Расширенный поиск

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 06.05.2016 № 139-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2016 г. N 139-п

 

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 418-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"

 

 

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

Внести в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 418-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы" следующие изменения:

1. В Паспорте государственной программы:

1.1. Строку "Задачи государственной программы" изложить в следующей редакции:

 

"

Задачи государственной программы

эффективная реализация единой государственной политики в сфере транспортного обслуживания населения и дорожной деятельности.

Обеспечение потребности в перевозках пассажиров в межмуниципальном сообщении автомобильным транспортом.

Обновление, модернизация, повышение уровня технического состояния парка автотранспортных средств, оборудования и автодорожной инфраструктуры.

Обеспечение потребности в перевозках пассажиров в межмуниципальном сообщении воздушным транспортом.

Обновление, модернизация, повышение уровня технического состояния парка транспортных средств, оборудования и инфраструктуры предприятий воздушного транспорта.

Обеспечение потребности в перевозках пассажиров в межмуниципальном сообщении водным транспортом.

Обновление, модернизация и повышение уровня технического состояния парка транспортных средств, оборудования и инфраструктуры предприятий водного транспорта.

Обеспечение потребности в перевозках пассажиров в межмуниципальном сообщении железнодорожным транспортом.

Улучшение состояния и технического оснащения объектов инфраструктуры предприятий железнодорожного транспорта.

Развитие сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Сохранность сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и организация дорожной деятельности.

Развитие и сохранность сети автомобильных дорог местного значения.

Обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества людей, охраны окружающей среды при эксплуатации тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, аттракционов и других видов техники.

Увеличение объемов применения инновационных продукций композитной отрасли, обеспечивающей снижение стоимости и увеличение сроков эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.

Модернизация материально-технической базы объектов использования газомоторного топлива.

Обеспечение сохранения и развития аэродромов (вертодромов) и посадочных площадок, расположенных в административных границах автономного округа.

Расширение сферы применения авиации общего назначения за счет привлечения на добровольной основе к решению общественно значимых задач;

Создание условий и материально-технической базы для производства летательных аппаратов и агрегатов АОН

".

 

1.2. Строку "Подпрограммы или основные мероприятия" дополнить абзацем следующего содержания:

"Подпрограмма X "Содействие развитию авиации общего назначения (АОН) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

1.3. Строку "Целевые показатели государственной программы" изложить в следующей редакции:

 

"

Целевые показатели государственной программы

1. Увеличение годового объема пассажирских перевозок автомобильным, воздушным, водным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении с 1572 до 1577 тыс. чел.

2. Снижение уровня износа парка автобусов организаций автомобильного транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров в межмуниципальном и пригородном сообщении, с 70 до 68 процентов.

3. Увеличение протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения с 2733,2 до 2876,0 км (на 142,8 км).

4. Увеличение плотности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на 1000 кв. км территории с 5,11 до 5,38 км/1000 кв. км (на 0,27 км/1000 кв. км).

5. Увеличение количества сельских населенных пунктов автономного округа, обеспеченных постоянной связью с сетью автомобильных дорог с твердым покрытием, с 51 до 54 ед.

6. Увеличение доли сельских населенных пунктов автономного округа, обеспеченных постоянной связью с сетью автомобильных дорог с твердым покрытием, с 30,91 до 33,33 процентов.

7. Прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в 2020 году по отношению к 2019 году на 0,59 процентов.

8. Снижение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения с 18,62 до 17,97 процентов.

9. Увеличение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения с 81,38 до 82,03 процентов.

10. Увеличение протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, с 2224,2 до 2359,1 км.

11. Увеличение количества зарегистрированной поднадзорной техники с 78609 до 80000 ед.

12. Увеличение количества зарегистрированных аттракционов с 297 до 380 ед.

13. Сокращение доли лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) с участием транспортных средств, поднадзорных органам Гостехнадзора Югры, с 1 до 0,9 процентов.

14. Обеспечение безаварийной эксплуатации аттракционов.

15. Увеличение количества опытно-экспериментальных участков с применением композитных материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения с 1 до 2 ед.

16. Увеличение количества предприятий дорожной отрасли, применяющих при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения композитные материалы, с 2 до 4 ед.

17. Увеличение объема реализации компримированного природного газа с 5,68 до 10,78 млн. кубометров/год.

18. Увеличение количества автомобильных газонаполнительных компрессорных станций с 8 до 9 единиц.

