Расширенный поиск

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.11.2015 № 1055-П

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

09 ноября 2015 г.                                                                      № 1055-П

г. Салехард

 

 

Об основных направлениях бюджетной политики

Ямало-Ненецкого автономного округа

на 2016 – 2018 годы

 

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2008 года № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе» Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа  п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2016 – 2018 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.

 

 

 

                       Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа                                            Д.Н. Кобылкин

 

 

 


УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 09 ноября 2015 года № 1055-П

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

бюджетной политики  Ямало-Ненецкого автономного округа

на 2016 – 2018 годы

 

I. Общие положения

 

Основные направления бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) на 2016 – 2018 годы подготовлены в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2008 года № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе».

Разработка основных направлений бюджетной политики автономного округа осуществлена на основе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанных Министерством финансов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»,  от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»,  от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Указы), постановления Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года № 839 «О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года», постановления Правительства автономного округа от 27 декабря 2012 года  № 1174-П «Об утверждении долгосрочной бюджетной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года», постановления Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1134-П «Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Управление государственными финансами Ямало-Ненецкого автономного округа и создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014 – 2018 годы», государственных программ автономного округа (далее – государственные программы), распоряжения Правительства автономного округа от 12 марта 2015 № 135-РП «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в Ямало-Ненецком автономном округе на период до 2018 года» (далее – распоряжение Правительства автономного округа № 135-РП).

Целью разработки основных направлений бюджетной политики автономного округа является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы автономного округа, с учетом текущей экономической ситуации, определения основных подходов к формированию проекта окружного бюджета на 2016 – 2018 годы для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.

 

II. Итоги бюджетной политики в 2014 году и в первой

 половине 2015 года

 

Реализуемая в автономном округе бюджетная политика за отчетный период в условиях замедления темпов экономического роста, вызванного усилением геополитической напряженности, позволила, прежде всего, сохранить в автономном округе социальную стабильность, исключить риски неисполнения принятых обязательств перед населением.

Первостепенной задачей, стоящей перед органами государственной власти автономного округа при реализации бюджетной политики в 2014 году на среднесрочную перспективу, являлась увязка бюджетного планирования с задачами социально-экономического развития автономного округа. В этой связи были приняты и своевременно реализованы мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и переориентация бюджетных ассигнований на развитие приоритетных направлений государственной политики.

В 2014 году был осуществлен полный переход на планирование и исполнение окружного бюджета в структуре государственных программ. По результатам исполнения окружного бюджета данный показатель составил свыше 95% от общих расходов окружного бюджета.

В целях преемственности в подходах к формированию и исполнению бюджетов бюджетной системы автономного округа за указанный период была проведена работа с муниципальными образованиями в автономном округе по принятию соответствующей нормативно-правовой базы, связанной с разработкой и утверждением аналогичных государственным программам муниципальных программ. Охват муниципальными программами расходов местных бюджетов в 2014 году составил более 92%, аналогичный показатель в 2015 году –  93%.  

В 2015 году в автономном округе действует 28 государственных программ на общую сумму более 108 млрд. рублей или 92% общих расходов окружного бюджета. Государственными программами охвачены все ключевые отрасли государственного управления, включая межбюджетное регулирование.

Основываясь на итогах реализации государственных программ в прошедшем году и первой половине текущего года, была продолжена работа по совершенствованию механизмов бюджетного планирования на основе государственных программ. В соответствии с действующей нормативно- правовой базой ведется работа по включению в структуру государственных программ условий предоставления межбюджетных субсидий и методик их расчета. Кроме того, исходя из требований применения бюджетной классификации по включению в структуру целевой статьи расходов основных мероприятий государственных программ, главными распорядителями средств окружного бюджета осуществлена инвентаризация основных мероприятий соответствующих государственных программ и их корректировка, обеспечивающая увязку бюджетного и стратегического планирования.

За отчетный период при реализации бюджетной политики автономного округа основное внимание уделялось сохранению, а в некоторых случаях увеличению объемов финансового обеспечения социально-значимых обязательств. Так, полностью исполнены публичные нормативные обязательства. В 2014 году объем средств, предусмотренный на данное направление, составил более 552 млн. рублей,  в 2015 году данный показатель увеличился до 715 млн. рублей.

Также за период 2014 года и первой половины 2015 года реализованы мероприятия по достижению целевых показателей «дорожных карт», направленных на повышение уровня оплаты труда категорий работников учреждений бюджетной сферы, в соответствии с графиком поэтапного повышения средней заработной платы в рамках реализации Указов.

Кроме того, с 01 сентября 2014 года и 01 сентября 2015 года увеличен  стипендиальный фонд для студентов государственных профессиональных образовательных организаций на 5% ежегодно.

В целях сохранения сбалансированности окружного бюджета одним из основных направлений реализации бюджетной политики автономного округа за прошедший период являлась оптимизация бюджетных расходов путем выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития автономного округа и создания системы оценки эффективности использования бюджетных средств.

В 2014 году в соответствии с распоряжением Правительства автономного округ от 26 ноября 2013 года № 729-РП «Об утверждении плана мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов окружного бюджета и совершенствованию долговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 – 2016 годы» исполнительными органами государственной власти автономного округа были утверждены и исполнены ведомственные планы мероприятий по увеличению доходов и оптимизации расходов окружного бюджета.

Данными  планами предусмотрены единые подходы, направленные на принятие на окружном и муниципальном уровнях общих мер по оптимизации бюджетных расходов в рамках проведения единой бюджетной политики автономного округа, направленной на обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета автономного округа.

В результате реализации мер по оптимизации бюджетных расходов в 2014 году удалось сократить прочие расходы окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований в автономном округе на 20%. Таким образом, сокращение указанных расходов в 2014 году, согласно бюджетным проектировкам, составило  более 4 млрд. рублей. Кроме того, финансовым органом автономного округа обеспечивается первоочередное финансирование приоритетных социально значимых расходов окружного бюджета.

