Расширенный поиск

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2013 № 854-П

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

              14 октября  2013 г.                                                                            854-П

г. Салехард

 

 

О внесении изменений в комплексную программу

«Развитие системы профессионального образования

Ямало-Ненецкого  автономного округа

на 2011 – 2015 годы»

 

В целях приведения нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 ноября 2012 года № 112-ЗАО «Об окружном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», постановлению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года526-П «Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 – 2015 годы», постановлению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2010 года № 478-П «Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы «Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 – 2013 годы», постановлению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 ноября 2012 года № 976-П «Об утверждении целевой программы ведомства «Развитие системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 – 2015 годы»

 Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа

 п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в комплексную программу «Развитие системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 – 2015 годы», утверждённую постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2011 года № 16-П.

2.  Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 сентября 2013 года.

 

 

 

                       Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа                                            Д.Н. Кобылкин

 

 

 


УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

от  14 октября 2013 года №  854-П

 

                     

ИЗМЕНЕНИЯ,

которые вносятся в  комплексную программу

 «Развитие системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 – 2015 годы»

 

         1. В паспорте Программы:

1.1. позицию, касающуюся ответственных исполнителей программных мероприятий, изложить в следующей редакции:

«

Ответственные исполнители программных мероприятий

департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа;

государственные профессиональные образовательные организации, подведомственные департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа

(далее – профессиональные образовательные организации);

организации, осуществляющие деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках заключённых соглашений с Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа (ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «НОВАТЭК» и другие)

»;

1.2. позицию, касающуюся целей и задач Программы, изложить в следующей редакции:

«

Цели и задачи Программы

цель Программы:

формирование сквозных компетенций конкурентоспособности молодых людей для кадрового обеспечения инновационной экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, удовлетворение потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном профессиональном образовании. 

Задачи Программы:

1. Разработка и реализация инновационной  модели организации профессионального образования, основанной на ключевой роли работодателей.

2. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда Ямало-Ненецкого автономного округа.

3. Обеспечение квалифицированными кадрами инвестиционных проектов, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

4. Создание системы нормативно-правового сопровождения и финансово-экономических механизмов реализации новой модели организации профессионального образования

»;

1.3. позицию, касающуюся основных направлений реализации, изложить в следующей редакции:

«

Основные направления реализации

основные направления, сформированные в программы:

1. Разработка новой модели профессионального образования, основанной на ключевой роли работодателей.

2. Внедрение новых подходов в организации образовательного процесса с участием работодателей.

3. Обеспечение компетентностного подхода на основе введения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с участием работодателей.

4. Совершенствование модели развития и оценки качества профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров с привлечением работодателей.

5. Стимулирование участия профессиональных образовательных организаций в независимой оценке качества реализуемых образовательных программ среднего профессионального образования.

6. Переход профессиональных образовательных организаций в новые организационно-правовые формы.

7. Адаптация структуры и сети профессиональных образовательных организаций к рынку труда на основе создания научно-образовательных комплексов.

8. Строительство и капитальный ремонт объектов инфраструктуры профессиональных образовательных организаций.

9. Разработка и реализация механизма среднесрочного и долгосрочного планирования прогноза потребности в подготовке кадров.

10.  Переход на нормативное финансирование в сфере среднего профессионального образования.

11. Апробация механизма формирования регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях на основании прогнозов потребности в кадрах и социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа.

12. Создание условий для открытия новых профессий и специальностей среднего профессионального образования с учётом реализации инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа

»;

1.4. позицию, касающуюся объемов и источников финансирования, изложить в следующей редакции:

«

Объёмы и источники финансирования

общий объем финансирования Программы

3 034 972 тыс. рублей,

в том числе по годам:                                   
2011 год   442 839 тыс. рублей;                           
2012 год   891 483 тыс. рублей;                          
2013 год   397 907 тыс. рублей;                         
2014 год   418 351 тыс. рублей;                         
2015 год   884 392 тыс. рублей.