19. Снижение удельного расхода энергетических ресурсов учреждением:

19.1. Снижение удельного расхода электрической энергии учреждением с 98,93 до 87,82 кВт на 1 м2.

19.2. Снижение удельного расхода тепловой энергии учреждением с 0,27 до 0,18 Гкал на 1 м2.

19.3. Снижение удельного расхода холодной воды учреждением с 11,82 до 9,49 м3 на 1 чел.

19.4. Снижение удельного расхода горячей воды учреждением с 12,65 до 6,14 м3 на 1 чел.

20. Увеличение подготовленных пилотов-любителей, авиационно-технического персонала с 7 до 15 чел.

21. Увеличение производства летательных аппаратов, воздушных судов с 2 до 10 шт.

".

 

1.4. Строку "Финансовое обеспечение государственной программы" изложить в следующей редакции:

 

"

Финансовое обеспечение государственной программы

общий объем финансирования государственной программы в 2016 - 2020 годах составляет 110086085,2 тыс. руб., в том числе:

2016 году - 19949561,7 тыс. руб.;

2017 году - 16714168,1 тыс. руб.;

2018 году - 22542689,6 тыс. руб.;

2019 году - 21172321,5 тыс. руб.;

2020 году - 29707344,3 тыс. руб.

".

 

2. Раздел 1 изложить в следующей редакции:

 

"Раздел 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЫ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

Транспортный комплекс автономного округа сформирован автомобильным, воздушным, железнодорожным, водным транспортом и включает в себя: сеть автомобильных дорог различного значения, железные дороги и водные пути, железнодорожные станции и вокзалы, автовокзалы, аэропорты и вертолетные площадки, речпорты и пристани; различные организации, осуществляющие деятельность по перевозок пассажиров, грузов и функционированию транспортного комплекса.

Одним из важнейших инструментов обеспечения должного технического состояния тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, и аттракционной техники являются органы Гостехнадзора Югры.

Развитие транспортной системы, повышение экологической безопасности при эксплуатации и содержании самоходных машин, обеспечение безопасной эксплуатации аттракционов, а также обеспечение безопасности пассажиров легкового такси является необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения автономного округа. Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе. Недостаточна плотность сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Резервы повышения эффективности функционирования транспортной системы выявляются и на стыках взаимодействия отдельных видов транспорта. Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства автономного округа и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы Югры. На территории автономного округа 68% сельских населенных пунктов не обеспечены постоянной круглогодичной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием.

Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. Очень слабо используется транзитный потенциал территории. Реализация транзитного потенциала Югры возможна при комплексном развитии крупных транспортных коридоров в направлениях "Запад - Восток" (формирование Севсиба, автодорожного маршрута федерального значения "Северо-запад - Сибирь") и "Арктика - Азия" (Северный морской путь - Средняя Азия). Увеличение транзита требует качественно нового развития транспортных узлов и терминально-логистских комплексов.

Экономический рост автономного округа сдерживается также отсутствием транспортной доступности для хозяйственного освоения новых территорий и возможности обеспечения необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов, формирующих развитый региональный рынок.

Социально-экономическое развитие автономного округа требует опережающего и инновационного развития транспортного комплекса, направленного на эффективное решение таких задач, как:

диверсификация экономики, рост экономической интеграции Югры с другими субъектами РФ за счет повышения связанности секторов экономики, обеспечиваемых развитием транспортной инфраструктуры;

расширение сферы хозяйственного освоения территории и получение доступа к новым источникам природных ресурсов (нефтяных, лесосырьевых, минерально-сырьевой базе Приполярного Урала);

повышение роли автономного округа - не только как стратегического поставщика углеводородного сырья, но и как региона, занимающего связующее, важное пространственное положение в национальной транспортной системе;

снижение издержек в производственном секторе экономики (уменьшения затрат на транспорте, увеличения скоростей транспортных потоков и товародвижения, ускоряющих "оборачиваемость" капитала и делающих территорию инвестиционно привлекательной);

создание более комфортных условий жизни для населения, улучшение транспортной доступности медицинской помощи, образования, спорта и культурных ценностей, повышение уровня занятости населения.

Имеется большой износ основных производственных фондов транспорта. Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли. Продолжают оставаться невысокими и показатели безопасности на транспорте, что оказывает негативное влияние на экономическое развитие автономного округа.

Характеристика текущего состояния транспортного комплекса автономного округа представлена на основании аналитических данных, полученных в результате социологических исследований, статистических данных, сбора и анализа данных в динамике.