Также в рамках оптимизации бюджетных расходов за счет сложившегося остатка на начало 2014 года удалось сформировать резервный фонд автономного округа в сумме 3 млрд. рублей, который позволил исключить риски, связанные с необеспечением исполнения окружного бюджета по расходам в утвержденных объемах.

В 2015 году Правительство автономного округа приступило к реализации Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в автономном округе на период до 2018 года (распоряжение Правительства автономного округа № 135-РП). В рамках данной Программы утвержден план мероприятий, который содержит меры, направленные на совершенствование и (или) создание нормативно-правовой базы автономного округа в области общественных финансов, а также в него включены мероприятия аналитического характера по организации и осуществлению бюджетного процесса.

При формировании окружного и местных бюджетов на 2015 год прочие расходы, не связанные с первоочередными, были сокращены на 10% по сравнению с бюджетами на 2014 год.

Однако уже в начале текущего года экономическая ситуация потребовала принятия дополнительных мер. Для этого на региональном уровне приняты следующие нормативные правовые акты:

- поручение Губернатора автономного округа от 28 января 2015 года № 1 «Об оптимизации расходов окружного бюджета»;

- распоряжение Губернатора автономного округа от 02 февраля 2015 года  № 10-Р «О мерах по сокращению расходов окружного бюджета в 2015 году»;

- постановление Правительства автономного округа от 13 февраля 2015 года № 125-П «О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов»;

- распоряжение Правительства автономного округа от 13 февраля 2015 года № 75-РП «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Ямало-Ненецкого автономного округа в 2015 году»;

- распоряжение Правительства автономного округа от 31 августа 2015 года № 574-РП «Об утверждении плана мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов окружного бюджета и совершенствованию долговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2015 – 2016 годы».

В соответствии с вышеуказанными документами, исходя из  приоритетности, на окружном уровне было произведено сокращение ряда непервоочередных расходов.

На заседании Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов по представлению главных распорядителей средств окружного бюджета были оптимизированы расходы в объеме более 5 млрд. рублей, которые впоследствии направлены на расширение действующих и реализацию новых мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в автономном округе.

В окружном бюджете также сокращены расходы на государственное управление. В целом расходы на аппарат управления на 2015 год по сравнению с первоначально утвержденным планом сокращены на 1,2 млрд. рублей или 15% от расходов на содержания государственных органов.

Также в рамках проводимой в текущем году работы по оптимизации бюджетных расходов реализуются следующие мероприятия:

- обеспечение исполнения бюджетных обязательств (расходных обязательств автономного округа) в размере, не превышающем 85% от доведенных до соответствующих главных распорядителей средств окружного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2015 год (по состоянию на 01 января 2015 года);

- внесение изменений в нормативные правовые акты автономного округа, регламентирующие нормирование расходов на функционирование органов государственной власти автономного округа, в целях сокращения расходов окружного бюджета на услуги повышенной комфортности;

- рассмотрение предложений исполнительных органов государственной власти автономного округа, являющихся учредителями государственных учреждений автономного округа, по оптимизации штатной численности государственных учреждений автономного округа.

В отчетном периоде органами государственной власти автономного округа создана нормативно-правовая база в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также осуществлен комплекс мер организационного характера, направленных на обеспечение реализации Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

В автономном округе за 2014 год доля остатков бюджетных ассигнований на закупки, не используемых на конец финансового года, составила не более 1%  от общего объема расходов бюджета. Объем экономии средств бюджета по результатам процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в 2014 году составил 1,2 млрд. рублей, в 1 полугодии 2015 года – 0,8 млрд. рублей.

Кроме того, во исполнение распоряжения Правительства автономного округа от 26 марта 2014 года № 129-РП «О мероприятиях по оптимизации расходов окружного бюджета» в целях оптимизации расходов окружного бюджета в 2014 году и первом полугодии 2015 года на основании предложений главных распорядителей средств окружного бюджета сокращены расходы в объеме более 286 млн. рублей и 118 млн. рублей соответственно на сумму разницы между начальной (максимальной) ценой государственного контракта (договора) и ценой государственного контракта (договора), полученной в результате размещения заказа.

Правительством автономного округа организовано проведение  заседаний  рабочей группы по совершенствованию правового положения и эффективности деятельности государственных учреждений автономного округа в целях оптимизации их штатной численности.

В целях проведения грамотной и взвешенной бюджетной политики автономного округа, повышения ответственности главных распорядителей средств окружного бюджета, их стимулирования при осуществлении бюджетного процесса с 01 января 2012 года проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств окружного бюджета. Данный мониторинг создает условия и определяет направления по повышению качества управления финансами на стадии планирования и исполнения окружного бюджета и формирования отчетности.

В 2014 году мониторинг качества финансового менеджмента проводился ежеквартально, а также в целом за год. Средняя итоговая оценка по главным администраторам средств окружного бюджета по итогам мониторинга за 2014 год составила 75,7 балла по 100-балльной шкале,  что выше итогов 2013 года на 6,8 балла. Таким образом, данные показатели  свидетельствуют о повышении качества организации бюджетного процесса главными администраторами средств окружного бюджета.

При расчете показателей мониторинга качества финансового менеджмента учитывались в том числе бюджетные правонарушения, нарушения при распоряжении и управлении государственной собственностью, допущенные в отчетном финансовом году главными администраторами средств окружного бюджета и выявленные по результатам проведения проверок (ревизий) Счетной палатой автономного округа и департаментом финансов автономного округа.

Все результаты мониторинга качества финансового менеджмента размещены на официальном сайте департамента финансов автономного округа в сети Интернет, а также на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа.

С 2015 года результаты оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств окружного бюджета, учитываются при оценке эффективности государственных программ.

 

Для реализации направлений развития финансового контроля сформирована нормативная база, отвечающая  требованиям изменений бюджетного законодательства. Так, одной из задач в области финансового контроля является проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

В этой связи принято постановление Правительства автономного округа от 28 августа 2014 года № 690-П «Об утверждении порядка осуществления внутреннего финансового контроля  и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств окружного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов окружного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита окружного бюджета».