В том числе по источникам финансирования:               
бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа –

всего 3 034 972 тыс. рублей,
в том числе по годам:                                   
2011 год   442 839 тыс. рублей;                          
2012 год   891 483 тыс. рублей;                          
2013 год   397 907 тыс. рублей;                         
2014 год   418 351 тыс. рублей;                         
2015 год   884 392 тыс. рублей.

Объем капитальных вложений по Программе составит

2 627 327 тыс. рублей, в том числе по годам:                                   
2011 год   382 787 тыс. рублей;                          
2012 год   820 261 тыс. рублей;                           
2013 год   289 270 тыс. рублей;                          
2014 год   335 009 тыс. рублей;                         
2015 год   800 000 тыс. рублей

»;

1.5. позицию, касающуюся ожидаемых конечных результатов реализации Программы, изложить в следующей редакции:

«

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Доля обучающихся профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся на предприятии в процессе обучения в профессиональной образовательной организации, в их общем количестве достигнет 8%.

2. Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, прошедших стажировку на предприятиях, в их общем количестве достигнет 17%.

3. Доля обучающихся профессиональных образовательных организаций из числа коренных малочисленных народов Севера, получающих  профессиональное образование,  в  общем количестве обучающихся достигнет 19%.

4. Доля профессиональных образовательных организаций, работающих на основе договорных отношений с работодателями и осуществляющих целевую подготовку кадров, в их общем количестве достигнет 100%.

5. Доля образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, к общему их количеству достигнет 100%.

6. Количество образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых в условиях кредитно-модульной системы организации обучения, достигнет 10 за 5 лет.

7. Доля профессиональных образовательных организаций, внедряющих дистанционные программы обучения, в их общем количестве достигнет 100%.

8. Доля профессиональных образовательных организаций, обеспеченных библиотечно-информационными ресурсами в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, в их общем количестве достигнет 100%.

9. Доля профессиональных образовательных организаций, имеющих свои обновляемые сайты в сети Интернет и публикующих на них отчёты по результатам своей деятельности, в их общем количестве достигнет 100%.

10. Доля представителей реального сектора экономики в составе педагогических работников в профессиональных образовательных организациях достигнет 28%.

11. Доля педагогических работников, имеющих квалификационной категории (первая, высшая), в их общей численности среди преподавателей достигнет

45%, среди мастеров производственного обучения –

18%.

12. Доля педагогических работников, прошедших повышение по федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования, в их общей численности достигнет 100%.

13. Доля педагогических работников, прошедших повышение, переподготовку (стажировку) в организациях, в том числе за рубежом, в их общей численности достигнет 30%.

14. Доля лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, прошедшим независимую оценку качества, достигнет 20%.

15. Доля профессиональных образовательных организаций, перешедших в новые организационно-правовые формы, в их общем количестве достигнет 100%.

16. Доля профессиональных образовательных организаций, имеющих в своей структуре ресурсные центры, службы содействия трудоустройству, центры квалификаций, составит 55, 100 и 55% соответственно.

17. Доля многопрофильных и многоуровневых профессиональных образовательных организаций в их общем количестве достигнет 100%.

18. Доля профессиональных образовательных организаций, обновивших свою инфраструктуру, в их общем количестве достигнет 100%.

19. Доля профессиональных образовательных организаций, перешедших на нормативное финансирование, в их общем количестве достигнет 100%.

20. Доля профессиональных образовательных организаций, использующих материально-техническую базу предприятий для организации учебной  практики (производственного обучения) и производственной практики, в их общем количестве достигнет 100%.

21. Доля выпускников общеобразовательных организаций, поступивших на обучение на образовательные программы среднего профессионального образования, достигнет в среднем 20%. 

22. Доля лиц, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по приоритетным для экономики Ямало-Ненецкого автономного округа направлениям (добыча и переработка полезных ископаемых, электроэнергетика, транспорт и строительство дорог, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, культура, средства массовой информации), достигнет 80%.

23. Доля выпускников, получивших среднее профессиональное образование по приоритетным для экономики Ямало-Ненецкого автономного округа направлениям (добыча и переработка полезных ископаемых, электроэнергетика, транспорт и строительство дорог, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, культура, средства массовой информации), достигнет 60%.