 

1.1. Автомобильный транспорт

 

По состоянию на 1 января 2015 года в автономном округе зарегистрировано более 736 тыс. ед. автотранспорта, в том числе: легковых автомобилей - 541 тыс. ед., автобусов - 16 тыс. ед.; грузовых автомобилей - 123 тыс. ед. На 1000 жителей Югры приходится 353 легковых автомобиля, что превышает показатель в среднем по Российской Федерации на 20%.

Перевозку пассажиров автомобильным транспортом выполняют 16 организаций автомобильного пассажирского транспорта и более 100 индивидуальных предпринимателей. Организации автомобильного пассажирского транспорта обеспечивают перевозки по 258 социально значимым маршрутам, в том числе по 145 городским и внутрирайонным и 113 межмуниципальным и пригородным маршрутам. Годовой пассажирооборот автомобильным транспортом составляет более 242 млн. пассажиро-километров, годовой объем перевозок пассажиров - более 40,2 млн. пассажиров.

Основными проблемами выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом являются:

1) Высокий износ автобусного парка

К концу 2015 года средний износ автобусов составит более 80%, из них 268 автобусов с износом 100%. Дальнейшее отставание темпов обновления автобусного парка от темпов их старения ведет к снижению качества и уровня безопасности перевозки пассажиров, массовому выходу транспорта из эксплуатации, при котором возможности автотранспортных организаций не обеспечат потребности населения в перевозках по социальным маршрутам.

2) Неэффективный контроль со стороны организаторов перевозок за выполнением пассажирских перевозок

Отсутствие постоянного контроля за работой автобусов на маршрутах со стороны организаторов перевозок не гарантирует выполнение транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями условий государственных и муниципальных контрактов в части безопасности перевозок, графиков движения, скоростного режима, загрузки автобусов, расхода топлива и сбора выручки.

3) Убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с малым пассажиропотоком

Финансово-хозяйственная деятельность предприятий, обеспечивающих пассажирские перевозки на социальных маршрутах в автономном округе, характеризуется убыточностью. Так, по итогам работы за 2014 год убытки по пассажирским перевозкам составили около 1905,8 млн. рублей.

Субсидирование пассажирских перевозок позволяет компенсировать убытки и, соответственно, обеспечивать надежность и безопасность по основным социально значимым маршрутам. Тем не менее, объем выделяемых бюджетных средств недостаточен. Полученная прибыль от прочих видов деятельности автотранспортных предприятий не позволяет обеспечить развитие материальной базы. В результате автотранспортные предприятия не имеют возможности обновить основные фонды собственными силами без государственной поддержки.

В автономном округе имеются предпосылки для более широкого применения компримированного природного газа в качестве моторного топлива: надежно функционирует газотранспортная система магистральных трубопроводов и распределительных сетей, часть населенных пунктов автономного округа газифицированы природным газом. В автономном округе действует Генеральная схема газификации и газоснабжения населения автономного округа, итогом реализации которой до 2015 года планируется дополнительно газифицировать 53 населенных пункта. На этой основе можно развивать широкую сеть газозаправочных станций, следовательно, имеющийся там автотранспорт может быть бесперебойно обеспечен этим видом моторного топлива, увеличится количество сервисных центров по обслуживанию газомоторной техники, центров по переосвидетельствованию баллонов, создадутся новые рабочие места.

Использование газомоторного топлива позволяет снизить вредное воздействие на окружающую среду за счет снижения уровня загрязняющих веществ от использования автомобильного транспорта и сократить расходы за счет его более низкой стоимости.

Топливный эксплуатационный эквивалент 1 литра дизельного топлива равен 1,0 м3 компримированного природного газа. При среднегодовом пробеге одного автомобиля 40 тыс. км, среднегодовой норме расхода топлива на 100 км 40 литров дизельного топлива, что составляет 40 м3 природного газа, средний расход компримированного природного газа на 1 единицу техники составит 16 тыс. м3 в год.

Использование автомобилей на газомоторном топливе позволяет обеспечить реализацию мероприятий в области энергосбережения, оценочные показатели по которым предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (далее - Постановление N 1225) и Методическими рекомендациями по включению в региональные программы (подпрограммы) в области транспорта об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, утвержденными решением Межведомственного координационного совета по реализации государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" от 21.11.2014 N АН-558 пр (далее - Методические рекомендации).