Утвержденный план работы по осуществлению финансового контроля в отношении объектов контроля на 2014 год и первое полугодие 2015 года  исполнен.

Осуществляется контроль за полнотой и достоверностью отчетности по реализации государственных (муниципальных) программ с применением мер ответственности  в случаях  предоставления заведомо неполной и недостоверной отчетности.

Принципиально новыми полномочиями наделены финансовые органы в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ по осуществлению финансового контроля  на всех стадиях  закупочного цикла, от планирования закупок до использования результатов. В этих целях организовано проведение мониторинга закупок на стадии определения поставщика, размещаемых на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет, проводятся камеральные проверки по определению начальной (максимальной) цены контракта, установленной государственными заказчиками.

Впервые по итогам проведенных проверок за нарушение бюджетного законодательства департаментом финансов автономного округа выносятся представления и предписания, должностные лица главных распорядителей бюджетных средств привлекаются к административной ответственности. Применение мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства повысило ответственность должностных лиц.

В целях профилактики нарушений бюджетного законодательства введена обязанность исполнительных органов государственной власти автономного округа по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (организация собственной системы внутреннего контроля), которая должна соответствовать стандартам эффективности и качества, способствовать повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

В 2014 году система межбюджетных отношений сохранила в качестве приоритета выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в автономном округе и недопущение дифференциации в уровне их социально-экономического развития.

Объем межбюджетных трансфертов из окружного бюджета определен в соответствии с едиными формализованными методиками, на основе сверки исходных показателей с органами местного самоуправления.

Правительством автономного округа приняты меры к формированию местных бюджетов без дефицита. Общий объем межбюджетных трансфертов характеризуется стабильной тенденцией к увеличению и в отчетном году составил 58 млрд. рублей. Удельный вес бюджетов муниципальных образований в автономном округе в объеме консолидированного бюджета превысил 50%.

Отличительной чертой формирования межбюджетных трансфертов на среднесрочный период в 2014 году стало применение нового бюджетного правила формирования финансовой помощи местным бюджетам, а именно с учетом законодательно утверждаемого критерия выравнивания бюджетной обеспеченности, и гарантий неснижения размера дотаций муниципальным образованиям в автономном округе в последующих годах. Реализация этого принципа повысила предсказуемость бюджетной политики автономного округа в долгосрочном периоде и создала условия для устойчивого развития местного самоуправления.

В 2015 году принято постановление Правительства автономного округа от 24 апреля 2015 года № 371-П «О внесении изменения в Порядок формирования, предоставления и распределения субсидий из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе», устанавливающее новые общие правила предоставления межбюджетных субсидий, которыми предусматривается повышение дисциплины главных распорядителей средств окружного бюджета по предоставлению субсидий, а также введение мер финансовой ответственности муниципальных образований в автономном округе за нарушение условий соглашений об их предоставлении.

 В целях стимулирования повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в окружном бюджете предусмотрены гранты на поощрение муниципальных образований в автономном округе, достигших наилучших значений показателей своей деятельности, и на содействие достижению указанных значений. В 2014 году минимальный балл оценки составил 80,2,  что выше оценки за 2013 год на 3,8 балла.

Также одним из приоритетов реализованной в 2014 году – начале 2015 года бюджетной политики автономного округа было внедрение в практику управления бюджетным процессом передовых инновационных технологий, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

В этой связи проведена масштабная работа по использованию безбумажных технологий при осуществлении платежей за счет средств окружного бюджета и средств государственных бюджетных и автономных учреждений автономного округа. В настоящее время в электронном виде проводятся все операции по санкционированию денежных обязательств участников бюджетного процесса, учету бюджетных обязательств, согласованию позиций планов-графиков закупок. Реализован механизм санкционирования в электронном виде денежных обязательств по государственным контрактам при условии их включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками.

Проведена работа по переводу всех участников бюджетного процесса автономного округа на использование интернет-портального решения для взаимодействия с органами Федерального казначейства, что позволяет удобно и безопасно управлять платежами и финансовыми документами, иметь доступ к актуальной отчетности, сформированной в автоматизированной системе Федерального казначейства.

В 2014 году получила свое дальнейшее развитие работа по повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса, главной целью которой является повышение информационной открытости и понятности действий органов власти, предоставление органами власти открытых данных для реализации эффективной системы общественного контроля за расходованием бюджетных средств.

При формировании окружного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, а также к отчету об исполнении окружного бюджета за 2014 год отчетном году разработан и опубликован в сети Интернет «Бюджет для граждан».

При его разработке особое внимание было уделено доведению до граждан информации в понятной, доступной форме с применением многообразных способов визуализации для различной целевой аудитории населения, которая включает в себя информацию о всех стадиях бюджетного процесса, разбивку в разрезе государственных программ, важных социальных направлениях расходования средств.

В целом стоит отметить, что, несмотря на имеющиеся сложности при реализации бюджетной политики автономного округа в прошедшем периоде, в автономном округе удалось достичь положительных показателей, характеризующих динамику развития финансовой сферы деятельности органов государственной  власти автономного округа.

Важнейшим показателем качества управления региональными финансами является отсутствие кредиторской задолженности, а также незначительный объем трансфертов из федерального бюджета – менее 1,5% доходов бюджета.

Также автономный округ продолжает занимать одну из лидирующих позиций по уровню расчетной бюджетной обеспеченности (на 2014 год – 2,269, на 2015 год – 2,374), в связи с чем не являлся получателем финансовой помощи из федерального бюджета в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Данный показатель характеризует превышение бюджетной обеспеченности автономного округа над среднероссийским более чем в 2 раза.

Подтверждением высоких результатов деятельности в области эффективного и ответственного управления системой общественных финансов является признание Министерством финансов Российской Федерации одной из лидирующих позиций, занимаемых автономным округом среди субъектов Российской Федерации по оценке качества организации бюджетного процесса. На протяжении шести лет подряд автономный округ входит в высшую группу по уровню качества организации бюджетного процесса в Российской Федерации.