24. Доля выпускников общеобразовательных организаций, получивших целевую образовательную субсидию для получения высшего образования по приоритетным для экономики Ямало-Ненецкого автономного округа направлениям (добыча и переработка полезных ископаемых, электроэнергетика, транспорт и строительство дорог, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, культура, средства массовой информации),

в их общем количестве достигнет 3%.

25. Доля открытых новых профессий и специальностей среднего профессионального образования в  их общем количестве достигнет  8% 

».

2. Раздел I Программы изложить в следующей редакции:

 

«I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 

Система профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) требует серьёзных структурных и содержательных изменений в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года (Пр-2663 от 09.09.2010), направлениями образовательной политики России, закреплёнными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании  в  Российской  Федерации», Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утверждённой постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14.12.2011 № 839 (далее – Стратегия СЭР автономного округа до 2020 года).

Стратегией СЭР автономного округа до 2020 года определены основные направления социально-экономического развития автономного округа до 2020 года: повышение уровня благосостояния и качества жизни населения автономного округа и развитие автономного округа как сырьевого региона федерального и мирового значения, обеспечивающего устойчивое развитие национальной экономики.

         Достижение этих  целей возможно только на основе эффективного развития конкурентоспособных отраслей региональной экономики и прежде всего газовой и нефтяной промышленности, малого и среднего предпринимательства, а также традиционных северных промыслов.

Автономный округ является сырьевым регионом федерального и мирового значения и его миссия заключается в обеспечении поддержки национальной экономики и энергетической безопасности России. 

Базовая отрасль автономного округа – топливная промышленность, на которую приходится около 95% общего объёма промышленного производства. 

В ближайшие 10 – 20 лет автономный округ сохранит роль ресурсной базы по добыче газа и нефти, минеральных ресурсов и других ресурсов для страны.

Преимуществами автономного округа являются уникальные запасы нефти и газа, богатые биологические ресурсы по разведению оленей, вылову рыб ценной породы, высокий инвестиционный потенциал, финансовые возможности для проведения активной жизненной политики в социальной и жилищной сферах. Совокупность преимуществ, сложившихся в регионе, является основой стабильности социально-экономической ситуации в автономном округе.

Перспективы экономического развития автономного округа во многом определяются характером инвестиционного процесса.

В число первоочередных объектов в инвестиционную программу автономного округа включены 35 объектов в сферах электроэнергетики, строительства, транспорта, добычи и переработки полезных ископаемых, для реализации которых потребуются трудовые ресурсы. Дополнительная потребность в трудовых ресурсах будет расти с 70 тыс. чел. в 2010 году до 212 тыс. чел. в 2020 году.

Таким образом, контекстами  для модернизации региональной системы профессионального образования автономного округа являются:

ситуация и стратегия развития нефтегазодобывающего сектора в связи с разработкой ресурсной базы углеводородов полуострова Ямал, региона, имеющего стратегическое значение по газо- и нефтедобыче России;

реализация инвестиционных проектов, предполагающих создание уникального индустриально-инфраструктурного комплекса, обеспечивающего развитие, модернизацию и использование имеющегося потенциала промышленности автономного округа на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры;

национально-этническая специфика автономного округа как традиционного места проживания коренных малочисленных народов Севера, предлагающая подготовку кадров для реализации инвестиционных проектов из числа лиц коренных малочисленных народов Севера;

особенности инфраструктуры, имеющей низкую транспортную освоенность территории автономного округа, сдерживающей освоение ресурсов полуострова Ямал, Приполярного и Полярного Урала;

острая потребность в трудовых ресурсах.

На рынке труда автономного округа наблюдается следующая картина: не хватает квалифицированных рабочих, при этом существует переизбыток специалистов с высшим образованием гуманитарных специальностей и дефицит   квалифицированных специалистов технических направлений. Так, пропорция подготовки кадров в автономном округе по уровням образования составляет 7:2:1 (ВПОПО:НПО), которая не коррелирует  с мировой практикой (соотношение 2:3:5 – ВПО:СПО:НПО), обеспечивающей сбалансированное развитие экономики.