Наряду с автомобилями на газомоторном топливе к высокоэкономичным транспортным средствам можно отнести автомобили с автономным источником электрического питания, однако они не могут эксплуатироваться в автономном округе по следующим причинам:

данные транспортные средства не предназначены для использования в условиях отрицательных температур по причине отсутствия возможности обеспечения их безопасной эксплуатации;

использование данных транспортных средств только в летний период времени (в условиях положительных температур окружающей среды) делает их приобретение экономически нецелесообразным;

отечественными производителями не планируется выпускать рассматриваемые транспортные средства для использования в условиях отрицательных температур окружающей среды.

По данным причинам целевые показатели, установленные Постановлением N 1225 и определяющие количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, не вошли в Государственную программу.

Также по вышеназванным причинам в Государственную программу не включен предусмотренный Методическими рекомендациями показатель по удельному расходу топливно-энергетических ресурсов на перевозку пассажиров автомобильным общественным электротранспортом.

 

1.2. Воздушный транспорт

 

Воздушный транспорт на территории автономного округа выполняет важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность для жителей Югры. В некоторых муниципальных районах авиационный транспорт остается единственным круглогодичным видом транспорта, обеспечивающим связь с "большой землей". Доступность транспортных услуг относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения.

Основная доля авиаперевозок на территории Югры выполняется из городов и городских поселений автономного округа, имеющих аэропорты, в которых, как правило, полеты выполняют несколько авиакомпаний. Авиаперевозки же из сельских поселений, не имеющих доступа к другим видам транспорта, как правило, выполняются одной авиакомпанией. В таких муниципальных районах, как Нижневартовский, Кондинский, Октябрьский, Ханты-Мансийский, Белоярский и Березовский, авиационный транспорт остается единственным круглогодичным видом транспорта, обеспечивающим связь удаленных населенных пунктов с "большой землей".

На территории автономного округа функционируют 9 аэропортов, 2 посадочные площадки и более 120 вертолетных площадок, осуществляющих прием и отправку пассажиров и грузов как по внутриокружным, так и по магистральным маршрутам. Три аэропорта в городах Сургут, Нижневартовск и Ханты-Мансийск имеют статус международных и обеспечивают более 80% всех пассажирских и грузовых авиаперевозок в автономном округе.

Авиакомпании, осуществляющие свою деятельность в автономном округе, эксплуатируют воздушные суда типа: "АН-24", "АН-26", "ТУ-134", "ТУ-154", "ATR-42", "ATR-72", "Боинг-737", вертолеты всех типов. Воздушные суда авиакомпаний совершают регулярные полеты более чем по 30 межрегиональным и 10 зарубежным направлениям. Ежегодный объем обслуживаемых пассажиров в аэропортах автономного округа составляет более 1,7 млн. человек, а грузовых перевозок - более 12 тыс. тонн.

Из-за отсутствия взлетно-посадочных площадок в удаленных поселках автономного округа авиакомпании используют вертолеты 1-го класса МИ-8, которые относятся к высокозатратному типу воздушных судов, с высокой стоимостью летного часа.

Общие проблемы аэропортов автономного округа: высокая себестоимость аэропортовых услуг, низкая интенсивность полетов и, как правило, убыточная деятельность, высокий износ основных фондов аэропортов, старение парка региональных самолетов, выполняющих перевозки на внутриокружных маршрутах.

Требования к состоянию аэропортов, аэродромов и посадочных площадок определяются различными федеральными авиационными правилами и сертификационными требованиями, не учитывающими состояние и объемы авиаперевозок в северных аэропортах и северных территориях, где воздушный транспорт порою является единственным, безальтернативным видом пассажирских перевозок.

За последние годы в результате перемен в экономике и социальной сфере, падения платежеспособного спроса населения, появления сложностей в процессе адаптации к сформировавшимся в стране рыночным условиям и издержек реорганизации гражданская авиация и авиационная промышленность России оказались в тяжелом положении.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре авиационная промышленность отсутствует. Производство летательных аппаратов в ряде крупных населенных пунктов происходит в частном порядке силами энтузиастов.

В Российской Федерации до настоящего времени в сферу экономических интересов государства не включена авиация общего назначения, способная решить вопросы обеспечения транспортной доступности жителей труднодоступных населенных пунктов.