 

III. Условия реализации бюджетной политики в 2015 году

и в 2016 – 2018 годах

 

В январе – августе 2015 года в автономном округе динамика многих показателей по отношению к прошлому году демонстрирует снижение: сократились объемы добычи нефти и природного газа, снизились объемы строительных работ и инвестиций в основной капитал. Отмечается сокращение потребительского спроса, а вместе с ним и розничного товарооборота, платных услуг. Как и по России в целом сохраняется высокий уровень инфляции, что отрицательно сказывается на росте реальной заработной платы.

Вместе с тем отмечается увеличение объемов добычи газового конденсата, ввода жилья, роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы.

Макроэкономические показатели, используемые при составлении проекта окружного бюджета на 2016 – 2018 годы, значительно отличаются от показателей, положенных в основу формирования окружного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (таблица 1), поскольку они не учитывали изменения, произошедшие во втором полугодии 2014 года (в том числе произошедшие в IV квартале 2014 года снижение цен на нефть, ослабление рубля, ускорение роста уровня потребительских цен).

В качестве основного варианта для разработки параметров окружного бюджета на 2016 – 2018 годы предлагается базовый вариант развития экономики автономного округа.

 

Таблица 1

 

Основные макроэкономические показатели на 2016 год и плановый
период 2017 и 2018 годов

 

 

2016 год

2017 год

2018 год

Закон
87-ЗАО*

прогноз

Закон
87-ЗАО*

прогноз

прогноз

 

1

2

3

4

5

6

Цены на нефть «Юралс», долл./барр.

100

50

100

52

55

Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. м3

282

185

278

191

204

Рост ВРП, %

2,7

1,2

3,2

1,8

2,4

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников, млрд. рублей

651,5

753,7

707,4

780,2

808,8

Объем добычи нефти, млн. тонн

21,1

20,8

21,1

20,8

20,9

Объем добычи газового конденсата, млн. тонн

19,9

24,2

21,8

26,1

28,4

Объем добычи природного газа,

млрд. м3

546,8

489,6

562,4

495,0

504,9

Инфляция (ИПЦ), % к декабрю предыдущего года

5,0

6,0

4,8

5,3

5,1

Курс доллара, рублей

за доллар США

38,7

63,3

39,5

63,1

62,5

Фонд оплаты труда, млрд. рублей

314,7

313,9

329,7

326,0

337,1

Среднегодовая численность населения, тыс. человек

552,5

539,8

557,5

541,6

542,5

Численность занятых в экономике (среднегодовая),

тыс. человек

389,5

378,4

393,4

381,5

384,9

 

* Здесь и далее – Закон автономного округа от 19 ноября  2014 года № 87-ЗАО  «Об окружном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

 

Валовой региональный продукт автономного округа

 

В 2014 году усиление геополитической напряженности, падение цен на нефть, введение экономических санкций в отношении России, ослабление рубля и всплеск инфляции привели к общему замедлению темпов роста российской экономики, что в свою очередь повлияло на темпы экономического развития автономного округа. Между тем, благодаря высокой инвестиционной активности организаций, положительной динамике развития строительного комплекса и низкой безработице, в автономном округе удалось избежать резкого спада экономического роста. Так, по предварительным данным объем произведенного ВРП автономного округа в 2014 году составил 1 450,7 млрд. рублей, прирост в сопоставимых ценах к уровню 2013 года – 0,3%.

Начиная с 2016 года ожидается возобновление экономического роста, но его темпы останутся невысокими. При развитии экономики автономного округа по базовому сценарию, в среднесрочной перспективе динамика объема ВРП в сопоставимых ценах в 2016 году увеличится по отношению к 2014 году на 0,3%, в 2018 году к 2014 году – на 4,5%.

Объем произведенного ВРП автономного округа в 2016 году составит 1 761,9 млрд. рублей, в 2018 году – 2 198,0 млрд. рублей.

В структуре произведенного ВРП автономного округа, как и в прежние годы, наибольшую долю занимает объем добычи полезных ископаемых, в 2014 году ее объем в общем объеме ВРП автономного округа составил 52,1%.

В среднесрочном периоде определяющим фактором изменения структуры ВРП будет сдвиг в пользу производств, обслуживающих инвестиционный спрос (обрабатывающее производства, строительство, транспорт), при этом доля добывающей промышленности как и прежде останется на высоком уровне.

В сложившейся экономической ситуации доля объема добычи полезных ископаемых в ВРП автономного округа сложится на уровне 50,8% в 2016 году и 50,9% в 2018 году.

 

Инвестиции

 

По итогам 2014 года динамика объема инвестиций в основной капитал показала положительную тенденцию как в стоимостном, так и в физическом объеме. Между тем текущая геополитическая ситуация оказывает негативное влияние на дальнейшее стремление бизнеса к инвестированию.

Закрытие внешних рынков капитала, повышение процентных ставок по кредитам для юридических лиц, удорожание импортируемых инвестиционных товаров, рост общей экономической неуверенности инвесторов негативно сказались на инвестиционном климате как страны в целом, так и экономике автономного округа. Влияние совокупности перечисленных факторов приведет к сокращению объема инвестиций компаний рыночных секторов и усилит негативную тенденцию к снижению инвестиций в основной капитал в целом по экономике.

В результате сохраняющейся неопределенности на дальнейшее стремление бизнеса к увеличению инвестирования, в 2016 году на 4,0% снизится объем инвестиций в сопоставимых ценах по отношению к 2014 году.

В настоящее время Правительством Российской Федерации ведется работа по отмене введенных ограничений в отношении российской экономики. Сценарными условиями Российской Федерации предполагается, что к началу 2016 года частичная отмена санкций оживит интерес инвесторов к вложению капитала в экономику России. Вследствие этого сценарными условиями автономного округа предполагается рост инвестиций в основной капитал организаций автономного округа с 2017 года в среднем на 0,9% в год.