Особенностью рынка труда автономного округа является наличие большой численности работающих вахтовым методом и проживающих за пределами автономного округа: около 17% занятых в экономике. Это ставит систему профессионального образования в ситуацию острой конкуренции перед работодателями.

Уровень безработицы составляет  1,28% и не оказывает существенного влияния на  рынок труда региона.

При существующем объёме вакансий 79% вакансий  составляют рабочие профессии и 11% – работники неквалифицированного труда (подсобные и дорожные рабочие, грузчики, рабочие по комплексному обслуживанию зданий, уборщики, кухонные рабочие, кладовщики, вахтёры, сторожа и т.д.).

По  ряду профессий автономный округ испытывает острую нехватку рабочих: водитель, каменщик, плотник, электрогазосварщик, штукатур, маляр, бетонщик, помощник бурильщика, монтажник, продавец, изолировщик, облицовщик-плиточник, машинист бульдозера, повар, стропальщик, слесарь по ремонту автомобилей. По большинству из этих профессий в автономном округе сложилась эффективная система подготовки кадров.

За счёт внедрения  наукоёмких технологий в нефтегазовых компаниях происходит системное сокращение персонала, что приводит к перераспределению доли потребления кадров из числа выпускников профессиональных образовательных организаций в пользу инфраструктурных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса. Так, в пропорции доля выпускников профессиональных образовательных организаций, поступающих на работу, составляет: 28% – на градообразующие предприятия, 47% – на предприятия малого и среднего бизнеса, 25% не всегда могут сразу найти работу по полученной профессии и специальности.

В рамках реиндустриализации экономики автономного округа новым и перспективным направлением становится туризм. 

Количество рабочих мест к 2030 году может достигнуть полумиллиона. При этом за счёт населения автономного округа будет обеспечена занятость не более 250 тыс. человек. Другую половину рабочих мест  предполагается заполнить вахтовиками-специалистами, проживающими за пределами автономного округа.

Таким образом, в подготовке кадров будущего необходимо учитывать изменения, происходящие в экономике региона.

В автономном округе разным возрастным группам созданы условия для высокого жизненного старта: функционируют школы ступеней, доступное предпрофильное (97%) и профильное обучение (61%), имеется возможность свободного выбора в получении профессионального образования в образовательных организациях высшего образования за пределами региона и в профессиональных образовательных организациях на территории автономного округа. Это результат реализации программы развития образования  автономного округа в 2000 – 2010 годах, направленной на обеспечение доступного и  качественного образования всех уровней. В этот период завершён первый этап реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций, в результате которого созданы учреждения нового типа – колледжи.

В автономном округе образовательную деятельность ведут 9 профессиональных образовательных организаций, из них 8 государственных профессиональных образовательных организаций и 1 негосударственная профессиональная образовательная организация. Подготовка кадров  осуществляется по 25 профессиям и 43 специальностям среднего профессионального образования.

В автономном округе нет  высшего учебного заведения,  функционируют 23 филиала образовательных организаций высшего образования. В них обучается большинство взрослого работающего населения региона, получая первое или второе высшее образование, профессиональную переподготовку и часть выпускников школ на 1 – 2 курсах, что  выгодно  и удобно родителям.

 Однако рынок труда автономного округа не испытывает дефицита в специалистах с высшим образованием по специальностям юриспруденция,  государственное и муниципальное управление, психология, менеджмент организаций, которые являются приоритетными при выборе молодёжи. Сеть филиалов организаций высшего образования на территории автономного округа требует оптимизации с целью изменения направлений подготовки в соответствии со Стратегией СЭР до 2020 года. 

Филиалы организаций высшего образования не ведут научную деятельность в  автономном округе, поэтому становится необходимым развитие  научных центров на базе государственных профессиональных образовательных организаций автономного округа. Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий, Ямальский многопрофильный колледж и Муравленковский многопрофильный колледж имеют необходимые научные ресурсы и являются экспериментальными площадками федерального и регионального уровней.