Значение развития авиации общего назначения для российской экономики заключается в том, что она представляет собой уникальный механизм частных инвестиций в развитие гражданской авиации и авиастроения. Каждый гражданин, оплачивая собственное летное обучение, приобретая воздушное судно, используя воздушное пространство, вкладывает деньги в развитие авиационной транспортной инфраструктуры, сокращает расходы государства на подготовку гражданских и военных пилотов, обустройство и содержание аэродромов и авиационных учреждений.

К авиации общего назначения относится гражданская авиация, используемая физическими или юридическими лицами (субъектами АОН) для удовлетворения собственных потребностей в соответствии с установленными для нее правилами и нормами.

На территории автономного округа имеется 32 воздушных судна (ВС), в том числе:

в г. Сургуте - 28 ВС, эксплуатанты: 13 физических лиц - 15 ВС, 5 юридических лиц - 13 ВС;

в г. Нефтеюганске - 1 ВС, эксплуатант - физическое лицо;

в г. Урай - 1 ВС, эксплуатант - физическое лицо;

в г. Нягань - 1 ВС, эксплуатант - физическое лицо;

в г. Ханты-Мансийске - 1 ВС, эксплуатант - юридическое лицо.

Основной причиной, тормозящей развитие в России авиации общего назначения, является несовершенство действующего законодательства в области воздушного транспорта.

 

1.3. Водный транспорт

 

В 2015 году на водных путях автономного округа функционирует 24 регулярных линии. Протяженность межмуниципальных и внутрирайонных маршрутов составляет от 50 до 600 км.

По внутренним водным путям, протяженность которых составляет 5608 км, ежегодно перевозится более 300 тыс. пассажиров. Кроме того, обеспечивается централизованная доставка продукции (товаров) в районы и населенные пункты автономного округа с ограниченными сроками завоза грузов в навигацию, объемы которой ежегодно составляют более 32 тыс. тонн. Перевозка пассажиров осуществляется 28 скоростными и водоизмещающими пассажирскими судами.

Основные проблемы развития пассажирских перевозок водным транспортом:

1) Значительный износ пассажирских судов

По состоянию на IV квартал 2015 года средний корпусной износ водного транспорта, находящегося в эксплуатации, составляет 72%. Дальнейшее отставание темпов обновления водного транспорта от темпов его старения приведет к снижению качества и уровня безопасности перевозки пассажиров, массовому выходу транспорта из эксплуатации, что приведет к снижению объемов пассажирских перевозок. Для обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом необходимо поддержание технической готовности пассажирских судов.

2) Убыточность пассажирских перевозок

Деятельность предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки по социальным маршрутам, является планово убыточной. Субсидирование пассажирских перевозок водным транспортом позволяет сохранить стабильность выполнения социально значимых маршрутов. Однако прибыль от прочих видов деятельности таких предприятий не обеспечивает развития материальной базы и обновления основных фондов.

 

1.4. Железнодорожный транспорт

 

Эксплуатационная длина сети железных дорог общего пользования на территории автономного округа составляет 1106 км и складывается из 3 не связанных между собой участков:

Тюмень - Тобольск - Пыть-Ях - Сургут - Когалым - Новый Уренгой, с ответвлением на г. Нижневартовск (протяженность по территории автономного округа 650 км);

Екатеринбург - Серов - Ивдель - Советский - Нягань - Приобье, с ответвлением на пгт. Агириш (протяженность по территории автономного округа 339 км);

Екатеринбург - Егоршино - Тавда - Усть-Аха (протяженность по территории автономного округа 117 км).

На территории автономного округа также расположена малодеятельная линия, которая связывает пгт. Агириш с г. Советский, протяженностью 72 км.

Ежегодно железнодорожным транспортом с железнодорожных станций, расположенных на территории автономного округа, отправляется более 2 млн. пассажиров, в том числе поездами пригородного сообщения - около 300 тыс. пассажиров и свыше 13 млн. тонн грузов.

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения осуществляется 9 парами поездов в соответствии с действующим расписанием движения, обеспечивая перевозку пассажиров по 8 маршрутам: Верхнекондинская - Агириш, Ивдель-1 - Алябьево, Ивдель-1 - Верхнекондинская, Верхнекондинская - Приобье, Тавда - Устье-Аха, Сургут - Куть-Ях, Сургут - Лангепас, Лангепас - Нижневартовск.

В автономном округе функционирует десять железнодорожных вокзалов. Основными пассажирообразующими железнодорожными вокзалами являются Сургут, Нижневартовск-1 и Пыть-Ях, на которые приходится 61,5% от общего количества отправленных пассажиров.