В среднесрочной перспективе основной приток инвестиций в автономный округ будет обеспечен, в первую очередь, реализацией крупнейших инвестиционных проектов, которые объединены в программу комплексного освоение месторождений автономного округа и севера Красноярского края, в том числе:

- освоение углеводородных месторождений полуострова Ямал;

- строительство трубопроводной системы «Заполярье – НПС «Пурпе» – НПС «Самотлор» (срок реализации 2010 – 2016 годы, объем инвестиций 234,2 млрд. рублей);

- развитие производства сжиженного природного газа (СПГ) на полуострове Ямал (срок реализации 2011 – 2019 годы, объем инвестиций 1 030,3 млрд. рублей);

- строительство продуктопровода «Пуровский завод по переработке конденсата – Тобольск-Нефтехим» (срок реализации 2012 – 2015 годы, объем инвестиций 66,8 млрд.  рублей, в т.ч. в части автономного округа 17,1 млрд. рублей);

- строительство автомобильной дороги «Сургут – Салехард, участок Надым – Салехард» (срок реализации 2007 – 2018 годы, объем инвестиций 67,0 млрд. рублей);

- обустройство месторождений Большехетской впадины (срок реализации 2012 – 2041 годы, объем инвестиций 323,1 млрд. рублей);

- разработка Уренгойского и Яро-Яхинского нефтегазоконденсатных месторождений (срок реализации 2011 – 2023 годы, объем инвестиций 199,3 млрд. рублей);

- разработка, освоение и промышленная эксплуатация Участка 1А Ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения (срок реализации 2011 – 2029 годы, объем инвестиций 107,3 млрд. рублей);

- проект развития Северного широтного хода – железнодорожной линии «Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево» (срок реализации 2011 – 2020 годы, объем инвестиций 290,0 млрд. рублей);

- полномасштабная разработка Восточно-Уренгойского и Ново-Уренгойского лицензионных участков ЗАО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» (срок реализации 2014 – 2027 годы, объем инвестиций около 319,2 млрд. рублей).

 

Инфляция и потребительский рынок

 

Учитывая динамику прошлых лет, показатели индекса потребительских цен по автономному округу соответствуют среднероссийским.

Среднесрочному снижению инфляции будут способствовать рост предложения и усиление конкуренции импорта, проведение достаточно консервативной денежной политики, направленной на достижение целевого уровня инфляции в 2017 – 2018 годах.

По мере роста заработной платы работников организаций, доходов населения и восстановления потребительского кредитования в 2016 – 2018 годах, динамика потребления населения будет восстанавливаться, что окажет свое влияние на ускорение роста оборота розничной торговли и платных услуг, оказываемых населению.

Среднегодовой темп роста оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах) в 2016 – 2018 годах предполагается на уровне 102,6%, платных услуг населению – 102,4%.

 

IV. Цели и задачи бюджетной политики на 2016 – 2018 годы

 

Бюджетная политика автономного округа на предстоящий трехлетний период будет реализовываться в условиях замедления темпов роста экономики, увеличения рисков, связанных с возможными кризисными явлениями в экономике, вызванных усилением геополитической напряженности.

Таким образом, главной задачей, стоящей перед органами государственной власти автономного округа в области управления региональными финансами, является обеспечение и создание условий для структурных изменений экономики региона в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

При реализации данной задачи особую роль приобретает результат использования бюджетных средств, а также поиск резервов и оптимизация бюджетных расходов с учетом оценки эффективности их использования и выбранных экономических приоритетов.

Для этого всем участникам бюджетного процесса необходимо сконцентрировать усилия на реализации следующих основных направлений бюджетной политики автономного округа:

обеспечение устойчивости функционирования бюджетной системы автономного округа при сбалансированном распределении бюджетных ресурсов;

- приведение уровня бюджетных расходов в соответствие с новыми реалиями, путем ограничения темпов роста расходов, особенно направленных на текущее потребление;

- повышение эффективности и результативности программно-целевого управления и бюджетирования;

- повышение качества предоставления государственных услуг;

- оптимизация расходов, связанных с государственным управлением;

- повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;

- поддержание сбалансированности местных бюджетов в долгосрочной перспективе, с расширением финансовой самостоятельности муниципальных образований в автономном округе путем сокращения объемов целевых трансфертов и увеличением выравнивающей части дотации;

- развитие внутреннего финансового контроля на ведомственном уровне;

- поддержка инвестиционных проектов, обеспечивающих наибольший вклад в достижение целей экономического развития автономного округа;

обеспечение высокого качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;

- обеспечение эффективности государственных финансов путем построения целостной системы открытости деятельности государственных органов на базе системы «Электронный бюджет»;

обеспечение прозрачности и открытости государственных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете за счет развития портала «Бюджет для граждан», вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, развитие общественного контроля.

Бюджетная политика автономного округа на предстоящий трехлетний период сохраняет преемственность целей и задач, определенных прошедшим бюджетным циклом, с учетом изменений сложившихся в экономике.

Первостепенной целью бюджетного планирования является достижение сбалансированности окружного бюджета. Приоритетом, как и прежде, будет являться безусловное выполнение принятых расходных обязательств, при этом в первоочередном порядке бюджетными ассигнованиями будут обеспечены социально значимые расходы.

Стоит отметить, что в современных условиях непредсказуемости экономической ситуации в среднесрочной перспективе возможны различные сценарии осуществления бюджетного планирования.

С одной стороны, при благоприятном развитии макроэкономических показателей окружной бюджет будет сформирован без дефицита. В случае принятия за основу негативного сценария, окружной бюджет будет сформирован с дефицитом, а также возможно повторение ситуации 2013 года, когда расходы окружного бюджета подверглись секвестированию.

С учетом текущей финансово-экономической и геополитической  ситуации продолжать наращивать расходные обязательства окружного бюджета становится невозможным. В целях снижения рисков разбалансированности окружного бюджета необходимо добиться ограничения роста бюджетных расходов. Следует применить правило, что принятие новых расходных обязательств либо увеличение действующих расходных обязательств должно быть подкреплено соответствующим источником финансирования. В этой связи принято решение не индексировать расходы окружного бюджета, провести инвентаризацию расходных обязательств, оценить их эффективность и сформировать окружной бюджет на уровне, не превышающем уровень 2015 года.

Необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы автономного округа в сложившихся условиях предъявляет также дополнительные требования к качеству бюджетного планирования.

В связи с этим необходимо проанализировать и по результатам анализа усовершенствовать действующую в автономном округе систему бюджетного планирования, обеспечив ее связь с системой стратегического планирования в долгосрочной перспективе, а также взаимоувязку с инструментами программно-целевого планирования. Таким образом повысится обоснованность принимаемых стратегических решений с точки зрения требуемых бюджетных и иных ресурсов, стратегические ориентиры развития автономного округа будут четко определять приоритетные направления расходования бюджетных средств.

В текущем году данная работа была апробирована и получила широкое применение, что позволило сконцентрировать финансовые ресурсы на направлениях, реализация которых послужила достижению максимального социально-экономического эффекта в развитии автономного округа.

Применение практики выстраивания приоритетов в осуществлении бюджетного планирования на предстоящий трехлетний период будет продолжена. Учитывая, что более 92% всех расходов окружного бюджета расходуются через систему государственных программ, все принимаемые расходные обязательства будут проходить процедуру оценки их эффективности и степени приоритетности в зависимости от стоящих перед автономным округом задач социально-экономического развития территории.

Кроме того, в целях эффективного распределения бюджетных ресурсов  на обеспечение текущих потребностей экономики и социальной сферы в бюджетных средствах и решение задач их развития, в 2016 году необходимо разработать проект долгосрочного бюджетного прогноза.

Одним из ключевых направлений бюджетной политики автономного округа на трехлетний период будет ненаращивание расходов, связанных с текущим обеспечением бюджетного сектора. Необходимо реформировать сложившуюся структуру бюджетных расходов, поскольку более 80% направлены на содержание учреждений, органов власти, осуществление социальных выплат и мероприятий, носящих характер текущих расходов. При этом, перед органами власти автономного округа на долгосрочный период стоит задача создания условий развития экономики региона и ее диверсификация, чему не может способствовать увеличение текущих расходов за счет сокращения инвестиционной составляющей окружного бюджета.

Необходимо обеспечить сбалансированное распределение имеющихся бюджетных ресурсов между текущими расходами и расходами на развитие.

Таким образом, на предстоящий период главным распорядителям средств окружного бюджета необходимо исключить принятие расходных обязательств текущего потребления, которые  повлекут увеличение расходов окружного бюджета. В этой связи устанавливается правило – все вновь вводимые обязательства, а также увеличение существующих обязательств, за исключением расходов инвестиционной направленности, будут учитываться только при условии оптимизации имеющихся расходов в рамках соответствующей государственной программы и (или) ведомства главного распорядителя средств окружного бюджета.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов, поиска баланса между задачами по социально-экономическому развитию территории и сокращением возможностей обеспечения решения этих задач за счет бюджетных инструментов, задача повышения эффективности бюджетных расходов становится первостепенной.

Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений. В борьбе за эффективное использование бюджетных средств требуется смещение акцента на оценку обоснованности решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе планирования расходов. Главным инструментом должны стать государственные программы.

Программно-целевой принцип составления окружного бюджета происходит на основе обеспечения взаимосвязи между общественно значимыми конечными результатами и бюджетными ресурсами, направляемыми на программную деятельность исполнительных органов государственной власти автономного округа для обеспечения достижения поставленных перед ними целей. Для этого в автономном округе по наиболее значимым областям социально-экономического развития приняты государственные программы.

Наиболее важным направлением разработки государственных программ является их интеграция в единую систему стратегического планирования с отражением  надежного и точно просчитанного финансового обеспечения.

В этой связи представляется необходимой разработка механизма установления в бюджетном прогнозе автономного округа на долгосрочный период предельных объемов расходов по каждой государственной программе на весь срок ее реализации.

При этом объем бюджетных ассигнований по государственным программам должен определяться в рамках объективных возможностей окружного бюджета с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов в соответствующей сфере деятельности по итогам реализации государственных программ. Недопустимо формирование государственных программ исходя из сложившейся структуры расходов конкретного ведомства с применением метода индексации. Основой формирования государственной программы должна стать стратегическая составляющая, а бюджетная составляющая лишь определяет финансовые возможности по достижению тех или иных результатов.

Предельные объемы расходов по государственным программам позволят определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, создать стимулы для ответственных исполнителей по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.

Применение государственных программ в качестве основного инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования в автономном округе находится на начальном этапе, в связи с чем следует совершенствовать нормативную базу по разработке государственных программ.

Необходимо включить во все государственные программы, в рамках которых предоставляются межбюджетные субсидии муниципальным образованиям в автономном округе, условия предоставления и методики их расчета. При этом не стоит злоупотреблять таким инструментом межбюджетного регулирования как межбюджетная субсидия местным бюджетам, поскольку наличие множества субсидий приводит к снижению эффективности данной поддержки, сокращению самостоятельности исполнителей (соисполнителей) государственной программы за результат ее реализации в целом.

Улучшение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании повысит обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.

В свою очередь, бюджетное планирование в дальнейшем будет зависеть исключительно от оценки эффективности реализации соответствующей государственной программы. Неэффективные программы будут сокращены или реализация отдельных подпрограмм или мероприятий будет прекращена.

Вместе с тем ответственным исполнителям государственных программ необходимо проработать вопрос о привлечении иных источников финансирования в целях ресурсного обеспечения государственных программ, не являющихся средствами окружного бюджета.

Также в рамках совершенствования механизмов реализации государственных программ необходимо провести инвентаризацию корректности распределения функций и полномочий исполнительных органов государственной власти автономного округа или их подведомственных учреждений. Данное мероприятие позволит конкретизировать круг ответственных исполнителей за реализацию государственных программ и, в отдельных случаях, сократить число соисполнителей государственных программ, что положительно скажется на процедуре формирования государственных программ и  управления ими.