Профессиональные образовательные организации взаимодействуют с работодателями. Однако совместная деятельность  не является системной. Можно привести лишь несколько примеров эффективного взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий:

дочернее предприятие ОАО «Газпром» ООО «Газпром добыча Надым» предоставляет на безвозмездной основе мастерские для организации учебной практики обучающихся Надымского профессионального училища;

работодатели принимают участие в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций, в организации и проведении ежегодных олимпиад профессионального мастерства обучающихся по рабочим профессиям, педагогических работников системы профессионального образования;

выпускники профессиональных образовательных организаций проходят стажировку на предприятиях в целях приобретения опыта работы, включая наставничество.

Работодатели участвуют в организации учебной практики (производственного обучения) и производственной практики обучающихся профессиональных образовательных организаций, но они  не заинтересованы  в закреплении за обучающимися  рабочих мест и их  последующем трудоустройстве в виду того, что качество подготовки не соответствует их требованиям. Следовательно, необходимо развивать  систему независимой оценки качества, включая оценку и сертификацию квалификаций.

Примером корпоративной подготовки кадров является деятельность Новоуренгойского техникума газовой промышленности (ОАО «Газпром»), опыт которого следует использовать при формировании новой модели профессионального образования.

Несмотря на попытки привлечения работодателей к формированию регионального заказа на подготовку квалифицированных кадров, он  по-прежнему формируется  в самой системе образования, исходя из имеющихся ресурсов. Это прямо противоречит целям и задачам рыночной экономики.

Новая система оплаты труда работников профессиональных образовательных организаций требует доработки с целью повышения роли стимулирующих функций оплаты труда в оценке качества и результативности работы педагогических работников.

Инфраструктура профессиональных образовательных организаций обновляется недостаточно. Так за пять лет построено только 3 новых объекта инфраструктуры профессионального образования: учебный комплекс на 1200 мест, включая общежития и спортивный зал (Ямальский многопрофильный колледж), учебно-лабораторный комплекс и общежитие (Тарко-Салинское профессиональное училище), проведён капитальный ремонт учебного корпуса Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий. Остаётся незавершённым строительство учебного комплекса в г. Новом Уренгое.

В автономном округе имеется положительный опыт стимулирования получения гражданами, закончившими общеобразовательные организации автономного округа, высшего образования в ведущих образовательных организациях высшего образования страны. Однако эффективность использования целевой образовательной субсидий невысока, так как возвращаются и устраиваются на территории автономного округа лишь 30% выпускников вузов. Механизм выдачи целевой образовательной субсидии требует изменения с учётом Стратегии СЭР автономного округа до 2020 года и требований работодателей.

Таким образом, по итогам анализа предыдущего периода развития системы профессионального образования автономного округа  можно констатировать, что:

политика в сфере трудовой занятости населения региона и профессиональных образовательных организаций не скоординирована;

         инфраструктура и материально-техническое оснащение системы среднего профессионального образования автономного округа не обеспечивают  качество подготовки кадров и привлекательность обучения для молодёжи;

         работодатели слабо участвуют в создании инфраструктуры профессиональных образовательных организаций;

профессиональные образовательные организации недостаточно конкурентоспособны  в рыночных условиях;

педагогические работники  в виду низкой мотивации не заинтересованы в преподавании на более высоком уровне.

         Для решения данных проблем необходимо сочетание различных подходов, которые обеспечивает программно-целевой метод. Программно-целевой метод позволит наряду с текущим финансированием сконцентрировать средства на инновационное развитие и модернизацию системы профессионального образования автономного округа, обеспечить формирование новых качественных связей для достижения системных эффектов и результатов.

Ведущая идея развития системы профессионального образования автономного округа – организовать профессиональное обучение в автономном округе и обеспечить качественную подготовку выпускников с равной долей участия и ответственности региональных органов власти и бизнеса. Она будет реализована за счёт инновационной модели развития профессионального образования  автономного округа, предполагающей реализацию  в системе профессионального образования проектов, поддержку профессий и специальностей, которые всегда необходимы (образование, медицина, социальная сфера), перенос практического обучения на предприятия, трудоустройство обучающихся в период обучения. При этом сохранится  сбалансированный  подход в области подготовки  квалифицированных кадров по традиционным  отраслям (оленеводство, рыболовство, сельское хозяйство) с повышением их конкурентоспособности. Будут созданы три научно-образовательных комплекса в городах Салехарде, Ноябрьске, Новом Уренгое с учётом Стратегии СЭР автономного округа до 2020 года, подготовки кадров для реализации инвестиционных проектов автономного округа, карты профессионального образования автономного округа.