 

1.5. Дорожное хозяйство

 

Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения автономного округа по состоянию на 1 января 2015 года составила 2733,2 км, из них 2553,6 км с капитальным типом покрытия. В составе региональных или межмуниципальных автомобильных дорог находится 270 мостов и путепроводов общей протяженностью 20,6 тыс. п. м. Для обеспечения населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи по автомобильным дорогам, ежегодно осуществляется устройство и содержание зимних автомобильных дорог и ледовых переправ общего пользования межмуниципального значения. По состоянию на 1 января 2015 года протяженность зимних автомобильных дорог межмуниципального значения составила 2573,2 км, включая 17,1 км ледовых переправ.

Автономный округ характеризуется низким показателем густоты автомобильных дорог с твердым покрытием. Так, на 1 января 2015 года густота автомобильных дорог регионального или межмуниципального и федерального значения в автономном округе была в 5,8 и 4,2 раза меньше соответствующих показателей по России и Уральскому федеральному округу. В то же время густота зимних автомобильных дорог и ледовых переправ межмуниципального значения в Югре соответственно в 4,8 и 2,3 выше. Существенно различие в протяженности автомобильных дорог по районам автономного округа.

Протяженность региональных или межмуниципальных автомобильных дорог общего пользования по категориям и районам автономного округа представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Протяженность автомобильных дорог общего пользования

регионального и межмуниципального значения по районам

и категориям на 1 января 2015 года

 

Район

Протяженность по категориям, км

Всего

в том числе:

I

II

III

IV

V

Ханты-Мансийский

316,19

12,22

6,40

254,79

42,79

-

Кондинский

295,84

-

-

222,36

73,48

-

Октябрьский

356,18

-

-

275,14

81,04

-

Советский

291,33

-

-

247,65

43,68

-

Березовский

108,47

-

-

-

15,83

92,64

Белоярский

155,56

-

-

155,56

-

-

Нефтеюганский

166,75

-

96,11

43,59

27,05

-

Сургутский

574,6

3,4

122,09

350,16

98,95

-

Нижневартовский

468,3

6,37

84,0

291,8

86,13

-

Итого

2733,2

21,99

308,6

1841,04

468,95

92,64

 

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием регионального или межмуниципального значения общего пользования по категориям дорог в общей их протяженности в автономном округе более предпочтительная, чем по Российской Федерации и Уральскому федеральному округу. Отношение протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием регионального или межмуниципального значения по категориям дорог в общей их протяженности в Российской Федерации, Уральском федеральном округе и в Югре указано в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Доля дорог по категориям регионального или межмуниципального

значения общего пользования в общей их протяженности,

в процентах (на 01.01.2015)

 

 

Категории дорог

I

II

III

IV

V

Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования:

 

 

 

 

 

в Российской Федерации

0,30

2,53

19,67

62,41

15,09

в Уральском федеральном округе

0,54

4,68

24,22

64,48

6,08

в Югре

0,80

11,29

67,36

17,16

3,39

 

Сеть автомобильных дорог в автономном округе имеет характерное отличие от общероссийской. Доля частных (ведомственных) автомобильных дорог в общей протяженности дорог автономного округа достигает 76%, в том числе в общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием, их протяженность составляет 69% (в Российской Федерации около 17%). Автомобильные дороги регионального или межмуниципального и федерального значения общего пользования, составляя 25% от общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием, являются структурообразующими в общей сети автомобильных дорог и воспринимают основную нагрузку от автомобильного транспорта.

Отдельные участки существующих автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, особенно вблизи городских округов, характеризуются высокой интенсивностью движения, превышающей технико-эксплуатационные возможности автомобильных дорог, что не позволяет обеспечить выполнение требований к пропускной способности, комфорту и безопасности участников дорожного движения. Требуется строительство объездных дорог в обход городов, транспортных развязок и пересечений автомобильных дорог в разных уровнях, а также координация развития региональных или межмуниципальных автомобильных дорог совместно с дорогами местного значения.

Строительство частных платных автомобильных дорог в автономном округе в настоящее время не эффективно. Это объясняется относительно невысокими транспортными потоками и достаточно сложными природными условиями, приводящими к большим затратам на строительство, что исключает интерес бизнеса к сооружению платных дорог.