Важным направлением развития программного бюджетирования является система отчетности и оценки эффективности государственных программ. Действующая отчетность по государственным программам имеет ряд существенных недостатков, а именно:

- оценка эффективности проводится самим ответственным исполнителем государственной программы, что не позволяет в полной мере оценить эффективность реализации государственной программы, поскольку она является субъективной;

- результаты оценки эффективности государственных программ не в полной мере используются при их корректировке и в бюджетном планировании.

Одним из основных направлений бюджетной политики автономного округа в предстоящем бюджетном цикле, оказывающим непосредственное влияние на каждого жителя региона, является повышение качества предоставления государственных услуг. Это направление, учитывая наличие достаточно большого круга имеющихся проблем, требует системного подхода к его совершенствованию.

К числу основных проблем бюджетного сектора можно отнести – избыточное количество как самих учреждений, так и численности работников; недостаточное качество государственных услуг; большой объем бюджетных расходов; слабую экономическую самостоятельность учреждений; отсутствие конкуренции в предоставлении услуг. В конечном итоге решение данных проблем имеют одну общую задачу – создание механизмов и стимулов для рационального и экономного использования бюджетных средств.

Одним из таких решений является оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования в иную организационно-правовую форму государственных учреждений, оказывающих услуги исключительно в интересах органов государственной власти автономного округа и, в основном, на платной основе. Число казенных учреждений, финансирование которых осуществляется вне государственного задания, в целом остается весьма высоким и практически не сокращается в последние годы. Вместе с тем ряд учреждений может и обязан финансироваться на основе государственного задания.

 Кроме того, государственные услуги должны быть приведены в соответствие с законодательством о разграничении полномочий между публично-правовыми образованиями. При этом работы, стоимость которых возможно определить на основе нормативных затрат, должны быть переквалифицированы в услуги, а работы, стоимость которых невозможно определить на основе нормативных затрат, должны быть переданы на рынок.

В целях развития конкуренции при размещении государственных заданий на конкурсной основе субъектам бюджетного планирования окружного бюджета следует рассмотреть вопрос возможности участия в них негосударственных организаций. Нужно исключить все имеющиеся препятствия к доступу негосударственных организаций к оказанию населению государственных услуг. Рост конкуренции позволит не только обеспечить экономное и рациональное использование бюджетных средств, но и создаст стимулы для повышения качества этих услуг.

Также в рамках работы по повышению эффективности бюджетных расходов необходимо обеспечить увязку состава и объема государственных услуг с гарантиями и обязательствами государства. Данное направление будет реализовываться посредством создания единого перечня государственных и муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, которые будут действовать для всех публично-правовых образований. Таким образом, главным распорядителям бюджетных средств автономного округа в предстоящем финансовом году необходимо завершить данную работу, сформировать ведомственный перечень оказываемых государственных услуг на основе базового (отраслевого) перечня.

Еще одним направлением оптимизации бюджетных расходов, связанных с оказанием государственных услуг, являются остатки средств на счетах бюджетных и автономных учреждений. Необходимо отметить, что причиной образования остатков субсидий на выполнение государственного задания, как правило, является невыполнение показателей государственного задания, что свидетельствует о низкой финансовой дисциплине и об отсутствии должного контроля со стороны соответствующих исполнительных органов государственной     власти автономного округа, в ведении которых данные учреждения находятся.

Формирование и утверждение государственного задания предполагает установление контроля за его выполнением. В связи с этим уполномоченному органу государственной власти требуется разработать и утвердить методические рекомендации по осуществлению контроля за исполнением государственного задания.

В рамках выполнения Указов в автономном округе была проделана значительная работа по повышению заработной платы работников бюджетного сектора. Учитывая, что данные вопросы носят не разовый характер, а реализуются в долгосрочной перспективе, необходимо уделить особое внимание системе совершенствования оплаты труда в бюджетном секторе.

При этом необходимо исходить из принципа, что оплата труда работников бюджетного сектора должна быть не выше уровня, после которого негосударственные (немуниципальные) организации в других отраслях экономики не смогут конкурировать с заработной платой бюджетного сектора.

В автономном округе будет продолжена работа по переходу и внедрению механизма «эффективного контракта». Повышение оплаты труда должно быть обусловлено кардинальным повышением эффективности оказания государственных и муниципальных услуг, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от качества оказываемых государственных и муниципальных услуг. При этом в отношении каждого работника уточняются и конкретизируются его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, устанавливается размер стимулирующих выплат за их выполнение, условия осуществления выплат стимулирующего и компенсационного характера излагаются в форме, понятной работнику учреждения и работодателю и исключающей неоднозначное толкование этих условий.

В целях повышения эффективности использования средств бюджета в сфере государственного управления необходимо провести мероприятия по оптимизации состава и полномочий исполнительных органов государственной власти автономного округа, централизации учетных процедур, за счет определения необходимых и устранения избыточных функций, а также сокращения дублирования функций и полномочий, что позволит сконцентрировать средства окружного бюджета на приоритетных направлениях, повысить результативность, адресность и целевой характер в использовании бюджетных средств. При этом следует постоянно контролировать оптимальный состав функций исполнительных органов государственной власти автономного округа.

Кроме того, актуальным становится внедрение показателей оценки эффективности и результативности деятельности государственных гражданских служащих, направленное на повышение заинтересованности в результатах и качестве работы. Оценка результативности деятельности государственных гражданских служащих будет проводиться с целью повышения прозрачности служебной деятельности, что будет достигнуто путем увязки показателей результативности деятельности с уровнем оплаты труда. Разработка показателей оценки эффективности и результативности деятельности гражданских служащих будет осуществлена на основе анализа соотношения финансовых и трудовых ресурсов с выполняемыми функциями, что приведет к повышению эффективности управления.

Другим важным моментом реформирования в данной области является оптимизация бюджетных расходов на содержание государственного аппарата и внедрение механизмов, сдерживающих увеличение численности гражданских служащих.