         Система профессионального образования выступит инновационной площадкой по формированию новой модели организации профессионального образования, которая будет основана на ключевой роли работодателей в подготовке кадров для инновационной экономики региона  и будет включать:

формирование новых механизмов организации образовательного процесса с участием работодателей, в том числе перемещение базы  учебной практики (производственного обучения) и производственной практики на предприятия, что позволит профессиональным образовательным организациям использовать современные производственные технологические базы  без привлечения дополнительных финансовых ресурсов;

внедрение новой системы распределения выпускников по предприятиям с закреплением за ними рабочего места (в  том числе на период службы в армии) через трудоустройство в период обучения;

участие  работодателей (их ведущая роль) в формировании регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

         долгосрочный прогноз потребности автономного округа в трудовых ресурсах;

определение новых требований к материально-технической базе, размещённой на предприятии и используемой для профессионального обучения;

развитие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ среднего профессионального образования;

разработка предложений по созданию центров оценки и сертификации при предприятиях.

Прообразом новой модели профессионального образования является эксперимент по подготовке учителей и воспитателей для  Лаборовской кочевой школы в Ямальском многопрофильном колледже, предусматривающий перенос  90% практического обучения на базу школы.

Создание научно-образовательных комплексов направлено на  формирование  единой инфраструктуры профессионального образования автономного округа с целью устранения диспропорций на рынке труда и обеспечение квалифицированными кадрами инвестиционных проектов на территории автономного округа, формирования трёх научных центров.

Первый научно-образовательный комплекс будет осуществлять подготовку кадров для Ямальской опережающей зоны, зоны Полярного Урала и Салехардского транспортно-логистического узла по приоритетным направлениям подготовки квалифицированных кадров: горнорудная промышленность, нефтегазодобыча, нефтегазохимия, электроэнергетика, и сопряжёнными с ними направлениями: транспорт, строительство, экономика, управление, образование, медицина с целью реализации инвестиционных проектов автономного округа, связанных с освоением полуострова Ямал.

Второй научно-образовательный комплекс будет осуществлять подготовку кадров для Гыданской и Надым-Тазовской опережающей зоны по приоритетным направлениям подготовки квалифицированных кадров: нефтегазодобыча, электроэнергетика, сельское хозяйство и сопряжёнными с ними направлениями: транспорт, строительство, экономика, управление, образование, медицина.

Третий научно-образовательный комплекс будет осуществлять подготовку кадров для Южной опережающей зоны по приоритетным направлениям подготовки квалифицированных кадров: нефтегазодобыча, нефтегазопереработка, электроэнергетика и сопряжёнными с ними направлениями: транспорт, экономика, управление, образование, медицина.

Ресурсными центрами первого научно-образовательного комплекса выступит Ямальский многопрофильный колледж, второго научно-образовательного комплекса – Новоуренгойский многопрофильный колледж, третьего научно-образовательного комплекса – Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий.

Вместе с тем отдельные профессиональные образовательные организации, входящие в научно-образовательные комплексы, выступят экспериментальными площадками по внедрению новой модели развития профессионального образования автономного округа, основанной на ключевой роли работодателей и центрами проведения научно-исследовательской деятельности.».

3. Раздел II Программы изложить в следующей редакции:

 

«II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков 

и этапов её реализации, а также целевых

 индикаторов и показателей

 

 

Целью Программы является формирование сквозных компетенций конкурентоспособности молодых людей для кадрового обеспечения инновационной экономики  автономного округа, удовлетворение потребностей граждан общества и потребностей рынка труда в качественном профессиональном образовании. 

Для достижения цели Программы предлагается решать следующие тактические задачи:

первая – разработка и реализация инновационной модели организации профессионального образования, основанной на ключевой роли работодателей;

вторая  –  формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда автономного округа;

третья  – обеспечение квалифицированными кадрами инвестиционных проектов, реализуемых на территории автономного округа;

 

четвёртая – создание системы нормативно-правового и финансово-экономических механизмов сопровождения реализации новой модели организации профессионального образования, основанной на ключевой роли работодателей.