Промышленная направленность развития экономики автономного округа определяет постоянное увеличение в составе транспортного парка автомобилей большой грузоподъемностью, рост интенсивности движения транспорта и возрастающие нагрузки на автомобильные дороги. Доля автомобилей большой грузоподъемностью в составе транспортных средств в автономном округе в 1,4 раза превышает аналогичный показатель по Российской Федерации. В автономном округе в 2014 году было выдано 64329 разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов по региональным или межмуниципальным автомобильным дорогам. Из них 60% от всех разрешений было выдано в Сургутском районе автономного округа.

Рост интенсивности движения ведет к необходимости реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений, приведению их транспортно-эксплуатационных характеристик к нормативным требованиям. Так, фактическая средняя интенсивность движения по мосту через р. Обь в районе г. Сургута в 2014 году составила 11635 авт./сут., превысив в 2,2 раза расчетную интенсивность движения, определенную на 2015 год. При этом сезонная неравномерность в интенсивности движения в августе, относительно января, различалась в 1,28 раза.

Сложные природные условия строительства и большие нагрузки на автомобильные дороги неизбежно ведут к повышенным затратам на их ремонт и содержание. Несвоевременное выполнение ремонта, капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог, наряду с дополнительными издержками на транспорте, в секторах экономики, а также увеличение количества ДТП приводят к необходимости увеличения затрат на приведение дорог в нормативное состояние. Практика показывает, что задержка с проведением ремонтных работ на 3 года ведет к росту дополнительных затрат на капитальный ремонт, сопоставимых с объемами затрат при выполнении их по плану.

Недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог приводит к значительным потерям экономики, снижению качества жизни населения и инновационной привлекательности территории, является одним из существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития автономного округа.

Отмеченное выше делает актуальным:

развитие сети автомобильных дорог (строительство);

совершенствование сети автомобильных дорог (реконструкция);

формирование дорожной сети как единого транспортного пространства;

приведение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями норм и технических регламентов.

Проблемы транспортной системы требуют программно-целевого метода решения, целесообразность которого определяется:

структурой транспорта, объединяющей различные его виды транспорта, и его особой системообразующей ролью в развитии экономики и социальной сферы автономного округа;

большими финансовыми затратами и длительными сроками окупаемости инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, определяющими их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия (в том числе финансового) государства в их реализации;

возможностью концентрации ресурсов на приоритетных задачах, направленных на решение системных проблем и создание условий для комплексного развития всех видов транспорта;

необходимостью системного подхода к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам инвестиционных проектов;

возможностью внедрения механизма управления реализацией программных мероприятий, в том числе включающего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность в транспортном комплексе.

Риски, возникающие с различными вариантами решения проблем транспортного комплекса как системообразующей инфраструктуры, прежде всего, связаны с безопасностью функционирования и развития социально-экономической системы автономного округа. Безопасность функционирования и развития секторов экономики и социальной сферы обеспечивается транспортным комплексом посредством снятия угроз как совокупности условий и факторов в транспортном комплексе, создающих опасность для экономики и интересов автономного округа и государства, общества и личности.

Решение проблем транспортной системы программно-целевым методом позволяет снять внутренние угрозы, которые могут возникнуть в транспортном комплексе и окажут существенное воздействие на снижение экономической и социальной безопасности автономного округа. К внешним угрозам относится фактор недофинансирования развития и совершенствования транспортного комплекса, так как это ведет к снижению темпов в повышении связанности социальной сферы и секторов экономики, уменьшению скоростей пассажиропотоков и товародвижения, росту удельных затрат на транспорте, а также к снижению безопасности его функционирования. Результатом недофинансирования будет снижение качества жизни населения и инвестиционной привлекательности автономного округа.

 

1.6. Надзор за техническим состоянием самоходных машин

и других видов техники, аттракционов

 

Анализ ДТП и несчастных случаев в автономном округе из-за нарушения правил дорожного движения показал, что их количество с участием машинистов (водителей), поднадзорных Гостехнадзору Югры, в 2014 году уменьшилось по сравнению с 2013 годом на 14%. Так, в 2014 году было совершено 8 ДТП, а в 2013 году - 7 ДТП. При этом число пострадавших в 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшилось на 15% (соответственно 11 и 13 человек), количество несчастных случаев со смертельным исходом в 2014 году не было.

Анализ травматизма на производстве и несчастных случаев на производстве, связанных с эксплуатацией самоходных машин, показал, что травматизм со смертельным исходом в 2014 году вырос в 2 раза: в 2013 году - 2 случая; в 2014 году - 4 случая.

