере культуры, способствуют полноценной реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Востребованность населением автономного округа услугами культурно-досуговых учреждений высока, среднее количество в 1 клубном
формировании в автономном округе составляет 18 человек (УрФО - 15, Россия - 14), учитывая высокий показатель среднего числа клубных формирований на 1 учреждение - 20 единиц (УрФО - 8, Россия - 9).
Среднее число культурно-массовых мероприятий для детей на 1 учреждение по России составляет 60 единиц, автономный округ по данному показателю в первой пятерке регионов России и занимает 3 место. Основными центрами художественно-творческой деятельности являются дома культуры и клубные учреждения, на базе которых функционируют 2286 клубных формирований с числом участников - 35793 человека. Одним из основных направлений деятельности клубных учреждений является укрепление межнациональных отношений, сохранение и развитие культуры, традиций и обрядов разных народов, населяющих автономный округ. В учреждениях культурно-досугового типа работает 79 фольклорных коллективов, в которых занимаются 864 участника. Кроме этого, в автономном округе осуществляет деятельность 7 центров и отделов национальных культур в тесном сотрудничестве с 75 национальными общественными организациями и культурными автономиями округа. В сфере народных художественных промыслов и ремесел автономного
округа задействовано более 2000 человек. В целом для автономного округа характерно преобладание индивидуальных ремесленников, а также концентрация мастеров в творческих мастерских муниципальных и государственных учреждений - центрах ремесел, центрах национальных культур. В автономном округе ведется планомерная работа по восстановлению художественных промыслов и ремесел, традиционно бытовавших на территории автономного округа, по введению в оборот и популяризации утраченной материальной культуры коренных малочисленных
народов севера. Коммерческий (независимый) сектор культурного комплекса автономного округа является конкурирующим инновационным ресурсом и творческим резервом государственного и муниципального сектора. Число независимых организаций культуры в автономном округе невелико. Структура учреждений и организаций коммерческого (независимого) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|