Программа будет реализована в 2011 – 2015 годы в три этапа.

На первом этапе (2011 – 2012 годы) будут реализованы мероприятия, связанные с:

разработкой нормативно-правовой базы новой модели организации профессионального образования, основанной на ключевой роли работодателей;

модернизацией имеющейся материально-технической базы профессиональных образовательных организаций с целью внедрения федеральных государственных образовательных стандартов;

оптимизацией структуры и сети профессиональных образовательных организаций;

созданием условий для открытия новых профессий и специальностей среднего профессионального образования на основе Стратегии СЭР автономного округа до 2020 года;

внедрением нового механизма формирования регионального заказа на подготовку кадров;

обновлением инфраструктуры профессиональных образовательных организаций. 

Это позволит перейти к инновационному этапу развития системы профессионального образования автономного округа.  

На втором этапе (2013 – 2014 годы) предполагается провести мероприятия по:

доработке (с учётом результатов первого этапа) новой модели организации профессионального образования, основанной на ключевой роли работодателей, апробации новых управленческих механизмов и новой системы организации образовательного процесса;

внедрению независимой оценки качества реализуемых образовательных программ среднего профессионального образования.

На третьем этапе (2015 год) будут реализованы мероприятия, направленные в основном на практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах реализации Программы.

Основная идея, заложенная в Программе, – направить имеющийся потенциал системы профессионального образования в инновационную экономику автономного округа через модернизацию существующей системы и её инновационное развитие на основе разработки и внедрения новой модели профессионального образования.

Реализация мероприятий Программы носит межведомственный характер и направлена на развитие всех профессиональных образовательных организаций автономного округа, подведомственных департаменту образования автономного округа и реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, что позволит проводить единую образовательную политику в этой области.

Строительство объектов образования будет осуществляться ежегодно в соответствии с Адресной инвестиционной программой автономного округа.

Финансирование мероприятий  Программы будет осуществляться через конкурсы и субсидирование.

Для оценки эффективности Программы предлагается использовать следующую систему показателей, увязанных со стратегическими задачами:

 

                                                                                                                                                 Таблица 1

 

п/п

Цели, задачи, индикаторы

Единица измере-ния

 

Базовое значе-ние

2010 год

Значение показателя по годам

2011

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Разработка и реализация инновационной модели организации профессионального образования, основанной на ключевой роли работодателей

1.

Доля обучающихся профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся на предприятии в процессе обучения в профессиональной образовательной организации, в их общем количестве

%

0,0

0,0

3,0

4,0

6,0

8,0

2.

Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, прошедших стажировку на предприятиях, в их общем количестве

%

7,0

7,0

16,0

16,0

17,0

17,0

3.

Доля обучающихся профессиональных образовательных организаций из числа коренных малочисленных народов Севера, получающих профессиональное образование, в их общем количестве

 

%

15,0

15,0

18,0

18,0

19,0

19,0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4.

Доля профессиональных образовательных организаций, работающих на основе договорных отношений с работодателями и осуществляющих

целевую подготовку кадров, в их общем количестве

%

44,0

55,0

85,7

85,7

88,0

100,0

5.

Доля образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, в их общем количестве

%

59,0

75,0

85,0

90,0

95,0

100,0

6.

Количество  образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых в условиях кредитно-модульной системы организации обучения, в их общем количестве

ед.

0,0

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

7.

Доля профессиональных образовательных организаций, внедряющих дистанционные программы обучения, в их общем количестве

%

0,0

0,0

29,0

50,0

75,0

100,0

8.

Доля профессиональных образовательных организаций, обеспеченных библиотечно-информационными ресурсами в соответствии с

%

11,0

22,0

44,0

66,0

88,0

100,0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, в их общем количестве

 

 

 

 

 

 

 

9.

Доля профессиональных образовательных организаций, имеющих свои обновляемые сайты в сети Интернет и публикующих на них отчёты по результатам своей деятельности, в их общем количестве

%

0,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

10.