Помимо сдерживания роста численности органов государственной власти автономного округа, особую роль приобретает направление, связанное с внедрением механизмов совершенствования системы материальной мотивации государственных гражданских служащих.

Для этого необходимо обеспечить совершенствование системы оплаты труда государственных гражданских служащих с последующим изменением структуры фонда оплаты труда в сторону увеличения доли стимулирующих выплат, а также применить принципы «эффективного контракта» в отношении каждого работника, исходя из необходимости определения оклада в зависимости от качества и количества выполняемой работы.

Одновременно с этим в очередном финансовом году планируется сократить численность государственных гражданских служащих и работников исполнительных органов государственной власти автономного округа на 10%. Рекомендовать Законодательному Собранию автономного округа, Избирательной комиссии автономного округа, Счетной палате автономного округа принять аналогичные решения в отношении работников данных органов.  

Повышение эффективности расходов окружного бюджета невозможно без дальнейшего совершенствования системы организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд. Стоит отметить, что Федеральный закон № 44-ФЗ не является полноценным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов.

В этой связи в предстоящем бюджетном цикле необходимо совершенствовать механизмы контроля за соблюдением требований законодательства в сфере закупок, а также за исполнением условий контрактов. В 2016 году следует подготовить соответствующую правовую базу, позволяющую с 01 января 2017 года осуществлять контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ.

Также важным направлением развития системы организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд является повышение уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок.

Кроме того, следует создать условия для обеспечения системного подхода при планировании закупок и их осуществлении, исходя из необходимости реализации мероприятий, направленных для достижения конкретных целей.

В целях обеспечения исполнения контракта применяется механизм по внесению поставщиком денежных средств на указанный заказчиком счет. Такой счет открыт департаменту финансов автономного округа в Расчетно-кассовом центре города Салехард для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств окружного бюджета.

В 2016 году планируется наделение департамента финансов автономного округа  полномочием по перечислению остатков средств на счете  для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств окружного бюджета, в окружной бюджет для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении окружного бюджета.

Такая мера позволит повысить ликвидность счета окружного бюджета, при этом не препятствуя своевременному проведению кассовых выплат за счет средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств окружного бюджета.

Вместе с тем в 2016 году планируется внедрение механизма «бюджетного аккредитива» – перечисления межбюджетных трансфертов из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в автономном округе под фактическую потребность получателей средств бюджетов муниципальных образований в автономном округе на дату совершения платежа в качестве одной из мер, направленных на повышение ликвидности счета окружного бюджета.

Механизм «бюджетного аккредитива» предусматривает:

- осуществление расходов получателя средств бюджета муниципального образования в автономном округе под фактическую потребность, не увеличивая при этом время исполнения представленного им платежного документа;

- сокращение неиспользованного остатка межбюджетных трансфертов в течение финансового года и на конец финансового года в бюджетах муниципальных образований в автономном округе;

- сокращение периода поступления целевых средств в доход бюджета муниципального образования в автономном округе.

Внедрение механизма «бюджетного аккредитива» в отношении перечисления межбюджетных трансфертов из окружного бюджета будет возможно при продлении на 2016 год полномочий территориального органа Федерального казначейства по осуществлению на основании решений главных распорядителей средств окружного бюджета в соответствии с законом об окружном бюджете полномочия получателя средств окружного бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из окружного бюджета в местный бюджет в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты, в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Перечень межбюджетных трансфертов из окружного бюджета в бюджеты муниципальных образований в автономном округе в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в 2016 году осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета муниципального образования в автономном округе, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты, предполагается утвердить правовым актом Правительства автономного округа.

Важным направлением бюджетной политики автономного округа является совершенствование системы межбюджетных отношений. Главной задачей, стоящей перед органами государственной власти автономного округа в данном направлении, является дальнейшее укрепление экономического потенциала местного самоуправления.

Стоит отметить, что в структуре расходов окружного бюджета традиционно стабильна высокая доля нецелевой финансовой помощи в виде дотаций, что свидетельствует о значительной финансовой самостоятельности органов местного самоуправления даже с учетом их общей высокой зависимости от окружного бюджета.

Реализованное в предыдущем бюджетном цикле нововведение по закреплению критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований в автономном округе, исходя из величины которого должен определяться объем дотаций на выравнивание их бюджетной обеспеченности, а также правило о неснижении дотаций местным бюджетам по сравнению с объемом, уже утвержденным законом об окружном бюджете на плановый период, дало возможность органам местного самоуправления формировать местные бюджеты на основе предсказуемости доходных источников, что, безусловно, является положительным направлением развития муниципальных финансов автономного округа.

Основным ориентиром в укреплении финансовой самостоятельности местного самоуправления будет являться обеспечение сбалансированности местных бюджетов при соблюдении принципа вертикальной сбалансированности по уровням бюджетной системы.

При этом бюджетная политика в 2016 году в области межбюджетного регулирования будет направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в автономном округе, при которой существуют стимулы для проведения работы, направленной на рост собственной доходной базы местных бюджетов.

Одним из ключевых направлений совершенствования межбюджетных отношений становится консолидация субсидий. Наличие большого числа субсидий, дробление их на узкие направления, где основной акцент делается на целевое расходование бюджетных средств, лишает муниципальные образования в автономном округе маневров перенаправления экономии на иные приоритетные расходные обязательства в соответствующей сфере.

Финансирование соответствующих направлений можно было бы осуществлять путем предоставления широкоцелевой субсидии или дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с погружением в нее ряда «мелких», разрозненных и узкоориентированных трансфертов. Это будет способствовать не только повышению эффективности бюджетных расходов, но и гармонизации системы межбюджетных отношений в целом.

В этой связи главным распорядителям бюджетных средств, в ведомственной структуре расходов которых предусматривается предоставление межбюджетных субсидий, необходимо проанализировать направления расходов, по которым предусматриваются межбюджетные субсидии, и представить свои предложения по их консолидации.


Информация по документу
Читайте также