Наибольшее количество нарушений правил технической эксплуатации, безопасности дорожного движения, правил инструкции по технике безопасности и охране труда происходит в период работы машины.

Техническое состояние машин, возможность их эксплуатации без риска для жизни и здоровья граждан определяются во время государственного технического осмотра (далее - ГТО) - одного из важнейших элементов профилактики ДТП и несчастных случаев на производстве.

Несмотря на высокий коэффициент готовности техники, который в автономном округе в среднем составляет 68%, есть предприятия, которые нарушают сроки технического осмотра машин. Более того, отдельные руководители предприятий своей властью разрешают эксплуатацию машин, в большинстве случаев неисправных, тем самым нарушают закон и попадают под административную и уголовную ответственности.

Регулярно Гостехнадзор Югры проводит работу по проверке достоверности государственной регистрации поднадзорной техники. Ежегодно проводятся профилактические операции с условными названиями "Трактор", "Снегоход" с привлечением сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел - Отдела Министерства внутренних дел по муниципальным образованиям автономного округа, сотрудников Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа в целях выполнения установленных требований технического состояния, дорожного движения, предупреждения аварийности и охраны окружающей среды при эксплуатации поднадзорной органам Гостехнадзора Югры техники. Благодаря предпринимаемым мерам ежегодно выявляется и регистрируется более 1000 единиц тракторов и самоходных машин.

Общее количество зарегистрированных машин на 1 января 2015 года составляет 78609 единиц. Свыше 3000 единиц техники находится на временном учете (техника, прибывшая с другого региона Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья и находящаяся на территории автономного округа более 6 месяцев, либо техника, место дислокации которой - территория другого муниципального района и городского округа автономного округа (далее - муниципальное образование).

Практически 90% техники юридических лиц, поднадзорной органам Гостехнадзора Югры, поставлено на учет. Гораздо сложнее обстоит дело с регистрацией машин, принадлежащих физическим лицам. Техника, как правило, старая, не имеющая никаких документов, и граждан отпугивает процедура приобретения права собственности в судебном порядке.

По результатам проверок запрещается эксплуатация неисправной поднадзорной техники и налагаются административные взыскания на должностных лиц организаций и трактористов-машинистов. Взимаются штрафы по административным правонарушениям.

Работа Гостехнадзора Югры многоплановая и заключается не только в административном воздействии и запрещении эксплуатации техники, но и в ведении профилактической работы: встречи с механизаторами, со специалистами предприятий, организаций, взаимодействие со средствами массовой информации.

Обследуются организации, осуществляющие образовательную деятельность и претендующие на получение лицензии, на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин, поднадзорных Гостехнадзору Югры. Согласовываются учебные планы и программы подготовки трактористов (трактористов-машинистов). При приеме экзаменов по окончании подготовки особое внимание уделяется качеству подготовки трактористов.

При осуществлении надзора поднадзорной техники производятся замеры на предмет дымности и токсичности отработанных газов. Современные масштабы производства и эксплуатации автотракторной техники и другой сельскохозяйственной техники привели к существенному ухудшению экологического состояния среды обитания живой природы. Размеры выбросов от эксплуатации автотранспортной техники в настоящее время могут менять сложившуюся концентрацию химических веществ, входящих в состав воздуха, почвы, воды, и зачастую их состояние становится опасным для жизни и здоровья людей и других биологических объектов.

В настоящее время в автономном округе значительно устарел парк тракторов, самоходных машин, обновление происходит очень медленно. Средний срок эксплуатации машин на сегодняшний день составляет 21 год.

В процессе долголетней эксплуатации техническое состояние тракторов и самоходных машин ухудшается. Снижаются показатели работоспособности (мощность, производительность и др.), увеличивается энергопотребляемость (расход ГСМ), ухудшаются другие параметры технического состояния, технической и экологической безопасности (дымность и токсичность отработавших газов дизеля, уровень внешнего шума и уровень шума в кабине, герметичность гидравлических систем машин и др.).

Основным параметром экологической безопасности при эксплуатации тракторов, самоходных машин является дымность и токсичность отработанных газов (далее - ОГ) дизеля. Токсичность ОГ регламентируют: "ГОСТ Р 52033-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния", "ГОСТ Р 52160-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния". Эти 2 документа регламентируют 2 основных показателя - содержание оксида углерода (СО) и несгоревших углеводородов (CnHm). Содержание этих химических соединений должно быть в пределах значений, установленных предприятием-изготовителем.


Информация по документу
Читайте также