Доля представителей реального сектора экономики в составе педагогических работников в профессиональных образовательных организациях в их общем количестве

%

18,0

20,0

22,0

24,0

26,0

28,0

11.

Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию (первую, высшую), в их общем количестве

%

 

 

 

 

 

 

11.1.

преподавателей

%

40,0

41,0

42,0

43,0

44,0

45,0

11.2.

мастеров производственного обучения

%

13,0

14,0

15,0

16,0

17,0

18,0

12.

Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации  по федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования, в том числе в новых формах, в их общем количестве

 

 

%

19,0

53,0

69,0

73,0

83,0

100,0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

13.

Доля педагогических работников, прошедших переподготовку (стажировку) в организациях, в том числе за рубежом, в их общем количестве

%

0,0

10,0

15,0

20,0

25,0

30,0

II. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда автономного округа

14.

Доля лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, прошедшим независимую оценку качества, в их общем количестве

%

0,0

0,0

10,0

14,0

17,0

20,0

15.

Доля  профессиональных образовательных организаций, перешедших в новые организационно-правовые формы управления, в их общем количестве

%

0,0

33,0

100,0

100,0

100,0

100,0

16.

Доля профессиональных образовательных организаций, имеющих в своей структуре ресурсные центры профессионального образования, службы содействия трудоустройству выпускников, учебные центры профессиональных квалификаций, в их общем количестве

 

 

 

 

 

 

 

16.1.

ресурсные центры профессионального образования

%

0,0

11,0

22,0

33,0

44,0

55,0

16.2.

службы содействия трудоустройству

%

11,0

33,0

44,0

55,0

77,0

100,0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

выпускников

 

 

 

 

 

 

 

16.3.

учебные центры профессиональных квалификаций

%

0,0

11,0

22,0

33,0

44,0

55,0

17.

Доля многопрофильных и многоуровневых профессиональных

образовательных организаций в их общем количестве

%

75,0

75,0

75,0

75,0

75,0

100,0

18.

Доля профессиональных образовательных организаций, обновивших свою инфраструктуру, в их общем количестве

%

33,0

66,0

100,0

100,0

100,0

100,0

III. Обеспечение квалифицированными кадрами инвестиционных проектов, реализуемых на территории автономного округа

19.

Доля профессиональных образовательных организаций, перешедших на нормативное финансирование, в их общем количестве

%

0,0

0,0

100,0

100,0

100,0

100,0

20.

Доля профессиональных образовательных организаций, использующих материально-техническую базу предприятий для организации учебной и производственной практик, в их общем количестве

%

0,0

22,0

44,0

66,0

88,0

100,0

21.

Доля выпускников общеобразовательных организаций, поступивших на обучение по образова-тельным программам среднего профессионального образования, в их общем количестве

%

17,0

18,0

18,3

19,0

19,0

20,0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

22.

Доля лиц, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по приоритетным для экономики Ямала

направлениям (добыча и переработка полезных ископаемых, электроэнергетика, транспорт и строительство дорог, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, культура, средства массовой информации), в их общем количестве

%

20,0

22,0

74,0

76,0

78,0

80,0

23.

Доля обучающихся, получающих среднее профессиональное образование по приоритетным для экономики Ямала направлениям (добыча и переработка полезных ископаемых, электроэнергетика, транспорт и строительство дорог, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, культура, средства массовой информации),

в их общем количестве

%

51,0

53,0

55,0

57,0

58,0

60,0

24.

Доля выпускников общеобразовательных организаций, получивших целевую образовательную субсидию для получения высшего образования по приоритетным для экономики Ямала направлениям (добыча

%

2,0

5,0

3,0

3,0

3,0

3,0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

и переработка полезных ископаемых, электроэнергетика, транспорт и строительство дорог, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение,

образование, культура, средства массовой информации),

в их общем количестве

 

 

 

 

 

 

 

25.

Доля открытых новых профессий и специальностей среднего профессионального образования в  их общем количестве

%

6,0

5,8

4,4

4,4

4,4

4,4


Информация по документу
Читайте также